Саввино-Сторожевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

История мощей преподобного Саввы

История мощей преподобного Саввы

22–23 августа 2008 года Саввино-Сторожевский монастырь вместе со всей Россией отметил десятилетие возвращения святых мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца в основанную им обитель.

Первое обретение мощей Преподобного было совершено в царствование государя Алексея Михайловича 19 января 1652 года. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных врат, ведущих в алтарь, где они и находились до 1919 года.

Октябрьский переворот 1917 года, так страшно изменивший всю жизнь Российского государства, в полной мере коснулся и главной святыни Саввина монастыря — честных мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.

Впервые мощи преподобного Саввы были вскрыты и осквернены еще в мае 1918 года, задолго до официального решения большевистской власти. 1 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного Комиссариата Юстиции о повсеместном организованном вскрытии мощей. 4 марта того же года были еще раз вскрыты святые мощи преподобного Саввы Сторожевского. Когда духовника обители иеромонаха Савву, очевидца событий, спросили о происходящем: «Как, отец Савва, было при вскрытии?», он отвечал: «Ужас… все, как в Гефсиманском саду, и поругание, и оплевание…».

Прихожане Саввино-Сторожевского монастыря пытались защитить святые мощи от поругания и писали жалобы в наркоматы Внутренних дел и Юстиции, указывая на оскорбительные действия местных властей у раки преподобного Саввы. Защита прихожанами звенигородской святыни ни к чему не привела. 5 апреля 1919 года святые мощи преподобного Саввы увезли из монастыря на Лубянку.

Вот тут-то и вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины преподобный Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество преподобного Саввы Сторожевского было даже напечатано в советских газетах тех лет, как доказательство контрреволюционности монашества.

Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца утрачены навсегда. И лишь в начале 90-х гг. XX века стало известно, что честная глава преподобного Саввы более 50-ти лет тайно хранилась супругами Михаилом Михайловичем и Софьей Дмитриевной Успенскими.

О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил Михайлович, сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник, вызвавший его, показал Михаилу Михайловичу серебряное блюдо, сверху накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтете нужным». М.М. Успенский хранил мощи у себя дома, а за три года до смерти, беспокоясь о судьбе святыни, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обращался к о. Евлогию (Смирнову), тогда эконому Троице-Сергиевой Лавры, с вопросом: как быть с мощами? О. Евлогий посоветовал ему передать мощи в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником открывшегося Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М.М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, патриаршую и синодальную резиденцию, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских соборов.

22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал свое 600-летие. В честь этого события, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Саввинской обители, честные мощи преподобного Саввы были торжественно перенесены в основанный им монастырь. По благословению и под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана Комиссия по проведению юбилейных торжеств, в состав которой вошли представители Церкви, государства, учреждений культуры, общественных организаций и деловых кругов России.

Подготовка к юбилею монастыря и перенесению святых мощей объединила труды многих и многих людей. В рекордно короткие сроки был проведен огромный объем ремонтно-восстановительных работ, отлиты и подняты на звонницу первые 10 колоколов, воссоздана по старым образцам рака для мощей преподобного Саввы, восстановлен «малый скит», благоустроена территория монастыря и ближайших окрестностей.

Празднование юбилея началось утром 22 августа 1998 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архипастырей отслужил Божественную Литургию и молебен, после чего ковчег с мощами Преподобного под колокольный звон и молитвенное пение был пронесен крестным ходом до Святых врат монастыря, где Святейший Патриарх осенил святыми мощами всех присутствующих.

После этого ковчег был внесен в автобус, и колонна из 15 автобусов и нескольких десятков автомобилей отправилась в путь — в Саввино-Сторожевский монастырь.

По дороге в Одинцове, в Перхушкове, в Захарове были сделаны остановки. И везде крестный ход встречали многие и многие сотни верующих, ожидающих встречи со Святыней.

В Звенигороде у храма святого благоверного князя Александра Невского колонна остановилась, и крестный ход продолжился пешком. Жители воспринимали возвращение своего небесного покровителя и заступника как чудо, как Божию милость, явленную Звенигородской земле.

При огромном стечении народа состоялось торжественное освящение часовни, построенной на месте взорванного в 1930-е гг. главного храма города — собора Вознесения Господня. Затем крестный ход сделал остановку у источника на Городке, где был отслужен водосвятный молебен.

И наконец, под неумолкающий колокольный звон, многотысячный крестный ход подошел к Святым воротам монастыря, из которых вышел Святейший Патриарх. Он принял ковчег со святыми мощами и внес его в монастырь. После положения ковчега в Рождественском соборе в возобновленную раку началось праздничное всенощное бдение патриаршим служением.

Утром следующего дня богослужение в Рождественском соборе возглавил Святейший Патриарх в сослужении девяти архипастырей.

По окончании праздничной службы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II к собравшимся обратился с приветственным словом: «…Этот день, вне всякого сомнения, войдет навеки в историю обители, ибо ныне в нее вернулась ее главная святыня — честные мощи преподобного Саввы, прославившиеся многими чудотворениями. Вывезенные из обители в 1919 году они Промыслом Божиим уцелели и вновь были переведены нами в свой исконный дом. Преподобный Савва вернулся в созданную им обитель, дабы участвовать в ее возрождении, ходатайствуя о ней перед Престолом Божиим и таинственно в ней присутствуя».

Так в Сторожевской обители появился еще один престольный праздник — 23 августа, по благословению священноархимандрита обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вошедший в церковный календарь как день Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского.

«Пять веков прошло с тех пор, как просиял на земле святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись нравы, прошел и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его святым мощам, по-прежнему с верою ищущие помощи получают ее и прославляют Бога и Его Угодника, преподобного Савву».

История святых мощей прп. Саввы Сторожевского

Прп. Савва Сторожевский

23 августа 1998 года. 10 лет второго обретения и перенесения мощей прп. Саввы Сторожевского.

В 2007 году в России отмечалось 600 летие преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца, основателя одной их главных святынь Московской земли — Саввино Сторожевского монастыря, любимого ученика преподобного Сергия Радонежского. Царская Семья Романовых почитала святого Савву Сторожевского как своего небесного покровителя — «молитвенника за Царей Богоизбранных». Монастырь на протяжении столетий был «собственным государевым богомольем». Известно особое заступничество преподобного Саввы Сторожевского о Царе Алексее Михайловиче Романове, в царствование которого произошло первое обретение св. мощей звенигородского чудотворца. В годы гонений на Православие эта обитель была закрыта, святые мощи вывезены из родных стен. По Промыслу Божиему их смогла сохранить одна благочестивая семья в течение нескольких последующих десятилетий. 23 августа 1998 года, когда в монастыре возродилась церковная жизнь, святые мощи вернулись в звенигородскую обитель. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского».

В конце XIV века по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) прп. Савва основал монастырь на древнем Сторожевском холме близ Звенигорода. Он собирал сам первых братий, руководил строительством и росписью храмов. Воспитывал монахов высокой духовной жизни.

Достигнув глубокой старости, после болезни, он, преподав всем мир и целование, скончался 3 декабря 1407 года. «Много слез пролили братия, лишившись своего «кормника и учителя»; на погребение его собрались князья (был, без сомнения, и Юрий Звенигородский) и бояре, и почти все жители города. Тело блаженного честно предали земле в церкви Пресвятой Богородицы, им построенной…».

Умножались чудеса у мощей прп. Саввы, росло его почитание на Руси, обитель становилась всё более известной. В 1547 году в Дом Пречистой на Сторожах (так называли тогда Саввин монастырь) приезжал молиться Царь Иоанн Грозный со своей первой любимой супругой Анастасией Романовной. Именно тогда звенигородский чудотворец был канонизирован. В середине XVI века инок Новгородского Антоньева монастыря

Маркелл составил житие прп. Саввы, собрав устные свидетельства о жизни и посмертных чудесах первого игумена звенигородской обители. )Чудесное заступничество прп. Саввы охраняло монастырь со дня его основания, особенно в Смутные времена, обрушившиеся на Русь в начале XVII века. Многие постройки и запасы обители были уничтожены тогда пожарами и грабежами. Но Саввино-Сторожевская обитель смогла выстоять. Молитва святого основателя сохранила монастырь во время всех испытаний.

Читайте также:  Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Звенигородского чудотворца особо почитал Государь Алексей Михайлович Романов. При нём монастырь приобрёл статус Лавры, был обустроен новыми зданиями, стал загородной царской резиденцией и одной из богатейших обителей на Руси.

