Преображенский мужской монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Монастырь Сурб-Хач

Монастырь Сурб-Хач

Сурб-Хач входит в число самых известных святынь Крыма. Древний армянский монастырь находится в трех километрах по направлению на юго-запад от города Старый Крым – одного из старейших городов на всем полуострове. Монастырский комплекс расположен на северо-западном склоне горы Святого Креста (Грызя, Монастырская), откуда открывается хороший обзор на необыкновенно красивый ландшафт Старокрымской долины.

Почему именно здесь начали строить храм?

На русский язык с армянского название монастыря переводится как «Святой Крест». Согласно церковному преданию, монашеская обитель была основана О. Себастаци – духовным лидером крымских армян, исповедовавших христианство. Однажды ему было видение – пред ним явился громадный огненный крест на месте монастыря. Себастаци истолковал увиденное чудо как знак с небес и вместе с другими верующими начал строить здесь храм, который затем освятили во славу Святого Знамения. Впоследствии рядом с храмом Знамения возник монастырский комплекс. Его строительство было завершено в середине 14 в. (1358 г.).
Скит уникален прежде всего тем, что является единственной святой обителью Апостольской Армянской Церкви 14 – 19 вв. на крымской земле и в этом удивительном месте царит особая атмосфера.

Что есть на территории монастыря?

Древние постройки, расположенные на территории скита, удивляют своей архитектурой. В монастырской столовой работает музейная выставка, рассказывающая об истории монастыря.
За свою долгую и непростую историю скит несколько раз частично разрушался и восстанавливался, поэтому не дошел до наших дней в своем изначальном виде. Но многие древние строения сохранились. Из старой застройки разных периодов времени здесь можно увидеть следующие объекты: здание первой церкви 14 в., братский корпус 17 в., трапезную 18 в., а также башню с притвором 17 в., фонтаны конца 18 – начала 19 вв. и ряд хозяйственных строений. Престол Армянской Церкви был основан в монастыре Сурб-Хач в середине 14 в. Историки религии напрямую связывают данное событие с массовым переселением армян на полуостров Крым и политикой генуэзцев, которые стремились обратить в католицизм как можно больше жителей Газарии, большую часть которых составляли выходцы из Армении.

История Армянского мужского монастыря в Крыму

Чаще всего эта достопримечательность Старого Крыма перестраивалась в 17 – 18 вв. Об этом свидетельствуют соответствующие надписи, которые сохранились на стенах старинных сооружений. В этот же период времени Сурб-Хач становится одним из основных религиозных центров Армянской Церкви на обширной территории всего Северного Причерноморья. О монастыре упоминается в разных документах той эпохи, в частности, о нем говорит И. Тунманн – известный шведский историк 18 столетия. В 1778 г., после присоединения Крыма к Российской Империи, армянское духовенство вместе с многочисленной паствой переселяется на Нижний Дон, и жизнь в обители замирает почти на 20 лет. Она возрождается в самом конце 18 в. Хотя епархиальный престол больше здесь никогда не находился, Сурб-Хач продолжал и продолжает сохранять значение одного из главных духовных центров армянского народа. С начала 19 в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. в монастыре много раз проводились реставрационные работы. До свержения монархии в Российской Империи обители принадлежало 4 500 десятин земли в различных районах Крыма.

Но с приходом на полуостров советской власти все изменилось. Монастырь был разграблен и закрыт, а его священнослужители и монахи подверглись репрессиям. Почти всех обитателей скита расстреляли. По преданию, последнего монаха большевики убили на дороге неподалеку от святого места – у старого дерева. Верующие и по сей день украшают его лентами – в память о трагедии, случившейся почти сто лет тому назад. Официально Сурб-Хач был ликвидирован в 1925 г. – согласно постановлению местного отделения коммунистической партии. На обширной территории монастырского комплекса открыли санаторий и пионерлагерь. Эти учреждения просуществовали до ВОВ. В непростые годы войны армянский монастырь сильно пострадал из-за боевых действий и разграбления мародерами. После победы над фашистами обитель оказалась в запустении.

Восстановить одну из главных достопримечательностей полуострова Крым пытались много раз. Но дальше осмотров и заключений экспертов дело так и не зашло, несмотря на то, что данный объект получил статус архитектурного памятника в 1963 г., и вместе с прилегающей к нему территорией должен был охраняться государством. Плачевная ситуация сохранялась до 1992 г., пока археолог и ученый Ф. Бабаян не была направлена Армянской АН в Старый Крым для детального анализа состояния монастыря и подготовки его к полномасштабной реставрации. Через два года восстановительных работ в храме Святого Знамения возобновились службы. В 2002 г. реставрация была завершена и обновленный Сурб-Хач официально был передан в ведение Армянской Церкви.

