Софийский собор в Вологде: история и описание, адрес, архитектура, праздники и святыни

Софийский собор, Вологда: история, описание, фото

Софийский собор (Вологда), описание которого можно встретить практически в любом издании, посвящённом древнерусской архитектуре, знал в прошлом лучшие времена. К нему как центру православия Русского Севера стекались тысячи богомольцев, и, заслышав звон колоколов, падали ниц. Сегодня это лишь музей – собрание свидетельств минувшей когда-то жизни.

Государево повеление

Софийский собор в Вологде, история которого восходит к временам правления Ивана Грозного, был заложен по личному повелению царя в 1568 году. Из старинных летописей известно, что незадолго до этого началось строительство Вологодского кремля, определившего своим положением центр города.

Прежний деревянный городской собор Воскресения Господня, находившийся на так называемой Ленивой площадке – части древнейшего Вологодского городища, оказался за пределами строительства. Вместо него государь распорядился построить новый каменный храм и освятить его в честь Софии Премудрости Божией.

Собор – детище грозного царя

Распорядившись о начале строительства, Иван Грозный указал и образец, в соответствии с которым должен был выглядеть новый храм. Им оказался Успенский собор Московского Кремля. Очевидно, государь желал, приезжая в свою северную опричную резиденцию, иметь перед глазами подобие столичной святыни.

Строительству кремля, которому надлежало, прежде всего, выполнять функции оборонительного сооружения, царь придавал большое значение и лично наблюдал за ходом работ. В последний раз посетил он Софийский собор (Вологда) после того, как на его кровлю были подняты купола, увенчанные крестами. И вот тут произошло некое событие, оставившее в истории весьма смутный след и породившее самые противоречивые толки.

Великий конфуз

Доподлинно известно, что в 1570 году государь вдруг неожиданно и без видимых причин покинул Вологду, не дождавшись окончания строительства, в отношении которого проявлял столь живое участие. После его отъезда все работы были заброшены, и не только собор, но и кремль стояли незавершёнными ещё несколько лет.

Некоторый свет на это проливает летопись, составленная уже в 1716 году Иваном Слободским. В ней он приводит рассказ о том, как во время последнего посещения царём недостроенного собора со свода неожиданно сорвалась часть облицовки, и, падая, угодила ему в голову. Жив самодержец остался, но прогневался необычайно.

Гнев государя

Нетрудно представить ужас вологодского воеводы, отвечавшего за строительство, и уже готового расстаться с жизнью. Однако отвела от него беду Царица Небесная. Государь же, придя в себя, приказал разобрать столь повинный перед ним собор. Говорили потом, что в случившемся он увидел для себя дурное предзнаменование.

Разбирать не стали, а, выждав время, пока уляжется гнев и заживёт голова, пали пред ним с мольбами не губить напрасно труды людские да средства, нажитые потом-кровью. Долго молили, не один год прошёл с тех пор, да всё без толку. Лишь в царствование его сына Фёдора Иоанновича, в 1587 году, опальный храм был, наконец, достроен и освящён.

Беды последующих лет

Софийский собор (Вологда), столь неудачно начавший свою жизнь, претерпел немало бед и в последующие годы. Так, в Смутное время, когда город был захвачен польско-литовскими оккупантами, вкупе со всяким уголовным сбродом, он был разорён и подожжён. В огне погибло всё, что не смогли разграбить: иконостас, крыша и главы с крестами.

Лишь благодаря щедротам восшедшего на престол первого государя из Дома Романовых – Михаила Фёдоровича, удалось в кратчайший срок восстановить собор, и в 1613 году после повторного освящения он вновь открыл свои двери честному люду. Известно, что и в последующие годы царь неоднократно жертвовал собору то деньги, то драгоценную церковную утварь.

Во времена правления Петра I Софийский собор (Вологда) дважды горел. Первый раз Господь попустил случиться беде в 1698 году – удар молнии пришёлся в центральный купол, отчего всё здание вскоре охватил огонь. Второй раз несчастье приключилось в 1724 году. По недосмотру или по чьей-то злой воле, но в этот раз урон был столь велик, что восстанавливать храм пришлось почти двадцать лет. С тех давних пор до наших дней сохранился уникальный пятиярусный иконостас, выполненный, специально выписанными новгородскими мастерами.

Облик собора, сохранившийся до наших дней

Дополнительные изменения в облике собора появились в ходе капитального ремонта, проводившегося в период с 1848 по 1851 год. Были, в частности, сооружены каменные притворы – дополнительные пристройки перед входами, расширены оконные проёмы, а крыша приобрела присущий ей сегодня зелёный цвет. Ещё через девять лет Софийский собор (Вологда) обнесли каменной стеной.

В окончательном виде он явил собой пятиглавый храм, основной объём которого в плане представляет собой прямоугольник. С западной стороны к нему пристроены три мощные апсиды – полукруглые выступы, внутри которых находятся алтари.

Шесть колонн, находящиеся внутри помещения, поддерживают кровлю и делят пространство на три отделения – нефа. Высота собора равна пятидесяти восьми с половиной метрам, а площадь – девятистам восьмидесяти пяти с половиной квадратным метрам. Именно в таком виде его можно увидеть и сегодня.

Колокольня-великан

Особый интерес представляет собой колокольня Софийского собора (Вологда), имеющая высоту семьдесят восемь с половиной метров. Она была возведена в 1870 году на месте прежней невысокой деревянной колокольни, имевшей шатровое завершение.

Инициатором строительства стал архиепископ Вологодский Палладий, пожелавший, чтобы новая звонница была самой высокой в епархии. Слово владыки – закон, и простоявшую более двух столетий прежнюю колокольню снесли, оставив лишь её нижнюю каменную часть, ставшую основой новой постройки, сохранившейся без изменений до наших дней.

Божий храм, ставший музеем

После октябрьского переворота собор ещё в продолжение пяти лет оставался религиозным центром города, а в 1923 году был закрыт. Благодаря своей исторической и художественной ценности, которую сознавали даже хозяева новой жизни, его не разрушили и не перестроили, а передали в распоряжение местного краеведческого музея.

Отныне Софийский собор в Вологде, фото которого представлены в статье, превратился в экспозицию, посвящённую истории религии и атеизма. Стоит упомянуть, что подобная судьба постигла и знаменитый Казанский собор в Ленинграде. В 1929 году в помещении вологодского собора-музея был установлен маятник Фуко, предназначенный для наглядного доказательства суточного вращения земли. Через два года такой же экспонат появился и в другом храме, превращённом в музей, – Ленинградском Исаакиевском соборе.

В настоящее время, несмотря на все перестроечные веяния и коренные идеологические изменения, храм, упразднённый в первые послереволюционные годы, по-прежнему остаётся музеем – тем, чем привыкла гордиться советская Вологда.

