Пензенская епархия: паломнические поездки, священники и духовенство, храмы

Расписание паломнических поездок в Епархии

Расписание паломнических поездок в июле – августе 2019 года

5-7 июляВладимир, Суздаль

Боголюбский монастырь. Храм Покрова на Нерли. Монастыри и храмы городов Владимира и Суздаля.

5-6 июляСерпухов, Талеж

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь. Владчний женский монастырь. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».Вознесенская Давидова пустынь

9 июляВадинск

Свято-Тихвинский Керенский мужской монастырь

6-7 июляДивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Святая Канавка, источники.

7 июляСоловцовка, Оленевка, Б.Валяевка

Троице-Сергиевский храм. Святые мощи Иоанна Оленевского. Храмовый комплекс «Живоносный Источник» в селе Б. Валяевка.

7 июляПайгарма

Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь.

10-20 июляКРЫМ

Святые места Крымского полуострова (паломничество +отдых на море)

12-13 июляМосква

Свято-Данилов монастырь. Покровский женский монастырь (к святым мощам Матроны Московской)

13-19 июляВалдай, С-Петербург, ВАЛААМ, Свирь, Оять, Тихвин

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Обзорная экскурсия по православному Санкт-Петербургу, Валаа́м, Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь, Тихвинский Богородичный Успенский монастырь.

14 июляСазанье-Сердобск

Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь. Кафедральный собор Михаила Архангела.

14 июляСемиключье Шемышейский р-н

Тихвинский скит Спасо-Преображенского монастыря. Святой источник «Семь ключей».

17 июляс. Стяжкино Н-Ломовского района

Храм во имя Архистратига Михаила в с. Стяжкино

20-21 июляДивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Святая Канавка, источники.

20-21 июляЧуфарово

Свято-Троицкий мужской монастырь, беседа с батюшкой на духовные темы, источник

21 июляНикольск, с. Ахматовка

Храм Казанской Божьей Матери. Покровский Шиханский женский монастырь.

21 июляН-Ломов

Нижнеломовский Казанско-Богородицкий монастырь.

26-27 июляЗадонск, Воронеж, Дивногорье

Святые мощи свт. Тихона Задонского, Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, святые мощи свт. Митрофана Воронежского.

26-28 июляТашла, Тольятти

Свято-Троицкий храм. Икона Божией Матери «Избавительница от бед», источник. Свято-Воскресенский мужской монастырь города Тольятти.

28 июляНаровчат

Троице-Сканов женский монастырь (чудотворная икона Божией Матери «Трубчевская»).Пещерный монастырь прпп. Антония и Феодосия Печерских (источник).

2-4 августаКазань

Раифский монастырь, остров-град Свияжск, храмы и монастыри города Казани

Паломнический отдел

Паломнический отдел Пензенской епархии действует по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима и имеет все возможности для организации поездок для детей и взрослых с посещением храмов и монастырей Пензенской области, России и Зарубежья.

Ближайшие поездки на январь и февраль представлены ниже:

Более подробную информацию о паломнических поездках Вы можете посмотреть на сайте отдела http://palomnikpenza.ru или позвонить по телефонам +7 (927) 375-31-65, +7 (927) 375-60-61.

ПАЛОМНИЧЕСТВО.

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Однако привычной для многих священников становится такая сцена. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает:»Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет… Исцелиться хочу, говорят, помогает» — вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам. И постараться дать себе на них честный ответ.

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием. Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия — так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя? Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ — здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество —это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Между тем паломничество —это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом —на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество. Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», — а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души. И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И ни в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

По материалам статьи архимандрита Пахомия (Брускова).

Успенский кафедральный собор г.Пенза

ул.Захарова 6 тел. (8412) 68–68–39

Священнослужители

Протоиерей Сергий Лоскутов

Дата рождения: 18.04.1959 г.

Дата диаконской хиротонии: 03.05.1986 г.

Дата иерейской хиротонии: 27.07.1986 г.

Благочиние: Спасский городской округ.

Должность:

  • Секретарь Пензенской епархии;
  • Настоятель Успенского кафедрального собора г. Пензы.

Образование:

  • Московская духовная семинария (1984 г.).

Награды:

  • набедренник (1986 г.)
  • камилавка (1987 г.)
  • наперсный крест (1990 г.)
  • протоиерейство (1992 г.)
  • палица (1994 г.)
  • крест с украшениями (1996 г.)
  • орден кн. Даниила III (1999 г.)
  • митра (2005 г.)
  • медаль прп. Сергия Радонежского I ст. (2009 г.)
  • служение Божественной Литургии с отверстыми Царскими Вратами до Херувимской Песни (2013 г.)
  • юбилейная медаль 1000-летия преставления св. равноап. кн. Владимира (2015 г.)