Посмотрите обзорное видео о монастыре:

Как добраться до монастыря Сурб Хач?

Добраться в эти места легко – как на автобусе, так и на автомобиле. Если ехать на общественном транспорте из Симферополя, то нужно сесть на любой автобус, направляющийся в Керчь или Феодосию. На въезде в Старый Крым, рядом с местной мечетью установлен указатель «Сурб-Хач/3 км». К этой достопримечательности Крымского полуострова ведет асфальтированная дорога. Ровно через три километра она завершается у монастыря, вблизи которого имеется небольшая автомобильная стоянка. Маршрут для личного автомобиля можно посмотреть на карте:

Географические координаты: 45.001705, 35.061642

Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муроме Епархиальный мужской монастырь

История

Несмотря на оживлённость и близость к реке,местность,где впоследствии был возведён монастырь,представляла собой удалённую от центра города лесную опушку,вокруг которой возвышались остатки древнего бора. В связи с этим,раньше он так и назывался, «Спасский,что на бору».

Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь, согласно преданию был основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, рядом с которым впоследствии образовалась монашеская обитель для христианского просвещения Муромской земли.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII – XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.

Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.

Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.

В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.

Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.

В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.

Молодому монаху Кириллу (Епифанову), назначенному в будущем настоятелем, тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.

Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».

В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.

Читайте также:  Владимирская церковь в Быково: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.

В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.

Но монастырь не мыслится без людей, которые его населяют. Центром монашеской жизни является молитва. За молитвой в храме или келье братия проводят большую часть времени. Молитва за богослужением традиционно почитается выше молитвы келейной (кроме особенных случаев Божия избранничества).

В жизни насельника обители труд неотделим от молитвы. Труд монашеский освящен молитвой. Сегодня братия занята на самых разных послушаниях.

В монастыре существует просфорня, на которой трудятся насельники обители. Просфоры пекутся как для самого монастыря, так и для приходских храмов Мурома.

Занимаются братия обители и сельскохозяйственной деятельностью. Небольшой огород находится прямо на территории монастыря. На нем выращиваются овощи

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае

Крымский полуостров славится своими многочисленными святыми местами. Монастыри Крыма с каждым годом посещает все больше паломников, которые приезжают сюда, чтобы поклониться чудотворным иконам и святым мощам. Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь в Крыму – одно из самых популярных паломнических мест, с долгой историей существования и туманным прошлым, овеянным преданиями и легендами. Успеенский пещерный монастырь не обязательно посещать в составе экскурсии, сюда можно добраться самостоятельно, а бесплатными гидами для вас выступят сами монахи.

Среди красивейших природных красот крымской земли и мощных скал сокрыт великолепный белоснежный Свято-Успенский пещерный монастырь. Он находится в самом сердце ущелья Мариам-Дере, в пригороде города Бахчисарай. Название урочища означает «Ущелье Святой Марии». С обеих сторон пещерный монастырь окружен отвесными скальными породами, которые по высоте достигают полторы сотни метров. Это святое место соседствует рядом с пещерным городом Чуфут Кале, расположенным чуть выше, поэтому экскурсии в обе эти крымские достопримечательности смогут органично дополнить друг друга. Этот крымский монастырь всегда почитался, его уважительно звали «Лаврой». Нужно отметить, что даже крымские ханы, которые исповедовали мусульманство, не раз приходили в ночное время к иконе Богородицы, чтобы испросить благословение на удачу в трудных делах.

О времени основания и самих основателях Свято-Успенского монастыря достоверно ничего не известно, на этот счет существуют разные версии, подкрепленные преданьями старины глубокой и легендами. Можно лишь абсолютно уверенно заявить, что это одна из самых старых православных святых обителей Крыма. Временной разброс версий о времени возникновения обители большой: от восьмого века до тринадцатого.

Легенды об основании Успенского пещерного монастыря Крыма

Одна из легенд рассказывает о том, что местный молодой пастушок по имени Михаил, возвращаясь вечером домой, проводил стадо мимо одной из пещер и увидел, что там ярко горит свет. Он зашел внутрь пещеры и увидел, что прямо в воздухе парит икона Пресвятой Богородицы перед которой горит свеча. Он удивился, что такое чудо произошло с ним пятнадцатого августа на День Успения Богородицы, взял икону и отправился домой, а проснувшись утром, понял, что она куда-то исчезла. А проходя мимо пещеры, где был найден образ, он снова увидел свет и эту икону. Михаил опять отнес образ домой, но тот каким-то чудом она на следующее утро уже была в пещере. И тогда пастух рассказал о находке односельчанам, которые решили, что Дева Мария хочет, чтобы в пещере был построен храм в ее честь.

