Переславский Горицкий Успенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Переславский Горицкий Успенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.
Среди настоятелей и монахов Успенской обители были известные церковные деятели. Один из них Инок Даниил, основавший недалеко от Гориц Троицко-Даниилов монастырь, был приглашен Василием III в крестные отцы своего сына Ивана – будущего царя Ивана Васильевича Грозного. Великие князья и цари не раз посещали Успенский-Горицкий монастырь, стоящий у дороги при подъезде к Переславлю. Приезды царствующих особ ознаменовывались дарами в монастырскую ризницу.

Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли многие села и города, больше шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Границы епархии протянулись далеко от Переславля на запад и юго-запад и захватили Дмитров, Волоколамск, Можайск, Рузу и другие города. Успенский-Горицкий монастырь начал именоваться кафедральным и должен был стать местом пребывания архиепископа – архиерейским домом. Задумав создать роскошную резиденцию, первые руководители епархии начали разрушать древнейшие сооружения для того, чтобы на их месте или рядом возвести более высокие и более пышные здания, которые соответствовали бы изменившимся вкусам века. Так, в первые годы существования епархии были разобраны трехглавый храм, звонница и другие строения, о которых сохранилось лишь упоминание в старых монастырских описях.
Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Начал претворяться в жизнь грандиозный по замыслу проект, который предусматривал возведение нового большого собора с примыкающим к нему с запада зданием, называемым Гефсиманией, перестройку трапезного корпуса и других строений. К сожалению, пока не удалось выяснить, кто автор мастерски сделанного проекта. В бумагах того времени упоминаются имена архитекторов, которые составляли сметы на строительные работы и вели за ними надзор – это Иван Жуков, Карл Бланк, Иван Яковлев и гезель-архитектор Метлин. Известно, что они работали с выдающимся зодчим XVIII века Дмитрием Ухтомским, возглавлявшим в Москве архитектурную “команду”, где, возможно, и был выполнен проект перестройки Горицкого монастыря. Заметную роль в сооружении и украшении новых зданий сыграл Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год. Амвросий был широко образованным человеком, писателем, переводчиком, хорошо разбирался в архитектуре; он пригласил в Переславль опытных мастеров, работавших по украшению интерьеров Ново-Иерусалимского собора и возведению над ним нового перекрытия, проект которого был выполнен знаменитым Б.Ф. Растрелли. Сооружение таких больших зданий, как Успенский собор и Гефсимания, требовало много мастеров и времени, и, чтобы ускорить возведение главного храма, работы вели даже ночью при свечах. Со второй половины шестидесятых годов, после известных церковных реформ, темп строительных работ в Горицах заметно снижается. Но все же продолжают строить новую колокольню, стены, башни и другие сооружения. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.

В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения – суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор. Но переславцы недовольны – из города до Гориц не близко, дорога неважная, да еще и в горку подниматься надо. Они обращаются с жалобами и просьбами перевести главный храм обратно в город. После неоднократных напоминаний просьбу горожан удовлетворили. В Успенском соборе служба проходила только летом по церковным праздникам. Постепенно покидали Горицы и городские управления. С каждым годом все больше и больше приходили в запустение и ветшали строения бывшего монастыря. Их практически не использовали и не ремонтировали. Не нашлось даже применения такому обширному и удобному по планировке зданию, как трапезная палата с примыкающей к ней Всехсвятской церковью и жилыми покоями. В пустующих помещениях разобрали печи, украшенные фигурными кафелями, выломали полы, и в еще недавно богато убранном, а теперь полуразрушенном здании, по словам очевидца: “вверху образовались жилища филинов, вранов, галок и голубей, а внизу происходили свидания людей для свершения темных и скверных дел”. Около столетия пребывали Горицы в небрежении.

Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Как и при начале епархии, первыми деяниями были разрушения. На сей раз пощадили древнейшие сооружения, но разобрали Гефсиманию, так и оставшуюся недостроенной и сильно обветшавшую к тому времени Кирпич и белый камень разобранного здания пошел на строительство нового жилого корпуса для смотрителя и его помощников, который примкнул с западной стороны к бывшей трапезной, где разместились классы и жилые комнаты учащихся. Эти здания находились под присмотром, временами подновлялись и ремонтировались, остальным же строения продолжали пустовать и разрушаться.

Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. В статьях и книгах они грустью описывали печальную картину запустения, какую являли собою Горицы, еще недавно “краса и светоч Переславля”: “Громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом… ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены”. Призывы обратить внимание на древние строения и спасти их от разрушения не находили отклика, и постепенно терялась вера в то, что положение изменится, -“время неустанно делает свое дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам нашего старинного искусства”.