Иерей Сергий Червяков

Дата рождения: 15.07.1985 г.

Дата диаконской хиротонии: 15.02.2009 г.

Дата иерейской хиротонии: 29.03.2009 г.

Благочиние: Спасский городской округ.

Должность:
Благочинный храма Воскресения Христова и храма в честь Нерукотворенного образа Спасителя при Архиерейском доме г. Пензы.
Успенский кафедральный собор г. Пензы, ключарь.

Образование:
Самарская духовная семинария;
Санкт-Петербургская духовная академия, учащийся.

Награды:
набедренник (2010 г.);
камилавка (2010 г.);
наперсный крест (2013 г.).

Иерей Сергий Соколов

Дата рождения: 07.03.1986 г.

Дата диаконской хиротонии: 24.10.2010 г.

Дата иерейской хиротонии: 06.11.2010 г.

Благочиние: Спасский городской округ.

Должность:

  • Клирик Успенского кафедрального собора г. Пензы.

Образование:

  • Самарская духовная семинария (2014 г.).

Награды:

  • набедренник (2016 г.)
  • камилавка (2017 г.)

Иерей Николай Батищев

Дата рождения: 30.11.1996 г.

Дата диаконской хиротонии: 16.05.2018 г.

Дата иерейской хиротонии: 06.08.2018 г.

Благочиние: Спасский городской округ.

Должность:

  • клирик Успенского кафедрального собора г. Пензы.

Образование:

  • Сретенская духовная семинария (2018 г.);
  • Сретенская магистратура (обучается ).

Протодиакон Владимир Красненков

Дата рождения: 14.12.1951 г.

Дата диаконской хиротонии: 27.10.1974 г.

Благочиние: Спасский городской округ.

Должность:
Клирик Успенского кафедрального собора г. Пензы.

Образование:
Московская духовная семинария (1978 г.).

Награды:

двойной орарь (1980 г.);
сан протодиакона (1985 г.);
камилавка (1995 г.);
орден прп. Серафима Саровского III ст. (2016 г.).

Диакон Сергий Сурков

Дата рождения: 23.07.1981 г.

Дата диаконской хиротонии: 30.09.2012 г.

Благочиние: Спасский городской округ.

Должность:

  • Успенский кафедральный собор г. Пензы, клирик.

Образование:

  • Самарская духовная семинария (2007 г.).

Пензенская область

Пе́нзенская о́бласть — субъект Российской Федерации. Регион расположен в центре Европейской России, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр области — город Пенза.

Содержание

Православие в Пензенской области

Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий.

В 1636 г. был основан город Нижний Ломов. В 1643 г. близ него на источнике явилась Казанская икона Божией Матери, а в 1648 г. был основан мужской монастырь — первая обитель на территории современной Пензенской епархии.

В 1663 г. был основан город-крепость Пенза. В благословение первопоселенцам царь Алексей Михайлович даровал список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней Сурского края.

В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 г. была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области. Титул управляющих епархией звучал как «Тамбовский и Пензенский».

Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в Пензе была образована по указу императора Павла I 16/27 октября 1799 г. как Саратовская и Пензенская. Первым ее управляющим стал епископ Гаий (Такаов, 1750-1821). В виду отсутствия подходящего помещения в Саратове, он поселился в Пензе. С 4 декабря 1803 г. епархия именовалась Пензенской и Саратовской.

12 ноября 1828 г. из состава Пензенской и Саратовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Царицынская епархия; архиереи города на Суре стали именоваться Пензенскими и Саранскими, а территория епархии в последующие сто лет совпадала с границами Пензенской губернии.

В 1819 г. в течение семи месяцев Пензенскую кафедру занимал святитель Иннокентий (Смирнов; 1784-1819). Несмотря на крайне непродолжительное пребывание в Пензенской кафедре, он остался в народной памяти как самый выдающийся архипастырь, и в 2000 г. был причислен к лику святых.

В 1902-1907 гг. епископом Пензенским и Саранским был владыка Тихон (Никаноров, 1855-1920), будущий священномученик Воронежский.

В 1917-1922 гг., в годы Гражданской войны, Пензу охватила т.н. «Путятинская смута» — первый из обновленческих расколов в Советской России. Он был преодолен, в том числе, трудами священномученика Иоанна (Поммера, 1876-1934), управлявшего епархией в 1918-1921 гг.

В 1928 г. из состава Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саранская епархия, и в подчинении пензенских архиереев остались лишь южные районы бывшей Пензенской губернии (север современной Пензенской области). В 20-30-е гг. Пензенская епархия, как и вся Русская Церковь, понесла страшные потери; практически все архипастыри, управлявшие ею в эти годы, были расстреляны. Епископ Феодор (Смирнов, 1891-1937) и пострадавшие с ним священники Василий Смирнов и Гавриил Архангельский в 2000 г. были прославлены в Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 1937-1944 гг. единственной действующей церковью в Пензе оставался Митрофановский храм.

Поддержку и утешение в эти годы верующие находили у старца Иоанна Оленевского (Калинина, ок. 1862-1951), прославленного в 2000 г. в лике священноисповедников.

В 1944-1991 гг. в составе Пензенской епархии вновь находилась Мордовия. С 1991 года правящий архиерей именовался Пензенским и Кузнецким.

В 1978-2000 гг. Пензенской епархией управлял архиепископ Серафим (Тихонов, 1935-2000). При нем начала возрождаться церковная жизнь в Пензенском крае, открылись десятки храмов, православная гимназия, было подготовлено открытие духовного училища и канонизация первых пензенских святых.

В 1999 г., в дни празднования 200-летия Пензенской епархии, ее посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 2000 г., в течение полугода, временно управляющим Пензенской епархией был владыка Варсонофий, ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал №64) из состава епархии выделены Кузнецкая и Сердобская епархии. Пензенская епархия включена в состав Пензенской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Пензенский и Нижнеломовский».

Населённые пункты

Святыни Пензенской области

ПЕНЗА. Кафедральный Успенский собор: свт. Иннокентий Пензенский (XIX в.). Митрофановский храм: «Пензенская-Казанская» икона Божией Матери.

С. СОЛОВЦОВКА, Пензенского района. Троице-Сергиевский храм: прав. Иоанн Оленевский (ХХ в.).

Д. НОРОВКА, Нижнеломовского района. Нижнеломовский Казанский монастырь: «Нижнеломовская-Казанская» икона Божией Матери.

С. СКАНОВО, Наровчатского района. Троице-Сканов женский монастырь: оригинал «Трубчевской» иконы Божией Матери.

Монастыри Пензенской области

Троицкий Сканов женский монастырь

Дата основания: 1-я пол. XVII в.

1795-1797: Левицкий А. – строительство по собств. проекту

Адрес: Пензенская обл., Наровчатский р-н, с. Сканово

Мужской монастырь, известный с 1676, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в. В кон. XVIII в. при игум. Арсении (Левицком) и его преемниках отстроен в камне как единый архитектурный ансамбль, включающий собор, ограду с башнями и кельи. Закрыт после революции, в 1930-х постройки переданы птицеводческому колхозу. В 1990 восстановлен как женский.

Тихвинский Керенский мужской монастырь

Дата основания: 1683

Адрес: Пензенская обл., Вадинский р-н, с. Вадинск

Проезд: От г. Пенза на рейсовом автобусе или маршрутном “Пенза – Земетчино”, “Пенза – Вадинск”.

Монастырь, основанный как женский на месте явления иконы Божией Матери, в 1683. В 1764 упразднен. В 1822 при храмах бывшего монастыря официально открыта женская богадельня, в 1848 преобразованная в общину, а в 1852 – в монастырь. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с крепким хозяйством. Закрыт в 1927, часть зданий сломана, на территории размещены ПТУ, производство. Вновь открыт в 1997 как мужской на части старой территории.

Казанский Нижнеломовский мужской монастырь

Дата основания: 1648

Адрес: Пензенская обл., Нижнеломовский р-н, с. Норовка

Мужской монастырь, основанный ок. 1648 у западной окраины Нижнего Ломова, на месте, где в 1643 на роднике был обретен чудотворный образ Казанской Богоматери. В XVIII в. большинство построек, включая ограду с башнями и кельи, выстроено в кирпиче. Закрыт в 1920-х, в 1930-х большинство пострек разобрано на кирпич. Уцелел настоятельский корпус, занятый под школу. Восстанавливается с 2002, с 2004 подворье Вадинского монастыря, в 2008 вновь получил статус монастыря.

Примечания: В XIX в. у стен монастыря проходила известная Казанская ярмарка.

Храмы Пензенской области

Михайло-Архангельский собор (Сердобск)

В XX столетии город расширил свои границы, и его население увеличилось (к 1897 году-12 452 жителя). Этому способствовало и то, что в 1894 году через Сердобск прошла железная дорога. Соборная церковь уже не могла вместить всех прихожан. Видимо, поэтому и потребовалось строить новый храм. Саратовская епархия вместе с земской и городской управами решили, что он должен иметь лучшую архитектуру. С этой целью был создан строительный церковный комитет, возглавляемый председателем К. В. Кузьминым. В состав этого комитета входили: протоиерей А. А. Соловьёв, священник Виноградов, дьяконы Протасов, Усков, Р. А. и И. Я. Кузнецовы, Архитектором был приглашён Алексей Маркович Салько, построивший в Саратове много частных и административных зданий улучшенной архитектуры. Им был построен также грандиозный собор в честь святого равноапостольного князя Владимира. Проект этого собора послужил впоследствии основой для строительства Михайло-Архангельского собора в Сердобске.

Адрес: Россия, Пензенская область, г. Сердобск, пл.Базарная, 1

Собор Вознесения Господня (Спасск)

Собор Вознесения Господня, каменный, построен в 1859 на средства купцов Спасска Василия Кузьмича Будникова и Николая Гавриловича Макова. Господствующий над окружающей застройкой пятиглавый каменный храм с четырехъярусной колокольней, монументальный объем которого дополнительно утяжелен мощными аттиками, является представителем господствовавшего в то время официально «русско-византийского» стиля в его провинциальной трактовке. Имеет пять престолов: три в главной части – в честь Вознесения Господня (главный действующий), св. Иоанна Предтечи (не действующий) и во имя свт. и чуд. Николая (не действующий) и два в трапезной части – во имя св. Василия Великого (действующий) и Казанской иконы Божией Матери (не действующий).

В годы советской власти храм закрывался (по неточным источникам) – 1938 или 1939 гг и был открыт через год.

С 1925 по 1931 гг. в клириком Вознесенского Собора являлся священномученик диакон Григорий (Самарин), причислен к лику новомученников и исповедников Российских для общецерковного почитания определением Священного Синода от 07 октября 2002 года.

13 декабря 2013 года, указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, храму присвоен статус соборного.

Адрес: 442600, Россия, Пензенская область, город Спасск, ул. Пролетарская, дом 108А

Телефон: +7 (84151) 31-376

Казанский храм (Кузнецк)

Двухпрестольный Казанский храм является примером культового здания, построенного в русском стиле, по типу приходских храмов середины XVII века. В церкви сохранился трехъярусный иконостас конца XIX века. Второй престол Казанской церкви находится в нижнем храме и посвящен Параскеве Мученице. Он был переведен из часовни, закрытой в начале 60-х годов.

Оригинально и вместе с тем просто решен архитектурный облик Казанской церкви. Фантазия архитектора, высококачественный кирпич, мастерство каменщиков… — и перед нами красота, застывшая в камне.

Тоже можно сказать и про церковную сторожку. Завершает архитектурную композицию Казанской церкви металлическая ограда, выполненная в старинном стиле. Судьба благоволила к Казанскому храму: за более чем вековую историю своего существования он практически не закрывался и четверть века был единственным действующим в городе.

Адрес: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Республики, д. 76А

Телефоны: (841-57) 3-01-73 — общий; (841-57)3-02-23 – настоятель — протоиерей Сергий Сидоров; 8-927-385-28-09 – иерей Сергий Суботин.

Где остановиться

Отель “Аркона”

В гостинице 18 номеров, рассчитанных на 38 гостей. Диапазон цен от 1600-2800р за номер. Минимальная цена на 1 человека 800 р с питанием. Питание: завтрак.

Адрес: г. Пенза, ул. Кижеватова стр.5а

Православная смена детского лагеря “Орленок” г. Пенза

Действует с 2010.

Проводится в июне, продолжительность смены 21 день. Может принять до 180 детей, в возрасте от 6 до 15 лет.

Дети из школ-интернатов г. Пензы отдыхают бесплатно.

Адрес: Россия, Пензенская область, г. Пенза, м/р Ахуны

Телефон: +7 (8412) 38-78-35, +7 (8412) 32-29-34

Паломничество

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАЛАЧЕВСКОЙ ЕПАРХИИ

2019 год «ПО СВЯТОЙ РУСИ»

Ноябрь.

20.11. /ср./ Дубовский жен. мон. – Храм. св. Арх. Михаила / пос. Ерзовка /Отъезд – 20.11. в 14.00. Приезд – 20.11. до 20.00.

Декабрь.

04. 12. /ср./ Введение во храм Пресв. Богородицы./с. Рахинка /праздник. /Отъезд – в 07.30 час. Приезд – до 14.00.

19.12. /ср./ Свт. Николая Чудотворца. г. Калач – на Дону – г. Пятиморск. Отъезд – в 06.00 час. Приезд – до 20.00.

Паломнические поездки Я н в а р ь — О к т я б р ь 2020.

«По Святой Руси».

Я н в а р ь.

1. Серафимо – Дивеевский жен. мон. – Вышенский жен. мон.

Отъезд – 22.06. в 16.00. Приезд – 27.06. в 10 .00. Стоимость — 4500

2. Святыни г. Царицына: храм св. кн. Владимира – Спасо – Преображенский храм, могила блж. Марфы царицынской, Свято – Духов муж. Монастырь, храм прп. Сергия Радонежского/

Отъезд – 11.02. в 08.00 . Приезд – 11.02. в 16.00 . Стоимость — 600

Февраль.

3. Дубовский Свято-Вознесенский жен. мон. – храмы г. Дубовка – с. Ерзовка.

Отъезд – 08.02. в 07.00. Приезд – 08.02. в 16 .00. Стоимость — 600

4. Св. — Троицкий Каменно-Бродский муж. мон. — Гусевский жен. мон.

Отъезд – 29.04. в 06.30. Приезд – 29.04. в 18 .00. Стоимость — 1200

М а р т.

5. Лог – св. источник 40 севастийских муч.

Отъезд – 22.03. в 11.00. Приезд – 22.03. в 19 .00. Стоимость — 1000

А п р е л ь.

23.04. /чт/ — 27.04. /пн/

6. Пафнутьево – Боровский муж. мон. – Свято – Успенская Тихонова пустынь – Шамордино – Свято-Введенская Оптина пустынь –- Клыково — Кольпаново /св. источник Евфросинии тул./.

Отъезд – 23.04. в 16.00. Приезд – 27.04. в 10 .00. Стоимость — 4500

М а й.

7. г. Калач – на Дону /праздн./ – г. Пятиморск.

Отъезд – 22.05. в 07.00 час. Приезд – 22.05. до 20.00 час. Стоимость – 800 р.

30.04. /чт./ — 04.05. /пн/

8. г. Москва: Бутово – Новоспассский муж.мон. — Покровский жен. мон. – Сретенский муж. Мон. – Новый Иерусалим.

Отъезд – 30.04. в 16.00. Приезд – 04.05. в 10 .00. Стоимость — 4000.

9. Кремне – Вознесенский муж. мон. – ст. Новогригорьевка — св. источник 40 севастийских муч.

Отъезд – 27.05. в 18.30. Приезд – 28.05. в 19 .00. Стоимость — 1200

29.05. /пт./ — 30.05. /сб./

10. «По местам Всевеликого Войска Донского».

Ст. Вешенская – ст. Еланская / Музей антибольшевистской борьбы./.

Отъезд – 29.05. в 23.30. Приезд – 30.05. в 23.00. Стоимость — 1500

И ю н ь.

12.06. /пт./ — 13.06. /сб./

11. с. Никольское / Нерушимая стена/ – Черный Яр .

Отъезд – 12.06. в 06.00 час. Приезд – 13.06. до 20.00 час. Стоимость — 1500.

14.06. /вс./ — 20.06./сб./

12. г. Санкт –Петербург. Св. — Александро – Невская Лавра — Смоленское кладбище – Иоанновский мон. – храмы Санкт –Петербурга и Вел. Новгорода.

Отъезд – 14.06. в 16.00. Приезд – 20.06. в 10 .00. Стоимость — 15 500

13. Лог — Св. источник иконы Почаевской Пресвятой Богородицы.

Отъезд – 21.06. в 11.00. Приезд – 21.06. в 19 .00. Стоимость — 800.

24.06. /ср./ — 29.06. /пн./

14. Макарьевский Желтоводский мон. — г. Нижний Новгород – Серафимо – Дивеевский жен. мон. – Вышенский жен. мон.

Отъезд – 24.06. в 16.00. Приезд – 29.06. в 10 .00. Стоимость — 5200.

И ю л ь.

15. Дубовский жен. мон. – Храм. св. Арх. Михаила / пос. Ерзовка /.

Отъезд – 07.07. в 07.00. Приезд – 07.07. до 16.00. 600 .

16. ст. Арчединская. Храм свв. Царственных мучеников.

Отъезд – 17.07. в 06.00. Приезд – 17.07. в 19 .00. Стоимость — 1000.

26.07./вс./ — 01.08. /сб./

17. Святыни Крыма. Севастополь – Херсонес – Инкерман – Фиолент – Бахчисарай – Симферополь – Топловский жен. мон. .

Отъезд – 26.07. в 16.00. Приезд – 01.08. в 10 .00. Стоимость — 15000.

18. Гавриило-Архангельский мужской монастырь /праздн./ Барбаши.

Отъезд – 26.07. в 6.30. Приезд – 26.07 в 16 .00 450 .

А в г у с т.

07.08. /пт/ — 11.08. /вт/

19. Г. Муром – Серафимо – Дивеевский жен. мон. – Вышенский жен. мон.

Отъезд – 08.08. в 16.00. Приезд – 11.08. в 10 .00. Стоимость — 4500.

18.08. /вт/ – 19.08. /ср./

20. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь – г. Серафимович.

Отъезд – 18.08. в 23.00. Приезд – 19.08. до 20.00. Стоимость — 1200.

25.08. /вт./ — 29.08./сб./

21. «Святыни Кавказа». Аланский Свято – Успенский муж. мон. – Св. Георгиевский жен. мон. — Мин. Воды. – Пятигорск — Н. Архыз /Лик Спасителя./

Отъезд – 25.08. в 18.00. Приезд – 29.06. в 10.00. Стоимость — 4700.

С е н т я б р ь.

04.09. /пт./ — 07.09./пн./

22. Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь – Иверский жен. мон. /г. Ростов – на – Дону/ – г. Новочеркасск.

Отъезд – 04.09. в 22.00. Приезд – 07.09. в 10.00. Стоимость — 3000.

23. «Святыни Волгоградской митрополии»: Св. — Троицкий Каменно-Бродский муж. мон. — Гусевский жен. мон.

Отъезд – 12.09. в 07.00. Приезд – 12.09 в 19.00 . Стоимость — 1200.

25.09. /пт./ -28.09. /пн./

24. «Золотое Кольцо России». Свято –Троицкая Сергиева Лавра – Переславль Залесский –– Годеново /праздник/ — Ростов Великий — Суздаль – Боголюбово — Владимир.

Отъезд – 23.09. в 16.00 час. Приезд – 28.09. до 10.00 час. Стоимость – 5000 р.

О к т я б р ь.

25. «Святыни Волгоградской митрополии». Храм Покрова Богородицы /Дубовка/ — Дубовский жен. мон.

Отъезд – 14.10. в 07.00. Приезд – 14.10. в 16 .00. Стоимость — 600.

20.10. /вт/ — 24.10. /сб./

26. Шамордино – Свято-Введенская Оптина пустынь– с. Клыково.

Отъезд – 20.10. в 16.00 час. Приезд – 24.10. до 10.00 час. Стоимость — 4600

Ноябрь.

27. Дубовский жен. мон. – Храм. св. Арх. Михаила / пос. Ерзовка /.

Отъезд – 20.11. в 14.00. Приезд – 20.11. до 20.00.

Декабрь.

28. г. Калач – на Дону /праздн./ – г. Пятиморск..

Отъезд – 22.05. в 07.00 час. Приезд – 22.05. до 20.00 час. Стоимость – 800 р.

Справки по тел.: 8 (8443) 39-85-99; 8-917-832-41-34 – священник Андрей Попов, 8-961- 086-55-58 – Ирина.

ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КАЛАЧЕВСКОЙ ЕПАРХИИ «ПОКРОВ»
(Руководитель — священник Максим Звягин)

График поездок на 2019 г. можно посмотреть на сайте: паломник-покров.рф

Поездки совершаются на 20-ти местном микроавтобусе Mersedes и сопровождаются священником.

Отправка в г.Волгоград состоится от остановки «к-р Родина» (Белый Аист), от поста ДПС.
Отправка в г.Волжский состоится от ул.Набережная,12 б. (Соборный храм Иоанна Богослова).

Справки по тел.: 8-927-520-53-39 — священник Максим Звягин, 8-904-427-28-27 — Мария.

Православный календарь

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Ипполита и с ним мчч. Кенсорина, Савина и 20-ти мучеников: Хрисии девы и прочих (III). Блж. Пелагии Дивеевской (1884).

Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зинона, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967).

Сщмч. Владимира Хрищеновича пресвитера (1933); мч. Стефана Наливайко (1945).

@Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16. Лит. – Свтт.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Мф., 11 зач., V, 14–19.@

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем особые припевы. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую небесных воинств Деву Пречистую Богородицу».

ПЕНЗЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Пензенский Успенский собор

Пензенская и Нижнеломовская епархия Пензенской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 440026, г. Пенза, пл. Соборная (Советская), 1
  • Тел.: (8412) 66-08-15, (8412) 56-09-29 (факс)
  • Официальный сайт: http://penzaeparhia.ru/
  • Каноническая территория: г. Пенза, г. Заречный, Бессоновский, Городищенский, Каменский, Мокшанский, Нижнеломовский, Пензенский район, Шемышейский районы Пензенской области‎
  • Кафедральные соборы: Успенский и Спасский в г. Пензе
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    16 октября 1799 года из Тамбовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия, но, “за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории” первый же архиерей новой кафедры, Гаий (Токаов), добился перемещения кафедры в Пензу и смены 4 декабря 1803 года названия епархии на “Пензенскую и Саратовскую”. 3 ноября 1828 года из состава Пензенской была выделена самостоятельная Саратовская епархия.

    В 1823 году было открыто епархиальное попечительство о бедных духовного звания, с 1864 года начали создаваться церковно-приходские попечительства. С 1889 года в епархии стали создаваться церковно-приходские общества трезвости.

    К концу Синодального периода в епархии активно велась миссионерская деятельность. В 1904 году был открыт пензенский комитет православного миссионерского общества, занимающийся сбором средств на нужды православных миссий Сибири и Дальнего Востока, в 1908 году для координации миссионерской деятельности был создан епархиальный миссионерский совет, в 1912 году для работы среди нерусского населения была учреждена “инороднеческая” миссия и назначен миссионер, в 1912 году начали работать краткосрочные миссионерские курсы.

    В советский период число православных приходов сократилось до двух, были закрыты все прочие церковные учреждения. В 1920-30-х годах одновременно с православной кафедрой существовала Пензенская обновленческая епархия.

    Активизация религиозной жизни в епархии началась с 1944 года. 29-31 января 1991 года из состава епархии была выделена Саранская кафедра, после чего Пензенская епархия вошла в границы Пензенской области.

    26 июля 2012 года из состава Пензенской епархии были выделены Кузнецкая и Сердобская епархии, после чего в Пензенской епархии остались: г. Пенза, г. Заречный, Бессоновский, Городищенский, Каменский, Мокшанский, Нижнеломовский, Пензенский район, Шемышейский районы Пензенской области‎. Тогда же Пензенская кафедра была определена центром новой Пензенской митрополии.

    Исторические названия

    • Саратовская и Пензенская (16 октября 1799 – 4 декабря 1803)
    • Пензенская и Саратовская (4 декабря 1803 – 3 ноября 1828)
    • Пензенская и Саранская (3 ноября 1828 – упом. 10 октября 1978)
    • Пензенская и Кузнецкая (29-31 января 1991 – 26 июля 2012)
    • Пензенская и Нижнеломовская (с 26 июля 2012)

    Статистика

    • 1892 – на действительной службе состояло 1902 лица, в том числе 22 протоиерея, 758 священников, 407 диаконов и 715 псаломщиков. Из них 9 человек было с академическим образованием. Полное семинарское образование имели 18 протоиереев, 671 священник (88,52%), 21 диакон (5,16%) и 30 псаломщиков (4,19%). Особняком стоял рукоположенный в 1892 году во священника к единоверческой церкви с. Поима крестьянин из раскольников, хотя и получивший домашнее образование, но достаточно сведующий и в церковном уставе, и в Священном Писании, а главное, хорошо известный раскольникам. За штатом находились 1 протоиерей, 19 священников, 10 диаконов и 27 псаломщиков [1].
    • нач. XX в. – более 780 приходов, 20 монастырей (7 мужских; 13 женских), 1010 церквей, 404 общеобразовательных школ в ведении епархиального училищного совета.
    • ? ок. нач. XX в. – 7 больниц и 11 приютов при церквях и монастырях
    • 1946 – в Пензенской области действовало 29 церквей.
    • 1 января 1958[2] – 60 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
    • 1 января 2004 – 10 благочиннических округов, 186 действующих церквей, из них 131 храм и 55 молитвенных домов. 32 церкви расположены в городах, 154 – в сельской местности. 3 монастыря (2 женских (Троицкий монастырь в г. Пензе и Троицкий Сканов монастырь под Наровчатом) и 1 мужской (Керенский Тихвинский в районном центре Вадинск с числом насельников 30 человек)). В стадии становления еще один женский монастырь – Владимирско-Богородский в селе Большой Вьяс Лунинского района, функционирующий пока в качестве архиерейского подворья. 40 воскресных школ с числом обучающихся в них 800 человек.
    • ноябрь 2011 – 8 монастырей, 107 молитвенных домов, 16 храмов-часовен, 213 храмов, 7 соборов. Действующих приходов – 351. Клириков епархии – 229 (протоиереев – 71; иереев – 104; диаконов – 16; схиигуменов – 1; игуменов – 12; иеромонахов – 17; иеродиаконов – 6; протодиаконов – 2) [3]
    • декабрь 2014 – 4 монастыря, монастырский скит, 125 действующих приходов, 3 собора, 88 храмов, 29 молитвенных домов, 132 клирика [3]

    Архиереи

    • Гаий (Такаов) (16 октября 1799 – 10 января 1808)
    • Моисей (Близнецов-Платонов) (25 марта 1808 – 28 мая 1811)
    • Афанасий (Корчанов) (5 сентября 1811 – 8 января 1819)
    • свт. Иннокентий (Смирнов) (22 марта – 10 октября 1819)
    • Амвросий (Орнатский) (9 ноября 1819 – 4 сеентября 1825)
    • Ириней (Нестерович) (31 января 1826 – 3 ноября 1828, 29 ноября 1828 – 26 июля 1830)
    • Иоанн (Доброзраков) (17 августа 1830 – 19 января 1835)
    • Амвросий (Морев) (19 января 1835 – 15 октября 1854)
    • Варлаам (Успенский) (4 декабря 1854 – 7 октября 1862)
    • Антоний (Смолин) (9 ноября 1862 – 21 августа 1868)
    • Григорий (Медиоланский) (21 августа 1868 – 24 апреля 1881)
    • Антоний (Николаевский) (14 мая 1881 – 15 апреля 1889)
    • Василий (Левитов) (22 апреля 1889 – 12 июля 1890)
    • Митрофан (Невский) (12 июля 1890 – 13 ноября 1893)
    • Павел (Вильчинский) (13 ноября 1893 – 4 июня 1902)
    • сщмч. Тихон (Никаноров) (4 июня 1902 – 25 июля 1907)
    • Митрофан (Симашкевич) (25 июля 1907 – 10 января 1915)
    • Владимир (Путята) (10 января 1915 – март 1917)
      • Феодор (Лебедев) (16 октября 1917 – март 1918) в/у, еп. Прилукский
      • Григорий (Соколов) (март – апрель 1918) в/у, еп. Краснослободский
    • сщмч. Иоанн (Поммер) (22 апреля 1918 – 1921)
    • Борис (Лентовский) (1921-1922)
      • Леонтий (Устинов) (апрель 1922 – 1922) в/у
      • Петр (Соколов) (1923) в/у
      • Филипп (Перов) (2 декабря 1923 – 1927) в/у, еп. Нижне-Ломовский
    • Филипп (Перов) (1927 – 9 ноября 1927)
      • Кирилл (Соколов) (ноябрь 1927 – 6 сентября 1928) в/у, еп. Краснослободский
    • Кирилл (Соколов) (6 сентября 1928 – 21 ноября 1933)
    • Алексий (Кузнецов) (21 ноября 1933 – 27 марта 1934)
    • Ириней (Шульмин) (9 – 21 мая 1935)
    • Авраамий (Чурилин) (21 мая 1935 – 18 июня 1936)
    • сщмч. Феодор (Смирнов) (23 сентября 1935 – 5 февраля 1937)
    • Ираклий (Попов) (22 февраля – 22 декабря 1937)
    • Кирилл (Поспелов) (1 апреля – июль 1944)
    • Михаил (Постников) (июль 1944 – 27 января 1947)
    • Кирилл (Поспелов) (27 января 1947 – 31 декабря 1953)
      • Иероним (Захаров) (1953 – 1954) в/у, еп. Куйбышевский
    • Леонид (Лобачев) (9 февраля 1954 – 22 марта 1960)
    • Феодосий (Погорский) (22 марта 1960 – 30 июля 1968)
    • Поликарп (Приймак) (30 июля 1968 – 16 декабря 1969)
    • Иларион (Прохоров) (16 декабря 1969 – 25 июня 1970)
    • Мелхиседек (Лебедев) (25 июня 1970 – 10 октября 1978)
    • Серафим (Тихонов) (18 октября 1978 – 3 июля 2000)
      • Варсонофий (Судаков) (3 июля – 28 декабря 2000), в/у, еп. Саранский
    • Филарет (Карагодин) (28 декабря 2000 – 31 мая 2010)
      • Вениамин (Зарицкий) (16 сентября 2009 – 31 мая 2010) в/у, еп. Люберецкий
    • Вениамин (Зарицкий) (31 мая 2010 – 25 декабря 2013)
    • Серафим (Домнин) (с 25 декабря 2013)

    Викарные епархии

    География благочиний

    • Спасское, Петропавловское, Никольское городские – г. Пенза
    • Бессоновское
    • Пензенского района 1-ое
    • Пензенского района 2-ое
    • Бессоновское
    • Городищенское
    • Каменское
    • Нижнеломовское
    • Шемышейское
    • Монастырское

    Читайте также:  Сызранская епархия: история и описание, храмы и монастыри, святыни
    Ссылка на основную публикацию