Ростовский Борисоглебский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Ростовский Борисоглебский мужской монастырь

Борисогле́бский на Устье Росто́вский монасты́рь — мужской православный монастырь на дороге из Ростова в Углич (в посёлке Борисоглебский), входящий в «Золотое кольцо России». Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним». После XVII века архитектурный ансамбль почти не менялся.

Содержание

История

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Современное состояние

Сегодня на территории монастыря находятся:

  • собор Бориса и Глеба (1522—1523),
  • Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526),
  • Сергиевская надвратная церковь (1679),
  • звонница с церковью св. Иоанна Предтечи (1690),
  • келья Иринарха Затворника и др.

Святые

  • прпп. Павел и Феодор Ростовские (Борисоглебские) (XIV в.)
  • прп. Иринарх Ростовский (XVI – XVII вв.)

Святыни

Сохранилась келья преподобного Иринарха и вериги святого. Его мощи почивают под спудом. В Благовещенском соборе хранится деревянный крест преподобного Сергия Радонежского как благословение основателям монастыря. Сами основатели прпп. Феодор и Павел погребены в северном углу Борисоглебского собора.

  • мощи прпп. Павла и Феодора Ростовских (Борисоглебских)
  • мощи прп. Иринарха Ростовского
  • вериги мощи прп. Иринарха Ростовского

Видео

Как добраться

Проезд: от Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский (расстояние: 18 км).

Адрес: 152170, Ярославская область, п. Борисоглебский, Советская пл., д. 10.

Тел.: 8 (48539) 2-19-00, 8 (48539) 2-15-41 (монастырь), 8 (48539) 2-11-84 (музей)

БОРИСОГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

После кончины игум. Павла настоятелями Б. м. последовательно были игумены Савелий, Михаил, Иона, Питирим. При игум. Питириме обитель пользовалась особым покровительством вел. кн. Василия II Васильевича, к-рый дал Б. м. первый земельный вклад – «село Шульце с деревнями по своих родителех и прародителех в наследие вечных благ». В 1433-1434 гг. Василий II, изгнанный с великокняжеского стола звенигородским кн. Юрием Димитриевичем, укрывался в Б. м. В 1440 г. игум. Питирим крестил сына Василия II – буд. вел. кн. Иоанна III. С 1503 г. до кончины в 1511 г. в Б. м. жил на покое Ростовский еп. Тихон (Малышкин), почитающийся в обители как святой (пам. 29 марта). В 1996 г. при строительных работах близ алтаря Борисоглебского собора была найдена надгробная плита с могилы еп. Тихона. Неск. раз (впервые в 1545) обитель посещал Иоанн IV Грозный. В период опричнины мон-рь неизменно пользовался благосклонностью царя. В числе 10 крупнейших обителей Б. м. получал значительные пожалования от Иоанна Грозного на помин души царевича Иоанна Иоанновича, цариц Анастасии Романовны, Марии Нагой, Марфы Собакиной, казненных бояр. Борис Годунов вложил в Б. м. 300 р. на помин по царю Феодору Иоанновичу. Царь Михаил Феодорович подтвердил прежние привилегии мон-ря. Мон-рь входил в число «степенных», где в сер. XVII в. занимал 16-е место, обладал значительной б-кой. По неполным данным «Описи книгам, в степенных монастырях находившимся» (ЧОИДР. 1848. Т. 6. С. 1-44), здесь значилось неск. десятков томов. К кон. XVII – нач. XVIII в. Б. м., богатейший в Ростовской митрополии, владел 22 тыс. дес. земли, к нему были приписаны 4 мон-ря: жен. Троицкий на Бору, Никольский на Ковже, Никольский на Бою и Спасская пуст. близ с. Вощажникова. В 1763 г. обитель владела 6785 крестьянами.

В Б. м. подвизался прп. Иринарх, затворник Ростовский († 1616), по преданию предсказавший разорение Москвы польск. войсками и благословивший князей Д. М. Пожарского и М. В. Скопина-Шуйского на борьбу с интервентами. (Подтверждением этого предания может служить тот факт, что после освобождения Москвы кн. Пожарский освободил мон-рь от поставки припасов для войска.) В мон-ре близ ограды находилась тесная, длиной 3 м, шириной менее 1,5 м, келья прп. Иринарха (восстановлена в кон. 90-х гг. XX в.), в к-рой подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Согласно описанию архим. Амфилохия (Сергиевского) 1856 г., вериги подвижника состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки; в кон. 90-х гг. XX в. Угличский музей передал в Б. м. часть вериг подвижника. Прп. Иринарх был погребен в выкопанной им самим могиле в Б. м., в наст. время его мощи почивают под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора. В 1662-1666 гг. в Б. м. находился в заточении Суздальский архиеп. Стефан. 32 года в обители подвизался местночтимый юродивый Алексей Степанович († 1781).

Первоначально Б. м. управляли игумены, с 1688 г.- архимандриты. При учреждении штатов (1764) Б. м. был отнесен ко 2-му классу. В 1900 г. мон-рь владел 246 дес. земли и получал из казны 1249 р. 7 к. на содержание. В нач. XX в. в обители жили ок. 20 чел. братии и 40 послушников. С 1901 г. действовала иконописная мастерская и школа для братии. При мон-ре с 27 апр. по 4 мая проводилась ежегодная ярмарка, по понедельникам – еженедельные торги.

Храмы и другие постройки монастыря

В 1522 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича в Б. м. началось каменное строительство, возглавил к-рое ростовский мастер Григорий Борисов, ему приписывают все постройки мон-ря XVI в. Четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый собор во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, освященный 22 сент. 1524 г., стал первым каменным сооружением в Б. м. Декорация фасадов собора свидетельствует о влиянии построек итал. зодчих, работавших в Москве в нач. XVI в.: архивольты закомар и карниз, объединяющий фасады, профилированы, входы в храм оформлены как перспективные порталы. Внутреннее пространство собора перекрыто крестовыми сводами, опирающимися на крещатые столбы, стены гладкие, без лопаток. На протяжении столетий внешний вид храма претерпел изменения: в XVII в. щелевидные окна были растесаны и получили прямоугольную форму; в 1778-1780 гг. надстроили барабан, шлемовидную главу заменили луковичной, позакомарное покрытие – четырехскатной кровлей; в нач. XIX в. вокруг центральной главы были надстроены 4 главки, снятые в 20-х гг. XX в.; в 1810 г. к зап. фасаду пристроили придел во имя прор. Илии.

Твердыня в честь святых Бориса и Глеба — Ростовский Борисоглебский мужской монастырь

Хоть кое-кто убежденно утверждает, что земля неповторима под серебристым светом луны, но – вы только посмотрите! — как она хороша при свете дня! Мы едем в ростовский Борисоглебский монастырь, а вдоль дороги — темнеют зеленью дремучие сосновые леса, белеет снег, их сочетание гармонично дополняет серое пасмурное небо. Машина подпрыгивает на российской дороге извечного качества, нас время от времени основательно встряхивает.

Мы собираемся полюбоваться еще одним историческим местом Ростова с несколькими непревзойденными памятниками архитектуры.

Все-таки какая замечательная вещь – путешествия! Новые места всегда сулят ранее неизвестные и незабываемые впечатления! Там, куда мы сейчас едем, мы получим их в избытке – просто захлебнемся впечатлениями от красивого и истинно русского места, почти не истоптанного туристами. Во всяком случае так нас уверили.

Не самая приветливая погода

Поехали! За бортом около нуля, но сильный ветер. На выходе из города порыв ветра сорвал с прохожего шапку и та проворно бросилась от владельца наутек по проезжей части. Гражданин находился в том возрасте, когда еще важно, как ты выглядишь в глазах окружающих. Боязнь показаться смешным мешала ему припустить изо всех сил за беглянкой, а пришедшее с годами благоразумие не разрешало махнуть рукой на потерю.

Головной убор резво скакал по произвольной траектории вдаль, но общее направление его движения все же просматривалось: куда-то на противоположную сторону дороги. Его хозяин, смущенно улыбаясь автомобилистам, пыхтел, метался по трассе и пытался улучить удобный момент для поимки своей вещи. Наконец, шапка, вильнув, прибилась к колесу идущего перед нами москвича, сам ловец при этом чуть не угодил под него же.

Саня проворно остановился, обезопасив тем самым арену действий. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, объект преследования, а следом его незадачливый владетель, выскочили на тротуар, где преступный головной убор живо пленили прохожие. Наконец-то получив собственность в руки, счастливый ростовчанин удалился. Мы последовали его примеру.

Читайте также:  Ханты-Мансийская епархия: храмы и монастыри, священники и настоятели

Первые русские святые Борис и Глеб
Кратко – кто же они такие?

Летом 2015 года исполнится тысяча лет, как отлетела к Господу душа крестителя Руси — великого князя киевского Владимира. Мало известны подробности его жизни. Да что там подробности! Окутаны туманом как и само его рождение, так и обстоятельства смерти.

Но известно, что Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был закоренелым многоженцем. Поэтому и детей от разных жен у него было много. Считается, что одних сыновей было двенадцать человек.

И особенно среди них он выделял младших — Бориса и Глеба. Кто был их матерью? Неизвестно. Долгое время считалось, что ею была дочь и сестра византийских императоров — порфирородная византийская принцесса Анна. Сейчас это утверждение в ученой среде считается необоснованным и не подтвержденным источниками.

Прошло всего несколько дней после неожиданной смерти Владимира, как в разных местах были убиты любимые его сыновья, не пожелавшие участвовать в междоусобной войне с братьями, – ростовский князь Борис и Глеб, княживший в Муроме.

В те далекие времена преемственность власти опиралась исключительно на силу и шла рука об руку с убийством претендентов. Безжалостно расправлялись даже с ближайшими родственниками.

А тут случилось удивительное: имея каждый под началом сильную дружину, они не захотели идти кровавым путем, не стали поднимать руку на братьев. Приняв мученическую кончину, они утвердили новую модель поведения – не все средства хороши для достижения власти.

Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными русской церковью. В их честь на Руси были построены сотни монастырей и храмов.

Узнаем интересные факты

О Борисоглебском мужском монастыре, что находится в Ярославская области, я не знала абсолютно ничего, а ведь это младший родной брат нежно любимой мной Троице-Сергиевой лавры. Семь сотен лет назад пришли сюда в лесную чащобу два инока Феодор и Павел и решили основать в здешнем безлюдье монастырь. Место для обители указал им сам преподобный Сергий Радонежский.

Сначала заложили иноки деревянный храм. Это был 1363 год, прошло меньше тридцати лет с того времени, как на горе Маковец вырос первый храм лавры, посвященный святой Троице.

Но, если Троице-Сергиев монастырь занимал стратегически важное положение, закрывая доступ к Москве, то, стоящий на пути, соединяющем Углич и Ростов, Борисоглебский монастырь был не в силах перекрыть подступ ни к одному из этих городов. Чтобы попасть в любой из них и тогда, и сейчас, есть много других возможностей – дорога эта не единственная.

Причины, по которым удаленный Борисоглебский мужской монастырь не захирел, а стал расти и богатеть, не очень понятны. И еще менее понятны причины, вызвавшие особое отношение к нему со стороны великих князей московских и царей-Рюриковичей. Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности.

Вот, например, царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный. Как добрый христианин, в деяниях своих он каялся. Составлен был по его приказу синодик – перечень казненных, чтобы поминать их в церквях.

Списки жертв, с крупными денежными пожертвования в придачу, разослали по ряду обителей. В число этих избранных попал Борисоглебский монастырь. Кстати, сюда же Грозный вносил и весомые суммы на помин души жен своих – кроткой Анастасии Романовны, черкешенки Марии Темрюковны, несчастной Марфы Собакиной, а также сына царевича Ивана.

В XVI—XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в ростовской митрополии. Конец его благоденствию пришел в царствование Екатерины Великой, когда передала она монастырские земли графу Григорию Орлову – своему фавориту.

В 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области и вовсе упразднили, и только спустя семьдесят лет начался новый этап его жизни, и сюда вернулись монахи. В наше время на его территории как-то сосуществуют две организации — действующий монастырь и филиал музея Ростовский кремль.

Насельники святой обители и преподобный Иринарх, затворник Ростовский

Монастыри есть сообщества людей особенных, пребывающих один на один с Богом. Численность братии в них разная, в среднем от 20 до 100 человек. В Борисоглебском монастыре в настоящее время живет всего девятеро монахов.

А в XIV веке здесь жил инок Пересвет, тот, которого вместе с братом Ослябей благословил на битву добра со злом преподобный Сергий.

В конце 16 и начале XVII веков жил в монастыре еще один инок — Иринарх, впоследствии прославленный как святой.

В расцвете сил принял он постриг и 38 лет, до самой своей смерти, жил в добровольном затворе – крохотной келье размером в полтора на три метра. Укрощая плоть, носил на себе вериги: на шее цепь двадцати сажен, на руках восемнадцать оков, на плечах тяжестей числом семь, на ногах наложенные весомые путы, пояс обременял пуд металла, да было еще кое-что по мелочи — полторы сотни крестов на теле и железная палка, которой он побивал себя.

Но главным было не аскетическое житие преподобного Иринарха, а тот дар прозорливости, который позволял борисоглебскому затворнику провидеть будущее.

Так, он предсказал царю Шуйскому нашествие поляков, а потом подсказал ему момент победного наступления. А самому гетману Сапеге, не убоявшись, прямо в лицо предрек, что тот будет убит, если не покинет Русь. Святой Иринарх благословил поход и воинство Дмитрия Пожарского на борьбу с интервентами.

Святой источник Иринарха

Близ села Кондаково, что в сорока километрах от Борисоглебского монастыря Ярославской области, находится источник, выкопанный руками юного Иринарха, до того, как он стал святым затворником.

Родничок находится в лесу, холодная целебная вода слегка попахивает глиной – почвы вокруг глинистые. Святой источник Иринарха не замерзает, зимой и летом приходят сюда верующие за исцелением от болезней. Около него обустроена удобная купаленка. Считается, что эта ключевая вода излечивает бесплодие, кожные и сердечные болезни.

Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка, что отмечается 2 августа, из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха целых четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги затворника ростовского…

Здравствуй, поселок Борисоглебский!

В восемнадцати километрах севернее Ростова Великого находится один из районных центров Ярославской области – поселок Борисоглебский.

После возникновения монастыря и по мере его расцвета, стали расти у его стен поселения мастеровых и крестьян. Росли – да не выросли. Если Сергиев Посад разросся в полноценный город из таких же слобод, то здесь этого не случилось – не было рядом большого и богатого торгового пути.

Мы оставили машину на стоянке, вышли на простор и — погода испортила все настроение. Ветер задувал почти шквальный.

Черно-белая длиннохвостая сорока, что сидела на дереве вдруг вздумала перелететь через площадь. Мы засмотрелись на белобоку — дочка большая любительница птиц. И видим — махала-махала бедняга своими короткими крыльями, а ветер все сносил ее на исходное место. Прострекотала что-то сердито, развернулась и полетела в противоположную сторону — не зря говорят, что сорока умная птица.

С неба сыпалось что-то колючее. Идти куда-либо сразу расхотелось. А ведь планировали начать осмотр со всех трех памятников поселка – князю Пожарскому и монахам — Пересвету, да Иринарху. Но не уезжать же солоно хлебавши! Съежившись и собрав волю, отправились к стенам монастыря.

Лесной кремль – Борисоглебский монастырь

Дорога ведет к северной стене монастыря. Вдоль нее идут торговые ряды позапрошлого века.

В саму обитель ведут кружевные и узорчатые ворота со Сретенской надвратной церковью. Монументальная и красивая, с пятью главами, резной галереей и витыми колоннами, она приятного желто-оранжевого цвета. Украшают ее белые пояски и тоже белые многослойные наличники. Две круглых башни с гранеными навершиями охраняют ее по сторонам.

Древние терракотовые стены сложены из камня, они опоясывают монастырь, образуя неправильный четырехугольник периметром чуть больше километра (1040 метров). Толщина их внушительна — три метра, а высота колеблется от десяти до двенадцати метров. Ансамбль дополняют 14 мощных башен – 9 круглых и 5 квадратных, которые возвышаются на высоту от 20 до 40 метров.

Внутри стены большое пространство, где стоят лишь несколько зданий, но посажено много деревьев. Чувствуется, что летом тут необыкновенно хорошо.

Великий строитель владыка Иона Сысоевич

Изначально монастырь был возведен из дерева, до нашего времени эти постройки ни при каких условиях не смогли бы дожить. О том, сколько живут деревянные постройки, можно прочитать здесь.

Первый каменный храм во имя святых Бориса и Глеба заложили на месте обветшавшего деревянного в 1522 году. То, что предстает перед нами сейчас – стены и постройки — сделаны стараниями создателя Ростовского кремля, неутомимого созидателя митрополита Ионы. Он не был ни выдающимся проповедником, ни знаменитым богословом, но был строителем, которому ни разу не изменило чувство гармонии и вкус.

Иона Сысоевич украсил митрополию великолепными храмами и зданиями. Он провел в Борисоглебском монастыре масштабные работы, перестроил существующие и построил новые здания, создал тот дошедший до наших дней монастырский ансамбль, что может поспорить с лучшими образцами мировой архитектуры.

Однако первое впечатление от монастыря – недоумение.

Зачем нужна была столь мощная крепость среди дремучих лесов? Что-то не верится, что умный и практичный Иона Сысоевич возводил мощные стены такой толщины и высоты исключительно ради красоты. Неет, что-то тут определенно кроется.

А может, быть и в самом деле была задумка у патриарха Никона, поставить церковную власть выше светской?

И для этого и понадобилось окружить Москву кольцом монастырей, по сути бывших сверхмощными военными крепостями? А митрополит ростовский Иона действовал в рамках патриаршего генерального плана и только неожиданная смерть главного организатора все изменила? Лишь спустя время после нее митрополит осмелился нарушить установки прежнего кумира…

Храмы и основные постройки монастыря сурового и мужественного

  1. Храм Бориса и Глеба – небольшой, четырехстолпный, одноглавый.
  2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной.
  3. Святые врата и над ними церковь преп.Сергия Радонежского – сооружения замечательные.
  4. В центре двора высится каменная трехъярусная звонница, на нижнем этаже которой находится церковь св.Иоанна Предтечи, а в проемах верхнего яруса просматриваются висящие колокола.
  5. Ворота и надвратная церковь Сретения Господня — великолепный образец декоративной архитектуры XVII века.
  6. Келья прп. Иринарха – прилепилась торцом к стене монастыря около башни.
Читайте также:  Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах: история и адрес храма

Много не налюбуешься, однако

Внутри двора проложены дорожки, но во всем владении Борисоглебского монастыря не наблюдалось ни одного живого существа. Лишь при входе мимо нас торопливо прошагал один-единственный монах, указавший на собор Бориса и Глеба: «Там может быть еще открыто».

Но двери там уже были заперты. И не только там, в монастыре были закрыты абсолютно все двери, куда бы мы не пытались войти. Определенно, день был не наш.

