Саратовская епархия: духовенство и священники, храмы и церкви, указы

САРАТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Собор во имя Пресвятой Живоначальной Троицы города Саратова (“Старый Собор”), 2009 г.

Саратовская и Вольская епархия Саратовской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, 55
  • Телефон: (8452) 73-43-19 (канцелярия) Факс: (8452) 73-70-72
  • Официальный сайт: http://www.eparhia-saratov.ru/
  • Каноническая территория: Аткарский, Базарно-Карабулакский, Балтайский, Вольский, Воскресенский, Новобурасский, Петровский, Саратовский, Татищевский, Хвалынский районы Саратовской области.
  • Кафедральный собор: Троицкий в г. Саратове
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Первый период становления Христианства в Поволжье относится ко времени Хазарского каганата (см. подробнее), в пределах которого Вера Христова стала утверждаться не позднее VI века. С конца IX века сведения о Христианстве в Нижнем Поволжье исчезают почти на четыре столетия, до учреждения здесь Сарайской кафедры (см. подробнее) в 1261 году. После учреждения в 1555 году Казанской епархии, земли вокруг Саратова, который впервые упоминается под 1590 годом, относились к ней. В XVII веке этот край входит в ведение Астраханских архиереев.

    Первое учреждение, в составе Пензенской епархии

    16 октября 1799 года из Тамбовской была выделена самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия. Однако, “за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории” первый же архиерей новой кафедры, Гаий (Токаов), добился перемещения кафедры в Пензу и смены в 1803 году названия епархии на Пензенскую и Саратовскую. За время пребывания в составе Пензенской епархии, в Саратове был в 1815 году основан величественный Александро-Невский собор посвященный саратовским ополченцам и победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, в 1820 году учреждено Саратовское духовное училище, а к началу 1822 года был выстроен Спасо-Преображенский мужской монастырь.

    Второе учреждение и дореволюционный период

    Секретный комитет по делам о раскольниках обратил особое внимание императора Николая I на усиление раскола в Саратовской губернии, ввиду чего государь повелел 20 октября 1828 года восстановить в Саратове самостоятельную кафедру. Святейший Синод постановил 21 октября Саратовской епархии быть третьеклассной (после Пензенской), именоваться Саратовской и Царицынской, новому епископу в первое время пребывать в Саратовском Спасо-Преображенском монастыре. 3 ноября того же года решение Синода было утверждено императором.

    Оживление духовной жизни Саратовского края ознаменовалось восстановлением в 1829 году женского Крестовоздвиженского монастыря и созданием Саратовской духовной семинарии в 1830 году. Правление на кафедре владыки Иакова (Вечеркова) (1832-1847) ознаменовалось распростронением единоверия среди старообрядцев, обращением в Православие тысяч калмыков и евреев, открытием трех новых духовных училищ (Николаевского, Вольского, Балашовского), постройкой многих храмов и молитвенных домов. В 1849 году для Саратовской кафедры было на краткий срок учреждено Вольское викариатство, впоследствии восстановленное на постоянной основе в 1898 году. В 1865 году началось издание журнала “Саратовские епархиальные ведомости”, в 1869 году открылось первое женское епархиальное училище в Саратове, а в 1900 году – второе в Вольске.

    С 1917 года

    Смутное время сразу после революции была учреждена Волгоградская викарная епархия, впоследствии бывшая некоторое время самостоятельной.

    Гонения на Православие в пределах Саратовской епархии были особенно люты в первой половине 1930-х годов – был взорван кафедральный Александро-Невский собор, множество храмов разрушено или отобрано у верующих. К концу 1930-х в Саратовской епархии не осталось ни одного действующего храма, большинство духовенства было или расстреляно, или находилось в лагерях и ссылках.

    В военное время церковно-правительственные отношения изменились, и в 1942 году, после пятилетнего перерыва, был снова назначен Саратовский архиерей, территория управления которого была ограничена Саратовской областью [1]. Во второй половине того года в Саратове передается в аренду, а в 1947 году окончательно возвращается Православной Церкви Свято-Троицкий кафедральный собор, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворного, возобновляется литургическая жизнь Саратовской епархии. С 1947 по 1961 год вновь действует Саратовская духовная семинария. В этот период, при поручении Саратовским архиереям одновременного управления Сталинградской епархии их титул менялся на “Саратовского и Сталинградского.”

    На новом витке антирелигиозной компании в СССР церковная жизнь снова подавляется, к середине 1964 года в Саратове осталось только два действующих храма: Троицкий и Духосошественский соборы.

    Новейший период

    Возрождение церковной жизни в пределах СССР с конца 1980-х годов выразилось в восстановлении Саратовской духовной семинарии и Саратовских епархиальных ведомостей, открытии десятков храмов в первой половине 1990-х, возвращении Церкви Алексиевского женского монастыря. Благодаря новым возможностям расширилась издательская и вещательная деятельность епархии.

    Для лучшего окормления паствы 31 января 1991 года из состава Саратовской была вновь выделена самостоятельная Волгоградская епархия.

    5 октября 2011 года из состава Саратовской епархии были выделены две части Саратовской области, на территории которых были образованы самостоятельные епархии [2]:

    • Балашовская епархия (в административных границах Аркадакского, Балашовского, Екатериновского, Калининского, Красноармейского, Лысогорского, Романовского, Ртищевского, Самойловского и Турковского районов Саратовской области),
    • Покровская епархия (в административных границах Александрово-Гайского, Балаковского, Дергачевского, Духовницкого, Ершовского, Ивантеевского, Краснокутского, Краснопартизанского, Марксовского, Новоузенского, Озинского, Перелюбского, Питерского, Пугачевского, Ровенского, Советского, Федоровского и Энгельского районов Саратовской области).

    6 октября 2011 года в пределах Саратовской области была образована Саратовская митрополия, включающая в себя Балашовскую, Покровскую и Саратовскую епархии. Главой митрополии определено быть Саратовскому архиерею [3].

    Исторические названия

    • Саратовская и Пензенская (16 октября 1799 – 4 декабря 1803)
    • Пензенская и Саратовская (4 декабря 1803 – 3 ноября 1828) (см.)
    • Саратовская и Царицынская (3 ноября 1828 – 1917)
    • Саратовская и Петровская (1917 – 1942)
    • Саратовская (14 октября 1942 – 8 июля 1943)
    • Саратовская и Сталинградская (8 июля 1943 – 1945)
    • Саратовская и Вольская (1945 – 1953)
    • Саратовская и Сталинградская (1953 – 1954)
    • Саратовская и Вольская (?)
    • Саратовская и Балашовская (1954 – 26 декабря 1957)
    • Саратовская и Вольская (26 декабря 1957 – 15 июля 1959)
    • Саратовская и Сталинградская (15 июля 1959 – 1961)
    • Саратовская и Волгоградская (1961 – 31 января 1991)
    • Саратовская и Вольская (с 31 января 1991)

    Статистика

    • 16 октября 1799 – ок. 800 тыс. христианских душ, 615 церквей и 10 616 лиц, принадлежавших духовному сословию, из которых служащего духовенства было 2511 человек.
    • 1828 – 545 церквей, более 2500 священно-церковнослужителей, свыше миллиона христианских душ.
    • 1912 – церквей – 897, часовен – 159; монастырей – 13 (11 женских); духовная семинария, 5 духовных училищ, 1 епархиальное женское училище, 981 церковная школа; библиотек при церквях – 526; больниц – 9, богаделен – 36.
    • 1936 – из 53 районов Саратовского края в 34 районах не было действующих церквей. Свыше 500 храмов занимались властью под хранение колхозного хлеба.
    • 1 января 1958 – 45 зарегистрированных храмов/молитвенных домов [4]
    • 1964 – в Саратове два действующих храма.
    • февраль 2012 – 132 действующих прихода, 174 клирика (в т.ч. священников – 150, диаконов – 24), 21 монашествующий (в т.ч. игуменов — 7, иеромонахов — 10, иеродиаконов — 4)
    • декабрь 2012 – 131 зарегистрированный приход, 8 незарегистрированных, 180 клириков (из них 155 священников и 25 диаконов), 20 монашествующих священнослужителей (из них 7 игуменов, 9 иеромонахов, 4 иеродиакона), 21 насельница женских монастырей (15 мантийных монахинь, 6 рясофорных) [5]
    • декабрь 2013 – 140 зарегистрированных приходов, 10 незарегистрированных, 10 часовен, 5 монастырей, 195 клириков (из них 164 священника и 31 диакон), монашествующих – 22 человека (из них игуменов – 8, иеромонахов – 10, иеродиаконов – 4)[6]
    • март 2015 – 151 приход; 196 клириков и монашествующих, в т.ч. 167 священников, 29 диаконов, из них 22 монашествующих (8 игуменов, 11 иеромонахов, 3 иеродиакона) [7]

    Архиереи

    • Гаий (Такаов) (16 октября 1799 – 4 декабря 1803)
    • 1803 – 1828 – см. Пензенских владык
    • Ириней (Нестерович) (3 ноября – 29 ноября 1828)
    • Моисей (Богданов-Платонов)) (29 ноября 1828 – 12 марта 1832)
    • Иаков (Вечерков) (27 марта 1832 – 13 января 1847)
    • Афанасий (Дроздов) (13 января 1847 – 15 апреля 1856)
    • Иоанникий (Горский) (15 апреля 1856 – 17 июля 1860)
    • Евфимий (Беликов) (29 августа 1860 – 17 октября 1863)
    • Иоанникий (Руднев) (13 января 1864 – 13 июля 1873)
    • Тихон (Покровский) (13 июля 1873 – 6 марта 1882)
    • Павел (Вильчинский) (5 апреля 1882 – 16 декабря 1889)
    • Авраамий (Летницкий) (16 декабря 1899 – 24 октября 1893)
    • Николай (Налимов) (13 ноября 1893 – 16 января 1899)
    • Иоанн (Кратиров) (3 февраля 1899 – 12 марта 1903)
    • Сщмч. Ермоген (Долганёв) (21 марта 1903 – 17 января 1912)
    • Алексий (Дородницын) (17 января 1912 – 30 июля 1914)
    • Палладий (Добронравов) (30 июля 1914 – 25 августа 1917)
    • Досифей (Протопопов) (25 августа 1917 – 1927) (в 1922-? – в заключении)
      • Андрей (Комаров) (14 января 1924 – 6 марта 1926) в/у
    • Фаддей (Успенский) (27 октября 1927 – 1928)
    • Серафим (Александров) (15 июня 1928 – 11 августа 1933)
    • Афанасий (Малинин) (11 августа 1933 – 30 сентября 1935)
    • Серафим (Силичев) (30 сентября 1935 – сентябрь 1936)
    • Вениамин (Иванов) (23 сентября 1936 – октябрь 1937)
    • Андрей (Комаров) (9 декабря 1941 – 28 мая 1942, 13 июня – 26 августа 1942)
    • Григорий (Чуков) (14 октября 1942 – 26 мая 1944)
    • Паисий (Образцов) (1944 – 13 января 1947)
    • Борис (Вик) (13 января 1947 – 4 марта 1949)
    • Гурий (Егоров) (28 января 1953 – 31 июля 1954)
    • Вениамин (Милов) (4 февраля – 2 августа 1955)
    • Вениамин (Федченков) (28 ноября 1955 – 20 февраля 1958)
    • Палладий (Шерстенников) (20 февраля 1958 – 29 мая 1963)
    • Варфоломей (Гондаровский) (29 мая 1963 – 22 декабря 1964)
    • Пимен (Хмелевский) (10 января 1965 – 10 декабря 1993)
    • Нектарий (Коробов) (26 марта – 19 ноября 1994)
    • Александр (Тимофеев) (18 июля 1995 – 7 января 2003)
      • Сергий (Полеткин) (январь – 19 августа 2003) в/у, архиеп. Самарский
    • Лонгин (Корчагин) (с 19 августа 2003)

    Викарные епархии

    Саратовская митрополия по решениям от 6 октября 2011 г.

    География благочиний

    • Центральное (Кировский, Фрунзенский, Октябрьский р-ны г. Саратова)
    • Аткарское (Аткарский р-н – http://www.petrovsk-blag.ru/ )
    • Базарно-Карабулакское (Базарно-Карабулакский р-н – http://karabulak.blagochin.ru/ ):
      • р.п. Базарный Карабулак, с. Алексеевка, с. Вязовка, с. Казанла, с. Кутьино, с. Лесная Нееловка, с. Липовка, с. Максимовка, р.п. Новые Бурасы, с. Стригай, с. Сухой Карабулак, с. Тепловка, р.п. Хватовка
    • Балтайское (Балтайский р-н)
    • Вольское (Вольский р-н – http://www.volsk-blago.ru/ )
    • Воскресенское (Воскресенский р-н)
    • Всехсвятское (Заводской р-н г. Саратова; Александровское, Багаевское, Красный Текстильщик, Рыбушанское, Синеньское муниципальные образования Саратовского р-на)
    • Новобурасское (Новобурасского р-н)
    • Петровское (Петровский р-н – http://www.petrovsk-blag.ru/ )
    • Петропавловское (Ленинский р-н г. Саратова; Краснооктябрьское, Михайловское, Соколовское муниципальные образования Саратовского р-на – http://petropavlovskoe64.ru/ )
    • Татищевское (Татищевский р-н – http://www.petrovsk-blag.ru/ )
    • Троицкое (Волжский р-н г. Саратова; Вольновское, Дубковское, Расковское, Усть-Курдюмское муниципальные образования Саратовского р-на – http://www.troick-blago.ru/ )
    • Хвалынское (Хвалынский р-н – http://hvalinsk.prihod.ru/ )

    Монастыри

    Учебные заведения

    • Саратовская духовная семинария
    • Саратовский епархиальный учебный центр во имя прмч. Великой княгини Елисаветы
    • Свято-Покровская православная классическая гимназия
    • Православная классическая гимназия во имя св. мч. Александра Медема, г. Хвалынск

    Периодические издания

    • “Саратовские епархиальные ведомости”
    • “Православная Вера” (газета, с декабря 1992, выходит дважды в месяц)
    • “Православие и современность” (ежеквартальный журнал)
    • “Гласъ” (информационный листок Центрального благочиния, выходит дважды в месяц)
    • “Троицкий листок” (ежемесячная газета Троицкого благочиния)
    • “Православная газета Вольского благочиния” (ежемесячное издание)
    • “Покровский листок” (ежемесячный информационный листок Петровского благочиния)

    Литература

    • Правдин, А. М., Историческая записка о Саратовской епархии (за 50-летие 1828-1878 г.), Саратов, 1879, 48 с.
    • Справочная книга Саратовской епархии, Саратов, 1912, Х, 706 с.
    • Валеев, В., Из истории Саратовских церквей, Саратов: “Приволжское книжное изд-во”, 1990, 208 с.
    • Воробьев, М., прот., Православное краеведение. Очерки истории Саратовского края, М.: “Линия График”, 2002, 196 с.
    • Ланчиков, Б., прот., История Саратовской епархии, Сергиев Посад: Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999, 202 с.
    • Новиков, А. П., Барзилов, С. И., Святители Земли русской: Биографические очерки саратовских архиереев, Саратов: “Соотечественник”, 2000, 367 с.
    • Яковлев, А. А., Теплов, В. В., Плякин, М. Е., Саратовские подвижники, Саратов: “Летопись”, 2000, 192 с.

