Серафимо-Саровский монастырь в Воронеже: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Адрес монастыря святого Серафима Саровского в Воронежской области

Храм Преподобного Серафима Саровского в Воронежской области, расположенный неподалеку от села Новомакарово, с каждым годом привлекает все больше паломников.

Расположен он на территории монастыря Серафима Саровского в Грибановском районе, это приблизительно 150 км от Воронежа.

Великий молитвенник является покровителем этой обители. Здесь царит тишина, покой, умиротворение – то, к чему стремятся православные христиане нашей страны.

История

Воронежская область, и особенно Грибановский район, обладают бесценным богатством, ведь именно здесь располагается монастырь Серафима Саровского.

Устройство обители началось с 1995 года, когда по прошению архиерея администрация района передала земляные наделы, заросший пруд со старинным садом, дворянскую усадьбу.

Они ранее принадлежали знаменитому военачальнику Соловцову, принимавшему участие в Кавказкой войне. За особые заслуги перед отечеством Николай II пожаловал генералу это имение.

В самом начале послушники проживали внутри обычного вагончика, который окружали обширные поля. Осенью 1996 года был заложен камень в основания первой обители мужского монастыря Серафима Саровского в Воронежской области, а через два года храм был уже возведен, а затем освящен митрополитом Мефодием.

Интересно! Фото, сделанные с высоты, показывают, что аллеи из липовых деревьев, высаженных сотни лет назад, имеют форму креста. Это видимый знак того, что на данном месте проявилась Божья благодать.

Доказательством святости места, где находится Саровский монастырь, является чудесное явление.

Образ царя Николая находился трижды в монастыре Серафима Саровского Воронежской области, при этом каждый раз источал миро и благоухал.

От мощей Преподобного, находящихся в Саровском монастыре, тоже истекало миро.

Обильное мироточение произошло на субботней службе перед Вербным воскресеньем во время совершения молебна по царю Николаю.

Эти события послужили поводом для основания в монастыре Серафима Саровского близ села Новомакарово летнего храма в честь царственных мучеников. К 2004 году он был освящен Митрополитом Борисоглебским и Воронежским.

Познавательно! Престольными праздниками Храма Серафима Саровского в Воронежской области являются 15 января и 1 Августа – дни представления и обретения мощей.

Ежегодно организуется крестный ход для прославления Преподобного. Три дня подряд совершаются молитвы, читаются акафисты.

Мужской монастырь оказывают посильную помощь паломникам:

  • устраивает ночлеги,
  • обеспечивает пищей,
  • предоставляет медицинскую помощь, если это необходимо.

Серафим Саровский был чистейшей души человеком, поэтому привлекал к себе множество паломников.

Стремятся к нему и сейчас, приезжают за сотни и тысячи километров. Уважаем он не только у нас, но и среди гостей из СНГ.

Все чаще приезжают в монастырь с детьми. Истинная вера ограждает юные души от ложных идеалов, сеет в их сердцах семя добра, любви, веры.

Всех паломников примет мужской монастырь с радостью, рады будут братья людям, желающим оказать помощь в благоустройстве обители.

Имеет монастырь официальный сайт, где все желающие могут получить ценную информацию о жизни обители и ее достопримечательностях.

Святыни

На территории Саровского монастыря, на фото можно увидеть, находится много святынь. Летом 2004 года из Дивеева, места пребывания Преподобного, по благословению духовных лиц была доставлена частица мощей Святого. Также здесь хранится частица гроба усопшего, святая мантия и епитрахиль.

В последние годы земной жизни батюшки Серафима была изготовлена копия места пребывания старца, чтобы верующие смогли лучше ознакомиться с его жизнью.

Она расположена в вековом лесу, напоминающем Саровский бор под густой кроной липы. Благодать, присутствующая здесь, подвигает православных христиан на служение Богу.

Внутри расположена часть камня, на котором Блаженный молился 1000 дней и 1000 ночей.

Тут имеется частица кельи, привезенной из Сарова, которую могут созерцать все желающие. В такой же пустыньке Преподобный принимал многочисленных паломников.

Источник и канавка

Издавна народ считал святой источник целебным, сюда приходили люди, страдающие болезнями ног и другими недугами. Целебную силу ключа можно ощутить и сейчас. Расчищенный, благоустроенный, освященный во славу старца, он примет всех страждущих.