К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей – один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.

Памятники архитектуры Горицкого монастыря

Памятники архитектуры Горицкого монастыря.

Знакомство с памятниками архитектуры бывшего Горицкого монастыря обычно начинается с ворот, ведущих на территорию музея, и стоящей рядом палаты привратника. Сюда, к юго-восточному углу ограды, подъезжают экскурсионные автобусы и легковые машины, подходят люди, направляющиеся в музей. К сожалению, часто можно видеть, что, не успев осмотреться, направляются экскурсанты сразу к воротам и, не подняв головы, спешат за ограду. А напрасно! Те, кто найдет время остановиться и внимательно присмотреться к первым постройкам, встречающим их на пути к музею, увидят одни из наиболее интересных старинных сооружений, сохранившихся в Переславле-Залесском.

Восточные ворота, палата привратника и примыкающие к ней южные ворота, или, как их называли в прошлом, святые ворота Горицкой обители, являются выдающимися и широко известными памятниками русского зодчества XVII века. Годы их сооружения и имена зодчих, их создавших, к сожалению, неизвестны. По выразительности и многообразию декора, по мастерству кладки можно утверждать, что возводили эти строения незаурядные зодчие. Знакомство с дошедшими до нашего времени монастырскими описями и сравнение декоративного убранства ворот и палаты с другими похожими сооружениями дают основание считать, что строили их в середине или второй половине XVII века. Все названные сооружения возводились одновременно одними и теми же мастерами.

Когда впервые видишь горицкие ворота и палату привратника, то поначалу даже трудно поверить, что все замысловато пышное убранство их фасадов (за исключением двух скульптур коней на восточных воротах) сложено из кирпича. Но это так.

В убранстве фасадов применен и обычный для того времени большемерный, и фигурный кирпич. Мастерство зодчего сказалось в том, что одни и те же образцы кирпичей установлены в разных положениях и разных сочетаниях друг с другом. Благодаря этому убранство ворот и палаты кажется таким разнообразным и замысловатым. Восточные, или Проездные, ворота невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени они выделяются на фоне спокойной глади стены, почти лишенной убранства.

В нижней части ворот низкие круглые столбы — по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях — ширинках. Каждый из коней обращен к центру ворот, они как бы указывают въезд в монастырь. Скульптурные изваяния в древнерусской архитектуре встречаются редко и любая скульптура допетровского времени, дошедшая до наших дней, представляет особую историческую ценность. Правда, сохранился хорошо лишь один из коньков — правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ. Верхняя надстройка над воротами поздняя, она была сделана во второй половине прошлого века.

К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. В этом здании, расположенном между двух ворот, жил служитель, в обязанности которого входило вовремя открывать и закрывать проездные ворота, а при появлении высокопоставленных гостей распахнуть парадные врата. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен. Оставленные чистыми плоскости подчеркивают декоративное богатство фасадов. Наиболее пышно украшены верхняя половина стен и углы палаты. Трудно выделить какую-либо часть здания, во всем чувствуется мастерство и талант его создателей.

К западной части палаты примыкают парадные ворота. Зрительно они составляют с ней единое целое. В декоративном убранстве ворот много деталей, которые мы только что видели на фасадах палаты. Но ворота имеют свои четкие и ясные архитектурные членения, свою ось симметрии. Впечатление от ворот было бы еще более ярким и запоминающимся, если бы над ними возвышалась надвратная церковь, сооруженная теми же мастерами. К сожалению, существующая церковь строилась иными, менее одаренными каменщиками под руководством другого зодчего.

Никольская надвратная церковь относится, вероятно, к концу XVII или первым годам XVIII столетия. Создатели ее не только не смогли украсить свою постройку столь же «дивным узорочьем», но даже не смогли согласовать членения и элементы убранства с соразмерностями и характером декора более старых строений. Особенно неудачно решена алтарная часть храма, расположенная над палатой привратника, ее безликие фасады находятся в полном противоречии с выразительным убранством палаты, ее четким ритмом.

По углам крепостной ограды согласно требованиям военно-оборонного зодчества должна располагаться башня. В Горицком монастыре эта традиция нарушена. Вместо суровой глади стен, узких и грозных бойниц— пышный наряд фасадов, обрамленные узорными наличниками окна, приветливые ворота. Юго-восточный угол, где расположены все эти сооружения, обращен в сторону дороги, ведущей из Москвы. Отсюда с юга чаще всего к Переславлю подходили вражеские отряды, но с той же стороны обычно появлялись знатные и богатые гости.

Читайте также:  Патриарх Сербский Павел: биография святого, цитаты, труды и книги

Нарядно убранный вход в монастырь должен был приглашать посетить обитель, а за этим следовали, как правило, денежные и иные вклады. Решив заменить крепостную башню нарядными воротами и палатой, монастырские власти наверняка подумали о прославлении и обогащении обители, хотя и понимали, что в случае начала новой войны, смуты или крестьянских волнений многим рискуют. Конечно, нельзя забывать, что ворота и палата привратника возводились в ту пору, когда уже появилась достаточно мощная артиллерия и кирпичные крепостные башни не могли играть ту роль, какую они выполняли в предшествующие века, и все же появление пышно убранных ворот и палаты вместо крепостной башни — явление для XVII века исключительное.

Стены, окружающие строения Горицкого монастыря, строились в XVII и XVIII столетиях. Более старые стены, как и надлежало крепостным строениям, имеют три ряда бойниц — верхние, нижние и наклонные. Их наружный фасад украшен рядами поребриков. В толще кирпичной кладки размещены лестницы, ведущие на боевой ход, по которому можно было пройти от башни к башне. Стены, сооруженные в XVIII веке, не имеют нижних бойниц, а на некоторых участках и наклонных. Бойницы в них — скорее дань традиции, чем военная необходимость.

В этом убеждают две северные башни, также построенные в XVIII веке, их грани прорезаны широкими окнами, боевые отверстия отсутствуют. Между проездными воротами и колокольней хорошо видно место соединения более старой стены со стеной, относящейся к XVIII веку, вместо традиционного поребрика появляются валики, плоские пояски, но размеры верхних и наклонных бойниц остаются прежними. Из трех башен наиболее выразительная по своему облику юго-западная. Она, как и прилегающие к ней стены, построена в XVII столетии.

Восьмигранная высокая башня имеет несколько рядов бойниц, но зодчие, воздвигая ее, бесспорно, думали и о внешнем виде, заботились о красе крепостных строений Гориц. Об этом убедительно свидетельствуют полуколонны, ряды поребриков, ниши и наличники, обрамляющие верхние бойницы. Немногочисленное декоративное убранство размещено продуманно, с чувством меры, отчего башня выглядит величавой и стройной.

Северные башни возведены были во второй половине XVIII столетия, они уже совсем непохожи на оборонительные сооружения — просторные оконные проемы, пилястры по углам, барочная форма кровель. В конце прошлого века сильный ураган, пронесшийся над Переславлем, повредил покрытия горицких башен.

Долгие годы они стояли без кровель, разрушались. В конце пятидесятых-шестидесятых годов башни и прилегающие к ним участки стен были реставрированы.

Над юго-западной башней был возведен шатер, а над северными башнями — покрытия криволинейного очертания с барабанами, завершенными шпилями, с позолоченными флажком и парусным корабликом. Над восточной стеной возвышается массивная колокольня, ее начали возводить в шестидесятые годы XVIII столетия, но затем работы приостановились и возобновились в конце семидесятых годов. Если внимательно присмотреться к зданию, то заметно, что верхний ярус колокольни по характеру убранства и четкости членений отличается от нижних ярусов.

Следовательно, достраивал колокольню уже другой архитектор. Здание построено из кирпича и белого камня — известняка, из которого выполнены цоколь, межъярусные карнизы и другие архитектурные детали. За оградой расположены самые большие строения архитектурного ансамбля — многоглавый Успенский собор и трапезная палата с высокой, увенчанной пятиглавием Всехсвятской церковью. Оба эти сооружения стоят не в центре обширной монастырской территории, а расположены у северной стены, обращенной к городу и озеру. Вне сомнений, что, изменив привычное для главных строений монастыря месторасположение, зодчие учитывали особенности места, на котором воздвигнут Горицкий монастырь.

В этом легко убедиться, если посмотреть на монастырский ансамбль из города и с дорог, идущих с севера, востока и запада к Переславлю. Выразительные по силуэту строения, стоящие у края холма, спускающегося к прибрежной низине, видны издалека и создают удивительную, надолго запоминающуюся картину. Трапезная палата и Всехсвятская церковь, судя по сохранившимся деталям убранства и конструкциям, сооружались во второй половине XVII века, по-видимому, в его последние десятилетия. На фасадах церкви сохранились нарядные белокаменные оконные наличники, полуколонки по углам, декоративные полукружия, расположенные в верхней части стен.

Первоначальный облик трапезной палаты до неузнаваемости изменен.

Перестройки и ремонты XVIII и XIX веков исказили его настолько, что сейчас даже трудно поверить, что фасады палаты имели характерные для XVII столетия фигурные детали, придававшие зданию нарядный приветливый вид. Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников, один из которых был восстановлен реставраторами.

Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с -распалубками над дверными и оконными проемами весьма выразительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды. Площадь палаты свыше трехсот квадратных метров. Долгие годы трапезная была перегорожена поперечными стенами, которые загромождали помещения и искажали его облик. В 1971 году стены были разобраны, и светлое просторное помещение предстало в своей первозданной красе.

К востоку от трапезного корпуса и Всехсвятской церкви стоит крупный семиглавый Успенский собор. Его планировка и композиция необычны. Квадратное в плане главное помещение соединяется с крытыми галереями, расположенными с севера и юга, а с востока — полукруглой апсидой, к которой примыкают два восьмигранника.

По замыслу архитектора, создавшего проект перестройки горицкого ансамбля, собор и несохранившееся здание так называемой Гефсимании представляли единое целое, они соединялись широкой аркой, через Гефсиманию нужно было подниматься на хоры собора. На западном фасаде храма видны заложенные проемы и следы примыкавших стен несохранившегося строения. Фасады Успенского собора довольно сдержанны по убранству.

Наибольшее впечатление производит восточный фасад, где четко видна пирамидальная композиция здания, его устремленность вверх. Внутри собор поражает воображение пышностью убранства. На сводах и стенах разнообразная декоративная лепнина, скульптура, росписи. Восточную стену занимает высокий резной золоченый иконостас — первоклассное произведение резчиков по дереву и позолотчиков. Нарядное паникадило, сверкающее отблесками червонного золота, низко спускается со свода. В алтаре необычное для православных храмов так называемое «горнее место», к которому ведут сложной формы ступени.

Из сохранившихся документов известны имена мастеров, трудившихся над убранством интерьера Успенского собора. Иконостас был выполнен под руководством московского мастера Якова Жукова в 1759 году. Над украшением стен и сводов трудились мастера, присланные из Нового Иерусалима, среди них выделено имя живописца Андрея Петрова, который был прислан для наблюдения за покраской интерьера собора, возможно, он руководил и другими работами. Искусство барокко, ярко проявившее себя в постройках Петербурга в XVIII веке, встречается не так часто в провинциальных городах. Пышное, с мастерством выполненное убранство Успенского собора в Переславле привлекает к себе поэтому особое внимание.

К югу от трапезной палаты в саду стоит маленькая деревянная часовня, перевезенная в Горицы из деревни Фонинское. Она дает представление о скромных часовенках, которые строились в прошлом веке на дорогах и в деревнях Переславского уезда. К квадратному срубу с запада примыкает крылечко, а с востока сделан небольшой прируб для иконостаса. Четырехскатная кровля, увенчанная главой, прорезана круто поднимающимися щипцами, которые обогащают силуэт постройки.

Бревенчатый сруб обшит тесом. Под кровлей проходит фриз с деревянными узорами, имитирующими детали кирпичного карниза. Северная и южная стены прорезаны довольно большими шестигранными окнами.

Внутри пространство часовни хорошо освещено. Чистые, ничем не закрытые стены и потолок создают впечатление уюта. Сейчас здесь экспонируются иконы, раскрашенные скульптуры, хоругви, деревянные резные подсвечники и другие предметы прошлого века. Старинные строения Гориц долгие годы стояли в полуразрушенном состоянии и не были изучены.

Лишь в 1957 году, когда в Переславле открылся реставрационный участок Ярославской специальной научно-реставрационной мастерской, началось их планомерное исследование и реставрация. За прошедшие годы восстановлены стены и башни ограды, долго стоявшие без покрытий; реставрированы ворота, надвратная церковь, колокольня; большие работы были выполнены по укреплению лепнины стен, сводов и резных деталей иконостаса Успенского собора; проведено инженерное укрепление фундаментов трапезной палаты, где еще продолжаются работы.

Горицкий Успенский мужской монастырь

Успенский Горицкий женский монастырь — православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В настоящее время Переславль-Залесский Историко Архитектурный и Художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов монастырю.

Содержание

История

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив.

К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре: время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Ошибочно считается,что в Горицком монастыре принял постриг преподобный Дмитрий Прилуцкий. Но этого не могло быть,т.к. ко времени основания обители он уже был игуменом основанного им Никольского монастыря в том же Переславле.

В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

Читайте также:  Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Современное состояние

По Благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона в Переславле-Залесском ведётся восстановление Монастыря с многовековой историей. По мнению специалистов, он существовал уже в начале XIV века. Находится монастырь у южного берега Плещеева озера.

В 2012 году Правительство Ярославской области приняло решение о передаче храмов монастыря Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время Переславль-Залесский Историко Архитектурный и Художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов.

В надвратной церкви святого Николая Чудотворца в Горицком Успенском ​монастыре возобновились богослужения. За время перерыва храм преобразился, были обретены святыни, иконы, приобретена церковная утварь.​

Святыни

Даровница с башмачком с мощей святителя Спиридона Тримифунтского, привезенного матушкой Евфросиньей из г. Керкира на о. Корфу в Греции, подаренный матушке Святейшим Патриархом Константинопольским.

Даровница с частицами мощей святых, мучеников и убиенных младенцев.

В настоящее время в Успенском храме Горицкого монастыря мироточат несколько икон:

– Икона Образ Матери Божей “Иверская”

– Икона Святитекля Луки, исповедника, архипископа Крымского

– Икона Святой блаженной старицы Матроны Московской, а также лик Христа начертанный на некогда обыкновенной дощечке и другие.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Музейный пер., 4

Телефоны: +7(926)509-11-32; +7(499)408-30-98

Паломнику

Матушка Евфросинья приглашает всех желающих посетить необыкновенно красивый духовно и исторически богатый Горицкий Успенский Монастырь. Можно приехать потрудиться во Славу Божию, ночлег есть (предварительно позвонить матушке).

Видео




Горицкий монастырь

Непременно стоит посетить самый знаменитый переславский монастырь — Горицкий. Почти все сохранившиеся сооружения относятся к 17—19 вв. Главный храм монастыря — нарядный собор Успения Богородицы. Его великолепный многоярусный иконостас создавался в 1750-х гг. Через дорогу от Горицкого, почти на выезде из города в сторону Москвы стоит Федоровский монастырь. Самое древнее его сооружение — Федоровский собор (1562), поставленный в честь рождения у Ивана Грозного сына, названного Федором.

История

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности — «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом.

В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

Архитектура монастыря

Проездные ворота

Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы — по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях — ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков — правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ.

Палата привратника

К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен.

Трапезная палата

Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников. Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами весьма вырзительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды.

Духовное училище

Это двухэтажное здание было построено в конце XIX века для наставников церковного училища.

Звонница

Небольшая звонница зрительно делит северную стену монастыря на две части. В настоящее время служит смотровой площадкой, отсюда открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.

В Горицком монастыре размещен Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей с шикарной коллекцией икон, церковной утвари, мебели; полотнами Шишкина, Бенуа; библиотекой и собранием деревянной скульптуры.

Полезная информация

Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.

Адрес: Переславль-Залесский, Музейный пер, д. 4.

Успенский Горицкий монастырь

Успенский Горицкий монастырь – одно из самых неоднозначных мест Переславля-Залесского. Это впечатление складывается от того, что сейчас на территории обители располагается государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Монастырь не действует уже почти 280 лет.

Немного странно и грустно смотреть на это величественное произведение русского религиозного зодчества, с его обширной территорией, монастырскими стенами, звонницами и храмами, и понимать, что монастырь не исполняет свое истинное предназначение.

Из пяти сохранившихся монастырей Переславля-Залесского, Горицкий монастырь единственный до сих пор не передан церкви.

Только в 2012 году Правительством Ярославской области было принято решение о передаче храмов монастыря Русской Православной Церкви. А значит, есть надежда, что скоро монастырь вернет себе былое величие.

История Горицкого монастыря

Точное время основания монастыря, как и многих других святых обителей, не известно. Очень мало сохранилось сведений и о первоначальной истории монастыря. Однако, не стершиеся в веках события давних лет стали причиной этому. Весь монастырский архив погиб в огне в результате пожара 12 июня 1722 года.

Считается, что монастырь был основан в самом начале XIV века, во времена правления Ивана Калиты. Место для монастыря было выбрано на южном берегу Плещеева озера, на возвышенности, именуемой «горица». Отсюда и получила обитель свое первоначальное название – «Успения на Горице», которое позже превратилось в Горицкий Успенский монастырь.

В 1382 году, во время набега хана Тохтамыша на Переславль-Залесский, Горицкий монастырь был разграблен и сожжен. Все деревянные постройки были уничтожены. Своему восстановлению монастырь обязан великой княгине Евдокии, жене Дмитрия Донского, чудесным образом спасшейся от татар во время набега. История гласит, что незадолго до вторжения, княгиня приехала в Горицкий монастырь на богомолье. Ей и небольшой группе людей удалось спастись в тот день. Беглецы уплыли на плоту на середину Плещеева озера, где их скрыл густой туман. В благодарность за спасение, в 1392 году Евдокия на свои деньги восстановила монастырь, а в Переславле появилась традиция – каждое шестое воскресенье после Пасхи устраивать Крестный ход на лодках от Горицкого монастыря до середины озера.

Что происходило в жизни монастыря в XIV-XVI веках неизвестно, но есть предположения, что монастырь обретал все большее влияние и пользовался уважением царской семьи. В XVI веке на территории Горицкого монастыря начинается каменное строительство, что подтверждает его статус и богатство. Во второй половине XVII века во владении монастыря находились очень большие земли и около 5000 крестьян. В это время с юга и юго-запада появляется новая каменная ограда с башнями, а также Святые и Проездные ворота, палата привратника.

В 1744 году в связи с образованием Переславской епархии, Успенский Горицкий монастырь становится кафедральным. Эти события спровоцировали новую перестройку монастыря, ведь здесь должна была разместиться резиденция архиепископа. Был задуман грандиозный проект – строительство комплекса более красивых и высоких зданий, во главе которых должен был находиться Успенский собор. Строительство затянулось на долгие годы, но в 1788 году Переславская епархия был упразднена. Мгновенно прекращаются строительные работы, священнослужители и церковные сановники покидают монастырь, пустеют храмы. Чтобы не допустить угасания Гориц, городские власти принимают решение разместить в опустевших зданиях различные административные органы – казначейство, суд, магистрат. Успенский храм еще какое-то время оставался главным городским собором, но затем, по просьбе местных жителей, этот статус был передан собору, находящемуся в центре города. С тех пор службы в Успенском храме проходили только летом по случаю праздников. Постепенно территория монастыря все больше запустевает, здания разрушаются, некогда величественный монастырь становится почти заброшенным. В 1881 году на территории обители открылось духовное училище.

Как это ни странно, приводить в порядок территорию монастыря начали после революции. При этом были отреставрированы все здания, и в 1919 году в стенах Горицкого монастыря открылся Переславль-Залесский краеведческий музей. С тех пор монастырь действует в качестве историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Храмы, часовни и другие постройки монастыря

Стены монастыря, которые достраивались уже в XVIII веке, довольно невысокие, так как не выполняли оборонительную функцию, в отличие от монастырских стен более ранней поры. Бойницы в них так же несут скорее декоративную функцию, в каких-то местах стены их нет совсем. То же самое можно сказать и о башнях северной стороны стен монастыря – все они выстроены и украшены с большим искусством.

Читайте также:  Павел Груздев: жизнеописание старца, могила и смерть, книги и труды

Главное здание Горицкого монастыря – Успенский собор, в том виде, в котором он существует сейчас, был построен в 1750-х годах. Основная часть здания храма имеет форму четверика, по бокам храм окружают крытые галереи с широкими арочными окнами. Собор увенчан пятью небольшими изящными главками. Внутри храм отделан лепниной, а стены украшает богатая роспись в стиле барокко. Сохранился многоярусный золоченый иконостас 1759 года, выполненный под руководством мастера Якова Жукова. Иконостас представляет собой 5 рядов икон, поднимающихся от пола алтарного возвышения до самого основания главного свода, и богато украшен барочными колоннами, фигурами святых и растительным орнаментом. Чтобы сохранить росписи на стенах и защитить их от губительного действия холода, собор открыт только в теплое время года.

Маленькая церковь Богоявления Господня находится на нижнем этаже четырехъярусной колокольни, которая строилась с перерывами с 1768 по 1777 год. Колокольня представляет собой величественное здание с люкарнами на высоком куполе и небольшой главкой. После упразднения Переславской епархии, колокола отсюда были сняты и отправлены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. На самом верху колокольни находится смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на Плещеево озеро и Переславль-Залесский. Попасть на колокольню можно только в теплое время года.

Церковь Всех Святых с трапезными палатами была построена во второй половине XVII века, и находится недалеко от Успенского собора. Здание церкви, высоко поднимающееся над стенами монастыря, представляет собой бесстолпный четверик, увенчанный пятью небольшими главками. Здание духовного училища, которое открылось на территории монастыря в 1881 году, было вплотную пристроено к стенам церкви. А сама она была полностью перестроена в 1883 году и стала выполнять функции домового храма при училище. В настоящее время в здании бывшего духовного училища находится картинная галерея, а перед входом установлены пушки и лежат осадные орудия, отбитые переславцами у поляков при осаде их родного города.

В северной стене монастыря находится небольшая звонница, построенная во второй половине XIX века. Само по себе здание не слишком примечательно, особенно сильно пострадало оно от рук посетителей изнутри, но со второго яруса звонницы открывается чудесный вид на город и озеро.

Церковь Николая Чудотворца была построена над Святыми воротами в конце XVIII века в стиле московского барокко. Основание церкви декорировано фигурным кирпичом, по бокам устроены галереи, а венчает храм небольшая главка. С 1788 года в церкви не проводились богослужения, и сейчас там размещается одна из экспозиций музея.

В середине XVIII века на территории монастыря был выкопан пруд на случай пожара. Пруд был создан искусственно, вода в него поступает по трубам от соседнего водоема, находящегося недалеко от стен монастыря. В 1925 году сотрудники музея засадили берега фруктовыми деревьями. В настоящий момент пруд выглядит довольно заросшим.

Кроме того, на территории монастыря находятся две деревянные часовни. Эти часовни, построенные на деньги, собранные жителями, были перевезены сюда из сел Фонинское и Старово Переславского района. Часовня Покрова из деревни Старово (XIX век) находится напротив Проездных ворот, через которые осуществляется вход в Горицкий монастырь. Она была перевезена сюда в 1983 году и сейчас в ней находится касса музея-заповедника. Часовня Святого Георгия (конец XIX века) из деревни Фонинское находится неподалеку.

Проездные ворота в восточной стене монастыря – шедевр русского зодчества XVII века. Сами по себе довольно невысокие, так как выполняли скорее хозяйственную, нежели декоративную функцию, они, тем не менее, притягивают внимание. Некоторое время назад в овальной нише над воротами находилась хорошо сохранившаяся фреска с изображением святых, но теперь она исчезла (видимо ее закрыли перед реставрацией).

С 1963 года на территории монастыря находится бюст Юрия Долгорукого, основателя Переславля-Залесского. Собрание Переславль-Залесского музея включает в себя различные экспозиции и выставки. В картинной галерее представлены работы Шишкина, Юона, Коровина и многих других мастеров. В музее имеется коллекция древнерусской живописи, богатая коллекция икон и интересное собрание деревянной скульптуры. В огромной библиотеке монастыря хранятся редкие грамоты и книги, пожизненные издания великих русских писателей.

Бесспорно, комплекс сооружений Успенского Горицкого монастыря представляет собой большой интерес и подлежит тщательному сохранению и восстановлению. При этом, можно утверждать, что факт размещения в стенах храмов и церквей музейных экспозиций, вызывает чувство несоответствия даже в душах людей не очень религиозных. Тем не менее, пребывание на территории монастыря, осмотр построек XVII-XIX веков и вид со смотровых площадок на город и Плещеево озеро, безусловно, способны вызвать сильные эмоции.

Адрес: г. Переславль-Залесский, Музейный пер, д. 4

Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Переславский Горицкий Успенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Успенский монастырь был основан в первой половине XIV века, при владимирском князе Иване Даниловиче Калите (ок.1283—1340 или 1341 гг.). Построили обитель на возвышенности – «горице», что и дало название Горицкий.

Поначалу здания были из дерева. Разумеется, ни одно их них не дошло до наших дней – пожары и войны в старину не щадили деревянное зодчество. Первое разорение монастырю принес в 1382 году золотоордынский хан Тохтамыш (умер в 1406 г.). И с этим драматическим событием связано предание о чудесном спасении супруги Дмитрия Донского Евдокии. Накануне нападения татарского войска княгиня прибыла в Горицкую обитель на богомолье. По счастью, женщину успели увезти на плоту в центр Плещеева озера, где ее надежно скрыл плотный туман.

В 1392 году в благодарность за сохранение жизни Евдокия сделала щедрое пожертвование на восстановление Переславского монастыря. Кроме того, она ввела традицию каждое шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Успенской обители к середине озера, которое так заботливо уберегло великую княгиню от безжалостного врага.

В дальнейшем обитель пребывала в благополучии и богатстве. В XVI веке на территории стали возводить каменные сооружения. Во второй половине XVII столетия ее обнесли каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, а также палатой привратника. В тот период монастырь владел обширными землями и пятью тысячами душ крестьян.

Святые врата с надвратной Никольской церковью возводились в XVIII веке, и сочетают в своей архитектуре узорочье и московское барокко. В середине столетия был построен щедро декорированный фигурным кирпичом нижний ярус с проездной аркой. Верхнюю часть с храмом сооружали ближе к концу века. Два маленьких убывающих восьмерика с небольшой главкой стоят на массивном четверике с четырехскатной кровлей. По бокам церкви устроена галерея.

Нарядные Проездные ворота восточной стены относят к шедеврам русского зодчества XVII. На более ранних фото в овальной нише верхней части ворот, сооруженной во второй половине XIX века, можно увидеть хорошо сохранившуюся фреску. Очень жаль, что теперь она исчезла. Видимо, роспись закрыли перед реставрацией.

Проходим через ворота, чтобы попасть на территорию обители, точнее музея-заповедника. Монастырь упразднили еще в 1744 году.

Время было ранее, около 10 утра, поэтому нас встречали только разомлевшие местные собаки. Посетителей почти не наблюдалось. В стенах обители царили тишина и покой.

Недалеко от Проездных ворот можно увидеть часовню из деревни Фонинское. Такие образцы строились “всеми миром”, то есть на собранные верующими средства. Возводили их всего за один день местные крестьяне или заезжие плотники.

Направляемся по центральной дорожке к Успенскому собору.

Вдоль тропинки замечаем несколько интересных объектов. Дерево желаний.

Трогательная скорбная скульптура на надгробии.

Веселая парочка, устроившаяся на бревнах в тени пышной растительности.

Слева от центральной дорожки монастыря установлен памятник Юрию Долгорукому.

Бюст великого князя и основателя Переславля передали музею в 1963 году.

За памятником находится искусственный пруд, выкопанный в середине XVIII столетия на всякий пожарный случай. В 1925 году вокруг него посадили деревья. Сейчас они значительно подросли.

Заполняли пруд по трубам из водоема у монастырских стен. Берега укреплены бревнами.

Справа от центральной дорожки расположена впечатляющая размерами четырехъярусная колокольня с маленькой Богоявленской церковью на нижнем ярусе. Купол венчает главка на узорчатом барабане. Сооружение возводилось, с перерывами, в 1760-1780-х годах.

Трапезная палата с пятиглавой церковью Всех святых была построена, предположительно, в последние десятилетия XVII века. Под карнизом сделан фриз с ложными закомарами. Окна украшены фигурными наличниками. В XVIII -XIX веках сооружение подвергли существенной реконструкции, чем лишили нас возможности увидеть первоначальный облик храма.

Здание духовного училища с квартирами для преподавателей пристроили к западной части Трапезной палаты на излете XIX столетия. В 1918 году помещение занял музей, а в настоящее время в нем действует картинная галерея.

Рядом с бывшим духовным училищем установили две старинные пушки – трофеи, отбитые переяславцами во время осады их родного города польской армией.

Наконец, мы дошли до главного здания монастыря – Успенского собора. Строительство масштабного пятиглавого храма началось в 1750-х годах.

В нише церкви установлен массивный колокол.

К сожалению, внутрь собора мы не попали, он почему-то был закрыт. Говорят, несмотря на то, что в помещении летнего храма за долгие годы от холодов сильно пострадали лепнина и росписи в стиле барокко, убранство по-прежнему впечатляет. Многоярусный золоченый иконостас, декорированный барочными колоннами, фигурами и растительным орнаментом, создавался под руководством талантливого московского мастера Якова Жукова. Образы для него писали иконописцы из Нового Иерусалима.

После упразднения Переславской епархии в 1788 году Горицкий монастырь был закрыт, а Успенская церковь на некоторое время стала центральным собором города. Но затем этот статус передали более удобному для горожан, с точки зрения расположения, храму. Сейчас Успенский собор – музейная ценность.

В целях сохранения внутреннего убранства летняя церковь в зимний сезон закрыта для осмотра.

Стены монастыря, уже не имевшие оборонительного значения, достраивались в XVIII веке. Их сделали невысокими, а бойницы и вовсе несли лишь декоративную функцию.

Башни, возведенные с северной стороны монастырской стены, тоже скорее были украшением, нежели служили фортификации.

Непременно стоит забраться на звонницу, сооруженную в северной стене в XIX веке.

В 1887 году значительный урон стоящему на холме монастырю принес сильный ураган. Реставрационные работы башен прошли в 1950-1960 годах.

Из часовни открываются живописные виды на русские просторы.

Горицкий монастырь уже давно является не действующим. На его территории сейчас Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В Успенской обители был рукоположен преподобный Даниил, основатель Переславского Свято-Троицкого Данилов монастыря, который мы тоже посетили в рамках нашего маршрута по Золотому кольцу России. Здесь он прожил с 1495 по 1525 годы.

Ссылка на основную публикацию