    Использованные материалы

    [1] Галкин, А. К. “Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,” Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10): http://www.sedmitza.ru/text/413984.html

    [2] Журнал № 105, журналы заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года – http://www.patriarchia.ru/db/text/1639858.html

    [3] Журнал № 132, журналы заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года – http://www.patriarchia.ru/db/text/1639858.html

    [4] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

    Духовенство

    Протоиерей Роман Карпов

    Дата рождения: 17.11.1982 г.

    Образование:

    2005 г. — Саратовская православная духовная семинария

    Когда и кем рукоположен в священный сан:

    28.09.2004 г. — во диакона Епископом Саратовским и Вольским Лонгином

    10.08.2006 г. — во пресвитера Епископом Саратовским и Вольским Лонгином

    Место служения, должность:

    — настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца г. Саратова

    настоятель Прихода храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя г. Саратова (по совместительству)

    — эконом Саратовской епархии

    — заместитель Ректора Саратовской православной духовной семинарии по административно-хозяйственной работе

    Награды:

    08.04.2007 г. — набедренник

    07.01.2009 г. — камилавка

    07.01.2010 г. — наперсный крест

    16.04.2017 г. — сан протоиерея

    Протоиерей Сергий Родников

    Дата рождения: 17.05.1974 г.

    Образование:

    1997 г. – Саратовский государственный университет

    2000 г. – Саратовская православная духовная семинария

    Когда и кем рукоположен в священный сан:

    19.08.1999 г. – во диакона Архиепископом Саратовским и Вольским Александром

    03.10.1999 г. – во пресвитера Архиепископом Саратовским и Вольским Александром

    Место служения, должность:

    – штатный клирик храма во имя великомученика Георгия Победоносца г. Саратова

    Награды:

    25.03.2002 г. – камилавка

    06.04.2002 г. – наперсный крест

    19.04.2009 г. – сан протоиерея

    20.04.2014 г. – палица

    Священник Димитрий Евстигнеев

    Дата рождения: 07.03.1987 г.

    Образование:

    Обучается на 4 курсе СЗО Саратовской православной духовной семинарии

    Когда и кем рукоположен в священный сан:

    28.08.2015 г. — во диакона Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

    05.02.2017 г. — во иерея Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

    Место служения, должность:

    — штатный священник храма Святого великомученика Георгия Победоносца г. Саратова

    Священник Кирилл Суглобов

    Образование:

    Обучается в Саратовской православной духовной семинарии.

    Когда и кем рукоположен в священный сан:

    04.02.2017 г. — во диакона Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

    04.07.2018 г. — во пресвитера Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

    Место служения, должность:

    — штатный клирик храма Святого великомученика Георгия Победоносца г. Саратова

    Диакон Кирилл Севастьянов

    Дата рождения: 03.12.1975 г.

    Образование:

    2007 г. – Саратовская православная духовная семинария

    Когда и кем рукоположен в священный сан:

    30.05.2010 г. – Епископом Саратовским и Вольским Лонгином

    Место служения, должность:

    – штатный диакон храма во имя Св. вмч. Георгия Победоносца г. Саратова

    Награды:

    07.01.2016 г. – двойной орарь

    Диакон Роман Архипов

    Дата рождения: 25.08.1996 г.
    Образование:
    Обучается в Саратовской православной духовной семинарии
    Когда и кем рукоположен в священный сан:
    01.10.2017 г. — во диакона Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином
    Место служения, должность:
    — штатный диакон храма Святого великомученика Георгия Победоносца г. Саратова.

    Поделиться:

    Икона дня

    Православный календарь

    Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Ипполита и с ним мчч. Кенсорина, Савина и 20-ти мучеников: Хрисии девы и прочих (III). Блж. Пелагии Дивеевской (1884).

    Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зинона, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967).

    Сщмч. Владимира Хрищеновича пресвитера (1933); мч. Стефана Наливайко (1945).

    @Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16. Лит. – Свтт.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Мф., 11 зач., V, 14–19.@

    На утрене «Честнейшую» не поем, но поем особые припевы. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую небесных воинств Деву Пречистую Богородицу».

    Источники и литература

    Архивные фонды и дела

    Архив Саратовской епархии

    Фонд личных дел. Личное дело протоиерея В. Травинского; личное дело священника М. Платонова.

    Архив Управления Федеральной службы безопасности по Пензенской области

    Дело по обвинению граждан г. Сердобска Хитрова Алексея Матвеевича, Мраморнова Александра Петровича, Рубанова Николая Владимировича и других по статье 58–10 УК РСФСР, 1935–1937 гг., Д. 12671. Т. I и II.

    Архив Управления Федеральной службы безопасности по Саратовской области

    Дело по обвинению Атаевского Михаила Петровича 1927 г., Д. ОФ-7991.

    Дело по обвинению Махровского Геннадия Ивановича 1919 г., Д. ОФ-36081.

    Дело по обвинению Соколова Павла Ивановича и других, 1923 г., Д. ОФ-10269.

    Списки на лиц, осужденных Саратовской Губчека к ВМН за 1918–1919, 1920–1921 гг., Д. 321.

    Государственный архив новейшей истории Саратовской области

    Ф. 27. Саратовский губернский исполнительный комитет партии большевиков. Оп. 1. Д. 2, 28, 45, 50, 57, 61, 141–143, 290, 294, 318, 319, 322, 345.

    Ф. 81. Октябрьский (Железнодорожный) районный комитет партии большевиков.Оп 1. Д. 17–19.

    Ф. 136. Фрунзенский (Фабрично-заводской) районный комитет партии большевиков. Оп. 1. Д. 7, 24, 26–30.

    Ф. 138. Волжский (Береговой) районный комитет партии большевиков. Оп. 1. Д. 12, 13.

    Ф. 605. Саратовский общегородской комитет партии большевиков. Оп. 1. Д. 6, 31, 32, 98, 155–158, 163, 190, 208, 252.

    Ф. 1388. Саратовский комитет партии большевиков (фонд сформирован из россыпи). Оп. 1. Д. 9.

    Государственный архив Российской Федерации

    Ф. Р-1005. Верховный революционный трибунал при ВЦИК. Оп. 2. Д. 33; Оп. 3. Д. 168, 169; Оп. 5. Д. 81, 130, 131; Оп. 7. Д. 44.

    Государственный архив Саратовской области

    Ф. 12. Саратовская духовная семинария. Оп. 1. Д. 7671, 7788, 7808, 7809.

    Ф. 19. Саратовское губернское дворянское депутатское собрание. Оп. 1. Д. 2027.

    Ф. 135. Саратовская духовная консистория. Оп. 1. Д. 5509, 5704, 5769, 6251, 8152, 8181, 8197, 8418, 8850, 8860, 9002, 9312.

    Ф. Р-507. Саратовский революционный трибунал. Оп. 2. Д. 24, 26, 106, 421.

    Ф. Р-521. Саратовский губернский исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 1. Д. 109.

    Ф. 605. Саратовское Братство святого Креста. Оп. 1. Д. 18.

    Ф. 1132. Епископы Саратовские и Царицынские. Д. 147.

    Научно-справочная библиотека. Список лиц, лишенных активного и пассивного избирательного права в Саратовский совет XVII созыва. 1926 г. Список 9-й.

    Российский государственный исторический архив

    Ф. 796. Канцелярия Святейшего Правительствующего Синода. Оп. 194. Д. 1119, 1120; Оп. 439. Д. 281.

    Ф. 831. Канцелярия Патриарха Тихона и Священного Синода. Оп. 1. Д. 134.

    Саратовский областной музей краеведения

    Дневник Н.М. Архангельского. СМК 15774/14, 15774/16.

    Документы, касающиеся Г.Д. Хацкелевича и его семьи. НВСП 26820–26834, СМК 51256–51263.

