Свято-Климентовский мужской монастырь в Инкермане: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь

В детстве я очень любила ездить на поезде. Особенно нравился участок железной дороги Севастополь-Мекензевы Горы, где шесть туннелей по очереди проглатывают вагоны, где горы, изрезанные пещерами, похожи на пчелиные соты, а в районе Инкермана прямо над путями нависает скала с окошками и балкончиками. Это место всегда излучало какую-то тайну. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

Мимо пещер, вырубленных в скалах

За свою многовековую историю монастырь неоднократно возрождался. Последнее его восстановление началось в 1991 году.

Монастырь находится в окрестностях Севастополя, в городе Инкермане, на правом берегу реки Черной. Наземные постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху – на плато сохранились развалины древней крепости Каламиты.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь и крепость Каламита

Добраться до Инкерманского монастыря из разных районов Севастополя можно несколькими способами: рейсовым катером с Графской пристани, электричкой с железнодорожного вокзала, маршрутным автобусом из центра или 5 км Балаклавского шоссе, рейсовым междугородним автобусом с автовокзала, а также авто- или велотранспортом.

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Среди ученых существует мнение, что монастырь появился в VIII-IX вв. при массовом переселении христиан-иконопочитателей, бежавших из Византии от преследований иконоборцев. Хотя некоторые ученые полагают, что монастырь возник значительно позже в XIV-XV вв.

Исследования показали, что пещеры храмов и келий отшельников вырублены в скале в разное время. Наиболее древней является, возможно, пещера, высеченная самим Святым Климентом – Римским папой, который был сослан в 98 году императором Траяном на задворки Римской империи, в каменоломни вблизи Херсонеса за проповедь христианской веры. Здесь он продолжал проповедовать, и в 101 году по приказу Траяна был утоплен в море.

Рукотворных пещер в инкерманских скалах огромное количество. Они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.

Рукотворные пещеры Монастырской скалы

Возможно, в древности здесь кто-то жил

Историки считают, что в средневековье в районе Инкермана было сосредоточение монашеской жизни. Здесь обнаружено около 30 пещерных храмов и 9 монастырских комплексов. Один из таких храмов находится в некотором отдалении от основных построек Инкерманского монастыря, слева от туннеля, ведущего в святую обитель. Этот храм, освященный в 1905 году во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Храм перестал действовать вскоре после установления в Крыму советской власти, и до настоящего времени службы в нем не ведутся.

Храм великомученика Димитрия Солунского

Походив по лестнице, знавшей еще ступни средневековых монахов, мы подошли к входу на основную территорию монастыря. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь уникален во многом. Даже вход у него необычный – это туннель под железной дорогой. Подобно порталу переносит путника из промзоны Инкермана на территорию покоя и божественной благодати.

Лестница к храму Димитрия Солунского

Туннель под железной дорогой — вход на территорию монастыря

Дорога к храмам

Железная дорога проходит в непосредственной близости от монастырского комплекса

В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных – в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных – Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя; братский корпус, разные хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует. По преданию этот источник был обнаружен Святым Климентом. Источник был поврежден при разработке соседнего карьера по добыче известняка в последние десятилетия ХХ века. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро.

Озеро в бывшем карьере

С момента основания монастырь просуществовал до захвата турками Крыма в 1475 году. Спустя несколько веков забвения снова возродился после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия (монашеская коммуна) во имя святого священномученика Климента была основана в 1850 году. В 1852 году был освящен главный храм монастыря – пещерный храм в честь Святого Климента. В средневековье он был посвящен Георгию Победоносцу. Второй из действующих пещерных храмов был освящен в честь святителя Мартина Исповедника в 1867 году. Святой Мартин – еще один Римский папа, сосланный в 655 году в Херсонес и нашедший здесь последнее пристанище. Третий храм освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году. Считается самым древним из пещерных храмов монастыря. Апостол Андрей также имеет отношение к Древнему Херсонесу. По преданию в 60-х годах I века он прошел всю Таврию с проповедью Евангелия и обратил в христианскую веру много язычников, в том числе херсонеситов.

Вход во внутренний дворик монастыря. Вид изнутри

Вход в пещерные храмы

Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу. Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». Очень впечатляет, представляю, какие ощущения испытывают посетители Костницы в чешской Кутной Горе.

Лестница, ведущая к пещерным храмам

Звонницы пещерных храмов

Два наземных храма монастыря расположены за пределами внутреннего дворика. Церковь во имя Святой Троицы была освящена в 1867 году. В храме находится главная святыня монастыря – частица мощей Святого Климента.

Церковь Святой Троицы

Купол церкви Святой Троицы

Второй храм частично наземный, т.к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает возведенный в 1895 году храм в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны.

Храм великомученика Пантелеймона Целителя

Монастырская братия тщательно следит за территорией

Был в монастыре еще один наземный храм – в честь Святого Николая Чудотворца, построенный в 1905 году на плато в окружении развалин древней крепости Каламиты. Здание храма очень пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано. На плато остались только развалины Каламиты, куда мы и направились.

Пройдя под аркой, можно попасть на монастырское кладбище. Оттуда идет тропинка к Каламите

Крым: Свято-Климентовский монастырь в Инкермане

Свято-Климентовский монастырь – один из старейших пещерных храмов в Крыму. Разные источники ссылаются на разное время появления монастыря – от VIII – IX до XIV – XV веков. По преданию, первую храмовую пещеру во имя святого апостола Андрея Первозванного вырубил в скале сам святой Климент – папа Римский, рукоположенный самим апостолом Петром и сосланный за проповедь христианства на вечную ссылку из Рима в Инкерманские каменоломни императором Траяном. В 101 году святой Климент встретил мученическую смерть близ Херсонеса: в Риме узнали о его проповедях, после чего последовал указ вывезти святителя Климента в открытое море, привязать на шею железный якорь и бросить в воду. Мощи его, обретенные через год после кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса, а после были перенесены на небольшой остров посреди бухты, на котором, согласно легенде, руками ангелов была построена церковь.

Еще на подходе к монастырю можно увидеть одну из монастырских святынь, так же связанную с именем святого Климента – источник.

По легенде прибывшего на Инкерманские каменоломни святого Климента встретили осужденные христиане, которые страшно страдали не только от тяжелой работы, но и от недостатка питьевой воды: чтобы набрать хоть немного чистой воды, нужно было пройти не менее 45 стадий (около 9 км). Святой обратился с молитвой к Богу и призвал остальных молиться вместе с ним. По окончании молитвы он увидел агнца, который своим копытом указал место, где надо искать воду. Там святой Климент обнаружил источник чистой воды.

К сожалению, сейчас выпить воды из этого источника не получится. Он иссяк после создания карьера по добыче камня: во время работ было повреждено русло подземной реки, она изменила свое направление и затопила сам карьер. Образовавшееся озеро с чистой холодной водой хорошо видно, если подняться на плато Монастырской скалы.

Туда мы пойдем позже, а пока по дороге, выложенной брусчаткой, идем в монастырь. Монастырь мужской, служба в нем возобновилась с 1991 года. При советской власти, начиная с 1931 года, богослужения в пещерных храмах не проводились, все его имущество было передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца. Сильнее всего монастырские постройки пострадали в годы Великой Отечественной войны. Следы от снарядов до сих пор видны на братском корпусе.

Сейчас монастырь активно восстанавливается силами самой братии. Даже было как-то неловко за своё праздное гуляние мимо замешивающих раствор или таскающих камни “людей в черном” (не знаю, монахи ли это или трудники). К слову замечу, что мы пришли сюда сами по себе, а не с паломнической группой. Если возникали какие-то вопросы, то спрашивали у насельников. Никто не отмахивался, отвечали, объясняли как куда лучше пройти.

За Братским корпусом стоит одна из самых поздних сохранившихся монастырских построек – храм Святой Троицы, возведенный в 1867 году при настоятеле монастыря иеромонахе Ефреме.

Храм хорошо виден из окон поездов, проходящих по расположенной рядом железной дороге. Над ним нависает Монастырская скала, на плато которой возвышаются руинированные башни древней крепости Каламита, построенной еще до появления монастыря.

На старых фото кроме крепостной башни запечатлен несохранившийся собор святого Николая Чудотворца 1905 года постройки, возведенный в память о погибших воинах к пятидесятилетнему юбилею первой обороны Севастополя в Крымской войне 1853 – 1856 годов.

Храм был выполнен в классическом поздневизантийском стиле, крестообразный в плане и имел два придела – во имя святителя Николая и святого Иакова (фото с сайта temples.ru)

После землетрясения 1927 года стены храма пошли трещинами, и здание начало разрушаться. Окончательно храм был утерян в годы Великой Отечественной войны. Теперь на его месте стоят два креста – на месте алтаря и входа в храм.

В нескольких метрах от Троицкого храма, так же вплотную к Монастырской скале, расположилась миниатюрная церковь великомученика Пантелеймона Целителя. Её строительство связано с именем Александра III, спасшегося вместе с семьей при крушении поезда у станции Борки 17 октября 1888 года.

Алтарь храма вырублен прямо в скале, к нему пристроена остальная часть церкви. Первоначально храм украшал иконостас из стеклянной мозаики, который не сохранился. Строительство храма завершилось в 1895 году. После революции богослужения здесь прекратились, и в помещении расположилась пекарня. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено до основания, поэтому нынешний храм – это восстановленная копия предшественника.

Но все перечисленные наземные строения появились у Монастырской скалы в XIX веке, т.е. значительно позже вырубленных в ней пещерных храмов. Чтобы увидеть пещерные храмы, мы проходим через ворота, украшенные маковкой с крестом, и попадаем на монастырский дворик, огороженный высоким забором.

В центре двора установлен памятник воинам 25-й Чапаевской дивизии. В июне 1942 года на Инкерманских высотах шли бои за Севастополь. Бойцы держали оборону до последнего. Официально дивизия была расформировали 30 июля 1942 года, а её знамёна были утоплены в Чёрном море. Видно, что за памятником ухаживают.

Чуть дальше у подножия скалы погребены трагически погибшие в автокатастрофе 13 сентября 1996 года архимандрит Августин и иеромонах Аганит, трудами которых началось восстановление монастыря.

