Пантелеимонов монастырь на Афоне: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Пантелеимонов монастырь (Афон)

Монасты́рь свято́го Пантелеи́мона также известен как Ро́ссикон или Но́вый Ру́ссик — один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон; занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей, традиционно считается русским, хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны). Греческие названия: Μονή Αγίου Παντελεήμονος и Ρωσσικόν.

Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; насельники, по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы, обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь).

Содержание

История

Первоначальное русское монашеское поселение на Афоне существовало уже в XI веке и было признано в качестве отдельного монастыря в 1169 году (обитель Фессалоникийца).

Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами. В конце XV—XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени.

В XVIII веке монастырь пришел в такое бедственное состояние, что в 1726 году в нём, по свидетельству Василия Григоровича-Барского («первое посещение Афонской Горы»), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.

Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века году монастырь был заново отстроен господарем Валахии Скарлатом Каллимахи; а Старый Россик остался действовать как скит.

После восстановления нормального течения жизни на Афоне (с прекращением турецкой военной оккупации) в 1830 году, после Адрианопольского мира, монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги; Протат даже хотел исключить обитель из списка монастырей, но такое решение было отклонено Константинопольским Патриархом Константием I.

Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию. Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты (в миру князя Ширинского-Шахзматова) и иеромонаха Иеронима (купеческого сына Иван Соломенцов; † 1885).

После кончины 24 марта 1846 года общего духовника русских на Афоне старца иеросхимонаха Арсения отец Иероним стал преемником его по духовному влиянию на Святой Горе между русскими, и не только между ними, но даже и среди греков, болгар, сербов, и святогорцев других народностей. Отец Иероним не искал этого влияния, это было естественным плодом его подвижнической жизни, опытности духовнической и сердечного участия ко всякому нуждающемуся.

Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века значительно разросся и отстроился.

В 1861 году духовной собор старцев монастыря постановил отправить в Россию иеромонаха Арсения Минина для сбора добровольных пожертвований. В августе 1867 года он привёз в московский Богоявленский монастырь святыни из Пантелеимонова монастыря, для которых позднее, на деньги благотворителей, им была построена Афонская часовня (в 1929 году закрыта и снесена большевиками).

Первым русским игуменом стал в 1875 году архимандрит Макарий (Сушкин). Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне. В начале XX века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции (наряду с оттоманским подданством). Такая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после второй мировой войны Русская православная церковь и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Константинопольским Патриархатом было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении.

К концу XIX века стал самым большим монастырём на Святой Горе по площади и численности братии. К 1903 году там насчитывалось 1446 монахов, а к 1913 году — более 2000. Россикон многократно страдал от пожаров, наиболее известные случаи: в 1307 году, когда монастырь был сожжён каталонскими пиратами, и в 1968 году.

Монастырь отмечен подвигами ряда русских насельников, наиболее известный из которых — старец Силуан, скончавшийся здесь в 1938 году.

Вследствие политики Константинопольского патриархата, направленной на выдавливание русских монахов с Афона и действий властей Греции по ограничнию прибытия граждан СССР на Афон, в Пантелеимоновом монастыре в начале 1970-х годов осталось 13 монахов; в письме Патриарху Московскому Пимену от 9 сентября 1972 года схиархимандрит Гавриил (Легач) писал: «…Наш Монастырь находится в крайне затруднительном положении и, особенно из-за неимения братства. С течением времени постепенно число уменьшается — старики вымирают, а пополнения нет, такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадежность. Мы, зная любовь Русского Народа к Святому Афону, верим и надеемся, что Вашим Святейшеством и всей Русской Церковью будут приняты все возможные меры к тому, чтобы этот русский (почти последний на Афоне) уголок с его святынями оставался и продолжал свое существование для утешения каждого верующего русского человека…».

После визита на Святую Гору Патриарха Пимена в 1972 году (первое в истории посещение Афона Всероссийским Патриархом), ситуация, при активном содействии правительства СССР, с пополнением братии стала немного улучшаться.

Современное состояние

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются около 70 монахов из России, Украины и Белоруссии.

Первым из руководителей России, посетившим Россикон, был Владимир Путин (9 сентября 2005 года).

По состоянию на 2006 год братия монастыря составляла около 50 монахов и послушников.

Святыни, реликвии и храмы

В главном соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, посвящённом в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, хранятся честная глава этого великого святого, составляющая утешение и бесценное украшение и сокровище как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской. Многочисленные паломники многократно получали и получают исцеления и чудутворения от честной главы св. влмч. Пантелеимона Целителя. Кроме того, в этом храме хранятся и другие следующие святыни:

части Древа Креста Господня и св. мощей: частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; голова св. преподобномученика Стефана Нового; голова св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины; частицы мощей: св. Иосифа Обручника, св. Апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника; св. мучеников: Георгия Победоносца, Димитрия мироточивого; Иоакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феолора Тирона, священномученика Харалампия и некоторых из мученик в Никодимии сожжённых. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленного от гроба Господня, из которого сделан седмисвещник.

