Софийский собор в Полоцке: история и описание, адрес,строительство и архитектура, праздники и святыни

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Софийский собор в Полоцке

Счастливая сохранность Софийских соборов Киева и Новгорода не находит, к сожалению, аналогии в Полоцке, где был воздвигнут третий Софийский собор середины XI в. От него уцелели нижние части стен и столбов, лишь апсиды поднимаются на высоту около 11 метров. Он был подобен своим предшественникам в Киеве и Новгороде по основной композиционной идее – пяти-нефный, с обширными хорами, с двухэтажными аркадами в рукавах креста, многоглавый ( Исследования последних лет впервые за многие годы дали научное направление изучению собора. См.: Булкин В. А., Раппопорт П. А., Штендер Г. М. Раскопки памятников архитектуры в Полоцке. – В кн.: Археологические открытия в 1976 году. М., 1977, с. 400-401 (далее – АО 1976); Они же. Раскопки памятников архитектуры в Полоцке. – Археологические открытия 1977 года. М., 1978, с. 410 – 411; Булкин Вл. А., Булкин Вас. А., Смирнов В. И., Ратнер И. Е. Работы в Полоцке. – В кн.: Археологические открытия 1978 года. М., 1979, с. 430-431; Булкин В. А. Работы на Верхнем Замке в Полоцке.-Археологические открытия 1979 года. М., 1980, с. 358-359. Долгое время западные апсиды собора считались первоначальными, но теперь выяснено, что они сооружены позже с использованием плинфы разрушающихся частей собора (АО 1976, с. 400 ).).

Техника его кладки значительно ближе Киеву, чем Новгороду, о такой же близости свидетельствует расчленение апсид двухступенчатыми нишами, отсутствующими в Новгороде.

Однако существуют основания для сближения и с новгородской постройкой. Оба близки по размерам (полоцкий собор немного меньше — сторона квадрата 5,85 против 6,2 м), аркады и тут и там были двойными. Еще интереснее и неожиданнее совпадения высот. Сохранившееся в южном крыле западной стены окно аналогично положению и уровню (4,9 м) такого же окна новгородского собора ( Все высотные размеры Софии Полоцкой любезно сообщил мне В. А. Булкин .), подобные окна обычно настолько тесно связаны с системой перекрытий под хорами, что в данном случае могут свидетельствовать о равной высоте хор обоих памятников (На соседней с окном лопатке в Полоцком соборе могли бы быть остатки пят малых арок нижнего яруса, поэтому желательно здесь в будущем сделать необходимый зондаж.). Высота хор в Новгороде резко индивидуальна и чрезмерна по отношению к каноническому образцу Киевской Софии, повторение ее в меньшем полоцком соборе было бы явной ориентацией на новгородскую Софию.

Аргументы в пользу этого же предположения дает и построение алтарной части. Окна центральной апсиды в Полоцке начинаются на высоте 4,6 м, что опять-таки близко новгородскому памятнику и отлично от киевского (вспомним, что в Новгороде окна, первоначально устроенные ниже, были переделаны). Положение окон стало, вероятно, причиной появления высокого (более 2 м), соответствующего по уровню окнам орнаментального пояса, отделявшего изображения святителей от проходившей над окнами «Евхаристии» (последней снаружи соответствует пояс высоких — выше окон – ниш, 2,85 против 2,38 м).

Сейчас выше ниш проходят небольшие окна XVIII в., но, судя по перепаду в толщине стен, их основаниями служат остатки древних окон. Если это действительно так, то центральная апсида, как и в Новгороде, оказалась бы двусветной, и уровень начала верхних окон — 10,5 м — был бы одинаковым. А в Новгороде ему соответствует уровень хор.

Ниши на апсидах аналогичны приемам киевской архитектурной школы, однако на стенах собора — западной с сохранившимся окном и восточной — по сторонам апсид ниш нет, что похоже только на Новгородскую Софию.

Полоцк. Софийский собор. Интерьер. Центральная апсида. Внизу видны скамьи синтрона. В правой части снимка зондажом открыта высокая полоса орнаментальной росписи в уровне окон апсиды (где обычно находились изображения святителей). Зондаж, видимый в средней части снимка (вверху), показывает место бокового окна — видна обрамляющая его полоса и над ней изображение ноги и нижняя часть одеяния фигуры апостола Петра из композиции «Евхаристии». Окна, очевидно, поднимались от уровня, где сейчас находятся базы колонн. Ниже окон (где сделаны высокие постаменты) остается зона росписи, в которой могли быть помещены изображения святителей.

