Севастопольский Паисевский мужский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Георгиевский монастырь Святого Георгия Победоносца, Севастополь, мыс Фиолент. История, фото, адрес, как добраться

Георгиевский монастырь в Севастополе находится на скале, занимая мыс Фиолент. Это не просто красивый архитектурный комплекс, но и важный с исторической точки зрения объект.

Мужской монастырь Святого Георгия Победоносца сегодня

Георгиевский монастырь в Севастополе, мыс Фиолент, получил свое название в честь почитаемого греками святого Георгия Победоносца. Его житие полно различных трактовок и позднейших дополнений к основной истории. Согласно общепринятой версии, Георгий был одним из любимых воинов римского императора Диоклетиана и тайным христианином.

Во время гонений императора он сам объявил себя христианином и претерпел величайшие мучения, в конце которых был убит отсечением головы. Одним из самых известных чудес святого является его победа над драконом или змием, которого он победил, пронзив копьем. Эта история является посмертным чудом святого.

Святой Георгий почитается как покровитель воинов, охотников и земледельцев, к нему обращаются в молитвах об урожае и исцелении от различных болезней.

Сегодня Георгиевский монастырь является одним из памятников архитектуры, а также имеет важное духовное и светское значение. Он является знаковым местом для Черноморского флота, на территории монастыря проходят важнейшие церемонии.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Георгиевский монастырь в Севастополе, мыс Фиолент, принадлежит неизвестному архитектору. Первые здания монастыря были построены из дикого камня, и сохранились неизменными до сих пор, подвергаясь незначительным позднейшим реставрациям. Монастырь включает в себя большое количество зданий разных лет постройки.

На центральном плато расположена колокольня, здание библиотеки, часовни и несколько памятников. На террасе находятся храмы св. Георгия и храм Рождества Христова, братские корпусы, здание трапезной, часовни и источник.

В окрестностях монастыря так же находятся лестница к Яшмовому пляжу, монастырский некрополь и Георгиевская скала в море. Все это составляет общий архитектурный ансамбль. Внешне монастырь не имеет особых архитектурных излишеств: он достаточно строгий и построен в стиле классицизма.

История строительства

Согласно легендам, свое начало монастырь берет в 891 г., когда корабль крымских мореплавателей попал в бурю у мыса Фиолент. Гибель была неизбежна, но когда моряки начали молиться святому Георгию, буря утихла. В скале они обнаружили нерукотворную икону святого, и в благодарность за спасение воздвигли на горе крест. Сейчас эта скала называется Георгиевской.

Рядом на побережье моряками был основан монастырь на месте бывшего здесь ранее старинного языческого храма. Георгиевский монастырь в Севастополе, мыс Фиолент и побережье, которое он занимал, были удачным выбором для создания монастыря. Его отстраненность от основных стратегических мест позволяла монастырю процветать.

В средние века монастырь не закрывался и был едва ли не единственным христианским монастырем на всем полуострове, который сохранял свою автономность и православную веру. О существовании христианского монастыря впервые упоминается в 1578 г., где он описывается богатой обителью.

В 1794 г. Крым стал принадлежать к землям Российской империи, из-за чего греческие насельники решили покинуть монастырь, так как теперь тот подлежал не патриархату Константинополя, но был подвластен Русской церкви. Монастырь перешел в подчинение Синоду. В XIX в. монастырь приобрел название «флотского» и стал резиденцией для духовников Черноморского флота.

Тогда же в нем начались масштабные перестройки: вместо старого здания собора в 1811 г. был построен новый, на территории монастыря были достроены новые келейные помещения, монастырская трапезная.

В 1853 г., во время Крымской войны, монастырь на 2 года заняли войска Англии и Франции, но сам монастырь не был местом военных действий и никак не пострадал: монахам было запрещено выходить за пределы монастыря, но им поставляли еду и все необходимое. В 1891 г. прошло масштабное празднование 1 000-летия, в честь которого монастырь был дополнительно благоустроен и отремонтирован.

В 1914 г. началась Первая мировая война. В помещениях монастыря оборудовали лазарет, где оказывали всю необходимую медицинскую помощь пострадавшим. События красного террора в Крыму повлекли за собой национализацию монастыря и лишение его всего имущества.

В 1922 г. монастырь был закрыт как духовное учреждение, но сохранил статус общины верующих. Здания храма и постройки принадлежали общине, а сам монастырь был разграблен с изъятием церковных ценностей в 1922 г., был разрушен мраморный крест на Георгиевской скале.

В 1927 г. произошло масштабное землетрясение, превратившее храм в аварийные руины. Из-за этого в скором времени он был полностью разобран, место под храм переоборудовали в танцевальную площадку. Через 2 года весь монастырь был закрыт, монахи были расселены, основные здания монастыря были переданы советской организации содействия обороне, и в них был обустроен санаторий.

Помещение Рождественского храма было отписано под распоряжение Севастопольского музея. На территории монастыря в разные годы находились военные курсы флота, офицерские курсы, после войны здесь размещалась воинская часть. В 1991 г. монастырь вернули православной церкви. На Георгиевской скале был установлен новый металлический крест.

В 1993 г. возрожденная обитель была зарегистрирована заново, и уже в 1994 г. официально открыта. В 1995 г. в присутствии окружных владык было отслужено первое богослужение. Монастырь возвращал себе все отобранные полномочия: вскоре в нем снова освящались флаги Черноморского флота.

