Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле: история и адрес, описание, архитектура

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский монастырь расположился в самом центре исторической части Ярославля, у слияния рек Волга и Которосль. Основанный более восьми веков назад, он является одним из самых древних культовых сооружений города и свидетелем бурных и драматических событий, произошедших на этой поволжской земле.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спасо-Преображенский монастырь

Основные моменты

Святая обитель, издавна представлявшая собой крупнейший духовный центр и сильнейшую крепость Замосковья, входит сегодня в состав Ярославского историко-архитектурного заповедника, а его старинные архитектурные ансамбли внесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знакомство с достопримечательностями Спасо-Преображенского монастыря включено в программу туристического маршрута «Золотое кольцо» и в программу экскурсий пассажиров лайнеров Волжского теплоходного круиза.

Мощные белоснежные стены монастыря надежно охраняют его просторную территорию от городской суеты. Кажется, в этом тихом, уютном, ухоженном уголке остановилось время, и даже многочисленные экскурсанты не властны изменить царящую тут атмосферу. Переступая незримый порог времен, посетители, не сговариваясь, понижают голос. Красотой древней русской архитектуры здесь можно любоваться в любое время года: весной и летом, когда монастырская территория утопает в изумрудной зелени, золотой осенью, когда на яблонях старого сада дозревают плоды, а клумбы все еще украшают последние цветы, и в снежную зиму – пору, когда монастырь выглядит особенно романтично и таинственно.

Сокровища Спасо-Преображенского монастыря представлены не только архитектурными памятниками. Здесь работает несколько музеев, располагающих богатейшими коллекциями икон, книг, церковных реликвий, предметов декоративно-прикладного искусства. На территории монастыря постоянно проходят передвижные выставки, в летнюю пору проводятся концерты, праздники и фестивали.

История обители

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь ведет свою историю со второй половины XII века. Он был заложен за пределами городского посада и стал частью системы фортификационных сооружений, защищая город с юго-запада. Согласно преданию, монастырь возвели на земле, где находилось Велесово капище – место поклонения местных жителей языческим богам.

В начале XIII века, при первом ярославском князе Всеволоде Константиновиче на территории монастыря был построен Спасо-Преображенский собор, миниатюрная Входоиерусалимская церковь. Здесь начала формироваться библиотека, велась работа по переписке книг. Однако первые деревянные и каменные монастырские постройки были уничтожены во время монголо-татарского нашествия, впоследствии сооружения стирали с лица земли бессчетные пожары. До наших дней сохранились каменные строения, относящиеся к XVI-XVII вв., когда монастырь являлся одной из самых значительных крепостей Поволжья и крупнейшим церковным феодалом-вотчинником: святая обитель постоянно прирастала новыми землями, которые даровали ей царственные особы, отписывали в завещаниях богобоязненные богачи.

Спасо-Преображенский монастырь был свидетелем бурных событий начала XVII века – лихолетья гражданской войны и польско-шведской интервенции. В 1609 году монастырские стены выдержали 24-дневную осаду сподвижников «тушинского вора» Лжедмитрия II, не позволив неприятелю пробиться на свою территорию. В 1612 г., когда в Ярославль прибыло нижегородское ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским, а город фактически стал столицей Русского государства, Спасо-Преображенский монастырь, по мнению многих историков, являлся штаб-квартирой временного правительства – «Совета всея земли». 27 июля 1612 года отсюда в освободительный поход на захваченную поляками Москву отправилось 25-тысячное войско ополченцев.

В годы правления Петра I Свято-Преображенский монастырь начал терять свое государственное значение, а его феодальные права постепенно урезались. Святая обитель еще более пострадала экономически в период секуляризации, инициированной в 60-х годах XVIII века государыней Екатериной II. В довершении к этому, в 1763 году в монастыре произошел один из сильнейших за всю его историю пожаров. 20 000 рублей, выделенные императрицей из государственной казны на восстановление монастырских построек, стали последним крупным вкладом в его истории. В 1788 году был издан высочайший указ о преобразовании Спасо-Преображенского монастыря в Ярославский архиерейский дом. Стоит сказать, что ко времени окончательного упразднения за монастырем числились около 14 000 тысяч крестьянских душ, а также более 30 сел и 500 деревень.

В последующие столетия многие древние монастырские постройки были снесены, но строились новые здания. Среди них – Семинарский корпус, церковь ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина, Смоленская часовня, келейный корпус, ризница.

В 1918 году, после жесткого подавления белогвардейского мятежа в Ярославле, советская власть закрыла архиерейский дом. На территории монастыря расположились реставрационные мастерские. Но некоторое время здесь еще продолжали жить несколько монахов, исполняющих роль хранителей церковной ризницы. Впрочем, сокровища древней обители все же разграблялись. Современники свидетельствовали, что знаменитую библиотеку монастыря, где в 1795 году историк Мусин-Пушкин обнаружил рукописное литературное творение «Слово о полку Игореве», часто посещали любители древностей без охраны, после чего многие ценные книги исчезали.

В 30-е годы реставрационные работы остановились, а на территории монастыря расположились различные учреждения, некоторые помещения использовались как жилые. Позже здесь обосновались военные, занимавшие бывшие монастырские владения вплоть до 1949 г. В 50-х годах реставрация древних памятников возобновилась, а в 1959 году на территории Спасо-Преображенского монастыря разместился Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, переименованный в 70-е годы в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Достопримечательности Спасо-Преображенского монастыря

Как и много веков назад, Спасо-Преображенский монастырь опоясывают мощные стены, составляющие пятиугольник неправильной формы, а их углы венчают живописного вида башни. Парадным входом в монастырь, как и прежде, служат Святые ворота, выступающие от южной стены и обращенные к набережной речки Которосль. Декорированные катушечным поясом, они были выстроены в 1516 г. Их свод был расписан еще в 1564 году, но спустя столетие мастера заменили роспись. Тема творения – Апокалипсис («Видение апостола Иоанна Богослова о грядущих судьбах мира»). Святые ворота – единственная из монастырских башен, сохранившихся с XVI столетия. Осмотра заслуживают и другие древние башни: Богородицкая (1623 г.), построенная на глубоком подвале с потайным ходом, Угличская проездная башня, возведенная в 1635 году на территории посада, что, к слову, вызвало недовольство у горожан и даже привело к рукопашным боям с монастырскими служками. Михайловская и Юго-Западная башни относятся к началу XIX века.

Самый древний архитектурный памятник не только монастыря, но и всего Ярославля – Спасо-Преображенский собор, возведение которого относится к 1506-1516 годам. Согласно последним данным, над его проектом работали итальянские зодчие, принимавшие участие в строительстве Московского Кремля.

