Нило-Столобенская пустынь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь

Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь

История

История монастыря в 16-17 веках

В 1528 году на остров Столобный, что на Селигере пришел Преподобный Нил Столобенский. Он прожил на острове в вере и молитве 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь. Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило—Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.

Начало XVII века для обители оказалось неблагоприятным. Сперва Россию постигли неурожаи и голод, а затем наступили тяжкие времена царствования Василия Иоанновича Шуйского и междуцарствия. В 1609 – 1610 годах близлежащие к монастырю селигерские земли и сам монастырь подверглись литовскому нашествию и разорению. При кончине первого настоятеля, последовавшей 22 февраля 1614 года, Нилова пустынь от неурожаев и грабежей совершенно не имела средств к существованию. В это время в ней были одна деревянная церковь, часовня с гробницей преподобного Нила, колокольня – «столб дубовый» с пятью малыми колоколами, шесть деревянных келий и житница. Образов в иконостасах было весьма мало, и те без окладов, богослужебные книги в основном рукописные и при этом только самые необходимые, а сосуды церковные – оловянные.

Но почти с самого основания монастыря под руководством настоятеля воспитывался достойный ему преемник. Это был незабвенный для монастыря инок Нектарий (Теляшин) – сын одного богобоязненного крестьянина Патриаршей Осташковской слободы. Он родился в 1586 году и еще в детстве поступил в обитель преподобного Нила, где, после двухлетнего обучения чтению, письму, закону Божию и правилам иноческой жизни, в первых годах XVII столетия принял пострижение, а впоследствии и рукоположение в священный сан иеромонаха.

Несмотря на свои молодые годы, иеромонах Нектарий настолько созрел духовно, что после смерти своего наставника и основателя обители – преподобного Германа, мог принять на себя тяжелое бремя управления монастырем. Своими благоразумными распоряжениями, своим умом и благочестивой подвижнической жизнью он обратил на себя и на обитель внимание новгородских архипастырей, боярина князя Б.М. Лыкова, в вотчине которого находился монастырь, и некоторых других знаменитых особ духовных и светских. Митрополит Новгородский Макарий в 1620 году возвел настоятеля о. Нектария в сан игумена, а обитель освободил от взноса церковной дани. Боярин Лыков даровал монастырю соседний остров Городомля и полуостров Святица (ныне Светлица), рыбную ловлю на Селигере, небольшую ругу хлебом, деньгами и церковной утварью и до конца своей жизни всячески покровительствовал монастырю.

Отец Нектарий, снискавший себе всеобщий почет и уважение, обратил на себя особое внимание и Царя Михаила Феодоровича, который благоволил ежегодно отпускать из своих царских доходов в монастырь некоторое количество хлеба, денег и съестных припасов. Эта царская руга была удержана за монастырем во все дальнейшие годы его существования. В 1636 году игумен Нектарий был посвящен в архиерейский сан и возведен на кафедру Архиепископа Сибирского и Тобольского, хотя не искал и не желал этого. Через три года, повинуясь завещанию своего духовного отца и наставника – преп. Германа, который заповедовал ему не покидать монастырь, и своему внутреннему влечению в мирную обитель, святитель Нектарий по собственному прошению был отпущен в Нилову пустынь.

Возвратившись обратно, святитель Нектарий через некоторое время опять принял монастырь в свое управление.При таких благоприятных условиях святитель постепенно построил новые и обновил старые здания монастыря. В 1622 году была возведена вторая деревянная пятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня построена около 1635 года новая, на месте часовни, что над гробницей преподобного Нила. Святитель устроил больничные и гостиные кельи, обнес монастырь оградой, а над воротами поставил новую восьмистенную колокольню, на которой были установлены часы с боем.

Им были заведены на Столобном острове два яблоневых сада в 500 деревьев и хлебопашество на ближних пустошах, а также построены две водяные мукомольные мельницы на речках Сороге и Сиговке. В правление святителя Нектария значительно пополнилась ризница обители. В Осташкове, а позднее в Новгороде и Москве открылись монастырские подворья.

Но особенно настоятель заботился о духовном росте братии монастыря. Для этого он собрал немалую по тем временам библиотеку, состоящую из книг преимущественно душеполезного содержания. Не упускал он удобного случая назидать братию как словом, так и примером своей строгой подвижнической жизни. Управляя Тобольской епархией, Архиепископ Нектарий прислал в монастырь вместе с книгой «Синодик» увещание братии проводить жизнь в трудах, посте, целомудрии и сокрушенных молитвах.

История монастыря в 18-19 веках

После обретения святых мощей преподобного Нила благоволение к монастырю царственных особ и государственных сановников вплоть до начала следующего столетия по-прежнему не уменьшалось. Благодаря богатым вкладам в казну монастыря и всевозможным пожертвованиям, задуманное святителем Нектарием возведение каменных зданий продолжалось его преемниками успешно. Но в начале XVIII века, в связи с новой государственной политикой по отношению к Церкви, монастыри попали в стесненные условия и не могли свободно развиваться. Строительство в Ниловой пустыни замедлилось, а число насельников сократилось.

1756 год ознаменовался радостным для монастыря событием. По благословению Св. Синода совершилось общецерковное прославление преподобного Нила Столобенского. Его имя поместили в святцах наравне с прочими святыми. Службу преподобному Нилу с этого времени стали печатать в богослужебных книгах. А житие, сокращенно изложенное в Прологе, внесли в том же виде в Четьи-Минеи. В том же году грамотой епархиального архиерея было разрешено ежегодно в праздник обретения святых мощей преподобного Нила крестным ходом обносить их вокруг монастыря, к чему впоследствии присоединился и крестный ход из Осташкова. Довершил прославление святого осташковский протоиерей Андрей Колоколов, написавший ему акафист.

Монастырь в 20 веке

Разрушительную революцию принес России ХХ век. Новой власти оказалось ненужным богатейшее духовное наследие прошлого, собранное многими поколениями. Для Русской Православной Церкви наступило время тяжелого крестоношения, когда миру были явлены сонмы новомучеников и исповедников Христовых.

Сразу после октябрьского переворота по России прокатилась волна вскрытий мощей святых угодников Божьих. 25 февраля 1919 года были кощунственно вскрыты и мощи преподобного Нила. А позднее их вывезли из обители и поместили в Вознесенском храме уже закрытого Знаменского монастыря города Осташкова, в котором разместилась экспозиция местного краеведческого музея. Все драгоценности Ниловой пустыни новые властители изъяли, обитель была разграблена. Все же Нилова пустынь продолжала существовать еще несколько лет. В 20-е годы, с целью закрыть монастырь, властями был устроен судебный процесс над братией монастыря во главе с архимандритом Иоанникием (Поповым) и осташковским викарным епископом Гавриилом (Аболымовым). Вскоре в обители не осталось ни одного монаха, лишь архивы НКВД могут поведать о дальнейших их судьбах. Последняя Литургия была отслужена в монастыре в 1928 году.

Схиигумен Михаил. Фото начала ХХ века, архив Ниловой пустыни

Среди исповедников православной веры был и постриженик Ниловой пустыни схиигумен Михаил. Он принял постриг и подвизался в обители по благословению св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. В 1927 году, когда начались гонения и притеснения монахов, отец Михаил перешел в более отдаленную обитель – Новосоловецкую пустынь. Там он пробыл до начала 30-х годов, а потом вынужден был скитаться по деревням и жить у своих духовных чад. Отец Михаил имел дар прозорливости и исцеления болезней. Его почитали в народе как опытного духовника и старца.

В середине 30-х годов отец Михаил поселился у реки Серемхи, на месте первых пустынных подвигов преподобного Нила. Служил здесь сначала в храме, а когда тот закрыли – тайно, у себя в келье. Келейница отца Михаила однажды видела его во время молитвы стоящим на воздухе, о чем он при своей жизни запретил рассказывать. Смерть свою старец предвидел и готовился к ней. Умер батюшка 13 (26) мая 1941 года в понедельник, когда отмечается память всех Небесных Сил Бесплотных.

За время советской власти на территории монастыря размещалась и трудовая коммуна, и колония малолетних преступников. С сентября 1939 по май 1940 года здесь содержались в заключении польские военнопленные. Во время Великой Отечественной войны на острове размещался госпиталь, потом, до начала 60-х годов, – колония для несовершеннолетних преступников, позднее, – дом престарелых. В 60-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры. С 1971 года обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, и здесь открылась турбаза «Рассвет».

Нынешнее время

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

В настоящее время идет активное восстановление Ниловой Пустыни. Вновь обрели золоченые купола несколько храмов, отреставрировано внутреннее убранство Богоявленского, реставрируется фасад здания.

5 удивительных фактов о Ниловой пустыни

Нило-Столобенская пустынь — это мужской монастырь на острове Столобный на острове Селигер, неподалеку от Осташкова. Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря. Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.

За пять столетий своего существования монастырь, поначалу крайне бедный, пережил расцвет и особое благоволение царской фамилии, разграбление в годы советской власти, превращение в трудовую коммуну, затем место заключения малолетних преступников и лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, памятник архитектуры и турбазу.

Монашеская жизнь в Ниловой пустыни возродилась после 1990 года, когда пустынь была возвращена Церкви. Как и прежде, Нил Столобенский благословляет остров, когда в памятные дни насельники обители проходят крестным ходом с его мощами, а недавно на свое место вернулась и келейная икона преподобного, считавшаяся утраченной.

Предсказание первому царю

Святитель Нектарий (Теляшев), при котором о новом монастыре впервые заговорили, воспитывался в основанной в 1594 году обители с отрочества. По кончине его наставника, первого настоятеля монастыря иеромонаха Германа, прославленного впоследствии в лике святых, Нилова пустынь осталась совершенно без средств существования. Страну постигли неурожаи и голод, в период междуцарствия селигерские земли и сам монастырь подвергались литовскому нашествию. Все достояние составляли часовня с гробницей преподобного Нила, деревянная церковь, шесть маленьких келий и житница.

Молодой настоятель своим благоразумием и подвижничеством обратил на себя и обитель внимание многих знаменитых особ того времени, среди тех, кто участвовал в жизни Ниловой были князья Трубецкой и Пожарский, архимандрит Троице-Сергевой лавры преп. Дионисий, митрополит Новгородский Макарий. Особым благоволением игумен пользовался у первого русского царя Михаила Федоровича.

Во время посещения Москвы по делам своего монастыря игумен Нектарий предсказал царю Михаилу Феодоровичу рождение у него сына, что и сбылось 5 марта 1629 года. У царя родился сын Алексей; при крещении царевича, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был восприемником. По распоряжению государя монастырю ежегодно из доходов царской фамилии отпускалось некоторое количество денег и снеди.

Читайте также:  Далматовский монастырь: история и адрес, как добраться, святыни и праздники

С тех пор и до самой революции Нило-Столобенская пустынь была на особом счету у Романовых. Даже во времена секуляризации церковных земель монастырь не терпел нужды и получал щедрые дары от правителей.

Бриллианты для архимандрита

Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.

Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь. В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Петр I — богато украшенное Екангелие, Екатерина II — драгоценный покров. Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.

Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.

О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно

Пустынное барокко

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей.

Предтеча Ломоносова

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих. Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного.

Оковецкие чудеса

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

Престольный Праздник в обители в день памяти преподобного Нила Столобенского

«Честна пред Господем смерть преподобных Его» ( Псалом 115, стих 6)

Сегодня 20 декабря 2018 года, в день памяти преподобного Нила Столобенского, в Покровском женском монастыре состоялся престольный праздник. рый состоялся престольный праздник. В Покровском храме обители на первом этаже в левом пределе была совершена Божественная литургия, после которой отслужен водосвятный молебен и совершен Крестный ход.

В канун дня памяти преподобного Нила Столобенског, 19 декабря 2018 года, в левом пределе Покровского храма Покровского женского ставропигиального монастыря было совершено всенощное бдение.

Праздничную службу совершали клирики Покровской обители.

В совместном богослужении участвовали настоятельница Покровского монастыря игумения Феофания c сестрами обители, воспитанницы детского приюта при Покровском монастыре, гости, паломники и прихожане обители.

Житие Преподобного Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский родился в XV веке в Новгородской земле в селении Деревской Пятины Жабенского погоста. Жил в благочестивой семье, с детсва был приучен к чтению душеспасительных книг и молитвы. Во второй половине XV века принял монашеский постриг и был назван в честь преподобного Нила Синайского. Преподобный проводил свою жизнь в монастыре в послушании, кротости и незлобии.

Пытаясь избежать мирской славы Нил Столобенский в 1515 году покинул Крыпецкий монастырь и поселился в пустынном месте в Ржевской земле близ реки Серемхи (или Черемхи). Жил он в небольшой келье, питаясь желудями и лесными плодами, а также принимая дары от рыбаков. Преподобный неустанно молился. Житие его отличалось аскетизмом. Просил святой не того, о чем молятся простые люди – просил иноческого подвига. Бесы постоянно искушали святого, являясь в виде зверей и гадов, но подвижник продолжал молиться и изгонял их, осеняя крестным знамением. Бесы пытались изгнать святого и через людей, направив в келью разбойников. Преподобный Нил, помолившись вышел к ним с иконой Божией Матери в руках. Разбойники увидели, будто со святым идет войско и покаялись. Нил Столобенский с миром отпустил их.

Вскоре люди узнали о святом и начали приходить к нему за благословением и советами. Поток людей усилился когда, узнали, что его наставления действительно помогают. Преподобный Нил не искал мирской славы и просил Пресвятую Богородицу позволить ему совершить иноческий подвиг. Однажды во сне он услышал повеление идти на остров Столбный на озере Селигер. Там Нил Столобенский жил в горной пещере. Бесы не оставляли его и научили местных жителей, чтобы те вырубили на острове лес, распахали пашню. Срубленный лес подожгли, но огонь не тронул келью по молитве преподобного. Тогда на пещеру вновь напали разбойники, но, бросившись к иконе в углу, они ослепли. Разбойники раскаялись, а по молитве святого им вернулось зрение. Спал Нил Столобенский, опираясь на два деревянных крюка, вбитых в стену.

Преподобному открылся день его кончины – 7 (20 по новому стилю) декабря 1554 года. За несколько лет до того, как отойти ко Господу, Нил Столобенский выкопал могилу, сделал гроб и приходил к нему оплакивать свои грехи. Преподобный предсказал, что на месте его подвигов появится монастырь. Перед кончиной святого его навестил духовник — настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, который исповедал и причастил его.

Оставшись один, преподобный всю ночь провел в своей келлии на молитве. По окончании ее, почувствовав крайнее изнеможение, он оперся подмышками на крюки и в таком положении, предстоя пред Богом на молитве, преставился ко Господу. Этот день и пришелся на 7 (20 по новому тилю) декабря 1554 года. На другой день игумен Сергий и братия пришли посетить подвижника и нашли его уже почившим. Лицо святого было светло, как у живого; вся келлия наполнилась благоуханием. Опрятав честное тело преподобного и совершив надгробное пение, игумен Сергий с братией положили его во гроб, который сам угодник поставил для себя в часовне.

Читайте также:  Воронежская митрополия: история и положение, описание и современное положение, священнослужители, монастыри и учреждения

Всего преподобный прожил в пустыне 40 лет; у реки Серемхи — 13 лет и 27 — на Столобном острове. Во все это время он неисходно пребывал в пустыне: не выходил ни в город, ни в села, непрестанно молился Богу, Которого возлюбил от утробы матери своей.

Монастырь на месте подвигов преподобного действительно вскоре возник. Первым настоятелем Ниловой пустыни был иеромонах Герман. Над могилой преподобного установили гробницу, у которой совершались исцеления болящих.

Монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали икону преподобного Нила, которую позже возложили на его гробницу. После пожара в монастыре, во время постройки нового временного храма, было обнаружено, что мощи святого нетленны. Вслед за написанием иконы возникло местное почитание святого. Начало общецерковного почитания остается неизвестным.

О чудесах преподобного Нила Столобенского

Приходящие с теплой верой к святым мощам угодника Божия преподобного Нила Столобенского, больные и немощные, получали и продолжают получать исцеление от своих недугов.

Приведем несколько чудес, совершенных на месте погребения святого как до обретения его мощей, так и после.

1. 21 января 1668 года. Алексей, житель города Торопца, ремесленник. Приходил в монастырь и молился перед святыми мощами преподобного Нила. Рассказал о себе следующее: “Хотел я, Алексей, жениться на избранной мной девице; но, получив отказ, сделался нездоров умопомешательством, так что не узнавал людей. Но, услышав о чудесах преподобного, стал призывать его в молитвах и сделался здоров и, придя в обитель, принес у раки святых мощей благодарное моление Богу и преподобному за полученное исцеление.”

2. 1663 год. Анна, жительница деревни Осинки Ржевского уезда Сосницкой волости, вотчины преподобного Варлаама Хутынского. Страдала от родов и молилась преподобному Нилу о помощи и облегчении её болезни и тотчас получила здоровье. После этого приходила в обитель к преподобному Нилу и, после совершенного по ее просьбе молебна у раки преподобного, возвратилась домой, радуясь и славя Бога и преподобного.

3. 1 февраля 1668 года. Юноша, по имени Макарий, житель города Великие Луки, отлучился из дома своего отца в село Вселуки города Осташков «и впал в умопомешательство, так что не узнавал людей и в болезненных припадках бился и причинял себе ушибы и раны. Ему явился преподобный Нил, повелевая ему покаяться и идти на остров Столобное. Придя в обитель преподобного, он объявил об этом игумену и братии; его голова и лицо от болезненных припадков были сильно разбиты, но по совершении о здравии его молебного пения, он выздоровел и пожил в обители некоторое время, принося покаяние и славя Бога и угодника Его, преподобного Нила.»

4. 20 мая 1792 года. Восемнадцатилетняя девица Акилина Иванова из села Страпиевич Старицкого уезда Экономической волости, не имевшая отца и матери и жившая с братом рассказала следующее. “Находилась я в болезни два года и по болезни стала нема, а прежде до болезни говорила. В этой болезни в сонном видении явился мне однажды угодник Божий Нил чудотворец и говорит: “Сходи в монастырь мой и отслужи молебен, и к мощам моим приложись”. Я послушалась, пошла в монастырь, попросила отслужить молебен, помолилась, приложилась к святым мощам и почувствовала себя здоровой. После трапезы в третьем часу по-полудни послана была в монастырский сад с прочими работницами для поливки рассады и прочих овощей, и стала говорить порядочно, и всю свою прежнюю немоту отложила.”

Мужской Монастырь Нило-Столобенская Пустынь

Адрес: 172757, Россия, Тверская обл., Осташковский р-н, п/о Светлица

Дата образования 1594 г.

Наместник Архимандрит Аркадий (Губанов)

Контактная информация (для поломников) 8(48235)50 804

Святыни (иконы, мощи)

Святые монастыря

  • Преподобный Нил Столобенский,
  • Преподобный Герман Столобенский,
  • Святитель Нектарий Столобенский.

Престольные праздники

  • БОГОЯВЛЕНИЕ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ – 19 января по н.ст. Главный престольный праздник нашей обители. Праздничную литургию совершает Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, священноархимандрит Нило-Столобенской пустыни. На праздничном богослужении совершается ночное водоосвящение озера Селигер.
  • Память свт. НЕКТАРИЯ, архиепископа Сибирского и Тобольского, игумена Столобенского (1667г.) – 28 января по н.ст.
  • Память прп. ГЕРМАНА, первостроителя Столобенского (1614г.) – 7 марта по н.ст.
  • Память преподобномученика ПЕТРА Столобенского (1938г.) – 28 февраля по н.ст.
  • Обретение мощей Преподобного НИЛА Столобенского (1667г.) – 9 июня н.ст.
  • Совершается Крестный ход со святыми мощами Преподобного отца Нила вокруг острова Столобный.
  • Перенесение мощей Преподобного НИЛА Столобенского (1995г.) – 9 июля по н.ст.
  • Совершается Крестный ход со святыми мощами Преподобного отца Нила вокруг острова Столобный.
  • Преставление Преподобного НИЛА Столобенского (1554г.) – 20 декабря по н.ст.
  • Празднование СЕЛИГЕРСКОЙ (Владимирской) иконе Божией Матери.
  • Празднование КАЗАНСКОЙ иконе Божией Матери – 21 июля и 4 ноября по н.ст.
  • Празднование особо почитаемого в нашей обители образа Пресвятой Богородицы, находящегося в Богоявленском соборе.
  • Память преподобномученика ВИТАЛИЯ Столобенского (1937г.) – 7 октября н.ст.
  • Память свт. НИКОЛАЯ, архиепископа Мирликийского Чудотворца – 19 декабря и 22 мая по н.ст.
  • БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – 7 апреля по н.ст.
  • Расписание богослужений.

    6-00 Братский молебен, полунощница, утреня, часы, литургия.
    14-00 Молебен с акафистом прп. Нилу Столобенскому.
    18-00 Вечерня.
    20-00 Малое повечерие.

    6-00 Братский молебен, полунощница, утреня, часы, литургия.
    12-30 Панихида.
    20-00 Всенощное бдение.

    ВОСКРЕСЕНИЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ.

    8-00 Молебен с акафистом
    9-00 Часы, литургия.
    18-00 Вечерня.
    20-00 Малое повечерие.

    Продукты большой ассортимент копченой рыбы; целебные травы, травяные чаи; хлеб ржаной бездрожжевой, на изюмовой закваске с добавлением солода, пшеничный (тот же состав, без солода), коврижки постные медовые с изюмом и арахисом, печенье с медом с монастырской пасеки, овсяное печенье с отрубями, мед с монастырской пасеки освященный – цветочный, донник, разнотравье; вода из источника в честь Ржевско – Оковецкой иконы Божией Матери, освящается ежегодно в день прославления 24-го июля митрополитом Тверским и Кашинским Виктором.

    На расстоянии 10 км от Осташкова на Столбенском острове расположен мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь. После блаженной кончины преподобного Нила Столобенского остров стал местом многочисленного паломничества. И в 1594 г. на острове была открыта обитель, которая получила наименование Нило-Столобенская пустынь, а первым настоятелем образованного монастыря был иеромонах Герман.

    Сегодня Нилова пустынь, даже после десятилетий разрухи, причисляется к лучшим обителям России. Монастырь представляет собой целый город. На его территории Вы найдете жилые и хозяйственные строения, огромные покои для настоятеля монастыря и отдельные покои для братии, монастырскую гостиницу, всевозможные амбары и погреба, а также судоремонтные мастерские и конюшенный двор. Внутри территории монастыря разбит красивейший фруктовый сад . Снаружи монастырь окружен высокой каменной оградой с неповторимыми башнями, а вдоль его стен на берегу озера разбит тенистый парк.

    Сегодня монастырь открыт для посещения многочисленных паломников и проведения экскурсий. Паломники и посетители монастыря могут посетить храм, приложиться к мощам и подняться на колокольню, откуда им откроется незабываемая панорама озера, островов и деревень, расположенных по берегам.

    Там, где в Крещение купался Президент. О судьбе Ниловой пустыни – из первых уст

    Иеромонах Ниловой пустыни рассказал об удивительной истории монастыря, где президент РФ отпраздновал Крещение.

    Среди красивейших пейзажей озера Селигер, на острове Столобный, возвышается монастырский ансамбль в бело-золотых тонах. Это – Нило-Столобенская пустынь, один из старейших мужских монастырей в России. Эта обитель, также известная как Нилова пустынь, носит имя чудотворца Нила Столобенского, который 500 лет назад жил здесь отшельником в уединенной пещере.

    Преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь. В 1555 году старец скончался, а спустя почти 40 лет с благословения патриарха Иова на острове Столобном была основана монашеская обитель.

    Нило-Столобенский монастырь в течение нескольких столетий оставался одним из самых почитаемых в России. Каждый год сюда приезжали тысячи людей со всей страны. Монаршие особы также не оставляли монастырь своим вниманием и делали ему различные подношения, что, несомненно, было знаком большого уважения.

    Так продолжалось до 1917 года, то есть до Великой Октябрьской революции. С приходом советской власти многие храмы и монастыри пришли в упадок, были разграблены или уничтожены. Увы, этой печальной участи не избежала и Нилова пустынь. Долгое время вместо монастыря здесь находились весьма далекие от духовной обители учреждения: колония для малолетних преступников, лагерь военнопленных, госпиталь, дом престарелых… Однако в 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни был возвращен Русской православной церкви, и монашеская жизнь здесь возродилась.

    Сегодня монастырь вновь процветает, а недавно его лично посетил президент России Владимир Путин. Глава страны приехал в Нилову пустынь на Крещение, посетил молебен и даже по традиции искупался в проруби.

    О том, кто из русских царей больше всего благоволил этому монастырю, где мощи преподобного Нила прятали от советской власти и как Нилова пустынь чуть не превратилась в «обитель туристов», нашему порталу рассказал помощник наместника монастыря по связям с общественностью иеромонах Иаков (Степкин).

    «Петр I превратил монастырь в место ссылки»

    – Отец Иаков, расскажите немного об истории Нило-Столобенского монастыря. Я читала, что до революции 1917 года он был одним из самых почитаемых монастырей в России и даже находился на особом счету у монарших особ. Это правда, что русские правители одаривали Нилову пустынь особым вниманием?

    – Я не могу сказать, что Нилова пустынь была на особом счету у царей. Но, конечно, они всегда жертвовали монастырю какие-то дары. Пожертвования сюда направлял и Михаил Федорович, и его сын, Алексей Михайлович. К тому же многие правители были лично знакомы с настоятелями Ниловой пустыни. Михаил Федорович был знаком со вторым игуменом монастыря, Нектарием, который с его согласия был рукоположен в сан архиепископа Сибирского и Тобольского.

    – Но, насколько я знаю, Нило-Столобенская пустынь далеко не всегда была только духовной обителью. Это правда, что в разные годы сюда ссылали заключенных?

    –Да, Петр I превратил наш монастырь в место ссылки. В течение всего XVII века сюда ссылали неблагонадежных – и при Петре, и при Екатерине II, и при Павле I. В частности, Суворов, например, просил, чтобы его перевели из Кончанского (имение Суворова в Новгородской губернии, куда он был выслан по приказу Павла I, находясь в опале. – Прим. ред.), где он находился под надзором, в Нилову пустынь. Сохранилось его письмо к Павлу I, где он просит об этом. А из царствующих особ монастырь посещал Александр I.

    Нил Столбенский

    Бриллиантовая награда и спрятанные мощи

    Читайте также:  Успенская Почаевская лавра: история и адрес монастыря, где находиться и как добраться, хор и песнопения

    – Да, историки отмечают, что он очень любил Нилову пустынь. Чем запомнился Александр Павлович местным монахам?

    – Он был очень восхищен Нило-Столобенским монастырем и даже наградил настоятеля правом ношения бриллиантовой панагии. Кроме того, Александр I подарил монастырю проект Богоявленского собора. Изначально это был один из проектов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, но в конкурсе тогда победил проект Огюста Монферрана, а проект Иосифа Шарлеманя император подарил нам как знак монаршей милости.

    – Расскажите про бриллиантовую панагию – что это такое?

    – До революции, еще в синодальную эпоху, была такая награда. Ее удостаивались наиболее отличившиеся архимандриты монастырей. К примеру, преподобный Антоний (Медведев), наместник Троице-Сергиевой лавры (с 1831 по 1877 год. – Прим. ред.) был награжден правом ношения бриллиантовой панагии. А в 1824 году Александр I наградил этим правом нашего тогдашнего настоятеля.

    – После революции многие храмы, монастыри и прочие православные святыни в России были разграблены или вовсе разрушены. Какая судьба постигла Нило-Столобенский монастырь, когда пришла советская власть?

    – В 1918 году уже начались первые реквизиции из монастыря. А в 1919 году были изъяты мощи преподобного Нила. К счастью, их вовремя отправили в краеведческий музей в городе Осташкове. Благодаря этому как раз они, может быть, и сохранились, потому что позднее их просто могли бы уничтожить. До 1995 года мощи находились в Осташкове: вначале в музее, а потом в действующем храме – Вознесенском соборе бывшего Знаменского монастыря. А последнее богослужение в Нило-Столобенском монастыре было совершено в день памяти преподобного Нила – 10 июня (по новому стилю) 1928 года. После этого все монахи были отсюда выдворены. Кто-то доживал свой век в окрестностях, по берегам Селигера, кто-то жил на островах.

    От колонии до турбазы

    – А что стало с монастырем?

    –Вначале здесь была колония для малолетних преступников, затем, в 1939–1940 годах, на этой территории содержались польские военнопленные. В годы Великой Отечественной войны здесь был военный госпиталь, а после войны – дом инвалидов. Потом опять устроили колонию для малолетних преступников, затем дом престарелых и, в конце концов, здесь хотели создать мощную туристическую базу. Было много разных проектов, но эту идею так никто и не реализовал. А так как монастырский ансамбль Нило-Столобенской пустыни находился на балансе Министерства нефтяной и газовой промышленности, то по решению Виктора Степановича Черномырдина в 1990 году весь комплекс был передан Русской православной церкви.

    – Что интересного может найти в Ниловой пустыни простой обыватель? Какие здесь есть достопримечательности?

    – У нас есть различные святыни. Сохранилась глава святителя Нектария, второго настоятеля монастыря после преподобного Германа, мощи преподобного Нила Столобенского, покровителя нашей обители, и другие святыни. Также в монастыре работает музей-ризница. Здесь хранится несколько сотен икон и деревянных образов преподобного Нила, выполненных в разные годы и в разных техниках. Также среди экспонатов есть старинные литографии, дореволюционные церковные книги, богослужебная утварь, облачения священнослужителей, детали храмового декора и многое другое.

    – В этом году на Крещение ваш монастырь посетил Владимир Путин. Это был первый визит президента в Нилову пустынь?

    – Нет, Владимир Владимирович уже бывал у нас в обители раньше. В этот раз он провел здесь одну ночь. Посетил богослужение, затем, в конце всенощного бдения, был совершен молебен преподобному Нилу. Президент помолился, приложился к мощам и другим святыням в алтаре собора, а потом отправился купаться в прорубь. Представляете, накануне и после этого была метель, а вот крещенская ночь как раз была очень спокойная и тихая…

    Нило-Столобенская пустынь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

    Войти

    Нило – Столобенская пустынь

    М оя бабушка была верующим человеком, и вся её жизнь была неразрывно связана с церковью. С девяти лет и до поздней старости, пока позволяло здоровье, она пела в церковном хоре. И когда я был маленький и ещё жил в Кувшиново, она иногда брала меня с собой. Сидя на небольшой скамеечке на клиросе я слушал пение певчих, держав в руках непонятный тогда для меня камертон, или же играл на лужайке возле церкви с детьми прихожан. Прошли годы, бабушки не стало, но каждый раз приезжая на свою Родину я обязательно посещаю те места, где прошло моё детство. И, что интересно, та скамеечка до сих пор стоит на клиросе, на том же самом месте.

    Мы бережно храним то, что осталось нам от бабушки. Особенно чтим небольшой, деревянный образ преподобного Нила, которому, судя по его внешнему виду уже немало лет. Это очень необычное по православным канонам изображение лика Святого. Иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен в виде деревянной резной скульптуры нежели, как того требует православная традиция, в виде живописного изображения. И этот образ связан с одной из главных святынь Русской Православной Церкви знаменитым монастырём Нило-Столобенской пустынью, который находится на острове Столобный, в пяти километрах севернее г.Осташкова. Остров Столобный до начала XVI века был необитаем и покрывался густым лесом, на котором 1528 году поселился смиренный отшельник, будущий прославленный святой – преподобный Нил Столобенский. Где в последствии на месте подвигов преподобного Нила иеромонах Герман, из братии ближайшего к острову Столобному Рожновского монастыря и основал Нило – Столобенскую пустошь удивительный по красоте мужской монастырь, куда отовсюду постоянно съезжаются тысячи туристов и паломником, и который я посетил в прошлом году.

    П реподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. К сожалению, как его звали в миру сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

    В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.
    По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.
    Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окресным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год живёт в выкопанной землянке, потом строит себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.
    Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано.
    Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи веревками.

    Нило – Столобенская пустынь

    О ткрылся монастырь в 1594 году, получив по грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иова название Нилова пустынь от имени преподобного Нила. Первым его настоятелем, со званием строителя стал преподобный иеромонах Герман из братии Николаевского Рожковского монастыря. Он собрал полные сведения о жизни преподобного Нила.
    С 1764 года обитель внесена в разряд первоклассных монастырей России. В нем все было в благоустроенном виде: порядок отправления Богослужения, жизнь братии, прием богомольцев, точное исполнение послушаний. Общежительный устав, принятый при устроителе Германе, соблюдался неизменно.
    Нилова Пустынь почиталась ещй и потому, что в ней сохранился дух древних монастырей.
    В 1766 году дано повеление всех живущих в монастыре с надеждою пострижения обучать какому-нибудь мастерству, например, столярному, слесарному, сапожному, портному и другим профессиям, которыми они могли бы заниматься в пользу монастыря и тем предохранить себя от пагубной для них праздности.

    Многие стремились под кров обители, чтобы посвятить себя иноческой жизни. Много также было людей, которые не принимали на себя обета монашества и жили в устроенных на собственные средства кельях. Они помогали своими вкладами монастырю, несли послушания, к каким были способны. Так, например, ржевский купец, бывший придворным комиссаром, Иван Иванович Образцов в преклонных летах был чтецом Синодика; секунд-майор Иван Сергеевич Челищев служил монастырю имуществом: он построил каменную церковь во имя Собора Святого Иоанна Предтечи.
    В Ниловой Пустыни было много и трудников, семей крестьян, которые своим безвозмездным трудом служили обители..

    Монастырь владел многими землями, озерами, лесными угодьями, подворьями в Осташкове, Твери, Москве. Многие русские государи делали пожертвования в пользу обители. Царь Алексей Михайлович в 1666 году подарил в Нилову Пустынь колокол; Федор Алексеевич – водосвятную чашу;
    Екатерина II – покров; царица Наталия Кирилловна – ризу; Александр I – крест золотой. В Нилову Пустынь стремились, чтобы приобщиться, хотя бы на время, к созерцанию духовной красоты, и это было, пожалуй, главным, основным.
    В монастыре находилась чудотворная икона Преп. Нила, написанная в 1595 году Иовом и Нифонтом.
    Преемником первого настоятеля стал преподобный Нектарий (Теляшин), впоследствии святитель Тобольский, снискавший почет и уважение даже со стороны царственных особ и государственных сановников. При нем Нилова пустынь отстроилась, его стараниями была собрана немалая на ту пору библиотека. Когда старые здания сгорели в 1665 году, святитель Нектарий положил начало каменному строительству, получив разрешение и денежное пособие царя Алексея Михайловича на возведение Богоявленского собора. Именно там были позже захоронены нетленные мощи преподобного Нила Cтолобенского, чудотворца, обретенные уже после кончины святителя Нектария, в 1667 году.

    Благодаря пожертвованиям и богатым вкладам в казну монастыря, которые охотно делали власть предержащие, Нилова пустынь постепенно обрастала каменными строениями, задуманными некогда преподобным Нектарием. В 18 веке строительство несколько замедлилось, а число насельников
    сократилось. Но уже в 19 веке огромное стечение богомольцев заставляет приступить к сооружению нового, более обширного соборного храма с трехъярусной колокольней на месте прежнего Богоявленского собора.

    Этот проект разрабатывался для строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, но был воплощен в жизнь здесь, на острове Столобенный.

    Храм по своей пышности и великолепию превосходил многие позднеклассические сооружения столичной архитектуры. Его украшал серебряный вызолоченный престол в три пуда весом и серебряные чеканные прорезные Царские врата более десяти пудов. Древние иконы в богатых киотах и ризах тускло поблескивали при свете паникадила в 120 свечей, украшенных искусно вылитыми барельефами.

    Ссылка на основную публикацию