Другая легенда более похожа на сказку. Она повествует о драконе, жившем в подземельях Крымских гор. Этот дракон регулярно собирал дань с соседних городов и деревень в виде юношей и девушек, которых утаскивал в свою пещеру. Когда в окрестных деревнях остались одни старики, они взмолились к Богородице о спасении от чудовища. Дева Марии услышала их просьбу, потому что уже на следующий день пастухи, проходившие неподалеку от драконовой пещеры, увидели, что там горит свет, они набрались смелости и заглянули внутрь. Каково же было удивление людей, когда они увидели, как над мертвой тушей дракона в воздухе парила икона Божьей Матери, в ореоле наземного сияния. В благодарность Деве Марии за заступничество в пещере возвели храм.

В третьей легенде, связанной с основанием обители, имеется рациональное зерно. Когда римляне устраивали гонения на христиан, монахи Варнава и Софроний из греческих Афин перебрались на Крымский полуостров, чтобы спокойно жить в горных пещерах, которые очень сильно напоминали им земли родного Афона. Для места поселения и основания храма они выбрали красивое горное ущелье Марьям-дере, преимуществом такого выбора стал водный источник, который протекал рядом с пещерами. Здесь греческие монахи стали выдалбливать, в толще скальной породы, свои кельи и пещерный храм. Его освятили и иноки установили на иконостас икону Богородицы Панагия, привезенную с собой из Сумельского скита – старинного монастыря, возведенного еще в третьем веке в византийском городе Трапезунда. Великое множество удивительных чудес происходило после молений у этой иконы, что убедило и самих монахов, и многочисленных паломников, что сама Божья Матерь покровительствует обители и защищает эти края. Нужно отметить, что данный вариант развития событий по фактам основания обители монахами из греческих земель, косвенно подтвердился учеными-археологами, которые обнаружили здесь христианские захоронения, радиоуглеродный анализ показал, что они относятся к шестому веку.

История Успенского пещерного монастыря Бахчисарая

Белым пятном истории этой обители является период с момента основания и вплоть до тринадцатого века, но точно известно, что в это время монастырь закрылся на целое столетие. И только после щедрой финансовой поддержки, пришедшей со стороны московских князей, Успенский пещерный монастырь Крыма смог снова восстать из пепла, хотя и влачил довольно скромное существование.

Известно, что, когда территория Тавриды была захвачена мусульманскими завоевателями – татарской ордой в 1475 году, эта христианская обитель не была разрушена, как многие другие, и сюда ездили на богослужения послы, прибывавшие в Крым из православных земель, а еще через несколько десятилетий тут разместилась резиденция Готфских митрополитов. Рассказывают, что есть подтвержденные исторические факты, что крымские ханы и сами много раз были в Бахчисарайской пещерной обители, дабы испросить благословения у чудотворной иконы Богородицы. А знаменитый основатель ханской династии Гирей – великий хан Крыма, добровольно присылал в обитель свечей на весь год.

В конце пятнадцатого века татарский Крым был захвачен турками-османами, они наложили на скит дань за то, что милостиво позволяют монахам оправлять культовые богослужения. Это делало жизнь иноков более трудной и нищей, но они не роптали и верили в лучшее будущее для Успенского монастыря. В восемнадцатом веке земли были отбиты у турок русской армией, а так как приазовские края также были отвоеваны и пустовали, то власти предложили монахам Свято-Успенского монастыря переселиться с Крымского полуострова в город Мариуполь, что те и сделали, забрав с собой чудотворный образ Богородицы.

Охранять монастырь от разграбления и поругания прибыл священник из Греции Константин Спиранди. Он привез в обитель другую икону – Успения Богородицы и снова начал проводить богослужения. К концу восемнадцатого века паства монастыря начала ходить молиться в другой приходской храм, который был построен в самом городе Бахчисарае, и тогда пещерная обитель закрылась, а с 1800 года Успенскую церковь стали считать кладбищенской.

Возрождение Бахчисарайского Успенского мужского монастыря началось только с середины девятнадцатого столетия, когда данный вопрос был затронут святым Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим. Строительные и реставрационные работы стартовали с 1850 года, как раз на день Успения Богородицы. Народ помогал монахам в восстановлении обители всем, чем мог, жертвуя деньги на колокола, приобретение образов для иконостаса, закупку утвари для проведения религиозных таинств. В короткий срок скит вновь возродился к жизни, в него снова начали приезжать паломники, называя это священное место «Крымским Афоном». Управление обителью в те годы вел архимандрит Поликарп. Из письменных источников известно, что один раз в 1818 году в Успенском пещерном мужском монастыре бывал российский император Александр Первый. Он поинтересовался у монахов о месте явления чудесной иконы Богородицы, поднявшись туда по лестнице, поцеловал икону и установил свечку перед ней. Бывали в обители и другие российские императоры: Александр Второй, Николай Первый и Николай Второй.

Когда началась Крымская война, длившаяся с 1853 по 1856 годы, монахи обустроили в стенах монастыря госпиталь. Братья выхаживали раненных русских воинов, а тех, кто умирал хоронили на кладбище при обители, увидеть его можно и по сей день. На этом же кладбище были похоронены и солдаты, погибшие в бахчисарайских землях в годы Второй Мировой войны, они нашли покой в большой братской могиле.

За долгие годы храм медленно реставрировался, преображался, расширялся, на его территории появились новые корпуса и строения: была восстановлена Церковь Успения Богородицы, ее украсила фреска Богоматери с младенцем Иисусом Христом в окружении ангелов и священномучеников херсонесских. Здание Успенского скита обрело три яруса и было дополнено Храмом Евангелиста Марка, Храмом Святых Константина и Елены, Церковью Святого Иннокентия Иркутского, тринадцать келий в пещерах, здание колокольни, дом настоятеля, трапезная, кухня, пекарня, хозяйственные строения, две паломнические гостиницы, въездные, был восстановлен старинный водопровод, шедший под землей от природного источника.

Когда в стране случилась революция, священники осудили расправу над царской семьей, и с 1921 года Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь был закрыт, иноки расстреляны, обитель разграбили. Вместо скита тут открыли Трудовую колонию имени Артема, часть убранства была свалена в некоторых комнатах, а оставшимися от братии бесценными рукописями и церковными книгами топили печи. В 1925 году несколько верующих попросили советские власти о передаче им культовых вещей, таким образом некоторые сохранившиеся старинные иконы успели спасти, и они были переданы в музей города Бахчисарая.

Читайте также:  Тихвинский монастырь в Екатеринбурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, настоятельницы и святыни

В 1927 году здесь произошло значительное землетрясение, которое разрушило почти все строения, устояла лишь Успенская церковь. До начала ВОВ обитель стояла разрушенной и нежилой, а в военные годы она снова была оборудована под госпиталь для солдат. После победы бывший монастырь Бахчисарая отдали под размещение там психоневрологической клиники.

Очередное возрождение Успенский мужской пещерный монастырь Бахчисарая пережил в 1993 году. Настоятелем обители был назначен иеромонах Силуан, присланный из монастыря города Одессы для восстановления поруганной святыни. Когда он прибыл, то в его распоряжении оказались лишь довольно неплохо сохранившиеся дом настоятеля и Успенский храм. Деньги на восстановление монастыря собирали всем миром. Огромный вклад был внесен паломниками и прихожанами. Люди специально приезжали в обитель, чтобы помочь не только деньгами, но и чисто физически. Прошло не так много времени и был отреставрирован пещерный Храм Успения Богородицы, лестница к пещерным кельям, роспись над балконом Церкви Успения – икона «Панагия», появилась новая колокольня, а колокола к ней были изготовлены и подарены Бахчисарайскому Успенскому монастырю Днепродзержинским металлургическим комбинатом.

Свято-Успенский монастырь Бахчисарая в наши дни

Туристы и паломники, приезжающие в Успенский пещерный монастырь, попадают в него, поднявшись по лестнице, которая вырублена в скальных породах. Поднимаясь наверх, они могут наблюдать живописные красоты окрестностей и покрытое яркой зеленью ущелье Святой Марии, а также разбитые прямо на скальных террасах монастырские огороды. На другой стороне ущелья располагаются хозяйственные строения, также выбитые в полостях скалы. Паломники могут побывать только в некоторых помещениях монастыря, из них наибольший интерес вызовет Успенская церковь, знаменитая тем, что тут находится чудотворная икона Богородицы «Троеручица».

На сегодняшний день здесь полностью восстановили два пещерных храма, построили новые здания: корпуса с кельями монахов, гостиница для паломников, ремесленные мастерские, помещения для скота. Но и по сей день продолжается реставрация и дальнейшее строительство монастырских построек.

На монастырской площади находится освященный источник, который благословлен иконой Богородицы «Животворящий источник». Над источником возведена часовенка, а икона над ним выложена в виде мозаики. Этот святой образ имеет давние корни и появился еще в пятом веке в городе Константинополе, когда случилось чудо исцеления слепого странника. Свидетелем и участником этого прозрения от вод источника Богоматери в роще у Святых ворот был солдат Лев Маркелл, который вскоре стал императором, он же приказал построить храм вокруг «Живоносного источника». Список с этой чудотворной иконы висит практически над всеми святыми источниками России. Любой посетитель может самостоятельно набрать воду в источнике. Если у вас нет с собой пустой тары, то можно купить освященную воду в бутылках в церковной лавочке при обители.

Нужно отметить удивительную акустику пещерной обители Бахчисарая, древние строители подошли к возведению зданий с умом, создав их таким образом, что звуки монашеских молитв и богослужебных песнопений долетали до пещерного города Чуфут-Кале, затем, отражаясь от стен его пустующих пещер, возвращались в усиленном варианте назад, создавая ощущение, что с монашеской братией молится все вокруг.

Каждый турист и паломник обращает внимание, что стена, вдоль которой идет лестница, увешана медальонами с рельефами разных обителей и храмов, причем, каждый такой медальон имеет небольшой ковчег с освященной землей, их привозят монахи, которые посещают различные святые места мира.

Как добраться до Свято-Успенского монастыря самостоятельно?

– На автобусе
В городе Бахчисарай сесть на автобус номер два и доехать до конечной остановки «Староселье». Оттуда до скита идет дорога наверх в гору, по времени она займет минут двадцать.

– Пешком
За полчаса можно дойти от Бахчисарайского ханского дворца до монастыря, перемещаясь вверх по горной тропе мимо пещер и старинных надгробий.

Советы при посещении Свято-Успенской мужской обители:

– Находясь на территории пещерной обители, фотографии можно делать лишь с разрешения митрополита, о чем вас оповестить информационная табличка, хотя многие туристы незаметно снимают территорию монастыря и без этого позволения. Как поступить в этом случае, решайте сами.

– Туристов просят отключать мобильные телефоны на территории обители.

– Любой паломник может остановиться на проживание в гостинице при обители, он может столоваться и трудиться вместе с монахами, причем, за питание и проживание с вас не возьмут никакой платы, но для этого необходимо получить благословение настоятеля монастыря. Если такое позволение будет дано, то вам будет необходимо придерживаться строгого устава для братии.

– В монастыре проходят богослужения, согласно указанного в уставе расписания, но обряды Крещения и Венчания тут не проводят.

Адрес Бахчисарайского Успенского пещерного монастыря: Крым, город Бахчисарай, улица Мариамполь, дом 1.

Поделиться ссылкой на статью с друзьями в соцсети:

Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь в Куровском

Величественная обитель с богатой историей была основана в 1858 году, с трудом пережила богоборческие времена и на сегодня является единственным монастырем в Орехово-Зуевском районе. А его колокольня изображена на гербе города Куровское.

Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь заложили по благословению митрополита Московского Филарета в особом месте и с особой целью: в то время в Куровском проживали старообрядцы, и Русская православная церковь стремилась с помощью такого миссионерского центра противодействовать расколу.

Адрес: городской округ Ликино-Дулево, г. Куровское, ул. Лесная, 24/1

Координаты: 55.580269, 38.882876

Режим работы: ежедневно, 6:00-20:00

Видеоэкскурсия по Спасо-Преображенскому Гуслицкому монастырю

Видео: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Построенная по распоряжению императора Александра I обитель стоит в непростом месте. Жители города рассказали строителю и первому настоятелю монастыря схиигумену Парфению (Агееву) о том, что, по преданию, на берегу реки Нерской еще до татаро-монгольского нашествия был храм. Таким образом священник и определился с «точкой». Изначально Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь в Куровском был деревянным, к концу 19 века — уже каменным.

Реконструкция монастыря продолжается и по сегодняшний день.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

С приходом советской власти обитель ждала горькая участь. Здесь организовали общежитие для работников Инвалидного дома, колонию для малолетних преступников, психиатрический диспансер. Насельников обители репрессировали, а колокольню превратили в водонапорную башню. В 1978 году она обрушилась, но Минкульт СССР признал ее памятником архитектуры и запретил снос.

С 1998 года монастырь стали возрождать. Десять лет спустя митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил главный храм. Реконструкция продолжается и по сегодняшний день. В планах — кровельные работы, восстановление на первом и втором ярусах колокольни храмов в честь иконы Божией Матери «Державная» и святителя Фотия, митрополита Московского.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Митрополит Филарет стоял у истоков строительства множества храмов, включая Елоховский собор и Храм Христа Спасителя. Святитель также основал восемь монастырей и четыре монастырских скита.
  • В историю он вошел и благодаря тому, что по распоряжению императора в 1823 году составил акт о престолонаследии от Александра I к Николаю I. Получается, за два года до кончины монарха. А в 1856 году короновал Александра II. Редактировал он и его «Манифест» по отмене крепостного права, обнародованный 19 февраля 1861 года.
  • Главный же труд жизни Филарета — перевод на русский язык Священного Писания. В 1994 он был канонизирован Русской православной церковью. Мощи святого находятся в Троице-Сергиевой Лавре.