Этот четырехстолпный трехглавый собор выстроен на высоком подклете и окружен открытыми галереями. Храм по своей архитектурной форме ассоциативно напоминает Благовещенский собор Московского Кремля, а декором – Архангельский собор в Кремле. Убранство фасадов собора строго, но изысканно и весьма изящно. В интерьере храма представлены примечательные фрески, созданные московскими и ярославскими мастерами, их имена запечатлены в «клейме» на северо-западном столпе. Росписи относятся к 1563-1564 годам и являются очень редкими. В их стилистике отображены монументальность, пышность, и, вместе с тем, суровость эпохи Ивана Грозного.

На западной стене можно увидеть росписи с сюжетами Страшного суда. Среди них выделяется фреска «Шествие праведных в рай», отличающаяся легким, воздушным рисунком и мягкими очертаниями ликов персонажей. Росписи южной и северной стен размещены на трех ярусах, а фрески на восточной стене, за иконостасом, – на четырех. Верхние демонстрируют библейские и евангельские сюжеты, нижние посвящены семи Вселенским соборам. В апсидах – изображение Иоанна Предтечи, предстающего аскетом с жестким, суровым, изможденным лицом, фреска «Похвала Богоматери». Среди самых значительных росписей собора – «Преображение» с центральной фигурой Христа.

Напротив храма установлена стела-памятник «Клятва князя Пожарского».

К востоку от собора возвышается эффектная массивная монастырская звонница, выстроенная еще в XVI веке. Ранее ее северная стена была соединена с собором двухъярусной галереей, а в нижнем этаже звонницы находилась церковь. Существующая надстройка колокольни, созданная в псевдоготическом стиле, относится к началу XIX столетия.

Высота монастырской звонницы составляет 32 метра, а на ее вершину ведет узкая витая лестница. По ней непременно стоит подняться, чтобы оказаться на смотровой площадке, откуда открывается великолепная панорама на Спасо-Преображенский монастырь и старинный город Ярославль. На звоннице можно увидеть 18 колоколов, отлитых в период с XIV по XIX век. Самый крупный из них, «Благовестник», весит более ста пудов. В летнее время здесь часто проводятся колокольные концерты.

К западу от площади перед собором расположен большой корпус трапезной палаты, к которому примыкает церковь Рождества Христова. Возведенная в XVI веке, она несколько раз перестраивалась, но в целом сохранила свой древний облик.

В трапезной палате ранее находилась столовая для монастырской братии, еда сюда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стен. Здесь также располагались приемные покои для знатных гостей. С настоятельскими покоями трапезную соединяют огромные сени.

С восточной стороны Спасо-Преображенского собора находится келейный корпус, состоящий из двух почти одинаковых блоков. Эта постройка относится к концу XVII века, а отреставрированы они были в середине минувшего столетия.

На территории монастыря, в вольере, живет огромная медведица Маша, любимица туристов, являющаяся символом Ярославля. В детском возрасте она была привезена в город из глухого вологодского села после того, как от рук браконьеров погибла ее мать. В 1990 году малышку приютил музей-заповедник, построив для нее большой вольер, домик для зимнего сна и ванну для купаний летом. Со временем Маша превратилась в роскошного, ухоженного зверя, отличающегося отменным здоровьем и аппетитом. Чтобы полюбоваться Машей, нужно приобретать отдельный билет, но туристы не скупятся – ведь так они вносят свою лепту в содержание любимицы.

Музеи Спасо-Преображенского монастыря

Монастырские музеи расположены в нескольких зданиях, находящихся на территории древней обители. Здесь демонстрируются постоянно действующие экспозиции и временные, предоставленные другими музеями страны.

Непременно следует посетить выставку древнерусской живописи, чтобы познакомиться со школой ярославской иконописи, чей золотой век пришелся на конец XVI – начало XVII века. Манера письма ярославских мастеров отличается кропотливостью, выверенностью композиции и довольно своеобразным колоритом. На изображениях полностью отсутствует голубой цвет, предпочтение отдается охристым и коричневым тонам с оттенками от розового до бордового. Большая часть икон попала сюда из Спасо-Преображенского собора.

Очень интересна выставка «Сокровища Ярославля», представляющая посетителям собрание ценностей, привезенных из ярославских монастырей и соборов. Здесь можно увидеть богатые церковные одеяния, книги, вышитые изображения святых, напрестольные кресты, потиры из драгоценных металлов, многие из которых датируются XVI веком. Жемчужиной экспозиции является Спасское Евангелие XIII в.

В отдельном зале демонстрируются оклады, венцы, цаты для икон из серебра с позолотой, иконные и басманные оклады Евангелий, резные деревянные царские врата. Далее – коллекция эмалей конца XVIII – начала XIX века, происходящих из Москвы, Ростова, городов Украины.

На территории Спасского монастыря также находится музей, посвященный поэтичной летописи «Слово о полку Игореве».

Среди постоянно действующих экспозиций Спасо-Преображенского монастыря – «История Ярославского края» и «ЯрмаНка», посвященная истории проведения ярмарок в Ярославском крае.

Практическая информация

Спасо-Преображенский монастырь расположен в Кировском районе Ярославля по адресу: Богоявленская площадь, 25.

Отправиться на экскурсию по Спасо-Преображенскому монастырю вы можете в любой день недели. С мая по сентябрь его двери открыты с 8:00 до 20:00. Музеи работают с 10:00 до 17:45. В период с сентября по апрель посетить монастырь можно с 9:00 до 18:00, музеи – с 10:00 до 17:45.

В дождливые дни архитектурные памятники могут быть недоступны для посещения. Это связано с рекомендациями реставраторов, настаивающих на соблюдении условий сохранности фресковой живописи.

Вход в монастырь пролегает через башню Святые ворота. Неподалеку от него находится бесплатная автостоянка. Есть сквозной выход через Северные ворота. Кассы расположены рядом со входом.

Единый билет для взрослого в выходной день стоит 700 рублей, по будням – 500 рублей. Льготный билет для учащихся старше 16 лет, студентов, пенсионеров РФ – соответственно 300 и 250 рублей. Если вы не планируете осматривать все достопримечательности и выставки, определите заранее, что именно вы хотите увидеть, и какие выставки там проходят в настоящий момент, так как посещение каждого объекта и мероприятия имеет отдельную стоимость и потребует наличия отдельного билета. Не позаботившиеся о нужных билетах туристы часто вынуждены возвращаться в кассу, где, как правило, длинные очереди, особенно по выходным.

Желающие просто прогуляться по красивой территории Спасо-Преображенского монастыря, не посещая его достопримечательности, могут заплатить всего лишь 40 рублей. Обзорная экскурсия по территории, длящаяся полчаса, обойдется в 100 рублей.

На территории обители расположены кафе, ларьки, где продают воду, детская площадка, платный туалет. Здесь есть много киосков, где продаются сувениры, самые популярные из которых – изделия из ярославской майолики – милой, сказочной и веселой.

МОНАСТЫРЬ
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь — старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу реки Которосль близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу.

Точная дата основания Спасо-Преображенского монастыря неизвестна, предположительно это начало XIII века. Никоновская летопись под 1216 годом гласит: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Возникнув как « городовой» княжий монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы.

Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя — князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 году. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев — представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов. На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу.

В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев — Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 годами в Москве по заказу Ивана III и по благословению митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.

Читайте также:  Гатчинская епархия: игумен Фотий и священники, церкви и храмы, монастыри

С утратой Ярославлем самостоятельности, Спасо-Преображенский монастырь встает на сторону Москвы и с тех пор всегда пользуется особенным покровительством великокняжеского, а затем и царского дома. Тесный контакт со светской властью укреплял имущественное и юридическое положение монастыря. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV века. Кроме денежных вкладов они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд ( т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот.

К ХVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход. Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже в Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени », когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности.

В мае 1609 года Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 году здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.

Первоначально во главе братии стоял игумен, затем архимандрит ( время введения архимадритии неизвестно). В ХVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 «бельцов» — светских людей. В 1764 году Спасо-Преображенский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея обширными землями, городскими слободами, мельницами, рыбными ловлями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14 000 крепостных душ.

Располагает Спасо-Преображенский монастырь и величайшими художественными ценностями, являясь важным культурным центром на северо-востоке страны. Еще в начале XIII века здесь существовало первое в этом регионе училище, хранилось уникальное Спасское Евангелие и особо чтимая икона Богоматери « Ярославская Оранта». В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве ». В 1747 году здесь открывается Славяно-Латинская семинария — одна из первых в России. Храмы и ризницы монастыря хранили замечательные иконы, предметы церковной утвари и облачения — уникальные произведения древнерусского искусства, большая часть из которых была вкладной.

В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 году новой святыни — чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней — Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников.

Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 году, после подавления белогвардейского мятежа.

Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Сначала в его стенах был устроен концентрационный лагерь № 1, в котором содержались противники Советской власти. Затем здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-х годов на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. В 1958 открывается областная выставка достижений народного хозяйства. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 года. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора ( 1216 — 1224) и сопредельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим ( 1218 — 1224), расположенные ныне в подклети церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI века, являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.

Смысловой и географический центр Спасо-Преображенского монастыря — Спасо-Преображенский собор. Кроме него, к началу XVI века относятся здания монастырской трапезной, звонницы и Святых ворот — главного входа на территорию монастыря ( последние два со значительными перестройками и добавлениями).

Трапезная ( 1516) построена по «типовому» образцу монастырских трапезных и представляет собой двухъярусное, квадратное в плане здание со сводами, которые опираются на мощный четырехгранный столп, расположенный в центре зала. Конструкция повторяется на обоих этажах.

В основании звонницы XVI века мощная стена, которая завершается двумя арками звона. В 1808 и 1824 годах ее надстраивали А. Мизеров и губернский архитектор П. Я. Паньков, после чего она приобрела современный вид.

Святые ворота — самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI века в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563—1564 годах живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались ворота в XVII, XVIII, XIX веках, в результате чего здание получило дополнительные объемы — дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо. Для всех построек XVI века характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции.

Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е годы XVI столетия. После военных событий начала XVII века возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в первой половине XVII века. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая ( 1623) и Угличская ( 1635) крепостные башни и прясло стены между ними.

Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х годах была разобрана сопредельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII века и на ее месте в 1827—1831 годах возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев ( проект П.Я. Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX века, до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.

Реставрационные работы на территории Спасо-Преображенского монастыря начались с 1920-х годов. Тогда были ликвидированы последствия подавления белогвардейского мятежа и разобрана основная часть поздних пристроек. Основная реставрация проводилась в 1950—1960 годах.

В 2015 году принято окончательное решение о поэтапной передаче Спасо-Преображенского монастыря Ярославской митрополии РПЦ. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник будет постепенно переводиться в расположенные по соседству здания Спасских казарм и Благородного пансиона, в которых в настоящее время располагается Ярославский военный госпиталь.

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Спасо-Преображенский монастырь

Фото и описание

Спасо-Преображенский монастырь – это наиболее старый мужской монастырь в Ярославле. Первый раз он упоминается в летописи 1186 г.

Монастырь был основан на левом берегу Которосли, как раз у переправы, он стоял неподалеку от кремля и играл роль защитного сооружения, защищать подступы к городу с запада. Сначала все постройки и стены монастыря были из дерева, но в первой половине 13 в. ярославским князем Константином здесь был возведен каменный собор и трапезная церковь. Также иждивением князя в монастыре было открыто первое духовное училище на северо-востоке Руси − Григорьевский притвор. В обители находилась богатая библиотека со множеством русских и греческих рукописных книг. Спасский монастырь стал религиозным и культурным центром этого края. Здесь в начале 1790-х гг. Алексей Иванович Мусин-Пушкин, собиратель русских древностей, нашел список шедевра древнерусской литературы “Слова о полку Игореве”.

Дошедший до нашего времени Спасо-Преображенский собор был возведен в 1506-1516 гг. на фундаменте первого собора. Собор пострадал от пожара 1501 г., и его разобрали. Новый храм возводился московскими мастерами, присланными Василием III. Это объясняется тем, что до восхождения на московский престол Василий III княжил в Ярославле. Очертания Спасо-Преображенского собора похожи на формы храмов Кремля в Москве.

С двух сторон собор опоясывается галереей с открытой аркадой, на нее когда-то с запада вело большое крыльцо. Очертания собора строги и просты, практически лишены крашений. Фасады завершаются крупными закомарами. В трех высоких апсидах – узкие окна-бойницы. Венчают собор три главы на высоких световых барабанах, которые окружены кокошниками и опоясаны аркатурно-колончатыми поясами по верху. Подклет собора являлся усыпальницей удельных князей Ярославля; в 17 в. здесь хоронили богатых ярославцев.

К Спасскому собору с юго-восточной стороны примыкает большая церковь Ярославских Чудотворцев, выполненная в стиле ампир и возведенная проекту архитектора П.Я. Панькова в 1827 – 1831 гг. Она полностью перекрывает собой вид с юга на древний соборный храм. Раньше на этом месте стояла Входоиерусалимская церковь, в ее подклете в 1463 г. обрели мощи Святого Благоверного князя Федора и его сыновей Константина и Давида – ярославских Чудотворцев. При пожаре 1501 г. она пострадала не так сильно, как собор, и стояла еще больше ста лет, пока ее не перестроили. В 1617-1619 гг. на ее месте возвели храм Входа Господня в Иерусалим; фрагменты его видны в кладке стен церкви Ярославских Чудотворцев, стоящей на его месте.

Московские князья были благосклонны к обители. Неоднократно монастырь посещал Иван Грозный, с его помощью был расписан Спасский собор, а монастырь постоянно одаривался казной.

В 16 в. на территории монастыря возвели звонницу; изначально она, скорее всего, была столпообразной и была соединена с собором двухъярусной высокой галереей, в нижней ее части находился храм, его апсида и сегодня заметна с восточной стороны. К середине 16 в. звонница была расширена, в ней устроили проезд, а верх был увенчан каменными шатрами. Свой сегодняшний вид звонница получила в 19 в. По проекту П.Я. Панькова ее надстроили третьим ярусом, выполненным в ложноготическом стиле, на него сверху была поставлена небольшая классическая ротонда.

В западной части монастыря находится двухэтажная массивная трапезная с церковью в честь Рождества Христова. Ее построили в 16 в. Центром здания является одностолпная просторная палата с парусными сводами. Ее предназначение – торжественные приемы высоких гостей и трапезы монастырской братии. Своды и стены трапезной украшали росписи.

На востоке здания – трапезная церковь в честь Рождества Христова. Это одноглавый храм, который установлен на высоком подклете. К трапезной палате с запада примыкают покои настоятеля 17 в.

Ограда Спасского монастыря изначально было построена из дерева. В 1516 г. построили первую каменную башню монастырской стены (Святые ворота), которая выходила на берег Которосли. Башня являлась парадным въездом в обитель. Изначально башню опоясывал зубчатый пояс, сохранившийся лишь с южной стороны. В 17 в. веке на башне, кроме дозорной вышки, поставили Введенскую надвратную церковь; в 19 в. ее сильно перестроили.

В 1550-1580 гг. все деревянные стены были заменены на каменные, которые пригодились уже в скором времени. В 1609 г. к городу подошли польско-литовские захватчики. Благодаря выгодному расположению Спасского монастыря и кремля город выдержал 24-дневную осаду и остался непокоренным. В 1612 г. в обители 4 месяца стояли командующие русским ополчением мещанин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. В 1613 г. здесь останавливался Михаил Романов по пути для венчания на царство в Москву.

После Смутного времени монастырь расширил свою территорию; были построены новые стены с башнями. На месте бывшей восточной стены в 1670-1690 гг. был построен келейный корпус − хорошо продуманная жилая постройка: с внутренними лестницами, системой отопления, отдельными выходами для келий. В ограде до наших дней сохранились не все башни. Уцелели Богородицкая, Михайловская, Угличская, Богоявленская башни, Водяные и Святые ворота.

В конце 18 в. монастырь упразднили, как большинство монастырей по России. В его стенах расположилась резиденция ярославских и ростовских архиепископов. Перестройки 19 в. проводились согласно потребностям и вкусам Архиерейского Дома.

В советские времена монастырь закрыли. Во время Ярославского восстания монастырские здания пострадали, в 1920 гг. они были отремонтированы. В последующее время здания обители использовали под жилье, военкомат, учебные заведения. С 1950-х гг. территория монастыря была передана местному историко-архитектурному музею.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле – режим работы 2019 и стоимость билетов, описание и официальный сайт

Спасо-Преображенский монастырь является одним из самых древних мужских монастырей, его история началась во второй половине XII века. К сожалению, строения того времени не сохранились, но дошедший до нас архитектурный ансамбль с сооружениями XVI-XIX веков удивляет своей красотой, величием и стоит того, чтобы его посетить.

В настоящее время Спасо-Преображенский монастырь входит в состав Ярославского музея-заповедника. Его экспозиции расскажут о природе и истории Ярославля, также здесь Вы увидите уникальное собрание икон и сокровищ.

Если повезет с погодой, обязательно поднимитесь на звонницу, с которой открывается великолепная панорама Ярославля, реки Которосль и окрестностей города.

Кроме архитектурных достопримечательностей Ярославля, в обители имеются памятники, построенные в наше время – часовня Казанской иконы Божией Матери, памятник Копейке 1602 года и монумент в честь Дмитрия Пожарского. Здесь Вы увидите и живой символ Ярославля – медведицу Машу.

Режим работы Спасо-Преображенского монастыря в 2019 г. (Ярославский музей-заповедник)

  • В летний период (с мая по сентябрь)
    • Территория монастыря открыта ежедневно с 8:00 до 20:00. По пятницам и субботам время работы продлено до 21:00. Кассы закрываются на полчаса раньше
    • Смотровая площадка открыта ежедневно с 8:00 до 19:30. По пятницам и субботам время работы продлено до 20:30
    • Спасо-Преображенский собор открыт ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 17:45. Среда – выходной день
    • Экспозиция «История Ярославского края XI-XVIII веков» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник – выходной день. Первая среда месяца – санитарный день
    • Экспозиция «Слово о полку Игореве» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник – выходной день. Первая среда месяца – санитарный день
    • Экспозиция «Природа Ярославского края» работает ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10:00 до 17:45. Понедельник и вторник – выходные дни. Первая среда месяца – санитарный день
    • Экспозиция «Сокровища Ярославского края» работает ежедневно, кроме вторника, с 10:00 до 17:45. Вторник – выходной день. Первая среда месяца – санитарный день
    • Экспозиция «Трапеза по-ярославски» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник – выходной день. Первая среда месяца – санитарный день
    • Экспозиция «ЯрмаНка» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник – выходной день. Первая среда месяца – санитарный день
  • В зимний период (с октября по апрель)
    • Территория монастыря открыта ежедневно с 9:00 до 18:00. Кассы работают до 17:30
    • Экспозиции открыты с 10:00 до 17:45. Выходной день – понедельник. Кассы работают до 17:00
    • Спасо-Преображенский собор закрыт
Читайте также:  Десятинный монастырь в Киеве: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Стоимость билетов в Спасо-Преображенский монастырь в 2019 г. (Ярославский музей-заповедник)

  • Вход на территорию монастыря
    • Взрослые – 50 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ – 30 рублей
    • Дети 7-16 лет – бесплатно
  • Смотровая площадка на звоннице
    • Взрослые – 200 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ – 100 рублей
    • Дети 7-16 лет – 100 рублей
  • Спасо-Преображенский собор
    • Взрослые – 80 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ – 40 рублей
    • Дети 7-16 лет – 40 рублей
  • Выставка «Слово о полку Игореве»
    • Взрослые – 80 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ – 40 рублей
    • Дети 7-16 лет – бесплатно
  • Выставка «Природа Ярославского края»
    • Взрослые – 80 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ – 40 рублей
    • Дети 7-16 лет – бесплатно
  • Выставка «Иконы Ярославля XVI — XVIII веков»
    • Взрослые – 70 руб.
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ – 35 рублей
    • Дети 7-16 лет – бесплатно
  • Выставка «История Ярославского края»
    • Взрослые – 100 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ – 50 рублей
    • Дети 7-16 лет – бесплатно
  • Выставка «ЯрмаНка»
    • Взрослые – 70 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ – 35 рублей
    • Дети 7-16 лет – 35 рублей
  • Выставка «Трапеза по-ярославски»
    • Взрослые – 100 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ – 50 рублей
    • Дети 7-16 лет – 50 рублей
  • Выставка «Сокровища Ярославля» с понедельника по пятницу
    • Взрослые – 200 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ – 80 рублей
    • Дети 7-16 лет – 80 рублей
  • Выставка «Сокровища Ярославля» в субботу, воскресенье и праздничные дни
    • Взрослые – 250 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ – 100 рублей
    • Дети 7-16 лет – 100 рублей

Из истории

Обитель была построена в конце XII века на окраине Ярославля, у переправы через реку Которосль и служила защитой города от вражеских нашествий с запада. В то время все монастырские постройки были деревянными. Первым каменным строением стал собор Спаса Преображения, построенный в начале XIII века, еще при правлении Ростовского князя Константина (до отделения Ярославского княжества).

На территории монастыря открылось первое духовное училище, так называемый Григорьевский затвор, в библиотеке которого граф Алексей Мусин-Пушкин обнаружил рукопись поэмы «Слово о полку Игореве» (это общепринятая версия и объяснение самого коллекционера). Вместе с тем, последние исследования показали, что рукопись принадлежала библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, а удачливый собиратель древностей, скорее всего, присвоил ее.

В 1501 году в Ярославле случился пожар, уничтоживший большинство зданий, разрушился и Спасо-Преображенский собор. Через четыре года начинается возведение нового храма, причем для его строительства был использован старый фундамент.

Князья, а затем цари всегда почитали обитель. Особенно любил здесь бывать Иван Грозный. Кроме денег, правители предоставляли Спасо-Преображенскому монастырю различные льготы, например, освобождали его от ряда пошлин, дарили огромные земли, села, деревни и рыболовные промыслы. Период XVI – XVII веков был временем расцвета обители.

В 1608 году Ярославль был осажден польско-литовским войском и только благодаря стойкости обители город не был покорен. Именно у стен монастыря в 1612 году собралось ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, отсюда русское войско отправилось в поход за освобождение Москвы от польских оккупантов.

В связи с проведением церковной реформы в 1778 году монастырь был упразднен. В советское время ансамбль Спасо-Преображенского монастыря вошел в состав Ярославского музея-заповедника.

Спасо-Преображенский монастырь – главные архитектурные и исторические памятники

Спасо-Преображенский собор

Для строительства Спасо-Преображенского собора Государь Всей Руси Василий III прислал в Ярославль московских строителей. Видимо, поэтому облик храма напоминает Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Вместе с тем, существует версия, что строительство проходило под руководством итальянского мастера Ивана Фрязина.

Собор имеет три главки, также он украшен двухъярусными галереями с арками. Большую ценность представляют фрески, созданные во времена Ивана Грозного московскими и ярославскими художниками, а также иконостас, многие иконы которого также относятся к XVI веку.

Трапезная с церковью Рождества Христова

Трапезная – одна из старейших монастырских построек, она была возведена в начале XVI века. Это двухэтажное массивное здание, главной частью которого является просторная палата, в которой происходили торжественные приемы, а также совместные приемы пищи братией. При трапезной была возведена одноглавая церковь в честь Рождества Христова.

Церковь Ярославских Чудотворцев

Вплотную к Спасо-Преображенскому собору построена церковь Ярославских Чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина. В далеком 1218 году здесь была сооружена каменная Входоиерусалимская церковь. Интересно, что это был единственный храм, устоявший в пожаре 1501 года. Но через четыре столетия после его постройки храм был разобран и возведен заново.

Новая церковь была трехглавой, отличалась затейливыми формами и обилием декора. Поверх ее сводов были устроены ярусы кокошников. Однако, в XIX веке церковь вновь разобрали и соорудили заново, причем ее западный фасад выполнен в классическом стиле с колоннадой и двухпролетной лестницей. Обратите внимание на восточную, алтарную часть строения, она построена в духе древнерусской православной традиции с тремя полукруглыми выступами (апсидами) и окнами, украшенными наличниками в виде кокошников.

Звонница с церковью иконы Печерской богоматери

Колокольня является самым высоким зданием обители. Она возводилась в течение трех веков. Сначала (в XVI веке) были построены ярусы звонов, а в XIX веке соорудили часовую башню-ротонду со смотровой площадкой в виде беседки.

Звезды, украшающие звонницу, часто называют «ежиками», «репейниками» и «солнышком». Именно благодаря им, это строение является прекрасным ориентиром для определения центра города.

Интересна история часов на Звоннице. Согласно легенде, обитель приобрела их в Москве, они были сняты со Спасской башни Московского Кремля, а затем в 1624 году установлены на башне Святых ворот. Через два столетия, в 1824 году, они заняли новое место – на звоннице.

Монастырские стены, башни и ворота

Первоначально стены и башни обители были деревянными. Одновременно со строительством каменного собора в 1516 году на берегу Которосли была сооружена и башня со Святыми воротами. Во второй половине XVI века все монастырские стены из дерева были заменены на каменные, что оказалось очень своевременным.

На Святых воротах возвышалась дозорная вышка с набатным колоколом, извещавшим о приближении неприятеля. С нее хорошо просматривалась переправа через Которосль, откуда, как правило, и ждали врага. Позже была сооружена Введенская церковь.

По углам монастырской стены расположились Богородицкая и Угличская, Михайловская и Богоявленская (Юго-Западная) башни, также сохранились Водяные, Северные и Восточные ворота.

Как известно, Казанский и Кирилло-Афанасьевский монастырь переданы Русской Православной церкви. Ярославская метрополия просит передать Спасо-Преображенский монастырь также в ведение Русской Православной церкви. Однако, пока власти города и Ярославская епархия договорились лишь о проведении в Спасо-Преображенском соборе служб в дни православных праздников.

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь

История любого древнего города – это отражение наиболее значимых для горожан событий: нападений и пожаров, смены череды правителей, возведения культовых сооружений. Эти вехи истории позволяют нам хотя бы в небольшой степени понять, чем жили, чем дышали наши прародители и “кто есмь мы”. В этом смысле история Спасо-Преображенского мужского монастыря также тесно переплетена и с историей города, и с историей Государства Российского. Давайте попробуем хотя бы бегло перелистать эти страницы. Это особенно интересно еще и потому, что многие строения Спасо-Преображенского монастыря дожили до новейшего времени, подарили исследователям уникальные находки и до сих пор не раскрыли всех своих тайн.

История основания Спасо-Преображенского монастыря

Монастырь Спаса Преображения был основан во последней половине XII века с целью защиты западных подступов к Рубленому городу. Как и все строения того времени сначала он был деревянным. Но уже в 1216 году князь Ростова Великого Константин повелел выстроить первое здание монастыря из камня – собор под названием Спасо-Преображенский.
Князь Константин – библиофил, книголюб – основал в монастыре духовное училище. Благодаря стараниям князя монастырь имел богатейшее для тех времен собрание рукописных книг на греческом и русском языках.
Следующей монастырской постройкой была небольшая Входоиерусалимская церковь (1218-1224 гг.). Её строительство предание связывает с образованием отдельного Ярославского княжества. К сожалению, эта церковь в первозданном виде не дошла до наших дней.
В 1238 году Ярославль со всеми монастырями и храмами был в значительной степени разрушен и сожжен Ордой. Горожане неоднократно поднимали восстания. Жизнь в городе не замирала даже во времена татаро-монгольского ига. Монастырские власти, будучи духовниками ярославских князей, обладали большим влиянием на них, укреплялись и богатели вместе с Ярославским княжеством. Монастырь владел большим количеством земель, городских посадов (около трехсот дворов). Подклет (нижний этаж здания, как правило, нежилой, имеющий хозяйственное значение) Спасского собора был местом упокоения всех князей Ярославля: Федора Черного, его сыновей Давида и Константина, причисленных впоследствии к лику святых, Василия Грозны Очи, последнего ярославского князя Александра. А “последнего”, потому что в конце XV века Ярославское княжество было объединено с Московским. Это произошло, скорее всего, из-за усиления роли Ярославля, грозящего составить конкуренцию московским правителям.
В начале XVI века сильнейший пожар (не первый и не последний) нанес монастырю неизмеримый ущерб. Сильно пострадал Спасский собор, и его волей-неволей пришлось снести. На уцелевшем фундаменте и было возведено в 1506-1516 гг. каменное здание нового собора. Именно в этом виде он и дошел до нас. Князь Московии Василий III прислал в Ярославль своих зодчих, которые возводили храм по образцу Московского кремля.
Храм стоит на высоком стройном подклете, его свод имеет опорой 4 столпа. Венцом храму служат три массивных купола. Храмовые фасады имеют скромные без украшений закомары (полукруглые или полукруглые с заострением завершения участков стен-прясел). Северо-западную сторону собора опоясывает галерея. С восточной стороны фасады также просты и аскетичны. В них прорезаны узкие бойницы. Строгий, функциональный и вознесенный вверх облик собора в полной мере отвечает древнерусским традициям храмового зодчества.
Росписью собора занимались в период 1506-1516 гг. ярославцы Дементий и Афанасий и зодчие из Москвы Леонтьевым Ларионом и (предположительно) отцом и сыном Никитиными.
В шестнадцатом же веке в восточной части монастыря была воздвигнута звонница, в нижнем этаже которой располагалась церковь Богоматери Печерской. Двухъярусной галереей звонница была соединена со Спасским собором. Через нее был устроен проезд на внутренний двор монастыря.
С западной стороны в это же время выросла трапезная с пристроенной к ней скромной церковью Рождества Христова. Церковь предназначалась для внутренних служб самих монахов. А трапезная была красивейшим залом Ярославля, в котором принимали гостей высшего ранга.
А высокие гости посещением монастыря не брезговали. Иван Грозный бывал тут не единожды. И всякое высокое посещение приносило монастырской братии немалые денежные вливания, и привилегии.
В 1516 году вместе с собором была поставлена и первая воротная башня из камня – Святые ворота. Они смотрели на реку Которосль и предназначались для торжественного въезда в монастырь. Ворота башни устроены были с захабом (предвратным глухим обстреливаемым пространством) и представляли серьезное препятствие для проникновения врага. Высокие стены захаба возвышались над речной переправой и контролировали дорогу к Рубленому городу. Для того времени Спасо-Преображенский монастырь был мощнейшей крепостью, хорошо послужившей Московскому государству в Смутные времена при осаде польско-литовскими войсками. 21 один день осаждали враги крепость, но захватить ее им так и не удалось.
В 1612 году в монастыре размещались командиры русского войска ополченцев Минин и Пожарский, здесь заседал временный “Совет всея земли”, от монастырских стен отправилось русское ополчение на борьбу с польскими захватчиками.
Весной 1613 года по дороге из Костромы в Москву для “венчания на царство” в Спасском монастыре останавливался первый из Романовых – Михаил. Он не забыл доброго приема и духовного благословения на царство и всегда благоволил монастырю.
После военных баталий Смутного времени укрепления монастыря сильно пострадали и требовали восстановления. Монастырские власти, воспользовавшись добрым отношением нового царя, восстановили все былые привилегии и развернули активное строительство.
В первую очередь стали перестраивать западную и южную стены монастыря. Новые стены были и толще (до 3 м), и выше (до 10,7 м) прежних. На внутренней стороне стен были устроены боевые ходы, а с внешней стороны под стенами был глубокий, заполненный водой, ров.
XVII век был для монастыря временем расцвета, временем самого активного строительства. Кроме крепостных стен были построены 6 башен в изломах стен и по углам. Угличская (проездная) и Богородицкая (глухая, с потайным ходом) башни сохранились до наших времен. Михайловская башня (тоже проездная), как и Угличская были возведены на посадской территории, но позже присоединены к монастырским землям.
Были построены также Водяные ворота. Они предназначались, так сказать, для “бытовых нужд”: через них монахи ездили на Которосль за водой.
Надо сказать, после XVI века история щадила монастырь, и грозные укрепления ему больше не понадобились.
В середине XVIII века (1747 г.) на территории Спасо-Преображенского монастыря открывают духовную академию. Она просуществовала 30 лет. В 1787 г. Царица Екатерина возвращает Ярославлю статус губернского города и центра Епархии. В губернии полагалось быть архиерею, и указом той же Екатерины мужской монастырь был ликвидирован и превращен в Архиерейские палаты. В то же время известный библиофил-исследователь Мусин-Пушкин выкупил у последнего из настоятелей монастыря Иоиля бесценное собрание рукописных манускриптов, где и нашел потом сокровище русской письменности XVII века – “Слово о полку Игореве”.
В XIX веке “реставрация” Спасо-Преображенского монастыря продолжалась. В 1820 году была демонтирована изящная церковь Входа Господня. На ее месте воздвигли монументальный храм Ярославских Чудотворцев. Его огромный, состоящий из полусферы купол и шестиколонный портик частично прикрыли собор. Всеми перестройками руководил губернский архитектор П.Я. Паньков. По его же проекту были перестроены звонница, южные стены монастыря, Святые ворота, церковь Рождества Христова. Сейчас трудно судить, насколько его творения украсили город. Бесконечно жаль лишь, что мы навсегда утратили многие ценнейшие архитектурные памятники царства Московского.

Читайте также:  Христо-Рождественский собор в Липецке: адрес и описание, история, мощи и святыни

О том, как обошелся со Спасо-Преображенским монастырем неласковый XX век, не будем даже упоминать. Те события достаточно свежи в нашей памяти.
Сегодня на территории бывшего монастыря разместился историко-архитектурный заповедник и ведутся перманентные реставрационные работы.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь был основан более 800 лет назад. Со временем обитель стала православным и культурным центром края, играла важную роль в политической жизни и участвовала в некоторых событиях, повлиявших на историю страны.

Сегодня бывший монастырь популярный туристический объект с уникальными памятниками русской архитектуры, интересными экспозициями старинных книг, икон, православных реликвий. Фото и краткое описание монастырского комплекса размещены во всех туристических материалах, посвященных основным российским достопримечательностям.

Где находится Спасо-Преображенский монастырь

Монастырь находится в Кировском районе г. Ярославля.

Адрес: Богоявленская площадь, 25, Ярославль, Россия.

Как добраться:

  • От железнодорожного вокзала троллейбусом № 1 до пл. Волкова, № 6 до пл. Богоявленской.
  • От автовокзала троллейбусом № 5 или 9 до пл. Богоявленской.

История Спасо-Преображенского монастыря

Историки не знают точной даты, когда была основана монастырская община. Самые ранние упоминания в летописях относятся к 1186 и 1216 годам. Обитель была построена как защитное сооружение для обороны кремля. Первые монастырские постройки возводились из дерева.

Община пользовалась поддержкой князя Константина – правителя Ростова, именно по его распоряжению в 20-х годах XIII столетия возвели Спасо-Преображенский собор. В монастырской библиотеке хранилось множество рукописных книг. Обитель была не только православным центром края, но и культурным.

XIV – XV столетия

Руководители монастырской общины имели большое влияние на политическую жизнь города, так как являлись духовниками князей, которые к ним прислушивались.

Местом захоронения ярославских правителей служил подклет Спасо-Преображенского собора, по данным Википедии, последнее погребение датируется 1471 годом. Некоторые из похороненных князей, позже были объявлены святыми – князья Федор, Давид и Константин. Их мощи стали святынями.

XVI столетие

В 1501 году очередной пожар нанес монастырской общине существенный ущерб.

Спасо-Преображенский собор снесли и на его месте за 10 лет возвели новый храм из камня. Большую поддержку монастырю оказывал Василий III. Московский правитель прислал зодчих, которые построили храм, взяв за образец московские кремлевские соборы. На сегодняшний день Спасо-Преображенский собор самое древнее сооружение в Ярославле. Сохранилось не только здание, но и роспись внутренних помещений. В России есть только два храма, в которых сохранился полный цикл настенной росписи XVI столетия. Один из них в Спасо-Преображенском соборе.

Звонницу построили на монастырской площади. Нижний ярус сооружения занимала церковь. В ней имелся необычный иконостас, святые были изображены на поверхности стены. Звонница соединялась с собором двух ярусной галереей.

Святые ворота служили главным въездом на территорию и обзорной вышкой, дата их строительства – 1516 год. Ворота имели дополнительное укрепление, не позволяющее неприятелю попасть в обитель, при подобной попытке враг был бы обстрелян с нескольких сторон.

Трапезная палата с примыкающей к ней церковью были построены в начале XVI столетия. В помещении был большой зал, где монахи принимали пищу. Зал украшали богатые росписи. Важных посетителей принимали в этом зале. Для своего времени здание было довольно благоустроенным. Здесь была кухня с очагом, который использовался для обогрева верхнего зала. Для доставки блюд с нижнего этажа на верхний были оборудованы специальные люки. На нижнем этаже размещались пекарня, кладовки, квасоварня.

В период с 1550 по 1580 годы старые стены из дерева заменили крепкими каменными укреплениями.

Монастырь имел очень высоких покровителей. На пожертвования монархи не скупились. Кроме крупных денежных сумм, монастырю были дарованы льготы и привилегии, он был освобожден от ряда налогов.

В годы правления Ивана Грозного обитель получила более 240 деревень, места для ловли рыбы и солеварни, а также судебный иммунитет. Монастырь был крупным землевладельцем, его собственность находилась не только в районе Ярославля, но и за его пределами.

Смутные времена

В начале XVII столетия монастырь был защищен каменными стенами и являлся одним из самых сильных фортификационных сооружений на Волге. На его территории располагался военный гарнизон, здесь на сохранение оставляли царскую казну.

В Смутные времена монастырские стены прошли испытание. Весной 1609 года город находился в осаде польско-литовских войск. Была захвачена часть Ярославля, но укрепленный монастырь устоял, несмотря на трехнедельную осаду.

Через 3 года именно территория монастыря стала местом сбора русского ополчения, возглавляли которое Минин и Пожарский.

Стела «Клятва князя Пожарского»

В 1613 году будущий царь Михаил Романов останавливался в Спасском монастыре по пути в Москву. Именно отсюда была отправлена грамота, в которой Михаил Романов извещал Земский Собор о своем согласии принять московский престол.

От нового царя руководство монастыря получило подтверждение, что все прежние привилегии сохраняются, обитель освобождается от налогов. Для монастыря наступали удачные времена.

XVII столетие

При осаде пострадали крепостные стены. Обитель увеличивает территорию, возводятся более высокие и широкие стены. Высота новых укреплений от 7 до 10 метров, ширина почти 3 метра, длина более 800 метров. Стены были оборудованы дополнительными оборонными укреплениями, такими как машикули, зубцы, бойницы.

С восточной стороны монастыря, за старой стеной проходил незастроенный проулок, этот участок земли принадлежал городу. Сразу за проулком, параллельно монастырской стене, располагался земляной вал. На нем стояли две башни – Угличская и Михайловская, через них был проход в посад. От Угличской башни шел тракт на Углич.

Монастырь обратился к царю с просьбой присоединить эту территорию с башнями к монастырю. Тогда обе башни входили бы в монастырские укрепления, а вместо вала монахи обещали построить стену. Еще один аргумент – близость к монастырю деревянных стен посада, что при пожаре могло угрожать всем монастырским постройкам. Жителям обители также не нравилось, что любой, кто забирался на вал, мог видеть все, что происходит на территории монастыря.

Участок был небольшой, построек на нем не было, но посад отказался передать его монастырю. Основная причина – между посадом и монастырем в XVII веке сложились напряженные отношения. Обитель была на особом, привилегированном положении, кроме того монастырь обладал обширными землями и денежными средствами. Руководство обители пыталось влиять на город и вмешивалось в посадские дела. Интересы двух сторон часто сталкивались, между ними возникали конфликты. Борьба за участок – это был принципиальный вопрос. Иногда споры заканчивались драками между горожанами и монахами. В конце концов, спор решил царь, который распорядился передать участок монастырю.

В XVII веке были построены храм Входа Господня, покои настоятеля, жилой корпус.

В 1648 году по распоряжению царя все городские постройки, которыми владел монастырь, перешли в собственность города.

Страшный пожар 1658 года нанес огромный урон Ярославлю. Огнем были уничтожены почти 30 церквей, 1500 жилых домов, торговые ряды. Монастырь тоже пострадал.

XVIII столетие

Духовная семинария бала открыта в 1747 году. Это было одно из первых в России духовных учебных заведений. Через три десятка лет здесь проходили обучение триста воспитанников.

Екатерина II в 1787 году упразднила монастырь. Образовывается новая административно-территориальная единица – Ярославская губерния, центром которой становится Ярославль. Православное руководство – ростовская епархия. Монастырь стал Архиерейским домом.

А. Мусин-Пушкин, в конце XVIII столетия купил у настоятеля личную библиотеку. Среди книг было обнаружено «Слово о полку Игореве».

XIX столетие

Несмотря на то, что монастырь получил новый статус, поклониться хранящимся здесь святыням приезжало большое количество паломников. Сооружения на территории перестраивались с учетом произошедших изменений.

В 20-х годах разобрали Входоиерусалимскую церковь и на ее месте возвели храм Чудотворцев, который вмещал большее количество верующих. Тогда же переделали южную стену. Вместо укрепленных башен появились декоративные сооружения.

Церковь Рождества Христова переосвятили в Воскресенскую. Здание перестроили и заменили кровлю.

Советское время

После подавления восстания белогвардейцев в 1918 году Архиерейский дом закрыли. Монастырь передали Госкомхозу. Часть ценностей разграбили. На территории были открыты реставрационные мастерские. В некоторых помещениях содержали политических заключенных. В 20-х годах провели частичную реставрацию некоторых помещений.

Часть монастырских построек использовали как музеи, в других размещались общежития, мастерские, различные учреждения и даже спортивное общество.

В 50-х годах в бывшем монастыре находилась сельскохозяйственная школа, редакция газеты и жилье для горожан. Новое развитие монастырский комплекс получил после того, как был передан управлению главного городского архитектора, а после поставлен на баланс реставрационной мастерской. Провели реставрацию зданий, благоустроили территорию и в 1958 году открыли выставку народных достижений. Через год выставка закрылась. В монастырском комплексе разместили городской музей-заповедник.

Монастырь сегодня

Древняя обитель входит в Ярославский музей-заповедник, посещение которого включено в туристический маршрут «Золотое кольцо». Древние постройки бывшей обители внесены в списки ЮНЕСКО.

Что посмотреть на территории

  • Спасо-Преображенский собор XVI века. Сохранившиеся фрески одни из самых древних в России, также до наших дней сохранились некоторые иконы, написанные для иконостаса собора 500 лет назад.
  • Святые ворота, построенные в XVI столетии, которые были входом на территорию монастыря и вышкой для обзора.
  • Комплекс, состоящий из трапезной палаты, церкви и корпуса настоятеля – все постройки XVI –XVII веков.
  • Музейные экспозиции располагаются в нескольких зданиях. Есть постоянные экспозиции и временные. На выставке древнерусской живописи посетители знакомятся с иконами ярославских мастеров XVI –XVII веков.

Интересна экспозиция «Сокровища Ярославля», здесь выставлены ценности из других монастырей и храмов Ярославля. Среди экспонатов: старинные вышивки, церковная одежда, книги, предметы православного культа. Есть музей, где можно узнать все подробности о летописи «Слово о полку Игореве». По отзывам туристов, путешествие в Ярославль и посещение монастырского комплекса позволяет лучше узнать историю России.

Часы работы

С октября по апрель территория монастыря открыта с 09.00 – 18.00, музейные экспозиции с 10.00 – 17.45.

С мая по сентябрь территорию можно посетить с 08.00 – 20.00, экспозиции с 10.00 – 17.45.

Территория монастыря открыта ежедневно. В музеях выходной – понедельник.

Спасо-Преображенский собор открыт для посещений только в летний период.

Цены на билеты

  • Единый билет, по которому можно посетить все экспозиции музея – 500 руб.
  • Льготный для студентов, пенсионеров — 250 руб.
  • Единый билет действителен 3 дня.
  • Вход на территорию – 30 руб.

Что посмотреть рядом

  • Музей занимательных наук Эйнштейна расположен в 500 м от монастыря. Основная задача центра – обучение в игровой форме. Интерактивные экспонаты музея объясняют основные законы физики, химии. В музее проводятся развлекательные программы для детей с аниматорами.
  • Церковь Иоанна Предтечи построена в XVII столетии, находится в 700 м от монастырского комплекса. Изображение этого храма знают все россияне, оно изображено на купюре 1000 рублей, выпущенной в 1997 году. Рекомендуется к посещению всем любителям архитектуры.
  • Художественный музей имеет в своих фондах 73 000 экспонатов, среди которых иконы, деревянные скульптуры, предметы православного культа, картины, графика, фарфоровые и стеклянные изделия и многое другое. Находится музей на расстоянии 900 м от музея-заповедника.

Ежегодно Спасо-Преображенский монастырь посещают сотни тысяч российских и иностранных туристов. Здесь можно посетить древние храмы, увидеть старинные иконы и книги. В музее, кроме постоянных экспозиций, проводят временные выставки, концерты, фестивали.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru – поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru – поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru – самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру – туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

Ссылка на основную публикацию