Спасо-Яковлевский монастырь: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Спасо-Яковлевский монастырь

Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь – Ростов Великий

Спасо-Яковлевский монастырь находится примерно в полутора километрах к югу от Ростовского Кремля. Над водами озера Неро он поднимается подобно граду Китежу.

Монастырь был основан в 1389 году епископом Иаковом. По легенде, изгнанный из города за помилование ожидавшей казни преступницы, Иаков поселился недалеко от Ростова рядом с источником. Здесь он своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Со временем вокруг этого храма сформировалась община, и так образовалась новая обитель.
“Яковлевским” монастырь называют по имени основателя. После того, как в местном соборе упокоились мощи святого Димитрия Ростовского, монастырь стали называть ещё и “Димитриевским”.

Два ростовских святителя – Димитрий и Иаков – духовные столпы и небесные покровители Спасо-Яковлевского монастыря. Основателем обители был святитель Иаков, но подлинный расцвет монастыря связан с именем святителя Димитрия, митрополита Ростовского, управлявшего епархией в начале XVIII века. Мощи святителя Димитрия стали главной монастырской святыней.

Спасо-Яковслевский Димитриев монастырь был крупным духовным центром России, его многократно посещали представители царствующей фамилии и высшей знати.

На территории обители несколько величественных храмов. При входе в монастырь слева вы видите собор святителя Дмитрия Ростовского , который был построен в конце XVIII века на деньги графа Николая Петровича Шереметьева в стиле классицизм. Со всех сторон фасады храма украшены большими многоколонными портиками коринфского и ионического ордера. Венчает сооружение большой купол с одной главкой.

За собором возвышается трехъярусная колокольня со шпилем, построенная примерно в 1776-1786 годах и украшенная парами колонн (на фото ниже по центру).

Далее вы увидите ещё один впечатляющий собор, который на самом деле представляет собой два соединённых между собой храма – к собору Зачатия Святой Анны (на фото ниже он находится справа) позже была пристроена церковь святителя Иакова Ростовского (на фото слева).

Собор в честь Зачатия праведной Анною пресвятой Богородицы – самое старое здание обители, он начал строиться ещё при митрополите Ионе Сысоевиче в 1686 году. Это классический для своего времени монастырский собор. Центральный купол – золотой, а малые – синие (это цвет Богородицы) с золотыми звёздами. В 1689 – 1690 годах храм был расписан мастерами из Ярославля, и его фрески считаются великолепными образцами религиозной живописи. В верхнем ярусе изображена ветхозаветная история об Аврааме и явлении ему Святой Троицы, в нижнем располагаются евангельские сюжеты.
Яковлевская церковь святителя Иакова Ростовского пристроена вплотную к стене Зачатьевского собора. Храм в стиле классицизм строили с 1824 по 1826 год на пожертвования княгини А.А. Орловой-Чесменской. Очевидно, чтобы воссоздать симметрию ансамбля монастыря, архитектор Паньков повторил элементы соседнего Димитриевского храма в северном фасаде новой церкви.

В центре территории монастыря находится маленькая деревянная Часовня над источником Святого Иакова . Говорят, что целебные свойства этого источника были известны издавна.

Монастырь окружают каменные стены с четырьмя башнями и двумя въездными воротами. В угловой юго-западной башне находится смотровая площадка , куда можно подняться паломникам и туристам. Отсюда открывается вид на озеро и на весь монастырь. Ежедневно с 10.00 до 17.00. За символическую плату.

Жилые и хозяйственные постройки монастыря включают настоятельский корпус, трапезный корпус и братские келейные корпуса.

Рядом с восточной стеной монастыря вне его стен стоит ещё одна церковь – это Спасо-Преображенский собор Спасо-Песоцкой обители, присоединённой к Яковлевскому монастырю в 1765 году. Храм был заложен княгиней Марией в память её погибшего мужа князя Василько. Существующее здание построено в XVII веке на месте прежней деревянной церкви. Известно, что здесь погребена сама княгиня, её сын князь Глеб Белозерский, а также епископ Угличский Амфилохий.

При посещении Спасо-Яковлевского монастыря мы, к сожалению, были ограничены во времени. Но, конечно, я бы рекомендовала посетить этот монастырь с экскурсией. Экскурсия включает посещение Димитровского собора, Яковлевской церкви, а также Зачатьевского собора с осмотром фресок XVII века; подъём на башню монастыря и на балкон для певчих, а также посещение подземного Воскресенского храма.

Главные святыни Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом:

  • мощи святителя Димитрия Ростовского (1709 г.),
  • мощи святителя Иакова Ростовского (XIV век),
  • чудотворный образ Богородицы – келейная икона святителя Димитрия “Ватопедская” (или “Отрада и Утешение”).

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь был основан в 1389 г. святителем Иаковом, Ростовским епископом. Обитель расположена на юго-западной стороне города, на берегу озера Неро, вдоль которого раскинулся весь Ростов.

Содержание

История

История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой.

Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.

Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г.

Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря.

Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому.

В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

Долгие годы как ценная памятная реликвия в обители сохранялся небольшой четырехпудовый колокол, называемый «Царским», который был пожалован царем Алексеем Михайловичем в 1652 г., в память о кончине московского патриарха Иосифа.

Значительный перелом в истории обители последовал в середине 50-х годов XVII столетия, когда по воле ростовского митрополита Ионы она была приписана к архиерейскому дому. Митрополит Иона Сысоевич, возглавлявший Ростовскую епархию в 1652-1690 гг. — известный церковный деятель, видный иерарх, создатель каменного ансамбля Ростовского архиерейского дома.

Для Яковлевского монастыря получение статуса приписного имело огромное значение, поскольку без всякого преувеличения это сохранило его жизнь. В то время небольшой, небогатый и неизвестный Яковлевский монастырь едва сводил концы с концами. Присоединение к архиерейскому дому обеспечило ему материальную поддержку, поскольку все приписные монастыри содержались за счет владычной кафедры.

В 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. При гробе святителя начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию.

Императрица Елизавета Петровна пожертвовала обители серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. На торжествах положения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, проходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица Екатерина II.

Канонизация свт. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть, оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, до марта следующего года.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода.

Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм.

В конце XVIII столетия был построен новый монастырский собор — огромный и величественный храм свт. Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь свт. Иакова Ростовского.

С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы можем видеть его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные.

В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года.

4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева.

С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище. 1 августа 2004 г. в Спасо-Яковлевском монастыре открылся первый в области Православный миссионерский центр. Также при обители действует Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.

Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь в Ростове Великом Епархиальный мужской монастырь

История

Яковлевский монастырь был основан в конце XIV в. епископом Иаковом, который возглавлял Ростовскую епархию с 1386 по 1389 гг. Будучи изгнан с епископской кафедры ростовским князем и жителями города, епископ Иаков покинул паству и избрал местом своего пребывания западную окраину Ростова. По словам Жития, святитель, “исходя из града и пришед на озеро, сняв с себя мантию свою святительскую, положив на воде и знаменовася крестным троеперстным знамением, став на мантии своей и поплове по озеру к месту, иде же ныне во имя его нарицается Яковлевский монастырь; мантия святому Иакову бе ладьей, веслом же – молитвы его святые и незлобие пастырское”.

На протяжении трех первых столетий Яковлевский монастырь не имел каменных сооружений, все его строения были деревянные. В летописях сохранились упоминания о том, что дважды монастырь подвергался разорению. В первый раз – вскоре после своего основания, в 1408 г., при нашествии на Ростов татарского хана Едигея, а вторично – двести лет спустя, в 1608 г., во время польско-литовской интервенции.

В XVII столетии земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе монастырской вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

В середине 50-х годов XVII столетия последовал именной указ царя Алексея Михайловича о приписке Зачатиевского Яковлевского монастыря к Ростовскому архиерейскому дому, на что была дана благословенная грамота патриарха Никона. В царском указе прямо обозначена причина присоединения − “для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре, а в Ростове де в соборной церкви был он Ияков епископ, сопрестольник Ростовским чудотворцам”. В кафедральном Успенском соборе при архиерейском доме покоились мощи четырех ростовских святителей: епископов Леонтия, Исайи, Игнатия и архиепископа Феодора. Мощи их сопрестольника, епископа Иакова находились под спудом в соборной церкви Яковлевского монастыря. Именно это обстоятельство и явилось главным обоснованием присоединения этой обители к архиерейскому дому.

К концу XVII столетия Яковлевский монастырь имел следующий облик. Деревянная ограда окружала небольшой по размерам монастырский двор, на котором возвышался каменный пятиглавый Троицкий храм с шатровой колокольней. Около северной стены ограды стояли каменная трапеза и деревянные кельи; за монастырской стеной располагались дворы служителей.

XVIII столетие в истории Зачатиевского Яковлевского монастыря отмечено знаменательными событиями, круто изменившими его последующую судьбу. Они связаны с именем ростовского митрополита Димитрия (1702-1709).

Вопреки церковной традиции, согласно которой местом захоронения епархиального владыки должен служить кафедральный храм, митрополит Димитрий в своем завещании определил местом своего упокоения ударенный от центра города Яковлевский монастырь, назвав храм, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. В 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. 25 ноября тело святителя было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме.

В 1746 г., 6 июня, из Ростовской духовной консистории в Яковлевский монастырь был прислан указ об учреждении в монастыре общей трапезы, из чего следует, что до тех пор в обители действовал необщежительный устав.

В 1752 г. в Яковлевском монастыре были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом императрицы Екатерины II он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. Знаменательно, что ставропигиальным Яковлевский монастырь стал одновременно с прославленной обителью Русского Севера − Соловецким монастырем.

26 марта 1765 г. Яковлевский монастырь был причислен к монастырям второго класса, что гарантировало ему стабильное государственное содержание. Сообразно статусу второклассного монастыря, он ежегодно получал от казны около полутора тысяч рублей.

В тот же день, 26 марта, настоятелем монастыря был утвержден архимандрит Павел, переведенный из Новгородского Духова монастыря. С этого времени все последующие настоятели имели сан не ниже архимандрита.

В последней четверти XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь получает новый статус. В 1888 г. он возвращается в епархиальное ведомство и становится резиденцией викарных епископов.

На основании советского декрета “О музейном имуществе” от 10 октября 1918 г. Спасо-Яковлевский монастырь “как первоклассный памятник древнерусского искусства в целом, со всеми находящимися в нем зданиями, представляющими историко-художественное значение, а также и предметами церковной утвари художественно-археологической ценности” поступил в ведение Музейного отдела Наркомпроса. Наблюдение за состоянием памятников Яковлевского монастыря возлагалось на сотрудников Ростовского музея.

В апреле 1920 г. по решению X Ростовского уездного съезда советов в городе было произведено вскрытие мощей святых.

В 1920-е годы Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских храмах – теплом Яковлевском и холодном Димитриевском, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов. Закрытие монастырских храмов в 1929 г. означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря.

В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако, монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и вновь стал действующим.

Монастырское богослужение было возобновлено на св. Пасху, 7 апреля 1991 г. В храме св. Димитрия Ростовского служил настоятель Ростовского Успенского собора игумен Сильвестр. Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря стал архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию.

По монастырскому уставу в Спасо-Яковлевском монастыре ежедневно проводятся богослужения. Круглогодично для служб открыта церковь св. Иакова Ростовского, в теплое время года используется храм св. Димитрия Ростовского.

В настоящее время в составе братии – пятнадцать человек: наместник, четыре иеромонаха, четыре иеродиакона, два монаха и четыре послушника. В мае 2003 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского решением Священного Синода наместником обители назначен иеромонах Серафим. C октября 2009 наместником назначен игумен Савва. Монастырским духовником является ростовский благочинный архимандрит Сильвестр.

С 2003 г. на территории монастыря по благословению владыки Кирилла размещено Духовное училище, в котором обретают знания и воспитываются будущие пастыри Русской Православной Церкви. Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии, при посещении Яковлевского монастыря в октябре 2003 г. и знакомстве с семинарией, оставил в книге посетителей такую запись: «Духовная школа, нашедшая здесь приют, надеемся, будет укрепляться из года в год, а братия будет этому помогать».

Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее, для организованных паломнических групп проводятся экскурсии. Монастырь располагает возможностью для приема тех, кто хотел бы побывать здесь и помочь своими трудами возрождающейся обители.

Содержание монастыря, поддержание его памятников в должном состоянии, развитие монастырского хозяйства требуют немалых усилий и значительных средств. Возрождению монастыря способствуют каждодневный труд и неустанные молитвы братии.

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Пещерный храм Воскресения Христа был основан епископом Иосифом в подвальном помещении храма св. Иакова. Освящен в 1912 г. на Пасху. В Воскресенском храме было устроено точное по размерам подобие Гроба Господня, придел Ангела, темница Спасителя, а сам храм был расписан на тему Страданий и Воскресения Христа. Также в храме было устроено подобие Вифлеемской пещеры. Все внутреннее убранство храма к настоящему времени утрачено. Но здесь находится погребение основателя монастыря святителя Иакова Ростовского. До закрытия обители в конце 1920-х годов в храме успели послужить некоторое время. Здесь служили в Великую Пятницу чин выноса Плащаницы, а также служили вечером в 1-й день Пасхи.

Построен ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в лето 1686/87 года на месте, где был построен первый деревянный храм основателем обители свт. Иаковом Ростовским. Тогда же и расписан артелью известных ярославских мастеров. Сейчас храм внутри пребывает на реставрации, стоят леса. В день престольного праздника здесь служат молебен святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, также им служат здесь молебен каждый четверг. Молебны служатся у почитаемой фрески святых Иоакима и Анны, являющейся храмовой иконой и находящейся в первом ряду каменного иконостаса XVII в.

Построен в период 1795 — 1801 гг. Классицизм. Архитекторы А.Ф. Миронов и Г.Е. Дикушин, крепостные графа Шереметева. Большая часть средств на постройку была пожертвована графом Николаем Петровичем Шереметевым. Шереметевы считали свт. Димитрия Ростовского святым покровителем своего рода. Своего единственного сына граф Николай Петрович назвал Димитрием в честь ростовского святителя. В настоящее время в храме проходят все воскресные и праздничные богослужения, а также по вторникам молебны святителю Димитрию Ростовскому, по средам — у Ватопедской иконы Божией Матери.

Строительство начато в 1824 году и велось в основном на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Храм освящен в 1836 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским. Стиль классицизм. В настоящее время в храме проходят ежедневные будние богослужения, а также каждый понедельник молебен свт. Иакову Ростовскому у его мощей.

Богослужение в монастыре

Служение

Старый, дореволюционный Спасо-Яковлевский монастырь был известен не только своими святынями. Например, здесь был свой музей, хранивший реликвии, связанные со Свт. Димитрием Ростовским и замечательными личностями обители. Посетить музей мог любой паломник и гость монастыря.

В обители была представительная библиотека, начавшая формироваться во второй половине XVIII столетия, в связи с прославлением Свт. Димитрия. Особую ценность ее составляли, конечно, книги из богатого собрания самого Святителя, с его личными пометами и записями. В монастырскую библиотеку их попало немного, так как основная часть книг Свт. Димитрия по его кончине была увезена в Синодальную библиотеку.

Тем более хранимо и опекаемо было в обители то, что осталось здесь, и было связано с личностью про-славленного Ростовского владыки. Ценные вклады в монастырскую библиотеку делали и просвещенные настоятели обители, завещая сюда по кончине свои книжные собрания.

Свыше полутора веков монастырский музей и библиотека располагались в обширном, светлом помещении под куполом Яковлевского храма. Большое полукруглое витражное окно, занимающее всю северную стену этого помещения, высокий сводчатый потолок, покрытый фресками, массивные старинные шкафы создавали здесь свою, особую атмосферу.

К сожалению, нет теперь монастырского музея, нет той богатой библиотеки, славившейся своим собранием, – все это пострадало в годы гонений: что-то попало в музеи, что-то исчезло навсегда. Тем не менее, когда возникла мысль создать в обители библиотеку для общегородского пользования, место ей было определено сразу – помещение старой монастырской библиотеки под куполом храма Святителя Иакова. Так была возрождена одна из традиций обители.

В настоящее время библиотека монастыря насчитывает порядка 6.000 книг, распределенных по 26-ти тематическим разделам, которые охватывают широкий круг тем, связанный с церковной жизнью, историей, искусством, богословием, беллетристикой. Есть также два дополнительных раздела: это книги по сельскому хозяйству и сельскохозяйственной технике. Церковная периодика представлена такими популярными журналами как: «Фома» (для сомневающихся), «Нескучный сад» (о православной жизни и делах милосердия), «Славянка» (для женщин), «Наследник» (для молодежи). Ознакомиться с церковными событиями, происходящими в нашей области, можно в «Ярославских епархиальных ведомостях». К тому же, в этой газете постоянно печатаются содержательные очерки по истории нашего края. Кроме книг в библиотеке имеется несколько сотен наименований видео и аудиодисков. Среди этих последних есть аудиокниги и проповеди известных священников нашего времени, пользующиеся большой популярностью.

Не все книги могут быть выданы на руки. Для этого в помещении библиотеки устроены места для чтения, к которому так располагает тишина монастырских стен. К тому же здесь оборудован видеоцентр, где на большом эк-ране можно просмотреть любой из фильмов, представленных в видеотеке. Организованные просмотры планируется проводить регулярно каждое воскресенье и в большие праздники по окончании литургии. Видеоцентр был оборудован по просьбе пожилых прихожан обители, большая часть из которых не имеет возможности смотреть дома фильмы на современных электронных носителях.

Услугами монастырской библиотеки сейчас пользуются свыше 500 человек, но мы ждем новых читателей, тех, кто хотел бы открыть для себя мир Православия во всем его многообразии

Спасо-Яковлевский монастырь

  1. Главная страница
  2. Монастыри и храмы
  3. Спасо-Яковлевский монастырь

Спасо-Яковлевский монастырь

Спасо-Яковлевский православный мужской монастырь является настоящим украшением Ростова Великого. За годы его существования с конца XIX века, здесь, на берегу озера Неро, вырос замечательный монастырский ансамбль, ставший памятником государственного значения. Среди зданий монастырского комплекса есть церковные сооружения, имеющие историческую и художественную ценность: Димитриевский собор, построенный в стиле классицизма, Спасо-Преображенский собор, и частично сохранившееся кладбище.

И хотя это действующий мужской монастырь, сюда стремятся не только паломники, но и многочисленные туристы. Немногочисленная братия радушно встречает гостей и проводит экскурсии по монастырскому комплексу. За чисто символическую плату туристы могут подняться на обзорную башню, с которой открывается великолепный вид на город и озеро Неро. Практически никто из посетителей монастыря не проходит мимо целебного источника святителя Иакова, над которым сооружена небольшая деревянная часовня.

У Спасо-Яковлевского монастыря богатая событиями история длинною более чем в 6 столетий. Изначально на берегу озера Неро было заложено два монастыря. Первым в середине XIII века был заложен женский монастырь Спаса Преображения. Основательницей его была вдова князя Василька Ростовского, погибшего в 1238 году в битве на реке Сить. Вдовствующая княгиня Мария решила уйти от мирской жизни и основала за пределами города монастырь, где и прожила до самой смерти. От женской обители до наших дней сохранился только храм Спаса на песках.

Фото Спасо-Яковлевского монастыря

Спустя более века рядом с женским монастырем был заложен Зачатьевский храм, вокруг которого обосновался мужской монастырь. Построил храм святитель Иаков, епископ Ростовский, изгнанный из города горожанами, за то, что он не выдал им для казни женщину. После смерти святителя Иакова монастырь стал называться Яковлевским. Почти 4 столетия обе эти обители стояли рядом бок о бок. И только в 1764 году указом государыни Екатерины Второй женский монастырь был упразднен, а его земли и строения были приписаны к Яковлевскому монастырю.

Постепенно обе обители беднели, деревянные монастырские постройки разрушались. И не увидел бы свет жемчужины Ростова Великого Спасо-Яковлевского монастыря, если бы не митрополит Иона Сысоевич. Благодаря ему над могилой святителя Иакова была выстроена новая церковь, а в 1686-1691 годах на месте деревянного Зачатьевского собора был построен каменный храм, окрещенный первоначально в честь Святой Троицы. А в 1754 году собор был вновь переосвящен в честь Зачатия праведной Анны. Монастырь был приписан к Архиерейскому дому.

Зачатьевский собор – самое старое здание монастыря, построенное в классическом стиле того времени: без подклета, с фасадами, расчлененными лопатками на три части. Центральная глава стоит на большом световом барабане, четыре боковых, поменьше – на глухих. Центральный купол – золотой, а малые – синие с золотыми звездами. В христианской символике такая расцветка связывается с Богородицей. Сразу после постройки храм был расписан ярославскими мастерами. И до сих пор стенная роспись Зачатьевской церкви представляют собой один из ценнейших памятников фресковой живописи Ростова. Стены расписаны сверху донизу. На северной стене, в нижнем ряду, помещены сцены рождения и погребения основателя монастыря — ростовского епископа Иакова. На сводах размещены изображения на темы евангельских праздников. По верхнему ярусу, на внутренних полукружиях закомар — деяния Троицы. Вместо деревянного иконостаса сначала была поставлена каменная стена, расписанная под деревянный иконостас. И только в 1762-1765 годах к стене был приставлен резной деревянный иконостас, выполненный в стиле барокко мастерами-резчиками из Осташкова. К 1780-ому году он был позолочен и снабжен иконами, написанными придворным художником Венедиктом Вендерским.

В Зачатьевсом соборе хранятся мощи святых Иакова и Димитрия Ростовских. Помимо мощей в Свято-Яковлевском монастыре хранится еще одна высоко чтимая реликвия – Ватопедская икона Божией Матери. В монастырской библиотеке хранится огромное собрание древнейших книг и рукописей, исторических документов, ценный архив нот. В начале 20 века в уже существовавших на тот момент постройках были освящены новые храмы. В настоящее время на территории обители открыта бюджетная гостиница для многочисленных гостей. С 2003 г. на территории монастыря по благословению владыки Кирилла размещено Духовное училище, в котором обретают знания и воспитываются будущие пастыри Русской Православной Церкви.

Как доехать до Спасо-Яковлевского монастыря:

Из Москвы до Спасо-Яковлевского монастыря удобно добираться поездом с Ярославского вокзала. Достаточно удобен Ярославский экспресс, делающий остановку в Ростове. Время в пути около трех часов. Отправление из Москвы в 8:20, 16:20, из Ростова Великого в 7:20, 17:20. Далее метным автобусом или маршрутным такси. На автомобиле по федеральной автодороге М-8 Москва — Архангельск.

Адрес монастыря:

152155, Ярославская область, Ростов-Великий, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Тел.: 8 (48536) 7-43-69.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Фото и описание

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь расположен на берегу озера Неро. Он был основан в 1389 г. У монастыря – богатая и длинная история. На этом месте первоначально было заложено два монастыря: Спасо-Песоцкий женский и Яковлевский мужской . Женскую обитель основала в середине 13 в. дочь князя Михаила Черниговского Мария, являвшаяся женой князя Василька Ростовского, который погиб в 1238 г. в битве на реке Сить. После такой потери княгиня ушла от мира и за пределами города основала монастырь Спаса Преображения, его также называли Княгининым монастырем. Здесь Мария прожила всю оставшуюся жизнь, а перед смертью приняла монашеский постриг. От обители сохранился только храм Спаса на Песках. По указу Екатерины II в 1764 г. женский монастырь упразднили и приписали к Яковлевскому.

Почти через 100 лет после основания женского монастыря рядом был основан мужской. Заложил его епископ Ростовский, Святитель Иаков. Отказавшись выдать горожанам для казни женщину, святитель был изгнан из города. Но, выйдя из города, Иаков на глазах многих ростовчан проплыл по озеру чудесным образом на расстеленном плаще. Он остановился рядом со Спасским Княгининым монастырем, где им и была заложена новая обитель. Она была названа Зачатьевской. После кончины Иакова монастырь стали называть Яковлевским. Постройки этих монастырей были деревянными. Поэтому не дошли до нашего времени.

С течением времени оба монастыря беднели и разрушались. Но митрополит Иона Сысоевич поддержал Яковлевский монастырь, поставив над могилой св. Иакова каменную церковь и перестроив Зачатьевский собор в 1686-1691 гг. Монастырь был приписан к Архиерейскому дому.

В начале 18 в. в Ростов приехал святитель Димитрий, Он был поставлен митрополитом монастыря. В 1709 г. по его завещанию он был погребен в Зачатьевском (Троицком) соборе.

Самым старым зданием монастыря является собор Зачатия праведной Анны. Его строительство было начато в 1686 г. при митрополите Ионе. Сначала его освятили как Троицкий, в 1754 г. он стал Зачатьевским. Центральная глава храма стоит на световом барабане, а четыре боковых − на глухих. Малые купола – синего цвета с золотыми звездами, центральный – золотой. В 1689-1690 гг. храм расписали ярославские мастера, его фрески до настоящего времени являются лучшими образцами изографического искусства Ярославля. В 1752 г. под полом этого собора были обнаружены мощи митрополита Ростовского, св. Арсения, возле которых стали происходить чудесные исцеления, тогда Синодом было принято решение о прославлении этого святителя.

В том же 1752 г. к стене Зачатьевского собора была пристроена первая Яковлевская церковь. В 19 в. ее разобрали и построили заново. Яковлевская церковь несколько меньше Димитриевской, но очертания, формы и детали декора их схожи.

В начале 20 в. владыка Иосиф, последний настоятель монастыря, устроил в подклете храма Воскресенскую церковь с часовней Гроба Господня внутри.

Димитриевская церковь начала строиться в 1794 г. на средства, выделенные графом Н.П. Шереметевым. Для строительства он привлек зодчего из Москвы, Елизвоя Назарова, и крепостных мастеров – Миронова и Душкина. Алексей Миронов строил много для графа Шереметева, работал в его усадьбах Останкино и Кусково. Дмитриевский храм построен в стиле классицизма, но в процессе строительства его проект несколько раз корректировался, поэтому, несмотря на красоту и проработанность отдельных элементов здания, в общем, оно смотрится не совсем пропорциональным. Храм увенчан большим куполом с одной главкой. На углах четверика – маленькие главки. Фасады здания со всех сторон украшены многоколонными портиками ионического и коринфского ордера, мелкие портики – на окнах, многочисленные барельефы. По мнению И. Грабаря, фигуры и барельефы, колоннаду западного портика, вполне мог сделать архитектор Кваренги. Стены храма расписал в конце 18 в. ростовский изограф, мастер Порфирий Рябов.

Восточнее всех храмов расположена трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем, относящаяся к 1776-1786 гг. Она украшена довольно сдержанно, в классическом стиле, пилястрами и рустом, парами колонн, и выполняет роль высотной доминанты монастыря.

Келейные здания и настоятельские покои были построены в 1776-1795 гг. Они выдержаны в стиле классической жилой архитектуры 18 в.

В монастырь с двух сторон ведут ворота − от озера и от дороги.

В советские времена, в 1923 году монастырь был закрыт, а в 1928 г. запретили богослужения в его храмах. Его настоятель Иосиф был арестован, он погиб в ссылке. В монастырских зданиях долгое время располагались жилые помещения, склады, детский сад. В 1920-е гг. этот памятник лишился многих ценных икон и прочей церковной утвари, которые бесследно исчезли.

В 1991 г. монастырь вернули Церкви. Здесь проходят службы, живут монахи, которые занимаются натуральным хозяйством, шитьем, иконописью.

Ростов Великий – мужской Спасо-Яковлевский монастырь и Четыре женских судьбы

Миллион людей подъезжал к Ростову со стороны Москвы. И миллион сердец замирал на мгновенье, когда за гладью озера Неро видел стройные колокольни и зеленые купола. Мы ехали по Московской дороге зимой, по правую сторону, там, где полагалось быть озеру, расстилалась белая гладь, за ней открывалось величественное виденье храмов. «Это ростовский кремль», – ахнула я и впилась глазами, стараясь различить подробности. Но дорога сворачивает, и это еще не кремль. А виден был удивительно красивый Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом, знаменитый своими святынями. И еще необычным расположением и очень длинным названием.

О расположении и названии

Полное наименование монастыря звучит так – Спасо-Яковлевский Димитриев мужской. Что означает длинный набор слов? И еще вопрос – почему один из его храмов находится за пределами монастырских стен? Начнем с названия. Точнее, с конца названия.

Многие улыбнутся: «Ну, то что мужской – понятно, раз там живут только мужчины».

А вот сами монахи так никогда не скажут. Во-первых, они приходят в монастырь НЕ жить, но – спасаться. А во-вторых, неверно утверждать, что там находятся одни мужчины. Нет обителей только с монахами-мужчинами или исключительно с женщинами-монахинями.

Дело тут вот в чем: любое церковное таинство проводится только священником-мужчиной. Поэтому для совершения обрядов мужское присутствие обязательно в женском монастыре, с другой стороны, в мужских монастырях всегда есть мирские женщины, выполняющие те или иные работы, к примеру, на кухне или в пекарне.

Недавно узнала вовсе удивительное: оказывается, на Житомирщине вот уже полвека существует – и не католический, а православный! – Мужской, и, одновременно, женский монастырь. В тихом пристанище Свято-Георгиевской обители поселка Городница вместе молятся и трудятся 46 сестер и 40 братьев …

Идем дальше. Благодаря обретенным в 1757г. мощам митрополита города Ростова Димитрия, в знак уважения к этому святому, к названию добавилось Димитриев.

А ранее, в 1389 году в Ростове занимал епископскую кафедру Иаков. Любопытный момент: Был он НЕ только современником заступника и молитвенника земли русской преподобного Сергия , но и его земляком.

Высоко взлетел Иаков, выходец из простых крестьян, за благочестивую жизнь свою удостоился быть поставленным епископом. Но судьба предназначила ему неожиданно отложить все апостольские дела и основать маленькую обитель, которая потом пышно разрастется в Спасо-Яковлевский монастырь Ростова Великого.

Случилось так, что в эту пору была осуждена на казнь некая ростовская женщина. За какие провинности последовало столь строгое наказание, летопись умалчивает, туманно называя их «беззакониями». Но несчастная бросилась к ногам Иакова, умоляя о снисхождении. Глава епархии проявил милосердие и «не выдал ее на смерть», избрав карой преступнице покаяние.

Это так возмутило ростовского князя и граждан города, что они изгнали сразу ставшего неугодным епископа.

Изгнанный Иаков вышел к озеру, снял свою святительскую мантию, расстелил ее на воде, встал на нее и поплыл. Люди бежали по берегу вслед за чудом и умоляли простить их. Плащ пристал к берегу, святой простил раскаявшихся ростовчан, забыл нанесенную ему обиду, но назад в город не вернулся. Так на этом месте возникла святая обитель, в которой соорудили братские кельи с деревянной церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Здесь же в Яковлевском монастыре и закончил Иаков свои дни.

Но, надо заметить, вблизи незапланированно возникшей обители, вот уже больше века существовал еще один монастырь – Спасо-Песоцкий. Его, в самый разгар монгольского нашествия, основала необыкновенная женщина – ростовская княгиня Марья Черниговская. Из всего монастырского ансамбля до нас дошло единственное сооружение – Спасо-Преображенский собор, перестроенный в камне в XVII веке.

В 1765 году императрица Екатерина Великая упразднила древнюю обитель Спаса на Песках. Земли отошли государству, а все храмы и здания, ему принадлежавшие, были приписаны к Спасо-Яковлевскому Дмитриеву мужскому монастырю. Принадлежать-то они стали, но физически так и остались на прежнем месте. Вот почему так оказалось, что Церковь Спаса Преображения находится вне каменной стены с башнями, ограждающей существующую обитель.

Мария Черниговская

Основательница Спасо-Песоцкого или как его называли в народе, Княгининого монастыря, заслуживает хотя бы небольшого рассказа. Кто она и какой она была?

Умная и деятельная женщина. Почтительная дочь князя Михаила Всеволодовича, вошедшего в историю как Михаил Черниговский. Любящая жена князя из Ростова Василько Константиновича. Хорошая мать, вырастившая двух прекрасных сыновей. Дальновидный политик и миротворец. Родственница Александра Ярославовича, того, который станет Невским. Составительница летописей с включенными туда прочувствованными повествованиями о подвигах и доблести людей русских.

Княгиня Марья и князь Василько обвенчались в 1227 году. Как спустя почти восемь веков узнать, что чувствовали друг к другу молодые? Хроники об этом не пишут … Но многое говорит за то, что чета в своей семейной жизни была счастлива. У молодых супругов появился сначала сын Борис, а потом родился второй – Глеб …

Русским князьям в этом веке катастрофически не хватало единства, амбиции и гордыня мешали им действовать сообща. Поэтому имена, данные княжеским детям – Борис, Глеб – имели глубочайший смысл, очевидный людям того времени.

Но пришел 1237 год и на русскую землю обрушилось несчастье – нахлынули орды Батыя. В битве на реке Сить погибает мученической смертью князь Василько Ростовский. Мария Черниговская становится вдовой в 25 лет, детям ее в это время было – старшему 7 лет, младшему не было и двух. Она берет в свои руки управление княжеством и до совершеннолетия сыновей разумно правит им.

Ростовские летописи середины XIII века – необычны, они содержат много поэтичных сведений, касающихся личности князя Василька, подробностей о героической и мученической смерти от рук татар Михаила Черниговского. Мария получила их из первых рук, от сына своего Бориса, бывшего очевидцем гибели деда в орде. Написанные любящей и талантливой рукой, ее летописи имеют прямое отношение к канонизации дорогих ей людей и к почитанию их между прочими общерусскими святыми.

Снова митрополит Иона Сысоевич

Вторая половина XVII века – сложное время церковного раскола. Царь и патриарх сделали трудный выбор – отказаться от некоторых устоявшихся традиций и подчиниться канонам, существующим в остальном православном мире.

Церковные реформы самих основ православной веры не затрагивали, лишь касались унификации обрядов, служб и богослужебных книг. Например, среди большей части православных народов было приято креститься тремя перстами, а в московских традициях было использовать двуперстие.

Нововведения не всеми принимались мирно, была масса недовольных, которых жестоко преследовали.

Иона Сысоевич, как архипастырь, старался удержать паству от возможного падения в ересь, укрепить доверие ее к Русской Церкви, для этого сооружал новые храмы и заботился о проведении в них богослужений, соответствующим установленным канонам. Его зодчие в разных местах епархии возвели и восстановили более пятидесяти храмов.

В ростовском Спасо-Яковлевском монастыре Иона Сысоевич распорядился перестроить деревянный Зачатьевский собор, сделав его каменным, и расписать его стены замечательными фресками. Его стараниями над могилой святого Иакова поднялся каменный придел к церкви.

Димитрий Ростовский

Ростов Великий и, в частности, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, привлекает множество туристов и паломников.

Для паломников особый интерес представляют жившие здесь подвижники Русской православной церкви. Именно в этом городе жил особо почитаемый среди них Дмитрий Ростовский – единственный русский святой живший и канонизированный в XVIII веке. Именно в этой обители по сей день хранятся его чудодейственные мощи.

Дмитрий Ростовский появился на свет недалеко от Киева в 1651 году в семье казацкого сотника. Мальчика в одиннадцать лет определили в учебное заведение – Киево-Могилянскую коллегию, получившую к этому времени признание. Многие молодые люди предпочитали учиться в ней, нежели получать образование в Польше. Коллегия прославилась своими выпускниками – проповедниками, учеными, государственными деятелями.

В неполные 17 лет юноша стал монахом. Пошли годы самообразования: чтения, переписывания священных книг, сочинений на заданные темы, опытов проповедничества. Оказалось, что у Дмитрия, кроме глубоких познаний, есть дар живого слова – проповеди его хотели слышать жители всех окрестных мест. Для православия того времени на территории Малороссии это было важно – католическая церковь активно теснила нашу религию.

Образованный и талантливый молодой человек обратил на себя внимание, и вот уже император Петр I вызывает его в Москву. А оттуда Дмитрий Ростовский направляется в качестве митрополита в Ростов Великий. В то время идет 1702 год.

В ростовской епархии сказаны им известные, самые лучшие и прочувствованные проповеди. Здесь он много ездит и ходит пешком, просвещая и обучая основам православной веры и нравственности, открывает свою знаменитую школу для детей всех сословий, помогает бедным и обездоленным.

Тут он пишет свои богословские трактаты, заканчивает свой двадцатилетний труд по написанию Жития святых – «Четьи Минеи», сборник из 12 томов для ежедневного чтения в каждый месяца года. Гоголь назвал его «любимейшим чтением русского народа», а великий Пушкин – «чтением вечно живым».

Святитель Димитрий преставился в 1709 году и был похоронен в Спасо Яковлевском монастыре Ростова Великого. Через полвека были обретены его мощи, при этом были зафиксированы многочисленные исцеления, а обитель стала известна всей России …

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Приходили сюда простые люди, приезжала на обретение мощей святителя Димитрия всероссийская императрица Екатерина II. На трехсотлетие Дома Романовых здесь побывали император Николай II, его дочери и цесаревич.

Из последних Романовых в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре еще была Великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне причисленная к лику святых новомучеников. Два раза приезжала она сюда со своим супругом, потом побывала еще раз, уже будучи настоятельницей Марфо-Мариинской обители. В последний раз она увидит Ростов и поклонится его святыням из арестантского вагона, на пути в Сибирь, к месту своей гибели.

Гордость русской архитектуры Яковлевский монастырь Ростов Великий

На юго-западе города Ростов Великий за каменными стенами с башнями находится Спасо-Яковлевский монастырь. Удивительное впечатление производит он: белоснежный, с зелеными крышами, со стилизованным под готику декором башен, с завершениями храмов в стиле барокко и в традиционном многоглавии.

Древнее озеро Неро добавляет ему очарования и долю таинственности. Никто не останется равнодушным, глядя с крепостной стены на расстилающиеся внизу изумительные виды. Внутри монастыря бросается в глаза, что все здесь обустроено с тщанием и любовью. Замечу, кстати, люди здесь необычайно приветливы …

Важные постройки монастыря:

  1. Церкви:
  • Зачатия Анны
  • Иакова Ростовского
  • Спаса Преображения
  • Собор Димитрия Ростовского
  1. На стенах:
  • Северные ворота
  • Южные ворота (Водяные)
  • Юго-западная (смотровая) башня
  • Колокольня
  1. Другие строения:
  • Часовня с источником Иакова Ростовского
  • Настоятельский корпус
  • Трапезный корпус
  • Келейный корпус

Три храма выстроились в один ряд вдоль восточной стороны Спасо-Яковлевский монастыря Ростова. Это пятиглавый Зачатьевский, вплотную стоящий к нему Иаковлевский и Димитриевский. Наиболее интересными являются храм во имя Зачатия св. Анны и Дмитровская церковь.

Самая старая монастырская постройка – сделанная по заказу митрополита Ионы Зачатьевская церковь. Вид ее с того времени изменился, ее существенно перестраивали в XVIII и XIX веках, но росписи внутри сохранились со времен Ионы III. Она сияет центральным золотым куполом и еще четырьмя малыми – синими со звездами. Что означает эта символика можно Посмотреть в Этой стать е.

Прасковья Жемчугова

Дмитриевский собор – портик со ступенями из белого камня, колонны с капителями, скульптуры мучеников в нишах, лепные барельефы – построен на средства беспримерно богатого графа Шереметьева. Поэтому его иногда называют Шереметьевским.

Считается, что он построен по обету, связанному с трогательной и грешной любовью Николая Петровича к ярославской Золушке – талантливой крепостной актрисе и певице Параше Жемчуговой.

Ярославская она постольку, поскольку все три существующие версии о месте ее рождения ведут к поселку Борисоглебскому, что под Ростовом.

Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская

В 1824 году разобрали каменный придел у Зачатьевского собора и построили Яковлевский храм. Образцом для него послужил Дмитриевский собор. В этом был заложен определенный подтекст – каждый из них посвящен великому святому, которых разделяют века, но объединяет та помощь страждущим, которую оказывают они припадающим с надеждой к их святым мощам.

Строили этот храм на деньги молодой графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, единственной дочери знаменитого сподвижника Екатерины II – Алехана Орлова, вероятного убийцы ее супруга Петра III и похитителя несчастной княжны Таракановой.

Второй такой невесты не было в России. Рядом с ней всегда было много претендентов на ее девичье сердце, и, будем говорить прямо, на то многомиллионное приданое, что шло в комплекте с сердцем. Но отец не торопил ее с замужеством.

А потом Алексей Григорьевич неожиданно быстро умер. Анне в это время было 22 года. С его смертью привычный мир девушки рухнул и все вокруг для нее опустело – так много значил в ее жизни отец, укрывавший ее ото всех жизненных невзгод, словно могучий дуб под своей кроной.

Нет слов, чтобы выразить масштаб того богатства, что стало принадлежать этой девушке. Но она унаследовала от отца не только огромное состояние, но выдержку и твердость характера. Толпа воздыхателей продолжала расти, но сердце ее затрепетало только один раз – тогда, когда она встретила графа Николая Каменского. Но что-то не сложилось в их отношениях …

Тогда графиня, отвергнув всех женихов, решает посвятить себя делам благотворительности и религии. Она отправляется по монастырям на богомолье – сначала в Киев, а потом в Ростов в Спасо-Яковлевский монастырь. Сюда она будет регулярно ездить до 1820 года.

Пока в ее жизни не произойдет знакомство с одиозным Петром Никитичем Спасским, известным как архимандрит Фотий. Он будет оказывать на графиню мощнейшее влияние, подчинит ее волю, поработит душу, получит в свои руки ее состояние.

Их отношения станут неразрешимой загадкой, объектом пристального интереса и сплетен для современников. Но это уже другая тема и монастырь другой …

Другие достопримечательности

Существующая ныне каменная стена с четырьмя восьмигранниками башен сооружена в XVIII веке. Для входа в монастырь предусмотрены двое ворот. В стену ограды встроена высотная доминанта обители – трехъярусная колокольня со шпилем. Между нею и храмами расположен древний монастырский погост. У противоположной монастырской стены разместились братские кельи и покои наместника. За стеной находятся хозяйственные постройки и Спасо-Преображенский храм.

В центре двора стоит небольшая часовенка, в которой бьет святой источник. Водичку можно набрать бесплатно, на вкус она своеобразная, говорят в ней большое количество железа.

История обители насчитывает немало перенесенных бед: ее грабили и жгли татары, во времена смуты – польские интервенты, после революции закрыли и запретили здесь богослужения. Долгое время в ее зданиях были склады, жилые помещения, учреждения.

С 1991 года здесь снова живут монахи. Их 18 человек, они ведут службы, занимаются хозяйством, пишут иконы.

Ростов Великий Спасо-Яковлевский монастырь и его святыни

Главными святынями, хранящимися здесь, считаются:

  • Митрополита Ростовского Димитрия святые мощи.
  • Епископа Ростовского Иакова мощи, покоящиеся под спудом.
  • Архимандрита Ростовского преподобного Авраамия, сокрушившего идола Велеса и основавшего Богоявленский монастырь, перенесенные сюда мощи.
  • Особенно чтимый список с чудотворной иконы Божьей матери из Ватопедского монастыря, что на Афоне.

Ничего не поделаешь: проходит время, тускнеют и уходят из памяти какие-то детали поездки в Ростов Великий, но вот в чем я уверена – то общее радостное и светлое впечатление, полученное от посещения Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, еще долго будет греть душу. ..


Читайте также:  Томская епархия: священники, храмы и монастыри, паломническая служба и отделы
Ссылка на основную публикацию