Спасо-Андроников монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. Адрес, расписание богослужений, как добраться, история

В Москве, за могучими стенами белокаменного Андроникова монастыря расположился старинный столичный храм, уникальный объект культурного и исторического наследия России, строение необыкновенной эстетики и мощи — величественный красавец — Спасский собор.

Где находится Спасский собор Андроникова монастыря

Андроников Нерукотворного Спаса монастырь основан, согласно исследованиям жизнеописаний святых людей, митрополитом Алексием в качестве митрополичьей резиденции. Заниматься устройством монастыря митрополит определил Андронику — ученику чудотворца Сергия Радонежского. Обитель Всемилостивого Спаса исторически унаследовала его имя.

Изначальный деревянный собор и монастырские стены были предположительно построены в 1357 – 1361 годах. Постройки возводились на великокняжеской земле в 7 верстах к востоку от кремлевских стен, вблизи от устья Яузы. В наши дни архитектурный ансамбль обители территориально вписан в Центральный административный округ столичного мегаполиса.

Монастырский комплекс числится строением №10 на Андроньевской площади. В стенах исторического сооружения работает Музей имени прославленного иконописца Андрея Рублева, собрание которого содержит бесценные объекты древнерусской живописи. В действующем соборе Нерукотворного образа Спасителя проводятся богослужения.

Как доехать

Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.

Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.

Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.

Станция метроРасстояниеКак добратьсяВремя в пути
Площадь Ильича890 мПешком10 мин
Римская1 кмПешком12 мин
Марксистская1,4 кмАвтобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь»3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин.

Весь путь займет 9 мин.

История

Спасский собор в дереве был построен по возвращению митрополита Алексея из путешествия в Константинополь. Корабль митрополита попал в шторм. Среди смятения и паники, священник сохранил крепость духа, усердно молился и дал обет Спасителю построить храм. Он обещал посвятить будущее молитвенное сооружение тому святому празднику, в сутки которого путники благополучно достигнут берега.

Митрополит слово свое не нарушил: воздвиг собор Нерукотворного образа Спасителя в честь праздника прибытия. В алтаре разместили привезенную им из странствия икону, являющую Нерукотворный лик Спасителя на плате.

Точной даты строительства каменного собора история не сохранила.

Исследователи древнего зодчества хронологические рамки постройки определяют 20-ми годами 15 века. В нескольких редакциях «Сказания о Мамаевом побоище» упоминается о возведении Спасского мемориального храма в память воинов Куликовской битвы, похороненных на территории обители.

Спасский собор Андроникова монастыря, согласно другим церковным источникам, возводился в белом камне при третьем настоятеле обители — преподобном Александре.

Спасский собор Андроникова монастыря до реставрации

Соборные стены расписывали знаменитые живописцы, послушники обители, Андрей Рублев и Даниил Черный. За их ревностное стремление к посту и молитве Создатель наградил их небывалым талантом чувственного изображения божественного света простыми, вещественными красками.

Собор перестраивался не раз. Первое обновление произошло уже в середине 15 века: к западной части храма пристроили притвор, увенчанный двумя главами. Со временем этот конструктивный элемент убрали.

В конце 17 столетия пристроили шатровую колокольню, в конце 18 века ее разобрали. Собор заново перекрыли, расширили окна и двери. В начале 1813 года пострадавший от пожара в ходе наполеоновского вторжения храм отремонтировали, сделав новое купольное завершение.

Удивительный факт: в объятом пожаром здании сгорело все, кроме ковчега с мощами первых настоятелей монастыря, причисленных к лику святых.

Серьезной трансформации подверглось святое сооружение в конце 40-х годов 19 века. Конструкцию храма по архитекторскому проекту П.А. Герасимова модернизировали, установив восьмигранный шатровый купол с луковичной главкой.

Шатер закрыл декоративный каскад верхней части храма, и лишил его архитектурной оригинальности. К основному объему пристроили два придела с южной и северной стороны, оборудовали паперть под железной крышей с декоративным входом.

От модных тенденций 19 столетия собор освободился в середине 20 века. Реконструкция вернула строению его старинный, изначальный облик. На территории обители открыли Музей древнерусской живописи, а с 1989 года в стенах древнего молитвенного здания возобновились богослужения.

Архитектурные особенности храма

Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.

Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.

Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.

С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.

В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.

Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.

Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.

Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.

Внутреннее убранство

4 основных столба разделяют внутреннее пространство собора на 3 вытянутых помещения (нефа). Цилиндрический свод, поддерживаемый столбами, в пересечении осевых линий образует под куполом крест. Стены храма оформлены вертикальными плоскими и узкими выступами, которые визуально увеличивают высоту молитвенного помещения.

В храме отсутствуют княжеские хоры, скрадывающие пространство. 8 окон барабана, оконные проемы основного объема и световые прорези центральных закомар создают три регистра источников дневного света, что способствует равномерности освещения и привносит в интерьер ощущение прозрачности и рациональной организованности.

Храмовую стенопись кисти прославленных живописцев Андрея Рублева и Даниила Черного в 18 веке почти целиком счистили, и больше собор фресками не украшали. Сохранились небольшие фрагменты от расписных полотен легендарных живописцев. В обрамлении окна церковного алтаря проглядывается цветочный орнамент на сочном синем фоне, заключенный в соединяющиеся между собой круги одинакового размера.

В 90-х годах 20 века, во время реставрации здания, сконструировали систему отопления и освещения, преобразили интерьер храма: заново оформили возвышение алтаря и престол. В ходе ремонтных работ было обнаружено около десятка белокаменных блоков, украшенных резным декором.

Есть предположение, что из рельефных, декоративных камней в изначальном храме была сложена алтарная преграда. Сейчас образцы древнего каменного декора служат экспонатами монастырского музея древнего искусства.

Соборный иконостас претерпевал изменения в течение всего периода существования храма. В конце 18 века иконы располагались в 4 яруса, конструкция обладала пышным, дорогим декором.

Иконостас до реставрации

В начале следующего столетия алтарная перегородка в классическом стиле отличалась изысканной строгостью, композиционным доминированием центрального фрагмента. В середине 19 века ее сменил роскошный золоченый иконостас с фигурным резным декором.

Современный деревянный иконостас наделен лаконичностью и простотой. Стены собора украшают иконы нового написания. Их немного. На одной из стен расположено уникальное изображение третьего игумена монастыря преподобного Александра, при котором возводился каменный Спасский храм. Икону с его образом больше нигде не увидишь.

Святыни храма

Главная святыня храма — Спаса Нерукотворного Образ. Чтимая икона 14 века на протяжении долгого времени считалась утраченной реликвией. В последний год 20-го столетия ее обнаружили в запасниках Новодевичьего монастыря. В иконостасе собора Всемилостивого Спаса выставлен список со святого образа.

Храмовая святыня — икона «Преподобный Андроник и Савва», написанная в 19 веке, недавно обретена заново. Икона с изображением первых настоятелей была обнаружена в хранилище Воскресенской церкви на Арбате, и возвращена в храм.

В соборе на протяжении многих веков находилась свято хранимая реликвия — ковчег с мощами первых игуменов святой обители. В революционные годы тяжеловесное серебряное украшение ковчега украли, останки святых монахов исчезли. Однако есть надежда, что не бесследно.

Во время реставрации и изыскательных работ под соборным алтарем нашли старинную конструкцию престола и 4 захоронения, расположенные попарно. Появляющееся и исчезающее благоухание при открытии захоронения свидетельствовало о том, что обретенные останки — это мощи святых людей.

Найденные монашеские одеяния датированы началом 15 века. Неподтвержденное предположение — в захоронении открыты мощи первых четырех игуменов монастыря.

Дальнейшее исследование фундаментальной основы алтаря даровало новое открытие. Обнаружено захоронение двух монахов. Ученые предполагают, что найдены останки знаменитых иконописцев старцев Даниила и Андрея. Обретенные мощи шести святых подвижников переложены в заново созданные ковчеги, и выставлены в алтаре храма для поклонения.

Повседневная жизнь храма

Помимо богослужений, священнослужители и приход храма ведут большую работу по восстановлению церковных ценностей и духовных традиций. Православная община участвовала в обустройстве скита в Ростовской области, учреждении монастырского подворья в Богоявленской ростовской обители.

Прихожане помогали в проведении поиска изначального места нахождения престола древнего Спасского храма, в результате которого были открыты захоронения и обретены святыни. Приход получил одобрение и благословение от высшего духовенства на последующие изыскательные работы.

При соборе организована мастерская иконописи — одна из лучших в стране. Талантливые живописцы в своих работах следуют церковным канонам, традициям и техникам древнерусской храмовой росписи, восстанавливают по крупицам забытые в советское время знания.

Возобновлена известнейшая традиция обители Всемилостивого Спаса — знаменный распев. При соборе организована школа древнерусского пения, расшифрованы и опубликованы древние нотные рукописи.

Большая роль отводится паломничеству. Организуются путешествия по сакральным для православной веры местам с целью молитвы и поклонения. Церковный приход проводит работу по переизданию древних книг, выпуску периодической христианской литературы, формированию монастырской библиотеки. Открыт официальный сайт.

Режим работы и расписание богослужений

Спасский собор Андроникова монастыря открыт с 11 ч утра до 18 ч вечера ежедневно. В 14:00 храм закрывается на 45 мин. В храме проводятся праздничные и воскресные богослужения. Время службы особо указывается в расписании на официальном сайте обители.

Будничные богослужения священники Спасского собора проводят в часовне Проща, расположенной рядом с монастырем, по улице Сергия Радонежского, в строении 25. Часовня открыта для прихожан и паломников с 8 ч утра до 19 ч вечера. Регулярные богослужения проводятся в 8:00, 9:00, 17:30.

Интересные факты о Спасском соборе Андроникова монастыря

Спасский собор Андроникова монастыря неразрывно связан с историей страны, в его стенах побывало немало выдающихся людей. Храм и монастырская обитель возведены на знаковой территории — месте встречи русских полков под предводительством великого князя Всеволода Юрьевича с неприятельским войском монгольского хана Батыя.

Имеются сведения о том, что в стенах первого деревянного храма великий князь Дмитрий Донской перед сражением на Куликовом поле (1380 г.) молил Спасителя о победе, здесь же он возносил благодарное молитвословие Создателю.

Фрагменты резных белокаменных блоков, найденных при реставрации Спасского собора. Конец XIV – начало XV в.

В середине 17 века в обители содержался три месяца протопоп Аввакум Петров, заключенный под стражу за проповедничество старообрядчества, неприятие церковной реформы Никона.

Здесь молилась царица Евдокия Лопухина, жена Петра Великого. Стараниями последней русской царицы, равной по роду супругу, над трапезной возвели храм Михаила Архангела. В нижнем ярусе была оборудована усыпальница родителей, близких родственников царственной особы, знатных московских вельмож.

В храм на богослужения приезжал Сергей Васильевич Рахманинов, чтобы послушать удивительное знаменное пение церковного хора. Сейчас в стенах монастыря работает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Возможно, это лучший памятник выдающемуся святому подвижнику, легендарному русскому живописцу. Все написанные им иконы обладали чудодейственной силой.

Андроников монастырь с его дивным Спасским собором — дорогой гость из прошлых столетий, несущий в наш современный мир божественный свет, вековую мудрость и восхитительную эстетику древнерусского искусства.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Спаси-Андрониковом монастыре

Фильм о Спаси-Андрониковом монастыре:

Спасский собор (XV в.)

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

города Москвы

Официальный сайт

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм.

Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.

Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.

Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».

Андрей Рублев расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.

Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавляют притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.

Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие. В 1763–1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна. В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.

Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал – полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.

В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848–1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.

В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы. В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы – неизвестно.

В середине ХХ столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида в 1959–1961 годах.

В начале 1990-х годов, после того как в Спасском соборе стали регулярно проводить богослужения, в нем сделали солею, иконостас, отопление, а главное – престол. В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев.

В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.

При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря».

После закрытия монастыря иконостас был разорен, большинство икон пропало. Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас, без каких-либо украшений. Справа от Царских врат традиционно помещена храмовая икона – «Нерукотворный образ Спасителя», а также «Святая Троица» (выполнены настоятелем собора протоиереем Вячеславом Савиных). В левой части иконостаса находятся большие ростовые иконы русских святых – «Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир», «Иноки-иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил» (работа Владимира Сидельникова).

К 650-летнему юбилею Спасо-Андроникова монастыря в иконостасе собора был установлен ряд небольших праздничных икон (автор – Матвей Шибаев). На северной стене собора – большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем» (автор – Вячеслав Савиных): впервые созданы образы святых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Спасо-Андроников монастырь и древнейший храм Москвы

О том, почему Андрониковский монастырь так же важен для Москвы, как Кремль

Недавно я с удивлением узнала, что древнейший православный храм в Москве находится вовсе не на территории Кремля! Церковь Рождества Богородицы в Кремле (постройки 1393 года) до наших дней уцелела лишь примерно наполовину своей изначальной высоты стен (до уровня хоров). За самой-самой московской древностью, которая именно полностью сохранилась, стоит отправиться к высокому холму у Яузы в Таганском районе – здесь недалеко от улицы Сергия Радонежского находится Спасо-Андроников монастырь 14 века.

Свое название монастырь получил в честь первого игумена – Андроника, ученика Сергия Радонежского. А основателем монастыря был митрополит Алексий – выдающийся деятель 14 века. Согласно легенде, в 1360 году Алексий возвращался по морю из Константинополя, где его посвящали в сан митрополита. В пути корабль попал в сильный шторм, спастись от которого помогла молитва Алексия, в которой он обещал Спасителю построить храм в память о чудесном избавлении.

По возвращении в Москву митрополит сдержал слово и основал не просто храм, а целый монастырь, Спасский, для возведения которого пригласили ученика Сергия Радонежского – смиренного Андроника, который и стал первым настоятелем.

Место для строительства монастыря было выбрано не случайно. Здесь рядом была площадь Рогожской заставы, откуда начинались сразу несколько важнейших древнерусских дорог – на Владимир и на Коломну (а дальше и вовсе к Золотой Орде). Таким образом, Андрониковский монастырь нёс и оборонительную функцию, перекрывая важные дороги в случае нападения неприятеля. Мощные стены и башни с узенькими окошками-бойницами неплохо сохранились и до наших дней.

Боковые ворота 18 века.

Северо-западная башня 17-18 век.

А в 1420 году при монастыре был сооружен Спасский собор – и вот он полностью сохранился до наших дней, и официально признан самым древним и полностью сохранившимся храмом Москвы! Собор возводился из плинфы (тонкого обоженного кирпича) с внешней отделкой из белокаменных рельефов. Очень красиво..

Изнутри Спасский собор расписывали талантливые русские живописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, эти фрески были уничтожены в XVIII веке при очередной реставрации, остались лишь небольшие фрагменты на откосах окон, недоступные для взгляда обычного посетителя храма.

Вообще Андрониковский монастырь тесно связан с именем Андрея Рублева – он принял здесь монашеский постриг, жил здесь и был похоронен на территории монастыря. Правда со временем его могила была утрачена, и сегодня об этом напоминает лишь памятный символичный знак около входа в Спасский собор.

Спасский собор сильно пострадал от разрушений французами в 1812 году (выгорел внутри, а также обвалилась глава собора), потом был частично восстановлен. А в 20 веке в 1960-х годах уже окончательно отреставрирован в своем первоначальном виде.

Из ценных памятников истории и архитектуры, которые можно еще осмотреть в Андрониковом монастыре, кроме Спасского храма следует назвать и кирпичную трапезную палату, построенную в конце 15 века. В 1691–94 годах, по указу царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, к уже имеющейся трапезной, была пристроена трехъярусная церковь Михаила Архангела. Практически завершенная к 1694 году, церковь простояла незаконченной целых 45 лет, в связи с опалой и ссылкой царицы Евдокии. В результате, достроили и освятили церковь только в 1739 году. В подклети храма находилась фамильная усыпальница рода Лопухиных.

Вообще кладбище при Андрониковом монастыре долгое время было местом особо почетным. Здесь были похоронены многие герои Куликовской битвы, Отечественной войны 1812 года, а также многие представители московской знати (Лопухины, Баратинские, Трубецкие и тд). Но монастырское кладбище было полностью уничтожено в 1927 году, от него осталось только несколько надгробий, которые выставлены в отдельном крытом помещении.

Деревянная звонница на территории монастыря.

Настоятельские покои (палаты), конец 17 века. Сегодня здесь на первом этаже проводятся периодические выставки, на втором размещается администрация музея монастыря. Также в настоящее время на территории монастыря продолжает работать Музей древнерусского искусства, в котором широко представлена экспозиция икон 15-17 веков.

Перед входом в монастырь небольшой приятный сквер с памятником Андрею Рублеву (1985г). Здесь также расположена маленькая часовня Троицы, с фреской Троицы по известному шедевру Андрея Рублева.

Последний взгляд на внушительные стены монастыря со стороны набережной Яузы – и двигаемся дальше.

Из достопримечательностей около Андрониковского монастыря главная – это храм Сергия Радонежского при Рогожской слободе (1800-1838гг). Долгое время храм был на реконструкции (так как сильно пострадал в советское время, здесь был склад), недавно открыт и радует своим видом.

На храм Сергия Радонежского открывается замечательная перспектива при движении от Рогожской площади и метро «Площадь Ильича». И даже биллборды и рекламные щиты не могут это испортить))

И, конечно, примечательна крошечная часовня Проща (1890г) на этой улице Сергия Радонежского. Она буквально зажата плотной застройкой домов (все дома, кстати, 19 века и охраняются государством). По преданию, именно на этом месте преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником и основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником.

И настолько этот район Москвы связан со стариной и традициями православия, что даже подъезды современных домов сделаны «тематически», под убранство храмов. И это не может не радовать J

Московский Спасский собор Андроникова монастыря: история, архитектура, фото

На высоком живописном берегу р. Яузы вблизи одной из Поклонных гор располагается Андроников монастырь (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса). Монастырь относится к главным святыням столицы и считается одной из древнейших построек города. По некоторым данным, это сооружение на 50-60 лет древнее Кремля. Уже в прошлые века обитель восхищала своим архитектурным ансамблем. Над территорией этого величественного сооружения, словно гость из прошлого, веками вдохновляя жителей своими изящными архитектурными формам, возвышается Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Собор называют самым древним московским храмом.

История собора

За время существования собора он был свидетелем многих исторических событий и хранит немало тайн.

Первое деревянное здание

Существует предание, согласно которому появление Спасского собора связано с именем московского митрополита Алексия. В предании говорится об эпизоде, сыгравшем немаловажную роль в основании обители. Легенда гласит, что в 1357 году на пути из Константинополя корабль, на котором находился митрополит, попал в сильный шторм. Святитель Алексий неустанно молился, но шторм не утихал. Тогда он дал обет построить в Москве храм, посвященный Нерукотворному образу Спасителя, если останется жив. Шторм тут же прекратился. Было это Божьим проведением или стечением обстоятельств, но день возвращения митрополита совпал с празднованием церковного праздника Спаса Нерукотворного.

Никто точно не знает, когда построен собор, и какой он был. Предполагают, что в 1357 году было возведено первое здание собора. Изначально это была деревянная церковь, которая позже погибла во время пожара.

Место для строительства монастыря было выбрано неслучайно. Он основан на пересечении двух оживленных путей. Одна дорога, начинающаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), шла на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, через Таганскую площадь, вела на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду.

В память о бухте, в которой митрополит укрылся от бури, застигшей его при возвращении из Константинополя, один приток Яузы был назван Золотым Рожком, и позже одну из улиц Рогожской слободы переименовали в Золоторожский вал.

Возведение и основание каменного собора

После пожара на месте сгоревшего храма был выстроен каменный. Считается, что построен он в 1360—1380 гг. Между 1390 и 1427 годами собор был вновь перестроен. Белый камень («яузский известняк»), из которого он построен, добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Новый белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представлял он собой небольшой однокупольный четырехстолпный храм.

Историческая судьба

Храм несколько раз горел. Во время нашествия Наполеона в 1812 году был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего город: сгорел иконостас, обвалился купол. Но прочные каменные стены собора все же уцелели.

Реставрация и модернизация церкви

До 1850 года под руководством архитектора Герасимова продолжалась реставрация и модернизация церкви: был восстановлен купол, покрыта железом кровля, снова расписаны стены, установлен новый иконостас, достроена паперть и два боковых придела.

После Октябрьской революции монастырь упразднили. На его территории находился лагерь для заключенных. В 1922—1928 гг. в монастыре была колония для беспризорников. В 1928 году обитель была передана заводу «Серп и Молот», в зданиях монастыря, в том числе и в храмах, жили рабочие.

Несмотря на то, что собор неоднократно реставрировался, к XX веку он находился в плачевном состоянии. В 1934 году Спасскому храму грозил полный снос вместе с другими зданиями монастыря.

Ученым удалось провести основательное исследование, по результатам которого была доказана большая историческая и культурная значимость собора. В 1959—1960 годах он вновь был отреставрирован. Здание обновили, и был восстановлен его первоначальный облик. В 1989 году в Спасском соборе прошло первое богослужение. Сейчас собор действует как приходской храм.

Современное положение

Сегодня «Ансамбль Андроникова монастыря» — объект культурного наследия федерального значения.

Архитектурный ансамбль впечатляет своим величием, он напоминает старинный замок. Знаменит монастырь и тем, что здесь жил и творил Андрей Рублев, поэтому его называют колыбелью иконописи России.

В честь иконописца в 1985 году на территории монастыря, в парке возле Святых ворот был возведен памятник.

В 1990-х годах на территории храма были начаты раскопки, в результате которых обнаружены остатки первоначального пола из плинфы, древний престол и захоронения. Вполне возможно, что в этих могилах покоятся основатель монастыря Андроник Московский и его ученик Савва Московский.

В 2003 году в северо-западном секторе раскопок обнаружено еще одно захоронение. Выяснилось, что это останки двух мужчин, приблизительно 50-ти и 70-ти лет. Скорее всего, погребение является перезахоронением монахов. Судя по месту нахождения останков — на северо-запад от алтаря, предположительно, что это могилы святых иконописцев Андрея Рублева и Даниила. Но доказать это пока не удалось.

31 марта 2010 года монастырь Спасо-Андроников посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в нем малое повечерие.

Место расположения

Спасский собор Андроникова монастыря расположен по адресу:

Андроньевская площадь, дом 10.

Чтобы добраться, сначала нужно доехать на метро до ст. Площадь Ильича (Калининско-Солнцевская линия), после чего сесть на автобусы 40, 237, 55, 152, 125 или же доехать троллейбусами 53, 45.

Архитектура и убранство сооружения

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, примечательна не только историческими фактами, но и красивой архитектурой.

Внешний вид

Спасский собор представляет собой небольшой крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм, который является одним из самых совершенных произведений раннемосковского зодчества. Святыня стоит на высоком белокаменном основании — подклете. Стены увенчаны несколькими рядами стрельчатых закомар. С запада, севера и юга расположены высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, обрамленными перспективными порталами. Над западным входом — «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне — алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из них имеет больший размер. Фасады разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах).

Основной объем Спасского собора — небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами:

  • первый (нижний)— килевидные закомары;
  • второй и третий — кокошники.

Завершает строение большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Внутреннее оформление

На всех стенах имеются окна, поэтому свет проникает сюда со всех сторон. Равномерное освещение храма придает ему волшебный вид. На стенах можно увидеть следы былой росписи — элементы зооморфных и растительных композиций.

К 650-летнему юбилею монастыря в иконостасе собора были установлены праздничные иконы. На северной стене — большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем»: впервые созданные образы святых игуменов монастыря.

Росписи Андрея Рублева

Согласно житию Сергия Радонежского, стены храма расписывали Андрей Рублев и Даниил, но из-за сильных повреждений от их росписи сохранились лишь фрагменты в простенках окон.

В некоторых источниках сказано, что Андрей Рублев с Даниилом Черным отправились в Москву специально для того, чтобы расписывать собор. Через несколько лет по прибытию в монастырь иконописец оставил этот мир и был там же похоронен. История гласит, что это была его последняя работа.

Архитектурный ансамбль собора

В 1947 году Спасо-Андроникова обитель получила статус заповедника, и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:

  1. Белокаменный Собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря, одно из древнейших сооружений города (восстановлен в формах, близких к первоначальным, в 1959—1960 годах). Является образцом древнерусского зодчества.
  2. Трапезные палаты, возведенные на территории в царствование Ивана III (1504—1506).
  3. Каменные стены и башни, построенные в XVII – XVIII столетиях.
  4. Двухэтажное строение Настоятельских покоев(1690).
  5. Трехъярусная Церковь, освещенная во имя Архангела Михаила. Изначально была построена двухъярусная трапезная, на первом ярусе располагались хозяйственные службы. Позже, в 90-х годах XVII века по инициативе царицы Евдокии возле трапезной палаты началось строительство церкви. Постройка выполнена в стиле барокко, но зодчим удалось выдержать сочетание стиля с трапезной, объединив две постройки одним карнизом. Однако из-за опалы и ссылки царицы работы приостановили, и только в 1739 году церковь была освящена. Храм отреставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
  6. Здание братского корпуса (1763). Изначально он предназначался для размещения монахов. Сейчас здесь находится депозитарий музея.
  7. Здание духовного училища (1810—1814). Здесь проводились занятия для служителей церквей, одновременно проходили обучение около 100 учеников. Сейчас используется для музейных отделов.

По мнению специалистов, ни одно храмовое сооружение, не обладает столь совершенными пропорциями. Размеры монастыря оказали влияние на другие храмовые постройки, вся композиция смотрится очень гармонично.

Школа пения и мастерская иконописи

В храме работает мастерская иконописи и ведется активная издательская деятельность. На базе монастыря печатаются церковные книги, в которых рассказывается об истории и традициях собора.

Музей древнерусской культуры

В 1960 году в монастырских зданиях открылся Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Она «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Музей, основанный в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы, со временем стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, собранных сюда из разрушенных храмов разных областей России. Сейчас коллекция музея насчитывает около 10000 экспонатов: иконы разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, редчайшие рукописные и старообрядческие печатные церковные книги и многие другие раритеты.

Гордость музея — произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проходят лекции и экскурсии.

Богослужения и другие возможности посещения

В настоящее время монастырь не действует, поэтому посетить его можно в любое время. В соборе же ведутся регулярные церковные службы. Все зависит от цели визита. Для того чтобы ознакомиться с архитектурой, лучше приехать в то время, когда в храмах монастыря нет богослужений, паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.

А вот посетить музей можно только в определенное время:

  • по средам экспозиции и выставки не работают;
  • по вторникам и четвергам музей открыт с 14.00 до 21.00;
  • в остальные дни график работы выставок: 11.00-18.00.

Монастырь и вся окружающая его территория необычайно красивые. Это отличное место для того, чтобы побыть в уединении и собраться с мыслями. Здесь действительно можно прочувствовать дух истории.

Видео о соборе

Посмотреть сюжет о соборе, а также послушать знаменитое пение можно в видеоролике.

Старейшие постройки Москвы – Спасо-Андроников монастырь

Задумывались ли вы, какой дом в Москве самый старый? Спасо-Андроников монастырь – одна из старейших построек Москвы.

Я люблю город, люблю Москву, но временами хочется тишины и спокойствия – уехать подальше от центра мегаполиса с яркими инсталляциями, кричащими витринами и шумной толпой туристов, наслаждаться старинной архитектурой или гулять по дорожкам парков «на отшибе». Впрочем, далеко ходить не нужно – следует всего лишь устремить свой взгляд на реку Яузу (неподалеку от станций метро «Римская» и «Крестьянская застава»), вдоль которой на холме располагается самый древнейший ансамбль зданий Москвы.

Кусочек XIV века

Высокие стены – это первое, что встретит прохожий, решивший зайти на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Однако, это не только святилище, в котором до сих пор проходят богослужения, – с 1985 года здесь организован Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР).

Гостей встречают местные коты – усатые старожилы монастырского ансамбля. Чужакам не доверяют, и погладить себя разрешают редко. Можно только наблюдать, как грациозно они прогуливаются по территории.

Сам монастырь довольно небольшой. Касса расположена во внутреннем дворе монастыря. Билеты стоят не так дорого, но большинство помещений закрыты и попасть туда не получится. Впрочем, в тот же Спасский собор можно зайти и без всякого билета. Приглушённый свет озаряет старый иконостас. Его вид наводит на мысли о нелёгкой жизни его обитателей в далёком-далёком прошлом.

Любителям съёмок и фотографам следует ознакомиться с правилами посещения монастыря. Снимать можно – это не запрещено. Однако это нужно делать без штатива.

Возле Спасского собора располагается деревянное сооружение с колоколами разной величины.

Если пройти чуть подальше, то можно увидеть, что рядом с возвышающейся стеной под железной крышей лежат полуразрушенные валуны. На них видны едва-едва различимые надписи . «Разрушенные надгробия», – приходит сразу на ум.

Основной и главной святыней монастыря является Образ Спаса Нерукотворного. Некоторое время, как рассказывал экскурсовод, икона считалась утраченной. Только в 1999 году её нашли в Историческом музее Новодевичьего монастыря, передав обратно в Спасский собор. Впрочем, в монастырском ансамбле так же находятся и другие святыни, такие как икона преподобных Андроника и Саввы Московского, Александра и Ефрема.

А летопись гласит

В августе 1356 года митрополит Киевский и всея Руси Алексий был застигнут бурей при подходе к Царьграду. Он плыл в Константинополь для принятия сана. Будущий святитель долго молился и дал обет о построении храма в случае своего спасения. После этого его судну удалось укрыться в одном из притоков Яузы. Именно здесь за чертой города к юго-востоку от Кремля позже ( в 1360-е годы) был построен храм .

Алексий призвал на помощь в создании святыни смиренного (как записано в летописи) человека – Андроника – любимого ученика Сергия Радонежского, в честь которого и был назван монастырь. На тот момент святыню знали, как Мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного.

Монастырь неоднократно подвергался нападениям, его разрушали и восстанавливали заново. Сначала пришли литовские князья Ольгерда и Кейстута (с 1368 по 1372 год), позднее храм познал разорения от золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год) и крымского хана Давлен-Гирея (1571 год).

Перед Куликовской битвой в 1380 году монастырь посещал сам князь Дмитрий Донской для вознесения молитв перед сражением. После тяжелой схватки князь вернулся в святыню у Яузы и благодарил иконы за одержанную победу. Позднее в честь князя здесь построили поминальную часовню.

Преодолевая все бедствия и напасти, монастырь играл культурно-просветительскую роль. Здесь была создана иконописная мастерская, в которой работали такие мастера, как Даниил Чёрный и Андрей Рублёв. Именно они расписали фресками Спасский собор монастыря. Однако в XVIII веке они были почти полностью уничтожены при очередной реставрации храма. Сохранились лишь их небольшие фрагменты.

Тем не менее, эпидемия чумы, распространившаяся по Европе в XV веке, вместе с торговыми кораблями и путешественниками добралась и до монастыря. «Чёрная смерть» не пощадила и великих иконописцев. Их тела были захоронены под алтарём Спасского собора, где и были найдены в 1994 году в ходе археологических раскопок.

От утрат к современным благам

Главной утратой монастыря считается огромная по своим размерам надвратная колокольня, построенная в 1795-1803 годах. Колокольня была создана Родионом Казаковым – однофамильцем и учеником знаменитого зодчего Матвея Фёдоровича Казакова, который занимался постройкой Царицынской усадьбы по велению Екатерины Великой. С приходом к власти большевиков колокольня в монастыре Андроника была разобрана 1930-х годах на кирпич.

Позднее сама святыня была отдана под лагерь ВЧК, в котором содержались офицеры и политические противники новой власти. В дальнейшем в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территорию передали в ведение завода «Серп и Молот». Во всех зданиях святыни устроили комнаты для рабочих. Через пару лет там также стало располагаться учреждение наркомата обороны.

После Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что Спасский собор является самым древним сохранившимся зданием Москвы, началось возрождения монастыря. Инициативная группа во главе с академиком И. Э. Грабарём обратилась к правительству с просьбой создания на территории Андроникова монастыря Музея древнерусской живописи. Иосиф Виссарионович Сталин в 1947 году подписал постановление № 3974 о реставрации Андроникова монастыря и оформлении на территории святыни историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублёва.

Реставрация Спасского собора была произведена только в 1959-1960 годах. В том же году музей был официально открыт. ЮНЕСКО объявил 1960 год «Годом русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения. Через четверть века музей стал носить современное название.

В 1989 году Спасский собор был повторно освящён Патриархом Алексием II. После этого здесь вновь начались богослужения. Вместо разобранной колокольни была сооружена небольшая деревянная звонница. Многие уничтоженные строения так же возобновили, придерживаясь старых канонов. Обновленный монастырь Андроника в 2010 году посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Дай Бог, чтобы здесь всегда теплилась молитва, чтобы стены, которые были предназначены для молитвы, молитвой наполнялись».

Читайте также:  Вознесенский собор в Новосибирске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию