Преображенский собор в Белгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Белгородское чудо

Паломники со всей России приезжают в этот окраинный храм

Есть на окраине Белгорода, в месте, именуемом Кошары (а когда-то здесь было село Архангельское), Крестовоздвиженский храм, построенный в 1862 г., в связи с удивительным событием, чудом… Храм этот не столь, конечно, знаменит, как, скажем, его соименник и ровесник, бочком прилепившийся к Ливадийскому Царскому дворцу. Но своя история — у него есть.

О постройке Кошарской церкви в честь Воздвижения Креста Господня описатель Дренякин сообщал в книге «Белгород с уездом» (1882), уже через двадцать лет после освящения храма — что строительство велось на средства графини Анны Варламовны Богданович (Ластовской) и купцов виноделия, братьев Николая и Егора Мухановых. Более поздние источники давали также дату 1863 г.

…У входа в храм очень людно. Праздничная служба идет в церковном дворе, правит ее в этом году протоиерей Олег Кобец, настоятель кафедрального Преображенского собора Белгородской и Старооскольской епархии, в сослужении двух протоиереев — настоятеля Крестовоздвиженского храма Иоанна Борчука и благочинного прихода свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Сергия Колия.

Еще один батюшка, клирик храма Владимир Чумаков принимает исповедь у южной стены, в тени могучего древа. В самом начале молебна под столик к о. Владимиру приходит похожий на западно-сибирскую лайку большой черный пес с белой опушкой лап, судя по всему, «свой», ибо укладывается основательно, а позже — уходит «в народ», мирно и утешительно дремать на боку прямо у ног стоящих прихожан.

Служебное пение и все возглашения слышны хорошо — подзвученные качественной усилительной техникой, которая установлена на микроавтобусе у храмовой ограды. Столь же внятно слышно и прекрасное пение мужского хора — сегодня это четверо из митрополичьего хора под управлением о. Николая Кацы, разместившихся под другим высоким деревом.

От ворот красивой ажурной ограды до входа в храм тянется любовно выложенная на асфальте нарядная травяная дорожка, украшенная головками осенних цветов, народ благоговейно стоит по обе стороны от нее.

Слева, рядышком, высится голубенькая, с золотым шлемовидным куполом, часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, возведенная над глубинной скважиной и освященная митрополитом Иоанном совсем недавно, в 2010 г.

В часовню выстроились богомольцы, поскольку именно в ней и установлен для поклонения чудотворный Кошарский Крест XVIII в., белгородская святыня.

В часовенке набирают и воду из краников бювета — она построена на месте святого источника, где был обретен Чудотворный крест.

Работы по восстановлению кошарского целебного источника, за десятилетия безбожной жизни оказавшегося в забвении, были закончены лишь к 1998 г., уже в новейшие времена, при настоятеле храма о. Иоанне Борчуке, когда приходская жизнь заметно ожила: начались капитальный ремонт и реставрация храма, благоустройство территории.

За часовней вдали видны гигантские, страшноватые красно-полосатые трубы цемзавода, храм стоит на пригорке у самой трассы, сегодня тут много автомобилей, все прибывающих и прибывающих. Вот молодая особа выскочила из такси, набросила покров на главу и, словно враз отбросив спешку и суету, тихонько двинулась к храму. Прибыла и машина с надписью «Мир Белогорья. Телекомпания», с неизменным свидетелем и хроникером таких событий, народным артистом России Виталием Стариковым и телеоператором. На одном из припаркованных у самых врат красном авто обращает на себя внимание наклейка на заднем стекле — с флагом Новороссии (Андреевский синий косой крест в белой окантовке, на красном фоне) и слоганом «Я за Новороссию!».

Отец Олег произносит прочувствованное слово о празднике, о разысканиях Креста Господня царицей Еленой, о сопутствовавших этим событиям чудесах, говорит о восхождении Христа на Крест, о духовном космическом смысле этого события, прилагая его к жизни и крестной ноше каждого христианина.

Причащаются православные у троих батюшек, народу много. Подносят младенцев, смиренно стоит с грудничком на руках молодой — высокий и несокрушимый — папа в черной футболке с надписью на спине «Россия. Военно-морской флот».

Потом свершается Крестный ход — чудотворный кошарский Крест по возобновленной традиции православные обносят вокруг Крестовоздвиженского храма, с остановками по четырем сторонам света, во время которых батюшки читают Евангелие. Этот обычай возрожден с 1999 г., в том же году для Креста был изготовлен специальный киот.

История обретения Чудотворного Креста, вызвавшего к жизни кошарский храм, такова. Рассказывают, что здесь, в Кошарах, еще во времена святителя Иоасафа, который, напомним, был на Белгородской епископской кафедре с 1748-го по 1754 г., жил богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме и находился Крест, присланный родным братом, послушником монастыря Святой Горы Афон. Однажды, раздраженный тем, что на охоте звери разорвали его любимую собаку, помещик «остановил взгляд на Кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото», дескать, ничего чудотворного в Кресте, оказывается, нет, и не приносит он «никакой пользы».

Предание сообщает, что хозяин имения впоследствии умер «лютой смертью грешника».

А в конце XVIII в. произошло чудо: один слепец «во сне услышал голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне — тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник».

Весть об обретенном Кресте разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов.

Сначала Крест был обустроен на подмостках, а позже перенесен в каменную часовню, построенную землевладельцем Пузановым, а еще позже — в Белгородский Николаевский монастырь, где и находился около трех десятилетий.

К Чудотворному Кошарскому Кресту и целительному роднику паломники прибывали даже из очень далеких мест. И проводили здесь по месяцу и дольше. Собиравший материалы о чудесных исцелениях отец Порфирий Амфитеатров в начале ХХ в. выстроил здесь странноприимный дом. Сообщалось, что у Чудотворного Креста и целительного родника регулярно служились молебны, и при большом стечении богомольцев Крест из храма выносился и устанавливался на специальных подмостках у колодца.

Интересны детали кошарской прихрамовой жизни. По воспоминаниям местных жителей, в летние месяцы ученики церковноприходской школы, помогая работникам храма, записывали имена людей для церковной молитвы об их здравии. За такую работу каждый юный писарь, по благословению священника, получал вознаграждение — одну копеечку от каждого заказчика молебна. Нередко, в периоды обильного притока паломников, крестьянская детвора, усвоившая грамоту, вносила своими трудами ощутимый вклад в бюджет своих семей.

Отец Порфирий записал рассказы о двенадцати случаях улучшения здоровья или полного выздоровления после молитв у святого Креста и целительного родника.

Старожилы Кошар чаще других вспоминают трогательную историю, рассказанную Марией Сергеевной Зубаревой. «Незадолго до октябрьских событий 1917 г. хористы (в их числе и ученица церковноприходской школы Маша Зубарева) собрались в храме на очередную спевку. Но батюшка сообщил, что занятие в этот раз отменяется: приехала женщина с больным сыном и просит отслужить молебен Чудотворному Кресту. Во время молитвы сильно утомленный дорогой больной юноша стал заметно бодрее, и мать, окрыленная надеждой, приняла решение остаться в Кошарах на более длительный срок. Почти все лето провели паломники из Пензы у кошарских святынь. И деревенские ребятишки с интересом наблюдали за тем, как вначале парализованного юношу на коляске возила мать, как он делал первые самостоятельные шаги» и как оставил коляску, как в конце лета решительно, пешком, с чемоданом отправился на железнодорожную станцию. И потом прислал из Пензы благодарственное письмо церковному старосте и всем, с кем успел здесь подружиться, кто отнесся к нему с теплом и помогал.

Жители Кошар оставили очень теплые воспоминания о священнике Порфирии Ивановиче Амфитеатрове — публицисте, педагоге Белгородского Духовного училища, заведующем церковноприходской школой, считавшейся одной из лучших в Курской епархии, добром пастыре и молитвеннике, наставнике и печальнике о страждущих. О. Порфирий был настоятелем Крестовоздвиженского храма с 1898 по 1915 гг. А потом — настоятелем Успенско-Николаевского собора Белгорода, начальный вклад в строительство которого, напомним, дал в 1709 г. Император Петр Великий, направлявшийся через Белгород и Харьков на Полтавскую битву.

О. Порфирий был арестован и расстрелян почти одновременно с епископом Никодимом (Кононовым), священномучеником, честные мощи коего были обретены в 2012 г. неподалеку от пещерки свт. Иоасафа и теперь покоятся в Троицком домовом храме Белгородской митрополии. Однако тело о. Порфирия прихожанам, увы, найти не удалось.

Рассказывают поразительную историю из времен воинствующего безбожия, когда большевики, изъяв в 1922 г. из Крестовоздвиженского храма «22 предмета из серебра весом 1 пуд 5 фунтов 11 золотников», решили, что называется, посягнуть на главную святыню храма. Как рассказала полвека спустя внучка священника Виктория Стефановна Литвинова, в 1927 г. представители безбожной власти, после антирелигиозной агитации, приступили к решительным действиям. Член губернского партийного комитета Кравцов самолично сорвал в храме чудотворный Крест и бросил его на подводу, после того как местные жители отказались это сделать. Он уселся на Крест и сказал: «Ну вот и весь ваш Бог, ничего он мне не сделал. И вам ничего не делал». …

Читайте также:  Храм Покрова Богородицы в Филях: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Но отъехал «товарищ Кравцов» не очень-то далеко: на перекрестке улиц Гостенской и Полянской (в советское время ул. Фрунзе, ныне просп. Славы) он был убит молнией.

Свидетели подчеркивают, что небо в тот день было ясное, и лишь ненадолго появилась маленькая тучка, с небольшой грозой.

Крест был возвращен на прежнее место, но сам храм в начале 1930-х — закрыт. Ктитор Мария Ивановна Киреева, отправившись в Москву, добилась личного разрешения у «всесоюзного старосты» М.И. Калинина на открытие храма. Богослужение здесь не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. К счастью, храм не был подвержен разорению, и в нем сохранилось несколько старинных икон — например, икона Божией Матери «Скоропослушница», а также образ Архистратига Михаила.

О благодатной помощи Чудотворного Креста собраны свидетельства и в наши дни. Есть рассказ москвички Галины Николаевой, исцелившейся в 1999 г. от сильной кожной аллергии. И преподавателя биологии Ирины Викторовны Горбунцовой, у которой после литургии в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вернулись чувствительность и частичная подвижность пальцев правой руки, утраченная прежде в результате неизлечивавшейся невропатии правого локтевого нерва.

О нескольких случаях новейших чудесных исцелений от Кошарского Креста рассказала матушка Светлана Кобелева в статье «Сила Божия в немощи совершается», опубликованной в газете «Белгородские епархиальные ведомости» в 2002 г.

В Крестовоздвиженский день мы с особым чувством повторяем эту молитву: «О дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоставный Крест Христов, у подножия твоего во прах распростертый, поклоняюся ти, честное Древо, отгоняющее от нас всякое демонское стреляние и освобождающее нас от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо жизни, ты еси очищение воздуха, освящение святаго храма, ограждение нашего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает мя со дня моего крещения, оно со мною и на мне во вся дни живота моего на суше и на водах, оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой, оно бо, святое знамение Чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и праведнаго Суда Божия.

О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу твою, огради мя от всякаго врага и супостата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя.

Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго. Аминь».

…Отец Олег, возглавляющий Крестный ход, окропляет и окропляет нас всех святой водой. Удивительное все же дело: летит три-пять капель, а попадает на каждого! С тем и расходимся, — радостные.

Храмы Белгородской области
Город Белгород

Преображенский кафедральный собор

Адрес: 308000, г. Белгород, ул. Преображенская, 63-В.
Телефон: (4722) 32-01-82, 32-44-06, 33-68-25.
Настоятель: протоиерей Олег Николаевич Кобец.
Духовенство храма: протоиерей Николай Герасимович Кобец, протоиерей Борис Владимирович Лаврушин, протоиерей Виктор Иванович Кравец, протоиерей Виктор Александрович Толстиков, иерей Алексий Сергеевич Куренков, иерей Димитрий Владимирович Карпенко, иерей Андрей Игоревич Хвыля-Олинтер, протодиакон Игорь Евгеньевич Панкратов, диакон Владимир Олегович Тимофеев, диакон Алексий Александрович Махонин.

Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма в 1813 году. Архитектор — Евгений Алексеевич Васильев. (По его проектам были возведены университетский храм и колокольня Успенского собора в г. Харькове). В начале XX века приход храма исчислялся 186 горожанами. При храме действовала двухклассная церковно-приходская школа. В конце 20-х годов XX века, после закрытия Свято-Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. Но в 1962 году он также оказался в числе храмов, подлежащих закрытию. Здание храма было передано областному краеведческому музею.

В 1990 было начато Богослужение в Ильинском приделе. Полностью собор возвращен Церкви в июле 1991 года.

В сентябре 1991 года в Преображенский кафедральный собор были перенесены мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца (1705-1754 гг.), которые сегодня являются главной святыней Белгородской и Старооскольской епархии. 17 сентября 1911 г., согласно Определению Святейшего Синода, одобренному императором Николаем II, состоялось прославление епископа Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей. До декабря 1920 г. святые мощи покоились в Свято-Троицком соборе города Белгорода. В это время они были вскрыты большевиками и отправлены сначала на несколько месяцев в Курск, затем в Москву, в музей наркомзема.

Но нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского и в Москве оставлять становилось «опасно». К ним шли толпы паломников, чтобы приложиться. Мощи срочно вывезли в Ленинград, в Казанский собор. (Тогда в соборе располагался музей религии и атеизма). Вначале мощи пытались выставлять напоказ в северном приделе собора — напротив могилы М.И. Кутузова. Но тогда в точности повторилась московская история. В 1970 году директор Ленинградского музея религии и атеизма получил указание имеющиеся мощи убрать из музея. Но мощи святителя Иоасафа решили перепрятать на чердаке Казанского собора работники музея Аркадий Васильевич Соколов и Владимир Иванович Прудников.

Этот факт они более двадцати лет хранили в строжайшей тайне. И только в 1991 году тайна была раскрыта Аркадием Васильевичем своей дочери. В том же году вновь обретенные мощи после проведенной идентификации привезли в Москву, где они до сентября находились в патриаршем Богоявленском соборе. Затем раку с нетленными мощами перевезли в Курск. И ровно через восемьдесят лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в его престольный град.

С середины 1990-х гг. в епархии установлена новая благочестивая традиция: ежегодно 19 августа, в праздник Преображения Господня, мощи святителя Иоасафа крестным ходом переносятся из Преображенского кафедрального собора в Николо-Иоасафовский собор, где пребывают до 16 сентября, когда после малой вечерни с акафистом переносятся крестным ходом в Преображенский кафедральный собор. Там совершается всенощное бдение. 17 сентября, в день прославления (1911 г.) и второго обретения мощей святителя, в соборе совершаются на трех престолах три Божественные Литургии (в 3 часа ночи, 6 часов утра и 9 часов утра — архиерейским служением) и молебен у мощей святителя. Всенощное бдение, три Божественные Литургии и молебен совершаются в кафедральном соборе также 23 декабря, в день преставления (1754 г.) святителя.

Особо почитаемой святыней Преображенского собора стала чудотворная икона Святителя Николая, именуемая «Николай Ратный», которой более 500 лет. По преданию, она защитила жителей шебекинского села Устинка от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой Святителя Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары, увидев крестный ход, остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. Остальное войско поворотило назад. О случае бескровной, беспримерной победы был рассказ в каждом дореволюционном выпуске книги-справочника «Православные святыни». В настоящее время ежегодно, в мае, с иконой «Николая Ратного» совершается крестный ход из Белгорода в село Устинка.

Еще одной святыней Преображенского собора является икона Божией Матери «Знамение». Эта икона была изготовлена в начале XX века. В качестве музейного экспоната икона была представлена на выставке, посвященной жизни и трудам святителя Иоасафа. В один из дней работы выставки сотрудники музея заметили, что лики Богоматери и Богомладенца просветляются. Руководством музея было принято решение — передать необычную икону в Преображенский собор. Случилось это в начале декабря 1998 года. Собор является памятником архитектуры, построенным в стиле русского классицизма. Один из двух сохранившихся в Белгороде пятиглавых храмов.

Преображенский собор в Белгороде: адрес, расписание богослужений

В 90-е годы одним из результатов перестройки стало возвращение верующим города Белгорода кафедрального Преображенского собора. Это событие послужило началом возрождения одного из крупнейших духовных центров России. Сегодня духовенством собора проводится широкая работа по религиозному просвещению прихожан, столь необходимая после долгих десятилетий господства атеистической пропаганды.

Деревянная Преображенская церковь

Предшественницей нынешнего Преображенского собора в Белгороде была деревянная церковь, освящённая в честь великого церковного праздника, ─ Преображения Господня. По мнению исследователей, она находилась на территории Старого города, именуемой Ногайской стороной, о чём свидетельствуют записи в Писцовых книгах, ранняя из которых датируется 1626 годом.

Из того же источника известно, что её причт владел весьма обширными земельными угодьями, раскинувшимися на противоположном берегу Северского Донца. Ему принадлежали не только пахотные наделы, но и богатые рыболовные угодья. Сохранилась эта церковь и после того, как в 1646 году, ввиду строительства новых оборонительных сооружений, город был перенесён на правый берег Северского Донца.

Благое начинание

Неподалёку от неё имелась ещё одна, также деревянная Ильинская церковь. Когда к началу XIX века обе они весьма обветшали и подлежали сносу, по инициативе местного городничего И. П. Леонтьева было решено вместо двух деревянных церквей возвести одну каменную. Он же выбрал для будущей постройки подходящее место на Базарной площади, недалеко от Курской улицы, носящей сегодня имя Попова. Так зародилась идея создания в Белгороде Преображенского собора.

Любое доброе начинание, а особенно такое грандиозное, как постройка Божьего храма, требует материальной базы. В связи с этим был объявлен сбор средств, в котором приняли участие все жители округи. Как издревле повелось на Руси, наряду с представителями обеспеченных слоёв населения ─ дворянства и купечества, пожертвования на богоугодное дело вносили даже те, кому для этого приходилось жертвовать последними копейками.

Читайте также:  Мужской монастырь святителя Луки в с. Лаки: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Храм-памятник

Когда, наконец, необходимая сумма была собрана, озаботились созданием проекта будущего собора, работу над которым поручили харьковскому архитектору Евгению Алексеевичу Васильеву. Это был хоть и молодой, но уже прекрасно зарекомендовавший себя зодчий. Достаточно сказать, что в своё время секреты мастерства будущий создатель Преображенского собора в Белгороде постигал в мастерской, руководимой лучшим петербургским педагогом Д. Кварнеги ─ автором многих нашумевших тогда проектов.

Поскольку работы по возведению и отделке Преображенского собора (адрес: Белгород, ул. Преображенская, 63-В) завершились в 1813 году, было решено посвятить его победе России над наполеоновской армией. Традиция возведения храмов-памятников имеет в нашей стране давнюю историю, и поэтому столь патриотическая идея была встречена всеобщим одобрением.

В течение всего XIX и начала XX века Преображенский собор хоть и не являлся кафедральным, но по числу прихожан был одним из первых в городе. При нём постоянно действовала двухлетняя церковно-приходская школа, а также несколько учебных мастерских, в которых дети из беднейших семей могли получить навыки некоторых ремёсел. Характерно, что, согласно документам, сохранившимся в городском архиве, соборный причт не получал от епархиальных властей жалованья, а для своего содержания имел некоторые отхожие промыслы, в том числе и торговые лавки, сдававшиеся в аренду.

Лихие времена

Когда после октябрьского переворота по всей России прокатилась волна антирелигиозных кампаний и тысячи храмов были закрыты или отобраны у верующих, а затем осквернены нецелевым использованием, прихожанам Преображенского собора в Белгороде долгое время удавалось сохранять их святыню. Сейчас даже трудно представить, каких огромных усилий и жертв это стоило. Тем не менее собор уцелел, а в 1925 году даже стал кафедральным после закрытия храма Пресвятой Троицы, имевшего этот статус на протяжении многих лет.

В конце 20-х годов собор неоднократно пытались закрыть. Поводом к тому послужила очередная, и на этот раз особенно масштабная волна антирелигиозных кампаний. В городском музее ныне можно увидеть пожелтевший номер газеты «Белгородская правда» за 1929 год, в котором автор передовой статьи обращался к партийным и хозяйственным органам с призывом закрыть в Белгороде Преображенский собор, а его здание переоборудовать под хранилище зерна. Однако на этот шаг городские власти так и не решились, и собор продолжал действовать ещё более трёх десятков лет.

Собор, превращённый в музей

Закрыли главную городскую святыню лишь в 1962 году, когда Хрущёв потребовал от местных партийных органов ужесточения борьбы с «религиозным дурманом» ─ так принято было говорить в те годы. Однако здание собора, к счастью, не снесли и не переоборудовали под производственные или складские помещения. В нём был создан областной краеведческий музей, что уберегло памятник архитектуры от разрушения.

Поскольку собор имел достаточно внушительные размеры, местные краеведы сумели разместить в шестнадцати залах, на которые был разделён его внутренний объём, экспозицию, состоявшую из 4,5 тыс. экспонатов. Она помещалась на двух этажах и занимала площадь 1116 м². Пытались даже открыть в купольной части планетарий, но это так и осталось лишь в проектах.

Возрождение святыни

Когда же в конце 80-х годов в стране повеяли ветры перестройки и отношение государства к церкви изменилось, то перемены коснулись и Преображенского кафедрального собора в Белгороде. В 1990 году он был возвращён верующим, после чего начались восстановительные и реставрационные работы, средства на которые, как и в прежние времена, собирались всем миром.

Тогда же было совершено его освящение. В сентябре следующего года произошло весьма знаменательное событие: при стечении нескольких тысяч верующих в него крестным ходом были перенесены мощи святителя Иосафата Белгородского, второе обретение которых произошло незадолго до этого.

Службы в Преображенском соборе (Белгород)

Сегодня при храме действуют религиозная библиотека, воскресная школа, методический кабинет, катихезаторские курсы и музыкальный театр «Лествица». Но, кроме того, в полном объёме совершаются все службы, предусмотренные Уставом РПЦ. Расписание богослужений в Преображенском соборе Белгорода выглядит следующим образом: с понедельника по субботу утренние службы, включающие литургию, начинаются в 8:00, а в воскресные дни они совершаются в 8:30 и 9:30; вечерние же богослужения как в будние, так и в праздничные дни начинаются в 17:00.

Преображенский собор Белгород

Содержание:

У Преображенского собора в Белгороде за спиной — два века истории. Побывал он за это время и приходской церковью, и складом, и краеведческим музеем; его украшали, разоряли, реконструировали. В новейшее время выяснилось, что всё это было лишь подготовкой, своеобразным предисловием к главной роли в судьбе храма — роли белгородского кафедрального собора.

Строительство Спасо-Преображенского собора Белгорода

Со времени основания Белгорода в его стенах находился деревянный Преображенский храм. К началу XIX столетия он пришел в аварийное состояние. Был тогда в Белгороде и еще один храм — Ильинский. В 1805 году возникла идея упразднить эти храмы, заменив их новым каменным Преображенским собором, вместительным, выстроенным в новейшем архитектурном вкусе.

Место для Преображенского храма выбрали видное — на Базарной площади, «между присутственными местами и красными рядами». Закладка собора состоялась в 1807 году. Деньги на строительство собирали всем миром. Сама стройка продлилась шесть лет. В августе 1813 года, на волне патриотического подъема, вызванного изгнанием французов из России, новый Преображенский собор Белгорода был освящен.

Изначально Преображенский собор был трехпрестольным — главный престол в нем освятили в честь Преображения Господня, придельные — во имя Илии Пророка и святого благоверного князя Александра Невского. С устройством в 1833 году второго (теплого) этажа над трапезной добавились еще два придела; при этом Александро-Невский придел переосвятили во имя Жен Мироносиц, наверху же были Богоявленский и Знаменский приделы. В конце 1880-х годов последние оказались упразднены, а второй этаж переоборудовали в хоры.

Преображенский храм Белгорода история

В XIX веке Преображенский храм вел тихую жизнь приходской церкви.

Грабить Преображенский собор Белгорода начали уже вскоре после революции — «изъятия церковных ценностей» происходили в 1922 (в ходе общероссийской кампании «помощи голодающим») и 1923 годах. В условиях непрекращающейся агрессии безбожников церковь протянула до 1934 года, когда все-таки была закрыта и передана под полковой клуб.

В 1942 году немецкие оккупационные власти разрешили возобновить в ней богослужения. Во время боев в Белгороде церковное здание было повреждено угодившими в него снарядами, что не помешало храму, отремонтированному силами верующих, остаться действующим и после освобождения Белгорода от фашистов. В пору потепления отношений между Церковью и государством так происходило повсеместно — храмы, открытые при немцах, продолжали функционировать после их изгнания. Продолжали — до поры до времени, а точнее — до хрущевских гонений.

В 1962 году здание вновь упраздненного Преображенского собора передали краеведческому музею, который, после десятилетней реконструкции, и открылся в нем в 1973 году.

В перестроечные годы все громче и громче зазвучали голоса, требовавшие вернуть собор верующим. На волне перемен власти их услышали. С сентября 1990 года возобновились богослужения в возвращенном Церкви Ильинском приделе. Весь храм планировалось освободить к началу 1993 года, однако музейщики покинули его раньше — в августе 1991 года.

Этой датой открывается новейшая эпоха в истории Преображенского собора.

Спасо-Преображенский собор Белгорода внутри

Главный вход в Преображенский собор, как и в большинстве храмов, устроен с запада — через паперть под колокольней. В соответствии с традиционным планом храмового здания, далее следует трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом.

Основная часть в плане Преображенского собора представляет собой неравноконечный кресте мощным куполом на световом барабане, соединенном со столпами с помощью парусов. Слева (к северу) от центрального иконостаса устроен придел, освященный во имя Илии Пророка; справа (к югу) — придел, освященный в честь иконы Божией Матери «Знамение». У столпа, отделяющего центральный придел от южного, помещена украшенная резной сенью рака, в которой почивают мощи святителя Иоасафа Белгородского.

Придельные иконостасы — весьма просты, они имеют один ярус. Двухъярусный позолоченный центральный иконостас смотрится торжественнее и богаче, что, вообще говоря, вполне логично. Его выполнили в пору возрождения Преображенского собора, в начале 1990-х годов. Иконы написаны белгородскими художниками и иконописцами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

К западной стене основной храмовой части, на высоте второго этажа, примыкают хоры.

Что касается общего впечатления, то следует отметить, что интерьеры Преображенского собора оказываются гораздо пышнее и праздничнее его внешнего вида, в чем при желании можно усмотреть некую концептуальную мысль: внутреннее, дабы не возникало обмана, и должно быть богаче внешнего. Или, в предельном случае, равнозначно, равновелико ему.

На создание торжественного настроения внутри собора работает абсолютно всё: и многочисленные святыни, и тяжелая барочная резьба «под золото» киотов, и плавность арочных пролетов, и, может быть более всего, сплошная роспись храма. В 1887 году стены Преображенской церкви были «выбелены по штукатурке мелом». Но то был рядовой приходской храм, кафедральному же собору пристало иное оформление.

В 1999 году артель мастеров расписала купол. Росписи стен выполнялись позже и были завершены в 2005 году.

Читайте также:  Владимирский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

Адрес собора: 308000, г. Белгород, ул. Попова 56, тел.: +7(4722)26-19-70

Расписание богослужений на ФЕВАЛЬ

На протяжении двенадцати дней, начиная с Рождества Христова и до Крещения, длятся так называемые «святые дни» или святки. Они называются также святыми вечерами в честь воспоминания о событиях Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Признавать святость этих двенадцати дней Церковь начала с древних времен. Указанием на это.

К 75-летию великой Победы. Воинский подвиг святого князя.

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Марк 8,35)

Великий защитник земли Русской, князь Александр Невский родился в 1220 году. Отец его, Ярослав, был третьим сыном Всеволода Большое Гнездо – участника знаменитой «Игоревой битвы». Дедом Ярослава по отцовской линии являлся великий князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, а прадедом – знаменитый Владимир Мономах. Мать Александра, Феодосия.

Расписание богослужений на НОЯБРЬ

В XI веке от Рождества Христова киевский летописец Нестор поставил вопрос, который не перестает занимать умы специалистов вплоть до настоящего времени, – откуда пошла Русская земля?

По свидетельству историка Церкви, «густой мрак скрывает от нас начало исторической жизни русского народа и вместе с тем начало его знакомства с христианской религией».

Автор «Повести временных лет» преподобный Нестор повествует.

В нашем соборе действует Воскресная школа для детей и взрослых

Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Прежде чем говорить о патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы войны, следует остановиться на её состоянии в довоенный период. Дело в том, что уже к началу 1937 года Церковь в Советском Союзе была почти полностью разгромлена. В Киеве оставалось только 2 действующих храма, 3 священника и 1 диакон (для сравнения, до революции в Киеве было 1750 церквей). В Одессе была только одна церковь. В столице Белоруссии Минске оставался только 1 храм (старая кладбищенская церковь на окраине города, где отпевали покойников). Правда, было ещё два католических костела, но в одном размещался архив НКВД, а в другом показывали кино. Во многих городах не осталось ни одного действующего храма.

Расписание богослужений на ОКТЯБРЬ

В конце 68 года от Рождества Христова в Римской империи стала распространяться таинственная книга «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова», в которой были предсказаны судьбы Церкви и всего человечества.

Книга эта так велика и таинственна, что Церковь никогда не читает её за богослужением. За эту пророческую книгу Иоанна называют единственным пророком среди апостолов и единственным апостолом среди пророков.

Он единственный из учеников Христа, умерший ненасильственной смертью. Чувствуя приближение.

Расписание богослужений на СЕНТЯБРЬ

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Мариии.

Пресвятая Дева Мария появилась на свет в Палестине. Её родителями были Иоаким из рода царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Праведные супруги были бездетными до старости и глубоко переживали это горе. Однако надеясь на милосердие Божие, они.

Расписание богослужений на АВГУСТ

Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа. (Спас на холсте).

На сегодняшний день известны два изображения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Оба они находятся в Италии — один в монастыре св. апостола Варфоломея, другой — в итальянском городе Турине, более известный как.

Расписание богослужений на ИЮЛЬ

Память святого равноапостольного князя Владимира

С Владимира Святого начинается официальная история Православной Церкви в России. Однако это вовсе не значит, что до него на Руси не было христианства: достаточно вспомнить о значении в русской христианской памяти святой Ольги — «утренней зари, предваряющей солнце».

По словам летописца, еще до крещения Руси христианство.

Расписание богослужений на ИЮНЬ

Вознесение Господне. Двунадесятый праздник

Вознесение Господне есть чрезвычайно важное событие в подвиге Искупления, совершенном явившимся во плоти Сыном Божиим. Это венец, т. е. завершение служения Христа на земле для спасения мира.

В Новом Завете об этом событии упоминается не раз, но конкретно о Вознесении как историческом факте, имевшем место в определенное время, рассказывают только два евангелиста — Марк и Лука. По их повествованию.

Указ 4 от 8 мая 2019 (Прибытие – протоиерей Владислав Вадимович Кричевский)

Протоиерей Владислав Вадимович Кричевский,

назначается на должность клирика Николо-Иоасафовского собора города Белгорода.

Автор: Канцелярия епархии 13 июня 2019 г.

Указ №12 от 23 апреля 2019 г.

отзывается из долгосрочной миссионерской командировки в Ростовскую и Новочеркасскую епархию с освобождением от несения послушания помощника командира по работе с верующими военнослужащими ВЧ 11659.

Автор: Канцелярия епархии 1 марта 2019 г.

Расписание богослужений на МАЙ

Радоница. Поминовение усопших.

Вторник второй седмицы после Пасхи специально установлен для общецерковного поминовения усопших. Именно в этот день, а не на Пасху, следует посещать могилы родных и близких. При этом не нужно.

Преображенский кафедральный собор г. Белгород

Подробная информация

О храме

Преображенский кафедральный собор города Белгорода

Храм Преображения Господня был построен в 1813 г. на средства прихожан на месте обветшавшей деревянной церкви по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева
В клировой ведомости 1870г. сообщается:
“Преображенская церковь – двухэтажная каменная с таковою же колокольнею, построена в 1813 году тщанием прихожан и разных благотворителей. Престолов в ней пять: в нижнем этаже главный – в честь и славу Преображения Господня; в южном пределе – во имя пророка Илии; в северном – во имя жен Мироносиц; в верхнем этаже – во славу Богоявления Господня; в южном приделе – к западу- в честь иконы Знамение Пресвятой Богородицы Курския”

В конце 1920-х гг., в связи с закрытием Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора.

В 1962 г. Преображенский собор оказался в числе храмов, подлежащих закрытию и был передан Белгородскому областному краеведческому музею.

19 августа 1990 г. в престольный праздник было совершено богослужение у стен храма. С сентября 1990 г. осуществлялась поэтапная передача собора Церкви.

К сентябрю 1991г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.
19 августа 1990г. Первая после возвращения Литургия совершается у врат собора Высокопреосвященный Ювеналий, архиепископ Курский и Белгородский, обращается с проповедью к прихожанам.
В 1990 г. по воскресеньям к Преображенскому собору начали приходить верующие. У крыльца они читали акафист святителю Иоасафу, усердно молились, чтобы Господь им скорее возвратил их святыни. 19 августа того же года, в престольный праздник Преображения Господня, в сослужении архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия, у стен Преображенского собора состоялась первая после почти тридцатилетнего перерыва Божественная Литургия.
10 августа 1990г. – день передачи собора из ведения музея – Церкви. Настоятель отец Олег и первые прихожане В сентябре 1990 года собору была передана первая часть Ильинского предела. К сентябрю 1991г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа, епископа Белгородского.
17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с крестным ходом были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа. Так Святитель Иоасаф как бы вновь освятил своим присутствием Белгород – место его последних подвигов. Десятки тысяч горожан приняли участие в крестном ходе.
В 1992 году в Преображенском соборе было организовано Православное братство во имя Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Члены этого братства, среди которых были люди разных профессий – инженеры, архитекторы, педагоги, библиотекари, рабочие, вели духовно-просветительскую работу среди населения, помогали Русской Православной церкви в восстановлении храмов, часовен, занимались благотворительностью. С их помощью был восстановлен источник Корсунской иконы Божьей матери. В ноябре 1994 года с благословления архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия, вышел в свет первый выпуск газеты Православного братства “Фавор”. На страницах этой газеты печатались приходские новости, материалы по истории христианства, статьи духовно-просветительского характера.
19 августа 1990г. Первая после возвращения Литургия совершается у врат собораПри Преображенском соборе с 1991 года существует воскресная школа. Ученики воскресной школы изучают Закон Божий, церковный Устав, совершают паломнические поездки, проводят Рождественские елки.
Преображенскому собору требовался срочный ремонт. В 1992-94 гг. были укреплены стены храма, установлены новые купола, установлены новые купола на них, сооружена ограда. Изменилось и внутреннее оформление собора. Группой скульпторов из Одессы (центральная) и бригадой во главе со скульптором А. И. Серпуховым из Белгорода (боковые части) изготовлен новый двухъярусный, трехчастный гипсовый позолоченный иконостас. Иконы для иконостаса написаны белгородскими художниками и мастерами иконописи из Троице-Сергиевой Лавры.
В правом углу храмовой части, возле иконостаса размещается рака с мощами Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Резная сень над ракой выполнена резчиком И. В. Олейником. Им же выполнена резная сень над Плащаницей в левом углу храмовой части. В 1999 году группой художников под руководством Работного А. С. был расписан купол храма. Работы по росписи стен храма продолжались и 2000 – 2004 годах.

Ссылка на основную публикацию