Святогорская Лавра: где находится, история и адрес, описание

Реликвия Святых Гор — православная Святогорская лавра

Духовная крепость Святой Руси, гордость и краса Донетчины — Лавра Святогорская. Давно просияла слава о неповторимом облике этой обители и удивительной силе духа ее иноков, благодаря которым вновь и вновь воскресал монастырь из небытия и пепла. Все это привлекает тысячи богомольцев со всех концов страны поклониться реликвиям Святых Гор.

История лавры

По церковным преданиям, первые монахи поселились в Святых горах в XIV-XV столетиях. П ервое письменное упоминание о Святых горах обнаружено в записках Сигизмунда Герберштейна, имперского посла, и относится к 1526 году .

Возведение и основание

Точную дату основания монастыря не определить. Скорее всего, она приходится на середину XVI столетия. Точно известно, что духовенство получило царскую грамоту на пользование этой землей в 1624 году. К монастырской территории относилась и Гороховатская Богородичная пустынь.

Спустя пятьдесят пять лет обитель захватили и разграбили крымские татары. Впоследствии здание восстановили, а во второй половине XVIII столетия произошла утрата оборонного значения монастыря, и он получил статус крупного землевладельца.

Историческая судьба

С указом императрицы Екатерины II в 1787 году Святогорский монастырь упразднили, а все принадлежавшие ему деревни, угодья и земли отобрали в казну. Через три года новым владельцем назначили князя Потемкина-Таврического. Монастырские храмы святителя Николая и Успения Божией Матери на скале по указу Святейшего Синода были обращены в приходские, а все прочие — разобраны и увезены. В таком состоянии обитель находилась около 57 лет, все земли оставались в роду Потемкиных.

По чину и уставу монастырь восстановили только в 1844 указом императора Николая I по ходатайству Татьяны Потемкиной ( землевладелицы). За следующие семьдесят лет он стал одним из крупнейших в Российской империи, достигнув небывалого расцвета. В тот период многократно поднимался вопрос о присвоении обители статуса лавры. На территории располагались разные кирпичные мастерские, мельницы и торговые лавки. Вместе с тем местность притягивала множество богомольцев своими замечательными видами.

В конце XIX столетия был устроен Спасо-Святогорский скит с храмом Христа Спасителя в селе Борки у места крушения поезда с семьей императора. Действовали также и Ахтырский скит (больничный хутор) и пещерный Арсеньев. Перед Первой мировой войной на территории проживало около 600 монахов.

Новое потрясение в судьбе Святогорского монастыря связано с приходом новой Советской власти: обитель начали разграбливать с января 1918 г. Окончательное разорение наступило в 1922 году — церковь ликвидировали и на ее месте установили Дом отдыха, предназначенный трудящимся Донбасса.

Существуют разные мнения о значении этого периода. С одной стороны, в Свято-Покровском соборе устроили библиотеку, а в Свято-Успенском — кинотеатр (с туалетом на месте одного из алтарей), с другой — пусть и такой ценой, но основные храмы местности были спасены от полного своего уничтожения.

Реставрация и восстановление

Только в 1992 вновь состоялось открытие Святогорской церкви. Монах, четверо молодых послушников и священник (сейчас архимандрит Серафим) стали первыми насельниками. В том же году в распоряжение обители передали оскверненный и разграбленный Свято-Успенский собор, превращенный в кинотеатр.

Восстановление и реставрацию храмов начали только в 1995 году с увеличением количества братии. Через восемь лет окончательно были отданы хозяйственные и жилые строения, находившиеся во владении санатория «Святые Горы» и Славяногорского историко-архитектурного заповедника. Настоящим памятником деревянного зодчества считается возрожденный Всехсвятский скит в честь всех святых этой земли с деревянным храмом.

Учитывая историческую роль и древность обители, 9 марта 2004 года с благословения Патриарха Алексия Второго Священный Синод Украинской Православной Церкви (ССУПЦ) принял решение о присвоении Святогорскому монастырю статуса лавры. Епископская хиротония наместника лавры архимандрита Арсения (Яковенко) состоялась 5 декабря 2005 года.

На сегодняшний момент отреставрированы и восстановлены:

  • Успенский собор;
  • монастырская колокольня;
  • Покровский храм;
  • древнейший храм в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских со скитом;
  • древние пещеры;
  • храм в честь преподобного Алексия;
  • храм святителя Николая на верхней площадке меловой скалы.

Современное положение

Сейчас Свято-Успенская Святогорская лавра — значительный духовный центр православной паствы юга России и восточной Украины. Послушание в ней несут более сотни человек. Летом 2014 года в обители нашли приют 800 беженцев. Х рам определен местом пребывания епископов Иннокентия (Шестопаль) и Ипполита (Хилько) Священным Синодом Украинской православной церкви.

12 июля 2008 состоялось чествование Собора святых отцов, в него вошли 17 святых:

  • один святитель;
  • 11 преподобных;
  • 4 преподобноисповедника;
  • один Христа ради юродивый.

Решение о канонизации почти всех святых было принято на заседании ССУПЦ в мае 2008 г. Затворник Святогорский преподобный Иоанн был прославлен в августе 1995 г. В июле 2009 года монастырем были обретены мощи прозорливца и подвижника преподобного Исаакия (Головина) и первого настоятеля Святогорской пустыни архимандрита Арсения (Митрофанова).

Настоятели и служители монастыря

Свято-Успенская Святогорская лавра — мужской епархиальный общежительный монастырь в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Она находится под непосредственным управлением своего священноархимандрита — митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Органом монастырского управления является наместник совместно с духовным собором лавры.

С 20 января 1995 года наместником является викарий Донецкой епархии митрополит Святогорский Арсений. Обо всех настоятелях монастыря рассказать почти невозможно, так как за долгую историю существования обители их было немало. О многих из них утеряна информация, но стоит обозначить тех, о ком что-либо известно.

  • архимандрит Фаддей (Кокуйлович) (около 1694—1758 гг.);
  • архимандрит Рафаил (Мокренский) (1765 г.);
  • архимандрит Арсений (Митрофанов) (1805—1859 г.);
  • архимандрит Герман (Клица) (1890 г.);
  • архимандрит Софроний (Смирнов) (1828—1921 гг.);
  • иеросхимонах Лонгин (Грифцов), (1798—1882 гг.);
  • иеромонах Феодосий (1850 г.);
  • иеромонах Киприан (Манько) (1811—1874 гг.);
  • иеромонах Иоанникий (Аверкиев) (1823—1882 гг.);
  • иеромонах Исаакий (Головин) (1903 г.);
  • иеросхимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (1795—1867 гг.);

Святитель — епископ Крутицкий Иларион (Григорович) (1696—1759 гг.). Юродивый — монах Феофил (Шаронин) (1868 г.).

  • архимандрит Иоиль Озерянский (XVII век);
  • архимандрит Трифон (Скрипченко) (1865—1939 гг.);
  • схиархимандрит Михаил (Галушко) (1877—1961 гг.);
  • игумен Иоанн (Стрельцов) (1885—1970 гг.).

Месторасположение церкви

Святогорский монастырь располагается на высоком меловом берегу Северского Донца в национальном природном парке «Святые горы».

На территории Святогорской лавры находятся следующие х рамы и церкви:

  • собор Успения Пресвятой Богородицы (1859—1868 гг.);
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1850 г.);
  • церковь святителя Николая Чудотворца (1851 г.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI столетия);
  • пещерный храм преподобного Алексия (1861 г.);
  • пещерный храм преподобных Феодосия и Антония Печерских (до XVIII в.);
  • часовня апостола Андрея Первозванного (середина 1850-х гг.).

Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.

  • церковь Рождества Богородицы (2011 г.);
  • церковь святого пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (идет строительство);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (2013 г).

Многие здания были отреставрированы и приписаны после 2000-х годов, а не являлись частью лавры изначально.

Приписные часовни и храмы в окрестностях:

  • храм в честь мучениц Веры, Любови, Надежды и матери их Софии;
  • Всехсвятский скит (2005 г.);
  • Богородичный женский скит в селе Богородичное Славянского района (2005 г.);
  • Свято-Георгиевский скит в селе Долина;
  • скит святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка;
  • Свято-Николо-Феодосиевский скит: храм святителя Николая Чудотворца и боковой алтарь в честь архиепископа Черниговского, святителя Феодосия (1870 г.).

Парк «Святые горы»

Сам национальный природный парк расположен в северной части Донецкой области Украины : в Славянском , Лиманском и Бахмутском районах. Он создан 13 февраля 1997 года Указом Президента Украины и расширен через 13 лет. Общая площадь составляет 40589 га, но в собственности заповедника находится только 11878 га.

В Святогорье находятся меловые горы, попавшие в Топ-100 всеукраинского конкурса «Семь природных чудес Украины». На них сохранились редкие растения древности (сосна меловая, доледниковый период). Общее количество видов растений на территории парка — 943, из них 48 занесены в Красную книгу.

Охраняемая растительность долины реки Северский Донец:

  • реликтовые боры сосны меловой;
  • эндемические и реликтовые растительные группировки на отслоениях мела;
  • байрачные леса;
  • степи;
  • луговая и болотная растительность заплав.

Всего флора насчитывает 20 эндемических видов. На территории заповедника живут 256 видов животных, из них 50 занесены в Красную книгу.

  • 43 вида млекопитающих;
  • 194 — птиц;
  • 10 — пресмыкающихся;
  • 9 — земноводных;
  • 40 — рыб.

В Святых горах находится большое количество объектов археологии (129) и памятников истории (73).

Комплекс памятников заповедника составляют:

  1. Святогорская лавра — основа комплекса.
  2. Исторический памятник — монументальная скульптура Артема в исполнении Ивана Петровича Кавалеридзе.
  3. Мемориал Великой Отечественной войны (находится рядом с памятником).
  4. Дуб Камышева — дуб-памятник лейтенанту гвардии, Герою Советского Союза Владимиру Камышеву.
  5. Место, где ранее находилась дача Потемкиных.

На территории парка построены железные и шоссейные дороги, расположен ряд населенных пунктов, в том числе, г. Святогорск, а с юга примыкает г. Славянск.

В состав национального парка включены следующие заказники и памятники природы в Славянском районе:

  1. «Маяцкая дача». Ботанический памятник природы, самый крупный дубравный массив в Донецкой области.
  2. «Пойма-1». Лесной заказник площадью 590 га, пойменный дубовый лес.
  3. Урочище «Сосна». Лесной заказник площадью 527 га, сосновые насаждения искусственного происхождения возрастом более 50 лет.
  4. Памятник природы «600-летний дуб». Его параметры (в метрах): высота — 29 метров, диаметр — около 2, обхват ствола — 6,3.
  5. Дендропарк Маяцкого лесничества.

В городе Святогорске находятся памятник природы «Тополь» и ландшафтный заказник «Сосновые насаждения».

В Лиманском районе:

  1. Заказник «Ландыш». Ботанический заказник площадью 43 га. Лес в пойме реки, на которой произрастает ландыш майский.
  2. Заказник «Черный Жеребец». Общезоологический заказник площадью 223 га. Место произрастания черноольшанников по реке Черный Жеребец.
  3. «Чернецкое». Ландшафтный заказник площадью 197 га. На территории находятся дубовые насаждения естественного происхождения и сосновые насаждения искусственного происхождения.
  4. Озеро Чернецкое. Гидрологический памятник природы.
  5. Болото Мартыненково. Орнитологический заказник.
  6. Подпесочное. Ландшафтный заказник. Вокруг озера Подпесочное находятся дубовые и сосновые высокобонитетные насаждения площадью 197 га.

Как добраться

Находясь на вершине Святогорья, монастырь имеет две дорожки, по которым к нему можно добраться. Первый путь довольно короткий (занимает около 30 минут), но иногда он бывает открыт только для священнослужителей. Второй путь занимает чуть больше часа — придется пройти по длинной дороге, усыпанной серпантином.

Проехать в лавру можно:

  1. Поездом до станции «Святогорск» Донецкой ж / д, далее — городским автобусом до остановки «Лавра».
  2. До станции «Славянск» Донецкой ж /д , далее — электричкой до станции «Святогорск» или до автостанции города Святогорска.
  3. До станции «Купянск», ЮЖД, после — электричкой до станции «Святогорск».
  4. На автомобиле: Лавра находится в 10 километрах от трассы Киев-Ростов.

Архитектура и убранство сооружения

Первые монахи, поселившиеся в местности Святогорья, выкопали кельи и церкви в верхних ярусах. В них проникал свет через маленькие оконные проемы, освещая нишу для иконы, ступеньки и проемы для дверей. Кельи соединялись с квадратным залом, его свод опирался на массивный столб в самом центре помещения. На восточной стене до сих пор видны следы от иконостаса первой церкви Святогорской обители, действующей до 1632 года.

Читайте также:  Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Изначально она называлась Успенской, потом — Николаевской, а в XIX столетии — Иоанна Предтечи.

От пещерного храма разветвляются лабиринты келий и тротуаров. Один тротуар соединяется с квадратной трапезной, а от нее проложен проход на верхний ярус пещер, где и была церковь. Второй коридор ведет к нижнему ярусу пещер, на котором находится Алексеевская пещерная церковь. Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны сюда сослали в 1753 году раскольника Чекменьева. Алтарная часть имела форму сегментной фрамуги и отделялась пилястрами от основного пространства. На них опирается арка, на которую крепится иконостас.

Внутри меловой горы находится церковь преподобных отшельников Антония и Феодосия. Вырубленный в меловой породе небольшой коридор ветвится на три прохода, ведущих к главному месту в обители. Основали церковь бежавшие от Батыевых орд последователи киевских монахов. Археологи нашли посуду VIII—X столетий неподалеку от нее.

На меловом утесе торчат остатки трехкамерной Николаевской церкви, возведенной в стиле слободского барокко. На том месте возвышались три массивных меловых конуса, в которых были прорублены окошки. Пещерная Успенская обитель под влиянием человека или природы частично обрушилась, обнажив часть внутреннего пространства. Здание дополнило утраченную часть меловой скалы и стало ее украшением.

Как в других украинских религиозных сооружениях, купола расположены по восточно-западной оси. Украинские мастера XV—XVI столетий, пытаясь придать строениям стройный вид, по обычаю ставили на восьмигранник большего объема восьмигранник меньшего объема. Над алтарем находится пирамидальная башня с грушевидным куполом и небольшим барабаном. Западный алтарь увенчан подобным куполом. Западную башню украшает интересный орнамент из кирпича по ее периметру.

Святыни храма

В Святогорской обители с давних времен хранится множество реликвий. Среди них — мощи преподобного Иоанна Затворника и мироточивая глава мученика Евникиана Критского.

В лавре находятся мощи преподобных отцов Святогорских:

  • Феодосия;
  • Киприана;
  • Лонгина;
  • Исаакия;
  • архимандрита Арсения;
  • преподобноисповедника Михаила;
  • преподобноисповедника Трифона;
  • преподобноисповедника Иоанна;
  • преподобного Иоанникия;
  • архимандрита Германа.

В храме хранится множество чудотворных икон, не раз явивших чудо.

  • святителя Николая Чудотворца;
  • Архангела Гавриила;
  • великомученицы Варвары и мученицы Татианы;
  • Божией Матери «Казанская»;
  • Божией Матери «Троеручица»;
  • чудотворная Святогорская икона Божией Матери;
  • чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца.

Богослужения и другие возможности посещения

Ежедневно в Святогорской церкви совершается полный круг богослужений.

  1. 06:00 — утренняя молитва и Полунощница.
  2. 07:00 — соборный молебен с акафистом почитаемым святым (вторник — святителю Николаю Чудотворцу, среда — Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), четверг — преподобному Иоанну Затворнику).
  3. 14:00 — молебен с акафистом святителю Николаю.
  4. 17:00 — вечернее богослужение.
  5. В каждую субботу в 07:00 — панихида по усопшим.
  6. В воскресные дни в 17:00 служится параклисис.
  7. В дни Великого Поста по вторникам со второй по шестую седмицу — маслособорование.
  8. Круглосуточно — чтение Неусыпаемой Псалтыри.

В Святогорской обители также работает Лаврский музей.

  • ежедневно с 9.00 до 16.30;
  • нерабочие дни — великие двунадесятые праздники;
  • выходной — понедельник.

Видео интервью Владыки Илариона о монастыре

В ролике представлено интервью Владыки Илариона о Святогорском монастыре.

Святогорская Лавра: где находится, история и адрес, описание

Первые монахи поселились в XIV или XV веках (по некоторым данным, даже в XI веке). Основателем Святогорской монашеской общины считается преподобный Иоасаф. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна. В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В этом году монастырю отдали разграбленный и осквернённый, превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор.

В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.

28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

Учитывая древность обители, ее историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви с благословения Патриарха Алексия Второго принял решение о присвоении монастырю статуса лавры [1] . Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей на Украине (после Киево-Печерской и Почаевской) Лаврой.

12 июля 2008 года состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших [2] . В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый [3] . Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38) [4] . Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года [5] .

7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина). [6]

Современное состояние

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь является значительным духовным центром православной паствы восточной Украины и юга России.

На сегодня отреставрирован Успенский собор, монастырская колокольня с Покровским храмом, древнейший храм обители в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских со скитом, в котором по благословению главного архиерея братия одевается в старинную форму одежды. Со стен древних пещер стерты раны богоборческой эпохи, и восстановлен храм в честь преподобного Алексия, человека Божьего и храм святителя Николая на верхушке меловой скалы. Настоящим памятником деревянного зодчества можно считать возрожденный Всехсвятский скит с деревянным храмом в честь всех святых нашей земли.

Сегодня все храмы, пещеры и уцелевшие здания вернули монастырю. Послушание в обители несут более сотни человек братии.

Описание монастыря

Первые монахи выкопали церкви и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проемы в них проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проемы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре. В восточной стене еще видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 г. Сначала она называлась Успенской, затем Николаевской, а в XIX в. Иоанна Предтечи.

От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один небольшой тротуар соединяет ее с квадратной трапезной, севернее которой шел проход на верхний третий ярус пещер, где была Успенская церковь. Второй проход ведет к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 г. сюда, во времена царя, сослали раскольника Чекменьева, который «сиял между простым народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была отделена от основного пространства пилястрами, на которые опирается арка, где крепится иконостас.

В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия.

Небольшой коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали ее последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Неподалеку от нее археологи нашли посуду VIII—X вв. Следовательно, здесь жили еще в каменном веке, сюда бежали люди в момент опасности, здесь отправляли язычники (язычники) и первые христиане свои культовые обряды.

На площадке мелового утеса торчат остатки трехкамерной Николаевской церкви, построенной в Харьковско-Изюмском стиле украинской архитектуры. Согласно рисунку монастыря в 1679 г. на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленимы окошками. Очевидно пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала ее украшением. Как в других украинских церквях, ее купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI вв., пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объема восьмигранник меньшего объема. Над алтарем церкви возвышается пирамидальная баня с небольшим барабаном и грушевидным куполом. Подобным куполом увенчан западный алтарь. Центральную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) бани.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Лавра находится на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. Послушание в обители несут более сотни человек братии. При обители есть гостиница для паломников.

Содержание

История

Первые монахи на месте будущей лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Читайте также:  Гатчинская епархия: игумен Фотий и священники, церкви и храмы, монастыри

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Успенский собор.

Только в конце 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Описание

Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом.

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

  • Успенский собор (1859-1868 гг.);
  • Покровский храм (1850 г.);
  • Николаевский храм (к. XVII в.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм прп. Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы (2011 г.);
  • церковь св. пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня ап. Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня прпп. Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (строится);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (строится в г. Святогорске как соборный храм города);
  • Всехсвятский скит: Всехсвятский храм (2010 г.); храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, (2005 г.);
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области: двухэтажный храм (2005 г.) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Сергия Радонежского; двухэтажный храм — Благовещенский (идет строительство), равноап. кн. Владимира (идет строительство); часовня св. блгв. кн. Александра Невского (2005 г.);
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области: двухэтажный храм — вмч. Георгия Победоносца (идет строительство), мч. Иоанна Воина (идет строительство);
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области: двухэтажный храм — свт. Иоанна Шанхайского (идет строительство), в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех (идет строительство);
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области: храм свт. Николая Чудотворца с боковым алтарем в честь свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1870 г.).

Святогорская Лавра: История, Факты, Описание

Именитая Лавра находится в небольшом городке по обе стороны Северского Донца, который раньше назывался Славяногорском (сейчас Святогорск).

Официальная история становления Свято-Успенской Святогорской Лавры началась еще в XV веке. В ранних документах. Это место в Донецкой области называлось «Святыми Горами».

Лавра расположилась вдоль реки Северский Донец, окруженная густым хвойно-лиственным лесом. Самое парадоксальное то, что храм полностью меловой. Говорят, что его форма и высота образовались полностью природным путем. Феномену образовавшегося храма на небольшой возвышенности прихожане пытаются придать сакральный смысл.

Фото mirchudes.net

Самое трудное время в истории Лавры началось в 1917 году: тотальный разгром большевиками и грабежи. Некоторое время белогвардейцы держали оборону храма, охраняя святыни и реликвии, состоящие на хранении, но это продлилось недолго. Спустя десятилетие в храме оборудовали колонию для несовершеннолетних детей, а после здесь была база отдыха для пролетариата.

Планировка Свято-Успенской Лавры в Святогорске не менялась со времен его основания. Под храмом находится вход в пещеры, где в далеком XVII веке жили паломники.

Три раза в день туристы могут попасть туда на экскурсию. Особенность в том, что внизу совсем нет освещения, и каждому посетителю дают и зажигают свечу, с которой он должен пройти до конца путешествия по пещерам. В пещерах узкие проходы и низкие потолки, поэтому ходить там нужно очень осторожно. Служители также призывают заходить внутрь только со светлыми и чистыми мыслями, ведь пещеры считаются местом силы, как и пещеры Киево-Печерской Лавры.

На территории Свято-Успенской Святогорской Лавры также расположены скиты – места жительства монахов, отдалённые от крупных поселений людей. Такой феномен существует только в православии. Самый главный скит, из тех, которые есть тут – преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Деревянный Всехсвятский скит напоминает скорее памятку архитектуры, а остальные три находятся в тайных местах, чтобы обычные люди не могли пробраться в место паломничества.

Всехсвятский деревянный скит поражает своей красотой и тонкостью искусства ахитектора. Известно, что храм выполнен из дерева без единого гвоздя. Также тут находится небольшой пруд, окруженный цветущим садом и исповедальня с молитвенником.

Невероятной красоты часовни также находятся в введенье Лавры, по давнему христианскому обычаю их три: Часовня преподобных отцов Киево-Печерских, Преподобных Арсения и Германа Святогорских, Апостола Андрея Первозванного.

Часовня Андрея Первозванного находится на самой высокой точке храма, куда пускают только в рамках экскурсии. Так вот, отсюда открывается вид на широкий Донец, по обе стороны которого простираются густые леса. Если осмотреть Лавр с подножья горы, на которой она находится, то складывается впечатление, что Святогорский храм повис в воздухе. По словам местных жителей, во время тумана он является ориентиром.

На территории Святогорской Лавры находятся девять храмов, среди которых Покровский и Николаевский, Пещерный храм и храм святых мучениц.

Николаевская церковь считается настоящей памяткой архитектуры, ведь выполнена она в стиле барокко XVII века. Ранее тут располагалась выставка народного творчества, картинная галерея и скульптурный цех. Сейчас же церковь доступна только для прихожан и туристов. Кстати сейчас она украшена трехъярусным иконостасом.

Также в преддверии Свято-Успенской Святогорской Лавры есть небольшой зоопарк с разными видами птиц и животных. Туристы при желании могут пожертвовать на содержание животных.

Доехать сюда можно поездом до Славянска, а далее на электричке до станции Святогорск. Экскурсия по окрестностям обойдется одному взрослому от 15 гривен. Кроме того, на территории Лавры есть гостиница, где можно остановиться.

История

Основание монастыря

Летопись обители XVI в. — 1787 г.

Летопись обители 1787-1844 гг.

Летопись обители 1844-1922 гг.

Летопись обители 1922-1992 гг.

Новейшая история

Статьи и публикации

Краткая история

Начальные документальные известия

■ С XVI в. местность «Святые Горы» на Северском Донце упоминается как дозорный пункт на границе Московии с Диким полем, через которое на московитов не раз нападали татары (в «Записках о московских делах» австрийского посла Сигизмунда Герберштейна 1526 г. упоминаются «воины, которых государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набеговвозле места Великий Перевоз, у Святых Гор»; под 1555 г. Никоновская летопись сообщает: «Как воеводы пришли вверх Мжа и Коломака, и прибежал к ним сторож из Святых Гор, да станичник Лаврентий Колтовский товарища прислал с тем: царь Крымский Донец перелез со многими людьми и идет к Рязанским и Тульским украинам»).

■ С XVII в. в Святогорье упоминается монастырь: в 1620 г. Святогорский игумен Ефрем с 12-тью старцами получали хлеб от царского жалованья; монастырская челобитная рубежа 20-30-х гг. XVII в. сообщает царю: «В 1628 г. приходили к Святым Горам татары и Ваше государево богомолье разорили, церковное и монастырское строение поимали все без остатку, и нас, богомольцев Ваших, поимали в полон»; в 1644 г. царь Михаил Феодорович повелел: «Быти в Святогорском монастыре… служивым людям… со всякими запасы… с большим береженьем, чтоб над ними татары… дурна не сделали… А будет, придут в Святогорский монастырь из Крыма… или иных земель полоненники… и они б полоненых про татарский приход и про всякие вести расспрашивали»; в 1672 г. царь Федор Алексеевич «для Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумену Корнилию с братией для береженья от прихода неприятельских людей велел дать… полпуда пороху ручного, свинцу полдесять гривенок».

■ Утрата монастырем, при разорении от рук врагов, старых документов привела к тому, что на стыке XVII-XVIII вв. местные иноки уже не знали даты основания обители (в 1679 г. со слов архимандрита прп. Иоиля было записано: «В которых годах тот монастырь устроен, того он не ведает. Писания о том у них в монастыре нет, (потому) что был тот монастырь от воровских людей разорен»; монастырский синодик 1710 г. содержит аналогичную по смыслу запись, дополненную замечанием: «Сия Святогорская Успенская пустынная обитель благословением Божиим начася прежде или с начала царствования… Михаила Феодоровича»).

Гипотезы

■ Отсутствие точных сведений о времени основания монастыря породило ряд гипотез: в сер. XIX в. в обители родилось мнение, что ее основали иноки Киево-Печерской Лавры, выжившие при разорении Киева монголами в 1240 г.; во 2-й пол. XIX в. в литературе появилась версия об основании Святогорской обители иноками Святой Горы Афон, которые бежали от Флорентийской унии 1439 г. и по ошибке приняли устье Дона за Днепр (затем дошли до Северского Донца и поселились на месте, напоминавшем Святую Гору); высказывались версии об основании монастыря в XI-XIII вв. местными жителями, или в VIII-IХ вв. – иноками, бежавшими из Византии от иконоборчества; к ХIV в. относил основание обители архиеп. Харьковский свт. Филарет (Гумилевский); письменных и археологических данных, надежно подтверждающих указанные версии, пока не найдено, а основание монастыря на стыке XVI-XVII вв. может быть связано с бегством украинских иноков от Брестской унии 1596 г.

Продолжение истории

■ В 1737 г. монастырь вновь разорили татары, в 1739 г. он почти вымер от чумы. Во 2-й пол. XVIII в. его настоятелями не раз назначали преподавателей Харьковского Коллегиума, в т.ч. прпп. Фаддея (Кокуйловича) и Рафаила (Мокренского). В 70-80-х гг. того же столетия преподавание наук было налажено и в самой обители, она обрела статус Училищной. При переводе церковных земель в казну, в 1787 г. монастырь был обращен в приход. С 1790 г. его земли принадлежали известному князю Григорию Потемкину (по преданию, он впервые увидел эти места по пути в Крым и пленился их красотой) – с разрешения Екатерины II. По-прежнему посещая Святогорье, паломники чтили 2 находившиеся здесь чудотворные иконы – Святогорский образ Божией Матери и образ свт. Николая Мирликийского.

■ По желанию владелицы Святогорья Татьяны Потемкиной , с разрешения правительства, в 1844 г. Харьковский архиепископ свт. Иннокентий (Борисов) вновь открыл монастырь, который отныне назывался Святогорской Успенской пустынью. Определяя правила жизни для возрожденной обители, церковное священноначалие поддержало также ходатайство госпожи Потемкиной о том, чтобы здесь был введен устав по примеру Глинской пустыни, а настоятелем был назначен прп. Арсений (Митрофанов) из числа глинской братии. В монастыре возродилось высокое подвижничество: в лике святых прославлены многие святогорские иноки (см. ниже). В сер. XIX – нач. ХХ вв. обитель посетили известные литераторы, в т.ч. Василий Немирович-Данченко (брат театрального деятеля, 1870-е гг.), Антон Чехов (1887), Иван Бунин (1895), оставившие о ней воспоминания. Обители посвящены стихотворение Федора Тютчева «Святые Горы» (1862), этюд Ильи Репина «Вид Святогорского монастыря на Донце» (написан с натуры, 1880).

Читайте также:  Юрьев монастырь в Великом Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи

■ В нач. ХХ в. Святогорская пустынь содержала в округе несколько школ и училище, во время I-й мировой войны – приютила беженцев и раненых солдат, а также эвакуированную братию Почаевской Лавры. В 1917-1919 гг. монастырь подвергался вторжениям, обыскам, грабежам и насилию, некоторые из братии были убиты. С 1919 г. в обители поселили колонию беспризорных детей. В 1922 г. гражданские власти организовали кампанию по изъятию в Святогорье церковных ценностей – невзирая на то, что еще до этого иноки сами пожертвовали немалые средства в помощь голодающим; при изъятии члены комиссии посягнули на неприкосновенные священные сосуды и частицы мощей (с последними были проделаны бутафорные химические «эксперименты»). Вскоре над 9-ю святогорцами провели показательный суд: подсудимым дали условный срок исправительных работ, но главная цель суда заключалась в ином – найти повод к закрытию монастыря, которое и состоялось в том же году. Значительная часть братии оказалась в изгнании, небольшая община иноков поселилась возле Всехсвятской кладбищенской церкви. В 1931 г. храм был закрыт, община упразднена. Тем временем в основной усадьбе монастыря открылся I Всеукраинский дом отдыха трудящихся, впоследствии названный именем Артема – советского партийного деятеля Федора Сергеева, погибшего в 1921 г. при испытании аэровагона. В 1942-1943 гг. на территории пустыни временно проживала монашеская община, в 1943 г. здания монастыря сильно пострадали в ходе боев между советскими войсками и гитлеровцами. В 1950-х гг. основную часть зданий Дома отдыха отремонтировали под размещение кардиологического санатория. В 1980 г. был учрежден Святогорский историко-архитектурный заповедник, под эгидой которого началась реставрация ряда храмов обители.

Современность

19 янв. 1992 г. на берегу Донца было совершено 1-е со времен Великой Отечественной войны богослужение на территории пустыни, 2-е – на Пасху 26 апр. 1992 г. на паперти Успенского собора. 14 июля 1992 г. в монастырь прибыли 1-е насельники, начались регулярные служения в Успенском соборе. В 1995 г. наместником Святогорской пустыни был назначен игумен Арсений (Яковенко), ныне архиеп. Святогорский, викарий Донецкой епархии . Начатое в 1992 г. поэтапное возвращение монастырских зданий Церкви завершилось в 2003 г. упразднением санатория. 9 марта 2004 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о присвоении Святогорской пустыни статуса Лавры. 17 апр. 2004 г. это решение утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Святогорская лавра: чудотворные святыни обители

Есть красивая легенда о том, что монастырь на горе над Северским Донцом сам по себе появился из-под земли, — так гармонично его постройки дополняют пейзаж этого старинного места. Однако не только своим великолепием известна Свято-Успенская Святогорская лавра. Ее вырубленные в горе пещеры хранят немало секретов, а о великой силе чудотворных святынь этой обители знают православные всего мира.

Старинное прибежище

Первое официальное упоминание о Святогорском монастыре Донецкой области в исторических документах датировано началом XVI века, однако, согласно преданиям, иноческая жизнь в горах над Северским Донцом зародилась гораздо раньше.

Легенда гласит, что именно здесь нашли прибежище монахи, бежавшие из Византийской империи в VIII веке, во времена иконоборчества. Переселенцы прорубили в горе над рекой первые пещеры, дабы укрываться там от преследователей и воинственных кочевников. Именно там были устроены скрытые от посторонних глаз первые часовни и храмы. Они и положили начало будущей обители. Спустя несколько столетий в монастыре поселились насельники из Киево-Печерской лавры, разрушенной во времена нашествия Батыя. Считается, что тогда горы над Северским Донцом были названы Святыми, и это имя закрепилось за ними навсегда.

Однако существует и другая легенда, объясняющая это название. Когда монахи из Византии копали в горе первые пещеры, в одном из меловых столбов они нашли образ Николая Чудотворца. Икона стала главной святыней этого места, а ее многочисленные чудеса прославили место обретения образа на века.

Что скрыто в «Фаворе»

Ныне монастырская гора (прозванная монахами и паломниками «Фавором») представляет собой поистине удивительное место. Дело в том, что в своих недрах она скрывает старинную усыпальницу обители, кельи монахов-затворников, несколько храмов, часовни и множество проходов, которые пронизывают гору сверху донизу.

Одно из самых интересных «горных» сооружений, без сомнения, — Успенская церковь, находящаяся на самом верхнем ярусе. Дело в том, что ее основание, южный притвор и алтарь располагаются в пещере, высеченной из мела, а вот купола и крыша — наземные постройки, они венчают «Фавор» Святогорья. Этот главный храм лавры был известен еще в XVII веке, но за свою долгую историю пережил немало реставраций и даже не раз менял месторасположение, а нынешний облик приобрел лишь в 1868 году после глобальной перестройки всего здания.

Ярусом ниже в горе располагается храм Иоанна Предтечи, основанный еще в середине XVI столетия, в центре которого — массивный меловой столп. Согласно преданию, именно здесь много веков назад и был обретен чудотворный образ святителя Николая, а потому многочисленные паломники, посещавшие обитель, годами старались отколоть от столпа кусочек мела, так как верили, что такой «трофей» обладает целебными свойствами. Да и сам храм изначально был посвящен Святому Угоднику. Но после реконструкции в середине XIX века был переосвящен в честь Иоанна Предтечи — небесного покровителя мецената Ивана Малиновского, так как ремонтные работы проходили на его средства. Однако в то же самое время в честь Николая Чудотворца была освящена огромная наземная церковь, построенная на соседней горе.

По афонскому обычаю

На самом нижнем ярусе святогорского «Фавора» расположены Алексеевская церковь, усыпальница, где покоятся останки 17 иноков — первых насельников обители, — и часовня Святителя Николая. Считается, что именно отсюда берет свое начало Святогорская лавра. Часовня — самая первая ее постройка, и именно здесь собирались на молитву монахи, рубившие в горе первые пещеры. От Алексеевского храма извилистый ход ведет в особое помещение-усыпальницу, где еще сто лет назад находилось несколько ниш (многие из них были разрушены в советское время) разного размера. Дело в том, что много лет назад монахов в Святогорье хоронили по афонскому обычаю. Сначала тело умершего погребали на обычном кладбище, а через 3-4 года — «когда кости очищались от плоти» — останки извлекались из земли и переносились сюда, в заранее приготовленные ниши. Причем черепа хоронили отдельно от скелета.

Изучив этот погребальный обычай, принятый в монастырях Афона и Палестины, ученые, исследовавшие Святогорскую лавру, выдвинули гипотезу, что основателями обители могли быть монахи-подвижники с греческого полуострова Ашан-Орос (он же Афон). Однако других подтверждений этой версии пока не найдено.

Подвиг Затворника

Надо сказать, что сегодня к лику православных святых причислены семнадцать монахов, подвизавшихся в Святогорской лавре в самое разное время. А самым почитаемым из них является Иоанн Затворник.

Этот подвижник, принявший постриг в середине XIX столетия, изначально нес в Святогорском монастыре послушание эконома, и именно он обнаружил и расчистил в горе кельи монахов-затворников прошлых веков. После этого он тоже решил нести подвиг затворничества в одной из древних келий, где провел в полном одиночестве долгих 17 лет. Жил будущий святой в крохотной, высеченной из мела пещерке, большую часть которой занимал гроб, служивший подвижнику кроватью. Ежедневно он совершал 100 поясных и 700 земных поклонов, не снимая при этом грубой власяницы и тяжелых вериг, которые были выкованы для него в монастырской кузнице. Еду и воду Затворнику подавали через специальное окошечко, проделанное в двери кельи. Раз в неделю Иоанн по тайному ходу отправлялся в храм Иоанна Предтечи, где в алтаре принимал святое причастие.

От неизбежной сырости в келье одежда подвижника быстро истлевала и превращалась в лохмотья, но он неохотно менял ее на новую. В келье и в гробу кишели мириады насекомых, но Иоанн стойко переносил посланные ему испытания.

И лишь когда от постоянного сумрака Затворник стал терять зрение, он согласился принять помощь молодого послушника, читавшего ему по нескольку часов в день Святое Писание.

За несколько дней до своей смерти подвижник был перевезен в больничный скит монастыря, где и скончался 24 августа 1867 года. Согласно завещанию Иоанна Затворника, он был похоронен в том же самом гробу, который служил ему ложем на протяжении 17 лет. Также он не позволил снимать со своего тела вериги и власяницу, которые стали невольными свидетелями его подвига.

Иоанн был похоронен у больничной церкви Ахтырской Богоматери, а вскоре на его могиле стали происходить многочисленные чудеса исцеления. Однако после 1917 года больничный скит был закрыт и разрушен, место погребения святого утрачено. Мощи Иоанна Затворника были обретены вновь в 1988 году, и сегодня они покоятся в Успенской церкви Святогорской лавры, куда ежегодно приезжают несколько тысяч паломников, чтобы попросить святого избавить их от неизлечимых болезней.

Благодать чудотворных икон

Приезжают в Святогорскую лавру и многочисленные посетители, чтобы поклониться чудотворным иконам обители.

Одна из них — образ Святого Николая Чудотворца с частицей его мощей. Считается, что эта икона является копией, написанной в XVII веке с образа, некогда обретенного в скале Святогорья. В годы Великой Отечественной войны святыня была вывезена в Германию, но в 1999 году ее выкупил в одном из антикварных магазинов неизвестный меценат и преподнес в дар Святогорской лавре.

Сегодня чудотворный образ находится в Покровском надвратном храме обители, и известно немало случаев его благодатной помощи. Так, несколько лет назад в лавру привезли маленького мальчика с обваренными кипятком ногами. По прогнозам врачей, ребенка ожидала ампутация поврежденных конечностей, но после молитвы его бабушки у чудесной иконы несчастный получил полное исцеление.

Немало чудес произошло в лавре и у иконы Богоматери Святогорской, дарящей бесплодным женщинам счастье материнства. Она была написана в середине XIX века афонским монахом. Считается, что этот образ был укрыт в 1918 году иноками обители в доме одного прихожанина по подсказке самой Богородицы. После открытия монастыря в 1992 году икона вернулась в обитель — в храм Иоанна Предтечи, где она хранилась до революции.

Ссылка на основную публикацию