В древнем монастырском Рождественском соборе на правой стороне иконостаса под сенью бережно хранится святыня обители —св. мощи прп. Саввы Сторожевского. Они были обретены 19 января 1652 года.

С этим событием связана удивительная история: «Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного Саввы, по существующему в Сторожевском монастыре древнему преданию, послужило явление угодника Божия самому Царю. Царь Алексей Михайлович в декабре 1651 года ходил на охоту в окружающие обитель леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. У Государя не оказалось оружия и он, видя невозможность защищаться, обрёк себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и, с его появлением, зверь бежал от Царя. Спрошенный об имени старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок Сторожевской обители. В это время собрались к Царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Скоро пришел в обитель и сам Царь Алексей Михайлович, и спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит ответствовал, что в монастыре нет ни одного монаха именем Саввы. Тогда Царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам он», — писал историк И. В. Брандт.

Обители преп. Саввы была особенно дорога великокняжеская чета. На протяжении 1880—1890-х гг. они приезжали сюда довольно часто, иногда к ним присоединялся брат Великого князя Сергея — Павел Александрович. Приезжали в Звенигород они из усадьбы Ильинское, расположенной в 20 верстах от монастыря к западу от Москвы.

Связь с обителью Великой княгини не прервалась и после смерти её супруга. Елизавета Феодоровна оказала большую помощь городу и монастырю после разрушительного наводнения 1908 года.

Приближалось страшное время поругания святынь, гонения на Православие. В 1918 году христиане Звенигорода и окрестных селений в тревоге ожидали предстоящее вскрытие святых мощей прп. Саввы Сторожевского.

В течение года во внутреннюю жизнь обители неоднократно грубо вмешивались большевики, в частности, уроженец соседней монастырю деревни Ягунино 27-летний комиссар. Рабочий Путиловского завода, он прибыл в Звенигород организовать сельский совет с полномочиями Совета народных комиссаров и был назначен комендантом монастыря для того, чтобы взять на учёт ценности обители. Разумеется, всем было ясно, что если большевики войдут в монастырь хозяевами, то лишат его главной святыни — мощей преп. Саввы.

15 мая комиссар Константин Макаров в сопровождении других «уполномоченных» явился в монастырь под предлогом конфискации хлеба и описания имущества. Он потребовал у наместника все ключи. Крестьяне шумно выражали недовольство происходящим. Ситуация становилась всё более бесконтрольной; началась драка, в которой Макаров был убит, его спутники изранены, один из них позже скончался от побоев. По рассказам местных жителей, смерть комиссара была нелёгкой. Страшно избитый, он был сброшен в мелкий пруд под монастырём и, казалось, утонул, но через некоторое время снова приподнялся над водой, бросил последний взгляд на обитель, широко перекрестился и упал навзничь. Так местное предание приписывает Константину Макарову покаяние в последние минуты жизни.

Опомнившись, люди растерялись от такого поворота дел, — они шли защищать монастырь, не желая проливать кровь. После расправы над Макаровым и его приспешниками наиболее активные защитники обители двинулись в город для свержения власти советов. Но большевики действовали организованно, решительно и быстро. Срочно вызвали подкрепление из соседнего города Дедовска. Прибыл отряд красноармейцев, и в тот же день мятеж был подавлен. Многих защитников монастыря увезли в Москву, и их родные больше не получали от них никаких известий.

14 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей в Советской России. Через месяц, 17 марта, были вскрыты и святые мощи прп. Саввы Сторожевского.

Изъятие честных мощей преподобного осиротило Звенигородскую землю. Вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины св. Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придёт время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придёт антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где ещё часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество преподобного напечатали даже в советских газетах тех лет как доказательство контрреволюционности монашества.

Но Бог поругаем не бывает. Преподобный Савва, по милости Божией, не оставил свою обитель, храня её и даруя исцеление, духовное утешение и благодатную помощь к радости и укреплению веры православных и недоумению и злобе властей века сего.

Чудом является уже то, что часть честных мощей преподобного сохранилась. Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца, которые в 20-е годы были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, а затем переданы на Лубянку и пропали в её подвалах. Лишь совсем недавно стало известно, что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье. Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с большим риском для себя сберегли святыню.

О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК, вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтёте нужным». Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события, произведшего на Успенского большое впечатление, он перевёз мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года до смерти М. М. Успенский, беспокоясь о святыни, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился к о. Евлогию (Смирнову) (ныне — архиепископу Владимирскому и Суздальскому, а тогда — эконому Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских Соборов.

В 1995 году началась передача Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. Вновь в монастырских стенах возродилась православная служба, появились первые иноки и постоянные прихожане. Когда обитель праздновала своё 600-летие, святые мощи вернулись в родной дом. Это произошло в августе 1998 года.

В заключение процитирую слова из заметки, посвященной 250-летию обретения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского. Они написаны 100 лет назад, а кажется, что сейчас: «Пять веков прошло с тех пор, как просиял на земле Святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись нравы, прошёл и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его святым мощам, порежнему с верою ищущие помощи получают её и прославляют Бога и Его Угодника, Преподобнаго Савву».

Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь

Расписание богослужений
Контакты
О монастыре

Расписание богослужений

28/10
29/11
30/12
31/13
01/14

02/15

03/16

04/17

Новости монастыря

Служение архиепископа Каширского Феогноста в Саввино-Сторожевском монастыре

В день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла наместник монастыря архимандрит Павел сослужил Его Святейшеству в Храме Христа Спасителя

Отпевание матушки Ольги Поляковой, дочери священномученика Владимира Медведюка

Рождественские ёлки в Саввино-Сторожевском монастыре

Наместник монастыря архимандрит Павел совершил чин отпевания монаха Самуила

Преставился старейший насельник Саввино-Сторожевского монастыря

Паломническая служба монастыря

Паломническая служба монастыря

Паломническая служба Саввино-Сторожевского монастыря организует экскурсии по территории обители с рассказом об эпохе, в которую жил преподобный Савва, его житии, истории основанного им монастыря, святынях, находящихся здесь. Православные историки ответят не только на вопросы, касающиеся непосредственно Саввино-Сторожевского монастыря, но и всего, что связано с монашеством и православным образом жизни. Паломническая служба работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника. Заказать экскурсионное обслуживание в паломнической службе монастыря можно по телефону 8 (903) 274 01 21 или по электронной почте palomnik-ssm@mail.ru

Маршрут № 1

Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря. Посещение Рождественского собора, храмов Преображения Господня и Живоначальной Троицы. Подъем на звонницу (по возможности).
Паломники смогут узнать не только историю монастыря и житие преподобного Саввы, но также познакомиться с чудесно сохранившимся архитектурным ансамблем обители, вобравшем в себя несколько эпох русского градостроительства — от раннемосковского зодчества до классицизма.

Продолжительность экскурсии 1,5 часа.

Маршрут № 2

  1. Городок (Звенигородский кремль). От кремля сохранились крепостные валы и белокаменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Построенный в конце XIV столетия, Успенский собор являет собой жемчужину раннемосковского зодчества. Церковь была расписана преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На алтарных столпах можно увидеть древние фрески.
  2. Саввино-Сторожевский монастырь (см. маршрут № 1).
  3. Скит преподобного Саввы Сторожевского.

Продолжительность экскурсии 4 часа.

Правила поведения на территории обители и скита:

Уважаемые посетители монастыря, дорогие братия и сестры! Вы посещаете действующий мужской монастырь.

Убедительная просьба на территории обители соблюдать следующие правила:

  • не рекомендуется посещать обитель в пляжной и спортивной одежде (шортах, коротких юбках); женщины в брюках и с непокрытой головой должны надеть предложенные юбки и платки.
  • при входе в храм нужно осенить себя крестным знамением. Мужчинам следует снять головной убор.
  • кричать, громко разговаривать и смеяться;
  • употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб;
  • курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии;
  • использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприемники, магнитофоны;
  • плевать и сорить на территории монастыря;
  • входить на территорию монастыря с животными;
  • устраивать пикники;
  • ездить на велосипедах, роликовых коньках;
  • фотографировать братию монастыря и внутреннее убранство храмов.

Осуществлять фото и видеосъемку архитектурных памятников разрешено.

Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны надо отключать.

Монастырь открыт для посетителей с 6.00 часов утра до окончания вечернего богослужения.

Купальня открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. В осенний и весенний сезон с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

Богослужения в монастыре совершаются ежедневно:

6.00 — братский молебен
8.00 — Божественная литургия, молебен с акафистом прп. Савве
17.00 — вечернее богослужение
По воскресным дням две Божественные литургии: в 6.30 и 9.30.

Чудотворные мощи Преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского Чудотворца

День почитания-13 сентября, 16 декабря

Молятся о укреплении веры, смирении, аскетического делания, благочестии, хранения девственности, при болезнях для исцеления.

Чудотворец Савва с самого детства был набожным и любил Иисуса Христа. Взрослея, он принял решение и направился к Сергию Радонежскому для пострига в монахи.

Став иноком преподобный Савва стремился попасть в рай, в стремлении угодить Богу, он совершал благочестивые поступки и боролся с искушениями. Монах Савва казался не особо мудрым, хотя на самом деле в мудрости он превосходил многих. Он первый приходил в церковь и последним уходил. Во время служб, инок мог расчувствоваться и заплакать, что очень умиляло других иноков. Иногда он даже мог зареветь, и настоятели прославляли его в качестве Благодетеля Бога.

Из-за своих мудрых советов и своей духовности святой Савва пользовался уважением в коллективе. Благодаря этому его назначили духовником братии. Позже его попросили временно заменить игумена Троицкой обители.

Своими богоугодными делами, Савва заработал себе хорошую репутацию и уважение князей. Князь Георгий Дмитриевич был очень набожным человеком. Однажды он пришел к Савве в монастырь преподобного Сергия и попросил того построить на его землях обитель. Савва согласился на предложение и покинул монастырь святого Сергия и разместился на пустынной горе Стороже. Гора находилась вверху Москвы – реки, неподалеку от города Звенигорода, приблизительно в 50 км от столицы Москвы. Эту гору он выбрал для основания монастыря. Многое ему пришлось вытерпеть на этой горе. Он был одинок, он переживал холода и жару. Но недолго он пробыл один. Слава о преподобном Савве разнеслось на многие километры и с каждой стороны к нему шли люди и монахи. Они хотели видеть Савву своим настоятелем в духовной жизни. Преподобный никому не мог отказать и наравне со всеми выполнял любую и даже самую сложную работу. Своим трудом он пытался привить всем любовь к труду и истребить лень, которая есть одним из главных пороков всего человечества.

Узнав об этом, набожный князь Георгий Дмитриевич выделил деньги для постройки храма. Преподобный Савва соорудил храм в честь великого Рождения Богородицы и основал прекрасную и удобную обитель для монахов. Савва стал прекрасным настоятелем, люди шли к нему за советами и помощью и не одному он не отказывал, еще больше укрепляя их веру.
Жизнь преподобного Саввы складывалась из богоугодных дел, и за это Господь одарил его даром предсказания. Во время войны против булгар в 1399 году, брат князя Георгия велел ему идти на сражение. Перед выходом, князь Георгий пришел к старцу за благословением. Савва принял его в своей обители и выслушал. Помолившись, преподобный дал благословение и предсказал князю победу над недругом.

Князь послушав старца, принял войско и чувствуя, что Господь не оставит его и поможет, двинулся в путь. Три месяца велись сражения с врагами, и во всех боях Георгий одержал победу. После своего возвращения, князь Георгий тут же помчался в монастырь Саввы и долго благодарственно молился Господу. Он молился молитвами преподобного и благодарил за победу и сохраненные жизни.
В глубокой старости преподобного одолела болезнь. Предчувствую свой уход, он собрал всех иноков и долго с ними беседовал. Он учил их праведности и благочестивым поступкам. Он рассказывал, как важно поститься, как важно укреплять свою веру молитвами и оставлять свое мирское тело в чистоте и непорочности. После, он выбрал одного из своих послушников и назначил вместо себя игуменом монастыря. Остальным велел проявлять послушание и покорность.

Дав свои последние наставления, он покинул этот мир, это было 3 декабря.

О том, что преподобный Савва покинул этот мир, тут же узнали все. На похороны пришли и простые прихожане, и много монахов с других монастырей, пришли и знатные семьи. После надгробного пения он был похоронен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которую он сам и построил.

По сей день его нетленные, чудотворные мощи даруют исцеления и помощь нуждающимся. Впервые чудотворные мощи преподобного Саввы обрели 1 февраля 1652 года. Второй раз это состоялось 23 августа 1998 года. В 1847 году построили новый покров, и 30 июля празднуется перенесение чудотворных мощей Саввы туда, где и находятся по сей день.

В день почитания 16 декабря его просят об укреплении веры, о непорочности, о праведности и для исцелений больных.

Чудотворные мощи преподобного Саввы находятся в Саввино-Сторожевском мужском монастыре, Московская обл., г. Звенигород.

История Саввино-Сторожевского монастыря

«На тихих берегах Москвы, Церквей венчанные крестами сияют ветхие главы над монастырскими стенами» — Так великий Пушкин писал о Саввинско-Сторожевском монастыре.

Эта обитель находилась недалеко от села Захарово, где поэт провел детские годы. В 1830 году, после того как Александр Сергеевич навестил эти места, появилось переведенное им на русский язык Саввы и посвященные обители стихотворные строки. Саввинская слобода, а у местных просто «Саввинка» лежит прямо у подножия горы Сторожи. В начале 80-х село утопало в садах, дома ухоженные. Выходишь из него по узенькой тропинке, пересекаешь поле, потом по мостику через реку Сторожку, последним усилием преодолеваешь гору и оказываешься наверху возле стен монастыря (сейчас там смотровая площадка). Вход в монастырь — через Северные ворота, и сразу переносишься из XXI века в XV.

Трудно поверить, но обитель эта простояла многие века — в 1998 году она отметила свое 600-летие. Задумав в конце XIV столетия основать монастырь, князь Юрий Дмитриевич пригласил в Звенигород своего крестного отца и духовника преподобного игумена Троице-Сергиевой лавры Савву — ученика Сергия Радонежского. В 1398 году «дела вдаль не отлагая», начали строить деревянный храм Рождества Богородицы, но уже через 6-8 лет Юрий Звенигородский дал средства для строительства каменной церкви. К тому времени Савве было 72 года, и монастырь он возглавлял только 8 лет. Для своих лет он был очень крепок: физические силы не оставили его. Под горой игумен своими руками выкопал колодец и носил воду для братии на своих плечах. Причем этот колодец по сей день не запустел — его водой лечатся и утешаются как местные, так и приезжие люди. Святой Савва жил жизнью аскетической. На северном склоне горы он вырыл пещеру и покидал её для того, чтобы присутствовать на службе. Паломники всегда посещают эту пещеру и выстроенный над ней в XIX веке Скит, так обычно называют небольшой монастырь — филиал основного.

Надо сказать, что за шесть веков существования монастыря с ним происходило немало удивительного и чудесного. Его полностью разграбили во время польско-литовской интервенции в Смутное время, а восшедшие на трон Романовы отстроили обитель, не пожалели денег на её благоустройство и украшение. Они полюбили этот монастырь так, что он стал первой в России Лаврой. Особенно почитал его царь Алексей Михайлович. Считается, что он не раз получал помощь и имел покровительство преподобного Саввы. У обители было немало разных названий, но самое точное — «комнатный монастырь». Настолько он небольшой и очень уютный. В центре — белокаменный собор, а вокруг плотным кольцом Царский дворец, Царицыны палаты, крыльцо в итальянском стиле с надвратной церковью, братский корпус. В XIX веке обилие помещений позволило открыть семинарию, которая действовала до революции. После нее для Саввино-Сторожевского, как и для большинства монастырей страны, наступили чёрные времена. Скит Саввы при советской власти почти полностью разрушили (он восстановлен лишь в 2004 году), а когда в 1919 году обитель закрыли, мощи преподобного были оттуда вывезены. Много лет их на свой страх и риск хранила семья православных людей — Успенских. Какое-то время в обители был лагерь для военнопленных, потом — детская колония. Пока наконец усилиями местного учителя — Александра Максимова — не удалось создать в монастыре музей. Благодаря этому были спасены многие реликвии. Например, пятиярусный иконостас XVII века из 54 икон, который и сегодня украшает центральный собор монастыря. Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила всего в 3 км от обители. И хотя купола её церквей были яркой целью, ни один снаряд туда не попал. Военные говорили: «Савва монастырь рукой прикрыл». В мирное время часть зданий отдали под военный санаторий, а в остальных разместили музей. То, что удалось спасти от разграбления и порчи, с благоговением люди хранили у себя дома.

