Спасо-Влахернский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Спасо-Влахернский женский монастырь с.Деденево Епархиальный женский монастырь

История

История Спасо-Влахернского женского монастыря насчитывает полтора столетия. Датой его основания считается 1861 год – когда по решению Синода Влахернское общежитие монашествующих девиц, созданное в 1854 году, было переименовано в монастырь. Обосновалось общежитие волей и попечением дворян Головиных из Деденевской-Новоспасской ветви – Анны Гавриловны Головиной и ее сына, Гавриила Павловича Головина. Истоки этого события восходят к более давним временам – с обретения Головиными древних православных святынь, в числе которых была Влахернская икона Божией Матери. Место для устроения монастыря также было предопределено задолго до его появления, а именно, в 1712 году, когда в дворянском имении села Деденево заложили церковь во имя Спаса Нерукотворного.

История Спасо-Влахернского женского монастыря берет свое начало с деденевского имения дворян Головиных и принадлежащих их роду святынь, в числе которых была чудотворная икона Божией Матери «Влахернская».

Деденево несколько раз переходило «из рук в руки». С 1687 года Василий Петрович Головин стал его полноправным владельцем, выкупив часть поселения у Алмазовых и Стрешневых. С тех пор Деденево принадлежало Новоспасской ветви рода Головиных и уже более не переуступалось. В 1711 (12?) году в их деденевском имении была заложена деревянная церковь в честь Спаса Нерукотворного. Полтора века спустя, в 1861 году, на этом месте появится Спасо-Влахернский женский монастырь, ну а пока это был новый деревянный храм в дворянском имении. 4 октября 1713 года он был освящен, как указано в летописи – Дионисием, епископом Вятским и Велико-Пермским, по другим источникам – архимандритом Дмитровского Борисоглебского монастыря Андрианом.
По названию храма село Деденево стало именоваться Новоспасским. Летопись гласит, что в ночь с 19-го на 20-е сентября 1775 года в Новоспасском случился пожар, от которого пострадали все усадебные строения, однако Спасская церковь уцелела, хоть и загоралась трижды.

Когда пришел срок, в 1798 году, Василий Васильевич Головин заложил на месте обветшалого деревянного храма, другой – каменный, одноглавый, 43 аршина в длину и 42 аршина в ширину. Строительство было закончено в 1811 году (22 мая) – сыном Василия Головина, Павлом. В обновленном храме предполагались, помимо основного – во имя Спаса Нерукотворного, еще два придела: преподобного Сергия Радонежского и Влахернской иконы Божией Матери. Но внутренняя отделка храма затянулась во времени и престолы были освящены гораздо позже: придел преподобного Сергия Радонежского ¬¬– в 1818 году (6 апреля), а придел иконы Божией Матери «Влахернская» – в 1832 году (23 октября).

На протяжении десятилетий архитектура храма еще несколько раз менялась. Поначалу он имел форму креста, затем (в 1843-1850 г.г.) обрел прямоугольный вид, за счет пристроек. Переустройством занимался Гавриил Павлович Головин с благословения Митрополита Московского Филарета (Дроздова). В итоге это был уже двухэтажный пятикупольный собор с десятью приделами. Занимаясь расширением и обустройством собора, Гавриил Павлович планировал перенести в него православные святыни, находившиеся в их семье.

• (прим: К числу реликвий относились барельеф – икона Спасителя в Терновом Венце (Беленький Спаситель), часть древа Креста Господня и часть Ризы Господней, привезенная из Бара-Града янтарная икона Святителя Николая (подарок княгини Анны Петровны Лопухиной), множество ковчегов с частичками святых мощей. По преданию некоторые иконы были письма Андрея Рублева, в их числе икона Спаса Нерукотворного, Икона Смоленской Божией Матери, икона Владимирской Божией Матери и еще великое множество святынь. Из всех них и особо чтимых дворяне выделяли Влахернскую икону Божией Матери. Уезжая на зиму в Москву, они забирали икону с собой, в крестовую палату своего московского дома).

Устрояя собор, Головины также думали и об учреждении при нем женского монастыря, полагая, что при сельском приходском храме обеспечить полную сохранность святынь будет сложно. В 1852 году Анна Гавриловна Головина, урожденная княжна Гагарина (мать Гавриила Павловича), обратилась с намерением обустроить в деденевском имении монастырь, в честь почитаемой в своем роду Влахернской иконы Божией Матери. Ходатайствовала о том перед Московской Епархией через Митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова). Святейший Синод разрешил открыть общежитие монашествующих девиц. Сие решение было утверждено императором, о чем сообщалось в письме Митрополита Филарета к Анне Гавриловне, упомянутом в начале нашего повествования. Правда, несмотря на положительный результат, общежитие открыли лишь два года спустя, поскольку необходимо было произвести дополнительное строительство помещений для него и завершить обустройство приделов собора. Начальницей общежития была назначена девица Елизавета Андреевна Татаринова, дворянка по происхождению.
Анна Гавриловна и Гавриил Павлович стали попечителями общежития, передав обители деденевское имение, часть своих земель, а также дом в Москве, унаследованные ими от Павла Васильевича Головина и полученные по разделу (документу), учиненному между всеми наследниками. Гавриил Павлович очень заботился о будущем монастыря и во избежание недоразумений, которые могли возникнуть в будущем, после его смерти, оформил свое решение о передаче земель и имущества монастырю, соответствующим распоряжением с пометкой: «в собственность и в вечное владение той обители», где обозначил, что все переданное не обременено какими либо спорами, тяжбами или долгами, и тем самым, дав монастырю полную самостоятельность и возможность жить своей жизнью.

Основательница общежития Анна Гавриловна приняла в 1853 году монашеский постриг с именем Иоанна, затем, 7 го апреля 1856 года – схиму (схимонахиня Иоанна). 25 июня того же года она обрела покой и была погребена в семейном склепе под Спасским храмом.

Гавриила Павловича не стало 7 июля 1861 года. В этот же год (13 ноября) заботами Митрополита Филарета (Дроздова) Святейший Синод принял решение о переименовании общежития в Спасо-Влахернский женский монастырь. Данное решение было утверждено императором 2 декабря, а с 1862 года началось его устройство.
Монастыри должны были обеспечивать себя и потому, ходатайствуя об учреждении Влахернской обители перед Святейшим Синодом, святитель Филарет особо отмечал важность для нее «положительного дохода с московского дома» (находящегося в Москве на Малой Дмитровке).

Гавриил Павлович передал его монастырю, – как основу материального обеспечения для общежития, – «…в собственность и в вечное владение той обители… каменный двухэтажный дом со всякими в нем жилым и нежилым строением и землей…». Дом представлял собой: строение каменное двухэтажное, крытое железом, шириной по улице Дмитровке на 12 саженях, длиной во двор на 6 саженях. К нему принадлежали и другие строения. Настоятельница общины, Елизавета Андреевна Татаринова, приняла городское владение 16 апреля 1857 года. Дом сдавался. Доходы направлялись не только на нужды монастыря, но и на исполнение всех требований Московской городской думы, в том числе по содержанию строений, территорий, а также на ремонт самого здания.

В том же 62-м году (7 августа) Елизавета Татаринова была пострижена в инокини с именем Серафима, а 23 сентября была возведена в сан игумении.

Через два года в монастыре был поставлен еще один, деревянный, храм. Госпожа Попова из села Горбунова уступила его обители вместе с иконостасом. Установили эту церковь на каменный фундамент. 14 ноября 1864 года она была освящена в честь великомученика Димитрия Солунского. В этот период перемены коснулись и Собора Спаса Нерукотворного. Это связано было с тем, что колокола тяжестью своей оттягивали западную часть храма. Во избежание разрушения в 1886 году по проекту Н.В. Никитина пред собором выстроили колокольню с трехэтажным основанием и квадратной центральной башней. А в 1890 году колокольню и собор соединили, достроив между ними двусветную трапезную.

Деденевская обитель успешно развивалась и благоустраивалась. К 1908 году здесь подвизались около 180 монашествующих, в 1913 году их численность дошла до трехсот. Продолжалось строительство. На территории монастыря появилась трапезная, больница, аптека, гостиницы. На месте кладбищенской часовни в 1911 году был построен по проекту архитектора М. Холмогорова каменный храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».

В начале ХХ века с разрешения Московской Епархии Спасо-Влахернский женский монастырь предположил возвести на завещанном ему Головиными московском участке на Малой Дмитровке еще несколько домов. Это связано было с тем, что прежние строения пришли в ветхость и содержание их и ремонт стали неподъемными. О том хлопотала настоятельница обители игумения Евпраксия. Разрешение было дано. Для этого монастырь взял ссуду в Городском кредитном обществе. Окончательное завершение постройки датируется 1916 годом.

В страховом свидетельстве «московских строений Спасо-Влахернского монастыря значилось уже три дома: каменный двухэтажный с надстройкой (построен в начале XIX в., до 1812 года), каменный четырехэтажный с жилым полуподвалом (1909-1910 гг) и каменный пятиэтажный (1913-1916гг).

С началом Первой мировой войны при монастырской гостинице был устроен Влахернский госпиталь. Возможно, появление госпиталя произошло по следующему обстоятельству, – Племянник Гавриила Павловича Головина, Федор Александрович Головин ( деденевский помещик, политический деятель, успешный коммерсант, крупный землевладелец, участник нелегальных организаций земцев, масон), возглавлял Общество помощи жертвам войны. И военный госпиталь в монастыре мог быть устроен этим Обществом. Но находился он там недолго. Лазарет несколько раз распределяли и перемещали между разными домами на территории Деденева (Новоспасского). Наряду с медперсоналом в нем трудились и монахини монастыря – ухаживали за больными и раненными, а главврачем была жительница поселка Лидия Александровна Пухова.

После революции 1917 года началась масштабная кампания по изъятию церковного имущества и святынь. Ф.А. Головин получил должность комиссара временного правительства, в марте 1917 года он организовал особое совещание по делам искусств, позднее работал в советских учреждениях, в т.ч. в Помголе (Комитет помощи голодающим). Как раз Помгол и контролировал в то время процесс изъятия церковных ценностей. Можно предположить, что Федор Александрович был свидетелем или участником изъятия имущества в Спасо-Влахернском женском монастыре, но история об этом событии умалчивает (сам он был арестован в 1921 году, позднее расстрелян). Документов по изъятию ценностей в монастыре, присутствующих при нем, и времени его проведения нет, скорее всего, они не сохранились. А потому судить можно лишь о его масштабе. Согласно описям святынь, сделанным до революции, бесследно утрачены более 500 наименований, не считая утвари. Чудом уцелели лишь две святыни: Образ Спасителя в Терновом Венце и Влахернская икона Божией Матери.

«Спаситель в Терновом Венце» был тайно перенесен и оставлен у храма Вознесения Господня села Перемилова. Так святыня была сохранена, находясь в перемиловской церкви до момента возрождения Спасо-Влахернского женского монастыря. А Влахернская икона Божией Матери неведомыми нам путями оказалась в Дмитровском музее, позднее она была передана в Музей древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева (в 2015 году икону возвратили монастырю)).

Читайте также:  Храм Сретения Господня на Гражданском проспекте, СПб: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

К 1922 году обитель вынужденно была преобразована во Влахернскую трудовую сельхозартель. Привычные к труду и дисциплине монахини сделали работу артели успешной. Занимались животноводством, растениеводством и переработкой сельхозпродукции. Была своя мельница, водокачка. Кроме того, Влахернский монастырь славился рукоделием, и теперь тут тоже находилась мастерская, в которой трудились вышивальщицы. Показатели артели значительно превышали колхозные. В 1927 году она была удостоена на Московской выставке Горького приза за овощеводство, однако в 1928 году была закрыта с формулировкой «лжеколхоз». Начало по прекращению работы ее было положено еще в 1926 году. Хотя жители поселка ходатайствовали о сохранении артели: «…Нас поражает, почему артели стараются везде устраивать, а это так хорошо ведущееся исключительно женским трудом хозяйство разоряют…». Но защита людей не помогла. Влахернскую артель закрыли. Монахинь выселили. Спасский собор был частично взорван, колокола отправили на переплавку. Храм Великомученика Димитрия Солунского сгорел. Началось запустение.

По некоторым свидетельствам несколько тяжелобольных монахинь все еще оставались жить на территории монастыря *(прим: зимой 1941 года после немецких авиаударов, окна в здании, где они находились, были выбиты. Монахини погибли от холода. На груди у каждой лежала ее любимая кошечка, так вместе и замерзли. Сестры были похоронены в общей могиле. Сейчас на том месте установлен памятный крест с их именами: Александра, Анисья, Серафима, Стефанида, Агриппина, Екатерина, Анастасия и Христина…).

В 1941 году купола Собора Спаса Нерукотворного сбросили, на его колокольне наши войска установили зенитные орудия и разместили пункт наблюдения и связи. Немцы бомбили Деденево с воздуха, одна из бомб попала в собор и он был разрушен. Все остальные здания в монастыре, кроме одного, находящегося с южной стороны, и Спасского собора, уцелели. Возможно, промыслительно. Ведь по воспоминаниям очевидцев после закрытия Влахернской обители собор использовался под хозяйственные нужды, в его стенах даже обустроили курилки и туалеты. Косметический ремонт вряд ли бы исправил следы поругания, а потому дано было собору отстроиться заново, с чистого листа.

После Великой Отечественной войны в уцелевших строениях Спасо-Влахернского женского монастыря разместился пансионат для инвалидов войны.

Возрождению обители предшествовало создание в 1990 году Влахернской православной общины поселка. Прошел первый сход, собравший около трехсот жителей, из числа которых были выбраны актив и староста. Старостой была назначена Мария Петровна Денисова. Позднее это решение собрания утвердили в Епархии. Избранный актив стал хлопотать об открытии в Деденеве церкви. Первые богослужения проходили в бывшем помещении поселковой аптеки (прим: до революции это была иконописная мастерская монастыря, а в наши дни, в восстановленном монастыре – сестринский корпус). Но и это помещение православным отдали не сразу.

По благословению настоятеля храма Вознесения Господня (в Перемилове) отца Анатолия монах Хотьковского монастыря Иова написал для Деденева икону Божией Матери «Влахернская», копию той, что была сделана в иконописной мастерской Головиных.

В 1998 году на средства жителей был восстановлен храм во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». А в конце 2000 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в пока еще разрушенной обители появились первые насельницы.

20 апреля 2001 года совершилось торжественное открытие Спасо-Влахернского женского монастыря. Начался новый этап в истории.

Был отстроен заново и освящен храм святого великомученика Димитрия Солунского, полностью воссоздан собор Спаса Нерукотворного и двухэтажный трапезный корпус.

В здании бывшей просфорной обустроили двухэтажную Воскресную школу – с четырьмя учебными классами, залом, трапезной и санитарными комнатами. Сегодня в ней занимаются дети разных возрастов.

В 2002 году в качестве подворья монастырю был передан храм Покрова Пресвятой Богородицы, расположенный в селе Ново-Карцево. Покровская церковь была построена в 1631 году (это был деревянный храм), а в 1720 году на его месте был выстроен каменный. После революции и во время войны он уцелел, вернее, его стены, которые использовались в качестве склада под химикаты. Стараниями жителей Ново-Карцева церковь была восстановлена.

12 сентября 2003 года Спасо-Влахернский женский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он осмотрел вновь выстроенный храм великомученика Димитрия Солунского.

29 августа 2009 года, в престольный праздник монастыря, храм был освящен Епископом Серпуховским Романом.
В этом же году в главном приделе Собора Спаса Нерукотворного был завершен и установлен резной деревянный иконостас (основа), изготовленный мастерской Азбухановых.

К 2014 году завершились основное строительство, роспись и подготовка к освящению Спасского собора. 22 апреля 2014 года состоялся великий чин освящения восьми его приделов. Богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский высокопреосвященнейший Ювеналий.

31 января 2015 года вернулась в обитель чудотворная Икона Божией Матери «Влахернская».

Спасо-Влахернский монастырь, фото

Женский Спасо-Влахернский монастырь расположен в подмосковном поселке Деденево, недалеко от Дмитрова. Монастырь был основан в XIX веке — причем, не монахами, а дворянами.

Спасо-Влахернский монастырь, история

Нам неизвестно, насколько это была обычная практика — чтобы монастырь основывался по воле зажиточных мирян на территории их села. Возможно, таких обителей было много. (Если знаете еще, пишите в комментариях!)

Конкретно этот — Спасо-Влахернский монастырь — возник в 1861 году в селе, которым владели дворяне Головины. Женская обитель по монашескому типу была создана там еще раньше, но официальный статус монастыря она получила от Церкви именно в 1861 году.

На сайте Влахернского монастыря история обители описана подробно — пересказывать ее здесь мы не будем.
Скажем только, что к началу революции сестричество монастыря составляло до 300 монахинь и послушниц. Потом были революция, закрытие монастыря, война, послевоенное время, а монашеская жизнь возобновилась здесь относительно недавно — в начале 2000 годов…

Спасо-Влахернский монастырь, фото

Спасо-Влахернский монастырь окружен стеной. Конечно, она не такая мощная, как у древних монастырей, которые во время войн играли роль крепостей и укрытий:

Главный, Спасский собор монастыря. Типичная для XIX века храмовая архитектура. Колокольня была построена позже, чем сам храм:

В XX веке собор Влахернского монастыря разрушили:

Восстановление и реставрация были закончены несколько лет назад. Этот храм открыт для посещений по выходным дням (причем, в субботу — только утром и вечером):

Во второй половине XX века территория монастыря использовалась, как санаторий. И многое в организации пространства напоминает об этом. Например, дорожки и высаженные ровно вдоль них деревья:

Или советские пристройки к дореволюционным корпусам:

Мы были в Спасо-Влахернском монастыре в будни, поэтому тут немноголюдно.

Небольшой монастырский пруд:

Для такого большого монастыря сестричество сейчас в монастыре небольшое: меньше десяти человек.

Трапезная и сестринский корпус:

Какие-то здания пока не восстановлены.

А какие-то — приведены в порядок и покрашены 🙂

За деревьями скрывается небольшой деревянный храм Димитрия Солонуского. Он открыт по будням:

В этом храме открыты для поклонения мощи преподобноисповедницы Параскевы — тайной монахини, которая жила в Дмитрове в середине XX века.

Монастырь называется Влахернским, потому что Головины хранили в нем (или построили специально ряди этой святыни) — чудотворный список Влахернской иконы Божией Матери. Та икона сейчас хранится в московском музее Андрея Рублева, а в монастыре находится копия этого образа. Фото с сайта монастыря:

Сразу за территорией Спасо-Влахернского монастыря — дореволюционное здание больницы. Оно напоминает о том благополучии, в котором Головины старались держать свое село:

О благополучии напоминает и этот деревянный домик. Сейчас — библиотека, а раньше — монастырская гостиница:

И отъезжая, бросаем последний взгляд на Спасо-Влахернский монастырь. Вид со стороны очень наглядно отражает историю обители. Богатое прошлое, совсеткий XX век, и — настоящее, когда сестричество монастыря делает все возможное, чтобы поддерживать и восстанавливать обитель.

Спасо-Влахернский монастырь, как добраться

Село Деденево находится прямо на Дмитровском шоссе, не доезжая 10-15 километров до Дмитрова. Если ехать из Москвы — то монастырь располагается по левую сторону от шоссе в паре минутах езды от него — проезжая мимо, вы даже можете видеть верхушку Спасского собора.

Добраться до Спасо-Влахернского собора на электричке также просто. Вам нужна станция Турист по Савеловскому направлению (эту платформу проезжают все поезда, следующие до Дмитрова, Савелова, Дубны и Вербилок). Время в пути — час с небольшим.

Платформа Турист располагается в самом селе Деденево, поэтому до монастыря нужно будет пройти лишь десять минут пешком.

Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!

Спасо-Влахернский монастырь

Спасо-Влахернский женский монастырь

Спасо-Влахернский монастырь — женская православная обитель, расположенная в поселке городского типа Деденево, в 60 км к северу от Москвы. Село на холмах Клинско-Дмитровской гряды был основано много веков назад, и первоначально называлось Деденевской пустошью.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спасо-Влахернский монастырь

Основные моменты

Монастырь в Деденево существует с середины XIX века. Он находится на живописном холме и окружен долинами Яхромы, Волгуши и Икши. Крутые овраги неподалеку от Спасо-Влахернского монастыря пользуются большой популярностью у любителей зимних видов спорта. Здесь проложены лыжные трассы, работают подъемники.

Искусственный холм делит Спасо-Влахернский монастырь на две части. В центре возвышается величественный собор Спаса Нерукотворного образа, который является архитектурной доминантой всего монастырского ансамбля. По периметру участка расположены монастырский пруд, жилые и хозяйственные строения – гостиница, больница, дом игуменьи, настоятельский корпус, дом притча и просфорная.

Спасо-Влахернский монастырь прошел через период упадка и забвения. Реставрационные работы в нем начались в конце прошлого века и продолжаются в наши дни. За эти годы в обители построили храм Дмитрия Солунского, сестринский корпус и трапезную. В соборе Спаса Нерукотворного Образа хранится почитаемая икона Влахернской Божьей Матери, к которой по воскресеньям в старинный храм приходит много верующих.

В наши дни в обители живет 10 насельниц и настоятельница. Здесь открыта воскресная школа для детей прихожан, а для туристов и паломников проводятся экскурсии по территории Спасо-Влахернского монастыря.

История Спасо-Влахернского монастыря

В 1852 году в имении Головиных появилась женская община из шести монахинь. Спустя 9 лет она получила статус монастыря. Обитель быстро росла, и к началу Первой мировой войны в ней насчитывалось уже 300 монахинь и послушниц.

После появления Спасо-Влахернского монастыря Головины перенесли усадьбу на 1,5 км южнее. В 1907 году на новом месте построили главный усадебный дом, автором проекта которого был известный архитектор Федор Осипович Шехтель. Этот дом не сохранился до наших дней, и сегодня о бывшей усадьбе напоминает лишь небольшой полузаросший парк с прудами и служебная постройка.

Читайте также:  Тихоновский Преображенский монастырь в Задонске: история и адрес монастыря, современное положение

В 1922 году обитель в Деденево ликвидировали. В 1930-е годы рядом с поселком начали возводить Канал имени Москвы, который должен был соединить столицу с Волгой. Для масштабной стройки использовали труд заключенных, поэтому на территории Дмитровского района организовали Дмитлаг. Во время строительства канала Деденево сильно разрослось. В бывшем Спасо-Влахернском монастыре жили заключенные. Ужасные условия их содержания и каторжные работы привели к тому, что за время стройки умерли более 22 тысяч человек.

Потом монастырь оказался заброшенным и до конца XX века простоял в руинах. В 1992 году верующие провели собрание и приняли на нем устав Спасо-Влахернского храма. Летом следующего года прошла первая церковная служба, и после этого начались масштабные работы по реставрации православной обители. Монастырь был восстановлен в 2001 году, когда в нем поселились три монахини.

Спасский собор

Главный храм Спасо-Влахернского монастыря выстроили на деньги владельца имения В. В. Головина в 1798-1818 годах. В середине XIX века на средства Г. П. Головина прошла реконструкция Спасского собора. Церковь превратили в пятикупольный храм, а ее фасады декорировали четырьмя колонными портиками.

В 1880-1890-е годы перед собором возвели многоярусную колокольню, стоящую на массивном трехэтажном основании. Высокое здание построили по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина. Потом Спасский собор и колокольню объединили двухсветной трапезной. В годы Великой Отечественной войны архитектурный памятник получил сильные повреждения от артиллерийских обстрелов. В наши дни собор полностью отреставрирован и открыт для паломников и туристов.

Другие постройки на территории обители

Рядом с главным храмом Спасо-Влахернского монастыря можно увидеть деревянную церковь, освященную в честь святого Дмитрия Солунского. Это новодельный храм, построенный в начале 2000-х годов в традициях русско-византийского стиля.

С севера, за монастырской оградой, стоит каменная церковь Нечаянная Радость, возведенная в 1911 году в традициях псевдорусского стиля архитектором М. Д. Холмогоровым. Храм появился по инициативе Спасо-Влахернского монастыря и до революции использовался в качестве часовни.

Как добраться

Спасо-Влахернский монастырь расположен в Дмитровском районе Подмосковья. Он находится улице Школьной, 4, в селе Деденево, через которое проходит автотрасса А-4. Чтобы добраться до обители на электричке, от Савеловского вокзала нужно ехать до станции «Турист». От станции до монастыря около 0,5 км. Автомобилисты приезжают в Спасо-Влахернский монастырь по Дмитровскому шоссе. От МКАД до Деденево 40 км, и при свободном трафике это расстояние легко проехать за полчаса.

Спасо-Влахернский монастырь

Спасо-Влахернский монастырь – православный женский монастырь в селе Деденево, Московской области. Основан в 1852 году. Был закрыт в 1922, вновь возвращен Церкви в 2001. При монастыре открыта воскресная школа. Для паломников действует гостиница и трапезная.

Содержание

История

Спасо-Влахернский монастырь ведет свою историю с 1852 года. Находится он в 60 км от Москвы в направлении города Дмитрова, на красивой возвышенности, которая омывалась с трех сторон реками Икшей, Волгушей и Малой Яхромой. Возвышенность называлась Деденевской пустошью. Она была приобретена дворянами Головиными в 1677 году.

Поколение Головиных сменялось одно за другим, и в 1852 году вдова майора Головина Анна Гаврииловна (урожденная Гагарина) и сын ее Гавриил Павлович, губернский секретарь Московской губернии Дмитровского уезда, решили отдать свое имение под монастырь.

К этому времени в имении стоял большой храм Спаса Нерукотворного. В храме были собраны святыни рода Головиных – иконы в серебряных и вызолоченных окладах, на окладах икон в ковчегах помещены частицы святых мощей. На иконах венцы, диадемы, убрусы и подубрусники богато украшены крупным жемчугом, драгоценными камнями, обделанными в золоте алмазами, изумрудами и яхонтами.

Возымев желание передать имеющееся богатство монастырю, Анна Гаврииловна и Гавриил Павлович стали ходатайствовать перед Московской Епархией через Митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова), об открытии женского общежития по примеру Спасо-Бородинского монастыря по правилам существующего постановления о Троицкой Одигитриевой пустыни с тем, чтобы впоследствии обратить его в женский монастырь, назвав в честь почитаемой в роду Головиных иконы Влахернской Божией Матери.

Святейший Синод разрешил открыть общежитие монашествующих девиц, что и было утверждено императором в 1852 году.

Анна Гаврииловна приняла монашеский постриг, затем схиму, а спустя год с небольшим в 1856 году скончалась и была погребена в семейном склепе под Спасским храмом под алтарем главного престола с северной стороны.

Анна Гаврииловна пожертвовала на содержание общежития усадьбу, сто десятин пахотной земли, восемьдесят десятин дровяного леса, шесть деревянных и один каменный флигель со всеми прилегающими к ним хозяйственными постройками, мукомольную мельницу на реке Яхрома, двухэтажный дом в Москве на ул. Сретенка. В свою очередь, Гавриил Павлович пожертвовал восемь десятин земли для хлебопашества, обнес общежитие деревянной оградой, построил часовню и обещал содержать храм в благолепии, что и делал до своей кончины. Скончался Гавриил Павлович в возрасте 55 лет 7 июля 1861 года.

Источник постоянной материальной помощи иссяк, но несмотря на возникшие трудности, общежитие успешно развивалось, обустраивалось внутренне и внешне, что позволило заботливому покровителю Митрополиту Филарету обратиться в Святейший Синод с просьбой разрешить переименование общежития в общежительный монастырь. Он указал, что в общине имеется храм со многими святынями.

В 1861 году Синод переименовал общежитие в Спасо-Влахернский монастырь третьего разряда. Игуменьи монастыря

В 1852 году начальницей Спасо-Влахернского общежития была назначена Татаринова Елизавета Андреевна из Дивеевской обители (основанной Серафимом Саровским). После переименования общежития в Спасо-Влахернский монастырь Елизавета Андреевна была пострижена в иночество с именем Серафимы и возведена в сан игуменьи Митрополитом Филаретом.

Игуменья Серафима так умело вела хозяйство, что положение монастыря постоянно укреплялось, давало стабильный доход. В монастыре постоянно велось большое строительство – достраивался храм, строились новые кельи, возводились хозяйственные постройки, возводилась каменная ограда.

За свое особенное умение руководить монастырем игуменья Серафима неоднократно получала высокие награды: 1872 год – Наперстный крест от Синода; 1882 год – благотворители обители и граждане города Дмитрова поднесли ей золотой наперсный крест с драгоценными украшениями; в 1888 году она пожалована наперстным крестом из кабинета его Императорского Величества.

Игуменья Серафима скончалась в 1897 году в возрасте девяноста лет после сорока трех лет управления Влахернским монастырем и была похоронена близ храма Спаса-Нерукотворного на монастырском кладбище.

Преемницей игуменьи Серафимы стала близкая ей монахиня Леонида, одна из бывших при Серафиме сестер.

В 1897 году Московский митрополит Сергий возвел ее в сан игумений Спасо-Влахернского монастыря.

При игуменье Леониде в монастыре были построены каменные корпуса. В двухэтажном корпусе в нижнем этаже разместилась просторная монастырская трапезная, кухня и хлебопекарня, вверху рукодельная и несколько небольших келий для монахинь. В 1901 году устроена больница с помещением для больных, с кроватями и другими удобствами. Исправлен корпус для занимающихся живописным и иконописным писанием, который был построен при игуменье Серафиме. Сохранилась переписка игуменьи Леониды с преподобным старцем Амвросием из Оптиной пустыни.

В начале 20-х годов позапрошлого века, игуменьей Спасо-Влахернского монастыря была Апполинария. Об этом узнаем из воспоминаний родственницы священника о. Павла, которая будучи ребенком, ходила со своей мамой в храм и дружила с воспитанницей игуменьи Апполинарии девочкой Валей.

В последние годы перед закрытием Спасо-Влахернским монастырем управляла игуменья Евпраксия из рыбинского купечества. При ней обитель продолжала процветать. В монастыре велось большое строительство: строились новые кельи и хозяйственные постройки. В храме вновь вызолочен иконостас. В алтарях приделов Иерусалимского, Влахернского, Николая Чудотворца и Сергия Радонежского окрашены стены. В Никольском приделе написано пять икон, орнаменты и расписана арка.

К этому времени число монашествующих доходило до трехсот человек. Монастырь из третьеклассного переведен во второклассный.

В 1922 году Спасо-Влахернский монастырь был объявлен закрытым. Монахини разбрелись кто куда. Осталась игуменья Евпраксия, еще те, кому некуда было идти, и несколько лежачих монахинь.

Игуменья Евпраксия организовала при монастыре сельскохозяйственную артель “Влахернская”. Работу монахини знали, поэтому урожай у них был высокий. Осенью волостное Дмитровское начальство подводило итоги сельхозработ и оказалось, что показатели артели “Влахернской” выше, чем в коммунах, что не понравилось. По этой причине артель монахинь разогнали.

Так Спасо-Влахернский монастырь прекратил свое существование на восемьдесят лет.

После долгого забвения монастырь был открыт 20 апреля 2001 года. Определением Священного Синода назначена настоятельницей Спасо-Влахернского женского монастыря Московской Епархии монахиня София (Колосова Анна Анатольевна). Из Крестовоздвиженского храма с. Юсупово Домодедовского района Московской области. Управляла монастырем до декабря 2003 года.

В конце 2005 года прошли Влахернские Рождественские образовательные чтения, по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II на тему «Вместе возрождаем Россию». Чтения прошли при большом количестве верующих. При подведении итогов чтения получили высокую оценку.

Открыты Воскресные школы, одна для детей, другая для взрослых, где занятия проходят по воскресеньям.

При монастыре создана иконописная мастерская, в которой принимаются заказы от населения. Непрерывно идет реставрация старых зданий монастыря.

Современное состояние

Сегодня в монастыре монашеская жизнь идет своим чередом. Определен устав монастыря. Службы проходят ежедневно. Торжественно отмечаются церковные праздники при большом стечении жителей поселка, ближайших деревень и почитателей из Москвы. Монастырь незаметно влился в жизнь поселка. Торжественно совершается крещение новорожденных. Церковным отпеванием смягчается боль расставания с уходящими от нас в мир иной родственниками. Немалое влияние оказывается на воспитание детей поселка.

В монастыре принимают паломников, пока только на один день, так как еще не восстановлены бывшие монастырские здания. Приезжающие паломники получают послушания на различные работы: красить, строить, убирать территорию, помогать на кухне и т.д. Приезжают из разных мест школьники, с которыми сестры монастыря проводят беседы на христианские темы, рассказывают историю монастыря, устраивают для них трапезу. Монастырь располагает хорошей библиотекой.

Храмы

  • Собор Спаса Нерукотворного
  • Церковь св. вмч. Димитрия Солунского
  • Церковь иконы Божией матери “Нечаянная Радость”

Святыни

  • Барельеф “Спаситель в терновом венце”
  • Икона Божией Матери “Влахернская”

Престольные праздники

  • Собор Спаса Нерукотворного (29 августа)
  • Церковь св. вмч. Димитрия Солунского (8 ноября)
  • Церковь иконы Божией матери “Нечаянная Радость” (14 мая)

Собор Спаса Нерукотворного

Церковь св. вмч. Димитрия Солунского

Церковь иконы Божией матери “Нечаянная Радость”

Видео



Как добраться

Адрес: Россия, Московская область, Дмитровский район, с. Деденево, ул. Школьная, д. 10

До г. Москвы можно добраться самолетом, поездом или автобусом.

Читайте также:  Серафим Чичагов: биография и жизнь священномученика, книги и труды, лечение

Далее ж/д транспортом: электропоездом по савеловской железнодорожной ветке. В Москве станция отправления «Москва – Савеловский вокзал» (метро «Савеловская») – ехать нужно электропоездами, следующими до станций: «Дмитров», «Вербилки», «Дубна», «Талдом», «Савелово». Выходить нужно на станции «Турист», от нее до монастыря 5 минут ходьбы.

Либо от ст. Выхино на автобусе № 424, или от м.Кузьминки на маршрутке № 525 до остановки “Клуб”.

Паломнику

Спасо-Влахернский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Поездка в Спасо-Влахернский монастырь в Деденево

Те, кто проезжают по Дмитровскому шоссе за Икшей или плывут в этих местах по каналу имени Москвы, наверняка обращали внимание на небесно-голубой купол и белоснежные стены, которые отчетливо выделяются на фоне зеленых холмов и строений. Это — Спасо-Влахернский монастырь в Деденево. Я часто проезжала мимо него, но вот вовнутрь попала недавно, этим летом. И сегодня я хотела бы немного рассказать об этом замечательном месте.

Спасо-Влахернский монастырь в Деденево, фото с сайта temples.ru

История Спасо-Влахернского монастыря в Деденево

В 1677 году эти земли в этих местах, которые тогда назывались Деденевской пустошью, приобрели дворяне Головины. Вскоре здесь появилось имение, был построен большой храм Спаса Нерукотворного, в котором хранились святыни рода Головиных — иконы в богатых окладах, мощи святых. В 1852 году овдовевшая Анна Гавриловна Головина (урожденная Гагарина) и ее сын, губернский секретарь Дмитровского уезда Московской губернии Гавриил Павлович, приняли решение передать свое имение церкви и устроить здесь женское общежитие.

В этом же году разрешение Синода, утвержденное императором, было получено. Анна Гавриловна стала попечительницей общежития. Вскоре Анна Гавриловна приняла монашеский постриг, затем схиму и в 1856 году скончалась. Погребена она была в семейном склепе под Спасским храмом. В 1861 году скончался и ее сын. Вскоре иссякли средства Головиных, из которых финансировалось общежитие. Однако общежитие продолжало обустраиваться. В 1861 году митрополит Филарет обратился в Священный Синод с просьбой устроить здесь общежительный монастырь. Так появился Спасо-Влахернский монастырь. Своим названием он обязан фамильной святыне рода Головиных — иконе Влахернской Божией Матери.

При монастыре было организовано большое хозяйство. Монастырская квашенная капуста славилась по всей округе. Сестры работали в саду и огороде, выращивали цветы, писали иконы и шили церковные облачения. В монастырском пруду ловили рыбу. К 1914 году в монастыре проживало около 300 сестер.

Монастырь занимает почти квадратную в плане территорию на вершине холма. Поэтому его видно издалека. Его главной доминантой является собор Спаса Нерукотворного Образа. Его объем сложился на основе одноименной усадебной церкви, построенной в 1798-1811 годах. В 1843-1850 годах он был реконструирован. Высокая колокольня в романском стиле была возведена в 1886 году по проекту архитектора Н.В.Никитина. В 1890 году храм был соединен с колокольней трапезной. В 1910 году храм был расписан по эскизам В.Васнецова. В Спасском соборе было устроено 10 престолов, освященных в 1832-1869 годах. В 1864 году был освящен храм в честь великомученика Димитрия Солунского.

Монастырь был закрыт в 1922 году. Чтобы сохранить сестричество, насельницы организовали трудовую сельхозартель «Влахернская» — подобные артели на месте монастырей устраивались повсеместно. Однако в 1924 году артель была закрыта по причине сохранения монастырского уклада. В 1928 году в обители был размещен дом инвалидов, впоследствии преобразованный в санаторий для участников Великой Отечественной Войны. Монахини жили тут же, проходили службы. В 1931 году монастырь был окончательно закрыт, 42 монахини были арестованы. Часть монахинь поселилась неподалеку, в селе Батюшкове. В 1939 году сгорел храм Димитрия Солунского.

В годы войны монастырские постройки серьезно пострадали от артобстрелов — здесь проходил один из рубежей битвы за Москву (об этом можно прочитать в статье «Перемиловские высоты: мемориал и храм Вознесения Господня»).

В 1993 году началась реставрация монастыря и в 2001 году он был снова открыт.

Если будете проезжать мимо Деденева, сверните с Дмитровского шоссе по указателю (с левой стороны, если ехать из Москвы) и полюбуйтесь великолепным бело-голубым собором и монастырским постройками.

Влахернская икона – святыня рода Головиных

В селе Деденево Дмитровского района находится Спасо-Влахернский женский монастырь, основанный в середине XIX века при поддержке хозяев села Анны Гавриловны и Гавриила Павловича Головиных. Чтимая святыня монастыря Влахернская икона Божией Матери сохранилась, несмотря на годы разорения обители в XX веке, и в начале 2000-х годов вернулась в Деденево. Необычное рельефное изображение Богородицы является старинным списком Влахернского образа из Успенского собора московского Кремля.

На август в православной церкви приходится сразу три «Спаса»: 1 августа церковного календаря отмечается «Медовый Спас», 6 августа – «Яблочный», а 16 августа – «Ореховый». Все три «Спаса» выпадают на Успенский пост, хотя третий всегда переносится на один день, чтобы не совмещать его с самим праздником Успения Богородицы. По современному гражданскому календарю «Спасы» отмечаются соответственно 14, 19 и 29 августа.

Августовские «Спасы» часто отражались в названиях селений, где престольный праздник местной церкви выпадал на один из трех этих дней. Например, село Журавна нынешнего Зарайского района называлось Спас-Журавна, Большое Руново в Каширском районе – Спас-Детчин, а Спас-Угол Талдомского или Спас-Заулок Клинского районов и сегодня официально имеют такие имена. Село Деденево под Дмитровом до революции чаще называли Новоспасское-Деденево или просто Новоспасское, благодаря церкви, а потом и женской обители, посвященной Нерукотворному Спасу.

Все три августовских «Спаса» в их народно-гастрономическом аспекте кажутся взаимосвязанными и последовательными, но по своему церковному содержанию эти праздники едва ли имеют такую же четкую связь между собой. Медовый Спас – это праздник Происхождения честных древ животворящего креста Господня, посвященный византийскому обычаю выносить для поклонения в этот день подлинную частицу дерева креста Христова, которая когда-то хранилась в соборе Святой Софии в Константинополе. Яблочным Спасом называют Преображение Господне, когда вспоминается описанное в Евангелиях таинственное событие преображения Христа перед тремя своими ближайшими учениками во время молитвы на уединенном холме. Ореховый Спас – это церковный праздник перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Эдессы в Константинополь. Нерукотворный образ – это полотно, на котором по древнему преданию сам собой отпечатался лик Иисуса Христа, когда тот, смочив лицо, отер его тканью и отдал послу эдесского царя. Именно этому последнему «Спасу» посвящен Спасо-Влахернский монастырь в Деденево.

Появление Спасской церкви и монастыря в Деденево связано со знатной фамилией Головиных, в руках которой село находилось, начиная со второй половины XVII века. В 1713 году стольник Василий Петрович Головин выстроил здесь деревянную церковь в честь иконы Нерукотворного образа Христа Спасителя, которым, по семейному преданию, благословил родоначальника Головиных Степана Васильевича Ховру московский великий князь Василий Дмитриевич. Степан Васильевич Ховра был представителем одной из ветвей греческого рода Комниных. В XV веке он перебрался из византийских колоний Крыма в Москву, где стал впоследствии прародителем Ховриных, Головиных и Третьяковых.

В конце XVIII века церковь в Деденево была возведена в кирпиче, а в последующие годы она достраивалась и расширялась. Идея преобразовать приходскую церковь в женский монастырь принадлежала Анне Гавриловне Головиной и ее старшему сыну Гавриилу Павловичу. В 1852 году церковные власти удовлетворили их ходатайство и разрешили открыть в Деденево Влахернское женское общежитие, которое через несколько лет преобразовалось в полноценный женский монастырь. В XX веке монастырь сильно пострадал сначала от антирелигиозной политики советского правительства, а потом от немецких бомб во время ожесточенных боев у Перемиловской высоты в 1941 году. По счастливому стечению обстоятельств сохранилась чтимая святыня рода Головиных и их Деденевского монастыря – Влахернский образ Божией Матери.

Изначальный Влахернский образ привез в Москву из покоренного турками Константинополя греческий священнослужитель по имени Гавриил в качестве дара московскому царю Алексею Михайловичу. В ту эпоху активно налаживались связи с православным востоком. В Москву часто стали приезжать священники из Иерусалима, Сирии, Балкан, прося милостыню у единоверного московского царя. Влахернская икона Богородицы когда-то была покровительницей византийских императоров, но после падения Константинополя оказалась под угрозой уничтожения. Чтобы спасти образ от захватчиков, икону спрятали, вмуровав ее в оконный проем церкви православного монастыря. Через какое-то время этот греческий монастырь был обращен в мечеть, а один из ее служителей обнаружил спрятанную в стене христианскую икону. Турок решил продать ее некой гречанке-вдове, которая, в свою очередь, подарила образ Гавриилу, отправлявшемуся с посланием на Русь.

Привезенная из бывшей Византийской империи икона стала очень почитаться царем Алексеем Михайловичем. Он видел в ней символ того, что отныне Матерь Божия, некогда покровительствовавшая греческим царям, но отступившая от них, теперь будет помогать новому православному царству. Влахернская икона хранилась в почетном месте в главном Успенском соборе московского Кремля, а в субботу на пятой неделе великого поста перед ней совершалась особая торжественная служба. Кстати, этот образ и сегодня хранится в Успенском соборе Кремля в качестве экспоната музея.

С оригинала Успенского собора Кремля было сделано три списка: для Высоко-Петровского монастыря в Москве, для усадьбы Влахернское-Кузьминки, и для Головиных. Как и кремлевский оригинал, все три его копии также сохранились. Кузьминский список находится в Третьяковской галерее, а список Высоко-Петровского монастыря, по исторической иронии, сегодня находится в другом московском монастыре – Симоновом. Этот монастырь появился и получил имя благодаря уже упоминавшемуся Степану Ховре – родоначальнику Головиных, который в конце жизни принял монашество с именем Симон. В Симоновом монастыре на протяжении столетий находилась родовая усыпальница Ховриных и Головиных.

Третий деденевский список Влахернской иконы был главной реликвией в числе нескольких сотен святынь, которые Головины собирали на протяжении нескольких столетий и хранили в своем доме. Эти родовые святыни после постройки и освящения Спасского собора стали украшением Влахернского женского монастыря. Собор имел девять престолов, а центральный иконостас для него привезли из упраздненного в Москве Алексеевского монастыря, на месте которого как раз началось строительство Храма Христа Спасителя. К сожалению, многочисленная коллекция Головиных бесследно пропала в XX веке, но Влахернский образ сохранился благодаря труду искусствоведов и реставраторов, которые в непростое послереволюционное время убедили власти поместить икону в Дмитровский музей. Затем икону перевезли в музей Андрея Рублева в Москве, а в 2015 году эта подмосковная реликвия вернулась на историческое место в Спасский собор Влахернского монастыря.

Ссылка на основную публикацию