Вход в пещерный комплекс, объединяющий Храм Священномученика Климента, Храм святого апостола Андрея Первозванного и Храм Святого Мартина Исповедника, сейчас общий, хотя в средневековье к каждой из пещер вела своя дверь и лестница.

Переступив порог, сразу обращаешь внимание на расположенную слева от лестницы костницу. Традиция хранения костных останков почивших монахов в особых усыпальницах восходит к Афонским монастырям, где, как правило, их располагают в подвале кладбищенского храма, чтобы монахи могли помолиться об усопшей братии. По афонской же традиции вскрывали могилы и смотрели по костям – принята ли душа в рай.

Читайте также:  Мирожский монастырь: история и адрес, фрески, описание, настоятели и святыни

Эту древнюю усыпальницу открыл при реставрации храма в 60-х годах XIX века художник Струков. Над усыпальницей была надпись, ныне утраченная, но текст её восстановлен на стекле – “Мы были такими как вы. Вы будете такими как мы”.

Как свидетельствует описание монастыря начала ХХ века, “12 голов лежит на видном месте под стеклом – это тех лиц черепы голов, кои были сосланы в каменоломню в Инкерман, куда был сослан и сам святой Климент”.

Впереди лестница, ведущая в храм и дальнее помещение, служившее в древности братской трапезной.

Самый древний пещерный храм святого апостола Андрея Первозванного, по преданию вырубленный в скале святым Климентом, датируется концом I века. Остальные по разным версиям относятся к VIII-IX или к XIV-XV векам.

Самый большой из них и ныне действующий – Храм Священномученика Климента. В разное время храм приходил в запустение, но потом его снова восстанавливали. В древности он был посвящён святому великомученику Георгию Победоносцу, но в 1852 году был переосвящен в честь святого Климента.

Сохранилось описание храма, в котором говорится, что в XIX веке на колоннах иконостаса, по бокам царских врат были установлены два чугунных ядра, которые залетели в монастырь с французских батарей 24 октября 1854 года во время Инкерманского сражения. Следы от картечи до сих пор можно рассмотреть на балкончике, устроенном в отвесной скале, куда есть ход из Климентовской церкви.

Единого мнения о времени сооружения третьего пещерного храма нет. Известно только, что 1867 году он был перепланирован из средневекового храма и освящён в честь святого Мартина Исповедника. В 1899 году был установлен иконостас в византийском стиле из разноцветной мозаики с иконами кисти московского художника Виктора Доримедонтовича Фартусова. Средства на иконостас (7 тысяч рублей) выделил Московский купец Михаил Яковлевич Рогожин. Но сегодня здесь никаких украшений, только каменные стены и свод.

Хотя все три храма вырублены в камне и невелики по размерам, в них нет ощущения замкнутости. Скорее спокойствие, спокойствие и еще раз спокойствие. Фотографий отсюда не будет, потому что не хотелось мешать остальным. Есть только одно фото из дальней комнаты, где никого не было. В древности она служила трапезной, и здесь до сих пор сохранилась каменная скамья, вырубленная вдоль стен.

Ярусом выше расположены два маленьких балкончика, оборудованных под колокольни, которые мы видели снаружи.

В монастыре сохранились остатки еще двух пещерных храмов, в которых не проводят богослужения, и двери их закрыты. Оба храма – во имя Дмитрия Солунского и иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радосте” – обустроены в начале XX века на месте древних пещерных храмов. Храм Дмитрия Солунского находится недалеко от монастырских ворот на отдельном выступе скалы, храм иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радосте” – напротив монастыря, у железнодорожного переезда.

В период расцвета монастыря здесь было более 200 пещер и 27 пещерных церквей. Некоторые пещеры, бывшие когда-то монастырскими кельями, хорошо просматриваются: видно, что они могли быть в несколько уровней, соединенных между собой вырубленной в камне лестницей.

Особо отчаянные посетители забираются на Монастырскую скалу, но мы поворачиваем обратно, проходим через монастырь, мимо старого монастырского кладбища и поднимаемся по древней каменной дороге на плато, к крепости Каламита. Продолжение следует.

Как добраться до Свято-Климентовского монастыря:

– на электричке из Севастополя до Инкермана;

– автобусом из Севастополя (от “5-й км”) до Инкермана, остановка “Втормет”;

– на личном транспорте по трассе из Симферополя в Севастополь, проехав Инкерман и не доезжая до моста через реку Черная, повернуть налево перед АЗС. Ориентиры – развалины средневековой крепости Каламита на плато Монастырской скалы и белый каменный крест на обочине дороги.

Инкерманский пещерный монастырь

Инкерманский пещерный монастырь

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь расположен в городе Инкерман, практически на окраине Севастополя. Добраться до Инкерманского пещерного монастыря проще всего по Симферопольскому шоссе. Он находится практически у самой речки Черная. Возле речки есть указатели на монастырь, далее по указателям.