В 2005 г. на территории был установлен памятник апостолу Андрею. В 2000 г. началось восстановление разрушенного храма св. Георгия Победоносца, завершенное в 2009 г.

Внутреннее убранство

Внутри главный храм монастыря представляет собой великолепный образец храмовой архитектуры. Главный собор полностью расписан: внутри центрального купола изображен Христос, ангелы и святые.

Храм украшен иконами каноничной росписи, основной цвет – синий, символизирующий небо и небесный Иерусалим, храм полностью покрыт живописью и геометрическими орнаментами. Внутри храма установлен трехъярусный иконостас из темного дерева. Храм может вместить внутри около 500 человек.

Святыни и мощи

Главной святыней Георгиевского монастыря почитается копия иконы великомученика Георгия, по преданию явленной на скале тем самым мореплавателем.

За древностью иконы нельзя точно предположить, это ли та самая икона, но некоторые исследователи высказывают допущение, что именно этот список является копией с древнего оригинала в преданиях. Этот образ первое время хранился в доме настоятеля, затем был передан на хранение в монастырь.

Духовенство, наставники

Настоятелем монастыря является архимандрит Виссарион (Клановец), одновременно являющийся духовником обители. Под его руководством проходили основные восстановительные работы на территории.

Престольные праздники

Главным храмом монастыря является храм святого Георгия, память которому совершается 6 мая во всех православных церквях. Дополнительно в традиции Русской православной церкви память святого празднуется и 9 декабря, что известно на Руси как «Егорий Осенний» или «Юрьев день». Престольный праздник храма Рождества Христова отмечается 7 января.

Интересные факты про монастырь

Георгиевский монастырь в Севастополе в 1820 г. посетил А. С. Пушкин. В его честь здесь установлена памятная табличка и беседка, а само путешествие на мыс Фиолент отражено в дневниках и стихах того времени. Помимо него в монастыре побывали такие известные люди как А. Чехов, И. Бунин, А. Грибоедов.

Вид на монастырь впечатлил известного русского мариниста И. Айвазовского на создание картины с видом монастыря.

В монастыре хранятся древние богослужебные книги, такие как «Часовник», датируемый 1795 г., а так же альбом фотокарточек 1893 г., с помощью которого можно увидеть монастырь таким, каким он был во время празднования своего тысячелетия.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Адрес монастыря: Севастополь, Балаклавский район. Удобнее всего добраться до монастыря с помощью автобусных пересадок. Нужный автобус № 3 ходит по маршруту от остановки «Пятый километр Балаклавского шоссе» до необходимой остановки перед монастырем с названием «Георгиевский монастырь». От автовокзалов Севастополя так же можно дождаться любой маршрутки на Фиолент, которые следуют каждые 30 мин.

Помимо монастыря, на мысе Фиолент так же можно посетить заповедник «Херсонес исторический», Севастопольскую бухту и крепость, памятник затопленным кораблям и Севастопольский аквариум.

Режим работы для посетителей

Территория монастыря открыта для прохода с 6:00 до 22:00 ежедневно. Помимо возможности посетить близлежащую территорию, так же можно попасть на богослужение.

понедельник – пятница7:00 – молебен

8:00 – Божественная Литургия

16:00 – вечернее богослужение

суббота7:00 – молебен

8:00 – Божественная Литургия

16:00 – Всенощное бдение

воскресенье8:00 – молебен

8:30 – Божественная Литургия

16:00 – вечернее богослужение с акафистом

Информация для паломников

Попасть в монастырь можно как при индивидуальном посещении, так и в путешествии по Фиоленту, рассчитанном на несколько дней. Таким есть, например, экскурсия «Древнегреческий Севастополь», рассчитанная на путешествие по мысу длиной в 3 дня. Монастырь является действующим, поэтому в нем соблюдаются некоторые правила.

Посещающим монастырь нельзя входить на территорию в пляжной или открытой одежде, коротких штанах, женщинам необходим головной убор. При необходимости закрытую одежду можно взять на самой территории монастыря при входе. Посещение самого храма без соответствующего внешнего вида нежелательно.

При желании в монастыре можно получить благословение на труд: трудничество предполагает различные послушания на территории монастыря.

В монастыре нет доступной гостиницы для паломников, но есть несколько отелей в относительной близости. Самым комфортным можно считать отель «Украина», расположенный в Севастополе, в самом центре города. Отель предлагает комфортные номера, оборудованные всем необходимым. Гостиница «Дельфин» находится ближе к заповеднику и предлагает современные номера с выходом на террасу.

Третий отель «Рейкарц Севастополь» принадлежит бельгийской сети отелей и находится на удалении от центра города и близко к пляжу. Отель представляет стандартные номера, а так же отличается высокой организацией различных деловых встреч и конференций.

В монастырском храме можно заказать церковные требы, такие как молебны, сорокоусты и чтение неусыпной псалтири. Также в церковных лавках можно приобрести иконы, свечи, лампадки, книги, домашние иконостасы, купить монастырскую выпечку, одежду. На территории монастыря работают несколько кафе, и есть источник питьевой воды, которую нельзя пить сырой.

Монастырь святого Георгия на мысе Фиолент это замечательное место для экскурсий, совмещающее в себе как посещение церковной архитектуры в Севастополе, так и прекрасные виды моря.

Автор: Катя Волкова

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Георгиевском монастыре Севастополь

Георгиевский монастырь Севастополь, Фиолент, обзор:

Монастыри Севастополя

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь, действующий и по ныне, расположился в устье реки Черной в Крыму (Севастополь). Временем возникновения монастыря считается 8-9 век.

Согласно легенде, в создании монастыря сыграл большую роль римский епископ Климент, который принял христианство от самого апостола Петра. Он был сослан в Херсонские каменоломни за неповиновение императору Трояну, где продолжил проповеди каторжникам и высек первую церковь. Позднее он был казнен через утопление в море. Долгое время к месту казни приходили христиане и поклонялись святым мощам Климента.

На месте бывших каторжных каменоломен был построен мужской монастырь, который стоял под защитой крепости Каламита. Целью крепости была защита морского порта Авлита бухты Северной.

В состав монастыря входят церкви, как высеченные внутри скал, так и находящиеся на поверхности, всего их насчитывается восемь. Все церкви соединяются друг с другом с помощью ходов. Одна из церквей считается возведенной самим Климентом.

В монастыре можно побродить по пещерным церквям и кельям, посмотреть на древние алтари, престолы, скамьи, которые полностью высечены из камня.

Координаты: 44.60189600,33.61773500

Георгиевский монастырь

С возникновением в Крыму неподалеку от Севастополя Свято-Георгиевского монастыря связана красивая легенда. Согласно преданию греческий корабль терпел бедствие у берегов мыса Фиолент. Потеряв надежду справиться со стихией, моряки стали молиться святому Георгию. Святой внял их молитвам и, явившись на скале у берега, успокоил море.

Моряки, потрясенные чудесным спасением, основали в пещере на берегу церковь. Позже на этом месте был создан монастырь.

Современный комплекс Георгиевского монастыря был создан в XIX веке. Были построены церковь святого Георгия (до наших дней не сохранился) и храм Воздвижения Честного Креста, сооружена лестница к морю, длиной почти 800 ступеней. На месте древней пещерной церкви был устроен храм Рождества Христова.

В 1820 году в Георгиевском монастыре останавливался Александр Пушкин, сегодня об этом событии напоминает стела у стен монастыря.

В годы советской власти монастырь был закрыт, разрушен храм святого Георгия, утрачены многие другие постройки. Возрождение Георгиевского монастыря началось только в конце XX века. Сегодня в монастыре ведутся реставрационные работы.

Координаты: 44.50514500,33.50990800

Монастырь Шулдан

Древний пещерный мужской монастырь Шулдан (Отдающий эхо), расположен к северу от села Терновка, на высоте 540 метров над уровнем моря, на скале Шулдан, которая нависает над Шульской долиной. В комплекс двухъярусного монастыря входят два пещерных храма и около 20 пещер.

В истории монастыря можно выделить два периода строительства. Первоначальный комплекс монастыря мог быть создан в XIII-XIV веках, затем, не ранее конца XIV- начала XV века монастырь перестраивается, расширяется храм, появляется новый баптистерий. Вероятно, в XIV-XV веках были построены и остальные помещения монастыря. С конца XV века, после захвата Крыма турками, монастырь практически перестал функционировать.

Сейчас монастырь снова становится действующим. Постепенно монахи восстанавливают обитель, уже восстановлены кельи,соединенные между собой самодельными лестницами, а также хозяйственные постройки.

Знакомство с монастырем лучше всего начинать с первого храма, расположенного на первом ярусе. Это храм в форме вытянутого прямоугольника, с подковообразным алтарем.

К северу от храма расположена часовня. Вторая церковь находится на втором ярусе, над восточным входом в монастырь. Ее престол представляет собой арочную нишу в восточной части пещеры.

Координаты: 44.59121700,33.77183100

Исторические и памятные места Брянской области

Исторические и памятные места Брянской области

Севский Свято-Троицкий мужской монастырь

Собор и колокольня Троицкого монастыря расположены в одном из кварталов вблизи центра города и являются важными доминантами в его силуэте. Монастырь основан здесь приблизительно в 17 в. инокинями путивльского Духова монастыря, которые, как повествует предание, после разгрома поляками Путивля пришли сюда вместе с чудотворной иконой Молчанской Богоматери. В переписной книге Севска за 1646 г. монастырь еще не фигурирует, а впервые упоминается под 1679 г. В 1683 г. он был уже достаточно хорошо известен в столице, о чем свидетельствовали надписи на четырех колоколах его надвратной колокольни, отлитых в Москве на пушечном дворе мастерами Ф. Леонтьевым и Я. Ивановым по челобитью думного боярина А.А. Шепелева и пожалованных государями Иваном и Петром и сестрой их Софьей в Троицкий монастырь. По описи 1698 г., обитель находилась в “Большом городе”, возле Пречистенской проездной башни, была деревянной и имела соборную церковьТроицы, кельи и ограду в виде частокола со Святыми воротами и надвратной колокольней. В описи 1711 г. уже упоминается вторая деревянная теплая церковь Рождества Богородицы.

В сер. 18 в. при игуменье Маргарите (1751-82) в монастыре развернулось широкое каменное строительство. В 1760-61 гг. вместо ветхих деревянных храмов возводится двухэтажный Троицкий собор с приделом Рождества Богородицы внизу, выполненный в стиле украинского барокко, с крестообразным четырехлепестковым планом и крыльцами в закругленных рукавах креста (кроме восточного). Большой пятиярусный иконостас сооружен по образцу иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры. Затем между 1761 и 1782 гг. была построена каменная ограда монастыря с башенками на углах. При игуменье Евпраксии (между 1782 и 1790 гг.) сооружена каменная надвратная колокольня со Святьми воротами внизу.

К сер. 19 в. прежний собор, неоднократно перестраиваемый, сильно обветшал и был заменен в 1870-72 гг. новым, более обширным зданием в два этажа, с пятью престолами, позднее соединенным с колокольней двухъярусным переходом. К настоящему времени из построек монастыря сохранились лишь собор с колокольней, утратившие завершения. Здания реставрированы в 1989-90 гг. (архитектор Н.А. Максименко). В 1921 году Свято-Троицкий женский монастырь был закрыт.

Собор представляет собой единственный уцелевший на Брянщине крупный монастырский храм в русском стиле, характерном для 2-й пол. 19 в. Массивное кирпичное и оштукатуренное здание принадлежит к редкому для указанного времени типу двустолпных соборов. Прямоугольный, вытянутый по поперечной оси объем в два света завершен четырехскатной вальмовой кровлей, над которой прежде возвышались три поставленные по украинскому типу (в ряд, по оси север-юг) декоративные главки. Слегка пониженная алтарная часть имеет выступающую в центре уплощенную трехгранную апсиду. По сторонам соединяющей собор и колокольню поздней пристройки расположены два небольших одноярусных крыльца-притвора.

Тяжеловесный, стилизованный под 17 в. декор здания включает пучки из трех полуколонок на высоких постаментах на углах основного объема, антаблемент с аркатурным поясом под ним, архивольты над двумя парами окон нижнего света на боковых сторонах и наличники с тройными кокошниками у верхних окон. Необычны широкие выступы-контрфорсы в центре боковых фасадов, имеющие постаменты и крупные арочные ниши-киоты в обрамлении с полуколонками и трехлопастным верхом.

В интерьере два массивных столба в центре поддерживают при помощи подпружных арок своды с крупными распалубками над окнами; над гранями апсиды – лотки; притворы перекрыты сомкнутыми сводами. Внутреннее пространство, светлое и просторное, в настоящее время нарушено устройством плоского междуэтажного перекрытия.

Особенно интересна архитектура колокольни, в своих формах следующая принципам украинского барокко, хотя во многом получившая трактовку в духе псевдоготки и классицизма. Огромное ярусное кирпичное и оштукатуренное сооружение состоит из трех массивных основных четвериков с низким завершающим восьмигранником, служившим ранее основанием большого грушевидного купола с главой (не сохр.). Подобная композиция целиком выдержана в русле украинской традиции.

Нарядный декор ярусов колокольни состоит из пилястр с раскреповками и богато профилированных карнизов.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 октября 2002 года обитель была возрождена как мужская. Монастырю передано единственное уцелевшее строение – однопрестольный собор во Имя Святой Троицы, который нуждается в капитальном ремонте. В монастыре ведутся ремонтно-восстановительные работы.

  • Городков В. Архитектурные образы Брянщины. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. – С. 77-78.
  • Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. – С. 148-161.
  • Надеждин Н.С. Исторические города на Руси. Город Севск//Живопис. Россия. – 1901. – №1. – С. 9-10.
  • Очерк Севского Троицкого девичьего монастыря и жизнеописание игуменьи Паисии//Орлов. Епархиал. Ведомости. – 1873. – №2-6.
  • Памятники истории и культуры Брянщины. – Брянск, 1970. – С. 118-119.
  • Пясецкий Г.М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. – Орел, 1899. – С. 119-121, 227-231.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. – М.: Наука, 1996. – С. 477-479.
  • Святский Д. Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости. – Орел: Тип. Хализева, 1908. – С. 66-67, 69-70.
  • Цапенко М. Земля Брянская. – М.: Искусство, 1972. – С. 128-130.
  • Грохотов С. Русь жива молитвами Святых…//Брян. известия. – 2000. – 21 окт.
  • Даниленко В. Забытая обитель//Брян. газ. – 1993. – Июнь (№24). – С. 4.
  • Даниленко В. Легенда и быль о Троицком монастыре//Сев. правда. – 1994. – 30 июля.
  • Даниленко, В. Падающая колокольня // Голос профсоюзов. – 2005. – 15 дек. – С. 6.
  • Даниленко В. Украсит город//Брян. комсомолец. – 1984. – 24 окт.
  • Журкин, Н. Легенды и развалины // Брянский перекресток. – 2006. – 1 марта (№8). – С. 7.
  • Как закрывали в Севске женский монастырь//Брян. газ. – 1999. – Окт. (№42). – С. 6.
  • Падающая башня Севска//Брян. рабочий. – 1968. – 3 июля.
  • Рудницкая А. Чужой монастырь//Брян. время. – 2000. – 12 окт.

Архитектурные памятники Саввино-Сторожевского монастыря

Архитектурные памятники Саввино-Сторожевского монастыря

Саввино-Сторожевский монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. учеником преп. Сергия Радонежского преподобным Саввой Сторожевским по просьбе Звенигородского князя Юрия Димитриевича, сына Димитрия Донского.

Наивысший расцвет обитель переживает в середине XVII века, когда царь Алексей Михайлович выбирает ее под «собственное государево богомолье». Монастырь заново отстраивается, получает статус Лавры, становится одной из самых известных, богатых и почитаемых обителей России.

В 1650 году выходит в свет царский указ о начале в монастыре больших строительных работ. «Велено у чудотворца Саввы Сторожевскаго Никите Михайловичу Боборыкину да подъячему Андрею Шахову сделать каменный город около всего строения мерою по чертежу 357 сажень, а в том городе семь башен». Саввино-Сторожевский монастырь был задуман и создан зодчими XVII века как единый архитектурно-художественный ансамбль, сочетавший в себе необыкновенную живописность с удивительно точным использованием рельефа местности, логически обоснованным размещением храмов, жилых и хозяйственных зданий. Павел Алеппский сравнил его с обителью преподобного Сергия: «Монастырь святого Саввы меньше Троицкого, но построен по его образцу. Как тот я назвал бы женихом, так этот — невестой, и поистине это так, как мы видели своими глазами».

Саввина обитель всегда находилась под патронажем сначала Великих Князей Московских, а позже — государей Дома Романовых, а основатель ее почитался как «Молитвенник за Царей Богоизбранных».

В 1919 году честные мощи преп. Саввы (обретены в 1652 г.) были вскрыты и вывезены из обители, а сама она была закрыта, на ее территории находились концлагерь, колония, санаторий, музей. В 1995 году Саввин монастырь был открыт в ранге ставропигиального, а в 1998 г. в обитель вернулись честные мощи преподобного Саввы Сторожевского.

При Саввино-Сторожевском монастыре открыт детский приют, богословские курсы, издательство, паломническая служба, братия окормляет воинов, несущих службу на границе и в «горячих» точках. Ежегодно обитель преп. Саввы посещает более полумиллиона гостей.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. 1405 г.

Белокаменный Рождественский собор относится к немногим сохранившимся памятникам ранне-московского зодчества. Росписи храма относятся к началу XV — середине XVII веков с поновлениями XIX — начала XX веков. Ранний слой фресок создан мастерами круга преп. Андрея Рублева на алтарной преграде и столбах, полностью весь объем собора расписан мастерами Оружейной палаты Московского Кремля по заказу царя Алексея Михайловича. Фрески «царских изографов» обновлены маслом Палехской артелью. Иконостас «царских» мастеров середины XVII века дошел до нас практически в первозданном виде. По правой стороне на солее почивают мощи основателя монастыря преподобного Саввы Сторожевского. В XVI веке с юга к собору пристроен придел в честь преподобного Саввы, в XVII веке — папертная палатка с запада и крытая двухэтажная галерея с юга, а в XIX веке с западной стороны возведено крыльцо.

До начала XV в. единственным каменным сооружением монастыря является собор Рождества Божией Матери. В 1407 г. этом соборе был погребен преп. Савва. Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Димитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм — один из немногих уцелевших памятников раннемосковского зодчества. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII—XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972 г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены, столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные «царскими изографами» во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970—1971 гг. от поздних записей. Иконостас работы тех же мастеров. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом.

Звонница. 1652—1654 гг.

Здание Звонницы самое высокое в обители. Имеет оригинальную четырехъярусную трехпролетную конструкцию, завершающуюся четырьмя каменными шатрами с главками. Во втором ярусе церковь во имя Святой Троицы (ныне — в честь преподобного Сергия Радонежского). Два верхних яруса предназначены для колоколов. Ансамбль звонов состоял из 19 колоколов, отлитых в XVII — XVIII веках. До наших дней сохранился только один колокол — Часовой. В центральном большом проеме находился 35-тонный Большой Благовестный колокол, отлитый в 1668 г. мастером Александром Григорьевым. Сейчас на его месте — вновь отлитый Благовестник.

Рождественский собор. Интерьер притвора

Папертная палатка Рождественского собора пристроена в XVII веке. Росписи были обновлены мастерами Палехской артели к 300-летию Дома Романовых в 1913 году. На сводах проиллюстрировано генеалогическое древо Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, на стенах избранные святые и фрагменты жития преп. Саввы Сторожевского. Под юго-западным окном, в самом соборе, находится место первоначального захоронения преподобного Саввы.

Рождественский собор. Святая рака с сенью над мощами преподобного Саввы Сторожевского

Святые мощи преподобного Саввы, основателя монастыря, были обретены 1 февраля (19 января) 1652 г. И почивали в дубовой раке. Царь Алексей Михайлович желал переложить нетленные мощи преподобного Саввы в серебряную позлащенную раку, но не успел это сделать, В 1680 г. его сын царь Федор Алексеевич исполнил обет отца. Через столетие надворным советником Николаем Владимировичем Шереметевым была установлена деревянная сень над ракой. С благословения Святейшего Синода 1847 г. на средства богомольцев была установлена новая сень из накладного серебра, которая была торжественно освящена митрополитом Московским Филаретом 30 (17) июля. В этот день был установлен местночтимый праздник, и ежегодно совершался крестный ход между монастырем и Скитом. После кощунственного вскрытия мощей в 1919 г. рака и сень были утрачены и воссозданы в год 600-летия основания монастыря.

Троицкая надвратная церковь.1651 г.

Троицкая (первоначально Сергиевская) надвратная церковь представляет собой типичный для XVII века шатровый безстолпный храм. Построена на высоком подклете, где находится широкая лестница — парадный вход в монастырь. Освящена церковь 1 декабря 1651 года. Считается последней в России XVII века шатровой церковью, т.к. Патриарх Никон в 1652 году запретил строительство подобных храмов, как не соответствующих византийским традициям: «. шатры более приличествуют боярским теремам, нежели храмам Господним». Церковь соединялась крытым переходом с Царицыными палатами и являлась домовой церковью царицы. Имеет небольшие размеры и обладает великолепной акустикой за счет использования голосников.

