Спасо-Вифанский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Спасо-Вифанский монастырь

Сергиев посад – небольшой подмосковный город, хорошо известный своими святыми православными монастырями, храмами и скитами. Конечно, центром всех этих религиозных мест является Троице-Сергиев монастырь. Но не менее интересны и другие монастырские комплексы, существующие на этих землях. Множество верующих и туристов посещают Гефсиманско-Черниговскую и Спасо-Вифанскую обители. Эти подворья Троицкой Лавры сегодня являются мужскими действующими монастырями.

Спасо-Вифанский монастырь

Спасо-Вифанская обитель у своих истоков также существовала в качестве скита, основанного одним из ярчайших православных деятелей конца 18 – начала 19 столетий Митрополитом Платоном (в миру – П.Г.Левшин).

Митрополит Платон и основание обители

Послужной список Платона весьма широк и разнообразен. Он был ректором Сергиевой семинарии, придворным проповедником Екатерины Второй и обучал Закону Божьему наследника Павла Первого. Состоял он в членах Святейшего Синода и руководил Славяно-латинской академией, изучал французских энциклопедистов и общался с представителями Англиканской церкви, боролся за утверждение единоверия в России. Именно Платон короновал российских императоров – Павла Первого, а позже и Александра Первого.

Митрополит Платон

Одним из деяний Платона, которое осталось потомкам на века, было создание в 80-х гг. 18 столетия Спасо-Вифанского скита. В месте, называемом Корбухой, находящимся примерно в четырех километрах от Сергиевой Лавры, в течение четырех лет создавалась новая пустынь. Она получила свое название в честь Палестинской Вифании – того самого места, где воскрес праведный Лазарь.

Спасо-Преображенский собор монастыря

Архитектурно монастырский комплекс был вытянут с запада на восток, а созданием монастырского ансамбля занимались известные московские зодчие Н.Одоевцев и В.Яковлев.

Постепенно на монастырских землях появилось сооружение Спасо-Преображенского храма и несколько братских корпусов, митрополичий дом с домовой Духовской церковью, кельи для гостей и монастырский некрополь. Были сооружены и хозяйственные строения с конюшнями и каретным сараем.

Ансамбль Спасо-Вифанской обители в начале 20 столетия

Весь архитектурный ансамбль был сгруппирован внутри каменной ограды, по центру которой находились Святые врата. Надвратная Колокольня над Святыми вратами очень украшала новосозданный монастырский комплекс.

По окончании строительства в Спасо-Вифанскую обитель был перенесен деревянный гроб Сергия Радонежского из Троицкой Лавры.

Вифанская семинария

Указы о создании Вифанского монастыря и, созданной при нем Вифанской семинарии, подписал Павел Первый, посетивший пустынь в конце 90-х гг. А уже в начале 19 столетия на территории обители строится специальный учебный семинарский корпус. Он был двухэтажным, П-образным (ведь императора звали Павел!), имел 4 башенки и находился на берегу прекрасного Вифанского пруда.

Вифанская семинария на берегу Вифанского пруда. 19 век

Юные семинаристы, поступающие во вновь открытую семинарию, могли обучаться, как бы сейчас сказали, на любом из трех имеющихся «факультетов», которые были довольно классическими: богословский, грамматико-риторический и философский. Основатель семинарии держал под личным контролем и жилищные условия семинаристов, и систему их обучения.

Какие же предметы изучались в этом учебном заведении в тот период? У семинаристов было основательно поставлено обучение словесности, всеобщей истории и археологии, философии и богословия, математики и физики. Конечно же, студенты изучали и языки – из древних греческий и латынь, из современных – немецкий с французским. Причем, все философско-богословские диспуты, в которых студенты обязаны были участвовать, проходили на латинском языке.

Графиня А.Орлова-Чесменская преподнесла в подарок новой семинарии замечательный орган, что обеспечило студентам получение и определенного музыкального образования. Из числа семинаристов создавались оркестры, для руководства которыми нанимались профессиональные капельмейстеры. Многие студенты занимались пением и декламацией стихов.

Главный семинарский корпус. 19 век

Надо иметь в виду, что учащиеся Вифанской семинарии находились на полном пансионе, т.е. их содержание финансировалось из государственной казны. Это накладывало определенный отпечаток на состав студенчества – принимались и оставались в обучении только старательные и одаренные ученики. Неуспевающие в учебе переводились в другие семинарские училища. Набор новых семинаристов происходил каждый второй год.

В конце трагичного для России 1812 года в любимой им Русской Вифании Платон скончался. Отпевание митрополита проходило в созданном им Преображенском соборе.

Место захоронения Митрополита Платона

После Платона монастырь существовал, в основном, как ученическая Вифанская семинарская обитель, в которой к середине 19 века обучалось около 400 студентов. С середины 19 века среди студентов были даже сербские, черногорские и болгарские семинаристы. Количество же непосредственно монастырских иноков было очень небольшим – от 8 до 40 человек.

Все возрастающее число обучающихся приводило к необходимости создания новых строений и расширения старых. В первой половине 19 века перестраивается Преображенский храм и строится новая пятиглавая Тихвинская церковь, возводятся казначейский и новые братские корпуса, восстанавливается домовая церковь и покои Платона.

Тихвинская церковь обители. Нач.20 в.

Ученический корпус расширяется, перестраиваясь в традициях классицизма. Возводятся столовый и больничный корпуса, баня и отдельный блок для преподавателей, имеющих семьи. К концу 19 века при набиравшем популярность монастыре уже имелась трехэтажная гостиница, кирпичный завод и около 40 десятин земли.

Здание Вифанской семинарии в конце 19 века

Однако, введенное при Платоне казенное финансирование постепенно было вытеснено все возрастающим количеством пансионеров – учащихся с платным содержанием. Постепенно шло ухудшение материального положения училища, ставшего во второй половине 19 века духовной школой для малообеспеченных семинаристов. Этим выпускникам дорога была только в сельские глубинные приходы.

Молодые семинаристы Вифании участвовали в революционных событиях первой русской революции, присутствовали на нелегальном общесеминарском российском съезде 1906 года. После этого съезда несколько учащихся было отчислено, что вызвало новую волну протеста, приведшую уже к массовому увольнению наиболее деятельных семинаристов.

Последний набор в Вифанскую семинарию проходил в 1917 году. Из-за революционных октябрьских событий занятия отменили до февраля 1918 г., но им уже не суждено было начаться.

Постреволюционная судьба обители

После утверждения советской власти, участь Спасо-Вифанского монастыря была аналогична участи других религиозных учреждений. Обитель была упразднена, а монахи могли проживать и трудиться в созданной сельхозартели, которую, правда, через несколько лет также упразднили.

Частично в монастырских сооружениях был размещен детский дом, а в митрополичьем доме хранились экспонаты городского исторического музея. В начале 30-х гг.20 века бывшая Русская Вифания стала советским Птицеградом – на монастырских землях создается птицекомбинат. Преображенский храм, дом Платона, сооружение Святых врат с Колокольней и всей оградой, и даже монастырский некрополь были разобраны на стройматериалы или для освобождения места под комбинатские нужды.

Тихвинский храм в советский период

В обезглавленном Тихвинском храме вначале был оборудован инкубатор, а позднее – кинозал с танцплощадкой. Семинарский корпус занял кожвендиспансер. От процветающего еще совсем недавно монастырского комплекса практически ничего не осталось.

Монастырская гостиница в начале 21 столетия

Возрождение религиозных святыней в контексте общего возрождения России началось в 90-х гг. 20 столетия. Разоренная Спасо-Вифанская обитель была возвращена под управление Сергиевой Лавры только к концу 90-х, тогда и началось ее сложнейшее восстановление, которое заключалось в воссоздании разрушенных и в ремонте чудом уцелевших строений. Реставрация в монастыре продолжается до сих пор.

Спасо-Вифанские Монастырские строения в 2007 году

Что посмотреть в Спасо-Вифанском монастыре сегодня

Попасть на территорию монастыря, вновь обнесенную каменной оградой, сегодня можно через заново построенные Святые ворота, также как в 19 веке увенчанные прекрасной Колокольней. Выполненная в старорусском стиле Колокольня и сегодня – истинное украшение архитектурного монастырского комплекса.

Колокольня над Святыми вратами

Не забудьте обратить внимание на Памятник основателю Спасо-Вифанского монастыря митрополиту Платону, который с 2012 года находится около Святых ворот перед монастырской оградой.

Памятник Митрополиту Платону у входа в монастырь

По центру монастырской территории можно увидеть вновь построенный овальный Спасо-Преображенский храм. Это небольшое сооружение повторяет храм, построенный при митрополите Платоне, и также состоит из двух престолов – верхнего и нижнего.

Спасо-Преображенский храм – русская Вифания

Нижний престол – это как бы пещера, образованная в горе Фавор (сооруженная в алтарной части), в которой и состоялось чудодейственное Воскрешение Лазаря в четвертый день от его смерти. Именно так престол и называется.

Нижний престол Спасо-Преображенского храма

Верхний же престол назван в честь Преображения Господня. Символичность данной очень неординарной архитектуры в единстве праведного воскресения и последующего за ним преображения.

Верхний престол Преображения Господня

Все задуманное и осуществленное Платоном в конце 18 века вновь воссоздано. Престолы соединены мраморной стеной, имитирующей гору и поэтому декорированную изображением цветов, растений и животных. Такое необычное решение престольно-алтарного сооружения, пожалуй, единственное в своем роде.

В Спасо-Преображенском храме во второй половине 19 столетия (литография)

По большей части восстановлена и домовая Духовская церковь и в ней уже идут службы. Полным ходом идут работы и по восстановлению дома Митрополита Платона.

Покои Митрополита Платона в 19 веке

Намереваясь посетить эту обитель, не забывайте, что это не музей, а действующий монастырь, жизнь которого подчинена своим правилам. Поэтому одежда и поведение посещающих подобные места должна соответствовать случаю.

А вход на монастырскую территорию возможен в любой день с раннего утра до позднего вечера. При желании можно попасть на утреннюю или вечернюю службу, которые проводятся в 5.30, в 6.30 и в 16.40.

Праздничное богослужение в Спасо-Преображенском храме

По воскресеньям работает воскресная школа. А еще здесь можно угоститься монастырской выпечкой и вином собственного производства.

Как добраться до Спасо-Вифанского монастыря

Вариант первый: на машине

Конечно, посещать подобные места, находящиеся в некотором удалении от городского центра, удобнее все-таки на собственном автомобиле.

Если ехать от Гефсиманского Черниговского скита, то от него нужно уйти направо вдоль длинной каменной ограды до улицы Весенней, на которой повернуть налево до первого поворота направо на Солнечную улицу. Солнечная улица упрется в проспект Мира – в этом месте надо повернуть опять направо. Следующий поворот делаем налево на Птицеградскую улицу, которая плавно перейдет в улицу Маслиева. После Мемориала Великой Отечественной войне (слева по ходу движения) смотрите внимательно – скоро перед вами предстанут строения Спасо-Вифанской обители. Весь путь займет порядка 15 минут.

Спасо-Вифанская обитель – Святые врата

Можно доехать к монастырю и от Сергиевой Лавры, вернее, от находящийся около нее Красногорской площади. Мимо Памятника Ленина по прямой – на улицу К.Маркса. В конце улицы резкий поворот направо на улицу Вифанскую. По Вифанской, никуда не сворачивая, нужно проехать до той же Птицеградской улицы, где вскоре после Мемориала Великой Отечественной войне появился нужный нам монастырь. Времени на дорогу уйдет около 20 минут.

Вариант второй – общественный транспорт

Общественным транспортом добираться в монастырь не очень удобно, хотя автобусы и маршрутные такси туда ходят. Вернее, автобусы ходят до остановки «Птицеградская», где от супермаркета Магнит пешком до монастыря можно дойти за 5-6 минут. Правда, время в пути вырастет до 40-50 минут. Добраться к Спасо-Вифанскому монастырю можно и на такси, что значительно быстрее, но и настолько же дороже.

Вариант третий – пешеходный

Для любителей пеших путешествий можно, конечно, дойти до вожделенной обители и пешком. От Красногорской площади это можно сделать часа за полтора, а от Черниговского скита всего-то за полчаса по маршруту, предложенному для автотуристов. Но здесь надо иметь в виду, что еще предстоит обратный путь, который поможет преодолеть общественный транспорт.

Спасо-Вифанский монастырь

Фото и описание

Если проехать четыре километра к востоку от Троице-Сергиевой лавры, на самой окраине Сергиева Посада Вы найдёте Спасо-Вифанский монастырь. Он был организован архиепископом и настоятелем Троицкого монастыря Платоном в 1783 году. Первоначально, подобно лавре, здесь была пустынь для монахов, желающих уединиться и усопшей лаврской братии. Название сей монастырь получил в честь города Вифания, где некогда Иисус Христос оживил Лазаря, чтобы дать людям веру в то, что он сын Божий, пришедший на землю.

В течение четырёх лет велось строительство прямоугольного в плане монастыря, тянущегося с востока на запад. Проспект, соединяющий святые врата на востоке с хозяйственными на западе, ведёт к главному храму обители — Спасо-Преображенскому собору с двумя братскими корпусами по сторонам. Ещё два таких корпуса расположились возле парадных ворот. Платон выбрал для своих покоев южную сторону монастыря и поставил рядом домовую церковь, а северную часть отдал кельям для гостей. Жилые корпуса задуманы с каменным нижним этажом и деревянным верхним. Братское кладбище заняло всю восточную половину монастыря, а также здесь располагался конный двор. Ограда, ограничившая территорию Спасо-Вифанской обители, была невысокой со столь же низкими башенками в углах. Проект этот неотлучно курировал сам архиепископ Платон. Он старался вникнуть во все сложности, возникающие при строительстве. Архитектором был выбран В.С. Яковлев вместе с Н.М. Одоевцевым и лаврским мастером С. Болдыревым. В год окончания строительства (1787) архимандрит Платон возведён в сан митрополита.

Овальный Спасо-Преображенский собор имел двухъярусный алтарь, выполненный в виде горы Фавор. У подножия её в пещере устроен престол нижнего храма, а на вершине — престол верхнего храма. Евангельская гора будто устлана мхом и украшена фигурами животных и цветами. Собор с 1786 года был хранителем мощей Преподобного Сергия Радонежского. Гроб со святыней помещался в нижнем храме.

Екатерина II очень благоволила митрополиту Платону и сожалела, когда священник подал прошение об увольнении от епархии. С 1792 года Платон поселился в созданной им обители и лишь изредка выезжал в Москву. После посещения Вифанского монастыря императором Павлом в 1797 году, в Вифании была учреждена Духовная семинария, а сам монастырь приобрёл статус второклассного. Для семинарии построили отдельное здание, и в 1800 году в день Преображения Господня состоялось торжественное его открытие. Митрополит Платон с удовольствием погрузился в педагогическую деятельность. Скончался священник в своём монастыре в ноябре 1812 года после бегства французов из Москвы и здесь же был погребён.

Читайте также:  Спасо-Елеазаровский монастырь: история и адрес, настоятельница и игуменья, описание, святыни

В XIX веке Спасо-Вифанская обитель растёт и развивается. Расширяется Духовная семинария, увеличиваются братские корпуса. В 1860 году вблизи покоев Платона начинается строительство большой пятиглавой двухэтажной Духовской церкви с пятью престолами. В 1876 году над обновлёнными Святыми воротами появляется колокольня в духе церкви Сошествия Святого Духа. Обе новые постройки были выше Спасо-Преображенского собора. В связи с расширением братского кладбища, пришлось отнести и ограду на 12 саженей.

Наступление советской власти на время погасило жизнь в Спасо-Вифанском монастыре. До 1925 года монастырь именовался сельхозартелью, но это его не спасло. Сначала здания были отданы детскому дому, а с 1930 года земли монастыря стали именоваться Птицеградом из-за размещения здесь птицекомбината. Внешний облик обители тоже стал меняться. Постройки последовательно разбирались. Исчез Преображенский собор, Святые врата вместе с колокольней. Духовская церковь потеряла свои главы. Лишь с 1998 года с момента возвращения остатков монастыря Троице-Сергиевой лавре началось восстановление Спасо-Вифанской обители. В данный момент восстановлена ограда с парадными вратами и колокольней, Преображенский собор с горой Фавор в интерьере, отремонтирована Духовская церковь и здание семинарии, восстанавливается келья митрополита Платона — основателя монастыря. Но пока двери святой обители закрыты для посетителей.

Спасо-Вифанский монастырь – традиции Русской Вифании

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, улица Маслиева, 25
Основан в 1783 году
Основатель архиепископ Платон (Левшин)
Основные достопримечательности: надвратная колокольня (1874 г.), церковь Спаса Преображения
Координаты: 56°17’15.6″N 38°10’38.8″E

На юго-востоке Сергиева Посада, примерно в 4 км от Лавры находится старинная Спасо-Вифанская обитель, известная как Русская Вифания. С середины 1990-х годов она активно восстанавливается. Паломники и туристы, бывая в Сергиевом Посаде, стараются обязательно посетить этот древний монастырь. Сегодня в нем можно увидеть необычный Спасо-Преображенский собор с удивительной каменной горой Фавор, Духовскую церковь и красивые Святые ворота с высокой колокольней.

Строительство Спасо-Вифанского монастыря и его история в XVIII и XIX веках

В XVIII веке рядом с Троицко-Сергиевской Лаврой стали создаваться подчиненные ей обители, которые принимали иноков, желающих вести более тихую и уединенную жизнь, чем в наводненной богомольцами Лавре. Одним из первых таких монастырей был образован Спасо-Вифанский. Его основателем считается архиепископ Платон (Левшин), бывший в том время настоятелем Лавры.

Надвратная колокольня со Святыми воротами

Местом для обители была избрана Корбуха – водораздел между рекой Торгашей и большим прудом, где разводили рыбу для нужд Лавры. Позднее он получил наименование Вифанского. До постройки железнодорожной насыпи от нового монастыря хорошо были видны купола Троицко-Сергиевской обители. Новая пустынь была построена с 1783 по 1787 год в виде вытянутого с востока на запад длинного прямоугольника. Ее стали называть Вифанской в память о Палестинской Вифании – месте, где произошло чудесное воскрешение Лазаря.

Проектом застройки обители руководили архитекторы, приглашенные из Москвы, В.С. Яковлев и Н.М. Одоевцев. На центральной композиционной оси стояли Святые врата, увенчанные колокольней, и Спасо-Преображенский собор. Кроме того, на территории располагались домовая Духовская церковь, дом, где жил архимандрит Платон, четыре братских корпуса и гостевые кельи. В проекте предусмотрели также место для некрополя, конюшни и каретного сарая. А всю территорию окружили каменной оградой.

В год, когда все строительство закончили, Платона возвели в сан митрополита. А из Троицкого монастыря во вновь построенную обитель перенесли особо чтимую святыню – деревянный гроб, где почти двести лет хранились мощи преподобного Сергия Радонежского.

После церемонии коронации (1797 г.) через Сергиев Посад проезжал император Павел I. Он побывал в Лавре и вслед за этим нанес визит в Вифанскую обитель. Там его принял митрополит Платон. Павел I остался настолько доволен состоянием монастыря, что своими указами учредил в обители духовную семинарию и закрепил за монастырем значительные земельные угодья. Кроме того, обитель получала доход от трех мельниц, сдаваемых в аренду.

Для семинарии в 1800 году выстроили специальное здание, и 6 августа состоялось ее торжественное открытие. В новое учебное заведение стали принимать в основном юношей из семей священнослужителей. Образование можно было получить на одном из трех отделений – грамматико-риторическом, философском или богословском. Митрополит тщательно заботился об учениках семинарии и следил за их питанием и условиями проживания. А сам монастырь даже стали называть «училищным».

В конце 1812 года, после того, как французские войска отступили от Москвы и стали покидать Россию, митрополит Платон окончил свой земной путь, и его погребение состоялось в Спасо-Преображенском соборе. А Духовная семинария – любимое детище Платона продолжала развиваться. Да и в самом монастыре было выстроено несколько новых каменных корпусов для послушников, монахов и настоятелей, а также здания богадельни и гостиницы.

В 60-е годы XIX века вместо домовой Духовской церкви в обители возвели большой пятиглавый храм с пятью престолами, который стали именовать Тихвинским. В начале XX века Спасо-Вифанский монастырь пользовался у паломников такой же популярностью, как Лавра и Черниговский скит.

История монастыря с XX века по настоящее время

С приходом советской власти жизнь монастыря круто изменилась. С 1918 года монахам разрешили остаться в обители только в статусе трудовой сельскохозяйственной артели. Но спустя 7 лет, монастырь все же закрыли, хотя в части помещений монахи проживали до 1929 года. Большинство же монастырских строений отдали детскому дому, а здание, принадлежавшее митрополиту Платону, передали под часть экспозиции, которой владел городской историко-художественный музей.

В начале 30-х годов прошлого века территорию Вифании отдали под вновь созданный птицекомбинат, и она стала именоваться Птицеградом. Старые строения особо не щадили. Часть из них разбирали по причине ветхости, а другие – из-за прочного кирпича. Так были уничтожены Спасо-Преображенский храм, дом, принадлежавший митрополиту Платону, монастырская ограда, Святые врата, надвратная каменная колокольня и братский некрополь.

Тихвинский храм был обезглавлен и отдан в распоряжение местному дому культуры Его использовали как инкубатор, танцплощадку и кинозал. В корпусе семинарии работал кожно-венерологический диспансер. О лучших днях монастыря в те времена напоминали только редкие уцелевшие строения.

В 1998 году часть зданий обители передали в управление Троицко-Сергиевской Лавре. И началось непростое возрождение монастыря. Уцелевшие здания ремонтировали, а утраченные – отстраивали вновь. Реставрационные работы в обители продолжаются и в наши дни. Для их проведения используются старые фотографии, немногие сохранившиеся чертежи, описания и эскизы.

Храмы и постройки Спасо-Вифанского монастыря

Сегодня обитель окружает вновь отстроенная ограда со Святыми воротами, над которыми возведена каменная колокольня. Это яркое здание, выполненное в псевдорусском стиле, стало настоящим украшением возрождаемого монастырского ансамбля.

Центральное место на монастырской территории занимает заново возведенный Спасо-Преображенский собор. Новодельный храм имеет овальную форму и отстроен по подобию собора, существовавшего ранее. В нем обустроены два престола, верхний из которых освящен в честь Преображения Господня, а нижний – во славу чуда воскрешения Христом Лазаря. В храме восстановлено необычное внутренне убранство, задуманное Платоном. Престол, расположенный ниже, сделан в алтаре. И его собравшиеся в храме для молитвы верующие видят как небольшую пещеру. По преданию, над такой пещерой, где погребли Лазаря, возвышалась громада горы Фавор.

В Спасо-Преображенском храме облицованная мрамором стена по подобию горы поднимается к полукруглому верхнему престолу. Эта стена декорирована цветами, зелеными растениями и фигурками животных. Однако, сегодня еще многое из задуманного остается только в планах, поскольку пока нет средств на устройство в соборе иконостасов и покупку богослужебной утвари.

К настоящему времени сделан также частичный ремонт, и ведутся богослужения в Духовской церкви, и продолжаются работы по восстановлению мемориального здания, принадлежавшего митрополиту Платону. Памятник основателю монастыря установили в 2012 году близ монастырской ограды, неподалеку от вновь построенных Святых ворот.

Современное состояние и режим работы Спасо-Вифанского монастыря

Сегодня Спасо-Вифанский монастырь действующий. Он живет по своему строгому уставу. С 2002 года часть принадлежащей ему территории отдана подворью Троицко-Сергиевской Лавры. Попасть в обитель можно в любой день с 6.30 до 20.00. Утренние службы проходят в 5.30 (Полуношница или Братский молебен) и 6.30, а вечерние – в 16.40. Для детей прихожан проводятся занятия в воскресной школе.

Памятник основателю монастыря митрополиту Платону

В монастыре для богослужений и паломников производят собственное вино. Здесь также есть свое небольшое животноводческое подворье, которое снабжает обитель молоком и яйцами.

Как добраться до Спасо-Вифанского монастыря

Монастырь расположен в Сергиевом Посаде по адресу – ул. Маслиева, 25. Место это находится в 3 км с юга от Гефсиманского Черниговского скита.

Своим ходом. От железнодорожной станции Сергиева Посада до территории монастыря нетрудно дойти пешком. Для этого вначале нужно двигаться вдоль железнодорожной насыпи в сторону Александрова (на север). На втором ж/д переезде – повернуть направо на ул. Вифанскую. Она и Птицеградская улицы выводят прямо к монастырским стенам.

На автомобиле. Из Москвы нужно ехать по Ярославскому шоссе. Не доезжая до Сергиева Посада – повернуть направо по направлению Ярославля (трасса М8). По этому шоссе доехать до знака «поворот на Лозу» и съехать с трассы. Не доезжая Лозы, повернуть налево и по главной дороге доехать до монастыря.

Если добираться через Сергиев Посад, то от Троицко-Сергиевской Лавры с улицы Красной Армии необходимо повернуть направо (на восток) на ул. Карла Маркса. Далее по Вифанской и Птицеградской улицам доехать до территории монастыря.

Спасо-Вифанский монастырь Скит ставропигиального мужского монастыря

История

В конце XVIII – XIX вв. в живописной лесистой местности на восточной окраине Сергиева Посада был основан ряд монашеских общежитий подчиненных Троице-Сергиевой лавре и предназначенных для любителей молитвенного уединения, недостижимого в переполненной богомольцами Лавре. Первым стал мужской Спасо-Вифанский монастырь, немногие сохранившиеся здания которого составляют в наши дни центральную часть поселка Птицеград. Лишь внимательный глаз заметит некую согласованность в расположении этих осколков архитектурного комплекса широко известной некогда Подмосковной Вифании.

Подобно Троице-Сергиевой лавре, начавшейся с крохотной пустыни Радонежского отшельника Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь так же начался как пустынь, основанная архиепископом Московским Платоном Левшиным (1737 – 1812), настоятелем Троице-Сергиевой лавры, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры».

Местом для пустыни была выбрана гряда между речкой Торгошей, которая служила границей Московской и Владимирской губерний, с одной стороны, и обширным лаврским прудом с другой, западной стороны. Густая роща укрывала пустынь от проходившей неподалеку дороги из Сергиева Посада в Александров, тогда как пруд и долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали вид на саму Троицкую обитель. К сожалению, эту зрительную связь Вифании с Лаврой прервала в 1860-х годах насыпь железной дороги.

Построенная в 1783 – 1787 гг. по замыслу архимандрита Платона и под руководством московского архитектора Н.М. Одоевцева, Вифанская пустынь представляла собой вид прямоугольника вытянутого с востока на запад. На главной оси, роль которой играл прямой как стрела проспект от Святых врат к воротам хозяйственным, располагались: здание самих Свя­тых врат с колокольней над ними и Спасо-Преображенский собор. К Святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса; два других располагались по сторонам собора: с юга покои архимандрита Платона с домовой церковью во имя Святого Духа, с севера – гостиные кельи. Все жилые корпуса имели каменный нижний и деревян­ный верхний этажи. Вместе с собором они группировались в западной половине пустыни, тогда как в ее северо-восточной части располагалось братское кладбище, а в юго-восточной – конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда протяженностью 100 сажен с четырьмя восьмигранными башнями по углам. Такой вид получила она в 1787 г., когда завершилось строительство. В этом же году, в присутствии императрицы Екатерины II, архимандрит Платон был возведен в сан митрополита.

Особенность Спасо-Преображенского собора заключалась не в его «овальной фигуре», храмы подобного вида были тогда не в новинку, а в необычном двухъярусном алтаре. Обращенная к молящимся, стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Престол нижнего храма располагался в пещере, устроенной в подножии горы. Рядом помещался дубовый гроб, в котором в 1392 – 1585 гг. покоились мощи Преподобного Сергия Радонежского. Святыня была перенесена в Вифанию из Успенского собора Лавры в 1786 г. Престол верхнего храма Спасо-Преображенского собора был устроен на вершине Фаворской горы в круглой куполь­ной сени.

Не все современники оценили замысел владыки Платона относительно вида алтаря Вифанского собора, полагая, что «звериные чучелки, рассованные во мху» не идут храму Божию. Впрочем, это никак не умаляло огромный авторитет главы Московской епархии. Высокопреосвященный Платон был знаменит как выдающийся богослов, историк Церкви, яркий проповедник, талантливый администратор. Он сочинил около 500 слов и поучений. Его проповедь в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга по случаю победы русского флота под Чесмой по распоряжению Екатерины II была переведена на ряд европейских языков. Он был автором «Краткой церковной российской истории», ставшей первым пособием в духовных учебных заведениях.

Читайте также:  Сретенская духовная семинария: описание, учебный процесс, курсы и лекции

В 1792 году, в возрасте 55 лет, митрополит Платон подал прошение Екатерине II об увольнении его от епархии. Императрица изъявила сожаление и, сохранив за ним Московскую митрополичью кафедру, позволила жить в Лавре, «сколько разсудит». С тех пор митрополит Платон поселился в своей Вифанской пустыне, лишь изредка наведываясь в Москву.

Важнейшим событием в истории Платоновской Вифании стало посещение ее императором Павлом. 23 Апреля 1797 г. император после своего коронования в Москве посетил Троицкую Лавру и изъявил желание посетить на другой день Вифанию и там обедать. Не сделав предварительных приготовлений к приему высокого гостя, митрополит Платон представил, что «в Вифании покои малы и приуготовления никакого для стола там не сделано». Но император сказал на это: «хотя в уголку, но там будет обедать».

Отслушав молебен и литургию в Троицком Соборе, император Павел поехал в Вифанию, и встречен был в воротах Митрополитом. Дальнейшее передадим словами самого митрополита Платона с незначительными сокращениями: «Государь был в большой церкви и изволил хвалить, потом в домовой, которая ему еще больше понравилась, и хотел у себя такую сделать. Потом и покои (келлии Митрополита) изволил похвалять и говорил: вот как тесны у тебя покои: на что более? Потом пошли к столу. Государь был весел и весь стол проговорил с митрополитом, а между тем семинаристы троицкие разные читали разговоры из Географии, из Истории, из Философии и прочего, что Государю весьма было угодно, и семинаристов целовал. После стола скоро изволил отправиться в Лавру, и оттоле в Москву. Чрез пять дней Статс-Секретарь Трощинский неожиданно объявил в Москве Митрополиту волю Государя возвести Вифанию на степень второклассного монастыря и учредить при нем духовную семинарию. 1-го Мая состоялся указ о сем Государя».

Указом Павла I Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Указ предписывал учредить при монастыре Духовную семинарию, которая и была открыта в специально построенном для нее здании 6-го августа 1800 г., в день Преображения Господня, в храмовой праздник Спасо-Вифанского монастыря.

В Спасо-Вифанской Духовной семинарии, детище митрополита Платона проявились его педагогические таланты. Митрополит Платон много времени уделял быту и воспитанию семинаристов, большинство которых происходило из небогатых семей сельских священников Московской и Владимирской губерний. По воспоминаниям бывших семинаристов он был, «как истинный отец среди любимых детей».

Вот отрывок из составленного митрополитом наставления о трапезе семинарской. «Хлеба давать семинаристам за обед и ужин, сколько съесть могут. Кушанье семинаристам иметь щи да кашу: в мясные дни будничные с мясом, полагая на всех в день по пуду, а в воскресные полтора пуда, а в дванадесятые по два пуда: иногда свежее мясо, иногда солонину, смотря по времени. А в постные дни давать щи с снятками, а в воскресные и праздничные дни с рыбою соленою, полагая по 30 фунтов на всех в день, выключая весь великий пост; а кашу с маслом коровьим и постным, смотря по дням; а сколько масла употреблять, в том поступать против Троицких семинаристов. В праздничные и торжественные дни готовить пшеничные пироги с капустою, или с морковью, или с крупою, или с грибами, смотря по времени. Надлежит пищу переменять. Смотреть, чтобы при трапезе была чистота и опрятность».

Образовательный курс в Спасо-Вифанской семинарии разделялся на три отделения: грамматико-риторическое, философское и богословское. Известны, что митрополит поощрял глубокое толкование библии, «разумную критику» церковной истории, чтение латинских и российских поэтов и упражнения в поэтическом творчестве. Научное классическое образование дополнялось религиозно-эстетическим. Декламация, партесное пение, музыка, драматические мистерии, гимнастические игры находили в его школе широкое применение, разнообразили, одухотворяли и облагораживали учеб­ную жизнь воспитанников.

Одухотворенная творческая атмосфера Платоновской семинарии нашла выражение в переименовании окрестностей. Именно при митрополите Платоне окрестности Вифании, подобно самому монастырю, получили классические названия древности. Здесь были своя гора Парнас и Темпейская долина; речка Кончура выше Вифанского пруда называлась Евфрат, а ниже пруда – Тигр.

Глубокой осенью 1812 г., вскоре после бегства французов из Москвы, митрополит Платон скончался в своей Вифании. При известии об оставлении французами Москвы он произнес: «Слава Богу, Москва свободна, и я теперь умру спокойно». Отметим, что в то время, когда войска Наполеона заняли столицу, а отдельные вражеские отряды появлялись в 7 – 10 верстах от Лавры, когда власти Сергиева Посада покинули город, бросив население на произвол судьбы, престарелый и больной митрополит Платон не покинул своей Вифании и Лавры. Единственной же властью в городе, в окрестностях которого появлялись отряды французов, несколько месяцев оставался подчиненный митрополиту Собор Троице-Сергиевой обители.

В ноябре 1812 г. тело архипастыря было погребено в нижнем храме Спасо-Преображенского собора. Могила митрополита Платона и его покои, превращенные в мемориальный музей, стали центром притяжения для немалого числа богомольцев. Не даром митрополит Филарет Дроздов, размышляя о возможности своего будущего погребения в Гефсиманском скиту, от­мечал, что Святитель Платон, почив в Вифании, «утвердил ее».

То, что Платоновская Вифания «утвердилась», доказало время. В XIX в. значительно расширилась Духовная семинария, известная высоким уровнем образования, который обеспечивали профессора и преподаватели соседней Московской Духовной академии, открытой в стенах Лавры в 1814 г. Вырос и сам Спасо-Вифанский монастырь: появились новые братские корпуса, здания для паломников, ограда и Святые врата.

В 1860 – 1866 гг., в юго-восточном углу монастыря вплотную к восточному фасаду покоев митрополита Платона по благословению митрополита Московского Филарета Дроздова была построена большая пятиглавая церковь Сошествия Святого Духа. Церковь имела пять престолов: три в нижнем и два в верхнем этаже. Средний престол нижнего этажа был посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. Нельзя не отметить, что день празднования названной чудотворной иконы, 26 июня, практически совпадал с днем рождения митрополита Платона (29 июня), а также с днем пострижения в монашество настоятеля Спасо-Вифанского монастыря в 20-х – 70-х годах XIX в. и фактического строителя церкви архимандрита Антония Медведева (27 июня).

Новые здания значительно расширили территорию монастыря и нарушили первоначальную ясность и стройность его архитектурного ансамбля. Но эти изменения не затронули ядра Вифании: Преображенского собора с его затейливой Фаворской горой и могилой митрополита Платона, и покоев самого владыки, простота архитектуры и убранства которых совершенно не соответствовали тому придворному кругу Петербурга и Москвы, в котором многие годы вращался Платон, как церковный иерарх, но отвечали стремлению митрополита Платона к простоте жития и молитвенному уединению. Ради этого, собственно, и была построена Подмосковная Вифания.

До неузнаваемости изменили облик, нарушили спокойную жизнь Вифании события, последовавшие за октябрем 1917 г. Вот краткая выдержка из заметок известного историка Ю.В. Готье; в 1919 г., спасаясь от голода, он перебрался из Москвы в г. Сергиев: «13/26 октября. Утром ездил смотреть Вифанскую библиотеку… Видел разрушенную церковь Вифанской семинарии – большая и грязная зала и в ней солея, которая служит или может служить эстрадой».

История последних лет Вифании подробно исследована в историко-архивном очерке диакона С. Голубцова. В 1925 г. Спасо-Вифанский монастырь, имевший с осени 1918 г. статус трудовой сельскохозяйственной артели, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом имени Ленина, а в мемориальных покоях митрополита Платона – филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея. Часть жилых помещений и оба храма оставались за бывшими монахами вплоть до 1928 – 1929 гг. В 1930 – 1931 гг. все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом.

По мере развития птицекомбината (ВНИИТИ птицеводства) и поселка Птицеград при нем, часть зданий бывшей Вифании разобрали из-за ветхости или ради крепкого старинного кирпича: так в 50-х годах прошлого века, например, исчезли покои митрополита Платона и ограда со Святыми вратами и колокольней. На месте уничтоженного Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли всякие следы братского кладбища. Лишился своих глав Собор Святого Духа. В непосредственной близости от территории бывшего монастыря выросли жилые пятиэтажки. О процветавшей некогда Подмосковной Вифании напоминали лишь немногие сохранившиеся строения бывшего монастыря, да обгорелый остов «нового» семинарского корпуса XIX в. (здание «старой» платоновской семинарии стоит во дворе этого корпуса и незаметно с дороги).

СПАСО-ВИФАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Вифанский монастырь. Фото 2010-х

Мужской Спасо-Вифанский монастырь, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, ставропигии Русской Православной Церкви, в черте Московской епархии

  • Адрес: Россия, 141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25
  • Тел./факс: (49654) 6-17-52, (49654) 6-18-42
  • Официальный сайт: http://vifanskymonastir.cerkov.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Проезд к монастырю от от железнодорожной станции “Сергиев Посад” маршрутным такси № 74 до остановки “Птицеград” (в сторону поселения Лоза).

    Спасо­-Вифанский монастырь. Рис. из альбома 1745 г.

    Основание и устройство

    Спасо-Вифанская обитель была основана архиепископом Московским Планотом (Левшиным) в 1783 году. Новая пустынь устраивалась как кладбищенское отделение Троице-Сергиевой Лавры для погребения братии, ввиду того что, в силу особой знаменитости Лавры и частых посещений её особами царской фамилии, хоронить на ее территории людей всякого чина и состояния признавалось “не пристойно”. Тихой обители было также предопределено стать тихим прибежищем для самого владыки Платона, который намеревался уединиться там и “окончить свои последние годы в тишине”. Избранное владыкой место, “яко на красивом положении и при изобилии вод, но впусте оставленное” находилось недалеко от Ершовского или Вяльковского пруда и было названо им Вифанией, в память о Палестинском селении, с которым связано евангельское повествование о воскресении Лазаря. Соответственно, и пустынь стала называться Вифанией “по причине погребаемой братии в надежде воскресения по примеру Лазаря воскресшего”.

    Средоточием Спасо-Вифанского монастыря стал небольшой по размерам двухъярусный собор с престолами в честь Преображения Господня в верхнем, и воскрешения праведного Лазаря в нижнем ярусах. Сам владыка Платон объяснял идею собора так:

    “Союз таинственный” воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в архитектурных формах, а особенно – в необычном внутреннем убранстве Преображенского собора, созданного по замыслу владыки Платона. Небольшой по размерам собор был построен “овальной фигурой”, которая усиливала цельность его облика. Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры, так-как именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над искусственной пещерой возвышался алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня, имевший вид евангельской горы Фавор. Для бо́льшего правдоподобия храм был устлан мхом, украшен цветами и кустарниками.

    В 1786 году в Вифанскую обитель из Лавры был торжественно перенесен гроб преподобного Сергия Радонежского – главная святыня новой обители. В том гробу мощи святого находились до переложения их в устроенную благоверным царём Феодором Иоанновичем раку. Для гроба устроили медный футляр с посеребрённой передней стенкой, на которой размещались чеканные изображения: явления Божией Матери преподобному Сергию, Распятие Господне с двумя предстоящими ангелами, и моление преподобного Сергия с учениками. В футляре была устроена дверца, которая позволяла прикладываться непосредственно к святыне. Гроб поместили в нижнем Лазаревском храме, для чего возле алтаря устроили как бы небольшую пещеру.

    В целом пустынь имела план прямоугольника в центре которого расположился Спасо-Преображенский собор. Окружала пустынь невысокая кирпичная стена с башнями по углам. К святым вратам примыкали два небольших братских корпуса; два других стояли по сторонам собора: с юга покои владыки Платона с домовой церковью, с севера – гостиные кельи. Были также устроены братское кладбище и конный двор.

    Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 году. Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании.

    В 1796 году на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 года император, вскоре по венчании на царство, прибыл в Троице­-Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию. На следующий день государь приехал в пустынь и отобедал в ней; он был весел, и всё виденное хвалил. Приезд государя имел большое значение: уже 1 мая того же года был обнародован императорский указ об обители. “Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании,” – говорилось в указе, – “и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым”, самодержец повелевал возвести Вифанскую пустынь в степень второклассного монастыря и учредить при ней семинарию. Также в указе говорилось об утверждении наместников Троице-Сергиевой Лавры настоятелями Вифанской обители. Митрополит Платон увековечил события 1797 года возведением обелиска под окном кабинета митрополичьих покоев.

    Необычное устройство Спасо-Преображенского собора и его святыни быстро превратили уединенную Вифанскую обитель в место паломничества: после Лавры многие богомольцы считали своим долгом побывать в ней. Также, Вифания вскоре стала играть роль важного “училищного” монастыря благодаря высокому уровню открывшейся в 1800 году близ обители духовной семинарии.

    Спасо-Вифанский монастырь. Открытка кон. XIX в.

    Развитие

    В 1812 году, когда основатель обители и семинарии митрополит Платон (Левшин) скончался, согласно своему желанию он был погребён рядом с гробом преподобного Сергия, в нижнем Лазаревском храме Преображенского собора. С того времени Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого почитания приснопамятного митрополита.

    На протяжении последующей вековой истории монастыря его здания и постройки многократно перестраивались. Появлялись и новые строения. Так, в 1860-х годах был возведён храм в честь Сошествия Святого Духа, а в 1893 году рядом с семинарией была выстроена монастырская гостиница.

    К концу XIX века монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой пруда. С севера перед монастырём стояли большие красивые учебные и жилые корпуса духовной семинарии. Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита. Над зданиями “городка” возвышалась колокольня со святыми вратами. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять глав Духосошественской церкви. Постепенно разрослось и кладбище обители: в течении всего синодального периода в монастыре продолжали хоронить лаврскую братию.

    Закрытие

    В 1918 году была закрыта Вифанская духовная семинария, а монастырь был преобразован в сельхозартель и просуществовал так до 1925 года. В 1925 году имущество и здания бывшей обители были переданы детскому дому. В ведении братии Вифанской сельхозартели остались лишь два храма, которые действовали до 1928-1929 годов, но вскоре также перешли к детскому дому. После передачи церковь Сошествия Святого Духа была обращена в мастерскую.

    Детский дом просуществовал на территории упразднённой обители до 1932 года, после чего монастырские здания перешли в ведение нового учреждения – Всесоюзного НИИ птицеводства. В этой связи бывшая Вифания стала именоваться Птицеградом. Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды НИИ. Со временем большинство построек монастыря были утрачены, главный Преображенский собор был разрушен в 1950-е годы, когда возобновились гонения на Церковь. Надгробия с могил монахов были использованы в качестве фундамента для птичников на окраине города, а также в постройке моста через пруд. На месте самого кладбища была устроена детская площадка и футбольное поле.

    Вплоть до 1990-х годов в частично сохранившемся здании храма Сошествия Святого Духа действовали инкубатор, кинозал и танцплощадка, а в семинарском корпусе – кожвендиспансер. Сохранилось также здание бывшей монастырской гостиницы – трёхэтажная постройка из красного кирпича с торжественным крыльцом.

    Восстановление

    Возрождение обители началось в 1991 году, когда в “Новом” семинарском корпусе был восстановлен храм во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Но в 1993 году, во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, корпус сгорел, после чего остались только стены.

    С 1998 года здания Вифанской обители стали постепенно возвращать Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 году в ведении Лавры открылось Спасо-Вифанское подворье. В первое время немногочисленная братия обители совершала богослужения в Никольском приделе (на верхнем ярусе) частично сохранившегося Духосошественского храма. В октябре 2007 году была совершена торжественная закладка Преображенского собора на историческом месте. Чин освящения закладки совершил лаврский наместник епископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков).

    6 октября 2008 года синодальным решением Спасо-Вифанское подворье было преобразовано в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Троице-Сергиевой Лавре [1]. К 2012 году была завершена постройка нового Преображенского собора, колокольни и келейных корпусов восстанавливаемой обители.

    Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде — как добраться, описание святынь и фото

    Саввино-Сторожевский монастырь — действующая мужская обитель в 3 км от Звенигорода. Она является одной из самых старых в Москве. Некоторое время она служила оборонительным укреплением. Благодаря живописной природе вокруг место стало популярным среди деятелей искусства. Тут снималось множество фильмов.

    Время основания

    Мужской монастырь в Звенигороде был основан в 1398 году учеником преподобного Сергия Радонежского — монахом Саввой. Начинание поддержал звенигородский князь Юрий Дмитриевич.

    Сам Савва Сторожевский (Звенигородский) был одним из первых учеников Сергия Радонежского. Некоторое время после смерти учителя он был игуменом Троицкого монастыря. Также он был духовным отцом Евдокии (вдова Дмитрия Донского), а также третьего сына Юрия Звенигородского.

    Считается, что строительство первого деревянного храма во имя Рождества Богоматери на месте современного монастыря началось еще в конце XIV века. Летописи говорят, что в 1395 году преподобный Савва благословил князя на поход в Волжскую Бурятию: в результате были захвачены 14 городов, в том числе Казань, Джуке-Тау и Великий Булгар. После победы князь выделил крупную сумму на строительство монастыря. В 1396—1398 годах было начато его возведение.

    В 1398-м после смерти звенигородского епископа Даниила, князь Юрий настойчиво приглашал Савву поселиться в его владениях. Взяв с собой смоленскую икону Богоматери, преподобный ушел из Троицкого монастыря и вернулся уже в разгар стройки Спасо-Успенского собора на Городке. Позднее были построены Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре и Троицкий собор в Сергиевом благочинии.

    Интересный факт: для росписи всех 3 храмов был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. Тогда же им была нарисована известная «Троица» для одноименной церкви.

    Савва умер в 1407 году. Монастырь, названный его именем, прославился чудесами как при жизни старца, так и после. С самим Саввой связаны две истории:

    1. Во врем охоты на царя Алексея Михайловича внезапно напал медведь, но явившийся преподобный спас его.
    2. В 1812 году, во время захвата Москвы Наполеоном Бонапартом, пасынку императора Евгению Богарне привиделся старец и приказал не трогать монастырь. Евгений послушался. Юноша успешно пережил войну, а его потомки породнились с российской императорской семьей.

    История обители

    Пришедший к деревянной церквушке преподобный Савва сперва обосновался один. Он выкопал пещеру и жил в ней в уединении, однако постепенно к старцу начали приходить монахи. Они селились рядом, увеличивая занимаемые земли.

    С момента прихода Саввы князь Юрий Звенигородский опекал его и новый монастырь: он стремился превратить его в придворную обитель. В начале XV века князь даже выделил для этого территории — села Дубацыно, Белгино, Усть-Розвадня, бортные леса на юге Городецкого стана.

    В XV—XVII вв. еках монастырь оказался форпостом (передовым постом) Московского княжества. Сюда регулярно приезжали на молитвы князья Иван Грозный и Федор Иванович. При Алексее Михайловиче обитель стала загородной резиденцией царя. Здесь были возведены царские палаты, построены каменные стены, провели Царский путь (сегодня — Рублево-Успенское шоссе).

    В Отечественной войне 1812 года здесь прошла битва под Звенигородом, в которой русской армии пришлось отступить. Савва Сторожевский явился во сне командиру французов. Монастырь уцелел. Отсюда вывозили чудотворные иконы для моления о победе.

    В мае 1918-го в обитель прибыл отряд красноармейцев. Они забрали хлеб и попытались вскрыть раку с мощами Саввы Сторожевского. Это послужило причиной Звенигородского мятежа. Двое красноармейцев с начальником были убиты. Вскоре восстание было подавлено прибывшей подмогой. В следующем году слободу закрыли. В некоторых зданиях разместили военные госпитали.

    В 1941 году во время эвакуации был сломан уникальный Большой Благовестный колокол, который изображен на гербе города.

    В 1995 году Саввино-Строжевская обитель получила статус «ставропигиальной» (подчиняющейся непосредственно патриарху). Также был заключен договор о совместном использовании зданий. Монастырю срочно требовалась реконструкция. Работы велись крайне медленно, но все же иконостас и фрески XVII века были восстановлены.

    Летом 1998-го монастырь отпраздновал 600 лет со дня основания. В него были возвращены мощи основателя Саввы. В 2007 году ему возвели памятник.

    Состояние сейчас

    Сегодня в обители живут около 30 монахов. Помимо монашеского служения, они занимаются и социальной деятельностью.

    В монастыре действуют:

    • Детский приют. Он расположен в самом Звенигороде. Тут проживает до 30 детей. Некоторые проходят курсы реабилитации в центре при приюте. Всего за время работы приют выпустил около 100 человек. Помимо общих предметов, дети изучают православие и церковнославянский язык. Примечательно, что работа осуществляется исключительно на добровольные пожертвования монастырю.
    • Издательство. Монастырь имеет собственное издательство, выпускающее богословские книги, произведения разных авторов, посвященные обители открытки, журнал «Саввинское слово».

    Также здесь проводят богословские курсы для лиц старше 17 лет. Всего тут преподают 11 дисциплин, среди которых — Священное Писание, догматическое богословие, основное богословие, общецерковная история, история Русской Церкви. Обучение бесплатное, на основе собеседования. Кроме того, участники регулярно выезжают в паломнические поездки.

    В начале XX века в Москве было открыто Саввинское подворье на Тверской улице. Сегодня оно занято коммерческими фирмами и со всех сторон окружено новыми зданиями. Интересный факт: в 1939-м во время расширения улицы потребовалось передвинуть постройку вглубь. Это было сделано ночью в ноябре 1939 года без отселения жильцов.

    Здания и сооружения

    На территории Саввино-Сторожевской обители расположены несколько храмов и общественных зданий. Все они строились в разное время. Многие перестраивались и реставрировались впоследствии.

    К важным зданиям относятся:

    1. Храм Рождества Богородицы. Является старейшим собором монастыря. Он построен в 1404—1405 годах, хотя эти цифры оспариваются некоторыми исследователями. Строительство начали еще при жизни преподобного Саввы, на месте старой деревянной церкви, построенной во владимиро-суздальском стиле. Позднее был пристроен придел.
    2. Преображенская церковь. Второе название — Трапезная церковь во имя Преображения Христова. Построена в середине XVII века, по второй версии — в конце XVII столетия на деньги царевны Софьи. Церковь примыкает к трапезной. При Советском Союзе в ней были размещены военный санаторий и радиорубка.
    3. Троицкая надвратная церковь (Святой Живоначальной Троицы). В середине XVII века церковь Сергия Радонежского была разобрана, а ее престол перенесен во вновь построенную Троицкую, что позволило сохранить преемственность. Тут располагался домовой храм императрицы.
    4. Звонница. Время возведения — 1650-е годы. Примыкает к трапезной и является самой высокой постройкой. В среднем ярусе была построена церковь Живоначальной Троицы, которую после переименовали в Сергия Радонежского.
    5. Дворец Алексея Михайловича. Был возведен постепенно. В 1652—1654 годах построили северную часть. В 1674—1676-ых строение было одноэтажным и состояло из 7 комнат: центр занимали царские покои, север — кухня, в остальных комнатах размещалась семья и свита. В 1686—1687-ых был построен деревянный второй этаж с наружными лестницами. В середине XVIII века палаты пострадали при пожаре, но были восстановлены. При СССР тут размещался военный санаторий.
    6. Царицыны палаты. Построены для супруги Алексея Михайловича Марии Милославской. До 30-х годов XIX века здание имело второй деревянный этаж, который после был снесен. Строение делилось на 2 части — парадную и хозяйственную. Первая часть состояла из центральной половины для царицы и боковой для слуг.
    7. Трапезная. Сооружена в 1650-х годах вместо старого здания, в начале XIX века было значительно перестроено из-за обрушения. Четырехэтажная трапезная стала одной из крупнейших каменных построек своего времени: в подвале на глубине 6 метров были колодец и ледник, на первом этаже — кухня, на втором — кельи, на третьем — столовая, на четвертом — казна.
    8. Братские корпуса. Находятся вдоль южной стены. Палаты имеют большие размеры. Сегодня там живут монахи.
    9. Стены и башни. Их строительство началось перед войной России и Польши. Монастырь имел важное оборонительное значение. Стены были построены менее чем за 5 лет. Изначально было 7 башен, но до нашего времени не все сохранилось.

    В монастыре хранятся мощи преподобного Саввы Сторожевского в диске, камень с Голгофы и камень Гроба Господня, частицы мощей Матроны Московской. Помимо этого, обитель хранит важные иконы.

    Информация для туристов

    Саввино-Сторожевская обитель является часто посещаемым местом. Вход на территорию свободный. Для желающих проводятся экскурсии только по монастырю на 1,5 часа или с захватом Звенигородского Кремля и Скита преподобного Саввы Сторожевского с источником.

    Информация для туристов:

    1. Адрес: Звенигород, Ратехинское шоссе, 8 км.
    2. Как проехать общественным транспортом от Москвы: нужно доехать от Белорусского вокзала на электричке до станции «Звенигород», затем на автобусе № 23 или 51 ехать до остановки «Монастырь». На этих же автобусах можно проехать от метро «Кунцевская».
    3. Как доехать на автомобиле: сперва необходимо доехать по Новорижскому шоссе до Звенигорода, затем повернуть на Московскую улицу, доехать до конца и свернуть направо. Дорога будет идти вдоль Москва-реки. Возле первого светофора появится указатель. Узнать, как можно добраться, можно по карте или фотоочерку.
    4. Телефон паломнической службы — 8−903−274−0121. Работает с 10 до 17 часов, кроме понедельника.
    5. Время работы: с 6 часов до окончания вечернего богослужения. Расписание Саввино-Сторожевского монастыря можно посмотреть на официальном сайте. Время работы купели на Скиту отличается.
    6. Сегодня скитоначальником назначен архимандрит Феодосий.

    При монастыре также открыта гостиница для гостей. Телефоны для бронирования: (495) 992−9418 и 8−963−640−3700.

    Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде была основана в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского. Место полюбилось московским царям, особенно Алексею Михайловичу, который часто приезжал сюда.

    Читайте также:  Зосимова пустынь: история и адрес женского монастыря, святыни, как добраться
Ссылка на основную публикацию