Псково-Печерский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1

тел. м. +79118902163

тел. факс +7 (81148) 2-24-28

Паломнический центр

181500 Псковская обл., г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а

Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.

Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.

Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).

Проживание, питание – на пожертвование.

В единственном экземпляре

На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!

Читайте также:

Псковско-Печерский монастырь: план построек

Осмотр начинают обычно с Тайловской башни (1). Она занимает юго-западный угол крепости. Выглядит эта башня весьма внушительно — 17 метров высоты, толщина стен — 2,5 метра и 37 расположенных в три яруса бойниц. К башне примыкают бастион, Земляной вал и ров, сооруженные в 1701 году. С этого места хорошо видны еще четыре башни. У самого подножья оврага — Башня верхних решеток (2), самая высокая в крепости — около 25 метров, четырехугольная. У основания ее вставлена железная решетка для пропуска малозаметного ручья Каменец, в прошлом глубокого потока.


Псково-Печорский монастырь. План

На восточном склоне оврага высится башня Тарарыгина (3). В 1615 году во время осады крепости она была разрушена шведами и при реконструкции в прежнем виде не восстановлена. Первоначально башня была круглой, как и все угловые башни.

В юго-восточном углу крепости стоит Изборская башня (4). Она имеет ворота. На восточной стороне расположена Благовещенская башня (5). Ранее в ней было четыре яруса бойниц, теперь осталось только два яруса. Да этой башней, на дне глубокого оврага находится башня Нижних решеток (6) и рядом с ней, в северной стене крепости, — Нижние ворота. Башня сильно разрушена при осаде в начале XVII века. Тропинка ив оврага ведет к Никольской башне (7), она находится под общей кровлей с Никольской церковью и Защищала главные ворота крепости (12).

Да входными воротами монастыря (8) расположен бывший острог крепости. На левой стороне — Никольская церковь (9) со звонницей (9, а), сооружена одновременно с крепостью в 1565 году. Это образец древней псковской архитектуры с характерным орнаментом на полукруглом выступе — абсиде и барабане купола (трилистник).

Церковь надвратная и потому небольшая. Во время военных действий в ней укрывались защитники крепости, а в подвале хранились боеприпасы и военное снаряжение. Под алтарем церкви была пороховая палата, в XVII веке, после учреждения таможни, там хранились казенные деньги, вырученные от продажи соли. Звонница пристроена после 1581 года, два нижних колокола были отбиты от обоза Стефана Батория, самый маленький отлит в монастыре.

С этого места хорошо просматривается внутреннее устройство крепостных стен. В давние времена они имели деревянные крытые надстройки, позволявшие держать защиту с верхнего яруса, крыши защищали от стрел, а переходы облегчали сообщение между башнями. На башнях были деревянные сторожевые вышки — «избы» с шатровыми крышами. Все эти надстройки сгорели во время пожара 1688 года.

С 1960 года Псковской государственной реставрационной мастерской ведется реставрация стен и башен крепости. Угол стен при входе в крепость построен значительно позже всей остальной крепости, примерно во второй половине XVII века. Первоначально от Тюремной башни (10) к Никольской церкви шла сплошная стена. Пристройка нового угла стен позволила усилить оборонную мошь крепости. Если неприятель и прорывался через первую пару входных ворот (8), то он оказывался в каменном мешке под обстрелом трех башен — Петровской (11), Тюремной (10) и Никольской (7).

Читайте также:  Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В Никольской башне устроены главные ворота крепости (12). Во время осады вход в крепость закрывался тремя железными воротами, теперь их нет, остались только крюки.


Псково-Печорский монастырь. Вид сверху

Дорогу, ведущую от главных ворот к Успенской церкви (13), называют «кровавым путем». Это название связано с именами Ивана Гровного и настоятеля монастыря игумена Корнилия.

В 1564 году князь Андрей Курбский изменил Грозному и бежал в Литву. Глава боярской оппозиции неоднократно гостил в монастыре и был другом Корнилия. Из-за рубежа Курбский продолжал писать письма в монастырь (письма сохранились до наших дней). Узнав о связи Курбского с монастырем, царь заподозрил в измене Корнилия и его ближайших помощников монаха Вассиана и монастырского зодчего Павла Заболотского. В 1570 году они были казнены.

По местному же преданию, Корнилий был казнен собственноручно царем, когда с братией встречал Гровного у «святых ворот» (так монахи называют главные входные ворота крепости), где вспыльчивый царь выхватил меч и отсек ему голову, но тут же раскаявшись, на своих руках отнес обезглавленного игумена в Успенскую церковь. Поэтому эту дорогу и называют «кровавым путем».

На юго-западной стороне монастыря стоит Успенская церковь (13), построена в горе в 1473 году, по своему устройству сильно отличается от других церквей, имея вид катакомб (пять проходов в ширину и три прохода в длину). Подвергалась неоднократным переделкам. Окончательный вид фасад приобрел в XVIII веке (русское барокко). Большая внутренняя отделка церкви производилась в XIX веке. Главная часть иконостаса отделана мелкой резьбой по дереву. В церкви находится икона успения богоматери, написанная псковским иконописцем Алексеем Малым в XVI веке, а также рака игумена Корнилия.

На втором этаже церкви, где, по преданию, ранее была судебная палата, в 1759 году сооружена Покровская церковь (14). В левой стороне церкви — вход в пещеры.

К востоку от Успенской церкви находится главная монастырская звонница (15), построенная в 1523 году. Столбы и проемы для колоколов характерны для псковской архитектуры. В настоящее время на Звоннице тринадцать колоколов. Почти все они отлиты на месте в монастыре псковскими мастерами Семеновым, Климентьевым и другими. Самый большой колокол весит 120 пудов и отлит в монастыре в 1690 году мастером Клементьевым. Два других больших колокола отлиты в 1561 — 1562 годах. Второй этаж звонницы (пристройка) сделан в конце XVII века, когда был снят большой колокол, который не вмещался в пролет Звонницы. Висевший Здесь ранее колокол 1562 года поместили на втором этаже этой же звонницы.

Рядом со звонницей устроена часовая башня (16). Часовой механизм очень прост: часы отбивают перезвоном каждые четверть часа, а каждый час отбивает большой верхний колокол, к которому проведен трос от механизма часов.

Напротив звонницы находятся разница и библиотека (17) — памятник псковской архитектуры XVII века. В прошлом это было богатейшее хранилище монастырских ценностей. В ней хранились дары русских царей, бояр, князей, купцов и богатых людей.

К востоку от Успенского собора стоит церковь Благовещения (18), построенная в 1541 году. Церковь с одной абсидой, одноглавая, типичный памятник псковской архитектуры, но в отделке окон и некотором своеобразии купола сказалось влияние московской архитектуры. Фасад и архитектурная целостность Здания сильно пострадали от пристройки в 1870 году Сретенской церкви (19) Внутри церкви уцелела незначительная часть фресок.

Против Успенского собора, на севере, стоит Лазаревская церковь (20), построенная в конце XVIII века. При ней была монастырская больница. Здесь же ранее помещался епархиальный свечной Завод, а ныне кельи монахов.

На горе против Никольской церкви высится Михайловская церковь (21) . Построена в 1827 году в честь победы, одержанной в 1812 году под Полоцком корпусом генерала Витгенштейна и псковскими, изборскими и печорскими ополченцами. На постройку этой церкви воинами корпуса было собрано 30 тысяч рублей. Церковь построена по проекту петербургского архитектора А. И. Руска в стиле русского классицизма. Внутри церкви на двух колоннах прикреплены две медные мемориальные доски с именами воинов корпуса Витгенштейна, павших в Отечественной войне 1812 года. Это единственное здание монастыря, имеющее выход за крепостные стены.

А.Т.Таратушко, Г.В.Петров. Изборск. Печоры. Лениздат, 1966.

Псково-Печерский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Древний мужской монастырь, по легенде созданный по указанию самого Господа. Старейший страж на рубежах, защищающих веру и землю Псковской области. Здесь вы сможете увидеть уникальную пещерную церковь и другие чудесные храмы.

30 апреля Отзывы: 2

Свято-Успенский Псковско-Печерский монастырь – это один из древнейших и крупных мужских монастырей России, расположенный в живописнейших местах с карстовыми пещерами, чья история, полная боев за верю и за землю, насчитывает уже 542 года.

Монастырская крепость

Монастырь построен на нервной, пещерной местности. По легенде, местные охотники как-то услышали в этих местах прекрасное пение, раздающееся из-под земли. И когда один из них начал рубить дрова в этом месте, одно дерево упало и проломило вход в пещеру, на входом в которую было написано «Богом зданныя пещеры». Много позже рядом с пещерами поселился бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского. После смерти жены он постригся в монахи и нарекся Ионой. Именно он в 1473 году устроил в пещере церковь Успения Пресвятой Богородицы, с чего и началась история Псковско-Печерской обители.

Монастырь находился в местах, в которых постоянно бушевали войны, поэтому правители постоянно его укрепляли, особенно после вхождения псковских земель в Московское царство. Особого размаха строительство приобрело при Иване Грозном. Были построены мощные оборонительные сооружения, возведена Никольская церковь, имевшая проездные ворота, и соединенная с монастырем проходом. По долине протекает ручей Каменец, над ним расположены две башни с небольшими арками у основания, при нападении перекрывающимися железной решеткой – таким образом, у осажденных всегда была вода. Потому эти башни носят названия Башни Верхних решеток и Башни нижних решеток. Они увенчаны несколькими ярусами с бойницами для пушек, в крепости постоянно находился военный гарнизон.

Во время войны в Псковско-Печерском монастыре прятались и миряне, и крепость казалось почти неприступной. В 1581 годе ее безнадежно осаждали войска Стефана Батория, в 1701 и 1703 вынуждены были уйти восвояси шведы, вплоть до 1721 года, до заключения Ништадского мира, монастырская крепость стояла на страже западных рубежей России.

После этого монастырь утратил оборонительное значение, но вместо этого стал духовным центром Псковской земли.

Храмы

На территории Псковско-Печероского монастыря находится немало прекрасных храмов, привлекающих как паломников, так и просто тех, кто решил провести отпуск в Пскове. В том числе и следующие храмы.

Успенский пещерный храм

Это самая первая церковь на территории монастыря, та самая, что когда-то построил в пещере Иона. Когда-то она была небольшой, но ее постоянно переделывали и достраивали, расширяя пещеры. Эта церковь уникальна тем, что имеет только внешний фасад, обратная же ее сторона уходит в гору. У храма строгий, но гармоничный вид, его скат украшен пятью сине-золотыми главами, причем шеи глав украшены фресковыми иконами. Внутри низкие потолки, которые поддерживают тринадцать песчаных колонн. Именно здесь хранятся главные монастырские реликвии: чудотворные иконы «Успения Божией Матери» и «Умиление Божией Матери Печерской» 16 века.

Собор Архангела Михаила (Михайловский собор)

Величественное здание Михайловского собора является самым крупным в Псковско-Печероском монастыре. Оно стоит на возвышении, как бы паря над обителью, поэтому сияющий, увенчанный большим крестом золотой купол собора виден не только из любого места территории монастыря, но еще и далеко с дороги к нему. Михайловский собор был построен в 1820 году в честь героев Отечественной войны, освободивших Полоцк от войск Наполеона Бонапарта.

Огромный, высотой 32 метра, примерно столько же в длину и ширину, вместе с тем храм поражает своей воздушностью и светлостью. Он построен по проекту архитектора Руско в стиле позднего классицизма, квадратный в плане, с одним куполом и тремя четырехколонными портиками. Сочетание белых стен, строгости и величественности архитектуры, золотого блеска огромного купола неизменно производит на гостей монастыря впечатление. Кроме того, особенностью Михайловского собора является наличие выхода на наружную сторону крепости, он словно соединяет город с монастырем.

Отделка храма длилась целых семь лет. Пол в храме выложен мозаичной плиткой, а сам храм искусно расписан масляной краской. В храме хранятся святыни – третья из чудотворных икон Псковско-Печерского монастыря – «Одигитрия», а также мощи святой мученицы Татианы.

Благовещенская церковь

Одна из первых каменных построек монастыря. Построена в 1541 году на месте деревянной церкви Сорока Мучеников. Сегодня стены этой небольшой церквушки выкрашены в красный цвет с белой отделкой. Особый интерес в Благовещенской церкви представляет пояс, изготовленный из покрытых глазурью керамических плит, на которых можно увидеть древние надписи – летопись. Это один из самых первых случаев использования на псковщине данного декоративного элемента.

Церковь Святого Лазаря

Это больничная церковь, скромный одноглавый храм с застекленной верандой, была построена в 1792-1800 годах. Помимо собственно исцеления душ больных, лечащихся в монастырской больнице, в разное время храм успел побыть и епархиальным свечным заводом, и домом настоятелей монастыря, и гостиницей для паломников, а с недавних пор там также располагаются монастырские библиотека и архив.

Отели

Золотая набережная

Отель Golden Embankment расположен в центре Пскова, на берегу реки Псковы. К услугам гостей просторные номера с ЖК-телевизором .

Псково-Печерский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В 1427 г. иеромонах Иона (Иоанн Шестник) пришедший из Юрьева, построил в горе пещерную Успенскую церковь, а напротив 2 кельи на столбах. В 1473 г. церковь была освящена. 1473 г. считается датой основания монастыря. Удел земли был передан Псково-Печерскому монастырю крестьянином Дементьевым… Позднее иеромонахом Мисаилом уже на горе был основан “общежительный” монастырь и построена деревянная церковь в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1480 г. ( по другим данным – в 1501 г.) эти строения были уничтожены лифляндцами, а Успенская церковь разграблена. В конце XV в. восточнее Успенской церкви построена звонница (возможно деревянная). Расширение и упорядочение устройства монастыря относится к началу XVI в. В 1519 г. государев дьяк Мисюрь (Михаил Григорьевич Мунехин) “нача… по обе стороны ручья горы копати и церковь большую созидати, и в гору копатися дале и глыбже, а начаша монастырь строити в подоле, меж гор, а ручей сквозь монастырь, и воду возведоша сверх и Св.Антония и Феодосия, деревянный дом для монахов и деревянная церковь 40 мучеников”. Ветхий монастырь на горе упразднили. С этого же времени в монастыре было учреждено игуменское настоятельство, повседневная служба и “общежитие правильное”. Так монастырь “на все горы” превратился в “славен монастырь до моря Варяжского”. Наивысшего расцвета строительство в монастыре достигло при игумене Корнилии (1529-1570 гг.). При нем были построены в Пскове на Печерском подворье каменная церковь Одигитрии (1538 г.) и жилой дом. Деревянная Сорокомученицкая церковь в Печорах перенесена за ограду монастыря на приезжий двор, где построили часовню и дом для приезда царского. В монастыре на месте церкви 40 мучеников возвели каменную Благовещенскую церковь (1541 г.) Во время Ливонской войны (1558-1583 гг.) по указу Ивана Грохного монастырь был обнесен каменными крепостными стенами протяженностью 380 сажен с 9 башнями. В 1584 г. построена Никольская надвратная церковь. К XVI-XVII вв. относится сооружение зданий Ризницы с библиотекой. В 1581 г. во время похода Польского короля Стефана Батория на Псков в течение 2-х с половиной месяцев неприятель пытался овладеть монастырем; крепостные стены во время штурма были пробиты в двух местах. Два месяца длилась осада, но ни силой, ни лестью взять монастырь не удалось. В последующие годы на Печерскую крепость не раз нападали отряды поляков, шведов, литовцев. В 1592 г. шведы внезапно напав на монастырь, захватили его, сожгли деревянные постройки и разграбили все имущество. В 1611 г. монастырь был осажден шведами и литовцами под предводительством воеводы Лисовского, который занял “Печерский острог”, но в монастырь проникнуть не смог. Литовские отряды по нескольку раз в течение года подходят к монастырю с “нарядом” (артиллерией) и во время приступов наносят большой урон стенам и башням. В 1634 г. литовцы выжгли посад и торговые ряды у монастыря. Во время пожара 1688 г. монастырь был опустошен: сгорели церкви, ризница, вся утварь, все жилые и нежилые здания, деревянные покрытия стен и шатры башен. Готовясь к войне со шведами в 1701 г. Петр I указал у Печерского монастыря: – “Рва копать, и раскаты делать, и палисады ставить с бойницами”. Сооруженные земляные укрепления выдержали испытание во время Северной войны: нападение шведов в 1703 г. было успешно отражено. После Ништадского мира 1721 г., отодвинувшего границы России к западу, Печерский монастырь утратил свое значение военного форпоста; он начинает богатеть и вести интенсивное строительство. Во второй половине XVIII в. монастырь владел большим количеством крепостных крестьян, земли, скота, лугов, пастбищ; ему принадлежали 7 мельниц, 53 лавки в различных городах. Лабазы, гостиный двор в Печерской слободе. К монастырю были приписаны: Никольский монастырь в Изборске (на Городище), Петропавловский на Верхнем острове (ныне остров Белова), Никольский на реке Зарезнице, Саввапустынский (близ Пскова) и Алексеевский в Пскове. В Пскове ему принадлежали 2 каменные церкви – Одигитриевская и Усекновения главы Иоанна Предтечи: деревянные – Сретенская в Логозовичах, Сорокамученническая в Печорах, Дмитриевская в Моложанах, Георгиевская. Верхнеустьинская и каменная Никольская в Тайлове. Над древней Успенской церковью в 1758 г. была построена Покровская церковь. 1775 г. отстроены Братские кельи (т.к. прежние в 1774 г. вместе с настоятельской кельей сгорели) и деревянная Дмитриевская церковь. В 1792-1800 гг. отстроена Лазаревская церковь при монастырской больнице. В войну 1812 г. монастырь не пострадал и в память избавления от вражеского нашествия в 1827 г. была построена на месте Брусовой башни каменная соборная церковь Михаила Архангела по проекту архитектора А.И.Руска на средства, собранные среди солдат и офицеров корпуса П.Х.Витгенштейна и псковских ополченцев. В этом же году юго-востоочнее Благовещенской церкви построено 2-х этажное каменное здание Братского корпуса взамен сгоревшего. В 1870 г. сооружено здание Сретенской церкви. В 1883 г. построен дом настоятеля, затем новая двухэтажная трапезная из кирпича, а также несколько хозяйственных построек. С 1919 г. по 1940 г. город Печоры с монастырем входили в состав буржуазной Эстонии. Библиотека монастыря по правительственному указу была отчуждена и передана Тартусскому университету. В период Великой Отечественной войны до 1944 г. монастырь находился на временно оккупированной врагом территории: часть монастырских ценностей была вывезена в Германию.

Читайте также:  Свято-Георгиевский монастырь в Ессентуках: история и адрес монастыря, современное положение

Псково-Печерский монастырь находится на юго-восточной окраине г.Печоры. Территория монастыря, ограниченная крепостными стенами с башнями является частью глубокого оврага с крутыми склонами. По дну оврага протекает ручей Каменец и делит ансамбль монастыря на две части: северо-западную и юго-восточную. Основные постройки расположены на дне оврага у подножия юго-восточного склона. Древнейший памятник ансамбля – Успенская церковь с семью улицами пещер вырыта в песчаном склоне горы: ее северный фасад объединенный с фасадом надстроенной на ней пятиглавой Покровской церкви и пристроенная с восточной стороны Большая звонница, являются центром архитектурной композиции монастыря. Памятники эти поставлены на повышенную вымощенную камнем площадку, которая соединена с нижней основной площадью двумя лестницами. Напротив северного фасада Большой звонницы на нижней площади расположены Ризница с библиотекой и Благовещенская церковь. Между ними построен Сретенский храм. Северо-восточный угол нижней площади замыкается двумя зданиями XIX в. – Братским корпусом и Трапезной. Напротив ризницы находится древний колодец с колесом и устроенной над ним открытой деревянной беседкой: напротив Благовещенской церкви – артезианская скважина, оформленная кирпичной часовней. Между трапезной и примыкающей к ней с западной стороны церкви Лазаря, стоящей на северо-западном склоне, находятся ворота, соединяющие нижнюю площадь с хозяйственным двором. Напротив них, рядом с башней Нижних решеток – рабочие ворота. На хозяйственном дворе размещается ряд поздних хозяйственных построек. Со двора можно подняться на верхнюю юго-восточную площадь монастыря (Святую гору), на которой расположен сад, и выйти за пределы крепости через ворота Изборской башни. Использовавшиеся раньше, как вторые хозяйственные ворота. В сад можно попасть и через лестницу Большой звонницы. Чуть западнее Лазаревской церкви старого на север круто поднимается широкая мощеная дорога (“Кровавый путь”), соединяющая нижнюю площадь с верхней северо-западной площадью. Дорога эта проходит под Никольской церковью, круто поворачивает под Никольской башней и через Петровскую башню ведет в город. Никольская церковь стоит на верхней площади при входе в монастырь; юго-западнее входа на верхней же площади стоит Михайловский собор, встроенный своим западным фасадом в крепостную стену. Напротив алтарной части собора, в подножии северо-западного склона, расположен дом настоятеля, сообщающийся с верхней площадью крытой галереей. Нижняя площадь соединяется с верхней в этом месте двумя бетонными лестницами. Юго-западнее дома настоятеля возле башни Верхних решеток в XX в. построена небольшая 2-х этажная гостиница. Крепостные стены, опоясывающие монастырь имеют протяженность около 800 м. Семь башен расположены вдоль склонов оврага, а две на дне его над ручьем. Ворота Петровской башни – главный вход в монастырь. От них крепостные стены идут к Тюремной и Никольской башням. Петровская башня, квадратная в плане, и примыкающие к ней стены построены в XVII в. До этого главным входом в монастырь были ворота Никольской башни и двойные ворота Никольской церкви. К юго-западу от небольшой круглой Тюремной башни находится Тайловская башня, защищающая западный угол крепости, самая мощная, ее диаметр более 14 м., высота 12.5. м. На 5 ярусах башни размещается 33 боевых окна. От нее стена круто поворачивает на юго-восток и уступами спускается по склону оврага до башни Верхних решеток – 6-ти ярусной квадратной в плане башни высотою 22 м. сквозь опускные решетки ее ворот в крепость течет ручей. За башней стена поднимается на противоположный склон оврага до небольшой квадратной Тарарыгиной башни, от которой поворачивает на восток, к полукруглой Изборской башне, имеющей двое ворот. Первый ярус ее перекрыт сводом. Далее стена доходит до Благовещенской башни, поворачивает и спускается по крутому склону оврага до башни Нижних решеток. За башней находятся нижние хозяйственные ворота монастыря. За ними стена поднимается на противоположный склон оврага до Никольской башни, имеющей в плане форму подковы, концы которой примыкают к северному фасаду Никольской церкви. Крепостные сооружения построены из местной известняковой плиты с частичным добавлением валунных камней на известковом растворе. Местами сохранилась известковая обмазка с побелкой. Стены покрыты тесовой кровлей на два ската, башни – шатрами. По ярусам башни имеют деревянный накат по железобетонным балкам. Из каждой башни имеется выход на боевые площадки стен, по которым можно обойти крепость по всему периметру. На территории монастыря находятся следующие памятники архитектуры: 1. Успенский собор 1473 г. с южным приделом 1523 г. 2. Покровскяа церковь 1758 г. 3. Церковь Благовещения 1541 г. с южным приделом Варлаама Хутынского и верхним четвериком во имя Бориса и Глеба 4. Сретенская церковь 5. Большая звонница. 6. Ризница XVI-XVII вв. 7. Собор Михаила Архангела 8. Церковь Николы Ратного 1564 г.

Псково-Печерский монастрыь и крепость – свидетельство высокого мастерства русских зодчих. Крепость была в течение полутора веков западным форпостом русской земли, военно-оборонное значение которой в исторических событиях XVI-XVII вв. отмечено в документальной и исторической литературе довольно широко. Большую роль сыграла Печерская крепость и в Северную войне, успешно обороняясь от врага и зачастую отвлекая на себя его значительные силы. Архитектурный ансамбль монастыря мало изучен и ждет своего исследователя, но уже сейчас своеобразие композиционного построения ансамбля, его художественное единство и наличие оригинальных первоклассных памятников архитектуры, делает Псково-Печерский монастырь одним из ценнейших и интереснейших историко-архитектруных комплексов.

