Санаксарский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем “Санаксарский монастырь”. Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар.
Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль. Существующие ныне здания и сооружения построены в несколько этапов с 1765 по 1820-е годы. Строительство шло сначала под руководством старца Феодора (Ушакова), затем старца Филарета (Былинина). Замкнутое пространство в форме трапеции образовано поставленными по периметру корпусами келий, связанными стеной с тремя угловыми башенками. Главный вход – 52-х метровая надвратная церковь (1776). В юго-восточной части – одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Западнее монастыря расположены гостиничные корпуса, далее, на расстоянии 260 м у соснового бора – кладбищенская Владимирская церковь (1806). Пространственная композиция представляет сложно скомпонованные здания с прихотливым силуэтом и центром – монументальным пятиглавым собором.


Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы имеет престол в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя в нижнем теплом этаже (1774). Она выстроена на пожертвования Екатерины II и столичных сановников. Ее композиция пирамидальна: высокий трехъярусный храм увенчан вычурным пятиглавием. Фасады церкви украшены многоцветной росписью, что является редкостью для русской архитектуры Нового времени. Экстерьер и интерьер расписаны старцем Филаретом в стиле рококо: их отличает легкость, декоративная прихотливость и грациозная игра форм. Сочетание архитектуры барокко и интерьеров в стиле рококо типично для русского дворцового и церковного зодчества середины XVIII века.
Ансамбль Санаксарского монастыря – один из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII – начала XIX века, барочная архитектура которого отличается значительной художественной ценностью. Важнейшую роль в формировании выразительного образа играет окружающая природа. Ансамбль властно входит в природный ландшафт и своими динамичными формами создает впечатление неисчерпаемой энергии человека.
Главные святыни монастыря – мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора. При монастыре имеется гостиница.

Многочисленные паломники из разных городов и весей России устремляются в эту тихую обитель. Душа, исполненная сомнений и многих вопросов, жаждет христианского участия, умного, сердечного совета, а более всего желает прикоснуться к простоте и смирению, мудрости и живой вере старцев.

Монастырь расположился в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей – богатые разнотравием пойменные луга и безчисленное количество больших и малых озер. История монастыря насчитывает три с половиной века. “Словарь географический Российского государства”, изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь “есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой общежительной жизни монашествующих, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению”.

Наместник монастыря – архимандрит Иннокентий (Руденко)

Почтовый адрес: 431220, Республика Мордовия, г.Темников Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.

Контакты: телефон: (83445 ) 2-91-70 , 2-91-02 факс (83445) 2-91-77

e-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ИНН 1319108794 БИК 048952615 Кор/Сч.№30101810100000000615 Р/Сч. № 40703810039110150001 Мордовское ОСБ 8589 г. Саранск Краснослободского ОСБ 4306/059

Проезд до монастыря

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь, находится в Темниковском районе республики Мордовия, недалеко от города Темников, на левом берегу реки Мокши.

Добраться до него можно как на паломнических автобусах, которые регулярно совершают поездки из Москвы, Саратова, Тольятти, Воронежа и других городов, так и своим ходом на автомашине (от Москвы по трассе М5) или на поезде и автобусе до г.Темников. От г.Темникова можно пройти напрямую – через пешеходный мост (летом) и далее полем (4 км от автовокзала), либо на попутном транспорте от поворота у автовокзала (16 км) до деревни Алексеевка и далее пешком до монастыря (2км), либо до самого монастыря.

До монастыря можно добраться:

  1. По железной дороге до станции Зубова Поляна или Потьма. Далее на автобусе до города Темников (около 100км);
  2. Из Арзамаса и Нижнего Новгорода автобусом до Дивеево, далее автобусами Дивеево-Вознесенск, Вознесенск-Теньгушево, Теньгушево-Темников;
  3. Из Москвы, Саранска автобусом до г. Темников;
  4. Из Темникова автобусом на Старый Город до деревни Алексеевка и 2 километра пешком по дороге до монастыря (поворот направо за деревней).
  5. Из Темникова пешком пройти через город и выйти на реку Мокшу, перейти через Мокшу по мосту, держать курс на монастырь.(4км).

Санаксары мужской монастырь на карте Мордовии

Действующий Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь, расположенный в Республике Мордовия, является памятником архитектуры XVIII века и святым местом.

Санаксарский мужской монастырь расположен в Республике Мордовия, Темниковский район. Относится к Краснослободской епархии Русской православной церкви. Стены обители одной стороной стоят прямо над водой реки Мокши, с другой их окаймляет лес.

Как добраться до монастыря

Ближайшие к обители населенные пункты – город Темников и деревня Алексеевка. Путь от Темникова до Санаксарского монастыря составляет 4 км. Необходимо пересечь пешеходный мост через Мокшу и следовать пешком. Возможна поездка на такси, ее стоимость примерно равна 250 RUR.

Добраться до Темникова можно:

  • На автомобиле. Расстояние от Москвы составляет 540 км на восток по трассе М-5 «Урал» через Рязань. Вдоль дороги часто встречаются кафе, гостевые дома и заправочные станции. Дорожное покрытие асфальтобетонное.
  • На автобусе. В Темников из Москвы курсирует ежедневный автобусный рейс. Стоимость билета для одного пассажира составляет 1000 RUR, время в пути 9 часов.
  • Паломнические туры. Санаксарский монастырь включен в программы экскурсий, выезжающих из различных городов России. Трехдневный тур из Москвы с заездом в Дивеево и Муром обойдется в 5200 RUR – 7500 RUR. Двухдневный тур из Саратова с маршрутом Дивеево-Санаксары стоит от 2600 RUR для одного человека.