Желательно тщательное и целенаправленное изучение всех кладок (и не только чисто археологическое) для того, чтобы нам стали понятнее облик собора и особенности его генезиса. Но и сейчас ясна его принадлежность особому художественному и историко-культурному явлению — Софийским соборам середины XI столетия. Помимо посвящения, назначения общей композиции, строительной техники, их объединяет даже градостроительная ситуация: София Киевская ставится на территории нового города Ярослава, София Новгородская — в укрепленном и расширенном детинце, София Полоцкая связана с перенесением сюда центра города со старого городища.

Отмечая подобную общность, нельзя одновременно не поразиться творческой активности искусства XI в. Каждый из соборов обладает редкостной оригинальностью облика. Полоцкая София выделяется удлиненной алтарной частью. Восточные подкупольные столбы находились в основном пространстве храма, алтарная преграда перемещалась, видимо, на один неф к востоку. План выглядит симметричным не только по продольной, но и по поперечной осям, особенно если учесть, что на месте поздних западных апсид мог располагаться нартекс.

В западной части собора хоры были устроены, скорее всего, как в киевском и новгородском памятниках. В восточной части они могли бы распространиться в удлиненные промежуточные нефы и превратить боковые апсиды в двухэтажные. Но выделенность внизу трех средних нефов говорит скорее здесь о сохранении обычного деления: хоры продолжены к востоку лишь над крайними нефами, три апсиды открывались на всю высоту, и поэтому (что было новым) пара высоких крестообразных столбов свободно поднималась перед ними, не будучи пересекаемой хорами.

Планы Софийских соборов: 1 – в Киеве, 1037-1040-е годы. 2 – в Новгороде, 1045 – 1050 гг., 3 – в Полоцке, серед. XI в.

Пример черниговского собора показывает, что алтарная часть могла быть выделена общим ее понижением. «Список русских городов дальних и близких» упоминает о семи главах Полоцкой Софии ( НПЛ, с. 476 .) . Пять из них, вероятнее всего, располагались канонично – центральная и четыре рядом с ней между сводами рукавов креста. Еще две поднимались либо над западным нефом, либо принадлежали двум лестничным башням (Вопрос о лестничных башнях собора и западной галерее остается пока невыясненным. В публикациях упоминается о возможном размещении башен у южного прясла западного фасада ( АО 1976, АО 1977, АО 1978 ) и у западного прясла северного фасада ( АО 1978 ). Однако окончательные суждения потребуют новых зондажей. Трудно также, имея в виду все остальные памятники XI в., представить собор без нартекса (западной галереи), а в последующих публикациях он не упомянут ( АО 1978 и АО 1979 ).), что было бы еще некоторой аналогией новгородскому храму. Западная стена имела лишь один проем – в центре, поэтому входы на лестничные башни вели извне или же из нартекса (западной галереи).

Еще один вопрос связан со стилистической природой форм полоцкого собора. Его датировка с большой вероятностью ограничивается временем до 1066 г. В этом году полоцкий князь Всеслав захватил Новгород и увез из его главного собора паникадило, что сразу, естественно, вызывает предположение о его намерении украсить драгоценным трофеем святыню родного города. В черниговском соборе все апсиды полукруглые, хотя тяги на средней апсиде придают ей, начиная с уровня окон, граненый вид. В Софийских соборах Киева и Новгорода средняя апсида — граненая, в постройках Киева второй половины XI в. все апсиды граненые. В этой линии кажется странным наличие трех круглых апсид в полоцком соборе ( АО 1979, с. 358 .). Идущие от самого цоколя тяги, ниши — все это аргументы в пользу граненых форм.

Эти же соображения заставляют еще раз задуматься и о форме столбов двойных аркад внутри собора. От западного столба сохранилась нижняя часть, потерявшая точную форму, от северного — круглый отпечаток на растворе. Обычно нижняя часть граненых столбов скругляется, часто столб ставится на квадратное основание. Квадратный цоколь имеют даже колонны черниговского Спаса. Предлагаемое решение — все столбы в аркадах Полоцкой Софии круглые ( АО 1976, с. 400 .) — не кажется бесспорным.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Современный вид Софийского собора в Полоцке

Софийский собор — древняя православная святыня Полоцка

Софийский собор в Полоцке — один из первых православных храмов в Придвинье, является гордостью и святым достоянием Республики Беларусь. Уникальный, белоснежный храм, один из трех самых ранних в Древней Руси, возведенный в камне на территории Белоруссии.

В 2011 г. вошел в топ-семерку чудес страны. Включен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Впервые храм упоминается:

  • в Новгородской летописи за 1066 год ;
  • в «Житии преподобной Евфросинии Полоцкой» ;
  • в «Слове о полку Игореве».

Возведение и основание

Первоначально при Изяславе Владимировиче был деревянным. Вместо него князь Всеслав Брячиславич, по прозвищу Чародей, распорядился построить новый каменный храм Святой Софии Премудрости Божией.

В 1044—1066 гг. величественную святыню возводили византийские мастера и горожане по византийским канонам, но с соблюдением традиций полоцкого зодчества.

Строение представляло собой симметричную композицию с семью куполами. В центре располагался главный и самый большой купол, а по бокам от него располагались еще четыре купола меньших размеров. Могучие стены, толщиной до 1,45 м были украшены удивительными фресками, которые, к сожалению, сохранились лишь небольшими фрагментами.

Храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и поместьем епископа.

  • приемы послов;
  • располагалась богатейшая, уникальная библиотека;
  • архив государственных указов;
  • государственная казна;
  • магистрат;
  • хранились религиозные святыни, т.к. Божий храм был кафедральным собором Полоцкой православной епархии, а позже и Полоцкой униатской архиепархии;
  • княжеская усыпальница, в ней при раскопках археологи обнаружили 16 саркофагов.

Во времена Великого княжества Литовского эта церковь была единственным православным храмом в городе.

Историческая судьба

История существования храма долгая и горестная. Сооружение много раз горело, разрушалось, перестраивалось, меняя свое предназначение. От первоначальной постройки остались только фундамент, стены в нижней части и опорные столбы, а также восточная апсида — алтарный выступ, поднимающийся на высоту около 12 м.

После принятия в 1596 году Речью Посполитой Брестской унии православный храм перешел во владение греко-католиков.

В 1607 году во время большого пожара в Полоцке строение получило значительные разрушения и было в запустении.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году здание вновь пострадало от пожара, но вскоре было восстановленно.

В ходе русско-польской (1654—1667) войны Полоцк был захвачен русскими войсками. Царь Алексей Михайлович посетил собор в 1654 году. До 1667 года храм был православным, а затем вновь перешел к униатам.

Во время Северной войны со Швецией (1700—1721) в 1705 году при посещении храма Петром I, произошел конфликт, спровоцированный дерзким поведением униатских монахов. Царь приказал арестовать непокорных монахов, сопротивление переросло в рукопашную схватку, в результате которой был убит настоятель и четверо монахов-базилиан. 11 июля 1705 года храм был закрыт. Православная община отказалась принять собор, опасаясь, что против них начнутся репрессии.

В притворе храма до 1 мая 1710 года был размещен пороховой склад. При отступлении русской армии из Полоцка склад был взорван. Взрывом уничтожило одну стену, левый боковой алтарь, был поврежден фундамент, колонны, потолок. В таком разрушенном состоянии сооружение пролежало до 1738 года.

Читайте также:  Церковь Иоанна Златоуста в Годеново: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Восстановление и возрождение храма

За свою многовековую историю собор основательно перестраивался шесть раз. Последняя капитальная перестройка произошла в 1738—1750 гг. при участии униатского архиепископа Флориана Гребницкого. Храм был перестроен выдающимся польским архитектором Я. Глаубицем в каменную базилику в стиле виленского барокко.

Собор приобрел вид двухбашенной базилики с причудливыми карнизами и барочными колоннами. По униатским канонам храм был направлен с юга на север, главным фасадом обращен к реке Западная Двина, а высокой апсидой — к городу.

В период Отечественной войны 1812 года французскими войсками храм использовался как конюшня.

Удивительный факт, что во время войны в стене храма была замурована священная православная реликвия— Крест Евфросинии Полоцкой, таким образом он был сохранен.

В феврале 1839 года в соборе состоялся Полоцкий церковный собор, подготовленный царским правительством и униатским литовским епископом Иосифом Семашко. Собор провозгласил отмену решений Брестского собора 1596 года. Униатская церковь в Беларуси была причислена к Русской православной церкви.

Храм часто ремонтировался — в 1850г., в 1879 г. Очередной ремонт Полоцкого Софийского собора проводился капитально и был выполнен в 1913 году с участием русского архитектора П. Покрышкина. Была проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

В период недолгой оккупации части территории Беларуси в 1918 году в соборе была устроена немецкая кирха.

В 1924 году в рамках советской атеистической программы церковь закрыли. София была превращена в краеведческий музей.

В годы Великой Отечественной войны с начала 1942 по июль 1944, желая завоевать симпатии населения, немецкие власти разрешили возобновить богослужения.

После войны из-за нехватки складских помещений в соборе разместили склад ”Заготзерно”. Многие годы собор служил хранилищем и архивом.

Реставрация и реконструкция

С конца 1969 года до 1983 года в соборе проводились реставрационные и восстановительные работы по проекту белорусского архитектора Валерия Слюнченко. Одновременно проходили архитектурно-археологические исследования под руководством искусствоведа, кандидата наук Валентина Булкина.

После их окончания в 1983 году был открыт концертный зал, который славится своей великолепной акустикой.

В 1987 году впервые открыл свои двери Музей истории архитектуры Софийского собора.

В период с 2010 года по 2013 год в храме в процессе реконструкции обновили:

В 2017 году проводились сложные ремонтные работы по наладке отопления, вентиляционной системы и по покраске фасада.

Современное положение

В настоящее время Софийский собор — один из важнейших культурных центров Беларуси, главный объект религиозного туризма. Здесь проходят экскурсии, концерты, творческие вечера, проводятся фестивали, совершаются богослужения.

Музей истории архитектуры и концертный зал находятся в составе Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Месторасположение

Расположен собор в очень живописном месте на высоком правом берегу реки Западная Двина, где в нее впадает речка Полота, в честь которой и назван город. Храм святой Софии в Полоцке поражает своей нереальной красотой и величием.

  1. Борисов камень — 52м ,один из четырех белорусских валунов, на которых нанесены изображения крестов и древние надписи. Существует поверье, что, если прикоснуться к камню и загадать желание, оно обязательно сбудется.
  2. Памятник кривичам — 175м.
  3. Родник находится на спуске к улице Нижне-Покровская.
  4. Полоцкий краеведческий музей — 287 м.
  5. Комплекс иезуитского коллегиума — 460м.
  6. Памятник студенту — 468м.
  7. Художественная галерея — 500м.
  8. Памятник Героям Отечественной войны 1812г. — 550м.
  9. Памятник Евфросинии Полоцкой — 600м.

Адрес: Беларусь, Витебская область, г.Полоцк, ул.Замковая № 1, набережная Западной Двины.

Сайт: htt://sophia.polotsk.museum.by и эл.почта : sophia.polotsk@museum.by

  • с 10-00 до 17-00 каждый день, кроме понедельника;
  • в летнее время (с 1 июня по 31 августа) с 10-00 до 18-00 каждый день, кроме понедельника.

Как добраться

На привокзальной площади установлен информационно-туристический стенд с телефонами и картой города с достопримечательностями.

От вокзала и автовокзала (ул.Октябрьская, 25) можно доехать автобусом №2, от остановки «Швейная фабрика» (ул.Октябрьская, 25) до остановки «Райисполком»(ул.Толстого 6).

Пешком прямо от вокзала можно пройти по улице Гоголя до набережной реки Западная Двина (ул. Нижне-Покровская), повернуть направо и пройти 2000 м.

Архитектура и убранство сооружения

Софийский собор в Полоцке является двухуровневым храмом. Верхний уровень — это сам храм. Под ним находится большое подземелье — это нижний уровень, состоящий из останков Xl века.

Внешний вид

Первоначально собор Xl в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры.

На плане Полоцка 1707 года София уже выглядит как храм оборонительного типа.

В 1738—1750гг. собор перестроен как каменная базилика в стиле позднебелорусского или виленского барокко. В этом стиле строение сохранилось до наших дней.

Внутреннее оформление

Интерьер Софийского собора формировался по пути соединения восточной и римской церквей.

После реставрации стены собора имеют соловый тон, светлые пилястры, множество украшений в стиле барокко и рококо: вазы, цветы, стилизованные растения, пышная позолота.

На алтарном своде находится барельефное изображение Троицы Новозаветной. На втором ярусе в барочном лепном украшении сохранилось изображение Спаса Нерукотворного.

В центре над царскими вратами можно увидеть копию работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В северо-западной части храма находится фрагмент композиции «Распятие с Предстоящими».

Богатейший внутренний интерьер храма стоит увидеть воочию.

Концертный зал

Впервые в концертном зале прозвучала музыка 19 февраля 1983 года.

В 1985 году чешские мастера установили орган, изготовленный по индивидуальному проекту. На открытии первым исполнителем был известный российский композитор Олег Янченко. Первой же солисткой была Вивиана Софроницкая.

С 1988 года бессменной солисткой является лауреат международных конкурсов — Ксения Погорелая.

Благодаря известной исполнительнице музыка в стенах собора звучит круглый год:

  • каждое воскресенье в 15-00 проводятся органные концерты;
  • для юных слушателей проводятся различные музыкальные программы;
  • ежегодно в марте-апреле проходит Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки;
  • в ноябре-декабре— Международный фестиваль органной музыки «Званы Софii».

Музей истории архитектуры

Открытие музея состоялось в 1987 году. Выставочная экспозиция размещена в нижнем уровне собора, поскольку там в ходе археологических раскопок были обнаружены стены и кладки древней постройки.

Экспозиция музея рассказывает о событиях многовековой истории края. С западной стороны сохранился фрагмент главного входа в Софийский собор Xl века. В проеме древнего портала представлены миниатюры из Радзивилловской летописи, в которой описываются строительные традиции Древней Руси.

Богослужения

В 20-е годы XX века богослужение в церкве было прекращено.

Только один раз в год — 5 июня — в день памяти святой Евфросинии Полоцкой проводится православное богослужение.

Затем проходит крестный ход до Спасо-Евфросиньевского монастыря.

Для самостоятельного посещения базилики и музея можно воспользоваться аудиогидом на белорусском, русском и английском языках. У входа в здание работает киоск, в котором можно приобрести путеводители, карты, сувениры, книжную продукцию.

Видео о соборе

В этом видео диктор очень интересно рассказывает о самой главной достопримечательности города Полоцка.

В этом видео вы можете прослушать, как звучит музыка в концертном зале.

Софийский собор (Полоцк)

Величественная достопримечательность Беларуси – Софийский собор в Полоцке. Он был воздвигнут в 11 веке, претерпел ряд пожаров, разрушений, изменений, реконструкций, но по-прежнему служит людям – как архитектурная, историко-культурная ценность и как культовое сооружение.

Наследие десяти веков

Первоначально собор Святой Софии в Полоцке построил князь Всеслав. Видимо, он сделал много славных дел, если носил прозвище Чародей. По его распоряжению в 1030-1060 годах византийские и местные мастера трудились над возведением большой церкви там, где располагался Верхний замок. Константинопольская базилика была образцом для нового храма.

Церковь была построена в канонах православного зодчества той эпохи: имела семь куполов, толстые стены (не менее двух метров), башню с лестницей, по которой поднимались на княжеские хоры. Место Всеслав Брячиславич выбрал согласно лучшим традициям. Храм входил в комплекс княжеских построек на высоком берегу Западной Двины, там, где в нее впадает небольшая река Палата. Он обеспечивал сохранность религиозных святынь, был усыпальницей полоцких князей. Историки подтверждают, что упоминание и краткое описание Софийского собора в Полоцке есть в нескольких древнейших источниках 11-12 вв.

Между двух конфессий

Сложная судьба ждала церковь впоследствии. Несколько раз она страдала от больших пожаров. Менялась власть и зданию отводилась новая особая роль. Брестская церковная уния в 1596 году передала храм униатам. Так, в конце 16 в. он стал греко-католическим, был видоизменен его облик. Затем в ходе русско-польской войны он перешел к православной церкви, а в 1667 опять к униатам.

Но не только архитектура подверглась разрушениям и «репрессиям». Православное население было обеспокоено слишком большим давлением католических священников. Это вылилось в несколько тяжелых событий 17 в. и начала 18 века. Религиозные распри приводили не только к смене конфессий, но и к кровопролитию. Одна из таких трагедий, произошедшая в 1705 году, связана с именем Петра Первого.

Взрыв порохового склада привел к разрушению собора в 1710 году. Лишь в 1738-1950 годах перестраивать сооружение взялся архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц. В 1812 г. Наполеон, как и русский царь, не проявил уважения к церкви. В этих стенах он устроил конюшню. В 1839 году собор вновь стал православным. Перед Первой мировой войной его обновили, отреставрировали. В музей краеведения здание превратилось благодаря атеистической и просветительской идеологии советского строя в 20-е годы 20 в. Немцы, оккупировавшие эти земли, использовали здание как костел.

Архитектурные достоинства храма Святой Софии в Полоцке

Архитектурный стиль Софийского собора в Полоцке – виленское барокко, также называемое позднебелорусским. От древней постройки сохранились восточная апсида, камни фундамента, частично – столбы. На некоторых из камней археологи обнаружили подписи ее строителей.

Белоснежное здание с двумя башнями, высотой по 50 метров, прекрасно смотрится на высоком берегу реки. Барокко привнесло фигурные карнизы, лепнину, барельефы, скульптуру, послужившие украшением церковного интерьера.

Внутреннее убранство очень эффектно. Белые с золотой отделкой стены, колонны, арки, а также изящный декор настраивают на возвышенный лад. Часть фресок сохранились от прежних времен: таковы «Нерукотворный Спас», «Тайная вечеря» (скопирована картины Леонардо да Винчи).

Важные факты о соборе

  • Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
  • ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
  • Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
  • Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.

Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень. Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.

Концертный зал и музей

Этот великолепный памятник прежних лет служит многообразным целям: как культовым, религиозным, так и светским, туристическим. Православное богослужение и крестный ход в день памяти Святой Евфросинии Полоцкой напоминает о первоначальной роли церковного здания.

Реставрационные и археологические работы, которые проводились в советское время – в 80-е годы, дали новую жизнь этому комплексу. Здесь проходят концерты органной музыки, фестивали. Акустика огромного зала и сам орган Софийского собора Полоцка оставляют незабываемое впечатление.

Читайте также:  Борисоглебский монастырь в Дмитрове: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Музей истории архитектуры также очень интересен. Он уже более 30 лет является одним из наиболее посещаемых мест этого белорусского города, известного своим богатым историческим и культурным наследием. Здесь представлен макет храма 11 века (очень напоминающий Новгородский и Киевский соборы) и уникальные археологические экспонаты.

График работы

Летом посетить музей можно с 10 до 18 часов ежедневно (кроме понедельника). В остальное время он открыт с 10 до 17 часов (также кроме понедельника). Билетная касса прекращает работу за полчаса до закрытия музея. Администрация просит обращать внимание на афишу и специальные мероприятия, из-за которых доступ экскурсантов ограничен.

Как доехать до храма Софии в Полоцке

Адрес собора Софии – Полоцк, ул. Замковая, 1. Город расположен в Витебской области Республики Беларусь. Туристические маршруты ведут из Витебска в национальный Полоцкий историко-культурный заповедник.

Софийский собор в Полоцке

Софийский собор в Полоцке — один из самых ранних храмов древней Руси, и самый старый на территории Беларуси. Он был построен в 1044 – 1066 годах по распоряжению Полоцкого князя Всеслава Чародея. Для строительства были приглашены мастера из Византии.

История

Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями), а затем собор был заново отстроен в восемнадцатом веке.

Оригинальное здание было построено по образу собора Святой Софии в Константинополе. О его строительстве распорядился князь полоцкий Всеслав Брячиславич, вошедший в историю под прозвищем «Всеслав Чародей». Софийский собор Полоцка стал культурным и религиозным центром, в нём находились библиотеки, архивы, казначейство, хранились религиозные святыни и размещалась княжеская усыпальница.

Во времена Великого княжества Литовского, этот собор был единственным православным храмом в городе. В 1596 году, после заключения Брестской церковной унии, храм передан униатской церкви. В семнадцатом веке Софийский собор несколько раз переживал страшные пожары, но был реставрирован и перестроен. Во время Северной войны в соборе был размещён склад амуниции, по приказу Петра. Согласно одной из версий, царь Петр требовал у служителей ключи от «царских врат». А когда они отказались, то в гневе убил настоятеля и четырёх монахов. После этого Петр хотел передать храм православным, но они отказались, опасаясь мести со стороны униатов. Тогда собор и было решено использовать под склад. Увы, взрыв этого склада и стал для старинной постройки фатальным. От оригинального здания на сегодняшний день остались лишь кладка, фундамент и фрески. В семнадцатом веке здание полоцкого собора было построено заново и на сей раз в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года, когда Полоцк заняли французы, здание собора использовали под конюшни. В начале 20 века в храме был проведён капитальный ремонт. Советская власть признала архитектурную и историческую ценность Софийского собора. Поэтому церковь там закрыли, но само здание использовали как краеведческий музей.

Пусть оригинальное старинное здание собора не сохранилось, но он поражает красотой и величием и в наши дни! Собор расположен на живописном берегу Западной Двины. Здесь проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной музыки. Внутри здания собора вас ждут великолепные барочные колонны, лепные украшения, барельефное изображение Троицы Новозаветной и даже фреска со старинной копией «Тайной Вечерии» Леонардо да Винчи.

Туристы чаще всего приезжают в Полоцк из Витебска. Если вы планируете осмотреть все достопримечательности этих городов, рекомендуем остановиться на несколько дней в любой из гостиниц Витебска.

Рядом есть агроусадьбы!
Посмотрите все варианты размещения в нашем каталоге агроусадеб, коттеджей и баз отдыха. Природа, гостеприимство и национальная кухня!

Интересные факты

  • Софийский собор – древнейшая каменная постройка на территории Беларуси
  • Ежегодно в концертном зале Софийского собора проходит более 300 концертов органной и камерной музыки
  • Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

Музей истории архитектуры Софийского собора

Музей располагается прямо в здании Софийского собора. Впервые он открыл двери для посетителей в 1987 году, а еще раньше, в 1983 году был открыт концертный зал, в котором ежегодно проходят фестивали органной музыки. Самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сaфii».

Экспозиция музея расскажет о судьбе собора, его многочисленных перестройках и реставрациях. Здесь можно увидеть сохранившийся фундамент и древние фресковые росписи одиннадцатого века.

Адрес Софийского собора в Полоцке

Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Замковая, 1

Официальный сайт:

Время работы:

Музей работает с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме понедельника.
В летнее время (c 1 июня по 31 августа) с 10.00 до 18.00 каждый день, кроме понедельника

Собор святой Софии в Полоцке — рассмотрим по полочкам

Величественная достопримечательность Беларуси – Софийский собор в Полоцке. Он был воздвигнут в 11 веке, претерпел ряд пожаров, разрушений, изменений, реконструкций, но по-прежнему служит людям – как архитектурная, историко-культурная ценность и как культовое сооружение.

Оригинальная постройка

Макет первоначального облика Софийского собора

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров. При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

Краткое описание

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Софийский собор в Полоцке с высоты птичьего полёта

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св. Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии.

С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св. Софии по образцу собора-тёзки в Константинополе, Всеслав стремился возвеличить княжескую власть в Полоцке.

Вид на собор с противоположной стороны реки Западная Двина

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом. Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии. В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Вид на фасад собора

Горожане сетовали на то, что вот уже как 5 лет Кунцевич держит православные церкви опечатанными, заключает в тюрьмы и подвергает пыткам священников, не желающих принимать униатский катехизис. В своём фанатизме епископ дошёл до того, что в 1622 году приказал выкопать христианские тела из могил и отдать их на растерзание собакам. Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче. Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Фрагмент фасада собора

История

Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями), а затем собор был заново отстроен в восемнадцатом веке.

Оригинальное здание было построено по образу собора Святой Софии в Константинополе. О его строительстве распорядился князь полоцкий Всеслав Брячиславич, вошедший в историю под прозвищем «Всеслав Чародей». Софийский собор Полоцка стал культурным и религиозным центром, в нём находились библиотеки, архивы, казначейство, хранились религиозные святыни и размещалась княжеская усыпальница.

Во времена Великого княжества Литовского, этот собор был единственным православным храмом в городе. В 1596 году, после заключения Брестской церковной унии, храм передан униатской церкви. В семнадцатом веке Софийский собор несколько раз переживал страшные пожары, но был реставрирован и перестроен. Во время Северной войны в соборе был размещён склад амуниции, по приказу Петра. Согласно одной из версий, царь Петр требовал у служителей ключи от «царских врат». А когда они отказались, то в гневе убил настоятеля и четырёх монахов. После этого Петр хотел передать храм православным, но они отказались, опасаясь мести со стороны униатов. Тогда собор и было решено использовать под склад. Увы, взрыв этого склада и стал для старинной постройки фатальным. От оригинального здания на сегодняшний день остались лишь кладка, фундамент и фрески. В семнадцатом веке здание полоцкого собора было построено заново и на сей раз в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года, когда Полоцк заняли французы, здание собора использовали под конюшни. В начале 20 века в храме был проведён капитальный ремонт. Советская власть признала архитектурную и историческую ценность Софийского собора. Поэтому церковь там закрыли, но само здание использовали как краеведческий музей.

Пусть оригинальное старинное здание собора не сохранилось, но он поражает красотой и величием и в наши дни! Собор расположен на живописном берегу Западной Двины. Здесь проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной музыки. Внутри здания собора вас ждут великолепные барочные колонны, лепные украшения, барельефное изображение Троицы Новозаветной и даже фреска со старинной копией «Тайной Вечерии» Леонардо да Винчи.

Туристы чаще всего приезжают в Полоцк из Витебска. Если вы планируете осмотреть все достопримечательности этих городов, рекомендуем остановиться на несколько дней в любой из гостиниц Витебска.

Рядом есть агроусадьбы!
Посмотрите все варианты размещения в нашем каталоге агроусадеб, коттеджей и баз отдыха. Природа, гостеприимство и национальная кухня!

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов. Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах. В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Читайте также:  Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос: история и адрес монастыря

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами. Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

Между двух конфессий

Сложная судьба ждала церковь впоследствии. Несколько раз она страдала от больших пожаров. Менялась власть и зданию отводилась новая особая роль. Брестская церковная уния в 1596 году передала храм униатам. Так, в конце 16 в. он стал греко-католическим, был видоизменен его облик. Затем в ходе русско-польской войны он перешел к православной церкви, а в 1667 опять к униатам.

Но не только архитектура подверглась разрушениям и «репрессиям». Православное население было обеспокоено слишком большим давлением католических священников. Это вылилось в несколько тяжелых событий 17 в. и начала 18 века. Религиозные распри приводили не только к смене конфессий, но и к кровопролитию. Одна из таких трагедий, произошедшая в 1705 году, связана с именем Петра Первого.

Взрыв порохового склада привел к разрушению собора в 1710 году. Лишь в 1738-1950 годах перестраивать сооружение взялся архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц. В 1812 г. Наполеон, как и русский царь, не проявил уважения к церкви. В этих стенах он устроил конюшню. В 1839 году собор вновь стал православным. Перед Первой мировой войной его обновили, отреставрировали. В музей краеведения здание превратилось благодаря атеистической и просветительской идеологии советского строя в 20-е годы 20 в. Немцы, оккупировавшие эти земли, использовали здание как костел.

Софийский собор сегодня

В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.

Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.

Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе, который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган.

Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе:

Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (март-апрель);

Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» (ноябрь-декабрь).

Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).

Архитектурные достоинства храма Святой Софии в Полоцке

Архитектурный стиль Софийского собора в Полоцке – виленское барокко, также называемое позднебелорусским. От древней постройки сохранились восточная апсида, камни фундамента, частично – столбы. На некоторых из камней археологи обнаружили подписи ее строителей.

Белоснежное здание с двумя башнями, высотой по 50 метров, прекрасно смотрится на высоком берегу реки. Барокко привнесло фигурные карнизы, лепнину, барельефы, скульптуру, послужившие украшением церковного интерьера.

Внутреннее убранство очень эффектно. Белые с золотой отделкой стены, колонны, арки, а также изящный декор настраивают на возвышенный лад. Часть фресок сохранились от прежних времен: таковы «Нерукотворный Спас», «Тайная вечеря» (скопирована картины Леонардо да Винчи).

Современное состояние

После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сафіі», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.

В Софийском соборе в Полоцке уже имели честь выступить такие органисты-виртуозы как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия).

Один раз в год, 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение. Затем от Софийского собора до Спасо-Евфросиньевского монастыря проходит крестный ход.

В Софии Полоцкой выявлены надписи XI века. В фундаменте на большом плоском камне процарапаны имена людей, которые строили собор: «Довыдь, Тоума, Микуола», а также «Петьрь, Воришь». Слово пизда на камне в Софии Полоцкой почти на век старше надписи на новгородской берестяной грамоте 955 — середина XI века.

Достопримечательности вблизи Софийского собора

Прямо возле собора установлен Борисов камень XII века – один из четырех белорусских валунов, на который нанесены изображения крестов и древние надписи.

В древнем Полоцке сохранилось много памятников исторического и архитектурного наследия, большинство из которых – православные святыни. Например, целый комплекс культовых сооружений, связанных с именем белорусской просветительницы Ефросинии Полоцкой:

В Полоцке вы увидите старинные здания и памятники с интересной историей. Среди них:

Концертный зал и музей

Этот великолепный памятник прежних лет служит многообразным целям: как культовым, религиозным, так и светским, туристическим. Православное богослужение и крестный ход в день памяти Святой Евфросинии Полоцкой напоминает о первоначальной роли церковного здания.

Реставрационные и археологические работы, которые проводились в советское время – в 80-е годы, дали новую жизнь этому комплексу. Здесь проходят концерты органной музыки, фестивали. Акустика огромного зала и сам орган Софийского собора Полоцка оставляют незабываемое впечатление.

Музей истории архитектуры также очень интересен. Он уже более 30 лет является одним из наиболее посещаемых мест этого белорусского города, известного своим богатым историческим и культурным наследием. Здесь представлен макет храма 11 века (очень напоминающий Новгородский и Киевский соборы) и уникальные археологические экспонаты.

Софийский собор в Полоцке – самая древняя святыня Белоруссии

Адрес: Республика Беларусь, г. Полоцк
Дата первоначального строительства: 1030 – 1060 годы
Дата разрушения собора: 1710 год
Дата восстановления: 1738 -1750 годы
Архитектор: Иоганн Глаубиц
Координаты: 55°29’10.9″N 28°45’30.7″E

Краткое описание

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Софийский собор в Полоцке с высоты птичьего полёта

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св. Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии.

С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св. Софии по образцу собора-тёзки в Константинополе, Всеслав стремился возвеличить княжескую власть в Полоцке.

Вид на собор с противоположной стороны реки Западная Двина

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом. Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии. В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Вид на фасад собора

Горожане сетовали на то, что вот уже как 5 лет Кунцевич держит православные церкви опечатанными, заключает в тюрьмы и подвергает пыткам священников, не желающих принимать униатский катехизис. В своём фанатизме епископ дошёл до того, что в 1622 году приказал выкопать христианские тела из могил и отдать их на растерзание собакам. Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче. Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Фрагмент фасада собора

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов. Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах. В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами. Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

Ссылка на основную публикацию