Оптина Пустынь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки

«Оптинский Афон»

20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, престольный праздник Иоанно-Предтеченского скита Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

30 лет назад, 18 марта 1990 года, в скиту был освящен возрожденный храм св. Иоанна Предтечи.

Справа от южных Святых врат Оптиной пустыни начинается дорога в монастырскую рощу – мемориальную часть Национального парка «Угра». Здесь два столетия назад был устроен по афонскому общежительному уставу «оптинский Афон» – Иоанно-Предтеченский скит, который, по образному выражению И.М. Концевича, стал сердцем Оптиной пустыни, создал ее историческую славу.

В то время Калужской епархией управлял святитель Филарет (Амфитеатров), впоследствии митрополит Киевский, архипастырь, отличавшийся особенным монахолюбием и личным аскетическим житием.

Преосвященный Филарет пожелал устроить Иоанно-Предтеченский скит при Оптиной пустыни для того, чтобы по временам удаляться в него. Он пригласил для этого дела преподобного Моисея, который был представлен ему в 1820 году во время своего паломничества в Оптину.

Будучи привлекаем архипастырской любовью владыки, а также благосклонностью и вниманием игумена монастыря отца Даниила (Александрова), преподобный Моисей принял их предложение, и в 1821 году преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), подвизавшиеся до того в рославльских лесах, с двумя преданными им монахами отцом Иларием и отцом Савватием отправились в Оптину пустынь.

Место для скита, настоятелем которого был назначен преподобный Моисей, было выбрано в 170 саженях от обители с восточной стороны в густом лесу. Отец Антоний самоотверженно трудился наравне с наемными рабочими над расчисткой места для постройки, выкорчевывая пни вековых сосен.

В 1822 году преподобный Антоний был определен в число братии скита. В 1823 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1827 году – в иеромонаха. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита.

Главный храм скита, где богослужения совершаются по особому скитскому уставу, построен преподобными Моисеем и Антонием в 1822 году. Этот деревянный храм срублен из того самого леса, который рос на месте скита. Он освящен в честь праздника Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В бытность преподобного Антония начальником скита его насельниками стали будущие знаменитые старцы Лев (Наголкин) и Макарий (Иванов).

И преподобный Моисей, и преподобный Антоний, сами обладавшие немалыми духовными дарами, внутреннее руководство обителью и скитом передали старцам.

Духовными трудами и молитвами великих старцев Льва и Макария утверждалось старчество в Оптиной. И этот «золотой век» в истории обители принес ей не только всероссийскую, но и мировую славу.

За годы советской власти храмы и колокольня скита лишились глав, некоторые святыни были утрачены. Ограда скита была сломана. Многие деревья в роще, разделявшей обитель и скит, срублены.

1 февраля 1990 года Оптиной пустыне была передана бoльшая часть скита (другая часть оставалась у литературного отдела Козельского музея до 2005 года). 18 марта 1990 года освящен храм св. Иоанна Предтечи.

Это чудо, что, несмотря на немилосердное советское время, фашистскую оккупацию, когда в «сердце Оптиной» на короткое время останавливались немецкие солдаты, и сам скит, и хибарка старца Амвросия уцелели.

После передачи в 1990 году скита Оптиной пустыни за прошедшие годы здесь удалось возродить многое. А для хибарки старца Амвросия, несмотря на то, что новодел обошелся бы обители гораздо дешевле, потребовалась кропотливая научная реставрация.

В результате сохранены и потолки, и фрагменты полов и стен, которые помнят старца Амвросия. Именно он стал прообразом знаменитого старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского. После смерти трехлетнего сына Федор Михайлович отправился в Оптину.

«Это кающийся», – так впоследствии отозвался о Федоре Михайловиче старец Амвросий, с которым несколько раз удалось побеседовать писателю.

Шесть раз побывал в Оптиной Лев Толстой. В последний раз он приехал в обитель в 1910 году, незадолго до смерти, будучи уже отлученным от Церкви. Лев Николаевич намеревался побеседовать со старцами, но так и не решился войти в Предтеченский скит.

На смертном одре Лев Николаевич попросил отправить в Оптину телеграмму с просьбой прислать к нему оптинского старца.

К писателю приехал преподобный Варсонофий. Но близкие Толстого, включая его секретаря Черткова, не допустили старца к умирающему.

Преподобный Варсонофий сильно страдал от того, что не смог в последний момент принять покаяние, примирив с Церковью великого писателя.

«Скит наш есть своего рода станция от земли к небу», – такое емкое определение дал член Санкт-Петербургской академии художеств и Д.М. Болотов (1837–1907), ставший впоследствии иеромонахом Даниилом, который подвизался в скиту и основал в монастыре живописную мастерскую.

…До преподобного Амвросия никто из старцев не открывал двери своей келии женщине. Он же не только принимал множество женщин, но и был их духовным отцом.

Мог старец помочь не только людям образованным, но и неграмотной крестьянке. А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

Ныне круг богослужений в скиту, как и в прежние времена, начинается с полунощницы, которая совершается в четыре часа ночи, затем – утреня и первый час, продолжительность этой службы около трех часов.

Старец Варсонофий придавал особое значение ночной молитве. Преподобному Никону он говорил, что «у нас на утрене держится вся скитская жизнь».

