Путивльский Святодуховский женский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 3

Каширский Никитский монастырь, Соколова Богородицкая Каширская пустынь, монастырь Четырех Церквей, Саввина пустынь, монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы, Соколова Богородицкая Каширская пустынь, Спасо-Казанская женская община

Каширский Никитский монастырь. Литогафия 1908 г.
До революции Кашира находилась в Тульской епархии. Долгое время здесь не было ни одного монастыря. На западной окраине города стоял древний деревянный кладбищенский храм св. вмч. Никиты. В первой половине XIX в. благочестивый купец Федор Руднев на месте древнего выстроил новый, каменный храм с колокольней. Здесь в 1843 г. и было положено начало будущему монастырю.

Первая настоятельница общины, мон. Фомаида, происходила из бедной крестьянской семьи и подвизалась в знаменитом Горицком монастыре. Одна тульская помещица решила открыть в своем имении общину под началом матушки Фомаиды. С этой целью она представила монахиню московскому свт. Филарету (Дроздову). Прозорливый пастырь сразу же оценил смиренную старицу и по его совету матушка обратилась к Тульскому архиерею с прошением о создании общины. Между тем помещица неожиданно скончалась. И тогда Тульский еп. Дамаскин благословил открытие богадельни при Никитском храме. Указом Св. Синода от 13.03.1862 г., здесь была утверждена женская община.

Мать Фомаида скончалась 17 декабря 1868 г. в возрасте 90 лет. Ее сменила монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря Макария, которая ревностно занялась обустройством обители. На месте деревянных домиков были возведены каменные корпуса, ограда, колокольня, собор и др. постройки. Но главной заботой Макарии было духовное устройство обители. Еще при матушке Фомаиде было введено неусыпное чтение Псалтири. Теперь же и богослужения стали совершаться ежедневно и полностью. В 1884 г. община была преобразована в общежительный монастырь, а настоятельница стала игуменьей. В неурожайный 1892 г. в обители находили приют окрестные бедняки, здесь была построена школа для девочек, а в русско-японскую войну открыт госпиталь для раненых. В 1894 г. мать Макария отошла ко Господу, прожив 83 года.

Каширский Никитский монастырь. 2000 г.
Никитский монастырь был в большом почете у жителей Каширы и всей Тульской губернии, а ее насельницы находились под руководством Оптинских старцев. В обители подвизалась известная московская старица Моисея (в миру Мария Ложкина, позднее схимон. Ольга, 1871 — 23.01.1973), обладавшая даром редкой прозорливости. Ее могила на Калитниковском кладбище Москвы — место постоянного паломничества верующих. Среди жертвователей на монастырское строительство был сам Государь Император Николай II.

В 1919 г. насельницы обители, желая спасти ее от закрытия, преобразовали монастырь в трудовую артель. Однако, в конце 20-х гг. монастырь был окончательно закрыт, при этом сильно пострадала матушка Ольга (Ложкина), ей тяжелым предметом пробили голову.

В последующие годы была разрушена колокольня, снесен верх Никитской церкви, уничтожена ограда с башенками, обезображено здание трапезной. В ноябре 1941 г., когда немцы были всего в семи километрах от Каширы, в Никитском храме находился штаб обороны города. Позднее значительную часть обители, включая Никитский храм, заняла носочно-чулочная фабрика, не выведенная отсюда и поныне. Преображенский собор пустовал и разрушался. Лишь в 1998 г. он передан общине верующих.

  1. строительство первого храма общины — во имя Св. вмч. Никиты — из-за недостатка средств затянулось. Главный престол был освящен только в 1855 г.
  2. в колокольне был устроен храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
  3. при игум. Тихоне, переведенной из Белевского монастыря, был возведен Спасо-Преображенский собор (освящен в 1894 г.).

  1. Серафимо-Дивеевская обитель прислала в дар икону Божией Матери «Умиление»
  2. другой чтимой иконой монастыря была Смоленская, привезенная первыми сестрами общины.

В 1890 г. крестьяне трех деревень, расположенных на другом берегу Оки, обратились к игуменье с просьбой открыть школу для местных детей. Школу решили построить рядом с лесом, переданным во владение монастыря. Когда-то здесь находилась Соколова пустынь — мужской монастырь, упраздненный в XVIII в. Один из храмов обители был посвящен Усекновению Главы св. Иоанна Предтечи. В память об этом новый храм при школе посвятили Крестителю Господню. Затем здесь образовался Иоанно-Предтеченский скит. В советское время он был полностью разрушен.

Иоанно-Предтеченский скит находился в шести километрах к западу от Троицкого Белопесоцкого монастыря. Ныне дер. Соколова пустынь.

Монастырь не действует (ныне здесь чулочно-носочная фабрика).

Проезд : до ст. Кашира Павелецкой ж.д. Каширское шоссе. Далее пешком. (см. Белопесоцкий монастырь).

Ныне у дер. Соколова Пустынь. Расположена на левом берегу р. Оки, в 41 км. к востоку от г. Серпухова. Время основания неизвестно. Опись 1578 г. сообщает: «…а на монастыре церковь Пречистыя Богородицы древенная, на каменное дело… да другая церковь Усекновения честныя главы Крестителя Господня Ивана с трапезою, древенная, клетцки, ветха, стоит без пенья; а церкви поставленье и церковное строенье игумена Иосифа Сокола с братьею. Да игумен же Митрофан с братьею сказал, что государь пожаловал прежнего игумена Варсонофья с братьею на церковное сооруженье и на монастырское строенье в 77 г. [1569 г.] 40 руб. денег». В 1679 г. пустынь была приписана к Коломенскому архиерейскому дому. Последний игумен Иосиф упоминается в 1739 г.

Возобновлена монашеская жизнь в 1890 г. Образован скит женского Никитского Каширского монастыря

(см. Каширский Никитский монастырь, скит).

Монастырь Четырех Церквей. Фотография середины XX века.
На берегу р. Оки, напротив впадения в нее р. Лопасни, когда-то стоял город Лопастна — владение черниговских князей. Позднее город отошел к Рязани, однако, неоднократно разоренный татарами в XIII-XIV вв., он окончательно запустел. От города остались (или были построены заново) четыре деревянные церкви. Место стало называться «погост Городище». Из сохранившегося описания XVI в. следует, что храмы были посвящены Воскресению Христову, Его славному Преображению, свт. Николаю Чудотворцу и мчц. Параскеве Пятнице. Храмы были «строенья мирского, монастыря еще не было».

О существовании обители свидетельствуют рукописный синодик 1653 г., хранившийся в одной из церквей: «положил сей сенодик в монастырь Николы Чудотворца зовомый четырех церквей Государев богомолец Благовещенский протопоп Стефан В[o]нифатьев […] по своих родителех в вечный поминок…». Стефан Вонифатьев был духовником Государя Алексея Михайловича.

Просуществовав около ста лет, монастырь был закрыт, вероятно, при Петре I. К началу ХХ в. здесь сохранились только два вновь построенных храма: Пятницкий (1677 г.) и Никольский (1752 г.).

Внутреннее убранство Пятницкого храма отличалось оригинальностью. Иконостас был установлен прямо на полу, а солеи не было. Вместо цельного яруса «икон Богородицы с пророками» на карнизе иконостаса, прилегавшем прямо к потолку, были изображены: в центре — Знамение Пресвятой Богородицы, справа — Серафим с огненно-розовой ветвью в левой руке и трубой в правой, слева — Херувим с красной волнистой ветвью в правой руке и с колосьями злаков в левой. Символистическое значение этих изображений объяснялось словами Псалма 73: «Бог же, царь наш, прежде века содела спасение посреде земли… Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну. Ты создал еси я».

Часть риз на иконах была сделана из тисненого левкаса, а часть из тонких деревянных досок с прорезями для ликов и рук. Кроме царских врат в алтарь вела только одна дверь — северная, с изображением Благоразумного разбойника Раха с крестом на правом плече. Пол в большей части храма был из половинок бревен. К началу ХХ в. иконостас немного подняли над полом, выстроили новую трехъярусную колокольню.

Второй деревянный храм — Никольский, был гораздо скромнее и по устройству, и по убранству.

В начале 1930 гг. Пятницкий храм перевезли в ближайшее село Жерновку для постройки клуба. Судьба Никольской церкви неизвестна. Место древнего города совершенно опустело и даже название «Городище» из здешних жителей мало кто помнит.

Проезд : До ст. Кашира Павелецкой ж.д., далее авт. до с. Тарасково (17 км.), далее пешком 10 км. Урочище находится через овраг от дер. Федоровка.

Находилась на р. Березыни, близ сельца Игумнова, ныне в Тульской обл., в четырех километрах от границы с Московской.

Согласно писцовой книге 1578-79 гг., монастырь тогда входил в Растовский стан Каширского уезда: «Монастырь Саввина Пустыня, на реке на Березыни, а в монастыре церковь Никола чюдотворец, древена, клецки […], да на колоколнице 3 колоколы; а все церковное: образы, и книги, и свечи, и колокола монастырские приходное; да на манастыре ж другая церковь Пятница святая с трапезою; да на манастыре ж в келье игумен Серапион, в келье черный поп, а старцов в кельях 3, в келье понамарь, да 2 кельи вкупчиковых [вкладчиков в монастырь] […]. Вотчина Савины пустыни […], сельцо Игумново, на реке на Березыне».

Иногда монастырь объединялся с Соколовой пустынью Каширского уезда. В 1679 г. оба монастыря были приписаны к Коломенскому архиерейскому дому.

Обитель была упразднена около сер. XVIII в. Монастырский храм стал приходским в с. Игумнове, но вскоре упразднили и приход.

В 1865 г. гвардии полковник С. А. Волоцкий, желая возродить здесь богослужение, построил на Игумновском кладбище молитвенный дом. Спустя три года он уже именовался кладбищенской церковью, на содержание которой Волоцкий пожертвовал 3 тыс. руб.

Проезд : до ст. Кашира Павелецкой ж.д., далее авт. на Серебряные Пруды до ост. «Игумново» (34 км.), далее пешком 1 км.

Монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы.
Эта удаленная от Москвы обитель располагалась на территории нынешнего Серебряно-Прудского района. В писцовой книге конца XVI в. находим описание монастыря: «Монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы, а церковь Пречистые Богородицы древена, клецки, стоит от монастыря четверть версты, а около ее ограды и келей нет, одна сторожня, а в церкве образов: деисус стоячей […] а в ней семь икон […], да образ месной Пречистые Богородицы, на золоте, в киоте […], да образ чудотворный Успение Пречистой […], да перед церковьюна колокольнице два колокола невелики. Да на монастыре же церковь Никола чюдотворец…. А на монастыре келей семь (в одной игумен Еустат, в прочих старцы), да две кельи пусты».

Год упразднения обители неизвестен, но произошло это до 1764 г. Местные жители указывают на небольшой холм рядом с шоссе Серебряные Пруды — Кашира, где, по преданию, находился монастырь.

Обители принадлежали две деревни: Житово и Мягкое. О первой деревне сейчас напоминает лишь местный лес под названием «Житовка», а вторая деревня сохранилась. Со временем она стала селом, здесь был построен храм во имя Успения Пречистой Богородицы, явно в память о монастыре. В 1892 г. начали строить новый каменный храм, который был освящен в 1907-1908 гг. При этом были устроены два придела: во имя св.Параскевы Пятницы и св. блгв. кн. Даниила Московского.