  1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  2. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
  3. Колокольня монастыря
  4. Церковь Воскресения Христова
  5. Часовня-усыпальница схиигумена Иеронима
  6. Монастырская постройка
  7. Келейный корпус (XVIII в.)
  8. Келейный корпус (XVIII в.)
  9. Больничный корпус
  10. Келейный корпус (XVIII в.)
  11. Трапезный корпус (XVIII в.)
  12. Настоятельский корпус (XVIII в.)
  13. Казначейский корпус
  14. Гостиничный корпус
  15. Башни и стены ограды
  16. Внешняя каменная ограда (XVIII в.)
  17. Памятник адмиралу Федору Ушакову

История возникновения

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь был основан в 1659 году дворянином Лукой Есюковым. Первые постройки были выполнены из дерева, братия малочисленна. Отец Феодосий, первый игумен обители, затем его последователи в течение века прикладывали усилия для развития монастыря. Однако известностью, богатством монастырь не обладал и пришел в упадок.

Интересный факт: Свое название обитель получила от одноименного озера, расположенного неподалеку. В переводе с местного наречия «санаксар» означает «лежащий в болотистой местности».

В конце XVIII века с приходом преподобного отца Феодора начался расцвет обители. За период 1776-1810 гг. были возведены каменные постройки:

  • Главная церковь Рождества Богородицы;
  • Надвратная церковь с колокольней;
  • Больничная Владимирская церковь;
  • Кладбищенская церковь Воскресения Христова;
  • Двухэтажные корпуса для братии, мастерских, трапезной;
  • Внешние стены с двумя башнями.

Крупным благодетелем Санаксар стал бывший адмирал флота Российской Империи Федор Федорович Ушаков. Он купил деревню Алексеевку неподалеку от монастыря и поселился там. Во время постов жил в одной из келий, соблюдал устав наравне с братией. При жизни жертвовал крупные суммы на монастырские нужды, а после смерти завещал похоронить себя в его стенах.

Интересный факт: В середине XIX века братия Санаксарского монастыря пополнялась из дворян, бывших военных.

Благополучие пошло на спад к началу XX века. Среди монахов бродили большевистские идеи, нравы пришли в упадок.

В 1920 г. в результате бунта был свергнут настоятель, святыни осквернили, а имущество перешло к мародерам. Были разрушены главы храмов, разорено кладбище, испорчены художественные росписи. Монастырские помещения использовались в качестве конюшен, гаражей сельской школы механизаторов, складов.

Возрождение и реставрация обители начались в 70-е годы решением Советских властей о сохранении памятника архитектуры. В разряд действующих монастырь перешел в 1991 г.

Погода и климат

Климат местности, на которой расположен Санаксарский монастырь, относится к умеренно-континентальному. Погодные условия примерно одинаковы с центральным регионом России. Температуры воздуха варьируются от -10 в январе до +30 в июле.

Паломничество к Санаксарской святыне доступно круглый год.

Мощи и святыни монастыря

На территории Санаксарского мужского монастыря действуют 4 церкви и часовня-усыпальница схиигумена Иеронима. Имеется церковная лавка, торгующая сувенирами, иконами, книгами, церковной утварью. Да и весь архитектурный ансамбль в стиле барокко не оставляет равнодушными посетителей.

Паломники из разных городов России едут в Санаксары, чтобы поклонится святыням:

  • Чудотворной иконе Казанской Божией матери;
  • Иконе Пресвятой Богородицы;
  • Мощам преподобного Феодора;
  • Мощам праведного воина Феодора Ушакова и памятнику в его честь;
  • Мощам преподобного Александра-исповедника.

В обители находится один святой источник, за её пределами второй – имени святого Феодосия. На территории устроены две закрытые купели, оборудованные перилами и ступенями.

Полезная информация

В Санаксарском монастыре для паломников обустроены гостиные дома. Мужчины размещаются внутри обители, женщины – за её пределами. Максимальный срок пребывания – 3 суток. Если планируют ночевать в монастыре, заранее узнают у гостинника наличие свободных мест. Проживание и питание в монастырской трапезной для гостей бесплатны.

Интересный факт: Возле ворот обители имеется лавка, торгующая вкусной выпечкой монастырского приготовления.

Посещение святой обители требует соблюдения правил поведения и внешнего вида:

  • Перед воротами монастыря совершают поясной поклон и троекратное крестное знамение;
  • На территории обители, в храмах, в гостином помещении не допускаются громкие разговоры, суета, шум;
  • Паломники, оставшиеся на ночлег, строго соблюдают внутренний распорядок, присутствуют на всех службах;
  • Одежду выбирают с длинным рукавом, чистую и опрятную. На женщинах обязательно должны быть юбки и платки;
  • Не допускается применение косметики, оставляющей следы при лобзании;
  • При обращении к духовному лицу сначала испрашивают благословение, только после этого переходят к сути вопроса.

В Санаксарском монастыре принимают верующих, желающих потрудиться во славу Божию. Оплатой за работу служит кров и еда.

Санаксарский мужской монастырь насчитывает 359 лет своей истории, в течение которой происходили взлеты и падения. Паломничество в святое место, молитва на церковной службе, омовение в купели святого источника подарят умиротворение и покой, а икона Казанской Божией Матери обладает способностью исцеления болезней.

Санаксарский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

САНАКСАРСКИЕ ЧУДЕСА

Санаксарский монастырь был основан в 1659 году. Первые постройки его были деревянные. А ровно через сто лет, в 1759 году, под руководством игумена монастыря иеромонаха Феодора (Ушакова) началась реконструкция обители. На месте старых деревянных построек выросли прекрасные и добротные каменные здания. Все здесь строилось на века.

С первых лет основания монастырь славился строгостью своего устава. Вся Русь знала его. Сюда приезжали монахи и из других обителей, которые желали спастись в более суровых условиях.

Замечательный пример подвижничества и в то же время огромной любви к братии и паломникам подавал сам игумен иеромонах Феодор.

В настоящее время эти традиции поддерживаются. В монастыре ощущается строгость жизни, порядок, любовь к ближнему.

Главная святыня Санаксарского монастыря – две могилы у храма Рождества Богородицы, где покоятся два Феодора Ушаковых: иеромонах, игумен монастыря и его племянник – известный во всем мире флотоводец адмирал Ушаков.

Адмирал Ушаков был благочестивым человеком. Он был похож на своего дядю. На его кораблях был установлен монастырский порядок. Корабли носили имена святых и христианских праздников. Адмирал был глубоко верующим человеком. Как отца родного любили его моряки. Перед боем адмирал напутствовал своих моряков:

Читайте также:  Аносин Борисоглебский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, настоятельницы

– Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!

Вот потому-то и не имел легендарный адмирал ни одного поражения за всю свою боевую блистательную военную карьеру.

В 1949 году были вскрыты могилы старца Феодора и адмирала Ушакова. Мундир и кости адмирала оказались нетленными. Так отметил Господь большие заслуги адмирала перед Россией. Мощи же иеромонаха Феодора Ушакова были полностью нетленными, что говорит о его большой святости.

Много исцелений происходило у могил Ушаковых. Прикладываясь к могилам, болящие иногда исцелялись здесь, на месте, или по приезде домой.

Несколько паломников поведали мне о том, что в Санаксарский монастырь их привела Сама Царица Небесная. Вот один из таких рассказов:

– Мне Пресвятая Богородица указала путь в этот монастырь для исцеления сына. Когда я приехала сюда, то заказала панихиду иеромонаху Феодору у его могилы. И было чудо! Во время панихиды старец Иероним видел иеромонаха Феодора. который стоял у креста, смотрел на меня и слушал, что я прошу. Я просила об исцелении сына, а молитва матери имеет огромную силу.

С самого дня блаженного упокоения старца Феодора и по нынешний день происходят чудеса, связанные с ним.

– Когда в 1991 году вновь открылась святая обитель Санаксарская мы, – рассказывают первые насельники монастыря, – впервые входя арочными монастырскими воротами, были благодатно поражены чудным явлением, коим Господь одухотворил нас и укрепил на подвиг служения монашеского. Нам навстречу шел из храма седой монах, как бы встречая нас, а когда мы стали приближаться, то он направился к монастырской стене в сторону Темникова и, дойдя до стены, исчез на наших глазах.

Увидев сохранившиеся портретные изображения иеромонаха Феодора, очевидцы-насельники уверяют, что именно этот старец встречал их на пороге вновь восстанавливаемой обители Санаксарской, ее великий пред Богом заступник и молитвенник.

Дивное чудо было в монастыре три года назад: в храме Рождества Богородицы обновилась старинная чудотворная икона Богоматери Феодоровская. Теперь она находится в алтаре храма. В храме есть еще одна чудотворная икона – образ Богоматери Казанской.

Прикладываясь к этой иконе, некоторые больные исцеляются. Рядом с монастырем есть святой источник отца Феодора, выкопанный им лично. Вода этого источника также исцеляет людей, с верою приходящих к нему.

В монастырь приезжают паломники из самых отдаленных уголков России, а также из Казахстана, Молдавии. Украины и из других стран. Они знают, что в этом монастыре, кроме двух почивающих в земле Божиих угодников, есть еще два живых старца – схиигумен Иероним и схиархимандрит Питирим, которые помогают болящим избавиться от недугов, а также с отеческой любовью дают духовные советы, как поступить в самых различных ситуациях, благословляют или не благословляют принять какое-то важное жизненное решение.

Сравнивая Санаксарский монастырь с другими монастырями России, Прибалтики, Украины, Греции, которые мне удалось посетить, невольно приходишь к выводу, что здесь ощущается самая большая благодать.

Надо принять во внимание тот факт, что Санаксарский монастырь находится недалеко от Четвертого Удела Божией Матери – от Дивеева (всего около 40 километров по прямой), о котором Сама Царица Небесная сказала: «Я созижду такую обитель великую Мою, на которую низведу я все благословения Божий и Мои, со всех трех жребиев моих на земле с Иверии, Афона и Киева».

Душа всегда рвется в эту обитель – как на крыльях прилетаешь сюда.

О большой благодати Санаксарского монастыря говорят и такие два случая. Одна из паломниц, Лидия Н. из Магнитогорска, уснула и под утро ей было видение: Санаксарский монастырь как бы завис в воздухе, окруженный божественным желтым сияющим ореолом, а наверху он был соединен с небесной Церковью, которая светилась белым ослепительным светом. Внизу же стояло великое множество людей с протянутыми к монастырю руками.

Во втором случае Сам Господь показывает благодать данного монастыря. 16.05.97 г. паломница Софья Мурадова во время вечерней службы сфотографировала монастырь. На небе были только облака. Но когда проявили пленку – о, чудо! – на ней был виден огненный крест и божественный свет, разлившийся над монастырем в виде радуги. Основание же креста находилось над входной аркой, рядом с которой находится келья батюшки Иеронима. А утром 6.10.1997 г. все монахи и паломники видели над монастырем такой же огненный крест, а слева и справа от него – по огненному столбу. Третий раз крест появился над монастырем ночью в июле 1998 г. (здесь фото).

О Санаксарском монастыре можно писать долго и долго. Закончить же рассказ хочется словами паломницы из Омска:

– Подъезжая впервые к Санаксарскому монастырю на грузовике, я приподнялась в кузове и увидела монастырь. Руки сами поднялись вверх, а губы прошептали: «Какая благодать!». Душа моя прилепилась к этому монастырю, и, надеюсь, навсегда.

В ПАРАСКЕВО-ВОЗНЕСЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

В 1993 году монастырь обрел вторую свою жизнь – он был вновь открыт. С великой радостью и большим усердием приступили первые насельницы к восстановлению храма и монастырских зданий. Первое чудо было явлено сразу же при открытии монастыря. Рассказывает матушка, которая заведует трапезной:

– На открытие монастыря собралось очень много паломников. Мы накрыли столы в трапезной, но оказалось, что у нас нет ни кусочка хлеба. О нем все как-то забыли.

Сели мы на лавки, пригорюнились. Вдруг открывается дверь, и заходят к нам трое высоких стройных юношей в голубых одеждах. Волосы у них длинные, вьющиеся, распущенные, каштановые. Я хорошо их запомнила. Они все были похожи друг на друга как братья-близнецы. Они поинтересовались, почему мы все такие грустные. Мы рассказали им про наше горе.

– Не печальтесь, у нас есть хлеб. Мы вам сейчас сами накроем столы.

Мигом разложили хлеб на столах и отошли в сторонку. Мы так обрадовались, что забыли о них совершенно. А когда опомнились, их в трапезной уже не оказалось.

Этот случай известен схиигумену Санаксарского монастыря старцу Иерониму. Он сказал, что в гостях у них побывала Святая Троица, то есть три Ангела, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба.

Второе чудо произошло после того, как был поставлен крест на большом куполе храма – на куполе появилась сама святая мученица Параскева.

В обители есть большая чудотворная икона св. Параскевы с частичкой ее мощей. Точно так же в полный человеческий рост явилась св. мученица на зеленом фоне купола. Она долгое время находилась там – ее видели все, кто в это время был в монастыре. Кстати, и сейчас она иногда появляется на том же месте.

Как только свершилось это чудо, в храме мужские и женские голоса начали петь молитвы. Пели чисто, красиво. Это было неземное пение. Когда вошли в храм, там никого не оказалось, но пение продолжалось еще долго.

В летописи Параскево-Вознесенского женского монастыря говорится о том, что основан он был в 1865 году. Задолго до открытия монастыря св. мученица Параскева явилась одному из жителей Рузаевки, который «находясь на военной службе, сильно заболел ногами». Врачи вскоре убедились в безнадежности своего лечения и записали солдата в разряд неизлечимых. Утешение солдат находил только в постоянной слезной молитве ко Господу. Однажды ему во сне явилась женщина небесной красоты в голубом одеянии, с крестом в руках и сказала ему: Хочешь ли быть здоровым и желаешь ли идти на родину?

Не успел солдат опомниться, женщина стала невидимой. Видение повторилось во второй и в третий раз. В последний раз женщина сказала ему, что он через три дня будет здоров и возвратится домой. Она дала ему наказ, чтобы он сходил в деревню Пайгарму, нашел в лесу яму с водой, а в ней – ее образ, и построил на источнике часовню.

Солдат выздоровел, его отпустили домой, он выполнил наказ св. мученицы Параскевы. Это она являлась ему во сне. И потянулись люди к источнику, стали исцеляться. И вскоре на этом месте появился монастырь.

Монастырь славится тремя целебными источниками: Николая Угодника, преподобного Серафима Саровского и святой мученицы Параскевы. Все три источника впадают в одно озеро – святое озеро. Игуменья монастыря матушка Серафима рассказала, что в последние месяцы все больше и больше происходит чудесных исцелений. Исцеляются даже раковые больные. Вот несколько последних чудесных случаев. В монастырь привезли мальчика, кожа которого была вся в язвах. Врачи от него отказались. А святая вода источников приняла его и исцелила.

Недавно приехали в монастырь военные летчики. Один из них привез свою сестру, которая проживает на Украине. У нее на ноге выросла раковая шишка величиной с куриное яйцо. Врачи, как ни старались, не могли ей помочь. В конце концов пришли к мнению, что без операции не обойтись. С этой бедой она и приехала в монастырь.

Приехали ближе к вечеру, поэтому больная успела искупаться всего один раз. А утром. шишка исчезла. Даже следа не осталось!

У сына шофера монастыря Георгия вся кожа покрылась гнойниками. Врачи не смогли помочь ему. Но когда он всего лишь раз искупался, сразу выздоровел. Он рассказывал, что после купания все струпья оказались плавающими на воде. Он был щуплым, хилым. А после купания сразу стал крепнуть, расти в плечах. Сейчас у него атлетическая фигура и крепкое здоровье.

– Он мне повстречался в Рузаевке, – рассказывала матушка Серафима, – Я его не узнала после купели. Настоящий богатырь!

Два офицера приехали в монастырь ради интереса. Один искупался, а другой не решается. – Вы почему не купаетесь?

– Неудобно, боюсь за честь мундира. Однако он тоже искупался. А потом долго благодарил за то, что ушли все болячки, да и духовно обновился.

Благодетель монастыря А. Ф. две недели страдал от радикулита. Один раз искупался – и вышел на работу. О радикулите после купания забыл.

Кассирша магазина из Рузаевки привезла в монастырь своего мужа, у него пошла сыпь по всему телу. Болезнь была серьезная, так как никакие мази не помогали. Врачи отказались его лечить. Он искупался один раз в источнике св. Параскевы, и сыпь как рукой сняло.

В апреле 1998 года здесь побывал мальчик, у которого с рождения не открывался один глаз. Тяжело он переживал эту трагедию. Но из монастыря он уехал с открывшимся глазом. Это чудо освещали газеты и телевидение.

Можно привести еще множество случаев чудесных исцелений. Особенно много исцеляется больных остеохандрозами, радикулитами, полиартритами, заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Монастырь славится своим гостеприимством. Здесь радушно встретят любого паломника, любую экскурсионную группу: накормят, предоставят жилье. В любой день здесь можно исповедаться и причаститься и, конечно же, искупаться в целебной чудо-воде. И это в любое время года! Очень много чудес дарит людям этот монастырь – всего не опишешь. Живут монахини скромно, как у нас говорят, на самообслуживании; строят колокольню, новую трапезную. Очень нуждаются в средствах, в благодетеле.

Помоги им, Господи!

КЛЮЧЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ

Этот мужской монастырь, затерявшийся в мордовских степях, мало кто знает. (Здесь схема автодорог). Монастырь маленький (всего двенадцать монахов), но по своей духовности, по Божией благодати он не меньше самых больших монастырей. В XVIII веке на месте явления чудотворного образа Казанско-Алатырской иконы Божией Матери был воздвигнут храм. С тех пор уже около трех веков на святом месте не иссякает целительный источник. Здесь же в разное время и в разных местах забили еще 17 целебных источников, благодаря которым многие тысячи болящих исцелились от недугов, многие тысячи одержимых избавились от одержителей.

Читайте также:  Владимирская церковь в Быково: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Рассказывает духовное чадо настоятеля монастыря отца Иллариона дивеевская жительница И.:

– Я сама видела, как после купания в источнике Казанской Божией Матери из одной моей знакомой выскочила змея длиной около десяти метров. Нас было четыре женщины. Змею увидели все четверо (в том числе и та, в которой она жила). Змея быстро поползла по земле. Мы стали ее крестить и читать молитвы. На наших глазах змея растворилась в воздухе и исчезла.

Это. конечно, был бес. Несчастная женщина сразу почувствовала несказанную радость и облегчение. Аналогичных примеров можно привести великое множество. Какие же болезни излечивают источники? Это нервно-психические заболевания, болезни позвоночника, рук, ног, болезни внутренних органов и другие. Особенно сильное воздействие оказывают святые источники на бесноватых.

Среди 17 источников есть один особый – «Слёзки Божией Матери», который прекрасно лечит глазные заболевания.

До 1993 года на месте монастыря стоял разрушенный и заброшенный, но не забытый людьми храм. Местные жители из окрестных сел тайно приходили к нему и молились, купались в целебных источниках. В 1993 году сюда приехал из Почаевской Лавры игумен Илларион. Он организовал восстановление храма и открыл монастырь, настоятелем которого стал впоследствии.

Когда летом 1995 года ставили крест на храме, батюшка Илларион и все строители слышали чудесное ангельское пение в небе: «Господи, помилуй».

Среди скромных тихих монахов в монастыре прижились две старушки монахини – Олимпиада и Мария. Говорит матушка Мария:

– Я знаю батюшку Иллариона давно. Он долгие годы служил в Почаевской Лавре. Все прихожане стремились попасть к нему. Когда он проходил, люди устраивали коридор. С некоторыми он беседовал кратко, некоторым клал руку на голову. Он весь светился – очень все его там любили. А вот что рассказывает матушка Олимпиада: – За год до моего приезда в этот монастырь было мне видение. Мне была показана Ключевская пустынь. Особенно запомнился святой источник – весь в белых лилиях и голос: «Здесь много-много душ спасется». Здесь же, во время ремонта в храме, я воочию видела Почаевскую Богородицу. Она медленно переводила взгляд с одного строителя на другого. А вот что поведал батюшка Антоний: – Когда мы приехали сюда с батюшкой Илларионом, нас встретила местная жительница и рассказала, что недавно видела нас во сне и что даже наши имена ей открыли. Только меня она назвала Антонием, а я в то время был еще Андреем. И вот во время пострига в монахи мне было дано имя Антоний.

Летом 1997 года один коммерсант из Москвы подарил монастырю новую машину-вездеход. Через месяц он сообщил, что его дела пошли в гору и он заработал уже на несколько таких машин.

В монастыре построены дома для паломников. Всех здесь встречают с огромной любовью. По субботам, воскресеньям и праздникам в храме Казанской Божией Матери идет служба, можно исповедаться и причаститься.

Текст публикуется по буклету ” Чудеса последнего времени трёх мордовских монастырей. Чудесные случаи и исцеления”, изданному по благословению Преосвященнейшего Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского.

Санаксарский мужской монастырь и окрестности

Многие слышали о Дивеевском монастыре, расположеном в Нижегородской области. Туда каждый день приезжают десятки автобусов с туристами и паломниками.
Но недалеко от Дивеевского монастыря в Мордовских лесах на берегуреки Мокши расположился Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.
По сравнению с Дивеевским монастырем здесь очень тихо и безлюдно. Сюда еще не протянулись цепкие лапы бизнеса и больших денег, не проторили дорожки кучи паломников и туристов. Здесь еще сохранилась духовность.

К сожалению, погода не радовала: &quotУж небо осенью дышало, короче становился день. &quot

Монастырь расположился в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки.

Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар.

На территории монастыря можно фотографировать только с благославления настоятеля.

Памятник знаменитому флотоводцу Федору Ушакову, командующему Черноморским флотом

Здесь на территории монастыря похоронен Федор Ушаков, причисленный к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков

Санаксарский монастырь славится на всю округу своим вкуснейшим свежеиспеченным хлебом.

Рядом с монастырем расположена деревня Ушаковка, некогда принадлежавшая Ушакову, и где еще сохранилась его старая усадьба.

Ну как не заглянуть по дороге в осенний лес за грибами?!

В прошлом году леса в Мордовии очень сильно горели, и грибов совсем не было. А в этом году природа расщедрилась – подосиновики, подберезовики, белые, рыжики, маслята.

САНАКСАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Санаксарский монастырь

Санаксарский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Темникове Краснослободской епархии

  • Адрес: 431220, Россия, рспб. Мордовия, г. Темников
  • Официальный сайт: http://www.sanaxar.com/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Расположен в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей – богатые разнотравьем пойменные луга и безчисленное количество больших и малых озер. Монастырь и получил свое название от лежащего в низине у его стен озера Санаксар. История монастыря насчитывает без малого три с половиной века.

    В 1659 году житель города Темникова, писец и служилый дворянин Лука Евсюков, владея землею на берегу Мокши, нашел место сие весьма удобным для уединенной жизни иноческой, а потому, имея любовь и усердие к монашескому чину, вздумал основать монастырь. Для этой цели пригласил он из опустелого Старо-Кадомского монастыря старца игумена Феодосия, который впоследствии решил остаться тут навсегда. С помощью Луки Евсюкова и, вероятно, пришедших из Старо-Кадомской обители братий и еще присоединившихся пустыннолюбцев, игумен Феодосий сначала построил часовню для отправления в ней молитвенного богослужебного чина, потом стали расчищать лес и место для устройства монастыря, построили необходимые для жилья келии. Собравшееся о Господе малое братство, под руководством игумена Феодосия, прожило таким образом в убожестве около десяти лет.

    В 1669 году жители Темникова вместе с игуменом Феодосием просили Святейшаго Патриарха Иоасафа II благословить и разрешить им построить в Санаксарской пустыни церковь, во имя Пречистой Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирския, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет ни мужских, ни женских монастырей, а желающим пострижения негде сие желание исполнить. По этому общему прошению в том же году 30 октября от Святейшего Патриарха Иосафа II дана благословенная грамота на построение церкви и монастыря. Вероятно, скудна крайне была первая обитель, ибо строительство затянулось, и только в 1676 году, по прошению игумена Феодосия с братиею, дана была грамота от Святейшего Патриарха Иоакима на освящение Сретенской церкви, а монастырь получил название Сретенской Санаксарской пустыни.

    Старец первоначальник игумен Феодосий прожил в Санаксарской пустыне до 1681 года. После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима, Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью и какого звания они были, не известно. В управление их деревянная Владимирская Сретенская церковь, за ветхостью, разобрана, и построена новая, тоже деревянная, холодная.

    12 марта 1730 года при строителе иеросхимонахе Петре на прошение его по указу из Синодального казенного приказа дозволено построить вторую церковь, деревянную теплую, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

    Потом был строитель Филагрий. Сколько каждый из них управлял пустынью – нет определенных сведений. Известно только, что в управление всех означенных строителей Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях: братии было мало, церкви и келии деревянные, убогие, в украшении церковном и ризнице ощущался крайний недостаток.

    24 февраля 1752 года, по указу Суздальской духовной консистории, определен в строителя Санаксарской пустыни иеромонах Порфирий из Спасо-Евфимиева монастыря. Пробыв здесь один год, видя недостаток в братии и скудость во всем в обители, – он просил опять Суздальскую консисторию о возвращении своем в Спасо-Евфимиев монастырь, куда и уволен был в 1753 году, указом марта 17 дня, а Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление Саровской пустыни, как ближайшей к Санаксару и при том благоустроенной.

    Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор Ушаков, который возымел твердое намерение возобновить Санаксар. С этого времени увеличилось число братии, и трудами о. Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе Екатерины II, вместо деревянной церкви была выстроена каменная двухэтажная. В 1774 г. св. Феодор по ложному навету был сослан в Соловецкий монастырь.

    В 1776 году были освящены: соборная церковь теплая в нижнем этаже, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи; а над святыми вратами под колокольнею – церковь во имя Преображения Господня. В том же 1776 году окончена кладкой колокольня, вышиною около двадцати шести саженей. По обеим сторонам к ней, в то же лето, пристроена каменная лицевая стена, длиною на тридцати трех саженях, вышиною восемь аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую сторону входа в монастырь; на углах две башни: в одной из них, на северном углу к реке Мокше, устроена часовня, в другой, на южном, две келии. Обе башни вышиною по десять саженей. Постройки эти производились по плану живописца иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина. В 1777 году на северной стороне к реке Мокше начат строением трапезный каменный корпус двухэтажный, в длину на четырнадцати саженях, и в два года окончен. Вверху помещается трапеза с кухнею, а внизу хлебопекарня с кладовыми для муки и разных хозяйственных продуктов.

    16 августа 1780 года была освящена соборная главная церковь Рождества Богородицы. Больничная Владимирская церковь по плану живописца иеродиакона Филарета строилась в 1780 и 1781 годахи освящена 6 июня 1782 года.

    В 1781 году по южной стороне, в линию с больничными келиями, построен корпус для братских келий, двухэтажный на четырнадцати саженях длины, в параллель и симметрию с трапезным корпусом на северной стороне. В 1782 году на той же южной стороне через небольшой интервал построен двухэтажный каменный корпус братских келий на протяжении двадцати двух саженей; в нем в нижнем этаже устроена общая комната-мастерская для монастырских портных и сапожников. В интервал между означенными корпусами проведена каменная оградная стена и на ней построена небольшая башня со шпилем, и внизу – с открытыми кладовыми для дров и других хозяйственных предметов. В 1783 и 1784 годах на противоположной северной стороне, в симметрию, на протяжении двадцати двух саженей, построен каменный двухэтажный корпус, с подобною же башнею в стене. В нем устроены помещения: для настоятеля, казначея и братии вверху, а внизу кладовая, рухлядная палатка и келии для нескольких братий. В 1784 и 1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен корпусов, построена внешняя каменная ограда, обвивающая всю возвышенную площадь монастыря с трех сторон: от реки, от озера Санаксар и от лугов. Ограда эта построена с отступом от стен жилых строений на четыре и более сажени; состоит из арок вышиной с подошвы в три и более аршина. По этой внешней ограде в дни Святой Пасхи, в престольные и другие праздничные дни бывали вокруг монастыря крестные ходы. В том же году по обе стороны колокольни к ограде пристроены два малых корпуса для просфорни и столярных работ; а в северо-восточном углу построены погреба и квасоварня, с башнею и келиями в ней.

    В эти годы в обители Санаксарской всей братии: монахов манатейных, рясофорных, а также послушников по письменным отпускам, – проживало до ста человек, а иногда и более. По примеру древних обителей палестинских и русских постановлено было в Санаксаре священным правилом приезжающих и приходящих богомольцев всякого звания принимать и по возможности успокаивать во всем: в помещении, пище и в духовных нуждах. Также приходящим бедным странникам и нищим в нуждах их посильно помогать. При больничных келиях была устроена небольшая аптечка с необходимыми медикаментами – для своих братий болящих и для некоторых из окрестных приходивших больных. В 1786 и 1787 годах за монастырем в расстоянии от святых врат саженей на пятнадцать построен для богомольцев из благородных классов двухэтажный каменный дом с устройством приличных номеров. В нижнем этаже – особая небольшая трапезная комната и при ней кухня. В 1793 году в линию между гостиным домом и конюшенным выстроен каменный двухэтажный дом для помещения простого звания богомольцев, с необходимыми келиями. К гостиным домам пристроено двое каменных ворот.

    “Словарь географический Российского государства”, изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь “есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению”.

    28 августа 1810 года настоятель иеромонах Филарет с братиею совершил освящение новоустроенного Воскресенского кладбищенского храма, построенного в 1805-1810 годах.

    С 1810 года поселился рядом с монастырем в деревне Алексеевке адмирал Российского флота Ф. Ф. Ушаков, будучи до самой кончины своей ревностнейшим богомольцем и благотворителем обители (+ 1817).

    Последний игумен предреволюционного периода, преподобноисповедник Александр (Орудов), старался вернуть монастырь к строгому уставу времен преподобного Феодора Санаксарского. Это восстановило против него часть братии. На гребне бунтарских революционных настроений в 1918 году часть монастырской братии, поддерживаемая большевиками, учинили бунт и изгнали настоятеля. Вскоре после этого в 1920-е гг. монастырь был закрыт, насельники репрессированы, святыни поруганы и уничтожены.

    Летом 1991 года обитель начала возрождаться. В монастыре было налажено хозяйство.

    Статистика

    • 2000-е – более 80 насельников [1].

    Храмы

    На территории монастыря сохранились:

    • Воскресенская, кладбищенский храм за стенами монастыря
    • Преображения Господня, храм во втором ярусе колокольни
    • Рождества Богородицы, собор
    • Сретения Владимирской иконы Божией Матери, храм

    Подворья

    Святыни

    Главная святыня монастыря – могилы двух Феодоров Ушаковых: игумена монастыря и его благочестивого племянника-адмирала, возле которых произошло множество чудесных исцелений. Недавно в монастыре произошло обновление древней Феодоровской иконы Божией Матери. Среди святынь также Казанский образ Пресвятой Богородицы. Целительную силу имеет святой источник о. Феодора, находящийся рядом с обителью.

    Настоятели

    • Прп. Феодор (Ушаков) (1764 – 1774)
    • Иоиль (Тишков) (8 августа 1774 – 1778)
    • Венедикт (Селиванов) (1778 – 27 декабря 1788)
    • Вениамин (Андреев) (14 февраля 1789 – 13 февраля 1803)
    • Филарет (Былинин) (28 февраля 1803 – 1817)
    • Нафанаил (4 апреля 1817 – 12 сентября 1832)
    • Димитрий (12 сентября 1832 – 5 сентября 1848)
    • Иоасаф (27 сентября 1848 – 23 сентября 1857)
    • Ксенофонт (Флорианов) (23 сентября 1857 – 7 сентября 1863)
    • Иларий (Иванов) (1863 – июнь 1879)
    • Тихон (Ципляковский) (15 сентября 1879 – декабрь 1884)
    • Амвросий (Ворогушев) (1885 – 1893)
    • Феодосий (Мясников) (1893 – декабрь 1895)
    • Августин (Кривоногов) (1895 – 1915)
    • Присп. Александр (Орудов) (20 июля 1915 – 1918)

    Санаксарский Богородицкий монастырь — православная жемчужина Мордовии

    Санаксарский Богородицкий монастырь — православная жемчужина Мордовии

    Среди заливных лугов и живописных озер, на изгибе реки Мокши в 3-х километрах от города Темникова республики Мордовии находится уникальная православная обитель с необычным названием “Санаксарский монастырь“. Не известно точно, откуда пошло такое название. Словом «синаксарь» издавна на Руси называли краткие жития святых, а может название монастырю дало озеро Санаксар, находящееся недалеко от его стен. В любом случае история, архитектура и святыни Санаксарской обители очень интересны.

    История монастыря тесно связана с фамилией Ушаковых – в середине 18-го века в обитель приходит со своими учениками преподобный Федор (в миру Иоанн) Ушаков, дядя знаменитого адмирала. Имя русского адмирала Федора Федоровича Ушакова всегда было известно, он был примером флотской доблести, его флотоводческий талант воспевался во все времена после его смерти, его именем названа советская флотская награда времен Великой Отечественной Войны – орден Ушакова. Величие адмирала как личности признано поколениями, но о жизни его мало кто может рассказать, а о последних днях вообще было принято умалчивать.

    «Санаксарский Богородицкий мужеский заштатный монастырь, находится в Тамбовской губернии и епархии, в темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трех верстах по дороге, пролегающей из оного города чрез Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежитийной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению…» — так отмечал анонимный автор в «Историческом описании Сеноксарского монастыря», изданном в 1802 году. Именно неподалеку от этого монастыря и поселился знаменитый русский флотоводец в 1810 году.

    Но история монастыря начинается задолго до этого…

    Основана обитель была в 17 веке, в эпоху царствования Алексея Михайловича. По приглашению служилого дворянина и писца Луки Евсюкова на его земли у излучины реки Мокши, близ озера Санаксар приехал из оскудевшего Старо-Кадомского Троицкого монастыря старец Феодосий, известный своей высокой духовной жизнью. Старец «пленившись красотой места», решил остаться здесь навсегда – вместе с несколькими своими учениками. Это было в 1659 году. Была воздвигнута часовня и иноки начали понемногу устраиваться на новом месте. Через десять лет местные жители отправили святейшему патриарху Иоасафу 2 прошение о возведении «церкви во имя Пресвятыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской» и о заведении на этом месте монашеской жизни. Патриарх ответил положительно, и на этом месте возникла Санаксарская Сретенская пустынь, иначе монастырь.

    Ее основатель, игумен Феодосий, приложил огромные усилия для того чтобы новая монашеская обитель процветала. По его прошению к юному царю Федору Алексеевичу монастырю были переданы перевоз через реку Мокшу, а также близлежащие покосы. Усердия отца Феодосия были замечены и оценены, и его в 1681 году отправляют с миссионерскими поручениями в Сибирь, и одно из поручений – устройство нового монастыря в Иркутском наместничестве.

    Вслед за отцом Феодосием братию монастыря, один за другим, возглавляли отцы строители Зосима, Трифон и Дорофей. В их бытность старая Владимирская церковь из-за ветхости была разобрана и построена новая, тоже деревянная. В 1730 году при иеросхимонахе Петре была построена деревянная теплая церковь во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.
    Потом в монастыре был строитель Филагрий, при всех них монастырь выглядел убогим: постройки все деревянные, братии мало, ризница бедна, в украшениях ощущался недостаток.

    В 1752 году, 24 февраля по указу Суздальской духовной консистории, определен в строителя Санаксарской пустыни иеромонах Порфирий из Спасо-Ефимьева монастыря. Но он смог продержаться лишь год. После чего Санаксарская обитель была определена под смотрение и управление более обустроенной и развитой Саровской пустыни.

    Жизнь монастыря при Ушаковых

    Но в 1759 году в монастырь приходит бывший гвардеец монах Федор Ушаков. Его усилиями в монастыре возводится новый каменный храм. Происки врагов против преподобного отца в 1774 году возымели успех, и его сослали в Соловецкий монастырь.
    Но начало было положено и монастырь стал расцветать. В 1776 году были освящены теплая соборная церковь в нижнем этаже во имя Иоанна Предтечи, и церковь в честь Преображения Господня под колокольней над вратами обители. В том же году построена каменная колокольня, и к ней с двух сторон пристроена каменная лицевая стена. По правую сторону от входа в монастырь были сделаны въездные ворота. На концах стен по углам обители сделаны две башни: северная с часовней и южная с двумя кельями. Эти постройки возводились по проекту иеродиакона Филарета, а следил за работой иеромонах Вениамин. В 1777 году было начато строительство нового двухэтажного каменного трапезного корпуса, которое было закончено через два года.

    16 августа 1780 года была освящена соборная главная церковь Рождества Богородицы. А больничная Владимирская церковь, которая также строилась по плану живописца иеродиакона Филарета в 1780 и 1781 годах и освящена 6 июня 1782 года. В 1781 году по южной стороне строится двухэтажный братский корпус в симметрию с трапезным корпусом на северной стороне. А в следующем году, через небольшой интервал строится еще один двухэтажный корпус, с мастерскими для портных и сапожников на первом этаже. И так 80-е года 18-го века были ознаменованы для обители грандиозным строительством. Число братии и послушников насчитывало более ста человек. При монастыре действовали больница и аптека, которые обслуживали не только братию, но и жителей близлежащих селений. В гостиницу принимали людей любого чина.

    В 1810 году была освящена новая кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова. В этот период расцвета монастыря неподалеку от него и селится великий флотовождь России адмирал Ушаков. Очень большую часть времени он проводил в монастыре, а на время Великого Поста и вовсе переселялся в обитель. До самой своей кончины в 1817 году он был ревностным богомольцем и благотворителем монастыря.

    А через сто лет из-за оскудения нрава братии монастырь постигла участь закрытия как и многих монашеских обителей на Руси. Дело в том, что последний предреволюционный игумен, преподобноисповедник Александр (Орудов) захотел восстановить в монастыре былую строгость монашеского жития, но часть братии пошла на сговор с большевиками и учинив бунт изгнали настоятеля. В 20-е годы монастырь закрыли, братию репрессировали, святыни поругали…

    Новая жизнь Санаксарской обители

    В 1991 году монашеская жизнь вновь вернулась в стены обители. На данный момент монастырь восстанавливается, и постепенно обретает вид когда-то утраченной красоты и благолепия. Обитель находится у излучины реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, вниз по течению реки. Места здесь живописные, природа красива. С северной и западной стороны к монастырю подступают боры и рощи, а с южной и восточной, за рекой, пойменные луга и бесчисленное количество больших и малых озер. Недалеко от монастыря находится источник преподобного Феодора. Богат монастырь и мощами. Здесь хранятся мощи преподобного Феодора (Ушакова), праведного воина Феодора (Ушакова) и преподобного Александра исповедника.

    Архитектурный ансамбль монастыря интересен тем, что монастырь построен в довольно короткий срок конец 17-го – начало 19-го веков, и в нем практически не наблюдаются другие стили, кроме барокко. Монастырь и вписывается в природу, и одновременно, благодаря вычурному барочному стилю, врезается в окружающий природный ландшафт, и своей динамичностью создает впечатление энергичного воплощения потенциала человека в стремлении к прекрасному.

    Труды и жизнь великого адмирала были замечены и прославлены Церковью. В 2004 году было решено канонизировать праведного воина Феодора Ушакова. Так со временем подвиг воина был отмечен и запечатлен в сердцах верующих людей, а память о герое и христианине будет воспеваема в храмах, и его жизнь во славу Бога и Отечества будет всегда вспоминаться народом.

    Автор статьи Виктор Чугаев специально для www.nice-places.com

    За фотографии благодарим фотографа Игоря Годунова

    Ссылка на основную публикацию