Никольский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Казачий собор святителя Николая Чудотворца города Омска

Телефон: (3812) 31-57-48

Никольская казачья церковь (собор с 1916 года) заложена 15 мая 1833 года. Это самый старый храм в Омске и является единственным уцелевшим в годы советской власти войсковым храмом. Главный престол был освящен 16 сентября 1843 г. Храм построен на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан города. В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова (1769-1848гг.), автора многочисленных построек в С.-Петербурге и Москве. В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска. Строительство продолжалось до июня 1840 г. Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. В июне 1840 г., несмотря на недоделки, храм был освящен протоиереем Дмитрием Пономаревым. Три престола собора были посвящены святому Николе Чудотворцу, Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. К церкви были приписаны две деревянные часовни Черемуховского и Новых посёлков. В сентябре 1897 г. при Казачьем Никольском соборе была открыта четырёхклассная школа для девочек. В приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (муж. и жен.), Никольское мужское и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом. Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме.

В 1883 г. из Березова, уездного города Тобольской губернии, в собор было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович (Николай II), Л. Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л. Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева.

В 1921 году «Община христиан православного вероисповедания» при соборе лишилась права владения зданием и занимала его на правах договора на пользование. Одновременно властями неоднократно проводились конфискации ценностей. В ноябре 1928 года городской совет принял решение передать здание под «культурные нужды». Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку колокола, на трапезной и притвором надстроены два этажа. В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр «Победа». В 1960 году собор хотели снести – спасли его протесты интеллигенции. С 1966 года здание находилось в запустении. В конце 70-х в начале 80-х годов были проведены реставрационные работы. С 1983 года здесь разместился зал органной и камерной музыки. С 1991 года благодаря молитвам и трудам Высокопреосвященнейшего Владыки Феодосия здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омско-Тарской епархией. В 1998 г. по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орган переместили в здание бывшего кинотеатра. С июня 1998 года собор передали Омско-Тарскому епархиальному управлению. В настоящее время собор живёт полной духовной жизнью: в нём ежедневно служится Божественная Литургия, совершаются Таинства и различные православные обряды.

ОМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР

Омский Никольский войсковой казачий собор, 14 июля 2009. Фото с сайта sobory.ru

Омский войсковой казачий собор во имя святителя Николая Чудотворца Омской епархии

  • Престол: свт. Николая Чудотворца (главный); свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (правый) [1]; вмч. Георгия Победоносца (левый) [1]
  • Адрес: Россия, г. Омск, ул. Ленина, 27
  • Тел.: (3812) 31-57-48
  • Официальный сайт: http://nikolo-kazachi-sobor.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Самый старый храм в Омске, единственный уцелевший в годы советской власти войсковой храм города.

    Церковь была заложена 15 мая 1833 года на площади Казачьего форштадта, напротив войскового казачьего училища. Строилась на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и старанием разных войсковых командиров.

    26-27 мая 1840 года протоиереем Димитрием Пономарёвым были освящены приделы теплой церкви – Георгиевский и Симеоно-Аннинский.

    16 сентября 1843 года главный престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца.

    В 1840 году причт был назначен в составе священника, диакона и причетника. С 13 марта 1861 года причт должен был состоять из двух священников, диакона, дьячка и пономаря. По ходатайству епархиального начальства, в 1900 году Св. Синодом был открыт третий штат из одного священника и псаломщика.

    В сентябре 1897 года при храме была открыта четырёхклассная школа для девочек. По сведениям 1900 года, школа помещалась, за неимением собственного здания, в доме казака Константина Федорова. Здание для школы было построено в 1903 году из леса бесплатно отпущенного Войсковым хозяйственным управлением Сибирского казачьего войска. В начале 1910-х годов при школе было две учительницы, пение преподавал бесплатно псаломщик.

    Омский Никольский войсковой казачий собор, фотография нач. XX в.

    В приходе церкви находился также войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (мужское и женское), Никольское мужское училище и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом.

    11 декабря 1903 года было открыто церковно-приходское попечительство.

    Прихожанами храма были казаки Омска и окрестных сел. В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович, П.А. Столыпин, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л.Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева.

    Протоиерей Павел Подбельский и священник Леонид Покровский в 1907 году обращались с просьбой о возведении церкви в статус собора, но получили отказ.

    В 1914 году при храме открыли Никольский детский приют для горожан и казаков. В нем оказывали помощь и приходящим детям.

    24 октября 1915 года, при епископе Сильвестре (Ольшевском), было учреждено Приходское Братство во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца.

    В 1916 году храму был присвоен статус соборного.

    В советское время

    Вывоз колоколов Омского Никольского войскового казачьего собора, январь 1930 г. Газета “Рабочий путь”, фотогр. Горохов

    В 1920 году имущество собора было национализировано. Был арестован и расстрелян священник собора о. Сергий Дмитревский.

    3 ноября 1921 года с “Общиной христиан православного исповедания при Омском Никольском соборе” был заключен договор на пользование зданием церкви. В этом же году государством производились конфискации храмовых ценностей.

    Уже на следующий год возникли проблемы с регистрацией общины и предоставлением ей помещения, так как группа “Живая церковь” пыталась взять в аренду все церкви города и местное политическое руководство поддерживало живоцерковников.

    В 1923 году было произведено очередное “изъятие ценностей в пользу голодающих” – серебряные ризы и другие предметы. Упоминается церковная библиотека из 500 книг. Знамена воинских частей, находившихся в храме, были переданы музею. В октябре того же года убили двух прислужниц-монахинь.

    28 марта 1924 года “излишки” изымались милиционером I отделения Грабежовым.

    18 апреля того же года договор с общиной был расторгнут, а церковные облачения и другие предметы переданы во временное пользование в Ильинскую церковь.

    В мае собор был передан живоцерковникам.

    Архиепископ Омский Виктор (Богоявленский) неоднократно предпринимал попытки добиться от властей возвращения церкви, которую хотел сделать кафедральной, однако безуспешно.

    Архив Никольского собора в 150 томах и библиотека находились в подвале церкви, они почти полностью утрачены. Серебро было сдано в Омгубфинотдел. Разграбленный храм пустовал, а община, состоящая в 1927 году из 31 человека, не имела помещения.

    В сентябре 1928 года выяснилось, что в церкви устроен притон: все изорвано, поломано, разбросано, разграблено.

    В ноябре того же года городской совет принял решение передать здание под “культурные нужды”.

    16 января 1929 года это решение было подтверждено Окрисполкомом.

    10 января 1930 года Омский окружной административный отдел получил сообщение, что ВЦИК утвердил закрытие Никольского казачьего собора. В середине января того же года были сняты церковные колокола. Имущество, в первую очередь, иконы, бесследно исчезло. Кровля купола и колокольня разобраны, а над трапезной и притвором надстроен третий этаж.

    Здание Омского Никольского войскового казачьего собора, занятое кинотеатром “Победа”. Фотогр. 1940-х гг.

    В разные годы здесь размещались клуб “Строитель”, управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр “Победа”.

    В 1960 году собор хотели снести – спасли его протесты интеллигенции.

    С 1966 года здание находилось в запустении.

    В 1970 году появилось решение горисполкома о сносе здания Никольской церкви. Председателем горисполкома тогда был В.И. Бухтияров, а его заместителем Н.Г. Грицевич. Они опирались на заключение научных работников СибАДИ, утверждавших, что здание в аварийном состоянии и эксплуатировать его невозможно. Против разрушения храма выступили художник К. Щекотов, заведующий отделом культуры горисполкома В. Чернышев, управляющий трестом Б. Карасиков и архитектор М.М. Хахаев.

    В конце 1970-х – начале 1980-х годов были проведены реставрационные работы.

    С 1983 года в храме находился орга́н.

    Новейшая история

    С 1991 года здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омской епархией. В нем проходили миротворческие, межкофессиональные и другие конференции, благотворительные концерты, круг Сибирского казачьего войска, работала воскресная религиозно-нравственная школа. 28 марта 1992 года в соборе состоялось учредительное собрание Омского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры.

    В 1998 году по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орга́н переместили в здание бывшего кинотеатра.