Широкая лестница подклета под прямым углом поворачивает налево и выводит на Соборную площадь монастыря. Подклет построен таким образом, что из его глубины виден только один Рождественский собор. С каждым шагом, с каждой ступенью собор как бы вырастает из холма, увеличиваясь в размерах и приближаясь к зрителю.

Дворец царя Алексея Михайловича. 1650, 1674—1676 гг.

Дворец возведен на месте первоначальных братских келий. По окончании строительства он представлял собой протяженную [ок. 110 м.) одноэтажную на подклете постройку из семи клетей, четыре из которых имели второй этаж. По всей своей Длине дворец надстроен при царевне Софье Алексеевне. Здесь располагались покои царя Алексея Михайловича и его свиты, а затем братские кельи и покои для высочайших гостей, посещавших монастырь в XVIII — начале XX веках. В покоях висели портреты русских государей, бывавших в обители. Северная часть Дворца разобрана в XIX веке. Сейчас во Дворце располагаются богословские курсы, паломническая служба монастыря и церковная лавка.

Царицыны палаты. 1652—1654 гг.

Царицыны палаты — дворец, построенный в 1652—1654 гг. для первой супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской, — можно назвать сооружением уникальным. И не потому, что в монастырях никогда не строили гражданских зданий, тем более — царских дворцов. А потому, что это здание сохранило в себе все неповторимое очарование жилого терема XVII века — старинная форма оконных и дверных проемов, восхитительное белокаменное резное крыльцо, уютный интерьер с анфиладой сводчатых комнат и расписными порталами при переходе из одной комнаты в другую. Это одноэтажное здание (в древности имевшее второй деревянный этаж) поставлено налево от главного входа в монастырь на склоне холма, поэтому со стороны крепостной стены имеет подклет, служивший для хозяйственных целей.

Водосвятная часовня. 1998 г.

Построена по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в год 600-летия основания монастыря на алтаре древнего храма преп. Иоанна Лествичника. Этот храм был возведен при больничных корпусах монастыря по указу царя Алексея Михайловича и разобран из-за ветхости в конце XVIII в.

Купальня над источником преп.Саввы. 2003—2004 гг.

Купальня построена над источником преп. Саввы недалеко от древней монастырской запруды на реке Сторожке.

Скит преподобного Саввы. Храм преп. Саввы Сторожевского. 1862 г.

Скит расположен в километре от монастыря на месте уединенных молитв преп. Саввы. Под алтарем храма сохранилась пещерка, куда удалялся для молитвы основатель монастыря.

Здания Скита построены в начале 1860-х гг. на средства Павла Григорьевича Цурикова, купца 1-ой гильдии и потомственного дворянина.

Красная башня. 1650—1654 гг.

Самая красивая башня — Красная над Святыми воротами. Она, в отличие от других башен (граненых), прямоугольной формы, двухэтажная (на втором этаже была устроена церковь Алексия, человека Божьего, небесного покровителя царя Алексея Михайловича).

Красная башня, вместе со стоящей рядом надвратной Троицкой церковью, оформляет необычный парадный вход в монастырь. Двое ворот башни ведут в монастырский дворик, он, в свою очередь, — в подклет Троицкой церкви.

Крепостные стены. 1650—1654 гг.

Согласно указу царя Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре возвели «каменный город». Началось строительство, как было принято, с возведения крепостных стен. Протяженность их составляет 760 м., высота до 8 м., толщина до 3,5 м. Стены имеют три ряда бойниц и галерею боевого хода, по углам — 7 башен (сохранилось 6).

На территорию ведут двое ворот — парадные и хозяйственные. Парадные, или Святые, ворота расположены с восточной стороны, хозяйственные — прорезают толщу северной стены. Из 6 сохранившихся башен 4 имеют название.

Восточная башня носит название Красной; юго-западная башня, служившая складом зерна, — Житной; юго-восточная хозяйственная — Водовзводной; южная, выступающая наружу углом, — Усовой; не сохранившаяся западная башня, находившаяся у больничных палат, так и называлась — Больничная. Башни имели шатровое завершение, крытое тесом.

С использованием материалов из книги «Саввино-Сторожевский монастырь», издательский совет Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря.

Троицкий Севский мужской монастырь

Троицкий Севский мужской монастырь – православный мужской монастырь в Брянской области. После закрытия в 1921 г. монастырь восстановлен в 2002 году.

Содержание

История

В поместном списке города Севска за 1519 г. был упомянут Севский Троицкий Новодевичий монастырь. О судьбе первой женской общины ничего неизвестно, за исключением того, что основанием этой обители была богадельня, находящаяся при кладбищенской церкви в городе Севске. Кладбище, на котором она располагалась, называлось “татарское побоище” и было отделено от города рвом. В нач. 17 века монастырь был сожжен и вновь возродился благодаря инокинь Путивльского Свято-Духова монастыря, разоренный поляками в 1612 г., которые пришли в Севск и принесли с собой икону “Молчанской ” Божией Матери. С увеличением монашествующих и притока богомольцев старая деревянная церковь во имя “Рождества Божией Матери” уже не вмещала всех молящихся, поэтому был построен второй деревянный храм во имя “Живоначальной Троицы”. В начале 18 столетия обитель с двумя храмами, деревянными кельями и колокольней с четырьмя колоколами была обнесена ольховым частоколом.

В 1751 г. игуменья Маргарита, будучи в Москве собрала деньги на возведение большого каменного собора, вместо двух деревянных церквей. На первом этаже крестообразного собора была устроена теплая церковь во имя “Живоначальной Троицы”, на втором этаже – холодная церковь во имя “Рождества Пресвятой Богородицы”. По завершению строительства собора в 1762 г., ветхая монастырская ограда была заменена на каменную с четырьмя башнями по углам. Среди каменных построек в монастыре в 1790 г. была выстроена величественная колокольня с курантами и святыми воротами. Она была установлена на четырех столбах, не имевшего под собой прочного фундамента, что впоследствии и привело к неравномерной осадке грунта. Колокольня после постройки несколько отклонилась. Архитектура колокольни в своих формах повторяет черты украинского барокко, хотя во многом и прослеживаются архитектурные детали выполненные в стиле псевдоготики и классицизма. Огромное ярусное кирпичное, оштукатуренное сооружение состоит из трех массивных основных четвериков с низким завершающим восьмигранником, являющийся основанием большого грушевидного купола с главой. Подобная композиция целиком выдержана в духе украинских традиций в архитектуре. Нарядный декор ярусов колокольни состоит из пилястр с раскреповками и богато профилированных карнизов. В 1831 г. была выстроена новая ограда, которая значительно увеличила территорию монастыря.

В 1835 г. были построены новые каменные кельи. К середине 19 века в стенах Троицкого собора появились трещины. По этой причине в 1868 г. собор был разобран до основания и началось строительство нового собора вместимостью до 2000 человек. Новый собор был освящен 10 октября 1872 г. Собор представляет собой единственный уцелевший на Брянщине крупный монастырский храм в русском стиле, характерным для 2-ой половины 19 в. Массивное кирпичное и оштукатуренное здание принадлежит к редкому для указанного времени типу двустолпных соборов. Прямоугольный, вытянутый по поперечной оси объем в два света завершен четырехскатной вальмовой кровлей, над которой возвышаются три поставленные по украинскому типу (в ряд, по оси север-юг) декоративные главки. Слегка пониженная алтарная часть имеет выступающую в центре трехгранную апсиду. По сторонам соединяющей собор и колокольню поздней пристройки, расположены два небольших одноярусных крыльца-притвора.

В декабре 1921 г. монастырь был закрыт. После ликвидации Троицкого монастыря часть бывших келий монахинь была передана уездному отделу социального обеспечения для размещения инвалидов Первой мировой войны. Оставшиеся конфискованные кельи монастыря продавались на слом тем же монахиням и крестьянам нуждавшимся в кирпиче. На образовавшемся пустыре посадили деревья и проложили дорожки. После войны рядом с собором построили городской стадион, располагающийся на монастырской территории и поныне. В бывшей монастырской церкви был открыт кинотеатр “Октябрь”. После войны в храме размещался городской клуб, затем столовая и клуб училища механизации. Купол колокольни был разобран, а вместо него построена вышка, на которой круглосуточно дежурили пожарные. Уже в 1960-80-е гг. монастырская колокольня использовалась как водонапорная башня, в самом соборе находился склад. В 1980-х г. была осуществлена попытка привести Троицкий собор в достойное состояние, однако для богослужения храм оставался непригодным. Собор и колокольню отреставрировали только в 1989-1990 гг.

7 октября 2002 г. Священным Синодом по представлению епископа Брянского и Севского Феофилакта принято решение об открытии Свято-Троицкого Севского епархиального мужского монастыря.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Инкерманский пещерный монастырь — выдающийся памятник нескольких эпох

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь является одной из древнейших монашеских обителей на территории Крымского полуострова, а вместе с тем это уникальный во всех отношениях архитектурный памятник разных эпох, охватывающих временной промежуток почти в 1500 лет. За время своего существования, он успел побывать и крепостью, и приютом отшельников, и пристанищем для изгнанников, и многое повидал на своем веку. Память этого сохранилась в самих его стенах и пещерах.

Сотни лет окрестные долины манили завоевателей и любителей легкой наживы, но мощная крепость, построенная здесь еще в древности, как бдительный страж, охраняла покой этого края, с высоты любуясь тем, что она берегла. Менялись хозяева этих мест, религия, что они исповедовали, порядки, вводимые ими, но одно оставалось неизменным – это яркая, немеркнущая красота, окружающая угрюмые скалы, в коих высечен Инкерманский пещерный монастырь.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится достопримечательность в Крыму?

Чтобы узнать, где находится Инкерманский пещерный монастырь, достаточно взглянуть на карту. Он расположен в юго-западной части Крымского полуострова, на правом берегу реки Черной, на окраине Инкермана, являющегося пригородом Севастополя.

Монастырь на карте Крыма

История до основания обители

Первые признаки человеческого жилья появились здесь еще в VI веке до нашей эры – это было поселение рабов, добывавших камень в местных каменоломнях, использовавшийся при постройке Херсонеса Таврического. Когда Южный Крым в 63 г. до нашей эры вошел в состав Римской республики, на плато Монастырской горы римляне построили крепость Каламита.

Когда в V веке эти земли отошли византийцам, они значительно увеличили и саму крепость, и периметр вокруг нее, обнеся все крепостной стеной, протянувшейся на 11 км, выкопали ров. Со временем вокруг нее разросся небольшой город с многочисленными сооружениями – как на самой горе, так и в толще ее, где возникли пещерные храмы и монашеские кельи.

С упадком Византийской империи и сама Каламита в XII столетии оказалась в существенном запустении. С возвышением княжества Феодоро в XIV века крепостное сооружение отстроили заново, а после завоевания турками в 1475 г. оно стало называться Инкерман, как и называется современный севастопольский пригород.

История Свято-Климентовского монастыря

Время его основания давно уже стало предметом для дискуссий и споров, но большинство историков сходятся во мнениях, что произошло это в VIII веке, когда Каламита достигла своего расцвета. Инкерманский пещерный монастырь был основан в месте добычи камня, проще говоря, первые монахи просто приспособили под свои нужды бывшие каменоломни. Он функционировал и после того, как Каламита пришла в запустение, и определенное время после завоевания Крыма турками-османами, но во время строительства Инкермана монахи были изгнаны.

Возрождение обители началось только в 1850 г., в 1852 г. освятили главный ее храм, имени Святого Климента, называвшийся ранее церковью Святого Георгия Победоносца. Тогда же и весь монастырский комплекс получил двойственное наименование, по названию города и христианского святого, жившего в Херсонесе на рубеже I-II вв. нашей эры – Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

После гражданской войны, с приходом в Крым Советской власти, в течение 4 лет с 1924 по 1928 гг. все пещерные храмы были закрыты, а в 1931 г. новыми властями принято решение о ликвидации и самого монастыря, закрытого в следующем году. Правда, после закрытия некоторое время в нем продолжали жить настоятель обители отец Венедикт и трое монахов, так что, можно сказать, неофициально она еще продолжала существовать, но богослужения уже не проводились.

Во время Крымского землетрясения 1927 г. сильно пострадали многие сооружения монастыря – и наземные, и те, что находились внутри горы. Значительные повреждения при этом получили Благовещенская и Николаевская церкви, а храм Святого Николая Мирликийского, находившийся на плато, рядом с остатками Каламиты, обрушился полностью и представлял более печальное зрелище, чем древняя крепость. В 1932 г. все они были разобраны, и использованы как вторичный строительный материал.

Чем интересен Инкерманский монастырь?

Инкерманский пещерный монастырь в Крыму начал заново отстраиваться, начиная с 1991 г., благодаря стараниям архимандрита Августина, настоятеля. В течение двух десятилетий большая часть храмов, пещер-келий и келейных корпусов была восстановлена фактически из праха. Сейчас это целый комплекс, состоящий из 5 храмов, братского корпуса, хозяйственных построек и множества пещер.

Две наземные церкви – Святой Троицы и Пантелеймона Целителя – построены прямо под нависающей над ними отвесной стеной Монастырской скалы, что уже придает им потрясающий вид. Храм Святой Троицы считается главным, так как в нем хранится рака с частичкой мощей Святого Климента, а Пантелеймоновский собор, построенный в византийском стиле, интересен главным образом тем, что его алтарная часть высечена в скале.

Но наиболее интересны пещерные храмы, полностью находящиеся в толще горы – Свято-Климентовская базилика, Мартина Исповедника и Андрея Первозванного. К ним ведет единственный вход, расположенный в западной части Монастырской скалы, с крутой лестницей, поднимающей к длинному разветвленному коридору. Внутренние помещения довольно-таки просторны и светлы за счет прорубленных окон и балконных дверей, выходящих наружу. Балконы обители – это нечто особенное, при взгляде со стороны, они представляются птичьими гнездами, прилепленными на горных склонах, испещренных темными зевами многочисленных пещер.

В разное время здесь находилось около 30 храмов и 9 пещерных монастырей, большинство из них закрыто и находится в полнейшем запустении. При желании их тоже можно осмотреть, многие из них довольно интересны, хотя делать этого не рекомендуется – все они находятся в аварийном состоянии. Можно также подняться на плато, где расположены руины древней крепости, чтобы насладиться чарующей панорамой, окрестных гор и долин, видом озера, образовавшегося на месте карьера, и далеких морских просторов.

Как добраться до обители из Севастополя?

Конечно, прежде нужно узнать, посещая Инкерманский пещерный монастырь, как добраться из Севастополя до него. Это несложно, но способов множество – на катере, отходящим от Графской пристани, на электричке до станции «Инкерман» или на автобусе «Севастополь — Инкерман» до остановки «Втормет».

От центра Севастополя на машине доехать можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Карьерная, Инкерман, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°36′14″N (44.603757), 33°36′29″E (33.607923).
  • Телефон: +7 (8692) 72-22-65.
  • Официальный сайт: http://inkerman-mon.church.ua

Инкерманский пещерный монастырь – одно из самых интересных и захватывающих мест на юге Крымского полуострова. Прекрасная природа, его окружающая, старинные постройки и сам дух этого уголка наполняют невыразимым чувством покоя, умиротворения и делают его посещение незабываемым событием. Нет ничего удивительного в том, что по количеству посетителей, приезжающих его посмотреть, он второй, после главной достопримечательности Севастополя – Херсонеса Таврического. Видео об этой удивительной памятке также прилагается. Приятного просмотра!

Читайте также:  Собор Богоявления Господня в Иркутске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию