Софрониевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Религиозный туризм

Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь

Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь расположен в 30 км от Рыбного в селе Пощупово и является одним из древнейших в Рязанской епархии. Его создание относят к началу 13 века. Считается, что монастырь был основан монахами-миссионерами, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников, и принесли с собой чудотворную икону св. Иоанна Богослова — одну из святынь, переданных Константинопольской церковью в благословение новопросвященной Русской земле. Этот образ стал главной святыней монастыря. В обители хранятся ковчеги с частицами мощей святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божьих. Вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами находится Святой источник, который издревле почитался как чудотворный.

В ходе обзорной экскурсии «На вратах монастырские знаки» посетители имеют возможность узнать об истории монастыря, фактах из летописи, побывать в келье-музее старца о.Авеля, в храмах, на колокольне.

В ходе беседы-экскурсии «Православный пост» вы узнаете о том, как постились на Руси, о значении постов, чем отличается монастырская трапеза. Вы познакомитесь с подсобным хозяйством монастырского подворья, с продукцией монастырского двора. При монастыре существует гостиница для паломников, работает монастырская лавка, открыт музей с предметами монастырского быта.

Адрес: 391132, Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово
Телефон: (4912) 24-04-33, (4912) 24-04-19
E-mail: ioann.ryazan@post.rzn.ru
http:// http://www.obitel-bogoslov.ru/

Солотчинский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Солотчинский монастырь — одна из интереснейших достопримечательностей небольшого курортного поселка Солотча. Основателем Солотчинского монастыря был знаменитый рязанский князь Олег Иванович. Существует предание, согласно которому Олег вместе с супругой Ефросиньей оказался однажды на берегу реки Солотчи. Там они повстречали двух отшельников — Василия и Евфимия. Они–то и внушили великому князю мысль о монастыре. Олег заложил его в 1390 году.

На территории монастыря располагается сразу несколько архитектурных памятников: церковь Рождества Христова, трапезная и Предтеченская церковь, украшенная четыремя большими фигурами евангелистов.

До революции в монастыре хранилась кольчуга Олега Рязанского. Ныне она находится в Рязанском кремле. Кольчуга Олега составлена из железных колец и весит 7,26 килограммов. Этот «панцирь» он носил 12 лет под одеждой вместо вериг.

390021, г. Рязань, п. Солотча, пл. Монастырская, 1а.

Электронная почта: solotcha@inbox.ru

Свято-Успенский Вышенский женский монастырь

Свято-Успенская Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в Цну. Ближайшими к обители поселениями являются две небольшие деревни — Выша и Важное.

Основание обители на настоящем месте историки относят к 1625 году. Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников — мордвы. Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.

Адрес: 391574, Рязанская область, Шацкий район, п. Выша, ул. Заречная, д. 20

Телефон монастыря: 8 (49147) 2-73-73

Свято-Покровский женский монастырь

До 1819 монастырь под названием Рязанский Пустынский Покровский девичий (в народе его называли Аграфенинской пустынью) находился в Рязанском уезде, около озера Куцкого, недалеко от губернского центра. В 1819 переведен на новое место, на окраину г. Михайлова, так называемою Черную Гору.

В 1950-е гг. все постройки монастыря снесли до основания, а в 1988 году на территории бывшего монастыря была освещена часовня и началось медленное восстановление монастыря. В 1999 году был освещен деревянный храм с особо чтимой иконой Божией Матери Взыскание погибших.

Адрес: Рязанская область, г. Михайлов

Духовными отцами монастыря были Серафим Саровский, Назарий, Илларион. В монастыре имеется икона Святого Великомученика Пантелеимона, написаная на кипарисной доске с дарственной надписью и освященная на Святой горе Афонской в русском монастыре Святого Великомученика и целителя Пантелеимона. Чудотворная икона Божьей Матери «Милостивая» Кикская привезена с Афона. Многие прихожане получали благодатную помощь от этих икон.

Недалеко от монастыря расположены два святых источника: Иоанна Предтечи и Космы и Дамиана.

Адрес: Рязанская область, р.п. Кадом

Александро-Невский Софрониевский мужской монастырь

Храм был заложен старцем Софронием в начале 1892 года и был освящен в честь благоверного Александра Невского, святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Знамение». Тогда же при храме стали сооружаться постройки и учреждена богадельня. В 1907 году богадельня была обращена в женский монастырь, игуменьей которого стала монахиня Ангелина.

Рядом с монастырем отец Софроний вырыл колодец и благословил купаться всех страждущих и пить воду, чтобы исцеляться от всяких болезней.

В январе 1914 года старец Софроний умер. Ещё при жизни старец Софроний говорил о полном разрушении обители. И его слова сбылись. В 1937 году монастырь закрыли, а спустя год умерла игуменья Ангелина, которую похоронили рядом со старцем Софронием. После Великой Отечественной войны храм был разрушен. Кладбище, где был захоронен праведный старец Софроний, сохранилось. В 1996 году началось возрождение монастыря. В настоящее время монастырь полностью восстановлен. В монастыре покоятся мощи старца Софрония.

Адрес: Рязанская область, Кораблинский район, п. Ибердский

Дмитриево-Ряжский монастырь

В конце XIV века среди лесной чащи монахи построили деревянную часовню. Вскоре она стала монастырем. В 1380 году накануне битвы на Куликовом поле славный русский богатырь Александр Пересвет, собирая войско на сечу с татарами, посетил монастырь. На память об этом посещении накануне смертельной схватки наш витязь оставил там свой посох, ставший одной из ценнейших реликвий исторической битвы.

После битвы и победы в ней в монастыре останавливался Дмитрий Донской. Раскинутый им шатёр на монастырской горе, и посаженная им в память о победе и погибших русских воинах сосна, превратили монастырь в место паломничества благодарных русичей.

Сегодня это действующий мужской монастырь, на территории которого две действующие церкви: Дмитриевский храм (одна из окон храма — икона Дмитрия Солунского), церковь Сергия Радонежского.

Адрес: Рязанская область, Скопинский район

Ансамбль Казанского монастыря

Казанский Явленский девичий монастырь города Рязани был основан в XVI столетии. «Явленским» монастырь назывался потому, что в нем хранилась старинная икона Божьей Матери «Казанская», чудесно явленная. Находился первоначально вблизи Архиерейского дома на территории Рязанского Кремля.

По новому архитектурному плану города Рязани, утвержденному (1779 году), было принято решение перенести Казанскую обитель в усадьбу рязанского купца. Перенесен был также и чудотворный Казанский образ Божьей Матери, богато украшенный серебром и драгоценными камнями.

В XIXвеке при монастыре открылась больница, четырехклассное училище для девочек.

После революционных событий 1917 года Казанская обитель пострадала одна из первых. В этом же году монастырь был закрыт, все имущество реквизировано, насельницы изгнаны.

До 2005 года монастырь пребывал в запустении и разрухе. 26 декабря 2006 года, ходатайством Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II принимает решение об открытии Казанского женского монастыря г.Рязани.

В настоящее время обитель возрождается.

Адрес: 390006, г. Рязань, ул. Фурманова, 56

Игумения монастыря — игумения Анна (Сычугова)

Церковь Святого Николая

Никольская церковь сооружена 1705 году. Она располагается к северу от Соборной площади, самой высокой точки города, на месте которой стояла в XIV—XVII вв. крепость Касимова.

Никольская церковь построена по благословенной грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровичем Яцковым. В XVII веке здесь был Никольский монастырь, а вся территория к северу от крепости за Никольским оврагом называлась Новым посадом и усиленно заселялась русскими.

С алтарной стороны храма каменная часовня, где захоронен Петр Семенов, бывший в течение 8 лет послушником в Саровской пустыни при о. Серафиме Саровском.

В церкви сохранился резной позолоченный иконостас XVII в.

Адрес: 391300,Рязанская обл., г. Касимов, пл. Пионеров, 11А

Телефон: (49131) 2-45-75

Каменная двухэтажная Христорождественская церковь в селе Истье Пронского уезда была построена в 1816 году помещицей Анной Петровной Полтарацкой. Проектировал храм молодой столичный архитектор В.П.Стасов.

В клировой ведомости данной церкви за 1915 год указано, что церковь каменная с такою же колокольней, настоящая часть — холодная, а трапезная — теплая. 1894-1896 г. расширена пристройкой трапезной и колокольни тщанием прихожан жертвователей. В 1897 — 1898 построена каменная ограда с деревянными тростями. В начале XX века храм неоднократно ремонтировался.

Престолов в ней было два: один в настоящей — во имя Рождества Христова, другой — в трапезной во имя Святителя Николая Мирликийского.

Имеющихся в приходе школ было две: одна — земская в селе Истье, другая – церковно-приходская в деревне Быкове, основанная в 1898 году. Помещалась церковная школа в церковном доме.

В 1940 г. церковь числилась действующей, однако службы в ней не проводились с 1932 года. В настоящее время в монастыре проживает 7 человек братии и 5 человек рабочих. В 1998 году православным верующим храм вернули, и в настоящее время открывается только на время службы.

Адрес: 391171 с. Истье, Старожиловского р-на

Настоятель: протоиерей Владимир Покровский

Телефон настоятеля: 8-920-964-13-10

Христорождественский собор города Рязани — главный храм Рязанской епархии. Он является первым каменным зданием на территории Рязанского кремля: был заложен еще в конце XIV века князем Олегом Рязанским.

Внутри собор имел богатое убранство, великолепный резной иконостас. В 1873-1875 годах его стены и своды были расписаны известным рязанским иконописцем Н.В. Шумовым.

Христорождественский собор (до XVIII века — Успенский) – наиболее раннее каменное сооружение Кремля — памятник древнерусской архитектуры начала XV века. О древности собора свидетельствует белокаменная кладка цоколя, характерная для храмов XV века.

Первоначально собор выполнял функции общегородского храма и являлся усыпальницей рязанских князей и княгинь, в числе которых рязанская княгиня Анна — сестра Ивана III, и дочь Дмитрия Донского Софья. В начале XVII века в собор были перенесены мощи епископа святителя Василия Рязанского.

На протяжении более чем шести веков своего существования собор неоднократно перестраивался, расширялся, в результате чего дошел до нашего времени в стиле архитектуры XIX века с завершениями в русско-византийских формах (архитектор Л. И. Стефенгаген).

Сегодня Христорождественский кафедральный собор в Рязанском кремле продолжает возрождаться в прежнем величии. На приходе также имеются воскресная школа, школа церковного пения и библиотека.

Адрес: 390000, г. Рязань, Кремль, 15

Приемная: +7 (4912) 27-60-65

Заказ экскурсий: +7 (4912) 27-60-66

Свято-Троицкий мужской монастырь в Рязани

Рязанский Свято-Троицкий монастырь расположен в западной части Рязани при впадении реки Павловки в речку Трубеж. В старину этот монастырь именовался также «Троицким Усть-Павловским». В древности эта местность была покрыта лесом, через который пролегала дорога, ведшая из Переяславля — Рязанского в Коломну.

Время основания Рязанского Свято-Троицкого монастыря с точностью не известно. В предании оно связывается с посещением Рязани в 1386 году преподобным Сергием Радонежским с целью примирения двух знаменитых князей: великого князя Московского Дмитрия Донского с великим князем Рязанским Олегом Ивановичем. Архитектурной образующей монастыря была четырехъярусная колокольня, которая видна была далеко при подъезде к Рязани. На ней было восемь колоколов. Самый большой, отлитый в 1862 году, весил 4,24 тонны. Второй, полиелейный, отлитый в 1905 году 15 июля — 1,1 тонны.

Сегодня в монастыре продолжается иноческая жизнь, и в храмах регулярно проходят церковные службы. Имеется небольшая гостиница для паломников, приезжающим предлагается трапеза и размещение на ночлег. В монастыре действует библиотека.

Адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10.

Телефон: (4912) 34-81-71, 8-915-615-21-94

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в черте Рязанского Кремля к северо-востоку от кремлёвского вала и к югу от Успенского собора. Монастырь с трёх сторон окружен оградой, а с четвёртой стороны к нему примыкает здание духовной консистории. По углам ограды устроены две башни.

Точная дата основания обители неизвестна, но во второй половине XV века он уже существовал. В 1467 году ему дана была грамота от великого князя Ивана Васильевича на вотчины. На протяжении всего времени настоятели монастыря имели сан архимандритов, а не игуменов, чем подчеркивалась важность обители.

Были и другие почетные преимущества. С 1522 года утренний благовест начинался именно с колокола Спасо-Преображенского монастыря, который подхватывался всеми храмами Рязани.

С 1653 года настоятелям было дано право в священнослужении «носить белую шапку», а по указу епископа Димитрия (Сеченова) от 16 января 1757 года монастырь стал называться первостепенным. С этого времени у настоятелей появляются наместники. Со второй половины XVIII века настоятели Спасо-Преображенского монастыря становились одновременно и ректорами Рязанской духовной семинарии, оставаясь в сане архимандритов. Это повышало авторитет и обители, и семинарии, так как лучше просматривались будущие кадры духовенства. В 1868 году в Рязани утверждается должность викарного епископа, и монастырь передается под его руководство.

Спасо-Преображенский собор построен в 1702 году. Высокий, квадратный, однокупольный храм является до сих пор украшением монастыря. На своде собора сохранились некоторые фрески. Богослужения возобновлены с 19 августа 2008 года.

Монастырь располагает такими святынями как — иконы (одна из значимых — Мироточивая икона Божией Матери) и частицами мощей (блаженной Матроны Московской и святителя Луки архиепископа Крымского).

Исполняющий обязанности игумена: иеромонах Сергий (Акимов)

Адрес: 390000 г. Рязань, Кремль, д. 1

Свято-Николо-Чернеевский мужской монастырь

Монастырь основан в 1573 году иеромонахом Матфеем в густом темном лесу, отсюда название — Чернеев; ныне с Старо-Чернеево на правом берегу реки Цны, недалеко от города Шацка. До 1816 года назывался Рождество Богородицкой Матвеевой пустынью По преданию, в древности на этом месте двое или трое пришедших с Черного моря христиан основали пустынь, которая вскоре была разорена.

Монастырь называли казачьим, поскольку в строительстве принимало участие Донское войско. Одно время подчинялся казачьему кругу. Среди братии монастыря было много казаков-ветеранов, участников походов и войн. Донским казаком был основатель и строитель монах Матфей. В XVII веке использовался в исправительных целях (по преданию, здесь находился в ссылке замешанный в интриге царевны Софьи и Милославского Симеон Медведев, в монашестве Сильвестр, 1641-1691 годы, писатель, ученый, автор записок о восстании 1682 года, богословских сочинений, силлабических стихов). В 1690 году монастырь был приписан к Тамбовскому Преображенскому собору, в 1764 году оставлен за штатом, в 1819 году введен в штат. В 1725-1764 годах к монастырю был приписан Успенский Вышенский монастырь. Окончательно обустроился в XVIII-XIX веках. В 1912 году был преобразован в женский монастырь.