    В июне этого же года собор передали Омскому епархиальному управлению.

    Архитектура и внутреннее убранство

    В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова, автора многочисленных построек в Санкт-Петербурге и Москве. В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев.

    Храм кирпичный, одноэтажный, в форме “корабля”. Высота до основания шпиля колокольни – 24 м, до креста – 33,5 м. Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом. Колокольня – двухъярусная, нижний ярус квадратный в плане с арочными проемами, верхний ярус звона восьмигранный с арочными проемами. Венчает колокольню высокий шпиль с крестом.

    Новый иконостас собора выполнен по проекту В.Н. Гульченко бригадой резчиков под руководством В.Л. Малых. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Д.Н. Фофиных, Т. Голубевой, А. Костылёвым, В. Ходыкиным, Д. и Н. Непобедимы.

    Статистика

    • 1840 – 2184 человек
    • 1895 – 4 поселка, 4200 человек в приходе (1975 м.п., 2225 ж.п.)
    • 1900 – 3 поселка (Захламинский, Новый и Черемуховский), 1786 прихожан (868 м.п., 918 ж.п.), старообрядцевбеспоповского толка – 9 человек, “население относится к ним безразлично, а со стороны самих раскольников никаких поползновений к пропаганде не замечается” [2]
    • 1914 – 3538 человек в приходе (1637 м.п., 1901 ж.п.), из них в городе – 2594 человека, в пос. Новом – 613 человек, в пос. Черемуховском – 349 человек; старообрядцев беспоповского толка – 3 человека.
    • 1922 – 119 человек
    • 1927 – 31 человек
    • 1928 – 50 человек

    Святыни и древности

    Святыни

    в синодальный период

    в настоящее время

    Знамя Ермака

    Копия одной из сторон легендарного знамени Ермака. Никольский казачий войсковой собор г. Омска.

    В 1883 году из собора города Березова Тобольской губернии в храм было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков.

    С виду знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка. На одной его стороне был изображен вмч. Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием. По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных “батыров”. Вид всадника разящего змея, заставил броситься в бегство хана, а за ним и всех кучумовцев.

    В начале 1918 года в период разгула большевиков атаман Б.В. Анненков, желая привлечь на свою сторону сибирских казаков, пребывавших в смятении от перемены власти, совершил дерзкую акцию. Со своим партизанским отрядом, располагавшимся в станице Захламинской (тогда за пределами города) он ворвался в центр Омска, где хозяйничали красные, и спас из Никольского собора боевые святыни: знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях, с развивающимся знаменем в руках Анненков увел свой отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи, откуда вскоре вернулся, чтобы стать во главе одной из активных сил антибольшевистского подполья в Сибири. В декабре атаман вернул Сибирскому казачьему войску знамя дружины Ермака. Реликвия была перенесена из войсковой управы в Никольский собор. После падения правительства А.В. Колчака некому было повторить отчаянный поступок героического атамана, и знамя, по всей видимости, было поругано и уничтожено большевиками.

    К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного знамени Ермака, которая ныне хранится в Никольском войсковом казачьем соборе.

    Настоятели

    Приписные храмы и часовни

    • Всех святых, кладбищенский храм (до 1895?)
    • Димитрия Солунского, храм в п. Захламинском (по свед. 1900)
    • Петра и Павла, часовня в п. Новом
    • Казанской иконы Божией Матери, часовня в п. Черемуховском

    Литература

    • Циммерман Э. По великой Сибирской железной дороге // Вестник Европы. – 1903. – № 1. – С. 126.
    • Правительственный вестник. – 1918. – июль; 1919. – июль.
    • Заря. – 1918. – 26 окт.
    • Заря. – 1919. – 13 мая.
    • Рабочий путь. – 1930. – 11 янв., 2 марта.
    • Новый путь. – 1934. – 8 сент.
    • Шухов И. Картины старого Омска // Омский альманах. Кн. 5. – Омск, 1945. – С. 82-87.
    • Лебедева Н.И. Никольская войсковая казачья церковь // Вестник культуры: Пресс- бюллетень. – 1991. – № 1. – С. 1, 7.
    • Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. – 1993 г. – № 2. – С. 99-102.
    • Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XVIII – начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. – Омск, 1995. – С. 99-100.
    • Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века (На материалах Омского Прииртышья). дисс. на соиск. ученой степени кандидата исторических наук. – Омск, 2000.

    Использованные материалы

    • Страницы официального сайта собора
      • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/history
      • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/moshi-sviatih
      • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/kovcheg
      • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/abalakskaia
    • Лебедева Н.И. Никольская казачья церковь (собор с 1916 г.) в г. Омске.
      • http://newasp.omskreg.ru/hramy/Omsk/niksob.htm#a
    • Лосунов А. Свято-Никольский Казачий собор. Страницы истории.
      • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/articles/sobor-life-article/3. ory
    • Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1895 год, с. 118.
    • Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. – Омск, 1900, с. 44-46.
    • Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. – Омск: Типография “Иртыш”, 1914, с. 19-21.

    [1] По сведениям дореволюционных источников

    Свято-Никольский Казачий собор в Омске

    Омск: полезная информация

    • Информация о городе
    • Карта Омска
    • Куда сходить
      • Достопримечательности (32)
      • Парки (7)
      • Зоопарки (2)
      • Парки развлечений (2)
      • Храмы, соборы, мечети (6)
      • Театры (10)
      • Аэропорты (1)
      • Музеи (5)
      • Спортивные сооружения (1)
      • Автовокзалы (1)
      • Фонтаны (1)
      • Мосты (1)
      • Озера (1)
      • Речные вокзалы (1)
    • Забронировать отель в Омске
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Омска
    • Советы об Омске
    • Экскурсии в Омске

    Автобусост. «Детский Мир», № 16, 20, 24, 28, 32, 33, 45, 46, 49, 51, 62, 63, 69, 70, 73, 79, 95, 109 и 110.
    Троллейбусост. «Детский Мир», № 4, 12, 16.
    Маршрутное таксиост. «Детский Мир», № 19, 31H, 39, 51н, 64, 201, 214, 225, 302, 304, 307, 319, 323, 331, 335, 346, 350, 359, 394, 399, 410, 414, 424, 430, 434, 550 и 903.

    Никольский Казачий собор (или Свято-Никольский Казачий собор) — один из старейших сохранившихся соборов Омска, находится в центрального округе города, на улице Ленина.

    Строительство храма началось в 1833 году, престол был освящен 10 лет спустя. Храм был построен главным образом на пожертвования войска сибирского казачества, от чего и берет свое название. Главным архитектором собора является Василий Петрович Стасов — одним из основоположников русского ампира, автор многочисленных проектов в Москве и Санкт-Петербурге.

    Казаки были первыми людьми, исповедующими православие в Сибири. Самым почитаемым среди казаков был Святитель Николай, поэтому большинство храмов на территории Сибири воздвигалось именно этому святому. Никольский Казачий собор в Омске является духовным центром всего Сибирского казачества.

    Сейчас в соборе каждый день проходят служения, совершается Божественная литургия, проходят таинства, действует большой церковный хор.

    С сентября 2012 года при Никольском Казачьем соборе работает воскресная школа для детей.

    История собора

    Строительство Свято-Никольской Казачьей церкви в Омске началось в 1833 году и осуществлялось главным образом на пожертвования казаков. Храм с тремя престолами и с основанием в виде вытянутого прямоугольника, украшенными портиками входами возведен по проекту архитектора В. П. Стасова.

    Омский Свято-Никольский храм освящен в 1840 году, статус собора получил только в 1916 году. Прихожанами в основном были омские казаки.

    Ценную реликвию, историческое знамя с ликом Дмитрия Солунского, собор получил в 1883 году. В годы гражданской войны знамя оказалось утрачено, и сейчас в храме находится копия, созданная по заказу горадминистрации в 1996 году.

    В советское время в помещениях собора находились различные учреждения, затем на протяжении нескольких лет он был в запустении.

    Первые реставрационные работы в Свято-Никольском Казачьем соборе Омска начались в конце 1970-х годов. В обновленном помещении в 1983 году удалось разместить органный зал. Полная передача собора епархии состоялась в 1998 году, в том же году орган по настоянию верующих перевезли в другое здание.

    Архитектурные особенности и убранство

    Никольский Казачий собор был возведен на площади напротив училища Сибирского казачьего войска, сейчас собор окружен небольшим парком, а рядом с ним находится Омская филармония. Строительство храма продолжалось несколько лет. В основании собор представляет собой вытянутый прямоугольник с тремя входами, которые оформлены в стиле ампир в виде дорических портиков с колоннами.

    Высота церкви вместе с крестом — 33,5 метра.

    В наши дни убранство храма имеет некоторые отличия от исторического: новый золоченый иконостас выполнен омскими резчиками, иконы написаны в мастерской при епархии.

    Две главные иконы собора — икона Преподобного Серафима Саровского и икона Святителя Феодосия Черниговского с частицами мощей этих святых — расположены в специальных нишах по обеим сторонам от центрального иконостаса. В Никольском Казачьем соборе также имеется ковчег с частицами святых мощей, среди которых Преподобный Сергий Радонежский, Святитель Филарет Московский, Великомученик Георгий Победоносец, Преподобного Максима Грека и др.

    Как добраться

    Добраться до Никольского Казачьего собора на общественном транспорте очень просто: рядом с собором находится остановка «Детский мир», через которую проходит большое количество различных маршрутов. Расстояние от остановки до собора — 350 метров.

    Вам подойдут следующие маршруты городского наземного транспорта:

    • автобусы № № 16, 20, 24, 28, 32, 33, 45, 46, 49, 51, 62, 63, 69, 70, 73, 79, 95, 109 и 110
    • троллейбусы № № 4, 12 и 16
    • маршрутные такси № № 19, 31H, 39, 51н, 64, 201, 214, 225, 302, 304, 307, 319, 323, 331, 335, 346, 350, 359, 394, 399, 410, 414, 424, 430, 434, 550 и 903.

    Никольский Казачий собор находится в непосредственной близости от Иртышской набережной — главного прогулочного маршрута в Омске и популярного места отдыха горожан и туристов.

    Для заказа автомобиля в Омске вы можете воспользоваться приложениями местных служб такси: например, «Лидер», Rutaxi или такси «Maxim».

    Никольский Казачий собор на панорамах Google Maps: вид с перекрестка улиц Карла Маркса и Красных Зорь:

    Видео о реставрации Свято-Никольского Казачьего собора:

    Свято-Никольский казачий собор (Омск)

    Свято-Никольский казачий собор – православный собор в Омске.

    Содержание

    История

    Никольская казачья церковь (собор с 1916 года) заложена 15 мая 1833 года. Это самый старый храм в Омске и является единственным уцелевшим в годы советской власти войсковым храмом. Главный престол был освящен 16 сентября 1843 г. Храм построен на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан. В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова (1769-1848гг.), автора многочисленных построек в С.-Петербурге и Москве.

    В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска. Строительство продолжалось до июня 1840 г. Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. В июне 1840 г., несмотря на недоделки, храм был освящен протоиереем Дмитрием Пономаревым. Три престола собора были посвящены святому Николе Чудотворцу, Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице.

    Собор представлял собой вытянутый прямоугольник. Высота до основания шпиля колокольни 24 м, до креста – 33,5 м. Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом. Прихожанами собора были казаки Омска и окрестных сел. К церкви были приписаны две деревянные часовни Черемуховского и Новых посёлков. В сентябре 1897 г. при Казачьем Никольском соборе была открыта четырёхклассная школа для девочек. В приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (муж. и жен.), Никольское мужское и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом. Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме.

    В 1883 г. из Березова, уездного города Тобольской губернии, в собор было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков. С виду Знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка. На одной его стороне был изображен Святой Великомученик Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием. По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков Знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных “батыров”. Вид Всадника разящего змея, заставил броситься в бегство хана, а за ним и всех кучумовцев.

    В начале 1918 года в период разгула большевиков атаман Б.В. Анненков, желая привлечь на свою сторону сибирских казаков, пребывавших в смятении от перемены власти, совершил дерзкую акцию. Со своим партизанским отрядом, располагавшимся в станице Захламинской (тогда за пределами города) он ворвался в центр Омска, где хозяйничали красные, и спас из Войскового Казачьего собора боевые святыни: Знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях, с развивающимся Знаменем в руках Анненков увел свой отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи, откуда вскоре вернулся, чтобы стать во главе одной из активных сил антибольшевистского подполья в Сибири. В декабре атаман вернул Сибирскому казачьему войску Знамя дружины Ермака. Реликвия была перенесена из войсковой управы в Казачий Никольский собор. После падения правительства А.В. Колчака некому было повторить отчаянный поступок героического атамана, и Знамя, по всей видимости, было поругано и уничтожено большевиками.

    В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович (Николай II), Л. Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л. Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева.

    В 1921 году «Община христиан православного вероисповедания» при соборе лишилась права владения зданием и занимала его на правах договора на пользование. Одновременно властями неоднократно проводились конфискации ценностей. В ноябре 1928 года городской совет принял решение передать здание под «культурные нужды». Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку колокола, на трапезной и притвором надстроены два этажа. В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр «Победа». В 1960 году собор хотели снести – спасли его протесты интеллигенции. С 1966 года здание находилось в запустении. В конце 70-х в начале 80-х годов были проведены реставрационные работы. С 1983 года здесь разместился зал органной и камерной музыки. С 1991 года благодаря молитвам и трудам Высокопреосвященнейшего Владыки Феодосия здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омско-Тарской епархией. К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного Знамени Ермака, которая ныне хранится в Свято-Никольском Казачьем соборе. В 1998 г. по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орган переместили в здание бывшего кинотеатра. С июня 1998 года собор передали Омско-Тарскому епархиальному управлению.

    8 августа 2004 года в связи с празднованием 288-летия Омска, был осуществлен вынос святыни Сибирского Казачьего войска – Знамени Ермака из Свято-Никольского Казачьего собора. Собравшиеся на это мероприятие представители Омского Казачества отдали дань памяти и уважения Символу боевой памяти предков, положивших жизни во славу Святой Руси и Православной Веры. И вот восстановленный Символ побед Сибирского Казачьего войска, расправленный под яркими лучами солнца объединил представителей омского казачества. Напомнил всем, что где бы и когда не оказывались казаки, они не забывали, что должны быть едины в своем порыве верой и правдой служить Великой России. И святой долг каждого казака превознести и приумножить славу своих героических предков, раздвинувших рубежи Империи от Океана до Океана.

    Современное состояние

    Сегодня внутреннее убранство храма кардинально отличается от былого. Он имеет прекрасный иконостас, выполненный по проекту Гульченко Василия Николаевича бригадой резчиков под руководством Малых Владимира Леонидовича. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Великолепные храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Фофиных Дмитрием Николаевичем, Голубевой Татьяной, Костылёвым Артуром, Ходыкиным Владимиром, Дионисием и Наталией Непобедимы. Собор живёт полной духовной жизнью: в нём ежедневно служится Божественная Литургия, совершаются крещения, венчания.

    При храме действует православный клуб «Десантник».

    Знамя Ермака

    Копия одной из сторон легендарного знамени Ермака. Никольский казачий войсковой собор г. Омска.

    В 1883 году из собора города Березова Тобольской губернии в храм было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков.

    С виду знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка. На одной его стороне был изображен вмч. Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием. По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных “батыров”. Вид всадника разящего змея, заставил броситься в бегство хана, а за ним и всех кучумовцев.

    В начале 1918 года в период разгула большевиков атаман Б.В. Анненков, желая привлечь на свою сторону сибирских казаков, пребывавших в смятении от перемены власти, совершил дерзкую акцию. Со своим партизанским отрядом, располагавшимся в станице Захламинской (тогда за пределами города) он ворвался в центр Омска, где хозяйничали красные, и спас из Никольского собора боевые святыни: знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях, с развивающимся знаменем в руках Анненков увел свой отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи, откуда вскоре вернулся, чтобы стать во главе одной из активных сил антибольшевистского подполья в Сибири. В декабре атаман вернул Сибирскому казачьему войску знамя дружины Ермака. Реликвия была перенесена из войсковой управы в Никольский собор. После падения правительства А.В. Колчака некому было повторить отчаянный поступок героического атамана, и знамя, по всей видимости, было поругано и уничтожено большевиками.

    К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного знамени Ермака, которая ныне хранится в Никольском войсковом казачьем соборе.

    Святыни

    • Мощи преподобного Серафима Саровского
    • Мощи святителя Феодосия Черниговского
    • Ковчег с частицами мощей тринадцати угодников Божьих ( http://nikolo-kazachi-sobor.ru/index.php/our-sobor/kovcheg подробнее)
    • Абалакская икона Божией Матери
    • Икона святителя Иоанна Тобольского

    Престольные праздники

    Святителя Николая Чудотворца – 19 декабря, 22 мая

    Свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы – 16 февраля, 10 сентября

    Вмч. Георгия Победоносца – 6 мая

    Как добраться

    Адрес: Россия, г. Омск, ул. Ленина, 27

    Телефон: (3812) 31-57-48

    Паломнику

    Видео




    Православные иконы и молитвы

    Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

    Успенский кафедральный собор в Омске

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Свято-Успенский кафедральный собор в Омске на сегодняшний день является наиболее посещаемым действующим храмом, располагающимся в центральной части города на площади Соборной. Молельня относится в одной из главных городских достопримечательностей, которая возведена в честь Небесной Царицы. Однако несмотря на довольно сложную историю представленного храма, он и сейчас у своих стен собирает тысячи верующих людей. В описанной ниже статье вы сможете более подробно узнать об истории строительства молельни, хранимых в ней святынях и не только.

    История Успенского собора Омска

    Началась история храма в конце 19 века, проект для которого разработал Виррих Эрнест, прославившийся созданием проектирования главных улиц в Санкт-Петербурге. Летом 1891 г. был заложен первый камень под основание будущей богомольни, а до этого периода около 13 лет только велись все необходимые подготовительные работы.

    Храм изначально начали возводить на средства из фонда православного муниципального союза, а также из собранных пожертвований, именно за счет этого строительные работы были затянуты на долгие годы.

    Следует отметить, что при создании чертежа сооружения за основу был взят известный Санкт-Петербургский храм Спаса на Крови. Однако, что немаловажно Омская молельня не является точной его копией, а имеет полностью переработанный собственный облик. Во время проведения строительных работ было использовано свыше 30 разновидностей кирпича благодаря чему во многом сооружение стало уникальным.

    В кафедральном храме совмещен целый ряд наиболее лучших идей византийского, а также традиционного народного стилей. Именно в таком образе архитекторы того времени видели главные государственные молитвенные сооружения.

    Эрнест взял из византийской архитектуры луковичные главы, а вот из русской – кокошники декоративные, шатровые крыльца, дыньки, обрамление наличников и арок и многое другое.

    Открылась молельня для прихожан в 1898 г., а на прилегающей храмовой территории в последующие несколько лет были выстроены, приходская школа, площадки для детей, и даже несколько училищ.

    Чудотворные образы и святыни Божьего храма

    Во времена 19-го века самой главной составляющей храма являлся лик Анны Кашинской, известной среди местных жителей, как благочестивая княгиня. В основании рамки были помещены частицы мощей праведницы.

    Также следует отметить, что сами божественные образы тех времен требуют отдельного внимания к себе. Митрополит Андроник в начале 1910 г. привез с собой из Новгорода довольно большое количество чудотворных ликов, среди которых присутствовали:

    • божественный образ Пречистой Девы;
    • икона Великомученицы Варвары;
    • лик Святой Ефросинии и не только.

    При этом каждый чудотворный образ содержал мощи богоугодников. Главной же святыней храма в настоящее время считается ковчег с частичками одежды и тела архиеп. Сильвестра. В 2009 г. мощи были перемещены в нижний ярус молельни (пещерная церковь).

    Также время от времени привозятся в Успенский собор Омск мощи Пантелеймона святого целителя, а в имеющийся храмовый иконостас был включен лик Богоматери Казанской с личной подписью его духовенства Алексея II.

    Расписание богослужений Успенского собора в Омске, адрес

    В Омском кафедральном храме богослужения проводятся ежедневно. Ежедневными (проводимыми в 15:00) помимо этого, считаются молебельные песнопения у ковчега с мощами священномученика Сильвестра.

    Собор находится по адресу: город Омск, улица Интернациональная, дом 12.

    • тройлллебусом № 2, 8, и 4 до ост. «КДЦ им. Маяковского»;
    • до остановки «КДЦ им. Маяковского» ходят и автобусы в основном № 20, 23, 28, 59, 63, 78, 95, 110, 903;
    • до ближайшей к храму остановке ходят маршрутки № 94, 212, 275, 307, 323, 346, 387, 419, 500, 514.

    Свято-Никольский мужской монастырь

    В Никольском храме имеются и святыни. Это частицы мощей святителя Николая, блаженной Матроны Московской, праведного Феодора Ушакова, Киево-Печерских святых, преподобного Феодора Томского. В алтаре хранится уникальная реликвия — ковчег с двумя крошечными частицами Креста Господня, а подлинность реликвии подтверждает верительная грамота 1782 года с гербовой печатью католического епископа.

    Интересна история появления в храме сибирского монастыря иконы Иоанна Крестителя. Около ста лет этот образ пребывал в Иерусалиме. Матушка Серафима, которая работает в церковной иконной лавке, побывала в женском русском монастыре на Елеонской горе. Там реставрировали часовню, снимали с киотов иконы, написанные на холсте, чтобы заменить их на новые, присланные из Москвы. Она попросила одну из них для Омска. Ей разрешили её взять. Скатав холст в свиток, матушка привезла его в далёкую Сибирь. Случилось это в 2015 году. Пребывание данного образа в монастыре есть напоминание о духовной связи Святой земли с Сибирью.

    Большинство храмовых икон было первоначально пожертвовано друзьями настоятеля игумена Виталия, а также прихожанами-селянами. Так одна из прихожанок принесла небольшую икону Святителя Николая, которая, по её словам, хранилась в храме до дня его закрытия. Многие иконы по стилю написаны весьма разнообразно. Имеются Святые образы северного письма, украинского и «фряжского». В алтаре имеются три иконы, пришедшие в Никольский храм из одного из северных храмов и несколько икон в окладах XIX в. Самым интересным и наиболее почитаемым у прихожан образом является двухсторонняя выносная Богородичная икона. С одной стороны её имеется лик Казанской Божией Матери, а с другой — Знамение. Предполагают, что сей Образ, датировку которого следует отнести к XIX в., был написан мастерами-иконописцами Северной России. Практически все обновившиеся образы — это дар приходу отца Германа Петровского, проживающего в Финляндии. Образ Святого Георгия Победоносца, написанный в европейской манере, был подарен Никольскому храму Анатолием и Константином Морозовыми. Образы Святителя Николая Угодника и Апостолов Иоанна Богослова и Матфея были приобретены для монастырского храма в Омске, причём две последние иконы омские искусствоведы относят к Академической школе. Образ же Святителя Иннокентия Иркутского очень необычен по своей технологии исполнения, поскольку лик Иркутского Святителя выполнен на металле. А три иконы украинского письма отличаются яркостью красок и своею праздничностью: к таковым мы можем отнести иконы Божией Матери Троеручицы, Облачное Успение Пресвятой Богородицы, а также Образ с девятью клеймами. Омский искусствовед Н. И. Лебедева, в своё время высказала предположение, что все эти иконы попали к нам в Западную Сибирь с украинскими переселенцами.

    Ковчег с частицей Животворящего Креста Господня Икона с частицей мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Ковчег с мощами преподобных Киево-Печерских отцов Ближних (прп. Антония) и Дальних (прп. Феодосия) пещер Икона с частицей мощей святого праведного Феодора Томского Икона с частицей мощей блаженной Матроны Московской Икона с частицей мощей святого праведного адмирала флота Российского, Феодора Ушакова Икона с частицей мощей преподобного Моисея Угрина Икона с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского Икона святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (Никола Можайский)

    Читайте также:  Троицкий храм Реутова: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться
Ссылка на основную публикацию