Купель, выстроенная в честь иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», освященная в день памяти убиения Царской семьи, была выкопана по завершении ремонта кровли храма к 2005 году.

Здесь, по словам верующих, получают исцеление люди, страдающие телесными или душевными недугами.

Надо знать!Как исповедоваться в содомском грехе и что это такое

Помогает живая вода избавиться от страстных привычек – курения, пьянства, наркомании. Третий источник освящен в честь Святителя Николая.

Ископанный вокруг усадьбы, подобно Дивеевской канавке, он охраняет обитель по воли Божьей Матери. Для всех приходящих звучат слова, произносимые старцем: «Христос Воскресе, радость моя!».

Но это еще не все достояния и ценности места, где находится монастырь Божьего угодника Серафима Саровского.

Здесь также можно поклониться следующим святыням:

  1. Частице Креста Господня, его хитону.
  2. Частице лестницы, по которой вели Христа на суд к Пилату.
  3. Частицы мощей Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, Пантелеймона Целителя и многих других святых.
  4. Часть облачения Серафима Вырицкого.
  5. Чудотворные иконы Божьей Матери «Скоропослушница», «Ахтырская», «Казанская», «В скорбях и печалях утешение», которые также можно увидеть на фото.

Полезное видео:

Подведем итоги

Блаженный Серафим много говорил о спасении, стяжании Святого Духа. Именно это, по его словам, есть цель любого православного христианина. Посетив обитель на Воронежской земле, можно почувствовать Великую силу, которая поведет по духовному нескончаемому пути.

Серафимо-Саровский мужской монастырь

Серафимо-Саровский мужской монастырь – православный мужской монастырь. Основан в 1995 году. На территории монастыря имеется пасека, зарыбленный пруд, огороды и цветники.

Содержание

История

Создание обители началось в 1995 году с передачи администрацией Грибановского района участка земли, по ходатайству правящего архиерея. Знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и тихим заросшим прудом, старинная дворянская усадьба, принадлежала герою Кавказкой войны генералу Соловцову. Высочайшим повелением Императора Всероссийского Николая II ему было пожаловано в Тамбовской губернии это имение (ныне Воронежская область).

Промыслом Божиим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители.

Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.

Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души.

Первые насельники появились здесь в 1996 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года был освящено место и первый закладной камень в основании храма обители носящего имя Всемирного Светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма. Храм освятил митрополит Мефодий. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители. Благодать Божия видимым образом явлала свое присутствие на этом святом месте. Интересный факт: фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полета, показывают, что вековые липовые аллеи имеют форму креста.

Трижды в монастыре находился мироточивый чудотворный образ царя-страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апереле 2002 года икона царя-мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы».

Обильное мироточение наблюдалось и в Лазареву субботу, когда совершался молебен царю Николаю. В память всех этих событий и в ознаменование прибывания чудотворного образа царя мученика Николая заложен и создан летний храм в честь святых царственных мучеников. В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.

Читайте также:  Задонский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Имена последного Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь и здесь в обители соединились два великих молитвинника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.

Современное состояние

Ежегодно совершаются крестные ходы из г. Борисоглебска и г. Новохоперска в монастырь, приуроченные к Престольному празднику 1 августа. В течении трех дней прохождения крестного хода, священники и братия обители оказывают всестороннюю помощь паломникам. Совершается молебное пение, чтение акафистов, подвозятся горячие обеды, устраиваются ночлеги.

В монастыре имеется пасека, зарыбленный пруд, огороды и цветники.

Храмы

  • Храм в честь преподобного Серафима Саровского Чудотворца
  • Храм в честь святых Царственных Мучеников
  • Введенский храм

Святыни

Частицы святых мощей угодников Божиих:

  • Преподобного Серафима Саровского, частицы его святой мантии и епитрахиль, частицы гроба Саровского Старца
  • Святого Крестителя Господня и Предтечи Иоанна
  • Великомученника Пантелиимона
  • Святителя Николая Чудотворца
  • Преподобных старцев Оптинских
  • Святого Блаженного Павла Таганрогского
  • Преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары
  • Великомученика Иоанна Воина
  • Мученицы Марины
  • Преподобного Антония Великого
  • Частица Животворящего Креста Господня
  • Частица хитона Спасителя
  • Частица лестницы, по которой Спаситель восходил на суд к Пилату
  • Часть облачения преподобного Серафима Вырицкого
  • Икона Божией Матери “Скоропослушница”
  • “Казанская” и “Ахтырская” иконы Божией Матери
  • Икона Божией Матери “В Скорбях и печалях утешение”
  • Святой источник

Престольные праздники

Церковь Серафима Саровского

Церковь Царственных Страстотерпцев

Пустынька Серафима Саровского

Видео



Как добраться

Адрес: Воронежская обл., Грибановский р-н, Серафимо-Саровский монастырь

На машине: по трассе Воронеж-Саратов до границы Аннинского и Грибановского р-на. На трассе стоит часовня, поклонный крест и указатель.

На автобусах на Борисоглебск с центрального автовокзала г.Воронежа. До села Новомакарово.

Паломнику

Серафимо-Саровский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в богослужениях и поклониться святыням монастыря.

СВЯТЫЕ МЕСТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Успенский храм – один из старейших храмов в Воронеже, связанный с именем Петра I. Первое упоминание о церкви, тогда еще деревянной постройки, относится к 1594 году. Около 1600 года вокруг храма возник Успенский мужской монастырь. Через некоторое время мужской монастырь был перенесен с набережной, и здесь осталась только Успенская церковь. В Адмиралтейском храме святитель Митрофаний, первый епископ Воронежский, совершал богослужения и освящал корабли.

В 1941 году храм был закрыт. В 70-е годы были выделены средства на реставрацию храма, 14 сентября 1996 года он был освящен.

Строительство Казанского храма началось в 1903 году на том месте, где некоторым жителям было видение образа Казанской иконы. Освящен храм был в престольный праздник в 1911 году. Во время Великой Отечественной войны храм был полуразрушен. В августе 1943 года верующие обратились к власти с ходатайством вернуть храм Церкви. 5 октября 1946 года в храме было разрешено совершать богослужения.

Казанский храм, построенный в псевдорусском стиле, является памятником архитектуры.

Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви относится к 1642 г. В 1767 г. здесь началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 г. епископ Воронежский Тихон II освятил главный престол. Ильинская церковь построена в стиле барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи.

Ильинский храм тесно связан с фамилией Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич был священником этого храма в 60—70-е годы ХVII века. Его сын Евфимий, будущий митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был крещен в Ильинской церкви.

Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году.

На протяжении XVII — начала XIX века Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. В 1804-1819 гг. была построена двухэтажная каменная церковь. Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме была совершена первая Божественная литургия. В храме монастыря находится много святынь. Одна из них – почитаемый образ Божией матери «Живоносный источник».

Монастырь Серафима Саровского в Воронежской области

Большинство монастырей России имеют давнюю историю или хотя бы размещены на местах, уже имеющих древние здания. Но монастырь Серафима Саровского — исключение: это место было отдано под монастырь только в 1995 году, хотя целебный освященный источник находился тут с давних пор. Однако до ХХ века тут не было ни церквушки, ни иного объекта.

История

Серафимо-Саровский монастырь — это действующий мужской монастырь, который принадлежит Борисоглебской епархии. Он появился уже после распада СССР в 1995 году на месте дворянской усадьбы и сада генерала Соловцова, который участвовал в Кавказской войне. Место было выбрано специфическое — посреди леса, огороженное природной канавой, в 8 км от села Новомакарово, в котором проживает менее тысячи человек, и в 150 км от Воронежа. В подобном месте жил когда-то святой Серафим Саровский.

Первые монахи жили в вагончиках и потихоньку строили церковь. Первый храм получил имя Всемирного Светильника Серафима Саровского. Он был закончен и освящен в 1998 году — через 2 года после начала строительства. Его и весь монастырь освятил митрополит Липецкий и Воронежский Мефодий. Сегодня на территории монастыря имеются 2 подворья: храм Покрова Богоматери в селе Малая Грибановка и церковь Введения во храм Богородицы в селе Братки.

Но монастырь славится не только церквями: на его землях протекает сразу 2 целебных источника. Первый тек тут с давних времен, второе был освящен только в 2005 году в честь иконы Богоматери «Неупиваемая чаша». Примечательно, что на фотографиях, сделанных с высоты, видно, что липовые аллеи, растущие на земле веками, имеют форму креста.

Сегодня на землях монастыря расположены:

  1. Храм в честь преподобного Серафима Саровского;
  2. Храм в честь святых Царственных мучеников;
  3. Введенский храм;
  4. Огород, пасека и сад с цветами;
  5. Старый пруд, заселенный рыбами.

Престольные праздники и святыни

Помимо общехристианских праздников, в монастыре имеются и собственные:

  1. 15 января — второе обретение мощей Серафима Саровского;
  2. 5 февраля — Собор Костромских святых;
  3. 11 февраля — Собор Екатеринбургских святых;
  4. 17 июля — память страстотерпцев императорской семьи: Николая I. I. , его жены и детей;
  5. 1 августа — первое обретение мощей Серафима Саровского. В монастыре совершается традиционный трехдневный крестный ход;
  6. 4 декабря — Введение во храм Богородицы.

Для паломников также будут интересны святыни монастыря:

  1. Мощи преподобного Серафима Саровского: часть мантии, гроба и епитрахиль;
  2. Частица Креста Господня и хитона, часть лестницы, по которой он поднимался к Пилату на суд;
  3. Частица мощей Иоанна Крестителя;
  4. Мощи Николая Чудотворца;
  5. Мощи великомученика Пантелеймона;
  6. Мощи блаженного Павла Таганрогского;
  7. Часть облачения преподобного Серафима Вырецкого;
  8. Мощи мученицы Марии;
  9. Мощи Иоанна Воина;
  10. Мощи преподобных мучениц инокини Варвары и княгини Елисаветы;
  11. Мощи преподобного Антония Великого;
  12. Поздравление на Пасху, написанное императрицей Александрой Романовой и ее детьми.

Среди икон выделяются:

  1. Чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница»: защищает добрых душой людей от несчастий и поддерживает их, помогает найти верный пути и ответ, оберегает женщин при родах и защищает детей;
  2. Икона Богоматери «Казанской»: дарует силы бороться с несчастьями, помогает обрести физическое и духовное здоровье, увидеть истину, оберегает солдат и военных, охраняется семьи и малышей;
  3. Список (копия) с иконы Богоматери «Ахтырской»: ей молятся об удачах в делах, о счастливом замужестве, об исцелении от недугов, о помощи в поиске работы;
  4. Икона Богоматери «В скорбях и печалях утешение»: помогает обрести душевное здоровье и радость, помогает выбрать правильный ответ при трудном выборе, избавляет от страхов, тревог и горя.

Также на территории монастыря поставлены:

  1. Копия пустыньки (избы) преподобного отца Иоанна Кронштадского и его портрет, написанный при жизни;
  2. Копия пустыньки Серафима, внутри которой лежит часть камня, на котором святом молился 1000 дней, и часть самой кельи;
  3. Родник, названный в честь преподобного Серафима: вода из него особенно хорошо помогает при болезнях ног и физических недугах;
  4. Родник, названный в честь Богоматери «Неупиваемая чаша»: она помогает в физических и духовных недугах, особенно при зависимостях (пьянстве, наркомании и курении).
Читайте также:  Храм Воскресения Христова на Варшавском вокзале: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Кто такой Серафим Саровский

Это один из самых почитаемых святых в России. Серафим Саровский (Прохор Мошнин) жил во второй половине XVIII века, умер в первой половине XIX столетия в доме богатого купца. Мальчик рано потерял отца, а в 7 лет и сам упал со строящейся колокольни Сергиево-Казанского собора в Курске. Ребенок ничего не повредил себе. Через некоторое время мальчик заболел и увидел во сне икону Богоматери «Знамение». Ее пронесли мимо дома во время крестного хода, ребенок приложился к ней и выздоровел.

В 22 года Серафим паломником дошел до Киево-Печерской лавры, где святая Диосфея благословил его и сказала, что парень должен принять постриг в монастыре «Саровская пустынь». Но монашеская жизнь не задалась: уже через 8 лет Серафим ушел в лес и обустроил себе жилье в уединении. Возле жилья он поставил улей и обустроил огород.

Уединенная жизнь святого богата интересными и необычными фактами: он несколько лет питался одной травой и кормил лесных зверей, в том числе огромного медведя, который ел у Серафима с рук. Тысячу дней святой провел, стоя на камне в молитве, на 3 года принял обет молчания. Однажды на его келью напали разбойники, решив, что монаху привозят богатые пожертвования. Они избили его и оставили умирать, но Серафим не только выжил, но и после поимки преступников попросил не наказывать их.

В 1810 году Серафим Саровский вернулся в монастырь, но уединился в непрерывной молитве на 15 лет. После этого он получил дар исцелять и начал принимать посетителей. В числе прочих к нему приезжал император Александр I.

Житие святого было написано через 4 года после его смерти и несколько раз редактировалось из-за требований цензуры. Икона святого была написана художником Серебряковом с портрета Серафима Саровского, который написали за 5 лет до смерти старца.

В монастыре постарались передать атмосферу, которая сопровождала самого святого, его набожность и любовь к приближенным. Неслучайно на территории поставили копию избушки старца, цитируют его изречения, а всех приходящих встречают словами «Радость моя» — этими словами старец приветствовал своих гостей.

Контакты и расписание служб

  1. Адрес: Воронежская область, район Грибановский, село Новомакарово, индекс 397225;
  2. Как проехать: доехать до монастыря можно по трассе Р-298, которая соединяет Воронеж и Саратов. Ехать придется около 1,5−2 часов. Неподалеку от села Новомакарово находится часовня Николая Чудотворца и указатель на съезд. Общественный транспорт представлен автобусом: он следует от автовокзала Воронежа до Борисоглебска и проезжает мимо Новомакарово и монастыря. Остановка производится по просьбе;
  3. Телефон: (47348) 35−225;
  4. Официальный сайт: www.serafimov-skit.ru, электронный адрес: serafimov-monastyr-vrn@rambler.ru;
  5. Нынешний настоятель: архимандрит Кирилл (Костиков).

В будни расписание богослужений следующее:

  1. 6:30 — утреннее братское молитвенное правило;
  2. 7:30 — Божественная литургия;
  3. 17:00 — вечернее богослужение.

В воскресенье и праздники расписание меняется:

  1. 8:30 — молитва перед исповедью;
  2. 8:40 — Божественная литургия;
  3. 17:00 — вечернее богослужение.

В среду дополнительно в 15:00 совершается молебен с акафистом перед иконой Богородицы «Скоропослушница». В пятницу в это же время — молебен перед ковчегом с мощами преподобного Серафима Саровского, в субботу — перед иконой Богородицы «Неупиваемая чаша». Расписание может быть изменено: перед поездкой лучше уточнить актуальное на сайте.

Вывод

Серафимо-Саровский мужской монастырь — это действующий мужской монастырь на территории Воронежской области. Он появился в конце прошлого века, но уже является достаточно популярным местом. Сюда съезжаются паломники со всей области и даже России поклониться иконам и святыням.

Отзывы и комментарии

Сам монастырь прекрасен , видно сразу , что не жалеют на его содержание ни сил , ни средств. А вот в селе Малая Грибановка стоит уникальная церковь 18 века запущенная , без ремонта с времен СССР. Кровля вся сорвана и старинные иконы

Помогите церкви в селе Малая Грибановка , стоит без кровли дожди , снег и ветер разрушают уникальное , прекрасное здание и все , что находится внутри.Ведь монастырь несет полную ответственность за это. Даже в годы советской власти проводили ремонт.

YuliaTau › Блог › Свято-Серафимо-Саровский мужской монастырь

Этот монастырь не имеет, как другие обители, многовековой истории, но имеет великого покровителя и молитвенника – преподобного Серафима Саровского. Он расположен в 150 км от Воронежа на границе Аннинского и Грибановского районов. Создание обители началось в 1995 году. Раньше на этом месте располагалась усадьба, принадлежавшая герою Кавказской войны генералу Соловцову. Но в 1995 году знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и прудом, а также старинная дворянская усадьба, были переданы под создание монастыря по настоянию правящего архиерея.

При въезде в монастырь прямо на трассе Воронеж-Саратов стоит поклонный крест и часовня в честь Святителя Николая Чудотворца, покровителя путешествующих.

Серафим Саровский родился 19 июля 1759 года в Курске от благочестивых и состоятельных родителей Мошниных; во святом крещении наречен был Прохором. В возрасте трёх лет Прохор лишился отца, который незадолго до своей смерти начал строительство нового храма во имя преподобного Сергия. Труды по храмостроительству продолжила мать Саровского Агафия. В возрасте 7 лет при осмотре вместе с матерью строящегося храма Прохор оступился и упал с самого верха колокольни, но остался невредим, в чём его мать увидела особое попечение Божие о её сыне. В 10ти-летнем возрасте Прохор тяжело заболел и находился при смерти. В сонном видении явилась ему Царица Небесная и обещала посетить и даровать исцеление. А в это время в Курске несли крестным ходом чудотворную икону Знамения Божией Матери. Когда её проносили по улице, где жили Мошнины, начался дождь, и икону пришлось нести через двор Агафьи. Вынесла тогда она своего больного сына, и приложился он к иконе, и икону над ним пронесли. С этого дня он стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Сначала он отправился на богомолье в Киево-Печерскую лавру, откуда был благословлён идти спасаться в Саровскую пустынь. С постоянной молитвою он усердно проходил все возлагаемые на него послушания: к службам он приходил первый, выстаивал неподвижно все богослужение; в келье занимался духовным чтением. Спал он мало и держал строгий пост. А после, взяв у старцев благословение, стал в свободное от послушания время уходить в лес. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь.

На 28ом году жизни Прохор был подстрижен в иноческий образ с наречением имени Серафим. Келья преподобного Серафима находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верст за 5-6 от монастыря, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Возле кельи преподобный устроил огород, а потом и пчельник. Многие, узнав о строгой жизни преподобного отца Серафима, приходили к нему за советом и наставлениями. Умея узнавать и различать людей, старец от некоторых уклонялся, сохраняя молчание. Но тех, кто имел до него действительную духовную нужду, он охотно принимал и с любовью руководил их своими советами, наставлениями и духовными беседами.

Читайте также:  Свято-Духов собор в Минске: история, описание и адрес храма, святыни и праздники

Три года преподобный о.Серафим провел в совершенном молчании, ни с кем не говоря ни слова. Желая подражать св. Семиону столпнику, о. Серафим 1000 дней и 1000 ночей простоял на камне. Камней, на которых он стоял, было два: один находился в его кельи, здесь подвижник стоял с утра до вечера, сходя с него только для принятия пищи, а по закате солнца он переходил на камень, находившийся в лесу, и стоял на нем всю ночь до рассвета с воздетыми к небу руками. Подвиг этот совершался преподобным в такой тайне, что никто не знал о нем, пока он сам не поведал об этом некоторым из братий. Проходя трудный путь подвигов, преподобный Серафим привел свое тело, особенно ноги, в совершенное изнеможение. Не будучи в силах приходить в монастырь в праздничные дни, для принятия св.Тайн, он навсегда простился с дальней своей пустынькой и после шестнадцатилетнего в ней пребывания возвратился в монастырь, где принял на себя новый труднейший подвиг затворничества.

Костомарово: меловые дивы, пещерные храмы и кельи Свято-Спаского монастыря

Окрестности села Костомарова, расположенного в 170 километрах от Воронежа неподалеку от впадения в Дон извилистой реки Тихая Сосна, еще в стародавние времена вошли в число основных достопримечательностей Воронежского края. Всероссийскую известность этим удивительным местам принесли так называемые «дивы» — живописные меловые столбы-останцы, образовавшиеся в результате эрозии – и восемь рукотворных пещер, вырубленных в меловом склоне Костомаровской балки. Однако, в первую очередь прославилось Костомарово благодаря пещерным храмам Свято-Спасского монастыря, посещение которых приравнивалось по религиозной значимости к паломничеству в Киево-Печерскую лавру.
Одна из легенд, повествующая о создании Костомаровского монастыря, связывает его появление с именем Андрея Первозванного — одного 12 пророков, которые после распятия Христа отправились в путешествие по белу свету, разнося весть о новом Боге. На своем пути к скифам оказавшийся на костомаровских холмах, апостол Андрей был поражен удивительным сходством местного рельефа с иерусалимской Голгофой, на которой был распят Христос. Согласно преданию, благовестник перед тем, как продолжить путь, воздвиг во славу божью на меловой горе поклонный крест. С его помощью и был основан Костомаровский пещерный монастырь.

