Свято-Успенский монастырь в Дивногорье: история и адрес монастыря, храмы и постройки

СВЯТЫЕ МЕСТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Успенский храм – один из старейших храмов в Воронеже, связанный с именем Петра I. Первое упоминание о церкви, тогда еще деревянной постройки, относится к 1594 году. Около 1600 года вокруг храма возник Успенский мужской монастырь. Через некоторое время мужской монастырь был перенесен с набережной, и здесь осталась только Успенская церковь. В Адмиралтейском храме святитель Митрофаний, первый епископ Воронежский, совершал богослужения и освящал корабли.

В 1941 году храм был закрыт. В 70-е годы были выделены средства на реставрацию храма, 14 сентября 1996 года он был освящен.

Строительство Казанского храма началось в 1903 году на том месте, где некоторым жителям было видение образа Казанской иконы. Освящен храм был в престольный праздник в 1911 году. Во время Великой Отечественной войны храм был полуразрушен. В августе 1943 года верующие обратились к власти с ходатайством вернуть храм Церкви. 5 октября 1946 года в храме было разрешено совершать богослужения.

Казанский храм, построенный в псевдорусском стиле, является памятником архитектуры.

Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви относится к 1642 г. В 1767 г. здесь началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 г. епископ Воронежский Тихон II освятил главный престол. Ильинская церковь построена в стиле барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи.

Ильинский храм тесно связан с фамилией Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич был священником этого храма в 60—70-е годы ХVII века. Его сын Евфимий, будущий митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был крещен в Ильинской церкви.

Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году.

На протяжении XVII — начала XIX века Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. В 1804-1819 гг. была построена двухэтажная каменная церковь. Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме была совершена первая Божественная литургия. В храме монастыря находится много святынь. Одна из них – почитаемый образ Божией матери «Живоносный источник».

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

История

Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием – Дивы.

Предание связывает зарождение монашеской жизни в монастыре с двумя иноками-сицилийцами Ксенофонтом и Иосафом и относит его к ХII веку. Письменным свидетельством об официальном основании монастыря является жалованная грамота игумену Гурию в 1653 г.

Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.

К концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками. В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии. Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год. В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению. Согласно указа 1786 года монастырь был упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь. С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского.

Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Игумен Анфим руководил обителью 20 лет.

В списке Дивногорских настоятелей два человека занимают особое место – иеромонах Меркурий (Кротков) и архимандрит Флорентий (Рышков). Так же отметим основателя и воспитателя школы русского афонского старчества Иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), который до своего ухода на святую гору Афон был послушником Дивногорского монастыря.

Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник Дом отдыха, а позже – санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались советские эвакуационные госпитали. В послевоенное время здания монастыря снова использовали под санаторий.

В 1997 году здания монастыря снова переданы Русской Православной Церкви. 25 декабря того же года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь.

Вскоре начались богослужения, а затем – большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.

В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы.

В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба.

О правилах монастыря распорядок жизни, советы будущим насельника.

  1. Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в нем порядка и дисциплины.
  2. Новоначальный дает подписку в том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в настоящем Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава, он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.
  3. Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни, как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление св. Василия Великого начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным и начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».
  4. По отношению к Наместнику и насельникам монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность.
  5. Новоначальному при встрече с Наместником, а также с братиями в священном сане следует брать благословение; прочим насельникам приветствие можно выражать поясным поклоном.
  6. Входить в чужую келию следует с молитвой Иисусовой и только тогда, когда будет получен ответ: «Аминь».
  7. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются, братия в безмолвии расходится по своим келиям и готовится ко сну, разрешается до 23.00 чтение духовной литературы, а также рукоделие.
  8. Не разрешается братии самостоятельно устанавливать для себя келейное правило, а также творить его в ночное время.
  9. Подобает беспрекословно повиноваться Наместнику, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38).
  10. Усердное и прилежное послушание для новоначальных — залог их будущего духовного возрастания и спасения.
  11. Избегать своеволия: ничего не делать без благословения вышестоящих, даже пусть будто похвального, дабы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.
  12. Распоряжения Наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.
  13. Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.
  14. Новоначальный и монашествующий должен находиться в постоянном мире и любви со всею братиею обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.
  15. Никто не должен без благословения старших брать себе в келию какую- либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения — есть кража.
  16. Монашествующим не должно заводить в келии лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой келии служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения святых отцов. Келия монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келия должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь место в келии.
  17. Монашествующим и послушникам без благословения запрещается чаепитие и трапеза в келии, а также приношение съестных продуктов в келию.
  18. Братии запрещается иметь в келиях магнитофоны, фотоаппараты, холодильники, музыкальные инструменты.
  19. Неприлично монашествующим или послушникам громко разговаривать, смеяться и держать себя вольно.
  20. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов как первых поводов ко греху.
  21. Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12, 36).
  22. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие в монастыре не должно даже именоваться в нем, т. е. категорически воспрещается, и нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю необходима помощь по следующим направлениям

восстановление пещерного храма в честь Рождества св. пророка Иоанна Предтечи,

восстановление братского корпуса,

ремонт тракторов и автомобилей,

ремонт и приобретение богослужебной церковной утвари,

«Приезжайте в Дивногорье! Всё можно увидеть своими глазами»

Игумен Алексий (Сукачев)

На вопросы портала «Монастырский вестник» ответил наместник Свято-Успенского Дивногорского монастыря Воронежской епархии игумен Алексий (Сукачев).

Отец Алексий, согласно преданию, история Дивногорской Свято-Успенской обители, начинается с XI века, когда два монаха, спасаясь от гонений католиков, пришли на Воронежскую землю и принесли с собой икону Божией Матери «Сицилийская». Монастырь действительно существует на Воронежской земле с тех самых пор?

Из предания мы знаем, что явление Дивногорской иконы Божией Матери «Сицилийская» (празднуется 17 февраля н. с.) произошло в 1092 году. Именно тогда схимонахи Ксенофонт и Иоасаф принесли этот образ в наш край из Сицилии. Не исключено, что как раз в это время в Дивногорье обосновались первые монахи. Со временем их поселение расширилось и превратилось в довольно большой пещерный монастырь.

Упоминания об обители имеются в официальных архивных документах ХVII века. Сохранилась переписка игумена Гурия, настоятеля Дивногорского Свято-Успенского монастыря с царем Алексеем Михайловичем, датированная 1653 годом. Игумен просил помощи для своей обители, и когда помощь была оказана (государь выделил монастырю денежные средства и землю), отец Гурий отчитался перед царем, на что были потрачены деньги и как были использованы земельные наделы.

Из исторических документов мы также знаем, что в 1389 году митрополит Киевский и всея Руси Пимен проплывал из Москвы в Царьград, а сопровождавший его человек делал записи и зарисовки их путешествия. Из этих записей известно, что судно шло по Дону и реке под названием Тихая Сосна, что место это было пустынное, ни людей, ни зверей путешественники здесь не встретили, но на рисунке видно, что в расположенных на высоком берегу Дона дивах (дивы – меловые горные образования. – Ред.) видны окошечки и дверцы помещений. Соответственно можно сделать вывод, что какая-то жизнь здесь в то время уже была. Вероятно, в пещерных кельях жили монахи-отшельники.

В 2018 году два не знакомых друг с другом человека, приезжавшие к нам в монастырь в разное время, рассказывали, что они в советские годы еще детьми бывали в Дивногорских пещерах. По их словам, в середине XX века подземные ходы в них были очень длинными. Ход из монастыря разветвлялся и шел к монастырю, к Дону и под Доном. Чтобы не заблудиться, дети брали с собой пять-десять катушек ниток. В настоящее время заблудиться в пещерах невозможно, так как ходы завалены и доступа к ним нет. Эти же люди рассказывали, что в пещерах под землей, в горах, есть карстовое озеро.

Возможно, иноки прятались в этих пещерах от набегов кочевых племен. В Курской области есть похожие пещерные храмы [1], которые основали монахи-отшельники. Исторические документы, датированные 1672 годом, свидетельствуют, что эти иноки ушли из наших мест из-за постоянных набегов.

Как сложилась жизнь монастыря в послереволюционные годы?

В 1918 году монастырь был закрыт, и монахи вынуждены были образовать трудовую артель по обработке земли. Братии тогда было 70 человек, около 40 человек трудников. Но более или менее спокойная жизнь продолжалась здесь до 1924 года. Потом монахов выгнали из монастыря, и на его месте был образован дом отдыха «Дивногорье», который просуществовал до войны.

В 1941–1942 годах на его месте открылся советский эвакуационный госпиталь № 2636, а когда фашисты захватили здешние высоты, в Дивногорье обосновались венгерские части гитлеровской армии. В помещениях находился венгерский госпиталь. В 1944–1945-м наша армия освободила Воронежскую область от оккупантов, и в монастыре снова заработал советский военный госпиталь № 2616. После войны и до 1963 года в Дивногорье находился дом отдыха. А с весны 1963 года здесь разместился туберкулезный санаторий «Дивногорье», который просуществовал до 1997 года. Затем здания начали потихоньку передавать Церкви, и в монастырь стали приходить первые монахи. Один брат живет в обители с 1997 года, еще двое – с 1998. Остальные пришли позже. Первым настоятелем возрожденного Свято-Успенского Дивногорского монастыря был архимандрит Парфений (Шалатонов). После него до 2016 года обитель возглавлял игумен Максим (Лапыгин).

Читайте также:  Церковь Николая Чудотворца в Кузнецах: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Сколько сейчас братии подвизается в монастыре?

Пятнадцать человек. Многие отмечают, что желающих посвятить себя монашеской жизни в наши дни стало меньше, но у тех, кто сегодня стремится в монастыри, можно наблюдать достаточно трезвое отношение к монашеству.

Есть ли у насельников возможность ежедневно посвящать какое-то время келейной молитве?

Обязательно. Служба заканчивается около 9 часов (Литургия в монастыре служится ежедневно), обед – в 11 часов. После службы каждый может заниматься своими делами. Когда я был на Святой Горе Афон, мог заметить, что братия – и молодые иноки, и совсем старенькие – трудятся 4 часа в день. Так и у нас теперь – не менее четырех часов в день насельники монастыря должны уделять своему послушанию.

Доступен ли игумен для братии? Есть ли у насельников монастыря возможность общаться с наместником? Из чего складывается ваше общение? Как Вы окормляете братию?

Да, конечно, игумен доступен для братии. Какие-то частные вопросы мы обсуждаем на исповеди после повечерия. Также в монастыре есть традиция ежедневного чтения за трапезой житийной и святоотеческой литературы. Иногда я сам что-то предлагаю братии, когда вижу, что надо уделить внимание той или иной проблеме духовной жизни. Иногда кто-то из насельников монастыря предлагает духовную литературу для совместного чтения. Если она соответствует нашим потребностям, я знакомлю с ней братию. Если нет, стараюсь предложить что-то, что имеет прикладное для аскетического делания значение. Читаем материалы монашеских конференций. Иногда братия довольно живо обсуждает прочитанное, бывают у нас и расхождения во мнениях по некоторым вопросам, которые освещались на монашеских встречах.

Отец Алексий, в каком возрасте Вы приняли решение принять монашество? Расскажите, пожалуйста, немного о своем пути в монастырь.

Осознанная вера пришла ко мне в студенческие годы, хотя я помню, как нас с братом еще в детстве бабушка водила в Казанский храм в Воронеже. Моя мама, оказывается, всю жизнь постилась в среду и пятницу, но я узнал об этом, только когда стал взрослым. Я был послушным ребенком и поэтому пошел учиться туда, куда посоветовали мне идти родители. После девятого класса школы мы с братом продолжили учебу в электро-монтажном техникуме, по окончании которого поступили в Технологическую академию. Брат не стал доучиваться в вузе и ушел в монастырь. Он и сейчас подвизается в обители святителя Тихона Задонского, а я закончил академию и около шести лет отработал в конструкторском бюро химавтоматики. Потом стал пономарить в храме на приходе у игумена Максима (Лапыгина), и батюшка благословил меня поступить в семинарию. После рукоположения некоторое время служил в Благовещенском кафедральном соборе, потом был постриг в мантию в Дивногорской обители, я продолжил служить в соборе. Владыка Сергий (митрополит Воронежский и Лискинский. – Ред.) благословил меня поступать в Московскую духовную академию. Исполняющим обязанности наместника монастыря я стал 16 октября 2015 года. А в конце декабря 2018 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил прошение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия о моем назначении.

Из новостной ленты монастырского сайта и постов дивногорской группы в социальных сетях можно увидеть, что обитель сегодня активно занимается просветительской деятельностью, в том числе и в молодежной среде…

Лискинский район Воронежской области, к счастью, нельзя назвать умирающей провинцией. Здесь работают заводы, заботливо обрабатывается земля, развивается сельское хозяйство, животноводство. Два года назад в селе Селявное, рядом с которым находится Дивногорский монастырь, было построено современное здание общеобразовательной школы. В селе довольно много детей, молодежи. У одного из наших священников, отца Димитрия есть желание вести миссионерскую деятельность среди наших односельчан. Он является почитателем убиенного священника Даниила Сысоева и сторонником так называемой уличной проповеди. Батюшка активно общается с людьми, беседует с селявинцами о Боге и Церкви.

Еще одним направлением просветительской деятельности монастыря можно назвать наши встречи с паломниками и туристами, которые по субботам приезжают в обитель из Воронежа. С недавнего времени раз в неделю начала ходить прямая электричка из Воронежа до Дивногорья, люди приезжают на ней в 11 часов и в 16 часов возвращаются обратно. Мы устраиваем для них молебен, проводим экскурсию, предлагаем им обед и обязательно отводим время для бесед со священником.

У монастыря есть сайт, страницы ВКонтакте и других социальных группах, бесплатная газета «Дивногорский благовестник», где мы стараемся размещать душеполезные тексты. Братия раздает газету односельчанам и паломникам, можно также взять ее в монастырском храме.

С недавнего времени в монастыре открылась музейная экспозиция, посвященная советским военным госпиталям, которые находились здесь в годы Великой Отечественной войны, и истории нашей обители в дореволюционный период. Как выяснилось, есть острая необходимость говорить с детьми и подростками о Великой Отечественной войне и народе-победителе, избавившем мир от фашизма, – как и об истории России в целом. Из бесед с юными посетителями нашей экспозиции мы поняли, что они нередко имеют весьма смутное представление о важнейших исторических событиях своей страны.

В теплое время года в Дивногорье приезжает отдыхать молодежь. У монастыря установились дружеские отношения с молодежной организацией «Нескучный день». Ее руководители – верующие, воцерковленные люди. В дни каникул и на выходные они организуют поездки к историческим или живописным местам, посещают достопримечательности и заодно знакомятся со святынями – храмами и монастырями разных епархий. Стараются организовывать для ребят встречи с духовенством. В этом году они побывали у нас уже в четвертый раз. Иногда приезжают по 40-60 человек. Мы устраиваем для них экскурсии, обеды, а они помогают монастырю в повседневных трудах. Совмещают, как говорится, приятное с полезным. Во время байдарочного похода по Дону ребята разбивают в двух километрах от монастыря лагерь и утром следующего дня приходят к нам. Помогают по хозяйству, а после вечернего богослужения мы беседуем на разные темы. Они имеют возможность задать священнику любые вопросы, в том числе и те, которые поднимаются в социальных сетях и касаются критики Церкви и священства. К сожалению, в информационном пространстве люди, настроенные против Церкви, проявляют бóльшую активность, чем ее члены и сторонники. Это очень чувствуется по тем вопросам, которые задают нам ребята. Мы стараемся отвечать на их недоумения честно, и, думаю, результатом нашей искренности становится то, что многие после таких бесед приходят на богослужения, исповедуются и причащаются Святых Таин.

Вы возглавляете монастырь, который удален от шумного города. Чем для вас являются монашеские конференции, которые организует Синодальный отдел по монастырям и монашеству? Нужны ли, на Ваш взгляд, монахам такие встречи, или же, наоборот, они отвлекают насельников монастырей от уединенной иноческой жизни?

На мой взгляд, монашеские конференции очень нужны. Я считаю себя молодым наместником, и для меня эти встречи – уникальная возможность приобрести опыт управления духовной и хозяйственной жизнью монастыря. Очень полезно и интересно бывает слушать доклады конференций, но не менее ценно и наше неформальное общение во время этих встреч. Не обо всем, может быть, удобно бывает спросить с микрофоном в руках, но в перерывах между докладами и во время поездок к святыням (посещение святых мест всегда входит в программу конференций) мы имеем возможность обсуждать и духовные, и хозяйственные, и административные вопросы монастырской жизни. Так, например, когда мы ездили на Кипр, настоятели разных обителей делились друг с другом, рассказывая, чтó производят монастыри, как хранят и как реализуют свою продукцию. Это было очень интересно. Я всегда с радостью еду на конференции, не для того даже, чтобы отвлечься от ежедневных забот, хотя и это бывает необходимо, а потому что эти встречи приносят очень большую пользу. Ты словно получаешь возможность другими глазами посмотреть на жизнь своей обители. Появляется желание что-то изменить, улучшить.

Запомнилось, как на одной из монашеских встреч владыка Тихон Псковский и Порховский, передавая нам слова отца Иоанна (Крестьянкина), сказал, что монастырям надо учиться самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, потому что придет время, когда никто не будет нам помогать. Благодаря этим словам отца Иоанна Сретенский ставропигиальный монастырь Москвы занялся издательской деятельностью, которая и по сей день приносит хорошую прибыль обители. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, руководствуясь похожими соображениями, занимается животноводством. Кроме того, трудники и паломники (к нам приезжают потрудиться и семейные люди с детьми) бывают очень довольны тем, что имеют возможность приобрести качественную продукцию. Некоторые из них уже не первый год проводят в монастыре свой летний отпуск, стремясь побыть в тишине, подышать свежим воздухом, помолиться, походить на службы и потрудиться для пользы обители. И монастырь в свою очередь старается обеспечить этим людям полноценный рацион питания, в который входят экологически чистые продукты, производимые монастырским хозяйством.

Не только конференции, но и информационная деятельность СОММ не менее действенно помогает монастырям. То, что размещает портал «Монастырский вестник», скажем, в рубрике «Консультация», мы используем в повседневной жизни, – например, «Методические указания по сохранению недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения» с разъяснениями помощника председателя СОММ, С.А. Анохиной, или комментарии Юридической службы Московской Патриархии к новеллам действующего законодательства. Необходимые для всех обителей прикладные знания теперь, благодаря информационной работе СОММ, можно получить дистанционно.

Чем, по Вашему мнению, должен руководствоваться человек, выбирая для себя монастырь?

На мой взгляд, самое важное в монашеской жизни общежительного монастыря – это добрые, доверительные отношения братии с игуменом. Если это есть, будет и все остальное. Любое испытание можно преодолеть, когда есть доверие к игумену и братии. Если же человек замыкается, ищет чего-то своего, то ему придется приложить усилие, чтобы найти такой монастырь, где его поймут и где он сможет найти свой дом. Дивногорский монастырь мне нравится тем, что в осеннее и зимнее время здесь есть возможность жить уединенной молитвенной жизнью, читать святоотеческие творения, трудиться. Приезжайте, всё можно увидеть своими глазами.

Фото: Владимир Ходаков

Игумен Алексий (Сукачев)
Беседовала Екатерина Орлова

Дивногорье – удивительный заповедник в Воронежской области

Ценителям уникальных ландшафтов, любителям истории, археологии и древнего зодчества будет интересно побывать на хуторе Дивногорье, расположенном недалеко от Воронежа. Своим красивым названием само поселение и природный архитектурно-археологический музей-заповедник обязаны меловым столбам, которые жители этих мест назвали «дивами». Главные достопримечательности комплекса, занимающего 11 кв. км, – древнее городище и храмы, вырубленные в меловых отложениях.

Карта музея-заповедника Дивногорье

Начнем наш рассказ с карты объектов заповедника — это сразу даст вам возможность увидеть список достопримечательностей и их местоположение (кликните, чтобы увеличить карту).

  1. Администрация и касса
  2. Дивногорское подворье
  3. Дивы
  4. Начало экскурсий
  5. Пещерная церковь Сицилийской иконы Пресвятой Божьей Матери
  6. Маяцкое городище
  7. Геолого-палеонтологическая экспозиция «Детство Земли»
  8. Дивногорский каньон
  9. Археологический парк
  10. Палеолитическая стоянка и останки древних лошадей
  11. Источник
  12. Рекреационная зона
  13. Река Тихая Сосна
  14. Река Дон
  15. Палеолитические мастерские

Достопримечательности Дивногорья

Большие и Малые Дивы

На степном плато возвышаются меловые останцы в виде столбов причудливой формы. Сейчас их осталось всего шесть, хотя раньше было более двадцати. Уничтожались столбы (дивы) в годы Великой Отечественной войны и позднее, при строительстве железной дороги.

Большие Дивы находятся недалеко от администрации музейного комплекса, а Малые – на землях, относящихся к мужскому монастырю, к северу от заповедника.

Есть еще один столб – Одинокая Дива, расположенный в восточной стороне, к нему нет ни дороги, ни тропинки.

Церковь Сицилийской иконы Пресвятой Божьей матери

По монастырской легенде изображение Сицилийской Божьей матери на дивногорское плато принесли два православных монаха, бежавших из Италии на Русь от преследований со стороны католиков. На столб икона, согласно преданию, вознеслась сама, обозначив место, которое станет оберегать. К сожалению, оригинал Сицилийской иконы затерялся, однако в Дивногорье есть сделанный с нее в XIX столетии список.

Обратите внимание: внутри пещер царит холод даже в самый жаркий летний день (около 10-12С), поэтому запаситесь теплой одеждой.

Маяцкое городище

Самые древние постройки, обнаруженные археологами в границах нынешнего музея-заповедника Дивногорье в Воронежской области, – крепостные стены, мастерские гончаров и могильник Маяцкого городища. Прямоугольная крепость из мела с шестиметровыми валами была построена на высоком мысе в месте, где сливаются реки Дон и Тихая Сосна, в IX-X столетиях. Белокаменные стены являлись отличным ориентиром или маяком для всей округи, отсюда, возможно, и произошло название городища.

Исследования здесь начались в конце XIX века, ученые выяснили, что в Маяцкой крепости проживал хазарский аристократ со своими воинами и личной охраной. В музее Дивногорье можно увидеть найденные кухонную посуду, оружие, бусы, на скалах обнаружены до сих пор не расшифрованные рунические надписи. Мыс, на котором находится городище, является отличной смотровой площадкой. С нее открываются замечательные виды на окрестности.

Дивногорский каньон

В небольшом отдалении от Маяцого городища находится большой каньон с меловыми откосами. Потоки воды изрезали его склоны глубокими морщинами. Каньон смотрится очень живописно.

Археологический парк

Неподалеку от городища находится археологический парк, представляющий собой реконструкцию средневековой деревни с глинобитными хижинами и различными бытовыми предметами.

Другие пещеры заповедника

Различных пещер, прорытых в толстых пластах меловых пород, на плато Дивногорье великое множество. Чтобы в смутные времена спастись от набегов и разорения, монахи строили подземные туннели сложной конфигурации, расположенные на разных уровнях, соединенные переходами и лесенками. В таких подземельях похоронены многие обитатели монастыря.

Читайте также:  Церковь Серафима Вырицкого в Вырице: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В заповедник входят также такие пещеры: Селявнинский пещерный комплекс, пещера Ульяны, гора Шатрище. На горе Шатрище есть недостроенная пещерная церковь. Чтобы посмотреть ее, нужна альпинистская подготовка и специальное снаряжение.

Свято-Успенский монастырь

Чтобы защитить русские земли от постоянных нападений кочевых татар, в 1653 году на плато Дивногорье был основан мужской Свято-Успенский монастырь. Все его помещения были размещены внутри меловой горы, основное сооружение — пещерный храм Иоанна Предтечи.

Монастырь благополучно существовал до 20-х годов прошлого века, но затем был разорен и закрыт, а на его месте был открыт дом отдыха, затем госпиталь, затем санаторий. В 90-е годы монастырь был возвращен епархии, и там начались службы и восстановительные работы, которые продолжаются до сих пор.

Здесь можно посмотреть пещеры, служившие кельями для монахов-отшельников. Сейчас мужской монастырь в Дивногорье является действующим, его обитатели поддерживают пещерные церкви в надлежащем состоянии и совершают в них богослужения.

Обратите внимание: Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь не входит в заповедник. Экскурсии и посещения там организуются отдельно. Заявку можно оставить на официальном сайте монастыря дивногорский-монастырь.рф или по телефону +7 920 436 3257.

Природа

По оценке геологов, поверхность дивногорского степного плато – это твердые пласты мела (в некоторых местах толщиной до 100 м) и тонкий слой почвы. Этот рельеф зародился в период миоцена (более 5 млн лет назад), когда на территории Воронежской области было древнее море. Позднее воды его высохли, а дно, на котором тысячелетиями накапливались останки планктона и других живых организмов, стало холмистой равниной. Теперь здесь протекают реки Дон и Тихая Сосна.

На степном плато сформировался особенный микроклимат. Погода в Дивногорье обычно более жаркая и сухая, чем в других районах области, из-за того, что приподнятая поверхность плато быстро нагревается, а теплый воздух, поднимаясь вверх, разгоняет облака.

Природа Дивногорья очень разнообразна. Здесь растут цветы и травы альпийских лугов и нескольких видов степей, есть представители фауны Средиземноморья и реликтовые растения. На плато обитает множество видов насекомых, свыше 20 из которых внесены в Красную книгу.

Как добраться

Официальный адрес музея-заповедника:

  • Воронежская область, Лискинский район, хутор Дивногорье, пер. Дивный, д. 27.

Добраться сюда можно на автобусе, электропоезде или автомобиле. Расстояние от Воронежа до Дивногорья по прямой 79 км, по трассе – 123 км.

  1. На машине. Поездка на машине из Воронежа займет 1 час 45 мин в направлении на юг, примерно половина маршрута проходит по платной трассе М-4.
    
  2. На электричке. С 4 мая 2019 года по субботам из Воронежа до Дивногорья можно доехать на прямой электричке. Отправляется она в 9-19 утра и возвращается на центральный вокзал Воронеж 1 в 18-20. За 2 часа 15 минут электропоезд доезжает до станции «Дивногорская», где находится Свято-Успенский монастырь, затем еще 5 минут нужно проехать до остановки «143 км», там расположен музей-заповедник. Круглый год ходят электрички Воронеж-Лиски и Лиски-Дивногорье, с пересадкой можно добраться за 2.5 часа. Из Воронежа поезда отправляются каждые три часа, из Лисок – три раза в день: утром, в обед и вечером.
  3. На автобусе. Через хутор Дивногорье ходит рейсовый автобус Лиски-Ковалево, отправляется с площади, прилегающей к железнодорожному вокзалу, с 6-00 до 18-00 с интервалом 2-3 часа.

Где остановиться

В Дивногорье доступны три способа размещения гостей:

  1. Отели и гостевые дома. Недавно открывшаяся гостиница музея-заповедника «Дивногорье» на 28 мест находится на хуторе по адресу: ул. Подгорная, д. 48. Оформлять бронь следует заранее, особенно в летний период. От отеля до основных достопримечательностей можно пешком дойти за несколько минут. Стоимость проживания 600-700 руб. с человека за ночь. Телефон: +7 960 133-91-79, координаты: 50.958774, 39.301365.
  2. Частные гостевые дома. Жители хутора Дивногорье сдают приезжим домики или комнаты по цене от 500 руб. с человека за ночь. Если не устраивает отдых в Дивногорье, можно остановиться в гостевых домах или гостиницах Лисок и Острогожска.
    >>
    Гостевой дома «Трава-Мурава» — чистый и уютный домик в деревенском стиле в 500м от гостиницы «Дивногорье» Посмотреть цены

    >>
    «Дом на хуторе» — гостевой дом на ул. Подгорная недалеко от заповедника. Узнать цены и забронировать можно по тел. +7 920 426-06-77

    >>
    Мини-отель «Гранат» в городе Лиски (40 км от Дивногорья) — в каждом номере кондиционер, WI-Fi, собственная кухня и ванна. Посмотреть цены

    >>
    В Лисках есть также и другие гостиницы, можно подходящую выбрать здесь:
  3. Палатки. Рядом с администрацией музея находится кемпинговая площадка, где можно установить палатку. Здесь есть вода, электричество, туалет, летний душ и большой стол с навесом. За размещение взимается 100 руб. в сутки с человека. Бронировать место на площадке нужно перед поездкой.
    Если позволяет погода, путешественники останавливаются в палатках в пойме реки Тихая Сосна, где выделена туристско-рекреационная зона. Там нет инфраструктуры, но зато можно купаться, загорать, рыбачить и слушать пение птиц. Деньги за проживание платить не нужно.

На территории музея-заповедника есть бесплатная охраняемая парковка и летнее кафе. В непосредственной близости от комплекса, на хуторе, расположены два продуктовых магазина, но питьевую воду и продукты лучше привозить с собой или покупать в Лисках. Здесь нет банкоматов, нужно запастись наличными деньгами.

Экскурсии

Режим работы музея-заповедника Дивногорье в 2019 году – с 27 апреля по 5 ноября. В этот период можно заказать экскурсию из Воронежа:

Можно также заказать экскурсии на месте. Посетителям предлагается основной тур – двухчасовая экскурсия по Маяцкому городищу и пещерам, расположенным в Больших Дивах.

Можно приобрести расширенный тур продолжительностью 3 часа. В дополнительное время экскурсовод проведет гостей по плато и расскажет о геологических особенностях, животном и растительном мире. Для детей младшего и среднего школьного возраста проводятся двухчасовые групповые экскурсии под названием «Путешествие в царство мела».

С мая по сентябрь работает экспозиция «Детство Земли». Здесь можно посмотреть оригинальные археологические находки и 3D модели, ознакомиться с процессом формирования современного природного ландшафта Дивногорья. Экскурсии проводятся в выходные и праздничные дни по предварительной заявке в 14-30 для групп от 10 до 30 человек.

С мая по август доступна трехчасовая экскурсия «Степная флора Дивногорья», а с мая до середины июля можно познакомиться с насекомыми, ящерицами, змеями, птицами и сурками во время трехчасового тура «Старожилы Дивногорья. В мире животных».

Еще одна тематическая экскурсия посвящена археологии, называется она «Ожерелье древности» и включает в себя посещение археологического парка «От кочевий к городам».

Полная стоимость трехчасовых экскурсий составляет 380 руб. за одного человека, двухчасовой – 260 руб. Школьники, пенсионеры и студенты должны платить за 3 часа соответственно 195 руб., 200 руб., 205 руб., а за 2 часа – 135 руб., 140 руб., 145 руб. В музее-заповеднике предоставляются льготы участникам Великой Отечественной войны, воспитанникам детдомов и интернатов, многодетным семьям, инвалидам, военнослужащим-срочникам, суворовцам и нахимовцам.

Расписание экскурсий для индивидуальных путешественников размещено на официальном сайте музея-заповедника Дивногорье. Организованные группы должны заказывать тур заранее.

По территории музея-заповедника можно бесплатно гулять самостоятельно без экскурсовода. Но посещение археологического парка и пещер в Больших Дивах в этом случае будет недоступно.

По окончании туристического сезона (после 5 ноября) можно заказать экскурсию заранее для группы, состоящей из 7 и более человек.

Заключение

Дивногорье — уникальное место. Если у вас есть возможность съездить туда, или заехать по дороге, например если вы едете из Москвы или Санкт-Петербурга на юг, очень рекомендуем выделить время на посещение музея-заповедника и Свято-Успенского мужского монастыря — не пожалеете. А если вы уже побывали тут, поделитесь своими впечатлениями в комментариях!

Дивногорский Успенский мужской монастырь

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Воронежской епархии расположен в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу р. Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна. В просторечии меловые останцы в районе Дивногорского монастыря и сам пещерный монастырь назывались Дивье или Дивы. Основан в 1653 г. игуменом Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании монастырю хлебной руги от 20 сентября 1657 г. и о передаче сенных покосов на р. Тихая Сосна от 1700 и 1701 гг. Но местное предание, бытовавшее с конца XVII в., относило устроение пещерного монастыря к более раннему периоду. В начале XX в. историк П. В. Никольский писал, что «среди подвижников и простецов монахов и мирян упрочилось убеждение, что Дивногорские пещеры обязаны своим происхождением сицилийским выходцам» схимонахам Ксенофонту и Иоасафу, «спасавшимся от гонений язычников». По преданию, схимонахи подвизались в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Возможность существования на месте Дивногорского монастыря древней обители подтверждают лишь косвенные данные: упоминания в переписке Московских митрополитов Феогноста и Алексия (XIV в.) неких игуменов Червлёного Яра, на землях которого впоследствии располагалась Дивногорская обитель.

Содержание

История

Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное-1 Лискинского района Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием – Дивы.

Главная природная особенность монастыря – лабиринты пещер, ископанных в меловой горе. Кто первым начал здесь прокладывать подземные ходы? По преданию, вошедшему в историческое описание монастыря, известно, что его основателями являются схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, пришедшие сюда из Италии с иконой Божией Матери, именуемой Сицилийская. Позже игумен Гурий напишет об Успенской церкви, что она «выбита в камни в столбе у горы» и о церкви во имя «великого чудотворца Николы», что была «на берегу Дона». Пещерный храм в честь Успения Божией Матери дал священное название всей обители, и по преданию именно Ксенофонт с Иоасафом положили ему начало. Только дата этих событий не установлена. По мнению исследователя протоиерея А. Кремецкого. Архиепископ и историк Димитрий (Самбикин) относит дату основания монастыря к XV-XVI веку, тогда, как большинство исследователей ХХI века в своих трудах стремятся придать более древний облик эпохе, когда создавались пещеры и пещерные храмы. Имея в виду раннюю датировку монастыря, мы можем сказать, что обитель в своем первоначальном виде просуществовала недолго.

Воронежский край подвергся нападению кочевников: половцев, печенегов, татаро-монголов, которые опустошили его полностью, – об этом в Никоновской летописи повествует диакон Игнатий Смольянин – спутник московского митрополита Пимена, посетившего проездом эти края в 1389 году.

С восстановлением границ России и возрастанием ее могущества, со строительством таких городов, как Воронеж, Острогожск, Коротояк тесно связана и судьба монастыря.

Первыми иноками обители стали украинские монахи, пришедшие в эти места вместе с казаками. Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.

Уже к концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками.

В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии.

Первый епископ Воронежский святитель Митрофан распорядился иметь в обители приходно-расходную книгу. Святитель, по-видимому, с почтением относился к настоятелю Дивногорского монастыря, ибо, несмотря на чрезвычайную рачительность, подарил архимандриту Амвросию хрустальный стакан. Других сведений об отношении Воронежского святителя к насельникам Дивногорья не сохранилось.

В 1699 году по свидетельству адмирала Крюйса, монастырь посещал царь Пётр I Великий.

Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год.

В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению, но затем его все же сохранили как заштатный монастырь.

Известный немецкий путешественник, географ, геолог и биолог Самуил Георг Гмелин (племянник знаменитого академика Иоганна Георга Гмелина), посетивший обитель в 1769 году, застал в ней только одного игумена. В 1773 году по ходатайству святителя Тихона Задонского, возглавлявшего тогда Воронежскую епархию, все земли и имущества вернули монастырю, и жизнь в обители снова возродилась.

Но согласно указу 1786 года монастырь был всё же упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь.

С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, согласно которому Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского.

Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Инок Анфим руководил обителью 20 лет.

В 1831 году состоялось величайшее в истории монастыря событие – в урочище Большие Дивы на меловом столбе была обретена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Образ стал особо чтимой святыней Дивногорского монастыря, а местные жители называли эту икону – Исцелийская, потому что молящиеся перед образом Пресвятой Богородицы исцелялись от болезней.

Завершая краткий обзор истории монастыря, отметим, что в 1903 году состоялось торжественное празднование 250-летия обители. К этому времени прошлым монастыря стали особенно интересоваться историки, краеведы, этнографы, археологи, географы. Путешественник Е. Марков, посетивший в это время монастырь, оставил интересные путевые заметки под названием «В краю белых гор». Интерес этот есть и в наши дни, возможно, что со временем, мы узнаем доселе неизвестное об истории монастыря.

Читайте также:  Святая гора Афон: где находится и как добраться, история и значение, старцы и монастыри

Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник Дом отдыха, а позже – санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались советские эвакуационные госпитали. В послевоенное время монастырские постройки снова использовали под санаторий. В 1997 году здания монастыря вновь переданы Русской Православной Церкви. 25 декабря того же года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь. В настоящее время здесь находится мужской монастырь, воссоздаётся прежний исторический и духовный облик обители.

Современное состояние

В 1997 году земля и здания монастыря были официально переданы Русской Православной Церкви. Вскоре начались богослужения, а затем – большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.

В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы. В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба.

Храмы

Храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)

Храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна

Чудотворная икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)

В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали,завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье. Поставление иконы в храме сопровождалось молебствием с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощным бдением. На другой день после литургии и молебна с освящением воды с городской площади начался крестный ход с иконою Матери Божией Сицилийской. После этого болезнь стала отступать. Между тем горожане спешили брать икону в дома для совершения перед ней молитв Божией Матери. В скором времени болезнь совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно брать эту икону к себе – в те дни, когда обнаружилось первое чудо исцеления и избавления города Коротояк от эпидемии. В 1847-1848 гг. Россию снова постигла холерная эпидемия. Коротояк не пострадал. Но соседний Острогожск был охвачен этим бедствием. Жители города прибегли к заступничеству Божией Матери и испросили Сицилийскую икону Заступницы у Дивногорского строителя иеромонаха Меркурия. 29 августа 1847 г. они внесли ее в первый раз в свой город. И опять болезнь стала ослабевать. Благодарные горожане в 1848 г. просили Воронежского архиепископа Игнатия позволить им ежегодно вносить в город икону для молебствий с 29 августа. Преосвященный Игнатий разрешил принимать икону в Острогожске только в течение трех дней (с 28 июня по 1 июля). Но жители Острогожска снова просили удовлетворить их прежнее ходатайство, «почитая это возможным тем более, что граждане соседственного города Коротояка с давнего времени пользуются правом ежегодно брать ее в свой город с 1 июля по 14 августа, а Дивногорский монастырь, состоя в дачах Острогожского уезда, в понятии общежития составляет нашу общую принадлежность» (П. Никольский «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.). На этот раз они просили, чтобы чудотворная Сицилийская икона Божией Матери оставалась в Острогожске с 29 августа по 25 октября, так, чтобы каждый житель города мог, по усердию, помолиться перед иконою в собственном доме, да и уездные жители могли молиться здесь, чего при отдаленности от монастыря многие не могли сделать. Одним из следствий такого порядка дела было бы и увеличение средств для возобновления Дивногорской обители. Архиепископ Игнатий после этого ходатайства счел необходимым обратиться с представлением в Священный Синод. СвященныйСинод, согласно мнению преосвященного Игнатия 2 сентября 1850 г. определил дозволить гражданам г. Острогожска приносить в свой город Сицилийскую икону Божией Матери сроком на два месяца – с 29 августа по 29 октября, на что последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая Павловича. С тех пор ежегодно в Острогожск к 29 августа стекаются окрестные жители. К этому дню собирается в монастырь множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из отдаленных местностей. Утром этого дня, после литургии, чудотворная икона уносится из Дивногорского монастыря, в сопровождении нескольких иеромонахов и священников в ризах, диаконов с кадилами, с церковным пением, в предшествии фонаря со свечою. Икону сопровождают благочестивые богомольцы, большей частью направляющиеся из монастыря, частью подходящие на пути (более 20 верст) из Коротояка и близлежащих селений. Когда икона приближается к Острогожску, навстречу ей, за несколько верст от города, выходит городское духовенство, и икона торжественно вносится в городской собор, где отправляется молебствие, а затем на всенощном бдении читается акафист Пресвятой Богородице. На другой день и во все последующие горожане берут святой образ в свои дома. Только ночью она приносится в церковь

Из книги П. Никольского «Дивногорский Успенский монастырь.Исторический очерк». Воронеж, 1904 г

Святыни

Ковчеги с частицами мощей святых угодников Божьих

Свято-Успенский монастырь в Дивногорье: история и адрес монастыря, храмы и постройки

В Лискинском районе, на правом берегу Дона выше впадения в него реки Тихой Сосны расположен Дивногорский Успенский монастырь. Красоту и своеобразие местности придают находящиеся здесь на береговом кряже две группы меловых столбов, которые называют Малыми и Большими Дивами.

Этот монастырь был основан в середине ХVII века. Историк Воронежского края Е. Болховитинов относил появление здесь первых отшельников к 1640 г. Историк-краевед В.Н.Тевяшов называл наиболее вероятным временем возникновения монастыря 1651-1652 гг. По его мнению, первые иноки пришли сюда с отрядом украинских казаков полковника И.Н. Дзиньковского, получившего разрешение на поселение в крепости Острогожске в целях охраны и колонизации края.

История сохранила имена первых жителей пещер – иноков Ксенофонта и Иоасафа, которые, поселившись на уступе кряжа на высоте, не затопляемой полыми водами Дона, начали рыть в одном из столбов Малых Дивов первую пещерную церковь. Церковь освятили во имя Успения Божией Матери. Она и дала впоследствии название монастырю. Могилы иеромонахов Ксенофонта и Иоасафа находились рядом с пещерной церковью направо от входа. Вплоть до 1917 г. они сохранялись и показывались паломникам.

Официальной датой основания монастыря считают 1652 г. Первым его настоятелем был игумен Гурий, под началом которого находилось 15 иноков, не считая «бельцов».

Ровно 350 лет назад, в 1653 г. сюда было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений монастыря и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая наземная деревянная церковь Николая Чудотворца. После пожара, уничтожившего ее, в 1658 г. на этом месте выстроили новую церковь, которую освятили во имя Успения Божией Матери. В 1690 г. в меловом столпе, к юго-востоку от пещерной церкви была вырублена колокольня. Пещерную же Успенскую церковь реконструировали и вновь освятили в 1693 г. во имя Иоанна Предтечи.

К концу ХVII – началу ХVIII веков расширилось и укрепилось хозяйство монастыря. Он имел пожалованные ему правительством земельные угодья (пашни, луга, леса), четыре водяные мельницы и четыре пасеки, занимался торговлей хлебом и скотом. Прибыль приносила ему и привилегия беспошлинного производства и торговли вином. К началу ХVIII в. Дивногорский Успенский монастырь стал самым богатым и процветающим в Воронежском крае. В 1751 г. строится новая каменная церковь Успения Божией Матери, в 1758 году – каменная трапезная церковь иконы Владимирской Божией Матери. В 1780 г. были выстроены надвратная колокольня с корпусом монашеских келий, а также флигель для келий.

В царствование Екатерины II при проведении секуляризации церковных земель в 1764 г. Дивногорский монастырь предназначался к упразднению. Однако была принята во внимание история происхождения монастыря, и его причислили к малороссийским обителям, что дало возможность монастырю просуществовать еще более 20 лет. В 1786 г. Дивногорский монастырь был закрыт, его братия переведена в другие обители. В 1828 г. последовал указ Синода о переходе братии Коротоякского монастыря в Дивы с восстановлением Дивногорского Успенского монастыря. Появление в монастыре во время эпидемий холеры 1831 г. иконы Сицилийской Божией Матери, объявленной чудотворной, способствовало известности монастыря по всей России.

Рост известности, увеличение богомольцев, пожертвований и вкладов укрепили материальное положение монастыря. В 1860г. здесь строится новая трапезная церковь, освященная во имя иконы Сицилийской Божией Матери. В 1880-1886гг. на месте обветшавшей Успенской церкви был выстроен новый храм по образцу греческой церкви Св. Дмитрия Солунского в Санкт-Петербурге. В эти годы были построены также двухэтажный гостиничный корпус, несколько корпусов келий, хозяйственные здания. Трапезная церковь Сицилийской Божией Матери была соединена переходом с западным корпусом келий, в результате чего в конце ХIХ в. образовался единый Г-образный корпус, ограничивший монастырь с запада и севера.

В середине ХIХ века реконструируется и благоустраивается и пещерная церковь И.Предтечи. Над входом, на выступающей меловой скале была установлена шаровидная главка с крестом. Фасад пещерной церкви был облицован меловыми блоками, прорезанными в два яруса широкими арочными проемами правильной формы.

В конце ХIХ – начале ХХ в., в период наивысшего расцвета и известности монастыря, его территория представляла собой треугольную площадь, ограниченную с севера кирпичной оградой. Основная композиционная ось, имеющая четкую ориентацию север-юг, начиналась от железнодорожной станции Дивногорье. На этой оси располагались главные композиционные акценты комплекса: надвратная колокольня, церковь Успения Божией Матери, пещерная церковь Иоанна Предтечи. Эта же ось объединяла три основные зоны монастыря: западную, центральную и восточную. Западную зону (у парадного въезда в монастырь) ограничивали служебные корпуса, протяженный двухэтажный гостиничный корпус и небольшой монастырский сад, из которого открывался вид на окружающий ландшафт.

Средняя зона – собственно монастырский двор – была прямоугольной в плане, с северо-запада ограничена Г-образным корпусом келий. С запада возвышалась 32-х метровая двухъярусная колокольня с высоким шпилем. С северо-востока, над двухэтажным корпусом поднимался небольшой четверик с купольной кровлей и главкой, акцентируя расположенную здесь церковь иконы Сицилийской Божией Матери. В южной части двора стояло несколько двухэтажных корпусов келий. В центре, на главной оси, располагалась соборная церковь Успения Божией Матери, крестообразная в плане с полукруглыми апсидой и притворами. Замыкали парадный двор деревянные корпуса кладовой и флигеля церковно-приходской школы.

В восточной зоне размещался хозяйственный двор. Он имел форму неправильного четырехугольника и был ограничен несколькими одно- и двухэтажными служебными постройками. После революции монастырь не был официально упразднен, но жизнь в нем замерла. Позже в его помещениях разместился туберкулезный санаторий, просуществовавший здесь до 1997 г., когда монастырь официально был передан Епархии. Сегодня здесь – мужской монастырь, идут восстановительные работы.

В двух километрах от Дивногорского Успенского монастыря, на правом берегу р. Тихая Сосна, расположены Большие Дивы, в меловом столпе которых находится пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Церковь в Больших Дивах имеет много общего в композиции с комплексом при храме Иоанна Предтечи в Малых Дивах, однако специалисты считают, что сооружена она была несколько позднее. В отличие от церкви Иоанна Предтечи фасад церкви Сицилийской Божией Матери декорирован гораздо выразительнее: вертикальная ось завершалась крестом на вершине столба, над входной аркой было лежачее окно с фигурной решеткой и киотом в барочном оформлении. С 1856 г. пещеры Больших Дивов были переданы Дивногорскому монастырю. Церковь была реконструирована и открыта для богослужения и посещения паломниками.

В советское время храм был закрыт и многие годы не использовался. В конце 1980-х годов в пещерной церкви была проведена научная реставрация. Сегодня этот храм действующий, он также является одним из основных объектов осмотра многочисленных экскурсий, проводимых Дивногорским музеем-заповедником.

Паломникам можно помолиться в главной монастырской церкви – в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, приложиться к Сицилийской иконе Божией Матери, а также осмотреть пещеры, умыться и набрать воды в источнике, прогуляться по территории Государственного заповедника Дивногорье.

Адрес: 397771, Воронежская область, Лискинский район, Селявинское с/с, с. Дивногорье
Телефон: +7 (473 391) 5-91-83

Ссылка на основную публикацию