Сызранская епархия: история и описание, храмы и монастыри, святыни

Вознесенский мужской монастырь города Сызрань

История обители

История Вознесенского мужского монастыря в Сызрани начинается с перевода солдат и сержантов из Симбирска, Казани, Тетюш в новостроящуюся крепость Сызран. Жизнь людей того времени была неразрывно связана с православным храмом. В то время службе Отечеству военные отдавали 25 лет своей жизни. Оставшись без родственников, без семьи многие солдаты уходили в монастыри. Как свидетельствуют хроники тех лет «…Многие из солдат «стары и дряхлы», собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения …». Поэтому в мае 1685 г. по указу царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана.

На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 г. оставшаяся братия и горожане попросили благословение у Патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословение, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. В 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь. В 40-х годах ХVIII столетия здесь, в этой тихой обители, доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был некогда одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь.

По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние два года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен.

Подробные сведения о настоятелях появились с 1834г., когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Он вел широкое капитальное монастырское строительство, начав с ограждения территории в границах жалованных земель. Возвел здание Сызранского духовного Правления, построил каменный двухэтажный богодельный дом с переходом к Феодоровскому храму. Самый же большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. В период его управления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный холодный Вознесенский храм. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В эти же годы построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. О том, как была построена теплая церковь во имя иконы Феодоровской Божией Матери, свидетельствует следующая история.

В деревянном храме Вознесения Господня хранилась главная сызранская святыня — икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная сюда в середине ХУIII столетия из Кашпира. На тот ключ, где она явилась ежегодно шел крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням. Вскоре по переносу иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человеком в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. Вскоре он полностью излечился и в благодарность он дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил. Позднее в 1825 году новая церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855г. она получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери.

В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему пожалован сан игумена, а в 1895 году – архимандрита. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью.

В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Обитель владела тремя мельницами. На территории обители хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживались духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека , в которой находилось около 300 томов,

Вознесенский монастырь также являлся и местом первого некрополя города Сызрани. Существовал благочестивый обычай: погребать горожан на монастырском кладбище за вклады на помин души.

Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным именно он в 1923 году подписал акт о роспуске монастыря. 19 февраля 1938 года в городе Куйбышеве архимандрит Александр был расстрелян.

По постановлению Средне-Волжского облисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 30-х- Феодоровская.

Но милостью Божией после тысячелетия празднования Крещения Руси вновь стали возрождаться из руин храмы и монастыри Русской Православной Церкви. Все возвращается на круги своя. 24 июня 1996 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. В монастыре поселились монахи, послушники, трудники, которые стараются вернуть обители первоначальный облик и возродить в ней истинную монашескую жизнь. Открыт Вознесенский храм, где ежедневно проходят богослужения и Таинства церкви. Здесь совершают молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша», для страдающих недугами пьянства и наркомании, а также покаянный молебен для женщин, совершивших грех детоубийства во чреве своем, читается «Неусыпаемый Псалтырь». При монастыре действует православная библиотека. Работает швейная мастерская. Монахи обители ведут большую просветительскую деятельность. Ими реализуются различные социальные и просвятительские проекты.

С Божием благословением, трудами и молитвой насельников помощью доброхотов эта святая обитель возродится в своей первозданной красоте.

Самарская область

Сама́рская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.

Административный центр — город Самара.

Граничит на западе с Саратовской и Ульяновской областями, на юго-востоке с Оренбургской областью, на севере с Республикой Татарстан, а также на юге с Казахстаном в единственной точке. Из-за близости Западно-Казахстанской области Казахстана часть Большечерниговского района имеет статус приграничной территории.

Образована 14 мая 1928 года как Средневолжская область. В 1929 году переименована в Средневолжский край, в 1935 году — в Куйбышевский край. В период с 5 декабря 1936 года по 16 мая 1992 года называлась Куйбышевской областью.

Содержание

Православие в Самарской области

Самостоятельная Самарская епархия была образована 10 декабря 1850 г. (выделена из состава Симбирской епархии).

Официальной датой основания города-крепости Самары на Волге следует считать 1586 год. Однако поселение с одноименным названием существовало в этой местности и раньше. Оно было нанесено на портолан (карту водных путей и пристаней) венецианцев братьев Пицигани в 1367 году, а затем повторено на карте итальянского космографа Фра-Мауро в 1459 году. По всей видимости, это поселение могло возникнуть во второй половине XIII века, в эпоху, когда ханы Золотой Орды вели активную градостроительную политику, и на всем протяжении Нижней и Средней Волги возник целый ряд крупных городов. Эти населенные пункты были разорены в разгар междоусобных войн второй половины XVI века и окончательно погибли во время знаменитых походов среднеазиатского властителя Тамерлана.

Самара была построена, прежде всего, как перевалочный пункт между Астраханью и Казанью, для охраны волжского пути, а также как дальний форпост российского приграничья среди кочевников.

Населённые пункты

  • Самара
  • Тольятти
  • Сызрань
  • Новокуйбышевск

Святые

Собор Самарских святых (память – 30 июля/12 августа). Подробнее.

