Преображенская церковь в Никитском ботаническом саду: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Церковь Преображения Господня
в Никитском ботаническом саду

Церковь Преображения Господня расположена у главного входа в Никитский ботанический сад. Она возведена в византийском стиле однонефной базилики, но с элементами чисто русской храмовой архитектуры — небольшой звонницей псковского типа и несохранившимся теперь куполом, как пламя свечи с восьмиконечным крестом на ладье-полумесяце.

История

В Никитском ботаническом саду жили ученые-садоводы, учащиеся, рабочие, а своей больницы и церкви не было, приходилось ездить в Ялту. В 1881 году на пост директора Сада заступил Александр Иванович Базаров (1845–1907). Он сразу обратился в вышестоящие инстанции с просьбой заменить уже разработанный проект одноэтажной больницы новым — двухэтажным зданием, в котором разместились бы больница, церковь и квартира священника. В июле 1882 года пришло разрешение на строительство и была рассчитана смета. А. И. Базаров поручил подготовить проект гражданскому инженеру-архитектору Платону Константиновичу Теребеневу (1841–1902), при этом просил учитывать следующие пожелания: «Церковь должна свободно вмещать до 200 человек. Желательно было бы устроить алтарь таким образом, чтобы можно было отделить его от церкви и превратить последнюю временно в зал для торжественных собраний… Больница должна представлять собой просторное помещение для 6 больных. Одну или две койки поместить в отдельной комнате на случай опасных или заразных болезней… Для квартиры преподавателя (имеется в виду священник — преподаватель Закона Божьего в училище) достаточно 3-х просторных комнат, передней и кухни…» 18 февраля 1883 года был готов проект и утверждена смета на сумму 20 494 рубля.

Участок для строительства выбрали возле училища. Но, как выяснилось, известняки здесь залегали с уклоном на юго-запад, поэтому алтарь пришлось переориентировать на юго-восток, что несколько нарушило каноны строительства православных храмов.

Торжественная закладка состоялась 25 марта 1884 года, в праздник Благовещения. В присутствии ученых, садоводов, учащихся и рабочих Преосвященным Гермогеном, епископом Таврическим и Симферопольским была отслужена Божественная литургия. В основание фундамента положили доску с памятной надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра III заложено здание сие с церковью Преображения Господня. При Министре Государственного Имущества М. Н. Островском, Директоре Департамента земледелия и Сельской Промышленности М. Н. Раевском, Директоре Императорского Никитского сада А. И. Базарове благословением Преосвященного Гермогена, Епископа Таврического и Симферопольского, тщанием Гражданского инженера П. К. Теребенева сего 1884 года марта в 25 день. Аминь».

Возведение здания шло быстрыми темпами, за 1884 год выполнили основной объем работ. Но из-за нехватки денег строительство продолжалось весь 1885 и половину 1886 года, отделочные работы завершили к августу. 19 сентября 1885 года установили крест, а к концу года закончили росписи в алтаре и на фасаде здания. В то же время художнику Ефрему Васильевичу Годуну заказали 11 икон, которые доставили в храм к 1 января 1885 года. А Святейший Синод передал будущей церкви книги: Евангелие в бархатном переплете с золотым теснением и с застежками, Апостол, Ирмологий простой, Канонник, Минею месячную и другие, всего 17 наименований.

Храм освятил 5 февраля 1887 года настоятель Ливадийских церквей архимандрит Епифаний во имя Преображения Господня.

Первым настоятелем церкви и учителем Закона Божьего в училище стал отец Василий Иванов. Директор Сада А. И. Базаров ходатайствовал о введении в штат должности псаломщика, который обучал бы хоровому пению. Надо сказать, что директор предъявлял священникам особые требования: они должны были либо иметь академическое образование, как отец Сергий Лилеев, либо быть хорошими пастырями, верными служителями Церкви, как отец Николай Акулин.

Построенное здание представляло собой просторную однонефную базилику, с северо-западной стороны к ней примыкал вестибюль, внутри которого располагалась лестница, ведущая на второй этаж, в церковь. На первом этаже устроили больницу, а квартиру священника пристроили к алтарной стене в виде одноэтажного выступа с балконом. В целом план здания представлял собой удлиненный четырехконечный крест. Над парадным крыльцом, ведущим в вестибюль, расположили небольшую звонницу с двускатной крышей и крестом, венчающим главку-маковку. Над вестибюлем на барабане, украшенном кокошниками, возвышался небольшой купол с восьмиконечным крестом. Большие арочные окна были оформлены каменными наличниками из широких лучей, заканчивающихся с двух сторон резными по камню равноконечными крестами. Между окнами устроены неглубокие ниши, в которых находились узорные чугунные кресты, один из них обнаружили в 1993 году, когда стены здания освобождали от разросшегося плюща.

В стенах вестибюля на втором этаже прорезали окна меньших размеров, их украсили наличниками-кокошниками, а на первом этаже — прямоугольные окна с наличниками из чередующихся кирпичных и белых лучей. С двух сторон от входа в неглубоких нишах на фресках изобразили узорчатые византийские кресты, а над входом в круге — равноконечный крест.

Летом 1887 года на колокольню подняли два колокола, изготовленные на литейном заводе Н. Д. Финляндского в Москве.

Несмотря на удаленность Никитской церкви от центральных городов Крыма, а тем более от столицы, в ней совершали молебны ко всем знаменательным датам в жизни Императорской семьи и в истории государства. Здесь молились о здравии Государей Императоров, о спасении русских воинов и о помощи им в сражениях во время ведения войн, об укреплении могущества России. Никитской церкви была отведена важная роль в торжественных мероприятиях по случаю празднования столетия Сада в 1912 году. Настоятель церкви отец Роман Крылов освятил это знаменательное событие. 20 сентября 1912 года в храме отслужили Божественную литургию, затем все присутствующие крестным ходом отправились в Нижний парк, где на площадке перед оранжереей совершили молебен, провозгласив многолетие Государю Императору Николаю II и всей его семье, начальствующим и всем служащим в саду и учащимся, а также вечную память Государям Александру I, Николаю I, Александру II и Александру III, всем почившим лицам, служившим и потрудившимся на благо Сада. Отец Роман получил в награду орден Святой Анны III степени.

Разрушение храма

После революционных событий в Никитском ботаническом саду произошли изменения, в феврале 1921 года его преобразовали в «Совхоз Никитский ботанический сад». В храме Богослужения совершались до 1920 года. Затем прихожане создали Православное религиозное общество и обратились в местные органы власти с просьбой передать им церковь в безвозмездное пользование. По договору они были обязаны сами содержать, ремонтировать, отапливать храм, сохранять все церковное имущество. Священнослужителя в храме к тому времени уже не было, поэтому его обязанности выполнял рабочий Иннокентий Черняков.

Но в конце 20-х годов государство с новой силой ополчилось на Церковь, и храм Преображения Господня в Никите закрыли 28 сентября 1927 года. Здание пытались переделать, изменить его облик: разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола. Но Лик Спаса Нерукотворного над входом был снят кем-то из верующих, перевернут лицом к кресту, закрыт жестью и закрашен под цвет стены.

В течение долгих лет здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, дом культуры с кинотеатром в бывшей церкви. Не сохранились ни внутренние росписи, ни иконостас, ни иконы. Прекрасный зал с большими окнами и хорошей акустикой превратили в темное помещение: заложили окна, уменьшили высоту потолка искусственными плитами, которые поглощали все звуки. Внешние стены густо заплел крымский плющ. Когда в 80-х годах здание стало разрушаться, его превратили в склад, куда свозили всякий ненужный хлам. Уже мало кто помнил, что здесь раньше был храм.

Восстановление храма

В 1991 году жители Никиты организовали Свято-Преображенскую общину Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Они заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви и начали ремонт. Всего за месяц, к 19 августа 1992 года привели в порядок большой зал первого этажа. В этот праздничный день Преображения Господня перед входом совершили молебен и освятили здание. С этого дня на первом этаже стояли иконы, возле которых возжигали свечи, здесь можно было помолиться, заказать поминовение о здравии или упокоении ближних, купить крестики, иконки, духовную литературу. Отец Виктор Евсютин, назначенный настоятелем Никитской церкви 11 декабря 1992 года, по воскресеньям служил молебен, крестил, венчал, исповедовал прихожан, отпевал усопших.

7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре и отслужили первую Божественную литургию. Но прихожане и священник старались скорее восстановить иконостас. Над храмом установили крест, вновь построили звонницу, на которую подняли колокол. В престольный праздник 19 августа 1995 года Божественную литургию в церкви служил Преосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский. Так был возрожден еще один крымский храм, а мы вспомнили еще одну страницу нашей истории.

Как добраться?

Проезд из Ялты троллейбусом № 2, маршрутными такси №№ 2, 34.

Адрес: 298468, Никитский ботанический сад, тел. +7 3654 33-57-54.

Церковь Преображения Господня в Никитском ботаническом саду

В шести километрах от Ялты, возле селения Никита находится одна из достопримечательностей Крыма – Никитский ботанический сад. Это настоящая зеленая сокровищница страны, в которой собраны растения из разных уголков планеты. Но Сад не только прекрасный парк, музей живой природы – это одно из старейших научно-исследовательских учреждений, в котором насчитывается более 28000 видов, сортов и гибридов разнообразных растений.

После присоединения Крыма к России началось освоение земель на Южном берегу. Дворцы и дачи новых хозяев окружили парки и сады. Князь Г. Потемкин первым попытался создать ботанический сад по европейскому образцу, для этого он заказал семена заморских растений и высадил в своих имениях. Но частные ботанические сады часто меняли своих владельцев, необходим был государственный, или, как тогда говорили, «казенный», ботанический сад. В его задачи входило: собирать лучшие и плодороднейшие деревья, кусты и травы, которые приносили бы доход или служили бы украшением парков; разводить плантации фруктовых, масличных и прочих растений, способных расти в теплом климате Тавриды, и распространять их среди крымских земледельцев.

Церковь преображения Господня в Ялте

Для закладки будущего сада отвели земли вокруг деревни Никиты, основанной в средние века греками. Епископ Гермоген писал, что это поселение прежде носило название Сикита от греческого слова, означающего фиговое дерево, смоковницу. «Буква с заменена буквою н, вероятно, с тех пор, как здесь построена была греческая церковь во имя святого великомученика Никиты. Константинопольский патриарх Макарий грамотою 1390 года сделал распоряжение, кому из крымских иерархов следует заведывать Сикитою».

В житиях святых сообщается, что в Готской стране «был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Его просветил светом христианской веры и крестил готский епископ Феофил (умер около 340 г.), принимавший участие в I Никейском соборе (325 г.). После Феофила на его кафедру вступил Урфил (311-383 гг.), который прославил себя тем, что изобрел для готов письмена и перевел с греческого языка на готский Святое Писание и много других книг. Благодаря этому святая христианская вера быстро распространялась среди готов. Святой Никита своим благочестием и боговдохновенными словами многих людей привел ко Христу.

Когда христоненавистник Афанарих начал новое гонение на христиан, святой Никита выступил с обличительными речами, укоряя его за безбожие и бесчеловечность, за то, что он предавал множество верующих различным мукам. Афанарих приказал схватить его и пытать, желая вынудить у святого Никиты отречение от Христа. Ему раздробили кости на руках и ногах, нанесли множество ран, но не смогли сломить твердую волю святого. Мучитель был в недоумении: почему он, при всем своем могуществе, оказался бессильным? Тогда он задумал уничтожить святого огнем. Но тело святого Никиты не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной и бессмертной жизни. Тело святого, неповрежденное огнем, долго оставалось без погребения. Ученик святого Никиты Мариан с помощью Господа нашел его и перевез в город Мопсуестия, где впоследствии на гробе Никиты была возведена церковь.

Святой великомученик и чудотворец Никита

Исследователь христианских древностей Крыма Д.М. Струков предполагал, что святой Никита мог жить в этих местах. Древнюю церковь в честь святого разрушили сами греки, когда покидали Крым в 1771 году. На ее месте татары построили мечеть, которая тоже не сохранилась.

В 1812 году в Никите был заложен ботанический сад. Стараниями его первого директора Христиана Христиановича Стевена (1781-1863) и первых садоводов за двенадцать лет были разбиты Верхний и Нижний парки, собрана уникальная коллекция декоративных растений, ценный гербарий, выведены новые сорта винограда и фруктовых деревьев, основаны библиотека и музей. X.X. Стевен хотел организовать в Саду училище садоводства и виноградарства, но не успел. Такое училище появилось в 1868 году стараниями третьего директора Сада Н.Е. Цабеля.

Читайте также:  Московский Успенский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В Никитском ботаническом саду жили ученые-садоводы, учащиеся, рабочие, а своей больницы и церкви не было, приходилось ездить в Ялту. В 1881 году на пост директора Сада заступил Александр Иванович Базаров (1845-1907). Он сразу обратился в вышестоящие инстанции с просьбой заменить уже разработанный проект одноэтажной больницы новым – двухэтажным зданием, в котором разместились бы больница, церковь и квартира священника. В июле 1882 года пришло разрешение на строительство и была рассчитана смета. А.И. Базаров поручил подготовить проект гражданскому инженеру-архитектору П.К. Теребеневу (1841-1902), при этом просил учитывать следующие пожелания: «Церковь должна свободно вмещать до 200 человек. Желательно было бы устроить алтарь таким образом, чтобы можно было отделить его от церкви и превратить последнюю временно в зал для торжественных собраний. Больница должна представлять просторное помещение для 6 больных. Одну или две койки поместить в отдельной комнате на случай опасных или заразных болезней. Для квартиры преподавателя (имеется в виду священник – преподаватель Закона Божьего в училище) достаточно 3-х просторных комнат, передней и кухни. ». 18 февраля 1883 года был готов проект и утверждена смета на сумму 20494 рубля.

Александр Иванович Базаров

Участок для строительства выбрали возле училища. Но, как выяснилось, известняки здесь залегали с уклоном на юго-запад, поэтому алтарь пришлось переориентировать на юго-восток, что несколько нарушило каноны строительства православных храмов.

Торжественная закладка состоялась 25 марта 1884 года, в праздник Благовещения. В присутствии ученых, садоводов, учащихся и рабочих Преосвященным Гермогеном, епископом Таврическим и Симферопольским была отслужена Божественная литургия. В основание фундамента положили доску с памятной надписью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра III заложено здание сие с церковью Преображения Господня. При Министре Государственного Имущества М.Н. Островском, Директоре Департамента земледелия и Сельской Промышленности М.Н. Раевском, Директоре Императорского Никитского сада А.И. Базарове благословением Преосвященного Гермогена, Епископа Таврического и Симферопольского, тщанием Гражданского инженера П.К. Теребенева сего 1884 года марта в 25 день. Аминь».

Возведение здания началось быстрыми темпами, за 1884 год выполнили основной объем работ. Но из-за нехватки денег строительство продолжалось весь 1885 год и половину 1886 года, отделочные работы завершили к августу. 19 сентября 1885 года был установлен крест, а к концу года закончили росписи в алтаре и на фасаде здания. Одновременно со строительством художнику Ефрему Васильевичу Годуну заказали 11 икон, которые доставили в храм к 1 января 1885 года. А Святейший Синод передал будущей церкви книги: Евангелие в бархатном переплете с золотым теснением и с застежками, Апостол, Ирмологий простой, Канонник, Минею месячную и другие, всего 17 наименований.

Храм освятил 5 февраля 1887 года настоятель Ливадийских церквей архимандрит Епифаний во имя Преображения Господня.

19 августа Церковь отмечает праздник Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Это событие описано в Новом завете. В конце пути земной жизни Иисус Христос открыл учникам, что ему предстоит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. С тремя апостолами – Петром, Иоанном и Иаковом – Он поднялся на гору Фавор и молился. Во время молитвы ученики Его заснули, а когда проснулись, были поражены преображением, произошедшим с Господом: Его лицо сияло неземным светом, одежды сделались ослепительно белыми. Два ветхозаветных пророка: Моисей и Илия вели с Ним беседу. Вдруг с неба раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17, 5).

Потрясенные апостолы смотрели на Учителя, не силах вымолвить ни слова. Но продолжалось видение недолго: Сияние пропало, и Иисус один стоял на вершине горы.

Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос решил укрепить веру Своих учеников в Него, чтобы они не пали духом во время Его грядуших страданий и Крестной смерти.

Праздник Преображения Господа Бога

Первым настоятелем церкви и учителем Закона Божьего в училище стал отец Василий Иванов. Директор Сада А.И. Базаров ходатайствовал о введении в штат должности псаломщика, который был бы и учителем хорового пения. Надо сказать, что директор предъявлял священникам особые требования: они должны были либо иметь академическое образование, как отец Сергий Лилеев, либо быть хорошим пастырем, верным служителем Церкви, как отец Николай Акулин.

Построенное здание представляло собой просторную однонефную базилику, с северо-западной стороны к ней примыкал вестибюль, внутри которого располагалась лестница, ведущая на второй этаж, в церковь. На первом этаже устроили больницу, а квартиру священника пристроили к алтарной стене в виде одноэтажного выступа с балконом. В целом план здания представлял собой удлиненный четырехконечный крест. Над парадным крыльцом, ведущим в вестибюль расположили небольшую звонницу с двускатной крышей и крестом, венчающим главку-маковку. Над вестибюлем на барабане, украшенном кокошниками, возвышался небольшой купол с восьмиконечным крестом. Большие арочные окна были оформлены каменными наличниками из широких лучей, заканчивающихся с двух сторон резными по камню равноконечными крестами. Между окнами были устроены неглубокие ниши, в которых находились узорные чугунные кресты, один из них обнаружили в 1993 году, когда стены здания освобождали от разросшегося плюща.

В стенах вестибюля на втором этаже прорезали окна меньших размеров, их украсили наличниками-кокошниками, а на первом этаже – прямоугольные окна с наличниками из чередующихся кирпичных и белых лучей. С двух сторон от входа в неглубоких нишах на фресках изображены узорчатые византийские кресты, а над входом в круге равноконечный крест. Летом 1887 года на колокольню подняли два колокола, изготовленные на литейном заводе Н.Д. Финляндского в Москве.

26 апреля 1885 года церковь посетил Александр III. С ним был и 18-летний цесаревич, будущий император Николай II.

Несмотря на удаленность Никитской церкви от центральных городов Крыма, а тем более от столицы, в ней совершали молебны ко всем знаменательным датам в жизни Императорской семьи и в истории государства. Здесь молились о здравии Государей Императоров, о спасении русских воинов и о помощи им в сражениях во время ведения войн, об укреплении могущества России. Никитской церкви была отведена важная роль в торжественных мероприятиях по случаю празднования столетия Сада в 1912 году. Настоятель церкви отец Роман Крылов освятил это знаменательное событие. 20 сентября 1912 года в храме отслужили Божественную литургию, после чего все присутствующие крестным ходом отправились в Нижний парк, где на площадке перед оранжереей совершили молебен, провозгласив многолетие Государю Императору Николаю II и всей его семье, начальствующим и всем служащим в саду и учащимся, а также вечную память Государям Александру I, Николаю I, Александру II и Александру III, всем почившим лицам, служившим и потрудившимся на благо Сада. Отец Роман получил в награду орден Святой Анны III степени.

После революционных событий в Никитском ботаническом саду произошли изменения, в феврале 1921 года он был преобразован в «Совхоз Никитский ботанический сад». В храме богослужения совершались до 1920 года. Затем прихожане создали Православное религиозное общество и обратились в местные органы власти с просьбой передать им церковь в безвозмездное пользование. По договору они были обязаны сами содержать, ремонтировать, отапливать храм, сохранять все церковное имущество. Священнослужителя в храме к тому времени уже не было, поэтому его обязанности выполнял рабочий Иннокентий Черняков.

Но в конце 20-х годов государство с новой силой ополчилось на церковь, и храм Преображения Господня в Никите был закрыт в сентябре 1927 года. Здание пытались переделать, изменить его облик: разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола. Но Лик Спаса Нерукотворного над входом был снят кем-то из верующих, перевернут лицом к кресту, закрыт жестью и закрашен под цвет стены.

В течение долгих лет здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, дом культуры с кинотеатром в бывшей церкви. Не сохранились ни внутренние росписи, ни иконостас, ни иконы. Прекрасный зал с большими окнами и хорошей акустикой превратили в темное помещение: заложили окна, уменьшили высоту потолка искусственными плитами, которые поглощали все звуки. Внешние стены густо заплел крымский плющ. Когда в 80-х годах здание стало разрушаться, его превратили в склад, куда свозили всякий ненужный хлам. Уже мало кто помнил, что здесь раньше был храм.

В 1991 году жители Никиты организовали Свято-Преображенскую общину Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Они заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви и начали ремонт. Всего за месяц, к 19 августа 1992 года привели в порядок большой зал первого этажа. В этот праздничный день Преображения Господня перед входом совершили молебен и освятили здание. С этого дня на первом этаже стояли иконы, возле которых возжигали свечи, здесь можно было помолиться, заказать поминовение о здравии или упокоении ближних, купить крестики, иконки, божественную литературу. Отец Виктор Евсютин, назначенный настоятелем Никитской церкви 11 декабря 1992 года, по воскресеньям служил молебен, крестил, венчал, исповедовал прихожан, отпевал усопших.

7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре и отслужили первую Божественную литургию. Но прихожане и священник старались скорее восстановить иконостас. Над храмом установили крест, вновь построили звонницу, на которую подняли колокол. В престольный праздник 19 августа 1995 года Божественную литургию в церкви служил Преосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский. Так был возрожден еще один крымский храм, а мы вспомнили еще одну страницу нашей истории.

Адрес: Церковь находится у входа в Никитский ботанический сад. Тел. 33-57-54.
Проезд: из Ялты троллейбусом № 2, автобусом № 34 или маршрутными такси № 2 и 34.

Крым: православные святыни: путеводитель. – Сост. Е.М. Литвинова.- Симферополь: “РуБин”, 2003.

Исиков В.П., Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Атлас достопримечетельностей Крыма. – Крым; СТАЛКЕР, 2008.

Преображенская церковь в Никитском ботаническом саду: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Расписание богослужений в храме
Положения Ризы Пресвятой Богородицы
во Влахерне, что в Леонове

Приемное время настоятеля: каждая пятница с 17.00 до 20.00
Занятия по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета: каждая среда в 19.00
Молодежный клуб: каждая пятница в 20.00
Огласительные беседы перед таинством крещения: каждое воскресение с 17.00
Беседы для родителей учащихся воскресной школы каждое воскресение с 14.00 до 16.00
Экскурсия по храму каждое воскресенье в 13.00
Народный хор: воскресенье 15.00

День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

8.30 Часы. Литургия. Панихида

17.00 Всенощное бдение

Неделя 33-я по Пятидесятнице.

6.30 Часы. Литургия

9.30 Часы. Литургия

10.30 Подготовка детей ко Причастию (6-12 лет)

17.00 Вечерня. Акафист Иисусу Сладчайшему

Прп. Максима Грека (1556)

8.30 Часы. Литургия. Молебен. Лития

17.00 Вечернее богослужение

8.30 Часы. Литургия. Молебен. Лития

17.00 Вечернее богослужение

Сщмч. Климента , еп. Анкирского и мч. Агафангела (ок. 312)

8.30 Часы. Литургия

12.00 Посещение Хосписа №4

17.00 Вечернее богослужение

Блж. Ксении Петербургской

8.30 Часы. Литургия

13.00 Молебен в больнице

17.00 Полиелейное богослужение

Сщмч. Владимира , митр. Киевского (1918)

8.30 Часы. Литургия

17.00 Вечернее богослужение

Мч. Иоанна Попова

8.30 Часы. Литургия. Панихида

17.00 Всенощное бдение

Неделя о Мытаре и Фарисее.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову

6.30 Часы. Литургия

9.30 Часы. Литургия

10.30 Подготовка детей ко Причастию (6-12 лет)

17.00 Вечерня. Акафист Иисусу Сладчайшему

Прп. Ефрема Сирина

8.30 Часы. Литургия. Молебен. Лития

17.00 Вечернее богослужение

Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (107)

8.30 Часы. Литургия. Молебен. Лития

17.00 Всенощное бдение

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

8.30 Часы. Литургия

12.00 Посещение Хосписа №4

17.00 Вечернее богослужение

Бессребреников мчч. Кира и Иоанна (311)

8.30 Часы. Литургия

13.00 Молебен в больнице

17.00 Вечернее богослужение

Предпразднство Сретения Господня.

8.30 Часы. Литургия

17.00 Всенощное бдение

Сретение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа

6.30 Часы. Литургия

9.30 Часы. Литургия

17.00 Всенощное бдение

Неделя о блудном сыне.

Попразднство Сретения Господня.

Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

6.30 Часы. Литургия

9.30 Часы. Литургия

10.30 Подготовка детей ко Причастию (6-12 лет)

17.00 Вечерня. Акафист Иисусу Сладчайшему

Сщмч. Мефодия еп. Петропавловского (1921)

8.30 Часы. Литургия. Молебен. Лития

17.00 Вечернее богослужение

Свт. Феодосия , архиеп. Черниговского (1696)

8.30 Часы. Литургия. Молебен. Лития

17.00 Вечернее богослужение

Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка

8.30 Часы. Литургия

12.00 Посещение Хосписа №4

17.00 Вечернее богослужение

Сщмч. Александра Талызина пресвитера (1938)

Читайте также:  Храм Александра Невского в Туле: история и адрес, описание, святыни

8.30 Часы. Литургия

13.00 Молебен в больнице

17.00 Славословное богослужение

Отдание праздника Сретения Господня

8.30 Часы. Литургия

17.00 Вечернее заупокойное богослужение

Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец, братий и сестер наших

6.30 Часы. Литургия. Панихида

9.30 Часы. Литургия. Панихида

17.00 Всенощное бдение

Неделя мясопустная, о Страшном Суде.

6.30 Часы. Литургия

9.30 Часы. Литургия

9:30 Общее причастие учеников и преподавателей воскресной школы (храм при РГСУ)

10.30 Подготовка детей ко Причастию (6-12 лет)

17.00 Вечерня. Акафист Всецарице

Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392)

8.30 Часы. Литургия. Молебен. Лития

17.00 Полиелейное богослужение

Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси чудотворца (1378)

8.30 Часы. Литургия. Молебен. Лития

17.00 Вечернее богослужение

8.30 Утреннее богослужение

12.00 Посещение Хосписа №4

17.00 Полиелейное богослужение

8.30 Часы. Литургия

13.00 Молебен в больнице

17.00 Вечернее богослужение

Ап. от 70-ти Онисима

8.30 Утреннее богослужение

17.00 Вечернее богослужение

Всех преподобных отцев, в подвиге просиявших

Преображенская церковь в Никитском ботаническом саду

Преображенская церковь в Никитском ботаническом саду была заложена в марте 1884 г., а 5 февраля 1887 г. настоятель Ливадийских церквей архимандрит Епифаний освятил ее во имя Преображения Господня. Ее возвели в византийском стиле, это однонефная базилика, но с элементами чисто русской храмовой архитектуры — небольшой звонницей псковского типа и несохранившимся теперь куполом.

Содержание

История

В 6 километрах от Ялты, возле селения Никита находится одна из достопримечательностей Крыма — Никитский ботанический сад, который был заложен в 1812 году.

На территории сада жили учёные-садоводы, учащиеся, рабочие, а своей больнице и церкви не было, приходилось ездить в Ялту. В 1881 году на пост директора сада заступил Александр Иванович Базаров (1845—1907 г. г.). Он сразу обратился в вышестоящие инстанции с просьбой заменить уже разработанный проект одноэтажной больницы новым — двухэтажным зданием, в котором разместились бы больница, церковь и квартира священника.

В июле 1882 года пришло разрешение на строительство, и была рассчитана смета. А. И. Базаров поручил подготовить проект гражданскому инженеру-архитектору П. К. Теребеневу (1841—1902 г. г.), при этом просил учитывать следующие пожелания: «Церковь должна свободно вмещать до 200 человек. Желательно было бы устроить алтарь таким образом, чтобы можно было отделить его от церкви и превратить последнюю временно в зал для торжественных собраний…». Проект был готов 18 февраля 1883 года.

Участок для строительства выбрали возле училища. Но, как выяснилось, известняки здесь залегали с уклоном на юго-запад, поэтому алтарь пришлось переориентировать на юго-восток, что несколько нарушило каноны строительства православных храмов.

Торжественная закладка состоялась 25 марта 1884 года, в праздник Благовещения. Возведение здания началось быстрыми темпами, за 1884 год выполнили основной объём работ. Но из-за нехватки денег строительство продолжалось весь 1885 год и половину 1886 года, отделочные работы завершили к августу. 19 сентября 1885 года был установлен крест, а концу года закончили росписи в алтаре и на фасаде здания.

Храм освятил 5 февраля 1887 года настоятель Ливадийских церквей архимандрит Епифаний во имя Преображения Господня.

Построенное здание представляло собой просторную однонефную базилику, с северо-западной стороны к ней примыкал вестибюль, внутри которого располагалась лестница, ведущая на второй этаж, в церковь. На первом этаже устроили больницу, а квартиру священника пристроили к алтарной стене в виде одноэтажного выступа с балконом.

В целом план здания представлял собой удлинённый четырёхконечный крест. Над парадным крыльцом, ведущим в вестибюль, расположили небольшую звонницу с двускатной крышей и крестом, венчающим главку-маковку. Над вестибюлем на барабане, украшенном кокошниками, возвышался небольшой купол с восьмиконечным крестом. Большие арочные окна были оформлены каменными наличниками из широких лучей, заканчивающихся с двух сторон резными по камню равноконечными крестами. Между окнами были устроены небольшие ниши, в которых находились узорные чугунные кресты, один из них обнаружили в 1993 году, когда стены здания освобождали от разросшегося плюща.

В стенах вестибюля на втором этаже прорезали окна меньших размеров, их украсили наличниками-кокошниками, а на первом этаже — прямоугольные окна с наличниками из чередующихся кирпичных и белых лучей. С двух сторон от входа в неглубоких нишах на фресках изображены узорчатые византийские кресты, а над входом в круге — равноконечный крест.

Летом 1887 года на колокольню подняли два колокола, изготовленных на литейном заводе Н. Д. Финляндского в Москве.

После революционных событий в Никитском ботаническом саду произошли изменения, в феврале 1921 года он был прообразован в «Совхоз Никитский ботанический сад». Богослужения в храме продолжались до 1920 года. Затем прихожане создали Православное религиозное общество и обратились в местные органы власти с просьбой передать им церковь в безвозмездное пользование. По договору они были обязаны сами содержать, ремонтировать, отапливать храм, сохранять всё церковное имущество. Священнослужителя в храме к тому времени уже не было, поэтому его обязанности выполнял рабочий Иннокентий Черняков.

Но в конце 20-х годов государство с новой силой ополчилось на церковь, и храм Преображения Господня в Никите был закрыт в сентябре 1927 года. Здание пытались переделать, изменить его облик: разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола.

В течение долгих лет здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, дом культуры с кинотеатром в бывшей церкви. Не сохранились ни внутренние росписи, ни иконостас, ни иконы. Прекрасный зал с большими окнами и хорошей акустикой превратили в тёмное помещение: заложили окна, уменьшили высоту потолка искусственными плитами, которые поглощали все звуки.

В 1991 году жители Никиты организовали Свято-Преображенскую общину Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Они заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви и начали ремонт. Всего за месяц, к 19 августа 1992 года привели в порядок большой зал первого этажа. В этот праздничный день Преображения Господня перед входом совершили молебен и освятили здание.

7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре и отслужили первую Божественную литургию. Но прихожане и священник стремились как можно скорее восстановить иконостас. Над храмом установили крест, вновь построили звонницу, на которую подняли колокол. В престольный праздник 19 августа 1995 года Божественную литургию в церкви служил Преосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский.

Престольные праздники

Местонахождение

Адрес: Крым, Ялта, пгт. Никита (церковь находится у входа в Никитский ботанический сад)

Проезд: из Ялты троллейбусом № 2, автобусом № 34 или маршрутными такси № 2 и 34.

Паломнику

Гостиницы Ялты, которая находится в 6 км от пгт. Никита:

Общая информация: 16-этажный гостиничный комплекс “Ялта-Интурист” – крупнейший курортный центр черноморского побережья Крыма, который расположен в живописном Массандровском парке Ялты, в 200 м от берега Черного моря. На территории разбит террасный парк с экзотическими растениями, аллеями, площадками и фонтанами. “Ялта-Интурист” имеет конференц-залы, комнаты для переговоров, рабочие офисные помещения, выставочное оборудование, а также в гостиничный комплекс входят: 3 бассейна с подогреваемой морской водой (олимпийский (50 м, 8 дорожек), олимпийский прыжковый и детский бассейны), собственный галечный пляж на 3000 мест, 3 теннисных корта, 2 сауны, тренажерный зал, спотривные площадки, сферический кинотеатр “Circularium”, детский клуб, дискотека, 16 расторанов и др.

Номера: Номера различных категорий: “стандарт”, “стандарт улучшенный”, “полулюкс-студио”, “полулюкс”, “люкс”. В каждом номере есть: двуспальная или 2 односпальные кровати), беспроводный интернет Wi-Fi, телефон с междугородней и международной связью, кондиционер, рабочая зона с дополнительным освещением, телевизор с жидкокристаллическим экраном, кабельное телевидение, мини-холодильник с морозильной камерой, санузел (туалет, душевая кабинка или ванна, туалетные принадлежности, полотенца), мини-сейф. С балкона любого номера открывается превосходная панорама на море, горы и Ялту.

Адрес: г. Ялта, ул. Дражинского, 50

Телефоны: +38 (0654) 27-02-60, (0654) 27-02-70

Общая информация: Отель “Крымский” расположен в историческом уголке Ялты, на Поликуровском холме, выше колокольни Иоанна Златоуста. Из окон открывается вид на Набережную города и церковь святого Александра Невского, на Аврорину скалу мыса Ай – Тодор и находящийся на ней замок “Ласточкино гнездо”. Их северного крыла отеля открывается вид на главную гряду Крымских гор, включая знаменитые зубцы Ай-Петри. 15 минут прогулки через Массандровский парк приведут к пляжу дома отдыха “Актер” и к пляжу гостиничного комплекса “Ялта-Интурист”.

Номера: 56 комфортабельных номеров, из которых: 40 двухместных номеров категории “стандарт”, 12 одноместных “стандартов” с большой двуспальной кроватью, 2 улучшенных двухместных “стандарта” и 2 номера категории “люкс-студио”.

Адрес: г. Ялта, ул. Бассейная, 20

Телефоны: +38 (0654) 23-12-09, 23-12-11

Церковь Преображения Господня в Никитском ботаническом саду (Ялта)

г. Ялта, пос. Никита (рядом с входом в Никитский ботанический сад).

В 6 километрах от Ялты, возле селения Никита находится одна из достопримечательностей Крыма — Никитский ботанический сад, который был заложен в 1812 году.

На территории сада жили учёные-садоводы, учащиеся, рабочие, а своей больнице и церкви не было, приходилось ездить в Ялту. В 1881 году на пост директора сада заступил Александр Иванович Базаров (1845—1907 г. г.). Он сразу обратился в вышестоящие инстанции с просьбой заменить уже разработанный проект одноэтажной больницы новым — двухэтажным зданием, в котором разместились бы больница, церковь и квартира священника.

В июле 1882 года пришло разрешение на строительство, и была рассчитана смета. А. И. Базаров поручил подготовить проект гражданскому инженеру-архитектору П. К. Теребеневу (1841—1902 г. г.), при этом просил учитывать следующие пожелания: «Церковь должна свободно вмещать до 200 человек. Желательно было бы устроить алтарь таким образом, чтобы можно было отделить его от церкви и превратить последнюю временно в зал для торжественных собраний…». Проект был готов 18 февраля 1883 года.

Участок для строительства выбрали возле училища. Но, как выяснилось, известняки здесь залегали с уклоном на юго-запад, поэтому алтарь пришлось переориентировать на юго-восток, что несколько нарушило каноны строительства православных храмов.

Торжественная закладка состоялась 25 марта 1884 года, в праздник Благовещения. Возведение здания началось быстрыми темпами, за 1884 год выполнили основной объём работ. Но из-за нехватки денег строительство продолжалось весь 1885 год и половину 1886 года, отделочные работы завершили к августу. 19 сентября 1885 года был установлен крест, а концу года закончили росписи в алтаре и на фасаде здания.

Храм освятил 5 февраля 1887 года настоятель Ливадийских церквей архимандрит Епифаний во имя Преображения Господня.

Построенное здание представляло собой просторную однонефную базилику, с северо-западной стороны к ней примыкал вестибюль, внутри которого располагалась лестница, ведущая на второй этаж, в церковь. На первом этаже устроили больницу, а квартиру священника пристроили к алтарной стене в виде одноэтажного выступа с балконом.

В целом план здания представлял собой удлинённый четырёхконечный крест. Над парадным крыльцом, ведущим в вестибюль, расположили небольшую звонницу с двускатной крышей и крестом, венчающим главку-маковку. Над вестибюлем на барабане, украшенном кокошниками, возвышался небольшой купол с восьмиконечным крестом. Большие арочные окна были оформлены каменными наличниками из широких лучей, заканчивающихся с двух сторон резными по камню равноконечными крестами. Между окнами были устроены небольшие ниши, в которых находились узорные чугунные кресты, один из них обнаружили в 1993 году, когда стены здания освобождали от разросшегося плюща.

В стенах вестибюля на втором этаже прорезали окна меньших размеров, их украсили наличниками-кокошниками, а на первом этаже — прямоугольные окна с наличниками из чередующихся кирпичных и белых лучей. С двух сторон от входа в неглубоких нишах на фресках изображены узорчатые византийские кресты, а над входом в круге — равноконечный крест.

Летом 1887 года на колокольню подняли два колокола, изготовленных на литейном заводе Н. Д. Финляндского в Москве.

После революционных событий в Никитском ботаническом саду произошли изменения, в феврале 1921 года он был прообразован в «Совхоз Никитский ботанический сад». Богослужения в храме продолжались до 1920 года. Затем прихожане создали Православное религиозное общество и обратились в местные органы власти с просьбой передать им церковь в безвозмездное пользование. По договору они были обязаны сами содержать, ремонтировать, отапливать храм, сохранять всё церковное имущество. Священнослужителя в храме к тому времени уже не было, поэтому его обязанности выполнял рабочий Иннокентий Черняков.

Но в конце 20-х годов государство с новой силой ополчилось на церковь, и храм Преображения Господня в Никите был закрыт в сентябре 1927 года. Здание пытались переделать, изменить его облик: разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола.

В течение долгих лет здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, дом культуры с кинотеатром в бывшей церкви. Не сохранились ни внутренние росписи, ни иконостас, ни иконы. Прекрасный зал с большими окнами и хорошей акустикой превратили в тёмное помещение: заложили окна, уменьшили высоту потолка искусственными плитами, которые поглощали все звуки.

Читайте также:  Спасо-Вифанский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

В 1991 году жители Никиты организовали Свято-Преображенскую общину Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Они заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви и начали ремонт. Всего за месяц, к 19 августа 1992 года привели в порядок большой зал первого этажа. В этот праздничный день Преображения Господня перед входом совершили молебен и освятили здание.

7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре и отслужили первую Божественную литургию. Но прихожане и священник стремились как можно скорее восстановить иконостас. Над храмом установили крест, вновь построили звонницу, на которую подняли колокол. В престольный праздник 19 августа 1995 года Божественную литургию в церкви служил Преосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский.

Храм Ризоположения в Леонове: история святыни, архитектурный облик, как добраться в Москве

Храм Ризоположения в Леонове, который принадлежит Московской епархии, был возведен в 1722 году на месте деревянной церкви, первые упоминания о которой встречаются в 1633 году.

Храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне был выстроен из камня на средства хозяина этих земель князя Василия Хованского. Позднее усадьба поменяла нескольких владельцев. Сначала принадлежала Павлу Демидову, затем фабриканту Молчанову. Начиная с 1800 года богослужений в храме не проводили. Действовать он начал только в 1859 году после реставрации, которую провел на свои средства купец и промышленник Евграф Молчанов. С тех пор храм почти не закрывался, не действовал всего 12 лет — с 1930 по 1942 год.

История храма

Впервые Леоновская пустошь упоминается в Писцовых книгах 1573—1574 годов. В первой половине XVII столетия владельцем этих земель стал князь Иван Никитич Хованский, который построил здесь церковь из дерева в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы. Сооружение возводилось в 1629 по 1635 год. Церковь была ружной — владельцы поместья выплачивали причту жалованье в виде отсыпного хлеба (пшеницы), так как население деревеньки было малочисленным по причине набега на Москву крымских татар в 16 веке, прихожан практически не было.

Возведение и основание

В 1716 году Леоново перешло по наследству князю Василию Петровичу Хованскому, который в будущем стал камергером, а пока был молодым повесой, птенцом гнезда Петрова, отличался пристрастием к алкоголю и любил «пошалить» с друзьями. Но однажды дело дошло до нарушения религиозных канонов.

Друзья напоили Василия до бессознательного состояния и сами сильно напились, затем положили его в гроб, отнесли в храм, в кощунственной форме совершили обряд отпевания и разъехались по домам. Хозяин усадьбы оставался в церкви, пока рано утром не пришел местный священник Филипп Леонтьев и не вывел его.

Служители церкви сообщили об этом инциденте в Петербург Петру I. Услышав от канцлера Шафирова о происшествии, царь поначалу сильно разгневался и отдал распоряжение казнить Василия и всех его друзей, но потом проявил милосердие и подверг участников святотатства наказанию плетьми в своем личном присутствии.

После этого происшествия князь в качестве раскаяния, чтобы хоть как-то загладить свою вину за проступок перед Богом и царем, обратился в Священный Синод с просьбой разрешить постройку в имении Леоново храма из камня. Но указ пришел только спустя несколько лет, после снятия запрета 1714 года на возведение каменных зданий везде, кроме Санкт-Петербурга. Поэтому строительство удалось начать только в 1719 году.

В 1722 году в день Положения Ризы Богоматери храм освятил протопоп Феодор Панкратьев с братией . Церковь имеет два придела: в честь иконы Богоматери «Неопалимая купина» (17 сентября) и Святого Николая Мирликийских Чудотворца (его память отмечается 22 мая и 19 декабря).

Историческая судьба

В 1767 году владельцем усадьбы в Леонове становится ученый-натуралист, предприниматель и меценат Павел Демидов. Он разбил в имении прекрасный парк, редкие деревья для которого выписывал из Сибири, устроил оранжереи, искусственные пруды со множеством рыб и птиц.

В 1800 году Демидов настоял на закрытии храма, поскольку страдал психическим расстройством и не мог выносить никакого шума, в том числе колокольного звона. Митрополит Платон пошел навстречу Павлу Григорьевичу, иконостасы и утварь были переданы другим обителям. Более пятидесяти лет святыня оставалась без богослужений, в состоянии полного запустения. Не ее крыше даже выросли деревья.

В 1812 году кавалеристы войска Наполеона, вошедшего в Москву, устроили в храме конюшню для своих лошадей, осквернив святыню. В 1821 году Демидов скончался, а его наследники продали усадьбу. В 1825 году хозяином имения становится купец Кожевников, по приказу которого вырубили весь лес и почти полностью парк.

Реконструкция здания

После 1859 года усадьба в Леоново перешла к семье Капустиных, и церковь вновь возродилась. Ее реставрацией пожелал заняться фабрикант Молчанов, который построил неподалеку ситценабивную мануфактуру, а храм решил подготовить для духовных нужд своих рабочих. Предположительно в это время были созданы фрески с внешней стороны на боковых стенах центрального куба.

Прихожане, большую часть которых составляли работники текстильной фабрики, могли видеть в подкупольном пространстве копию ивановского изображения «Явление Христа народу», которая ярко освещалась солнечными лучами.

В 1918 году советская власть решила передать храм прихожанам безвозмездно. Свято-Михайловская церковь Гродненской епархии передала приходу много икон и церковной утвари. Некоторые святые образы и по сей день находятся в обители: Феодоровская икона Божией Матери у левого клироса в главном храме и образ «Трех радостей» в одном из приделов.

В 1922 году власти изъяли из Леоновского храма все ценности. Во времена гонений с 1931 по 1937 год настоятелем был священник Павел Фелицын. В 1937 году он был приговорен к 10 годам заключения и отправлен лагерь. Священник скончался в 1941 году. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000 году прославил отца Павла в лике новомучеников и исповедников Российских. Его память православные христиане и прихожане храма в Леонове празднуют 4 (17) января.

Как известно, в Советском Союзе проводилась политика отрицания веры во Христа и повсюду насаждался государственный атеизм. Поэтому, скорее всего, в период 1930—1942 год богослужения не совершались.

С 1942 по 1955 год настоятелем храма был протоиерей Иоанн Марков. В период его служения произошли некоторые преобразовательные изменения: смонтировали новую электропроводку, обустроили водяное отопление вместо печного, иконы отреставрировали, приобрели паникадило. В период Великой Отечественной войны приход регулярно помогал материальными средствами Красной Армии.

Современное состояние

В наши дни от имения Леоново остались лишь пруд, небольшая липовая аллея и двухэтажный дом, совершенно утративший прежний облик.

Сегодня при храме открыта воскресная школа для взрослых и детей. Прихожане могут посетить церковную библиотеку. Также работает гранитная мастерская, в которой изготавливают надгробные памятники.

Под патронажем храма находятся Институт геронтологии, Центральная клиническая больница № 2 им. Семашко и хоспис № 4. Клирики и прихожане ведут работу в Территориальном центре социального обслуживания «Ярославский» (филиале Ростокино) и исправительном учреждении ИЗ-50/8 ГУ ФСИН Московской области.

Во время V Московского Пасхального фестиваля в церкви Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне проходила «Звонильная неделя».

Настоятелем храма в настоящее время является протоиерей Андрей Рахновский. Кроме него, несут службу священники Роман Колесников и Сергий Виноградов, диакон Алексей Арефьев.

Клирики Леоновской церкви служат и в приписных храмах:

  1. Федоровской иконы Божией Матери при РГСУ (Москва, м. «Ботанический сад», ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1).
  2. Святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Бибирево (Москва, м. «Алтуфьево», ул. Корнейчука, д. 52а).

Месторасположение церкви

Леоновская церковь с 1917 года находится по адресу: город Москва, СВАО, район Ростокино, ул. Докукина, 15.

Как добраться

Сегодня храм принадлежит Троицкому благочинию Московской епархии.

Добраться до святой обители можно двумя способами.

  1. На метро. Доехать до станции «Ботанический Сад» (этот храм в простонародье называется Церковь в Ботаническом саду в Москве). Садиться необходимо в последний вагон поезда, идущего из центра. Далее следует пройти около 300 м через парк в юго-восточном направлении к улице Докукина.
  2. На машине. Нужно повернуть с Проспекта Мира на улицу Докукина, а затем у кладбища повернуть налево и ехать до конца.

Архитектура и убранство сооружения

Здание Леоновского храма является памятником архитектуры. Его окружает заново благоустроенный в 2004 году парк «Сад будущего» с декоративным прудом и остатками липовой аллеи.

На территории можно увидеть стенды, на которых представлена история храма. Рядом протекает река Яуза. Недалеко от церкви через реку перекинут пешеходный мостик. В непосредственной близости от святыни расположено Леоновское кладбище.

На колокольне сохранились старые колокола, которые регулярно наполняют московское небо малиновым звоном. Храм опоясывает живописная ограда. Комплекс находится под охраной.

Внешний вид

Храм Ризоположения в Леонове по-своему уникален. Его можно рассматривать в качестве архитектурного наследия, примера мастерства русских зодчих, памятника истории русского духовенства.

Церковь построена в стиле барокко петровской эпохи, который в тот период был очень популярен. Для этого направления характерны вычурность фасадов и пышность убранства интерьера. Вход на территорию комплекса выполнен в виде белокаменной арки с решетчатыми створками.

Стены сооружения выложены из камня и кирпича, сверху оштукатурены.

Архитектурный ансамбль включает:

  • храм, сконструированный в форме восьмерика на двусветном четверике с прямоугольной апсидой в плане;
  • трапезную из двух приделов;
  • двухъярусную колокольню.

Первоначально фасадная декорация состояла из угловых пилястров, профилированных карнизов с отделкой из так называемых сухариков на четверике, а на апсиде — рядом мелких филенок. Позже композицию дополнили штукатурные наличники с «ушами» и наружная настенная живопись времен 1859 года, когда церковь была отреставрирована. Тогда же расширили трапезную и возвели верхний ярус колокольни, а внутри разместили иконостасы и украсили интерьер живописью.

Внутреннее оформление

В обители есть святыни древнего письма, которые были перенесены из деревянного храма, — икона «Утоли моя печали» и образ Богородицы «Казанская». Они созданы в одинаковой живописной манере, имеют идентичные размеры. Иконы размещены в трапезной одна напротив другой на стенах боковых приделов.

Образ «Положения честной ризы Богоматери» написан маслом и датируется XIX веком.

На четырехъярусном иконостасе расположены иконы тонкого письма XIX века. Стены были расписаны позднее в разное время.

На западной стороне придела Святого Николая находится достойная особенного внимания роспись «Избиение младенцев», написанная в стиле конца XVIII века. Ее создали ученики школы Аргунова, академика живописи, который был крепостным графа Шереметева.

Фрески сохранились только с левой внешней стороны храма.

Святыни

В храме Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове хранятся чудотворные иконы, а также крест-мощевик и ковчеги с частицей мощей св. Иоанна Сан-Францискского и Шанхайского чудотворца (дни памяти — 2 июля и 12 октября), к которым можно приложиться и получить свою частицу благодати.

  • «Ризоположение» — особо почитаемая храмовая с частицей одеяния Божией Матери (чествование 15 июля);
  • «Утоли моя печали» (7 февраля);
  • Богоматери «Трех радостей» (празднование 8 января);
  • Феодоровская икона Божией Матери (27 марта и 29 августа);
  • Смоленская икона Богородицы XVI века (10 августа);
  • «Казанская» (21 июля и 4 ноября);
  • «Скоропослушница», привезенная с Афона (22 ноября);
  • великомученика Пантелеймона (9 августа);
  • священноисповедника Николая Ама-Атинского с частицей мощей (8 сентября и 25 октября);
  • блаженной Матроны Московской с частицей святых мощей (8 марта и 2 мая);
  • и другие святые образы.

Как проходят богослужения

Божественная Литургия в Леоновском храме служится ежедневно в 9.00, а вечернее богослужение — в 17.00, по воскресеньям и двунадесятым праздникам ранняя Литургия начинается в 7.00 и поздняя в 10.00. В летний период с июля по сентябрь проходит одна Литургия в 9.00.

Молебны и беседы в храме Ризоположения:

  1. По воскресным дням в 12.00 совершается молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша» о страдающих от пьянства и наркомании. В 17.00 проходит вечерняя служба с чтением акафиста Христову Воскресению. С 18.00 до 21.00 священник проводит разъяснительные огласительные беседы с прихожанами, желающими принять таинство Крещения.
  2. По вторникам во время вечернего богослужения читается акафист иконе «Неопалимая Купина». По средам — прославляющий акафист Николаю Чудотворцу.
  3. По средам в 19.00 священники проводят с прихожанами беседы по изучению Евангелия.
  4. По пятницам в 17.00 служится утреня с акафистом образу «Ризоположения», за исключением праздников с полиелеем. В 19.30 проводятся беседы с молодежью.
  5. По субботам накануне двунадесятых праздников проходит всенощное бдение в 17.00.

Видео об усадьбе Леоново и храме

Посмотрите видео, в котором показаны бывшая усадьба Леоново и Храм Ризоположения.

Ссылка на основную публикацию