Как-то взгрустнулось: нам не удалось подняться на стены, ни на башню, не получилось ни зайти внутрь церквей, ни посмотреть музейные экспозиции.

Какое-то время мы бесцельно походили по территории. Неприятное для жителей мегаполиса полное безлюдье и некомфортная погода своим сырым холодом буквально выдавливали нас отсюда. Если бы не ветер, то тишина, наверное, стояла бы просто пугающая. И мы ушли.

Для себя решили: Борисоглебский монастырь — это то место, куда непременно нужно съездить еще раз, но только тогда, когда тепло.

Фотографии С.М. Прокудина-Горского

Жил в начале XX века в Санкт-Петербурге некто Сергей Михайлович Прокудин-Горский и было у него увлечение — фотография. Причем снимки он делал цветные. И это за полвека до изобретения цветного фото! Каждая фотография запечатлевалась тремя камерами с разными светофильтрами на три отдельных стеклянных пластины.

Однажды в его жизни наступил звездный час — его работы увидел сам Николай II. Хозяин земли русской поручил ему сделать снимки всей империи. Закипела работа, да тут неожиданно грянула революция. Фотограф, подхватив семью и часть снимков, бежал за границу. В конце концов, нужда заставила его продать коллекцию Библиотеке конгресса США, где о ней надолго забыли.

А когда вспомнили, то чуть не попадали в обморок от счастья: на фотографиях виды городов, какими они были сто лет назад! Да в истинном цвете! С подробными деталями! На них исчезнувшие ныне здания, разрушенные храмы…

На видео то, как выглядел Борисоглебский монастырь Ярославской области сто лет назад и те самые, весом в добрый центнер, вериги преподобного Иринарха.

Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове

Здесь стоит такая тишина, что хочется говорить только шепотом. Летом пахнет розами, которые рассажены по огромным клумбам. Вход в Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове — через арочные ворота. В них еще на подходе видно белоснежный каменный собор. Справа от него небольшая часовня, через ее открытую дверь видны горящие у икон свечи.

От Дмитровского кремля сюда можно добраться пешком. Монастырь действующий, поэтому следует соблюдать общепринятые правила: женщинам надевать головные уборы и юбки, мужчинам, наоборот, проходить с непокрытой головой; не шуметь. Встретите монаха — попросите благословения.

Вход на территорию открыт с раннего утра до восьми вечера. Борисоглебский собор открывают перед церковными службами. Если вы застанете этот момент открытия дверей храма и войдете в него первыми, вас поразят пустой зал с древними росписями в полумраке, высокий иконостас и атмосферность места.

Монахи следят за чистотой и порядком, ведут свое хозяйство: работают на пасеке, делают свечи, пекут хлеб. У входа есть лавка, где продают свежую монастырскую выпечку. Можете попробовать, заказав тут же чай, или купить с собой.

Адрес: Дмитров, ул. Минина, вл. 4

Координаты: 56.343244, 37.53082

Режим работы: ежедневно, 6:00-20:00

Официальный сайт: dmitrov-bgm.ru

Карта намоленных мест Подмосковья

История

Точную дату постройки монастыря ученые не могут установить. Одни считают, что обитель появилась в 12 веке, когда и сам город Дмитров, основанный Юрием Долгоруким. Другие относят к 15 веку, исходя из надписи на установленном здесь кресте: «На Благовещенье в 1462 году». Документы, которые могли бы прояснить ситуацию, сгорели при сильном пожаре в начале 1600-х. Тогда монастырь сильно пострадал, и понадобились годы, чтобы его восстановить.

Внешний вид сохранился до наших дней, несмотря на то что монахи здесь жили не всегда. После революции тут разместили краеведческий музей. В 30-е годы прошлого века базировалось управление по строительству канала Москва-Волга. Во время Великой Отечественной помещения отдали военным. В результате многие документы и исторические ценности потерялись.

Только в 90-х годах Борисоглебский монастырь вернули церкви.

Интересные факты

  • Борис и Глеб, именами которых назван монастырь, — сыновья киевского князя Владимира. После его смерти титул князя присвоил себе старший сын Святослав. Однако он боялся, что Борис и Глеб отнимут у него престол, и подослал к ним убийц. Братья выступали против междоусобных войн и приняли мученическую смерть, за что были позже канонизированы.
  • Есть несколько вариантов икон с изображением Бориса и Глеба. В одном они с крестом — символом мученичества, в другом — с крестом и мечом, говорящим о их принадлежности к княжескому роду. Существует также образ, где они на конях.
  • В Дмитрове было три монастыря — Борисоглебский, Пятницкий и Никитских. Два последних закрыли, и остался только тот, который мы видим сейчас.
  • В середине 1600-х Борисоглебский монастырь был резиденцией патриарха Никона. Того самого, который задумал построить в Подмосковье аналог иерусалимского Храма Гроба Господня. Никон перенес свою резиденцию в строящийся Новый Иерусалим, но так и не увидел достроенный здесь монастырь: царь лишил его сана патриарха и отстранил от дел.

Что посмотреть на территории монастыря

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор — старейшее здание монастыря, построенное, предположительно, в середине 16 века.
Фото: Елена КОРОМЫСЛОВА, lori.ru

Неоднократно перестраивался, достраивался, залы и хранящиеся в нем реликвии переносились. Среди главных была икона Вознесения Господня. В уникальных документах, дошедших с 17 века, есть название — Вознесенский. Ученые предполагают, что так назывался храм изначально.

Внутри необычность собору придают колонны, которые делят зал на несколько зон. Высокий купол и богато украшенный иконостас, поражающий своими размерами.

Надвратная церковь Николая Чудотворца

Надвратная церковь Николая Чудотворца закрыта для туристов, осмотреть ее можно только снаружи.
Фото: Денис ЛАРКИН, lori.ru

«Надвратная» — значит, построенная над воротами. Возводилась два года, с 1685 по 1687 год. В начале 20 века ее закрыли для посещений. Сейчас туристы могут наблюдать только ее внешний вид.

Рассмотрите внимательнее Святые ворота в виде арки. На их внутренней стороне — списки с икон Васнецова.

Часовня Сошествия Святого Духа

Часовню Сошествия Святого Духа построили в 2004 году, к 850-летию Дмитрова.
Фото: Елена КОРОМЫСЛОВА, lori.ru

Новая постройка на территории монастыря. Часовня появилась здесь в 2004 году, когда город Дмитров праздновал 850 лет. Выполнена в той же стилистике, что главный собор, поэтому органично входит в ансамбль. Открыта для паломников и туристов.

Водосвятная часовня

Необычное ажурное строение купольной формы, украшенное крестом. При желании можно набрать святой воды, поэтому возьмите с собой пустую бутылку.

По монастырю проводятся экскурсии с 10:00 до 15:00. Лучше записаться заранее, но можно обратиться в лавку по приезду.

Ростовский Борисоглебский монастырь в Ярославской области – знаменитая обитель на пути из Ростова в Углич

Адрес: Россия, Ярославская область, п. Борисоглебский
Дата основания: 1363 год
Основные достопримечательности: Собор Бориса и Глеба, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Сергия Радонежского, Звонница, церковь Сретения Господня
Святыни: список с Лиддской (Римской) иконы Божией Матери, Охранное знамя Сапеги
Координаты: 57°15’31.1″N 39°09’09.3″E

В небольшом районном центре Борисоглебское под Ростовом стоит старый Борисоглебский монастырь. Он был основан здесь, возле реки Устье, в XIV веке и пережил много непростых испытаний. Обитель, окруженная сосновыми борами, поражает величием и красотой сохранившихся древних храмов и почитаемых святынь. И к ним стекается много паломников, особенно во время проведения знаменитого Иринархского крестного хода.

История Ростовского Борисоглебского монастыря

Точных документальных данных о времени создания монастыря до наших дней не дошло. Самым первым построил для себя жилье на берегу Устьи отшельник Федор, который пришел сюда из-под Новгорода. Через три года к нему присоединился Павел. Эти два инока и стали первыми жителями нового мужского монастыря.

Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь

В 1363 году на Ростовскую землю с целью усмирить вражду между местными князьями приехал Сергий Радонежский. Это был период, когда Русь стала заметно укрепляться, готовясь нанести решающий удар Орде. И важно было добиться единства раздробленных княжеств для совместных политических и военных действий. С этими целями по периметру Руси стали строить монастыри-крепости.

Федор и Павел побывали у Сергия Радонежского и просили его о содействии об устройстве новой монашеской обители. Тот, в свою, очередь, убедил в этом правившего тогда в Ростовской земле князя Константина Васильевича. Решение было принято, и святыми покровителями монастыря выбрали особо почитаемых на Руси святых благоверных князей Бориса и Глеба.

По своему географическому положению обитель оказалась на северо-восточных рубежах крепнущего Московского государства. Она быстро росла, собирая иноков и ремесленников, и в скором времени здесь были построены первые деревянные церкви и кельи. А территорию монастыря обнесли большой укрепленной стеной, которая прослужила несколько сот лет, защищая его вначале от татар, а потом о польско-литовских захватчиков.

Слава о новом монастыре очень быстро распространилась далеко вокруг, и паломники приходили в обитель со всех сторон. Навещая родные места, здесь бывал преподобный Сергий Радонежский. В монастыре, спасаясь от преследования Юрия Звенигородского, нашел убежище великий московский князь Василий II Темный. А позже в стенах Борисоглебской обители он даже окрестил своего сына и наследника – будущего русского царя Ивана III.

Сретенская надвратная церковь

По распространенному преданию именно в стенах обители стал монахом легендарный Пересвет. Ей оказывали свое особое расположение все правители Руси, принадлежащие к династии Рюриковичей, а также первые государи фамилии Романовых, которые почитали этот монастырь в качестве «домашнего». В результате такой особой монаршей милости, обитель превратилась в одного из самых крупных в России владельцев земли. Ей принадлежало 360 сельских поселений и 22 000 десятин земельных угодий.

Читайте также:  Храм Рождества Христова в Измайлово: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Особая страница монастырской истории связана с жизнью преподобного Иринарха (1547-1616), который в миру носил имя Ильи. До 30 лет он занимался торговлей, а затем принял постриг в Борисоглебской обители. В последующие годы этот монах вел жизнь затворника и не снимал с себя тяжелые вериги. Чтобы получить благословение Иринарха, в монастырь приезжали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Почти весь XVIII век обитель пережила без особых потрясений, процветала и стала центром Борисоглебских слобод. Вокруг нее проводились традиционные пышные ярмарки и развивались местные ремесленные промыслы.

Но в конце XVIII века произошли события, сильно повлиявшие на дальнейшую историю монастыря. Повелением царицы Екатерины II часть монастырских слобод в одночасье изъяли в пользу царского фаворита графа Орлова. В последующие годы было разворовано и распродано многое из ценностей, хранящихся в Борисоглебской обители, и ее благосостояние оказалось под угрозой. В дальнейшем монастырю так и не удалось восстановить былую мощь и величие.

Сретенская надвратная церковь с внутренней стороны монастыря

С приходом советской власти начались годы гонения на религиозные учреждения, и в 1924 году обитель упразднили. В ее помещениях разместили отделение Ростовского государственного музея. В это время было уничтожено много старинных икон и колоколов. И только благодаря вмешательству Наркомпроса, удалось избежать уничтожения монастырской звонницы. Те ценности, которые успели переправить в московскую Третьяковскую галерею или в Ярославский кремль, все же спасли. Но большая часть старинной утвари и реликвий были безвозвратно утрачены. Богослужения в монастырских храмах, тем не менее продолжались до 1928 года.

С 30-х годов прошлого века в монастыре размещались местная милиция, почтовое отделение, сберегательная касса, склады для хранения льна и зерна, и даже кондитерское производство. Музейным экспозициям принадлежали лишь здания Благовещенского храма и настоятельского корпуса. Музей даже закрывали на период с 1954 по 1961 год. Правда потом ему возвратили всю монастырскую территорию целиком. В эти годы начались большие реставрационно-восстановительные работы, благодаря которым удалось возвратить архитектурным памятникам их изначальный образ.

В 1994 году часть монастырской территории отдали православной церкви. А в 2015 году вся обитель целиком передана в ее управление.

Архитектурные памятники Ростовского Борисоглебского монастыря

Самые первые каменные постройки на территории обители появились в XVI веке. Сделанный из камня Борисоглебский собор был заложен в 1522 году по указу царя Василия III там, где до него стоял одноименный деревянный храм. Заслуги в возведении красивого собора приписывают известному в те времена зодчему Григорию Борисову, который двумя годами позже участвовал в строительстве на монастырской территории Благовещенского храма. У стены Борисоглебского храма расположена гробница, в которой покоятся основавшие обитель Павел и Федор.

Этот собор много раз перестраивали. Как и во многих православных храмах, со временем его подзакомарную кровлю заменили на современную четырехскатную. Такое покрытие было более дешевым и практичным, но не в лучшую сторону меняло внешний облик церковного здания. Во время проведенной в 1925 году реконструкции Борисоглебского собора были найдены свидетельства того, что когда-то его даже делали пятиглавым.

Каменную Благовещенскую церковь также построили в XVI веке, как трапезный храм на месте, где до нее стояла деревянная церковь. Век спустя ее также подвергли большим переделкам.

Кроме того, на территории сохранился каменный двухэтажный настоятельский корпус, возведенный в XVI веке, Это было большой редкостью и говорило о богатстве обители. Так как в других местах в те времена монастырские постройки делали только из дерева. С севера от настоятельских покоев стоит одноэтажный корпус для братии, в котором жили монахи и послушники.

Внутренний двор Ростовского Борисоглебского монастыря

Кирпичной стеной обитель обнесли во времена правления царя Ивана Грозного. В начале XVII века, в Смутные времена, именно эта оборонительная линия встречала подошедшее польско-литовское войско. А вот об исходе противостояния у историков существуют различные версии. Одни считают, что монастырь покорили и разграбили, другие – что поляки вынуждены были отступить. Существует также предание, что преподобному Иринарху удалось убедить поляков, возглавляемых гетманом Сапегой, не трогать обитель. Достоверно известно лишь то, что после нашествия монастырские укрепления перестраивали.

Очень выразительной делают обитель не только оборонительные стены с мощными башнями, но и величественные надвратные храмы – Сергиевский (1679 г.) и Сретенский. Поднявшись на монастырские укрепления, получаешь прекрасный обзор всей территории и окружающей обитель местности.

Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря

Территория монастыря открыта для свободного посещения с 7.00 до 20.00. Фотографирование братии и внутреннего убранства храмов во время богослужений возможно только с разрешения настоятеля обители.

Сейчас в монастыре проживает игумен и десять насельников. У них есть свой небольшой огород и пасека. Здесь также работают церковная лавка и музей, знакомящий с многовековой историей обители. Для групп паломников или туристов можно заказать экскурсию.

Сегодня туристы и паломники стремятся побывать возле встроенной в монастырскую стену кельи, где жил Иринарх Затворник, а также возле гробницы с его мощами. Почитаемые вериги, шапочка и плеть преподобного Иринарха, к сожалению, были утрачены во времена советской власти.

В обители ежегодно проходят Иринарховские чтения и проводимый с 1997 года и очень почитаемый верующими Иринарховский крестный ход, который начинается от стен монастыря и проходит к источнику, расположенному в 40 км.

Богослужения начинаются в будни в 7.30, в воскресные и праздничные дни – в 8.00. Окончание вечерней службы в будни – 19.00, в воскресные и праздничные дни – 21.00-21.30.

Как добраться до Ростовского Борисоглебского монастыря

Обитель расположена в Ярославской области поселке Борисоглебский, в доме № 10 на Советской площади. Это место находится в 18 км от Ростова Великого. На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города – 220 км, а от Ярославля – 55 км. Из Ростова нужно ехать в направлении Углича до пос. Борисоглебский (18 км).

Собор Бориса и Глеба

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. С ростовского автовокзала до пос. Борисоглебский ходят рейсовые автобусы.

РОСТОВСКИЙ БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ростовский Борисоглебский монастырь, 2 мая 2008. Фото Михаила Чупринина

Ростовский во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба мужской монастырь, на Устье (Рыбинская епархия). Расположен в 18 км от Ростова

  • Адрес: Россия, 152170, Ярославская обл., Борисоглебский район, пос. Борисоглебский, Советская пл., 10
  • Телефон: (08539) 2–15–41
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Основан в 1363 году. Место для будущего Борисоглебского храма пустынникам Федору и Павлу указал преподобный Сергий Радонежский. Все строения в монастыре были деревянными.

    Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим “домашним”. Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебской обители находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря великого князя Иоанна III, сына Василия Тёмного. Как и отец, Иван III всю жизнь жаловал “домашний” монастырь деньгами и вотчинами.

    При сыне Иоанна III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер “каменный здатель” Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь.

    Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иоанн Грозный, причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов.

    В конце XVI века, в Смутное Время, в обители, вплоть до своего преставления, подвизался преподобный Иринарх Затворник, проведший в добровольном затворе и веригах 38 лет. Во время войны поляки, пораженные его подвижничеством, не тронули его и не причинили вреда монастырю.

    Вклады в Борисоглебский монастырь делали цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие. К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

    Одновременно со строительством Ростовского кремля в конце XVII века, по указанию Ростовского митрополита Ионы (Сысоевича), на территории Борисоглебского монастыря начинаются масштабные строительные работы: перестраиваются уже существующие здания и возводятся новые.

    Проведённые Петром I и Екатериной II секуляризации церковных доходов и земель, введение монастырских штатов, сделали Борисоглебскую обитель заурядным второклассным монастырём. Источником существования монастыря в XVIII-XIX вв. были 280 десятин земли, сад с восьмилучевой планировкой и доходы от сдачи в аренду башен и монастырских торговых лавок за крепостными стенами. Из царствующих особ в Борисоглебском монастыре побывали лишь Екатерина II и Александр III, да и то проездом из Углича в Ростов, совершая паломничество по святым местам.

    Официально монастырь был закрыт властями в 1924 году. Часть зданий была передана Ростовскому государственному музею, часть оставалась у верующих. К концу 1929 г. на территории монастыря действующих храмов уже не было.

    В 1989 г. богослужения в соборе Бориса и Глеба возобновились, а в декабре 1994 г. возрождён мужской монастырь.

    С 1924 г. на территории Борисоглебского монастыря существует музей-филиал Государственного музея-заповедника “Ростовский кремль”. В музее действует несколько экспозиций, к показу предлагаются переходы крепостных стен и смотровая северо-восточная башня.

    В монастыре проводятся краеведческие чтения, посвященные памяти прп. Иринарха.

    Святыни

    Под спудом почивают мощи преподобного Иринарха Ростовского и первостроителей преподобных Феодора и Павла Ростовских.

    Настоятели

    Литература

      “Память преподобных Феодора и Павла Ростовских, основателей Борисоглебского монастыря”. Информационный портал Котловка.RU :

        http://kotlovka.ru/index.php?option=com_content&view=article& >

      Использованные материалы

      [1] Русский биографический словарь А.А. Половцова. СПб. 1900. т.2. т. 107-108

      Ссылка на основную публикацию