исследовательские, обмерные, инженерные и реставрационные работы

Шестник Иоанн
основал в 1473 г. Успенскую пещерную церковь

Петр I Великий
велел укрепить монастырь в 1703 г. во время Северной войны

Руска А.И.
по его проекту построена церковь Михаила Архангела

Семенов Михаил Иванович
восстанавливал крепостные стены и башни в 50 гг XX в

Иван IV Грозный
повелел обнести каменными стенами с башнями в период Ливонской войны 1558-1583 гг.

Корнилий
благоустраивал монастырь будучи настоятелем

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – северо-западный рубеж православия

Адрес: Россия, Псковская область, город Печоры
Дата основания: 1473 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, собор Михаила Архангела, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь святого Лазаря, церковь Сретения Пресвятой Богородицы, надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, звонница
Святыни: мощи преподобных: Марка, Ионы, Лазаря, Симеона (Желнина), преподобной Вассы, преподобномученика Корнилия, десница святой Татианы, чудотворные иконы: Успения Божией Матери, Божией Матери “Умиление”, Святителя Николая Чудотворца
Координаты: 57°48’36.7″N 27°36’51.2″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Более пяти столетий насчитывает это знаменитое сооружение, возведенное во имя укрепления Православной веры. Не совсем точные, порою отрывистые упоминания в летописи, дошедшей до современности, отправляют нас в конец XIV века. В предании говорится, что сначала местные охотники посетили место, где в последующем и образовалась святая обитель. Здесь они ощутили невиданный душевный подъем и полную гармонию окружающей природы.

Псково-Печерский монастырь с высоты птичьего полёта

Позже земельные угодья перешли во владение местного крестьянина – Дементьева Ивана. Во время вырубки леса под одним из поваленных деревьев чудесным образом открылся вход в пещеру, увенчанный таинственной надписью: “Богом зданныя пещеры” (созданные).

Передаваемые из поколения в поколение предания местных жителей сохраняют сведения о том, что здесь нашли себе пристанище люди, пришедшие из далекой Киево-Печерской лавры. Именно здесь они нашли спасение от разорительных набегов татар. Именно народная память и сохранила для потомков имя преподобного Марка – первого инока, основавшегося в этих местах.

История становления Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Датой образования Псково-Печерского монастыря принято считать год 1473, а его основателем – преподобного Иона. В этом году была выкопана из песчаного холма Успенская церковь, и освящена преподобным Ионом. Судьба и история обители с первых лет ее создания не была простой. Не успел преемник Ионы, – преподобный Мисаил выстроить Храм и кельи для монахов, как на него было совершено коварное нападение воинствующих лифляндцев. Многие строения были сожжены и разграблены, спастись удалось только благодаря подоспевшей русской дружине, разбившей и прогнавшей врага.

Часовня на Святой горе

Дальнейшее развитие также перемежено набегами и попытками уничтожить монастырь. Западные завоеватели стремились всеми силами уничтожить оплот православия вблизи своих границ, а также снизить влияние на проживающие вокруг и рядом народы. Кроме того, нельзя было не заметить усиления торгово-экономической и военной важности существования форпоста государства Российского.

Строительство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Именно XVI век можно с уверенностью назвать периодом существенного развития обители. Особая заслуга в этом лежит на игумене Дорофее. Под его руководством Успенская церковь не только была обновлена, отремонтирована, но и значительно увеличена в размерах – расширена. Активно велось строительство других храмов и возведение прочих строений, столь важных и необходимых для цельного комплекса. История сохранила потомкам имя посланника Великого князя Московского в город Псков – Мисюра Мунехина. Этот дьяк организовал работы в совершенно ином масштабе, существенно развив и усовершенствовав весь комплекс. Признанием его заслуг перед людьми и Господом стало решение о захоронении умершего в монастырской пещере. Здесь его могила стала первой.

Башня Верхних решеток

Важной датой для монастыря принято считать 1521-й год. В святыню передали икону Успения Богоматери «в житии», наделенную чудотворными способностями. В это же время изменилось и расположение комплекса в целом. Теперь он не ютился на горе, а спустился вниз, в долину протекающей рядом реки Каменца, а кельи для монахов разместили напротив Успенского собора.

Важную роль в обустройстве жизни и деятельность святыни, в общий ее уклад внес игумен Герасим. По образу монастыря Киево-Печерского здесь разрабатывается и внедряется в жизнь устав обители, устанавливаются и присваиваются чины церковной службы. С тех пор и по сей день беспрекословно выполняется строгое правило ежедневного богослужения, проводимого в Успенском соборе.

Собор Михаила Архангела

Признание и известность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Обязательно следует упомянуть имя игумена преподобномученика Корнилия. Именно во времена его деятельности Псково-Печерский монастырь достигает наивысшей точки своего развития. Неуклонно росла и известность святыни в мире. Все шире расходилась по окрестностям молва о чудесных исцелениях, спасении жизни и души человеческой здесь. Год от года возрастало число паломников и «богомольцев». Место, которое совсем недавно считали «убогим», получало вместе с посетителями существенные богатства, драгоценные вклады и подношения. Расширялись угодья, подчиненные монастырю, росло число вотчин. Все это сделало обитель богатейшей и очень влиятельной в округе. Вместе с ростом благосостояния увеличивалось и количество добрых «богоугодных» дел. Оказывалась существенная помощь беженцам и переселенцам, восстанавливались разрушенные строения, а из плена вызволяли своих людей. Постепенно прочие монастыри, входившие в состав Псковской епархии, уступали лидирующие позиции Псково-Печерскому монастырю, роль которого неуклонно возрастала.

Коляска императрицы Анны Иоанновны, Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

Обороноспособность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Приблизительно с середины XVI века возрастает напряженность на прилегающих к святыне территориях. Немецкий Ливонский орден заявляет о своих претензиях на данные земли, активизируя подготовку к их завоеванию. Это вынуждает принимать решение по переустройству структуры монастыря, обращая особое внимание на обороноспособность. Таким образом, Псково-Печерский монастырь в середине 16-го столетия постепенно превращается в мощное крепостное сооружение, имеющее высокую стратегическую значимость.

В истории остался след, который оставили героические защитники обители во времена завоевательных войн со стороны войска польско-литовского. Сторожевые войска, находившиеся в этом форпосте, наносили урон неприятелю, пытавшемуся захватить осажденный Псков. Наивысшая опасность нависла над защитниками пустоши, когда многотысячное войско вражеское пыталось захватить поселение, защищенное лишь стенами и несколькими сотнями стрельцов.

Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

От артобстрела была разбита крепостная стена, захватчики пошли на решительный штурм, а силы защитников были на исходе. И тогда монахи поднесли к проему главную святыню обители, – икону Успенья Божией Матери. Отчаянные молитвы монахов и героическая защита бойцов не позволили неприятелю ворваться на территорию, все его атаки были благополучно отбиты.

Чудесные события Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

История монастыря насыщена множеством различных событий, в которых раз за разом подтверждалась невероятная благодатная сила и роль святого места, на котором был размещен этот комплекс.

Сами не раз нападавшие враги народа русского заявляли, что крепость удерживает какая-то высшая сила. Они отмечали, что невозможно было войти на территорию и окончательно сломить сопротивление защитников даже через внушительные пробоины в стенах монастыря. И постепенно они начинали бояться продолжать нападение.

Дом наместника монастыря

Помогли иконы монастыря выстоять и защитникам осажденного неприятелем Пскова. Посланные в город иконы Божьей матери «Успенье» и «Умиление» подтвердили свою чудотворную силу. Защитники города отразили порядка 30 попыток захватить город и выстояли.

В первые годы XVII века на русскую землю вновь хлынули полчища поляков, литовцев и шведов. Пользуясь временными трудностями на Руси, они как стервятники набросились на ее владения, стремясь завоевать новые земли.

Важную роль в укреплении монастыря именно в военном плане сыграл царь Петр Великий. По его указу монастырь со всех сторон был обнесен высоким земляным валом и глубоким рвом, по дну которого пустили воды реки Каменца. Были сооружены защитные бастионы, установлены пушечные батареи. Теперь крепость-монастырь готова была противостоять самому злому, коварному и сильному врагу.

Петровская надвратная башня над Святыми вратами

Позже территория монастыря оказалась относительно в глубине земель российских, и жизнь в ней приняла более мирный уклад. Но уже во времена нашествия Наполеона чудодейственные иконы монастыря вновь помогли защитить российскую государственность, ее народ и земли.

Тяжелый ХХ век Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

На этот сложный период времени монастырь выпали две войны, через которые он героически прошел вместе с народом русским. После предательского мирного соглашения несколько лет территория монастыря находилась под эстонским управлением. Так вышло, что несколько лет монастырь находился в подчинении одновременно у двух епархий – таллиннской и прибалтийской.

Большой урон святыне был нанесен в годы Великой отечественной войны немецко-фашистскими оккупантами. Не только разрушения, которым подверглись здания и храмы комплекса, но и вывоз многих ценностей стали серьезным ударом для духовного братства.

Читайте также:  Храм Рождества Богородицы в Крылатском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Успенский пещерный храм

Дополнили картину бед, выпавших на долю монастыря, и гонения и притеснения на его обитателей сначала немцев, а затем, после освобождения, и Советской власти. Через многие беды, страдания и гонения пришлось пройти священнослужителям.

Вместе с тем, после окончания разрушительной войны много усилий было сосредоточено на том, чтобы восстановить святыню, придать ей первозданный вид, привести в порядок монастырское хозяйство. Главная роль в этом богоугодном деле выпала на долю архимандрита Пимена, бывшего в те года наместником обители. Кстати, в дальнейшем ему суждено было стать Патриархом Московским и всея Руси.

Красота и величие Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Весьма необычаен Псково-Печерский монастырь и в наши годы. Столетняя история развития, а также забота и внимание современников превратили эту обитель в настоящую святыню для русского человека. Великолепный архитектурный комплекс, красивые исторически воспроизведенные стены монастыря, общая длина которых более 800 метров, увенчаны 9 высокими и мощными башнями. А внутри расположилось множество храмов и других монастырских сооружений.

В конце прошлого столетия внутренние помещения были тщательно отреставрированы. Чуть позже монастырю из эстонского города Тарту была возвращена его знаменитая библиотека.

В наше время монастырь продолжает трудиться в полном соответствии со сложившимися в нем вековыми традициями. Проходят богослужения, идут занятия в воскресной школе, развивается детский хор.

Невозможно переоценить важность этого святого места и самого монастырского комплекса для духовного воспитания всего православного народа. Такие святые места всегда будут почитать, беречь и украшать люди верующие, люди русские…

Псково-Печерский монастырь — обитель с многовековой историей

Псково-Печерский монастырь (официальный сайт) был основан в середине XV века на территории сегодняшнего города Печоры Псковской области. Является действующим российским мужским монастырем. Примечательным является и то, что обитель ни разу не была закрыта. Фото и описание лавры в данной статье.

История от начала основания

Точной даты поселения на этом месте иноков нет – известен только год освящения первого храма, но ученые предполагают, что первые иноки могли обосноваться в пещерах задолго до этого года. Считается, что пещеры «открыли» местные жители в 1392 году: так было записано в летописи обители.

Первыми поселенцами пещер стали бежавшие с юга монахи, спасающиеся от крымских татар. В 70-х годах XV века сюда перебрался священник Иоанн с женой: он выкопал отдельную пещеру, в которой через 3 года освятили первый храм. На земли постепенно приходили новые монахи, и владелец отдал территорию новой обители.

Эпоха Ливонской и Северной войн

Монастырь расположился в 20 км от ливонской крепости Нейгаузен, что стало причиной частых набегов ливонцев. Это стало причиной укрепления монастыря: в начале XVI века он получил деревянные стены, а во второй половине столетия — каменные. Начался расцвет: были построены несколько сохранившихся до наших дней храмов.

Расцвет продолжался 1,5 столетия, вплоть до подписания мира со Швецией – ей отошла власть над территориями Ливонии. За этот срок крепость осаждали польский король Стефан Батория, шведские короли Густав II Адольф и Карл XII.

Судьба во время революции и Великой Отечественной войны

Обители крупно повезло еще раз в начале ХХ века: после революции она была отдана Эстонии, что спасло ее от разрушения советской властью.

Во время ВОВ обитель пострадала от артобстрелов – были разрушены Братский корпус и Трапезная.

Стремясь защитить себя и обитель, монахи сохраняли внешнюю лояльность к врагам, получив возможность проводить православную миссию на оккупированных землях. Однако это не спасло ее от разорения: более 550 ценных предметов были вывезены.

Послевоенный период

В январе 1945 года Печорский район «вышел» из состава Эстонии, соединившись с Псковской областью. Монастырь не закрыли, и он продолжал работать наравне с Троице-Сергиевой лаврой: таким образом советская власть демонстрировала «свободу совести».

За оставшееся до 90-х годов время обитель сменила нескольких руководителей. Один из них, иеросхимонах Сампсон, был выгнан из-за конфликта с советской властью и после короткого заключения подстрижен в великую схиму.

Его преемник, игумен Алипий, руководил обителью при правлении Хрущева. Благодаря его стараниям церкви не были закрыты, а после, при помощи ФРГ, удалось вернуть практически все вывезенные нацистами сокровища.

Современное состояние

90-е начались для монастыря с неприятного события: архимандрит Роман вынужден был уйти с поста. Причиной стало обвинение СМИ в захоронении в святых пещерах, где ранее были только тела монахов и святых, Гавриленко Николая, руководившего Великолукской организованной преступной группировкой.

Сегодня Псково-Печерский монастырь – действующий монастырь, открытый для паломников и туристов.

Архитектура и ансамбль монастыря

Богом зданные пещеры Псково-Печерского монастыря

Это комплекс пещер, состоящий из ближних и дальних. Первые монахи поселились именно тут, в пещерах, на берегу реки Каменец. Считается, что они имеют природное происхождение. Там же хоронили монахов и святых.

Богом зданные пещеры представляют собой комплекс из:

  1. Ближних: имеют протяженность 150 метров и выполнены в форме «П». Здесь находятся мощи святых Марка, Ионы, Вассы и Лазаря;
  2. Дальних: их протяженность 200 метров. Там похоронены иноки и простые жители, которые помогли монастырю: дворяне, приближенные государя, паломники и другие. Всего тут расположено могил более 10 тысяч человек, среди которых есть родственники Кутузова, Плещеева, Пушкина.

Никольский храм

Второе название – церковь Николы Вратаря или Ратного. Она была построена во второй половине XVI века и освящена в честь Николая Чудотворца. Некоторые исследователи полагают, что первое время это была надвратная церковь, служившая проходом внутрь. В этом случае нынешнее здание было возведено позднее. Сегодня храм имеет общую кровлю с Никольской башней.

Здание выполнено из белого камня, имеет один золоченый купол. Практически ничем не украшено, исключением являются иконы над входами и небольшая звонница.

Лазаревский храм

Второе название – церковь Воскрешения Лазаря или праведного Лазаря. Первое время при ней находилась больница, но в середине XIX века здание больницы отдали под дом настоятеля, когда здание прошлого дома сгорело. После строительства нового дома настоятеля в здании при храме находился свечной завод (его трубы все еще сохранились), а после – больница.

Здание выглядит скромно: это простой дом, окрашенный в персиковый цвет. Церковь можно признать только по иконе между окнами.

Святые врата

Это главные врата в обители, через них заходят посетители. Над вратами расположена Петровская башня.

Святые врата представляют собой желто-белую башню с квадратом в основании. Поверху ее опоясывает смотровая площадка, сама она увенчана небольшим золотым куполом. Над обоими проходами размещены иконы.

Святая гора

Сегодня тут раскинулся сад из плодовых деревьев, прогулки по которому рекомендованы для размышлений и успокоения души. Когда-то на горе возвышалась деревянная церквушка в честь Антония и Феодосия из Киево-Печерской лавры.

После на ее место «пришел» южный придел Успенского храма. Однако при реставрации обители во второй половине ХХ века часовня в их честь была возвращена на место, через некоторое время ее заменили на полноценный деревянный собор. Сегодня это храм в честь Псково-Печерских преподобных.

На Святую гору можно подняться по лестнице. С ее вершины открывается вид на весь монастырь и святые строения.

Благовещенский храм

Второе название – церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Расположена неподалеку от Успенского храма, Сретенской церкви и братского корпуса. Была построена в середине XVI века и первое время была трапезной. При перестройке здания во второй половине XIX века в его подвале был найден крест и памятная надпись о получении благословения на самую первую церквушку.

Собор был построен на месте деревянной церкви Сорока мучеников. Само строение выполнено из красного кирпича, украшения белоснежные. Церковь имеет один купол (синий со звездами) и, несмотря на скромный вид, ярко выделяется на фоне остальных строений.

Успенская пещерная церковь и Покровский храм

Успенская церковь стала первым святым сооружением обители: она располагалась в выкопанной первым руководителем пещере. Имеет только переднюю стену, все остальное пространство уходит в пещеру. В середине XVIII века над церковью был построен Покровский храм – таким образом две церкви оказались совмещены в одно строение. Особенно примечательно здание своими барабанами: на каждом изображена икона.

Успенская церковь является самым древним собором обители. Тут размещены мощи преподобного Корнилия и несколько чудотворных икон: «Успение Богоматери», Богоматерь «Умиление» и икона святого Николая.

Михайловский собор

Освящен в первой половине XIX века в честь архангела Михаила после победы над Наполеоном, а конкретно, в честь освобождения от захватчика Пскова. Архитектором стал итальянец Руска.

Собор считается самым большим строением крепости. Храм выполнен в стиле классицизм из белого камня. Увенчал золоченым куполом, украшен колоннами и изображениями святых. Также снаружи закреплены таблички с фамилиями командиров, способствовавших освобождению Пскова.

Большая звонница

Представляет собой белоснежное прямоугольное здание рядом с Успенским храмом, на верхних ярусах которого протянулся ряд арок с колоколами внутри. Каменное строение было построено в начале XVI века на месте деревянного «предшественника».

Сегодня на нем размещен набор из 17 колоколов – они были отлиты в период XVI-XIX веках, однако на 8 колоколах дата не указана. Набор является одним из лучших во всей Псковской области. У колоколов нет имен — только у отдельных групп. Звонница является одной из крупнейших в России.

Ризница

Второе ее название – Большая казна или церковная сокровищница. Определить точную дату ее постройки практически невозможно: первое время она размещалась в Благовещенской трапезной церкви, затем было построено отдельное здание. Ученые датируют строительство XVI-XVIII столетиями, большинство склоняется к концу XVII века.

В конце XVII века какая-то ризница горела, но была ли это современная, неизвестно. Ризница расположена возле Сретенского храма. Сегодня в ней размещены склад, библиотека и склад священных предметов: крестов, окладов, облачение, утвари и подарков царской семьи.

Сретенская церковь

Была построена во второй половине XIX века на месте монастырской трапезной первой половины XVI века и примыкает с запада к ризнице. Построена в псевдорусском стиле, имеет 3 купола, в подвале расположились читальный зал и овощехранилище.

В ней находится икона Богородицы «Троеручица» и «Взыскание погибших», в XXI веке там установили мощи преподобного Симеона.

Стены и башни

Оборонительную стену построили вокруг территории в середине XVI века, когда началась Ливонская война. Сегодня сохранилось 9 башен, практически все из них находятся на берегу оврага, но две, Верхних и Нижних решеток – на его дне.

Башня Верхних решеток воздвигнута на ручье – он протекает внутрь крепости. В ней располагались 6 боевых ярусов, площадка для дозора и караульная. Это самая высокая башня: ее размер – 25 метров.

Башня Нижних решеток имеет 4 яруса, по 7 бойниц на каждом. Это позволяло осматривать все окрестности, с третьего яруса можно было выйти на крепостную стену.

Святые источники

В Псково-Печерском монастыре всего 2 святых источника:

  1. Преподобного Корнилия, убитого Иваном Грозным. Находится возле Ризницы;
  2. Иконы Богоматери Живоносный источник: это артезианский ручей. Находится напротив Благовещенского храма, внутри небольшой часовни.

Чудотворные иконы

Многие святыни обители были вывезены в годы ВОВ оккупантами, но, благодаря стараниям игумена Алипия, практически все были возвращены.

Главными иконами монастыря являются:

  1. «Успение Богоматери»: она были написана в 20-х годах XVI века и тут же стала известна чудесами и исцелениями. Особую славу иконе принес 1581 год, когда польский король Стефан Батория начал осаду обители. Осада, длившаяся больше полугода, окончилась отступлением неприятеля. В благодарность за спасение Иван Грозный приказал сделать для иконы серебряный киот и обложить ее золотом. Сегодня икона находится в Успенском пещерном храме.
  2. «Богоматерь Умиление»: ее принес игумен Корнилий, сам образ списан с Владимирской Богоматери. Наравне с первой иконой, образ помог при осаде поляка Стефана, за что был удостоен дорогих даров от царя Федора Ивановича. Сегодня две копии (XVI и XIX веков) хранятся в Успенской церкви.
  3. «Николай Чудотворец»: копия иконы Николая Великорецкого, написанная святым Корнилием в Москве (XVI век). Хранится в том же соборе.

Информация для паломников и туристов

Как доехать (из Пскова, Москвы и СПБ)

Полный адрес обители: Псковская область, г. Печоры, улица Международная, дом 5. Доехать до нее можно:

  1. Из Пскова – на рейсовом автобусе. Он следует от автовокзала, время в пути – 1-1,5 часа;
  2. Из Москвы до Пскова – на поезде (отправление с Ленинградского вокзала) или на автобусе от автостанции «Тушинская»;
  3. Из Санкт-Петербурга до Пскова – на электричке с Балтийского вокзала или на автобусе от парка Инн «Пулковская».

От автовокзала Печор дойти до обители можно пешком за несколько минут.

Где остановиться

Остановиться можно в гостиницах самого города. Ближайшие к обители – «Гостевой дом «Путь пилигрима» (улица Международная, дом 10, телефон +7-911-370-5900) и турбаза «Печоры – Дом» (улица Мира, дом 7, телефон +7-931-902-2067).

Также можно остановиться в паломническом центре.

Паломническая служба монастыря

Найти информацию о паломнической службе можно по ссылке.

Сама служба находится неподалеку от монастыря по адресу: улица Международная, дом 5: телефон (81148) 2-24-28, +7-911-890-2163.

Адрес паломнического центра, где могут разместиться приезжие: улица Юрьевская, 82-а. Добраться до обители можно на монастырском микроавтобусе – расписание движения прописано по выше указанной ссылке.

Заказ экскурсионного сопровождения

Осуществляется следующими способами:

  1. По телефону: (81148) 2-27-43; +7-911-360-1177. Звонить с 9:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:00;
  2. По электронной почте (необходимо направить прошение на посещение святого места): excurs-ppm@mail.ru.

Узнать более подробную информацию и скачать образец прошения можно по ссылке.

Контакты

На официальном сайте монастыря можно узнать всю необходимую информацию: краткую историю обители, время посещения, реквизиты для пожертвований, правила посещения и т. д.

Псковско Печерский монастырь всегда готов к общению с паломниками — помимо официального сайта есть у него есть у него и страницы в соцсетях, благодаря чему все желающие могут отыскать необходимую информацию (режим работы, требы, сколько и что стоит) на в ВК и Фейсбуке и в Одноклассниках.

Расписание богослужений можно увидеть по ссылке.

Псково-Печерский монастырь для многих является обязательным к посещению местом. Его необычная история и сохранившиеся соборы нравятся не только религиозным паломникам, но и простым гражданам.

Интересную информацию о монастыре вы можете посмотреть в следующем видео:

Ссылка на основную публикацию