Свято-Николаевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

История монастыря

Среди святынь Курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, расположенный недалеко от г.Суджи. Обитель была учереждена около 350 лет назад, в 1672 году.

Первые монахи – Феодосий, Лаврентий, и старец Нектарий переселились из разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская губерния) монастыря. Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также “в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь”. Из Острогожской обители монахи принесли с собой икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь.

Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: “. пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность —икона Богоматери Пряжевская , писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи”.

В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а так же колокольню и монастырскую стену.

В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска.

В Николин день в монастыре проходила ярмарка.

Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1788 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич.

После закрытия обители, как гласит предание в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери.

После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Первыми насельниками монастыря, был сам Косма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром.

При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовой храм Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году.

Великий русский писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в знаменитом романе “Братья Карамазовы”.

Поднявшийся над равниной, на высокий белый пьедестал, величественный монастырский архитектурный ансамбль прекрасно сочетался с живописным ландшафтом. Купола Преображенского собора и Покровского храма, построенные в русско-византийском стиле были видны за десятки километров. В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт властью в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже – школу-интернат для детей-сирот.

С 1996 года, Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий Горнальского Николаевского мужского монастыря. Первое богослужение в возвращенной обители владыка Ювеналий совершил в день молитвенной памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года.

Восстановление монастыря

“Наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин) рассказал, что с момента передачи монастыря проделана большая реставрационная работа, прежде всего, отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Закончены работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе.

– В Никольском храме, – уточнил отец Питирим, – заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас, написаны иконы Деисусного чина, два больших киота для чудотворной Пряжевской иконы Божией Матери и Киево-Печерских святых, 84 частицы мощей которых находятся в ковчеге при этом образе.

В 2008 году завершена роспись храма. Работы выполняли известные московские иконописцы-реставраторы Александр Лавданский и Алексей Вронский. Они расписывали трапезную в Коренной пустыни, левый предел Большого Донского собора в Донском монастыре, собор монастыря во имя зачатия прав. Анны Московской. Сейчас они работают над росписью Успенского собора знаменитой Святогорской Лавры.

В 2005 году иконописцы расписали западную стену в нашем храме, свод и стены алтаря, в 2006 появились изображения Пантакратора в центре храма, архангелов и четырех евангелистов, летом 2007 года – двунадесятые праздники на потолочном своде и образа некоторых великих преподобных отцов, особо почитаемых в монашестве, и преподобных отцов из Собора Курских святых. На фасаде храма у нас написаны три иконы – святителя Николая над входом – главная икона Горнальского Свято-Николаевского монастыря, а по бокам от входа – архангел Михаил и архангел Гавриил.

В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза.

Братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники.

Большую спонсорскую помощь оказывает уроженец этих мест Анатолий Иванович Дзюба. Он построил на своей малой родине в селе Гуево красивый храм во имя Рождества Богородицы – это скит нашего монастыря, с него и началась современная история обители. Анатолий Иванович помог отреставрировать чудотворный Пряжевский образ Божией Матери.

Когда монастырь только открыли, о нем мало кто знал. Сейчас в обитель приезжает все больше и больше паломников из Белгорода, Старого Оскола, Воронежа, Липецка, Москвы. За каждым воскресным и праздничным богослужением в монастырском храме молятся прихожане с Украины. Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в нашем уникальном крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы за границу России, на Украину. Этот чудотворной образ Богородицы посетил почти все церковные благочиния Курской епархии, а также Белгородскую и Ярославскую области России, Киевскую и Сумскую области Украины, – завершил свой рассказ о сегодняшнем дне возрождаемой древней обители наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин).

Ревностные труды по восстановлению и благоукрашению обители были высоко оценены архиепископом Курским и Рыльским Германом. Владыка наградил Знаменской медалью II степени жертвователей монастыря – москвичей Анатолия Ивановича Дзюба и Юрия Федоровича Алексеева, а также Владимира Александровича Облогина и главного бухгалтера монастыря монахиню Макарию (Сасс).” По материалам газеты “Курские епархиальные ведомости”

Посмотреть фотоархив восстановления монастырского храма Вы можете здесь.

Copyright © All Rights Reserved.Горнальский монастырь 2010 – 2013 г.

Объявления

  • Освящен надкупольный крест на строящийся соборный храм свт. Николая Чудотворца
  • 22 Апрель 2019

В понедельник страстной седмицы освящен надкупольный крест на строящийся соборный храм обители.

По благословению Высокопреосвященного ГЕРМАНА,

митрополита Курского и Рыльского

и Преосвященного ПАИСИЯ, епископа Щигровского и Мантуровского

чудотворная икона Божией Матери «Пряжевская» с 02 марта по 20 апреля 2019 г . будет пребывать в храмах Щигровской епархии

Верхотурский Свято–Николаевский монастырь

Верхотурье: полезная информация

АвтострадаСеровский тракт Р352.
Поездст. «Верхотурье».

Верхотурье веками считался крупнейшим духовным центром Урала и Сибири. Сюда со всей России, как и прежде, направляются православные паломники помолиться святым иконам и мощам. С каждым годом город начинают посещать все большее количество туристов, которые едут в храмы и монастыри самостоятельно или в составе экскурсионных групп.

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь является одним из самых значимых религиозных и культурных объектов города. Как правило, именно с него начинаются все тематические экскурсии. Расписание повседневных богослужений можно найти на официальном сайте монастыря.