Географические координаты Инкерманского пещерного монастыря на карте Крыма GPS N 44.604320, E 33.607760.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь – одна из самых древних святынь Крымского полуострова. Первые молебны проходили в пещерах монастыря уже в 92 году нашей эры. Проводил богослужения 4-й папа Римский Климент, высланный из Рима на крымские каменоломни.
На сегодня Инкерманский пещерный монастырь – действующий храм, в котором проводят службы и обряды богослужения. Оставив машину на стоянке возле храма, пройдясь около 1-й минуты пешком, Вы попадаете к монастырским воротам. Возле ворот находится касса. Вход на территорию монастыря бесплатный, но в кассе можно заказать экскурсию по монастырю: стоимость 500 рублей на группу не более 5 человек. Зайдя в ворота храма, Вы увидите недавно отстроенное панно, посвященное святым, так или иначе связанных с храмом.

Пройдя от панно всего 10-15 метров, Вы попадаете к святому источнику, с которого начались первые чудесные деяния Святого Климента. Источник более 70 лет назад полностью пересох из-за строительных работ, проводимых в карьерах с другой стороны горы. Возле источника находится старинное кладбище, и именно через него начинается подьем к Каламитской крепости и прекрасные обзорные площадки на Инкерманское озеро.

После кладбища находятся жилые помещения монахов, а после них непосредственно начинается череда пещер, которые объединены в Храмы. В первом храме находится пещера, в которой и проходили первые обряды крымских христиан. Если Вы берете экскурсию, то обязательно уточните проходит ли сейчас служба, потому что во время службы экскурсия проходит на улице и все описания храма нужно рисовать себе в воображении, а потом заходить во внутрь и пытаться по воспоминаниям восстановить картину.
Адрес Инкерманского пещерного монастыря: г. Севастополь, Инкерман, а/я №3.

Инкерманский пещерный монастырь был основан в первом веке нашей эры. История монастыря началась с Римской империи. В те годы в Римской империи велись гонения на христиан. За проповеди и молитвы можно было угодить на каторгу или попросту быть убитым в гладиаторской яме. Один из учеников святого апостола Петра, Климент, проповедовал и нес христианство людям. На одной из проповедей в Риме он был схвачен и сослан в Херсонес, сейчас Севастополь, а оттуда отправлен на каменоломни в район Инкермана.

Климент по прибытию на каторгу очень быстро обзавелся паствой. На каменоломнях было около 2-х тыс. христиан с Греции и Рима. Местом для собрания была выбрана одна из каменоломней, небольшая и удобная пещера, где Климент проповедовал, читал молитвы и совершал христианские обряды.
Поскольку Климент был учеником апостола Петра, то за ним постоянно велась слежка и практически любой его шаг доносился императору. В те времена правил император Троян, который прославился чрезмерной жестокостью и ненавистью к христианам. Ему и принесли донос на Климента и на его деятельность в каменоломнях. Троян принял решение убить Климента, и, по одной из версий, святого Климента привязали к якорю и под покровом ночи сбросили в Чёрное море. Случилось это в 101 году нашей эры. В расчете запугать христиан Инкермана были еще несколько казней простых прихожан и ужесточение условий содержания каторжников.

Полноценный монастырь в этих местах появился в 8-9 веках, на месте первого святого места, где проповедовал святой Климент. Название монастыря было дано в честь святого, а от небольшой пещеры начали расстраивать кельи, церковный двор, и вскоре монастырь стал одним из почитаемых в Крыму, с большим количеством прихожан, которые съезжались не только с округи, но и приплывали с Греции, Италии, России и других стран.
В 1475 году Крым захватили турки. Большая часть монастырей и храмов была уничтожена и разграблена. Начались новые гонения на христиан. Так, под гнетом турков, храм приходит в упадок и практически прекращает принимать прихожан.
В 1850 году началось возрождение Инкерманского пещерного монастыря. Было выстроено несколько храмов, обустроены кельи, сделан красивый внутренний дворик. Обустройством храма занимался художник и архитектор Д.М.Струков. Он по-новому украсил храм. Весь потолок выкрасили в серебряную краску, заново расписали храм и нарисовали иконы.

Русско-турецкая война, всего через четыре года после открытия, прокатилась практически возле храма. В боевых действиях храм не участвовал и стены его не пострадали, только внутреннее убранство было полностью разграблено союзниками Турции, а именно англичанами.
После Турецкой войны храм восстановили и он был действующий до середины 30-х годов прошлого века. С приходом коммунистов, храм был закрыт, а всё церковное имущество передано в Симферопольский музей.

В 1991 году храм был вновь открыт для прихожан и гостей Крыма. Достопримечательности Инкермана довольно-таки разнообразны и интересны, но, пожалуй, самой значимой из них является Инкерманский пещерный монастырь. Его возраст и историческое значение по праву ставят его на первое место. Попав на отдых в Севастополь, Балаклаву или Инкерман, обязательно посетите монастырь. Вы обязательно ощутите духовное очищение и физическое успокоение.

Инкерманский пещерный монастырь на карте Крыма

Инкерманский пещерный монастырь — выдающийся памятник нескольких эпох

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь является одной из древнейших монашеских обителей на территории Крымского полуострова, а вместе с тем это уникальный во всех отношениях архитектурный памятник разных эпох, охватывающих временной промежуток почти в 1500 лет. За время своего существования, он успел побывать и крепостью, и приютом отшельников, и пристанищем для изгнанников, и многое повидал на своем веку. Память этого сохранилась в самих его стенах и пещерах.

Сотни лет окрестные долины манили завоевателей и любителей легкой наживы, но мощная крепость, построенная здесь еще в древности, как бдительный страж, охраняла покой этого края, с высоты любуясь тем, что она берегла. Менялись хозяева этих мест, религия, что они исповедовали, порядки, вводимые ими, но одно оставалось неизменным – это яркая, немеркнущая красота, окружающая угрюмые скалы, в коих высечен Инкерманский пещерный монастырь.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится достопримечательность в Крыму?

Чтобы узнать, где находится Инкерманский пещерный монастырь, достаточно взглянуть на карту. Он расположен в юго-западной части Крымского полуострова, на правом берегу реки Черной, на окраине Инкермана, являющегося пригородом Севастополя.

Монастырь на карте Крыма

История до основания обители

Первые признаки человеческого жилья появились здесь еще в VI веке до нашей эры – это было поселение рабов, добывавших камень в местных каменоломнях, использовавшийся при постройке Херсонеса Таврического. Когда Южный Крым в 63 г. до нашей эры вошел в состав Римской республики, на плато Монастырской горы римляне построили крепость Каламита.

Когда в V веке эти земли отошли византийцам, они значительно увеличили и саму крепость, и периметр вокруг нее, обнеся все крепостной стеной, протянувшейся на 11 км, выкопали ров. Со временем вокруг нее разросся небольшой город с многочисленными сооружениями – как на самой горе, так и в толще ее, где возникли пещерные храмы и монашеские кельи.

С упадком Византийской империи и сама Каламита в XII столетии оказалась в существенном запустении. С возвышением княжества Феодоро в XIV века крепостное сооружение отстроили заново, а после завоевания турками в 1475 г. оно стало называться Инкерман, как и называется современный севастопольский пригород.

История Свято-Климентовского монастыря

Время его основания давно уже стало предметом для дискуссий и споров, но большинство историков сходятся во мнениях, что произошло это в VIII веке, когда Каламита достигла своего расцвета. Инкерманский пещерный монастырь был основан в месте добычи камня, проще говоря, первые монахи просто приспособили под свои нужды бывшие каменоломни. Он функционировал и после того, как Каламита пришла в запустение, и определенное время после завоевания Крыма турками-османами, но во время строительства Инкермана монахи были изгнаны.

Возрождение обители началось только в 1850 г., в 1852 г. освятили главный ее храм, имени Святого Климента, называвшийся ранее церковью Святого Георгия Победоносца. Тогда же и весь монастырский комплекс получил двойственное наименование, по названию города и христианского святого, жившего в Херсонесе на рубеже I-II вв. нашей эры – Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

Читайте также:  Ставропольская и Невинномысская Епархия: история и положение, описание и современное положение

После гражданской войны, с приходом в Крым Советской власти, в течение 4 лет с 1924 по 1928 гг. все пещерные храмы были закрыты, а в 1931 г. новыми властями принято решение о ликвидации и самого монастыря, закрытого в следующем году. Правда, после закрытия некоторое время в нем продолжали жить настоятель обители отец Венедикт и трое монахов, так что, можно сказать, неофициально она еще продолжала существовать, но богослужения уже не проводились.

Во время Крымского землетрясения 1927 г. сильно пострадали многие сооружения монастыря – и наземные, и те, что находились внутри горы. Значительные повреждения при этом получили Благовещенская и Николаевская церкви, а храм Святого Николая Мирликийского, находившийся на плато, рядом с остатками Каламиты, обрушился полностью и представлял более печальное зрелище, чем древняя крепость. В 1932 г. все они были разобраны, и использованы как вторичный строительный материал.

Чем интересен Инкерманский монастырь?

Инкерманский пещерный монастырь в Крыму начал заново отстраиваться, начиная с 1991 г., благодаря стараниям архимандрита Августина, настоятеля. В течение двух десятилетий большая часть храмов, пещер-келий и келейных корпусов была восстановлена фактически из праха. Сейчас это целый комплекс, состоящий из 5 храмов, братского корпуса, хозяйственных построек и множества пещер.

Две наземные церкви – Святой Троицы и Пантелеймона Целителя – построены прямо под нависающей над ними отвесной стеной Монастырской скалы, что уже придает им потрясающий вид. Храм Святой Троицы считается главным, так как в нем хранится рака с частичкой мощей Святого Климента, а Пантелеймоновский собор, построенный в византийском стиле, интересен главным образом тем, что его алтарная часть высечена в скале.

Но наиболее интересны пещерные храмы, полностью находящиеся в толще горы – Свято-Климентовская базилика, Мартина Исповедника и Андрея Первозванного. К ним ведет единственный вход, расположенный в западной части Монастырской скалы, с крутой лестницей, поднимающей к длинному разветвленному коридору. Внутренние помещения довольно-таки просторны и светлы за счет прорубленных окон и балконных дверей, выходящих наружу. Балконы обители – это нечто особенное, при взгляде со стороны, они представляются птичьими гнездами, прилепленными на горных склонах, испещренных темными зевами многочисленных пещер.

В разное время здесь находилось около 30 храмов и 9 пещерных монастырей, большинство из них закрыто и находится в полнейшем запустении. При желании их тоже можно осмотреть, многие из них довольно интересны, хотя делать этого не рекомендуется – все они находятся в аварийном состоянии. Можно также подняться на плато, где расположены руины древней крепости, чтобы насладиться чарующей панорамой, окрестных гор и долин, видом озера, образовавшегося на месте карьера, и далеких морских просторов.

Как добраться до обители из Севастополя?

Конечно, прежде нужно узнать, посещая Инкерманский пещерный монастырь, как добраться из Севастополя до него. Это несложно, но способов множество – на катере, отходящим от Графской пристани, на электричке до станции «Инкерман» или на автобусе «Севастополь — Инкерман» до остановки «Втормет».

От центра Севастополя на машине доехать можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Карьерная, Инкерман, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°36′14″N (44.603757), 33°36′29″E (33.607923).
  • Телефон: +7 (8692) 72-22-65.
  • Официальный сайт: http://inkerman-mon.church.ua

Инкерманский пещерный монастырь – одно из самых интересных и захватывающих мест на юге Крымского полуострова. Прекрасная природа, его окружающая, старинные постройки и сам дух этого уголка наполняют невыразимым чувством покоя, умиротворения и делают его посещение незабываемым событием. Нет ничего удивительного в том, что по количеству посетителей, приезжающих его посмотреть, он второй, после главной достопримечательности Севастополя – Херсонеса Таврического. Видео об этой удивительной памятке также прилагается. Приятного просмотра!

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь — один из старейших пещерных монастырей в Крыму, в пригороде Севастополя — Инкермане.

Содержание

История

Основные помещения монастыря — пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI в.; в XIV—XV вв. крепость входит в состав православного княжества Феодоро, защищает его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII—IX до XIV—XV веков.

Возникновение монастыря предание связывает с почитанием св. Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого ( утопленного ) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.

Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х (возможно — в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

После захвата в 1475 году крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России.

В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование — по имени города и в честь св. Климента.

В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм св. Мартина исповедника. В 1895 в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г. П. Долина).

C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевские церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году. В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радосте».

В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.

Современное состояние

С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Святые

Святыни

  • частица мощей от честной главы св. сщмч. Климента Римского

Видео


Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Общий вид монастыря

Храм св. Климента (бывш. храм св. Георгия)

Храм св. Пантелеимона

Летом 2010 года мне довелось отдыхать в Крыму. Сочетание безжизненных скал и бесконечно голубого моря не могли оставить меня равнодушной. Но Крым знаменит не только своей природой. На территории чуть большей, чем половина Московской области, находятся множество памятников истории и архитектуры: это и Херсонес в Севастополе, и Ливадийский дворец близ Ялты, и Инкерманский монастырь, и Генуэзская крепость в Судаке и другие достопримечательности.

Я побывала во многих местах Крыма, но больше всего меня поразил Инкерманский монастырь, поэтому хочу остановиться на его истории и описании современного состояния более подробно.

Местоположение

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь находится близ города Севастополя, в его пригороде Инкерман, на правом берегу реки Черной.

Инкерман знаменит инкерманским камнем. Это плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Этим камнем, например, облицован знаменитый Ливадийский дворец, который был построен в начале 20-ого века для отдыха царской семьи. Этот дворец также знаменит тем, что в 1945 году в нем проходила Ялтинская конференция. Добывали этот камень здесь ещё во времена Римской Империи, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер. Именно здесь, в Монастырской и Загайтанской скалах, и возник пещерный монастырь.

История святого Климента

Еще в 1-ом веке Крымский полуостров носил название Таврического и принадлежал Римской империи. Одним из крупнейших городов на Таврическом полуострове был Херсонес, или Корсунь (территория нынешнего Севастополя), а близ этого места (в нынешнем Инкермане) находились каменоломни, куда, по преданию, в качестве рабов ссылали христиан нечестивые римские императоры. Так, римский император Траян, который был ревностным идолопоклонником, в 94 году среди других христиан сослал на каторжные работы в каменоломни и святого Климента, папу Римского [1].

Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осуждённых работать на каменоломнях совершенно без воды. Он помолился вместе с осуждёнными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором святитель проводил Литургии [2].

Правителям Херсонеса не нравилась деятельность святого Климента, поэтому его решили казнить. На шею святому привязали тяжёлый якорь и бросили его на дно моря в Казачьей бухте. Так в 101 году погиб святитель Климент, но через год море отступило, и в подводном гроте люди увидели останки праведника. Каждый год в день смерти святителя приходили христиане к месту казни и по обнажившемуся дну шли поклоняться святым мощам.

Морской отлив позволял приходить к святым мощам до VI века, затем на маленьком островке посреди бухты была построена церковь. В 861 году в Херсонес прибыли святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий – создатели славянской азбуки. Они обратились к архиепископу Херсонеса Георгию с просьбой помочь им приобрести святые мощи. Святые Кирилл и Мефодий часть мощей перевезли в Рим, где они и хранятся по сей день в базилике святого Климента. А другую часть блаженных останков святого Климента оставили в Херсонесе, где они оставались вплоть до X столетия. После крещения князь Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей святого Климента и перевёз их в Киев.

Зарождение монастырской жизни

Сначала в VI веке на правом берегу реки Чёрной на высокой скале появилось укрепление, возведённое местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Чёрной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупский князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. После распада Римской империи Крым перешёл во владения православной Византии.

Пещеры служили первым монахам и жильём, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.

Крым под властью турок и Сказания русского священника Иакова Лызлова

Но в 1475 году Крым захватили турки. Они перестроили крепость и назвали её Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Очевидно, что христианский монастырь не мог существовать рядом с мусульманской крепостью и постепенно пришёл в упадок. Запустение было достаточно долгим, оно продолжалось без малого четыре столетия.

Предание, которое основывается на Сказаниях русского священника Иакова Лызлова, рассказывает, как отец Иаков совершал паломничество по Крымскому полуострову, когда он находился под турецко-татарским игом. Сказание относится к 30-м годам 17 века. Отец Иаков, прибыв в монастырь, нашёл в опустевшем и разорённом Свято-Климентовском храме нетронутую раку с мощами. Он долго собирал сведения у местных жителей, пытаясь определить, кому принадлежат нетленные останки. Но этого уже никто не мог вспомнить. Местные жители рассказывали отцу Иакову, как эти мощи татары несколько раз пытались зарыть в степи, но они чудным образом возвращались в раку в монастырь. В конце концов, татары решили оставить мощи в монастыре. Священник Иаков, помолясь, решил увести святые мощи в Россию, чтобы они не были поругаемы нечестивцами. Но во сне ему явился образ святого Георгия Победоносца и запретил увозить свои останки из Крыма (Ранее монастырь назывался также Георгиевским).

Крым – часть Российской Империи

С 1783 года Севастополь перешёл под власть Российской Империи.

Благодаря стараниям архиепископа Иннокентия Инкерманская киновия была открыта в 1850 году. Началась реконструкция трёх пещерных храмов. Но поскольку денежные средства государством не выделялись, а сама она была очень бедная, то реставрация проходила без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года была освящена церковь во имя священномученика Климента. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа. До наших дней сохранилась только часть колонн.

В 1867 году была открыта ещё одна пещерная церковь, посвящённая римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д.М.Струков (1827–1899). Реставрируя храм святого Климента, он покрыл потолок серебряной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма [3].

Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. У Чёрной речки происходили жестокие бои. Серьёзно пострадал и монастырь. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили всё имущество Инкерманского монастыря. Но лишь война закончилась, в киновии поселились два послушника и иеромонах. Они очистили храмы от ядер и возобновили богослужения.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь, которую освятили 13 августа во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1875 году закончили строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой [4].

Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 году построили гостиницу.

В 1895 году построили новый храм в византийском стиле. Архитектурной особенностью этого храма, освящённого во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная.

В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя святого священномученика Димитрия Солунского. Храм расположен в восточной части Монастырской скалы. Над его престолом находилось изображение Христа в чаше. По низу изображения сохранилась надпись – моление раба божьего Зотика с женою и детьми. Эта надпись датирована 1272 годом.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радосте». Храм сооружён на месте древней пещерной церкви св.Софии, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Автор проекта реставрации и строитель храма — архитектор А.М.Вейзен.

Как связь с историческим днём Инкерманского сражения и полувековым юбилеем обороны Севастополя внутри храма поместили в копиях образа всех войсковых частей, принимавших участие в Инкерманском сражении. Храм был приписан к Никольскому адмиралтейскому собору в Севастополе.

Храм был закрыт в 1920-е годы, во время Великой Отечественной войны разрушен. Его облик запечатлели открытки, хранящиеся в фондах Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Храм св.Николая на верхнем плато Монастырской скалы освящён 5 октября 1905 года. Храм-памятник героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. сооружён из белого инкерманского камня в византийском стиле, крестообразный в плане с двумя приделами, он воспроизведён на открытках и литографиях XX в. Долгое время не удавалось установить автора проекта и строителя храма. Есть мнение, что им был Г.Долин, архитектор Севастопольского градоначальства. Храм св.Николая был закрыт в 1926 г. Разрушен в годы Великой Отечественной войны.

К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков. В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника.

Монастырь во время гражданской войны и советской власти

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления в Крыму советской власти все земли обители были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели, в которую вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. Денег религиозной общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы в надлежащем состоянии. В 1925 году Инкерманская религиозная община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году на заседании Президиума Севастопольского райисполкома было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Часовню, построенную на могиле воинов, разобрали в 1927 году. В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радосте». В монастыре после его закрытия остались жить четыре монаха.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу [5].

После войны погибшим войнам поставили памятник.

Возрождение обители. Судьба архимандрита Августина

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году и шло довольно успешно благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина. Этот удивительный человек целью своей жизни видел восстановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это. Он родился в Севастополе в 1955 году, служил в военно-морском флоте. Получив образование, некоторое время работал художником-постановщиком в театрах Севастополя. Но Господь уготовил ему иной путь. В 1989 году Александр работал в Свято-Никольском храме на Братском кладбище, принимал участие в восстановлении повреждённой мозаики, был рабочим в алтаре. В августе того же года он был рукоположен во диакона, а через три месяца во священника. Его назначили настоятелем сразу двух разорённых храмов. Но никто никогда не видел отца Александра огорчённым, он напротив был жизнерадостным, говоря: «Господь всё управит». Эту свою веру в Христа и оптимизм он передавал всем, кто окружал его.

Отец Александр получил духовное образование в Одесской Духовной семинарии. В 1992 году был назначен настоятелем церкви Святой Троицы при Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. Он сам расписал иконостас, с его помощью в обитель вернулись мощи священномученика Климента. Впоследствии отец Александр принял монашеский постриг и был назначен наместником в один из крымских монастырей, но всегда помогал братии Инкерманского монастыря. В 1996 году архимандрит погиб в автомобильной катастрофе, его тело решили похоронить на территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

За семь лет своей деятельности архимандрит Августин восстановил три обители и семь церквей.

Его могила находится в монастырском дворике у подножия скалы.

Современное состояние

Ныне действующими являются древние пещерные храмы: Климентовский, Мартиновский и Андреевский. Все они соединены общим коридором.

Вход в пещерный храм – это дверь в закопчённой стене. Паломник, переступив порог, видит перед собой узкую лестницу из камня. Эта лестница ведет к храмам монастыря. В правой стене коридора вырублены окна и дверные проёмы. Прежде они вели, вероятно, на балкон.

В левой стене – склепы-костницы и три пещерные церкви. В костнице горит лампада, на полках лежат человеческие черепа. На стекле, через которое паломник смотрит внутрь, надпись: «Мы были такими же, как вы, – вы будете такими же, как мы». Сложенные в особом помещении кости напоминают об афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом.

Снаружи помещения верхнего яруса выглядят теперь как две прилепившиеся к отвесной скале деревянные часовенки, увенчанные маковками с крестами.

Средняя из трёх церковь – во имя святого апостола Андрея – как считают, вырублена самим папой Климентом. Она небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком. Алтарь отделён от основного помещения сплошной скальной преградой с вратами посередине и двумя маленькими окошками. Через правое окно, говорит предание, принимали исповедь кающихся: тут устроено седалище из камня для священника. Престол в алтаре, примыкающий, как принято, к восточной стене, тоже вырублен из камня. Свято-Андреевский храм – это настоящая пещерная церковь, какой ее себе представляешь, читая про катакомбы первых христиан: стены и свод здесь не спрямлены, они грубы и морщинисты, в отличие, скажем, от соседнего храма во имя св.Мартина Исповедника (другого папы Римского, сосланного в Крым). И именно эта простота и безыскусность рождают особое чувство общности с первыми исповедниками христианства.

Главный храм монастыря, освящённый во имя святого священномученика Климента, – это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики, рядами колонн разделённой на три нефа; в алтаре, чуть выше ниши для запрестольного образа – традиционное византийское рельефное изображение «процветшего» креста в круге. За Свято-Климентовским храмом находится последнее помещение этого яруса – комната с каменной скамьёй, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру. В древности она служила братской трапезной, теперь используется для совершения треб.

Все три описанных пещерных храма – действующие. Народу здесь может поместиться немного, и богослужения по праздникам совершаются в уже восстановленном наземном храме – Святой Троицы. Здесь же находится частица мощей священномученика, переданная из Киева.

А в монастырском дворе – маленький пруд с кувшинками и золотыми рыбками, которые подплывают посмотреть на разглядывающих их паломников и просто любопытных. А кругом – постоянный тяжёлый труд монахов и послушников: их руками возрождаются храмы, которых раньше в монастыре было гораздо больше.

Материал подготовила Ольга Руднева

Примечания.

1. Кстати, каменоломни работают и по сей день: вероятно, это самое древнее из действующих предприятий в Крыму. В мягкой известняковой скале прорублен узкий и длинный, с пятиэтажный дом, тоннель, через который грузовики въезжают в ущелье. Неподалёку – товарная станция «Инкерман-1».

2. Источник пересох в 1930-х (возможно – в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, по одной из версий, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

3. Есть мнение, что попытки реконструкций оставшихся храмов нанесли непоправимый урон их первоначальному облику: были уничтожены средневековые фрески в храме святого Евграфия. При строительных работах менялась планировка церквей в соответствии со вкусами новых заказчиков, так что нынешние храмы уже мало походят на первоначальные.

4. Это строительство также нанесло существенный урон архитектурному облику монастыря. Были уничтожены пещерные скиты в Георгиевской и Троицкой балках. Эта железная дорога действует до сих пор, на территории монастыря находится железнодорожная станция.

5. Интересно заметить, что в то время как штаб советской армии располагался под защитой отвесной скалы в монастырских пещерах, рядом проходила железная дорога, штаб немецкой армии находился в знаменитом Ливадийском дворце на значительном возвышении, так что немецкое командование могло любоваться изумительным видом на море.

Публикация: Храм свв. мучеников и старстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

Ссылка на основную публикацию