Спасо-Преображенский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Преображенский Рязанский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь – православный мужской монастырь в Рязанской области, основанный в конце XIII-го – начале XIV-го века. Монастырь был закрыт советской властью в 1920 году, возвращен Церкви в 1996 г.

Содержание

История

История монастыря связана с историей города, который был заложен епископом Муромским и Рязанским Арсением. Древние летописи говорят о монастыре как о Преображенском, «что внутри города». Во время монголо-татарского нашествия Переславль-Рязанский принял беженцев из разоренной Старой Рязани, а в 1288 сюда перенес свою кафедру святитель Василий Рязанский.

Существует предание, что монастырь был основан в это же время — в конце XIII-го или в начале XIV-го века. Скорее всего обитель была основана при Великом князе Олеге Ивановиче. Об устройстве обители заботился Великий князь Рязанский Иван Васильевич, который в 1467 году своей грамотой пожаловал ей земли.

В 1501 году по новой грамоте князя Федора Васильевича монастырю было подарено село Гавриловское.

В 1522 году в Переславле-Рязанском началась традиция, по которой утренний благовест в городе начинался с колокольни Спасского собора монастыря. Особый статус обители подчеркивался тем, что его настоятели издревле носили статус архимандритов, а не игуменов. При царе Иване Грозном спасские архимандриты стали неизменно присутствовать на Московских Соборах. В 1653 году монастырю была выдана патриаршая грамота, поддержанная царским указом, по которым настоятели стали иметь право носить во время богослужений белую шапку. Позже им было предоставлено право также употреблять ковёр, как это принято во время архиерейской службы.

В 1742 году вышел указ Святейшего Синода награждать архимандритов наперсным крестом для повседневного ношения, что должно было их отличать от игуменов. Таким образом Спасские настоятели получили ещё одно отличие от настоятелей других монастырей.

В 1757 году епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII века архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения.

В 1920 году монастырь был закрыт.

В 1996 году по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла начала возрождаться монастырская жизнь. Государство стало передавать в пользование новообразованной общины здания монастыря.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы

  • Собор Спаса Преображения
  • Церковь Богоявления Господня
  • Церковь Иоанна Богослова в Гостинице Знати
  • Часовня Пантелеимона Целителя в башне ограды

Святыни

  • Икона Спас Нерукотворный (мироточивая)
  • Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» (мироточивая)
  • Икона Божией Матери “Нечаянная Радость”
  • Частица мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского
  • Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей рясы
  • Частица мощей святителя Луки Крымского
  • Частица мощей святого праведного Иоанна Кормянского
  • Частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской
  • Частица мощей святой преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой
  • Частица мощей святой преподобной Манефы Гомельской

Престольные праздники

Собор Спаса Преображения

Церковь Богоявления Господня

Церковь Иоанна Богослова в Гостинице Знати

Видео



Как добраться

Адрес: Россия, г. Рязань, Кремль, д. 1

Спасо-Преображенский монастырь находится на территории Рязанского кремля, в самом центре города, недалеко от вокзала.

На автомобиле из Москвы нужно выезжать по федеральной дороге М-5 «Урал», расстояние до Рязани — 180 км.

С Казанского вокзала в Рязань ходят электрички, а от метро «Выхино» — автобусы. В самой Рязани доехать до монастыря можно общественным транспортом — на троллейбусе № 1 или маршрутном такси №41 — до остановки «Соборная площадь». Далее пешком до Рязанского кремля.

Паломнику

Спасо-Преображенский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Телефон: +7 (4912) 28-08-04, 27-41-06

Рязанский Спасо-Преображенский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

История

Не подлежит сомнению, что к XV веку Спасо-Преображенский монастырь уже существовал, поддерживаемый благочестивыми стараниями великого князя Рязанского Ивана Васильевича.

О древних временах существования этого монастыря сохранилось не так много свидетельств. Известно, что настоятельская власть в первые столетия существования монастырей была очень большой. В «Дополнительных о Рязанской епархии сведениях» архимандрит Иероним, говоря о Спасском монастыре г. Рязани, пишет, что «настоятели издревле архимандриты», хотя «сей монастырь был не знаменит», из них 1653 г. сентября Боголеп и Солотчинский Сергий по указу государеву и патриаршей грамоте благословлены от Преосвященного Мисаила служить в белой шапке; а от преосвященного Димитрия позволено употреблять Спасским при служении ковер»

О размерах настоятельской власти, а значит и о значимости монастыря, говорит и тот факт, приглашались ли они на Соборы в стольный град Москву. Так на Соборе 1589г., на котором решался вопрос о четвертом браке царя Иоанна Васильевича, представлены были архимандриты и игумены многих монастырей, в том числе архимандрит Солотчинского из Рязани. Через три года уже среди прочих упомянут Спасский архимандрит из Рязани.

С 25 декабря 1742г. по указу Св. Синода от преосвященного Алексия, «для отличия от игуменов, возложены на архимандритов наперсные для ношения кресты — на здешнего Спасского Давида и Духовского Ефрема, а генв. 1743г. на Солотчинского Алимпия, Богословского Аарона и Радовицкого Иосафа». С 1868г. Рязанский Спасский мужской монастырь стал управляться викарием, что продолжалось до 1902г. А в 1902г. кафедра викарных епископов Михайловских была переведена в Троицкий монастырь. 21 мая 1907г. кафедра викарных епископов была вновь перенесена в Спасский монастырь. Среди Викарных епископов следует упомянуть епископа Исидора (Колоколова), бывшего на епископской Михайловской кафедре с 1906 по 1911г., замученного в Самаре в 1918г.

Штатная численность Спасского монастыря хотя и менялась на протяжении всего времени его существования, но незначительно. Так по рапортам настоятелей монастырей за 1746г., по Спасскому монастырю «определено быти архимандриту и братии двадцати человек, им жалования положено в год денег по пети рублев, хлеба по пети четвертей, и того денег сто рублев и хлеба сто четвертей». Там, где при монастырях были кладбища, обитель получала средства «за места для могил, за катафалк», как например при Спасском. К 1917г. в Спасском второклассном монастыре числилось 16 монахов, что практически равно 1746г.

В 1757 году епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII века архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения.

Среди настоятелей обители следует упомянуть архимандрита Иеронима Алякринского (в бельцах Иоанна Стефанова) из протоиереев Рязанского Кафедрального собора. Он был присутствующим в Рязанской духовной консистории и ректором Рязанской духовной семинарии. По представлению Амвросия архиепископа Рязанского он был пострижен в монашество в Спасском монастыре 12 апреля 1808г. 19 апреля и произведен в архимандрита. Долгое время он управлял Солотчинским монастырем, а с 1813г переведен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. Ученый муж. прекрасный педагог, устроитель обители и. монах-наставник. Он навсегда остался в этом монастыре: захоронен на его кладбище.

Все насельники монастыря обитали на небольшой территории там, где некогда рождался наш город. С трех сторон монастырь был обнесен каменной стеной, а с восточной огражден каменными зданиями бывшей Духовной консисторией и Архиерейским Домом. Двое ворот на каменных столбах: Святые с северной стороны, через которые обычно входили в монастырь и западные для выхода были украшением монастыря.

При входе северными Святыми вратами в монастыре по правую сторону находилось каменное одноэтажное здание – братская трапезная с кухней, баня. Далее к западу в углу- круглая башня, рядом с ней – с западной стороны ледник, а за ним деревянная житница, конюшня, навес, за которым западные ворота и ограда до самого угла с круглой каменной башней. Вдоль всего монастырского двора по правой стороне неподалеку от западной каменной ограды и служебных зданий расположились два двухэтажных корпуса: один с каменным низом и деревянным верхом. Он был облицован кирпичом и отштукатурен. В нем жили настоятели. Другой к северу от первого каменный для жительства братии. Он был построен в 1825г и надстроен в 1894г. со стеклянной галереей на каменных столбах. Между этими корпусами в связи с ними построена в 1901 1904гг. на средства преосвященного Иосифа, епископа Михайловского, Викария Рязанского, Иоанно-Иосифовская церковь, в нижем этаже которой устроено было жилое помещение. По левую сторону северных ворот находилась каменная келия с пристроенной к ней деревянной келией. Подле этой келий к югу стоял и сейчас стоит каменный с таковою же колокольней храм Богоявления Господня. В центре монастыря возвышается храм без колокольни в честь Преображения Господня. К востоку от двора между храмами и за ними расположено было кладбище для погребения монашествующих и граждан

Архивные документы сохранили до нас описание келий Спасского монастыря г. Рязани за 1911г.

1. «Келия из трех комнат и прихожей, находятся в ней два стола, четыре койки из них три железных и одна деревянная (худая), медный самовар, ведро и два табурета;

2. Келия из двух комнат и прихожей, находится в ней два стола, железная койка, трое венских стульев, скамья, простой буфет, один дубовый табурет;

3. Келия из 3 комнат с прихожей находится при ней, два стола, три койки, одна из них железная, а две деревянные (одна из них худая), раскладное железное стул о.

4. Келия из трех комнат. При ней находится чулан, в котором находятся следующие вещи: две медных каструли с ручками, две медных сковороды и одна эмалированная, самовар жестяной, лампа. ».

В 1920 году монастырь был закрыт.

Передача монастырских зданий началась в 1996 году. В начале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 года, решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.

Спасо-Преображенский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Есть в Рязанском кремле удивительное место, попадая в которое, чувствуешь Божье дыхание и ощущаешь неразрывную связь времен. Душа преображается, когда заходишь в белокаменный собор или проходишь по территории монастыря «Преображенского, что внутри города», как именовали его в древних летописях. Обычно здесь многолюдно, приезжают паломники и туристы, гуляют мамы с детьми.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – один из старейших в Рязани. Он был основан, возможно, еще в конце XIV века, во времена княжения благочестивого великого князя Олега Ивановича Рязанского. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1450 году. О жизни обители до середины XVII века сведений сохранилось немного. Известно, что она всегда имела особое значение – это признавали и рязанские правители, которые делали щедрые пожертвования и вклады. Настоятели монастыря одновременно выполняли обязанности ректора Рязанской духовной семинарии, издревле имели сан архимандритов, а не игуменов, что подчеркивало высокий статус обители.

С 1522 года именно колокол Богоявленской церкви монастыря начинал утренний благовест, который затем подхватывали все храмы города.

Сегодня церковь восстанавливается – к моменту ее передачи Церкви она находилась в аварийном состоянии. Звонница пока пустует. Но уже совсем скоро на ней появятся новые колокола, которые будут возвещать верующим о начале богослужений.

Читайте также:  Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах: история и адрес храма

Современный вид монастыря с кремлевского вала. Фото: Сергей Никитин (www.panoramio.com) Рядом с храмом Богоявления можно увидеть несколько захоронений. Когда-то здесь было кладбище, где предавали земле настоятелей и насельников монастыря, служителей Архиерейского дома и кафедрального собора. А впоследствии, с 1830-х годов, стали хоронить и горожан – благотворителей обители, знаменитых рязанцев. Сохранились сведения о том, что в 1914 году на кладбище было 392 захоронения, датируемых периодом с 1714 года по начало XX века. В 30-х годах прошлого столетия кладбище было варварски уничтожено. Но все-таки сохранились надгробия гравера И.П.Пожалостина и писательницы С.Хвощинской. В 1959 году советские власти перенесли сюда из-под Рязани прах поэта Я.П.Полонского.

Трагический период для Спасо-Преображенского монастыря начинается после Октябрьского переворота 1917 года. Тогда монастырь постигла судьба многих других обителей – он был разграблен. И лишь спустя десятилетия монашеская жизнь здесь возродилась вновь.

В 2005 году архиепископ Рязанский и Касимовский Павел направил прошение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, в котором испрашивал «Первосвятительское благословение на возрождение рязанского Спасо-Преображенского мужского монастыря и возобновление в нём монашеской жизни». Таким образом, 6 октября 2005 года стало знаковой датой – вторым днем рождения древней Спасской обители. Ее штатная численность менялась на протяжении всего времени существования, но незначительно. В монастыре подвизалось от 16 до 20 монахов. Сегодня в числе братии пока четыре человека.

В 2009 году после ремонтных работ был освящен белокаменный Спасо-Преображенский собор монастыря. Там очистили от копоти росписи, снесли каменные печи, устроенные в алтаре, обновили пол, заменили окна, оштукатурили стены. Когда храм преобразился, замироточил образ Спаса Нерукотворного.

Однажды в кафедральный Христорождественский собор Рязанского кремля привезли из поселка Бачурино Ленинского района Подмосковья чудотворный мироточивый образ Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Одна женщина решила приложить к нему свою небольшую иконку Богородицы «Умягчение злых сердец». Вскоре она тоже замироточила. Женщина принесла образ владыке Павлу (митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев), Патриарший экзарх всея Беларуси, был правящим архиереем Рязанской епархии 2003-2013 гг. – ред.) и тот благословил поставить икону в Спасо-Преображенском соборе. Так в монастыре появилась еще одна святыня.

В обители пребывает также частица мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

“Раньше люди знали о нем мало. Но после того, как по первому каналу показали программу, посвященную святителю Луке, к нам в собор хлынул поток верующих. По молитвам святителя стали происходить чудеса,” – вспоминает Марина Сокольская, которая работает за свечным ящиком здесь уже много лет.

Как-то летом одна женщина сломала руку. Подруга помогла ей добраться до травмпункта. Там сделали рентген, наложили гипс. Выйдя из больницы, женщины поехали к мощам святителя Луки. Когда стали подходить к Спасо-Преображенскому собору, послушник уже запирал дверь на ключ.

– Подождите, пожалуйста! – закричали подруги. – Можно мощам святителя Луки поклониться?

Храм открыли. Женщина приложила сломанную руку к ковчегу с мощами, долго и слезно молила о помощи. Вечером, вернувшись домой, почувствовала в поврежденной руке сильный дискомфорт, запястье стало опухать. Утром поехала в травмпункт. Врач снял гипс, повторно сделал рентген и сказал с удивлением: «А у вас нет перелома…». «Вот это чудо!» – ахнула женщина и стала благодарить святителя Луку за такое исцеление.

Находятся в соборе мощи святого праведного Иоанна Кормянского, блаженной Матроны Московской, святителя Феофана Затворника, преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой, преподобной Манефы Гомельской, есть икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей рясы. Почитается здесь также и образ Матери Божией «Феодотьевская». Его список находится в Спасо-Преображенском соборе, а оригинал – в Архангельском соборе Рязанского кремля.

Молилась перед этой иконой одна девушка, которая много лет не могла родить ребенка. Она проходила медицинские обследования, но врачи давали неутешительные прогнозы. Девушка пришла в Спасо-Преображенский собор, подошла к иконе Богородицы и… разрыдалась. А на следующий день узнала, что беременна.

В феврале этого года в монастыре появилась чудотворная мироточивая икона Матери Божией «Нечаянная Радость». Ее привез из Москвы раб Божий Георгий, который спас образ от нечестивого поругания и сам впоследствии получил от него исцеление: был парализован и поднялся на ноги. Сейчас к иконе ежедневно приходят люди, молятся, просят помощи и получают нечаянную радость.

Однажды на первой седмице Великого поста протоиерей Виктор Савушкин приложился к иконе. Потом на вечернем богослужении вместе с другими священниками отец Виктор стал читать покаянный канон Андрея Критского. По привычке надел очки на +2,5 диоптрии и вдруг неожиданно стал плохо видеть. Тогда он снял очки и стал читать канон без них. Матерь Божия через икону «Нечаянная Радость» вернула пожилому батюшке остроту зрения.

Одна женщина молилась здесь Богородице об избавлении ее и мужа от греха пьянства. И Царица Небесная подарила ей нечаянную радость. Молодые супруги перестали пить. Муж устроился на работу, а жена с радостью и благодарностью молится на коленях, боясь возврата в прошлое.

При Спасо-Преображенском монастыре действует Рязанская православная духовная семинария. Её воспитанники ежедневно поют на клиросе во время богослужений. Прихожане, которых с каждым днем становится все больше и больше, говорят о том, что необыкновенно красиво льющееся пение семинаристов располагает к молитве и трогает душу.

Вероника Шелякина

По материалам газеты “Благовест”

Спасо-Преображенский монастырь, Рязань. Расписание богослужений, святыни, иконы, адрес

Спасо-Преображенский монастырь в Рязани – одна из старейших обителей России. По нению историков, впервые он принял иноков в конце XIII века, под охраной стен кремля старого города. После революции долгое время не функционировал. Возобновлена работа была только в 1996. Сейчас это небольшая обитель, где, вместе с настоятелем, служат всего 5 человек.

Адрес Спасо-Преображенского монастыря в Рязани

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) расположен в сердце исторической части областного центра, на территории историко-архитектурного заповедника «Рязанский Кремль», в окружении парковой зоны. Точное местонахождение: ул. Кремль, д.1.

Как добраться на машине

Спасо-Преображенский монастырь находится вблизи от Москвы. При путешествии на машине автомобилисту требуется ехатьот столицы по федеральной трассе М-5 «Урал». Расстояние до места назначения составит 180 км. Припарковать автомобиль можно на стоянке, расположенной слева от аллеи, ведущей к музею.

Как доехать на общественном транспорте

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) расположен в пешей доступности от Приокского автовокзала. От центрального автовокзала, на который приходят автобусы из Москвы, и одного из 2-х железнодорожных вокзалов Рязани необходимо ехать на троллейбусе №1,10, 17, автобусе или маршрутном такси №41 или 75, следующим до остановок «Площадь Ленина» или «Соборная».

Там уже можно увидеть колокольню и купола Успенского собора. Прогуливаясь по старинной Соборной улице, путешественник увидит памятник князю Олегу Рязанскому. За ним расположена арка, пройдя через которую он вступит на аллею, ведущую к мосту через рвы Кремля.

Далее потребуется обогнуть колокольню с правой стороны. Откроется часть стены с деревянными воротами. Рядом с ними посетитель найдет табличку с названием монастыря. Войдя на территорию, справа гость увидит Братский корпус, слева от дорожки расположены 2 основных храма обители.

История монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) создавался вместе с новым местом жительства горожан, бежавших из сожженной войсками Батыя прежней столицы В письменных источниках той эпохи уже упоминается монастырь, построенный в стенах крепости.

Важная веха развития обители связывается с именем князя Олега, памятник которому работы скульптора Зураба Церетели, стоит перед Кремлем. Во время правления князя город посещал Сергий Радонежский. Наибольший вклад в экономическое благосостояние иноков внес правивший в конце пятнадцатого века князь Иван Васильевич, он жаловал многочисленные земельные наделы.

Спасо-Преображенский монастырь, Рязань — история создания.

Обитель вскоре стала неотъемлемой частью жизни резанцев. По сложившемуся обычаю утренний призыв на молитву всегда начинался с колокольни Спасского собора. Тогда настоятели были архимандритами, этот чин дается руководителям наиболее крупных монастырей, что подчеркивало значимость обители для князя и горожан.

Со времен Ивана Грозного они призывались на проходившие в Москве соборы, первым из них стал проходивший в 1589 году, где был поставлен вопрос о возможности четвертого брака государя. 1653 год ознаменовался решением патриарха, которое сопровождалось указом царя Алексея Михайловича.

Грамотой настоятелям обители, а им тогда был Боголеп и Солотчинский Сергий, даровано право ношения белой шапки при проведении богослужений.

Чуть позже к этому праву добавилось и разрешение использовать в процессе службы ковер, так, как принят у архиереев. Уже во времена империи, в 1742 г. настоятелям была дарована еще одна привилегия. Они получили право ношения наперсного креста в повседневной жизни, что также выделяло их и подчеркивало значимость.

В 1757 году правящий архиепископ Рязанский издал указ, согласно которому обитель была причислена к первостепенным. Это привело к появлению здесь наместников. В этот же период настоятели по должности стали руководить епархиальной семинарией, что одновременно и подчеркивало статус монастыря, и повышало значение духовного училища.

С 1868 года обитель возглавляли викарные епископы. Штатная численность насельников всегда было невелико, перед революцией она составляла 16 человек. По решению советской власти в 20-х годах ХХ века обитель была уничтожена. В 1996 году началось ее возрождение, начало которому положило благословение архиепископа Павла.

Несколько зданий музея-заповедника были переданы братии. Сейчас он является действующим. Его территория не отделена от территории музея-заповедника.

Архитектор и внешняя отделка монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) является составной частью Рязанского Кремля. Единые стены опоясывают как здания, в которых расположены музейные экспозиции, так и корпуса обители. От былой архитектуры комплекса сохранилось немногое. В XIX веке территория с 3-х сторон была защищена каменной стеной.

С восточной стороны она была ограждена зданием Архиерейского Дома (сейчас он входит в состав музея как дворец князя Олега). В стенах было двое ворот, одни из них — северные, через которые и поныне входят в монастырь, сохранились полностью. Западные, выходящие к валам Кремля, позволяют полюбоваться на изящные башни, к которым крепились створки.

Читайте также:  Храм Григория Неокесарийского: история и адрес, описание, святыни

Их архитектура повторяет контуры защитных сооружений стен Кремля. После входа в Северные ворота справа можно было видеть братскую трапезную, за ней располагалась круглая башня и житница. Сейчас в это ряду построек сохранился только братский корпус и дом настоятеля, надстроенная над ним стеклянная галерея утрачена. На востоке от застроенной территории располагалось кладбище.

Архитектурный ансамбль монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) сегодня включает в себя несколько церквей и зданий хозяйственного назначения.

К его ведению относятся 3 храма:

  • Собор Спаса Преображения (передан в 2003 году). Возле него сохранилось несколько надгробий кладбища. В одной из могил похоронен русский поэт Плещеев;
  • Церковь Богоявления Господня. Первая постройка обители, сооруженная не из дерева. Сейчас реставрация ее окончательно не завершена. Она сооружена с 2 приделами — во имя Покрова Божией Матери и Иоанна Богослова, а также колокольней, на которой звонят 6 колоколов;
  • Церковь Иоанна Богослова в Гостинице Знати, относящейся к территории музея, не действует.

Также в одной из башен кремлевской стены, обращенной к сохранившимся защитным валам, расположена часовня Пантелеймона Целителя, сооруженная в 1904. Частично сохранилась северная стена, плавно переходящая в защитные сооружения Кремля.

Внутреннее убранство

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) позволяет оценить в полной мере внутреннее убранство действующего и открытого для прихожан Спасо-Преображенского собора. Братские корпуса закрыты для посещения, церковь Иоанна Богослова пока полностью не реконструирована. Храм возведен на рубеже XVII – XVIII веков, освящен в первые годы восемнадцатого столетия.

Средства на сооружение предоставил рязанский купец М.Немчинов. Здание возведено как бесстолпный четверик, дополненный на восточной стороне трехчастной апсидой, венчает его одна небольшая глава с голубым куполом. Убранство собора очень скромное, это карниз с поясом ложных абсид и тройные колонны по углам четверика.

То, что здание относится к стилю нарышкинского барокко, подчеркивается резными наличниками и многоцветными изразцами на окнах. Скромный изразцовый пояс украшает и апсиду. Воссоздан высокий иконостас, возобновлены старинные росписи.

Святыни и мощи монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) гордится тем, что в его стенах находится икона Матери Божией «Нечаянная радость», признанная чудотворной. С ней связана таинственная история обретения. Передана в дар храму она несколько лет назад москвичом Георгием. Однажды, столичный коммерсант зашел в случайный частный магазин и увидел лежащий рядом с мусором образ.

Желая спасти от поругания, коммерсант приобрел икону. Она была изуродована, лики были покрыты царапинами, у Матери Божией не было руки. После находки москвич получил травму во время занятий спортом, оказался почти полностью парализован. Он долгое время молился перед найдены образом и выздоровел, снова смог активно двигаться.

Образ был привезен игумену Евфимию для реставрации.

После Георгий не расставался с ней, возил ее с собой в паломничества в Иоанно-Богословский монастырь. На рождественские праздники в 2016 году икона замироточила, после чего была покрыта лаком, что повредило красочный слой. Вскоре ей снова понадобилась реставрация.

Тогда она заняла свое место в монастыре. После второй реставрации она начала мироточить еще более активно. В храме сделали для образа деревянный киот и завели тетрадь, в которую получившие помощь делают записи. Моление с акафистом проводится каждое воскресенье, в 7-45.

Также прихожане храма приходят сюда к таким образам, как:

  • Спас Нерукотворный. Он также иногда мироточит;
  • Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», у нее часто можно увидеть прихожанок, читающих акафист
  • Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского, в киоте которой находится часть рясы подвижника.

О каждом из них рассказывают истории о помощи в беде, здоровье, семейных делах. Есть в монастыре и чудотворные мощи.

Это:

СвятыняОписание
святителя Феофана, Затворника ВышенскогоЕпископ Православной российской церкви, богослов. Родился в Орловской губернии. Канонизирован в 1988, как подвижник веры и благочестия.
святителя Луки КрымскогоЗнаменитый врач В.Войно-Ясенецкий. Родился в Керчи. Архиепископ Крымский. Целитель. Мощи хранятся в соборе во имя Святой Троицы в Симферополе.
святого праведного Иоанна КормянскогоРодился в Могилевской губернии в 1837 год. Служил в д. Огородня Гомельского уезда, где открылись его духовные способности. Не дожил до революции, но предсказал ее приход. Мощи покоятся в Свято-Иоанно-Кормянской обители в Гомельской области.
святой блаженной старицы Матроны МосковскойРодилась в Тульской губернии в 1881 году. Слепая девушка могла исцелять больных и предсказывать. Мощи хранятся в Покровском женском монастыре в Москве.
святой преподобной благоверной княгини Евфросинии ПолоцкойЕвфросиния Полоцкая, до пострига звавшаяся Предслава, праправнучка святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Основала монастыри и многие храмы, учила грамоте. Мощи покоятся в Полоцком Спасо—Евфросиниевском соборе.
святой преподобной Манефы ГомельскойРодилась в 1918 году в деревне Севруки под Гомелем. Схимомонахиня несла подвиг в миру, утешая страждущих во время ВОВ. Нетленные мощи хранятся в Свято-Петропавловском соборе г. Гомеля.

Ранее митрополит Рязанский и Михайловский Павел был направлен на служение в соседнюю страну, и стал митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси, благодаря чему в храме появились мощи белорусских святых.

Наставники

Спасо-Преображенский монастырь с 21.10.2015 возглавляет игумен Евфимий (Шапкин). Духовное образование он получил в Рязанской семинарии, светское ранее было получено в художественном училище. До перехода в обитель он был иноком в Иоанно-Богословском монастыре.

Хиротонисан во диакона — 13 апреля 1997 года, и, сразу после этого, во иерея — 24 апреля 1997 года. По своему послушанию он реставрирует иконы, используя навыки, полученные в художественном училище.

Расписание служб, режим работы

Спасо-Преображенский монастырь приглашает верующих на богослужения.

Они проводятся в обычные дни:

  • в будни (с понедельника по пятницу) вечерняя служба происходит в 16.45, утренняя начинается — в 6.40;
  • в субботу утреннее богослужение начинается в 8.00;
  • всенощное бдение проводится в праздничные дни в 17.00.

Также по воскресеньям, в Двунадесятые праздники и на чтимый прихожанами Покров Богородицы, а также в день памяти апостолов Петра и Павла монастырь проводит две литургии: в 6.15 – в реставрируемом Иоанно-Богословском храме и в 8.30 – в Преображенском соборе.

Обычно в эти дни на службе присутствует множество прихожан. Также каждое воскресенье после поздней литургии проводится молебен с освящением воды. Территория монастыря открыта для посещения круглосуточно.

Правила посещения монастыря

Спасо-Преображенский монастырь неотделим от территории музея, поэтому среди зданий обители можно ходить в том виде, который удобен паломнику и туристу. Общие правила посещения территории заповедника расположены у входа в него. Они стандартны, включают в себя традиционные нормы поведения в музее и в общественных местах.

При входе в храм требуется выключить мобильный телефон. Женщинам, если они пришли в брюках и с непокрытой головой, в храме предложат юбки и платки. Мужчинам придется обнажить голову.

Престольные праздники

Спасо-Преображенский монастырь призывает прихожан прийти на службу на основные престольные праздники, в честь которых освящены его церкви или приделы к ним.

Это:

  • Преображение Господне — 19 августа. Основной собор обители в этот день особенно многолюден;
  • Богоявление (Крещение Господне) — 19 января, на водосвятный молебен собирается несколько сот прихожан;
  • Иоанн Богослов, апостол — 9 декабря, службы происходят в реставрируемой церкви.

Посещение обители в эти дни позволит понять, насколько рязанцы почитают старейший из своих монастырей.

Интересные факты про монастырь

Спасо-Преображенский монастырь относился к числу монастырей второй категории. Насельники его жили скромно. В 1911 веке одну из келий описывают как 3 комнаты, к которым примыкает небольшая кладовая, где из вещей можно видеть только 2 кастрюли и 2 сковороды, все медные, керосиновую лампу, простой жестяной, без каких-либо излишеств, самовар.

200-300 лет жизни все здания комплекса были деревянными, и только после сожжения их войсками польского короля Владислава в 1647 году был возведен первый каменный храм. Сейчас при обители по традиции работает духовная семинария, ее возглавляет игумен монастыря.

Информация для паломников

Спасо-Преображенский монастырь расположен на территории Кремля в Рязани. Паломники могут встретить здесь многочисленные экскурсии, часто на территории музея проводятся городские праздники и концерты под открытым небом. Это не даст возможности ощутить монастырское уединение. Приобщиться к святыням можно в храмах.

Источника со святой водой на территории монастыря нет, как и общественной трапезной. Рядом с принадлежащим епархии и расположенным рядом с комплексом зданий обители Христовоздвиженским собором можно купить продукцию Иоанно-Богословского мужского монастыря, расположенного в селе Пощупово. Это хлеб, пирожки, пряники.

Утром выходного дня там же Рязанская епархия угощает прихожан и паломников горячим чаем.

Монастырь предлагает паломникам различные формы социального служения. О них и об экскурсиях по святым места, организованным епархией, можно узнать на стенде, расположенном у входа собор.

Посещение Спасо-Преображенского монастыря позволит приобщиться к святыням и ранним страницам истории Рязани. Обитель развивается, здания реставрируются, и участие в ее жизни станет важным делом для каждого христианина.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Спасо-Преображенском монастыре, Рязань

Внешний вид и обзор Спасо-Преображенского монастыря:

Борисо-Глебский собор в Рязани – история, ожившая в камне

Борисо-Глебский собор Рязани – особый храм для всех верующих города.

Это не только один из самых старых соборов города, но и самый известный, его по праву считают настоящим опорным пунктом православной веры.

Находится в самом центре города, на Сенной улице.

История

Первые упоминания о Борисо-Глебской церкви в Рязани датируются в летописных сводах (так называемой Степной книге) 1152 г. Описывается она как деревянная, соборная, считавшаяся главной в Переяславле.

Предположительно в ней захоронен инициатор ее постройки — князь Глеб. Подтверждение этому факту найдено в 1846 г., когда один из местных жителей, купец Дмитрий Тихомиров, проводил раскопки на Старорязанском городище.

Кроме остатков старого здания здесь найдены усыпальницы князей и местной аристократии. Название свое получила от самого города. Первоначально он упоминается в летописях как Борисоглебск, и, только после разорения Рязани татарами, его переименовывают.

Борис и Глеб — русские святые

Храм освятили в честь первых русских князей — великомучеников, сыновей князя Владимира Святого, Бориса Муромского и Глеба Киевского, причисленных к лику святых.

Этих первых русских святых очень почитали в Рязани, так как они считались предками князей.

История Угодника Божьего

Считается, что 1288 по 1522 г. рассматриваемое здание являлось кафедральным собором. Это связано с тем, что в Переяславль переезжает св. Василий, епископ Рязани и Мурома.

В легенде рассказывается о том, что святитель прибыл в эти земли с иконой Богородицы в руках и с двумя колоколами, из которых один подняли на колокольню монастыря, а другой по какой-то причине упал в воду. Верующие до сих пор говорят о том, что, когда звонят колокола на колокольне, звон чудесным образом слышится и из-под воды.

Прибыл святитель из Мурома, где его оболгали, связав его имя с именем одной местной блудницы. Святитель прибыл сначала в Старую Рязань, а оттуда в Переяславль.

Читайте также:  Храм Рождества Христова в Йошкар-Оле: описание и адрес храма, история, как добраться

Следующее упоминание датируется 1522 г. В этом году на Переяславль совершают набег крымские татары и сжигают сооружение дотла. Именно поэтому епископ Иона решает перенести кафедру в Успенский собор кремля, (с 1564 года собор становится резиденцией Рязанского архиепископа) а храм Бориса и Глеба отстроить заново.

Отреставрированный он простоял до 1620 г. В 1618 г., во время Смутного времени, здесь находились поляки и казаки гетмана Сагайдачного. После того как попытка взять Кремль провалилась, поляки и казаки разрушили весь город и сожгли все культовые сооружения, в том числе и Борисоглебскую церковь. Рядом со старыми храмовыми развалинами старой возвели деревянное здание, причем могила Угодника Божьего оказалась не в нем самом, а в церковном дворе.

Более или менее современный вид здание приняло в 1686 – 1687 гг., когда его отстраивали на средства местного епископства. Строительством руководил известный в то время зодчий Яковов Григорьевич Бухвостовов. Внутри сооружено три основных предела, которые в течение последующих веков реконструировались:

  • правый придел — во имя Корсунской и Боголюбской икон Божией Матери;
  • левый — св. Василия Рязанского и великомученика Иоанна Нового;
  • центральный или надвратный — во имя праведных Иоакима и Анны.

Блаженный Василий Кадомский

С историей церковного здания неразрывно связано имя Василия Петровича Кадомского. По рождению (родился он в 1776 г.) он принадлежал к дворянскому званию и должен был связать свою жизнь с армией, но судьба забросила семью в Киев, где молодой человек мог часто посещать Киево-Печерскую Лавру.

Именно после посещений Лавры молодой человек решает оставить службу, возвращается в Рязань и принимает на себя подвиг юродства.

Многие рязанцы считали его пророком, при жизни называли блаженным. Умер он в 1848 г. и похоронен на Лазаревском кладбище. Так как его могила стала местом массового паломничества, в 1995 г. решено перенести мощи на кладбище Борисоглебского монастыря, к памятнику святителя Василия.

В 1997 г. блаженного канонизировали и опять перенеси мощи, внутрь собора. В 2001 г. мощи были переложены. В XIX веке сооружение не раз перестраивали и расширяли: в 1810 г. построили новую трапезную, в 1841 г. расширили трапезную и купили колокола, а в 1870-1873 гг. возведена новая колокольня.

В конце XIX века на деньги прихожан были поставлены новые, червленые золотом, правые и левые иконостасы. В начале XX века церковь снова становится кафедральной. 1886 г. на месте, где предположительно находилось её самое первое здание, возведена часовня.

До революции внутри хранилось много древних и почитаемых икон:

  • резной образ Спасителя и Корсунской Богоматери;
  • образ князей Бориса и Глеба.

Судьба во время революции и советский период

После революции помещение использовалось как зернохранилище, предварительно большевики описали все церковное имущество. В 1922 г. многие вещи были изъяты и проданы (изъяли серебряные кресты, вызолоченные ризы, лампады, кадила, потиры).

Деньги пошли в фонд, открытый для помощи голодающих людей в Поволжье. Православные и храмовые служители отреагировали на этот факт спокойно, посчитав, что золото, серебро и драгоценные камни им не нужны.

Рязанская православная община, насчитывающая более 500 человек, подписала все документы по которым обязалась беречь и содержать здание. Только в 1935 г. его закрыли совсем, а открыли в 1946 г. и больше никогда не закрывали.

Благодаря деятельности известного рязанского историка Дмитрия Солодовникова многие уникальные реликвии удалось сохранить, передав их в музей города (например, крест 1653 г., Евангелие 1703 г. и Евангелие 1740-ых гг.).

Интересная судьба настоятелей

Священник Михаил Виноградов

Необычна судьба настоятелей:

  • С 1788 по 1792 настоятелем был о. Иоанн, который впоследствии стал ректором Рязанской духовной академии и автором множество трудов по христианской истории края;
  • С 1845 по1869 настоятелем был священник Михаил Виноградов, считавшийся выдающимся церковным композитором;
  • Особенно стоит выделить настоятеля Бориса Скворцова, который был рукоположен на эту должность в 1917 г. (он занял должность своего отца – священника о. Гавриила Скворцова) и оставался настоятелем до 1965 г., оставив должность после того, как был назначен епископом Рязанским и Касимовским. Скончался Борис Скворцов в 1977 г. Как видно, большая часть истории сооружения в XX веке связана именно с этим человеком, очень много сделавшим для возрождения истинной духовности в крае. Судьба его невероятна для служителя церкви советского периода;
  • С 1969 по 1970 настоятелем был архимандрит Авель, впоследствии ставший монахом на Святой Горе Афон.

Современное состояние

До 2002 г. храм считался кафедральным. В церкви часто проходили значительные события. Например, в 1948 г. её посетил патриарх Алексей I.

После его посещения начались реставрационные работы по восстановлению иконостаса и фресок. Ими руководили братья Блохины. В это же время была построена маленькая крестильная часовня, поставлен новый памятник на могиле святителя Василия.

В настоящее время наиболее чтимыми иконами монастыря являются:

  • Феодоровская и Феодотьевская иконы Божьей Матери;
  • образа Корсунской и Казанской Божьей Матери.

В настоящее время настоятелем является митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Храм во многом сохранил классические черты московского барокко. В основании сооружения лежит греческий крест. Верхняя часть, поставленная на куб, имеет форму восьмерки и украшена каменной резьбой. Также постройка украшена восемью декоративными нишами, которые напоминают заложенные окна. Венчает сооружение барабан с луковичной главкой и резным крестом, украшенным сусальным золотом.

Святые и святыни

Особо почитаемыми считаются такие иконы Богоматери как Боголюбская, икона святителя Василия Рязанского, образ св. Глеба и Бориса.

образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»

Верующие с особой любовью и трепетом относятся к образам Пресвятой Богородицы «Троеручица», святителя Димитрия Ростовского с частицей его святых мощей, Серафима Саровского с частицей его мощей. В правом приделе находится рака с мощами святителя Феодорита.

Под престол Боголюбского (южного) придела были помещены части Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы, а также частички мощей различных святых, почитаемых во всем христианском мире, таких как: апостол Андрей Первозванный, евангелист Лука, Григорий Богослов, св. великомученики Георгий Победоносец, целитель Пантелеимон.

Информация для паломников

Открыт на вход каждый день до 19.00, кроме среды, когда проходят ночные богослужения. По всем вопросам можно обращаться в Паломнический центр Рязанской епархии.

Как добраться

Находится храм в Рязани, на улице Сенной, 32.

Расписание богослужений

В храме по старой и неизменной традиции совершают две Божественные литургии: по воскресеньям вечером и по средам ночью. Утренние литургии начинаются обычно в 8.50, а вечерние службы в 17.00.

Будучи в Рязани, также вы можете побывать на богослужениях в действующем Преображенском храме в Канищево. Это одна из самых страх рязанских церквей, архитектурный памятник федерального значения.

Официальный сайт

Всю актуальную информацию по работе прихода можно узнать на официальном сайте.

Борисоглебская церковь поистине называется жемчужиной архитектуры и является настоящим духовным сокровищем. Это старейший храм края, который хранит множество тайн. Его своды помнят еще князей Рюриковичей. Сюда едут паломники со всей России и из-за рубежа, чтобы поклониться местным святыням и узнать настоящую историю Рязанской земли.

Как проходят богослужения в Борисо-Глебской церкви смотрите в следующем видео:

Спасо – Преображенский мужской монастырь города Рязани

Общие сведения о монастыре

Исполняющий обязанности игумена: иеромонах Сергий (Акимов)

Почтовый адрес: 390000 г. Рязань, Кремль, д. 1

Телефон: 8-(4912)-28-08-03

Адрес сайта: www.spassmon.ru

Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  • Преображенский соборБогоявления Господня
  • Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • Святого пророка Илии

Престольные праздники

  • Преображения Господня
  • Богоявления Господня
  • Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • Святого пророка Илии
  • Святого Иосифа Обручника

Святыни

  • Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец»
  • Частица мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого
  • Частица мощей святителя Гавриила Рязанского
  • Частица мощей святой блаженной Матроны Московской

Богослужения

Утреннее – в 6.30
Вечернее – 17.00
В праздничные и воскресные дни – в 8.30

Проезд

Добраться до монастыря можно общественным транспортом до площади соборной (троллейбус № «1», маршрутка № «41»), далее пешком до Рязанского Кремля.

История обители

Краткая история обители

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в черте Рязанского кремля к северо-востоку от кремлевского вала и к югу от Успенского собора. Монастырь с трех сторон окружен оградой, а с четвертой стороны к нему примыкает Консисторский корпус. По углам ограды устроены две башни. В свое время, до разорения в советский период, на территории монастыря был сад и некрополь, на котором хоронили не только насельников обители, но и благотворителей, знатных рязанцев. В советский период кладбище было разорено. До наших дней не сохранились документы, содержащие дату основания монастыря. В 1467 году обитель упоминается в связхи с тем, что ему была дана грамота великого рязанского князя Ивана Васильевича на вотчины. На протяжении всего времени настоятели монастыря имели сан архимандритов, а не игуменов, чем подчеркивалась важность обители. Были и другие почетные преимущества. Так с 1522 года утренний благовест начинался именно с колокола Спасо-Преображенского монастыря, который подхватывался всеми храмами Переяславля Рязанского (ныне – Рязани). С 1653 года настоятелям было дано право в священнослужении “носить белую шапку”, а по указу епископа Димитрия (Сеченова) от 16 января 1757 года монастырь стал называться первостепенным. С этого времени у настоятелей появляются наместники. Со второй половины XVIII века настоятели Спасо-Преображенского монастыря становились одновременно и ректорами Рязанской духовной семинарии, оставаясь в сане архимандритов. Это повышало авторитет и обители, и семинарии, так как лучше просматривались будущие кадры духовенства. В 1868 году в Рязани утверждается должность викарного епископа, и монастырь передается под его руководство. С конца XIX века и до закрытия обители ею управляли епархиальные архиереи. В 1920 году монастырь был закрыт и отдан под бараки острозаразных больных. После холерного лазарета в зданиях обители располагался горисполком, затем были расквартированы военные части. С 1935 года территория монастыря со всеми постройками была передана в ведение Рязанского окружного музея, но долгое время в этих зданиях находились не только учреждения, но и проживали люди, даже в Богоявленском храме.

Возрождение монастыря

Передача монастырских зданий началась в 1996 году. В начале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 года, решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.

Ссылка на основную публикацию