Храмы

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на возвышенности в месте слияния двух притоков реки Туры. Он представляет собой храмовый комплекс, окруженный каменной стеной, в центре которого установлен Крестовоздвиженский собор.

Также на территории находятся храм святителя Николая Чудотворца и Преображенский собор, а над главными воротами размещается Симеоно-Анненская надвратная церковь. В стенах Николаевского мужского монастыря можно посетить музей, рассказывающий о жизни монахов на Урале.

Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор был закончен в 1913 году ко дню празднования трехсотлетия династии Романовых. По объему храм занимает третье место после московского Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он примечателен своими фаянсовыми иконостасами, полностью восстановленными после периода застоя. Также внутри хранятся мощи Симеона Верхотурского.

Спасо-Преображенский собор

В Преображенском соборе проводятся ежедневные богослужения для прихожан и паломников со всей страны. Он был построен в 1836 году с архитектурой, отличающейся от классического русско-византийского стиля. На территории он сразу выделяется своей высокой колокольней. В соборе можно поклониться мощам преподобного Арефа.

Надвратная Симеоно-Аннинская церковь

Надвратная церковь является своеобразным входом на территорию монастыря. Названа в честь праведников Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Возведенная в 1856 году, она первая встречает прихожан своими мозаичными иконами. Небольшое здание исполнено в традиционном для православных церквей образе.

Никольский храм

Храм в честь Николая Чудотворца самый новый из всех в Свято-Николаевском мужском монастыре. Дата завершения строительства приходится на 1998 год. Строительство велось на месте прежней старейшей каменной церкви, которая была полностью разрушена при советской власти. На стены здания снаружи и изнутри нанесены фрески с изображением святого. Иконостас храма имеет ценные православные иконы. Здесь размещаются мощи преподобного Илии.

Музей

Православный музей начал свою работу на территории Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря в девяностых годах. Его основателем стал игумен Тихон, который активно интересовался и собирал данные об истории православной церкви на Урале. Сейчас в коллекции музея собраны старинные документы, книги, фотографии, иконы, предметы быта и т. п.

При входе необходимо вносить пожертвования. Отсюда можно заказать экскурсию по всему монастырю и посетить храмы комплекса, а также в селах Меркушино и Красная Гора. Особой популярностью пользуется поездка до Актайского скита, где на поверхность выходит источник с целебными водами.

История

Годом основания монастыря считается 1604. Тогда инок Иона отправился к Борису Годунову, чтобы получить разрешение на возведение деревянного храма в честь Святого Николая Чудотворца. Царская семья передала во владение иконы, необходимую утварь и книги для проведения богослужений.

Вначале место носило статус мужской обители, а позже стало называться монастырем. С годами территория вокруг облагораживалась и в 1712 году на ней построили первую каменную церковь. Как и многие другие религиозные объекты в годы советской власти Свято-Николаевский мужской монастырь прекратил свою деятельность. Здания соборов и церквей пришли в упадок.

На этом месте организовали колонию для несовершеннолетних преступников. Период возрождения начался с 1990 года. В монастырь перенесли церковную святыню — мощи Праведного Симеона. Провели восстановление и реконструкцию храмов и хозяйственных корпусов. Был учрежден православный музей, воскресная школа, училище и оборудована гостиница для паломников. На сегодняшний день здесь постоянно находятся более двадцати монахов.

Как добраться

Верхотурье — небольшой город, расположенный в трехстах километрах северней Екатеринбурга. Ежегодно его посещает тысячи паломников и туристов. Свято-Николаевский мужской монастырь — ключевая достопримечательность, находящаяся на восточной окраине города рядом с Кремлем. Добраться до него не составит особого труда. В Верхотурье есть железнодорожный вокзал и междугородняя автобусная станция. Также сюда можно доехать на автомобиле за 2–4 часа.

Поезда

Железнодорожный вокзал «Верхотурье» находится в 10 минутах езды от Свято-Николаевского мужского монастыря. Ежедневно сюда прибывают поезда и электрички из Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Перми. Время в пути составляет от 5 до 12 часов соответственно.

Автобусы

Междугородние автобусы до Верхотурья отправляются с Северного вокзала Екатеринбурга. Стоимость проезда от 900 рублей. Дорога занимает около пяти часов. Из Нижнего Тагила путь длится около трех часов. Автобусы отправляются по понедельникам, четвергам и субботам в 14:38.

Автомобиль

Маршрут из Екатеринбурга в триста километров проходит по Серовскому тракту Р352. Выезжая из города, необходимо придерживаться северного направления и двигаться по дорожным указателям «Верхотурье». Ориентиром может служить Поклонный крест на повороте в пункт назначения. В общей сложности поездка занимает порядка четырех часов.

Свято-Николаевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

По благословению Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла

Россия, Свердловская область, Верхотурский район, Верхотурье, Воинская улица, 1 А

Краткая история Свято-Николаевского монастыря

История Свято-Николаевского монастыря

Николаевский мужской монастырь находится на краю города на довольно возвышенном месте в устье речек Свияги и Калачика, впадающих в Туру.
Основание монастыря относится к 1604 году. Основателем его был инок Иона. В 1604 г. он испросил позволение у царя Бориса Годунова на построение храма во имя Св. Николая Чудотворца с приделом во имя Св. Бориса и Глеба. Согласно царской грамоты, присланной на имя верхотурского воеводы Плещеева и головы Хлопова, Иона был обеспечен иконами, церковной утварью, богослужебными книгами (евангелие, псалтырь, часовник, служебник и др., присланы были 2 колокола, весу в них 2 пуда 22 гривенки, кадило, потир), кроме этого велено было верхотурскому воеводе дать в новоустроенный храм 15 гривен воску, полторы гривенки ладану и полведра церковного вина. Назначено жалованье – 3 рубля дьячку и Ионе – 6 рублей.
В 1608 г. по царской грамоте от Василия Шуйского был Ионе разрешен отпуск леса на построение монастырских зданий. До какого времени управлял новоустроенной обителью Иона – неизвестно. Известно, что с 9 мая 1615 г. до 1621 г. монастырём управлял игумен Герасим. В 1620 г. была учреждена Сибирская епархия с епископской кафедрой в г. Тобольске. Первым Сибирским архиепископом был Киприан Старорусенников. Следуя из Москвы в 1621 г. в Тобольск, он внимательно осмотрел церкви и монастыри, посетил Верхотурье, побывал в Николаевском мужском монастыре и поставил нового игумена Германа, постриженика Волоколамского Иосифова монастыря. Благодаря покровительству царей, в том числе Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, патриарха Филарета Никитича монастырь был огражден от разных нужд и притеснений. И все же до 1704 г. монастырь жил трудно и мало был известен. Причиною оживления обители послужило перенесение мощей Св. Симеона праведного, Верхотурского Чудотворца из села Меркушино в сей монастырь.

Поворотным событием в жизни обители стало обретение мощей Св. Симеона чудотворца. 12 сентября 1704 г. они были перенесены в монастырскую деревянную церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы. С этого времени ежегодно 12 сентября в монастыре стало совершаться праздничное богослужение в его память. С начала 18 в. верхотурские монахи вели записи о чудесах Симеона, собирали свидетельства очевидцев. На основе этих записей, сведений из Сибирской летописи и материалов проверок в монастыре было составлено «Житие Святого и Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца». За составление «Подробного сказания о жизни и чудесах Святого Праведного Симеона Верхотурского» взялся инспектор Пермской, а позднее ректор Рязанской духовной семинарии архимандрит Макарий, и в 1857 г. он получил дозволение Святейшего Синода опубликовать свой труд тиражом в 3100 экземпляров. В мае 1858 г. Макарий передал Верхотурскому Николаевскому монастырю право на дальнейшую публикацию. А первым автором тропаря и кондака преподобному Симеону был митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий, ему же принадлежит описание открытия мощей в 1694 году.

Сведений о первом храме Николаевского монастыря, в котором почивали мощи Святого Симеона праведного, не сохранилось. Известно только, что по распоряжению Тобольского губернатора Матвея Петровича Гагарина указом из Сибирской губернской канцелярии предписано было устроить в Верхотурском Николаевском монастыре каменную церковь во имя Св. Николая Чудотворца с 2-мя приделами во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Храм был заложен в 1712 г. по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна Максимовича. Церковь окончательно устроена и освящена в 1738 г. В Николаевском храме в трапезной половине его, в арке, между храмами – главным и придельным, в серебряной раке и почивали мощи святого Симеона Праведного до 1914 г.
От Никольской церкви в недальнем расстоянии к северу находится каменная Преображенская церковь. Николаевский храм в виду увеличения братии и приходящих богомольцев оказался маловместительным. В силу этого настоятель монастыря архимандрит Афанасий с братиею ходатайствовал перед преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским о разрешении постройки 2-го каменного храма. Пермская духовная консистория указом от 3 августа 1821 г. разрешила построить большой каменный храм во имя Преображения Господня с 2-мя приделами: в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и Архистратига Божия Михаила с колокольнею. 28 августа 1821 г. церковь была заложена. 30 августа 1834 г. главный Преображенский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, а 25 июля 1837 г. им же освящены придельные храмы.
За главным клиросом главного Преображенского храма, под полом, в особо устроенном склепе, покоится тело Высокопреосвященнейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского. В 1869 г. над могилою архиепископа Неофита устроена железная с 4-мя чугунными столбами решетка, чугунная доска с надписью о времени и месте кончины архипастыря. В 1877 г. в углублении стены устроен небольшой киот, в котором вставлены по завещанию Неофита его келейные иконы. Под левым клиросом погребен настоятель сего монастыря архимандрит Гавриил.
В 1855 г. над святыми вратами во время настоятельства архимандрита Гавриила по благословенной грамоте, архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита заложен ещё один небольшой храм, вернее, работы были закончены в 1856 г., освящен сей храм во имя Св. Праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 г. архиепископом Неофитом.
С преобразованием монастыря из штатного в общежительный с 1 января 1894 г. быстро стали улучшаться хозяйственные постройки и благоустраиваться существовавшие здесь храмы, а с приходом в связи с этим 3-х валаамских монахов Иова, Арефы и Илии устроилась в лучшем виде и внутренняя жизнь обители на началах и правилах известного Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Вскоре же о. Иов при помощи прибывших с ним с Валаама опытных в духовной жизни иноков о.Арефы и старца Илии ввел прекрасные общежительные порядки. Благодаря умелой деятельности о. Иова и единодушию нового состава братства, Верхотурский монастырь через весьма незначительное время прослыл примерным не только внешним благоустройством, но и духовной жизнью в нём. Духовник монастыря схимонах Илия был так необходим для обучения духовной жизни и братии, и прихожан, к нему обращались за разными советами, которые он преподавал, ограничиваясь краткими, но весьма основательными словами, с простотою и смирением. И его поучения имели весьма сильное воздействие на приходящих к нему с духовными нуждами. Это был высокой жизни Старец–пустынник, скончавшийся в Верхотурском монастыре как великий подвижник 30 ноября 1900 года. Много потрудился для обители архимандрит монастыря Иов, при нём построены были каменные кузницы, баня, книжная лавка, проведен водопровод. Согласно его прошению, по указу Синода от 22 мая 1899 г. уволен на покой по состоянию здоровья в тот же Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Молодой монах Арефа () смиренно нес послушание свечепродавца, заведовал монастырской библиотекой, насчитывающей 3500 книг. По увольнении на покой архимандрита Иова о. Арефа был братией монастыря избран настоятелем монастыря с возведением в сан игумена, а 6 мая 1902 возведен в сан архимандрита. Несмотря на кратковременное управление монастырем, успел многое сделать для благоустройства монастыря. При нем устроены 2 громадных каменных жилых здания, начата постройка здания для церковно–приходской школы для глухонемых, возбуждено ходатайство о разрешении нового большого каменного храма. Сам вел жизнь прямо аскетическую. Строгое воздержание и непрестанные труды и заботы несомненно ускорили сокращение дней его жизни. 15 мая 1903 г., имея от роду 38 лет, после продолжительной и тяжелой болезни скончался, погребен на территории монастыря. На Валааме архимандрит Арефа входит в список 15 монахов, возведенных в лик святых. С 11 по 14 сентября 1904 г. монастырь отпраздновал два знаменательных события – 300 летие существования сей обители и 200-летие Св. Пр. Симеона, Верхотурского Чудотворца. В память этих событий 12 сентября 1905 г. был заложен каменный трехпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня, в год 300-летия славного царствования Богохранимого Дома Романовых был торжественно освящён 11 сентября 1913 года.

После бурных событий 1917 –1920 годов новая власть начала борьбу с церковью. Монастыри были объявлены оплотами реакции и чуждой идеологии, началось их закрытие, разграбление святынь, аресты духовенства. В храмах устраивались склады, клубы, музеи, заводские цеха и даже колонии для преступников. Такая же учесть постигла и Верхотурский Николаевский монастырь. В 1920 г. последний архимандрит Верхотурского монастыря Ксенофонт (в миру Константин Петрович Медведев) был арестован и отправлен на исправительные работы в Екатеринбург за сотрудничество с белой армией Колчака. В 1925 г. он вновь был арестован за распространение антисоветской литературы. Ксенофонта приговорили к 2-м годам лишения свободы и 3-м годам лишения права проживания в Уральской области как социально опасного элемента. Эти годы он провел в Казани. В 1932 г. вновь последовал арест,обвинение в антисоветской деятельности и приговор – 5 лет лагерей. Он был сослан на строительство Беломоро – Балтийского канала, дальнейшая судьба его неизвестна. В 1989 г. он был реабилитирован посмертно. После ареста Ксенофонта в 1925 г. монастырь был закрыт. Но монахам удалось организовать скит на заимке Актай. Однако, в 1928 г. и это последнее убежище иноков было разгромлено. В 1920 г. были опечатаны мощи Св. Симеона Верхотурского. В 1929 г. они были изъяты и переданы в Тагильский музей для использования в антирелигиозной работе. Спустя некоторое время мощи Святого Праведного Симеона оказались в запасниках областного краеведческого музея и были возвращены церкви в 1989 г., а в монастырь были перенесены торжественно после реставрации и освящения Преображенского храма 25 сентября 1992 г.

В годы советской власти в монастыре размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В 1990 г. Верхотурский Николаевский монастырь был возрожден к духовной жизни. Под руководством наместника монастыря игумена Тихона за короткий срок были восстановлены Надвратная церковь, Преображенский храм, настоятельский корпус, книжно-иконная лавка, частично братский корпус, гостиница для паломников, проведены работы по очистке от хлама Крестовоздвиженского собора. Важнейшим событием в монастыре стал день 25 сентября 1992 г., когда из Екатеринбурга в храм Преображения Господня были перенесены мощи Св. Симеона Праведного, стала возрождаться традиция паломничества – 1994 г. был годом прославления местночтимых подвижников веры и благочестия Преподобного Арефы Верхотурского и блаженных Иоанна и Косьмы Верхотурских, мощи которых покоятся в Николаевском и женском Покровском монастырях. В 1996 г начала работать в монастыре воскресная школа, для чего было отреставрировано бывшее общежитие для детей церковно-приходской школы. Сегодня завершены работы по реставрации Крестовоздвиженского собора, приведены в надлежащий порядок монашеские захоронения. Сегодня в монастыре проживает более 20 монахов (для сравнения до 1917 г. – 32 монаха, 18 послушников, 123 – проживающих по паспортам, 15 малолетних и певцов, всего 188 человек).
Р.Н. Огаркова (1940-2009 гг.)
заведующая Православным музеем Свято-Николаевского монастыря с 1996 по 2009 гг

История

Староладожский Никольский мужской монастырь находится в полукилометре от Староладожской Рюриковской крепости, на левом берегу реки Волхов. Местность, где располагается монастырь – необычная, прямо на берегу реки, под высоким холмом. Холм этот наименован “Победище” – на нем имеется ряд древних курганов-захоронений VIII-Х веков, и воинские захоронения времен св. князя Александра Невского (ХIII век). По преданию здесь захоронены ладожане, погибшие в баталиях 1240 и 1242 года – Невской битве и Ледовом побоище. Основание монастыря “в память о гиблых ладожских сродниках”, как раз относят к 1240 году, а основателем его считают святого благоверного князя Александра Невского.

Монастырь строился вокруг уже существовавшего к тому времени Никольского собора (позднейшие исследования это подтвердили, отнеся строение к ХII веку).

Первые документальные свидетельства о монастыре найдены в оброчных переписных книгах Обонежской пятины 1496 г. и Водской пятины 1499-1500 гг., тогда за обителью числились 20 деревень.

В 1611 году, когда северо-западные территории русского государства подверглись интервенции со стороны шведов, Никольскому монастырю пришлось сыграть важную духовную роль, а позже и самому быть разоренным, принеся Господу кровь нескольких десятков монахов-мучеников.

В означенном году подвергся полному истреблению Валаамский монастырь. Часть Валаамской братии, спасая ценности и святыни монастыря, бежали на материк и некоторое время находились в Ладоге, найдя приют именно в Никольской обители. Согласно расхожему мнению, здесь они укрывали и главное свое сокровище, главную свою духовную реликвию – мощи святых основателей препп. Сергия и Германа.

Вплоть до революционной поры у ладожских рыбаков сохранялась традиция не начинать лов, прежде чем не подойти на лодках к вратам Никольской обители и не вознести молитвы препп. Сергию и Герману, ибо этими воротами их мощи были внесены в обитель и спасены.

Позже, при приближении шведов к Ладоге некоторые валаамцы препроводили сберегаемые святыни в Новгород, а иные не пожелали покинуть Ладогу и как сообщает летопись: “запечатлели зде свою любовь ко Христу своею кровию”. В 1620 году, когда шведы и русские определились в вопросе о границе, и Валаам остался на шведской территории, разрозненные по Новгородским и Псковским землям валаамские иноки получили земли Васильевского монастыря в Чернавино (на противоположном берегу от Никольского монастыря), фактически здесь сохранился дух, устав, традиции древнего Валаама.

После шведского разорения монастырь начинает отстраиваться в камне и приобретать тот вид, который во многом имеет и сегодня. В переписи 1628 г. означено, что в Никольском монастыре были две каменные церкви: одна во имя Св. Иоанна Златоуста, а другая во имя Св. Николая. В 1695 г. указом Преосвященного Корнилия, Митрополита Новгородского, церковь Тихвинской Божией Матери, построенная в Зеленецком монастыре еще при преподобном Мартирии, была разобрана и поставлена в том же наименовании в Никольском монастыре в виде придела с папертью. В 1692 году в монастыре возводится каменная восьмигранная колокольня, сразу за ней возводятся новые Святые врата.

В ХVIII века монастырь пережил закрытие, вызванное государственной политикой – делением монастырей на “доходные” и “расходные”, однако жители Ладоги ходатайствами своими и обращением к тому, что монастырь является памятником доблестной русской истории, добились его открытия.

Сегодня одной из доминант обители является храм свт. Иоанна Златоуста, устроенный по принципу древней базилики. Он построен по проекту академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева в 1860-1873 гг. на месте ветхого храма ХVII века. На сводах, стенах и арках храма сохранилась живопись: сюжеты из жития св. Иоанна Златоуста, евангельские сюжеты в стиле академического реализма, орнаменты византийского стиля.

С Никольским монастырем связано немало удивительных судеб. В юности здесь жил, обучался в монастырской школе, писал иконы будущий академик живописи В.Максимов. Некоторое время в монастыре подвизался А.Бочков, в монашестве иеромонах Антоний – человек, ранее хорошо известный в петербургских аристократических кругах, друг А.Пушкина и Н.Гоголя. С монастырем также связано имя А.Башуцкого, бывшего одно время адъютантом санкт-петербургского генерал-губернатора В.Милорадовича, смертельно раненого на Сенатской площади во время восстания декабристов 14 декабря 1825 года. А.Башуцкий был рядом с графом Милорадовичем на Сенатской площади. Впоследствии он, в числе немногих, присутствовал при казни пятерых заговорщиков на кронверке Петропавловской крепости.

В советские годы монастырь был упразднен – здесь действовали общежития, ремонтная база сельхозтехники.

Монастырь возрожден в 2002 году и передан Церкви в критическом состоянии.

История монастыря

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в 125 километрах от Курска в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки. Эта местность издавна была избрана людьми для поселения, краеведы и археологи, проводившие раскопки на территории обители, обнаружили остатки захоронений славян-северян, относящиеся приблизительно к эпохе начала Киевской Руси. Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой “прежних государей и великих князей жалованные грамоты” для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.

Документально подтвержденные сведения об обители появляются в архивах с XYI века. В Смутное время обитель была разорена польско-литовским войском, при игумене Корнилие началось, а при игумене Мисаиле продолжилось ее восстановление. Игумен Корнилий, бывший настоятелем Новгород-Северского Спасского монастыря и братия, не пожелавшие оставаться под польско-литовским владычеством, переехали в Рыльский монастырь и пребывали в нем с 1618 до 1620 года. Из документов тех лет известно, что монастырь имел два подворья в Рыльске – одно на посаде, возле острога, где находилась церковь во имя Живоначальной Троицы с тремя братскими кельями, другое – внутри города, на случай вражеской осады. В 1624 году игумен Мисаил пишет челобитную царю Михаилу Феодоровичу, в которой просит вернуть монастырю церковное место, которое после сожжения посада поляками, было занято рылянами. Царь удовлетворил эту просьбу, церковное место было очищено, отмерено и подготовлено для устроения монастырского двора на случай осады. Кроме того, Волынской пустыни (как раньше назывался Николаевский монастырь) принадлежали прилегающие к ней земли, в “Выписке с Рыльских книг Захария Бибикова” 1615 года сообщается, что “на посаде дано в вотчину – рыбная ловля в речке Рыло, озерко Мочулище, да озеро Долгое, да озерко под Белыми берегами, да в речке Волынке прудок”. Кроме того, богатые люди жертвовали земельные участки и за пределами Рыльска. “В Снитской волости старая Никольская вотчина, сельцо Дмитриевское с церковью Димитрия Солунского, деревня Крупец, а в ней крестьян 13 дворов, да пустой починок Прудище, а в них пашни паханы добрые земли”. Монастырь также владел пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями. За пользование реками, ловлю рыбы, содержание мельницы монахи платили государю налог.

Здания в обители в то время были деревянными, покрыты тесом и огорожены частоколом. К началу XYIII века деревянные постройки пришли в негодность, и рыльский купец Прокофий Герасимович Шелехов решил построить каменный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских на месте старого. Но успел только заключить договоры на поставку строительных материалов, его дело продолжил сын, Иван Прокофьевич Шелехов, заложив в 1733 году и выстроив по высочайшему повелению императрицы Анны Иоанновны первую каменную церковь, которую освятили в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения. Вторая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в 1747 году по прошению путивльской и рыльской помещицы Анна Забелиной. А третий храм – в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских воздвигнут в 1753 году стараниями игумена Матфея (Лукашева). И завершала ансамбль монастырских храмов пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижней части, которые были главным въездом в центральную часть обители. Впервые это сооружение упоминается в описи 1764 года, хотя, по мнению специалистов, оно возведено на 20 лет раньше. В среднем ярусе колокольни были установлены часы, в верхнем – набор из семи, а с 1820 года – из девяти колоколов. Главная въездная надвратная башня с западной стороны была построена в 1740-1742 гг. как звонница-колоколенка. Мощный бас ее колокола, отлитого в 1742 году, весом 2,5 тонны разносился окрест на многие версты. В середине ХIX в. звонница была перестроена: в ее верхней восьмигранной части заложили арочные проемы, а вокруг восьмерика устроили на квадратных столбах галерею. В 1949 году еще довольно крепкую башню разобрали на кирпичи, соорудив неуклюжие ворота.

В течение XYIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище. В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами. В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон.

В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии , на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.

Были установлены два крестных хода из обители с чудотворной иконой святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, которая была явлена в середине XIY века в селе Асмолово Рыльского уезда. Первый крестный ход совершался 29 августа, в день празднования Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа до села Асмолово, второй – 2 сентября в память дня коронации императора Николая II в Рыльск.

XX век стал одной из самых тяжелых страниц в истории монастыря. В 1925 году богоборческая власть закрыла древний духовный центр курского края. Его помещения заняли красноармейцы. С 1941 года долгих 692 дня в Рыльске господствовал немецкий “новый порядок”, обитель стала укрепленным рубежом, где разместили множество пулеметных и огневых точек. 30 августа 1943 года, когда Рыльск освободили войска Центрального фронта, немцы спешно бежали из монастыря, не причинив ему существенного вреда. Примечательно, что во время военных действий ни один снаряд, ни одна бомба не разорвались на территории древнего монастыря, который, уцелев в страшной войне, был разрушен во время правления атеистов-богоборцев. Здесь в разное время размещались МТС, дорстрой, лесхоз, “Раймежколхозстрой”, и в результате их хозяйственной деятельности здания совсем обветшали и разрушились.

В 1978 году комиссия, обследовавшая памятник культуры и архитектуры, отметила, что во всех строениях полностью отсутствовали полы, дверные и оконные блоки. Кровля на всех зданиях прохудилась, кирпичная кладка сильно разрушена. Крестовоздвиженский храм, переоборудованный в камнедробильный цех, стоял с выбитой стеной. Невозможно было обнаружить ограду внутреннего двора и ворота, многие жилые и хозяйственные постройки полностью уничтожены. Величественная колокольня обезображена, стояла с разбитым фасадом и без креста, Святые врата заложены кирпичом, примыкающие к ним здания без крыш и полуразрушены.

Монастырь еще более двадцати лет будет ждать, когда в нем опять затеплятся лампады и будет возноситься молитва за “всех и за вся”.

ХРОНОЛОГИЯ

1505 г. – первое упоминание о Волынской пустыни Рыльского Николаевского монастыря в официальных документах.

1614 г. – гибель игумена Феодосия по дороге в Москву и утрата монастырских документов.

1618-1620 гг. – пребывание в Рыльской обители игумена Новгород-Северского Спасского монастыря Корнилия с братией.

1625-1626 гг.– упоминание в писчих книгах Рыльска о том, что в эти годы в монастыре находились грамоты царя Иоанна Грозного.

1733 г.– начало строительства первой каменной церкви, освященной в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения

1740-42 гг. – сооружена надвратная звонница.

1747 г. – завершение строительства каменной Троицкой церкви, освященной в 1751 году.

1752 г. – в монастырь по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны сослан князь И.П. Вяземский, который “оскорбил приходского священника и попрал Святые Дары”.

1753 г. – заложен главный храм монастыря – Николаевский собор.

1764 г. – первое упоминание в описи имущества о новой колокольне и о наличии каменной ограды вокруг монастыря, “по углам оной каменных башен четыре”.

1781 г. – из Амонской пустыни в монастырь принесена чудотворная икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

1784 г. – открытие Духовного училища.

1793 г. – учреждение епархиальной больницы.

1794 г. – сооружение храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери (больничного).

1796 г.– открыт Гостиничный дом.

1824 г.– посещение монастыря императором Александром I.

1906 г. – открытие кафедры викарного епископа и размещение его резиденции в обители.

С 20 февраля 1911 по 1913-й гг. – служение на Рыльской кафедре священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородкого.

2 мая 1921 г – священномученик Павлин (Крошечкин) назначен на Рыльскую кафедру.

1922 г. – служение монаха Андроника (Лукаша) в Рыльском Свято-Николаевском монастыре в качестве келейника епископа Павлина (Крошечкина).

5 декабря 1922 г. Священномученик Павлин (Крошечкин) осужден и выслан в московскую тюрьму.

1925 г.– закрытие монастыря богоборческой властью.

Август 1929-28 сентября 1932 года – служение на Рыльской кафедре, «на вольном поселении», священномученика Иоанна (Пашина),епископа Рыльского.

1941-1943 гг.– оккупация Рыльска и монастыря немецко-фашистскими захватчиками.

1978 г. – посещение монастыря комиссией по охране памятников культуры и архитектуры.

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь в Дзержинском

Буквально в нескольких километрах от МКАДа есть симпатичное место, подходящее для маршрута выходного дня. В Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь в Дзержинском организовывают экскурсии, но можно приехать самостоятельно. На территории пруд с лебедями, гусями и утками, трапезная, лавки с сувенирами и церковной утварью. Можно остановиться на ночь — есть гостиница.

Обитель большая: несколько храмов, два собора. Все здания построены в разные годы и даже эпохи. Много и новодела, но он не бросается в глаза, все аккуратно вписано в ландшафт.

Интересный эффект, когда более чем шестивековая история обители проступает слоями: где-то — кладкой древнего кирпича, где-то — почерневшей балкой.

Приезжать, конечно, лучше в летом. На территории много зелени, цветов. Под тенью деревьев есть лавочки. Тихое место для того, чтобы подумать о непростой отечественной истории и собственной душе.

Адрес: Дзержинский, пл. Святителя Николая, д. 1

Координаты: 55.622880, 37.841387

Режим работы: ежедневно, 6:00-20:00

Официальный сайт: ugresha.org

Карта намоленных мест Подмосковья

История

Считается, что Николо-Угрешский монастырь основал Дмитрий Донской в 1380 году после схватки с Мамаем. Почему «считается»? Никаких письменных свидетельств не сохранилось. Но по косвенным признакам примерно в конце XIV века и возникла обитель. Она сразу же получила особый статус: известно, что ей помогали великие князья, игумены монастыря становились епископами в важных для Москвы епархиях. Сказывалась и близость обители к Острову — царскому потешному селу.

В Смутное время здесь перебывали все знаковые фигуры того времени. С восшествием на престол Романовых у обители наступил ренессанс. Царь освободил монастырь от налогов и фактически дал полную свободу перед государевыми людьми.

А вот в XVIII веке началось оскудение обители. Братия сократилась вчетверо — до 25 человек. Монастырь лишили льгот по сборам и податям, начали использовать как тюрьму и место пребывания инвалидов и умалишенных. Поток паломников сошел на нет. Оставшиеся монахи даже стали «баловаться» воровством и пьянством. Встал вопрос о закрытии обители.

Но все изменилось в 1834 году, когда настоятелем Николо-Угрешского монастыря стал игумен Иларий. В течение двух десятилетий он смог возродить былую славу обители. По праздникам она стала собирать десятки тысяч паломников. Богатые купеческие семьи жертвовали средства на восстановление храмов и помощь братии. Монахи построили водопровод, новые крепостные стены, больницу, завели рыбное хозяйство.

В 1918 году новая власть отдала обитель под детскую колонию Наркомфина. В бывшие кельи заселились члены трудовой коммуны. В 1940 году разобрали Никольский собор. В начале Великой Отечественной снесли колокольню — чтобы она не была ориентиром для немецких бомбардировщиков.

Возрождение обители началось в 90-е годы прошлого века.

Интересные факты

  • Лжедмитрий I в феврале 1602 года бежал из Чудова монастыря, от гнева Бориса Годунова, именно сюда, в Угрешу.
  • Обитель занимали и войска «тушинского вора» Лжедмитрия II. Летом 1610 года он поселился в монастыре с Мариной Мнишек, с которой тайно обвенчался.
  • Николо-Угрешский монастырь, как и многие обители, зачастую выполнял функции тюрьмы. В 1666 году сюда привезли раскольников: протопопа Аввакума, попа Никиту Пустосвята и диакона Федора Иванова. Склонить Аввакума к покаянию не удалось. Пустосвят и Иванов оказались более сговорчивыми и написали покаянные письма. Правда, позже они вернулись к старообрядцам.
  • Удивительная судьба была у настоятеля, руководившего обителью после революции, — архимандрита Макария. Он родился в семье священника и сам планировал стать священником, окончил пять классов семинарии, но резко изменил свой жизненный путь. Михаил Ятров (так звали Макария в миру) стал юнкером и поступил на военную службу. Уволился в чине поручика и… стал преподавать Слово Божие в Николо-Угрешском народном училище. Через три года постригся в монахи. А в июне 1905 года был назначен настоятелем. Именно отец Макарий принял на себя всю тяжесть притеснений со стороны молодой советской власти. Дважды был арестован по обвинениям в контрреволюционной деятельности. Умер от болезни в селе недалеко от монастыря. Был тайно похоронен, но уже в 2000-х годах останки нашли и перенесли на территорию обители.

Что посмотреть на территории монастыря

Северная монастырская стена

Необычную, резную стену, окружающая монастырь с севера, называют Палестинской, или Иерусалимской.
Фото: Ирина ГРИШАНОВА, lori.ru

Ее называют Палестинской или Иерусалимской. Памятник архитектуры, представляет собой символическое изображение Иерусалима в иконописной стилистике.

Никольский и Спасо-Преображенский соборы

Спасо-Преображенский собор был заложен в 1880 году, а полностью восстановлен в 2004.
Фото: globallookpress.com

Сюда стекаются все прихожане и паломники. Первый полностью заново восстановлен в 2004 году. Второй восстанавливали в течение девяти лет, внутри храм расписан палехскими мастерами.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Когда-то на месте храма в честь Казанской иконы Божией Матери была башня монастырской ограды.
Фото: Михаил ВОРОЖЦОВ, lori.ru

Небольшой, но очень красивый пятиглавый храм. Строился в конце XIX века при богадельне на деньги благотворителей.

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского часто сравнивают с церковью Покрова на Нерли.
Фото: Яна КОРОЛЕВА, lori.ru

Небольшой храм на территории монастырского кладбища. Построен в честь настоятеля, который руководил обителью во второй половине XIX века. Форма храма напоминает церковь Покрова на Нерли.

Колокольня и храм во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи

Храм во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи расположился во втором ярусе колокольни.
Фото: Елена МАКАРОВА, lori.ru

Храм находится во втором ярусе колокольни. Иконостас состоит из икон, которые вернули обители из фондов Московского объединенного музея-заповедника.

Храм-часовня во имя Страстей Господних

Храм-часовня во имя Страстей Господних совсем новый: его построили в 2002 году.
Фото: Наталья ВОЛКОВА, lori.ru

Это полностью новый храм, до 2002 года его на территории Николо-Угрешского монастыря никогда не было. Интересен он тем, что построен в древнерусском стиле по проекту одного из монахов и отлично вписался в местный ландшафт.

Какие святыни хранятся

  • Частица мощей Святителя Николая Чудотворца. Была перенесена в мае 2000 года из греческого Пелопоннеса, из монастыря Иоанна Предтечи, где с XI века находится часть руки Святителя Николая Чудотворца.
  • Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских. Мощи этих святых лежат в Киеве. В Николо-Угрешской обители есть частицы мощей Прохора чудотворца, Иоанна постника, княгини Ольшанской, епископа Новгородского, Сильвестра чудотворца, Илии Муромца, Моисея чудотворца, Лаврентия затворника и многих других.
  • Крест-мощевик VII века. В монастыре есть музей-ризница. Крест находится там. Крест примечателен тем, что в нем есть небольшое отверстие, где, как предполагается, в древности хранилась частичка Древа Креста Господня. Также на кресте есть часть схимы преподобного Сергия Радонежского, частицы мощей Евфимия великого, преподобного Нила Столбенского и преподобномученицы Феодосии.
  • Икона преподобного Пимена. К лику святых преподобный Пимен причислен в 2000 году. Он был настоятелем монастыря в середине XIX века. Именно при Пимене обитель фактически получила второе рождение.
  • Ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова.
  • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Ее подарили монастырю в 1991 году как благословение возрождающейся обители. Очень почитается паломниками и прихожанами.
  • Икона великомученика и целителя Пантелеимона. Она относится к ХIХ-ХХ векам, находится в Успенском храме. Очень почитается как братией монастыря, так и прихожанами и паломниками.

Экспертное мнение

Александр Ракитин, историк, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

«Палестинская стена — будто икона, воплощенная в архитектуре»

— В монастыре есть сооружение, менее популярное, чем остальные, между тем довольно интересное. Это Палестинская (Иерусалимская) стена, смотреть на нее нужно с внешней стороны и на некотором отдалении. Она выполнена по проекту исследователя русской архитектуры Федора Солнцева в духе древнерусских икон, на которых святые города представлены в виде большого количество башен и храмов. Солнцев именно в этой стилистике сделал часть стены Николо-Угрешского монастыря. Поэтому она воспринимается не просто как ограждение, а будто икона, воплощенная в архитектуре. Обычно туристы проходят мимо и не обращают внимания — просто по незнанию.

Читайте также:  Григорий Григорьев: биография священника, лекции и беседы, труды
Ссылка на основную публикацию