Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии

Ставропигиальный монастырь в России: что это такое и каковы его признаки

Монашество предлагает своеобразный путь самосовершенствования. Иноки стремятся приблизиться к идеалу, явленному жизнью Иисуса Христа, к святости, к Богу. Кроме обычной обители существует «Ставропигиальный монастырь». Что это значит, прихожанин может разобраться, совершив паломничество в обитель.

Монастырская жизнь

У монашества многовековая история. Первые общины чернецов появились в IV веке, в низовье реки Нил и в окрестностях еврейского Вифлеема. Когда христианство становится государственной религией Римской империи, обители строятся на европейской территории.

После крещения Руси князем Владимиром в 988 году греческие монахи перебираются на Киевские земли. Знаменитым поселением иноков становится «Киево-Печерская лавра». Постепенно монашество распространяется по Славянским землям.

Интересно!Почему акафист Ангелу Хранителю нужно читать по понедельникам

Православный христианин, который решил посвятить жизнь молитве и аскетическим подвигам, принимает монашеский постриг. Для достижения полного духовного совершенства инок преодолевает 5 ступеней.

  1. Послушник не даёт монашеского обета, носит гражданскую одежду и привыкает к распорядку монашеской жизни.
  2. «Рясофор» или «Рясофорный послушник» отказывается от мирского имени и даёт обет послушания. Одеяние состоит из клобука и рясы. В руке монах носит чётки.
  3. Чернецу, который после символического пострига получает новое имя, дозволено носить рясу.
  4. Принимая малую схиму или мантийное монашество, инок даёт 5 обетов: отречения от мира, нестяжания, безбрачия, послушания и постоянной молитвы.
  5. Великая схима означает полное отречение от земного мира и соединение с Богом.

Полезное видео: о Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре

Божья благодать под присмотром патриарха

В переводе с греческого языка «Ставропигия» означает «Водружение креста». Древняя обитель, в которой патриарх собственноручно устанавливал крест, принимала статус «Ставропигиального монастыря». В религиозной юрисдикции значение слова ставропигиальный указывает на то, что церковное учреждение не зависит от местной епархии и подчиняется непосредственно патриарху или святейшему Синоду.

Симонов монастырь, который появился в 1383 году, первым на Руси получил статус «Ставропигии» и подчинялся главе Константинопольской церкви. В русской церкви «Ставропигиальные моанстыри» устраивались московским патриархом Никоном во второй половине XVII века. Он напрямую управлял «Новоиерусалимской», «Иверской» на Валдае и «Крестной» на острове Кий общинами.

В конце XIX века в России существовало 11 патриарших обителей. В следующем столетии список организаций с правами «Ставропигии» значительно расширяется. Устанавливаются патриаршие отдельные «Ставропигиальные приходы». А также благочиния и подворья, духовные миссии и представительства.

Интересно! В повседневной жизни значение слова ставропигиальный указывает на то, что монастырскими делами управляет благочинный, назначенный патриархом. Главными объектами надзора благочинного являются благочестие и нравственность иноков, правильное богослужение и рачительное хозяйствование в общине!

Посетив «Ставропигиальный монастырь», паломник познакомится с иноческой жизнью.

Общение с монахами обогатит духовный опыт, предоставит возможность получить совет для разрешения житейских проблем, которых хватает у каждого человека.

Мужское братство

В современной России функционируют 28 обителей. В 14 женских и 14 мужских общинах несут послушание 705 мантийных монахов и 365 постриженных в мантию инокинь.

Важно! Когда читают правило Василия Великого от осквернения женщин

В Москве находятся следующие мужские «Ставропигиальные монастыри»:

  1. Андреевский монастырь на Воробьёвых горах располагает Синодальной библиотекой с читальным залом.
  2. Высоко-Петровская обитель на Петровке в 2015 году отметила 700-летний юбилей. В 1993 году здесь открыт Российский университет православия.
  3. Данилов — официальная патриаршая и синодальная резиденция на улице «Даниловский вал».
  4. В Донской лавре сохраняется рака с мощами патриарха Тихона.
  5. Заиконоспасская обитель в Китай-городе знаменита тем, что здесь располагалась Славяно-греко-латинская академия, в которой учился Михаил Ломоносов.
  6. На Крестьянской площади находится Новоспасский, «Ставропигиальный мужской монастырь».
  7. В духовной семинарии Сретенского монастыря получают образование будущие священнослужители. Певчие обители составляют главный хор Русской Православной церкви.

Женские обители

Чтобы понять, что такое ставропигиальный женский статус в России, нужно вспомнить о подчинении патриарху.

Важно! Большинство монахинь не стремятся перейти на следующие степени духовного совершенства!

Инокине, принявшей схиму, позволяется носить апостольник, своеобразный головной платок с лицевым вырезом. Московские женские «Ставропигиальные монастыри»:

  1. На месте Алексеевской обители, которая теперь находится во 2-м Красносельском переулке, построен в XIX веке храм «Христа Спасителя».
  2. С 2010 года в Богородице-Рождественском общине работает певческая школа.
  3. Зачатьевская община расположена в московском районе Хамовники.
  4. Иоанно-Предтеченский монастырь находится в Малом Ивановском переулке, дом 2.
  5. В Покровскую обитель приезжают паломники, чтобы поклониться мощам блаженной Матроны Московской.
  6. Марфо-Мариинская обитель милосердия основана в 1909 году великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. На территории монастыря создан приют для осиротевших девочек.
  7. Троице-Одигитриевская Зосима пустынь находится в 7 км от поселения Новофёдоровское, входящего в городскую черту Москвы.

За рубежом открыто 25 приходов. В Европе находятся 14 приходов, в Африке и Азии – по 4, в Австралии, Антарктиде и Америке – по 1.

