Симбирская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

СИМБИРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Спасо-Вознесенский кафедральный собор в Ульяновске

Симбирская и Новоспасская епархия Симбирской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 432017, г. Ульяновск, ул. Ульяновская, 2
  • Тел./факс: (8422) 37-03-99 (канцелярия)
  • Официальный сайт: http://www.simbeparhia.ru
  • Каноническая территория: ГО Ульяновск, Вешкаймский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Новоспасский, Сурский, Ульяновский, Цильнинский районы Ульяновской области
  • Кафедральный собор: Спасо-Вознесенский собор в г. Ульяновске
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Город Симбирск (по старому написанию Синбирск, ныне Ульяновск) был заложен по государеву указу и боярскому приговору от 1648 года, для охраны вновь освояемых русскими земель от ногайских набегов. Уже в первые годы существования города здесь насчитывалось 18 церквей и часовен, составлявших “Симбирскую десятину” Патриаршей области. В 1657 году Симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского.

    В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии – в 1784, 1829, и 1830 годах. 10 февраля 1832 года в губернии была образована самостоятельная епархия, выделенная из состава Казанской.

    Росло количество храмов и монастырей. В 1840 году в Симбирске была открыта духовная семинария, затем – училище для девиц духовного звания в Симбирском Спасском монастыре. При владыке Феоктисте (1874-1882) были учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости и было организовано женское епархиальное училище. При епископе Никандре (1895-1904) в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло-Мефодиевское братство при Симбирском мужском духовном училище.

    Из-за роста населения обширной епархии и необходимости трудиться над обращением мусульман и отпавших от Православия, в 1912 году была учреждена кафедра викарного епископа Алатырского. В 1914 году владыкой было создано Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника “Симбирская церковная старина”.

    Церковная смута, начавшаяся после февральской революции в 1917 году, положила начало тяжелому периоду потрясений XX века и прервала развитие епархии. Среди духовенства появились “прогрессивные” деятели, верующим обещали “демократию” не только на земле, но и на небе. Последний архиерей Симбирской епархии дореволюционного периода архиепископ Вениамин в 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В ноябре 1920 года кафедру возглавил архиепископ Александр, ставший через некоторое время организатором “Симбирской независимой церкви” – движения, которое существовало недолго, но внесло в местную церковную жизнь еще большую смуту.

    С переименованием кафедрального города Симбирск в 1924 году в Ульяновск было изменено и название епархии.

    К 1926 году в Ульяновске было два епархиальных управления и два кафедральных собора: обновленческий и православный, причем православный епископ Виссарион (Зорнин) в том же году перешел в григорианский раскол. В 1927 году он сумел убедить большинство участников съезда епархии последовать за ним, но патриаршая епархия была в том же году замещена владыкой Иоакимом (Благовидовым). Таким образом Ульяновск стал центром трех епархий.

    В 1930-х годах, как и в прочих частях СССР, шло уничтожение церковной жизни светскими властями, которое особо проявлялось в преследовании духовенства и закрытии храмов. В 1935-1937 годах управление епархией производилось из города Мелекесс, а затем кафедра пресеклась. Не один епископ и многие клирики епархии встретили тогда насильственную смерть или заточение.

    В ноябре 1941 года в Ульяновск были эвакуированы из Москвы Патриархия, главы обновленчества и Всесоюзного совету евангелистов-христиан. Московской Патриархии было передано помещение бывшего польского костела, а обновленцам – храм во имя иконы Божией Матери “Неопалимая Купина”. В ноябре 1941 года была возрождена и Ульяновская епархия. С 1941 по 1943 года город стал местом пребывания главы Русской Православной Церкви, патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В июле 1943 года, перед отъездом в Москву, в здании бывшей Ильинской церкви состоялось предсоборное совещание, на котором митрополит Сергий был рекомендован к избранию патриархом Московским и всея Руси.

    С 1959 года епархия была лишена архиерея в связи с еще одним витком антицерковных гонений в СССР. В июне-сентябре 1959 года вошла в ведение Куйбышевского архипастыря, затем – Саратовского, затем снова поручалась Куйбышевским владыкам.

    Ульяновская епархия была восстановлена 13 сентября 1989 года, ее границы совпадали с границами Ульяновской области. Первые полтора года пребывания в Ульяновске епископ Прокл прожил в гостинице, а епархиальное управление первый год находилось в подвальном помещении Неопалимовского собора. В 1993 году была возрождена Жадовская обитель и открыт новый женский Комаровский Михаило-Архангельский монастырь. В целом между руководством епархии и местной светской властью, “заповедником большевизма,” складывались плохо и восстановление епархии, хотя и шло, но по большей части вопреки действиям мирских начальников. Это состояние сохранялось к концу 1990-х годов, хотя в период предвыборных кампаний делались обещания о помощи Церкви.

    Хотя кафедральный город продолжал именоваться прежним именем, в 2001 году епархии было возвращено историческое название.

    26 июля 2012 года из состава Симбирской епархии были выделены Барышская и Мелекесская епархии. Все три епархии были включены в состав новообразованной Симбирской митрополии. Титул правящего архиерея Симбирской епархии был изменен на “Симбирский и Новоспасский”.

    Исторические названия

    • Симбирская и Сызранская (10 февраля 1832 – 1923)
    • Ульяновская (1924 – 1944)
    • Ульяновская и Мелекесская (1944 – 2001)
    • Симбирская и Мелекесская (17 июля 2001 – 26 июля 2012)
    • Симбирская и Новоспасская (с 26 июля 2012)

    Статистика

    • 1830 – на территории губернии 598 церквей, 9 соборов, 7 монастырей (3 мужских и 2 женских)
    • 1832 – в епархии 603 приходских церквей и 788 причтов
    • нач. XX в. – 9 монастырей (3 мужских и 6 женских); 829 церквей, в том числе 9 соборов, 698 приходских, 68 приписных, 15 кладбищенских, 16 домовых и при различных заведениях; в мужских монастырях монашествующих – 60, послушников – 115; в женских монастырях монашествующих – 152, послушниц – 882; духовенство: протоиереев – 45, священников – 744, диаконов – 237, псаломщиков- 680; лиц православного исповедания мужского пола – 761715, женского пола – 790000; библиотек при церквях – 674, церковно-приходских попечительств – 309; больниц при церквях – 1, при монастырях – 3
    • нач. 1911 – кроме православной паствы в епархии проживало ок. 500 язычников; до 175,000 некрещеных татар; до 7,5 тысяч отпавших от христианства крещеных татар и чувашей; свыше 28 тысяч раскольников-беспоповцев и 5,5 тысяч поповцев; сотни сектантов – молокан (как воскресников так и субботников), штундобаптистов, пашковцев и толстовцев[1]
    • 1912 – церквей – 774, часовен – 192; монастырей – 11 (5 женских); 1 духовная семинария, 3 духовных училища, 1 епархиальное женское училище, 471 церковная школа; библиотек при церквях – 674; больниц – 4
    • 1914 – ок. 890 приходов
    • 1 января 1958[2] – 19 зарегистрированных храмов/молитвенных домов
    • 1989, по возрождении – 9 действующих храмов, из них 2 в Ульяновске
    • 1 января 1994 – зарегистрированных общин 67 (действующих храмов – 52)
    • октябрь 1994 – зарегистрированных приходов 72
    • кон. 1999 – зарегистрировано приходов 100, из них действующих – 84, обустраивающихся – 16 [1]
    • февраль 2012 – храмов и иных молитвенных помещений (молитвенных домов, комнат, часовен и т.п.) – 229; приходов имеющих юридическую регистрацию – 145, без юридической регистрации – 60; клириков и монашествующих – 196: священников – 175, диаконов – 21, монашествующих (мантия и рясофор): священников – 27, диаконов – 4; монашествующих, пребывающих в монастырях (мантия и рясофор): мужское монашество в сане – 9, мужское монашество без сана – 11, женское монашество – 18 [3]

    Архиереи

    • Анатолий (Максимович) (10 февраля 1832 – 7 августа 1842)
    • Феодотий (Озеров) (7 августа 1842 – 20 августа 1858)
    • Евгений (Сахаров-Платонов) (13 октября 1858 – 7 декабря 1874)
    • Феоктист (Попов) (7 декабря 1874 – 28 сентября 1882)
    • Варсонофий (Охотин) (28 сентября 1882 – 12 августа 1895)
    • Никандр (Молчанов) (23 августа 1895 – 23 апреля 1904)
    • Гурий (Буртасовский) (23 апреля 1904 – 5 января 1907)
    • Иаков (Пятницкий) (25 января 1907 – 10 декабря 1910)
    • Вениамин (Муратовский) (31 декабря 1910 – 13 июля 1920)
      • Тихон (Василевский) (январь 1919 – сентябрь 1920) в/у, архиеп. б. Курский
    • Виссарион (Зорнин) (сентябрь 1923 – 25 декабря 1925)
      • Серафим (Силичев) (12 июня 1924 – 25 марта 1925) в/у, еп. Сызранский
      • Сщмч. Герман (Коккель) (1926) в/у, еп. Ибресинский
    • Сщмч. Александр (Трапицын) (1926 ? – 1928)
    • Иоаким (Благовидов) (январь 1928 – 18 октября 1930)
    • Митрофан (Гринёв) (29 октября 1930 – 16 июля 1933)
      • Серафим (Зборовский) (1 ноября 1932 – 1933) в/у, еп. Мелекесский
    • Стефан (Знамировский) (16 июля – 5 октября 1933)
      • Серафим (Зборовский) (1933 – 29 июня 1934) в/у, еп. Чебоксарский
      • Артемон (Евстратов) (1934) в/у, еп. Бугурусланский
    • Аркадий (Ершов) (1935)
    • Владимир (Горьковский) (4 ноября 1935 – 29 июля 1937)
    • Иоанн (Соколов) (не позднее 24 ноября 1941 – 14 августа 1942)
      • Алексий (Палицын) (2 сентября – 17 октября 1942) в/у, архиеп. Куйбышевский
    • Варфоломей (Городцов) (17 октября 1942 – 27 июля 1943)
    • Димитрий (Градусов) (6 сентября 1943 – 1944)
    • Иларий (Ильин) (май 1944 – 28 декабря 1945)
    • Софроний (Иванцов) (7 февраля 1946 – 4 августа 1947)
    • Серафим (Шарапов) (30 октября 1947 – 15 ноября 1952)
    • Паисий (Образцов) (15 ноября 1952 – 28 января 1953)
    • Иоанн (Братолюбов) (4 июня 1953 – 21 мая 1959)
      • июнь – сентябрь 1959 – управлялась Куйбышевским архипастырем
      • 12 сентября 1959 – 22 марта 1960 – управлялась Саратовским архипастырем
      • 1960 – 1989 – управлялась Куйбышевскими архипастырями
    • Прокл (Хазов) (13 сентября 1989 – 23 марта 2014)
      • Зиновий (Корзинкин) (24 марта – 30 мая 2014) в/у, митр. Саранский
    • Феофан (Ашурков) (30 мая 2014 – 13 июля 2015)
    • Анастасий (Меткин) (13 июля 2015 – 30 августа 2019)
    • Иосиф (Балабанов) (с 30 августа 2019)

    Викарные епархии

    География благочиний

    • Симбирское – г. Ульяновск
    • Вешкаймское (Вешкаймский и Майнский р-ны)
    • Карсунское (Карсунский и Сурский р-ны)
    • Новоспасское благочиние (Новоспасский и Кузоватовский районы)
    • Новоульяновское (Ульяновский и Цильнинский р-ны)

    Монастыри

    Использованные материалы

    [2] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

    Симбирская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

    03 Октябрь 2014

    Торжество, по случаю 25-летия возрождения Симбирской епархии состоялось 3 октября 2014 года во Дворце культуры «Губернаторский». Тысячи зрителей, среди которых первые лица региона, приехали со всей Ульяновской области, чтобы поздравить епархию в этот радостный и знаменательный день!