«Здесь у нас в скиту – рай земной, – писал о жизни братии преподобный Никон Оптинский. – У нас на вратах на стороне, обращенной к скиту, к церкви, написано: “Коль возлюблена селения Твоя, Господи”, – и воистину так».

Паломники-мужчины допускаются на богослужения в скит – «открытые» литургии – только четыре раза в году (женщины не допускаются совсем). Такие дни есть в течение каждого времени года – они приурочены к большим праздникам.

Зимой это 20 января – Собор Иоанна Предтечи, весной – понедельник Светлой седмицы, летом – 7 июля, праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и наконец осенью – 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

…Келия старца Амвросия в «хибарке» стала мемориальной и открыта постоянно для посетителей не только мужчин, но и женщин.

Идём через рощу по дороге, по которой ходили и сами старцы оптинские, и их знаменитые и самые простые гости-богомольцы. Некоторые деревья по сторонам дороги весьма солидного возраста, также помнящие «золотой век» Оптины.

Скит и колодезь во имя Амвросия Медиоланскаго возникают впереди перед нами неожиданно и радостно. В благоговении стоим перед Святыми вратами и молимся. Справа от них – хибарка старца Амвросия, знаменитое крыльцо, перед которым в ожидании приема и получения духовного совета собирались многочисленные богомольцы.

…Сегодня на прием к старцу пришли мы. Входим с волнением в хибарку. На стенах – иконы, портреты, фотографии, карта скита с храмами, келиями, хозяйственными постройками. Вся его история наглядно проходит перед нами.

И над «Оптинским Афоном» был и всегда будет Покров Царицы Небесной, одним из земных уделов которой стала Святая Гора Афон.

С глубоким волнением молимся перед Ее чудотворными образами и в келии старца Амвросия, и в келии преподобного Иосифа, келейника и духовного преемника великого Оптинского старца.

Как мы знаем из жития старца Иосифа, он один из немногих, кого можно назвать «избранником Божией Матери». Старец удостоился неоднократного посещения Царицы Небесной. Посещала Она его и в хибарке во время тяжелой болезни.

Матерь Божия, верим, и сегодня незримо присутствует здесь.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

В материале использованы снимки с сайта
Введенского ставропигиального мужского монастыря
Оптина пустынь,
а также фотографии Владимира Ходакова.

Монастырь Оптина пустынь: где находится, история, святыни

История Оптиной пустыни

Монастырь Оптина пустынь – обитель с многовековой историей.

Он основан в начале XV века раскаявшимся разбойником Оптой, в монашестве — Макарием. О нем известно очень немногое: был предводителем разбойничьей шайки, затем раскаялся и был пострижен в монахи. Пустынью же монастырь назвали из-за уединенного монашеского образа жизни.

Монастырь располагается в нескольких километрах от города Козельска, на берегу реки Жиздра. Испокон веков является одним из почитаемых и намоленных мест на Руси. “В Оптину за опытом” – так говорили и говорят паломники и трудники, приезжающие в Оптину пустынь.

Самым сложным для жизни обители стал XVIII век, так как государство ввело для монастырей огромные налоги, таких денег у братии не было. В 1724 году обитель была закрыта, постройки находились в плачевном состоянии. И только в 1741 году началось восстановление монастыря. Согласно историческим данным, в семидесятые годы на территории монастыря постоянно проживало 2 монаха. Постепенно монастырь Оптина Пустынь начал возрождаться и в XIX веке стала главным духовным центром страны.

Оптина пустынь – центр старчества

Оптина пустынь – это прежде всего ее православные старцы, которых всего 14. Феномен православного старчества заключается в том,что из братии монастыря избирается опытный в духовной жизни монах. Он становится отцом всей монашеской общины и приезжающих в обитель мирян. Им бывает открыта воля Божья о каждом приходящем человеке. Люди приходят к старцу чтобы задать самые сокровенные вопросы. Старец может и не принять человека, причем без объяснения причин. Но если уж принял, то каждое сказанное им слово может стать судьбоносным.

Оптинские старцы

Иеросхимонах Лев

Иеросхимонах Лев первый Оптинский старец. Многие годы пришлось скитаться преподобному Льву от монастыря к монастырю, притерпевая лишение и клевету. И лишь в 61 год он прибыл в Оптину Пустынь, став к тому времени опытным духовным отцом, чья вера в Бога и любовь к людям не знала границ. Много чудес совершил старец при жизни и продолжает совершать по молитвенным просьбам верующих и после своей смерти.

Иеросхимонах Макарий

Иеросхимонах Макарий был учеником старца Льва. Был очень высок, некрасив, но при этом лицо и глаза всегда светились смирением. Одевался очень бедно, имел прекрасную память, был прозорлив, называя незнакомых ему мирян по имени. В каждую свободную от молитв и встреч минуту писал письма, в которых разбирал сложные жизненные ситуации и наставлял на путь спасения. Старался привить людям смирение. “Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет» – говорил старец. При нем в Оптиной пустыне начали издавать книги.

Схиархимандрит Моисей и схиигумен Антоний

Схиархимандрит Моисей и схиигумен Антоний были родными братьями, показавшими истинный пример любви и духовного родства. При них и расцвело старчество во всем своем великолепии. Отец Моисей славился своей подвижнической жизнью, был очень кротким и смиренным, но при этом мудро управлял Пустынью. При нем строились новые храмы, проводилась благотворительная работа. Во время старчества Моисея монастырь Оптина Пустынь процветал.

Старец Антоний, проведший 14 лет в скиту, тяжело болел, но со смирением принимал свою немощь.

Иеросхимонах Иларион

Иеросхимонах Иларион — ученик старца Макария. Имел такой дар воздействия на человека, что тот, чувствуя присутствие благодати Божьей, со всей откровенностью исповедовал свои грехи старцу. Мог исцелить самые сложные душевные недуги, возвращал к вере православной отпавших от нее христиан.

Иеросхимонах Амвросий

Иеросхимонах Амвросий самый известный из оптинских старцев. Был необычайно умен и обладал феноменальной памятью. Его любовь к людям не знала границ, неудивительно, что и народ любил и почитал старца. Принимал всех: как обычных мирян, так и особ царских кровей. К нему 6 раз приезжал Лев Толстой, после бесед с которым старца находили изможденным, так тяжело давалось ему это общение. К отцу Амвросию приезжал и Федор Достоевский, потерявший в то время сына. Его письма и сегодня имеют большую духовную ценность. Основал Шамординскую женскую обитель. Старца Амвросия канонизировали в 1988 году первым из всех Оптинских святых.

Иеросхимонах Анатолий

Иеросхимонах Анатолий – чуткий и мудрый наставник и молитвенник, мог утешить любого отчаявшегося человека. Заботился не только о духовной жизни монахов, но и о их повседневных нуждах.

Преподобный Анатолий о приобретении смирения: «Сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть… Начни так и увидишь… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения».

Схиархимандрит Исаакий

Схиархимандрит Исаакий стремился сохранить в Оптиной Пустыне установленные ранее правила и установления, отличался простотой и отзывчивостью. В его келью мог прийти любой страждущий человек и получить совет и утешение. Умер преподобный тихо, окруженный плачущими чадами.

Иеросхимонах Иосиф

Иеросхимонах Иосиф ученик старца Амвросия. Отличался необычайным смирением и непрестанной молитвой. Все его беседы с людьми были непродолжительными, умел коротко, буквально в нескольких словах, дать исчерпывающий ответ. Приходящие к нему страждущие чувствовали невероятную силу его молитв и отмечали сияние, исходившее от его лица. Несмотря на свои тяжелые болезни, строго исполнял все посты и носил ветхую и очень простую одежду.

Читайте также:  Новоспасский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Схиархимандрит Варсонофий

Схиархимандрит Варсонофий из офицера с блестящей карьерой превратился в прозорливого старца. Ему были открыты Богом многие события и мысли приходящих к нему страждущих.

На исповеди невозможно было укрыть от него ни один грех. Старец недолго управлял обителью. Перед смертью отец Варсонофий тяжело заболел и испытывал сильнейшие боли. От медицинской помощи он отказался и лишь говорил: «Оставьте меня, я уже на кресте…» Но несмотря на тяжелую болезнь, старец ни на минуту не оставлял молитву и каждый день причащался.

Иеросхимонах Анатолий II

Иеросхимонах Анатолий II исцелял больных, утешал унывающих, давал мудрые советы страждущим. Особое внимание старец уделял исповеданию грехов приходящих к нему людей, при этом горячо молясь. Кающиеся знали, что от духовного взора отца Анатолия невозможно укрыть ни одного греха. После же исповеди давал наставления, всегда поражавшие точностью и прозорливостью.

Иеросхимонах Нектарий

Иеросхимонах Нектарий последний соборно избранный старец. Свои дары прозорливости и чудотворения скрывал за маской юродства. Утешал верующих, подвергшихся гонению за веру со стороны советской власти. По молитвам старца люди, обращающиеся к нему за помощью, выходят из самых сложных жизненных ситуаций.

Иеромонах Никон

Иеромонах Никон продолжал исполнять старческое служение после закрытия Оптиной пустыни. В своем дневнике он писал: “умру, но не уйду.” Преподобный Никон делал все возможное, чтобы сохранить монастырь. К нему в такие сложные для верующих людей времена приходили люди за утешением и словами поддержки. В июне 1927 года старца Никона арестовали. Умер в ссылке.

Архимандрит Исаакий II

Архимандрит Исаакий II на его долю выпали тяжкие испытания: на его глазах закрыли и разорили обитель. Последний оптинский старец мужественно нес свой крест ободряя и утешая страждущих и гонимых советской властью христиан. Четыре раза его арестовывали. На следующий день после Рождества Христова – 8 января 1938 года был расстрелян.

Оптина пустынь: святыни монастыря

Монастырь Оптина пустынь разделен на 2 части. Первая, куда есть доступ паломникам: храмы, гостевые домики, трапезные и источники. Вторая часть – это Предтеченский скит, сюда вход разрешен только монахам. Именно скит прославил монастырь, здесь жили оптинские старцы, это сердце Оптиной пустыни. Миряне сюда не допускаются. Около 17 человек братии проживают сейчас в скиту – месте подвига и молитвенной жизни. Условия жизни здесь более суровые. Скит расположен за монастырской рощей, вокруг него запрещено рубить лес, чтобы скрыть от посторонних глаз. Жизнь в монастыре и скиту существенно отличается. Особенность скитского устава заключается в ночных службах. Службы проходят вечером и ночью, а в монастыре – вечером и утром. Здесь спят мало, а трудятся и молятся много.

Между Казанской церковью и Введенским собором расположен некрополь, здесь находятся могилы оптинских старцев. На данный момент могилы пусты: мощи Оптинских старцев перенесены в раки, но тем не менее сюда и по сей день устремляются паломники. В советские годы на могилах старцев была танцплощадка, а в кельях монастыря располагался дом отдыха, потом совхоз, потом ПТУ. Места захоронения старцев нашли с огромным трудом.

Восстановление монастыря

В 1987 году разрушенный монастырь Оптина пустынь был передан РПЦ. Разруха была столь удручающая, что местные жители не верили в возрождение монастыря. Архимандрит Евлогий (сейчас епископ Владимирский и Суздальский) был назначен настоятелем. Он и начал возрождать обитель, в первую очередь ее духовную жизнь. Сложностей было очень много, начиная от расчистки территории, заканчивая переселением мирян, которые неохотно соглашались переселяться за периметр монастыря. С Божьей помощью находились мастера, строители и благотворители, готовые материально содействовать восстановлению Пустыни.

Сейчас сам монастырь и скит практически восстановлены, создано большое монастырское хозяйство, многие люди приезжают пожить и потрудиться в святом месте. Действуют ремесленные мастерские, гостевые домики, трапезная. В монастыре живет около 200 монахов, это один из самых больших монастырей в России.

Сейчас в обителе находятся мощи преподобных Нектария и Амвросия (Введенский собор), мощи преподобных Исаакия, Антония, Моисея (Казанский храм), мощи преподобных Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа (Владимирский храм), мощи преподобного Рафаила (Преображенский храм).

Убиенные монахи

На Пасху 1993 года в обители произошла трагедия. После ночного пасхального богослужения иноки Трофим и Ферапонт вышли на звонницу, прославлять Бога и звонить в колокола. В это время Николай Аверин подкрался к ним и нанес смертельные ранения. Та же участь ждала иеромонаха Василия: убийца мечом, на котором было нацарапано 666, убил и его.

На основании некоторых деталей предполагается, что убийство носило ритуальный характер. Похоронили братьев у восточной стены обители, чуть позже над могилами построили часовню, и практически сразу сюда началось паломничество верующих. Убиенные монахи Оптиной пустыни явили собой для всех православных христиан пример крепости веры и стойкости духа.

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь Ставропигиальный мужской монастырь

История

По преданию, Козельская Введенская Оптина Пустынь была основана в конце XIV – начале XV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве – Макарий. Монастырь расположен в двух километрах от города Козельска. Долгие годы обитель не отличалась ни строгостью устава, ни многочисленностью братии, ни своими святынями. Строительство первой каменной церкви в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского началось в 1689 году. В начале XVIII века материальное положение монастыря было нелегким: по указу Петра I обитель должна была платить налог государству – деньги были нужны на строительство Петербурга и на войну со шведами. В 1724 году Оптина была присоединена к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. В конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина Пустынь была восстановлена. В 1741 году началось строительство деревянной колокольни, а в 1750 году – нового Введенского храма с двумя приделами: с южной стороны – преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца, с северной – великомученика Феодора Стратилата. В 1764 году по указу Екатерины II в ходе секуляризационной реформы Оптина Пустынь вошла в число заштатных монастырей Крутицкой епархии. В 1770 году в монастыре числилось трое монашествующих, а в 1773 году – всего два монаха, оба глубокие старики.

Всероссийская слава обители начинается с 1820-х годов, когда по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова), в обители был устроен Предтеченский скит. Оптина Пустынь стала одним из духовных центров России и по праву заняла совершенно особое место в истории Русской Церкви по строгости иноческой жизни и обилию духовных подвигов ее старцев. Авторитет Оптинских старцев был чрезвычайно высок. Со всех концов страны к этим «учителям жизни» в поисках ответов о смысле жизни и спасении, за советом и утешением, молитвой и решением недоуменных вопросов стремились православные. Женщинам (и мирянкам, и монахиням) вход в скит, где жили старцы, был воспрещен. Старцы принимали паломниц в особой комнате-«хибарке», имевшей отдельный вход снаружи скита. Пустынь стала духовной лечебницей для всех ищущих вразумления, утешения, смысла жизни и духовного руководства. Недаром эту обитель называли «самым жарким духовным костром, у которого обогревалась вся Россия».

Сюда приезжали выдающиеся представители русской культуры XIX века, цвет русской интеллигенции: Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, И.В. и П.В. Киреевские, А.М. Жемчужников, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. Н.В. Гоголь на всю жизнь сохранил воспоминания о благодатной Пустыни, он писал: «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышится благоухание; всё становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше. » В 1877 году после смерти сына в скиту монастыря жил Ф.М. Достоевский. Некоторые детали в романе «Братья Карамазовы» появились под впечатлением от этой поездки, а Оптинский старец Амвросий (Гренков) послужил прототипом старца Зосимы. Неоднократно посещал монастырь и Л.Н. Толстой, последний раз за несколько дней до своей смерти.

Господь так премудро устроил, что старчество в Оптиной не прерывалось более ста лет: от одного духоносного старца переходило к другому. В лике святых почитаются четырнадцать старцев Оптинских, их имена хорошо известны всем верующим. Святые старцы Лев (1768–1841), Макарий (1788–1860), Моисей (1782–1862), Антоний (1795–1865), Иларион (1805–1873), Амвросий (1812–1891), Исаакий I (1810–1894), Анатолий I (1824–1894), Иосиф (1837–1911), Варсонофий (1845–1913), Анатолий II (1855–1922), Нектарий (1853–1928), Никон (1888–1931), Исаакий II (1865–1938) отличались прозорливостью, рассудительностью, дарами исцелений и чудотворений.

В XX веке Оптина Пустынь разделила судьбу большинства православных монастырей. В феврале 1918 года монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях. Позже в разные годы на территории обители находились санаторий, концлагерь, госпиталь, военная часть.

17 ноября 1987 года, молитвами святых Оптинских старцев, монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 1 февраля 1990 года Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит. До наших дней сохранился деревянный храм в честь Собора святого Иоанна Предтечи, срубленный в 1825 году из того самого леса, который рос на месте скита.

В настоящее время в Оптиной Пустыни действуют семь храмов. На территории монастыря – Введенский храм, построен в 1750–1771 годах; Владимирский храм, восстановлен на месте полностью разрушенного, освящен в 1998 году; Казанский храм, построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году. В 2005–2007 годах был построен, расписан и освящен храм в честь Преображения Господня. До закрытия обители советской властью храма на этом месте не было. Таким образом, это строительство открыло новую страницу в истории монастыря – от восстановления разрушенного к созиданию нового.

В настоящее время в Оптиной Пустыни возродили не только храмы, но главное – молитвенную и богослужебную жизнь.

В XIX веке оптинское ученое монашество проделало огромную работу по переводу и научному изданию многих творений святых отцов, сделав их более доступными и иночествующим, и всем желавшим приобщиться святоотеческой мудрости.

Сегодня духовный опыт оптинских насельников нашел точки соприкосновения с современными технологиями, поставив их на службу и богословию, и просвещению: с 2010 года в монастыре шла работа над созданием уникального ресурса, на котором были бы собраны все известные толкования на каждый стих Священного Писания. Сегодня проект, получивший название «Толкования Священного Писания» размещен на официальном сайте монастыря. В 2016 году было создано мобильное приложение для iOS.

На подворьях Оптиной Пустыни в Москве (настоятель – архимандрит Мелхиседек (Артюхин)) и Санкт-Петербурге (настоятель – игумен Арсений (Мосалев)) духовенством и прихожанами ведется большая миссионерская и социальная работа. В 2003 году при храме Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе была создана молодежная организация «Покров». Покровчане посещают детские дома и пансионат ветеранов, участвуют в миссионерских походах и спортивных соревнованиях, организуют паломнические поездки и праздники.

Настоятели обоих подворий руководят работой информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству.

После преставления (22.01.2018) архимандрита Венедикта (Пенькова), временно исполняющим обязанности наместника Оптиной пустни назначен игумен Никита (Суриков).

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 52)наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь назначен епископ Леонид (Толмачов), с освобождением от управления Уржумской епархией. Определен титул «Можайский», викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Монастырь Оптина Пустынь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Сегодня мой рассказ пойдет о волшебном, целительном и очень чистом месте, полное название которого – Введенский Ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь.
Это место уже не первый век влечет к себе верующих и пребывающих в поиске. Людей манит сюда покой и тишина, которые будто опускаются на плечи, только входишь за монастырские ворота, красивая архитектура, мощи прославленных Оптинских Старцев, традиции старчества которых передавались от наставника к ученику на протяжении столетия.
Подробнее об уникальных достопримечательностях и святынях мужского монастыря в Калужской области «Оптина Пустынь» я хочу поведать вам этим рассказом.

Где находится монастырь Оптина Пустынь?

  • Вахта: +7(48442)50115;
  • Экскурсионная служба: +7(48442)50139;
  • Дом паломника: +7(48442)50116, +7(919)0396840.

Как доехать до монастыря Оптина Пустынь?

Есть несколько способов добраться до монастыря из Москвы:

  • По железной дороге с Киевского вокзала на поездах:
  1. № 6151, 6157, 6161 6171, 6159 (направление «Москва – Калуга») – около 3-3,5 часов в пути;
  2. № 6131, 6135, 6133, 6393/6395, 6137 (направление «Калуга – Сухиничи») – около 2 часов в пути;
  3. № 6416 (направление «Сухиничи – Козельск») – 45 минут в пути;
  4. № 054К, 414Б, 304Б, 426Ч, 112Б, 054К, 605Б, 413Б, 425У, 303Б, 413Б, 131У.
  • Автобусом: От автостанции «Теплый Стан» ежедневно в течение дня (с 7:00 до 18:40) ходят рейсовые автобусы, проходящие рядом с монастырем. Два раза в день (в 12:45 и 15:00) идут автобусы, которые заезжают на монастырскую автостоянку. На автобусе вы доедете в течение 4-5 часов.
  • На автомобиле: По Киевскому, Калужскому, Симферопольскому шоссе либо через Подольск на ваш выбор.

    Из Белорусской столицы до монастыря вы можете добраться:

    • На поезде «Брест—Челябинск» до ст. Калуга, оттуда – автобусом, маршруткой либо пешком до монастыря;
    • На автомобиле по трассам А-130, М-1, Р-43 и А-130.

    Особенности посещения монастыря

    Для паломников монастырские ворота открыты ежедневно с 5:00. Все желающие могут свободно пройти к монастырским святыням, главные храмы также доступны в течение дня.

    • Обзорная экскурсия по территории монастыря;
    • «Новомученики и исповедники Оптиной Путсыни»;
    • «Храмы, святыни и скит Обители»;
    • «Оптинские старцы – жизнь и духовный подвиг»;
    • «Сегодняшний день Обители»;
    • «Преп. Амвросий – старец Оптиной Путсыни»;
    • «Выдающиеся деятели России в жизни монастыря»;
    • Экскурсия для подростков и детей;
    • «Пасха Красная».

    Расписание богослужений монастыря Оптина Пустынь

    Основное расписание:

    • 5:30, Введенский храм – братская молитва у мощей преп. Амвросия, утренний молебен, полунощница;
    • 6:40, Храм Казанской иконы – часы;
    • 7:00, Храм Казанской иконы – ранняя Литургия;
    • 9:00, Храм Казанской иконы – Панихида;
    • 9:40, Введенский храм – часы;
    • 10:00, Введенский храм – поздняя Литургия;
    • 12:00, Храм Казанской иконы – Панихида;
    • 13:00, Храм Казанской иконы – Акафист у мощей преп. Амвросия;
    • 14:00, Преображенский храм – заказные молитвы святым (с водосвятием);
    • 15:00, Владимирский храм – Акафист Собору Преп. Старцев Оптинских;
    • 16:40, Храм Казанской иконы – часы;
    • 17:00, Храм Казанской иконы – вечернее богослужение.
    • 6:00, Храм Казанской иконы – часы;
    • 6:30, Храм Казанской иконы – ранняя Литургия;
    • 7:40, Храм Марии Египетской – часы;
    • 8:00, Введенский храм – Акафист и Соборная молитва у мощей преп. Амвросия;
    • 8:00, Храм Марии Египетской – средняя Литургия;
    • 9:40, Храм Казанской иконы – часы;
    • 10:00, Храм Казанской иконы – поздняя Литургия;
    • 12:00, Преображенский храм – заказные молитвы святым (с водосвятием);
    • 12:30, Храм Казанской иконы – Панихида;
    • 13:00, Введенский храм – Акафист у мощей преп. Амвросия;
    • 15:00, Владимирский храм – Акафист Собору Преп. Старцев Оптинских;
    • 16:45, Храм Казанской иконы – часы;
    • 17:00, Храм Казанской иконы – вечернее богослужение.

    Где можно остановиться рядом с монастырем?

    Для паломников и туристов есть несколько вариантов поселения:

    • Паломнические гостевые дома располагают 8-местными комнатами, санузлом на этаже, чайной. Стоимость проживания составляет 300 рублей/чел.;
    • Гостевые 5-комнатные домики предлагают комнаты разного уровня комфорта (одноместную – 1000 рублей/чел., 2-3-местную – 800 рублей/чел., 4-местную – 600 рублей/чел.). В домиках также находится душ и столовая. Обед и ужин предоставляет паломническая трапезная;
    • Предтеченский Скит открыт для мужчин, которые приезжают в монастырь на длительный срок и готовы выполнять монастырские послушания;
    • Гостиница для священнослужителей предоставляет возможность поселения для священников, приезжающих в монастырь;
    • Также возможно поселение в частном секторе недалеко от монастыря.

    История монастыря Оптина Пустынь

    1. История монастыря, также как и история старчества Оптиной Пустыни, началась в 1821 году с преп. Антония и Моисея, которые приехали строить монастырь своими руками. За время настоятельничества преп. Моисея были построены многие храмы и братские кельи.
    2. В течение 100 лет не прекращалась традиция старчества монастыря. От наставника к ученику передавались сокровенные знания. Монастырь достраивался и процветал.
    3. С приходом советской власти начались гонения на православную церковь, а вместе с тем и на Оптину Пустынь.
    4. Последние Оптинские старцы в 1930-х гг. умерли в ссылке, не предавая свою веру.
    5. И только в конце 1980-х гг. началось медленное восстановление монастыря. Многие храмы достраиваются и реставрируются уже в наше время.

    Архитектурные достопримечательности монастыря

    • Свято-Введенский собор – главный храм монастыря «Оптина Пустынь», построенный в 1750-1771 гг. Имеет 3 красивых престола.
    • Казанский храм – это самый большой храм в монастыре, восстановленный и освященный в 1996 г. Также имеет 3 престола;
    • Владимирский храм – восстановлен и освящен в 1998 год после полного разрушения;
    • Храм Преображения Господня – новый красивый храм, построенный в 2007 году;
    • Храм в честь преп. Илариона Великого, находящийся в одном здании с трапезной и гостиницей, построенный в 1874 году;
    • Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Иоанна, построенный в 1825 году, находится на территории скита;
    • Храм иконы Богоматери «Спорительница хлебов», построенный в 2000 г. Находится на подсобной монастырской территории;
    • Передвижной храм, названный в честь иконы Богоматери «Живописный источник», предназначается для проведения сезонных полевых работ. Построен в 2006 г.;
    • Храм преп. Марии Египетской (ныне находится на реставрации);
    • Храм в честь свт. Льва Катанского и преп. Иоана Рыльского – в этом здании сегодня находится паломническая гостиница и ведутся работы по восстановлению полуподвального храма арх. Михаила;
    • Храм Всех Святых также восстанавливается в наше время. Находится за оградой монастыря на монастырском кладбище;
    • Часовня убиенных братиев, построенная в 2008 году, также находится на кладбище монастыря.

    Святыни монастыря Оптина Пустынь

    Оптина Путсынь богата святынями, к которым тянутся люди. Прежде всего, это мощи святых оптинских старцев, которых тут хранится много:

    • Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
    • Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
    • Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
    • Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.

    В главном храме монастыря расположилась еще одна особо почитаемая святыня – Казанская икона Богоматери.

    Фото монастыря Оптина Пустынь

    Захватывающий дух вид при подъезде к монастырю.

    Место, где живет волшебство.

    Основной монастырский храм.

    Красивый интерьер храмов Оптиной Путсыни не может передать царящей там атмосферы.

    Летом и в церковные праздники здесь особенно много людей.

    Оптина пустынь — история монастыря и как до него добраться

    Введенская Оптина пустынь – монастырь, который располагается недалеко от города Калуги, в паре километров от Козельска.

    Это один из самых важных духовных центров для православных верующих.

    Вот почему в обитель каждый день направляется множество паломников.

    Тайны Оптиной пустыни — что обязательно нужно посетить и увидеть

    Каждый храм на территории обители имеет свою историю и хранит удивительную тайну. В главном храме Введения Пресвятой Богородицы, который еще называют Введенским собором, хранятся мощи особо почитаемых святых Амвросия и Нектария.

    Храм Казанской Божией Матери поражает своей красотой, его интерьер украшают уникальные фрески, созданные по старинной традиционной технологии влажного письма.

    Здесь содержатся мощи старцев Моисея, Антония, Исакия.

    Братская трапезная поражает своей архитектурой, она возведена в стиле барокко, она красива не только снаружи, но и изнутри.

    Стены помещения оформлял живописец Василий Петров, здесь можно увидеть изображения оптинских старцев.

    Около скита располагается святой колодец, а 300 метрах от монастыря находится исцеляющий источник с теплой водой.

    Он оборудован купелью, купаться в которой можно в любое время года.

    В Оптиной Пустыне в свое время останавливались великие русские писатели Н.В. Гоголь и Ф. М. Достоевский. В обители сохранены домики, где проживали писатели. Любой желающий может их посетить.

    Краткая история Введенской Оптиной пустыни

    Древнее предание гласит, что мужской монастырь основал некий человек, носивший имя Опта. Он был разбойником, однако раскаялся в своих деяниях, став монахом и приняв имя Макарий. Поэтому монастырь называется по его имени. Однако эти данные не подтверждены, существуют и другие версии, а о периоде становления обители известно очень немногое.

    Монастырь не единожды терпел разорения и каждый раз восстанавливался. На него нападали польско-литовские войска в XVII веке. Петр I наложил на обитель непомерные пошлины. Император Павел пожаловал обители мельницу, пруд и средства на развитие.

    Духовное возрождение началось в 1821 году, в это время в монастыре был организован Скит имени Иоанна Предтечи. Первым старцем, в нем поселившимся, был отец Лев.

    Строительство обители связано с XIV веком. Первые письменные упоминания об этом святом месте относятся к 17 веку. Согласно тем записям, пустыне было дано имя «Свечи и ладан», в память о царе Федоре Иоанновиче.

    Удивительно, но во времена октябрьской революции обитель не пострадала. Большевики не тронули монастырь. Однако в 30-х годах на священнослужителей начались гонения. Монастырь был закрыт, в нем был открыт музей, затем дом отдыха и, наконец, концлагерь для польских пленных.

    Во времена отечественной войны и после нее здесь находился госпиталь. И только в 1987 году мужской православный монастырь вернули Русской Православной церкви.

    Испокон веков двери Оптиной пустыни гостеприимно открыты для всех страждущих. Всякий приходящий находил здесь заботу и понимание, всех путников сердечно принимали и давали наставления. К старцам съезжались паломники со всех уголков России, многим приходилось дожидаться приема неделями из-за большого наплыва людей.

    Основные храмы Оптиной Пустыни

    Главным храмом монастыря является Введенский собор, он располагается в самом центре обители. По разные стороны от него в виде креста располагаются другие церкви.

    Церковь Марии Египетской

    В северной части находится церковь Марии Египетской, а к югу располагается Казанская церковь, на востоке можно увидеть Владимирскую церковь. За рощицей укрылся скит.

    Богослужения там совершаются и днем, и ночью. Однако миряне не допускаются в скиту. Паломникам можно попасть в это святое место только в престольные праздники.

    Строительство мужского монастыря продолжалось несколько столетий, каждый век появлялась новая церковь. Последний храм был построен в 2007 году.

    Это собор Преображения Господня, основание которого относится к 2005 году, а его закладка произошла в присутствии Патриарха Алексия II.

    План-схема Оптиной пустыни (для увеличения нажмите)

    Всего же на территории обители располагается семь действующих храмов, и три еще восстанавливают.

    Оптинские старцы

    Оптина пустынь славится святыми старцами. Одним из основателей и первых старцев является иеросхимонах Лев, умеющий видеть все тайные грехи человека и его сокровенные помыслы. С ним вместе проповедовал иеросхимонах Макарий, который писал руководства в духовной жизни для мирян.

    Братья Моисей и Антоний занимались созданием новых храмов. Во времена их активной деятельности Оптина пустынь обогатилась новыми зданиями.

    Скитоначальник иеросхимонах Анатолий занимался наставлением не только Оптинских, но и многих других монахов и монахинь. Иеросхимонаху Иосифу не раз являлся образ Богоматери, еще при жизни от него исходило благодатное свечение. Иеромонах Никон не оставил духовной службы и после того, как обитель была закрыта.

    Последний старец пустыни испытывал преследования и скончался в изгнании. Архимандрит Исаакий стал свидетелем разорения и поругательства над Оптиной пустынью. Его преследовали власти, не раз его отправляли в тюремное заключение, а в 1938 году он был расстрелян.

    В 30-е годы прошлого века, в трудные для христиан времена, многие старцы и монахи Оптиной пустыни испытали на себе гонения властей. В этот период пострадало 15 священнослужителей. Они признаны православной церковью новомученниками.

    Об этих новопрославленных святых в издательстве Оптиной Пустыни написано произведение «Оптина Пустынь. Годы гонений», а также напечатан сборник «Жития новомученников и исповедников Оптиной пустыни».

    Старцы Оптиной пустыни в настоящее время

    Сейчас Оптинский скит включает 9 человек. Оптинское старчество возрождается. Старцы приглашены из разных мест и регионов России: из Москвы, Петербурга, Сибири.

    Наиболее прославленным современным Оптинским старцем является схиигумен настоятель Илий, он приехал в обитель из Афона по приглашению Патриарха Алексия II.

    Современные старцы продолжают напутствовать людей. Все кто нуждается в духовной помощи, получают ее.

    Оптина пустынь – основные контакты

    Все, что нужно знать паломнику, собрано в данном разделе.

    Как доехать из Москвы

    Добраться до святого места несложно, из Москвы регулярно курсирует автобус, который отходит от автовокзала, находящегося возле станции метро «Теплый стан». На дорогу уйдет пять часов.

    От Козельска до монастыря добраться быстрее, город находится на расстоянии 8 км. Отсюда можно проехать до пункта назначения за 15 минут на машине или маршрутном такси. Из Ясенево можно отправиться в двухдневную экскурсию по святым местам, в программу также включено и посещение Шамординского женского монастыря, который находится неподалеку.

    Где остановиться

    Задумав поездку в Оптину, не стоит беспокоиться о том, где остановиться.

    Гостиницы располагаются в непосредственной близости от стен монастыря, а на территории самой обители есть три гостевых коттеджа. Цены на проживание приемлемые.

    Расписание служб

    С 5.30 начинается братский молебен, он совершается у мощей преподобного Амвросия в главном Введенском храме.

    Каждый будний день совершаются литургии — утренняя ранняя в 6.40 в Введенском храме и утренняя поздняя в 9.40 в Казанском соборе. Вечерние богослужения начинаются в 17.00.

    Официальный сайт

    Оптина Пустынь располагает своим собственным сайтом https://www.optina.ru , где собрана вся полезная информация об этом святом месте и ее деятелях.

    Здесь также можно совершить 3-D экскурсию по всей территории обители.

    Официальные страницы в социальных сетях

    У обители есть так же другие официальные страницы с живым общением. Там можно задать вопросы, узнать много полезного, если вы собираетесь в паломническую поездку, посмотреть фотографии и фильмы об Оптиной пустыни, узнать самые свежие новости:

    В Калужской области есть уникальное место, которое обязательно должен посетить каждый православный христианин – это мужской монастырь Оптина пустынь. Монастырь, который имеет богатую историю и прославлен благими деяниями многих святых.

    Оптина пустынь: история святого места

    Оптина пустынь — обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии.

    История монастыря

    Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

    Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

    Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

    В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

    В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

    Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

    В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

    Храмы Оптиной пустыни

    Введенский собор

    Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

    Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

    Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

    Храм Преображения Господня

    Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

    Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

    Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители.

    Храм в честь преподобного Илариона Великого

    Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

    Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

    В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

    Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

    Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

    Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

    Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

    Храм в честь преподобной Марии Египетской

    Этот храм сейчас находится в стадии реставрации.

    Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского

    Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас — гостиница для паломников.

    Храм в честь Всех Святых

    Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

    Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта

    Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища.

    Оптинские старцы

    Оптинское старчество основал

    Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)

    Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

    Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)

    Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».

    Еще одним учеником старца Льва был

    Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)

    Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)

    Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

    У старца Макария был преемник

    Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)

    Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

    Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

    Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)

    Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

    Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

    Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

    Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)

    Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

    Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

    Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)

    Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

    Чудеса Оптиной пустыни

    По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

    Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.

    Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо.

    Молитвы

    Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

    Вечерние молитвы Оптиной пустыни

    Особенна трогательна Оптинская молитва матери о детях, в которой говорится о том, что мать должна быть готова отдать своих детей для служения Господа и принять Его волю, не желая им мирских благ, если в этом нет необходимости для их спасения. Оптинский молитвослов вы можете прочитать на сайте обители.

    Широко известны молитвы Антония Оптинского:

    Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

    О семье

    В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

    За врагов

    Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

    Паломничество в Оптину пустынь: адрес, как добраться

    Адрес Оптиной пустыни: Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».

    Добраться до святого места можно

    Автобусы «Москва-Козельск» и «Москва-Сосенский» каждый день отправляются от автостанции «Теплый Стан». Время в пути составит пять часов.

    Прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Козельском отсутствует, но паломники могут доехать на электричке, отправляющейся от Киевского вокзала в Москве, до вокзала Калуга-1.

    На личном автомобиле из Москвы можно проехать в Оптину пустынь по Киевскому шоссе, Калужскому шоссе или через Подольск.

    Читайте также об Оптиной пустыни

    Видео об Оптиной пустыни

Ссылка на основную публикацию