Второй собор русского святогорского монастыря – Покрова Пресвятыя Богородицы. Святыни этого храма:

– несколько частей Животворящего Древа Креста Господня;

– части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Матфея, Луки, Филлиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы, Иоакова Алфеева, Тимофея, Прохора, Фаддея;

св. Анны – матери Пресвятыя Богородицы; св. равноапостольныя Марии Магдалины; св. Архидиакона первомученика Стефана; св. Архидиакона Лаврентия; св. праведного Иосифа Обручника; св. Дионисия Ареопагита; св. равноапост. царей Константина и Елены;

– святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Александрицского, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы архиепископа Солунского, Феоны митрополита Солунского, Григория епископа великия Армении, Григория Акрагантийского, Мефодия Патарского; патриархов Константинопольских: Тарасия, Мефодия, Павла и Нифонта; Модеста Иерусалимского; Амфилохия; Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанских;

– св. священномучеников: Пантелеимона, Георгия, Димитрия, Феодора Тирона, Иакова Персянина, Никиты, Артемия, Прокопия;

– св. мучеников: Гордия, Каллиника, Келсия, Антония, Анастасия, Полиевкта, Георгия нового, Агафангела, Трифона, Порфирия, Терентия, Исидора, Фалалея, Дометия, Кирика, Андриана, Елеазара (Маккавеев), Аифала, Аммуна, Евода, Ермогена, Вонифатия, Маманта, Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Арефы, Нестора, Мины, Платона, Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; Десяти мучеников Критских, Сорока мучеников Севастийских; Литовских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия;

– св. преподобномучеников: Анастасия Перского, Никона, Стефана нового;

– св. великомучениц: Екатерины, Варвары, Анастасии Узорешительницы, Евфимии Всехвальныя, Параскевы, Марины; св. преподобномученицы Параскевы; св. мученицы: Фотинии Самаряныни, Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Софии Домны, Каллисты, Кириакии, Агафии, Татьяны, Василиссы;

– св. новомучеников: Димитрия, Марка Хиосского, Полидора, Константия, Иоакова Афонского, Пахомия афонского, Нектария Афонского, три главы св.преподобномучеников Афонских:Евфимия, Игнатия и Акакия;

– св. безсребренников: Космы, Дамиана, Кира и Иоанна;

– преподобных: Феодосия великого, Хатитона исповедника, иоанн кущника, Георгия Хозевита, Исаакия Далматского, Дионисия Олимпийского, Феодора Студита, Парфения Лампсайского; Симеона столпника, Феоктиста, Андрея Критского, Сампсона странноприимца, Пафнутия,Иакова, Василия нового, Петра Афонского, Агафангела, Акааия Кавсокаливского, Евдокима Ватопедского, Михаила Синадского, Германа Валаамского, Александра Свирского, Давида Гареджийского, Нила Афонского, макария нового, Герасима нового, Павла Латрского, Гедеона Афонского; Матроны Солунския, Макрины, Пелагии, Феоктисты, Мелании и Иоанна нового (русского).

В целом в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся части мощей более 300 греческих, русских, грузинских святых.

Особо почитаемы в русском святогорском монастыре хранящиеся здесь главы и части глав: св. вмч. Пантелеимона Целителя; прп. Силуана Афонского; верхняя часть главы св. Апостола и Евангелиста Луки; сщмч. Анфима, еп. Никомидийского; прпмч. Игнатия Афон­ского, Евфимия Афонского и Акакия Афонского; часть от левой ноги aп. Андрея Первозванного в серебряном ковчеге; часть правой руки прав. Иоанна Русского и многие другие святыни.

Чудотворные иконы: Икона Матери Божией, именуемая “Иерусалимскою”, над царскими вратами; Икона Матери Божией «Ка­занская» в Покровском храме; Икона Матери Божией «Игумения Святой Горы Афонской»; икона св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеимона; икона св. священномученика Харалампия, из Скита св. Анны.

Третий замечательный здесь храм во имя святителя Христова Митрофана Воронежского чудотворца; потом – параклис, или меньший храм Успения Пресвятыя Богородицы.

Кроме этих храмов, есть еще параклисы:

1) Вознесения Господня;

2) Рождества Пресвятая Богородицы;

3) Введения во храм Божией Матери;

4) Св. Архангелов;

5) Успения главы св. Иоанна Предтечи Господня;

6) св. Богоотец Иоакима и Анны и св. Иосифа обручника;

7) св. священномученика Харалампия;

8) Св. Николая чудотворца;

9) св. великомуч. Димитрия Солунского;

10) св. Константина и Елены;

11) св. Саввы Освященного;

12) св. великих князей – Равноапостольного Владимира и Александра Невского;

13) Преподобного Сергея Радонежского чудотворца;

14) Препод. Герасима Иорданского и Иеронима Стридонского;

15) в честь всех Святых Афонских (при братской больнице);

16) Всех святых Русских Князей и Царей.

Близ монастыря находится так называемая гробница, с церковью во имя Апостолов Петра и Павла, где упокаиваются братья, переселяющиеся от этой временной жизни в вечную. Недалеко от нее церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Близ нее в новом большом корпусе церковь Преображения Господня, где пользуются врачеванием болеющие иноки – келлиоты и пустынники, и миряне. Там же еще два параклиса: Божией Матери “Скоропослушницы” и свв. Иоанна Златоустого и Макария Великого. В последнее время еще построены и освящены две церкви в одном корпусе; во имя Святителей – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и во имя св. Архангела Рафаила.

Вне монастыря на разных местах монастырской земли, скитах, метохах и при отшельнических келиях 36 церквей.

Престольные праздники

Подворья и скиты

Также монастырю Святого Пантелеимона в разное время принадлежали:

  • Старый Нагорный Руссик. Ныне в нём проживает один монах Иона.
  • Андреевский скит. После смерти последнего русского насельника, перешел к монастырю Ватопед.
  • Скит Новая Фиваида. В этом скиту подвизался с братией иеромонах Рафаил (Берестов).
  • Скит Крумица (Кормилица). Находится практически на границе Афона, недалеко от городка Уранополи(с). Вокруг скита расположены многочисленные виноградники монастыря. Скит являлся монастырской здравницей, во времена расцвета в нем было несколько сотен монахов. На данный момент скит восстанавливается несколькими насельниками, отправленными из монастыря св. Пантелеимона. Во время большого пожара на Афоне в августе 2013 года скит чудом уцелел. Примечательно, что огонь подошел к скиту в ночь на память св.Пантелеимона, и, хотя вокруг выгорела под корень вся растительность на многие километры, скит и виноградники остались нетронуты пламенем.
  • Ильинский скит. Основан Паисием Величковским, ныне приписан к монастырю Пантократор.
  • Скит Богородицы Ксилургу (Древодела). Древнейшая русская обитель в мире, в 2016 году в скиту отмечается 1000-летие русского православия на Афоне.
Читайте также:  Иосифо-Волоцкий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Монастырь имеет подворья в Москве (Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой) и в Санкт-Петербурге.

Также монастырь имеет подворье в Стамбуле. Русское подворье и действующий храм Святого Великомученика Пантелеимона находится в районе Каракёй, по адресу Hoca Tahsin Sokak, No 19, Karaköy, Istanbul

21 октября 2012 года в Киеве при храме святителя Михаила было открыто подворье Пантелеимонова монастыря.

19 июня 2014 года решением Синода УПЦ скит прп. Силуана Афонского, открытый 5 января 2013 года в с. Загребля, Житомирской области, был присоединен к Киевскому подворью Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Новоафонский мужской монастырь

Новый Афон: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Нового Афона
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (8)
    • Храмы, соборы, мечети (2)
    • Водопады (1)
    • Парки (1)
    • Музеи (1)
  • Забронировать отель в Новом Афоне
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Нового Афона
  • Советы о Новом Афоне

Автобусиз Пицунды, Сухума, Гудауты до ост. г. Новый Афон, далее – пешком
АвтострадаE60 Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy
Пешкомпо г. Новый Афон

Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь находится в Абхазии, на горе Афон, на высоте в 75 метров над уровнем моря. Основан он в 1875 году монахами — выходцами из Греции. Это один из крупнейших религиозных центров всего Кавказа, место паломничества и одна из популярных туристических достопримечательностей Абхазии. С 2011 года монастырь относится к Абхазской православной церкви. Он привлекает верующих всего мира и туристов своей историей и красивейшими пейзажами: монастырь окружен садами, парками и расположен на побережье Черного моря.

История Новоафонского монастыря

Место, где расположен монастырь, известно более 2000 лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с ним и был похоронен. С тех пор это место почиталось верующими людьми, как святое.

Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. Однако первые постройки и храмы были созданы за несколько лет.

Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия, не жалея сил, обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад. У монастыря появилась одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, с помощью которой монахи полностью обеспечивали себя необходимым электричеством.

При монастыре находились ремесленные мастерские — столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и многие другие. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. Одной из диковинок стали сады, где выращивали апельсины, лимоны и оливки.

Также монастырь активно помогал сиротам, открывая школы и давая детям приюты, необходимую еду и медикаменты.

XX век принес монастырю запустение: он успел послужить и резиденцией для верхушки власти, и госпиталем, но большую часть времени был заброшен. И только с 1994 года начал возрождаться. В настоящее время монастырь действующий, принимает паломников и туристов всего мира. Он является еще и центром духовного образования — с 2001 года здесь находится духовное училище.

Храмы и святыни на территории монастыря в Новом Афоне

Монастырский комплекс включает в себя 6 храмов и соборов, в числе которых:

  • храм иконы Божьей Матери «Избавительница»
  • Иерона-мученика
  • преподобных отцов Афонских
  • Святого Андрея Первозванного
  • Вознесения Господня.

Главный храм монастыря Нового Афона — Пантелеймоновский собор. Он первым встречает посетителей и высится над ансамблем монастыря. К нему ведет мощеная булыжниками дорога — «Тропа грешников», пройдя которую до конца, как говорит поверье, человек избавится от всех грехов.

Это огромное религиозное сооружение в неовизантийском стиле 1888–1900 годов постройки, известное своими настенными росписями. Фрески украшают все постройки монастыря, включая трапезную. В советское время их пытались замазывать, но они все равно проступали сквозь штукатурку. В настоящее время собор и фрески — одна из самых популярных и хорошо сохранившихся достопримечательностей Новоафонского монастыря.

В северо-западной части Новоафонского монастыря находится колокольня, башню которой украшают музыкальные куранты, подаренные монастырю императором Александром III и его супругой во время визита в обитель. Недалеко от монастыря есть отдельный храм Симона Кананита и пещера, в которой он жил и молился.

Новоафонский монастырь в Абхазии — панорама Google Maps:

В монастыре хранится несколько святынь: мощи Симона Кананита, чудотворный крест с деревянной частицей Креста Господня и почитаемая в Абхазии икона Божьей Матери «Избавительница». Образ завещал монастырю настоятель монастыря на Старом Афоне в Греции, как преемнику.

Режим работы и правила посещения монастыря

Новоафонский монастырь открыт для туристов и паломников со среды по воскресенье, с 12:00 до 18:00. Вход на территорию бесплатный. Принимаются добровольные пожертвования.

Посещать можно все храмы комплекса. Внутри можно фотографировать без вспышки. Так как монастырь является действующим, вход на его территорию рекомендован в скромной одежде, с закрытыми плечами и коленями, женщинам — с покрытой головой. Если не оказалось при себе платка или длинной юбки, на входе их предоставят бесплатно. Службы проводятся на трех языках — абхазском, греческом и русском.

На территории монастыря находятся торговые палатки, где можно купить воду, еду и сувениры на память. Также там продается продукция монастырского хозяйства — мед, травяные веники, варенье и т. п.

Как добраться до Новоафонского монастыря в Абхазии

Новоафонский монастырь расположен на небольшом удалении от основных курортных городов Абхазии. Добраться до него можно несколькими способами.

  • из г. Новый Афон можно добраться пешком — монастырь и гора видны из всех точек городка
  • из Сухума, Пинцунды и Гудаутына автомобиле: по трассе E60 Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy. Путь займет от 30 минут до 1 часа.

Маршрут из Сухума — Google Maps:

Из Пицунды:

Из Гудауты:

  • из Сухума, Пицунды, Гудаутына автобусе или маршрутном такси до г. Новый Афон (указано направление на лобовом стекле). Доехать до остановки «Ракушка», что напротив центральной площади. Оттуда — пешком.

Также можно воспользоваться такси: Такси GT (местный недорогой перевозчик), GettTaxi и другими.

Кроме того, Новоафонский монастырский комплекс входит в большинство организованных экскурсий.

Полный список достопримечательностей Абхазии можно найти в одноименном разделе — с его помощью удобно намечать собственную культурную программу поездки, а так же заочно знакомиться со страной.

Видео-обзор: Новоафонский мужской монастырь в Абхазии

Пантелеимонов монастырь на Афоне: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Информация о Святой Горе, история и современная жизнь

Cвятая Гора Афон – земной удел Божией Матери

Для греков Афон стал хранилищем национальных традиций, той частью Греции, где в течение более тысячи лет хранились греко-христианские традиции, литература и подлинно византийские обряды.Это священный кладезь неизвестных до сих пор источников по исследованиям в области богословия, философии, истории, византийского и послевизантийского искусства и .

СВЯТЫНИ

Обители Афона, чудотворные иконы и Святые мощи

Сокровища древней Византии

Гора Афон – самая богатая сокровищница византийского наследия.

ПОЕЗДКИ

Паломничество на Афон, программы наших поездок

Наши возможности для Вашей поездки

Мы разработали 7 программ посещения Святой Горы Афон: Это обычные индивидуальные поездки на Афон. Групповые организованные поездки. Семейные туры – мужчина с сыном на Афоне, жена в отеле. Персональные поездки для высокопоставленных лиц на высшем уровне. Программы для онкологических больных и бездетных мужчин. Также новые поездки – поездки по православным святыням Греции.

МЕДИА

Фото, видео, аудио, фильмы, книги, рассказы об Афоне

Виртуальное путешествие на Афон

Медиа раздел, в котором будут содержаться все видео фильмы об Афоне, аудио записи песнопений афонских монахов, интересные фотографии Афона, книги, статьи и многие другие материалы.

СВЯТЫНИ » Монастыри » Пантелеимонов

Пантелеимонов

Осн. в начале X века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона. Игумен: архим. Иеремия. Тел. (30-377) 23252.

Монастырь Святого Пантелеймона или «монастырь русских» или просто «Руссик» («Русский») стоит у небольшого залива за Ксенофонтовым монастырем и на незначительном расстоянии перед Дафной, со стороны Сингитского залива. Посвящен монастырь Святому Пантелеймону (праздник – 27 июля).

Местонахождение монастыря на его нынешнем месте, у моря засвидетельствовано после 1765 года и особенно в первые десятилетия XIX века. Ранее он находился там, где теперь находится Палеомонастиро, т.е. старый монастырь Святого Пантелеймона или монастырь Фессалоникийца, основанный в начале XI века. Тогда на Афон прибыли монахи из России или Далмации, которые обосновались поначалу в Ксилурговом монастыре. Однако численность их постепенно возрастала, и Священный Кинот после соответствующих ходатайств настоятеля Лаврентия и прота уступил им покинутый к тому времени монастырь Фессалоникийца. Впоследствии Ксилургов монастырь был преобразован в существующий до сих пор скит Богородицы.

До ХIII века о Паинтелеймоновом монастыре и его истории нет никаких сведений. Возможно, причиной тому стал большой пожар, во время которого монастырь сгорел дотла вместе со всеми своими документами. Затем, как известно, Андроник II Палеолог подтвердил своим хрисовулом земельные владения и права монастыря, а позднее значительную заботу и материальную помощь оказали монастырю многие сербские правители, подарившие ему в частности несколько подворий и разного рода регалии.

Однако хотя монастырь и называется Русским, настоятель его в те времена подписывался по-гречески – свидетельство того, что тогда среди монахов здесь было больше греков, чем русских. Эта ситуация продолжалась до 1497 года, после чего здесь численно стали преобладать русские, многие из которых прибыли сюда после освобождения России от татаро-монгольского ига.

В Третьем Уставе Святой горы (1394) монастырь Святого Пантелеймона занимает пятое место в ряду существовавших тогда монастырей. Однако после краткого периода подъема монастырь обеднел настолько, что оказался в долгах и был вынужден отдать в залог церковную утварь и ризы, а также многие свои земельные владения. Такое положение продолжалось до середины XVIII века, когда монастырские врата вообще оказались закрыты. Как сообщает путешественник Г. Барский, во время первого своего посещения монастыря он встретил здесь четырех монахов – двух русских и двух болгар, а во время второго – вообще не встретил никого. Таким образом, в монастыре снова обосновались греки, которые решили оставить старые здания и поселиться у моря в местности, где епископ Иерисский Христофор построил в 1667 году небольшую Воскресенскую церковь. Там они и построили новый монастырь Святого Пантелеймона с помощью правителей придунайских стран, в которых продали также принадлежавшие им владения.

Читайте также:  Архангельский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Строительство нынешнего монастыря, как было сказано выше, относится к концу XVIII века и двум первым десятилетиям XIX века. Основную помощь оказал при этом господарь Молдовлахии Скарлат Каллимах, построивший собор монастыря. Патриарх Каллиник V сделал монастырь общежительным в 1806 году и дал ему название «Подлинный Киновий Каллимахидов».

Однако с началом Национально-освободительной войны 1821 года монастырь снова пришел в упадок, а несколько позднее был впутан в судебные споры о границах с соседним Ксенофонтовым монастырем. Оказавшись после всего этого в поистине жалком состоянии, с 1840 года монастырь снова стал принимать монахов из России, которые очень скоро возросли в числе и стали составлять большинство. Таким образом, как и следовало ожидать, в 1875 году русские монахи впервые в новый период истории монастыря избрали настоятеля из своей среды, и монастырь стал полностью русским. К концу XIX века число монахов Пантелеймонова монастыря превышало 1000, а многие их соотечественники находились в других частях Афона.

Комплекс построек монастыря напоминает небольшой город с множеством многоэтажных построек и высокими куполами церквей. До последнего ужасного пожара (1968) архонтарик находился в одной из сторон монастыря и располагал просторным залом, в котором висело много фотографий царей. После этого архонтарик находится за пределами монастыря в одном из больших строений близ моря, которые использовались ранее для различных нужд, а в настоящее время закрыть.

Собор монастыря, как сообщает надпись над входом в литийный притвор, начали строить в 1812 году и завершили в 1821 году. Посвящен собор Святому Пантелеймону и напоминает своим видом прочие афонские соборы. Стены собора сооружены из тесаных прямоугольных камней, а над крышей возвышаются 8 похожих на луковицы куполов с характерными крестами. Такими же куполами располагают и часовни монастыря. Изнутри монастырь расписан в XIX веке фресками, выполненными русскими художниками. Русской работы является и богато декорированный иконостас храма. В соответствии с сигиллом 1875 года песнопения во время службы ведутся на двух языках – греческом и русском, что сохраняется и по сей день.

Напротив входа в собор находится трапезная монастыря – отдельно стоящее посреди двора прямоугольное здание, заложенное в 1890 году и расписанное фресками в 1897 году. Трапезная эта очень большая и просторная: она может обслуживать одновременно около 800 человек.

Над фасадом трапезной возвышается звонница, на которой висит множество русских колоколов разных размеров (один из них необычайно тяжел и огромен), а перед фасадом, слева от входа находится внешне отличающийся от прочих фиал водосвятия.

Кроме собора, на территории монастыря и за ее пределами находится ряд часовен. На территории монастыря это прежде всего часовня Успения Богородицы в тыльной части собора и Святого Митрофана к западу от библиотеки: в первой из них служба ведется на греческом языке, во второй на русском. В северном крыле монастыря находятся часовни Вознесенская, Святого яСтергия, Святого Димитрия, Архангельская, Святого Герасима, Святых Константина и Елены, русских равноапостольных святых Владимира и Ольги и разделенная на два храма часовня Святого Александра Невского и Покровская с богато украшенным интерьером, множеством отделанных золотом переносных икон и позолоченным иконостасом. На южной стороне из 8 часовен после пожара остались две – Святого Саввы и Святого Николая.

За пределами монастыря сохранились две часовни – Святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (все святые – московские митрополиты) на кладбище и Преображенская в нынешнем архонтарике. У монастыря есть также 5 келий – Святого Евфимия, Святых Бессребреников, Живоносного Источника, Святого Стефана и Святого Георгия. Две последние из них находятся в Карее, причем келья Святого Георгия является представительством.

Кроме того, монастырю Святого Пантелеймона принадлежат также четыре экзартимы – подворье Хромицы или Хромитиссы в начале полуострова, неподалеку от Уранополя (общежительное с немногими русскими монахами), скит Ксилургов или Богородицы (общежительный всего с несколькими болгарскими монахами) в районе Пантократорова монастыря, Новая Фиваида или Гурноскит (покинутый скит на юго-западной стороне Афона) и Палеомонастиро (т.е. Старый Монастырь, в настоящее время закрытый).

Из сокровищ монастыря следует упомянуть прежде всего много переносных икон, в том числе Богородицы Иерусалимской, Предтечи, Святого Пантелеймона, мозаичную икону Святого Александра Невского и ряд других икон, множество церковной утвари, в основном русской работы, кресты, медальоны, части Животворящего Древа Креста Господня, мощи святых и др. Кроме того, в Покровской часовне хранятся замечательный священный потир и драгоценное печатное Евангелие – подарки великого князя Константина Николаевича, посетившего монастырь в 1845 году.

Очень богата монастырская библиотека, расположенная в отдельном двухэтажном здании посреди двора. Здесь хранится около 1320 греческих и 600 славянских рукописей, а также много листов пергаментных и бумажных кодексов в конвертах. Из множества иллюстрированных рукописей богатством своих иллюстраций выделяются две – Евангелие (№ 2) и 16 Речей Григория Богослова (№ 6). Кроме отдела рукописей в библиотеке есть более 20000 печатных книг на греческом и русском языках, в том числе и очень ценные старые издания.

Пантелеймонов монастырь является общежительным с 1803 года и занимает девятнадцатое место в иерархическом ряду 20 афонских монастырей. Здесь проживает около 30 монахов, из которых только один грек.

Предание.

Вмч. и целитель Пантелеимон

Святой великомученик и целитель Пантелеимон, особо почитаемый в России, пострадал за веру Христову, будучи усечен мечом. Предание гласит, что привязали его для свершения казни к старой маслине. Булатный меч палача, однако, сделался мягким, как воск, и не оставил следов не шее святого. Видя это, воины отказались было совершить указанное им, но святой Пантелеимон велел им исполнять приказ царя. Когда голова юного угодника Божия покатилась по земле, все увидели, что вместо крови из раны истекает молоко. Но это было лишь началом чудес! Молочно-белая жидкость впиталась в землю под старой сухой маслиной, и все, кто находился у места казни, не веря вначале своим глазам, увидели на ней прекрасные спелые оливки. Вскоре стало ясно, что они чудодейственны — съевший маслину получал исцеление от любой болезни прямо на глазах у изумленного народа.

Тогда нечестивый император Максимиан велел срубить маслину и сжечь — и ее, и тело святого. Маслина сгорела, но тело огонь даже не тронул. Вскоре старый корень дал побег, и это было как символ смерти и воскресения…

А сто лет назад некий русский монах взял косточку плода «воскресшей» маслины и посадил в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Маслина выросла, сейчас на ней горит неугасимая лампада в жестяном ящичке, и за ней заботливо ухаживают насельники обители.
Существует предание о том, что, если это дерево начнет иссыхать, то это будет означать приближение эпохи угасания для всей Святой горы.

Абхазия, Ново-Афонский монастырь: история, описание

Друзья, привет! Сегодня мы отправляемся в Абхазию, в древнейший Ново-Афонский монастырь. Абхазия — сама по себе очень красивая страна. Водопады, горы, озера, пещеры, реки, — основные составляющие прекрасного места. Кроме этого, есть еще старейшие строения, прославившиеся на весь мир, и одна из таких достопримечательностей, Новоафонский монастырь. Его золотые купола сверкают на солнце, а история святыни уходит в далекое прошлое.

Ново-Афноский Симоно-Кананитский монастырь – обитель для мужчин, находящаяся у подножья холма в городе Афоны (ныне Новые Афоны); время появления — 1875 год; основатели — отцы русского монастыря святого Пантелеймона.

На пути к завершению во время строительства для древних строителей встали сложные испытания: изначально стоило сгладить холмистую поверхность (что для тех времен, считалось очень сложной работой), затем русско-турецкая война заморозила строительство с 1877 по 1878 гг. (при этом монастырь ограбили); только в 1900 году окончательно завершилось создание святилища. Одним из основоположников и основных строителей всего монастыря являлся Александр 3, также по его велению была возведена часовня, затем появилась «царская» аллея — бульвар с кипарисами.

В те далекие времена храм считался самым крупным в России, духовной цитаделью Кавказа. Позже нагрянула Октябрьская революция, монастырь был разрушен и становился все более пустым. На месте дома игумена появилась дача Сталина. Грузино-абхазская война тоже дала о себе знать: поврежденное от многочисленных атак святилище, затем его превращение в госпиталь. Какие бы трудные испытания не падали на это священное здание с золотыми куполами, в 1994 году оно все же возвратилось к существованию. Реставрация активно продолжается и в нынешние века.

Монастырь Нового Афона делится на шесть основных строений:

  • Пантелеймоновский собор,
  • Надвратная церковь Вознесения,
  • Кафедральный собор Андрея Первозванного (Святого),
  • Обитель Иерона (мученика),
  • Храм имени преподобных Старцев,
  • Храм изображения «Избавительница».

Пантелеймоновский собор — почитаемый и красивейший храм местности.

Грандиознейшая влиятельная постройка в Абхазии – Собор имени Пантелеймона – почитаемый и красивейший храм местности. Он создан в невизантийской манере; стены расписаны живописцами из Владимира и союзом мастеров из Москвы.

Кроме всех храмов, имеется башня с колоколами, под которой расположена бывшая монастырская трапезная. Ее стены расписаны картинами, выполненными под руководством братьев Оловянников.

С 2001 года на территории монастыря создано духовное училище, при желании, туда могут принять всех верующих.

В заключении стоит посоветовать, каждому, навестить хотя бы один раз великую постройку 19 века, открыть для себя новое и почувствовать ту атмосферу легкости, обитающей в монастыре. Монастырь, конечно, не до конца отреставрирован, но то, что придется увидеть, оставит большое впечатление. Тем более, территория очень живописна, это компенсирует небольшие недостатки монастыря. Если случайно забредете в Абхазию, обязательно посетите это святилище.

*Лучше добираться на маршрутах, экскурсоводы и таксисты слишком завышают цену.

Несомненно, отправившись в Абхазию в Ново-Афонский монастырь, любой турист останется доволен и получит массу впечатлений от своего путешествия.

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

Обитель во имя святого угодника Божия Пантелеимона была основана русскими монахами на Афоне примерно в X–XI веках. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1016 году. Изначально он был посвящен Успению Пресвятой Богородицы и располагался в лесу на восточной стороне Святой Горы. В это время монастырь называли или «Богородица» или Ксилургу (в переводе с греческого – «древоделя»), что было связано с основным занятием монахов – обработкой дерева.

Материал по теме

Там, где затонул «Курск», теперь стоит крест

В точке гибели подводного атомного крейсера «Курск» прошла траурная церемония по установке памятного креста на дно Баренцева моря. На месте трагедии побывали родители и близкие родственники погибших моряков-подводников.

С XIII по XV век монастырь святого Пантелеимона переживал определенный кризис. Во-первых, обитель постоянно разорялась крестоносцами и морскими пиратами, которые в то время терроризировали весь Афон. Во-вторых, теряются связи с Русью, так как в этот период она находится в зависимости от татаро-монгольской Орды и не имеет возможности поддерживать свою дальнюю обитель. Поэтому именно в этот период число русских монахов в монастыре уменьшается, и через некоторое время большинство насельников составляют уже сербы. Все это приводит к тому, что до 1489 года покровителями обители становятся сербские князья – Неманичи, Бранковичи и другие.

В XV веке произошли изменения в жизни всего Афона – после захвата турками Константинополя в 1453 году Святая Гора попала под власть Османской империи. Жизнь монастыря становится тяжелой – новые власти облагают монастырь большими налогами, конфисковывают земли. В это время он существует лишь за счет тех пожертвований, которые вносят православные князья Валахии и Молдавии, а также московские князья и священноначалие.

После того как Русь освобождается от власти татаро-монголов, улучшается и положение Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1507 году покровителем (ктитором) монастыря становится великий князь Московский Василий III, начинает увеличиваться число иноков, теперь уже русских по происхождению. Большое уважение к монастырю испытывал царь Иоанн IV Грозный, который называл его своей «первой богомолией».

Читайте также:  Монастыри Суздаля: действующие мужские и женские

В период Смутного времени помощь монастырю снова прекращается и восстанавливается только с воцарением в России царского рода Романовых. Однако, даже учитывая помощь из России, монастырь продолжал испытывать экономические трудности. Постройки монастыря ветшали, количество насельников уменьшалось. Монастырь был на грани полного разорения, тем более что турецкие власти продолжали притеснять обитель. Дело доходило даже до того, что за долги монастыря по налогам монахов сажали в тюрьму. Все это привело к тому, что в 1705 году решением Патриарха Константинопольского Гавриила III монастырь восстанавливается как русский и полностью передается России. Управлять жизнью монастыря поставляется архимандрит Варлаам. Однако, несмотря на этот шаг, а также на помощь со стороны Священного Синода России (ежегодные выплаты, пожертвования, подарки в виде дорогой утвари, богослужебных книг и т. д.) монастырь испытывает трудности вплоть до конца XVIII века.

Как ни пытались все заинтересованные стороны улучшить жизнь обители, ситуация кардинально не менялась. Все это способствовало тому, что в конце XVIII века монахи Нагорного Русика решают переселиться на новое место, а именно – в прибрежную келлию с храмом Вознесения Господня, которая принадлежала основному монастырю. Эта келлия располагалась недалеко от лодочной пристани. Здесь монастырь святого Пантелеимона возродился во второй раз и находится по настоящий день. По своему местоположению он получил наименование Прибрежный Русик.
Перемена места не решила проблем. Новая обитель также испытывала трудности, вплоть до того, что в ней практически не осталось насельников. Встал вопрос о том, чтобы исключить русский монастырь из числа святогорских обителей, а для уплаты долгов продать земли другим монастырям Афона.

В 1803 году Патриарх Константинопольский Каллиник V издает грамоту о восстановлении общежития в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Возродить жизнь в обители предстояло 85-летнему старцу иеромонаху Савве, который специально поехал в Стамбул с целью испросить для этого материальные средства. Ему удалось собрать только частные пожертвования, так как от Патриархии ему ничего не дали. Однако здесь оказал помощь Сам Господь. В этот момент по молитвам к святому Пантелеимону получил исцеление от тяжелого недуга великий драгоман Порты (дипломат с особым статусом. – прим. ред.), валахский князь Скарлат Каллимах. По данному им обету, после выздоровления он стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В эти годы, а именно – в 1814 году, при материальной поддержке Каллимаха на территории монастыря строится собор во имя святого Пантелеимона. В 1815 году собор был освящен.

Однако в середине XIX века, после кончины старца Саввы и казни турецкими властями Каллимаха, для монастыря вновь наступают тяжелые времена. В один из моментов, в период с 1821 по 1829 годы, монахи даже были вынуждены покинуть обитель и провести девять лет в скитаниях, так как из-за разгоревшейся Греческой революции против турецкого ига территорию монастыря заняли турецкие войска. Только в 1830 году в монастырь возвращаются русские иноки, хотя экономическое состояние обители было, как и прежде, бедственным.

Новый этап возрождения монастыря начинается только спустя десятилетие – с 1840 года, когда в него приходит русский инок Иоанникий (Соломенцев) с несколькими другими монахами. Приняв схиму с именем Иероним, он стал возрождать жизнь монастыря, за что впоследствии получил прозвание «духовного возобновителя». Благодаря деятельности отца Иеронима в монастыре начинается духовный и экономический подъем, строятся новые храмы (1846 –святителя Митрофания Воронежского, 1851 – Покрова Пресвятой Богородицы и т.д.). В целом за годы деятельности отца Иеронима в монастыре было построено и восстановлено около 60 храмов, 19 келлий и 8 подворий. К 1850 году в обители святого Пантелеимона находилось уже около 200 монахов, из них 30 были русскими.

К концу XIX века монастырь полностью избавился от долгов, стал сам оказывать материальную помощь братским монастырям и другим учреждениям на Афоне. Количество монахов в обители было более тысячи, из них русских – около 800. К 1910 году количество монахов увеличилось до 1900 человек. Обители принадлежало 60 храмов, различные земельные владения, в том числе и вне Афона (в черте города Салоники и т. д.). Правда, эти внеостровные владения были конфискованы у монастыря правительством Греции в 1924 году.

К началу XX века монастырь святого Пантелеимона имел собственные подворья в ряде городов России и не только – Москве, Санкт-Петербурге, Таганроге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Одессе, Сухуми, Стамбуле и Салониках. У всех этих подворий была своя участь. В частности, в России после революции 1917 года все они были закрыты. Однако сам монастырь святого Пантелеимона избежал этой участи, находясь вдалеке от России. Так Господь уберег обитель Своего угодника от безбожной власти.

На сегодняшний момент в монастыре, который остается одной из главных святынь Афона, хранится честнейшая глава святого Пантелеимона, а также его чудотворный образ.

Пантелеимонов монастырь на Афоне: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Описание Пантелеимонова монастыря на Афоне

Монастырь святого вмч. Пантелеимона расположен на берегу моря между Ксенофонтовым монастырем и пристанью Дафни. Обитель известна также как Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, Киновия Каллимахов, или Руссик.

На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 г. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья – теперь там расположен, так называемый, «старый», «нагорный Руссик», или «монастырь Фессалоникийца», основанный в начале XI в. Именно тогда на Святую Гору пришли первые русские монахи; первоначально они обосновались в монастыре Ксилургу. Довольно быстро он заполнялся выходцами из Руси, так что вскоре здесь стало тесно. Поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца; обитель же Ксилургу была преобразована в скит и остается им по настоящее время.

Источников об истории Руссика до XIII в. почти не сохранилось из-за пожара, полностью разрушившего весь монастырь вместе с архивами и библиотекой. Однако известно, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом утвердил имущественные права обители; позднее о ней заботились также многие сербские крали, поддерживавшие монастырь щедрыми подаяниями и даровавшие ему ряд подворий.

Во времена монгольского ига на Руси в большинстве насельники Руссика были греками; подпись игумена на всех документах той эпохи стоит по-гречески. Однако после 1497 г. начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору.

В 3-м Уставе (1394 г.) Пантелеимонов монастырь значится пятым в порядке иерархии афонских обителей. Однако после краткого периода расцвета монастырь беднеет и попадает в долги. Тогда он и лишается ряда своих владений. К середине XVIII в. врата Руссика закрылись. Как пишет Григорович-Барский, при первом своем посещении Святой Горы он застал в монастыре всего четырех монахов – двух русских и двух болгар, а во второй раз – никого. Так монастырь вновь попал в руки греков. Греческая братия решила переселиться поближе к морю, где в 1667 г епископ Иериссонский Христофор выстроил небольшой храм, освященный в честь Вознесения Господня. Там и был построен, с помощью правителей балканских и придунайских княжеств, нынешний Пантелеимонов монастырь.

Особо щедрые пожертвования сделали в первой четверти прошлого века господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах (именно на его средства был возведен соборный храм). В 1806 г. Патриарх Каллиник V своим указом утвердил в монастыре общежительный устав.

В годы Греческого восстания Руссик, как и большинство афонских обителей, вновь пришел в запустение; начались длительные тяжбы с Ксенофонтовым монастырем по вопросу о границах, Монастырь находился в бедственном положении, когда в 1840 г в нем вновь стали появляться русские насельники. Вскоре они, как и прежде, составляли большинство братии. В 1875 г впервые после долгих лет – был избран русский игумен, и Руссик стал действительно русским монастырем. К концу прошлого века только в Пантелеимоновом монастыре жило более 1000 монахов (справедливости ради следует сказать, что среди них были и греки, и южные славяне); множество русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы.

Архитектурный ансамбль монастыря с его многочисленными многоэтажными постройками и высокими куполами храмов производит впечатление небольшого города. Однако сильный пожар 1968 г. нанес ощутимый ущерб обители.

Соборный храм монастыря, как гласит надпись над входом в притвор, был построен в 1812-1821 гг. По своему общему плану он схож с соборами других святогорских обителей. Стены его сложены из прямоугольных шлифованных каменных плит; на восьми куполах водружены кресты, причем на главном – традиционный для России – восьмиконечный. Храмовые росписи также сделаны в прошлом веке. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. Согласно правилу, принятому в 1875 г., службы в этом храме совершаются на двух языках – греческом и славянском.

Напротив входа в собор находится трапезная, построенная в 1890 г и расписанная в 1897 г; она может вместить до 800 человек. Над трапезной возвышается колокольня, где находится множество русских колоколов, знаменитых по всему Афону, а напротив колокольни, слева от входа, – водосвятная чаша.

В Руссике, помимо соборного, есть и другие храмы. К собору пристроен придел Успения Богородицы (богослужения здесь совершаются по-гречески); к западу от библиотеки расположен храм свт. Митрофана Воронежского (здесь, как и в других храмах, служат по-славянски). В северной части монастыря расположены храмы, а также храмы-параклисы: в честь Вознесения Господня, прп. Сергия, вмч. Димитрия, Архангела Михаила, прп. Герасима, свв. Константина и Елены, равноапп. кнн. Владимира и Ольги, а также храм Покрова с приделом святого благоверного князя Александра Невского, богато украшенный иконами в золотых ризах и позолоченным иконостасом. К сожалению, после разрушительного пожара из восьми храмов, находившихся в южной части монастыря, сохранилось лишь два: прп. Саввы и свт. Николая.

За стенами обители расположены два храма: Святителей Московских на кладбище и Преображения Господня в гостинице. Монастырю принадлежат 5 келлий: прп. Евфимия, свв. Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомч. Стефана и вмч. Георгия (две последних расположены в Карее; в келлии вмч. Георгия находится представительство монастыря при Киноте).

Кроме этого, Руссику принадлежит подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя – там живут несколько русских монахов, скит Ксилургу или, как его называют на Афоне, «Богородица», неподалеку от монастыря Пантократор, пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и Старый Руссик.

В обители хранятся мощи многих святых: глава св. вмч. Пантелеимона, которую в 1996 году привозили в Москву для поклонения (так было и в июле-августе 2000 года, когда честная глава побывала на Украине, в Санкт-Петербурге и в некоторых Московских и подмосковных монастырях и храмах, а перед возвращением на Афон – в Храме Христа Спасителя – А.В.), частицы Честного Креста, а также множество икон, облачений, крестов и т. д. В храме Покрова находятся Святая Чаша искусной работы и Евангелие в богатом окладе – дары великого князя Константина Николаевича, посетившего обитель в 1845 г.

Богата библиотека монастыря, расположенная в отдельном двухэтажном здании. Она содержит около 1320 греческих и 600 славянских рукописей. Особо стоит отметить богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов свт. Григория Богослова. Кроме того, в библиотеке есть более 20 000 печатных греческих, славянских и русских книг.

Сейчас Пантелеимонов монастырь занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей; братия насчитывает более 50 монахов, почти все они из России.

Паломнические поездки к Пантелеимонову монастырю на Афоне

Ссылка на основную публикацию