    На концерте присутствовали Благочинный III Вешкаймского округа (по Вешкаймскому и Майнскому районам) Симбирской Епархии настоятель Храма Бориса и Глеба р.п. Вешкайма протоиерей Анатолий Капранов и клирики благочиния.

    Зрителей приветствовал управляющий Симбирской епархией митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан и почетные гости большого праздника. Лучшие творческие коллективы, а так же известные и любимые всеми артисты своими лучшими выступлениями украсили торжественный концерт!

    Мероприятие открылось документальным фильмом про историю возрождения Симбирской епархии, снятым специально к этому дню епархиальным летописцем Нафанаилом. После чего к зрителям обратился владыка Феофан, который сердечно поздравил священство и мирян с праздником и рассказал об удивительной исторической судьбе Симбирской епархии. «Более 600 храмов было на Симбирской земле в 1910-е годы, а также мужской и женский монастырь в Симбирске, духовное училище, семинария, женское епархиальное училище – епархия была очень сильной, но настали грозные времена. Революционный вихрь безжалостно крушил великие святыни Симбирска – церкви, монастыри, святые мощи, иконы. В те страшные годы тысячи симбирян – священников, монахов, мирян отдали свою жизнь за веру. Стоит отметить, что в годы безбожной власти Московская патриархия была временно перенесена именно в Симбирск.

    Но на момент прибытия в епархию владыки Прокла в октябре 1989 года здесь насчитывалось только 9 храмов. Трудами приснопамятного владыки, священства, мирян жизнь Симбирской епархии милостью Божией возродилась – сейчас у нас более 230 храмов, и церковная жизнь вновь преображается! Великий святой Александр Невский говорил: «Не в силе Бог, а в правде». Ведь революционеры боролись не с людьми, а с Богом, а Бог поругаем не бывает. Как не старались уничтожить веру, сегодня она, слава Богу, вновь расцветает! И недаром сегодня глава нашего государства так твердо говорит, что России не может быть без веры и ее духовных ценностей. И мы сделаем все возможное, чтобы вновь сделать Симбирский край самым сильным, возродить нравственный и духовный потенциал нашей епархии, нашей великой страны!»

    В продолжении торжества митрополит Феофан провел церемонию награждения духовенства и множества мирян за усердные труды во славу Святой Церкви и в связи с 25-летием воссоздания Симбирской епархии Архиерейскими грамотами. В церемонии награждения приняли участие воспитанники межрайонного Духовно- просветительского центра в честь Вмч. Параскевы Пятницы при Храме Бориса и Глеба р.п. Вешкайма: Студентка 4-го курса УлГПУ Латыпова Екатерина и студентка 1-го курса УлГУ Макарова Олеся. Список награжденных открыли губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и глава города Ульяновска Марина Беспалова. Также были награждены клирики митрополии и миряне принимающие активное участие в возрождение православной веры в регионе. От Вешкаймского благочиния были награждены Благословенными Митрополичьими грамотами: Глава администрации МО «Вешкаймский район» Степанов Юрий Николаевич и руководитель Вокально -Хорового коллектива «Омофор» III Вешкаймского благочиния Симбирской Епархии учащихся МКОУ ДОД ДШИ р.п. Вешкайма Александрова Татьяна Викторовна. После вручения наград от Симбирской митрополии почетными грамотами губернатора Ульяновской области, дипломами Городской думы и другими наградами были награждены представители духовенства и миряне, которые внесли большой вклад в духовно-нравственное просвещение населения, миссионерское и социальное служение, религиозное образование, работу с молодежью и укрепление института семьи.

    В лучшие исторические времена земля российская всегда была единством и согласием церковной и светской власти. Такое согласие по-гречески называлось «симфония». Отрадно, что и сегодня в этот важный для митрополии день, в зале присутствовали руководители и первые лица региона. Владыка поблагодарил администрацию города и области, руководителей региональных и федеральных ведомств и лично руководителя региона: «Я благодарю губернатора Ульяновской области Сергей Морозова, который искренне радеет не только об экономическом и социальном благосостоянии региона, но в первую очередь о духовно-нравственном возрождении его жителей, проявляя свою заботу и поддержку Церкви и Православии». Зрители услышали приветственные слова и поздравительные обращения от епископа Барышского и Инзенского Филарета и епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора, главы г. Ульяновска Марины Беспаловой, первого заместителя губернатора Ульяновской области Александра Якунина, председателя Законодательного собрания Ульяновской области Анатолия Бакаева и других почетных гостей.

    На праздничном концерте выступили известные творческие коллективы и артисты: протоиерей Олег Кропочев, сводный хор певчих Симбирской епархии (регент Елена Тетушкина), архиерейский детский хор и хор студентов и преподавателей Ульяновского Государственного университета (руководитель Лариса Филянина) , детский фольклорный ансамбль «Жихарка», а также Ульяновский Государственный оркестр русских народных инструментов с его лучшими солистами Николаем Лямаевым и Тамарой Кулябиной.

    Празднуя 25-летие Симбирской епархии мы не можем сегодня не вспомнить тех, кто стоял у истоков этого возрождения и почти четверть века возглавлял ее. От лица благодарных симбирян протоиерей Олег Кропочев возгласил “Вечную память” первому архиерею возрожденной Симбирской епархии – митрополиту Проклу. После чего было пропето многолетие Святейшему Патриарху Кириллу, руководству страны и региона, нашей родной и славной Симбирской земле и ее жителям!

    Видео фильма, посвящённый 25-летию образования Симбирской епархии.

    Симбирский Спасский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

    История

    Сведений о некогда большом монастыре, существовавшем в старом Симбирске вероятно с самого основания города , почти не сохранилось. Первое время в монастыре была только одна деревянная небольшая церковь во имя Спаса Нерукотворного.
    Первое упоминание о Симбирском Спасском Новодевичьем монастыре относится к 1663 году. В исторических документах говорится об уже существующей обители.

    В 1698 г. в монастыре была построена другая каменная теплая церковь во имя святого Алексея Митрополита Московского.

    В 1709 — 1710 гг. с западной стороны церкви была построена каменная колокольня, которая в 1713 г. была соединена с храмом посредством сооружения трапезы. В 1734 г. с южной стороны к храму был пристроен придел во имя трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

    В пожар 1864 г. Женский Спасский монастырь обгорел. После пожара была восстановлена каменная церковь во имя Нерукотворного Спаса, а церковь во имя Алексея Московского по ветхости была разобрана.

    В книге «Симбирская Церковная старина» (Вып.1. Симбирск,1914. С. 53) есть упоминание об иконостасе Спасского женского монастыря, который был написан неизвестным дьяконом Вознесенского собора Симбирска еще в 1801 году. Упоминается в книге и чудная икона Нерукотворного Спаса: «Это замечательно редкая для Симбирска святыня. Первоначально святой образ находился в Спасском женском монастыре, затем был перенесен в собор и здесь долгое время стоял на паперти».

    До середины 30-х годов XX века на территории монастыря существовала еще одна новая каменная церковь, построенная в 1864—1870 гг. во имя Иверской Божией Матери с приделами во имя святителя Алексея Московского на южной стороне и святителя Тихона Воронежского на северной.

    Духовной жемчужиной Спасского монастыря была одна из последних игумений его – Феофания, о которой и доныне хорошо помнят православные в Ульяновске. Сохранилась чудом уцелевшая фотография игумении Феофании. Сначала игумению похоронили на кладбище возле реки Свияги. Когда монахини вернулись в город, – кладбища уже не было. С молитвою стали искать место захоронения своей игумении и нашли его. Когда стали поднимать гроб, из него шло явное и сильное благоухание. Перезахоронение совершили на кладбище у церкви Воскресения Христова.

    Неизвестно, кто же на самом деле являлся последней настоятельницей Спасского монастыря – игумения Феофания или игумения Амфия. Но известно, что именно последняя настоятельница монастыря была сослана при советской власти в тюрьму.

    В 1920 году монастырь был официально закрыт постановлением Губисполкома, жилые и хозяйственные постройки отданы под жилье работников патронного завода. Монастырские храмы еще несколько лет были открыты.Почти 10 лет действовала церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, но в 1932 году она, как и остальные храмы, была передана на «строительный материал для разборки».

    Долгое время территория обители принадлежала государственным структурам, которые использовали сохрнившиеся здания монастыря для хозяйственных нужд. трех архипастырей Симбирской земли организовывались мероприятия по возвращению обители Симбирской епархии. Спустя почти 80 лет Спасское архиерейское подворье г. Симбирска, по прошению Митрополита Анастасия, было возрождено и переведено в статус Спасского женского монастыря решением Священного Синода (Журнал №96 от 06.10.2017 г.) с назначением на должность игуменьи монахини Сергии (Вотриной), которая была возведена в сан игуменьи Митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием 26 октября 2017 года.

    Процесс восстановления Спасской обители, основанной одновременно с городом Симбирском, стартовал спустя почти 100 лет после закрытия монастыря. Строительные и реконструкционные работы начались с сестринского корпуса, в состав которого входят храм в честь Иверской иконы Божией Матери, кельи для сестер, гостиничные кельи и трапезная. На следующем этапе восстановления начнутся работы по воссозданию игуменского корпуса, где разместятся иконописная и швейная мастерские. Затем будет построена колокольня с надвратным храмом. Последним этапом станет воссоздание Спасского собора в его историческом виде. Полностью завершить строительные и восстановительные работы планируется к 2020 году.

    Отец великих храмов. Судьба Симбирского кафедрального собора полна величия и драматизма

    Отечественная война 1812 года была одним из важнейших событий российской истории. Победа над Наполеоном оказала большое влияние на жизнь всех россиян, поэтому не удивительно, что столь эпохальное событие было многократно увековечено. В том числе и в архитектуре. Именно в честь победы в Отечественной войне построили первый Храм Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Однако далеко не все знают, что «отцом» этих всемирно известных храмов можно назвать наш Троицкий кафедральный собор.

    Война народная

    Наполеон перешел границу Российской империи вместе с полумиллионной «Великой» армией 24 июня 1812 года. В Симбирске манифест об объявлении войны получили лишь через месяц. Формирование Симбирского ополчения началось в сентябре 1812 года. Местное дворянство «единогласно изъявило желание, оставя жен и детей своих, перепоясаться всем до единого». Жители Симбирской губернии пожертвовали в фонд ополчения около 1,3 млн рублей деньгами, продовольствие и фураж, подводы, лошадей и обмундирование. В Симбирске из ополченцев сформировали 4-й пехотный полк. В него вошли жители Симбирска, а также Алатыря, Ставрополя, Сенгилея и Карсуна.

    По приказу Михаила Кутузова больше 5 тысяч симбирян в октябре 1812 года двинулись к театру военных действий и приняли участие в боях. Летом 1813 года ополчение в составе Польской армии прошло дополнительную боевую подготовку. В сентябре симбиряне вступили на территорию Силезии, где приняли участие в осаде Дрездена и разгроме французского гарнизона. В дальнейшем Симбирское ополчение проявило себя в осаде крепостей Магдебург, Гамбург и Глогау.

    В крупных сражениях 1812 года отличился Симбирский пехотный полк, который был сформирован поволжскими рекрутами. Солдаты и командиры полка продемонстрировали отвагу и стойкость в боях под Смоленском и у Шевардина. В Бородинском сражении Симбирский пехотный полк защищал левый фланг русской армии, где находились Багратионовские флеши. За проявленное мужество многие солдаты были награждены.

    В память о ратных подвигах

    Посвятить главный собор Симбирска победе в Отечественной войне решили ещё в 1815 году. Дворянство внесло на постройку 50 тысяч рублей, одновременно открыли подписку на пожертвования среди всех сословий губернии. Среди тех, кто пожертвовал деньги на храм, были писатель и общественный деятель Дмитрий Ознобишин, поэт, друг Пушкина Николай Языков и его брат Петр Языков, симбирской купец, отец писателя Ивана Гончарова Александр Гончаров. Первоначальный проект предполагал перестройку уже существующего Троицкого собора, впоследствии ставшего Николаевским. Был составлен проект, утвержденный Александром I. Однако при обсуждении деталей проекта строительный комитет Министерства внутренних дел посчитал, что перестроить старую церковь в красивое и прочное здание вряд ли возможно. Чиновники предложили построить новый храм во имя Живоначальной Троицы, с приделами во имя святого Александра Невского и святого Предтечи Иоанна, которому была посвящена полковая церковь Симбирского ополчения. Симбирское дворянство согласилось с доводами столичного комитета и в 1823 году поручило составить проект нового собора архитектору Михаилу Коринфскому.

    На легендарном месте

    Михаил Петрович Коринфский учился в Арзамасской школе живописи, а потом в Академии художеств. В Санкт-Петербурге молодой архитектор практиковался у знаменитого зодчего Воронихина на строительстве Казанского собора. Свыше десяти лет молодой зодчий проектировал и сооружал церкви, казенные здания и частные дома в Нижегородской и Пензенской губерниях. Талантливый архитектор принял предложение Симбирского дворянства и в срочном порядке разработал проект собора.

    Для ведения строительства избрали специальный комитет сооружения соборного храма в Симбирске. Председателем комитета стал предводитель Симбирского губернского дворянства князь Михаил Петрович Баратаев. Первое заседание прошло 13 января 1826 года.

    Закладка храма произошла 7 сентября 1824 года. В ней принял участие император Александр I. К визиту императора дворянство и подгоняло Коринфского. Согласно легенде, собор заложили в том месте, где раньше находился арсенал Симбирской крепости. К самому строительству приступили 25 июня 1827 года, в день рождения императора Николая I. К 1832 году каменная кладка собора была завершена. А 15 сентября 1841 года собор освятили. Первоначально он назывался собором Святого Александра Невского, но уже в 1844 году его переименовали в Троицкий кафедральным собор.

    Свет миру

    Величественный храм часто появлялся на открытках, его рисовали художники. Рассказывали, что купол собора в ясную погоду можно было увидеть даже с Жигулевских гор. Новый кафедральный Свято-Троицкий собор являлся высоким образцом русского классицизма – был крестообразным в плане, окруженным четырьмя колоннадами. Над ними возвышался купол, из-за чего собор напоминал знаменитый Исаакий в Санкт-Петербург. Похожим на симбирский храм стал и знаменитый Храм Христа Спасителя в Москве. Многие даже называли Троицкий собор его архитектурным «отцом».

    Собор имел три входа. Главный располагался с западной стороны, ещё два – с южной и северной сторон. Собор был трёхпрестольный: главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы, правый придел во имя Усекновения Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, левый придел во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Внутри Свято-Троицкий собор поражал своей просторностью и настенной живописью. Ближайшие к собору здания представляли собой единый архитектурного ансамбль. Троицкий собор сформировал в середине XIX века в центральной части Симбирска целую систему памятников архитектуры и градостроительного искусства.

    Хранитель истории

    Храм возводили не только неспешно, но и экономно, поэтому он не отапливался и был кафедральным только летом (функцию кафедрального зимой выполнял Никольский собор). Его открытие было знаковым событием для небольшого губернского города. Именно в нем хранили почитаемые горожанами святыни. В частности, образ Спаса Нерукотворного, который городу при закладке пожаловал царь Алексей Михайлович в 1648 году (изначально образ находился на главных воротах города). А еще – крест с мощами 72 святых, в который, согласно легенде, стрелял разбойник и безбожник Стенька Разин осенью 1670 года во время осады Симбирска.

    Главный собор города сильно пострадал во время большого симбирского пожара 1864 года. Рядом с храмом произошли два мощных взрыва, которые были слышна в сорока верстах от охваченного огнем города. Можно только предполагать, какое страшное впечатление на горожан произвела картина горящего купола собора, на котором от огня покривился крест. В соборе сгорели также знамена Симбирского ополчения. На восстановление Симбирска после пожара деньги собирали всей империей. Полностью реставрировать пострадавший Троицкий собор удалось лишь в 1868 году. В 1887-1888 гг. провели капитальный ремонт на пожертвования от частных лиц и учреждений. Например, купец Кирпичников внес 4000 рублей.

    Собрание святых

    С Троицким собором связаны имена многих видных деятелей православной церкви. Так, с 1896-го по 1898 год в кафедральном соборе служил дьяконом Константин Розов, в будущем видный церковный деятель. По воспоминаниям старожилов, «из лучших диаконов 29 церквей Симбирска возвышался только К.В. Розов. Когда он служил обедню, с его прекрасным неутомимым басом, прихожане в церкви усердно слушали и восхваляли Розова». В будущем Розов стал дьяконом Храма Христа Спасителя в Москве, а потом – клириком Успенского собора. В 20-х годах из-за сложившейся политический обстановки Розов, не бросая богослужения, выступал на сцене с народными песнями, а также классическими сочинениями русских композиторов. Позднее он стал солистом Московской академической капеллы и гастролировал вместе с артистами московского Большого театра.

    5 июля 1894 года Симбирск посетил видный проповедник, духовный писатель и церковно-общественный деятель Иоанн Кронштадтский. Священник, о котором шла слава по всей Российской империи уже несколько лет, отслужил в Троицком соборе литургию. В 1990 году Иоанна Кронштадтского канонизировала Русская православная церковь.

    Источник знания и нравственности

    В 1912 году кафедральный собор стал главным местом проведения торжеств по случаю 100-летия Победы в Отечественной войне 1812 года. При соборе также проводилась активная просветительская деятельность. С 1 января 1915-го и до 1919 года существовало Симбирское епархиальное Свято-Троицкое духовно-просветительное братство, деятельность которого распространялась на всю Симбирскую епархию. Его целью было «насаждение благочестия религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви среди народонаселения Симбирской епархии». Она достигалась разными формами работы с прихожанами. Например, устраивали в православных приходах внебогослужебные религиозно-нравственные чтения и собеседования для народа. На таких мероприятиях организовывали общенародные пения. Братство боролось с народным пьянством, руководило приходскими церковными обществами трезвости, организовывало продажу печатных религиозно-нравственных изданий по доступным ценам. Также движение само издавало книги, брошюры и листки религиозно-нравственного содержания, открывало в приходах Симбирской епархии библиотеки-читальни и воскресные школы для взрослых. Организация материально поддерживала миссионерское дело и церковно-приходские школы.

    Начало конца

    В 1927 году Троицкий собор перешел во владение сторонников григорианского раскола. Григорьевщина, или «Временный высший церковный совет» – движение раскольников, которое было спланировано чекистами для ослабления Церкви. Название «Григорьевщина» получила по имени первого главы движения, архиепископа Екатеринбургского Григория Яцковского. Храм функционировал до апреля 1930 года. Потом в здании хранились документы из разных учреждений уже упраздненной Симбирской губернии.

    В 1927 году собор включили в число охраняемых памятников архитектуры как объект первой категории. На заседании малого президиума горисполкома в июле 1932 года инженер и архитектор Вольсов высказывался, что «нецелесообразно разбирать летний кафедральный собор на кирпичи», и предложил использовать его как большую аудиторию для проведения собраний. Тем не менее местные власти подняли вопрос о сносе храма, но из Москвы пришел четкий ответ, что «указанное здание требует, как высокохудожественный памятник, безусловного сохранения».

    Взорвали в 36-ом

    В 1933 году при невыясненных обстоятельствах в соборе произошел пожар. Городская молва говорила, что собор подожгли беспризорники. По другой версии, причиной возгорания стала неисправная проводка в архиве. Пожар уничтожил большое число документов, а самое главное — от огня сильно пострадало само здание. Можно сказать, что пожар обрек храм на дальнейшие полное уничтожение. Взрыв в Москве Храма Христа Спасителя словно бы развязал руки тем, кто выступал за его снос.

    В феврале 1934 года городской совет 15-го созыва принял судьбоносное решение для главного храма города: «считать возможной передачу на снос б. летнего собора как строительного материала ж.-д. Кооперации». Точная дата окончательного разрушения храма разными источниками называется по-разному. По одной версии, собор снесли или разобрали в 1935 году, а согласно воспоминаниям горожан, храм взорвали летом 1936-го.

    По городской легенде, за несколько дней до разрушения храма ульяновские мальчишки нашли в нем листы сусального золота, которыми покрывали купол собора. Тонкие листы блестящей фольги в детских руках разлетелись с венца, гонимые ветром.

    Восстановить не удалось

    В 2002 году инициативная группа предложила областным властям восстановить собор – чертежи проекта сохранились. Власти восстановление собора поддержали. В 2005 году удалось собрать документацию и даже получить благословение Патриарха Алексия II. После этого на площади Ленина началось строительство. Однако начало строительных работ отразилось на соседних зданиях – в них посыпалась штукатурка и по стенам пошли трещины. Геодезисты предупредили, что из-за оползней собор может сползти в Волгу. Строительные работы свернули, а котлован засыпали. В дальнейшем все разговоры о восстановлении Троицкого собора так и остались разговорами.

    Ульяновск – город новостей (ulgrad.ru)

    Новая Симбирская икона, брошюра о святых и страшное место. Рассказали о проекте «Святые земляки»

    В Ульяновске 5-тысячным тиражом издана новая брошюра «Святые земли Симбирской» и окончена работа над подготовкой копий иконы Собора Симбирских святых для каждого храма Симбирской епархии. В Собор входят восемь православных подвижников Симбирского края, еще четверо представлены на канонизацию. Большинство из них – пострадавшие во время гонений в советское время. Для увековечения их памяти и сбора материалов реализуется проект «Святые земляки», частью которого также являются экспедиции по местам массовых захоронений людей, расстрелянных в Ульяновске в 30-е годы ХХ века. Речь идет в первую очередь о Стрижовом овраге, где сейчас места захоронений скрыты массивом кустарника и деревьев.

    Рассказывают о Симбирских святых

    3 июня в четвертый раз отмечался праздник Собора Симбирских святых. Новая дата появилась в календаре по благословению Патриарха Кирилла, в 2012 году утвердившего состав Собора Симбирских святых. В него вошли восемь православных подвижников Симбирского края:
    – блаженный Андрей Ильич Огородников,
    – священномученик протоиерей Иоанн Ильинский,
    – священномученик протоиерей Неофит Любимов,
    – иерей Николай Покровский,
    – иереи Александр Гневушев,
    – иерей Александр Телемаков,
    – преподобномученица Екатерина (Декалина),
    – преподобноисповедник архимандрит Гавриил (Игошкин).

    Еще четверо человек представлены на канонизацию – это архиепископы Иоаким (Благовидов) и Иоанн (Братолюбов), патриарший протодиакон Константин Розов и блаженный Василий Дмитриевич Струеве.

    С ноября 2015 года в Ульяновской области реализуется просветительский проект Симбирского центра православной культуры «12 православных подвижников Симбирского края», который стал победителем международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2015 – 2016». В рамках проекта создана рабочая группа из числа духовенства и общественности, которые занимаются исследованием материалов о двенадцати подвижниках, изданием материалов и т.д. Председатель Симбирского центра православной культуры Денис Макаров рассказал, что проектом предусматривается и обучающий компонент – обучение 60-ти учителей по программе «Основы православной культуры» с включением модуля о подвижниках, проведение лекций в школах о нравственности и духовности на примере жизни подвижников, проведение лекции для родителей по программе «Социокультурные истоки» и «Нравственные основы семейной жизни» с компонентом краеведения – «12 духовных подвижников Симбирского края».

    Новая Симбирская икона

    Денис Макаров отметил, что когда проект стартовал, в ноябре 2015 года, они обнаружили, что иконы Собора Симбирских святых не было. Подключились неравнодушные люди, икона, а также служба святым, были написаны. Теперь предстоит написать акафисты каждому святому.

    В брошюре – жития восьмерых святых Симбирской земли. Почитать их жития можно на сайте Симбирской епархии

    Канонизация – сложный процесс

    В Симбирской епархии создан Церковно-исторический отдел, который занимается в том числе сбором информации о подвижниках. Его возглавляет иерей Алексий Шалахов.

    «Официальная канонизация – сложный процесс, – говорит он. – Все документы о жизни человека, охватывающие все периоды его жизни, необходимо предоставить в Епархиальную комиссию по канонизации святых и в Синодальную комиссию. Алексий Скала посвятил много лет сбору материала о святых и истории края. Но по некоторым периодам сохранилось мало документов, в советское время следственные документы – это зачастую единственное, что можно предоставить в комиссии. В свое время Алексием Скала была предоставлена информация о 36 кандидатах на канонизацию, но тогда были канонизированы лишь пятеро, на что мог повлиять целый ряд причин – недостаток объективной информации, в том числе. Чтобы определиться с канонизацией, необходимо максимально удостовериться во всех обстоятельствах жизни человека».

    Еще по теме:

    Многое зависит и от самих жителей, отмечает отец Алексей, ведь информация об их жизни и подвигах, какие-то сведения и документы наверняка имеются в ульяновских семьях.

    Страшное место

    Рассказал отец Алексей и о посещении мест массовых захоронений пострадавших в советское время священников. Он отметил, что необходимо установить памятные знаки – как напоминание о страшных днях и как великий пример подвигов этих людей, о которых мы практически ничего не знаем, места их захоронений неизвестны.

    Председатель Симбирской Губернской Общины Владимир Басенков сообщил о результатах экспедиции по местам массовых захоронений людей, расстрелянных в Ульяновске в 30-е годы ХХ века, и попросил всех неравнодушных поучаствовать в работе по благоустройству этих мест и установке памятных знаков (или часовен). В частности они выезжали в Стрижов овраг, где располагаются места массовых захоронений расстрелянных в период большевисткого террора священнослужителей, православных мирян и всех неугодных советской власти. По информации Симбирской губернской общины, в этих места приняли крестную смерть прославленные в лике святых Александр Гневушев и Екатерина Декалина.

    Планируется установить памятники-часовни на дорожной линии, а также в местах расстрелов. Рассматривается и исследовательская экспедиция по Стрижову оврагу (места захоронений скрыты массивом кустарника и деревьев). Кроме того, на данный момент составлено письмо от представителей традиционных конфессий на имя губернатора Ульяновской области о необходимости установки монумента на территории Стрижова оврага и о включения мест массовых расстрелов репрессированных в 20-30-х годах 20 века симбирян в реестр объектов культурного наследия.

    Члены Симбирского центра православной культуры посетили Воскресенский некрополь – место захоронения Архиепископа Иоанна (Братолюбова) и Архиепископа Иоакима (Благовидова). Старейший работник некрополя, Фаина Дмитриевна, помогла найти захоронения и рассказала, что отпевание Архиепископа Иоанна (Братолюбова) происходило в храме «Неопалимая купина» в 1968 году, и что в последствии, в 1990 году, архиепископ, осужденный за «контрреволюционную деятельность» был посмертно реабилитирован. Архиепископ Иоаким (Благовидов), проведший несколько лет в заключении в Соловецком лагере, захоронен вместе с супругой Марией и сыном.

    В центре решили выйти с предложением к Митрополиту Симбирскому Анастасию о закреплении захоронений каждого подвижника, упокоившегося на Симбирской земле, за общественными организациями, приходами или благотворителями.

    Юлия Узрютова. Фото автора и Симбирской губернской общины

    Спасский женский монастырь в Симбирске

    Духовная жемчужина Симбирского края.

    Духовная жемчужина Симбирского края.

    В книге «Симбирская Церковная старина» есть упоминание об иконостасе Спасского женского монастыря, который был расписан неизвестным дьяконом Вознесенского собора Симбирска еще в 1801 году. Упоминается в книге и чудная икона Нерукотворного Спаса: «Это замечательно редкая для Симбирска святыня. Первоначально святой образ находился в Спасском женском монастыре, затем был перенесен в собор и здесь долгое время стоял на паперти».
    Неожиданным образом монастырь оказался связанным с именем А.С. Пушкина. Во время своего приезда в Симбирск (Пушкин собирал в Поволжье материалы для своей истории Пугачевского бунта) поэт посещал эту обитель. Существует даже предположение, что судьба некоей Варвары Кравковой, которая стала насельницей этого монастыря, особо интересовала Пушкина: его просили узнать о ней столичные знакомые.

    Еще одно известное имя — Прасковья Ивановна Гагарина, в замужестве — Языкова, ставшая послушницей в 1881 году, а в 1890 году написавшая на имя игумении следующее прошение: «По испытании себя в иноческой жизни в продолжение десятилетнего пребывания в Спасской обители утвердилось во мне решительное желание остаться навсегда в монастыре и исполнять монастырские послушания безропотно и с полным усердием… посему осмеливаюсь просить… об определении меня в число указных послушниц».
    Вообще же известно очень мало имен и судеб тех, кто спасался в этой женской обители.
    Духовной жемчужиной Спасского монастыря была Феофания, о которой и доныне хорошо помнят Православные в Ульяновске. Сохранилась чудом уцелевшая фотография игумении Феофании. По свидетельству клиросной храма Неопалимой Купины — Зои Александровны, одна из ее знакомых получила благословение своей бабушки — постоянно навещать могилку игумении Феофании: «Она была не простая». Сначала игумению похоронили на кладбище возле реки Свияги. Когда монахини (очевидно после революционных потрясений) вернулись в город, — кладбища уже не было. С молитвою стали искать место захоронения своей игумении и нашли его. Когда стали поднимать гроб, из него шло явное и сильное благоухание.
    Перезахоронение совершили на кладбище у церкви Воскресения Христова. Именно с этим храмом связаны все самые замечательные имена и события из жизни Православного Симбирска ХХ века. По Промыслу Божиему могилка игумении Феофании и двух монахинь, Афанасии и Ираиды (на одном кресте написаны сразу три имени), оказалась рядом с могилами Архиепископа Иоанна (Братолюбова) и игумении Екатерины. Очевидно, двух последних и хоронили во второй половине ХХ века рядом с уже почитаемой и известной могилой игумении Феофании.

    Неизвестно, кто же на самом деле являлся последней настоятельницей Спасского монастыря — игумения Феофания или игумения Амфия. Но известно, что именно последняя настоятельница монастыря была сослана при советской власти в тюрьмы. Известен и один любопытный эпизод ее ссылочной жизни, о котором в свое время Тамаре Ивановне Беловой поведала ее тетка — последняя инокиня Спасского монастыря. После разгона обители матушку игумению сослали в тюрьму. В камере, где она находилась, сидело не менее 25 человек.И все они мучились из-за того, что одна заключенная (ее все звали «татарка») день и ночь икала не переставая. Все просили надзирателя: «Уберите ее, не дает спать, мешает своей икотой». Однажды ночью игумения помолилась об этой несчастной женщине, зачерпнула воды в стакан, опустила в него свой нательный крестик и подала той со словами: «Выпей, вот тебе лекарство». Та выпила и сразу перестала икать. Когда утром все проснулись, то подумали, что «татарку» убрали в другую камеру, так как в помещении стояла непривычная тишина. А потом увидели, что их сокамерница никуда не делась, только больше не икает. После ссылки сама игумения рассказала обо всем этом инокине Матроне.
    Об инокине Матроне известно более всего — благодаря ее племяннице, Тамаре Ивановне Беловой, прихожанке храма Воскресения Христова. Родилась Матрона Никифоровна Белова в 1897 г.В шестнадцать лет, то есть в 1913 году, поступила послушницей в Спасский женский монастырь. Послушание у нее было — пасти стадо монастырских овец. Уставала сильно, да и деревенская здоровая натура и молодость сказывались: после работы ела за двоих. Потом несла послушание на кухне. Была мастерицей варить какао и кофе.
    Революция застала ее в иноческом звании. Начался разгон знаменитого и многонаселенного Спасского монастыря. Монахини и послушницы бежали, укрываясь от безбожных властей, кто куда. В основном уезжали в деревню к родным, некоторые вышли замуж. Инокиня Матрона жила по-монашески, ни в чем не отступая от правил монашеской жизни, в селе Вышки под Ульяновском. Тамара Ивановна вспоминает, что ежедневно после утреннего правила она читала 17-ю кафизму и поминание. А поминание у нее было огромное: она со слезами вычитывала более двух тысяч имен. И особенно усердно поминала двух игумений: Феофанию и Амфию. Дожила инокиня Матрона до 1984 года. Перед смертью ходила на то место в центре Ульяновска, где стоял разрушенный Спасский монастырь. В то время еще можно было различить руины храмов. Матрона нашла место, где был алтарь, и показала его племяннице: там новые власти построили туалет.
    Перед смертью говорила: «Все ушли, одна я осталась колосом на несжатой полосе». Умерла она 11 ноября 1984 г.
    В настоящее время вновь образованный в Симбирской епархии женский Свято-Архангело-Михайловский монастырь ведет работу по возвращению Церкви территории Спасской обители, на которую претендуют могущественные финансовые организации. Как в малой капле отражается в этом общее состояние нашей сегодняшней действительности. Кто победит? От этого во многом будет зависеть духовная жизнь — наша и наших детей.

    Читайте также:  Борисоглебский монастырь в Торжке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности
    Ссылка на основную публикацию