Спасо-Каменный монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Спасо-Каменный мужской монастырь

Спасо-Каменный монастырь основан около 1260 года, один из древнейших монастырей Русского Севера.

Содержание

История

Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда здесь был вынесен на берег попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать на том месте обитель, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Волнами суда князя были прибиты к Каменному острову в день Преображения Господня. Остров не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей (около 23), которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Князь исполнил свой обет. Он повелел воздвигнуть здесь храм в честь Преображения Господня, снабдил его иконами и утварью и при нём основал обитель. Настоятельство над братиею он поручил одному из пустынножителей старцу Феодору.

Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским.

В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского).

В 1481 году ростовскими мастерами был возведён каменный собор о двух главах — первая каменная постройка Русского Севера. Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом.

Восстановленная обитель снова быстро стала развиваться и приобретать то религиозное значение, каким пользовалась она прежде.

В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня.

В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV—XVII веков, так как сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х гг. постройки.

Современное состояние

C 1991 года силами энтузиастов велись работы по восстановлению Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии средства выделялись уже из федерального бюджета.

В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

На острове продолжаются работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова. Планируется воссоздание главного объекта монастыря – Спасо-Преображенского собора.

Святые

  • свт. Дионисий Грек
  • прп. Дионисий Глушицкий
  • прп. Александр Куштский
  • прп. Иоасаф Каменский
  • прп. Кассиан Каменский
  • прп. Евфимий Сянжемский
  • прп. Василий Каменский
  • прп. Пахомий Каменский
  • прп. Адриан Монзенский

Видео

Как добраться

Проезд: Добраться до Спас-Каменного острова нелегко в любое время года. Небольшой кусок святой земли отрезан от остального мира. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова. Особенно если случаются сильные туманы.

Остров можно посетить, совершив круиз выходного дня на теплоходе от Вологды по маршруту: Вологда – остров Спас-Каменный – Устье Кубенское – Устье Вологодское – Вологда.

Адрес: Вологодская обл., оз. Кубенское, остров Каменный

СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Каменный монастырь. Фото Алексея Южакова

Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня на Каменном острове в Кубенском озере Вологодской епархии

  • Адрес: Россия, Вологодская обл., оз. Кубенское, остров Каменный
  • Тел.: 8-921-143-16-32
  • Официальный сайт: http://spaskamen.com/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в XV веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня, 6 августа 1260 года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

    Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных.

    Время расцвета обители связано с именем игумена Дионисия Грека, который ввел в монастыре строгий устав Святой Горы Афонской, заложил традиции, сформировавшие авторитет и славу монастыря на несколько столетий. В его настоятельство Спасо-Каменный монастырь стал духовной школой для многих подвижников, и выходцы из него – Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Пахомий Каменский, Евфимий Сянжемский – в свою очередь, основали новые обители на побережье Кубенского озера. Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Петр Каменский и Василий Каменский, Христа ради юродивый.

    Во времена жестоких междоусобных войн в 1447 году великий князь Василий Тёмный, свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие». Василий Темный сделал богатые земельные вклады в обитель, а его супруга великая княгиня Мария приписала к ней монастырь св. Николая Чудотворца на Святой Луке.

    Пожар 1476 года. Возрождение обители

    В сентябре 1476 года во время сильного шторма на острове случился пожар. Будучи деревянными, все монастырские строения сгорели. Много монахов погибло в водах озера, спасаясь в ладьях от огня.

    Через несколько лет обитель вновь отстроилась. В 1481 году был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Для украшения собора белый камень привозили из Твери со Старицких карьеров. Кирпичи для сооружения храма изготовлялись вручную. Возводила собор артель ростовских зодчих.

    В 1528 году великий князь Василий III Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской, совершая богомольное путешествие, посетил обитель на Каменном острове, где молился о чадородии. Великий князь пожаловал монахам Спасо-Каменного монастыря 60 рублей на сооружение теплого храма. Теплая церковь с трапезной во имя Успения Божией Матери была построена уже после смерти Василия III.

    Князь Василий III использовал Спасо-Каменный монастырь как место ссылки опальных духовных особ. В начале XVI века сюда был заточен бывший Смоленский епископ Варсонофий (Ходыкин). Немного позднее в монастырь был сослан опальный московский митрополит Варлаам, скончавшийся в монастыре в 1533 году, его гробница не сохранилась.

    Кроме церквей в монастыре было шесть небольших каменных зданий. Вдоль берега шло укрепительное сооружение – деревянный ряж с размещенными на нем кельями, предохранявший берега острова от разрушения льдами и весеннего половодья.

    От расцвета к упадку: XVII – XVIII вв.

    Наивысший расцвет монастыря пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на острове, кроме настоятеля, проживали 93 человека, из них 27 человек монашествующих, остальные – слуги и рабочие люди. В вотчине монастыря было 7 сел, 4 сельца и 98 деревень с 819 душами крестьян мужского пола. В Вологде монастырю принадлежало 2 подворья, в Тотьме – 2 соляные варницы. Были у монастыря и различные торговые льготы.

    По описи 1670 года, на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон (их в храме было около 150), которые имели золоченые серебряные оклады, некоторые были украшены драгоценными камнями и жемчугом. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранилось 364 книги, из них шесть древних рукописных, на пергамене.

    В результате секуляризационной реформы 1764 года Спасо-Каменная обитель была определена в третий, низший, класс монастырей.

    Пожар и упразднение монастыря в 1774 году

    В 1774 году сильный пожар уничтожил деревянный ряж вокруг острова вместе с кельями. Из каменных сооружений более всего пострадал Спасо-Преображенский собор и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Удалось спасти лишь самые дорогие святыни: мощи преподобного Иоасафа Каменского, несколько образов, наиболее древние и ценные предметы богослужения, облачения, книги.

    Спасо-Каменный монастырь упразднили, так как не нашлось нужных средств для возобновления после пожара. Оставшееся от пожара имущество передали на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь. Настоятеля с братией определили в Вологодский Свято-Духов монастырь, который с 1775 года указом Святейшего Синода был переименован в Спасо-Каменный.

    Восстановление монастыря

    Вид Спасо-Каменного монастыря с южной стороны. Литография 1886 года

    17 июня 1870 года монастырь посетил великий князь Алексей Александрович, совершая путешествие по водной системе из Петербурга в Архангельск. Пробыв в монастыре около часа, князь пожаловал на благоустройство обители 100 рублей.

    В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая в губернии спасательная станция Императорского Российского Общества спасения на водах. На крыше братско-настоятельского корпуса был установлен маяк большой мощности (керосиновая лампа), свет которого был виден за 20 верст, а во время туманов и зимних метелей ориентиром для путешественников был звук специального колокола. Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью. Руководил работой станции настоятель – архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах.

    В 1892 году по ходатайству настоятеля монастыря и по прошению жителей окрестных сел и деревень было получено разрешение Синода перевезти мощи преподобного Иоасафа в обитель, а также вернуть прежнее имя – Спасо-Каменный монастырь.

    Закрытие монастыря

    25 июня 1925 года на острове работала комиссия по закрытию монастыря, состоявшая из двух представителей Губернского отдела народного образования и милиционера. Для определения ценности предметов, передаваемых по описи музею, был приглашен заведующий художественным отделом музея Иван Васильевич Федышин. Старинных книг, икон, старинной серебряной богослужебной утвари, инвентарных книг уже не было. Часть предметов, в том числе восемь пудов архивных документов были оставлены в монастыре под охраной сотрудников Губоно.

    Настоятель иеромонах Анатолий (Петухов), пять монахов, три послушника составляли население обители. Послушников признали укрывающимися от военной службы, дело передали в милицию. Монахам временно разрешили остаться на острове.

    Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря, 1926 год

    27 июня 1925 года начальник Вологодской уездной милиции составил рапорт о том, что Спасо-Каменный монастырь закрыт, жилые помещения и монастырский инвентарь переданы по описи в ведение Губернского отдела народного образования «для изоляции там трудновоспитуемых детей».

    Через два месяца после открытия колонии, 2 сентября в монастыре возник пожар. Огонь уничтожил братско-настоятельский каменный корпус, в котором помещался детский дом и храмы. Оставшиеся без кровли древние здания постепенно превращались в руины. Остров стал пристанищем для рыбаков, охотников и туристов.

    В конце 1930-х годов был взорван Спасо-Преображенский собор. Успенскую колокольню не тронули, ее использовали в качестве маяка.

    С 1945 по 1960 год уцелевшие здания монастыря (гостиница, колокольня и погреба) использовались под нужды рыбзавода.

    Около 1970-го года рыбаки, ночевавшие на острове, сожгли единственное жилое здание – монастырскую гостиницу. После пожара остров остался без охраны. Здесь находили спасение попавшие в шторм путешественники и рыбаки. Останавливались туристы. Со временем Спасо-Преображенский собор и трапезная превратились в руины, заросшие травой и кустарником, а обветшавшая колокольня была близка к обрушению.

    При составлении Свода памятников культурного наследия в 1960-ом году колокольня и остатки древних зданий были приняты под государственную охрану с присвоение статуса памятника: Спасо-Каменный монастырь.

    Начало возрождения

    Успенская церковь-колокольня Спасо-Каменного монастыря, январь 2011

    С 1983 года архитектор Асафов Александр Алексеевич (+ 1993) начал деятельность по воссозданию архитектурного ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Благодаря его усилиям уникальный памятник отечественной культуры был включен в программу «Наследие». Асафов был главным архитектором проекта.

    Летом 1991 года началось областное финансирование восстановительных работ. К 1994 году государственное финансирование прекратилось. К этому времени удалось частично отремонтировать гостиницу. Летом 1995 года перед алтарем Спасо-Преображенского собора поставили обетный крест.

    В 1998 году на острове поставили часовню во имя всех Вологодских святых. В строительстве часовни принимали участие радиолюбители из разных городов России, вологодские реставраторы. По древней русской традиции строили «об един день» – с рассветом начали, а к закату солнца закончили, устроили сруб, кровлю, водрузили на ней деревянный крест и освятили. Таинство освящения совершил протоиерей из Вологды Василий Павлов.

    В марте 2002 года Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Вологодской области Успенская церковь Спасо-Каменного монастыря была передана в пользование некоммерческому партнерству «Спас-Камень» для осуществления ремонтно-реставрационных работ.

    В 2006 году была осуществлена передача в безвозмездное пользование комплекса зданий Спасо-Каменного монастыря Вологодской епархии. В том же году на Каменном было учреждено архиерейское подворье “Спасо-Каменный монастырь”.

    В 2007 и 2008 году противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы велись на средства федерального бюджета по программе реставрации памятников, находящихся в пользовании Русской Православной Церкви.

    В 2009 году завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, 23 декабря в ней прошел первый молебен.

    В 2010 году начато воссоздание трапезной палаты, примыкающей к колокольне.

    17 августа 2010 года архиепископ Максимилиан (Лазаренко) совершил освящение восстановленной церкви Успения Божией Матери. С этого момента там регулярно стали проводиться богослужения. На острове продолжались работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова.

    6 октября 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

    Святые

    Настоятели

    • свт. Дионисий Грек (ок. 1389 – 1418)
    • Евфимий (упомин. 1447)
    • прп. Кассиан Каменский (+ ок. 1463)
    • Александр (7 июня 1651 – 1655)
      • 1775 – 1892 – монастырь был упразднен, название Спасо-Каменного было присвоено Вологодскому Свято-Духову монастырю
    • Анатолий (Петухов) (упом. 1925)

    Спасо-Евфимиев монастырь: описание, адрес, фото

    Центральная часть России богата на культурные и исторические места. Одно из них – в городе Суздале. Здесь расположены десятки музеев и церквей, многие из которых входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Как, например, и Спасо-Евфимиев монастырь – удивительный пример древнерусской архитектуры и живописи.

    Достопримечательности России

    Ох, богата Россия-матушка на диковины исторические! Наша страна имеет свою особую судьбу, где-то драматичную, когда-то победоносную. На протяжении последнего тысячелетия русский народ живет христианством, не формально, для статуса – духовность в крови у людей. Мы и сейчас видим наследие далеких предков.

    История каменными исполинами встает в любом селе, деревне и городе страны. Каждая церковь имеет свое лицо и особую судьбу, которая тесно переплетается с народом и национальными духовными ценностями.

    Туристический маршрут “Золотое кольцо России” охватывает десятки городов и селений (в которых многое не менялось уже столетиями), богатых потрясающими архитектурными и историческими сооружениями. Так, в одном из старейших культурных центров России – Суздале – есть удивительный по красоте Спасо-Евфимиев монастырь.

    Историческая справка

    Город этот находится во Владимирской области, основан был еще в начале первого века нашей эры. В “Повести временных лет” упоминается в 1024 г., в XII столетии он был центром княжества. В темные Средние века Суздаль пережил и захваты литовцами, и разгром татарами, и губительные пожары, и даже смертельные болезни.

    С 60-х годов 19 в. руководство страны ведет особую политику развития – с этого времени Суздаль становится в первую очередь городом-музеем. Упор на его туристическое будущее с новой силой стали делать уже в 2000 годах. Тогда эта историческая территория вошла в состав Золотого кольца России, повсеместно стали строиться гостиницы, организовываться туристические пути.

    Одно из красивейших сооружений, славящееся своей уникальной росписью и мозаикой – Спасо-Евфимиев монастырь. Ежегодно его посещают тысячи туристов.

    История комплекса

    В XIV веке князь Борис, правитель Суздальско-Нижегородских земель, повелел возвести защитную крепость. Древнее сооружение было построено из дерева, но частые пожары и набеги врагов уничтожили его безвозвратно. Красные каменные стены, огораживающие сейчас мужской монастырь, были возведены лишь в XVII веке. Их высота и монументальность восхищают, затраты на строительство по тому времени были более чем баснословные. Средства на восстановление шли от богатых бояр и князей – считалось, что подобная щедрость помогает замолить грехи перед богом.

    Игуменом нового, тогда еще деревянного монастыря стал Евфимий Суздальский. Позже он был канонизирован Русской православной церковью. А обитель получила новое имя – Спасо-Евфимиев монастырь.

    Суздаль в то время часто подвергался нападениям, и защитные стены служили единственным форпостом города. Одно из самых трагичных столкновений произошло в XV веке – тогда князь Василий II проиграл битву с татарскими ханами и даже был уведен в плен.

    Монастырская тюрьма в XVIII веке

    Интересна судьба этого места в период правления императрицы Екатерины II. В 1766 г. она повелевает учредить в крепости тюрьму для “безумствующих колодников”. Метровые стены, небольшие комнатки и окно, выходящее на арестантское кладбище, – вот и весь скудный мир для попавших сюда на долгие годы людей. А сроки здесь были иногда очень большие – 25, 40, 45, бессрочно. Ссылались сюда преимущественно религиозные преступники, неугодные власти или проповедовавшие сектантские ценности. Многие сходили с ума, их душераздирающие крики были слышны и днем, и ночью. Один из арестантов после двадцати проведенных здесь лет, выйдя на свободу, полностью потерял способность говорить по-человечески.

    Узница во времена советской власти

    Тюрьму закрыли лишь в 1905 г., однако спустя 20 лет большевики возобновили ее работу, чтоб ссылать сюда неугодных уже советскому правительству людей, по иронии судьбы, среди них были и священники. В разные годы узниками здесь отбывали срок митрополит Петр и даже ведущие экономисты Н. Кондратьев и Л. Юровский.

    Спасо-Евфимиев монастырь был для НКВД чем-то вроде фильтрационного места. Во время репрессий 30-х годов сюда попадали оппозиционеры, судьба многих из них неизвестна до сих пор. А в годы Великой Отечественной войны сюда привозили бывших советских военнопленных, дабы отсеивать возможных врагов народа. А в 1943 г. по указанию Сталина здесь создаётся лагерь для немецких пленных с хорошими условиями, допускаются журналисты и на весь мир печатаются снимки, как хорошо обращаются с врагами в СССР.

    После войны крепость перепрофилировали в колонию для мальчиков-подростков, но те не раз устраивали бунты, и позже здесь стали отбывать наказания девочки. Тюрьма перестала существовать только в 1967 году.

    Спасо-Евфимиев монастырь сегодня

    Глядя на стены этого величественного сооружения, на красоту и изящность ансамбля, трудно представить, что сотни лет здесь существовала тюрьма. Сейчас все строения комплекса входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Сам Спасо-Евфимиев мужской монастырь уже не функционирует, строения доступны для осмотра туристами, которых становится все больше.

    Комплекс постоянно перестраивался и реконструировался, однако даже спустя сотни лет не потерял своей первозданной красоты. Стены и башни, окружающие монастырь, находятся в отличном состоянии, само это место хорошо оборудовано для защиты: с одной стороны – река, с другой – овраг. Самая большая башня – 22 метра в высоту, сейчас она служит местом прохода на территорию монастыря. В ней расположена касса по продаже билетов и книжная лавка.

    Самая старинная из построек – собор Спасо-Евфимиева монастыря, ранее он носил имя Преображения, но после того как деревянный храм сгорел в XVI века, на его месте был выстроен потрясающий архитектурный образчик мастерства русских зодчих.

    Главный храм

    Весь огромный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря содержит девять исторически значимых зданий. Главная церковь – Преображенский собор. Построен он на месте захоронения первого игумена, православного святого. Не раз он перестраивался, дополнялся новыми зданиями и окончательный свой вид обрел лишь в конце XVIII века. На стенах храма почти полностью сохранились фрески XVII в., изображающие деяния Христа и его апостолов. Именно под его стенами лежат останки Дмитрия Пожарского.

    Спасо-Евфимиев монастырь раньше был огражден деревянными стенами, и въездными воротами служила арка Надвратной Благовщенской церкви. При постройке каменной крепости собор оказался на территории ансамбля. Имеет один купол, а над проездной частью располагается икона. Сегодня пропускную функцию выполняет массивная башня высотой более 20 м.

    Другие постройки комплекса

    В Братском корпусе раньше жили монахи и послушники, сейчас здесь расположена экспозиция исторических экспонатов. Кроме этого, неподалеку находится уникальная Успенская трапезная церковь, Тюремный замок и дом архимандрита.

    Рядом с собором расположилась звонница, в которой сейчас находятся семнадцать колоколов, они слышны здесь пять раз в день.

    Весь Спасо-Евфимиев комплекс внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории музея-заповедника и сегодня не прекращаются археологические раскопки, каждый год исследователи делают исторически ценные открытия.

    Архитектура собора

    Суздаль всегда был интересен людям, увлекающимся изучением русского зодчества. Над постройкой многочисленных храмов трудились талантливейшие мастера того времени. Некоторые до сих пор приезжают в это место не только для того, чтобы полюбоваться красивыми зданиями, но и чтоб научиться мастерству древних строителей.

    Одним из таких неповторимых сооружений является Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря. Суздаль уже в XVI веке был богат на прекраснейшие образцы архитектурного искусства. Его центральный кремль – Собор Рождества Богородицы – ведет свою историю аж с 1222 г. и был заложен еще Юрием Долгоруким.

    Когда более четырехсот лет назад первый Преображенский храм сгорел, за основу постройки взяли именно стиль старейшего Суздальского кремля. Но впоследствии, неоднократно перестраиваясь, собор все больше обретал аскетичный вид. Он представляет собой белокаменное монументальное сооружение. По периметру расположены окна, декорированные арками с колоннами, а вдоль стен – галерея XVIII века.

    Рядом с алтарем на столбах выгравированы изображения представителей династии Романовых и русских князей. Много фресок внутри здания рассказывают историю первого игумена монастыря – святого Евфимия. В советское время каменные плиты, под которыми покоился Дмитрий Пожарский, были разобраны, и только в 2008 году федеральные власти профинансировали восстановление часовни над его могилой.

    Уникальная роспись

    Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря на своих стенах имеет изумительные картины, примеры работы знаменитых в то время художников. В 1689 году мастера г. Костромы приступили к росписи стен собора. Руководителем группы был Гурия Никитин, удостоенный звания “Живописец 1 статьи”. Их руками украшены были и многие храмы Москвы, Ростова, Ярославля.

    Картины на стенах в основном представляют эпизоды из жизни Христа, он здесь изображен и как человек, и как божий сын. Для художников костромской школы было характерно употребление ярких, теплых цветов, удивительная точность изображения деталей одежды, жестов, мимики. Помимо сцен деяний Иисуса Христа, в центре повествования находится и святой Евфимий, настоятель монастыря. Одной из особенностей творений мастеров Костромы было изображение представителей царской семьи, их образы размещены на столпах залы.

    Спасо-Евфимиев монастырь – история, написанная не на бумаге, это наследие русской культуры, которое заставляет гордиться своим народом. Что и подтверждает всевозрастающий интерес к этой христианской святыне со стороны русских и зарубежных туристов.

    Некоторые факты

    Как и все исторические места, Спасо-Евфимиев монастырь имеет свои тайны и предания. В разное время здесь побывали многие известные личности – в XIX веке сюда приезжал молодой Александр II, а позже и его внук Николай II с дочерьми.

    Именно здесь похоронен один из спасителей русской земли от литовских захватчиков – Дмитрий Пожарский. Монастырь входил в вотчину его семьи, все они нашли покой в этих стенах.

    Много историй связано с тюремным корпусом. В период Великой Отечественной войны здесь располагался образцово-показательный лагерь для военнопленных офицеров и высших руководителей Вермахта. Жил в нем и сам генерал-фельдмаршал Паулюс. Условия нахождения были просто курортными: уставших и оголодавших на войне людей отмыли и вылечили, для них проводились концерты, заключенные мастерили сувениры. Правда, все это не просто благотворительность, лагерь – одна из идей Иосифа Сталина.

    Развитие туризма

    Долгий путь прошел Свято-Евфимиев монастырь со дня основания. Менял свой облик, содержание, был местом уединения, покаяния и даже заключения. И в ХХ веке обрел заслуженный отдых. Теперь здесь расположен музей, проводятся экскурсии. Любой желающий может посетить Спасо-Евфимиев монастырь. Суздаль уже несколько лет входит в состав известнейшего туристического маршрута “Золотое кольцо России”. Он объединяет 18 городов, в последнее время их посетили миллионы человек, в том числе и туристов из-за границы. Проект стартовал в 2008 году, и далеко не все еще так хорошо, как хотелось бы. Полной перестройки требует сфера услуг, многие гостиницы не соответствуют мировым стандартам, доставка к туристическим местам осуществляется на автобусах, в проекте – постройка высокоскоростного железнодорожного сообщения с Москвой.

    И все же поток желающих увидеть красоту древних мест не иссякает, сотни тысяч человек в прошлом году посетили Спасо-Евфимиев монастырь. Фото и видео после поездки, отзывы побывавших там вызывают жгучее желание бросить все и отправиться с экскурсией по городам и весям матушки-России.

    Советы туристам

    Увидеть это место должен каждый русский человек просто потому, что крепость и храмы внутри – часть исторического и духовного наследия наших предков. А помимо того, здесь удивительно красиво в любое время года.

    Попасть в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь можно как в числе членов экскурсии, предварительно приобретя в турагентстве понравившийся тур, так и собственными силами. Город находится в центральной части России, к нему ведут хорошие благоустроенные дороги. Приехать можно как на автобусе, так и на машине. Причем при самостоятельном посещении рекомендуется сразу купить билет на право осмотра всего комплекса зданий.

    Найти в Суздале Спасо-Евфимиев монастырь, адрес которого: ул. Ленина, д. 138 к. 8, будет намного проще, если просто поднять голову и хорошенько осмотреться. Крепость находится в центре города, так что пропустить ее сложно. Объект открыт с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и последнего четверга месяца. Стоимость единого билета: на взрослого – 400 р., детский – 200 р. Неподалеку расположены несколько гостиниц и хостелов; с голода тоже туристы не умрут, цены в ресторанах немного завышены, но приемлемы.

    Да, в этом месте, возможно, и не найти комфортных условий для проживания, как в Европе, нет здесь и моря и пляжа. Зато это по-настоящему прекрасный уголок земли Русской, где все буквально дышит древней историей и позволяет поближе познакомиться с нашей культурой.

    Спасо-Каменный: в поисках спасительного узкого пути

    Спасо-Каменный монастырь в честь Преображения Господня – одна из самых малых действующих обителей в России – находится на крошечном острове в Кубенском озере (Вологодская область). Несмотря на размеры, значение монастыря, как духовное, так и культурное, для России огромно. Большинство людей, приезжающих сюда, стремится попасть на остров вновь: кто – ради тишины и спокойствия внешнего и внутреннего, кто – ради того, чтобы почувствовать глубину веков, кто – ради серьезных размышлений, ради изменения к лучшему своего духовного состояния. В любом случае равнодушным не остается никто. И этому неравнодушию игумен Дионисий (Воздвиженский), единственный пока насельник обители, очень радуется: хорошо, если человек переживает за свое духовное состояние. Значит, есть возможность действительно исправиться – что отдельному человеку, что обществу в целом.

    – Отец Дионисий, большинство обителей на Севере немноголюдны: иноков здесь мало. О чем это свидетельствует, по вашему мнению? Действительно ли становится меньше желающих принять монашество? Если это так, то чем, на ваш взгляд, это вызвано? Только ли относительным материальным благополучием в миру? Или же есть более существенные причины?

    – Спасо-Каменный монастырь не то что немноголюдный или малолюдный – он вообще безлюдный. Из постоянных насельников здесь пока только я один. Летом приезжают паломники. Ситуация у нас особая: просто разруха. Братский корпус в развалинах, и негде братии пока жить. Поэтому на вторую часть вопроса нельзя ответить, исходя из обстоятельств нашей обители.

    Если же говорить отвлеченно от местных реалий, то уменьшение числа желающих посвятить себя, свою жизнь монашеству действительно наблюдается, и тому есть причины. Без причин на свете ничего не бывает. В 1990-е годы, после очередной революции в нашей стране, с открытием многих монастырей в них начался большой приток насельников. Люди истосковались по духовной жизни, проявились подспудные настроения и намерения, душевные устремления, так долго загоняемые вовнутрь, прорвалась жажда приобщения, так сказать, к родным истокам. Я бы сравнил ситуацию с тем, как происходит обращение к Богу у отдельно взятого человека. Первый порыв наиболее сильный, всё идет с охоткой, трудности переживаются легко, какая-то неведомая энергия движет им. Это первичная Благодать. То, что дается авансом и проявляет вкус к духовному, дает подлинную радость и утешение. Но это только начало, после которого последует обязательно иной период: сложный, с преткновениями и падениями. Такое обучительное оставление Благодатью Божией. И вот здесь не всем хватает терпения и усердия. А его непременно надо проявить, чтобы со временем обрести уже неотъемлемую Благодать Божию.

    Так вот, эта первая волна для наших монастырей прошла, теперь нужно доказать свою состоятельность, чтобы иссякнувший ручеек наполнился, пусть и не так стремительно, но верно. Это как бы со стороны самих монастырей. А что касается других объективных причин… Что сказать? Живем «хорошо», много всего в мире, трудно найти узкий путь. То, что было для людей, вышедших из советской эпохи, глотком чистого воздуха, ярким новым явлением на общем сером фоне, теперь стало, наоборот, блеклым на фоне мирского разноцветья. Но это картина сгущенными красками. На самом деле контраст не так велик, как может показаться. Ведь и монастырей сейчас стало еще больше, чем 10–15 лет назад. Где же им всем наполниться, народу-то у нас в стране не столь уж много?

    Монашествующих столько, сколько и должно быть. Господь сказал: «Не все вмещают сие, но кому дано»

    А вообще мне кажется, что религиозный подъем и связанный с ним приток в монастыри ищущих пострига – из ряда вон выходящее явление. Поэтому сегодняшняя ситуация вполне естественна и закономерна.

    Почему мало приходящих в монастырь? Ну, мало или много – это относительно. Наверно, их столько, сколько и должно быть. Господь сказал, что «не все вмещают сие, но кому дано». Просто такой период. В истории ведь тоже бывало по-разному. Во времена великих учителей и иноческих наставников – Великих Антония, Пахомия, Макария – в древних обителях насельников были тысячи, как известно. Затем постепенный упадок. Были и в нашей Русской Церкви периоды расцвета и угасания: одно дело – эпоха преподобного Сергия и его учеников, последователей, и другое дело – век XVIII или XX, к примеру. Наше церковное возрождение сегодня по части монастырей – это такой духовный «ренессанс», явление масштабное, внешне прекрасное, но с повторением не всегда лучших форм прежней синодальной эпохи. Какие причины и препятствия к приходу в монастырь сейчас? Уже, наверное, сказал: монастырь – не для всех. Плюс множество соблазнов.

    – Вопрос о соотношении «количество/качество». Звучит, может быть, грубо, но, тем не менее: каковы сегодня главные «качества» христиан – что монашествующих, что мирян?

    По причинам внешним монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни!

    – Знаете, был такой лозунг: «Лучше меньше, да лучше». Вот к монашеству он тоже подходит. У святителя Николая (Велимировича) одна женщина спрашивала: вот, мол, мы с дочерью сидим и думаем, куда ей пойти – замуж или в монастырь? А святитель ответил в письме: раз вы выбираете, значит, надо избрать общий путь – путь семейной жизни. А на монашество можно решиться только когда внутри одна цель и нет раздвоений. По причинам внешним вообще монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни! Архиепископ Феофан (Быстров), человек святой жизни, инспектор и ректор Петербургской духовной академии в начале XX века, когда к нему обращались с вопросом о монашестве студенты и говорили, что хотят послужить Церкви, отвечал так: послужить Церкви можно и в миру, для этого совершенно не обязательно быть монахом. Опять же указывал на Божие призвание и расположение к уединенной молитвенной жизни. Это же совершенно очевидно! Об этом все опытные духовники говорят.

    Так что сегодня христиане не лучше и не хуже прежних. Разве что физически слабее по причине комфорта и более рассеянны из-за изобилия информации, зачастую пустой и ненужной.

    – Каковы главные трудности северных обителей сегодня – духовные и материальные?

    – Мне думается, одна из главных трудностей – это внешнее служение. Дело в том, что с сегодняшними общежительными монахами произошла такая метаморфоза. Благодаря нашим благочестивым предкам (Царство им Небесное и вечная память), создавшим чудные и великолепные монастыри, мы оказались в несопоставимых с нами по масштабу обителях. По крайней мере, в нашем краю эта проблема налицо. Если раньше, в лучшие времена, монастыри внешне росли соответственно росту числа братии, то теперь враз мы получили грандиозные сооружения, во много раз превосходящие наши потребности. А восстанавливать надо, следить за их состоянием и поддерживать необходимо. Здесь, пожалуй, без внешних пособий и помощи не обойтись. Но для духовного здоровья и исполнения своей миссии едва ли такие заботы нужны. Силы не безграничны, а они порой уходят в основном на восстановление, реставрацию и т.д. Преподобный Исаак Сирин писал, что для преуспеяния в постижении словес Божиих надо пребывать в нищете. А пребывание в нищете позволяет углубляться в Божественное Писание. Преподобный Исаак Сирин, правда, был отшельником, поэтому его совет относится по большей части к личному имуществу монаха. К монастырю его не применишь.

    – Кстати, такой вопрос. Часто слышны горячие споры – они, впрочем, продолжаются с давних времен – о том, должна ли каждая обитель быть обязательно богатой, или ей просто необходимо быть нищей? Для чего нужны нищета и богатство вообще? Почему и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий, с именами которых и связывают эти споры, – оба святые, которых мы почитаем?

    Да, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно древних обителей, поддерживать необходимо

    – Любые крайности вредны, как известно. Надо следовать путем средним. Хотя нужда помогает укрепляться духом. Во всяком случае, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно известных, древних монастырей, памятников, является неизбежным. Это наше национальное достояние. Но богатство обители ради богатства находится в противоречии с монашеским деланием. Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал по возможности избирать для жительства обитель, не прославленную в глазах мирян, дабы не заразится духом тщеславия. А потом, Господь в Евангелии сказал юноше раздать имущество и следовать за Ним. А считавший, что исполнил все заповеди молодой человек, как оказалось и как говорится в толкованиях на это место, не исполнил главной – о любви к ближнему. Если бы был истинно милосердным, то как мог остаться богатым?

    По теме так называемого «спора» между нестяжателями и иосифлянами написано много исследований. Спора никакого вообще-то и не было: были (и, может быть, остаются) два разных взгляда на устроение монашеской жизни. Да, разные взгляды. Но разность мнений не исключает любви. И тот, и другой по-своему были правы. Но, к сожалению, на нашей почве почему-то всегда наблюдается стремление противопоставлять, сохранять одно за счет другого. Преподобный Нил придерживался принципа полного отрешения от мира, существования только за счет своих трудов, следовал скитскому образу жизни, которому он научился, когда жил в Палестине и на Святой Горе. Но этот образ жизни, особенно на Севере, был далеко не всем по силам. Преподобный Иосиф смотрел на русское монашество более широко. Он предусматривал реалии жизни, когда монастыри были едва ли не единственными центрами просвещения и культуры. То есть стоял за укрепление, материальную обеспеченность монастырей как возможность их широкого служения миру по духу христианской любви и милосердия. Точка зрения преподобного Иосифа в целом возобладала, хотя до времени известной секуляризации и упразднения многих малочисленных обителей таких пустынь, почти скитского типа, было немало, особенно в северных пределах Руси.

    Сегодня мы живем в иных реалиях, чем преподобные Нил и Иосиф. Но уроки истории надо изучать – и не повторять ошибок. Непомерный рост благосостояния монастырей, превращение их в крупных землевладельцев, этаких феодалов, привели в конце концов к тому, что пострадали в печально известном 1764 году все монастыри – и большие, и маленькие.

    – Верно ли, по вашему мнению, такое утверждение: задача обителей, открытых в последнее время, – это неспешная, но тщательная и кропотливая работа по воспитанию, становлению монашеской общины, желательно без направленности в сторону внешнего мира, а нуждами мирян пусть занимаются приходы и белое духовенство? В каких случаях ни монастырю, ни мирянину не повредит общение?

    – В целом утверждение верное. Когда спрашивали, что нужно сделать, чтобы помочь возрождению монастырей, один мудрый человек ответил: оставить их в покое. Это касается, конечно, внутренней жизни. Оставившие мир и пришедшие в монастырь люди, в большинстве своем серьезные христиане, принявшие ответственное решение, сами в своем братстве разберутся со своими проблемами, и это на самом деле большой целожизненный труд. Как бы пафосно это ни звучало.

    А общение между монахами и мирянами не повредит, если оно совершается в духе смирения и христианской любви. Традиционно это общение заключалось в духовном окормлении опытными иноками приходящих за советом и утешением в монастырь. Так должно быть и сейчас.

    – Почему существует строгий совет: не «бегать за чудесами»? Чем он обусловлен, по вашему мнению?

    – А бегать за чудесами никак и не нужно. Чудеса вокруг нас и в нас совершаются постоянно. Может, мы просто их не видим. Не чудо ли такое непостижимое творение, как человек и окружающий нас космос! А главное чудо – это когда грешный и немощный человек становится святым. Вот стремиться бы всегда видеть себя «ниже всякой твари» (по-русски – всего сотворенного) – правильное устремление.

    – Как относятся местные жители к возрожденной обители? Чувствуется ли помощь от святых, подвизавшихся здесь?

    – Хорошо относятся большей частью. Не все, правда, хорошо понимают, что такое монастырь и как правильно надо себя вести, когда приехал «просто посмотреть». Здесь ведь летом на озере бывает много отдыхающих, подплывают и к монастырю в разных состояниях и в неподобающем виде. Но с каждым годом такое случается всё реже.

    А о святых вопрос риторический. Разве могут они быть безразличны к своей обители, где они подвизались? Помощь от них, конечно же, есть: молитва ведь проникает сквозь века, связывая святых предков и несвятых потомков. Наше незавидное духовное состояние они видят и, как мы постоянно убеждаемся, молятся, ходатайствуют о нас перед Христом.

    – Кстати, имена каких святых связаны с этой обителью?

    – Из прославленных – святитель Дионисий Грек, преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Кассиан Каменский, Евфимий Сянжемский, Василий Каменский, Пахомий Каменский, Адриан Монзенский… Есть, думаю, и неизвестные нам святые: подвижники всех времен отличаются скромностью.

    Для желающих оказать посильную помощь обители публикуем ее реквизиты:

    Православная религиозная организация Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
    ИНН 3525179378
    КПП 352501001
    ОГРН 1073500000155
    р/с 40703810312000001013

    Отделение № 8638 «Сбербанка России», г. Вологда
    БИК 041909644
    к/с 30101810900000000644

    Спасо-Каменный монастырь Вологда

    Спасо-Каменный монастырь – одна из древнейших обителей Русского Севера и первая, собственно, каменная. Могучий собор, ныне, увы, лежащий в руинах, был возведен во второй половине XV века. Хотя название монастырь получил, конечно, не в честь строительного материала, а по имени острова, на котором стоит, – остров Каменный.

    Он, собственно, такой и есть. Камень! Кряж 120 на 70 метров средь озера Кубенского. Озеро большое, но неглубокое – и из-за этого очень коварное: волна на нем невысокая, но частая, при ударе в борт может лодку опрокинуть. Приходится постоянно резать волны, и из-за их частоты лодку постоянно бьет и треплет, как машину на ухабах. А иной путь – либо зимой по льду, либо в засушливую пору, когда вода спадает и появляется узкая коса от восточной оконечности острова до берега.

    Спасительное пристанище

    На острове Каменном (который, вероятно, в прошлом был побольше) люди жили издревле. Археологи докопали до каменного века. Воевода из Великого Новгорода, по преданию, встретил здесь языческое капище, разрушил его и поставил крест. Кресту долго поклонялись те, кто спасался на Каменном от непогоды.

    Время основания Спасо-Каменного монастыря теряется в глубине веков. Принято считать, что это 1260 год. Есть предание о белозерском князе Глебе Васильковиче, застигнутом на Кубенском бурей. Князь, моля Бога о спасении, дал обет: в месте, где почувствует под ногами твердую землю, выстроит обитель. Прибило княжьи корабли к острову Каменному. Где, кстати, подвизались уже 23 старца, страдавшие от скудости средств и злобы язычников. Так что княжий обет и княжье покровительство пришлось как нельзя более кстати.

    По другой версии, Глеб Василькович выстроил не монастырь, а только церковь. Потому что в письменных источниках первым игуменом Спасо-Каменного монастыря назван Дионисий, назначенный только в 1331 году. Впрочем, древняя история монастыря (как и древняя история вообще) полна белых пятен. А основной источник, повествующий о тех временах, – «Сказание о Спаса-Каменном монастыре» старца Паисия было написано только в конце XV века, не раз редактировалось и, по общему мнению, содержит много противоречий.

    Так или иначе, уже в XIV веке монастырь на острове Каменный – важный миссионерский центр Русского Севера. В нем постриглись и подвизались будущие святые, основатели иных монастырей – Александр Куштский, Дионисий Глушицкий, Евфимий Сянжемский и другие.

    С крошечного каменистого островка Земля Русская получила семерых святых! Самый почитаемый в обители (да и во всем регионе) – преподобный Иоасаф Каменский. В миру Андрей, сын Заозерского князя Дмитрия Меньшого, родился в 1430-е годы – точной даты нет. Во время усобиц между Василием II и Дмитрием Шемякой Заозерские – родственники последнего – были лишены вотчин, и княжич избрал иноческий путь на Каменном. Чрезвычайно строгий пост и постоянные ночные бдения подорвали здоровье юноши, в 1453 году он скончался. Сразу после смерти началось его местное почитание. Для нетленных мощей установили раку в церкви – тогда еще деревянной. А когда в 1472 году она сгорела – казалось бы, кругом вода, но ветра, продувающие остров насквозь, в секунду раздувают пламя, – встал вопрос о строительстве каменного храма.

    Спасо-Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря

    Возвели его в 1478-1481 годах при князе Андрее Меньшом. Был это, как говорится, «национальный проект»: строили ростовцы, кирпич везли из Твери, белый камень – из Старицы. Валуны для фундамента – свои. Возвышавшийся буквально из воды Спасо-Преображенский собор поражал воображение: четырехстолпный, крестово-купольный, с могучей главой (в XVII веке замененной пятиглавием) и 150 иконами в интерьере, невиданный доселе на Русском Севере каменный храм знаменовал торжество православной веры.

    К сожалению, в 1937 году его взорвали, пытаясь добыть стройматериалы. Говорят, заложенный динамит стоил дороже, чем полученный кирпич: от взрыва и обрушения старая плинфа стала хрупкой и для строительства негодной, огромные обломки, которыми завалило соборный подклет, держатся в буквальном смысле на самих себе: разбери их по кирпичику – и кирпичики рассыплются в пыль. Так что реставрация храма – дело архисложное. Но необходимое.

    Спасательная станция.

    В XVI-XVII веках монастырь жил и развивался за счет обширных земельных владений, торговал рыбой, имел собственные соляные варницы в Тотьме. Братии было под сто человек. Обитель прирастала каменными постройками, в том числе храмами: Успенская церковь-колокольня, выстроенная в середине XVI века, сейчас полностью отреставрирована и радует глаз красотой форм и свежей краской, а слух – переливом колоколов.

    Проблемы у Спасо-Каменного начались в XVIII веке: секуляризация лишила его большей части земель. Екатерина II определила монастырь в низший, третий класс с числом монашествующих не более двадцати. Остальное доделала стихия. Пожары — бич Спасо-Каменного, но если в прошлом после них отстраивались лучше прежнего, то после катастрофического пожара 1774 года скудная монастырская казна уже не потянула масштабных восстановительных работ. В 1775 году обитель была упразднена, братия переведена в Вологду.

    Восстановили монастырь по ходатайству вологжан и кадниковцев в 1801 году, указом Павла I. Правда, название теперь было другое: Белавинская Спасо-Преображенская пустынь. Титанический труд братии мало-помалу приносил зримые плоды. Ко второй половине XIX века остров Каменный вновь стал местом активного паломничества.

    А еще в это время здесь возникла спасательная станция, первая в Вологодской губернии! Заведование ею взял на себя игумен Павел (Попов), три десятилетия управлявший островным монастырем. На крыше братского корпуса надстроили маяк с керосиновой лампой большой мощности, дававшей свет за двадцать верст. В плохую видимость свет маяка дополнял звук колокола. Станция Императорского Российского Общества спасения на водах включала четырех гребцов под руководством атамана, плюс сами монахи – на помощь терпящим бедствие безотлагательно выходил на воду и настоятель. За спасение чужих жизней, сопряженное с риском для своей, отец Павел получил светские награды.

    10 ноября 1892 года стало радостным днем в истории монастыря: Синод разрешил вернуть из Вологды мощи самого почитаемого на Каменном святого – Иоасафа. Тем же указом самой обители возвращалось ее историческое название.

    Спасо-Каменный монастырь в советские годы

    А XX век принес тяжелейшие испытания. Спасо-Каменный монастырь закрыли в 1925 году, имущество описали. При этом сотрудникам Вологодского музея-заповедника удалось кое-что спасти, отправив в фонды музея. Монахам – их оставалось всего шесть, включая настоятеля Анатолия (Петухова), – разрешили до поры оставаться на острове. А в бывших монастырских сооружениях разместили колонию для «трудных подростков», которой было суждено просуществовать всего два месяца. Причиной ликвидации стал опять-таки пожар, уничтоживший практически все более-менее пригодные для жилья здания.

    Культурная катастрофа – уничтожение Спасо-Преображенского собора – произошла в 1937 году, а Успенскую церковь-колокольню решили использовать в качестве маяка, что ее и спасло. Уцелевшие постройки занял рыбзавод. Причем «занял» так, что быстро разрушил все. К 1971-му оставалась лишь монастырская гостиница, которую в тот год спалили заночевавшие на острове рыбаки.

    Возрождение монастыря на Каменном острове

    Первые работы на острове Каменном начались еще в советское время. Так, в 1960-е остатки монастыря изучал знаменитый реставратор С. С. Подъяпольский, в 1980-е – группа вологодского архитектора А. А. Асафова.

    Но истинное возрождение Спасо-Каменного монастыря связано с именем инженера Александра Николаевича Плигина. Исключительно на энтузиазме, поначалу в одиночку, в отсутствие государственного финансирования он начал обмеры, разбор завалов, восстановление. В 1995 году Плигин воздвиг обетный крест у остатков алтаря разрушенного собора: дал слово, что не уйдет с острова, пока не восстановит монастырь. Слово сдержал. Два десятка лет ушло на привлечение внимания общественности и средств, на отделку Успенской церкви, восстановление гостиницы, корпусов, лодочной станции. Жизни не хватило, чтобы восстановить собор и трапезную. Но Плигин и не ушел с острова: в 2004 году был на нем похоронен.

    Но старт был дан! Благое дело поддержала семья Александра Николаевича. С 2007-го в работах участвует государство, в рамках программы реставрации памятников, находящихся в пользовании Церкви. В 2013 году на Каменный пришло электричество, что в разы упростило и быт, и работу реставраторов. Много, конечно, еще предстоит сделать; но как много уже сделано!

    Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь на о. Каменный Епархиальный мужской монастырь

    История

    Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским.
    В XV веке в Спасо-Каменном монастыре подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский .

    Время его расцвета связано с именем Дионисия Святогорца (XIV в.), который ввел в монастыре устав Святой Горы Афон. К XVII в. в обители помимо храмов было шесть небольших каменных зданий.

    В 1481 году ростовскими мастерами был возведён каменный собор о двух главах — первая каменная постройка Русского Севера. Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

    После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

    В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом.

    Восстановленная обитель снова быстро стала развиваться .

    В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.

    Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня.

    В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.
    До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.
    Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV—XVII веков, так как сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х гг. постройки.

    C 1991 года силами энтузиастов велись работы по восстановлению Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии средства выделялись уже из федерального бюджета.

    В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

    В 2010 г., к 750-летнему юбилею монастыря, завершилось восстановление колокольни, во втором ярусе которой устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. По дну Кубенского озера от берега к острову проложен силовой электрический кабель. На данный момент закончено восстановление трапезной части комплекса, продолжаются работы по воссозданию братского корпуса, включающего кельи насельников, трапезную, кухню и кладовые. На территории подворья действует монастырская гостиница, где в одном из залов западного крыла устроен музей обители.

    Богослужения в храме совершаются ежедневно, Божественная литургия – по воскресным и праздничным дням

    6 октября 2017 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

    На заседании в связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия члены Священного Синода постановили открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского).

    Читайте также:  Успенский Трифонов монастырь: история и адрес, описание и основатель, святыни и святые
Ссылка на основную публикацию