Переславский Феодоровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Переславский Феодоровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Феодоровский женский монастырь

Феодоровский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви в Переславле-Залесском (ныне Ярославская и Ростовская епархия). В обиходе обычно именуется Фёдоровским. Полное название по светским источникам — Переславский монастырь святого великомученика Феодора Стратилата .


Феодоровский монастырь. Фото нач. ХХ века

Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия III Данииловича (1303 – 1325 гг. – князь московский) и тверского князя Михаила Ярославича (1304-1318 гг. – великий князь владимирский); отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных.

Святой великомученик Феодор Стратилат считался Небесным покровителем рода Рюриковичей. Поэтому любили бывать в обители на богомолье государи Московские – Иоанн III Васильевич, Василий III Иоаннович, царь Иоанн IV Васильевич (Грозный).


СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ

Святой великомученик Феодор Стратилат. Средник житийной иконы. Происходит из Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Собрание Переславского музея.

Монастырь святого великомученика Феодора Стратилата на дореволюционном фото Прокудина-Горского

В 1557 г. царь Иоанн IV Васильевич (Грозный) со своей супругой Анастасией был в Переславле на освящении одного из соборов. Царица была беременна. Помолившись, они поехали в Москву. Отъехав семь верст от Переславля, у деревни Собилово, царица Анастасия разрешилась сыном, названным в святом крещении Феодором. Его Небесным покровителем стал Феодор Стратилат. На месте рождения Фёдоар I Иоанновича (1584 – 1598 гг. – Царь всея Руси и великий князь Московский) была поставлена часовня-крест.


Часовня-крест на месте рождения Феодора Иоанновича

В благодарность Богу за сына царь Иоанн Грозный становится покровителем и храмостроителем Феодоровского монастыря. На месте деревянного храма во имя великомученика Феодора Стратилата царь строит каменный храм, который сохранен и доныне. В дальнейшем в пристроенной галерее храма освящены еще два придела в честь Феодоровской иконы Матери Божьей и в честь Серафима Саровского.
Царем Иоанном Грозным были сделаны большие пожертвования, для монастыря были заказаны иконы. Из сохранившихся икон известны:
– икона Божьей Матери “О Тебе радуется”,
– “Троица Ветхозаветная”,
– “Одигидрия”,
– “Никола в рост”,
– “Святитель Иоанн Златоуст в житии”.
Сын Иоанна Грозного – Феодор Иоаннович – часто приезжал в Феодоровский монастырь, подолгу останавливался, молился. Русские люди считали его святым. Благодаря ему на Руси было учреждено Патриаршество. Светлый образ царя Феодора Иоанновича вошел в историю как образ царя-молитвенника.


Собор Федора Стратилата 1557 год постройки. Феодоровский женский монастырь.

Собор Феодора Стратилата (1557 г.), с пределами Фёдоровской иконы Матери Божьей и Серафима Саровского.


Икона святого великомученика Феодора Стратилата в житии. XVI век. Происходит из Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Собрание Переславского музея.

Была в монастыре и колокольня − судя по документам, самая высокая постройка в Переславле. Она была построена в 1681-1705 гг.

В 1681 г. началось возведение каменных стен и башен монастыря вместо старых рубленых. Стены сохранились лишь фрагментарно. Строилась ограда уже не для оборонительной функции – без бойниц и переходов.


Монастырские входные ворота

До 1667 года монастырь был мужским.
Известны имена 31 игумена и 27 игумений монастыря.
В кон. XIX в. была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю.

В период с 1688 по 1724 гг. монастырь неоднократно посещал царь Петр I и члены царской семьи, принося щедрые дары. На Плещеево озере, по берегам которого и раскинулся Переславль, строилась “потешная флотилия” – начало будущего Российского флота.
Царь Петр I привез в Феодоровский монастырь немецкие ткацкие станки, шерсть, лен, прислал мастериц-прях, приказал учиться прясть и ткать. С этого времени обитель становится известна еще и своими художественно-ремесленными мастерскими. Здесь ткали полотно для нужд государства, а кроме того ткали ковры и половики, шили гладью и золотом, вышивали хоругви, иконы, шили ризы, белье и даже обувь.


Иерусалимская икона Матери Божией

По заказу царевны Натальи Алексеевны в 1706 г. была написана Иерусалимская икона Матери Божией – для храма великомученика Феодора Стратилата (ныне эта икона находится в Переславском музее).


Сергий Радонежский и Никон Радонежский – икона XVIII век (ныне эта икона находится в Переславском музее).

Святые ворота с надвратной церковью

В 1710 г. на средства царя Петра I и царевны Натальи Алексеевны был построен теплый Введенский храм с двумя приделами: во имя иконы Матери Божией “Знамение” и в честь святых мучеников Андриана и Наталии.


Введенская церковь

Колокола в Введенской церкви

Царские ворота (XVIII век) из Введенского храма (ныне находятся в Переславском музее).

Монастырский колодец

В 1713 г. усердием царевны Натальи Алексеевны была возведена Казанская церковь при монастырской больнице.


Казанская церковь

В монастыре много жилых и общественных каменных зданий XVII – XVIII вв. Среди них похожие друг на друга “Старые кельи” и “Новые кельи”. Помещения первых этажей перекинуты сводами, на окнах узорные наличники. На втором этаже широкие оконные проемы без наличников.

Воспоминание об открытии общей трапезы в женском Федоровском монастыре гор. Переславля

14-го марта 1887 г. в Переславском Федоровском женском монастыре совершилось достопамятное и радостное торжество, которое должно занять почетное место в монастырской летописи. В этот день, с дозволения Епархиального Начальства, в монастыре открыта общая трапеза для всех сестер, коих в оной имеется до 300. Осуществлением своим это доброе дело обязано попечению и заботливости настоящей настоятельницы монастыря игумении Евгении. Не обинуясь можно сказать, что настоятельница Евгения, не смотря на слабое здоровье, неутомима в своей деятельности на пользу вверенной ей обители. Обладая в высшей степени практическим умом и тактом, она способна самые трудные начатые ею предприятия благополучно и успешно доводить до конца. Она, можно сказать, является полною обновительницей Федоровского монастыря, так как с самого начала настоятельства ее — постройки в монастыре почти беспрерывны. И вот, как завершение благоустройства, порядка и покоя в обители, является в оной, благодаря той же неутомимости и заботливости матери игумении,— устройство в монастыре общей столовой.
Устройство и открытие общей трапезы имеет важное значение не только для внешнего удобства, но и для внутренней жизни монастыря. Прежде каждая монахиня и послушница, вынуждаемая приобретать сама для себя пропитание, неизбежно должна была отлучаться из монастыря, иногда на довольно продолжительное время, что могло служить причиной нареканий на сестер, хотя бы и несправедливых и пустых. В настоящее время все сестры находятся в стенах монастыря, проводя время за церковной службой и за домашними занятиями. Занятия сестер распределяются по их склонности и уменью для общей пользы обители: иные сестры пекут просфоры, другие шьют и вышивают церковные одежды, третьи заняты исполнением работ по монастырскому хозяйству. Когда же сестрам потребуется выходить из монастыря, чтобы работать на монастырских дачах, то они выходят не иначе, как под наблюдением и руководством надежных надзирательниц. За все это сестры пользуются доброкачественною и нескудною пищей в общей трапезе, где в праздничные дни предлагается сестрам даже чай.
Бывшее празднество открытия общей трапезы в Переславском Федоровском монастыре началось и совершилось следующим образом. — Вечером на 14-е марта совершена была торжественно-соборне всенощная; в самый день открытия столовой литургия совершена была о. архимандритом Наумом, с протоиереями и священниками, при многочислен ном стечении молившихся. Совершенное после литургии молебное пение окончено было многолетием Государю Императору и всему Царствующему Дому; произнесено было многолетие и Высокопреосвященнейшему Феогносту. Священнослужащие и все молящиеся, по случаю тезоименитства Высокопреосвященнейшего, горячо молились за своего Архипастыря, всегда готового содействовать осуществлению всякого доброго дела и предприятия в его пастве.
Из храма Божия открылось торжественное шествие со святыней, в сопровождении духовенства, настоятельницы, сестер обители и множества посетителей в новоустроенную трапезу. По совершении здесь молебствия, игумения с сестрами, духовенство с благотворителями обители в пространной и благолепной трапезе заняли свои места. Приятно было видеть за общим столом всю семью святой обители. Мысли трапезующих невольно переносились к первым векам христианства, когда за вечерей любви участвовали все, как истинные братья и сестры во Христе. Во время благочестного трапезования читалось в общее назидание житие празднуемого Святого. Молитвенно окончив общую трапезу, поблагодарив любвеобильную, достойную глубокого уважения, мать игумению Евгению, посетители оставили святую обитель, унося с собою неизгладимо – усладительные впечатления и душеполезные чувствования.
Да вознаградит Всевышний своею милостию всех соревнующих о спасении пребывающих в Федоровской святой обители, где все теперь чинно и благообразно,— в храмах Божиих благолепие и чистота, приличное освещение, умилительное и стройное пение, благопристойная ризница и утварь,— где сестры получают теперь полную возможность проводить жизнь наиболее соответственную их положению и обетам.
Священник Александр Покровский.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 17-й. 1-го сентября 1889 года).

К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пустыни, 4 церковно-приходские школы.
«По Отделу — заслушан рапорт настоятельницы Переславского Феодоровского монастыря, игумении Евгении о количестве призреваемых в монастыре детей беженцев. Из рапорта видно, что в 1916 г. всего призревалось детей беженцев — 171 девочка, преимущественно из Гродненской губернии; некоторые из них уже взяты родителями и родственниками; в настоящее время находится в приюте монастыря 123 девочки. Летом девочки принимали участие в полевых и садовых работах, а в свободное время занимались рукоделием. Зимою дети обучаются в 4-х монастырских церковно-приходских школах, за исключением 13 девочек в возрасте от 2 до 7 лет» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 7-8. 25-го февраля 1917 года).
До 1918 года монастырь имел официальный (государственный) статус второклассной общежительной женской (с 1667 года) обители Владимирской епархии (тогда в границах Владимирской губернии).


Фото из «Коллекции достопримечательностей Российской империи»

До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян 27 ноября 1937 года).
В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.
На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.
Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому женскому монастырю.
19 апреля 1998 году, в первый день Пасхи, в Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года.
26 августа 1999 года указом № 89 архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) служащим священником обители был назначен священник Александр Алексеев.
12 сентября 1999 года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия.
Осенью 1999 г. была устроена котельная в 2-этажном келейном корпусе «у северной стены», в котором были размещены сёстры. В деревянном Доме паломника выстроены печи.
23 декабря 1999 года указом архиепископа Михея № 121 монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю; настоятельницей назначена игумения Евстолия (Афонина).
25 декабря 1999 года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.
В 2000 году установлена автономная электростанция, заменена вся энергосистема


«Сей сад посажен 24 сентября 2011 года по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона при игумении Варваре сестрами обители и сотрудниками Федеральной службы судебных приставов при личном участии Директора ФССП России Артура Олеговича Парфенчикова».

В Ведеснком храме – Схимонах Сергий, строитель монастыря.
В соборе – Наталья Ивановна Взимкова, подружка детства Петра I.
В Введенском храме в приделе Адриана и Наталии – Агафия Фёдоровна Ягужинская (Хитрова), жена Ягужинского.
В Введенской церкви – Павел Семёнович Соловьёв, генерал, севастопольский герой.
В соборе – Гавриил Петрович Самсонов, генерал.
В соборе – Мария Николаевна Тончи, дочь художника Николая Тончи.

Читайте также:  Екатерининский собор в Краснодаре: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, мощи и святыни


Копия Андрониковской иконы Божией Матери

В монастыре находится чудотворная икона – это старинная литографическая копия Андрониковской иконы Божией Матери. Икона названа в честь греческого императора Андроника III Палеолога. В России она появилась при императоре Николае I. Санкт- Петербурга, где очень почиталась. Перед ней ежедневно совершались молебны, читалось Евангелие. Был отмечен случай прозрения совершенно слепого. Во время революции 1917 года икона находилась в Казанском женском монастыре г. Вышний Волочек. Городище Клещино.
Основание Переславля-Залесского. Спасо-Преображенский собор.
Переяславско-Залесское княжество.
Горицкий Успенский мужской монастырь.

городецкий
феодоровский
мужской монастырь

официальный сайт

История монастыря

Русские православные обители, расположенные по обширным весям нашей матушки родины, православной Российской Империи или возникали в стариннейшие времена, или образовывались после издания монастырских штатов, во время царстования Императрицы Екатерины II-й, во 2-й половине XVIII века, или же получали свое возникновение, благодаря особым знамениям Господним, которыми Всеблагой Творец хотел ознаменовать народу присутствие высшей небесной силы и Свой промысел. Феодоровская Городецкая обитель, по времени своего основания, принадлежит к числу основанных в древнейшие времена.

История монастыря

Не от избытка средств испокон веков строились храмы на Руси! Строили всем миром и делились, порой, последним! Основание городов начиналось на новом месте со строительства церкви, потому что люди всегда знали, что без Божьего благословения хорошей жизни не жди. И нам эту истину « Без Бога не до порога» забывать нельзя.

Сколько не боролись при советской власти с храмами, а ныне они возрождаются практически на тех же местах, где ставились еще до революции.

Знаковое место в городе Городце – Феодоровский мужской монастырь, один из древнейших монастырей России, основанный в 1154 году на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. В обители закончил свой земной путь святой благоверный великий князь Александр Невский, приняв схиму с именем Алексий.

Здесь в монастыре подвизались: Прохор из Городца — соратник и учитель Андрея Рублева, чьи росписи украшают Успенский собор Московаского Кремля; преподобный Павел Обнорский — ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный иеромонах Тимон Надеевский — ученик преподобного Серафима Саровского.

В 19 веке монастырь был важным духовным просветительским центром. Во многом этому способствовала деятельность известного церковного миссионера и ученого-востоковеда, начальника 10 Пекинской миссии — архимандрита Петра Каменского, который провел последние годы своей жизни в монастыре, жертвуя все свои сбережения и именные государственные награды на общественную и благотворительную деятельность.

Обитель процветала. К тому времени в монастыре было несколько храмовых сооружений: церковь Феодоровской иконы Божией Матери с колокольней, храм Александра Невского, церковь в честь Феодора Стратилата, церковь Целителя Пантелеимона и другие постройки.

Но в 1927 году обитель была закрыта. В 1934 году все монастырские строения переданы управлению НКВД для размещения трудовой коммуны несовершеннолетних правонарушителей. Последний настоятель монастыря игумен Израиль в 1937 году был расстрелян. Впоследствии в зданиях монастыря размещались различные организации, например, в храме целителя Пантелеимона был клуб судоремонтного завода.

Впервые идею о восстановлении Феодоровского монастыря в Городце озвучил полномочный представитель Президента по Приволжскому Федеральному округу Александр Владимирович Коновалов ( с 2008 года — министр юстиции РФ). Возрождение Феодоровского собора и всего монастыря в целом стало возможным благодаря попечению и финансовой помощи генерального директора Уральской горно-металлургической компании Андрея Анатольевича Козицына.

7 апреля 2008 года состоялась торжественная закладка Феодоровского собора. 12 сентября 2009 года, в день памяти перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, вновь воссозданный Феодоровский собор Городецкого монастыря был торжественно освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Началась новая история древней обители. Её наместником стал игумен Августин (Анисимов).

Во время каждого богослужения в храме всем миром молятся за попечителей, устроителей и благотворителей монастыря.

В настоящее время монастырь входит в состав Городецкой епархии, его наместником продолжает оставаться теперь уже Правящий архиерей епархии епископ Городецкий и Ветлужский Августин. Владыка Августин известен в Русской Православной Церкви как проповедник и миссионер. Поэтому епархия и монастырь формируются как миссионерские.

В настоящее время ведутся работы по воссозданию и внутреннему убранству храма целителя Пантелеимона, где уже сейчас проводятся соборования и совершаются Богослужения во исцеление душевных и телесных болезней страдающих недугами.

К 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя планируется начать воссоздание храма в честь защитника земли русской и святого покровителя Городца Александра Невского.

Сегодня история предоставляет нам второй шанс и возможность исправить ту трагедию во взаимоотношении с Богом, которая случилась 100 лет назад и принесла в Святую Русь гонения, репрессии против духовенства, разрушение храмов, переформатировала идеологию православной России на атеистическую. Революция — это поруганные святыни и поломанные судьбы. Но духовный голод сказался и привел к краху той политической системы, которая отвергла духовные основы. Восстанавливаются святыни, возрождается духовность. Православные храмы призваны объединить российский народ. Храмов много не бывает! Каждый вновь воздвигнутый свидетельствует о возрождении народной веры в Спасителя.

Настоятель: епископ Августин (Анисимов)

Храмы монастыря

Храм в честь Целителя Пантелеимона

Святыни монастыря

Икона Божией Матери «Феодоровская» — копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме, написанная неизвестным протопопом в 1800 году.

Просветительская деятельность

В монастыре создан Центр православной культуры имени Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.

  • Музей истории монастыря
  • Научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря
  • Экскурсионная служба музея
  • Выставочная галерея
  • Киноцентр
  • Библиотека с читальным залом
  • Зал собраний
  • Учебные аудитории

Социальное служение

Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями Городецкого района и Нижегородской области.

Адрес: 606502, Нижегородская область,

г. Городец, Пролетарская пл., 34б

Телефон: (83161) 9-11-08, 9-50-64, 9-11-08

Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском

Переславский Феодоровский женский монастырь — одна из самых древних святых обителей центральной России. Обитель, расположенная на высоком берегу Плещеева озера, встречает путешественников при въезде в город Переславль-Залесский со стороны Москвы. Даже, если вы оказались здесь проездом, Переславский Феодоровский женский монастырь непременно стоит посетить.

Основание монастыря

История Феодоровского монастыря Переславля-Залесского насчитывает семь веков. По преданию, он был основан в начале XIV века как мужская обитель на месте междоусобной битвы двух русских князей, произошедшей неподалеку от Переславля в день, когда православная церковь чтит память святого великомученика Феодора Стратилата, — 8 июня 1304 года. В том сражении противостояли войска московского и тверского княжеств.

Переславль в те времена был вторым по значению городом московского княжества и оставался верным союзником московских князей. Соседние княжества не раз посягали на процветающий торговый город. В 1304 году московский князь Юрий Данилович должен был отправиться за ярлыком на княжение в Золотую орду. Тверской князь Михаил Ярославович собрал войско, чтобы напасть на московского князя в районе Переславля и захватить город. Узнав об этом, москвичи и переславцы подготовились к битве и победили тверское войско во главе с боярином Акинфом, который был убит в сражении. В память о победе переславцы возвели монастырь во имя святого Феодора Стратилата, который считается покровителем воинов.

Святой великомученик Феодор Стратилат

Федоровский монастырь в Переславле назван в честь святого великомученика Феодора, жившего в начале IV века н. э. в Римской империи. Дошедшее до наших дней житие святого рассказывает, что он был родом из города Евхаита (Малая Азия, сегодняшняя Турция), затем был направлен римским императором Лицинием воеводой в Гераклею.

Феодор отличался храбростью, благоразумием и добрым нравом, чем заслужил уважение горожан. Следуя велению сердца и гласу Всевышнего, он принял христианство, которое было уже достаточно распространенным в то время, несмотря на жестокие гонения со стороны властей. Император Лициний, узнав об отказе Феодора поклоняться языческим идолам, приказал подвергнуть его ужасным пыткам, а впоследствии казнить.

Церковь чтит память святого в день его казни — 8 июня (21 июня по Юлианскому календарю) и в день перенесения мощей святого в Евхаит — 8 февраля (21 февраля по Юлианскому календарю).

История древней обители

Первые письменные источники, содержащие сведения о Феодоровском монастыре, относятся к началу XVI века. В те времена обитель процветала, ее не оставляли своим вниманием знатные бояре и вельможи, постоянно пополняя монастырскую ризницу щедрыми подношениями. Цари и великие князья неоднократно приезжали на богомолье в переславские монастыри. Частым гостем в Феодоровском монастыре был государь Иоанн III (Иван Великий), осуществивший объединение русских земель вокруг Москвы.

Благоволил монастырю и государь Василий Иоаннович (Василий III). По его распоряжению во владение обители поступили несколько деревень и пустошей. Записи об этом сохранились в монастырском архиве.

Наибольшее благоденствие Феодоровского монастыря приходится на время правления Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного). Иван Васильевич, как и его отец, любил приезжать со своими домочадцами в Переславль-Залесский. Крестным Ивана Грозного был преподобный игумен Даниил из Переславского Троицкого Данилова монастыря. В течение своего правления царь много раз жаловал переславским монастырям земли, села, деревни и средства из казны. Царем было заказано несколько икон для обители. Некоторые из них можно сегодня увидеть в здешних храмах:

  • икона Божьей Матери «О тебе радуется»;
  • «Одигитрия»;
  • «Троица Ветхозаветная»;
  • «Святитель Иоанн Златоуст в житии».

Феодоровский монастырь оставался мужской обителью до 1667 года. В тот год в русских землях случилась страшная эпидемия чумы, многие погибли, города обезлюдели. В Переславле осталось много вдов и девушек-сирот без средств к существованию, единственным спасением для которых было принятие монашеского пострига и служение Богу.

Патриарх Иосаф, возглавлявший в то время русскую церковь, с одобрения государя Алексея Михайловича, создал в стенах Феодоровского монастыря женскую обитель. Монахи-мужчины, служившие в Феодоровском монастыре, были распределены в другие переславские обители. Монастырю были дополнительно выделены земли, чтобы насельницы смогли себя прокормить.

Так началась история Федоровского женского монастыря. Переславль-Залесский успешно развивался как торговый и ремесленный город, что способствовало и процветанию здешних обителей, которым по-прежнему оказывали покровительство русские цари. Феодоровский монастырь находился под царским попечением во время Бориса Годунова. Мать императора Петра I, Наталья Кирилловна, проявляла особую заботу о монастыре. Сестра Петра I, Наталья Алексеевна, пожертвовала свои деньги для строительства Введенской и Казанской церквей.

Император Петр I посетил обитель в 1722 году. Царь привез в монастырь ткацкие станки из Европы, материалы, необходимые для работы и немецких ткачих, которые должны были обучить местных монашек ткацкому делу по передовым для того времени правилам.

В последующие годы монастырь стал известен своими мастерскими. Здесь изготовляли ткани и утварь для царского двора, шили церковное облачение, была открыта иконописная мастерская. В обители трудились вышивальщицы, золотошвеи и ткачихи.

К началу ХХ века Федоровский женский монастырь стал самым крупным и значительным в Переславле-Залесском. В 1913 году сюда приезжал последний российский император Николай II. В память об этом событии была высажена липовая аллея, по которой паломники и туристы могут пройти и сегодня.

В период советской власти монастырь разделил печальную долю с множеством других православных храмов. После гражданской войны здесь была размещена сельскохозяйственная артель, в середине двадцатых лет монастырь был вовсе закрыт. Последний священник, служивший в монастыре, Николай Викторович Дунаев, был расстрелян в 1937 году. Последняя настоятельница, Олимпиада, была арестована, провела в лагере несколько лет, а затем доживала свой век в сторожке монастыря.

В монастырских постройках попеременно размещались колония для несовершеннолетних, дом престарелых, строительный трест, одно из подразделений РАН и вещевой склад. Большинство уникальных росписей, украшавших древние монастырские стены, было уничтожено.

В 1967 году начались работы по реставрации монастырских строений. В апреле 1998 года, впервые после почти векового перерыва, в одном из храмов была совершена служба в честь праздника Воскресения Христова.

Читайте также:  Успенская Киево-Печерская лавра: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

Архитектурные памятники монастыря

На территории Феодоровского женского монастыря Переславля-Залесского можно увидеть храмы и строения, сохранившие дух русского средневековья. Монастырское подворье окружено каменной стеной, возведенной в 1681 году взамен бывшей деревянной рубленой ограды. Каменная стена в первоначальном виде сохранилась лишь частично. Стена строилась не для оборонительных целей, поэтому в ней нет характерных для таких сооружений бойниц и переходов.

Попасть на территорию монастыря можно через Святые ворота. Со времени строительства Святых ворот собирались возвести над ними надвратную церковь, но планы так и не были осуществлены, скорее всего, из-за недостатка средств. Только во время реставрации в 2000 годы давний замысел получил воплощение в виде одноярусной звонницы, надстроенной над Святыми воротами. В XVII веке рядом со Святыми воротами была построена часовня-колодец (на фото).

Храмы монастыря

  • Феодоровский собор (собор Феодора Стратилата)

Феодоровский собор — это главный храм монастырского подворья, построенный в середине XVI века. Основание собора связано с интересной историей. В 1557 году царь Иван Грозный с женой, царицей Анастасией Романовной, присутствовали на освящении одного из храмов в Переславле. Царица Анастасия была на последней неделе беременности. По завершении всех церемоний и дел в городе, царственная чета отбыла из Переславля, но не проехав и семи километров, вынуждена была остановиться в селе Собилово, где царица благополучно произвела на свет наследника престола, которого нарекли Федором.

В память об этом событии в тех местах была возведена часовня-крест, которая сохранилась до наших дней. Торжественная белая часовня — первая достопримечательность, встречающая путешественников, подъезжающих к Переславлю.

В благодарность Всевышнему Иван Грозный повелел возвести в монастыре новый каменный храм взамен ветхой деревянной церкви. Храм был построен в традиционном для того времени русском стиле, с четырьмя столпами и пятью луковичными куполами.

Собор в последующие века несколько раз перестраивался, но при этом во многом сохранил первоначальный облик до сегодняшнего дня.

Внутри собора можно увидеть росписи, выполненные Николо Тончи, художником итальянского происхождения, жившим в России в конце XVIII — начале XIX веков. На фото — часовня-крест.

  • Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (Введенская церковь).

Введенская церковь была построена на средства сестры Петра I, Натальи Алексеевны, в 1710 году. Одноэтажная кирпичная трапезная церковь возводилась как зимний монастырский храм. На первый взгляд она кажется совсем небольшой, но внутри достаточно просторна за счет двух боковых приделов: в честь Знамения Божией Матери, а также святых мучеников Наталии и Адриана. Абсиды и приделы храма декорированы изящными полуколоннами.

Во Введенской церкви находится чудотворная Андрониковская икона Божией Матери. Это литографическая копия, сделанная с оригинала, написанного, согласно преданию, евангелистом Лукой. В древности икона была домашней святыней императора Византии Андроника III (XIV век). Император передал икону монастырю в греческом городе Монемвасия, где она и пребывала до захвата Греции турками в XIX веке. Настоятель монемвасийского монастыря спас икону от рук неприятелей, а затем завещал ее родственнику, русскому консулу, наследник которого передал икону в Петербург императору Николаю I.

Святыня находилась вначале в Зимнем дворце, а затем — в Троицком соборе Санкт-Петербурга. Икона была чрезвычайно почитаема, перед ней ежедневно осуществлялись молебны. Известен случай прозрения слепого человека благодаря молитве чудотворному образу.

В 1877 году икону передали в один из тверских монастырей недалеко от города Вышний Волочек. К сожалению, в середине 80-х лет ХХ века оригинальная икона была похищена из Богоявленского собора Вышнего Волочка и по сей день не найдена.

Андрониковская икона, находящаяся сейчас во Введенской церкви, известна чудесами и благодатью, дарованными верующим, обратившимся за помощью к святому образу. В монастыре рассказывают, что люди, молившиеся иконе, получали исцеление от недугов и помощь в житейских бедах.

  • Церковь Казанской иконы Божией Матери

На монастырском подворье располагается еще один храм — Церковь Казанской иконы Божией Матери при монастырской больнице. Это небольшая одноглавая белокаменная церковь, построенная также стараниями Натальи Алексеевны, сестры Петра I.

Во время одного из посещений монастыря царевна заметила, что престарелым монашкам в больнице нужна церковь и решила построить храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство церкви заняло год и было завершено в 1714 году. Рядом был построен новый больничный корпус, соединенный с храмом переходом. Рядом с церковью расположены несколько строений, возведенных в период с XVII по XIX века: настоятельский и трапезный корпуса, регентский и странноприимный дома. На фото — Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Сегодняшний день святой обители

На сегодняшний день в Федоровском монастыре проживают двадцать насельниц. Монастырские постройки и территория поддерживаются в хорошем состоянии, некоторые здания реставрируются.

Во всех храмах монастыря совершаются Богослужения. Паломникам и туристам разрешен свободный вход на территорию монастыря, организуются экскурсии. Также на территории можно бесплатно осуществлять видео- и фотосъемку, за исключением Богослужений.

На монастырском подворье можно посетить трапезную, где продаются выпечка, травяные чаи, мед и квас. Работает иконная лавка. Можно погулять по монастырскому парку и фруктовому саду, который был заложен в 2011 году.

Расписание Богослужений и дополнительную информацию об истории и жизни обители можно узнать на официальном сайте Федоровского монастыря, а также на сайте Переславской епархии.

Как можно добраться до монастыря

Федоровский монастырь расположен по адресу: Ярославская область, г. Переславль, улица Московская, 85. Добраться до обители совсем несложно. На официальном сайте монастыря указаны следующие варианты для тех, кто отправляется из Москвы:

  • автобусом до Переславля-Залесского от станции метро «ВДНХ» (есть прямые рейсы, а также автобусы до Ярославля, Костромы и Рыбинска, которые делают остановку в Переславле);
  • электричкой с Ярославского вокзала Москвы до города Сергиев-Посад, а затем — автобусом до Переславля-Залесского;
  • на автомобиле по федеральной трассе М8 (если вы едете из Москвы в сторону Переславля-Залесского, Федоровский монастырь встречает вас при въезде в город справа от дороги).

Теперь вы знаете историю Феодоровского монастыря. Переславль-Залесский — один из удивительных древних русских городов, поездка в который навсегда останется в вашей памяти.

Феодоровский женский монастырь (Переславль-Залесский)

Фео́доровский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви в Переславле-Залесском (ныне Ярославская и Ростовская епархия). В обиходе обычно именуется Фёдоровским. Полное название по светским источникам — Переславский монастырь святого великомученика Феодора Стратилата.

До 1918 года имел официальный (государственный) статус второклассной общежительной женской (с 1667 года) обители Владимирской епархии (тогда в границах Владимирской губернии).

Содержание

История

Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича; отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных.

По рождению сына Фёдора в 1557 году царь Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

До 1667 года был мужским.

В конце XIX века была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю.

К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пу́стыни, 4 церковноприходские школы.

До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян 27 ноября 1937 года).

В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.

На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.

Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому женскому монастырю. 19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года. 12 сентября 1999 года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия. 23 декабря 1999 года указом архиепископа Михея № 121 монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю. 25 декабря 1999 года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.

Современное состояние

Сегодня в монастыре около 20 сестёр. Для паломников проводятся экскурсии, кроме того действует небольшая трапезная, с монастырской выпечкой и квасом.

Святыни

Видео


Женский Феодоровский монастырь в Переславль Залеском: подробная информация

Феодоровский монастырь в Ярославской области принадлежит к Переславльской епархии. Раскинулась обитель в окрестностях российского живописного города Переславль-Залесский. Ежегодно сюда приезжают многочисленные туристы, чтобы ознакомиться с историей этих мест. Территория обители – одна из главных достопримечательностей, которую не обделяют вниманием приезжие. Постройки имеет богатую и интересную историю, а посещение богослужений в храме монастыря благоприятно влияет на всех гостей города.

Переславский Феодоровский женский монастырь часто называют Федоровский, а согласно советским источникам его полное название – Переславльский монастырь святого мученика Феодора Стратилата.

История монастыря

Первое упоминание об этом месте встречается в источниках 15 столетия. Считается, что строение на этой территории было заложено еще раньше, на том самом месте, где в 1304 году сошлись в бою войска московского князя Юрия Даниловича и его противника – князя из Твери, Михаила Ярославича.

Эту битву рассматривают как одно из самых трагических событий в русской истории тех времен. Схватку между войсками трактуют как братоубийственную, ибо брат шел на брата, что считается двойным грехом в глазах православного духовенства.

Познавательно! Расписание богослужений в храме святого Иоанна Кронштадтского в Жулебино.

Победу одержало войско московского князя. Так как битва произошла 8 июня, когда верующие отмечали день памяти мученика Федора Стратилата, на этом месте было решено возвести храм и назвать в его честь.

В 1557 году царь Иоанн Грозный приказал на территории обители построить церковь, названную в честь его новорожденного сына Федора. Эта церковь стала главным строением в комплексе. Ее архитектура и атмосфера сохранилась до сегодняшних дней.

До 1667 года в обители разрешалось проживать только мужчинам. В 19 веке к монастырскому комплексу была приписана Алексеевская пустынь. До 1916 года территория, принадлежащая обители, значительно расширилась.

В ней проживало более 500 человек, а самому монастырю принадлежало три пустыни и 4 школы, в которых служители читали православные лекции для прихожан разных возрастов.

Как и большинство религиозных учреждений, эта обитель в годы советской власти была закрыта. До 1923 года пастором монастыря был настоятель Николай Викторович Дунаев, который в годы репрессий был расстрелян. В 1923 году была ликвидирована последняя монашеская община. На территории, некогда принадлежавшей монастырю, стали располагаться детская колония, дом престарелых, а также общежития для рабочих людей.

После этого длительное время монастырский комплекс был под управлением военного ведомства. Только в 1967 году начались строительные и реставрационные работы, в результате которых стены монастыря вернулись в почти изначальный вид. В 1998 году монастырские строения опять начали эксплуатироваться по назначению. В этом году на его территории была учреждена женская обитель, Никольская.

Важно! Первая литургия состоялась 19 апреля 1998 года, в большой христианский праздник – Пасху. 26 августа 1999 года настоятелем был назначен Александр Алексеев.

Официально женским он стал в 1999 году, когда архиепископ Михей выдал указ считать данное строение приписным к Никольскому женскому монастырю. Освящение центрального престола состоялось 25 декабря 1999 г.

До 2017 года настоятельницей обители являлась Варвара Чекоткова, которая была назначена 6 октября 2006 года. Сегодня на территории комплекса проживает 20 сестер, о чем свидетельствуют данные, указанные на официальном сайте.

В данный момент сюда может приехать каждый человек, желающий ознакомиться с местным бытом и традициями. Здесь часто проводятся экскурсии для гостей, а также на территории обители функционирует небольшая трапезная, в которой можно приобрести местную выпечку и квас.

Полезно! Сильная молитва о Путешествующих на самолете: полный текст.

Строения на территории монастыря

Федоровский монастырь в Переславле в настоящее время является довольно большим комплексом, на территории обители расположено много красивых функциональных строений, с которыми туристам будет интересно ознакомиться:

  • Собор святого Феодора Стратилата, построенный в 1557 году. Собор имеет придел Феодоровской иконы Богородицы;
  • Введенская церковь 1710 года, имеющая приделы Знамения Пресвятой Божьей Матери и мучеников Адриана и Натальи;
  • Казанская церковь, построенная в 1713 году;
  • старинные кельи, сохранившиеся еще со времен 16 столетия, в которых ныне проживают монахини;
  • новые кельи;
  • кузница;
  • Святые ворота с расположенной вблизи надвратной церковью;
  • отдельно стоящий дом паломника;
  • новая столовая (трапезная);
  • башня;
  • часовня-колодец, которая является одним из главных объектов внимания прихожан.
Читайте также:  Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Святыня монастыря

Феодоровский Залесский монастырь – уникальное место, на территории которого находится много святынь. Ради того чтобы увидеть их, многие туристы преодолевают тысячи километров.

Одной из главных местных ценностей считается копия старинной чудотворной иконы Андрониковской Божьей матери. По преданиям, оригинал этой иконы был в личном владении греческого императора Андроника ІІІ Палеолога.

На территории России эта икона появилась во времена правления императора Николая Первого. Ориентировочно это случилось в 1839 году.

Сначала икона была доставлена в Зимний дворец, но спустя некоторое время ее перевезли в Троицкий Санкт-Петербургский собор. Икона имеет большую положительную энергетику, так как во время ее пребывания в петербургском соборе ежедневно перед святыней молились сотни прихожан. Часто перед иконой совершались массовые молебны и литургии.

Это интересно! Однажды перед этим образом получил полное исцеление слепой человек, который все сердцем жаждал обрести зрение. После этого случая люди массово уверовали в чудотворную силу иконы, потому начали молиться перед ней еще с большим усердием. Больные избавлялись от бед и обретали здоровье, пьющие навсегда отказывались от спиртных напитков, а люди, которые находились в тяжелых конфликтных ситуациях, обретали мир и покой в душе.

Эта историческая, религиозная и архитектурная достопримечательность пользуется большой популярностью. Людям, которые планируют совершить поездку в обитель впервые, следует сначала узнать точный адрес и изучить маршрут в целях экономии времени.

От столичной станции метро «Щелковская» можно добраться до города Переславль-Залесский. Доехав до Ярославского вокзала, нужно пересесть на электричку и доехать до Сергиевого Посада, а затем автобусом до Переславля-Залесского.

Располагается достопримечательность по улице Московская, 85. Узнать телефон и адрес можно также на официальном сайте, где представлено и фото монастырского комплекса.

Важно! Божественные литургии в Залесском монастыре проводятся ежедневно, в 8.00 утра и в 17.00 вечера. В кельях ежедневно читается Евангелие. Обо всех изменениях сообщает официальный сайт обители.

Известные захоронения

Среди захоронений знаменитых людей на территории обители можно назвать такие:

  • могила схимонаха Сергия, строителя монастыря во Введенском храме;
  • Наталья Взимкова, близкая подруга Петра Первого;
  • Агафия Федоровна Ягужинская, супруга Ягужинского (во Введенском храме);
  • генерал Павел Соловьев;
  • генерал Гавриил Самсонов;
  • Мария Тончи, дочь общественного деятеля и художника Николая Тончи.

Полезное видео

Подведем итоги

На всем протяжении существования обители на ее территории было совершено много захоронений известных людей. Возле монастыря есть отдельное кладбище для местных жителей – монахов и священнослужителей. Могилы настоятелей и распорядителей находятся прямо возле храмов и келий.

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ФЕОДОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Переславль-Залесский Феодоровский женский монастырь, 2016 год. Фото Марины Ческис

Переславль-Залесский женский монастырь во имя вмч. Феодора Стратилата Переславской епархии

  • Адрес: Россия, 152140, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85
  • Официальный сайт: http://www.feodor.orthodox.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    В начале XIV века Переславль являлся вторым центром Московского княжества. Москве не раз пришлось бороться за верный Переславль и не раз защищать его от других князей, имевших на него виды. Так, когда московский князь Юрий Данилович отправился в Орду за ханским ярлыком на княжение в Переславле, полки тверичей под водительством боярина Акинфа решили захватить союзный Москве Переславль. Переславцы и москвичи хорошо подготовились к встрече противника. 8 июня 1304 года, в день памяти вмч. Феодора Стратилата, в окрестностях Переславля между двумя войсками произошло сражение. Тверичи потерпели поражение, а сам Анкинф погиб в бою. В честь победы переславцы на месте битвы основали мужской монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя воинов.

    В 1511 году великий князь Московский Василий III Иоаннович (1479- 1533) пожаловал монастырю деревни и пустоши, что нашло отражение в документах монастырского архива. В частности, сохранилась «великого князя Василия Ивановича всея Руси старая тарханная грамота за красной печатью на подмонастырское сельцо Феодоровское и на село Половецкое и на деревню Потанино с пустошами…»

    Расцвета Феодоровский мужской монастырь достиг при царе Иоанне IV Васильевиче (Грозном) (1530-1584). Как и его отец, царь Иван Грозный любил ездить в Переславль-Залесский на богомолье. Одним из его восприемников при крещении был игумен Переславского Троицкого Данилова монастыря Даниил. Повзрослев, Иоанн испытывал особую привязанность к Переславлю, он неоднократно бывал здесь со своими домочадцами. Иногда причиной поездки в Переславль-Залеский было паломничество. По его личному распоряжению были укреплены два монастыря – Феодоровский и Никитский, фланкирующие въезды в город и охраняющие переславскую дорогу. Иоанн Грозный неоднократно жаловал Феодоровскому монастырю обширные земли с селами и деревнями. В 1551- 1552 годах при игумене Макарии царь дал вклад “слободку Ямскую, свое дворцовое село Ивановское, да село Петровское, да 500 рублей на монастырское строение по сыне своем Иоанне”.

    В 1557 году, как писал протоиерей Александр Свирелин, «царь Иоанн Васильевич с супругою своею Анастасией Романовою и главой Русской Церкви митрополитом Афанасием был на освящении соборного храма в Переславском Никитском монастыре, а, возвращаясь обратно в Москву, царица, отьехав 7 верст от города, в деревне Собилове благополучно разрешилась сыном, названном во святом Крещении Феодором (это последний из Рюриковичей, второй сын царя Иоанна Грозного)». Благодарный Богу за сына Иоанн Грозный становится храмостроителем и покровителем Феодоровского монастыря. Царь «церковь Феодора Стратилата камену поставил и украсил образы и пеленами, и ризами, и всякою церковною утварью, и трапезу камену заложил, и келии многие поставил, и монастырь оградил. а на месте рождения царевича Феодора соорудил «высокий каменный столп или лучше – часовню со святым Крестом».

    Храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата – это первая каменная постройка в монастыре. Построенный храм имеет форму квадратную о пяти главах, алтарь с тремя полукружиями: в среднем – три окна, а в северном и южном по одному. В южном полукружии по переписным книгам 1635-1653 годов находился придел во имя св. Апостола Ермия. А по описи 1668 года его уже не было. В дальнейшем там помещалась церковная ризница. Крышу храма покрыли тесом, а главы мелкой чешуею. У северо-западного угла храма располагалась небольшая каменная колокольня. Феодоровский собор до сих пор остается самым интересным памятником на монастырской территории. До нашего времени дошли заказанные царем Иоанном Грозным московским иконописцам иконы из иконостаса Феодоровского монастыря. Это иконы: «Иоанн Златоуст в житии», «О Тебе радуется», «Одигитрия», «Троица», «Никола в рост», в том числе и храмовый образ «Феодор Стратилат в житии». Ныне эти иконы хранятся в Переславском музее.

    Перед нашествием польско-литовских войск монастырю принадлежали: село Феодоровское, деревни: Потанино, Половецкое, село Ильинское с деревнями Каргашино, Самково, Тощебулово, Петрилово, Омашево, Дуброво, Пешково, Ростовцево, Обрютево, Горицы, Матфейково, Григорьево, село Покровское, село Ивановское, деревня Беревники и деревня Хорошево.

    Польско-литовское нашествие 1608-1618 годов опустошает Переславль. Все монастыри города в этот период подверглись безжалостному и сознательному уничтожению иноплеменников. Феодоровская обитель «претерпела значительное опустошение и разорение». В вотчинах «Феодоровского монастыря осталась самая незначительная часть. Остальное все погибло… а монастырская слободка вся выжжена до кола и крестьяне посечены», сообщает «Дозорная книга» того времени.

    В 1622-23 годах по указу царя игумен Рафаил «монастырь огородил» – вокруг обители была построена деревянная стена с восемью башнями – «и в церкви образы все поновил». На деньги царя Михаила Феодоровича (1613 – 1645), княжны Мстиславской, переславского воеводы И. Селунского, самого игумена «построили кельи игуменские и братцкие» и «храм большой покрыли». При игумене Рафаиле также «храм поставили теплой, два престола Введение Богородицы да Николы Чудотворца с трапезою да Святые ворота». На личные средства игумена Рафаила были сделаны пять крестов на «большой храм». Однако начавшееся устройство монастыря было прервано сильным моровым поветрием 1654 года. Во время этой эпидемии «население города уменьшилось в 5 раз» и не достигало двух тысяч человек.

    План Федоровского монастыря, составленный 12 марта 1694 (7202) года

    В 1667 году монастырь был обращен в женский. В грамоте патриарха Иосифа на имя строителя Лукиановой пустыни Корнилия и старца Феофана говорится о причинах такой перемены. После моровой язвы (чумы) 1667 года многие женщины и девицы приняли монашеский постриг. Кто-то из новопостриженных пребывал по приходским храмам, а кто-то селился в городах. Приняв во внимание, что к тому времени Федоровский монастырь был без игумена, а братия была немногочисленная – всего десять человек, царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф и священный собор распорядились преобразовать мужской монастырь в женский и собрать в него всех новопостриженных монахинь. Братию Федоровского монастыря было велено перевести в другие мужские монастыри Переславля: в Горицкий – 4 человека; в Никитский – 3; в Даниловский – 3.

    К середине XVIII века монастырь достиг своего наивысшего расцвета. Богатые вклады давали возможность вести значительное капитальное строительство и благотворительность. Во владении монастыря находились: Феодоровская слобода, дворовое место в Переславле и Москве, мельница на реке Трубеж, рыбные ловли на озере Ивановское и реке Нерли, более двадцати деревень и сел. В хозяйстве было 23 лошади, 49 коров, 62 овцы.

    В 1825 были отремонтированы настоятельские кельи и надстроен второй этаж. В 1865 году на благотворительные средства купца Авраамия Ушакова при игумении Максимилле был выстроен новый двухэтажный келейный корпус для живущих в монастыре сестер.

    23 декабря 1922 года губернская комиссия по ликвидации монастырей и переучету церковного имущества Отдела Управления Владимирского губисполкома постановила: “Всем монашествующим, не достигшим преклонного возраста, зарегистрироваться в отделе труда как безработным, а тем, которые имеют связь с деревней, не желают жить в городе, предложить освободить занимаемые ими монастырские помещения, так как таковые, согласно Декрету об отделении Церкви от государства, принадлежит последнему”. Монахинь надлежало “… из помещений монастыря выселить, как не имеющих никакого права на имущество монастыря”. Согласно постановлению комиссии от 14 апреля 1923 года “все монастыри, находящиеся в губернии, как таковые, должны быть ликвидированы в месячный срок”.

    Сестры во главе с настоятельницей Олимпиадой отчаянно искали выход для спасения если не обители, то хотя бы общины ее насельниц. Они пытались сохранить ее под видом Феодоровской артели, занимающейся кустарным производством и сельскохозяйственными работами.

    Монастырь был окончательно закрыт 1 марта 1923 года, а артель распущена 24 июня того же года. “Нелояльную” к новой власти игумению Олимпиаду вскоре после закрытия монастыря арестовали и выслали.

    В 1998 году Феодоровский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Был приписан к Никольскому женскому монастырю Переславля. 19 апреля 1998 года на праздник Святой Пасхи состоялась первая Божественная литургия в храме Введения Пресвятой Богородицы. Начались первые работы по восстановлению. Была организована котельная, налаживались отопительные системы, велись работы по устройству келейного корпуса.

    В апреле 2001 года Феодоровский женский монастырь стал самостоятельным.

    Храмы

    • Федора Стратилата
    • Введения во храм Пресвятой Богородицы
    • Казанской иконы Божией Матери

Ссылка на основную публикацию