В 1920-х годах монастырь был закрыт. Святыни и ценности монастыря частично вывезены, частично расхищены. Монастырские здания занимал под хозяйственные нужды местный совхоз. Монастырская воскресная школа стала общеобразовательной сельской (село Старо-Чернеево). Хотя здания монастыря обветшали, но он сохранил свой архитектурный облик. В 1980-х годах помещения монастыря отреставрированы и переданы краеведческому музею.

Читайте также:  Храм Рождества Христова в Воронеже: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

В настоящее время в монастыре проживает 7 человек братии и 5 человек рабочих. Наша обитель выражает глубокую благодарность всем благотворителям, помогающим восстановить духовную и материальную жизнь монастыря.

Адрес: Рязанская обл., Шацкий р-н, с. Старочернеево

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь относится к Александровской епархии. Он женский, ставропигиальный. Эта обитель размещается в 120 км от Москвы, во Владимирской области неподалеку от старинного села Махра.

История

Монастырь основал в XIV в. прп Стефан Махрищский, прибывший в Москву из Киево-Печерской лавры. Святой отец искал уединенное место неподалеку от обители прп Сергия Радонежского, чьим другом и собеседником он был. Поселившись в убогой келье, преподобный Стефан нес монашеские подвиги в уединении. Но жители окрестных селений приезжали, чтобы разделить с ним жизнь пустынника. В результате, у реки Молокча была основана обитель и построена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.

Хотя прп Стефан получил грамоту на землю и пожертвования на устройство монастыря, местные крестьяне чинили ему немало препятствий. Из-за недовольства святой отец на время оставил Махрищскую обители и отправился на Север, где основал Авнежскую пустынь неподалеку от Вологды. Дмитрий Донской, прослышав о деяниях прп Стефана, пригласил его в Москву для бесед. Великий князь пожаловал монастырям угодья, и после этого Стефан вернулся в Махрищскую обитель. Следующим игуменом был святитель Варлаам. При нем братья составили Житие и Службу прп Стефана Махрищского.

При Иоанне Грозном монастырь получил средства на постройку каменного храма Живоначальной Троицы. Мощи святого Стефана, обретенные при строительстве, были оставлены в основании храма. Главный придел был освящен в 1558 г. в присутствии царя Иоанна и царицы Анастасии.

Во время Смуты Махрищский монастырь был разорен польскими войсками. Осталось небольшое количество насельников, которые были приписаны к Троице-Сергиевой лавре. При митрополите Платоне обитель заново отстроили: был восстановлен Троицкий собор, церкви Стефана Махрищского и Сергия Радонежского, Петропавловская церковь.

В 20-х годах XX в. монастырь был полностью уничтожен. Саму обитель власти закрыли в 1922 г. Храмы Троицкий и св. Стефана, как и колокольню, взорвали в 1942 г. В оставшихся постройках размещались в разные годы: детский дом, склады, пионерлагерь, сельскохозяйственная школа. К началу 90-х на месте Троицкого храма, под спудом которого находились мощи св. Стефана, была заасфальтированная площадка.

Свято-Троицкий Махрищский монастырь возродился как женская обитель. Первые насельницы появились здесь в 1993 г. Возглавляемые монахиней Елисаветой, теперешней игуменьей, они заняли полуразрушенный корпус у храма Петра и Павла.

Через три года приступили к археологическим исследованиям. В результате был найден фундамент церкви Св. Стефана и его могила. В 1997 г. храм был восстановлен.

Монастырь расстраивался до 2010 г., когда святейшим Патриархом был освящен Троицкий храм. В 2004 г. обитель стала ставропигиальной. Сейчас более 80 сестер несут в Махрищском монастыре послушания. В хозяйстве есть скотный двор, сыроварня, просфорная. Также сестры трудятся в швейной и иконописной мастерской.

Храмы

Церковь прп Стефана Махрищского была построена при святителе Варлааме, как северный придел деревянной церкви Животворящей Троицы. Затем был построен отдельный каменный храм в русско-византийском стиле. Полностью уничтоженная, церковь во имя прп Стефана была отстроена в 1997 первой среди всех в монастыре.

Храм Живоначальной Троицы был первым среди монастырских построек, выстроенным еще при преподобном Стефане. Церковь претерпела несколько перестроек и полное разрушение при советской власти. Нынешний собор, освященный в 2010 г., — величественный одноглавый храм с колокольней в стиле классицизма.

Церковь прп Сергия Радонежского является самой старинной постройкой монастыря и относится к 1791 г. Храм сооружен над восточными вратами в честь встречи Сергия Радонежского с его духовным другом Стефаном Махрищским.

Храм Св. Петра и Павла – кирпичный приход с апсидой, сооруженный при митрополите Платоне в начале XIX в. в честь первоверховных апостолов. Церковь избежала разрушения, и с нее началось восстановление обители.

Святыни

Главными святынями Свято-Троицкого монастыря являются мироточивая икона прп Серафима Саровского. Не менее почитаются мощи прп Стефана Махрищского, находящиеся под спудом его храма, и мощи святителя и чудотворца Варлаама, хранимые в Троицкой церкви открыто.

Расписание богослужений

Службы проводятся ежедневно в 06-30 (в субботу — в 7-30 и в воскресенье — в 8-00) и 17-00.

Как добраться до Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря

Самый простой способ добраться самостоятельно: на электропоезде из Москвы до г. Александрова, а потом на автобусе прямо до стен монастыря.

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Был основан в 1630 году. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Одно из семи чудес Сумщины.

Содержание

История

В описании 1837 г. (известно по ссылкам на него в 1895 г.) основание монастыря гипотетически отнесено к периоду между Крещением Руси (988) и кончиной св. равноап. князя Владимира (1015); в описании 1845 г. (издавалось в 1846 и 1880 гг.) основание приписано инокам Киево-Печерской Лавры и связано с их уходом из разоренного монголами Киева (1240); описание 1895 г. предлагает компилятивную версию: обитель возникла до вторжения монгол, но была малолюдной, а после 1240 г. в число ее братии вошли иноки Лавры. В XVII-XVIII вв. в пустыни был записан ряд преданий, возводящих ее историю к XIV-XV вв. В 2002 и 2004 гг. археологическая экспедиция Глуховского государственного историко-культурного заповедника обнаружила в пустыни следы деятельности монастыря в домонгольский и послемонгольский периоды (основным датирующим материалом стали фрагменты керамики образцов XII-XIII и XIII-XIV вв.).

Одно из письменных преданий гласит: «Волею Божиею, на место сие приидоша от киевских пределов два отшельника-монаха, и обретше… малу пещеру, и обновиши ю, живяху в ней, ничтоже стяжавая, токмо имеша у себя образ Пресвятыя Богородицы, Ей же выну моляхуся во дни и нощи, питахуся же овощием и подаянием христолюбцев. И так, богоугодно пожиша, скончашася, и положены быша в пещере». Описание 1845 г. утверждает, что в предании говорилось о приходе иноков в 1300 г. на пустынное место (возможно, дата привязана к синхронному летописному сообщению: «Не стерпя насилия татарского… весь Киев разбежался»); описание 1895 г. дополняет эти сведения: уже во времена Литовского князя Ольгерда (1345-1377) монастырь имел настоятеля архимандрита Филарета и получал подать от вельмож города Путивля, затем был разорен «от нахождения варварскаго и иных разных людей», а после некоторого времени запустения сюда пришли 2 киевских инока.