Это интересно! Сильная молитва о здравии наших родителей

Выбирая государство для туристической поездки, следует обратить внимание на страну, где открыты «Ставропигиальные приходы». Тогда верующему россиянину не придётся чувствовать себя прихожанином, оторванным от православной жизни.

Полезное видео: о Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре

Вывод

В мирской жизни от одиночества избавляются обретением друга или сочетанием брачными узами с любимой женщиной. Неполнота существования, духовная ущербность преодолеваются в монашестве обручением с Богом. Человек добровольно отказывается от удовольствий земной жизни, чтобы познать сладость Христовой истины.

Ставропигиальный монастырь или приход — что это значит

Практически во всех религиях существуют как миряне (простые люди), так и духовенство, представители которого посвящали всю жизнь служению Богу. Одним из представителей духовенства является монашество: монахи и монахини ведут аскетичный образ жизни в соответствии с данной клятвой. Они могут жить в полном одиночестве (быть отшельниками) или в обителях вместе с братией.

Монастыри

Монастырь – это община монахов, который имеет единый устав и комплекс построек, в которых живут монахи, проводятся богослужения и хранятся припасы. С греческого слово переводится как «одинокий». Эта община практически оторвана от мирской жизни: ее обитатели полностью обеспечивают себя: ведут хозяйство, имеют огород и домашний скот, занимаются рукоделием, продажа которого позволяет получать некоторую прибыль. Также на территории прихода нередко находятся чудотворные иконы, к которым приезжают паломники.

Монастыри делятся на несколько типов:

  1. Аббатство – это католический монастырь, управляемый аббатом и подчиняющийся епископу или Папе Римскому;
  2. Лавра – крупнейшие православные мужские обители;
  3. Подворье – удаленное представительство обители. Например, в Москве были представительства Коломенстких, Новгородских, Рязанских и других монастырей: проживающие тут монахи представляли интересы своей обители и собирали деньги для них;
  4. Пустынь – поселение, отдаленное от города или села. Обычно это были небольшие общины, которые позволяли вести уединенный образ жизни и после могли вырасти в большие монастыри. В этом случае в названии сохранялось слово «пустынь», например, Вознесенская Давидова пустынь;
  5. Скит – уединенное жилище для одного отшельника.

Также приходы бывают:

  1. Киновиями или общежитными. В них монахам не позволяется иметь личное имущество: они несут трудовую повинность в общую пользу («послушания»), получая все необходимое от обители. Настоятели избираются самими монахами;
  2. Идиоритмами или необщежитными. Отличаются наличием личного имущества у монахов – фактически общим является только место и богослужения. Монахи могут трудиться и накапливать деньги, настоятели назначаются епархиальным архиереем.

Еще одно разделение касается получения содержания:

  1. Штатные получают деньги на содержание «сверху» и могут содержать только определенное количество монахов. При этом размер содержания строго ограничен. Штатные монастыри также делятся на 3 класса в зависимости от выдаваемых сумм и предоставляемых им возможностей. В первый, привилегированный класс, помимо прочих, входят лавры и ставропигиальные приходы;
  2. Заштатные: они полностью обеспечивают себя сами и могут принимать любое число монахов – сколько смогут поддержать.

Ставропигиальные монастыри

Ставропигиальный монастырь — что это значит? Значение греческого слова «ставропигия» означает «устанавливать крест». Буквально перевод означает, что первый и главный крест был установлен патриархом. Этот статус является самым высоким, поскольку ставропигиальные приходы были независимы от местной религиозной власти и подчинялись напрямую патриарху или синоду. Управление непосредственно обителью осуществлялось наместником в чине игумена или архимандрита.

Первый монастырь такого типа – Симонова обитель в Москве – подчинялся Константинопольскому Патриарху. Тот останавливался в нем во время приездов, тут же останавливались паломники. В России до середины XV века ставропигиальные монастыри подчинялись Константинополю, который был предстоятелем Русской Церкви. С конца XVI века по 20-е годы XVIII века во время становления Российского патриаршества статус получили 55 монастырей – они подчинялись Патриарху. В 1700-1917 годах эти обители подчинялись Святейшему синоду — на конец XIX века было всего 6 мужских монастырей такого типа.

В 1984 году статус ставропигиального был предоставлен Корецкому монастырю (город Корец Украины) из-за конфликта между настоятелем и митрополитом Филаретом.

В 90-х годах ХХ века, когда началась массовая передача церквей и обителей духовенству, наиболее значимые были введены в данный статус – управление осуществляется Патриархом Московским и всея Руси. Управление может быть осуществлено синодальными учреждениями, которые были благословлены Патриархом.

На территориях Украины и Беларуси также есть несколько приходов и церквей, подчиняющихся местным Патриаршим Эрзархом. Решение было принято Священным Синодом государств. Некоторые соборы расположены в других странах (Англии, Германии, Италии, США, Франции и Эстонии). С 2009 года эти обители непосредственно подчиняются российскому Патриарху.

Адреса

Сегодня на территории России 33 обителей, среди которых 15 мужских и 18 женских монастырей. В Москве расположены следующие ставропигиальные мужские монастыри:

  1. Андреевский: основан в середине XVII века, хотя по преданию, возникновение обители произошло в XIII веке;
  2. Высоко-Петровский: датой основания считается 1315 год. Это одна из самых старых обителей России;
  3. Данилов ставропигиальный мужской монастырь: появился в середине XVI века на месте обители, основанной в XIII веке младшим сыном Александра Невского;
  4. Донской: основан в конце XVI века. На его территории расположено Старое Донское кладбище – единственное в Москве, пережившее советское время практически без потерь;
  5. Заиконоспасский: основан в XV веке. Известен тем, что на основе его просветительской школы появилась Славяно-греко-латинская академия;
  6. Новоспасский: был основан в 1490 году князем Иваном III. С тех пор ставропигиальный мужской монастырь был тесно связан с семьей Романовых;
  7. Сретенский: появился в XIV веке и до революции имел статус заштатного.

К женским ставропигиальным московским монастырям относятся:

  1. Алексеевский: датой основания является 1837 год. На сегодня монастырь сохранился частично;
  2. Богородице-Рождественский: был основан в XIV веке. Статус ставропигиального получил в наши дни;
  3. Зачатьевский: впервые появился в 1360 году, но был уничтожен пожаром и восстановлен в 1584 году;
  4. Иоанно-Предтеченский: был построен в XV веке;
  5. Марфо-Мариинская женская обитель милосердия: была основана княгиней-вдовицей Елизаветой Федоровной Романовой в 1909 году. Монахини получали медицинскую и психологическую помощь, слушали лекции врачей и получали профессию. Также они могли уйти через какое-то время в мир и завести семью;
  6. Покровский: датой постройки является 1635 год царем Михаилом Романовым. Сегодня в нем находятся мощи блаженной Матроны Московской;
  7. Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь: построена в 1826 году, московской женской обителью она стала с 2012 года, когда Троицкий административный округ вошел в состав Москвы.

Также ставропигиальные монастыри расположены в Санкт-Петербурге, Московской области, Калужской, Владимирской, Рязанской и Новгородской.

Вывод

Ставопигиальные монастыри – это обители, которые напрямую подчиняются Патриарху Московскому. Это высший статус среди всех соборов, лавр, обителей и духовных школ.

Монастырь, монашество

Что такое монастырь

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Читайте также:  Тихвинский Богородичный монастырь в Тихвине: история и адрес монастыря

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Фильмы о монастырях:

Монастырь. Фильм митрополита Илариона

Мир православия. Монашество — путь к Богу

Ставропигиальный

Опубликовано admin в 27.08.2018

Большинство людей, решивших посвятить свою жизнь служению Богу, становятся монахами. Они живут в общинах, жизнь которых подчиняется строгим правилам и распорядку. Существует несколько видов монашеских общин.

Виды православных монашеских общин

Монашеские общины, помимо монастырей, представлены ещё несколькими типами обителей.

  • Лавра — крупный мужской монастырь, имеющий важное значение для исторической и духовной жизни страны.
  • Пустынь — обитель, расположенная в отдалении от населённых пунктов.

Ставропигия

Довольно часто такие религиозные образования многократно увеличивали свою численность и территорию, сохраняя в своём названии исконное наименование.

  • Подворье — расположенная отдельно часть религиозной общины, приносящая ему доход.
  • Скит — жилище монаха-отшельника.
  • В зависимости от источника средств на содержание монастыри делятся на две группы. Штатные обители получают содержание из церковной казны и могут принять в свой штат строго определённое количество монахов. В зависимости от размеров выделяемых средств и значимости в православном мире штатные обители делят на три класса. К престижному первому классу относились лавры и ставропигиальные обители.

    Что значит ставропигия

    Слово «ставропигия» в переводе с греческого означает «водружение креста». Этим понятием обозначают особый статус православных культовых организаций, которые управляются напрямую патриархом или Синодом.

    Статус ставропигии могут иметь:

    • монастыри, лавры и общины;
    • церкви и соборы;
    • духовные школы.

    Управление ставропигиями принадлежит патриархату. Глава православной церкви руководит ими через своих наместников: архимандритов и игуменов.

    Патриаршие владения в истории России

    До конца XVI века ставропигиальные владения, расположенные в русских землях, принадлежали патриарху Константинопольскому. Впервые статус ставропигии получил столичный Симонов мужской монастырь.

    В период существования в Российском государстве патриархии статус ставропигии принадлежал 55 монашеским общинам. С переходом в начале XVIII века высшей церковной власти в руки Синода, ставропигиальные обители подчинялись этому церковному органу.

    К началу XX века этот статус принадлежал шести монастырям, большинство из которых располагались в Москве (Новоспасский, Заиконоспасский, Донской, Симонов). Под управлением Синода находился Новоиерусалимский монастырь недалеко от Москвы и Соловецкая обитель в Архангельской губернии.

    Современные патриаршие обители

    Сегодня под непосредственным управлением патриарха находится 33 обители.

    Женские ставропигиальные монашеские общины

    На 2018 год под прямым управлением Московского патриархата находятся 18 женских монашеских общин на территории России.

    Самыми популярными являются:

    • Столичная Марфо-Мариинская обитель милосердия основана в 1909 году княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. Здесь занимались попечительством, просвещением и помощью малоимущим. Статус ставропигии получила в 1992 году. В современной обители функционирует приют для девочек-сирот и центр по работе с детьми, больными ДЦП.
    • Покровский монастырь в Москве, основанный в 1635 году, до революции являлся мужской обителью. С 1929 по 1994 год был закрыт. Решением Священного Синода в начале 90-х годов он преобразуется в женскую ставропигиальную обитель. Огромное количество паломников привлекают в монастырь мощи Матроны Московской, перенесенные сюда в 1998 году.
    • Рождественский монастырь является одной из старейших женских монашеских общин на территории Москвы. Он основан в 1386 году. Его современная история началась в 1992 году с передачи Собора Рождества Пресвятой Богородицы в распоряжение Православной церкви и получения статуса ставропигии.

    Мужские ставропигиальные монашеские общины

    Количество мужских монашеских общин, находящихся под прямым управлением патриарха немного меньше, чем женских. Но в их число входят одни из самых популярных и известных святых мест не только на территории России, но и за её пределами.

    К ним относятся:

    • Данилов монастырь, основанный во второй половине XVI, входил в оборонительную черту, защищавшую южные окраины столицы. Существует мнение, что он располагался на территории более ранней постройки XIII века. С 80-х годов XX века является официальной резиденцией Московского патриарха.
    • Донской монастырь основан в 1591 году и назван по первому построенному на его территории храму Донской икону Божьей Матери. В нём покоятся мощи святителя Тихона — первого московского патриарха после возрождения этого поста. Монахами, входящие в общину, ведут просветительскую и миссионерскую деятельность.
    • Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в городе Истре был основан в 1656 году по приказу патриарха Никона. По задумке основателя монастырский комплекс должен был повторять святые места в Палестине. С момента своего основания он имеет статус ставропигии. С 1994 года в возвращённой церкви обители ведётся реставрация. Разработана программа развития обители как центра духовно-воспитательной работы с молодым поколением.

    Обители и храмы, имеющие статус ставропигии, располагаются и за пределами русских земель. К ним относятся:

    • собор Александра Невского в Таллинне;
    • храм святителя Николая Чудотворца и церковь великомученицы Екатерины в Риме;
    • Свято-Владимирский храм в американском городе Джексон;
    • приход Покрова Пресвятой Богородицы в английском Манчестере;
    • приходская церковь Всех Святых в Страсбурге;
    • храм Покрова в Дюссельдорфе.

    Духовные организации, получившие статус ставропигии, управляются непосредственно патриархом через наместников. Монашеские общины, храмы и духовные школы, находящиеся под управлением патриархии, считаются наиболее значимыми и престижными в Русской православной церкви.

    Читайте также:  Храм Рождества Христова в Красноярске: описание и адрес храма, расписание богослужений, праздники, как добраться

    Зачатьевский монастырь в Москве (район Хамовники) является женской действующей обителью, которую могут посетить все желающие паломники. Временем зарождения данного монастыря принято считать XIV век.

    История Зачатьевского женского монастыря интересная и насыщенная событиями.

    История монастырской жизни

    Годом зарождения женской обители считается 1360 год. Началось строительство по решению митрополита Алексия.

    Ставропигиальный монастырь в России: что это такое и каковы его признаки

    Сначала было возведено небольшое здание деревянного храма в честь Зачатия православной Анны, и вокруг этого храма уже обстроилась женская обитель.

    Первое каменное здание на территории монастыря было возведено в 1514 году, это был храм в честь Зачатия святой Анны. Проектом занимался итальянский зодчий Алевиз Фрязин.

    Спустя 30 лет все деревянные постройки начисто сгорели в пожаре. Обитель пришлось заново выстраивать, строительство велось уже поближе к Кремлю, в Чертолье (по приказу Ивана Грозного). Сейчас на прежнем месте нахождения Зачатьевского женского монастыря находится знаменитый храм Спасителя.

    В 1766 году могилы монахинь-основательниц данной обители облагородили, построив над ними храм в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина», в 1887 году храм стал приделом Иконы Богоматери Казанской в соборе Рождества Богоматери.

    Старый собор разобрали в 1804 году, из-за того, что здание уже стало ветхим и представляло угрозу. На его месте возвели торжественное огромное здание собора в честь Рождества Богородицы. Стиль постройки — неоготический, проектом занимались братья Казаковы, но в документации имена архитекторов не указаны.

    В годы отечественной войны с французами, монастырь разорили. В послевоенные годы обитель удалось восстановить в кратчайшие сроки. Дополнительно на территории построили богадельню для всех нуждающихся женщин и храм Сошествия Святого Духа.

    В 1922 году обитель разграбили, растащили по кусочкам и оставили, но монахини населяющие обитель не ушли и продолжали совершать богослужения.

    В 1927 году Зачатьевскую обитель закрыли и здания приспособили под нужды государства, в них была и колония, и другие учреждения. Спустя 7 лет все здания бывшего монастыря снесли, но храм Сошествия Святого Духа остался нетронутым, его немного переделали и устроили в здании школу.

    Надвратный храм в 1960 году был признан памятником архитектуры, и государство взялось за его реставрацию. Возрождение монастыря началось лишь спустя 30 лет.

    Постройки советских чиновников разобрали лишь в 2003 году по приказу местных властей, были откопаны все старинные фундаменты монастырских зданий. Постепенно начали возвращать святыни, которые были переданы в соседние храмы на хранение при временах безбожников.

    В 2005 году, 25 ноября был заложен собор Рождества Пресвятой Богородицы. И через 5 лет его освятили. Сейчас монастырь снова считается ставропигиальным, является действующим, но восстановительные работы продолжаются, по сей день.

    Святыни обители

    Стены старинного монастыря хранят несколько святынь, поклониться которым и попросить помощи может любой желающий:

    • Божия Матерь «Милостивая» — помогла и помогает по сей день многим нуждающимся, большое количество чудесных исцелений было засвидетельствовано у этого образа;
    • икона «Помощница в родах»;
    • образ святого Георгия Победоносца;
    • икона Зачатия святой Анны;
    • мощи Святых новомучеников;
    • ковчег с мощами Лазаря;
    • часть от Гроба Господня;
    • часть от Креста Господня;
    • частичка мощей Святого лекаря Пантелеймона;
    • могилы основательниц монастыря.

    История иконы Божией Матери «Милостивая» богата на чудесные события и исцеления болезных. Молиться данному Святому образу Богородицы можно о любой нужде, в депрессии, в болезнях, в трудных жизненных ситуациях, о наступлении беременности.

    Современный монастырь

    Сейчас за обителью числится 24 монахини, которые несут послушания в трапезной, храмах и на территории, занимаются рукоделием, результаты которого можно приобрести в местных лавках. Ежедневно в монастыре проводятся богослужения, которые могут посетить все паломники и желающие.

    Очень много благодарных паломников, мечтающих о свершении чуда, о даровании их парам дитя Господом, возвращаются назад поблагодарить Богородицу за молитвы и произошедшее чудо.

    Расписание богослужений

    Настоятельница современной обители — игуменья Иулиания.

    Служения Господу здесь проходят ежедневно, вход для паломников свободный:

    • понедельник — суббота 7:00 утренняя литургия;
    • праздники и воскресенье 6:30, 8:30 — Божественная литургия;
    • воскресенье — пятница 17:00 — вечерняя служба, суббота — 16:00.

    По воскресеньям можно посетить чтение акафиста святому Иоакиму и святой Анне о даровании чад.

    График служения молебнов:

    • понедельник, вторник, среда — 12:00;
    • четверг — 16:00;
    • пятница, суббота, воскресенье −12:00.

    Местонахождение и контакты

    Обитель находится по адресу: РФ, Москва, 2-й Зачатьевский переулок, дом 2, рядом с метро Кропоткинская.

    Официальный сайт: http://zachatevmon.ru.

    Телефон: 8 (495) 695 16 91.

    Ставропигиальный монастырь: что это значит в православии

    Ставропи́гия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός, “крест” и πήγνυμι, “устанавливать, водружать”, букв. “водружение креста”) — статус, присваиваемый различным церковным учреждениям (традиционно чаще всего — монастырям и братствам), делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или Синоду. Буквальный перевод “водружение креста” указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно.

    Ставропигии Русской Православной Церкви

    Первый ставропигиальный монастырь на Руси появился ещё до обретения автокефалии. В 1383 году им стал Симонов монастырь подчинённый непосредственно Константинопольскому патриарху, который останавливался в нём во время посещений Москвы.

    Ставропигиальный монастырь или приход — что это значит

    Институт ставропигий внутри Русской Церкви впервые введен Патриархом Никоном основавшим и принявшим управление над Новоиерусалимским, Валдайским Иверским и Кийским Крестным монастырями. В 1667-1744 годах — а на деле до 1748 года — ставропигиальным был Владимирский Богородице-Рождественский монастырь.

    Традиция продолжалась при последующих патриархах и Святейшем Синоде. В XIX веке, в дополнение к четырем лаврам, ставропигиальными были следующие семь монастырей: Новоспасский, Новоиерусалимский, Симонов, Донской, Соловецкий, Спасо-Яковлевский, и Заиконоспасский. В XX веке институт ставропигий в Русской Церкви значительно развился — кроме многочисленных ставропигиальных монастырей появились ставропигиальные благочиния (как объединенные в особые управления, так и отдельные), духовные миссии, патриаршие подворья и церковные представительства, отдельные ставропигиальные приходы. Подробнее о ставропигиях в прямом ведении патриарха Московского и всея Руси см. ст. Патриаршая область Русской Православной Церкви. Собственные ставропигии также были учреждены в ряде канонических уделов Московского Патриархата — см. статьи об Украинской Православной Церкви, Русской Православной Церкви Заграницей, Православной Церкви Молдавии, Белорусском Экзархате.

    Ставропигиальный монастырь: что это значит в православии

    Слово «cтавропигиальный» относится не ко всем православным монастырям, но его присутствие в названии нередко вызывает массу вопросов у прихожан. Термин происходит от греческих слов и относится к определению власти над обителью. Что такое ставропигиальный женский или мужской монастырь? Какие московские обители носят этот статус?

    Слово «ставропигия» произошло от слов «крест» и «водружать», буквальный перевод звучит как «водружение креста». Это означает, ставропигиальный монастырь подчиняется непосредственно патриарху или синоду — органу управления РПЦ между Архиерейскими соборами. Ставропигиальный титул монастыря считается самым высоким, поскольку не подчиняется местной епархиальной власти, управление осуществляет наместник патриарха в чине игумена или архимандрита.

    Ставропигиями могут быть:

    • Монастыри, лавры и братства.
    • Соборы и церкви.
    • Духовные школы.

    История появления в России

    Ставропигии существовали в России практически всегда, менялись только их «владельцы»:

    • Пока Русская церковь не имела ни фактической, ни юридической автокефалии (независимости), все ставропигии подчинялись Константинопольскому патриарху, который являлся представителем РПЦ. Таким монастырем был, например, Симонов монастырь, расположенный возле Москвы. Это происходило примерно до середины XV конца XVI веков.
    • В период патриаршества (с конца XVI по начало XVIII веков) монастыри подчинялись непосредственно патриарху. Всего таких монастырей было 55.
    • В Синодальный период (с начала XVIII до Революции 1917 года) подчинение перешло к Святейшему синоду. При этом начался активный переход власти в обителях к местным епархиальным властям. К концу XIX века осталось всего 6 ставропигиальных монастырей, некоторое время этот статус носил еще один монастырь — ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев.

    Современный период ставропигий начался в 1984 году, когда Патриарх Пимен предоставил этот статус женскому Корецкому монастырю (Ровенская область УССР). Это произошло из-за конфликта настоятельницы с украинским митрополитом Филаретом. Подчиняясь непосредственно Московскому и Российскому патриарху, монастырь освобождался от давления со стороны митрополита.

    В 1990-х годах началась массовая передача монастырей Московскому патриархату, наиболее значимые из них были объявлены ставропигиями. Это привело к размытию самого понятия, поскольку правящим архиереем Московской епархии является сам Российский патриарх.

    Сегодня ставропигиальными монастырями являются 14 мужских и 14 женских российских монастырей, из них 6 мужских и 5 женских являются московскими. На территориях Украины и Беларуси также имеются несколько ставропигий, но они управляются митрополитами Украины и Беларуси соответственно.

    Несколько ставропигий расположены вне территории России, но они продолжают находиться непосредственно в подчинении Патриарха Московского и всея Руси. В 2009 году для управления ими был создан Секретариат по зарубежным учреждениям, который в 2010 году преобразовали в Управление по зарубежным делам. Его возглавил один из викариев патриарха.

    Вне территории России ставропигии расположены в:

    • Эстонии: собор Александра Невского в Таллине.
    • Италии: храм святителя Николая Чудотворца и приход храма великомученицы Екатерины, оба в Риме.
    • Германии: храм Покрова в Дюссельдорфе.
    • Франции: приход Всех Святых, город Страсбург.
    • Англии: приход храма Покрова Пресвятой Богородицы в городе Манчестер.
    • США: в Джексоне расположен Свято-Владимирский храм-памятник.

    Мужские обители Москвы

    Ниже указаны действующие ставропигиальные мужские монастыри, расположенные в пределах города.

    Андреевский

    Считается, что монастырь был основан в XIII веке как мужская обитель «у Воробьевых круч», но в письменных свидетельствах он упоминается только в середине XVII века. В разное время в нем по очереди создавались приют, тюрьма, больница для душевнобольных, кладбище и богадельня с жилыми зданиями. При Советской власти храм был закрыт, а в других зданиях разместили коммуну 1-й московской фабрики Гознак. В 1991 году на территории монастыря было открыто патриаршее подворье, через 5 лет монастырь был полностью передан патриаршеству. С 2013 года обитель является ставропигиальной.

    Адрес: Андреевская набережная, д. 2.

    Высоко-Петровский

    Считается, что на месте монастыря в начале XIV века при Иване Калите была основана деревянная церковь, которая после выросла до монастыря. Ставропигия пережила много на своем веку: будучи еще деревянным, монастырь несколько раз горел, его опустошали поляки в 1611 году и французы в 1812 году, был закрыт при СССР. После изгнания польских интервентов обитель получила статус ставропигиального. Монашеская жизнь возобновилась в нем в 2009 году.

    Адрес: ул. Петровка, 28с2.

    Донской

    Был основан в конце XVI века царем Федором Михайловичем после победы над крымским ханом Казы-Гирея: тот отступил с огромными потерями, что было расценено как чудо. Первое время там стоял небольшой одноглавый собор Донской Богоматери, названный так в честь одноименной иконы. По легенде, эта икона принесла князю Дмитрию Донскому победу при Куликовом поле и была перенесена в походную церковь на время боев с крымскими татарами.

    При СССР все храмы были закрыты, в них устраивали антирелигиозные выставки и некоторое время действовал аналогичный музей, затем здание отдали музею архитектуры при одноименной Академии. Монастырь передали патриаршеству в 1991 году.

    Адрес: Донская площадь, 1с3.

    Заиконоспасский

    Название означает «Спасский за иконным рядом». Считается, что он был основан царем Борисом Годуновым в 1600 году на месте монастыря Николы Старого. Первые письменные упоминания относятся к 1635 году. В первую очередь, обитель известна своей просветительской школой, которая «выросла» в Славяно-греко-латинскую академию. При Советском Союзе он был закрыт, работа возобновилась только в 1992 году. При этом процесс передачи имущества сопровождался конфликтом с РГГУ (Российским государственным гуманитарным университетом). Сегодня многие помещения обители арендуют нецерковные организации: почта, ресторан, Историко-архивный институт РГГУ.

    Адрес: Никольская улица, дом 7−9, стр. 3.

    Новоспасский

    Был основан при Иване III, который переселил сюда монахов из кремлевской обители Спаса на Бору. Популярность к монастырю пришла после прихода к власти Романовых. При СССР обитель закрыли, на ее территории был открыт концентрационный лагерь, затем — хозяйственное управление НКВД. Некоторые памятники переданы музею при Симоновском монастыре. В 1960 году обитель начали реставрировать, чтобы сделать музей реставрационного дела. В 1991 году территорию вернули РПЦ.

    Адрес: Крестьянская площадь, 10с12.

    Сретенский

    Был основан в конце XIV века князем Василием I на Кучковом поле после чудесной победы над Тамерланом. В XVII столетии обитель переместили на современное место. Первоначально обитель являлась заштатной (содержала сама себя), сегодня же она ставропигиальная.

    Адрес: улица Большая Лубянка, 19с1.

    Ставропигии в Московской области

    Некоторые обители расположены неподалеку от столицы. Это старопигии:

    • Воскресенский Новоиерусалимский в Истре. Основан патриархом Никоном в середине XVII века как комплекс святых мест Палестины.
    • Иосифово-Волоцкий в селе Теряево (16 км от Волоколамска). Основан во второй половине XV века.
    • Николо-Угрешский в Дзержинском. Основан в конце XIV века Дмитрием Донским.
    • Саввино-Сторожевский в 2 км от Звенигорода. Основан в конце XIV века учеником Сергия Радонежского, монахом Саввой.
    • Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде. Крупнейший мужской монастырь, основанный Сергием Радонежским в 30-х годах XIV столетия.
    Читайте также:  Успенский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

    Московские женские монастыри

    Богородице-Рождественский

    Один из древнейших монастырей Москвы, основанный в конце XIV века супругой князя Андрея Серпуховского. Он пережил несколько пожаров и перестроек, был закрыт в 1922 году. При СССР тут разместили конторы и учебные заведения, кельи перестроили под коммуналки. Серебро и ризы забрали в казну, часть икон перевезли в храм Николы в Звонарях. В 1974 году было решено устроить тут музей-заповедник древнерусского искусства, после чего началась реставрация.

    В 1992 году главный собор возвратили РПЦ, на следующий год возродился сам монастырь. Ему присвоен статус ставропигии.

    Адрес: улица Рождественская, дом 20/8, стр. 1.

    Зачатьевский

    Обитель была основана в 60-х годах XIV столетия. Она носила сразу 2 имени: Зачатьевская (по имени церкви Зачатия святой Анны) и Алексеевская (по имени престола церкви). После пожара в середине XVI века Алексеевская обитель была уничтожена и перенесена ближе к центру Москвы, затем перенесена еще раз на место современного Ново-Алексеевского монастыря. Оставшаяся община вновь стала монастырем в 1584 году при царе Федоре Иоанновиче. Она стойко пережила все напасти, но при СССР была закрыта: на этой территории разместили тюрьму и детскую колонию. Многие строения были снесены, на их месте возвели школу.

    Обитель вернула свой статус только в 1995 году, хотя здание было передано РПЦ четырьмя годами ранее.

    Адрес: 2-й Зачатьевский переулок, 2с8.

    Иоанно-Предтеченский

    Его история началась с XV столетия и постройки великокняжеской усадьбы с собственной Владимирской церковью. К концу века усадьба опустела, а к югу от церкви появился женский монастырь. Последний полностью выгорел при пожаре 1812 года и был отстроен заново только во второй половине того же столетия. В 1918 году обитель закрыли: на этой земле устроили концентрационный лагерь, который в итоге вошел в состав трудовой колонии при ГУМЗ.

    Статус ставропигиального монастыря получил в 2002 году, но часть строений все еще принадлежит МВД.

    Адрес: Малый Ивановский переулок, дом 2А, стр. 1.

    Марфо-Мариинская обитель милосердия

    Ее основательницей является великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга великого князя Сергея Александровича (брата императора Александра III). Обитель была основана в 1909 году, вскоре после гибели Сергея Александровича. Стройка началась на деньги от продажи собственных украшений княгини. Обитель была не просто монастырем: в ней оказывали духовную и медицинскую помощь нуждающимся, проводили просветительские мероприятия, бесплатно давали лекарства и еду.

    С приходом Советского Союза монастырь закрыли, монахинь выслали. РПЦ его вернули в 1992 году. Сегодня тут расположены приют для девочек, благотворительная столовая, патронажная служба. Позднее были открыты медцентр для реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП и выездная служба обучения родителей с неизлечимо больными детьми. Статус ставропигии был получен только в 2014 году.

    Адрес: улица Большая Ордынка, 34с3.

    Ново-Алексеевский

    Он появился после разделения Зачатьевской обители после пожара. В нем располагалось большое количество мастерских и женское училище для выходцев из южнославянских стран. Но в 1926 году обитель уничтожили, проложив на ее месте автодорогу. Возрождение началось в 1991 году: при сохранившемся храме Всех Святых был учрежден приход. В 2010 году появилось сестричество во имя Алексия, человека Божия, через 2 года оно стало монашеской общиной.

    Адрес: 2-й Красносельский переулок, 7с8.

    Покровский

    Изначально это была мужская обитель, основанная царем Михаилом Федоровичем в память о своем отце в середине XVII столетия. Монастырь легко пережил многие нашествия и беды, но в 1929 году был закрыт. На его территории разместили парк культуры и отдыха. РПЦ получила землю обратно в 1994 году, в том же году было принято решение возродить обитель в виде женского монастыря. Сегодня обитель известна благодаря перенесенным в конце ХХ столетия мощам святой Матроны Московской.

    Адрес: улица Таганская, д. 58.

    Женские обители Московской области

    В Московской области тоже сохранились женские обители. К ним относятся следующие ставропигии:

    • Борисоглебский в деревне Аносино (Истринский район). Основан теткой Федора Тютчева в начале XIX столетия.
    • Кресто-Воздвиженский в селе Лукино (Домодедово). Основан в 60-х годах XIX века.
    • Покровский в Хотькове (Сергиево-Посадский район). Первое упоминание о нем относится к началу XIV столетия.
    • Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь в поселке Зосимова пустынь («Новая Москва»). Основана в первой половине XIX века.

    Итак, ставропигиальный монастырь — это обитель, которая подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси. Это позволяет ей избежать вмешательства в дела местной епархиальной власти. Статус ставропигии является самым высоким.

    Ставропигиальный монастырь что

    Ставропигия

    Сергей Прокудин-Горский. Соловецкий монастырь в 1915 году

    Ставропи́гия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» +πήγνυμι — «устанавливать, водружать», букв. «крестоводружение») — статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким.

    История в России

    До середины XV — конца XVI века, до обретения фактической, а затем и юридической автокефалии, в России монастыри, имевшие ставропигиальный статус (как, например, Симонов монастырь близ Москвы), считались ставропигиями Константинопольского Патриарха, бывшего предстоятелем Русской Церкви.

    С 1588 по 1720 год — в период Российского патриаршества — всего было 55 монастырей, имевших статус ставропигиальных, например, Высоко-Петровский монастырь в Москве занимал 14-ю ступень в лестнице монастырей Патриаршей области.

    В Синодальный период статус подразумевал подчинение данной обители прямо Святейшему синоду. К концу XIX века в Российской империи было всего шесть обителей (все мужские), имевших статус ставропигиальных:

    1. Новоспасский монастырь в Москве;
    2. Донской монастырь в Москве;
    3. Симонов монастырь в Москве;
    4. Заиконоспасский монастырь в Москве;
    5. Новоиерусалимский монастырь в Московской губернии;
    6. Соловецкий монастырь в Архангельской епархии.

    С 1764 до 1888 год статусом ставропигии обладал также Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове.

    Современный период в РПЦ

    В 1984 году патриарх Пимен предоставил статус ставропигиального женскому Корецкому монастырю Ровенской области УССР в связи с конфликтом между настоятельницей монастыря и экзархом Украины митрополитом Филаретом (Денисенко).

    В 1990-е годы, когда происходила массовая передача закрытых монастырей Московскому патриархату с объявлением наиболее значимых из них «ставропигиальными», смысл термина был частично размыт применительно к Московской епархии, где правящим архиереем является сам Патриарх.

    Устав Русской Православной Церкви

    Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси.

    10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями. Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется указами Патриарха Московского и всея Руси. Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

    В действующем (от 2000 года) Уставе РПЦ также говорится: «Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление».

    По состоянию на конец 2012 года в юрисдикции Русской православной церкви к Патриаршей ставропигии относилось 28 монастырей: 14 мужских и 14 женских, в число которых входит шесть мужских и пять женских обителей, находящихся в Москве (см. Список ставропигиальных монастырей Русской православной церкви).

    На территории Украины, то есть в ведении Украинской православной церкви (самоуправляемой церкви с правами широкой автономии) также существуют несколько монастырей, имеющих статус ставропигиальных, которые не управляются Патриархом Московским и всея Руси. Эти монастыри получили свой ставропигиальный статус по решению Священного синода УПЦ и управляются митрополитом Киевским и всея Украины.

    На территории Белорусской православной церкви расположены несколько ставропигиальных монастырей, получивших свой статус по решению Священного синода БПЦ и управляемых Патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Минским и Заславским.

    Современные ставропигиальные соборы в России

    • Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
    • Морской Никольский собор (Кронштадт)

    Ставропигиальные приходы за пределами России

    • Ставропигиальный собор Александра Невского в Таллине (Эстония).
    • Ставропигийская церковь Успения Пресвятой Богородицы (УАПЦ)
    • Ставропигиальный Свято-Владимирский храм-памятник в Джексоне (США).
    • Ставропигиальный приход Покрова Пресвятой Богородицы в Манчестере (Англия).
    • Ставропигиальный приход Всех Святых в Страсбурге (Франция).
    • Ставропигиальный Свято-Троицкий храм в Улан-Баторе (Монголия).

    С марта 2009 года все «зарубежные» (то есть находящиеся за пределами территории основной юрисдикции РПЦ) ставропигиальные (патриаршие) приходы Московского патриархата считаются находящимися «в непосредственном подчинении Патриарха Московского и всея Руси». Тогда же, «в помощь Патриарху Московскому и всея Руси по каноническому, архипастырскому, административному, финансовому и хозяйственному попечению о зарубежных учреждениях Русской Православной Церкви», был образован специальный секретариат Московского патриархата по зарубежным учреждениям, в июле 2010 года преобразованный в управление Московской патриархии по зарубежным учреждениям, которое возглавляет один из викариев Патриарха Московского.

    См. также

    В Викисловаре есть статья «ставропигия»

    • Список ставропигиальных монастырей Русской православной церкви
    • Львовский Ставропигийский институт
    • Лавра
    • Типография Ставропигийского братства
    • Ставропигийский институт
    • Ставропигия Константинопольского патриархата в Киеве

    Примечания

    1. Из истории Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Архивировано 15 марта 2013 года..
    2. Студенникова Г. «Под громкие аплодисменты не дали Томос» : Что означают решения Константинополя по Украине // Страна.ua. — 13 октября 2018.
    3. Гл. XII. Монастыри, п. 4 Устава РПЦ.
    4. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (28 декабря 2012 г.). Патриархия.ru
    5. Журнал № 67 // Журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2019 года. — Патриархия.ru. (Проверено 4 июля 2019).
    6. Журнал № 18 // Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 марта 2009 года. — Патриархия.ru. (Проверено 4 июля 2019).

    Ссылки

    • Ставропигии Русской Православной Церкви
    • Ставропигиальные монастыри

    Смотреть что такое «Ставропигия» в других словарях:

    СТАВРОПИГИЯ — или СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ (греч. крестоводружение, от stauros крест, и pegnymi воздвигать, водружать). Монастырь, подчиненный непосредственно синоду или патриарху. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    СТАВРОПИГИЯ — СТАВРОПИГИЯ, ставропигии, жен. (греч. stauropegia, букв. водружение креста) (церк. офиц.). Монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчиненный непосредственно патриарху или синоду. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ставропигия — сущ., кол во синонимов: 1 • монастырь (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ставропигия — ж. Монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчиненный непосредственно патриарху или синоду; ставропигиальный монастырь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ставропигия — ставропигия, ставропигии, ставропигии, ставропигий, ставропигии, ставропигиям, ставропигию, ставропигии, ставропигией, ставропигиею, ставропигиями, ставропигии, ставропигиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    ставропигия — ставроп игия, и … Русский орфографический словарь

    ставропигия — и; ж. Монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчинённый непосредственно патриарху или синоду. ◁ Ставропигиальный, ая, ое. С. монастырь (=ставропигия) … Энциклопедический словарь

    ставропигия — и; ж. (греч. stauropígion водружение креста) см. тж. ставропигиальный Монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчинённый непосредственно патриарху или синоду … Словарь многих выражений

    СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ — СТАВРОПИГИЯ или СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ (греч. крестоводружение, от stauros крест, и pegnymi воздвигать, водружать). Монастырь, подчиненный непосредственно синоду или патриарху. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ

    Смотреть что такое «СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ» в других словарях:

    Ставропигиальный — прил. 1. соотн. с сущ. ставропигия, связанный с ним 2. Свойственный ставропигии, характерный для нее. 3. Принадлежащий ставропигии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ставропигиальный — ставропиги альный … Русский орфографический словарь

    ставропигиальный — см. ставропигия; ая, ое. Ставропигиа/льный монастырь (= ставропи/гия) … Словарь многих выражений

    СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ — СТАВРОПИГИЯ или СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ (греч. крестоводружение, от stauros крест, и pegnymi воздвигать, водружать). Монастырь, подчиненный непосредственно синоду или патриарху. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ставропигиальный монастырь — … Википедия

    Ставропигиальный монастырь — (греч. «крестоутвержденный») монастырь, подчиняющийся непосредственно патриарху. Название обусловлено тем, что крест в главном храме такого монастыря, находящийся позади престола, водружали лично патриархи. Управление ставропигиальным… … Православие. Словарь-справочник

    Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь — Монастырь Ляданский Свято Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь Страна Беларусь … Википедия

    Иоанновский ставропигиальный женский монастырь — Координаты: 59°58′14″ с. ш. 30°18′01″ в. д … Википедия

    Ссылка на основную публикацию