Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Троицкий Тюменский мужской монастырь

Троицкий Тюменский мужской монастырь – один из старейших архитектурных ансамблей Сибири, действующий православный монастырь в г. Тюмени. Основан в 1616 году, возобновлён в 1995 году. При монастыре действует Тюменское Духовное училище.

Содержание

История

Монастырь был основан в 1616 году иноком казанской Раифской пустыни Нифонтом. Первоначально монастырь не имел даже церкви. В июле 1621 года игуменом монастыря был назначен Авраамий из Ростова Великого, монастырским строителем постриженик Кирилло-Белозёрского монастыря Иона Лихарёв, келарем постриженик Новгородского Антониева монастыря старец Онуфрий. Им поручалось возвести монастырскую церковь, срубить новые кельи и другие строения. В 1622 году под руководством мастера Корнелия Хорева была возведена тёплая деревянная шатровая церковь, освящённая как Спасо-Преображенская. Грамотой царя Михаила Фёдоровича от 25 января того же года монахам назначена «руга» (казённое жалование) и отведены в вотчину две рыбные «ловли».

В 1622 году при воеводе Прокопии Хрисанфовиче Измайлове вообще производилось большое строительство, связанное с обновлением Тюменского острога, город чуть ли не был поставлен вновь. Согласно Дозорной книге 1624 года, помимо монастырской Спасо-Преображенской церкви, в городе в тот период располагались:

на территории Кремля –

  • Соборная церковь Рождества Богородицы
  • Приходская Успенская церковь (во имя Николая Чудотворца и Фёдора Стратилата)

на территории укреплённого посада (в составе острога) –

  • Церковь Всемилостивейшего Спаса (холодная)
  • Церковь Архангела Михаила и св. Михаила Малеина с приделом во имя Зосимы и Савватия (тёплая)
  • Церковь Ильи Пророка с приделом Бориса и Глеба, а также приделом Флора и Лавра

В июле 1705 года в результате большого пожара сгорел почти весь город, кроме острога и первой каменной Благовещенской церкви. В том числе сгорела единственная монастырская Спасо-Преображенская церковь. Тюмень не входила в число городов, где предусматривалось каменное строительство, но в 1706 году митрополит Филофей Лещинский ходатайствовал перед Петром I о разрешении построить в тюменском Преображенском монастыре «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь» и таковое получил.

Каменная соборная церковь возводилась в 1708—1715 годах, из них последние 4 года под непосредственным наблюдением Ф. Лещинского, который оставил митрополичью кафедру, принял схиму и жил в монастыре. Наконец, 3 июня 1715 года церковь была освящена как Троицкая, по ней монастырь стал называться Троицким. Церковь стала третьим каменным строением Тюмени после каменных амбаров для казны (1702 год) и Благовещенской соборной церкви (1704 год).

Несмотря на то, что указом от 9 декабря 1714 года каменное строительство было запрещено везде, кроме Санкт-Петербурга, вернувшийся в 1715 году на кафедру митрополит Филофей смог устроить строительство в 1717 году на территории монастыря небольшой двуглавой церкви Зосимы и Савватия (Сорока мучеников).

Запрет на каменное строительство в России был снят в 1722 году, в связи с чем Ф. Лещинский добился разрешения на строительство церкви апостолов Петра и Павла. Возведение началось в 1726 году, но после смерти митрополита строительство затормозилось и продлилось до 1755 года. Строительство настоятельского корпуса и каменных стен осуществлялось так же неспешно, в 1724—1739 годах.

В 1761 году при монастыре основана латинская школа. На плане 1766 года впервые обозначен Дунькин сад. По «Духовным штатам» от 26 февраля (8 марта) 1764 года монастырь отнесён к низшему, III-му классу. В 1842 году в городе произошёл сильный пожар, в котором Петропавловская церковь с колокольней «пострадали так, что кроме каменных стен ничего в них не осталось». Последовавший в 1851—1853 годах ремонт внёс некоторые изменения в облик церкви. В опубликованном в 1862 году «Описании Западной Сибири» отбывавший сибирскую ссылку Ипполит Завалишин назвал монастырь лучшим в Сибири после иркутского Вознесенского и Иннокентьевского монастыря.

В январе 1923 года на основании постановления Наркомюста от 24 августа 1918 года монастырь был закрыт, чуть ранее улицу Большую Монастырскую переименовали в Коммунистическую. В 1922 году в доме настоятеля монастыря разместился губернский архив, позже переведённый в Спасскую церковь. В декабре 1929 года монастырь передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные учреждения. Решением Тюменского горкома ВКП(б) в начале 1930 года могила Филофея Лещинского была уничтожена, его останки переданы в Тюменский антирелигиозный музей, размещавшийся в Благовещенском соборе (взорван в ночь с 13 на 14 июня 1932 года). В сентябре 1941 года монастырь передан КЭЧ Тюменского гарнизона.

В 1946 году принято решение о строительстве на территории монастыря очистных сооружений, для чего снесены церковь Сорока мучеников (бывшая Зосимы и Савватия) и домовая церковь митрополита Филофея в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Полное разрушение монастыря предотвращено изданием в мае 1947 года постановления Совета министров РСФСР № 389 «Об охране памятников архитектуры», распространявшегося и на Троицкий монастырь. Охранный статус монастыря был повышен постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1948 года № 503. В 1949—1950 годах Тюменским облисполкомом принято решение о проведении капитального ремонта. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 монастырь объявлен памятником архитектуры республиканского значения, в апреле того же года он передан областному управлению культуры.

В 1995 году впервые после закрытия монастыря был назначен настоятель архимандрит Тихон (Бобов), занимающий эту должность до сегодняшнего времени. 11 декабря 1996 года началась передача Троицкого собора, настоятельского корпуса и здания церковно-приходской (воскресной) школы в пользование Тобольской и Тюменской епархии. В день Святой Троицы 15 июня 2003 года совершено первое богослужение в отреставрированном Троицком соборе. В декабре 1997 года освящено Тюменское православное духовное училище, для которого в 2006 году возведено новое здание (арх. В. А. Силантьев) напротив монастыря. В том же году в ходе ремонта Вознесенско-Георгиевской церкви были обретены мощи Филофея Лещинского, которые торжественно перенесены в Троицкий собор.

Cовременное состояние

В настоящее время монастырь действующий.

В монастырских храмах богослужения совершаются каждый день.

При монастыре действует Духовное училище и воскресная школа.

Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени — это познавательно

Россия Тюменская область Тюмень

Троицкий Тюменский мужской монастырь — один из старейших архитектурных ансамблей Сибири, действующий православный монастырь в г. Тюмени. Основан в 1616 году, возобновлён в 1995 году. При монастыре действует Тюменское Духовное училище.

Расположение

Расположен на высоком Затюменском мысу, образованном поймами рек Бабарынки, Туры (правый берег) и Тюменки, близ бывшей Ямской слободы (ныне на месте слободы находится Тюменский архитектурно-строительный университет).

Как добраться до Свято-Троицкого мужского монастыря в Тюмени

Доехать до Тюменского Свято-Троицкого монастыря от ж/д вокзала Тюмени можно на маршрутке № 85 (отходит от ост. Революции, недалеко от вокзала) — до остановки «Архитектурно-строительный университет». От автовокзала — на маршрутке № 62 (так же до университета). Ближайшая остановка наземного транспорта — «Музей истории города».

Пешком недалеко от Никольской площади, Крестовоздвиженской церкви, Исторического сквера.

Немного истории

Первое упоминание о монастыре относится к 1621 г. и содержится в грамоте Казанского приказа. Согласно ему, в 1616 г. инок Раифской пустыни Нифонт основал обитель за Ямской слободой Тюмени. В 1622 г. здесь срубили первую церковь, освященную в честь Спаса Преображения, однако простояла она менее века — в 1705 г. сгорела. Годом позже по особому позволению Петра I церковь была реконструирована — уже каменной. Ее освятили во славу Святой Троицы — и с тех пор монастырь носит это название. Чуть позже здесь появилась церковь Сорока мучеников (увы, в советскую эпоху она была разрушена). От полного уничтожения монастырь спас лишь указ о сохранении памятников архитектуры, которым он, по счастью, являлся. В 1990-х гг. произошло возрождение религиозной жизни монастыря, а в 2000-х прошла масштабная реконструкция и реставрация.

Уникальность Свято-Троицкого монастыря в том, что на его территории можно было увидеть основные типы русских церквей — с кубическим объемом, трапезную и крестообразную. Трапезная — церковь Сорока мучеников — до наших дней не дошла.

Современная деятельность

Третье тысячелетие подарило православной святыне второе дыхание.

Интересно! Впервые после закрытия в августе 2001 года прозвучала Божественная литургия в церкви Успения Божьей Матери, а затем этой чести в июне 2003 года удостоился и собор Святой Троицы.

Август 2003 года был наполнен волнительными для тюменской святыни событиями, выявления места захоронения святых мощей святителя Филофея и вручением ключей от церкви Петра и Павла губернатором области архиепископу Димитрию.

В сентябре 2005 года состоялись торжества по поводу освящения святых останков святого мученика Гермогена, на которые съехались архиереи, передавшие в дар мужскому монастырю в Тюмени святой образ епископа Гермогена и частицы его останков.

В конце 2005 года Свято-Троицкий собор накрывается куполами, и активно ведутся работы по реставрации фресок в центральном нефе.

В начале сентября прихожане и миряне присутствовали на передаче Свято-Троицкому монастырскому комплексу святых останков святого Димитрия Солунского, привезенных из Греции.

Внутреннее убранство Троицкого собора

В течение суток с 3 по 4 ноября 2012 года более сорока тысяч прихожан пришли в мужскую обитель поклониться Поясу Пречистой Божьей Матери, доставленному в сибирский край всего на один день.

После принятия мантийского пострига иеродиакона Никона и освобождения от должности Тихона, в 2014 году сибирская святыня была возглавлена иеромонахом Михеем (Селяковым).

Cовременное состояние

В настоящее время монастырь действующий.

В монастырских храмах богослужения совершаются каждый день.

При монастыре действует Духовное училище и воскресная школа.

Архитектура

Внутренний двор монастыря

Троицкий монастырь вместил в себя основные типы церквей своего времени: традиционный кубический (Троицкий собор), трапезный (церковь Сорока мучеников) и крестообразный (церковь Петра и Павла).

Троицкий собор

При доминировании древнерусского начала кубических монументальных храмов Троицкий собор в то же время обнаруживает тяготение к «украинскому барокко»: аскетизму его мощного лаконичного кубического объёма противостоит фасадный декор барочного происхождения. В связи с этим фактом Б. А. Жученко высказывает предположение, что тобольский мастер Матвей Максимов лишь начал строительство храма, а завершал его украинский мастер. Американский славист У. К. Брумфилд сумел разглядеть в архитектуре собора даже напоминание о конусообразной вертикальной форме субургана в буддийской архитектуре Юго-Восточной Азии.

В 2005 году в ходе реставрации произведены наиболее существенные изменения внешнего вида монастыря за всю его историю: купола были покрыты имитирующим позолоту нитридом титана, что негативно сказалось на суровом монументальном строе памятника.

Церковь Петра и Павла

Церковь апостолов Петра и Павла

Крестообразный план церкви получил распространение в украинской архитектуре конца XVII века. В. И. Кочедамов предположил, что прототипом церкви стал Георгиевский собор (1701 год) киевского Выдубицкого монастыря, а автором проекта являлся тоболяк С. У. Ремезов. Однако Б. А. Жученко считает более подходящим вариант со Всехсвятской церковью (1698 год) на Экономических вратах Киево-Печерской лавры. При этом церковная колокольня имеет традиционную для допетровской России шатровую форму.

Читайте также:  Казанский монастырь в Вышнем Волочеке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Практическая информация

Адрес: Тюмень, ул. Коммунистическая, 10. Веб-сайт

Монастырь открыт с 7:00 до окончания вечернего богослужения. Плата за вход не взимается, приветствуются пожертвования.

Святыни

  • Иерусалимская икона Божией Матери
  • Крест-мощевик с частицей Животворящего Креста Господня
  • Икона священномученика Гермогена епископа Тобольского с частицей мощей

Настоятели

  • Нифонт (1616 — ?) основатель
  • Сергий (упом. 1622 — 1655) строитель
  • Сергий (1655 — 1657)
  • Феоктист (1657 — 1663) строитель
  • Адриан (упом. ) игум.
  • Антоний (упом. 1680)
  • Герасим (упом. 1701)
  • Исаак (упом. 1704)
  • Геннадий (упом. 1719 — 1727 )
  • Даниил
  • Димитрий (упом. 1735)
  • Зиновий (1737 — 1743)
  • Порфирий (? — не позднее 1748 )
  • ? Михаил (Миткевич) (1751 — кон. 1750-х)
  • Софроний (1765 — 1776)
  • Феодосий (1777 — 1780)
  • Никодим (Арамильский) (1786 — 1789 )
  • Троадий (упом. )
  • Маргарит (упом. года — 1808)

1811 — 1814 — вакансия

  • Евграф (4 июня — )
  • Амвросий (1815 — 1836)
  • Владимир (1836 — 1869)

  • Мемнон (Покровский) (1881 — )
  • Филарет (Кожевников) (1883 — )
  • Моисей (1902 — 1906 )
  • Алипий (Кабанов) (1907 — )
  • Аполлинарий (Иванов) (- )
  • Порфирий (Мальцев) (- )
  • Мартиниан (Бокарев) ( — )
  • Исидор (Колоколов), митр. (- )
  • С 1995 года настоятелями монастыря являются Тобольские архиереи.

    Социальная жизнь братии

    Помимо ведения занятий в воскресной школе, которая работает при монастырском комплексе, священнослужителями на постоянной основе проводятся службы в онкодиспансере и хосписе, в это время немощные и больные могут исповедоваться, причаститься, принять соборование.

    При посещении исправительных учреждений проводятся беседы.

    Перенесение мощей Димитрия Солунского

    Использованные материалы

    • Историческая справка на официальном сайте Тобольской епархии:
    • Павлова О.А., Тюменский Свято-Троицкий монастырь // Энциклопедия Сибири:
    • Историческая справка на официальном сайте монастыря:
    • Строев П., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — С.-Петербург, 1877, стб. 321-322.
    • Амвросий (Орнатский), архим., История Российской иерархии. Часть VI. — Москва, 1815, с. 461-462.

    Пр. И. Лн, Памяти о. архимандрита Филарета, настоятеля Тюменского Троицкого монастыря // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 51.

    Справочная книга Тобольской епархии к года. Часть первая. — Тобольск, 1913, с. 10.

    Тобольский епархиальный адрес-календарь, изданный по распоряжению Тобольского епархиального начальства на 1895 г. Отдел первый. — Тобольск, с. 29.

    Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897. — Тобольск, 1897, с. 230.

    Предположительно, Мемнон (Покровский). Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. — Тобольск, 1900-1901, с. 9.

    Тобольский епархиальный адрес-календарь. Отдел первый. — Тобольск, 1903, с. 7.

    Денисов Л.И., Православные монастыри Российской Империи. — М., 1908, с. 861.

    Духовные деятели Тобольского края. / Сост. Головщиков К.Д. // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 60.

    Зверинский В.В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. — С-Петербург, 1892, с. 374. Со ссылкой на: Опис. докум. и дел архива св. Синода, VII, 1727 г., 109 (архимандрит Геннадий перемещен в Тобольский Знаменский монастырь).

    Предан суду. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

    Год кончины. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

    Переведен из Верхотурского Никольского монастыря.

    У Строева — до 1888 года.

    Освящал главный престол Тюменского Знаменского храма. См. Церковь Знамения Пресвятыя Богородицы в городе Тюмени // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 19, отдел неофиц., с. 459. По Строеву — с 1802 г.

    Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. — Тобольск, 1900-1901, с. 9.

    Настоятель Тобольского Знаменского монастыря. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1902, № 17, отдел офиц., с. 303.

    Упоминается умершим в ноябре 1906 года. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1906, № 23, отдел офиц., с. 202.

    Как добраться

    Адрес: г. Тюмень, ул. Коммунистическая, 10

    До Тюмени можно добраться самолетом, поездом или автобусом.

    До монастыря удобнее добраться автобусом № 10, остановка — «Строительный университет».

    ТЮМЕНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

    Тюменский Троицкий мужской монастырь. Справа – Троицкий храм, слева – Петропавловский храм. Фото нач. 2010-х гг.

    Мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы в городе Тюмени Тобольской епархии

    • Адрес: Россия, 625001, г. Тюмень, ул.Коммунистическая, 10
    • Тел.: 8 (3452) 46-29-73 (бухгалтерия), 8 (3452) 43-42-21 (вахта)
    • Официальный сайт: http://troica-tyumen.cerkov.ru/
    • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

      Преображенский монастырь

      Тюменский мужской монастырь основан как Преображенский по указу царя Михаила Федоровича в 1616 году монахом Казанской Раифской пустыни [1] Нифонтом на краю Ямской слободы Тюмени, на крутом берегу реки Туры.

      В 1622 году была освящена деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь, которая сгорела во время большого пожара.

      Поначалу монастырь не имел угодий. Первые насельники обрабатывали жертвуемые монастырю земли и этим питались. Только в 1659 во владение обители поступили рыбные угодья по реке Туре, озеро Щучье, сенные покосы и пахотные земли, а в 1662 указом царя Алексея Михайловича все эти владения закреплены за монастырем.

      Троицкий монастырь

      Назначенный на Тобольскую кафедру в 1702 году митрополит Филофей (Лещинский) стал ходатайствовать перед Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с раскольниками. Разрешение было получено 14 декабря 1706 года. Указ царя предписывал тобольскому воеводе князю Черкасскому отпустить монастырю тысячу рублей из тобольских доходов, кирпич делать самим (ссыльными людьми), лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам сплавить четыре струга белого камня. Для контроля за обеспечением каменного строительства материалами прибыл из Тобольска приказной человек А.И. Иконников.

      К началу каменного строительства монастырь был переименован в Троицкий. Через девять лет в основном было завершено возведение двух каменных церквей – собора Живоначальной Троицы и храма Зосимы и Савватия, переименованного позже в церковь Сорока мучеников. К 1741 году закончено строительство каменной монастырской ограды, настоятельского корпуса и колокольни церкви Петра и Павла.

      В 1739 году были сооружены двухэтажные настоятельские покои в одной связи с оградой, с кладовыми под ними двумя палатами. Скромность архитектуры вполне соответствует назначению этого здания как жилого дома настоятеля монастыря. Также скромно решен интерьер дома. Окна открывали великолепные виды на Ямскую слободу с одной стороны и на монастырский двор с тремя громадными церквами в нем.

      В 1842 году от пожара в монастыре пострадали Петропавловская церковь и колокольня. В 1851 – 62 при архимандрите Владимире на средства благотворителей Петропавловская церковь с колокольней была восстановлена, убранство Троицкого собора было значительно обновлено. Деятельное участие в исправлении и обновлении храмов обители принимал священник тюремной церкви Стефан Баженов.

      При архимандрите Филарете (Кожевникове) на месте келии митрополита Филофея (Лещинского) была построена церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери; возобновлена совершенно запущенная, остававшаяся в таком состоянии более полувека, церковь во имя 40 мучеников; приведен в благолепие Троицкий собор; на могиле митрополита Филофея устроен надгробный памятник с соотвествующей надписью и изображением святителя, заведен обычай совершения в день его памяти торжественной панихиды. Для ограждения этого памятника от атмосферных влияний, с западной стороны во всю ширину летней и зимней церквей была устроена огромная паперть в виде галлереи со стеклами. [2]

      При монастыре действовала церковно-приходская филофеевская школа (см. ст. Тюменское духовное училище).

      По завещанию свт. Филофея в штате монастыря предусматривалось “священников четыре, пятый начальник, диаконов два, клирошан шесть и послушников – по чину”. Однако фактически насельников было всегда значительно меньше. По штату не позднее 1913 года при монастыре было положено 12 монашествующих [3].

      В годы советской власти

      Монастырь был закрыт в январе 1923 года на основании постановления Наркомюста от 24 августа 1918 года. В этом же году управляющий монастыря епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский) был привлечен к суду за “сокрытие ценностей Тюменского монастыря” и приговорён к 7 годам лишения свободы.

      В декабре 1929 года монастырь был передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные учреждения.

      В сентябре 1941 года передан КЭЧ Тюменского гарнизона, в апреле этого же года было принято решение о постройке водоочистительной станции.

      В феврале 1946 года было принято решение о разрушении монастыря, но в мае 1947 года Постановление СМ РСФСР № 389 он был включен в список памятников архитектуры и в 1950 году запланировано проведение капитального ремонта монастырского комплекса.

      В апреле 1960 года вышло Распоряжение облисполкома № 116-р о передаче областному управлению культуры комплекса Свято-Троицкого монастыря.

      С конца 1980-х годов в монастыре располагались реставрационные мастерские.

      Современное состояние монастыря

      22 февраля [1] 1995 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении монашеской жизни в Троицком монастыре. Поскольку сам монастырь еще не был передан епархии, к обители был приписан Тюменский Крестовоздвиженский храм, с которого, собственно, и началось восстановление самого монастыря и духовной школы при нем [4].

      11 декабря 1996 года состоялась передача в аренду Тобольской епархии Троицкого собора, монастырского корпуса и здания Воскресной школы [5].

      В 1997 году при монастыре открыто духовное училище (в 2006 году напротив монастыря выстроен новый учебный корпус училища), действует воскресная школа.

      27 июля 2007 года в сквере монастыря был открыт памятник свт. Филофею (Лещинскому) [6].

      На месте уничтоженых в советское время церкви Сорока мучеников и церкви в честь Боголюбской иконы Божьей Матери находится здание Горводоканала [5].

      Статистика

      • 1890 – архимандрит, 3 иеромонаха, 1 иеродиакон, до 6 послушников [1]
      • 1894 – игумен, 3 иеромонаха, 13 послушников [7]
      • 1896 – архимандрит, 3 иеромонаха, 20 послушников [8]
      • 1900 – 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 1 монах, 9 указных послушников, на покое – архимандрит Мемнон [9]
      • 1903 – игумен, 4 иеромонаха, 1 иеродиакон, 1 монах, 1 указный послушник, на покое – архимандрит Мемнон, в схиме – Михаил [10]
      • ок. 1908 – игумен, 9 монахов, 8 послушников [11]
      • 2004 – 14 насельников [1]
      • 2015 – 19 человек братии (1 игумен, 6 иеромонахов, 1 иеродиакон, 3 инока и 4 послушника, а также 2 священника и 2 диакона из числа “белого” духовенства) [12]

      Храмы

      Троицкий монастырь вместил в себя основные типы церквей того времени: традиционный кубический (Троицкий собор), “трапезный” (церковь Сорока мучеников), крестообразный (Петропавловская церковь). Шатровые колокольня и надвратная колоколенка как дополнение к ним. Все три монастырских храма были поставлены по диагонали таким образом, что при взгляде из города они не перекрывали друг друга и компоновались в сложную композицию. В центре этой композиции оказывался самый статичный и массивный Троицкий собор – главная ось и центр тяжести всего ансамбля. Одноэтажная церковь Сорока мучеников была отодвинута в дальний правый угол территории, обогащая ансамбль своими главами, но в то же время, подчеркивая ведущую роль двух других храмов.

      Высокая, почти крепостная ограда с массивными пилястрами и контрфорсами на внешних углах, сомасштабна мощным формам церквей и тесно с ними связана.

      Перед революцией 1917 года в монастыре имелись 4 каменные и 1 деревянная церковь [3]

      Троицкий собор

      Возводился в 1708 – 1717 годах (освящен в 1715 году) по древнему образцу – в виде громадного куба увенчанного мощным пятиглавием. Но в отличие от требований древнего канона собор получил более живописную трактовку. “Избыточная” живописность Троицкого собора создана двухэтажным северным приделом, двумя одноэтажными пристройками к двухсветной апсиде, двумя одноэтажными “щипцовыми” стенками, венчающими торцы придела. Влияние украинского зодчества определило прорисовку глав собора и даже саму постановку их на четверике по сторонам света, а не по углам четверика. В интерьере храма отмечается хорошая освещенность.

      В середине XIX века в соборе были расписаны стены и своды, настланы новые полы, в приделах устроены новые иконостасы.

      В советское время в соборе стояли деревообрабатывающие станки, сварочные аппараты. В Успенском приделе находилась наковальня. [5]

      15 июня 2003 года в возрожденном в соборе состоялось первое богослужение [4]. Реставрация собора продолжается.

      Петропавловский храм

      Храм Петра и Павла Тюменского Троицкого монастыря. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.

      Единственная в Тюменской области церковь с крестообразным планом. Этот храм называют прототипом Георгиевской церкви Киевского Выдубицкого монастыря. Но это лишь предположение.

      Петропавловскую церковь свт. Филофей (Лещинский) заложил в 1753 году, последней перед своей смертью. Церковь была освящена в 1755 году. Увенчанная невысоким шатром колокольня у восточного фасада церкви встала необычно и в 1760-х годах, уже после освещения храма, были объединены колокольня и храм корпусом ризницы и духовного правления. После пожара 1842 года сводчатые перекрытия апсид были заменены плоскими, а проемы святых ворот заложены. Церковь перестала быть надвратной. Окна в церкви расположены только на первом ярусе. Во втором ярусе – лишь “слепые” окна. Это зрительно делает его более устойчивым.

      Храм был частично разрушен в годы советской власти. Продолжается его реставрация.

      Храм Сорока мучеников

      Первоначально – храм Зосимы и Савватия Соловецких. Освящен в 1717 году.

      В 1880-х годах церковь была отремонтирована, в 1913 году перестроена.

      Полностью уничтожена в годы советской власти [5].

      Святыни

      • мощи свт. Филофея (Лещинского)
      • крест-мощевик с частицей Животворящего Креста Господня, дар обители Святейшего Патриарха Алексия II во время его визита в Тобольскую епархию в 1998 году
      • икона свт. Иоанна Тобольского с частицей св. мощей
      • икона сщмч. Гермогена Тобольского с частицей св. мощей
      • Иерусалимская икона Божией Матери, принесена в дар Тюмени Иерусалимской православной паломнической общиной Елеон-2000 (Иерусалимский патриархат) 19 июля 2012 года. [13]

      Настоятели

      • Нифонт (1616 – ?) основатель
      • Сергий (упом. 1622 [1] – 1655) строитель
      • Сергий (1655 – 1657) [14]
      • Феоктист (1657 – 1663) строитель
      • Адриан (упом. 21 января 1669) игум.
      • Антоний (упом. 1680)
      • Герасим (упом. 1701)
      • Исаак (упом. 1704)
      • Геннадий (упом. 1719 – 1727 [15])
      • Даниил
      • Димитрий (упом. 1735) [16]
      • Зиновий (1737 – 1743)
      • Порфирий (? – не позднее 1748 [17])
      • ? Михаил (Миткевич) (1751 – кон. 1750-х)
      • Софроний (1765 – 1776)
      • Феодосий (1777 [18] – 1780)
      • Никодим (Арамильский) (1786 – 1789 [19])
      • Троадий (упом. 7 июня 1791) [20]
      • Маргарит (упом. 9 сентября 1801 года [21] – 1808)

      С 1995 года настоятелями монастыря являются Тобольские архиереи.

      Наместники

        • Тихон (Бобов) (22 февраля 1995 – 21 февраля 1996) и.о.
      • Тихон (Бобов) (21 февраля 1996 – 23 октября 2014)
        • Михей (Селяков) (30 октября 2014 – 13 июля 2015) и.о.
      • Михей (Селяков) (13 июля 2015 – 30 мая 2019)

      Некрополь

      В монастырской ограде погребены:

      Литература

      • Описание монастырей в Российской Империи находящихся. – Изд. 4. – Москва, 1817, с. 121.
      • Подробное и верное описание монастырей, находящихся в Российской Империи. – Москва, 1829, с. 187.
      • Абрамов Н., Тюменский Троицкий монастырь. – Омск, 1882.
      • Зверинский В.В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. – С-Петербург, 1892, с. 374.
      • К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря, интервью с наместником монастыря архимандритом Тихоном (Бобовым) // “Сибирская православная газета”, № 9, 2005.
        • http://www.ihtus.ru/92005/hram1.shtml

      Использованные материалы

      [2] Пр. И[оанн]. Л[епехи]н, Памяти о. архимандрита Филарета, настоятеля Тюменского Троицкого монастыря // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 51.

      [3] Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Часть первая. – Тобольск, 1913, с. 10.

      [4] “Возрождение Филофеевской школы – Тюменского Духовного училища”, страница официального сайта Тобольско-Тюменской епархии – http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php? >

      [5] К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря, интервью с наместником монастыря архимандритом Тихоном (Бобовым) // “Сибирская православная газета”, № 9, 2005. – http://www.ihtus.ru/92005/hram1.shtml

      [6] “Сегодня в Тюмени откроют памятник митрополиту Филофею (Лещинскому), просветителю Сибири”, 27 июля 2007 г., новостное сообщение на официальном сайте Русской Православной Церкви – http://www.patriarchia.ru/db/text/274267.html

      [7] Тобольский епархиальный адрес-календарь, изданный по распоряжению Тобольского епархиального начальства на 1895 г. Отдел первый. – Тобольск, с. 29.

      [8] Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897. – Тобольск, 1897, с. 230.

      [9] Предположительно, Мемнон (Покровский). Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. – Тобольск, 1900-1901, с. 9.

      [10] Тобольский епархиальный адрес-календарь. Отдел первый. – Тобольск, 1903, с. 7.

      [11] Денисов Л.И., Православные монастыри Российской Империи. – М., 1908, с. 861.

      [12] Страница официального сайта Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря – http://troica-tyumen.cerkov.ru/bratiya-monastyrya/

      [13] “Святыни монастыря”, страница официального сайта монастыря – http://monastroisa.ru/svyatyni-monastyrya1

      [14] Духовные деятели Тобольского края. / Сост. Головщиков К.Д. // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 60.

      [15] Зверинский В.В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. – С-Петербург, 1892, с. 374. Со ссылкой на: Опис. докум. и дел архива св. Синода, VII, 1727 г., 109 (архимандрит Геннадий перемещен в Тобольский Знаменский монастырь).

      [16] Предан суду. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

      [17] Год кончины. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

      [19] У Строева – до 1888 года.

      [20] Освящал Тюменский Михаило-Архангельский храм. См.: Курмачев В.А. Храм Михаила Архангела в Тюмени // “Сибирская православная газета” – http://www.ihtus.ru/ta15.shtml Здесь упомянут как Треадий.

      [21] Освящал главный престол Тюменского Знаменского храма. См. Церковь Знамения Пресвятыя Богородицы в городе Тюмени // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 19, отдел неофиц., с. 459. По Строеву – с 1802 г.

      [22] Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. – Тобольск, 1900-1901, с. 9.

      [23] Настоятель Тобольского Знаменского монастыря. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1902, № 17, отдел офиц., с. 303.

      [24] Упоминается умершим в ноябре 1906 года. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1906, № 23, отдел офиц., с. 202.

      Свято-Троицкий монастырь Тюмень

      Тюменский Свято-Троицкий монастырь стоит на высоком берегу реки Туры. Он относится к одним из самых древних на сибирской земле: обитель (изначально — Спасо-Преображенская) была основана по указу царя Михаила Федоровича в 1616 году пришедшим из Казанской Раифской пустыни монахом Нифонтом. В 1622 году в Троицком монастыре Тюмени построили и освятили первую деревянную шатровую церковь в честь Преображения Господня.

      В 1705 году в Тюмени вспыхнул страшный пожар, уничтоживший большую часть монастырских строений, в том числе и Спасо-Преображенскую церковь мужской обители. После этого митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский) ходатайствовал перед Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с раскольниками. Разрешение было получено 14 декабря 1706 года. Указ царя предписывал тобольскому воеводе оказать содействие в строительстве: дать монастырю тысячу рублей из тобольских доходов, делать кирпич с использованием труда ссыльных, лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам сплавить четыре струга белого камня.

      К началу каменного строительства монастырь переименовали в Троицкий. В 1715 году была освящена первая каменная церковь в обители — Троицкая. В ней устроили четыре престола, из которых главный освятили во имя Живоначальной Троицы; второй, с северной стороны, в теплом приделе, — в честь Успения Божией Матери; над ним на хорах третий — в честь Преображения Господня; четвертый на западных хорах, алтарем к югу, — во имя преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Для украшения храма митрополит Филофей вызвал мастеров из Киева. Они же создали великолепный резной иконостас.

      Вторая сохранившаяся церковь тюменского Троицкого монастыря — Петропавловская. Это единственный в Тюменской области храм с крестообразным планом. Владыка Филофей заложил его уже перед своей кончиной. Церковь строили 30 лет и освятили в 1755 году.

      Третий храм обители освятили в 1717 году во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

      Строительство каменной ограды, настоятельского корпуса и колокольни Петропавловской церкви было закончено в 1741 году.

      В 1842 году в Троицком монастыре вспыхнул очередной сильный пожар. От огня серьезно пострадала монастырская церковь Петра и Павла, от которой остались одни стены. Тюменский купец Семен Михайлович Трусов пожаловал тогда обители большие деньги и подарил новый иконостас. Троицкий и Петропавловский храмы были частично переделаны; престол в честь Успения Пресвятой Богородицы переосвятили в честь Введения во храм Божией Матери.

      В 1923 году монастырь был закрыт большевиками. Власти как могли использовали монастырские строения и монастырскую территорию; одно время здесь даже находилась водоочистительная станция. В 1990-е годы Свято-Троицкий монастырь в Тюмени возвратили Русской Православной Церкви.

      Многих паломников привлекает в обитель возможность поклониться мощам святителя Филофея (Лещинского). Владыка Филофей был митрополитом Сибирским и Тобольским в 1702—1711 и в 1715—1720 годах. Иногда его называют «апостолом Сибири», потому что он явился одним из первых просветителей коренных народов сибирской земли и лично обратил ко Христу около 40 000 человек от Урала до Камчатки.

      Малоросс по происхождению, святитель Филофей окончил Киевскую духовную академию и через некоторое время стал экономом Киево-Печерской обители. В 1702 году его назначают митрополитом Сибирским и Тобольским; свое святительское служение он начал с того, что сообщил царю Петру о необходимости завести в Сибири школы, учредить казенное пособие для учеников, организовать типографию. Святитель много занимался строительством церквей и монастырей. В 1711 году митрополит Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился в Тюменский Троицкий монастырь, где и прожил (с пятилетним перерывом, когда он возвращался на Тобольскую кафедру) до самой своей кончины в 1727 году.

      За время пребывания святителя Филофея (Лещинского) на Тобольской кафедре количество церквей в Сибири выросло со 160 до 448, в строительстве 37-ми из них он принимал личное участие. Главной своей постройкой архипастырь считал Троицкий собор Тюменского Свято-Троицкого монастыря.

      Свято-Троицкий монастырь в Тюмени

      Описание

      памятник архитектуры (федеральный)

      Свято-Троицкий монастырь (до 1715 года Спасо-Преображенский) — один из старейших архитектурных ансамблей Сибири, действующий православный монастырь в Тюмени (ул. Коммунистическая, 10).

      Расположен на высоком Затюменском мысу, образованном поймами рек Бабарынки, Туры (правый берег) и Тюменки, близ бывшей Ямской слободы (ныне на месте слободы находится Тюменский архитектурно-строительный университет). Основан в 1616 году, возобновлён в 1995 году.

      История

      Преображенский период

      В 1621 году тюменские воеводы получили из Казанского приказа следующую грамоту:

      А в Казанском дворе. тюменский чёрный поп Иона сказал: поставил де в Тюмени за Ямскою слободою Преображенский монастырь старец Нифонт Казанский в 124 году мирскою дачею.

      Это первое известие об основании монастыря в 1616 году иноком казанской Раифской пустыни Нифонтом. Первоначально монастырь не имел даже церкви. В июле 1621 года игуменом монастыря был назначен Авраамий из Ростова Великого, монастырским строителем постриженик Кирилло-Белозёрского монастыря Иона Лихарёв, келарем постриженик Новгородского Антониева монастыря старец Онуфрий. Им поручалось возвести монастырскую церковь, срубить новые кельи и другие строения. В 1622 году под руководством мастера Корнелия Хорева была возведена тёплая деревянная шатровая церковь, освящённая как Спасо-Преображенская. Грамотой царя Михаила Фёдоровича от 25 января того же года монахам назначена «руга» (казённое жалование) и отведены в вотчину две рыбные «ловли».

      В 1622 году при воеводе Прокопии Хрисанфовиче Измайлове вообще производилось большое строительство, связанное с обновлением Тюменского острога, город чуть ли не был поставлен вновь. Согласно Дозорной книге 1624 года, помимо монастырской Спасо-Преображенской церкви, в городе в тот период располагались:

      • на территории кремля —
        • соборная церковь Рождества Богородицы,
        • приходская Успенская церковь (во имя Николая Чудотворца и Фёдора Стратилата);
      • на территории укреплённого посада (в составе острога) —
        • церковь Всемилостивейшего Спаса (холодная),
        • церковь Архангела Михаила и св. Михаила Малеина с приделом во имя Зосимы и Савватия (тёплая),
        • церковь Ильи Пророка с приделом Бориса и Глеба, а также приделом Флора и Лавра.

      Троицкий период

      В июле 1705 года в результате большого пожара сгорел почти весь город, кроме острога и первой каменной Благовещенской церкви. В том числе сгорела единственная монастырская Спасо-Преображенская церковь. Тюмень не входила в число городов, где предусматривалось каменное строительство, но в 1706 году митрополит Филофей Лещинский ходатайствовал перед Петром I о разрешении построить в тюменском Преображенском монастыре «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь» и таковое получил.

      Каменная соборная церковь возводилась в 1708—1715 годах, из них последние 4 года под непосредственным наблюдением Ф. Лещинского, который оставил митрополичью кафедру, принял схиму и жил в монастыре. Наконец, 3 июня 1715 года церковь была освящена как Троицкая, по ней монастырь стал называться Троицким. Церковь стала третьим каменным строением Тюмени после каменных амбаров для казны (1702 год) и Благовещенской соборной церкви (1704 год).

      Несмотря на то, что указом от 9 декабря 1714 года каменное строительство было запрещено везде, кроме Санкт-Петербурга, вернувшийся в 1715 году на кафедру митрополит Филофей смог устроить строительство в 1717 году на территории монастыря небольшой двуглавой церкви Зосимы и Савватия (Сорока мучеников).

      Запрет на каменное строительство в России был снят в 1722 году, в связи с чем Ф. Лещинский добился разрешения на строительство церкви апостолов Петра и Павла. Возведение началось в 1726 году, но после смерти митрополита строительство затормозилось и продлилось до 1755 года. Строительство настоятельского корпуса и каменных стен осуществлялось так же неспешно, в 1724—1739 годах.

      В 1761 году при монастыре основана латинская школа. На плане 1766 года впервые обозначен Дунькин сад. По «Духовным штатам» от 26 февраля (8 марта) 1764 года монастырь отнесён к низшему, III-му классу . В 1842 году в городе произошёл сильный пожар, в котором Петропавловская церковь с колокольней «пострадали так, что кроме каменных стен ничего в них не осталось». Последовавший в 1851—1853 годах ремонт внёс некоторые изменения в облик церкви. В опубликованном в 1862 году «Описании Западной Сибири» отбывавший сибирскую ссылку Ипполит Завалишин назвал монастырь лучшим в Сибири после иркутского Вознесенского и Иннокентьевского монастыря.

      Послереволюционный период

      В январе 1923 года на основании постановления Наркомюста от 24 августа 1918 года монастырь был закрыт, чуть ранее улицу Большую Монастырскую переименовали в Коммунистическую. В 1922 году в доме настоятеля монастыря разместился губернский архив, позже переведённый в Спасскую церковь. В декабре 1929 года монастырь передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные учреждения. Решением Тюменского горкома ВКП(б) в начале 1930 года могила Филофея Лещинского была уничтожена, его останки переданы в Тюменский антирелигиозный музей, размещавшийся в Благовещенском соборе (взорван в ночь с 13 на 14 июня 1932 года). В сентябре 1941 года монастырь передан КЭЧ Тюменского гарнизона.

      В 1946 году принято решение о строительстве на территории монастыря очистных сооружений, для чего снесены церковь Сорока мучеников (бывшая Зосимы и Савватия) и домовая церковь митрополита Филофея в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Полное разрушение монастыря предотвращено изданием в мае 1947 года постановления Совета министров РСФСР № 389 «Об охране памятников архитектуры», распространявшегося и на Троицкий монастырь. Охранный статус монастыря был повышен постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1948 года № 503. В 1949—1950 годах Тюменским облисполкомом принято решение о проведении капитального ремонта. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 монастырь объявлен памятником архитектуры республиканского значения, в апреле того же года он передан областному управлению культуры.

      В 1995 году впервые после закрытия монастыря был назначен настоятель архимандрит Тихон (Бобов), занимающий эту должность до сегодняшнего времени. 11 декабря 1996 года началась передача Троицкого собора, настоятельского корпуса и здания церковно-приходской (воскресной) школы в пользование Тобольской и Тюменской епархии. В день Святой Троицы 15 июня 2003 года совершено первое богослужение в отреставрированном Троицком соборе. В декабре 1997 года освящено Тюменское православное духовное училище, для которого в 2006 году возведено новое здание (арх. В. А. Силантьев) напротив монастыря. В том же году в ходе ремонта Вознесенско-Георгиевской церкви были обретены мощи Филофея Лещинского, которые торжественно перенесены в Троицкий собор.

      Архитектура

      Троицкий монастырь вместил в себя основные типы церквей своего времени: традиционный кубический (Троицкий собор), трапезный (церковь Сорока мучеников) и крестообразный (церковь Петра и Павла).

      Троицкий собор

      При доминировании древнерусского начала кубических монументальных храмов Троицкий собор в то же время обнаруживает тяготение к «украинскому барокко»: аскетизму его мощного лаконичного кубического объёма противостоит фасадный декор барочного происхождения. В связи с этим фактом Б. А. Жученко высказывает предположение, что тобольский мастер Матвей Максимов лишь начал строительство храма, а завершал его украинский мастер. Американский славист У. К. Брумфилд сумел разглядеть в архитектуре собора даже напоминание о конусообразной вертикальной форме субургана в буддийской архитектуре Юго-Восточной Азии.

      В 2005 году в ходе реставрации произведены наиболее существенные изменения внешнего вида монастыря за всю его историю: купола были покрыты имитирующим позолоту нитридом титана, что негативно сказалось на суровом монументальном строе памятника.

      Церковь Петра и Павла

      Крестообразный план церкви получил распространение в украинской архитектуре конца XVII века. В. И. Кочедамов предположил, что прототипом церкви стал Георгиевский собор (1701 год) киевского Выдубицкого монастыря, а автором проекта являлся тоболяк С. У. Ремезов. Однако Б. А. Жученко считает более подходящим вариант со Всехсвятской церковью (1698 год) на Экономических вратах Киево-Печерской лавры. При этом церковная колокольня имеет традиционную для допетровской России шатровую форму.

      Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

      Расписание богослужений в праздничные дни на февраль:

      (будничное расписание богослужений расположено внизу страницы)

      • 7 февраля, пятница — свт. Григория Богослова,
        иконы Божией Матери «Утоли моя печали»,
        накануне, в четверг– полиелейное богослужение в 17.00,
        утро– Божественная литургия в 8.30 (исповедь, причастие), лития.
      • 9 февраля, воскресенье — Неделя о мытаре и фарисее (подготовка к посту),
        Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской,
        поминовение усопших, пострадавших в годы гонений,

        накануне, в субботу– всенощное бдение в 17.00,
        утро– две Божественных литургии: первая — в 6.00(исповедь, причастие),
        вторая — в 8.30 (исповедь, причастие), два водосвятных молебна, две литии.
      • 12 февраля, среда — память трех святителей: Василия Великого,
        Григория Богослова и Иоанна Златоустого,
        накануне, во вторник– полиелейное богослужение в 17.00,
        утро– Божественная литургия 8.30 (исповедь, причастие), водосвятный молебен, лития.
      • 15 февраля, суббота — СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА,
        накануне, в пятницу– всенощное бдение в 17.00,
        утро– две Божественных литургии: первая — в 6.00 (исповедь, причастие),
        вторая в 8.30 (исповедь, причастие), два водосвятных молебна, две литии.
      • 16 февраля, воскресенье — Неделя о блудном сыне (подготовка к посту),
        попразднство Сретению Господню, равноап. Николая Японского,
        накануне, в субботу– всенощное бдение в 17.00,
        утро– две Божественных литургии: первая — в 6.00 (исповедь, причастие),
        вторая в 8.30 (исповедь, причастие), два водосвятных молебна, две литии.

      Общее расписание:

      Богослужения совершаются ежедневно:

      • утром – Божественная литургия в 8.30 (исповедь, причастие) в Сергиевском храме; в субботы, воскресенья, дни двунадесятых, великих и чтимых праздников утром совершается добавочная, ранняя литургия в 6.00 в Феодоровском приделе Сергиевского храма; в обычные будничные дни в 6.00 совершается братский молебен и читается Псалтирь;
      • вечером – в 17.00 в Сергиевском храме,
      • братское правило – утром в 6.00, вечером — в 21.00.

      В монастыре читаются акафисты:

      • еженедельно по воскресным дням за вечерним богослужением (начало в 17.00) –
        рязанским святителям Мелетию, Феодориту, Гавриилу и сщмч. Мисаилу с выносом их мощей;
      • в последнюю субботу месяца после второй литургии (примерно в 10.00) –
        преподобному Сергию, игумену Радонежскому перед иконой с частицей его мощей.

      Также акафисты могут совершаться на вечернем богослужении накануне чтимых праздников — об этом особо указывается в расписании богослужений (см. выше).

      В монастыре совершается соборование в дни Великого поста.

      Ежедневно совершаются водосвятные молебны и служатся заупокойные литии.

      Читайте также:  Липецкая епархия: храмы и монастыри, святыни и священники
    Ссылка на основную публикацию