Гора Голгофа на территории Костомаровского Спасского монастыря

Неизвестно, насколько правдиво это сказание, но сходство рельефов двух удаленных местностей настолько идентично, что некоторые места в окрестностях Костомарова названы именами иерусалимских святынь — горой Фавор, Гефсиманским садом и горой Голгофой. А потому эти места окрещены паломниками Новым Иерусалимом или Русской Палестиной.Более того, существует гипотеза, что Костомарово можно рассматривать, как отправную точку распространения христианства на территории нынешней России. В 8 веке нашей эры, спасаясь от гонений во времена иконоборчества, из Византии сюда бежали многие христиане, которые и явились первыми на Руси просветителями христианства.Однако, документальные подтверждения о существовании Костомаровского монастыря относятся к XII веку, и связаны они с началом строительства пещерного храма в честь нерукотворного образа Спаса, обустройство храмовых помещений которого продолжалась вплоть до XIX века. В этом виде храм сохранился до наших дней. Его рукотворные части очень органично сочетаются с каменной кладкой, созданной самой природой. Вход в самое древнее сооружение монастыря вырублен у основания двух меловых див, увенчанных куполами и соединённых между собой небольшой звонницей. На вырубленных в меловой скале 12 массивных колоннах держатся своды храмовой пещеры, которая представляет собой целый архитектурный комплекс: храм с главным алтарем и приделом Веры, Надежды, Любови и Софии, прорубленные в стенах коридоров усыпальницы и кельи монахов. Традиционно иконы для пещерных храмов писались на цинковых листах, так как из-за высокой влажности деревянные иконы быстро ветшали. Написанная на листе цинка, икона Валаамской Богородицы размером в человеческий рост находится на самом главном месте в храме и является его самой дорогой святыней.

По преданию ее подарил обители сам император Александр I. После революции 1917 года, когда в СССР начались религиозные гонения, икона была прострелена неким красноармейцем. По легенде, целясь в лики Богородицы и Христа, он 6 раз практически в упор стрелял в икону, но так и не смог попасть в цель. Безмолвным напоминанием о том безбожном периоде, что пережили православные христиане, те шесть пулевых отверстий так и остались на иконе, которую по этой причине называют «Расстрельной». Костомаровская икона Валаамской Божией Матери признана чудесной. Было зафиксировано несколько случаев исцеления больных после обращенных к ней молитв страждущих паломников. А с 2002 года, когда икона Валаамской Богородицы начала кровоточить, она приобрела известность во всем православном мире.

Пещерный храм Серафима Саровского

Вторая пещерная церковь Костомаровской Свято-Спасской обители освящена в честь Серафима Саровского. Основание этого храма произошло в 1803 году. С его именем связаны удивительные легенды прошлого, да и в нынешние дни совершаются необычные вещи. Монахи говорят, что иногда в пещерках храма можно иногда услышать пение чудесной красоты, причем из необъяснимого источника, так как слышится оно как будто прямо из стен.Помимо двух пещерных храмов на территории костомаровской обители находятся три пещерных «затвора» — кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и другими монахами только через небольшие окна — чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться. Самый известный из «затворов» — пещера Покаяния, в глубине которой проводилось таинство исповеди. Пройти в нее можно лишь по одному коридору, сделанному узким и длинным. Причем его высота уменьшается с каждым шагом, поэтому каждый, дерзнувший войти в Пещеру невольно сделает первый покаянный поклон еще на пути к ней.

Костомаровский монастырь, как и все другие обители Донского Белогорья (Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский) был закрыт после революции 1917 года.

Однако в костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко) , обладавший даром прозорливости и врачевания.

В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался.

В память о старце на территории монастыря была построена часовня, внутри которой воздвигнут крест.

Часовня Петра, архиепископа Воронежского, на горе Голгофа в Костомаровском Спасском монастыре

В 1946 году, по многочисленным просьбам верующих, в Костомаровском Спасском пещерном храме официально разрешили совершать богослужения. Однако уже в 1959 году, в период хрущевский антирелигиозной кампании, Спасская церковь была окончательно закрыта, деятельность собранной вокруг нее общины прекращена, а пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. По счастью, этому кощунственному плану не дано было осуществиться.

Костомаровские пещерные храмы до рестоврации (1993 год)

Восстановление одной из древнейших в России обителей началось с расчистки пещер в 1993 году. А в июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, и возобновлён как женский Спасский епархиальный монастырь.XXI век стал началом эпохи церковного возрождения пещерных храмов, переданных Воронежской епархии. В воскресные и праздничные дни здесь проходят службы: летом – в древнем Спасском соборе, зимой – в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», который был построен в конце XX века, став новым символом возрожденной обители.С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.

Ссылка на основную публикацию