    Документы из архива благочинного священника Александра Тихова. НВСП 38343, 38348, НВСП 38349, СМК 66311, СМК 66315, СМК 66316, СМК 66326, СМК 66337, СМК 66344.

    Судебный процесс над саратовским духовенством (фотография). СМК 18093.

    Периодическая печать

    Известия Саратовского совета. 1918–1919.

    Саратовская красная газета. 1918–1919.

    Саратовские епархиальные ведомости. 1915, 1917–1918.

    Саратовский вестник. 1917.

    Саратовский листок. 1912, 1917.

    Тихая пристань. 1918.

    Опубликованные источники

    Адрес-календарь Саратовской губернии на 1893 год. Саратов, 1893.

    Годовщина социальной революции в Саратове. Саратов, 1918.

    Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1; М., 1959. Т. 2.

    Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году: Сб. документов из фонда Реввоенсовета Республики. М., 2006.

    Кусмарцев П. Описание Саровских торжеств 1903 г. Саратов, 1903.

    Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1970. Т. 51.

    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955. Т. 1.

    Мысли о почитании имени Божиего. СПб., 1913 (1914).

    Никон (Рождественский), еп. Мои дневники. Сергиев Посад, 1913. Т. 4.

    Отчет о состоянии С.-Петербургской Духовной Академии за 1905 г. СПб., 1906.

    Памятная книжка Саратовской губернии на 1914 г. Саратов, 1914.

    Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 6.

    Саратовская епархия в 1917–1930 гг. Мемориальная записка А.А. Соловьева / Публ. И.И. Ковалевой и Н.А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2010. №4.

    Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918. Вып. 1–4.

    Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000.

    Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912.

    Литература

    Афанасьев Н. Борьба партии большевиков за установление и упрочение советской власти в Саратовской губернии. Саратов, 1947.

    Владимиров А. Они служили Богу и людям // Православная вера. 1998. № 13.

    Воробьев М., свящ., Плякин М.Е., Теплов В.В. Герман (Косолапов) // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 248–249.

    Галямичев А.Н. Протокол одного заседания (Из истории славяноведения в Саратовском университете) // Славянский сборник. Саратов, 2008. Вып. 7.

    Ганский В. Советские мученики за веру // Саратовские вести. 2010. № 100. С. 3.

    Губернская власть и словесность: литература и журналистика Саратова 1920-х годов. Саратов, 2003.

    Зорин А.В. Андрей Иванович Востриков // Ленинградский мартиролог. 1937–1938. СПб., 2007. Т. 7. С. 537–540.

    Карпов А.В. Археологическая деятельность К.Я. Виноградова: к изучению коллекции муромских древностей из фондов Государственного музея истории религии // Труды Государственного музея истории религии. СПб., 2002. Вып. 2. С. 105–123.

    Корнилов Ф. Пять лет пролетарского суда // Пять лет пролетарской борьбы, 1917–1922. Саратов, 1922. С. 77–78.

    Краснощеков К., свящ. Голод 1921–22 годов в Саратовском Поволжье и зарождение обновленческого раскола // Труды Саратовской православной духовной семинарии. Саратов, 2007. Вып. I. С. 104–132.

    Лавров В.М., Лобанов В.В., Лобанова И.В., Мазырин А.В. Иерархия Русской Православной Церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху. М., 2008.

    Логинов В. Т. Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. М., 2005.

    Мануил [Лемешевский], митр. Каталог русских архиереев-обновленцев // «Обновленческий» раскол. Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. М., 2002.

    Мраморнов А.И. Дело послушника Белявина – «репетиция» показательного процесса против саратовского духовенства 1918–1919 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. «История. История Русской Православной Церкви». 2009. № 4. С. 65–99.

    Мраморнов А.И. Духовная семинария в России начала XX века: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). Саратов, 2007.

    Мраморнов А.И. Из входящей корреспонденции одного из благочинных Саратова за 1919 год // Вестник церковной истории. 2009. № 3–4 (15–16). С. 155–180.

    Мраморнов А.И. Иоанн (Кратиров), еп. // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23. С. 412–413.

    Мраморнов А.И. Обвинения против православного духовенства в Саратовском губернском революционном трибунале (1918–1920 гг.) // Церковно-исторический вестник. 2008. № 15. С. 106–115.

    Мраморнов А.И. Основные вопросы биографии архиепископа Алексия (Дородницына) // Государство, общество, церковь в истории России XX века: Материалы VII Междунар. науч. конф. Иваново, 13–14 февраля 2008 г. Иваново, 2008. С. 144–151.

    Мраморнов А.И. По реке времени. Воспоминания старой прихожанки о протоиерее Константине Соловьеве // Православная вера. 2005. № 17.

    Мраморнов А.И. Предыстория и исторический контекст судебного процесса над саратовским духовенством в 1918–1919 гг. // XIX ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. М., 2009. Т. 1. С. 255–263.

    Мраморнов А.И. Судебный процесс против православного духовенства в Саратове в 1918–1919 годах // Отечественная история. 2008. № 4. С.97–104.

    Мраморнов А.И. Хроника одного трибунала // НГ-Религии. 2009. 10 октября.

    Мраморнов А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858–1918). Саратов, 2006.

    Очерки истории Саратовского Поволжья (1917–1941) / Под ред. Ю.Г. Голуба. Саратов, 2006. Т. 3. Ч. 1.

    Павлов Д.Б. Трибунальный этап советской судебной системы. 1917–1922 гг. // Вопросы истории. 2007. № 6.

    Пивоваров М.С. Революционные трибуналы в Сибири (январь 1919 – ноябрь 1923 г.): Автореф. дис. . канд. ист. наук. Кемерово, 2007.

    Плякин М.Е., диак., Теплов В.В. Огонь веры отца Михаила Платонова // Православная вера. 2006. № 5. С. 8–9.

    Посадский А.В. Вольск, 1 июля 1918 г.: пример успешного городского восстания // История Белой Сибири: Тез. 4-й науч. конф. 6–7 февраля 2001 г. Кемерово, 2001. С. 61–64.

    Посадский А.В. Степной стрелковый полк: воронежские и саратовские крестьяне в рядах ВСЮР // Военно-исторические исследования в Поволжье: Сб. науч. тр. Саратов: Научная книга, 2005. Вып. 6.

    Проскурин К., свящ. Саратовское православное духовенство в 1917–18 гг. // Культура русских и немцев в Поволжском регионе (Результаты комплексного междисциплинарного гуманитарного исследования). Саратов, 1993. Вып. 1. С.30–36.

    Пудовочкина О.К. Братство святого Креста и миссионерские организации Саратовской епархии XIX – начала XX века // Православие и современность (Саратовские епархиальные ведомости). 2007. № 5. С. 90–95.

    Рогозный П.Г. Церковная революция (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008.

    Руфимский А.В. Саратовский Серафим: Материалы к биографии протоиерея Константина Соловьева // Волга. 1998. № 2–3. С. 4–11.

    Саранцев Н.В., Ракитин А. А. Элита РКП(б) – ВКП(б) Саратовского региона. 20–30-е годы XX века. Историко-социологические аспекты. Саратов, 2009.

    Саратовские подвижники. Саратов, 2000.

    Серухина О.Е. Нижегородский епархиальный совет в 1918–1921 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. «История. История Русской Православной Церкви». 2010. № 1 (34). С. 18–25.

    Софийская Е.Б. Подвижник на ниве духовного просвещения // Саратовский краеведческий сборник: Науч. тр. и публ. Саратов, 2008. С. 163–170.

    Титов Ю.П. Создание системы советских революционных трибуналов. М., 1983.

    Формозов А.А. Русские археологи и политические репрессии 1920–1940-х гг. // Российская археология. 1998. № 3.

    Интернет-ресурсы

    Жертвы политического террора в СССР [Сайт]. URL: http://lists.memo.ru

    Мемориал [Сайт]. URL: http://www.memo.ru

    Патриархия.ru. [Официальный сайт Русской Православной Церкви]. URL: http://www.patriarchia.ru

    Православие и современность. [Информационно-аналитический портал Саратовской епархии].URL: http://eparhia-saratov.ru

    Центразия.ги. [Сайт]. URL: http://www.centrasia.ru

    Источник: М89 Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918-1919 гг. / Публикация А.И. Мраморнова.- М.: Изд-во Новоспасского монастыря; Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2013.- 880 с., цв. вкл. ISBN 978-5-98599-131-4

    Поделиться ссылкой на выделенное

    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

    Священники Николаевского благочиния Покровской Епархии

    ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР РАСТОПШИН

    Дата рождения: 19.04.1975
    Место служения, должность:
    Благочинный Николаевского округа Покровской епархии;

    Образование:
    Саратовская Православная Духовная Семинария, 1996

    Хиротонисан:
    15.08.1999 г. – в сан диакона Архиепископом Саратовским и Вольским АЛЕКСАНДРОМ
    21.11.1999 г. – в сан священника Архиепископом Саратовским и Вольским АЛЕКСАНДРОМ

    Награды:
    06.01.2004 г. – набедренник
    07.01.2006 г. – камилавка
    24.04.2011 г. – наперсный крест
    08.01.2017 г. – сан протоиерея

    ПРОТОИЕРЕЙ ЕВГЕНИЙ РАСТОПШИН

    Дата рождения: 10.06.1967

    Образование:
    Саратовский педагогический институт, 1991
    Саратовская православная духовная семинария, 2010

    Хиротонисан:
    16.02.2004 г. – во диакона Епископом Саратовским и Вольским ЛОНГИНОМ
    04.09.2004 г. – во пресвитера Епископом Саратовским и Вольским ЛОНГИНОМ

    Награды:
    07.01.2006 г. – набедренник
    07.01.2010 г. – камилавка
    23.05.2012 г. – наперсный крест
    16.04.2017 г. – сан протоиерей

    ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН СОЛНЦЕВ

    Дата рождения: 16.04.1966

    Место служения, должность:
    Храм во имя Архангела Михаила п. Перелюб, настоятель
    Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» п. Тепловский, настоятель
    Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Успенка Пугачевского района, настоятель
    Храм во имя праведного Иоанна Русского п. Молодежный Перелюбского района, настоятель

    Образование:
    Саратовский Государственный Университет, 1990
    Саратовская Православная Духовная Семинария, 2002

    Хиротонисан:
    21.11.1999 г. – во диакона Архиепископом Саратовским и Вольским АЛЕКСАНДРОМ
    17.06.2000 г. – во пресвитера Архиепископом Саратовским и Вольским АЛЕКСАНДРОМ

    Награды:
    06.01.2004 г. – набедренник, камилавка
    07.01.2010 г. – наперсный крест
    12.04.2015 г. – удостоен сана протоиерея

    03.06.2018г. – Патриаршая медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»

    ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ КУДРЯВЦЕВ

    Дата рождения: 06.05.1956

    Место служения, должность:
    Храм во имя святого Архангела Михаила с. Давыдовка, настоятель
    Тюремный храм во имя Святителя Николая Чудотворца г. Николаевска (Пугачева), настоятель
    Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая с. Старая Порубёжка Пугачёвского района, настоятель

    Образование:
    Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, 1978
    Московская Духовная Семинария, 1993

    Хиротонисан:
    08.05.1988 г. – в сан диакона Архиепископом Саратовским и Волгоградским ПИМЕНОМ
    27.11.1988 г. – в сан священника Архиепископом Саратовским и Волгоградским ПИМЕНОМ

    Награды:
    30.04.1989 г. – набедренник
    30.04.1990 г. – скуфия
    07.04.1991 г. – камилавка
    02.04.2000 г. – наперсный крест
    19.04.2009 г. – удостоен сана протоиерея
    20.04.2014 г. – палица

    СВЯЩЕННИК СЕРГИЙ АНОХИН

    Дата рождения: 06.04.1960

    Место служения, должность:
    Свято-Воскресенского храма г. Николаевска (Пугачева), клирик
    Свято-Никольский женский монастырь п. Монастырский, клирик, духовник
    Храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с. Надеждинка Пугачевского района, настоятель

    Образование:
    Марксовский техникум механизации сельского хозяйства, 1979
    Саратовская Православная Духовная Семинария, 2010

    Хиротонисан:
    19.02.2006 г. – во диакона Епископом Саратовским и Вольским ЛОНГИНОМ
    17.12.2006 г. – во пресвитера Епископом Саратовским и Вольским ЛОНГИНОМ

    Награды:
    07.01.2009 г. – набедренник
    07.01.2011 г. – камилавка
    07.01.2016 г. – наперсный крест

    СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ МУШНИКОВ

    Дата рождения: 31.07.1978

    Хиротонисан:
    28.09.2008 г. – во диакона Епископом Саратовским и Вольским ЛОНГИНОМ
    18.05.2009 г. – во пресвитера Епископом Саратовским и Вольским ЛОНГИНОМ

    Образование:
    Энгельсский медицинский колледж, 2002
    Саратовская Православная Духовная Семинария, 2009

    07.12.2010 г. – набедренник
    07.01.2015 г. – камилавка

    08.01.2019 г. – наперсный крест

    СВЯЩЕННИК ГРИГОРИЙ ПЕТРОВ

    Дата рождения: 02.04.1975

    Хиротонисан:
    22.11.2014 г. – в сан диакона Епископом Покровским и Николаевским ПАХОМИЕМ
    29.03.2015 г. – в сан иерея Епископом Покровским и Николаевским ПАХОМИЕМ

    Образование:
    Ивантеевское специальное профессиональное техническое училище №30, 1993
    Саратовская православная духовная семинария, с 2012

    Награды:
    07.01.2018 г. – набедренник

    СВЯЩЕННИК ИГОРЬ ПАВЛОВСКИЙ

    Дата рождения: 05.05.1973

    Место служения, должность:
    Свято-Воскресенский храм г.Николаевска (Пугачева), клирик
    Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы п. Заволжский, настоятель
    Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Каменка, настоятель
    Храм во имя святителя и чудотворца Николая с. Березово, настоятель

    Образование:
    Пугачевский гидромелиоративный техникум, 1993
    Саратовская Православная Духовная Семинария, 1998

    Хиротонисан:

    26.06.1994 г. – во диакона Епископом Саратовским и Вольским НЕКТАРИЕМ
    13.11.2003 г. – во пресвитера Епископом Саратовским и Вольским ЛОНГИНОМ

    Награды:
    07.01.2007 г. – набедренник
    07.01.2010 г. – камилавка
    07.01.2013 г. – наперсный крест

    СВЯЩЕННИК РОМАН МОРОЗОВ

    Дата рождения: 25.09.1975

    Хиротонисан:
    27.09.2014 г. – в сан диакона Епископом Покровским и Николаевским ПАХОМИЕМ
    14.01.2015 г. – в сан иерея Епископом Покровским и Николаевским ПАХОМИЕМ

    Образование:
    Саратовская православная духовная семинария, 2013

    Награды: 07.01.2018 г. – камилавка

    ИЕРОДИАКОН ВИССАРИОН (ПЕРЕДЁРА)

    Место служения, должность:
    Соборный храм в честь Воскресения Христова г. Пугачева (Николаевска), клирик

    Хиротонисан:
    15. 12.2013 г. – в сан иеродиакона Епископом Покровским и Николаевским ПАХОМИЕМ

    Образование:
    Куйбышевский электротехнический институт связи, 1982

    День тезоименитства: 19 июня

    Награды:
    08.01.2018 г. –двойной орарь

    Иеромонах Митрофан (Недугов)

    Дата рождения: 08.12.1954

    Хиротонисан:
    27.03.2016 г. – во иеродиакона Епископом Покровским и Николаевским ПАХОМИЕМ
    11.12.2016 г. – во иеромонаха Епископом Покровским и Николаевским ПАХОМИЕМ

    Образование:
    Саратовский институт механизации сельского хозяйства

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

    В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

    Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

    Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Архив

    Делегаты на Поместный Собор Русской Православной Церкви избраны от Саратовской епархии

    25 декабря в Саратове прошло традиционное ежегодное епархиальное собрание. Утром в храме в честь Покрова Божией Матери епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Божественную литургию. За богослужением молились участники собрания: духовенство епархии, семинаристы, миряне. Затем была отслужена соборная панихида по новопреставленному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

    Собрание прошло в Саратовском государственном социально-экономическом университете. После открытия все присутствующие вознесли молитву об упокоении души усопшего Святейшего Патриарха Алексия и пропели ему «Вечную память». Затем состоялись выборы делегатов от Саратовской епархии на Поместный Собор Русской Православной Церкви, который пройдет 27-29 января в Москве.

    Из числа клириков епархии в Поместном Соборе примет участие благочинный Вольского и Северного округов, настоятель Благовещенского собора города Вольска протоиерей Алексий Земцов. От монашествующих — секретарь Саратовского епархиального управления, настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского города Саратова игумен Евфимий (Митрюков). От мирян делегирован директор учхоза «Муммовское» Московской Тимирязевской академии Дмитрий Васильевич Ворников.

    В 2008 году Освященным Архиерейским Собором было принято «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви». Церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви. Епархиальные суды создаются по решению епархиального архиерея (глава VII Устава Русской Православной Церкви). Председателя, заместителя председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей. Остальные судьи избираются Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея.

    Председателем церковного суда Саратовской епархии епископ Саратовский и Вольский Лонгин назначил настоятеля храма в честь Покрова Божией Матери г. Петровска священника Владислава Первакова, заместителем председателя — клирика саратовского храма в честь Покрова Божией Матери священника Михаила Богатырева, секретарем — клирика храма Рождества Христова города Саратова священника Максима Пастухова. Судьями участники собрания единогласно избрали благочинного Южного округа, настоятеля краснокутского Троицкого храма священника Александра Писларя и настоятеля храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в поселке Степное священника Алексия Каширина.

    В своем докладе епископ Лонгин подробно рассказал о результатах работы епархии за год. Сегодня в ее 210 приходах совершают служение 274 священнослужителя. Строится 36 новых церквей, в 17 храмах ведутся реставрационные работы. За 2008 год Архиерейским чином было освящено 7 храмов, а 27 декабря состоится Великое освящение храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского на подворье Свято-Алексиевского женского монастыря в селе Алексеевка Хвалынского района.

    Одним из самых важных строительных объектов в епархии является собор во имя Живоначальной Троицы в Вольске. «Это наш первый опыт восстановления кафедрального храма на его историческом месте, — подчеркнул Владыка Лонгин, — По милости Божией восстановление храма началось в 2004 году, и сейчас завершаются строительные работы. Мы надеемся, что Великое освящение собора состоится в канун дня памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в рамках всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры». Именно Саратов в 2009 году станет столицей первого в России церковно-государственного праздника. В этот день, помимо освящения храма, состоится открытие памятника святым Кириллу и Мефодию на территории Саратовского университета и пройдет всероссийская научная конференция.

    В этом году, как отметил владыка Лонгин, значительно возрос уровень Пименовских чтений, которые прошли уже в шестой раз. Прошла презентация первого тома дневников архиепископа Пимена (Хмелевского), выпущенных издательством Саратовской епархии, были подведены итоги окружного этапа конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

    После трагических событий в Южной Осетии, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, в российских храмах начался сбор средств для помощи беженцам и пострадавшим во время военных действий. Саратовская епархия, все ее приходы откликнулись на призыв Предстоятеля; было собрано 270 тысяч рублей, рассказал иерарх. Целевое использование средств контролировала синодальная комиссия, в состав которой вошел и епископ Саратовский и Вольский Лонгин, который 19 ноября в составе комиссии посетил Цхинвали, где учреждениям здравоохранения Южной Осетии были переданы двенадцать машин «скорой помощи» и три реанимобиля.

    Второй год в Саратове работает православная гимназия. К сожалению, основной проблемой этого учебного заведения является отсутствие собственного здания: ученики занимаются в приспособленных помещениях, расположенных по разным адресам. Епархия обращается к муниципальной власти с просьбой вернуть Церкви одно из зданий, построенных до революции специально для церковных школ, но пока эти просьбы остаются без ответа.

    Более благоприятно складывается ситуация с детским оздоровительным лагерем «Солнечный». В нем удалось сделать достаточно серьезный ремонт, восстановить несколько корпусов, заменить коммуникации. Благодаря этому минувшим летом он действовал все три смены, в нем отдохнули 278 детей из Саратова и области.

    Активизировалась в 2008 году работа пот координации деятельности воскресных школ; сегодня их посещают 2000 человек. Общими усилиями епархиального отдела религиозного образования и Центра православной культуры и религиозной антропологии при СГУ налажена подготовка преподавателей предмета «Основы православной культуры», организуются выездные краткосрочные курсы в районных центрах области — в 2008 году такие курсы прошли в Покровске, Вольске, Красноармейске, Аткарске, Татищево.

    С положительной стороны владыка Лонгин отметил работу информационно-издательского отдела епархии (в 2008 году журнал «Православие и современность» и газета «Православная вера» стали победителями открытого областного конкурса информационных проектов средств массовой информации на лучшее освещение социально значимых тем; главный редактор журнала «Православие и современность игумен Нектарий (Морозов) получил диплом I степени III международного православного фестиваля «Вера и слово» и памятную медаль «1020-летие Крещения Руси» за вклад в развитие православного свидетельства в средствах массовой информации).

    Высокую оценку получила также епархиальная юридическая служба. Приоритетным направлением ее работы остается работа по возврату, оформлению и закреплению за епархией церковной собственности.

    Говоря о проблемах церковной жизни. Владыка Лонгин обратился к фрагментам доклада, который готовил для епархиального собрания духовенства города Москвы блаженнопочивший Святейший Патриарх Алексий. «В очередной раз можно было убедиться, насколько верно чувствовал Святейший все нестроения в церковной жизни. Он не стеснялся говорить о них, потому что желал их скорейшего уврачевания», — отметил архипастырь.

    Владыка Лонгин подчеркнул, что главной темой последнего доклада Святейшего Патриарха Алексия было единство — единство людей в семье, единство в обществе, единство в Церкви. «Даже сама смерть Святейшего, и мы видели это, объединила самых разных людей. Прежде всего, речь идет о молитвенном единении, которое является самой существенной, самой реальной силой, которой обладаем все мы, православные христиане», — заключил епископ Лонгин.

    Освященный Собор 1917 года

    Публикуем архивный материал из старообрядческого журнала «Слово Церкви» №24 от 11 июня 1917 года. Мы намеренно сохранили оригинальное правописание.

    31-го мая открылись заседания Освященнаго Собора старообрядческой Христовой Церкви. Перед началом Собора в Покровском храме Рогожскаго кладбища соборне был совершен канон-молебен Живоначальной Троице.

    Освященный Собор древлеправославной Церкви, состоявшийся в Москве 1 — 6 июня 1917 г.

    Первое заседание Собора начинается в половину второго часа дня. Заседания происходят в Христорождественском храме. Присутствуют: архиепископ московский Мелетий, епископы: Антоний пермско-тобольский, Кирилл одесско-балтовский и всея Бессарабии, Феодосий кавказский, Иоасаф томский, Александр рязанский и егорьевский, Геннадий донской и новочеркасский, Ипатий ярославско-архангельский, Иосиф иркутский и всея восточный Сибири, Геронтий петроградский и тверской, Флавиан новозыбковский и временно киевский, в лице еп. Павла калужского — диакон Маркелл Кузнецов, Филарет казанско-вятский, Амфилохий уральско-оренбургский и все представители-священнослужители и миряне, прибывшие с уполномочиями от общин и приходов на всероссийский съезд и Освященный Собор. В председатели Освященнаго Собора избирается архиепископ Мелетий, в помощники ему епископ Геронтий петроградско-тверской, и секретарями: священники о. Феодор Гусляков и о. Георгий Макаров и из мирян — Д.С. Варакин и И.И. Захаров. Епископ Геронтий произносит пространную речь, в которой отмечает тяжелое положение России.

    Несмотря на наступившую свободу, — говорит он, — нет полной радости среди народа: везде беспорядки и ужасы. Со свободой русские люди не умеют справляться. Свобода понята как свобода ругаться, нарушать заповеди: «не убей» и «не пожелай» что принадлежит другому. Все ещё продолжается тяжелая жестокая война. Что будет дальше — известно одному Богу. Приводя далее пророков и святых отец, епископ Геронтий доказывает, что мы у преддверия «исполнения времени» и всему этому надлежит быть. Что делать? Ответ даёт пророк Даниил: только «люди знающие своего Бога» уразумеют это. Мы теперь как спящие. Нужно встать и объединиться на защиту дорогого отечества.

    Заслушивается доклад соборной комиссии по ходатайствам, что ею сделано со времени прошлаго Освященнаго Собора. На заседаниях комиссии рассмотрен «проект правил о монастырях» и поручено епископу Геронтию представить его в министерство внутренних дел и членам Государственной Думы. Проект этот был передан гг. Маклакову и Каптереву. Постановлено возбудить ходатайства:

    1. Пред верховным главнокомандующим, пред начальником главного штаба и пред военным министром по поводу незаконного требования от старообрядцев, при поступлении в школу прапорщиков в город Чистополь — принятия именуемого православия;
    2. Пред начальником главного штаба верховного главнокомандующего о допущении при каждом старообрядческом военном священнике по одному псаломщику и денщику из воинов старообрядцев по указанию самих священников;
    3. Пред военным министром об освобождении от призыва старообрядческих священнослужителей, рукоположенных во время войны и о предоставлении права старообрядческим приходам и общинам избирать достойных в священнослужители и для исполнения обязанностей псаломщиков из числа ратников ополчения, освобождая их от мобилизации;
    4. Пред министром юстиции о циркулярном разъяснении, что под отрешением от должности старообрядческих священников разумеется не воспрещение им совершать богослужение, а отстранение от исполнения обязанностей, предоставляемых регистрацией их при общинах. Вместе с чем постановлено просить также членов Государственной Думы о внесении в установленном порядке собственнаго законопроекта. Все это было исполнено.

    Обсуждалось «Положение о старообрядческих общинах» в редакции, одобреной Государственной Думой, и выражены пожелания о внесении указанных комиссией поправок. Поручено членам комиссии епископам Геронтию и Иннокентию входить лично, в случае надобности, с соответствующими ходатайствами в подлежащие учреждения. На возбужденные ходатайства последовало следующее: о незаконном требовании в г. Чистополь в школе прапорщиков от генерального штаба по мобилизационному отделу, от 24-го ноября, прислано обширное объяснение, что в данном случае произошла-де ошибка: штаб казанского военного округа ошибочного причислил старообрядцев поморского согласия к разряду сектантов, и по получении штабов казанского военного округа разъяснения главного штаба, что старообрядцы всех согласий могут приниматься в школы подготовки прапорщиков, независимо от перехода в православие, были тогда же приняты меры к исправлению допущенной ошибки и отдано приказание о зачислении (уволенных) в 1-ю казанскую школу подготовки прапорщиков. 2) На ходатайство об открытии штатов псаломщиков и денщиков при военных священниках из ставки верховного главнокомандующего последовала 29-го октября телеграмма следующего содержания: «1045 причетники добавлены, денщики назначены 13015. Дежурный генерал Кондзеровский». Но, как выяснилось из присланной о. Д. Смирновым копии распоряжение было сделано такое (тоже от 29-го октября): «Назначить денщиков по одному на двух священников». Затем от 7-го февраля было сообщено от начальника мобилизационного отдела генерального штаба, что «вопрос о прислуге для исполнения церковных треб разрешён благоприятном смысле». 3) Об освобождении от призыва старообрядческих священнослужителей, рукоположенных во время войны и о праве общины и приходов избирать кандидатов в священнослужители и для исполнения обязанностей псаломщиков из числа ратников, ответа не последовало. Был только запрос из московского градоначальства: «Сообщить подробно список взятых в войска священнослужителей». На это было отвечено, что таковых сейчас нет, а взятые ранее освобождены. 4) На ходатайство об отмене наказания священников устранением от должности и о разъяснении: что подразумевается под удалением от должности, министерство юстиции от 16-го января, за № 2184 (но получено только 1-го мая), разъяснило, что удаление от должности значит — «воспрещение занимать равную или высшую должность». «Таким образом, — говорится далее в ответе, — старообрядческое духовное лицо, при удалении от должности, не теряя присвоенных их духовному сану и вытекающих из таинства рукоположения прав, лишаются всех тех прав, которые связаны с занимаемой ими должностью духовного лица общины и которое указаны в ст. 21-58 Им. Выс. Ук. 17-го октября 1916г., как-то: отправлять в общину духовного требы, вести книги, заведовать делами общины и т.п. Что же касается исключения из уголовных законов удаления от должности в качестве наказания применяется к духовным лицам всех христианских вероисповеданий, как предусмотренное высоч. утвержд. 22-го марта 1903г. Угол. Улож.». 5) Кроме этих общих ходатайств, были возбуждаемы членами ещё частные ходатайства: а) епископом Геронтием об освобождении от призыва псаломщиков по одному штатному на приход. На это последовал из мобилизационного отдела главного управления генерального штаба отказ, с указанием, что «низшие члены окончания курса в одном из поименованных в 98 ст. Устава о воинской повинности заведений»; б) архиепископом Мелетием и епископом Александром пред военным министром о не принуждении старообрядческих воинов брить бороды. Ответ на это последовал благоприятный: от наказного атамана Войска Донского, что «в войске Донском не только не принуждаются к бритью бород казаки-старообрядцы, а наоборот ношение бороды всеми вообще казаками поощряется». И от протопресвитера военнаго и морского духовенства (на такое же прошение епископа Геронтия), с указанием на ст. 855 кн. VII свода военных постановлений 1869г., изд. 2-е: «нижним чинам не возбраняется ношение бороды»; в) так как румынский фронт выделился из юго-западного фронта и отсюда наших священников не отпускали на румынский фронт, архиепископом Мелетием военному министру Гучкову была подана телеграмма о зачислении в штат ещё двух священников при канцелярии снабжений армий румынского фронта, с определением к ним, по штату, псаломщиков и денщиков. Ответа до сих пор не последовало.

    Подавались прошения по частным случаям: архиепископом Мелетием — об освобождении от мобилизации диакона Игнатия Бирюкова, которого тульское губернское правление отказало зарегистрировать в общину и диаконов: Георгия Карлина и Романа Сальникова. Ответа не получено. Выдавались свидетельства и удостоверения священнослужителям, не зарегистрированным — о их рукоположении и праве освобождения от призыва, на основании ответа главного штаба, за № 9943 и о допущении приходских священников в тылу исправлять солдат. Последнее удовлетворялось. Епископом Геронтием были возбуждены ходатайства: а) об освобождении взятаго на военную службу диакона Безчитинова, ст. Елизаветинской. Диакон этот был освобожден; б) об освобождении воинов-старообрядцев в воскресные и праздничные дни на молитву там, где имеются старообрядческие храмы. Список таковых в городах и местах на фронте и близ фронта был сообщен; в) в свободном выпуске военных священников исполнять требы среди старообрядцев и о свободном исполнении воинами исповеди и причащения у свои священников; и много других честных переписок было с начальниками и командирами отдельных частей.

    Таким образом, как видится, из представленнаго доклада комиссии по ходатайствам, не все, о чем просили, было удовлетворено старым правительством: много разных ограничений остались в своей силе и поныне, несмотря на достигнутую свободу. Хотя и были отменены многия ограничения, но они большею частью касались иноверных и инославных исповеданий — католиков, евреев и других. Вследствие сего заключение доклада высказывается о необходимости заблаговременно возбудить целый ряд ходатайств, чтобы основные законы нашего отечества, а не временныя правила и циркуляры охраняли наши церковно-религиозные права, права нашей христопреданной иерархии, имущество наших приходов, церквей и монастырей, созданных нашими трудами и усердием наших христиан православных.

    Военный священник о. Гамаюнов предлагает войти с ходатайством перед Временным Правительством о допущении по одному старообрядческому священнику в каждую армию, так как находящихся священников на фронте недостаточно, и они не могут удовлетворить духовных нужд всех воинов-старообрядцев.

    Протоиерей А. Стариков говорит о необходимости ходатайствовать о старообрядческих школах и вообще о старообрядческих просветительных учреждениях.

    Еп. Геронтий находит нужным ходатайствовать о назначении старообрядческих священников в портовые города: Владивосток, Ревель и др., где много воинов-старообрядцев; об отмене всех религиозных ограничений для старообрядцев.

    Священник Ф. Гусляков вносит предложение ходатайствовать об изменении для старообрядцев, в духе их исповедания, всех существующих форм присяги, как-то: для свидетеля, на должность судьи и т.п.

    Постановлено

    Для возбуждения по всем таким вопросам ходатайств избрать комиссию от Освященнаго Собора и поручить ей возбуждать соответствующия ходатайства совместно с комиссией, избранной для сего всероссийским съездом. В сказанную комиссию от Освященнаго Собора избираются: епископы: Александр рязанский и егорьевский, Геронтий петроградский и тверской, Иннокентий нижегородский и костромской и Геннадий донской и новочеркасский, священники: о. А. Калягин, о. Н. Швецов, о. В. Щиголин и о. Ф. Гусляков и протодиакон Л. Овсянников. Вне программы архиепископ Мелетий заявляет, что поступило предложение от Совета всероссийскаго единоверческаго съезда — принять его представителей во главе с еп. Андреем уфимским для выслушивания их заявления по вопросу о соединении. Решено принять представителей Совета единоверческаго съезда честным образом, в помещении конторы Рогожского кладбища, в шесть часов вечера сего 31-го мая, допустить присутствовать при этом всех желающих из числа участников Освященнаго Собора.

    Заслушивается доклад епископа Амфилохия уральско-оренбурскаго о прославлении старообрядческих мучеников: епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума, диакона Феодора, княгини Урусовой, боярыни Морозовой и других пострадавших от последователей Никона за древнее благочестие. Все участники Освященнаго Собора высказываются единогласно за необходимость прославления всех этих страдальцев за святую веру и древния св. предания; но относительно совершения им службы одни высказываются за то, чтобы совершать ее по Общей Минее, а другие — чтобы составить каждому в отдельности свою особую службу. Те, которые высказываются за совершение службы по Общей Минее, выражают опасение, как бы составленные новых служб не вызвало среди темных масс смущения. Те же, которые говорят о составлении особых служб, доказывают, что таким образом совершится более яркое прославление святых страдальцев, ибо в стихирах и прочих песнопениях могут быть соответственно выражены подвиги страдания и то, за что эти св. страдальцы приняли мучения. В Общей Минее содержатся общие выражения, не в полной мере подходящия для данного случая. Опасаться смущения в настоящем деле не должно, ибо, — указывал свящ. о. И. Кудрин, св. Злотоуст в одном их писем к диаконисе Олимпиаде, писал, что бояться соблазнов в таких делах не следует.

    Свящ. о. А. Стариков указывает, что в древнее время некоторые службы составлялись иногда не только святыми, но и не православными. Однако св. Церковь принимала эти службы и входила их в свой церковный круг богослужений.

    Постановляется: Старообрядческих мучеников прославить. Вопрос — совершать ли им службу по Общей Минее или составить особыя службы — решить посредством подачи записок. Участвовать в голосовании имеют право все, имеющие право присутствовать на Освященном Соборе. Голосование это отнести на следующий день.

    Обсуждался вопрос о замещении вдовствующей самарской епархии. Епископ Александр оглашает постановления предыдущаго Освященнаго Собора по этому вопросу. Постановление это гласит:

    Просить архиепископа Мелетия, совместно с представителями самарской епархии, принять меры к убеждению о. Исидора астраханского принять сан епископа на самарскую епархию. В случае же, если о. Исидор не согласится, побудить христиан самарской епархии созвать экстренный епархиальный съезд, на котором непременно избрать из числа рекомендованных Освященным Собором кандидатов себе епископа.

    Представители самарской епархии заявляют, что они обращались с убедительной просьбой к о. Исидору, но он сначала давал неопределенные ответы: то соглашается, то откладывает свое решение. Но, наконец, решительно отказался.

    Постановлено: Уполномочить от Освященнаго Собора московского архиепископа Мелетия и казанско-вятскаго епископа Филарета, совместно с представителями самарской епархии, поехать к избранному этой епархии о. Исидору астраханскому и еще раз предложить эту принять сан епископа на вдовствующую самарскую епархию. И если о. Исидор даст свое согласие, то немедленно же рукоположить его в епископа на эту епархию. А если о. Исидор не подчинится воле Божией, то самарская епархия должна на первом же своем епархиальном съезде, не далее сентября месяца сего 1917 года, избрать новаго кандидата и убедить его принять сан епископа на их епархию. И этот новый кандидат также немедленно должен быть рукоположен во епископа на самарскую епархию.

    Обсуждался вопрос о замещении вдовствующей саратовской епархии. Саратовская епархия, в лице своего епархиальнаго съезда избрала кандидатом во епископы себе священника о. Константина Александровича Базанова. Освященный Собор соизволяет на это избрание.

    Присутствовавший на Соборе о. Константин упорно отказывается от принятия на себя такого великого сана. Он словно умоляет Освященный Собор освободить его от этого непосильного бремени. Но Освященный Собор многими убеждениями достиг того, что о. Константин, подчиняясь воле Божией, изъявляет свое согласие принять сан епископа на саратовскую епархию. Освященный Собор совершает молитву (15-ть поклонов) о здравии и спасении новоизбраннаго во епископа на саратовскую епархию-священно-иерея Константина и постановляет: не далее, как через три месяца рукоположить его во епископа саратовскаго.

    Представители киевской и новообразуемой харьковской епархии заявляли, что между ними состоялось следующее соглашение: киевская епархия, временно находящаяся ныне в ведении епископа Флавиана новозыбковскаго, желает соединиться с новой харьковской епархией. Кроме того, некоторые общины и приходы одесско-балтовской епархии изъявили также согласие на присоединение к новой харьковской епархии. Освященный Собор постановляет: объединить киевскую епархию с вновь учреждаемой епархией харьковской. Относительно же присоединения к этой епархии приходов одесско-балтовской епархии вопрос оставить открытым.

    Старообрядческий церковно-общественный журнал
    «Слово Церкви» №24
    1917 год

    Материал подготовили: чтец Иоанн Распопин и Владислав Кальниченко.

    Читайте также:  Геннадий Заридзе: биография отца, проповеди и беседы, труды
Ссылка на основную публикацию