После кончины иноков гора вновь опустела, – здесь иногда бывали лишь пчеловоды, собиравшие мед в окрестных лесах. 18 сент. 1405 г. однажды пришедший на гору пчеловод увидел сияние, исходившее от липового дерева. Подойдя ближе, он обнаружил стоящую на липе икону Божией Матери, поклонился и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!» Помолившись еще, пчеловод отправился в Путивль, где и рассказал обо всем случившемся. Далее предание гласит: «Благочестивии же люди града Путивля, со священники собрашася многи, с оным человеком идоша на то место, идеже явися святая икона, и видев ю, со слезами и радостию певша молебная пения, поклоняхуся. И тогда быша чудеса многи и исцеления болящим. И в то время на сем месте устроиша мал храм молитвенный (вероятно, часовню) и в нем, снемше со древа, поставиша чудотворную ту икону». Затем путивляне отправили гонца в Москву к митрополиту свт. Киприану за благословением «на оном месте построить церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы». Благословение было дано, и «тако… на сем пустынном месте построися монастырь общежительный, и игумен бысть с братиею, и поставлена церковь деревянная… И от того времени от чудес Пресвятыя Богородицы прославляшеся сие место».

Описание

Монастырский мыс завершают 2 клиновидных выступа, направленных на юго-запад и юго-восток. От старинной застройки монастыря сохранились лишь некоторые наземные каменные сооружения: надвратный Покровский храм, бывший трапезный корпус, бывший «новый» больничный корпус с храмом св. прор. Илии, арка Южных ворот с частью ограды; надвратный Покровский храм находится на средине продольной оси мыса; бывший трапезный корпус – на юго-восточном выступе; бывший «новый» корпус больницы – на юго-западном; Южные ворота с частью ограды – на окончании юго-западного выступа мыса.

В треугольнике между Покровским храмом и названными корпусами находилось ядро архитектурного ансамбля обители; к северу от Покровского храма по обеим сторонам дороги в Новую Слободу простирались монастырские сады; кроме сада, к западной стороне дороги прилегал прямоугольный Гостиный двор с помещениями для паломников; юго-восточнее корпуса трапезной, на склонах выступа мыса находился хозяйственный («экономский») двор.

На территории монастыря сохранился также ряд подземных помещений: погреба уничтоженного корпуса ризницы, стоявшего к северо-западу от трапезной, и несколько комплексов пещер под восточными склонами мыса. Самый примечательный из пещерных комплексов расположен под оконечностью юго-западного выступа (он обложен по стенам и сводам кирпичом, имеет подземный храм; вход в комплекс находится на юго-восточном склоне выступа мыса).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы со Святыми вратами обители в 1-м этаже возведен в 1757 г. в стиле барокко (отреставрирован в 2003-2004 гг.). Восточнее храма на одной с ним оси располагался 2-этажный каменный настоятельский корпус (1-я пол. XIX в.). На юго-запад от Покровского храма находилась каменная церковь Вознесения Господня (1801-1808 гг.); к ее северной и южной боковым стенам примыкали торцами 2 больших каменных 1-этажных помещения: северное занимали больница и аптека, южное – кельи и просфорня.

Бывший трапезный корпус построен на стыке XVII-XVIII вв. Западную часть здания занимает палата, своды которой опираются на 2 квадратных в сечении столпа; в полуподвале корпуса с восточной стороны находится еще одно помещение палатного типа – с единым центральным столпом. При ремонте и реконструкции в нач. XXI в. над восточной половиной здания сооружен высокий купол. Северо-западнее бывшей трапезной сохранились погреба в корпусе ризницы, который со времени постройки во 2-й пол. XVII в. и до нач. XIX в. служил домом настоятеля.

К северо-востоку от ризницы находился каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Исследователи XIX в. относили завершение его постройки к 1734 г.; современные ученые датируют первичное каменное сооружение временем ок. 1630 г.; позже храм неоднократно перестраивался и до времен революции дошел в том виде, какой обрел в нач. XIX в. Севернее ризницы, почти параллельно храму Рождества Пресвятой Богородицы, стоял другой каменный храм, 2 этажа которого, с нижним Благовещенским и верхним Успенским приделами, были сооружены в 1710 и 1718 гг. К западному торцу здания примыкала колокольня высотой ок. 50 м (рубеж XVIII-XIX вв.). Юго-западнее ризницы, на верхнем краю впадины между выступами мыса стоял 2-этажный каменный братский корпус (нач. XIX в.).

Бывший «новый» больничный корпус с храмом св. прор. Илии построен в 1911 г. в так называемом неорусском стиле, декор его неоштукатуренных фасадов выполнен кирпичной кладкой. Южнее этого здания, на конце выступа мыса, находятся 3-арочные Южные ворота обители, от которых полумесяцем на северо-запад и северо-восток тянутся уцелевшие части старинной ограды.

На восточных склонах мыса находится несколько комплексов иноческих пещер. Наиболее примечательный комплекс залегает под окончанием юго-западного выступа мыса, в пределах участка площадью ок. 55 х 45 м. Вход в подземелье расположен на склоне к юго-востоку от Южных ворот. Комплекс состоит из подземных коридоров, келий и храма. Стены и своды подземелья обложены кирпичом, датируемым XVIII в. В сводах храма закреплены железные связи (по мнению ученых, это свидетельствует об открытом способе сооружения данного комплекса пещер: сначала вырыли котлован, затем построили в нем пещерные улицы, кельи и храм, а в завершение поверх сводов насыпали землю). В описаниях XIX в. пещерная церковь упоминается как «возобновленная» в 1766 г. и тогда же освященная в честь прпп. Антония и Феодосия Печерских; согласно тем же описаниям, в 1805 г. храм переименовали в честь Рождества Христова.

Святые

14 апр. 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прпп. Софрония (Батоврина), иеромонаха Серапиона, Феодосия (Маслова), послушника Сергия Тихонова. 28 июня 2009 г. в пустыни состоялся чин прославления этих подвижников в лике святых.

* Прп. Софроний (Батоврин)

Из уцелевших текстов грамот известно, что во 2-й пол. XVII в. в пустынь были переселены отшельники Ширяевского леса под Путивлем – Александр и Софроний с их сподвижниками. Иеромонах Александр, по преданию, явился в Ширяевский лес «от пределов киевских». Об о. Софронии историографы пустыни XIX в. пишут, что он – уроженец Путивля, в миру Стефан Батоврин, «знатный купеческий человек», решил стать монахом, оставил жену с детьми, пришел к о. Александру и принял от него постриг. Как сообщают грамоты, Хилков перевел ширяевских иноков, против их воли, в Молчанскую пустынь, но после этого Путивльский монастырь не только не выделял им необходимых средств на проживание, но полностью изымал у них даже те пожертвования, которые оставляли пустынникам приезжие богомольцы. Пустынники пожаловались патриарху Московскому Никону, и тот своей грамотой от 25 марта 1654 г. сделал строгое внушение путивльскому игумену Иосифу. 10 марта 1656 г. патриарх Никон известил путивльского воеводу, что, по просьбе старца Софрония и других молчанских пустынников, дарует их обители самостоятельность; в том же документе указан новый игумен Путивльского монастыря – Александр, вероятно, бывший начальник пустыни. Со временем притязания Путивльской обители на пустынь возобновились, но о. Софроний обратился к царю, и грамотой от 12 мая 1670 г. Алексий Михайлович подтвердил самостоятельность пустынников. В документе старец Софроний назван строителем пустыни (о сане о. Софрония грамоты умалчивают, а предание гласит, что по своему смирению старец не дерзнул принимать священство). Трудами о. Софрония обитель достигла процветания. Показательна фраза из царской грамоты от 13 февр. 1671 г.: о старце Софронии здесь говорится, чтобы «давали ему подводу до Москвы на привоз разного овощия и садового деревья на царский обиход».

В дек. 1692 г. о. Софроний почил. В память о нем Молчанскую пустынь стали называть также Софрониевой. Невзирая на уважение, каким пользовался о. Софроний при царском дворе, его однажды оклеветал перед патриархом игумен пустыни Роман (так как, согласно преданию, смиренный строитель не принял священство, игумен формально был старше его); подвижника отправили в ссылку в московский Чудов монастырь, но братия добилась его возвращения (за содействие в этом она в апреле 1672 г. благодарила письмом игумена Чудовского монастыря Иоакима – будущего патриарха). В 1677 г. последовала новая ссылка: о. Софроний «воспринял временное наказание от своея великия прямыя простоты, а не от злобы в словесех име дерзновение»; на сей раз за старца заступился о. Сильвестр (Медведев), — бывший сотрудник царской канцелярии, временно обитавший в Софрониевой пустыни и принявший там постриг: он написал князьям Ромодановским, чтобы они обратились к гетману Украины Ивану Самойловичу с просьбой ходатайствовать об о. Софронии (в своем письме проситель отмечал, что «без него (о. Софрония), конечно, Путивльская пустынь, за неимением добраго строителя, разорится».

Читайте также:  Троицкий монастырь в Рязани: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион, почивший 17 июля 1718 г. в возрасте 81 года. Монастырское предание указывает следующий чудесный случай: однажды о. Серапион отправился в Сумы покупать железо для возводимой им Успенской церкви, и в пути на него напали разбойники; оказавшись между преследователями и рекой Сеймом, строитель велел растерянному кучеру: «Поезжай, чадо, разве не видишь моста перед собой?»; кучер глянул вперед и увидел мост, которого на самом деле не было, – и повозка помчалась по водам Сейма; наблюдая это, разбойники принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже, вопреки запрету строителя что-либо разглашать, поведали о чуде окрестным жителям.

* Прп. Феодосий (Маслов)

С 1779 г. до самой своей кончины 9 дек. 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов), в миру Феодор. Уроженец Глухова, он юным ушел в Брянский Свенский монастырь, а оттуда – в молдавскую Березунскую обитель прп. Василия Поляномерульского (†1767), учеником, постриженником и преемником которого стал. Позднее, сделавшись настоятелем Тисманского монастыря в Валахии, о. Феодосий оказал продовольственную помощь российской армии, воевавшей с турками; этим он навлек на себя гнев турецких властей, и вынужден был искать убежища в Российской империи, где получил в управление Софрониеву пустынь. В год своего назначения настоятелем пустыни, старец ввел в ней устав афонских монастырей, употреблявшийся и в Молдавии. Отец Феодосий был другом прп. Паисия Величковского – уроженца Полтавы (1720), известного старца молдавских монастырей (†1794): сохранилось письмо, в котором прп. Паисий рассказывает о. Феодосию о своих трудах по переводу сочинений древних святых отцов на церковнославянский язык. В 1787 г. старца Феодосия возвели в сан архимандрита. Былые заслуги о. Феодосия перед российским войском помогли старцу отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось начатое в 1764 г. изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства.

* Прп. Сергий (Тихонов)

В 1829 г. из Киево-Печерской Лавры в Софрониеву обитель пришел послушник Сергий Тихонов, уроженец г. Ельца; прожив в пустыни полвека (†30 нояб. 1879 г. в возрасте 75-ти лет), он исполнял послушания на кухне и пекарне, был усердным молитвенником, нес подвиг юродства во Христе, имел дар прозорливости и исцелений.

* Подвижники из числа святых Глинской пустыни

В нач. XIX в. в Софрониевой пустыни жили будущие известные подвижники соседней Глинской пустыни: игумен Филарет (†1841) и старец схиархимандрит Илиодор (†1879).

Будущий игумен Филарет, в миру Фома Данилевский, проживавший сначала в Киево-Печерской Лавре, познакомился с зашедшими сюда иноками Софрониевой пустыни и был глубоко впечатлен рассказом гостей об их обители. После этого ночью Фома увидел во сне о. Феодосия, который звал юношу в пустынь. В 1802 г. Фома прибыл туда, и о. Феодосий сказал при встрече: «Сей брат упокоит душу мою. Душа моя благоволит о нем». Тогда же Фома принял в пустыни постриг с именем Филарет, в 1803 г. стал иеродиаконом, в 1806 г. – иеромонахом и благочинным обители. В 1815 г. о. Филарету предложили быть настоятелем пустыни, но он, по смирению, отказался. По просьбе иноков Глинской пустыни в 1817 г. о. Филарета назначили их настоятелем, каковым он и оставался до самой кончины.

Будущий глинский старец схиархимандрит Илиодор, в миру Иоанн Голованицкий, также вначале был послушником Лавры, куда пришел после Отечественной войны 1812 г. Затем жил в Софрониевой пустыни и оттуда переселился в Глинскую, где в 1824 г. принял монашество с именем Иоанникий, а позже схиму с именем Илиодор.

Святыни

В числе святынь обители – список Молченской иконы Божией Матери.

Описания XIX в. гласят, что при разорении пустыни в 1605 г. иноки перенесли чтимый образ Пресвятой Богородицы в Путивльский Молченский монастырь. О дальнейшей судьбе святыни авторы пишут по-разному. Описание 1845 г. сообщает, что икона погибла впоследствии при пожаре Путивльского монастыря, а в пустыни после прихода туда новых иноков хранился лишь список образа. Описание 1895 г. утверждает, что в пустынь после ее возрождения вернули явленную в 1405 г. икону, а монастырь в Путивле имел свой чудотворный образ Божией Матери, явленный, «как сказано об этом в московских описных реестрах», 24 апр. 1635 г. вблизи Молчи, в Линевском лесу, у колодца «Кобозева криница», и именно этот образ автор описания называет утраченным при пожаре Путивльского монастыря 1752 г. Какая бы из версий не была верна, ни одна из явленных в 1405 и 1635 гг. Молченских икон до нас не дошла. Список Молченской иконы, хранящийся ныне в пустыни, написан в более поздние времена.

Престольные праздники

Празднование в честь Молченской иконы Божией Матери 24 апреля (7 мая), 18 сентября (1 октября)

Соборная память подвижников, подвизавшихся в Софрониевой пустыни 12 (25) мая

Местонахождение

Южнее села Новая Слобода находится возвышенность с многочисленными выступами по краям. На одном из таких выступов, протянувшемся в виде мыса с севера на юг, имеющем пологие склоны и именуемом Чудной горой, расположена обитель. Юго-восточнее Чудной горы издавна простиралось болото Молче, от которого произошла часть названия монастыря (в «Историко-статистическом описании» обители 1895 г. отмечалось: «Несмотря на присутствие болота, воздух в пустыни легкий и здоровый, что объясняется возвышенным ее положением и тем еще, что слой болота здесь чисто торфяной»).

Адрес: 41500, Украина, Сумская область, Путивльский район, с. Новая Слобода

Телефон: (05442) 6–12–17, (097) 864–62–14

Где остановиться

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Видео

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

История

Церковное предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, однако ранние документальные свидетельства о ней относятся к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью.

В 1591 году Москва была чудесно избавлена от набега войск крымского хана Казы-Гирея. Битва, в которой защитники города одержали победу, произошла в день памяти мученика Андрея Стратилата (284–305), а вскоре в обители, в благодарность Богу за спасение, был построен деревянный надвратный храм во имя святого мученика.

Особый расцвет Андреевская обитель переживала в XVII столетии, когда боярин Федор Ртищев (†1673), «ближний человек» царя Алексея Михайловича, взялся за устройство в Москве первой школы с преподаванием греческого и славянского языков.

В 1648–1649 годах в столицу были приглашены из Киева образованные монахи-книжники, основавшие ученое братство, которое Ртищев разместил в монастыре под своим попечением, и основал в обители также библиотеку и школу для подростков разных сословий. Членами «Ртищевского братства» были такие известные личности, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). В 1648–1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности, построен Воскресенский храм. Строительные работы финансировались из царской казны. В 1675 году деревянный надвратный храм святого Андрея Стратилата был заменен на каменный. Одним из жертвователей на его строительство был Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в начале своего монашеского пути подвизавшийся в этой обители. Фасады храма, сохранившие полихромные изразцы работы известного мастера Степана Иванова, по прозвищу Полубес, являют замечательный пример декоративного убранства в московской церковной архитектуре.

В 1689–1701 годах на месте прежнего был построен храм Воскресения Христова (Словущего) в стиле московского барокко, освященный в 1703 году Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня в классическом стиле построена в 1748 году, перестраивалась в 1848 году, после чего «храм под звонами» был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским, во имя святого апостола Иоанна Богослова (ранее храм в колокольне был освящен во имя Архистратига Божия Михаила).

По царскому указу в обитель принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В 1652 году здесь поселились киевские певчие с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало шестидесяти человек, ученых старцев было не более десяти-пятнадцати. «Ртищевское братство» стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. Ученая братия перешла в Заиконоспасский монастырь, при котором и открылась в 1687 году академия, и сам Андреевский монастырь был тогда приписан к обители Всемилостивого Спаса «за иконным рядом».

Первый раз монастырь упразднили в 1724 году, учредив в нем школу для подкидышей и беспризорных детей. При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен. В 1765 году обитель была вновь упразднена, храмы обратили в приходские. Во время моровой язвы 1771 года на территории бывшего монастыря стали погребать знатных горожан и насельников московских монастырей. Окончательно Андреевский некрополь сформировался в XIX веке, среди его захоронений – могилы членов семей Плещеевых, Щербатовых, Шереметевых.

В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение богадельни «для лиц обоего пола». На средства московского купечества с 1805 года возводились корпуса богадельни по проекту архитектора Ф.К. Соколова. Это учреждение просуществовало больше века, в 1906 году в нем числилось 956 человек. Священники храмов бывшей обители окормляли и призреваемых, и жителей московских слобод, расположенных поблизости.

В 1900 году по инициативе настоятеля храма Воскресения Христова священника Николая Молчанова была открыта церковно-приходская школа, просуществовавшая до упразднения советской властью.

В 1918 году богадельню упразднили, а в ее корпусах разместили дома-коммуны 1-й московской фабрики «Гознак». В 1920–1930-е годы храмы – святого Андрея Стратилата, Воскресенский, Иоанно-Богословский – постепенно закрывали, приспосабливали под различные учреждения, некрополь был полностью уничтожен.

С 1964 года в комплексе строений бывшего Андреевского монастыря обосновалась московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. Для нужд института стали проводиться реставрационные работы.

14 августа 1991 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бывшем Андреевском монастыре было открыто Патриаршее подворье. С 8 марта 1992 года были воз-обновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение было совершено 22 апреля 1992 года.

В 1993 году в обитель переехала незадолго до того воссозданная Синодальная библиотека Московского Патриархата – главное книгохранилище Русской Православной Церкви, ныне носящее имя Святейшего Патриарха Алексия II. Его Святейшество сам открыл и освятил читальный зал библиотеки. Ее фонды насчитывают более 140 тысяч единиц хранения и постоянно пополняются. От Святейшего Патриарха Кирилла регулярно поступают издания, имеющие особую ценность.

В декабре 1996 года правительство Москвы возвратило Церкви комплекс строений Андреевского монастыря в безвозмездное бессрочное пользование. В 1999 году, в продолжение традиций, здесь была открыта негосударственная общеобразовательная школа с преподаванием ряда дополнительных предметов – Закона Божия, церковно-хорового пения, основ православной культуры; одновременно была образована воскресная школа.

На территории монастыря размещены Учебный комитет Русской Православной Церкви, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, телеканал «Союз» и другие церковно-общественные учреждения.

Определением Священного Синода от 16 июля 2013 года Патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством Москвы. В настоящее время в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы.

городецкий
феодоровский
мужской монастырь

официальный сайт

История монастыря

Русские православные обители, расположенные по обширным весям нашей матушки родины, православной Российской Империи или возникали в стариннейшие времена, или образовывались после издания монастырских штатов, во время царстования Императрицы Екатерины II-й, во 2-й половине XVIII века, или же получали свое возникновение, благодаря особым знамениям Господним, которыми Всеблагой Творец хотел ознаменовать народу присутствие высшей небесной силы и Свой промысел. Феодоровская Городецкая обитель, по времени своего основания, принадлежит к числу основанных в древнейшие времена.

История монастыря

Не от избытка средств испокон веков строились храмы на Руси! Строили всем миром и делились, порой, последним! Основание городов начиналось на новом месте со строительства церкви, потому что люди всегда знали, что без Божьего благословения хорошей жизни не жди. И нам эту истину « Без Бога не до порога» забывать нельзя.

Сколько не боролись при советской власти с храмами, а ныне они возрождаются практически на тех же местах, где ставились еще до революции.

Знаковое место в городе Городце – Феодоровский мужской монастырь, один из древнейших монастырей России, основанный в 1154 году на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. В обители закончил свой земной путь святой благоверный великий князь Александр Невский, приняв схиму с именем Алексий.

Здесь в монастыре подвизались: Прохор из Городца — соратник и учитель Андрея Рублева, чьи росписи украшают Успенский собор Московаского Кремля; преподобный Павел Обнорский — ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный иеромонах Тимон Надеевский — ученик преподобного Серафима Саровского.

В 19 веке монастырь был важным духовным просветительским центром. Во многом этому способствовала деятельность известного церковного миссионера и ученого-востоковеда, начальника 10 Пекинской миссии — архимандрита Петра Каменского, который провел последние годы своей жизни в монастыре, жертвуя все свои сбережения и именные государственные награды на общественную и благотворительную деятельность.

Обитель процветала. К тому времени в монастыре было несколько храмовых сооружений: церковь Феодоровской иконы Божией Матери с колокольней, храм Александра Невского, церковь в честь Феодора Стратилата, церковь Целителя Пантелеимона и другие постройки.

Читайте также:  Храм Андрея Первозванного в Воронеже: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Но в 1927 году обитель была закрыта. В 1934 году все монастырские строения переданы управлению НКВД для размещения трудовой коммуны несовершеннолетних правонарушителей. Последний настоятель монастыря игумен Израиль в 1937 году был расстрелян. Впоследствии в зданиях монастыря размещались различные организации, например, в храме целителя Пантелеимона был клуб судоремонтного завода.

Впервые идею о восстановлении Феодоровского монастыря в Городце озвучил полномочный представитель Президента по Приволжскому Федеральному округу Александр Владимирович Коновалов ( с 2008 года — министр юстиции РФ). Возрождение Феодоровского собора и всего монастыря в целом стало возможным благодаря попечению и финансовой помощи генерального директора Уральской горно-металлургической компании Андрея Анатольевича Козицына.

7 апреля 2008 года состоялась торжественная закладка Феодоровского собора. 12 сентября 2009 года, в день памяти перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, вновь воссозданный Феодоровский собор Городецкого монастыря был торжественно освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Началась новая история древней обители. Её наместником стал игумен Августин (Анисимов).

Во время каждого богослужения в храме всем миром молятся за попечителей, устроителей и благотворителей монастыря.

В настоящее время монастырь входит в состав Городецкой епархии, его наместником продолжает оставаться теперь уже Правящий архиерей епархии епископ Городецкий и Ветлужский Августин. Владыка Августин известен в Русской Православной Церкви как проповедник и миссионер. Поэтому епархия и монастырь формируются как миссионерские.

В настоящее время ведутся работы по воссозданию и внутреннему убранству храма целителя Пантелеимона, где уже сейчас проводятся соборования и совершаются Богослужения во исцеление душевных и телесных болезней страдающих недугами.

К 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя планируется начать воссоздание храма в честь защитника земли русской и святого покровителя Городца Александра Невского.

Сегодня история предоставляет нам второй шанс и возможность исправить ту трагедию во взаимоотношении с Богом, которая случилась 100 лет назад и принесла в Святую Русь гонения, репрессии против духовенства, разрушение храмов, переформатировала идеологию православной России на атеистическую. Революция — это поруганные святыни и поломанные судьбы. Но духовный голод сказался и привел к краху той политической системы, которая отвергла духовные основы. Восстанавливаются святыни, возрождается духовность. Православные храмы призваны объединить российский народ. Храмов много не бывает! Каждый вновь воздвигнутый свидетельствует о возрождении народной веры в Спасителя.

Настоятель: епископ Августин (Анисимов)

Храмы монастыря

Храм в честь Целителя Пантелеимона

Святыни монастыря

Икона Божией Матери «Феодоровская» — копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме, написанная неизвестным протопопом в 1800 году.

Просветительская деятельность

В монастыре создан Центр православной культуры имени Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.

  • Музей истории монастыря
  • Научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря
  • Экскурсионная служба музея
  • Выставочная галерея
  • Киноцентр
  • Библиотека с читальным залом
  • Зал собраний
  • Учебные аудитории

Социальное служение

Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями Городецкого района и Нижегородской области.

Адрес: 606502, Нижегородская область,

г. Городец, Пролетарская пл., 34б

Телефон: (83161) 9-11-08, 9-50-64, 9-11-08

Софрониевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Подробнее об истории монастыря можно узнать здесь.

Задонский Богородицкий мужской монастырь, ныне именуемый Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в начале 17 века, около 1610 года . Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый построенный ими в 1630 году храм был посвящен Пресвятой Богородице. С этого начинается история монастыря, впоследствии обретшего славу Русского Иерусалима.

Старцы Кирилл и Герасим

В середине 17 века монастырь являлся уже вполне сформировавшейся обителью, за ним были закреплены земельные владения размером около гектара и крестьянская слобода Тешевка, переименованная позднее в 1779 году в город Задонск.

Подробнее о дореволюционной истории монастыря можно узнать здесь.

В 1692 году обитель постигло тяжелое испытание: в результате пожара она была уничтожена дотла. Но именно это трагическое событие прославило монастырскую икону Божией Матери «Владимирская» – она сохранилась на пепелище неповрежденной. Далеко разнеслась весть о чуде, и к монастырю устремились многочисленные паломники, жертвовавшие свои средства на восстановление обители.

Почитание Владимирской иконы Божией Матери в дальнейшем еще более усилилось после чудесной помощи Ее во время свирепствования холеры в 1830-1831 годах, когда грозная смерть не коснулась ни одного насельника обители, в которой непрестанно служились молебны перед чудотворным образом.

Скромную задонскую обитель ждало новое прославление. В 1769 году сюда переселился на покой, оставив Воронежскую кафедру, святитель Тихон.

Гробовой образ святителя Тихона

Святитель Тихон Задонский

Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 год . Здесь святитель обрел славу «Российского Златоуста», сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, покаянных слез и непрестанной молитвы, но самое главное – дара любви. Здесь он самой жизнью исполнил заповедь Христа и стал отцом сирых, нищих и обездоленных.

13 августа 1783 года на 59 году своей земной жизни святитель Тихон принял блаженную кончину. После его смерти началось паломничество к гробнице Божиего угодника.

В начале 19 века в монастыре осуществлялась перестройка строений. В 1845 году было начато строительство нового величественного пятикупольного восьмипрестольного трехэтажного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. При постройке этого храма и разборке старого в 1846 году были обретены нетленными мощи святителя Тихона. В 1861 году 13 августа состоялось его прославление.

По случаю такого значительного события в жизни монастыря в город Задонск прибыло около 300 тысяч паломников, при населении города Задонска в 7 тысяч человек. У мощей святителя совершалось множество благодатных исцелений. Мощи святителя Тихона стали живоносным источником для всех, с верою приходящих в Задонскую обитель и чтящих его память.

Исцеления и чудеса, обильно источаемые от чудотворного образа Божией Матери «Владимирская» и от мощей святителя Тихона, привлекали в монастырь тысячи паломников.

К концу 19 столетия монастырь снискал подлинную славу одной из жемчужин духовной жизни России. В 1851 году указом Его Императорского Величества Николая I третьеклассный Задонский Богородицкий монастырь был возведен в первый класс.

В начале 20 века жизнь обители протекала размеренно и спокойно. Перед революцией на территории обители находилось 6 храмов. Самый величественный – собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, зимний храм Рождества Пресвятой Богородицы, храм святителя Тихона Задонского. Под колокольней располагался храм в честь Святителя и чудотворца Николая, в трапезной – Вознесенский храм, на источнике – храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Также на территории размещались жилые корпуса для настоятелей и братии монастыря, трапезная, хозяйственные постройки, уездное духовное училище, гостиница, больница, церковно-приходская школа, аптека. Монастырь имел свечной завод, 2 кирпичных завода. В духовном подвиге подвизалось более 200 иноков. Молитвами Богородицы, святителя Тихона, а также задонских старцев монастырь стал крупнейшим, любимейшим местом паломничества богомольцев. Направляясь на богомолье в Иерусалим, они считали своим долгом прежде всего посетить Задонск, затем Киев, а потом идти в Святую землю.

В период революционных событий Задонскую обитель ожидали тяжкие испытания. В 1919 году одними из первых в стране были вскрыты мощи святителя Тихона, и началось гонение на монашествующих. В 1929 году после сфабрикованного судебного обвинения часть монашествующих была арестована и сослана в места заключений и ссылку, а другая – изгнана из стен обители. Задонский Богородицкий мужской монастырь был окончательно расформирован, а имущество конфисковано. Мощи святителя Тихона Задонского отправили первоначально в местный краеведческий музей, затем – в Елец и перед войной – в областной центр, город Орел.

Владимирский собор в годы безбожия

За 60 лет пребывания на территории монастыря незваных «хозяев» он был неузнаваемо разрушен. В стенах обители за этот период размещались светские учреждения: районная больница, овощесушильный завод, детский дом, колбасный цех пищекомбината.

Восстановление обители началось в 1988 году с ремонта главного Владимирского собора. Постройки бывшего монастыря возвращались истинным хозяевам не сразу. В 1990 году первым насельникам будущей обители было выделено только несколько комнат в одном из зданий да сам собор. Только в 2003 году был завершен процесс возвращения строений, принадлежавших монастырю до революционных событий.

В марте 1991 года приняли монашеский постриг первые пять послушников обители.

В августе 1991 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Тихона из Орла в Задонскую обитель. Через два года в монастырь были возвращены останки местночтимых праведников, которые в годы лихолетья были изъяты из усыпальницы и вывезены на городское кладбище.

Возвращение святых мощей. 1991 г.

Быстрыми темпами шло восстановление обители. Одной из первых была воздвигнута восьмидесятиметровая колокольня. Засияли купола Владимирского собора. Реконструирован Вознесенский трапезный храм. Восстановлен храм в честь святителя Тихона Задонского. В монастыре открылась иконописная мастерская, и иконы великолепного письма заполнили иконостас Владимирского собора.

13 апреля на специальном трейлере в обитель был привезён пятитонный колокол, который был отлит в марте 2005 года в Воронежской фирме «Вера» на средства, пожертвованные ОАО «Центр Телеком».

22 апреля 2005 года был совершен чин освящения колокола, и он был поднят на колокольню. До этого самым крупным колоколом обители был колокол весом в одну тонну.

Визит Святейшего Патриарха Алексия II

В 1998 году произошло особое событие в жизни обители. Святейшим Патриархом Алексием II был осуществлен Патриарший визит в Задонский мужской монастырь. Духовенство и насельники монастыря имели великую милость – услышать напутственное Слово и получить Первосвятительское благословение.

В 2003 году были начаты восстановительные работы зимнего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Продолжается восстановление и других построек монастыря.

В настоящее время основная застроенная часть территории монастыря занимает площадь в 7,5 га. Эти земли находятся в бессрочном безвозмездном пользовании, как территория памятника истории и культуры XIX века, охраняемая государством. За монастырем числится 500 га пахотных земель, а лесные угодья занимают 170 га.

Не забывали в монастыре и о возрождении хозяйства. В 1995 году монастырю было передано светской властью подворье в пойме реки Дон, где сейчас располагается животноводческая ферма.

В обители имеется свой автотранспортный комплекс, пасека, рыбоводческое и животноводческое хозяйство, механическая и кузнечная мастерские, мастерская по скульптурной лепке, вышиванию, сапожному ремеслу, швейный и консервный цеха.

Продолжаются дела милосердия и благотворительности, заповеданные святителем Тихоном Задонским, который сам много помогал страждущим, обездоленным, заключенным.

Духовная и материальная благотворительная помощь оказывается 5 детским и 5 медицинским учреждениям, заключенным более 20 исправительных колоний и тюрем, а также нуждающимся людям.

Братия монастыря. Фото 1990-х.

Монастырь жертвует средства на восстановление более 10 храмов Задонского района, а также и на восстановление новообразованных монастырей Липецкой и Елецкой епархии.

С 2005 года ежегодно проводятся Свято-Тихоновские образовательные чтения, которые являются совместным проектом Липецкого епархиального управления и администрации Липецкой области.

Успешно осуществляется издательская деятельность. С 2000 года в обители издается ежемесячный альманах «Задонский паломник» , распространяемый не только в Задонске, но и в других регионах России. Кроме альманаха печатаются акафисты, каноны Господу, Пресвятой Богородице и святым, православные молитвословы и святооточеская духовная литература.

С 2006 года на губернском телеканале начата трансляция православной историко-патриотической телепрограммы« Отчина », которая создана телестудией Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

В знак признательности и любви к великому угоднику Божиему в 2005 году на территории монастыря был воздвигнут памятник святителю Тихону. Традиционно в августе проходят торжества в день его памяти. Тысячи верующих стекаются в эти дни в обитель, чтобы поклониться любимому святому и быть причастными к духовной радости всех участников торжеств.

До сих пор бережно хранится и почитается в монастыре все, что связано с памятью святителя Тихона. В 2005 году была установлена новая сень над ракой с мощами святителя, в 2006 году – новая серебряная рака с искусной чеканкой – драгоценный ковчег для хранения главной святыни обители – мощей святителя Тихона Задонского. Облачение святителя, в котором он был погребен, совершенно не тронуто временем, покоится в стеклянном ковчеге рядом с его мощами.

Сень над мощами. 2014 год

В задонской обители подвизались и другие подвижники благочестия, обретшие посмертную славу. Мощи этих 11 праведников в настоящее время находятся во Владимирском соборе обители, в мраморной гробнице.
Здесь же находится множество икон святых Божиих угодников с частицами их мощей. Новые прекрасные иконы, написанные насельниками монастыря, восполнили утрату старинных икон в период разорения обители.

Во Владимирском соборе в настоящее время находится множество местночтимых икон, святынь, доставленных из Иерусалима, частицы мощей святых Божиих угодников.

Владимирский собор обители

В обители есть иконы старинного письма, бережно сохраненные верующими в годы безбожной власти. Среди них наиболее почитаемые: иконы святителя Тихона Задонского и икона Божией Матери «Владимирская».

Рядом с монастырем находится святой источник с храмом над ним в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Храм был построен в 2003 году на месте разрушенного в период революционных событий. А в 2006 году была построена купальня для желающих окунуться в целебные воды.

Растет число монашествующих. Каждый год совершаются постриги, братья монастыря рождаются для новой духовной жизни.

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь является самым крупным в Липецкой епархии . Обитель является духовным ее центром. Здесь проходят многие торжества епархиального значения. В праздничные дни совершаются торжественные архиерейские богослужения, в которых принимают участие многочисленные паломники и гости. В дни престольных праздников в совершаемых богослужениях принимает участие духовенство других епархий.

Вид на Рождество-Богородицкий храм монастыря

В настоящее время в Задонском мужском монастыре подвизаются и трудятся около 380 насельников. Среди них 5 игуменов, 26 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 4 схимонаха, 35 мантийных монахов, 16 иноков, много послушников.

Торжественные архиерейские богослужения совершаются во Владимирском соборе монастыря в сослужении многочисленного духовенства.

В дни престольных праздников после торжественных богослужений насельники Рождество-Богородицкой обители проходят по улицам города Задонска крестным ходом.

В праздник Крещения Господня освящение воды совершается на святом источнике, в часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Крестный ход к источнику возглавляется духовенством монастыря. После молебна и окропления всех участников, присутствующие с большой радостью погружаются в купель святого источника.

В 2010 году Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь отметил свой 400-летний юбилей. Обитель восстановлена из руин. Впервые за столетия здесь совершена Божественная литургия, возглавляемая Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом .

Митрополит Никон с братией монастыря. 2014 г.

Ссылка на основную публикацию