Что посмотреть

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор почти полностью отреставрирован.
Фото: Дмитрий НЕУМОИН, lori.ru

Главный храм монастыря был построен в 1886 году по проекту известного архитектора Федора Горностаева. В настоящее время он частично еще находится на реставрации.

Храм Царственных Страстотерпцев

Храм был освящен в 2013 году.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Храм расположен в трапезном корпусе монастыря на втором этаже. Был освящен в 2013 году.

При Гуслицком монастыре в Куровском действуют школа милосердия, семейный клуб и даже клуб трезвости.

Успенский монастырь — главная пещерная обитель Крыма

Успенский пещерный монастырь Бахчисарай представляет с особой гордостью и благоговением, а причиной тому называют чудодейственное явление иконы Богородицы на том самом месте, где сейчас находится монашеская обитель. Неудивительно, что ныне она почитается как одна из главных православных святынь полуострова, ежегодно ее посещают тысячи паломников, приезжающих со всех концов постсоветского пространства.

Но немало среди приезжих людей, далеких от религии, так как и само место, и окрестности, в которых оно расположено, обладают немыслимой, ни с чем несравнимой красотой, захватывающей, чарующей и волнующей воображение смотрящего. Округа бывшей ханской столицы давно известна многочисленными пещерными объектами. Но ни один из них не привлекает столько внимания, как Свято-Успенский мужской монастырь, ставший своеобразной Меккой для людей с разнообразными интересами и предпочтениями.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится монастырь в Крыму?

Он расположен в южной части полуострова, недалеко от Бахчисарая, на склоне Крымских гор, в живописном ущелье Мариам-Дере.

Обитель на карте Крыма

Споры вокруг даты возникновения и история

Сегодня время, когда был заложен монастырь, доподлинно неизвестно, историки называют рубеж VIII-IX вв., но существует немало других версий. Общепринятой считается, что его основали в самом конце VIII века византийские монахи, почитатели икон, как и многие их собратья, бежавшие в глухие районы Тавриды во время Иконоборческого движения. Но есть в этом и много несоответствий.

В особенности позволяет усомниться в такой датировке и трактовке событий найденное археологами христианское кладбище, относящееся к VI столетию, отчего вопрос об основании приобретает еще более спорный окрас. Но, как известно, оплотом традиционных канонов в Византийской империи стал именно Крым. Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае был бы логической иллюстрацией этого. В начале IX века он уже существовал.

Ранняя история святыни – это сплошное белое пятно, о событиях, происходивших в нем фактически до XIV в. нет никаких сведений. Известно лишь, что в XIII веке – в связи со сложной политической ситуацией – он был закрыт и пребывал в запустении около сотни лет. Но в конце XIV столетия – благодаря поддержке московских великих князей – Успенский пещерный монастырь возродился. Получая щедрые субсидии из Руси на протяжении почти всей своей истории, он все же пребывал в плачевном состоянии и едва сводил концы с концами.

Пещерный комплекс этот во многом примечателен тем, что в 1475 г., в момент покорения Тавриды войсками Османской Порты, он каким-то образом сумел избежать разрушения. Оставаясь одним из немногих православных центров оставшихся невредимыми, мужской монастырь в XV в. превратился в резиденцию митрополитов Готфских, оставаясь ею на протяжении сотен лет.

Читайте также:  Ферапонтов монастырь: история и адрес монастыря, фрески

Период наибольшего развития начался для него с середины XIX века, когда тут воздвигли пять храмов, братские корпуса, несколько домов для паломников, а вокруг посадили чудесный сад. Существенную роль в г. Бахчисарай Успенский пещерный монастырь сыграл в годы Крымской войны, когда превратился, по сути, в госпиталь для русских солдат и матросов, защищавших Севастополь. Ярким напоминанием тех событий сейчас служат могилы 170 солдат и офицеров, похороненных на монастырском кладбище в 1854-1855 гг.

После установления в Крыму советской власти обители не так повезло, как после османского завоевания – в 1921 г. ее закрыли, всех монахов и послушников, найденных тут, расстреляли, а большинство церковных ценностей бесследно исчезло. Как и во время Крымской, в годы Великой Отечественной войны в ее стенах поместили госпиталь, а после окончания боевых действий, обустроили психоневрологический диспансер. Восстановили монастырь в 1993 г., когда были отремонтированы и отреставрированы почти все здания и храмы. Сегодня он является одним из крупнейших на полуострове.

Почему стоит посетить Свято-Успенский пещерный монастырь?

Как и находящийся неподалеку Бахчисарай, Свято-Успенский мужской монастырь многое пережил, но несмотря ни на что сейчас остается едва ли не главной достопримечательностью региона. Благодаря основательной реставрации его прекрасные белоснежные сооружения переживают второе рождение, привлекая посетителей практически первозданным обликом.

Главным, самым древним и известным сооружением является Успенская церковь, что словно нависает над обрывом, отвесно уходящим далеко вниз. Высеченная на самом краю, правильной, прямоугольной формы, она приковывает взгляды и возбуждает живой, трепетный интерес всех посетителей святыни. К храму ведет довольно высокая и широкая лестница, поднимающаяся почти от самого подножья горы, полностью восстановленная одной из первых.

Вдоль нее, слева, находится стена, где изображены наиболее примечательные и святые храмы планеты, с горстью земли, привезенной с тех мест и хранящейся рядом. Напротив церкви расположены монашеские кельи и помещения для хозяйственных нужд, целиком высеченные в скале, покрытые слоем белой штукатурки, создающей прекрасный контраст на фоне серого камня.

Внизу, у нижнего пролета лестницы, расположена Гефсиманская часовня, построенная в 1867 г. а рядом с ней – один из фонтанов того периода. Раньше они находились посреди прекрасного сада, разбитого здесь в 1850 г. – к сожалению, до сегодня от него осталось всего несколько деревьев. Сейчас на территории Свято-Успенского монастыря, ведутся работы по восстановлению пещерных храмов Марка, Константина и Елены, Иннокентия Иркутского и многих других строений.

Как добраться из Бахчисарая?

Как доехать до монастыря – наиболее актуальный вопрос последнего десятилетия у гостей Бахчисарая. Проще всего сделать это на автобусе №2, идущем от ж/д вокзала до Староселья, откуда около полукилометра придется пройти пешком.

На авто добраться до Свято-Успенской обители можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Басенко, Бахчисарай, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.745109, 33.910243.
  • Телефон: +7-365-54-4-74-74.
  • Официальный сайт: http://www.lavra.crimea.ua/

Фото Свято-Успенского монастыря в Крыму, как и отзывы о нем, могут только привлечь внимание желающих посетить это удивительное место. А навестить его стоит в любое время года. Он одинаково интересен и зимой, и летом, как и его чарующие окрестные пейзажи. Сделать это несложно, между прочим, отправляясь в Бахчисарай на отдых – стоит лишь ненадолго покинуть город. А рядом с ним вы обнаружите еще один пещерный памятник прошлого – городище Чуфут-Кале, куда тоже ходит немало экскурсий.


Самый древний монастырь в России

Фоторепортаж

Самый древний монастырь в России

Первое упоминание о самом городе Муроме в «Повести временных лет» относится к 862 году, а о Спасо-Преображенском монастыре – к 1096 году. Однако есть все основания полагать, что он был заложен еще раньше, во времена княжения благоверного князя страстотерпца Глеба.

Получив в удел от своего отца великого князя Владимира Красное солнышко Муром, юный князь Глеб Владимирович, приехал сюда не просто княжить, а с целью обратить местное население в православную веру. Он не встретил радушного приема у муромлян и был вынужден поселиться за пределами города. Глеб Муромский построил свою резиденцию на берегу реки Ушня в двенадцати верстах от города, а на высоком берегу Оки устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, и затем – монашескую обитель.

В 1015 году Глеб и его брат Борис были вероломно убиты, а на Руси началась эпоха кровавых междуусобиц. Но и в такое тяжелое время Спасо-Преображенский монастырь продолжал оставаться центром православия на муромской земле.

Благодарность Ивана Грозного

Новое упоминание о Спасо-Преображенском монастыре относится уже к эпохе Ивана Грозного. В 1552 году царь предпринял третью попытку захватить Казань. Муром стал боевым лагерем великого князя: на берегу Оки раскинулись воинские шатры, здесь готовились плоты и струги для переправы. Молясь о даровании победы практически под стенами Спасо-Преображенского монастыря, царь дал обет: в случае взятия Казани построить в Муроме новые храмы.

Иван Грозный сдержал свое слово: вскоре после похода на Казань в Муроме началось каменное строительство, и вскоре город украсили четыре новых каменных храма. Тогда же был отстроен и новый собор в Спасо-Преображенском монастыре. Государь не забывал обитель на протяжении всего своего правления, делал немалые денежные вклады, подарил церковную утварь, облачения, книги.

Икона Божией матери «Скоропослушница» – спасительница обители

В последующие годы на долю Спасо-Преображенского монастыря выпало немало испытаний. Он был разграблен в годы Смуты, пострадал от церковных преобразований Петра I и от проводимой Екатериной II политики секуляризации монастырских земель. Спасский собор даже пришлось закрыть по причине ветхости: в нем было опасно служить, поскольку в любой момент могли обрушиться стены. Литургия в обители не могла совершаться из-за отсутствия хлеба и вина.

Но даже обедневший монастырь не утратил своего значения и продолжал славиться своей библиотекой с уникальным собранием древних памятников письменности.

А в 1878 году произошло настоящее чудо, с которого началось возрождение обители. Настоятель архимандрит Антоний (Ильенов) привез со Святой горы Афон чудотворную икону Божией матери «Скоропослушница», которая стала главной святыней обители. Многие отмечают, что лик Богородицы меняется в зависимости от событий дня – на праздники она радостна и улыбается, а когда происходят трагические события – темнеет и печалится.

Икона Божией матери «Скоропослушница» спасла монастырь от разорения: с ее появлением вдруг стали поступать деньги и пожертвования. На эти средства были восстановлены храм и настоятельский корпус, построен братский корпус, отреставрированы стены.

«Страшный» XX век

Останки, найденные на территории уничтоженного в советское время монастырского кладбища

В 1918 году в монастыре вспыхнул антибольшевисткий мятеж, в результате братию обвинили в поддержке белого движения, а монастырь закрыли и отдали под руководство военного ведомства. Часть имущества была передана Муромскому музею, а сам монастырь в 1930-х годах заняла воинская часть. В братских корпусах были устроены казармы для солдат, в Спасо-Преображенском соборе – спортивный зал. Некрополь, который находился за апсидами Покровского храма и Спасского собора, был разрушен, а на его месте был устроен плац. Солдаты маршировали по сути по костям захороненных здесь людей…

Часовня, где находится костница

После возвращения Спасо-Преображенского монастыря церкви плац был разобран, и на месте бывшего кладбища было обнаружено огромное количество останков из поруганных захорошенений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница. На ее стене выбита надпись: «Помни всякий брат: мы были как Вы, Вы будете как мы».

Новое возрождение Спасо-Преображенского монастыря

В 1995 году Спасо-Преображенская обитель была возвращена Церкви. Большую роль в спасении и возрождении монастыря сыграл академик Дмитрий Лихачев, обратившийся с ходатайством о возрождении обители к патриарху Алексию II. Ее наместником был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). Он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…».

На помощь вновь пришла икона Божией Матери «Скоропослушница», которая на протяжении почти 80 лет хранилась в запасниках муромского музея и наконец вернулась в монастырь. Восстановление пошло быстрыми темпами: в обители собралась братия, нашлись благотворители и опытные помощники.

Подсобное хозяйство монастыря

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – один из самых красивейших монастырей Мурома. В настоящее время на территории монастыря расположены два больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус.

Достопримечательности обители

Икона Божией Матери «Скоропослушница», которая сыграла такую важную роль в истории Спасо-Преображенской обители, сейчас находится в Покровской церкви монастыря. Здесь же установлен мироточивый крест с частицей Животворящего Креста Господня. Рядом находится икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его ризы, икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских Чудотворцев.

В нижнем храме Покровской церкви находится рака с частицей мощей преподобного Илии Муромца, легендарного защитника Русской земли родом из Мурома. В конце он был пострижен в монахи в Киево-Печерском монастыре и прославлен в лике святых в 1643 году. Раку украшает скульптурный образ богатыря, который был воссоздан по нетленным мощам святого известным скульптором Сергеем Никитиным.

В 2005 году на берегу Оки была построена церковь Сергия Радонежского, особенностью которой являются колокола-била, отлитые по старинным «рецептам». Звонить в эти колокола могут все желающие, поэтому во время прогулки по монастырю в любое время можно услышать колокольный звон.

Своего рода достопримечательностью является и работающая в монастыре пекарня. Испеченный здесь хлеб пользуется повышенным спросом у местных жителей и гостей города. На территории обители пекут и калачи, символ Мурома, а монастырские просфоры расходятся по всем храмам муромской епархии.

Как добраться:

Адрес Спасо-Преображенского монастыря: город Муром, улица Лакина, дом 1.

Доехать до обители из Москвы можно поездом с Казанского вокзала до города Муром. В Муроме удобнее всего взять такси – доехать до монастыря можно всего за сто рублей.

Можно добраться до обители и на автомобиле – по Горьковскому шоссе до Мурома.

Ссылка на основную публикацию