  • Святитель Алексий – небесный покровитель Самары

В 1354 году проплывая по Волге на пути в Золотую Орду, святитель Алексий остановился у впадения реки Самары в реку Волгу, где в уединенной келье проживал старец-схимник, имя которого неизвестно. Святитель предсказал, что на сем месте возникнет град великий, в котором просияет благочестие и град сей во веки разорен не будет. Святитель Алексий является небесным покровителем города Самары, в его память был освящен придел в первом Кафедральном соборе города Самары – Вознесенском, построена часовня на месте посещения святителя. День памяти святителя Алексия является Днем города Самары.

  • Святой праведный отец Александр Чагринский

22 июня 2000 года по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского, стараниями игумении самарского Иверского монастыря Иоанны (Капитанцевой), духовника этой обители игумена Софрония (Баландина), сотрудников областного отдела охраны памятников истории и культуры состоялось обретение мощей чагринского старца – протоиерея Александра Юнгерова. С этого времени мощи угодника Божия почивают в Иверском монастыре в храме в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

  • Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский

Будущий священномученик Александр родился 29 августа 1862 г. в селе Волма Вятской губернии, в семье священника Иоанна Трапицына. Воспитывался, как и все дети, в православных традициях и теплой вере, которой его научала мать Клавдия. Он окончил Вятскую Духовную Семинарию, а в 1888 г. Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании обучения Александр был назначен надзирателем в Вятское Духовное училище, коим был до 1897 г. Начальствуя в Училище, Александр женился и 26 февраля 1889 г. рукоположен во священника в Всесвятской церкви города Вятки. В 1892 г. тридцатилетнего отца Александра посетило горе. Господь призвал к Себе его благочестивую и кроткую матушку. Будущий архиепископ горько оплакивал и свое вдовство и свою бездетность.

Святыни Самарской области

САМАРА. Кафедральный Покровский собор: икона Божией Матери «Взыскание погибших», чтимая гробница митр. Мануила (Лемешевского). Самарский Иверский женский монастырь: прав. Александр Чагринский (XIX в.).

Читайте также:  Брянская епархия: указы, храмы и монастыри, паломнические поездки

СЫЗРАНЬ. Казанский собор: «Феодоровская» икона Божией Матери.

С. ТАШЛА (ок. 25 км. от Тольятти). Свято-Троицкий храм: оригинал иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих» («Избавительница»), святой источник.

С. КРАСНЫЕ КЛЮЧИ, Похвистневского района. Михаило-Архангельский храм общины беседников: прав. Петр Чагринский (ХIХ в.).

Святыни Земли Самарской: религиозный туризм в области

В некоторых селах из-под земли бьют сразу по пять родников, а вот в селе Ключи, Исаклинского района, сразу четырнадцать. Сам же Исаклинский район так и называют – краем ста ключей. Специально благоустроенных родников в области около 460.

Не выезжая из России в далекие зарубежные страны, не выезжая даже из Самарской области можно совершить уникальные паломнические и религиозные туры по земле Самарской.

Чем же отличается паломничество от религиозных, экскурсионно- познавательных туров? Посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.

Религиозный туризм

Сегодня Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения.

28 октября 2014 г. в Самарской Православной Духовной семинарии состоялась презентация туристического каталога «Святыни земли Самарской». В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Департаментом туризма области и Самарской – Сызранской Епархией Русской Православной Церкви и был выпущен этот каталог. В иллюстрированном альбоме рассказывается о наиболее известных храмах, монастырях, часовнях, поклонных крестах, памятниках и святых источниках. Каталог «Святыни земли Самарской» представляет те храмы и святые места, которые вошли в новые туристические маршруты и уже сегодня готовы принимать группы туристов.

Сегодня монастырский комплекс, кроме древней Казанской церкви, включает в себя два новых храма: один освящен в честь Преподобного Сергия, а другой – в честь Пресвятой Троицы, так же построена 47-метровая колокольная в виде маяка. На территории монастыря имеются новые, просторные братские корпуса, дом для паломников и туристов. Желающие могут остаться на ночлег и питаться в трапезной монастыря. Здесь собрана богатая библиотека и небольшой музей истории села и обители. В монастыре, стоящем на самом берегу Волги, была укреплена береговая полоса, и теперь здесь пристань, способная принять 4-палубные пароходы.

Храм Святой Троицы, где находится большинство написанных Григорием икон, очень праздничный. Несмотря на его высокие своды и большие размеры, в нем нет ни одной колонны. С любого места видно всю службу.

Исаклинский район обладает всеми преимуществами, которые способствует развитию культурно-познавательного и религиозного туризма. Сегодня сюда приезжают на обзорные экскурсии не только жители Самарской области, но и путешественники из соседних регионов.

Малое Ишуткино, когда-то было одной из трех небольших деревушек, расположенных по соседству. Из воспоминаний местных старожилов эту церковь еще называли «краденных храм».

Легенда гласит, что жители трех соседних деревень, полтора века назад, решили сделать одну из деревень – селом. Потому что только в селе могла быть церковно-приходская школа. А для получения статуса села в обязательном порядке должен быть храм. Скинулись три деревни по копеечке и купили сруб для церкви. Счастливый жребий вытянули совсем не жители Малое Ишуткино, а жители соседней деревни. На радостях соседи «загудели» почти на сутки.

В 1910 году церковь сгорела во время пожара, но была вновь отстроена по старым чертежам. В селе к тому времени было 40 дворов. Каждый житель оказывал посильную помощь при строительстве храма.

Икона «Утоли мои печали». В храме сохранилась икона «Утоли мои печали», написанная в греческом Ново-Афонском монастыре еще в 1900 году. Именно этой иконе молятся о прибавлении потомства, о рождении здоровых детей и других нуждах. По словам матушки, молясь у иконы «Утоли моя печали», свершилось чудо, и ее просьба была услышана .

Одна икона появилась в церкви всего пару лет назад. Краски на ней были плохо видны, и проявляется стали совсем недавно, произошло своего рода чудо.

Архангел Михаил. В храме множество святынь и конечно иконы с изображением Архангела Михаила, в честь которого и названа церковь. В православии архангел Михаил именуется архистратиг – главнокомандующий, который является главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении и победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней

И только в 1947 году церковь была восстановлена, сюда вновь устремился весь верующий народ, съезжались люди из окрестных деревень на престольные праздники.

Приятно смотреть на это дружное семейство. Прекрасных детей, которые с малых лет растут в родительской любви и любви к Богу. В послушании и соблюдении главных заповедей. Казалось бы, что еще надо? Вот это идеальная семья, которую Господь благословляет и дает взаимную любовь, здравие, достаток и радость бытия.

Православных святынь на земле самарской немало, причем интерес к ним проявляют все больше и больше людей. В современной обстановке развитие религиозного туризма имеет важное значение. Поездка к святым местам может носить не только паломнический, но и просто познавательный характер. Организация таких туров способствует духовному воспитанию человека, приобщению людей к нравственным ценностям, познанию исторического наследия народов населяющих территорию земли самарской.

Сызранский Вознесенский мужской монастырь

Сызранский Вознесенский мужской монастырь

Россия, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Урицкого, д. 2.

Небольшой городок Сызрань расположен в местечке, где впадают в Волгу реки Сызран и Крымза. Основан он был в 1683 году по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей, Сибирским и Казанским воеводой Григорием Козловским и являлся одним из тех русских городов-крепостей, которые охраняли волжский речной путь и новые земли Поволжья от набегов кочевников с Востока. Первые жители крепости, приехавшие сюда из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест, придерживались в подавляющем своем большинстве православного вероисповедания. Поэтому почти сразу внутри крепости появилась первая соборная церковь во имя иконы Божией матери «Живоносный Источник». В мае 1685 года постановлением царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители.

В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. Но средств все равно не хватало, и поэтому строительство велось пять лет. В то время монашеская братия в своем содержании терпела большую нужду. Только в 1696 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня.

В 1832 году в него переведен штат Покровского монастыря в Симбирске. В 1854 году при архимандрите Августине монастырю присвоен статус первоклассного. При этом наместнике все деревянные постройки заменили на каменные: холодный Вознесенский храм (1852 год), теплая церковь во имя Феодоровской иконы Божией Матери, архиерейский дом с домовой церковью, братский корпус и многое другое.

В монастыре находилась местночтимая Феодоровская икона Божией Матери, перенесенная сюда в середине ХVIII в. из Кашпира. На тот ключ, где она явилась, ежегодно шел крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням. Вскоре после переноса иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Боржов. Был он человеком в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. Вскоре он полностью излечился и в благодарность дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил. При этом в России тогда действовал введенный еще Петром I запрет на сооружение каменных зданий за пределами Петербурга, а время было суровое – «бироновщина». Только в 1855 году она получила свое нынешнее название: во имя Феодоровской иконы Божией Матери.

В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Самая крупная в губернии водяная мельница, имевшая 27 поставов, принадлежала монастырю. На территории хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварка, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживались духовные училища Сызрани и Симбирска.

В 1919 году монастырь был распущен. Все здания и владения монастыря вне его стен: духовное училище, мельницы, торговые лавки и подворья, леса, земельные угодья – были национализированы и отошли городу. В распоряжении церковно-приходской общины оставался единственный Вознесенский храм. Вся деятельность общины контролировалась горсоветом и чекистами. По постановлению Средне-Волжского облисполкома в 1928 году была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 1930-х годов и Феодоровская. В 1933 году Сызранский завод пищевых концентратов взял в аренду у местных властей два храма Вознесенского монастыря. В Вознесенской церкви несколько десятилетий находился заводской гараж, а с 1970-х годов склад.

В 1993 году администрация города Сызрани приняла решение о передаче сохранившихся зданий монастырского комплекса Самарской епархии Русской Православной Церкви. Сейчас уже постоянно действует Вознесенский храм, отремонтированы два братских корпуса, полным ходом идет реставрация архиерейского дома.

При монастыре действует православная библиотека, монахи обители проводят духовно-попечительскую работу.

Святыни: икона великомученицы Варвары с частицей мощей; ковчежец с частицами мощей преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, святителя Павла I Константинопольского; икона преподобного Серафима Саровского с частицей покрова с мощей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сызранская епархия: история и описание, храмы и монастыри, святыни

Сызранский Сретенский монастырь.

Вид на Сызранский Сретенский женский монастырь на Большой улице и Рождественская церковь.

Этот женский монастырь Симбирской епархии Русской православной церкви, существовал в городе Сызрань Симбирской губернии (ныне Самарская область) во второй половине XIX — первой четверти XX веков. Сызранская купчиха Татьяна Степановна Извощикова, овдовев и будучи бездетной, решила своё состояние обратить на создание в Сызрани женской обители. В 1856 году она приобрела и пожертвовала участок земли в 7800 квадратных сажен для устройства на нём женской общины. Участок находился в северо-восточной части Сызрани, в районе, примерно ограниченным современными улицами Советской, Володарского, Карла Маркса и переулком Некрасовским. На нём располагался фруктовый сад. Она заключила договор на приобретение различных строительных материалов для строительства, началось строительство дома для начальницы общины, келий для сестёр и деревянной однопрестольной церкви. Однако будучи уже пожилой (65 лет) и слабой здоровьем, Извощикова не могла активно заниматься обустройством обители, даже несмотря на содействие наместника Сызранского Вознесенского мужского монастыря архимандрита Августина. Для создания обители был нужен энергичный человек, и им стала монахиня Пензенского Троицкого монастыря Мария. Иеромонах Сызранского монастыря Аполлинарий так писал о ней: Она сумела внушить и к себе, и к монастырю расположение в благотворительных людях из разных мест и сословий. Своею примерной жизнью она обратила на обитель внимание августейшего дома. Государь император Александр Николаевич и государыня императрица Мария Александровна выражали ей милостивейшее внимание, а к обители — щедросочувствие. Помимо денежных средств в 1860 императрица пожаловала в дар новой обители «ризу и стихарь из отличного атласа, резедоваго цвета, расшитые золотом и шелками». Такое внимание и щедрые пожертвования привели к быстрому развитию общины,довольно быстро были построены три храма. Своим указом от 28 июня 1858 года Святейший Синод преобразовал общину в общежительный женский монастырь третьего класса с именованием Сызранский Сретенский женский монастырь.

Читайте также:  Елисаветинский монастырь в Минске: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Первой настоятельницей монастыря стала рясофорная монахиня Лидия Никитина, переведённая из Пензенского Троицкого монастыря в возрасте 52 лет. В 1857 году она была пострижена в мантию с именем Мария. 21 февраля 1859 года была возведена в сан игуменьи. В 1864 году Мария была награждена наперсным крестом, и получила благодарность со стороны императора. Мария возглавляла обитель до своей смерти в 1877 году. Её преемницей, занимавшей пост настоятельницы в 1878—1909 годах, стала игуменья Мария II (Мария Павлова). За свою службу она дважды была награждена золотым наперсным крестом «За прохождение служения при одобрительном поведении с похвальным усердием и пользою». После смерти Марии II Святейший Синод в июле 1909 года утвердил настоятельницей манатейную монахиню Арсению, возведённую в игуменьи 23 мая 1910 года. Она возглавляла монастырь вплоть до его закрытия.

Спуск с улицы Московской. Вид на Сызранский Сретенский женский монастырь

Если при учреждении общины в ней находилось 16 человек: начальница, казначея и 14 монахинь, то затем число сестёр быстро росло, в 1860 году в монастыре проживало уже 124 человека. Как писал иеромонах Аполлинарий: «Сретенский монастырь в скором времени так пополнился и округлился, что сравнялся с прочими двумя женскими монастырями Симбирской епархии — Симбирским Спасским и Алатырским Киево-Николаевским». Монастырский устав создавался по аналогии с «Правилами для женских православных общежитий Арзамасского, Ардатовского, Зеленогорского и Дивеевского, в Нижегородской епархии находящихся»: «Все живущие в общине должны иметь совершенно во всем послушание к начальнице. Кроме служб церковных, отправлять каждодневно утреннее и вечернее правило. Рукоделие для сестер предоставляется таким, каким они занимались доселе, смотря по способностям и приобретенному навыку. Из своих изделий ничего нельзя дарить или продавать. Живущим в обители сестрам за ограду без крайней надобности и позволения начальницы выходить строго воспрещается. Посетителей из мужеского пола вход в келию не допускать, хотя бы кто был и близкий родственник». К нарушителям применялись различные наказания: «Совершившим предосудительные поступки начальница делает словесный выговор наедине или при духовном отце», далее следовали более строгие: «обличение при всех общежительницах, поставление на поклоны во время трапезы, лишение общей трапезы до вечера». Наконец, последней мерой было «исключение из общины во пресечение соблазна для других». По разрешению городских властей в 1863-м году на территории Сретенского монастыря было устроено небольшое кладбище. В сентябре 1864 года число жительниц монастыря пополнилось сёстрами сгоревшего 19 августа Симбирского Спасского девичьего монастыря. В 1871 году в монастыре была открыта богадельня для престарелых, сирот из духовного звания и беспомощных вдов. Также имелись больница на 4 койки и училище, открытое удельным ведовством, в котором сёстры обучались рисованию. Действовала библиотека и, с 1857 года, архив, хранивший все монастырские документы, среди которых были два письма Александра II, двенадцать писем императрицы Марии Александровны и три письма великих князей о пожертвованиях денежных средств на обитель. Архив и библиотека размещались в помещении при тёплой каменной церкви. В 1876 году штат обители насчитывал 139 человек, а ежегодный доход составлял до 2650 рублей. Монастырь регулярно отчислял часть своих доходов на обустройство православных церквей в Туркестанском крае, на Кавказе, на нужды школ и церквей в западных губерниях России. В период русско-турецкой войны 1877—1878 годов сёстры монастыря передали в Красный крест сшитые 97 сорочек, халаты, 200 штук разного белья, 3 пуда корпии, 250 бинтов. Монахини были сёстрами милосердия в сызранском лазарете, устроенном комитетом Общества попечения о больных и раненых воинах. В 1879 году в монастыре проживало 163 человека, а в 1886 году — 225 человек, в том числе: настоятельница, 16 монахинь, 31 указная послушница, 106 послушниц, 32 старицы, неспособные к труду, 14 девочек, обучавшихся грамоте и рукоделию, 10 новоначальных сестёр и 15 человек, проживавших в богадельне. В 1886 году в монастыре появился водопровод.

5 июля 1906 года во время сильного городского пожара в Сызрани пострадал и Сретенский монастырь. Были уничтожены почти все корпуса и деревянная церковь. На каменных церквях сгорели только крыши. Многих монахинь принял у себя Старо-Костычевский Смоленский женский монастырь, некоторые разъехались по родственникам и знакомым. Уже в 1907 году большинство строений было восстановлено, первыми были отстроены богадельня, хлебопекарня, просфорная и игуменский корпус. К 1917 году число монастырских жительниц возросло до 245 человек.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы после пожара.

Монастырю принадлежало 449 десятин земли, из которых 410, расположенные в Сенгилеевском уезде Симбирской губернии, были получены из удельных земель по императорскому указу. Остальные были получены через пожертвования купчихи Т. С. Извощиковой и помещицы А. А. Чернковой. 207 десятин сдавалось в аренду, 203 — обрабатывали насельницы монастыря собственным трудом, 18 десятин занимал лес, 20 десятин — луга, 5 десятин занимал монастырский хутор и ещё на 2 десятинах располагались усадебный постройки и сад. Усадебная территория была окружена каменной стеной с башнями на углах. В стене находилось трое ворот. Имелись мастерские, в которых сёстры занимались вышиванием гладью, шитьём духовной одежды и белья, ремонтом обуви, живописью по дереву и бархату, чеканкой икон. По завещанию основательницы обители И. С. Извощиковой монастырю принадлежала также половина мельницы, расположенной на реке Крымза около Усиновского оврага. Мельница сдавалась в аренду и приносила ежегодный доход в 900 рублей серебром.

В монастыре было три храма. Первый был построен в 1857 году на средства, собранные крестьянином села Беклемишево К. М. Севостьяновым. Это была деревянная однопрестольная церковь во имя Пресвятой Богородицы и иконы «Всех Скорбящих Радость». Осенью 1857 году началось строительство каменной холодной трёхпрестольной церкви во имя Сретения Господня. Строительство велось на средства различных благотворителей: сызранского купца В. М. Сластенина, помещицы Т. А. Нечаевой, управляющего Сызранской удельной конторой Н. А. Хвостова и других. Храм был достроен и 22 июля 1862 освящён симбирским епископом Евгением: главный престол — во имя Сретения Господня, правый придел — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, левый — во имя Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Это была кирпичная крытая железом пятиглавая церковь в русско-византийском стиле, построенная по образцу петербургской церкви Екатерины у Калинкина моста, при которой имелась трёхъярусная колокольня высотой 32 метра с 12 колоколами. Главный колокол весил 104 пуда и 3 фунта и был отлит в Ярославле в 1875 году на средства купца М. Д. Сысуева. В 1866 году игуменья обратилась к епископу Евгению за помощью в строительстве нового тёплого каменного храма. В 1870 году уже был построен новый храм. Это была церковь в русско-византийском стиле: четверик, с пятью мелкими восьмигранными барабанами с шатровыми куполами. Его главный престол был освящён 4 июля 1871 года во имя Сретения Господня, из-за чего престол прежнего Сретенского храма был переименован в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Также был освящён придел во имя Тихона Задонского, находившийся в цокольном этаже. Здесь же находилась усыпальница первой настоятельницы монастыря игуменьи Марии. В 1871 году к храму была пристроена каменная богадельня.

Главными святынями монастыря были:

  • икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» — греческого письма, помещенная в серебряную ризу, украшенную драгоценными камнями;
  • напрестольный перламутровый крест в серебро-позолоченной оправе с надписью: «Сей Святой Крест пожаловать изволил 1859 г. декабря 4 дня Высокопреосвященнейший Филарет Митрополит Московский в благословение Сызранскому Сретенскому монастырю»;
  • частицы мощей, хранившиеся в напрестольном серебряном кресте и ковчеге, святых преподобных отцов Евфимия Великого, Петра Афонского, Кассиана Римлянина, святого мученика Трофима, святой мироносицы Марии Магдалины, пожертвованные монастырю благотворителями из Москвы.

Монастырь при Советской власти. Постановлением Сызранского уездного исполкома Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов от 6 ноября 1923 года монастырь был закрыт. Церкви были переданы детской коммуне беспризорников для размещения школы, библиотеки и клуба. В январе 1924 года вся монастырская мебель, предметы церковной утвари, стекло, извлечённое из иконостаса, были переданы Сызранскому музею местного края. В 1930-х годах практически все монастырские постройки были разобраны, архитектурный комплекс монастыря был полностью разрушен.

Храмы и монастыри

Андреевское

413060, г. Маркс, ул. Куйбышева, 72, тел.8-(84567)5-53-89

г. Маркс, микрорайон Простоквашино

413072, Марксовский район, с. Подлесное, ул. Десантников, д. 78 (между улицами Комсомольской и Ленина).

Марксовский р-н, с.Золотовка, ул. Е.Годиной, д.3. Телефон: 8(84567)5-53-89

413060, Саратовская область, г.Маркс, Общеобразовательная школа закрытого типа

Марксовский район, пос.Осиновский, переулок Осиновский, д.3

Марксовский район, с.Липовка, ул.Интернациональная, д.7/1

Марксовский район, с. Зоркино

Саратовская обл., г. Маркс, пр. Ленина (Аллея Молодежи).

Саратовская обл., Марксовский р-н, с.Баскатовка.

Саратовская обл., Марксовский р-н, с.Орловское.

Марксовский район, с. Подлесное. Дом-интернат для престарелых и инвалидов

Марксовский район, с. Звонаревка

ДЗЛ «Огонек», с. Орловское Марксовского района.

Архангельское

ХрамНастоятельКонтакты
Храм во имя апостола Андрея Первозванного, г. МарксПротоиерей Валерий Генсицкий

Дергачевский район, пос. Орошаемый

413620, Саратовская область, Озинский район, р.п. Озинки, Большевистская площадь, 23.

413620, Саратовская область, р.п Озинки, ул. Кирова, д.12

413440, р.п. Дергачи, ул. Пугачева, д. 87; тел. (845-63) 2-27-78.

413602, Озинский р-н, с. Старые Озинки, ул. Коммунистическая, д. 24, тел. (845-76) 4-53-93

413614, Озинский район, с. Балаши, ул. Чапаева, 40, тел: (845-76) 4-32-22

413453, Дергачевский район, с. Камышово, ул. Суворовская, 30а

413616, Саратовская область, Озинский район, с. Солянка, ул. Чапаева, 39

413464, Саратовская область, Дергачевский район, пос. Зерновой, ул. Центральная, д. 23.

Балаковское

ХрамНастоятельКонтакты
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери п. ОрошаемыйСвященник Стахий Лобачев

413800, г.Балаково,ул. Набережная, 1тел. (8453) 44-15-03, 44-55-67

413800, г. Балаково,ул. Трнавская, 22(845-3) 37-52-33

413800, г. Балаковоул. Бр. Захаровых, 119(845-3) 35-82-86

413865, Саратовская область, Балаковский район, г. Балаково, Набережная Леонова, район д. 29. Тел.: 8 (845-3) 62-03-03

413835, Балаковский район, п. Береговой.

413800, Саратовская область, Балаковский район, г. Балаково, ул. Минская, д. 61.

413800, г.Балаково,ул. Набережная, 1тел. (8453) 44-15-03, 44-55-67

413810, Саратовская область, Балаковский район, село Быков Отрог, проезд Химиков, 1 .

413822, Саратовская обл., Балаковский район, с.Маянга, ул. Рабочая, 1, тел.: (8453)37-52-33

413811, Балаковский район, с. Пылковка, ул. Советская, 11.

413834, Саратовская обл., Балаковский район, с. Малое Перекопное, ул. Потапова, д. 22 “б”; тел: (845-3) 65-31-21

413540, Краснопартизанский район, п. Горный, ул. Некрасова, 35а, тел. (845-77) 2-12-99; (8-927) 629-23-71

413821, Балаковский район, с. Красный Яр, ул. Ленина, 89

413807, Саратовская область, Балаковский район, п. Головановский, ул. Мира, д.1А.

413542, Саратовская область, Краснопартизанский район, с. Сулак, ул. Советская, д. 102А.

413805, Саратовская область, Балаковский район,п. Новониколаевский, ул. Куйбышева, д. 35.

Саратовская область, г. Балаково, микрорайон 8А

413864, Саратовская область, Балаковский район, г. Балаково, ул. Степная, район д. 49. Телефон: 8-(8453)46-03-02.

413560, Саратовская область, Краснопартизанский район, п. Петровский, ул. Центральная, д. 1

413861, Саратовская область, Балаковский район, г. Балаково, ул. Академика Жук, д. 64.

413801, Саратовская область, Балаковский район, с. Натальино

413837, Саратовская область, Балаковский район, с. Наумовка, ул. Победы, 11

413825, Саратовская область, Балаковский район, с. Новополеводино

413804, Саратовская область, Балаковский район, с. Хлебновка

413833, Саратовская область, Балаковский район, с. Сухой Отрог

Саратовская область, Краснопартизанский район, с. Корнеевка

г. Балаково, ГАУ «Балаковский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

Балаковский район, ЗАТО п. Михайловский, ГАУ СО «Михайловский психоневрологический интернат»

413825, Саратовская область, Балаковский район, с. Ивановка

Ершовское

ХрамНастоятельКонтакты
Свято-Троицкий храм, г. БалаковоАрхимандрит Амвросий (Волков)

413500, г. Ершов, ул. Интернациональная, 40, тел. (845-64) 5-45-40

413509, Ершовский район, с. Орлов Гай, ул. Кривошеева, 33.

412535, Ершовский р-он, с. Перекопное, д.15/2

413535, Саратовская область, Ершовский район, п. Целинный, ул. Ленина, д.4

413512, Ершовский район, с. Чапаевка, ул. Почтовая, д.9

413510, Саратовская область, Ершовский район, с. Каменная Сарма

г. Ершов, Центральная районная больница

Ершовский район, с. Чапаевка, «Санаторий-курорт имени В.И Чапаева»

Саратовская область, Ершовский р-он, с. Васильевка

Краснокутское

ХрамНастоятельКонтакты
Свято-Никольский храм, г. ЕршовСвященник Кирилл Бауков
Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери, с. ПерекопноеСвященник Димитрий Тихонов

413240, г. Красный Кут, Базарная пл., тел. (845-60) 2-28-72.

413261, Краснокутский р-н, с. Дьяковка, ул. Почтовая, 2 “а”; тел. (845-60) 3-55-92.

413259, Краснокутский район, с. Лавровка.

413320, с. Питерка, ул. Ленина, 130, тел. 8 (261) 2-12-06.

413322, Питерский район, с. Мироновка, ул. Советская, д. 27

413324, Питерский район, с. Алексашкино

413330, Питерский район, с. М. Узень

Саратовская область, Питерский район, с. Новотулка

413267, Саратовская область, Краснокутский район, с. Чкалово, ул. Рабочая, 4а

г. Красный Кут, Городское кладбище, ул. Базарная

Николаевское

ХрамНастоятельКонтакты
Свято-Троицкий храм, г. Красный КутСвященник Георгий Шматко

413720, г. Пугачев, ул. Топорковского, 12; тел.: (845-74) 2-26-34.

413710, Пугачевский район, с. Давыдовка

413705, Пугачевский район, пос. Заволжский, ул. Ленина, д. 16, тел.: (845-74) 2-91-73

413900, р.п. Духовницкое, ул. Ленина, д. 10 а; тел.: (845-73) 2-16-26

413704, Саратовская область, Пугачевский район, с. Березово

413953, Саратовская область, Ивантеевский район, с. Николаевка

413712, Саратовская область, Пугачевский район, с. Клинцовка

413717, Саратовская область, Пугачевский район, с. Рахмановка

413750, Саратовская область, Перелюбский район, пос. Молодежный, ул. Чапаева, д. 31.

413750, Саратовская область, Перелюбский район, п. Тепловский, ул. Советская, д. 31.

413950, с. Ивантеевка, ул. Кооперативная, д. 1; тел.: (845-79) 5-17-47

413720, Пугачевский район, п. Монастырский; тел.: (845-74) 2-22-47. e-mail: monastir_pugachev@mail.ru.

413744, Ивантеевский район, с. Яблоновый Гай, ул. Чапаева, д. 65

413718, Пугачевский район, с. Старая Порубежка, ул.Чапаева, 40/1

413724, Саратовская обл, Пугачев г, Карьер МВД

413728, Саратовская область, г. Пугачев, Камышинский переулок, д 9

413707, Саратовская область, Пугачевский район. с. Малая Таволожка, ул. Кооперативная, д.12/1.

413706, Саратовская область, Пугачевский район, с. Каменка

413916, Духовницкий район, с. Липовка

г. Пугачев, Пугачевская районная больница

Новоузенское

ХрамНастоятельКонтакты
Свято-Воскресенский соборный храм, г. Николаевск (Пугачев)Протоиерей Владимир Растопшин
Храм во имя святого Архангела Михаила, с. ПерелюбПротоиерей Константин Солнцев413750, Перелюбский район, с. Перелюб, ул. Ленина, 73; тел.: (845-75) 22-307
Храм в честь иконы Божией Матери “Державная”, п. ТепловскийПротоиерей Константин Солнцев
Свято-Никольский женский монастырь, п. МонастырскийИгумения Севастиана (Власова)
Походный храм, Вавилов ДолИвантеевский район, с. Щигры, овраг Вавилов Дол
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. КаменкаСвященник Игорь Павловский
Архиерейское подворье храма Покрова Пресвятой Богородицы с. ЛиповкаМонахиня Виринея (Букатова)

413340, г. Новоузенск, ул. Пролетарская, 10, тел. (845-62) 2-14-11.

413343, Саратовская обл., Новоузенский р-н, с. Куриловка, ул. Красный Октябрь, 244 “а”

413342, Саратовская обл., Новоузенский р-н, с. Дмитриевка, ул. Садовая, д. 2

413370, с. Александров Гай, ул. Красный Боец, 7, тел. (845-78) 2-20-53

г. Новоузенск, Центральная районная больница

г. Новоузенск, Дом-интернат для инвалидов и престарелых

Покровское

ХрамНастоятельКонтакты
Храм во имя великомученицы Екатерины, г. НовоузенскПротоиерей Александр Милованов
Храм во имя пророка Иоанна Предтечи, с. КуриловкаСвященник Алексий Епифанов
Храм во имя святителя и чудотворца Николая, с. ПограничноеПротоиерей Александр Милованов413352, Саратовская область, Новоузенский район, с. Пограничное, ул. Копылова, д. 41А.
Храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского с. ДмитриевкаСвященник Алексий Епифанов
Храм сщмч. Иоанна Новоузенского, пос. АлгайскийПротоиерей Александр Милованов413344, Саратовская область, Новоузенский район, пос. Алгайский
Храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона пос. РадищевоПротоиерей Александр Милованов413341, Саратовская область, Новоузенский район, пос. Радищево
Молельная комната в честь великомученика и целителя Пантелеимона г. НовоузенскаПротоиерей Александр Милованов

413100, г. Энгельс, пл. Свободы, 5, тел. (8453)56-83-50, факс (8453) 56-92-03.

413104, г. Энгельс, ул. Станционная, 4, тел. (8453)75-20-77. E-mail: pokrovskhram@yandex.ru

413121, г. Энгельс, пр. Строителей, Воскресенское кладбище, тел. 8-961-641-60-30.

Саратовская обл., г. Энгельс, Полтавская, 42Д

413101, г. Энгельс, авиабаза Энгельс-1, тел. (8453) 77-90-44.

413124, г. Энгельс, 1-й Геологический проезд, 21 (р-он кладб. СХИ), тел. (8453) 76-74-54, 8 961 642 8517

413123, г. Энгельс, пос. Хлебной базы, ул. Центральная, 42, тел. (8453) 76-28-52

Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Колотилова д. 54

Саратовская обл., г. Энгельс, пересечение улиц Трудовой и Тихой

413141, Саратовская область, Энгельсский район, пос. Новопушкинское, Бульвар Вавилова, д.2

Саратовская область, г. Энгельс, ул. Калинина/берег Волги.

413102, г. Энгельс, ул. Суворова, 68, (8453) 76-08-53

413102, Саратовская обл., г. Энгельс, пос. Приволжский, район ДК “Восход”

413162, Энгельсский р-н, с. Генеральское, (845-3) 77-44-41.

413163, Энгельсский район, с. Красный Яр, ул. Гагарина/ул. Карла Маркса

413159, Саратовская обл., Энгельсский р-н, п. Анисовский, ул. Космонавтов, 10

413143, Энгельсский р-н, с. Безымянное, ул. Чкалова, д. 14а

413153, Энгльсский район, с. Узморье, ул. Советская, 1; тел.: (845-3) 77-77-34, 70-99-26

413141,Энгельсский район, п. Пробуждение, ул. Ленинградская, д. 16/1

413161, Энгельсский район, с. Шумейка, ул. Степная, д. 43/2

413138, Саратовская область, Энгельсский район, с. Квасниковка. Ул. Колхозная уч.160А, 162А.

413270, р.п. Ровное, ул.Калинина, 42; тел.: (8-927) 621-70-17, (8-927) 626-87-29.

413286, Ровенский район, с. Приволжское, ул. Советская, 68; тел.: (8-927) 222 3210

413274, Ровенский район, с. Кривояр, ул. Октябрьская, 16

Саратовская область, Ровеский район, с. Яблоновка, ул. Рабочая д.14/1

Станция Анисовка, г. Покровск (Энгельс)

412142 пос. К. Маркса Энгельсского района, ул. Новая, 10/1

413154, Саратовская область, Энгельсский район, с. Березовка, в/ч 25623

г. Энгельс, ФКУ ИК-2, СИЗО

г. Энгельс, ФКУ ИК-13

Г. Энгельс. Территория Энгельсской городской клинической больницы № 1, ул. Веченняя, стр. 6

413124, г.Энгельс, ул. Санаторная, 3. Тел.:(8453)759774

г. Энгельс, ГУЗ «Энгельсский противотуберкулезный диспансер».

г. Энгельс, МУЗ «Городская детская больница»

с. Квасниковка, Дом престарелых и инвалидов (III корпус)

г. Энгельс, ГАУЗ «Энгельсская городская больница № 2»

Энгельсский район, с. Березовка, войсковая часть 25623

Федоровское

ХрамНастоятельКонтакты
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Молельная комната в честь святых. бессребренников Космы и Дамиана, г. Покровска (Энгельса)Священник Андрей Белов

413210, Советский р-н, п. Степное, ул. Православная площадь, д. 1; тел. (845-66) 5-16-60

413408, Федоровский р-н, с. Борисоглебовка, ул. Комсомольская, 16

413205, Саратовская область, Советский район, р.п. Советское, ул. 50 лет Пионерии, д. 2Б.

413223, Саратовская область, Советский район, с. Мечетное, ул. Школьная, д. 12.

413220, Саратовская область. Советский район, р.п. Пушкино, ул. Советская, д. 52.

413400, Саратовская область, Федоровский район, с. Еруслан

413222, Саратовская область, Советский район, с. Александровка, ул. Юбилейная, д. 3.

Село Воскресенка Федоровского района Саратовской области

13 февраля 2020 г.

Святитель Никита, епископ Новгородский

Актуальная аналитика

30 января 2020 г.

Епископ Пахомий принимает участие в работе пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Читайте также:  Череповецкая и Белозерская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждение
Ссылка на основную публикацию
ХрамНастоятельКонтакты
Храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, п. МокроусПротоиерей Евгений Клементьев413410, Саратовская область, Федоровский район, р.п. Мокроус, ул. Советская, д. 24 А.
Храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, с. СтепноеПротоиерей Алексий Каширин