Софийский собор, режим работы которого уже много десятилетий определяется не началом и концом богослужений, а временем, удобным для проведения экскурсий, открыт ко всеобщему обозрению. Ежедневно кроме четверга с 10:00 до 17:00, а по четвергам с 10:00 до 20:00 можно осмотреть его главное здание, а также находящуюся рядом с ним колокольню.

Софийский собор (Вологда)

Софи́йский собо́р (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.

Содержание

История

Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору. Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно. Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560—70-ми годами.

В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде. Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением:

Собор оставался неоконченным до 1587 года, когда при царе Фёдоре Иоанновиче приступили к его достройке. Отделка была выполнена не полностью: окончен был лишь южный придел, средняя же часть храма была достроена позднее.

Раньше, чем главный престол был освящён южный придел собора. В 1587 году он был освящён Антонием, епископом Вологодским и Великопермским во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, патронального святого царя Иоанна IV Грозного, крещённого в день памяти святого. Придел располагался в дьяконнике собора вплоть до капитального ремонта интерьера 1848—1850 годов.

В 1612 году, во время того как «польские и литовские люди и черкасы и казаки и русские воры» захватили Вологду, собор был разгромлен и повреждён пожаром: сгорели крыша и главы с крестами. После ухода захватчиков начались доделки и исправления собора. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности были временно взяты из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей. В 1612—1613 годах отремонтированный собор, в том числе и главный престол, освятили повторно.

В 1639 году Михаил Фёдорович пожертвовал в собор Софии медное паникадило весом 28 пудов 30 фунтов. Через несколько лет в Архангельске для собора были куплены ещё три паникадила заграничной работы.

При епископе Гаврииле в 1686—1688 году собор был расписан артелью ярославских иконописцев под руководством Дмитрия Григорьева. Перед росписью были растёсаны пять окон четверика и прорублены окошки в нижней части апсид. Оконные откосы были также расписаны артелью Дмитрия Григорьева.

В 1698 году и 1724 году собор подвергался разрушительным пожарам. После пожара 1724 года, в 1737—1744 годах был установлен новый пятиярусный иконостас, существующий и сейчас.

До 1776 года, то есть до постройки тёплого Воскресенского собора, богослужения в Софийском соборе проходили круглый год.

При капитальном ремонте 1848—1851 годов ко всем входам были пристроены каменные притворы, были расширены оконные проёмы, крышу покрасили в зелёный цвет. В 1860-х годах вокруг Софийского собора была поставлена каменная ограда.

Собор посещали императорские особы: в 1724 году — Пётр I, в 1824 году — Александр I, в 1858 году — Александр II.

В 1923 году собор был закрыт и передан краеведческому музею. В Софийском соборе была размещена экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. С 1935 года Софийский собор является памятником федерального значения.

В 1966—1968 годах Всесоюзные научно-реставрационные мастерские (ВСНРМ) под руководством архитектора В. С. Баниге были проведены реставрационные работы, в результате которых собору вернули вид, соответствовавший XVII веку: устроено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, установлены новые купола, восстановлены узкие окна в соборе, разобраны каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н. В. Перцева проводились работы по закреплению старинной фресковой живописи.

С 1999 по 2007 год была проведена комплексная реставрация собора. Сейчас Софийский собор находится в ведении Вологодского государственного музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в соборе проводятся службы.

В июне 2007 года в Софийском соборе совершил торжественную литургию Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Описание

Архитектура

Софийский собор представляет собой прямоугольный в плане, шестистолпный, пятикупочный храм, с сильно выступающими полукружиями трёх алтарных апсид. Размеры собора: длина стен — 38,5 м, ширина — 25,6 м, общая высота — 59 м. Материал стен — кирпич. Архитектурным образцом для Софийского собора являлся Успенский собор Московского кремля.

Внутреннее пространство

Внутреннее пространство храма разделено столпами на три нефа. Нефы расположены таким образом, что основные продольный и поперечные нефы, по сравнению с остальными, обладают большей шириной. Средний компартимент западного поперечного нефа перекрыт не крестовым, а коробовым сводом, который опирается на арки, расположенные ниже остальных подпружных арок. Столпы имеют кресчатую форму, завершены импостами, составленными из двух полочек и четвёртого валика между ними. Основания четырёх западных столпов профилированы и близки по форме к аттической базе. Восточная пара столпов баз не имеет. Барабаны глав и крестовые своды опираются на пониженные подпружные арки, которые переброшены между столпами, а также столпами и стенами. Основания барабанов оформлены карнизами в виде валика. Внутреннее пространство собора освещается двумя ярусами узких окон четверика с воронками, без профилировок. Все окна почти одинаковой ширины. В нижнем ярусе — высокие, в верхнем — небольшие. При этом окна верхнего света находятся на большой высоте. Также свет проникает через узкие окна барабанов и апсид. Таким образом, верхнее пространство собора освещено лучше, чем нижнее.

Первоначальная кирпичная алтарная преграда (в настоящее время скрыта иконостасом XVIII века) выложена заподлицо с западными гранями восточной пары столпов.

Иконостас

Существующий иконостас Софийского собора — третий по счёту, был создан в 1733—1741 годах.

Ещё до освящения главного престола в храме был освящён придел Иоанна Предтечи, который просуществовал с 1588 по 1850 годы. Из малого иконостаса этого придела происходит икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1730-е годы), которая сейчас находится в местном ряду иконостаса в завороте к южной стене.

О первом иконостасе Софийского собора и его иконах нет сведений. Второй иконостас был сделан в 1686—1695 годах. За образец был взят иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Иконостас был изготовлен резчиками этого монастыря и увенчан деревянными изображениями херувимов и серафимов. Иконы были написаны вологодскими изографами. Во время пожара в Софийском соборе в 1724 году сгорела северная часть иконостаса.

Читайте также:  Знаменский собор в Курске: история и адрес храма, описание, контакты и телефон, святыни и иконы

Решение о замене иконостаса принял епископ Павел. В 1737 году монахом польского происхождения Арсением Борщевским было изготовлено «тело» иконостаса. Иконы для нового иконостаса заказал следующий за Павлом епископ — Амвросий Юшкевич (до 1734 года — архимандрит Виленского Духова монастыря).

Иконы местного ряда (кроме старых сохранившихся икон: «София Премудрость Божия Слова», «Спас Всемилостивый» и «Богоматерь Одигитрия») были написаны вологодскими мастерами. В ненаписанный «карниз в чюдесех» поместили пядничные иконы. Позднее иконы Софийского собора претерпели многократные поновления, наиболее значительные в 1766 году, при епископе Иосифе Золотом, и в 1848 году, ярославским иконописцем А. М. Колчиным.

Реставрацией 1960—70-х годов с икон были удалены позднейшие наслоения, скрывающие авторскую живопись. Восстановлена лазурно-голубая окраска иконостаса.

Колокольня

Первая деревянная колокольня Софийского собора была построена в конце XVI века и сгорела во время польско-шведской интервенции 22 сентября 1612 года. Новая деревянная была построена в 1620-х годах. Согласно писцовой книге 1627 года, она была восьмиугольной, с шатровым верхом, крытым «чешу́ей», с «двои полати», тремя лестницами, часами, одиннадцатью колоколами. Эта колокольня сгорела в 1636 году. На её месте в 1642 году построили очередную (третью) деревянную.

В 1654—1659 годах деревянную колокольню заменили каменной. Она представляла собой восьмиугольное столпообразное сооружение с шатровым каменным верхом, увенчанным небольшой главкой. При строительстве применялся камень, сохранившийся от постройки кремля Ивана Грозного. На 1863 год насчитывалось 14 колоколов, кроме того колокольня имела часы. О прежней колокольне Софийского собора можно судить по сохранившейся колокольне Владимирских церквей, которая была построена по образу Софийской.

В 1860-х годах при епископе Вологодском Палладии шатровый верх и звон колокольни были сняты. В 1869—1870 годах на сохранившемся нижнем ярусе (высотой около 17 метров) по проекту архитектора В. Н. Шильдкнехта была построена более высокая колокольня в псевдоготическом стиле. С этого времени колокольня имеет высоту 78,5 метров (на 32 метра выше предшествующей) и считается самой высокой в Вологодской епархии. В верхнем ярусе колокольни имеется смотровая площадка. Колокольню венчает позолоченный купол с крестом.

На Софийской колокольне установлены колокола работы голландских, русских и немецких мастеров XVII, XVIII и XIX веков.

Всего в 1701 году на колокольне насчитывалось 22 колокола. В декабре 1871 года на колокольне установили новые часы с четырьмя перечастными колоколами. Когда в 1701 году по всей России описывались колокола для изъятия четвёртой части «колоколенной меди» на военные нужды, вместо софийских колоколов в Москву были отправлены 2 битых колокола, много меди разных сортов и олова. В благодарность от Петра I вологжане получили грамоту, а в 1702 году — 2 колокола в подарок (один из которых — моторинская «Большая лебедь»). Всего на новой колокольне висело 26 колоколов. Все они, за исключением самого маленького, сохранились до наших дней. Колокола Софийского собора вновь используются с 1989 года.

Святыни

  • Усыпальница вологодских архиереев.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Россия, г. Вологда, Вологодский кремль, ул. Сергея Орлова, 15

Телефон: +7 (8172) 76-92-81 (приёмная); +7 (8172) 72-60-96 (бухгалтерия)

Паломнику

В Софийском Соборе службы совершаются в теплое время года (воскресные и двунадесятые праздники), начало службы в 9.30.

Видео





Софийский собор Вологда фото история описание

Содержание:

Софийский собор – самое древнее каменное здание в Вологде, дошедшее до наших дней. На исходе 60-х годов XVI столетия его начали строить по велению царя Ивана Грозного, видевшего в тот период в Вологде свою потенциальную северо-восточную резиденцию.

Софийский собор строился в переломное для Русского государства время. Так и не стал он главным храмом опричной столицы, так и не был посвящен Успению Божией Матери, как желал того Иван Грозный. Освятили его в честь Софии, Премудрости Божией. И уже тогда, когда опричнина канула в Лету — канула тяжелым камнем на шее Рюриковичей.

Софийский собор замечательный образец православных храмов Вологды.

Строительство и освящение Софийского собора в Вологде

Софийский собор — первое каменное здание Вологды. По замыслу Ивана Грозного, вокруг него должны были вырасти стены кремля, а самой Вологде предстояло стать опричной столицей. Замыслы не сбылись. А Софийский собор сбылся. Строительство его было поистине грандиозным. В 1568 году создателям храма Софии было дозволено использовать для возведения будущего кафедрального собора даже тот камень, . . .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

История Софийского собора Вологды

История Софийского собора сравнительно благополучна. На протяжении веков он оставался главным храмом города Вологды и всей обширной епархии, благоукрашаясъ соответственно своему статусу. Не посмели уничтожить его даже безбожники коммунисты: в 1935 году Софийский собор получил статус памятника всесоюзного значения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Иконы и святыни Софийского собора Вологды

В Софийском соборе всегда было множество чтимых икон и иных святынь. Некоторые из них по сей день пребывают на своем месте, хотя и в качестве музейных экспонатов. Среди древних икон Софийского собора особое место занимают иконы Всемилостивого Спаса с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими (ок. 1657), Божией Матери Одигитрии (1641) и Софии Премудр . . .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Архитектура Софийского собора в Вологде

Образцом для Софийского собора в Вологде Иван Грозный избрал Успенский собор Московского Кремля. Но не только московские влияния можно увидеть в Софийском соборе. Близок он во многом и новгородским храмам. Процветший крест Существующие ныне купольные кресты Софийского собора выполнены московскими мастерами по образу крестов Николо-Явленской церкви в Москве на Арбате (не сохранилась). Они отн . . .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Интерьер Софийского собора в Вологде

Внутреннее пространство Софийского собора разделено на три нефа шестью квадратными (или, точнее, крестчатыми) столпами, поддерживающими высокие крестовые своды. Два восточных столпа скрыты от глаз посетителей собора пятиярусным барочным иконостасом. Первоначальный иконостас до наших дней не дошел. Известно, что в 1695 году резчики Троице-Сергиевой обители выполнили для вологодского собора новый, по образцу иконостаса своего Успенского собора. Иконы для него писали мастера-вологжане.

Но и этот иконостас не сохранился. Спустя менее чем пятьдесят лет, в 1733—1741 годах, его сменил ныне существующий. Причиной тому послужил пожар, сильно повредивший в 1724 году северную сторону иконостаса.

Писать иконы для нового иконостаса был приглашен изограф польского происхождения Максим Искрицкий, хорошо владевший приемами западноевропейской светской живописи, властно вторгшейся в церковное искусство. Искрицкий не завершил работу: в 1738 году его выслали из Вологды за промедление в писании икон. Образа местного ряда (кроме нескольких более старых икон) писали вологодские мастера.

Помимо иконостаса, внимание в соборе привлекают фрески работы ярославских изографов. Руководил ими Дмитрий Плеханов, приглашенный архиепископом Вологодским Гавриилом. Фрески покрывают «внутренность» собора сплошь, подобно некоему многоцветному ковру. Плоскости стен и откосы окон, алтарь и своды — все расписано в характерной для ярославской школы XVII века дробной, узорчатой манере.

Программа росписей в целом традиционна. В алтаре, согласно посвящению храма, изображена София, Премудрость Божия, на столпах —фигуры мучеников и благоверных князей. Верхние регистры северной и южной стен отданы евангельским композициям. Ниже изображены сюжеты земной жизни Пресвятой Богородицы и Вселенские Соборы.

Особое место среди росписей храма занимает огромная фреска «Страшный суд» на западной стене. Расположение ее традиционно, однако стоит отметить, что она является самой крупной в России фреской на данный сюжет (400 квадратных метров). Любопытная деталь: иноверцы, которые идут в муку вечную, почти сплошь изображены «ляхами». Видимо, за несколько десятилетий еще не истребилась память о горе, принесенном поляками на Русскую землю. Представлены, впрочем, среди грешников и старцы в условно-восточных костюмах, и женщины, облаченные в пестрые одежды.

В 1852 году интерьер Софийского собора капитально «поновили», почти полностью переписав все фрески. Эти записи, исказившие первоначальный авторский замысел, удалось снять в процессе реставрационных работ, проводившихся начиная с 1960-х годов. Кропотливой реставрации подвергся и соборный иконостас, также пострадавший от позднейших записей.

Софийский собор в Вологде музей – заповедник

Cофийский собор находится сейчас в ведении Вологодского государственного музея-заповедника. Музейный статус храм получил в 1923 году. Это спасло его от разрушения и позволило сохранить в неприкосновенности его убранство. Хотя первоначально в нем размещалась атеистическая экспозиция с непременным маятником Фуко, впоследствии от чужеродных элементов в интерьере собора удалось отказаться.

В 1960-е годы храм был реставрирован под руководством архитектора В. С. Баниге, реставрировавшего также здания Ростовского кремля после страшного урагана 1953 года. В ходе реставрационных работ Софийскому собору вернули тот облик, который он имел в XVII веке. Одновременно началась расчистка и укрепление старинных фресок, скрытых под позднейшими записями.

К концу советской эпохи стало ясно, что Софийскому собору вновь нужна реставрация, но осуществить ее удалось только в 1999—2007 годах. Тогда же в нем самом и на прилегающей к нему территории проводились археологические изыскания, результатом которых стало обнаружение средневекового кладбища, существовавшего здесь до 1560-х годов, когда началось строительство собора и стен кремля.

Службы в Софийском соборе Вологды

Службы в Софийском соборе проходят крайне редко, вне какой-либо регулярной основы. 17 июня 2007 года, в день памяти Собора Вологодских святых, у верующих вологжан был двойной праздник: торжественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К началу богослужения к храму подошли крестные ходы из всех десяти действующих церквей Вологды. Желающих помолиться за патриаршей службой было так много, что собор не смог вместить всех. Многие молились на улице, благо стоял теплый летний день.

Софийский собор

Собор Софии Премудрости Божией. Кафедральный собор Вологодской епархии с конца XVI века до 1924 года.

Софийский собор наряду со Спасским собором Прилуцкого монастыря – древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды. Собор возведен в 1568-1570 годах по распоряжению царя Ивана Грозного. В храме практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века. До 1776 года – года постройки теплого Воскресенского собора, – богослужения в Софийском соборе проводились круглый год. Храм служил усыпальницей вологодских архиереев.

В 1935 году Софийский собор взят под государственную охрану. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 и Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 собор и весь архитектурный комплекс Вологодского Архиерейского подворья отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.

Закладка Иваном Грозным Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного собора Воскресения на Ленивой площадке.

Строительство каменного собора в центре кремля на берегу реки Вологды началось в 1568 году. В качестве архитектурного образца был выбран Успенский собор Московского Кремля. Именно его подобие Иван IV хотел иметь в своей северной опричной резиденции.

Строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться «каменным припасом», заготовленным для постройки стен города и городских зданий. Авторы книги «Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск» Г. Бочаров и В. Выголов отмечают, что большое внимание уделялось строителями прочности и крепости постройки. По сообщению местного летописца, кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя Ивана Грозного, и она отличалась особой тщательностью; то, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя «лубьем и другими орудиями».

В 1571 году в Вологде, как и во многих русских территориях, начало распространяться сильное моровое поветрие; в том же году на Москву напал крымский хан. Вероятно, эти события побудили Ивана Грозного покинуть Вологду и вернуться в столицу. С отъездом царя начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства. Столь спешный отъезд Грозного и последующее запустение строительства местная легенда связывает с одним происшествием, будто бы случившимся с царем в Софийском соборе. Согласно преданию, когда Грозный стал осматривать собор внутри, часть отделки оторвалась от свода и упала на голову государю. Разгневанный царь приказал ломать храм, но, уступая просьбам вологжан, отменил приказ и уехал из города.

Собор оставался неоконченным до 1587 года, когда при царе Федоре Иоанновиче – сыне Ивана IV – приступили к его достройке. Однако, отделка была выполнена не полностью: окончен лишь южный придел, средняя же часть храма достраивалась позднее.

В 1588 году преосвященным Антонием, епископом Вологодским и Великопермским был освящен престол придельного храма во имя усекновения главы Иоанна Предтечи в память о строителе собора Иоанне IV Грозном, крещеном в день памяти этого святого. Придел располагался в дьяконнике собора до капитального ремонта интерьера 1848-1850 годов.

Главный престол собора был освящен в 1612 году в честь Софии Премудрости Божией. Посвящение его Софии связывают с демонстрацией независимости Вологды от Великого Новгорода и возвышением Вологды после переноса в нее из Усть-Выми кафедры Вологодско-Пермской епархии. При этом, как замечает Г. Фроловский, празднование Успения в новгородских землях было связано с Софией, то есть София и Успение – близкие понятия.

После освящения главного престола в конце XVI века вологодский Архиерейский дом по аналогии с новгородским стал именоваться «Домом святой Софеи». Икона Софии Премудрости Слова Божия стала епархиальным символом.

Софийский собор за свою более чем четырехвековую историю подвергался многочисленным переделкам.

Со времени строительства до пожара, возникшего в сентябре 1612 года в результате разорения Вологды польскими отрядами, собор имел шлемовидные завершения и позакомарное покрытие. После пожара собор восстанавливали и украшали в течение всего XVII столетия. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности временно взяли из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей. В 1612-1613 годах после ремонта собор освятили повторно.

Читайте также:  Храм Николая Чудотворца в Клённиках: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

В 1621-1622 годах в соборе поставили новый иконостас, увеличили главы, сделав их луковичными. В 1630-х годах к западному порталу пристроили деревянное крыльцо.

В 1639 году Михаил Федорович пожертвовал в собор Софии медное паникадило весом 28 пудов 30 фунтов. Через несколько лет для собора в Архангельске были куплены еще три паникадила заграничной работы.

В книге «Вологда в ее старине» Г. К. Лукомский приводит следующий интересный факт: «В 1671 году епископ Симон жалуется боярину Ртищеву: «Соборная великая церковь, и все, яже в ней, строение великих государей обетшало: главы, железом белым обитые, обвалились» и просит: «молю тя, рабе Христов, и мне споможение, пачежь церкви велицей сотворити». История умалчивает о том, помог ли Ртищев Симону в его благом намерении. И собор дождался обновления лишь в 1686–1690 годах, когда на архиепископской кафедре в Вологде был преосв. Гавриил. Последний прежде всего обратил внимание на отсутствие в соборе живописи. Желая пополнить этот существенный пробел, он разыскал иконописцев. И вот что о подряде на роспись стен говорит запись в приходо-расходной книге: «1686 года марта 23 подрядился на Вологде соборную церковь и с алтарем и с пределы подписать стенным письмом Ярославец иконописец Дмитрей Григорьев сын Плеханов: ряжено ему от того всего стенного писма 1500 рублев; дано ему, по рядной записи, наперед 400 рублев. Да ему ж иконописцу Дмитрию Григорьеву к тому стенному писму дано на покупку гвоздья на восемдесят тысяч, 50 рублев».

Перед росписью собора были растесаны пять окон четверика и прорублены окошки в нижней части апсид.

После пожара 1698 года были сделаны новые главы прежней луковичной формы бо́льших размеров. В результате к концу 1720-х годов центральная глава осела и повредила соседние. При последующей реконструкции были поставлены луковичные главы меньшего объема, дошедшие в неизменном виде до наших дней. В 1686-1700 годах к западному порталу пристроено каменное крыльцо, сохранившееся до настоящего времени. В 1737-1744 годах вместо сгоревшего в 1724 году старого установлен новый пятиярусный иконостас.

В 1740-х годах вместо позакомарного покрытия сделали четырехскатное. В 1765 году пол в соборе был выстлан плитами из болотного чугуна, отлитыми на Терменгском железоделательном заводе.

В 1848-1851 годах проводился капитальный ремонт Софийского собора, в ходе которого ко всем входам в храм были простроены каменные притворы, расширены оконные проемы, крыша покрашена в зеленый цвет. В 1860-х годах вокруг Софийского собора поставлена каменная ограда.

Софийский собор посещали царские особы: Император Петр I (в конце XVII века и в 1724 году), Император Александр I (1824), Александр II (1858), а также Великие князья, сыновья Александра II: Алексей Александрович (1870), Владимир Александрович (1885), Сергей Александрович (1898).

В начале ХХ века священником вологодской Софии служил отец писателя Варлама Шаламова – отец Тихон (Шаламов).

В 1922 году Софийский собор захватили обновленцы. Через два года под предлогом невыплаты налогов собор был закрыт и передан краеведческому музею под размещение антирелигиозного музея. И. В. Спасенкова в диссертации «Православная традиция русского города в 1917-1930-е годы (на материалах Вологды)» отмечает, что в планах по организации такого музея значилось, например, следующее: «В соборе желательно организовать галерею великих мыслителей человечества, своим учением разрушавших веру в Бога и служивших духовному раскрепощению трудящихся. Галерею следует закончить портретами Маркса, Энгельса и Ленина. Здание Софийского собора должно быть отремонтировано. Надгробия архиерейских могил должны быть убраны – музей не является пантеоном мракобесов». В соборе разместилась экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. В этом же году был снят чугунный и настлан деревянный пол.

В 1950-1960-е годы специалистами Всесоюзных научно-реставрационных мастерских (ВСНРМ) под руководством архитектора В. С. Баниге проведены реставрационные работы, в результате которых восстановлено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, поновлены купола, восстановлены узкие окна в соборе. Тогда же были разобраны построенные в 1850 году каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов, сделан ремонт наружной штукатурки, побелены стены собора. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н. В. Перцева проводились работы по расчистке поздних росписей, выполненных иконописцем Колчиным, и закреплению старинной фресковой живописи Плеханова.

С 1999 по 2007 год проводилась комплексная реставрация собора. Восстановлена разрушенная лицевая кладка, произведена обработка кирпичей цокольной части специальными влагонепроницаемыми составами. С целью поддержания необходимого для сохранения фресковой живописи температурно-влажностного режима устроен теплый пол с вентилируемым подпольным пространством. Выполнены работы по реставрации иконостаса. В 2003 году возле юго-восточного столпа археологами была раскрыта белокаменная кладка. Предположительно, кладка является фундаментом Царского места, где во время богослужений должен был находиться царь. Аналогичные по расположению и качеству исполнения подтронные фундаменты присутствуют только в московском Успенском соборе и в Софийском соборе Великого Новгорода.

Тогда же под фреской редкого сюжета «Поминовение усопших» в углубленной арке на северной стене жертвенника было обнаружено донаторское место, где должен был быть погребен один из главных вкладчиков храма. Таковым был Иван Грозный.

Софийский собор находится в ведении Вологодского музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в весенние и летние месяцы в соборе проводятся службы.

В июне 2007 года в Софийском соборе Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил божественную литургию.

Соборная архитектура

«Софийский собор – прекрасный тип кубического храма, возникший, несомненно, под влиянием форм зодчества, получившего свое начало при Иоанне III. Быть может, и не без основания авторство проекта собора приписывается ученику А. Фиораванти», – писал в своей книге «Вологда в ее старине» (1914 г.) искусствовед Г. К. Лукомский.

Архитектурное сходство Софийского собора с Успенским собором Московского Кремля проявляется в шестистолпной конструкции. Однако по внешнему декоративному убранству вологодский Софийский собор ближе к памятникам Новгорода: отсутствуют аркатуры, бусины портиков и другие архитектурные элементы фасада московского Успенского собора. Аркатуры отсутствуют не только на стенах, но и на барабанах глав.

Собор имеет классический для русского зодчества крестово-купольный план и представляет собой прямоугольник с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Размеры собора: длина стен 38,5 метров, ширина – 25,56 метра, общая высота – 59 метров. Материал стен – кирпич.

В собор ведут открытые порталы с севера и юга и большое сводчатое двухарочное крыльцо с белокаменной гирькой с запада. В последние годы в целях лучшего сохранения фресковой храмовой живописи крыльцо было остеклено. Два яруса узких окон почти одинаковой ширины. В нижнем ярусе – высокие, в верхнем – небольшие.

Алтарные апсиды ориентированы на северо-восток, что расходится с каноническим расположением храмов, обращенных апсидами на восток. Существует версия, что такое смещение оси вызвано тем, что Иван Грозный хотел, чтобы собор был обращен к реке, которая расположена севернее.

Покрытие Софийского собора позакомарное, характерное для крестово-купольной системы строения храма. Собор перекрыт крестовыми сводами с подпружными арками и парусами. Венчают храм пять массивных световых барабанов с купольным перекрытием. Существующая форма луковичных куполов относится к XVII-XVIII векам. Изначальная форма куполов была ближе к шлемовидной с чешуйчатым покрытием. Кресты, поставленные в конце XVII века, выполнены московскими мастерами по образу крестов несуществующей сегодня церкви Николы Явленного в Москве. На среднем кресте посредине изображено Распятие, в трех верхних оконечностях каждого креста вязью изображены слова: Царь Славы (на вертикальной конечности), ИиС ХС (на горизонтальных).

Артель ярославских мастеров во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым приступила к росписи храма 20 июля 1686 года. Дмитрий Плеханов – выходец из Переславля-Залесского – принимал участие в росписи церквей Троицы в Никитниках, Григория Неокесарийского, Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры, церквях Ростовского кремля, церкви Федоровской Богоматери в Ярославле и ряда других.

Работы продолжались два года и завершились, как указывает В. Соколов, автор книги «Вологда. История возникновения, застройки и благоустройства», в конце июня 1688 года. Общая площадь росписей – 5 тысяч квадратных метров.

Работа по росписи разделялась между отдельными членами артели. Непосредственно росписи предшествовало нанесение известкового левкаса с укреплением гвоздями. Старший мастер-знаменщик создавал рисунок, определял систему росписей, процарапывая (графя) ее по влажной штукатурке. Остальные члены артели наносили рисунок по разграфленной основе: доличники писали одежды, мастера палатного письма – растительность и орнаменты, уставщики наносили надписи, лики (лица) писал личник. Техника росписи Софийского собора соответствует приемам, применявшимся в то время в русской монументальной живописи: роспись по непросохшему левкасному грунту и дальнейшей проработкой темперными или клеевыми красками.

В последующем роспись несколько раз поновлялась. Так, в 1852 году ярославский иконописец А. Колчин с артелью подверг живопись Софийского собора капитальному поновлению. В ходе этих работ был искажен колорит живописи, пропала характерная моделировка светотени. Благодаря реставрационным работам, проводимым с 1963 года, роспись была освобождена от позднейших записей.

Система росписи собора подчинена определенной закономерности. Западная стена полностью посвящена Страшному суду. Композиция «Страшный суд» вологодского Софийского собора – самая большая фреска на этот сюжет в России, занимающая площадь около 400 квадратных метров. На столпах храма изображались мученики и благоверные князья. Северная и южная стены, разбитые на горизонтальные пояса, расписаны житийными темами.

По образу Успенского собора Московского Кремля и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры в центральном куполе представлены Христос Вседержитель, в боковых куполах – Иоанн Предтеча, Богоматерь Знамение, Отечество и Спас Эммануил. На стенах барабанов изображены праотцы, на подпружных арках – апостолы. На сводах написаны праздники Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Вознесение, Воскресение, Успение Богоматери, Благовещение, Рождество Богоматери и Преображение. На столпах, расписанных в четыре яруса, изображены мученики, воины, благоверные цари и князья. В алтарных изображениях акцентируется тема прославления Богоматери.

Существующий иконостас Софийского собора, третий по счету, был создан в 1737-1744 годах.

О первом иконостасе собора и его иконах сведений нет. Второй иконостас был сделан в 1686-1695 годах. Его образцом послужил иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Иконостас изготовлен резчиками этого монастыря и увенчан деревянными изображениями херувимов и серафимов. Иконы были написаны вологодскими художниками. Во время пожара в Софийском соборе в 1724 году сгорела северная часть иконостаса.

Решение о замене иконостаса принял Вологодский епископ Павел. В 1737 году монахом польского происхождения Арсением Борщевским изготовлено «тело» иконостаса. Иконы для нового иконостаса заказывает следующий за Павлом епископ – Амвросий Юшкевич. Для исполнения икон он приглашает мастера польского происхождения Максима Искрицкого, жившего в то время в Вологде и владевшего приемами западноевропейской живописи. 21 июня 1738 года, когда работы еще не были завершены, из-за промедления с написанием икон М. Искрицкого высылают из Вологды.

Иконостас Софийского собора выполнен в стиле барокко. Имеет пирамидальную форму с выступающими вперед тремя средними пряслами. Иконы размещены в пять ярусов (рядов). Ярусы разделены позолоченными резными карнизами и поясами, а иконы золочеными каннелированными пилястрами. Всего в иконостасе находится 64 иконы (включая «Распятие»), 54 из них, судя по сведениям консисторского архива, написаны Максимом Искрицким. Манера письма этого мастера уже близка к светской живописи.

Иконы Софийского собора претерпели многократные поновления, наиболее значительные – в 1766 (при епископе Иосифе Золотом) и 1848 годах. Реставрацией 1960-1970 годов с икон были удалены позднейшие наслоения, скрывающие авторскую живопись, восстановлена лазурно-голубая окраска иконостаса.

Софийский собор ныне является единственным свидетелем широких градостроительных замыслов Ивана Грозного в Вологде. Торжественная, величественная София до сих пор играет важную роль в общем архитектурном ансамбле города. «Строителю Софийского собора (предположительно им был Розмысл Петров), – указывает в своей книге «Моя Вологда. Прогулки по старому городу» популяризатор Вологды А. И. Сазонов, – удалось выполнить задачу максимум; средствами зодчества выразить существенную черту эпохи – идею укрепления централизованной власти… Цельность, мощь и легкость удивительным образом сочетаются в облике вологодской Софии и вызывают гордость за державу и человека-создателя. Подчиненный ясному единому замыслу, собор больше говорит об эпохе Ивана Грозного, чем иной роман».

Софийский собор в Вологде: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Ходят про Вологду разные истории, особенно про Ивана Грозного и его страхи в отношении дурных знаков. Даже если никогда и не падала ему на голову штукатурка при строительстве Софийского собора, который он сам и заказал сотворить, на самое древнее каменное сооружение города стоит глянуть. Ну хотя бы, чтобы проверить, правда ли купол звонницы Вологодского собора напоминает профиль Грозного, и убедиться, что у царя были свои причуды при выборе места для алтаря.

Контакты

  • Адрес Софийского собора: Вологда, ул. Сергея Орлова, 15.
  • Телефон для справок: 8 (817) 272-25-11.

Как добраться

Не так велика Вологда, чтобы топать на остановку и настраиваться ехать городским транспортом, да и что-то интересное из достопримечательностей можно проглядеть.

  • Так что вариант 1 – идти пешком, собор в центре города, и все дороги в Вологде, как в старину, ведут к центральной площади.
  • Вариант 2. Троллейбусом № 4. Этот вариант подойдет, если ехать со стороны вокзала. Выходить на ост. «Проспект Победы», откуда купола сразу заметны.
  • Вариант 3. Автобусом. Недалеко от собора остановки «Проспект победы», «Торговая площадь» и «Ленинградская». Ищите автобусы с номерами 4, 7, 8, 11, 14, 16, 22, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 37Э, 38, 42.

Посещение Софийского собора

  1. Можно сказать, что визит в собор предскажет погода. Будет она хорошей и не сырой – будет вам экскурсия, будет, наоборот, пасмурной и ненастной – открытые двери Софийского собора вам не светят. Видимо, так берегут старинные фрески внутри.
  2. Кроме того, у собора есть выходные дни: это понедельник и вторник.
  3. А вот со среды по воскресенье режим работы собора 10:00–17:00.
  4. За вход в собор придется заплатить 200 руб. (он наполовину действующий). Если повезет с экскурсией (ее проводят трижды в день), можно услышать, что такого особенного в интерьере и почему его так берегут.
  5. Расписанные фресками своды, стены, старинный иконостас – можно просто походить по собору, как по музею. Естественно, ничего не трогая руками.
  6. Отдельного внимания достойна колокольня Софийского собора в Вологде. Она принимает гостей в теплый период года, начиная с мая и заканчивая сентябрем, в том же режиме работы, что и сам собор. Это значит, что в первые два дня недели колокольня выходная.
  7. И билет за подъем по деревянным ступенькам тоже платный (дешевле пенсионерам и студентам). Зато путь наверх не скучный: по дороге попадутся колокола, которые, к сожалению, не толкнешь (их охраняет решетка), а также старинные снимки, изображающие хронологию звонницы и собора.
Читайте также:  Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Расписание богослужений

Постоянного графика богослужений в Вологодском соборе не существует. Попасть на службу внутрь можно только при условии, что совпадет время года (теплые весна и лето) и значительный церковный праздник. Тогда в Софийском соборе служат утреннюю службу, в 9:30, которой предшествует ночное бдение.

Интересные факты о соборе

  • Своим отъездом из Вологды Иван Грозный оттянул окончание строительства на 17 лет.
  • Колокольня выше собора на 19,5 м. Правда, она может взять только ростом: собор ее старше. Нынешняя колокольня взамен деревянной возведена была в XIX в. Колокола на ней, кстати, не все русского отлива и почти все старше самой звонницы.
  • Фрески собора писались с середины XVII в., а в XIX в. даже были переписаны коллективом иконописцев из Ярославля. Пара мастеров не справилась бы, фрески занимают примерно 5000 кв. м.
  • С XVI в. собор стал приютом для останков архиереев. Несмотря на разрушения интерьера после 1924 г., склепы и таблички восстановили, и обновленный некрополь у стен собора можно опять изучать. Сегодня там лежат 11 архиереев, первый из которых умер в 1587 г, а последний – в 1802 г.
  • В соборе установлен деревянный иконостас в пять ярусов (начало XVIII в.), 45 икон для которого написал польский художник Максим Искрицкий. Иконы нижнего ряда – в основном, копии тех, что украшали два предыдущих иконостаса собора. Настоящие образа находятся в музее Вологодского кремля.
  • За 400 лет Вологодский собор не раз менял обличье: это были то купола, то покрытие, то иконостас, то колокольня, то крыльцо, то притворы, то окна, то цвет.
  • В 1929 г. в соборе выставлялся маятник Фуко.

Фото Софийского собора (Вологда)

  • Нынешний облик собора – результат многолетних реставрационных работ, которым предшествовали долгие часы исследований.
  • На звоннице могут даже дать «поколоколить». Обязательно попробуйте и расспросите, почему колокол зовут «Малая Лебедь».
  • Немудрено, что с таким обилием работы на стенах и на сводах фрески заказывали целым артелям художников!
  • В 11 склепах покоятся архиереи. Теперь захоронения одинаковые, а раньше были один пышнее другого.

Софийский собор в Вологде — видео

В этом видео вы сможете увидеть Софийский собор внутри и полюбоваться его красотой. Приятного просмотра!

ВОЛОГОДСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР

Вологодский Софийский собор

Вологодский собор во имя святой Софии, Премудрости Божией (Вологодская епархия)

  • Престол: Софии Премудрости Божией
  • Адрес: Россия, 160035, г. Вологда, Кремлевская площадь, 3
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Софийский собор наряду со Спасским собором Прилуцкого монастыря – древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды. С 1587 по 1923 год – кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы – вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев.

    Собор возведен в 1568-1570 годах по распоряжению царя Ивана Грозного. В храме практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.

    Закладка Иваном Грозным Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного собора Воскресения на Ленивой площадке. Строительство каменного собора в центре кремля на берегу реки Вологды началось в 1568 году. В качестве архитектурного образца был выбран Успенский собор Московского Кремля. Именно его подобие Иван IV хотел иметь в своей северной опричной резиденции.

    Строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться “каменным припасом”, заготовленным для постройки стен города и городских зданий. По сообщению местного летописца, кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя Ивана Грозного, и она отличалась особой тщательностью, то, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя “лубьем и другими орудиями”.

    В 1571 году в Вологде начало распространяться сильное моровое поветрие и это событие побудило Ивана Грозного покинуть Вологду и вернуться в столицу. С отъездом царя начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства.

    Собор оставался неоконченным до 1587 года, когда при царе Федоре Иоанновиче приступили к его достройке. Однако, отделка была выполнена не полностью: окончен лишь южный придел, средняя же часть храма достраивалась позднее. В 1588 году преосвященным Антонием, епископом Вологодским и Великопермским был освящен престол придельного храма во имя усекновения главы Иоанна Предтечи в память о строителе собора Иоанне IV Грозном, крещеном в день памяти этого святого. Придел располагался в дьяконнике собора до капитального ремонта интерьера 1848-1850 годов.

    Главный престол собора освящен в 1612 году в честь Софии Премудрости Божией. После освящения главного престола в конце XVI века вологодский Архиерейский дом по аналогии с новгородским стал именоваться “Домом святой Софеи”. Икона Софии Премудрости Слова Божия стала епархиальным символом.

    Софийский собор за свою более чем четырех вековую историю подвергался многочисленным переделкам.

    Со времени строительства до пожара, возникшего в сентябре 1612 года в результате разорения Вологды польскими отрядами, собор имел шлемовидные завершения и позакомарное покрытие. После пожара собор восстанавливали и украшали в течение всего XVII века. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности временно взяли из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей. В 1612-1613 годах после ремонта собор освятили повторно.

    В 1621-1622 годах в соборе поставили новый иконостас, увеличили главы, сделав их луковичными. В 1630-х годах к западному порталу пристроили деревянное крыльцо. В 1639 году Михаил Федорович пожертвовал в собор медное паникадило весом 28 пудов 30 фунтов. Через несколько лет для собора в Архангельске были куплены еще три паникадила заграничной работы.

    После пожара 1698 года были сделаны новые главы прежней луковичной формы больших размеров. В результате к концу 1720-х годов центральная глава осела и повредила соседние. При последующей реконструкции были поставлены луковичные главы меньшего объема, дошедшие в неизменном виде до наших дней. В 1686-1700 годах к западному порталу пристроено каменное крыльцо, сохранившееся до настоящего времени. В 1737-1744 годах вместо сгоревшего в 1724 году старого установлен новый пятиярусный иконостас.

    Вологодский собор

    В 1740-х годах вместо позакомарного покрытия сделали четырехскатное. В 1765 году пол в соборе был выстлан плитами из болотного чугуна, отлитыми на Терменгском железоделательном заводе. В 1848-1851 годах проводился капитальный ремонт Софийского собора, в ходе которого ко всем входам в храм были построены каменные притворы, расширены оконные проемы, крыша покрашена в зеленый цвет. В 1860-х годах вокруг Софийского собора поставлена каменная ограда.

    В 1922 году Софийский собор захватили обновленцы. Через два года под предлогом невыплаты налогов собор был закрыт и передан краеведческому музею под размещение антирелигиозного музея. В соборе разместилась экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. В этом же году был снят чугунный и настлан деревянный пол.

    В 1935 году Софийский собор взят под государственную охрану. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 и Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 собор и весь архитектурный комплекс Вологодского Архиерейского подворья отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.

    В 1950-1960-е годы специалистами Всесоюзных научно-реставрационных мастерских под руководством архитектора В.С. Баниге проведены реставрационные работы, в результате которых восстановлено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, поновлены купола, восстановлены узкие окна в соборе. Тогда же были разобраны построенные в 1850 году каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов, сделан ремонт наружной штукатурки, побелены стены собора. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н.В. Перцева проводились работы по расчистке поздних росписей, выполненных иконописцем Колчиным, и закреплению старинной фресковой живописи Плеханова.

    С 1999 по 2007 год проводилась комплексная реставрация собора. Восстановлена разрушенная лицевая кладка, произведена обработка кирпичей цокольной части специальными влагонепроницаемыми составами. С целью поддержания необходимого для сохранения фресковой живописи температурно-влажностного режима устроен теплый пол с вентилируемым подпольным пространством. Выполнены работы по реставрации иконостаса.

    В 2003 году возле юго-восточного столпа археологами была раскрыта белокаменная кладка. Предположительно, кладка является фундаментом Царского места, где во время богослужений должен был находиться царь. Аналогичные по расположению и качеству исполнения подтронные фундаменты присутствуют только в Московском Успенском соборе и в Софийском соборе Великого Новгорода. Тогда же под фреской редкого сюжета “Поминовение усопших” в углубленной арке на северной стене жертвенника было обнаружено донаторское место, где должен был быть погребен один из главных вкладчиков храма. Таковым был Иван Грозный.

    Вологодские Воскресенский и Софийский соборы с колокольней

    Софийский собор находится в ведении Вологодского музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в весенние и летние месяцы в соборе проводятся службы.

    В июне 2007 года в Софийском соборе Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил божественную литургию.

    6 ноября 2014 года указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия (Депутатова) образовано Архиерейское подворье Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора города Вологды. [1]

    Архитектура

    Собор имеет классический для русского зодчества крестово-купольный план и представляет собой прямоугольник с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Размеры собора: длина стен 38,5 метров, ширина – 25,56 метра, общая высота – 59 метров. Материал стен – кирпич.

    В собор ведут открытые порталы с севера и юга и большое сводчатое двух арочное крыльцо с белокаменной гирькой с запада. В последние годы в целях лучшего сохранения фресковой храмовой живописи крыльцо было остеклено. Два яруса узких окон почти одинаковой ширины. В нижнем ярусе – высокие, в верхнем – небольшие. Алтарные апсиды ориентированы на северо-восток, что расходится с каноническим расположением храмов, обращенных апсидами на восток.

    Покрытие Софийского собора позакомарное, характерное для крестово-купольной системы строения храма. Собор перекрыт крестовыми сводами с подпружными арками и парусами. Венчают храм пять массивных световых барабанов с купольным перекрытием. Существующая форма луковичных куполов относится к XVII-XVIII векам. Кресты, поставленные в конце XVII века, выполнены московскими мастерами по образу крестов несуществующей сегодня церкви Николы Явленного в Москве. На среднем кресте посредине изображено Распятие, в трех верхних оконечностях каждого креста вязью изображены слова: Царь Славы (на вертикальной конечности), ИиС ХС (на горизонтальных).

    Артель ярославских мастеров во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым приступила к росписи храма 20 июля 1686 года. Работы продолжались два года и завершились в конце июня 1688 года. Общая площадь росписей – пять тысяч квадратных метров.

    В последующем роспись несколько раз поновлялась. В 1852 году ярославский иконописец А. Колчин с артелью подверг живопись Софийского собора капитальному поновлению. В ходе этих работ был искажен колорит живописи, пропала характерная моделировка светотени. Благодаря реставрационным работам, проводимым с 1963 года, роспись была освобождена от позднейших записей.

    Система росписи собора подчинена определенной закономерности. Западная стена полностью посвящена Страшному суду. Композиция “Страшный суд” вологодского Софийского собора – самая большая фреска на этот сюжет в России, занимающая площадь около 400 квадратных метров. На столпах храма изображались мученики и благоверные князья. Северная и южная стены, разбитые на горизонтальные пояса, расписаны житийными темами.

    По образу Успенского собора Московского Кремля и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры в центральном куполе представлены Христос Вседержитель, в боковых куполах – Иоанн Предтеча, Богоматерь Знамение, Отечество и Спас Эммануил. На стенах барабанов изображены праотцы, на подпружных арках – апостолы. На сводах написаны праздники Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Вознесение, Воскресение, Успение Богоматери, Благовещение, Рождество Богоматери и Преображение. На столпах, расписанных в четыре яруса, изображены мученики, воины, благоверные цари и князья. В алтарных изображениях акцентируется тема прославления Богоматери.

    Существующий иконостас Софийского собора, третий по счету, был создан в 1737-1744 годах. Он выполнен в стиле барокко. Имеет пирамидальную форму с выступающими вперед тремя средними пряслами. Иконы размещены в пять ярусов (рядов). Ярусы разделены позолоченными резными карнизами и поясами, а иконы золочеными каннелированными пилястрами. Всего в иконостасе находится 64 иконы (включая “Распятие”), 54 из них, судя по сведениям консисторского архива, написаны Максимом Искрицким. Манера письма этого мастера уже близка к светской живописи.

    Иконы Софийского собора претерпели многократные поновления, наиболее значительные – в 1766 и 1848 годах. Реставрацией 1960-1970 годов с икон были удалены позднейшие наслоения, скрывающие авторскую живопись, восстановлена лазурно-голубая окраска иконостаса.

    Настоятели, ключари

    • Игнатий (Депутатов) (6 ноября 2014 – 3 августа 2015)
      • Сергий (Акимов) (19 февраля 2015 [2] – 3 августа 2015)
    • Сергий (Акимов) (3 августа 2015 [3] – 1 октября 2016 [4])
      • Алексий Булеков (3 августа 2015 [5] – 1 июня 2017)
    • Алексий Ольховников (с 22 августа 2016 [6])
      • Андрей Фомин (1 июня 2017 [7] – 26 декабря 2017)
      • Сергий Зяблицкий (с 26 декабря 2017 [8])

Ссылка на основную публикацию