Храм был закрыт в период 20-30-х гг. Служивший здесь протоиерей Сергий Аманов расстрелян в 1937 г.

Возрождение храма началось в 1993 г. (приход). По одному из приделов храм именуют в народе Пятницким.

Проезд :до ст. Узуново Павелецкой ж/д (165 км.). Далее пешком или поездом на Рыбное до ост. Мягкое (7 км.).

Ныне у дер. Соколова Пустынь. Расположена на левом берегу р. Оки, в 41 км. к востоку от г. Серпухова. Время основания неизвестно. Опись 1578 г. сообщает: «…а на монастыре церковь Пречистыя Богородицы древенная, на каменное дело… да другая церковь Усекновения честныя главы Крестителя Господня Ивана с трапезою, древенная, клетцки, ветха, стоит без пенья; а церкви поставленье и церковное строенье игумена Иосифа Сокола с братьею. Да игумен же Митрофан с братьею сказал, что государь пожаловал прежнего игумена Варсонофья с братьею на церковное сооруженье и на монастырское строенье в 77 г. [1569 г.] 40 руб. денег”. В 1679 г. пустынь была приписана к Коломенскому архиерейскому дому. Последний игумен Иосиф упоминается в 1739 г.

Возобновлена монашеская жизнь в 1890 г. Образован скит женского Никитского Каширского монастыря (см. Каширский Никитский монастырь, скит).

Проезд : (см. Белопесоцкий м.)

В 1888 году, 17 октября, произошло крушение поезда, в котором ехал император–Миротворец Александр III с семьей. Поезд сошел с рельс, погибло 23 человека. Из царской же семьи никто не получил даже сколько-нибудь серьезного ранения. Все православные россияне увидели в этом знак особой милости Бога к Своему помазаннику. Во многих местах империи стали воздвигать храмы и создавать обители в память чудесного спасения царской семьи.

Одной из таких обителей явилась небольшая Спасо-Казанская женская община в имении Дворяниново, Тульской губернии. Когда-то здесь жил знаменитый ученый Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833), человек обширнейших познаний, известный прежде всего как ботаник и агроном. После его смерти имение не раз переходило из рук в руки. Последняя владелица усадьбы, Н. Д. Давыдова основала здесь в 1904 г. женскую общину. Она создавалась по благословению и при участии святых Православной церкви: старцев Оптинских — о. Амвросия и о. Анатолия, Гефсиманского старца Варнавы (была его последним «детищем»).

Храм в общине был домовый, имелась школа для девочек. После революции, в 1921 г., общину закрыли. Затем устроили здесь трудовую артель. В 1930 г. артельщики сожгли усадьбу дотла… В 1988 г. на этом месте был построен мемориальный музей А.Т. Болотова. О восстановлении общины речь не идёт, но в последнее время события идут столь быстро, что, возможно, наши сведения устарели.

  1. Поездом с Курского вокзала на Тулу до станции Тарусская — 125 км, далее автобусом (поезд отходит от вокзала в 7:56, приходит на станцию в 10.17, автобус отходит в 10.55, кроме вторника и четверга) до Русятина — 14 км, далее пешком до Дворянинова — 2 км.
  2. В сухую погоду — тем же поездом до остановки «132-й километр», далее пешком — 7 км.

Зачатьевский монастырь: история, святыни, где находится

История монастыря

Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Он был основан в 1360-м году по благословению Митрополита Московского Алексия, чьи сестры преподобная игумения Иулиана и монахиня Евпраксия стали первыми насельницами обители. У монастыря богатая история. Полностью сгорев в 1547 году во время Большого Московского пожара, монастырь возрождается на новом месте, ближе к Кремлю.

Во время нашествия французов 1812-го года обитель пострадала, но позже была восстановлена. В 1925-м году Зачатьевский монастырь закрыли, а позднее храмы и строения монастыря были взорваны или разрушены. Возрождаться монастырь стал только в 1991-м году.

Святыни обители

Святыни Зачатьевского Ставропигиального женского монастыря привлекают множество паломников. Среди них —

  • лик зачатия прав. Анны,
  • икона «Милостивая»,
  • частица мощей и икона великомученика Пантелеймона,
  • святой образ Георгия Победоносца,
  • святые мощи новомучеников и исповедников Российских в мощевике,
  • частицы Крови Христовой на Кресте,
  • места погребения игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

В монастырь с молитвами о даровании долгожданных детей, о мире в семье и избавлении от депрессии, едут многочисленные паломники. В наши дни Зачатьевский монастырь продолжает развиваться. При нем действуют богадельня, швейная мастерская, пекарня. Монастырь имеет библиотеку и собственное издательство.

Храмы, часовни, подворья, скиты

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного

Церковь была построена в 1696 году и считается самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского. В 1960-х годах на куполе восстановили керамическую поливную черепицу. Церковь оформляет святые (северные) врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко (красно-белая гамма, разорванные наличники). Храм окружает открытое гульбище, на котором установлена переносная звонница.

Церковь сошествия Святого Духа

В 1846 году сестра (белица) Варвара Михайловна Головина (ур. Львова) обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект заказали М. Д. Быковскому. На нижнем этаже богадельни располагались кельи стариц, а на верхнем были ризница и покои госпожи Головиной. В 1850 году храм был освящен.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор, построенный в 2008—2012 годах на месте разрушенных храмов XVI—XIX веков, находится в центре монастырской территории. Состоит из надземной части, представляющей собой несколько одноэтажных храмов, и подземного уровня. Архитектором был Андрей Анисимов, по словам которого: «для столицы, где вообще много всего очень разного строят, это удачная работа, в которой старые традиции сочетаются с современными технологиями. Этот собор хорошо вписывается в архитектуру центра Москвы».

Подворье монастыря в Барвихе. Храм Покрова Божией Матери

Подворье Зачатьевского женского монастыря с храмом Покрова Божией Матери находится совсем недалеко от Москвы, в поселке Барвиха, на небольшом живописном участке земли, среди огромных вековых сосен. Здесь еще в 1798 году указом императора Павла I монастырю были дарованы 92 десятины лесных угодий. В XIX веке монастырь часть земель сдавал в аренду, лес использовался для нужд обители: как строительный материал, а также на топливо.

Богослужения совершаются по монастырскому уставу, по воскресным и праздничным дням, в дни сугубого поминовения усопших, а также в дни памяти особенно почитаемых святых. В храме совершаются Таинство Крещения и Таинство Браковенчания. Ежегодно в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха, богослужение возглавляет архиерей.

Ныне комплекс подворья практически сложился. Помимо самого храма сооружены игуменский и сестринский корпуса, хозяйственные постройки, а также теплица и скотный двор.

Монастырские сестры, несущие послушания на подворье посменно, совершают ежедневно иноческое молитвенное правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе. В Барвихе уже восемь лет действует воскресная школа, где постоянно обучаются 30-40 детей разного возраста, проводятся занятия и для взрослых. Среди преподавателей есть сестры и священнослужители обители.

Зачатьевский монастырь: как добраться

Адрес: 119034 г. Москва, переулок 2-й Зачатьевский

Расписание богослужений

Паломнику

Монастырь открыт с начала утреннего богослужения (7.00) до завершения вечерней службы (20.00).

Для паломнических групп проводятся экскурсии по предварительной записи. Заявку на экскурсию можно направить по электронной почте монастыря zmonastir@mail.ru или позвонить по телефону 8-495-695-16-91.

В течение дня открыт доступ к главным святыням монастыря. На территории монастыря можно приобрести свежую выпечку.

Желающим помолиться и потрудиться на послушаниях в монастыре просьба отправлять заявку на zmonastir-palomnik@mail.ru

Ежедневно у паломников и гостей Зачатьевского монастыря есть возможность принять участие в экскурсиях по Зачатьевсокму монастырю, чтобы лучше узнать древнюю обитель, основанную в 1360 году — более 650 лет назад — по благословению Святителя Алексия, митрополита Московского. Зачатьевский монастырь стал первой девической обителью в Москве. В монастыре испокон веков верующие молились о чадородии, и Господь многократно исполнял просимое.

Читайте также

Свято-Никольский монастырь в поселке Монастырский Епархиальный женский монастырь

История

Средне-Никольский женский монастырь был основан в 1764 году сначала как старообрядческий мужской скит выходцем из Польши старообрядческим священноиноком Пахомием. Монастырь располагался в живописном месте, в излучине реки Иргиз. Указом Саратовской духоной консистории от 6 февраля 1837 года скит был обращен в единоверие и преобразован в Средне-Никольский мужской общежительный монастырь 3-го класса.

31 августа 1843 года монастырь был преобразован в женский и передан в управление инокине Ефросинии (Ерёминой), ставшей его первой настоятельницей. В 1851 году Николаевский уезд Саратовской губернии, в котором находился монастырь, вошел в состав новообразованной Самарской губернии.

В монастыре имелись 2 церкви: Свято-Никольская и Покровская. Свято-Никольская церковь была деревянной, холодной, снаружи она была обшита тесом, а внутри оштукатурена. На церкви имелось 14 глав. При церкви находилась 4-х ярусная деревянная обшитая тесом колокольня. Высота колокольни с крестом достигала 12 сажен. В 1886 году Свято-Никольская церковь была перестроена, а 31 мая 1887 года — освящена.

Покровская церковь сначала была деревянной, теплой, без колокольни. Снаружи церковь была обшита тесом и окрашена с 3-х сторон паперти, а внутри оштукатурена. На церкви имелась одна глава с крестом, высота которой достигала 4½ сажен.

Новая каменная Покровская церковь, устроенная в монастыре вместо старой деревянной, была перестроена из старой ризницы в 1863 году. В 1864 году новая каменная Покровская церковь была освящена. На церкви имелась одна глава с крестом. Высота церкви вместе в крестом достигала 7½ сажен.

В 1871 году на месте старой деревянной Покровской церкви в монастыре была построена деревянная часовня па каменном фундаменте для постоянного чтения псалтыря.

Святынями монастыря считались пять Евангелий, напечатанных во время царствования Михаила Феодоровича.

Для размещения сестер и настоятельницы в монастыре имелось 11 зданий: 2 деревянных двухэтажных корпуса и 9 одноэтажных корпусов. В монастыре имелась больница на 5 человек, которая помещалась на первом этаже одного из двухэтажных корпусов.

В 1891 году в монастыре было открыто училище, в котором обучались и дети из окрестных сел. В 1893 году в нем обучались 12 девочек, находившихся на полном содержании от обители.

Последней настоятельницей монастыря перед его закрытием в годы советской власти была игумения Августа (Афанасьева). При монастыре служили два священника и диакон. Для монастырского причта имелись деревянные дома со всеми надворными постройками.

После октябрьского переворота, в 1918 году, монастырь был закрыт. С февраля 1918 года по январь 1920 года все постройки и имущество монастыря находились в ведении Николаевского уездного земельного отдела. Свято-Никольский храм был отдан под зернохранилище. Постановлением Пугачевского уездного исполкома от 11 феврале 1920 года все монастырские здания были переданы в распоряжение уездного отдела народного образования, в Свято-Никольском храме был размещен клуб.

Все трудоспособные монахини были мобилизованы на различные работы. Часть сестер монастыря были переданы в распоряжение уездного отдела здравоохранения и использовались для борьбы с эпидемиями, другая часть сестер трудилась на молочной ферме. Нетрудоспособные монахини были переданы в распоряжение отдела социального обеспечения.

Монастырски фруктовый сад был отдан в ведение райсобеса. Помещения подворья в Самаре в 1922 году были муниципализированы и переданы под жилые помещения.

В мае 1928 года постановлением ВЦИК административно-территориальное деление РСФСР было изменено: Самарская губерния была ликвидирована, а вместо нее образована Средне-Волжская область, а затем и Средне-Волжский край. 16 июля 1928 года было утверждено разделение Средне-Волжской области на 9 округов, а бывший Николаевский уезд, в составе которого находился Средне-Никольский единоверческий женский монастырь, был передан в Нижне-Волжский край, административным центром которого стал Саратов.

В 1929 году храм Покрова Пресвятой Богородицы был разобран.

В 1930 году на территории обители и во всех ее уцелевших помещениях расположилась колхозная бригада. При колхозе, в одном из бывших монастырских зданий, был основан опорный пункт, названный «Международная Объединённая Помощь Революции». По аббревиатуре этих слов колхозное поселение на территории монастыря получило название МОПР.

В 1997 году началось восстановление Свято-Никольского храма поселка Мопр силами прихожан Воскресенского храма города Пугачева. Помощь в восстановлении храма и монастыря оказывали предприятия города Пугачева и Пугачевского района: колхоз «Родина», на балансе которого находились здания монастыря, ПМК-19, Пугачевский элеватор, ликеро-водочный завод, завод «Птицемаш» и прихожане храмов Пугачевского района.

Приход во имя Святителя Николая Чудотворца поселка Мопр Пугачевского района был зарегистрирован Министерством юстиции Саратовской области 26 ноября 1998 года.

При приходе, на территории монастыря, образовалось сестричество. Сестры-насельницы принялись за восстановление храма и зданий монастыря: келейного двухэтажного дома и дома для послушниц (в других сохранившихся зданиях монастыря проживают жители поселка). Был заготовлен материал для восстановления монастырской стены, ведется строительство бани и прачечной, проводится электричество в келии.

По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2000 года при храме во имя святителя Николая Чудотворца поселка МОПР Пугачевского района Саратовской области был учрежден Свято-Никольский женский монастырь. Настоятельницей монастыря определена, по представлению правящего Архиерея, приснопамятного архиепископа Александра (Тимофеева; †2003), монахиня Севастиана (Власова).

20 сентября 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин освящения и первую Божественную литургию в востановленном храме во имя святителя Николая Чудотворца в Свято-Никольском женском монастыре поселка МОПР ( ныне Монастырский) Пугачевского района.

С августа 2013 года в обители начали строить новый храм-часовню.

22 ноября 2014 года Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершил Великое освящение храма-часовни в честь Покрова Божией Матери Свято-Никольского женского монастыря п. Монастырский Пугачевского района. .

Свято-Духовский мужской монастырь

Официальный сайт Свято-Духовского мужского монастыря. Волгоградская и Камышинская епархия Русской Православной Церкви

История до разрушения

В 1903 г. с приходом в епархию нового архиерея — епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганова) в губернии развернулась целая программа монастырского строительства. Комитет по возведению обители собрался в Царицыне 16 мая 1903 г. А 17 февраля 1904 г. Царицынская Дума отвела место под устройство подворья, где начал строиться небольшой каменный храм во имя Святого Духа. 28 октября 1907 г. он был освящен епископом Вольским Палладием.

В ноябре 1907 г. настоятелем подворья был назначен иеромонах Илиодор (Труфанов). Монастырь постепенно стал прирастать постройками. Верующие помогали кто рублем, кто своим трудом, кто материалами. В сборе пожертвований помогала и Марфа Семеновна Медвенская, почитаемая в Царицыне как блаженная. В итоге здания обители выросли уже в 1909 г., а окончательно строительство было закончено в первой половине 1911 г. Храм Святого Духа расширили — к летней церкви с запада пристраивают теплую зимнюю, вмещающую до 6000 человек. Главный вход находился с западной Онежской улицы и увенчивался шатровой колокольней, а алтарь выходил на монастырскую площадь. Полное название церкви звучит так: «храм Сошествия Святого Духа на апостолов». Сам монастырь имел трех и двухэтажные здания. Его корпуса предназначались для народных гостиниц на 500 человек, номеров, квартир благодетелей и аудитории на 1000 человек, школы, рукодельной, рабочих мастерских, архиерейских покоев и келий. Также в корпусах отводилось место под типографию, еще один храм для ранних литургий вместимостью в 1000 молящихся, зал совета, канцелярию, странноприимный дом, богадельню. В подвалах размещались кухня, кладовые, погреба и ледники. С юга от храма простиралась малая площадь для отдыха братии с цветником, фонтаном и бассейном посредине.

Тайны монастырских катакомб

В 1911 г. иеромонах Илиодор вновь попросил выделить во владение монастыря площадь для устройства здесь богадельни, обычной и миссионерской школ и даже учительского института, но городская Дума вновь отказала. Тогда 27 сентября 1911 г., начав рыть пещеры, Илиодор попросил прихожан о пожертвовании продуктов для рабочих.

Он разделил своих последователей на две группы – собственно копателей и сборщиков провианта — «калачников» (с зажиточных верующих он потребовал принести 50 калачей). Всего в добровольцы записалась 991 семья. Среди них иеромонах проповедовал о скором пришествии Антихриста и конце света, во время которого эти пещеры должны были стать убежищем для верных, а также уверял, что скоро верующим придется скрываться здесь от «светских врагов». Илиодор сравнивал свои подземелья с катакомбами первых христиан. Он лично наблюдал за работами и работающими, приходящими как из Царицына, так и из окрестных селений, и раздавал всем участвующим специальные свидетельства на будущее погребение в катакомбах. Из докладов сыщиков, внимательно следивших за его деятельностью, следовало, что работали в основном женщины и дети. Окончание ходов он доверил немногим избранным лицам, а осмотрел все сделанное некий архитектор из Саратова, составивший и план дальнейших подземных работ. Только за 4 дня работы весь двор и все вокруг покрылось канавами до 3 саженей глубиной и 2,5 аршин шириною. Ходы уходили под храм и остальные корпуса. Усыпальницы рассчитывались на 5000 человек, в них в награду были отведены места для пещерокопателей. Над заполненной нишей усыпальницы писали имя захороненного и вешали лампаду, поддерживая неугасимый огонь. Пещеры представляли собой сложную трехъярусную систему ходов с лабиринтами. Подземелья были обложены кирпичом, под потолком делались своды. Планы их держались в секрете, но из отчета врио Царицынского благочинного о. Алексия Протоклитова мы узнаем, что усыпальница уходила на глубину 4 сажени (8,5 м), ширину имела такую же и проходила крестообразно под храмом (в длину 20 сажен (43 м) и 16 сажен (34 м) поперек). Она шла в 4 яруса, каждый высотой в 2,5 аршина (1,8 м).

7 апреля 1912 г. Святейший Синод преобразовал подворье в самостоятельный мужской монастырь 2-го класса, назначив настоятелем архимандрита Иринарха.

21 сентября 1912 г. Царицынский Свято-Духовский необщежительный мужской монастырь был преобразован в женский. 17 ноября 1913 г. при обители был освящен домовой зимний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

А в 1914 г. Царицынская Дума постановила включить в сеть учебных заведений города Свято-Духовскую церковно-приходскую школу. На начало 1915 г. монастырь содержал в своей школе 53 девочки из семей фронтовиков.

Монастырь продолжал являться одной из основных достопримечательностей уездного Царицына. Приведем для полноты картины мнение современника – ученика Урюпинского реального училища Алексея Глазкова, посетившего обитель с экскурсией в мае 1916 г. Юноша пишет о монастыре: «Он стоит на возвышенном месте, с которого открывается прекрасный вид на Волгу и город. Монастырь обнесен высокими стенами, в которых проделаны круглые отверстия, так что монастырь по внешнему виду напоминает старинную крепость. Прежде всего, мы вошли в подземелье, где основатель монастыря, известный по газетам иеромонах Илиодор, укрывался от своих «врагов». Потом пошли в монастырский собор. Собор поразил меня, прежде всего своею необыкновенной величиной. Он может вместить в себе, как нам сказали, до 15 тысяч человек. Живопись в соборе также очень красива. Вверху находятся хоры. Мы поднялись на хоры, а оттуда на колокольню, с которой открывается прекрасный вид на огромнейший город, его пристань и заводы».

А перед захватом Царицына белыми в июне 1919 г., большевики объявили по городу и уезду насильственную мобилизацию черного и белого духовенства на полевые работы. Они согнали монашествующих обоих полов в возрасте от 18 до 50 лет на возведение укреплений. В Париже в 1925 г. вышла книга «Штурм небес: сборник документальных данных, характеризующих борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей». В этом издании сообщалось, что царицынских монахинь сперва потащили в ЧК, где комиссарша Савинкова угрожала истребить их, как «негодных элементов», но потом все же передала их некоему Добину для рытья окопов.


Между тем в монастырском храме с декабря 1920 г. устроили лазарет. Часть помещений отвели под концентрационный лагерь, — этим словосочетанием обозначался в то время губернский лагерь принудительных работ, в котором находились бывшие купцы, фабриканты, мелкие лавочники.

Большая часть монастыря была реквизирована большевиками еще после революции в 1918 г. Какое-то время здесь располагался детский дом, но средств на ремонт и эксплуатацию здания не выделялось, и оно ветшало. В 1923 г. обитель прикрыли, отдав здания комсомольской коммуне. В 1929 г. ее собор отвели под читальню и кинотеатр на 400 мест с тремя туалетами и фойе. В 1932 г. в корпусах разместилось студенческое общежитие на 200 человек для учащихся только что открытого пединститута.

С наступлением военного времени в обители заработали ремонтные мастерские. По воспоминаниям старожилов в монастыре какое-то время располагался военный госпиталь, а в подвалах прятались от бомбежек мирные жители. Среди них были и старые монашки, когда-то обитавшие в кельях монастыря. Позже в обители был создан фашистский концлагерь.

После войны монастырь передали военным, которые снесли полуразрушенные корпуса и храм, возведя на оставшемся фундаменте новые здания.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Всеволож монастырь и церковь в Мягком

Село Мягкое находится примерно в семи километрах от железнодорожной станции Узуново в городском округе Серебряные Пруды. Кирпичный храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1907 году на месте деревянной церкви того же посвящения. Примерно в полутора километрах от храма в Мягком стоял древний Успенский монастырь, упраздненный в XVIII веке. Издавна в этих местах почиталась святая великомученика Параскева Пятница, которой посвящен находящийся неподалеку от храма святой источник.

Древний Всеволож Пречистой Богородицы монастырь принадлежит к числу небольших обителей, упраздненных после указа Екатерины II о секуляризации церковных вотчин в 1764 году. Вопрос о закрытии так называемых «малобратских» монастырей поднимался задолго до екатерининского указа. В Духовном Регламенте Петра I говорилось о необходимости объединять небольшие монастыри в обители с числом братии не меньше тридцати человек. В 1722 году вышел ряд синодских определений, ограничивавших рост числа монастырей: в частности, запрещалось создавать новые скиты и монастыри, а инокам ходить по домам мирян и собирать пожертвования на строительство.

Екатерина II указом 23 февраля 1764 года довела до конца направление политики государственной власти против увеличивавшегося числа монастырей и их огромных владений. Монастырские вотчины и крестьяне были отняты в пользу государственной Коллегии экономии. Все монастыри были поделены на три штата. Около половины российских монастырей оказались заштатными: они были обращены в приходские церкви либо ликвидированы. По-видимому, в это время к числу заштатных был причислен и малобратский Всеволож монастырь, располагавшийся на расстоянии четверти версты от деревни Мягкое нынешнего г.о. Серебряные Пруды.

Всеволож монастырь оказался на долгие годы забыт. В известной дореволюционной книге П.И. Малицкого об истории Тульской епархии, к которой тогда относились Серебряные Пруды, ничего не говорится о времени возникновения прихода в селе Мягкое и о древнем Всеволжском монастыре. По данным Малицкого, Успенская церковь с приделом Параскевы Пятницы (на тот момент еще деревянная) построена «неизвестно когда и кем».

Дореволюционный исследователь В.В. Зверинский в книге «О православных монастырях в Российской империи» приводил упоминание о Всеволожском монастыре в собрании «Писцовых книг Московского государства» Н.В. Калачова. В описи за 1578 год в Растовском стане Каширского уезда значился некий «монастырь Всеволож Пречистой Богородицы», вотчинами которого были соседние деревни Житковка, Мягкое и пустоши при речке Березне. Вторым свидетельством о Всеволожском монастыре было краткое упоминание в «Списках иерархов и настоятелей монастырей» у П.М. Строева трех его настоятелей второй половины XVII века: «Каширского-Всеволожского монастыря игумены: Сергий 1653-1662 год, Феодор 1662-1663 год и Сергий 1664-1667 год». Зверинский определил, что Растовский стан находился на территории Веневского уезда Тульской губернии по соседству с Каширским уездом. Казенное село Мягкое относилось до революции к Узуновской волости, а вероятным местом расположения бывшей обители было Успенское-Дудино, первая часть названия которого указывала на прежнюю обитель Пречистой Богородицы.

Согласно упоминавшейся писцовой книге за 1578 год в Растовском стане значилось четыре монастыря: Всеволожский, Соколова Пустынь, Саввина пустынь и Троицкий Белопесоцкий. Саввина пустынь находилась вблизи Игумнова на территории современного Веневского района Тульской области на границе с Московской областью. Соколова Пустынь и Белопесоцкий монастырь стояли на земле современного г.о. Ступино, причем Белопесоцкий монастырь – единственный из четырех, который существует до сих пор.

Вот что говорилось о монастыре вблизи села Мягкое в писцовой книге XVI века: «Монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы, а церковь Пречистыя Богородицы древена, клецки стоит от монастыря четверть версты, а около ее ограды и келий нет, одна сторожня; а в церкви образов: деисус стоячей, на празелени, а в нем 7 икон, 4 пядниц, да образ местной Пречистыя Богородицы, на золоте, в киоте, 3 пядниц, да образ чудотворный Успение Пречистыя…да на монастыре же церковь Никола Чудотворец, а в церкви образов: Пречистая за престолом… да образ местный Николая Чудотворца, с деянием…да образ Троицы Живоначальныя… Пятница на золоте…А на монастыре келий 7 (в одной игумен Еустат, в прочих старцы), да 2 кельи пусты».

В этом описании говорится о чудотворной Успенской иконе и об иконе великомученицы Параскевы Пятницы. Эта святая почиталась жителями села Мягкое с давних времен. При строительстве теплого Пятницкого придела прежней деревянной церкви в 1875 году прихожане составили прошение, где говорилось, что крестьяне имеют особое почитание к иконе великомученицы Параскевы, находившейся в их храме. В десятую пятницу после Пасхи в Мягком праздновалось церковное торжество: икона выносилось из храма, с молебнами ставилась в домах жителей села, а на богослужение стекались богомольцы со всей округи. Сохранилось предание, что почитаемая икона Параскевы Пятницы была найдена местным крестьянином за сельским кладбищем на житовом лугу. Он принес найденный образ в храм, но икона вернулась на место обретения. Трижды икону переносили в храм, и трижды она чудесным образом возвращалась на луг за кладбище. С этого времени на месте обретения святыни забил источник, который назвали в честь великомученицы.

До революции у источника стояла часовня св. Параскевы Пятницы. В советские годы часовня была разрушена, а почитаемая икона – утрачена. В 2005 году в приходе Успенского храма села Мягкое восстановилось почитание образа – храму был пожертвован новый список иконы великомученицы Параскевы. В 2017 году началось благоустройство старинного источника, а в 2018 году была поставлена часовня с купальней. С недавнего времени возобновилась традиция крестных ходов к святому колодцу в десятую пятницу после Пасхи.

Зачатьевский женский монастырь в Москве: второе рождение древней обители

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь является старейшей женской обителью Москвы. Он находится в квартале между старинной улицей Остоженка и Москва-рекой, в районе Хамовники. В советские годы большая часть монастырских построек была снесена, на их месте построены школа и другие учреждения. В 1991 году начались работы по возрождению обители, возведен новый монастырский собор.

История Зачатьевского монастыря

Зачатьевский женский монастырь имеет давнюю историю. В 1360 году по благословению митрополита Московского Алексия в этом месте была основана женская обитель, первыми насельницами которой стали сестры митрополита – игуменья Иулиания и монахиня Евпраксия. Был построен деревянный храм, освященный во имя преподобного Алексия, человека Божия, отчего монастырь стал именоваться Алексеевским. По примеру Троице-Сергиевой Лавры был введен строгий общежительный устав.

В 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина, приглашенного в Москву Великим князем Василием III, была построена каменная соборная церковь с престолом в честь Зачатия святой Анны. В 1547 году, во время Большого Московского пожара, Алексеевский монастырь выгорел дотла. По указу царя Ивана Грозного обитель была переведена в новое место, в Чертолье, где он просуществовал до XIX века. Сейчас на месте Алексеевского монастыря стоит Храм Христа Спасителя. Часть монахинь остались на прежнем месте, образовав «Зачатейскую» обитель.

Уже в то время в Зачатьевском монастыре молились о чадородии. Здесь бывали цари и высокопоставленные особы. В 1584 году при поддержке царя Федора Иоанновича (1557-1598) началось восстановление обители, был построен каменный собор Зачатия св. Анны, церковь Рождества Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней. В Смутное время монастырь пострадал, но вскоре был отстроен заново.

В 1696 году, на средства стольника А.Л.Римского-Корсакова, был выстроен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа, в стиле «нарышкинского барокко». Поскольку Римские-Корсаковы издавна владели окрестными землями, Спасская церковь стала их домовым храмом и была приходской.

В 1766-68 годах над могилами основательниц монастыря была построена небольшая церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 1887 году она была перестроена и включена в качестве придела Казанской иконы Божией Матери в собор Рождества Богородицы.

В 1804 году старый Зачатьевский собор, пришедший в ветхое состояние, был разобран, и на его месте в 1805-1807 годах вырос огромный собор Рождества Богородицы с приделом Зачатия святой Анны, освященный в 1813 году. Он был построен в неоготическом стиле, его архитекторами считаются М.Ф и М.М.Казаковы, однако документально их авторство не установлено.

В Отечественную войну 1812 года монастырь снова был разорен, но быстро восстановился. В 1844-1850 годах была выстроена богадельня с храмом Сошествия Святого Духа, в византийском стиле, по проекту архитектора М.Д.Быковского.

Зачатьевский монастырь в конце XIX — начале XX века

Зачатьевский монастырь, церковь Сошествия Святого Духа и собор Рождества Пресвятой Богородицы

Зачатьевский монастырь, надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа

В 1922 году монастырь был разграблен, но оставался действующим. 16 марта 1925 года здесь отслужил последнюю в своей жизни службу Патриарх Тихон (1865-1925, патриарх Московский и всея Руси с 1917 года), который скончался через девять дней.

В 1927 году Зачатьевский монастырь был закрыт, его территорию занимали различные учреждения, в том числе тюрьма и детская колония. В 1934 году внутри монастырской ограды были снесены практически все постройки, за исключением храма Сошествия Святого Духа, который перестроили. На месте взорванного собора было построено школьное здание. Часть ценностей, в том числе чудотворный образ Божией Матери «Милостивая», были перенесены в церковь Пророка Илии в Обыденском переулке, куда перебралась и небольшая община сестер монастыря.

Зачатьевский монастырь, чудотворная икона Божией Матери «Милостивая»

Зачатьевский монастырь после революции

Зачатьевский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы перед разрушением

В 1960-е годы надвратная церковь была объявлена памятником архитектуры и отреставрирована. В 1991 году началось возрождение монастыря, а в 1995 году он вновь стал ставропигиальным, т.е. подчиняющимся непосредственно Патриарху. В 2001-2005 годах был восстановлен купол храма Сошествия Святого Духа. По заказу мэрии Москвы в 2002- 2003 годах были разобраны постройки советского времени и проведены археологические изыскания, вскрыты фундаменты всех разрушенных храмов.

Зачаьевский монастырь, надвратная церковь после реставрации 1960-х годов

25 ноября 2005 года Патриарх Алексий II заложил камень в основание будущего собора Рождества Пресвятой Богородицы. Однако были сомнения и разногласия по поводу его проекта. В результате был одобрен проект А.Н.Оболенского. Деньги на строительство храма выделил предприниматель Д.Е.Рыболовлев. 25 ноября 2010 года собор был освящен патриархом Кириллом.

В настоящее время восстановление Зачатьевского монастыря продолжается. Созданы богадельня, приют, швейная мастерская, пекарня, библиотека, издательство. Ежедневно проводятся богослужения.

Фотографии Зачатьевского монастыря

Зачатьевский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы

Зачатьевский монастырь, памятник святителю Алексию Московскому, основателю обители

Зачатьевский монастырь, надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа

Зачатьевский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы

Зачатьевский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы и Богадельня

Зачатьевский монастырь, звонница церкви Сошествия Святого Духа

Зачатьевский монастырь, прошлогодние дубовые листья

Зачатьевский монастырь, надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа

Зачатьевский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы

Зачатьевский монастырь, роспись при входе

Зачатьевский монастырь, фрагмент надвратной церкви

Зачатьевский монастырь, надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа

Информация для посетителей

Зачатьевский монастырь расположен между станциями метро «Кропоткинская» и «Парк культуры». Если ехать на машине, то лучше в выходные дни — можно припарковаться в переулках рядом; в будние дни здесь все занято автотранспортом.

  • Сайт монастыря: zachatevmon.ru
  • Адрес: 119034, Россия, Москва, 2-й Зачатьевский пер., 2.

Формально на территории монастыря и в храмах можно фотографировать только с благословения настоятельницы. Мы этого не знали, поэтому фотографировали на территории свободно, но в соборе на наш вопрос, можно ли фотографировать, нам запретили, более того, охранники внимательно смотрели, чтобы мы украдкой не сделали кадр (хотя как огромной зеркалкой можно фотографировать тайком?). Особых ограничений по одежде я не заметила — встречались женщины и в брюках, заходили мамочки с колясками. Ну а в остальном — обычные правила поведения в монастыре.

Правила доступа посетителей на территорию Зачатьевского монастыря

Читайте также:  Вознесенский собор в Новосибирске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию