Спасо-Елеазаровский монастырь: история и адрес, настоятельница и игуменья, описание, святыни

Спасо-Елеазаровский женский монастырь

Елеазаров во имя святителей Василия Великого Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Спасо-Елеазаров монастырь — православный женский (ранее мужской) монастырь в деревне Елизарово Псковского района Псковской области, Псковской епархии. До 1906 года именовался: Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса.

Содержание

История

Основание

В 25 километрах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем. Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории.

Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери – дар Константинопольского Патриарха Геннадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: “Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти”.

Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер.

Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.

Преподобный Евфросин, в миру – Елеазар, родом из села псковского села Виделибье, получил хорошее образование. Поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. Он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским Патриархом. Позднее Патриарх Геннадий II Схоларий на благословение обители подарил Цареградскую икону Божией Матери. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.

Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком сне явились три святителя – Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия.

Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, – Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: “Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине”.

Расцвет

Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь – возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители – самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры.

Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: “Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща”.

Вместе с иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей объявил всему миру: “Москва – Третий Рим”, – и добавил: “Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”. Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.

Ветхий Рим оставался частью священной христианской империи до тех пор, пока папы Римские не взяли на себя опасную миссию построения антицеркви латинской ереси, в основе которой лежит стремление господствовать над всем миром. Константинополь, второй Рим, оставался царствующим градом до тех пор, пока не принял Флорентийской унии, не осквернил Православия. Попущением Божиим Византия пала от турок. Ответственность за судьбу Православия легла на Москву.

В идеале Святой Руси – не проявление гордыни, а мессианская готовность жертвенно служить Божьему замыслу. Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича: “Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают”.

“Царь Православный” – назвав так царя своего, русский народ тем самым признал и назначение его как охранителя, единителя, освободителя от мусульманского варварства и западного еретичества.

Величественная теория исторического призвания Руси была закреплена на законодательном уровне – в решениях Стоглавого Собора. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей (ок. 1465-1542гг.), автор теории “Москва – Третий Рим”. В своих сочинениях он заявил о решительной поддержке Великого князя как “броздодержателя святых Божиих престол”.

В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.

Главная монастырская святыня — Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен около 1574 года и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.

Забвение

Со временем слава Спасо-Елеазаровской обители стала умаляться, и из сознания русского народа исчезло чувство ответственности за судьбу человечества. Россия уже не мыслилась как Третий Рим и сама эта теория была осмеяна и извращена светскими историками. Но Сам Спаситель взял ее под Свой покров. При издании духовных штатов в 1764 году оставлен на своем содержании.

В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский».

В 1804 году в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

С 1884 года при монастыре действовала богадельня.

До 1906 года именовался: Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса; в 1906 году преобразован в общежительную пустынь (Спасо-Елеазарова пустынь). Это произошло во время настоятельства игумена Ювеналия (Масловского).

Главным его делами стали благоустроение церковного богослужения, введение старчества и умножение братства. В церковном богослужении он завел благолепие, порядок, чинность и особое пустынное пение Глинской пустыни.

По приглашению о. Иувеналия в 1908 году на покой в Спасо-Елеазарову пустынь был переведен схиархимандрит Гавриил, ученик оптинских старцев. Среди духовных чад старца была Великая княгиня Елисавета Феодоровна, прославленная ныне как новомученица. Она неоднократно посещала монастырь и принимала активное участие в его устроении и украшении.

В 1910 году сюда поступила часть братии Глинской пустыни, славной своим старчеством, общежительным житием и особым уставом, который и был положен вместе с уставом преподобного Евфросина в основу по-новому устроенному Елеазаровой пустыни. При этом внимание преобразователя было направлено главным образом на внутреннее обновление обители, на воспитание в сердцах братии истинного аскетизма, согласно монашеским обетам и заветам его святых основателей.

Благодаря введению общежития, обитель получила возможность вместо прежних двух десятков содержать в своих стенах до сотни насельников. Согласно монастырскому уставу каждый из братии должен был нести послушание, и все работы, даже самые черные, в монастыре выполнялись самими насельниками. Для хозяйственных нужд в обители были заведены портняжные, сапожные, столярные мастерские, имелись свои маляры, штукатуры и т.п. Была устроена иконописная мастерская. Все хозяйственные потребности монастырь мог удовлетворить собственными силами и средствами.

Ежегодно, на праздник апостолов Петра и Павла, 29 и 30 июня по ст. стилю (12 и 13 по н.ст.) с иконой Спасителя совершался крестный ход из монастыря по водам Псковского озера на остров Талабск, а затем на остров Верный в монастырь Петра и Павла. Традиция проведения крестного хода продолжалась до 50-х годов XX века.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима уничтожается и то место, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России, монастырь закрывается и разоряется.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь “в помощь голодающим Поволжья”. Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

Современное состояние

28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря.

В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь. В 2005 г. завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г. Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.

На острове Залита (Талабск), который расположен в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря, четыре десятилетия жил отец Николай Гурьянов. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Та дорожка, по которой батюшка ходил с трепетом и благоговением, называется дорогой Спасителя, по ней приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спасителя.

Святые

Святыни

  • икона «Спас Елеазаровский»
  • «Феодоровская» икона Божией Матери
  • Цареградская икона Божией Матери
  • cвященная роща, откуда начинался монастырь

Видео

Как добраться

Проезд: Спасо-Елеазаровский монастырь находится в 30 км к северу от Пскова. До Пскова из Москвы удобнее всего добираться на поезде с Ленинградского вокзала. Из Пскова, с автовокзала, ходят автобусы на Гдов — по дороге они минуют деревню Елизарово, где и расположена Елеазаровская обитель.

Если Вы едете на автомобиле, то из Пскова следует выезжать по улице Леона Поземского (это одна из основных проезжих улиц города) — за городской чертой она переходит в шоссе Р-60, ведущее в Гдов. В деревне Елизарово дорога идет прямо вдоль монастырской ограды (ограда тянется по левую руку).

Адрес: Псковская область, Псковский район, д. Елизарово.

Тел.: 8 (911) 394-29-27, 8 (811-2) 679-558

Спасо-Елеазаровский монастырь: история и адрес, настоятельница и игуменья, описание, святыни

А. Демкин
Российский паломник.
Описание святых мест Северо-Запада России.

© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Святой источник в Елизарово Псковской области.


Спасо-Елеазаровский монастырь
Монастырь находится в 28 километрах севернее Пскова на Гдовской дорге. Спасо-Елизаровский монастырь был основан преподобным Евфросином, Псковским чудотворцем, родившимся около 1386 года, и крещенным Елизаром. В 1425 г. он удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы. Здесь ему, в сонном видении, явились три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, они указали место для сооружения храма в их имя.

Читайте также:  Успенский собор в Ярославле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и мощи

Позже к Евфросину начали стекаться подвижники. С их помощью были выстроены деревянная церковь во имя трёх Святителей, а так же и кельи для братии. Затем для расширения территории пустыни был засыпан правый рукав реки. По представлении Преподобного Евфросина монастырь перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя Преподобного. В новой обители построена каменная соборная церковь трёх Святителей и туда перенесены мощи Евфросина. В последствии была построена деревянная церковь Преподобного Онуфрия. Годом основания монастыря считается 1447.

Псковский Спасо-Елизаровский монастырь по значимости занимает особое место в мировой истории. Именно сюда была принесена Цареградская икона Божией Матери. Когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был перенесен в Константинополь из Рима в 1051 году.

Приняв на русской земле икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил и откровение о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елизаровской обители Филофей пророчествовал всему миру: “Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией. Слова старца Филофея отлиты на уникальном листовом колоколе – биле – в Елиазаровском монастыре:

Преподобный Савва Крыпецкий пробыл в Елизаровской обители, у преподобного Евфросина, несколько лет. Потом, желая ещё строжайшего уединения, одинокой жизни и подвижничества Савва выпросил у Евфросина благословение на пустынножительство. Он удалился в глубь лесных болот, и поселился в урочище под названием Крыпцы, находившемся в непроходимом месте, где жили только медведи и другие дикие звери, около озера, обильного рыбой. С 1908 по 1915 год в монастыре подвизался выдающийся старец (ныне местночтимый святой) схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Среди его духовных чад была сестра императрицы, основательница Марфо-Мариинскобители в Москве – великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1918 году бесовская власть закрыла монастырь и жестоко умертивила монахов. В Елизаровской обители распологались институт, Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус. В начале 90-х годов XX века собор начал разрушаться, упала колокольня, четверик храма зашатался. Через монастырь была проложена автомобильная дорога Гдов-Псков.

В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. В настоящее время монастырь отреставрирован и отстроен. Продолжается значительное государственное и частное финансирование реконструкции монастыря. Монастырь производит благодатное впечатление, на праздник приходят много местных прихожан, а матушки благожелательны и приветливы. В монастыре находятся многие чудодейственные иконы и мощи местночтимых святых.

Пречистенский святой источник во имя иконы божией Матери “Цареградская”:
Святой источник находится в полукилометре от монастыря по левую сторону Гдовской дороги, если ехать от Санкт Петербурга. История возникновения святого источника такова: Преподобный Евфросин для выяснения богословких вопросов пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Евфросину Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе. Когда преподобный Ефросин возвращался из Константинополя с иконой, братия встречала святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте и забил святой источник, именуемый Пречистенским. С тех пор святой источник несет людям исцеления.

Святой источник очень сильный, умеренной строгости. Очищение наступает мгновенно и длится очень долго.

Недалего от монастыря находится Ольгино озеро. По преданию в нем купалась равноапостольная княгиня Ольга. Вода в озере почитается целебной.

Вид Спасо-Елизаровского монастыря с дороги.Спасо-Елизаровский монастырь.
Вид Спасо-Елизаровского монастыряСпасо-Елизаровский монастырь. Вид на колокольню и новый настоятельский корпус с церковью во имя Архангела Гавриила.
Могилка игуменьи Елисаветы (Беляевой).Собор Трех Святителей Великих в Спасо-Елеазаровском монастыре. По преданию три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст явились прп. Елизару на месте, где позже был воздвигнут храм.
Яблочный спас в Спасо-Елеазаровском монастыре.Владыка Евсевий (Саввин), Митрополит Псковский и Великолукский на праздничной службе в монастыре.
Спасо-Елизаровский монастырь.Расстояние до Гдова.
Часовня над колодчиком с Пречистинским святым источником у Гдовской дороги.Пречистенский святой источник во имя иконы божией Матери “Цареградская”
Колодчик в часовне.Купальня на Пречистинском святом источнике.
Правила омовения в святом источнике.Купель Пречитестенского святого источника.

Как доехать до Пречитстенского святого источника:

На автомобиле: Из Петербурга через Гдов – самая живописная дорога. Доезжаем до Елизарово, проезжаем 500 метров – справа будет расширение дороги, где можно оставить автомобиль. Часовня и купальня нахолятся прямо у дороги.
Из Петербурга через Лугу – самая быстрая дорога. Доезжаем до объездной Пскова. сворачиваем направо. На развилке у поста ДПС – еще раз направо. Вскоре справа будет чудесная заправка, на которой хороший обед обойдется в 150-200 рублей. – едем по объездной и сворачиваем на Гдов – далее не доезжая до Елизарово, по правой строне дороги вы увидете часовню.

Для пеших паломников:
От Псковского автовокзала до Елизарово можно добраться на автобусах 109 (отправление в 08:00), 109А (отправление в 18:50 ) и 656 (отправление в 13:20). Стоимость взрослого билета 57 рублей. Попросите остановить автобус не доезжая до монастыря – у источника.

Адрес монастыря:
180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово
тел. (811-2) 199-558

Паломничество в монастырь можно сделать частью паломнического тура, по следующим святым местам Псковской области: Остров Залита – Крыпецы – Никандрова пустынь – Изборск – Печоры.

Копирайт автора статьи: © 2011 Андрей Демкин Вы можете использовать материалы статей с обязательным уведомлением автора – А. Демкина и с обязательной ссылкой на автора и его публикацию.

Спасо-Елеазаровский женский монастырь д. Елезарово Епархиальный женский монастырь

История

С юных лет Елеазар готовил себя к монашеской жизни; когда отец и мать пожелали сочетать его браком, он тайно оставил дом и скрывался до тех пор, пока родители не оставили своего намерения. После смерти отца юноша поступил в Снетогорский монастырь и принял там монашеский постриг с именем Евфросин. Имея склонность к пустыннической жизни, в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве он через некоторое время с благословения настоятеля ушел в безлюдные леса на берег реки Толвы. Это было около 1425 года.

Так преподобный Евфросин начал новый период в истории псковского монашества – пустынножительный. Позже, здесь же, на реке Толве, он основал первый общежительный «богорадный» монастырь. В него принимали желающих монашеской жизни без вклада, а «Бога ради». И монахи в нем жили не каждый на свои средства, как в особножительном, а собственность у них была общая.

В то время на Псковщине шли споры о том, как следует петь «Аллилуйю» – два или три раза. Сторонник сугубой аллилуйи – то есть ее двоения – преподобный Евфросин за разъяснением отправился в Константинополь, где от самого Патриарха Иосифа получил подтверждение правильности двоения. Именно там он получил ответ и на волнующий его вопрос о смысле своего предназначения. «Благочестие изобиловах душу мою», – пишет он о своем путешествии. Спустя десятилетие из покоренного турками Константинополя Патриарх Геннадий II прислал новообразованной евфросиновой обители священный дар – Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, который стали называть Пречистенским, и до сей поры его воды несут людям исцеления. В память об этой встрече пустыньку назвали Сретенской. Пустынь была основана на рукотворном месте. Для того чтобы принять всю братию, стекавшуюся к нему, преподобный предложил срыть горку, под которой между двумя рукавами реки стояла его келья, и засыпать один рукав. На месте своей кельи, где ему было явление трех вселенских святителей, преподобный Евфросин, по их слову, построил в 1447 году Трехсвятительский собор. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, преподобный особое значение придавал общей церковной молитве. Он говорил: «Если бы ты и всю ночь простоял в келье своей на молитве, и то твоя келейная молитва не может сравниться с единожды пропетой в церкви краткою молитвою: ‘‘Господи, помилуй’’». Церковные службы в евфросиновом монастыре были столь продолжительными, что о преподобном и его учениках говорили: «Железный с железными». После молитвенного бдения целый день иноки трудились, расчищая от леса под поля землю и занимаясь полевыми работами. Своими трудами они питали не только себя, но и бедняков, которые приходили в обитель. Бывали случаи, что преподобный последнее раздавал, но Господь не оставлял иноков Своей милостью и посылал им необходимое для жизни через благодетелей. Чтобы монастырская жизнь протекала благочинно и духовно, преподобный Евфросин составил иноческий устав. Он понимал монашество как ангельскую жизнь на земле и в своем уставе говорил о девственности, нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха.Всех приходящих в обитель преподобный принимал с великой любовью. Так постепенно созидался монастырь, поначалу называвшийся лаврой, как свидетельствует автор жития преподобного Саввы Крыпецкого.

Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь — возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители — самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры.

Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: «Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща».

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей (ок. 1465-1542гг.), автор теории «Москва — Третий Рим».

Главная монастырская святыня — Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен около 1574 года и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.

В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский».

В 1804 году в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

С 1884 года при монастыре действовала богадельня.

До 1906 года именовался: Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса; в 1906 году преобразован в общежительную пустынь (Спасо-Елеазарова пустынь). Это произошло во время настоятельства игумена Ювеналия (Масловского).

Главным его делами стали благоустроение церковного богослужения, введение старчества и умножение братства. В церковном богослужении он завел благолепие, порядок, чинность и особое пустынное пение Глинской пустыни.

По приглашению о. Ювеналия в 1908 году на покой в Спасо-Елеазарову пустынь был переведен схиархимандрит Гавриил, ученик оптинских старцев. Среди духовных чад старца была Великая княгиня Елисавета Феодоровна, прославленная ныне как новомученица. Она неоднократно посещала монастырь и принимала активное участие в его устроении и украшении.

В 1910 году сюда поступила часть братии Глинской пустыни, славной своим старчеством, общежительным житием и особым уставом, который и был положен вместе с уставом преподобного Евфросина в основу по-новому устроенному Елеазаровой пустыни. При этом внимание преобразователя было направлено главным образом на внутреннее обновление обители, на воспитание в сердцах братии истинного аскетизма, согласно монашеским обетам и заветам его святых основателей.

Благодаря введению общежития, обитель получила возможность вместо прежних двух десятков содержать в своих стенах до сотни насельников. Согласно монастырскому уставу каждый из братии должен был нести послушание, и все работы, даже самые черные, в монастыре выполнялись самими насельниками. Для хозяйственных нужд в обители были заведены портняжные, сапожные, столярные мастерские, имелись свои маляры, штукатуры и т.п. Была устроена иконописная мастерская. Все хозяйственные потребности монастырь мог удовлетворить собственными силами и средствами.

Ежегодно, на праздник апостолов Петра и Павла, 29 и 30 июня по ст. стилю (12 и 13 по н.ст.) с иконой Спасителя совершался крестный ход из монастыря по водам Псковского озера на остров Талабск, а затем на остров Верный в монастырь Петра и Павла. Традиция проведения крестного хода продолжалась до 50-х годов XX века.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

8 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь. В 2005 г. завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г. Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.

9 августа 2012 года Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил Божественную литургию в Спасо-Елеазаровском женском монастыре и назначил . настоятельницей монастыря монахиню Евфросинию (Головневу).

23 апреля 2016 года, в Лазареву субботу, митрополит Псковский и Порховский Евсевий совершил праздничное богослужение в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, и возвел настоятельницу обители монахиню Евфросинию (Головневу) в сан игумении.

Посох игумении

Светлой памяти приснопоминаемой игумении Елисаветы (Беляевой, †2010)

Мы надеемся на Господа прежде всего, на Его помощь и на избранников Божиих, подобных матери Елизавете. Эти избранники и сохранят веру России, они не дадут погибнуть нашей России до конца. Это избранники и молитвенники Русской земли.

Из поминального слова митрополита Псковского и Великолукского Евсевия в день памяти игумении Елисаветы (Беляевой), первой настоятельницы Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря. 2011г.

Мы со съемочной группой фильма «Матушка и храм» о приснопоминаемой матушке Елисавете (Беляевой, 1957-2010) ехали на годовщину памяти её преставления из Пскова по дороге в Елезарово.

Про дороге в монастырь среди вдохновенно зеленой июньской зелени вдруг на старом покосившемся столбе взмахнул крылами над своим гнездом аист. Он, не обращая внимания на проносящиеся грохочущие и визжащие машины, продолжал вскармливать своих птенцов, свое потомство. Мы остановились. Замерли. От водителя монастыря Владимира, который нас вез, слышим, что раньше аистов с гнездами тут не было.

Эта поездка в монастырь для меня была непростой поездкой. Я ехала не только помочь в организации съемки фильма о Матушке. Ехала поклониться могиле родного человека, своей наставницы, молитвенницы. Потеря матушки для меня была из потерь самых родных людей, боль о которых не уходит никогда.

Но то, что я переживала с кончиной этого родного человека, не шло в счет, по моим представлениям, с горем-потерей игумении монастыря для его сестер. Они с матушкой вместе на своих хрупких плечах возрождали не только эту древнюю обитель, но и возвращали России и миру теорию «Москва – Третий Рим» – закон духовной ответственности каждого за судьбу лично человека, государства и в целом человечества.

Эти месяцы до встречи я видела мысленно этих хрупких, почти невесомых по плоти монахинь, инокинь, послушниц, и сердце мое разрывалось от нашего общего горя.

И вот мы в Спасо-Елеазаровском монастыре. 3 июня 2011 года. Завтра годовщина. Монастырь, как белый на мгновения-века застывший аист. Как явившийся из пепла Китеж-град. Где все поражает соразмерностью и красотой. И вот скромная родная могилка моей любимой матушки Елисаветы. Могила первой настоятельницы древней обители, поднявшейся из пепла и мерзости запустения и осквернения. Могила избранницы Божией, великой подвижницы игумении Елисаветы (Беляевой), нашей с вами современницы и нашей сестры во Христе.

С переполняющими сердце чувствами и слезами иду в Трехсвятительский собор. Всё вокруг так красиво. Блистают золотом на бирюзе резные киоты. Запах ладана. Чтение Псалтири. У стен собирающиеся к завтрашнему дню родные, чада, сестры монастыря. Цветы. Исповедующий священник. В иконостасе алтаря, прекрасном и величественном – воссияет древнейшая икона Псковской земли – «Спас Елеазаровский», вернувшаяся в руках Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в свою обитель. На Преображение Господне, 19 августа 2010 года. Уже без матушки. Его Святейшество отслужил панихиду на её могиле.

Святыня возвращена. Монастырь восстановлен. Исполнена Воля Божия, благословение старцев и правящего архиерея. Только в правом углу храма пустующее кресло игумении и прислоненный к стене игуменский посох. Его получая, игумения Елисавета услышала «Для помощи в крестоношении. ».

Стоя пред дивной чудотворной иконой «Спаса Елеазаровского» в центре воссозданной православной святыни, торжественно сияющей благолепием, я думала, какой же большой нечеловеческой тяжести крест понесла матушка с молитвенной поддержкой Елеазаровских святых, митрополита Псковского Евсевия, старца Николая, старцев и блаженных. Исполняя волю Божию, понесла этот крест с благоговением, страхом Божиим, любовью. И с благодарностью. Ведь Крест – это спасение.

И, всматриваясь в родные лица сестер в храме, я увидела ту, о которой больше всех сжималось сердце – послушницу Ирину. Её, бесхитростную, оставленную родителями, матушка пригрела в монастыре, учила элементарному и очень любила, ласково называя «Ирусик». Послушница Ирина неторопливо подошла ко мне; мы обнялись, из меня хлынули слезы, и вдруг из уст этой девочки-простушки я услышала: «Держитесь! Все будет хорошо. Матушка за нас молится». Это было самое главное. Я поняла, что матушка остается игуменией с нами, с монастырем, продолжает молиться и защищать великую идею, великую святыню и всех, кто услышал и принял сердцем то великое дело, ради которого она взошла на Голгофу. И её горячие молитвы слышит Богородица, которая, по убеждению матушки Елисаветы, никогда не может отказать в молитвенной просьбе игумении.

Наш Русский Дом

Встреча наша произошла осенью 2000 года на вечере журнала «Русский Дом», которая проходила в здании МХАТа имени Максима Горького. После окончания я поднялась на сцену, чтобы встретиться с ведущей вечера своей подругой поэтессой Ниной Карташевой. В полутьме сцены мне на встречу шла худенькая монахиня. Мы поздоровались, познакомились. У меня до сих пор хранится её скромная визитка «Монахиня Елисавета (Беляева), настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря Псковской епархии. В те дни я была директором Всеросийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения», бывала в Пскове, встречалась с педагогами, посещала монастыри, но о Спасо-Елеазаровском не слышала. Матушка прямо на сцене МХАТа начала мне рассказывать, чем знаменит этот монастырь – вестник Третьего Рима, о великой государственно-образующей идее России. Вокруг нас шел демонтаж сцены, сновали люди, а я, очарованная этой удивительной русской женщиной-мироносицей, уже была в псковских лесах, на берегу священного Ольгиного озера, в обители святых Евфросина и Филофея – хранительнице великой святыни-символа духовного православного главенства России – иконы Божией Матери «Царьградская». Слушая монахиню Елисавету, внимая, поняла, что Господь нас свел навсегда.

Настоятельница Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Елисавета (Беляева, † 2010) стала мне родным и близким человеком. И так могут сказать многие. Почти все, кого Господь благословил быть с ней знакомым. У нее был редчайший дар любви к каждому человеку.

Матушка для меня была и остается и наставницей, помогавшей возрастать духовно, постоянно являвшей мне и многим и многим людям пример жертвенного и радостного служения Церкви и нашему земному Отечеству. И мужественного стояния в Вере.

Она умерла в 54 года. Почти два месяца длилась её Голгофа в Боткинской больнице. Врачи сделали все возможное и невозможное, чтобы ее спасти. Мы, зная о тяжелейшем диагнозе, надеялись, что она выздоровеет. Как только матушка приходила в сознание, начинала звонить десяткам людей, которые были заняты в тех или иных ее программах. Сотни номеров телефонов она помнила наизусть. О выздоровлении матушки молились в монастырях, просто множество людей, которые знали эту удивительную женщину. Все, кто знакомился с ней, поражались исключительной доброте и любви, которая лучилась в её глазах, в движении, её пониманию боли, страданий, проблем, внутренней неустроенности просто человека, кем бы он ни был. Она, как и мученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, в честь которой была пострижена, прежде всего, и до последней минуты своей жизни, оставалась сестрой Христовой, сестрой милосердия, боровшейся за спасение человека, его бессмертной души. Матушка летела, бежала спасать того, кто в этом нуждался днем и ночью, не жалея своих сил.

При этом все, кто с ней общался, чувствовали не просто заботу о себе, а материнскую заботу, в которой соединяются любовь и, как говорят в народе, «жалость». Поэтому от такой всё понимающей материнской любви-заботы, которой она была наполнена, люди тянулись к ней как духовному магниту. Те, кого она спасала и обогревала, кого лишала духовной слепоты, даруя через человеческую любовь Истинную Любовь Христову, были совершенно разные люди. Это были дети, потерявшие при живых родителях их любовь; старики, лишившиеся крова и детей; большие начальники, которые пытались выпутаться из сетей будней и обстоятельств; настоящие разбойники; сирые вдовы и сироты; богачи, которые по дороге в баню, случайно заехали в монастырь. И у всех после встречи с матушкой открывался совсем другой мир и смысл жизни. Ради них, ради КАЖДОГО, кого ей Господь посылал на пути при той сверхважной для России ВЕЛИКОЙ цели, которой она истово служила, игумения Елисавета (Беляева) была готова пожертвовать всем, даже жизнью ради каждого из нас и наших близких. Может быть, именно из-за способности жертвенности ради ближнего, требующей постоянного мужества, смирения и истинной любви, по Божией воле ей было положено не только восстановить великую православную святыню – Спасо-Елеазаровский монастырь, но и вернуть в общественное сознание нашей страны тему планетарной ответственности России как духовного центра мира – Третьему Риму. Именно в псковских лесах на берегу священного Ольгиного озера в обители святого Евфросина его ученик игумен Филофей пред образом Богородицы, переданного Руси из павшего Константинополя, изложил эту теорию мессианства России. С отцовской любовью писал в Москву Великому князю Василию III послания об ответственности власть предержащих перед Богом за судьбу Отечества и его народа. Возвращение в общественное сознание такой идеи требовало колоссального мужества и самосожжения. Это возвращение истинно спасительной государство-цивилизационной теории для России вызывало еще большее раздражение у либеральных слоев и др., чем восстановление самой обители. Профессиональный и глубоко научный подход к теме, широкое освещение в прессе и научном мире вызывало жесткий скрежет и просто «военные» действия против той, которая стала мироносицей Третьего Рима.

Поездка игумении на Святую Землю на Светлую Седмицу 2010 года стала подтверждением высочайшей жертвенной любви к человеку. Последние годы своей жизни каждый год она со близкими людьми ездила на Святую Землю. В эти поездки-паломничества она старалась привлекать людей, для которых дни на Святой Земле могли стать спасительными духовно, помочь разрешить те или иные личные или семейные проблемы. Все, кто бывал Там, на Святой Земле, особенно в Пасхальные дни, испытывает особые чувства и необходимость вновь и вновь побывать там. Рождается своеобразный «Иерусалимский синдром».

Но в тот год, весной 2010, матушка чувствовала себя крайне плохо. Врачи не раз уже назначали необходимую для её жизни операцию, и не раз матушка откладывала. По тем или иным причинам. Так было и в апреле 2010. Смею предполагать, что она поехала не в больницу, а на Святую Землю ради одной семьи с девочкой-отроковицей, о которой она очень переживала. То, что поездка будет для нее тяжелой и, возможно, последней, игумения Елисавета знала, и, как человек с медицинским образованием и опытом работы, запаслась лекарствами. Так и случилось. Приступы были настолько тяжелыми, что она делала себе сама обезболивающие уколы. Но она не хотела своей болезнью омрачать Пасхальную радость поездки нескольких десятков людей. Запретила о своем состоянии говорить келейнице. И паломники думали, что некоторая задумчивая рассеянность матушки результат настроения, а не смертельно опасного её состояния. Она же утешалась тем, что опекаемая ею девочка радуется, впервые ступая своими ногами по Святой Земле.

Господь призвал ее в Горние селения 4 июня, в день празднования иконы Божией Матери «Курская-Коренная», которую так почитал преподобный Серафим Саровский, служению которому и его святой Дивеевской обители матушка Елисавета отдала столько сил. Ведь и Спасо-Елеазаровский монастырь под Псковом называют вторым Дивеево. Возрождение этой святой обители – вымоленное чудо многих людей, и прежде всего, насельников Троице-Сергиевой Лавры и дивеевских сестер, которые после закрытия монастыря жили под покровом преподобного Сергия близ Троице-Сергиевой Лавры.

Именно в Сергиевом Посаде, граде игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского, под неусыпным отеческим оком насельников Троице-Сергиевой Лавры и дивеевских стариц, живших близ православной твердыни со времени закрытия обители в Дивеево, будущая первая настоятельница Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавета окрылилась духовно и возросла до поднятия игуменского креста.

И о спасении души новопреставленной игумении Елисаветы уже в день её кончины молились многие тысячи людей в крестном ходе из Курска в Курскую Коренную пустынь, куда впервые за 90 лет была доставлена из-за рубежа эта великая православная святыня.

Молились также и многие тысячи людей, участники самого древнего крестного хода – Великорецкого, идущих с древней иконой Николы Великорецкого из Вятки на реку Великую.

Молились слушатели православной радиостанции «Радонеж». Молились в Сергиевом Посаде, Троице-Сергиевой Лавре, Дивеево, Иерусалиме, Боровске, Скопине, Рязани, Калуге, в монастыре на Карповке в Санкт-Петербурге, Псково-Печерском монастыре, Пскове, Зарайске. Молились монахи и старцы, молились простые люди и государственные чиновники, дети, которых она так любила матушка. Молились, плакали и поминали добрым словом.

Когда я спросила схиархимандрита Власия (Перегонцева), хорошо знавшего матушку Елисавету, почему столь тяжелыми и мучительными были её последние дни на Земле, старец сказал: «Потому что все силы ада набросились на тяжко болящую игумению, свершившее в человеческом понимании невозможное. ».

4 июня в Москве из Боткинской больницы ее тело перевезли в храм Святителя Николая на Трех горах. Она была облачена в монашеское облачение, на груди игуменский крест – награда Святейшего Патриарха Алексия II. С ним её и похоронят. Весь день не переставая лил и лил дождь. Москва в этот июньский день из-за непрерывного дождя была погружена в полумглу. Такого за многие годы я не помнила. Утром 5 июня распогодилось. Продолжались панихиды. Шли люди. На фотографии, запечатлевшей прощание с подвижницей, над рукой, держащий крест проявилось свечение виде смиренно склонившейся монахини.

А в Пскове, защите святости и величия которого игумения Елисавета собственно и пожертвовала своей жизнью, в эти дни одни готовились к прощанию с игуменией, а врагами продолжалось то, что иначе как святотатством и кощунством не назовешь.

В этот день в Пскове якобы по жалобе местного журналиста газеты «Правда» безбожника Олега Дементьева работала съемочная группа передачи «Линия защиты» телекомпании ТВЦ. О том, что съемка, опрос людей, самого «пострадавшего» Дементьева велась именно в этот день, когда еще не остыло тело почившей матушки, сообщил сам журналист-корреспондент Игорь Матюпатенко. Кого он защищал? Что могло заставить молодого и нахрапистого журналиста заниматься съемками в такой день и выпустить как самый «жаренный» материал в конце передачи? Кому он, нарушая не только церковные каноны, но даже просто естественный природный нравственный закон, святой даже для безбожников, кому он выстраивал «Линию защиты»? Ради кого столь красноречиво и многозначительно был прислонен в последнем кадре к монастырской ограде снаряд времен Великой Отечественной войны с завершающими репортаж словами, что неизвестно кто этот снаряд поставил?!

Так кто такой Дементьев? Этот журналист-коммунист в течение нескольких лет с чисто большевистской хваткой и нахрапом начал вести войну с настоятельницей восстанавливаемого Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря. Его сатанинская патологическая ненависть к христианским святыням не имеет предела и продолжается даже после смерти матушки Елисаветы с жутким нагромождением измышлений. Теперь уже и в адрес первых лиц государства и Церкви. Не нужно думать, что это ослепленный антирелигиозной ненавистью одиночка. Самые оголтелые и оскорбительные статьи им были опубликованы именно после того, когда матушка Елисавета стала стеной против возведения рядом с монастырем игорно-развлекательного комплекса с оказанием услуг интимного характера. Комплекс благодаря матушке не построили, но появился «борец за нравственность» самой игумении и сестер монастыря. Была использована старая многовековая техника оболгания, где, чем чудовищнее ложь, тем лучше, как в том старом анекдоте: «Главное поставить вопрос, а вы его решайте». Так и наш «правдист» Дементьев оговорил монастырь и его насельниц во всех смертных грехах. А после анафематствования безбожника, оскорбителя и хулителя митрополитом Псковским Евсевием большевик Дементьев стал требовать сатисфакции от Псковской епархии, возмещения морального ущерба, оцененного им в огромном рублевом эквиваленте и обратился даже в Европейский суд. Защитником подобных «правдорубов» выступают любители «жареного», такие передачи, как «Линия защиты» ТВЦ. И они проводят свою «линию защиты», глумясь над святыней и почившей игуменией монастыря, свалив все измышления в одну кучу и облив нечистотами, использовав даже авиационную бомбу времен Великой Отечественной войны. Данная передача была подготовлена журналистом Игорем Матюпаненко и ведущим программы Романом Мельником с поддержкой клеветника и богохульника Олега Дементьева. К сожалению, подобные информационные выбросы в течение нескольких лет были хорошо спланированы, носили систематический характер и остались совершенно безнаказанными, нанося, безусловно, тяжелые удары по состоянию здоровья матушки Елисаветы. Она их со свойственной ей стойкостью, мужеством и бесстрашием отражала. Ценой своей жизни. Игумения Елисавета часто повторяла слова святого благоверного князя Александра Невского: «Бейся, где стоишь!».

СПАСО-ЕЛЕАЗАРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Елеазаровский монастырь. Фото 2000-х гг.

Спасо-Елеазаровский Великопустынский женский монастырь во имя Трех Вселенских святителей в с. Елизарово Псковской епархии

  • Адрес: Россия, 180523, Псковская обл., Псковский р-н, с. Елизарово
  • Тел.: 8 (8112) 67-95-58
  • Официальный сайт: http://eleazarovo.ru/
  • Проезд: на пригородном автобусе на Елизарово, или автобусным маршрутом Псков – Середка и Псков – Гдов
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    В XII веке на месте будущего монастыря появились монахини Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря, но они не вынесли трудностей пустынножительства и вскоре ушли.

    Монастырь был основан постриженником Снетогорского монастыря преподобным Евфросином, который около 1425 года поселился на реке Толве, недалеко от Пскова. Со временем он стал принимать последователей и учеников. Первоначальное название монастыря было Сретенский – в память встречи Цареградской иконы Божией Матери, принесенной сюда святым Евфросином из Восточно-Римской империи. На месте встречи иконы забил святой источник, в котором можно окунуться и сейчас. Однако, датой основания монастыря обычно считается 1447 год, когда был воздвигнут первый монастырский храм во имя Трех Вселенских святителей и преподобного Онуфрия Великого. Посвящение это было избрано после того, как святой Евфросим стал молиться о названии храма обители и на том месте, где сейчас стоит собор, ему было видение Трех святителей, почему с тех пор монастырь стал называться Трехсвятительским. Преподобный Евфросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Евфросина, скитских старцев, преподобные Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, Иларион Гдовский, Харитон Кудинский, местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо-Елеазаровского монастыря Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре. Учеником преподобного Евфросина был и преподобный Серапион Псковский. Вскоре по кончине своей преподобный Евфросин, вероятно принявший в схиме имя Елеазар, стал почитаться как святой, а обитель стала изветстна как Елеазаровская в его честь.

    Монастырь был мужским и отличался в древности строжайшим уставом, монахов монастыря называли «железными». Вскоре монастырь стал центром псковского летописания и иконописания. Предполагается, что в XVI столетии здесь переписали Слово о полку Игореве, каковой список и сохранился до XIX века, когда получил название «Мусин-Пушкинский список». В XVI веке здесь игуменствовал старец Филофей Псковский, выразивший формулу русской православной государственности: Москва – Третий Рим; «Два Рима пали, Третий – стоит, четвертому – не быти».

    При издании духовных штатов в 1764 году оставлен на своем содержании. В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители, включая древний чудотворный образ Спасителя.

    В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

    С 1884 года при монастыре действовала богадельня.

    Перед Первой мировой войной в монастыре подвизался старец и духовник великой княгини Елисаветы Феодоровны схиархимандрит Гавриил (Зырянов). С началом войны монастырь был эвакуирован в Казанскую епархию.

    В годы советской власти обитель была разорена и разрушалась. В 1990-е годы рухнул купол и барабан монастырского собора Трех святителей.

    28 мая 2000 года в Спасо-Елеазаровском монастыре, впервые за восемьдесят лет, была совершена Божественная Литургия архиерейским служением. По благословению Псковского владыки Евсевия, а также стараниями и трудами сестер монастыря и жертвователей, обитель возрождается. За четыре года после восстановления монашеской жизни в 2000 году, уже как женский монастырь, Спасо-Елеазаровская обитель была поднята из руин.

    На 2007 год основой жизни монастыря является совершение полного круга уставного Богослужения, забота о душепопечении сестер, трудников монастыря и местных жителей. На подворье монастыря в городе Пскове продолжилась реставрация корпуса монастырских келий, действует храм Преполовения Пятидесятницы. Монастырь оказывал духовную и материальную поддержку нуждающемуся населению, благотворительную помощь жителям из социально неблагополучных семей, учащимся школ окресных посёлков. Ежедневно монастырь принимал паломников и гостей, оказывалась духовно-нравственная поддержка наркозависимым, находящимся на реабилитации в монастыре.

    Статистика

    • ок. нач. 2005 – приняли пострижение 8 монахинь; живут 4 инокини, 6 послушниц, остальные – кандидаты [1].
    • кон. 2007 – 20 насельниц [2]

    Храмы, архитектура

    Традиционной для монастырского храма архитектурной формы, храм во имя Трех Вселенских святителей строился на высоком подклете. Нижний придел был освящен в начале XXI века во имя преподобномученицы Елисаветы.

    На конец 2000-х годов отстроена разрушенная колокольня, восстановлен келейный корпус постройки 1904 года, строится новый храм с Воскресной школой и приютом.

    Святыни

    Настоятели, игумении

    • Прп. Игнатий (вторая пол. XV в.)
    • Свт. Варлаам (Петров) (1764 – не позднее 1768)
    • Афанасий (Телятев) (26 января 1810 – 30 октября 1819)
    • Мелхиседек (Золотинский) (30 января 1829 – 1841)
    • Антоний (Шокотов) (23 июня 1841 года – 24 января 1845)
    • Сщмч. Иувеналий (Масловский) (ок. 1905 – 16 октября 1906)
      • обитель упразднена
    • Елисавета (Беляева) (25 августа 2000 – 4 июня 2010)
      • Рафаила (Скородумова) (2010 – 2012) и/о
      • Евфросиния (Головнева) (19 августа 2012 – 16 апреля 2016) и/о
    • Евфросиния (Головнева) (16 апреля 2016 – 28 декабря 2018)

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

    В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

    Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

    Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Архив

    Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь

    В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.

    По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей).

    В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) — летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва — третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

    Главная монастырская святыня — собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

    Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

    В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

    После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.

    До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI — нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

    В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

    В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

    На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) скончалась после продолжительной болезни в Боткинской больнице г. Москвы.

    Читайте также:  Московский Петропавловский храм в Ясеневе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
    Ссылка на основную публикацию