Симонов монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

МОСКОВСКИЙ СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ

Симонов монастырь.24 сентября 2016

Московский Симонов монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, 1 класса, ставропигиальный (недейств.)

  • Адрес : Россия, 109280, Москва, ул. Восточная, 4 (м. “Автозаводская”)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Основан в 1370 году по благословению преподобного Сергия Радонежского его учеником и племянником – преподобным Федором, уроженцем Радонежа.

    Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях – к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля – и был заложен монастырь.

    Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и святой Феодор, стремясь найти большее уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалеку от старого. В 1379 году монастырь был перенесен на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове, сохранившаяся и поныне.

    Тогда же была заложена каменная церковь Успения Божией Матери. Церковь была освящена в 1405 году. В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце XV века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле.

    Московский Симонов монастырь. Картина XIX века

    Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь “отраслью” своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря в XV-XVII веках вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: преподобный Кирилл Белозерский, святитель Иона, митрополит Московский, святитель Геронтий, митрополит Московский, патриарх Московский и всея Руси Иосиф, архиепископ Ростовский Иоанн, знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев. В монастыре жил и работал преподобный Максим Грек.

    В 1383 году Симонова обитель первой на Руси сделалась ставропигиальной, войдя под непосредственное управление патриарха Константинопольского. Монастырь вскоре прославился по всей России, и сюда стекались огромные вклады. Симонов монастырь особенно любил посещать царь Феодор Алексеевич. Специально для него здесь были устроены кельи, где царь молился во время Великого поста.

    В конце XVII века собор был расписан артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в котором находилась главная реликвия монастыря – Тихвинская икона Божией Матери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Здесь же хранился золотой крест, осыпанный алмазами и изумрудами – дар царевны Марии Алексеевны.

    Трапезная Симонова монастыря сооружена в 1680 году на средства царя Федора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В ее состав вошли фрагменты предыдущей постройки 1485 года. При строительстве нового здания Парфен Петров, вероятно, уже человек немолодой и строивший в традициях первой половины XVII века, использовал детали раннемосковской архитектуры, которые не понравились монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Старцев, много строивший в Москве и в Киеве. Наряду с Яковым Бухвостовым он является самым выдающимся зодчим конца 17-го столетия. Имена Старцева и Бухвостова часто стоят рядом в документах того времени: это были своего рода “друзья-конкуренты”, работавшие в стиле московского барокко, но обладавшие ярко выраженной индивидуальностью.

    Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено “в шахмат” – стиль росписи, имитирующий каменную ограненую кладку. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестрой Петра I. В XIX веке к ней были пристроены два придела.

    В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в чумной карантин.

    В 1795 году по ходатайству графа Мусина-Пушкина обитель была восстановлена.

    Вид Симонова монастыря

    По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил “щитом Москвы против врагов”. За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания.

    Башни и стены монастыря строились в XVI веке. Как считают, их возводил “государев мастер” Федор Савельевич Конь – строитель Смоленского кремля. Укрепленный при Борисе Годунове, монастырь отразил в 1591 году набег крымского хана Казы-Гирея.

    Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня “Дуло”, увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни – пятигранная Кузнечная и круглая Солевая – построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.

    В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в 1834 году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца.

    в 1812 году подвергся разорению от французов.

    В 1832 году было принято решение о постройке новой колокольни Симонова монастыря. Средства для строительства дал купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект в стиле классицизма составил известный архитектор Н.Е. Тюрин. Колокольня была заложена в 1835 году, но затем ее проект был изменен, и возводилась она уже в “русском” стиле по проекту К.А. Тона. Строительство завершилось в 1839 году. По своему силуэту и местоположению – близ монастырской ограды – колокольня повторяла колокольню Новодевичьего монастыря. Ее высота составляла более 90 метров. Огромная пятиярусная колокольня Симонова монастыря зрительно замыкала перспективу излучины Москвы-реки и была видна на много верст вокруг. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвертом ярусе были установлены часы.

    В 1896 году Успенский собор монастыря был реставрирован и освящен.

    фото Симонова монастыря. Конец ХIХ в.

    В монастырском соборе были похоронены Симеон Бекбулатович – крещеный касимовский царевич, по прихоти Ивана Грозного венчанный в 1574 году “царем и великим князем всея Руси” и через два года свергнутый. Ослепленный в 1595 году по проискам Бориса Годунова, в 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же погребен сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (во иночестве Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.

    На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, где были похоронены поэт Д.В. Веневитинов (1805-1827), писатель С.Т. Аксаков (1791-1859), его сын Константин Сергеевич Аксаков |1817-1860), композитор А.А. Алябьев (1787-1851), известный библиофил и коллекционер А.П. Бахрушин (1853-1904), дядя А.С. Пушкина – Николай Львович Пушкин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий – Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские.

    Живописное местоположение монастыря вдохновляло многих поэтов, писателей и художников. Около монастыря находился пруд, по преданию, выкопанный Сергием Радонежским.

    Монастырь в советское время

    С 1923 года в части монастыря размещался музей, занявший Тихвинскую церковь с трапезной. Был выпущен путеводитель и проектировались реставрационные работы в 1927 году.

    В мае 1929 года был закрыт последний храм монастыря.

    В ночь на 21 января 1930 года, в 6-ю годовщину смерти В. И. Ленина, Успенский собор Симонова монастыря (на то время одно из древнейших зданий Москвы) и стены вокруг него были взорваны, также погибли колокольня, надвратные церкви, башни Сторожевая и Тайнинская, были уничтожены все могилы на территории обители.

    От монастыря уцелела лишь южная стена с башнями, трапезная палата с обезглавленной церковью Тихвинской иконы Божией Матери, и хозяйственная постройка – “солодежня” или “сушило”.

    С 1931 г. в трапезной монастыря находился киноклуб. Трапезная реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 по 1990 гг.

    В 1932-1937 гг. на месте большей части монастыря архитекторами Л.А., В.А. и А.А. Веснинами был построен Дворец культуры автомобильного завода им. И.А. Лихачева.

    Московский Симонов монастырь, 2008 г. Фотография Иванова Дмитрия с сайта sobory.ru

    Наши дни

    В 1992 году была зарегистрирована община глухих и слабослышащих Тихвинского храма бывшего Симонова монастыря.

    В 1995 году остатки монастырского ансамбля были переданы Церкви.

    К 1990 году в монастыре сохранились следующие здания:

    • крепостные стены (три прясла): были сооружены в 1630 г., при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота — 7 м.
    • Солевая башня (угловая, юго-восточная), построена в 1640-е гг.;
    • Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене), имеет пятиугольную форму и расположена на южной единственной сохранившейся стене монастыря. Это самая малая башня монастыря была возведена в 1640-е гг., а ее высокий шатер достраивался в течение последующих 40 лет. Башня имеет одноярусный наблюдательный пункт, в отличие от других башен, где он двухярусный
    • “Дуло” (угловая, юго-западная башня), увенчана высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой
    • “Водяные” ворота (1/2 XVII в.);
    • “Келарский корпус” (или “Старая” трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.); Старая трапезная – название XX века, Келарский корпус – название XIX в., Хлебная палата – название XVIII в. В 1485 году построили “келарский” корпус – двухэтажное здание у южного участка стены, бывшее старой трапезной. Оно – одно из самых старых зданий не только самого монастыря, но и вообще Москвы.
    • “Новая” трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев);
    • “Сушило” (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.); Согласно сохранившимся документам, оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым (по другим данным Парфеном Петровым) и первоначально было окружено галереей на столбах. Первый этаж здания занимают две одинаковые палаты, на втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения.
    • Казначейские кельи (1/3 XVII в.).

    Утраченные храмы

    Успенский собор Московского Симонова монастыря. Фотограф К.Фишер

    Собор Успения Пресвятой Богородицы

    Успенский собор был заложен в 1379 году, когда был основан Симонов монастырь, и освящен 1 октября 1405 года.

    В 1476 году в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти.

    Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа.

    В 1832 г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом преподобный благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 году храм обновляли.

    В январе 1930 года Успенский собор вместе частью других монастырских построек был взорван. Историки и реставраторы пытались спасти этот памятник, указывая на его древность и обнаруженные в соборе фрески XV в., но – безуспешно.

    Церковь Николая Чудотворца Московского Симонова монастыря

    Церковь Николая Чудотворца

    В 1834 году над восточными воротами была возведена надвратная церковь св. Николая Чудотворца.

    Церковь уничтожена в начале 1930-х годов.

    Колокольня с храмом Иоанна Постника и Александра Невского Московского Симонова монастыря

    Церковь Иоанна Постника и Александра Невского в колокольне

    В 1832 году было решено построить новую колокольню монастыря на средства, которые пожертвовал купец Иван Игнатьев. По первоначальному проекту колокольня должна была быть построена в стиле классицизма по проекту Н.Е. Тюрина, однако в те времена уже набирало силу движение за возврат к более традиционной для России архитектуре. В итоге к 1839 году была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 м в «русско-византийском стиле» по проекту К.А. Тона. Звонница, вдохновленная «Иваном Великим», превосходила его высотой на 9 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 16,4 т (1000 пудов). На четвёртом ярусе были установлены часы. Колокольня была одной из архитектурных доминант Москвы своего времени и зрительно формировала завершённую картину живописной излучины Москва-реки вниз по течению от города.

    В 1929 году была взорвана и разобрана на кирпич.

    Церковь Спаса Всемилостивого Московского Симонова монастыря

    Церковь Всемилостивого Спаса

    В 1591 году монастырь оказался на пути войск крымского хана Казы-Гирея, и огнем стоявших на стенах пушек участвовал в отражении набега. В память этого события в 1593 году над древними западными вратами был сооружен небольшой Спасский храм.

    Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм и его иконостас подвергались поновленням, но были сохранены старинные царские врата и некоторые иконы, в том числе образ Успения Пресвятой Богородицы XVI века.

    Храм был закрыт вскоре после Октябрьской революции 1917 года.

    Его взорвали с большей частью построек древней обители в январе 1930 года.

    Церковь прп. Александра Свирского Московского Симонова монастыря. Фото с западной стороны

    Церковь Александра Свирского

    В конце XVIII века у северной стены Симоновой обители появилась пристройка – монастырская больница. Вскоре при ней была устроена церковь преподобных Ксенофонта и Марии. В 1774 году при церкви устроили трапезную с приделом Сошествия Святого Духа. В середине XIX века в монастыре проводились крупные строительные работы. Была перестроена и больничная церковь, которую в 1853 году переосвятили во имя преподобного Александра Свирского.

    Храм закрыли в 1929 году, а на следующий год он со многими другими монастырскими постройками был взорван.

    Настоятели

    • свт. Феодор (1370 – 1386) .
    • cвт. Геронтий (упом. 1447 – 1453)
    • свт. Вассиан (Санин) (ок. 1502 – 1506)
    • Иоанн (1514 – 9 февраля 1520)
    • Филофей (1560 – 1562)
    • Павел (сентябрь 1612 – август 1613)
    • Левкий (1620 – 6 июля 1634)
    • Иосиф (Дьяков) (1639 – 1642)
    • Павел (май 1671 – 15 сентября 1674)
    • Рафаил (Краснопольский) (нач. 1704 – 1708)
    • Иосиф (Туробойский) (1708 – 1710 [1])
    • Дорофей (Короткевич) (1710 – 1712)
    • Кирилл (Флоринский) (? – июль 1741)
    • Павел (Пономарев) (27 ноября 1783 – 13 октября 1785) .
    • Аполлоний (Матвеевский) (1851 – 1861)
    • Иоанн (Митропольский) (26 марта 1881 – 12 августа 1889)
    • Андрей (Садовский) (1889 – 1893)
    • Александр (Закке-Заккис) (16 апреля – 3 сентября 1893) .
    • Иоанн (Кратиров) (12 марта 1903 – 5 декабря 1908)
    • Мисаил (Крылов) (4 декабря 1908 – ?)
    • Филипп (Перов) (не ранее 1912 – 1917)
    • Иаков (Пятницкий) (1921 – март 1922)
    • Петр (Руднев) (1923 – 1927 [2])

    Использованные материалы

    [1] Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, М: Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 172.

    Истории монастырей

    Симонов (Успенский) мужской монастырь.

    Адрес Симонова монастыря: 109280, г. Москва, ул. Восточная, 4 (м. «Автозаводская»).

    Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского – преподобным Федором. Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки от города. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве – Симон, отсюда и произошло название монастыря.

    Существует версия, что вначале обитель располагалась немного южнее, приблизительно там, где находится нынешняя церковь Рождества Богородицы, а в нынешнее место монастырь перенесли в 1379 году.

    Симонов монастырь. Литография. Бишбуа. 1846 год.

    Симонов монастырь был одним из монастырей-сторожей, выполнявших защитную функцию на южных границах Москвы. Это был самый укрепленный из всех монастырей. Не один раз стены обители выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты был практически стёрт с лица земли. Но оборонительной функцией роль Симонова монастыря не ограничивалась. В 16 веке в обители жил и трудился Максим Грек, многие выдающиеся деятели русской церкви получили образование именно в Симоновом монастыре, это и митрополит Варлаам, и патриарх Иов, патриарх Гермоген, патриарх Иосиф. На территории монастыря был похоронен сын Дмитрия Донского Константин. Здесь же находилось фамильное захоронение Аксаковых. Некрополь Симонова монастыря был довольно примечательным. Здесь покоились люди, имена которых широко известны, деятели культуры и искусства, а также представители старинных дворянских фамилий.


    Вид московского Симонова монастыря. Акварель середины XIX века.

    В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования. Особое внимание уделял Симоновой обители царь Федор Алексеевич (старший брат Петра I), у него здесь даже была собственная келья для уединения.

    Архитектурный ансамбль Симонова монастыря начал формироваться в 1379 году, когда была заложена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Строительство храма было закончено в 1405 году, после чего здесь находилась самая главная реликвия Симонова монастыря – Тихвинская икона Богоматери.


    Остатки крепостной стены Симонова монастыря.

    Именно этой иконой Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В Успенском соборе хранился и крест, украшенный алмазами и изумрудами, который монастырю подарила царевна Мария Алексеевна. Башни и стены монастыря предположительно строилась в 16 веке. При Борисе Годунове они были укреплены, благодаря чему монастырь смог отразить нападение крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.

    В 1771 году по распоряжению императрицы Екатерины II Симонов монастырь упразднили. Как раз в это время в Москве распространилась эпидемия чумы, и монастырь превратили в чумной изолятор. В 1795 году граф Алексей Мусий-Пушкин ходатайствовал о восстановлении Симонова монастыря в своем исконном качестве. Ходатайство было удовлетворено, и монастырь вернулся к своей привычной жизни.

    До нашего времени сохранились новые монастырские стены и часть башен, построенных в 1639 году. При обновлении монастырского ограждения, в состав нового архитектурного комплекса вошли и фрагменты старой крепости, сооруженной Федором Конем. Протяженность монастырских стен равнялась 825 метров, а высота – 7 метров.

    В 1680 году была построена монастырская трапезная. Строительные работы проводила артель каменщиков под руководством Парфена Петрова. Средства на возведение трапезной были предоставлены царем Федором Алексеевичем. При строительстве новой трапезной также были сохранены части старой постройки 1485 году. Но в своем проекте Парфен Петров применил некоторые элементы древнемосковской архитектуры, которые не понравились руководству монастыря. Дело дошло до суда, и через три года трапезная была перестроена по проекту московского архитектора Осипа Старцева, известного своими работами в Москве и Киеве.

    Трапезная Симонова монастыря была наиболее выдающимся архитектурным произведением конца 17 века. Здание было богато украшено и расписано “в шахмат” – манера росписи, имитирующая каменную кладку. В 1700 году к трапезной была пристроена церковь Сошествия Святого Духа, средства на которую пожертвовала царевна Мария Алексеевна, сестра Петра I.

    В 1832 году было принято решения строить новую колокольню на средства, пожертвованные купцом Иваном Игнатьевым. Согласно первому проекту, разработанному архитектором Н.Е. Тюриным, колокольня должны была строиться в классической манере. Но в те годы стало популярным возвращение к традициям русской архитектуры, и в итоге была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 метров, автором которой стал К.А. Тон – также очень известный и популярный в те годы архитектор. Закончено строительство колокольни было в 1839 году, после чего на ней были установлены колокола, самый большой из которых весил 1 000 пудов. На четвертом ярусе колокольни были установлены часы. Колокольня Симонова монастыря являлась одной из вертикальных доминант Москвы, и представляла собой архитектурную ценность.

    В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который работал вплоть до 1930 года. Директором музея был Василий Иванович Троцкий, который разрешил в одном из храмов отпрвлять службы в обмен на предоставление сторожей и дворников за счет монастырской общины. В январе 1930 года специальная правительственная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор и стены нужно снести. Взрывали монастырь ночью 2 января – в шестую годовщину со дня смерти В.И. Ленина. Были взорваны пять из существующих шести церквей, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. Позже на субботниках разобрали и все монастырские стены кроме южной. Приблизительно в это же время был уничтожен и некрополь монастырский некрополь. Некоторые погребения были перенесены на Новодевичье кладбище, в частности, были перенесены захоронения Аксаковых. Рабочих, вскрывавших могилы, поразило то, что из левой половины груди Сергея Тимофеевича Аксакова выходил громадный корень березы, которая укрывала своей тенью все фамильное захоронение Аксаковых. Разоренное кладбище превратилось в свалку, а затем на этом месте открылся гальванический, а позже столярный цех. На месте взорванных храмов в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

    В начале 1990-х годов Симонов монастырь вернули церкви, и началось его медленное возрождение.

    До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677—83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».

    В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.

    Православный Симонов мужской монастырь

    Москва

    Название:Симонов мужской монастырь
    Тип постройки:Монастырь
    Адрес:Москва, ул. Восточная, 4
    Координаты:55.714206, 37.656624
    Тип:Мужской
    Статус:Сохранившийся
    Видео:
    Современная принадлежность:РПЦ МП

    История


    Мужской монастырь был основан вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт. Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и происходит название монастыря. Монастырь и позднее сохранял связь с родом Ховриных (Головиных); здесь была усыпальница его представителей.

    Считалось, что монастырь был основан в 1370 году. Современные исследователи относят основание к 1375—1378 годам или к весне-осени 1377 года.
    В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место; на прежнем месте (в Старом Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы, в которой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы — Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, сохранившиеся и поныне.

    Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря вышла известные церковные деятели: св. Кирилл Белозерский (1337—1427), митрополит Иона, патриарх Иосиф, митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн. В XVI веке в монастыре проживали и работали знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан и богослов Максим Грек.

    За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз подвергался набегам, был разорён в Смутное время.
    В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в ближайшем Подмосковье; сюда стекалось и огромное количество людей, и богатые материальные вклады. Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел здесь собственную келью для уединения.

    В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем религиозном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина. При этом его первым настоятелем стал архимандрит Игнатий (Ушаков), перемещенный из Большого Тихвинского монастыря Новгородской епархии.

    После установления советской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 года. Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868—1944), наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря.

    В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесённых построек в 1932—1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.
    В начале 1990-х остатки монастырских зданий передали церкви.

    Современное состояние
    В настоящее время сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря:
    южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая».
    «Новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677—83; архитектор О. Старцев),
    братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.),
    мастеровая палата,
    хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».

    На территориии монастыря действует приходской храм Тихвинской иконы Божией Матери.
    Проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.

    При храме:
    существует самодеятельный коллектив жестовой песни и инсценировки;
    проводятся духовные воскресные беседы с инвалидами по слуху и зрению;
    на территории храма проходят занятия группы анонимных алкоголиков «Шанс» и группы анонимных наркоманов «Восток-4».

    Храмы

    • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

    Святыни
    Чтимые иконы: мерный список Тихвинской иконы Божией Матери; Казанская икона Божией Матери; Умягчение злых сердец; Исцеление глухого; преподобных Отцов Симоновских с мощами святителя Ионы Московского. Ковчег с мощами Оптинских старцев.

    Престольные праздники

    • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля)

    Как добраться
    Адрес: г. Москва, ул. Восточная д. 4.
    Добраться до Москвы можно самолетом поездом или автобусом.
    До Симонова монастыря удобнее добраться на метро, станция “Автозаводская”. Далее до улицы Мастеркова. После пересечения с улицей Ленинская Слобода прямо по улице Восточной.

    Паломнику
    Симонов мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в богослужениях и поклониться святыням.

    История Симонова монастыря

    Около 1370 г.
    Основание монастыря. Различные источники указывают разные даты основания обители — в диапазоне 1363–1377 гг.

    1379 г.
    Заложен первый каменный Успенский собор на том месте, на котором и поныне существуют остатки нового Симонова монастыря.

    1 октября 1405 г.
    Собор был освящен

    1450–1470 гг.
    Возводится первая кирпичная ограда монастыря, как отмечал историк архитектуры В.П. Выголов, это «первая известная нам в московской архитектуре каменная монастырская ограда, возведенная к тому же из нового материала – кирпича».

    Середина XV в.
    Симонов монастырь располагает значительными земельными владениями во многих уездах и заводит доходные промыслы.

    1476 г.
    1 августа сильная гроза повредила Успенский собор, и это событие нашло отражение в летописях. Собор был восстановлен на средства Ивана III, возможно «венедицким» (венецианским) мастером.

    1485 г.
    На «даяния» Иоанна III Васильевича построена первая «каменная трапеза».

    1518–1525 гг.
    В монастыре живет Максим Грек. Он занимается переводом с греческого Толковой Псалтири, много общается с нестяжателем Вассианом Патрикеевым, тоже насельником этой обители.

    1543–1549 гг.
    Для строительных работ в монастыре созываются вотчинные крестьяне, освобожденные с 1543 по 1549 год «от всех пошлин на царя». Петр Иванович Головин пожертвовал 300 рублей на постройку обширной трапезной палаты с церковью.

    Середина XVI в.
    На лугу у Симонова монастыря ставятся табуны лошадей и располагается торг, о чём свидетельствуют летописи, в том числе запись 1540 года о разрешении «нагайским» послам торговать «коньми» «под Симановым на лугу».

    1569 г.
    При Иване IV Васильевиче Грозном Симонов монастырь взят в «опричные», которые находятся в наиболее привилегированном положении.

    1591–1593 гг.
    В память отражения нашествия татар под предводительством Казы-Гирея над западными вратами построена каменная церковь во имя происхождения древ честного креста Господня.

    1606 г.
    Осенью под стенами монастыря встал со своим войском Иван Болотников, но осаждённый монастырь не сдался.

    1611 г.
    В стенах монастыря сидели в осаде «люди московского государства», дожидаясь «ратных людей» – ополчения.

    1612 г.
    Монастырь разграблен «литовцами и поляками».

    1612–1613 гг.
    Грамотами князя Д.М. Пожарского запрещается, «по крайнему разорению Симонова монастыря», взимать любые сборы с монастырских варниц и вотчин.

    1613–1623 гг.
    Грамотами 1613, 1622 и 1623 годов за Симоновым монастырем вновь закреплены прежние земельные владения; поступают и новые земельные вклады. Во владении Симонова монастыря — земли в 19 уездах, от Осташкова до Нижнего Новгорода и от Соли Галицкой и Череповеси до Мурома.

    1630–1640 гг.
    Вместо старой обветшавшей ограды строятся новые крепостные стены с пятью башнями «в пятое десятерице второго ста осьмыя тысящи лет» (7140–7150-е гг.).

    1656 г.
    В феврале 7164 года монастырь посещают Антиохийский патриарх макарий и Павел Алеппский, оставившие записки об этом путешествии.

    1677–1680 гг.
    Начато строительство новой трапезной, завершившееся в 1685–1686 гг. под руководством Осипа Старцева.

    1725 г.
    В связи с проводившейся с начала XVIII века государственной политикой в отношение монастырей, доходы Симонова резко сокращаются, а его постройки начинают ветшать.

    1764 г.
    Изменение в положении монастырей в XVIII веке закреплено секуляризацией их имуществ и крестьян. Согласно закону, монастыри «распределены по разным группам, значительно отличавшимся по своим правам». К монастырям первого класса, имевшим право обладать большим и сравнительно хорошо оплачиваемым штатом, в Москве, в числе пяти монастырей, отнесен и Симонов.

    1771 г.
    В 1771 году, во время свирепствовавшей в москве чумы, Симонов монастырь был закрыт. Архимандрит Гавриил (Краснопольский) со всею братиею выведен из Симонова монастыря в Новоспасский, в котором все они и скончались. В монастыре учреждён карантин и открыта больница.

    1772 г.
    Главная комиссия, очистив и выкурив помещения, начинает исправление деревянных полов и печей в настоятельских и братских кельях.

    1774 г.
    В монастыре ведутся работы, в основном на средства жертвователей, по приведению в порядок храмов и их иконостасов, с последующим их освящением.

    1788 г.
    Указом Святейшего синода от 17 мая предписано «московский Симонов монастырь упразднить». Здания монастыря отдавались «в ведомство Главного кригскомиссариата, для устройства там госпиталя», а ризница и вся церковная утварь поступают в московский Богоявленский монастырь.

    1794 г.
    28 июля преосвящ. Гавриил, митрополит Новгородский, обращается с письмом к графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, обер-прокурору Святейшего синода, с просьбой о возобновлении монастыря.

    1795 г.
    Именным указом от 4 апреля монастырь «обращен в прежнее положение и состояние». Указом от 26 апреля Святейший синод приказывает: «быть Симонову монастырю по прежнему ставропигиальным и потребовать возвращения всего, принадлежавшего ему, из военного ведомства в духовное».

    1798 г.
    В трапезной строятся два придела: «во имя Св. Афанасия патриарха Александрийского и муч. Гликерии; во имя преподобных Ксенофонта и Марии».

    1800 г.
    3 декабря в Синодальную контору было донесено, что два придела «в Сергиевской трапезе устроены и освящены».

    1805–1806 гг.
    При трапезной на средства графини П.В. Мусиной-Пушкиной возводится первый Валентиновский придел.

    1812 г.
    5-го сентября, «вырубив ворота монастырския», в обитель ворвался отряд наполеоновского войска, разорил и разграбил её. Перед уходом неприятель поджег одно из зданий, огонь с которого перекинулся и на другие постройки монастыря.

    1813–1815 гг.
    В монастыре обновляются и освящаются осквернённые храмы. Средства поступают и от казны, организаций, и от частных лиц.

    Около 1820 г.
    К трапезной с юга пристроена большая братская трапеза с поварней и хлебней, и «вся расписана».

    1825–1849 гг.
    При архимандрите Мельхиседеке, которому удалось организовать поступление денежных средств для масштабных строительных работ в монастыре, ведётся «летопись Симонова монастыря», в которой отмечаются все производимые работы и важные события, происходящие в обители.

    1835–1839 гг.
    На средства купца И. Игнатьева вместо древней колокольни, стоявшей к северу от собора, выстроена грандиозная колокольня по проекту К.А. Тона.

    1918 г.
    Закрытие монастыря. Начало изъятия монастырских ценностей.

    1923–1924 гг.
    Организация музея древней архитектуры XV–XVII веков. в двух монастырских постройках – трапезной палате и «древней палате у южной стены».

    1929 г.
    В монастыре закрыт последний храм. Начата подготовка к взрыву собора. Спешно проводятся обмерные работы. Делается попытка приспособить новую трапезную под кинотеатр.

    1930–1932 гг.
    Последовательно взрываются и разбираются собор, колокольня, стены монастыря с двумя башнями и надвратными храмами, настоятельские, братские и больничные кельи. Уцелела только Трапезная и три башни с частью крепостной стены.

    1991 г.
    31 декабря была зарегистрирована приходская община для верующих с дефектами слуха.

    1994 г.
    Правительство Москвы передало в безвозмездное пользование Московской Патриархии весь комплекс зданий Симонова монастыря (постановление от 11 января 1994 г. No 46).

    2002–2007 гг.
    На выделенные средства проведена часть реставрационных работ по новой Трапезной. Текущие ремонтные работы по храму и благоустройству территории проводились на средства прихода.

    Источник — Л.А. Шитова. «Симонов Монастырь. Зеркало русской истории».

    Каждое воскресенье с 12:00 в Симоновом монастыре
    (по храму и территории)
    проходят экскурсии

    Елена Юрьевна (экскурсовод)
    +7 926 113 01 72

    Симонов: самый грозный и самый забытый монастырь Москвы

    В Симонов монастырь я приехал делать интервью с человеком, который организовал уникальную общину – слепоглухонемых, глухонемых и слабослышащих христиан. Ей в этом году исполнится 25 лет. Еще до беседы с протоиереем Андреем Горячевым – настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья в Симоновом монастыре – я немного заблудился. Пришлось обойти все уцелевшие стены древней обители. Хочу поделиться тем, что узнал, увидел и услышал.

    Башни и стены Симонова монастыря

    От прежнего величия и грандиозного замысла, который воплощался веками, практически ничего не осталось – только три башни из красного кирпича. Они в больших трещинах и нуждаются в срочной реставрации. Обновленный в начале 2000-х шатер еще больше подчеркивает запущенность древних стен: черепица новая – кирпич держится на честном слове.

    «Солевая» башня – это первое, что бросается в глаза, если идти по Восточной улице. Она покрыта древней черепицей. С царских времен шатер «Солевой» башни не обновляли. Башня связана массивной южной стеной с двумя остальными. Все это – остатки самого могучего форпоста юга Москвы.

    Из-за стен показываются ветхие бесформенные постройки промзоны, складские помещения. Но это по ту сторону. А по эту – аккуратный сквер с детской площадкой и дорожками. На месте бывшего кладбища.

    Останавливаюсь у другой башни – «Кузнечной». Она самая маленькая. Пятиугольная. Такая маленькая громадина. Видимо, пару лет назад ее хотели отремонтировать. Но жидкие строительные леса, кажется, скоро сами рухнут. Ее, как и круглую «Солевую», в 1640-е построил архитектор Константинов. В это время обитель активно перестраивали: укрепляли оборонительные сооружения, которые пострадали в Смутное время.

    Панорама на Москву с высокого и крутого берега впечатляет до сих пор. Не случайно здесь поставили самую высокую в Москве колокольню. Оценить вид, который открывался с пятого яруса знаменитой и утраченной звонницы, мы теперь можем только по старинным фотографиям.

    Подхожу к самой мощной из уцелевших – башне «Дуло». Ее возвел «государев мастер» Федор Савельевич Конь. «Дуло» – это прозвище или имя татарского предводителя. Его убило стрелой, пущенной с этой башни.

    Федор Савельевич строил и стены. Высота сохранившейся каким-то чудом южной стены кое-где достигает 7 метров. Но то, что осталось, – это скорее тихий привет из прошлого.

    Башня «Дуло» имеет 16 граней. Конь строил с размахом и на века. Ребра башни украшены лопатками. Они придают величавому сооружению стройный вид. Это если говорить языком исторического справочника. А если говорить, как есть, вся башня, несмотря на свою величавость, потихоньку оседает и разваливается.

    Стены обители не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало

    Но будем справедливы и аккуратны в выводах: стены и башни Симонова монастыря – настоящий шедевр русской фортификационной мысли. Они не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало. В 1591 году Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 года монастырь помешал, и весьма небезуспешно, продвижению войск Ивана Болотникова. В 1610–1613 годах был разорен – «едва не до основания» – польско-литовскими интервентами и пришел в упадок. А в 1812 году монастырь пострадал от французов. Тогда были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи.

    Но в XX веке огромный по замыслу и по строительным меркам памятник почти угробили… свои же.

    Протяженность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Подведем итог: в современном архитектурном ансамбле монастыря из пяти башен сохранились три: «Дуло», «Кузнечная» и «Соляная».

    Глубокая история поверхностными мазками

    А начиналось все в 1370 году. Ученик и племянник Сергия Радонежского Феодор основал Симонов Успенский мужской монастырь. Место для будущей обители выбрано было на живописной возвышенности, расположенной вниз по течению Москвы-реки. Эти земли пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. В постриге он получил имя Симон – отсюда и название монастыря. Но это лишь версия.

    Из стен монастыря вышла целая плеяда подвижников и патриархов: преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Можайский. Еще были святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Геронтий – тоже митрополит, и патриарх Иосиф… Кстати, Иона стал первым митрополитом, поставленным на Руси без Константинопольского патриарха. Случилось это в 1448 году. И конечно, нельзя не сказать, что из Симонова монастыря вышел первый патриарх Московский и всея Руси Иов.

    Примечательно, что некоторые насельники Симонова монастыря попали сюда по воле государя. Около 1510 года по прямому царскому указу в обитель был определен Василий Косой Патрикеев (в иночестве Вассиан) 1 . И конечно, здесь жил известный Максим Грек.

    Преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери, приказавшей идти на Белоозеро

    Первый в этом списке преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери. А чудо случилось так. Он стал архимандритом Симонова монастыря, но вскоре оставил настоятельство и затворился в келье. Однажды ночью за акафистом он и услышал голос Божией Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можно спастись».

    Симонов монастырь был одним из богатейших на Руси. До 1764 года он владел около 12 тысячами крестьян. К монастырю было приписано несколько мелких монастырей и пустыней.

    Известно, что патриарх Филарет в 1624 году написал указную грамоту в Осташков Григорию Васильевичу Замыцкому: он требовал разрешить крестьянам Рожковской слободы, вотчины Симонова монастыря, ловить рыбу в озере Селигер. В документе говорится, что такая практика существовала и раньше, а оброк платился в приказ Большого дворца 2 .

    Ловля рыбы крестьянами Симонова монастыря в озере Селигер за оброк не устраивала осташковских (видимо, государевых) крестьян, поэтому симоновским крестьянам было запрещено ловить рыбу в озере 3 . Вот такой конфликт интересов случился четыре века назад.