Причем они не всегда имели возможность кому-то передать святыни, которые поэтому нередко оказывались в самых неожиданных и неподходящих местах. Оказывается, совершенно уникальная находка была сделана в 1,5 км от Саввино-Сторожевского монастыря — в ближайшем пригороде Звенигорода, называемом Городок. Именно там обнаружили три иконы письма Андрея Рублёва. Образы апостола Павла и архангела Михаила были найдены на чердаке жилого дома, хозяева которого и не подозревали, что являются хранителями такого сокровища. Но еще более удивительна судьба иконы Спаса из деисусного чина (искусствоведы называют «Звенигородский чин»). Она служила. ступенькой лестницы амбара. Образ перевернули ликом вниз, и множество людей, не подозревая, какое бесценное сокровище они топчут, ходили по нему несколько десятков лет. Доска была из старого дуба и в хорошей сохранности, поэтому когда обветшавший амбар разбирали, её оторвали довольно бережно. Может быть, хотели в дальнейшем использовать в хозяйстве? Неизвестны намерения, но икона сохранилась, хотя и сильно пострадала. И действительно, она заняла достойное место, как украшение Третьяковской галереи. Не менее удивительная история произошла, да и, похоже, происходит с французским родом Богарне в течение почти 200 лет. После передачи Саввино-Сторожевского монастыря церкви и его открытия в 1998 году сюда приехала православная монахиня Елизавета. Целью её визита было поклониться мощам Саввы Сторожевского. В роду Богарне, к которому она принадлежала, не только знают этого святого, но в его честь даже построили часовню в Париже. И на то у французов есть причина. В 1812 году полковник Богарне, двигаясь со своими войсками с Бородинского поля, вошел поздно вечером в Саввино-Сторожевский монастырь. Позже военный рассказывал, что то ли во сне, то ли наяву, но в его комнате оказался седовласый старец, назвавшийся игуменом Саввой.

Он сказал, что если полковник предотвратит разорение раки с мощами, то сможет вернуться живым на родину, а его потомки будут жить в России. Взглянув на икону возле мощей, француз узнал того, кто с ним говорил. Богарне сделал всё, чтобы святыня осталась нетронутой, и пророчество святого исполнилось вполне. Сын полковника в 1830 году приехал в Россию. Об этом его, умирая, попросил отец, и молодой человек выполнил его предсмертную волю. Он нашел монастырь Саввы и женился на дочери Николая I. Дети и внуки этого француза жили в России до 1917 года. После революции все они эмигрировали во Францию, но семейное предание о православном святом передали потомкам, завещав им чтить небесного покровителя рода Богарне. Икона преподобного Саввы чудом уцелела от пламени во время общего пожара в Москве, случившегося при нашествии французов в 1812 году. Образ этот тогда был не в самом Саввино-Сторожевском монастыре, а на его московском подворье на Тверской улице. Огонь уничтожил ворота, да и здания при них совершенно выгорели, но святой образ преподобного остался невредимым. Образ был передан в монастырь и находился в его Рождественском соборе у раки с мощами святого Саввы. После закрытия обители икона неизвестно каким путем попала в московскую церковь Воскресения Словущих. Пять лет назад она была возвращена монастырю и теперь находится в Троицком соборе. Первый образ преподобного Саввы написан в XV веке — через 70 лет после его смерти игуменом Дионисием, никогда его не видевшим. В дошедших до наших дней летописях сохранилось предание о том, что основатель Саввино-Сторожевской обители явился знаменитому иконописцу во сне, и тот смог написать лик святого по памяти. Монахи, знавшие преподобного Савву при жизни, были поражены сходством и мастерством изображения.

Саввино-Сторожевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

16 декабря Православная Церковь чтит память преподобного Саввы Сторожевского. Ученик Сергия Радонежского, чудотворец и человек, житие которого писал Александр Пушкин, преподобный Савва прославился еще и тем, что основал монастырь в подмосковном Звенигороде. Эту обитель Патриарх Алексий II называл одним из центров русской святости.

Начало

В 1398 году пришел монах Савва из Троицкой (ныне Троице-Сергиевой) обители в Звенигород. Призвал монаха князь Юрий, третий сын Дмитрия Донского, княживший в городе. Верил князь в великий прорицательский дар Саввы и особую лежавшую на нем благодать. Обещал князь любую помощь, если Савва придет в его земли и поставит обитель, подобную той, что основал Сергий Радонежский.

Осмотревшись в Звенигороде, Савва вышел за городские ворота и поднялся на гору Сторожевую, откуда открывался вид на Москву-реку. Здесь Савва выкопал себе для житья пещеру и начал строить во имя Рождества Пресвятой Богородицы церковь — этот небольшой деревянный храм и стал основой, вокруг которой выросла монашеская община.

Князь Юрий Дмитриевич хотел видеть монастырь своей придворной обителью. По его распоряжению церковь украсили, построили братские кельи, а все строения обнесли оградой. В дар монастырю князь принес несколько соседних деревень и сел. А еще освободил от поборов тех, кто там проживал, дал монастырю лесные угодья и велел наместнику обители самому вершить суд в монастырских землях. Когда же обитель наполнили монахи, привлеченные славой Саввы, на месте деревянной Рождественской церкви отстроили белокаменный собор. Расписать его пришла артель иконописцев, учеников Андрея Рублева.

Царская вотчина

Монастырь, как и хотел князь Юрий, стал княжеской вотчиной. С 1492 год обитель в управлении великого князя московского Ивана III, а позже — любимое место для молитвы царя Ивана Грозного и его сына Федора, который правил недолго (с 1584 по 1598 годы) и был, по словам отца, скорее «постник и молчальник, более для келии, нежели для власти державной рожденный».

Смутное время далось Саввино-Сторожевской обители тяжело. Летописи сообщают: в 1607 году в монастырь пришли поляки из войска Лжедмитрия. Они разграбили обитель, увели с собой скот, а братию «огнем жгли». Монастырь смог оправиться от потрясения только в 1613 году. Снова помогла царская воля — Михаил Федорович, первый из династии Романовых, желая вернуть монастырю прежний высокий статус, освободил монахов от ряда пошлин и принес обители богатые пожертвования.

Но особого процветания обитель достигла уже при его сыне Алексее Михайловиче. По преданию, святой Савва явился молодому царю на охоте и спас от смерти. В ответ царь повелел перестроить обитель и отлить для нее колокола.

При Алексее Михайловиче провели церковную реформу: ввели троеперстное крестное знамение вместо двуперстного, стали править богослужебные книги, исправляя в них переводческие ошибки. Не приняв реформу, от Церкви откололись сторонники старого обряда. Крупное восстание старообрядцев вспыхнуло на Соловках — одним из его лидеров стал ушедший на покой архимандрит любимого царского Саввино-Сторожевского монастыря Никанор. Восставшие на Соловках держали оборону восемь лет. Когда Соловецкий монастырь пал перед стрелецкими войсками, Никанора как зачинщика и еретика предали казни.

Власть советам

Саввино-Сторожевский монастырь стал одной из первых жертв большевистской антирелигиозной кампании. За год до печально известных постановлений Наркомюста 1919 года о вскрытии и уничтожении святых мощей в монастырь прибыл отряд комиссара Макарова.

Первичной целью отряда было изъятие монастырских припасов. Братия подчинилась и отдала хлеб и продукты. Однако затем большевики попытались вскрыть раку с мощами преподобного Саввы. В ответ на это монахи и прихожане подняли восстание, в результате которого Макаров и двое людей из его отряда были убиты. Этот бунт получил название Звенигородского мятежа; спустя несколько дней его подавил отряд большевиков, подошедший из Дедовска.

В 1919 году монастырь закрыли. Перед этим раку с мощами все же вскрыли (очевидцы говорили, что большевики насмехались над святыней, составляя из костей Саввы разные композиции). После этого мощи святого были увезены.

Возрождение и святыни

Начало новой жизни монастыря отсчитывают с 90-х годов XX века. В его ведение передали часть строений, начали проводить службы — монастырь получил статус ставропигиального, то есть находящегося в непосредственном подчинении патриарха.

В 1998 году в обитель после 80-летнего отсутствия вернулись мощи преподобного Саввы. Открывая торжества по случаю возвращения мощей, святейший патриарх Алексий II назвал Сторожевскую обитель центром русской святости, «чье благолепие созидалось веками».

Монастырь славен своими святынями. Заботами и трудами братии здесь покоятся мощи преподобного Саввы, а еще — мощевики с частицами камня Гроба Господня и камня Голгофы, частицами мощей преподобного Серафима Саровского и блаженной Матроны Московской, мощами киево-печерских святых, а также святыни, связанные с именами Иоанна Кронштадтского, Авмросия Оптинского и других подвижников, просиявших в земле Русской и вне ее.

Читайте также:  Храм Гроба Господня в Иерусалиме: история и адрес храма, структура и устройство, современное положение и расписание богослужений
Ссылка на основную публикацию