    Еще в Симоновом монастыре собственную келью имел старший брат Петра Великого – Федор Алексеевич. А известный собиратель рукописей и русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин в 1795 году ходатайствовал перед Екатериной II, чтобы Симонов монастырь открыли после упразднения по случаю косившей население чумы. Так чумной изолятор вновь превратили в обитель.

    В прошлые века эти пейзажи и эта местность манили больших писателей, великих поэтов и знаменитых художников.

    В пруду, который находился недалеко от монастыря, Николай Карамзин утопил свою Лизу. Здесь работал Аполлинарий Васнецов, творил Константин Тон. Был здесь и Александр Пушкин, но это уже грустная история, о которой речь пойдет ниже…

    Высокая классика и роскошное барокко

    Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX века. Но уже в 1685 году известный московский зодчий Осип Старцев ставит в обители знаменитую Трапезную палату.

    Открытый сегодня Тихвинский храм – это и есть та самая Трапезная.

    Первоначально за работу по ее сооружению взялся архитектор Парфен Петров. Но заказчик работу мастера не оценил: не понравились мотивы древнемосковской архитектуры. Дошло до суда. Уже через три года другой зодчий, Осип Старцев, переделывает то, что построил Петров, и создает самый внушительный по своим формам и размаху памятник московского барокко.

    Архитектор дал волю фантазии и соорудил просторную смотровую площадку. По размерам она не уступала большому четверику церкви. А вот что написал об этом архитектурном решении Михаил Юрьевич Лермонтов:

    «Далее к востоку на трех холмах, между коих извивается река, пестреют широкие массы домов всех возможных величин и цветов; утомленный взор с трудом может достигнуть дальнего горизонта, на котором рисуются группы нескольких монастырей, между коими Симонов примечателен особенно своею почти между небом и землей висящею платформой, откуда наши предки наблюдали за движениями приближающихся татар» 4 .

    До наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец

    Северный фасад был украшен окнами с наличниками замысловатой формы. Это и по дошедшим до нас фотографиям видно. Но до наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец. Его оформление выдержано в духе западноевропейского маньеризма.

    Упомянутый выше Аполлинарий Васнецов изобразил как раз описываемую часть здания на полотне «Симонов монастырь. Облака и золотые купола». Это 1927 год. Едва успел.

    Даже на черно-белом снимке все сказочно красиво. А так выглядел Тихвинский храм со знаменитым щипцом в советские годы.

    А западноевропейский маньеризм, который чудесным образом проник за толстые крепостные стены Симонова монастыря, имеет блестящие образцы во Флоренции. Взять, например, замечательную Библиотеку Лауренциана. Ее строил Микеланджело с учениками – Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Отголосок той волны в архитектуре теперь застыл на крыше Тихвинского храма. Так до конца, кстати, и не отреставрированного. В этом смысле он недалеко ушел от башен-сестер.

    Знаменитой колокольне Симонова монастыря повезло меньше. Точнее – совсем не повезло. А возвел эту пятиярусную колокольню в 1839 году Константин Тон. Говорят, он очень любил Симонов. Колокольня была на 9 метров (а по некоторым данным, и на 12) выше «Ивана Великого». Выдержанная в русско-византийском стиле, она стала самой высокой в Москве: 90 метров. Симонов монастырь превратился в настоящую архитектурную жемчужину.

    Теперь можно только представить, что за звон проносился над излучиной Москвы-реки, когда монахи звали людей на богослужения. Кстати, самый большой колокол весил более 1000 пудов – это 16 тонн. Безбожники эту махину сняли и переплавили. Но даже старинные фотографии передают всю грандиозность колокольни. Есть на что посмотреть. Это, к примеру, самый первый ее снимок. Его сделали в 1852 году.

    Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А потом и уничтожат и некрополь

    А вот старинная открытка Симонова монастыря. Автор – художник-гравер Луи-Пьер-Альфонс Бишбуа.. Луи-Пьер-Альфонс, к слову сказать, красоту и масштаб прекрасно понимал и ценил. Благодаря его работам мы знаем, как поднимали Александровскую колонну на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

    Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А через год и уничтожат и знаменитый монастырский некрополь.

    Похороненный некрополь

    Душа сказала мне давно:
    Ты в мире молнией промчишься!
    Тебе всё чувствовать дано,
    Но жизнью ты не насладишься.

    Это строчки замечательного московского поэта Дмитрия Веневитинова. Он умер в 21 год. Но успел состояться как великолепный романтик.

    В 1826 году Веневитинов написал блестящее стихотворение, в котором находим строчки:

    Вот час последнего страданья!
    Внимайте: воля мертвеца
    Страшна, как голос прорицанья.
    Внимайте: чтоб сего кольца
    С руки холодной не снимали; –
    Пусть с ним умрут мои печали
    И будут с ним схоронены.

    «Завещание» Веневитинова не исполнили. Кольцо действительно было. Точнее – перстень из Геркуланума. Его умирающему поэту надел славянофил Алексей Хомяков. На его похороны в Симонов монастырь приехал и Александр Сергеевич Пушкин. После «молниеносной» жизни прах Дмитрия Владимировича потревожили. Страшную «волю мертвеца» нарушили в 1930 году. Кольцо забрали, и теперь оно хранится в Литературном музее.

    Потревожили и прах Сергея Тимофеевича Аксакова – автора «Аленького цветочка». Тела обоих литераторов эксгумировали и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. А вот родственникам Веневитинова повезло меньше. Их могилы были уничтожены. Как и сотни других. Их не стали переносить. Все останки смешали с землей. Классовые враги – представители старинных дворянских русских фамилии: Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, которые были здесь похоронены, – новой большевистской «России» оказались не нужны. А еще под фундаментом библиотеки Дома культуры «ЗИЛ» находится захоронение сподвижника Петра Великого, первого кавалера ордена святого Андрея Первозванного – Федора Головина. Этот Дом культуры был выстроен на фундаменте пятиглавого Успенского собора Симоновой обители.

    Вместе с надгробьями навсегда исчезли и Успенский собор, и другие церкви – перед революцией в обители действовали шесть храмов с 22 престолами, – и Сторожевая башня, и Тайнинская.

    Приход слепоглухонемых и новая жизнь Симонова монастыря

    Симонов монастырь стал оживать в 90-е годы прошлого века. Благодаря огромной энергии и нечеловеческим усилиям протоиерея Андрея Горячева – настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери. Он начал восстанавливать и разрушенный монастырь, и утраченный некрополь.

    Уже проведена большая экспертиза по отделению человеческих останков и останков животных: кости были беспорядочно разбросаны по территории монастыря и засыпаны землей и строительным мусором. После небольшой экскурсии по монастырю мы с отцом Андреем спустились в усыпальницу Мусиных-Пушкиных. Валентина Платоновича, родственника того самого Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который уговорил Екатерину II открыть Симонов монастырь. Валентин Платонович построил два двухэтажных придела храма.

    В глаза бросилось еще одно надгробье с фамилией «Толоконников». Из черного гранита. Оно лет 60, как и сотни других, лежало под землей. А прямо напротив входа в Тихвинский храм лежат еще несколько могильных плит. Видимо, чтобы память не отшибло.

    Сюда на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно

    Я пришел в Симонов монастырь, чтобы поговорить с отцом Андреем Горячевым об общине слепоглухонемых. Сюда уже больше 20 лет на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно. И здесь очень крепкая община.

    Уже после интервью отец Андрей провел небольшую экскурсию по храму. Само интервью об уникальном приходе слепоглухонемых появится позже. Прежде захотелось познакомить читателей с этим удивительным местом, где чудом дошедшие до наших дней стены, башни и храм готовы рассказать много историй. Было бы желание их послушать.

    Симонов мужской монастырь

    Фото Симонова монастыря в Москве

    Симонов мужской монастырь – Москва, ул. Восточная, 4

    Симонов мужской монастырь был основан во второй половине XIV века и считался одним из наиболее значимых и богатых на территории Подмосковья. Ныне он находится в пределах Москвы, в Южном административном округе столицы.

    Состоятельные люди жертвовали обители солидные денежные средства, ее посещали коронованные особы. Царю Федору Алексеевичу даже была отведена келья, в которой он любил уединиться от мирских дел. На территории монастыря также находился некрополь, где обретали вечное успокоение именитые деятели искусства и русской культуры, а также представители почитаемых дворянских родов.

    История

    Заложил обитель, став ее основателем, преподобный Федор, приходившийся племянником и преданным учеником святейшего Сергия Радонежского. Строительные работы начались в XIV веке на землях, кои были пожертвованы на благое дело боярином московским Ховриным. При иноческом постриге его нарекли Симоном. От этого имени и пошло название монастыря.

    За свою непростую многовековую историю монастырь являлся не только духовной колыбелью православья, но и важным форпостом, обеспечивающим защиту на подходах к южным границам Москвы. Он был хорошо укреплен, и не раз его стены становились преградой, сдерживающей вражеские полчища. Однако в период Смутного Времени богатейший Симонов монастырь претерпел варварское разорение и опустошение.

    Указом ее Величества Екатерины II в 1771 году, монастырь был упразднен. Это время совпало с разразившейся эпидемией чумы, охватившей Москву и косившей сотни ее жителей. Монастырские помещения стали пристанищем для изолированных больных. Только спустя немногим более двух десятилетий благодаря ходатайству А. Мусина-Пушкина обитель вновь обрела свой церковный статус и зажила прежней жизнью.

    В 20-е годы, в советский период, Симонову монастырю вновь пришлось пережить ликвидацию. На протяжении 7 лет здесь размещались экспозиции музея, и даже в одном из храмов было разрешено отправлять церковную службу.

    Но в 30-е годы по решению правительственной комиссии монастырские стены, пять церквей, колокольня и другие постройки подверглись сносу. Более двух третей всего архитектурного ансамбля утрачено безвозвратно.

    Симонов мужской монастырь в наши дни

    Все возвращается на круги своя. В 90-х годах прошедшего столетия обитель вновь вернулась в лоно церкви и начала возрождаться. Частично были предприняты работы по реставрации некоторых строений.

    К сожалению, до нашего времени сохранилась лишь небольшая часть древних построек: фрагменты южной крепостной стены с несколькими уцелевшими башнями, здания трапезных: старое и более позднее строение с церковью, братский корпус и ряд хозяйственных построек.

    Уцелевшие монастырские стены, куда вошла часть более старого сооружения крепости, возводившаяся, по мнению ученых, Федором Конем, датируются 30-ми, а три башни – 40-ми годами XVII века. Особое внимание привлекает угловая башня, называемая «Дуло». Ее верх увенчан шатровой конструкцией с дозорной двухъярусной надстройкой. «Солевая» вежа по архитектурному решению напоминает «Дуло», но гораздо скромнее в размерах и декоре. Самая маленькая башня – «Кузнечная», она находится в прясле, то есть в сохранившейся стене, имеет пятиугольную форму и тоже снабжена небольшим смотровым пунктом в один ярус.

    Строение трапезной выдержано в московском барочном стиле и украшено росписью, имитирующей каменную граненую кладку. Главный фасад завершен ступенчатым щипцом, характерным для западноевропейской архитектуры. К трапезной примыкает небольшая по размерам церквушка. Хозяйственные постройки и келарский корпус используются ныне как мастерские.

    Симонов монастырь представляет духовную, архитектурную и историческую ценность, притягивая многочисленных верующих и любознательных туристов.

    Читайте также:  Церковь Иоанна Златоуста в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию