Тамбовская епархия: церкви, храмы и монастыри, священники и духовенство

ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Тамбовский Преображенский собор

Тамбовская и Рассказовская епархия Тамбовской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Набережная, 80/2
  • Тел.: (4752) 71-84-99 (дежурный), 75-99-89 (приемная), 75-99-83 (факс), 75-99-84 (секретарь)
  • Официальный сайт: http://www.eparhia-tmb.ru/
  • Каноническая территория: Тамбовский, Бондарский, Знаменский, Мордовский, Пичаевский, Рассказовский, Сампурский, Токарёвский р-ны Тамбовской обл.
  • Кафедральные соборы: Преображенский в г. Тамбов
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Большой Московский Собор 1666-1667 годов принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий – Тамбовской и Воронежской. На деле Тамбовская епархия была основана лишь в 1682 году по указу царя Феодора Алексеевича. Первоначально в состав епархии входили города Тамбов, Козлов (ныне Мичуринск) и Павловск (ныне Борисоглебск).

    После занятия Тамбовской кафедры митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) в 1699 году её земли были на деле были присоединены к Рязанской епархии. В 1720 году епархия была закрыта и её земли отошли к Воронежской епархии, в 1721 году – к Московской части Синодальной области, в 1749 году частично вновь к Воронежской епархии.

    В 1758 году по указу императрицы Елизаветы Петровны епархия была восстановлена. В это время в состав Тамбовской епархии помимо Тамбова и Козлова входили города: Добрый, Керенск, Наровчат, Верхний и Нижний Ломов, Троицк. В 1764 году границы епархии расширились. В ее состав вошли города: Пенза, Борисоглебск, Инсар, Мокшанск. С 1779 года добавились города: Саранск, Моршанск, Кирсанов, Раненбург, Сердобск и Чембар.

    Окончательные границы епархии установились к 1803 году. Она административно не выходила из границ Тамбовской губернии, утвержденных в 1796 году.

    К концу 1930-х годов Тамбовская епархия была полностью уничтожена. На ее территории не осталось ни одного действующего прихода. Восстановление епархии началось в октябре 1943 года, когда был открыт первый храм в городе Тамбове. К концу советского периода епархия ограничивалась Тамбовской областью.

    26 декабря 2012 года из состава Тамбовской епархии были выделены самостоятельные Мичуринская и Уваровская епархии, после чего в ведении Тамбовской кафедры остались городские округа и Тамбовский, Бондарский, Знаменский, Мордовский, Пичаевский, Рассказовский, Сампурский и Токарёвский районы в средней части Тамбовской области. Одновременно Тамбовская епархия была определена центром новоучрежденной Тамбовской митрополии.

    Исторические названия

    • Тамбовская и Козловская (1682 – 1720)
    • Тамбовская и Пензенская (апрель 1758 – 16 октября 1799)
    • Тамбовская и Шацкая (16 октября 1799 – ?)
    • Тамбовская и Мичуринская (1927 – ?)
    • Тамбовская и Шацкая (упом. 9 апреля 1930)
    • Тамбовская и Козловская (упом. 30 сентября 1931)
    • Тамбовская и Мичуринская (упом. январь 1944 – 26 декабря 2012)
    • Тамбовская и Рассказовская (с 26 декабря 2012)

    Статистика

    • 1682 – 160 церквей [1]
    • 1803 – около 900 церквей [2]
    • 1912 – 1377 церквей, 29 часовен; 28 монастырей (12 женских), 4 женские общины, 1 монастырское подворье; 1 духовная семинария, 4 духовных училища, 1 епархиальное женское училище, 1094 церковные школы; 1175 библиотек при церквях; 5 больниц, 18 богаделен. [3]
    • 1917 – около 1500 церквей, более 3000 священнослужителей [2]
    • 1943 – 1 храм [2]
    • 1948 – 49 храмов, 109 священнослужителей [2]
    • 1 января 1958[4] – 48 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
    • 1988 – 37 храмов [2]
    • 2004 – 125 приходов; 145 священнослужителей (134 священника, 11 диаконов). [5]
    • 2006 – 146 зарегистрированных приходов в 10 благочинных округах, из них 24 прихода расположены в городах, 16 – в поселках городского типа и 106 – в селах. [6]
    • 1 января 2011 – 6 монастырей, число насельников – 31 (11 насельников, 20 насельниц), из них монашествующих – 11; 172 местные православные религиозные организации, из них 162 прихода, 6 монастырей, 4 архиерейских подворья и храм Тамбовской духовной семинарии. Количество храмов – 138, часовен – 36. Количество клириков: священников – 145, диаконов – 12. В епархии зарегистрированы 84 церковно-приходские воскресные школы, действуют 65 православных духовно-просветительских центров. [7]

    Архипастыри

    • Леонтий (26 марта 1682 – 1 июля 1684)
    • Свт. Питирим (15 февраля 1685 – 28 июля 1698)
    • Игнатий (Шангин) (21 ноября 1698 – 23 августа 1699)
      • Стефан (Яворский) (август 1699 – 1720) в/у, митр. Рязанский

      Викарные епархии

      География

      • Тамбовское городское ( http://tambov-gorod.blagochin.ru/ ):
        • г. Тамбов
      • 1-е Тамбовское ( http://www.eparhia-tmb.ru/blagochiniya/1-yj-tambovskij-blago. ug/ ):
        • с. Богословка
      • 2-е Тамбовское ( http://blagochinie.eparhia-tmb.ru/tambovskoe2 ):
        • с. Беломестная Криуша, с. Бокино, с. Большая Талинка, с. Горелое, с. Донское, с. Дубровка, с. Козьмодемьяновка, с. Куксово, с. Малиновка, с. Кузьмино-Гать, с. Пушкари, с. Селезни, с. Солдатская Духовка, с. Стрельцы, с. Тулиновка, с. Черняное
      • Бондарское ( http://bondari.cerkov.ru/ ):
        • р.п. Бондари, с. Вердеревщина, с. Верхнее Нащекино, с. Казывань, с. Керша, с. Комаровка, с. Коровино, с. Кривополянье, с. Максимовка, с. Пахотный угол, с. Прибытки
      • Знаменское:
        • г. Котовск, с. Александровка, с. Большие Пады, с. Воронцовка, с. Знаменка, с. Измайловка, с. Кариан, с. Покрово-Марфино, с. Сухотинка, с. Царевка, с. Шаховка
      • Мордовское ( http://blagochinie.eparhia-tmb.ru/mordovo/ ):
        • р.п. Мордово, с. Абакумовка, с. Борисовка, с. Васильевка, с. Калиновка, с. Лавровка, с. Лаврово, с. Павлодар, с. Петровское
      • Пичаевское
        • с. Пичаево, с. 2-Байловка, с. Большое Шереметьево, с. Вернадовка, с. Гагарино-1, с. Егоровка, с. Канищево, с. Липовка, с. Покрово-Васильево, с. Рудовка
      • Рассказовское ( http://rasskazovo.prihod.ru/ ):
        • г. Рассказово, с. Ахтырка, с. Большие Туляны, с. Верхнеспасское, с. Дмитриевщина, с. Керша, с. Коптево, с. Липовка, с. Нижнеспасское, с. Никольское, с. Новгородовка, с. Осиновка, с. Платоновка, с. Рождественское, с. Подоскляй, с. Саюкино, с. Телешовка
      • Сампурское:
        • с. Сампур, с. Бахарево, с. Беляевка, с. Верхоценье, с. Ивановка, с. Паново-Кусты, с. Петровка, р.п. Сатинка
      • Токаревское:
        • р. пос. Токаревка

      Монастыри

      Учебные заведения

      Средства массовой информации

      • Тамбовские епархиальные ведомости (газета)
      • Вестник Православия (журнал Вознесенского монастыря)
      • Тамбовский церковно-исторический сборник (журнал)

      Литература

      • Хитров, Г., Историко-статистическое описание Тамбовской епархии, Тамбов, 1861, 342 с.
      • Историко-статистическое описание Тамбовской епархии: С приложением алфавитного указателя, Тамбов, 1911, 909 с., разд. паг., 1 л. карт.
      • Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на. [1876, 1902] г., Тамбов, 1876-1902.
      • Димитрий (Самбикин), Списки лиц, окончивших курс в Тамбовской духовной семинарии (1790-1879), Тамбов, 1879, 218 с.
      • Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Под ред. А.Е. Андриевского, Тамбов, 1911

      Использованные материалы

      [1] Официальный сайт епархии, историческая страница: http://www.eparhia-tmb.ru/history/

      [4] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

      [6] официальный сайт епархии, страница о приходах: http://www.eparhia-tmb.ru/tempels/

      [8] С октября 1923 по 1924 год был в заключении, в ноябре 1924 года был выслан в Москву, в апреле 1926 г. выслан в г. Арзамас, с 21 сентября по 8 октября 1927 года – под арестом. В октябре 1927 г. по прошению уволен от управления епархией (находился в оппозиции митр. Сергию)

      История Тамбовской епархии: документы, исследования, лица.

      13. Тамбовское духовенство XIX – нач. XX вв.

      Рубрика: Лекции по истории епархии

      К белому духовенству в Российской Империи принадлежал достаточно большой крут людей: протопресвитеры, протоиереи, иереи, протодиаконы, диаконы, иподиаконы, причетники.

      Духовенство, освобождалось от многих государственных повинностей и в этом смысле было привелигированной частью российского общества. Попасть в число белого духовенства мог представитель любого сословия Империи (до 1861 г. кроме крепостных крестьян).

      Численность белого духовенства на протяжении изучаемого периода менялась следующим образом:

      Как видно, что на протяжении века штаты духовенства увеличивались за счёт открытия новых вакансий священнических и уменьшения диаконских и причетнических.

      Возраст принимающих ту или иную степень церковного посвящения определялся церковными правилами следующим образом: 25 летний возраст для посвящения в сан диакона и 30 летний возраст в сан иерея. Сравнивая возраст посвящения в сан для духовенства Кирсановского округа 1836 г. и 3-го Тамбовского округа за 1916 г. мы обнаруживаем, что как в начале XIX в., так и в начале XX в. возрастной ценз не был решающим фактором при посвящении. И хотя в 1836 г. всё же стремились соблюсти каноническую норму (число близких к 30 годам при посвящении 11, а в 1916 г. – 8), а в 1916 г. не допускали слишком раннего посвящения (в 1836 г. есть случаи посвящения в 18 лет), но общепризнанная норма для посвящения в священнический сан на практике равнялась 25 годам.

      Возраст посвящения в диаконы в 1836 г. распределялся более равномерно (к 30-ти – 4, до 25 и в 25 – 5, после 30-ти – 4). В 1916 г. стремились посвящать во диаконы более молодых. Как правило, это были претенденты на священнический сан с семинарским образованием. Тем более, что раздавались голоса, что диаконов в церкви слишком много и функции они свои в основном не выполняют.

      Что касается причетников, то подавляющее большинство их в пер. пол. XIX в. были в возрасте за 30 лет. Имеющиеся у нас сведения по Кирсановскому округу за 1836 г. показывают, что из 30 причетников 25 были поставлены на свои места в возрасте за 30 лет. Правда, в документах отмечалось только время посвящения в стихарь, а свою должность большая часть исполняла и без этого посвящения. Среди низшего состава причта находились и самые молодые среди служащего духовенства. В 1836 г. встречаются даже 14-летние дьячки.

      Внутрипричтовая возрастная дифференциация была одним из факторов влиявших на положительный или отрицательный микроклимат внутри такого коллектива, как церковный причт. В некоторых случаях этот фактор становился определяющим в отношении священника и диакона. Хотя следует заметить, что всё же данный фактор, всегда выступал в комплексе с другими (характер членов причта, их наклонности, привычки, сложившиеся внутрипричтовые связи и. т. д.)

      Влияние возраста больше заметно в отношениях священник (молодой) – диакон (старый) или священник (старый) – псаломщик (молодой).

      Характерная черта для причтов Тамбовской епархии первой половины XIX в. это их семейственность. Самые ранние, имеющиеся у нас клировые ведомости за 1814 г. по Шацкому округу дают следующую картину: в селах Оксельмеево, Колтырино, Волосатово и Пятаково один из пары причетников являлись сыновьями в первых трёх случаях священников этих сел, в 4-м диакона.

      В других селах округа нередко члены причта были близкими родственниками двоюродными братьями, зятьями, шуринами (как в с. Юрино).

      Таким образом, фактически причт являлся своеобразной семьёй во главе, которой стоял священник и где иерархические должности разделялись в соответствии с возрастом.

      Причины, по которым в 1-й половине XIX века сохранялся принцип семейного происхождения при формировании причтов следует искать в недостаточном образовании ставленников из причетнических семей, которое напрямую зависело от материального положения отца семейства. Проще говоря, отцы-священники имели более высокий доход и могли дать соответственное образование своим детям, а причетники такового, в редких исключениях, позволить себе не могли. Играла свою роль и традиция закрепления места за одним из сыновей. Т. е. если отец был священником его место наверняка займет сын или зять. Уже в 70-х годах, после проведения реформ духовно-учебной системы принцип семейного происхождения не был так распространен. Среди 10 священников Козловского округа в 1877 г. 6 были детьми причетников. А из 14 причетников 1 из священнической семьи, но здесь все теперь связано не с их семейным происхождением, а с образованием.

      Примерно такая же ситуация и в городских приходах. По г. Моршанску в 1852 г. в трех случаях члены причта близкие родственники. По сравнению с сельскими приходами здесь более ранний возраст поставления на причетнические должности: 7 из 17 поставлены на эти места, будучи несовершеннолетними. Имеющиеся при городских церквах по две пары причетников всегда в сочетании младший-старший. Очевидно, что это связано с естественной сменой поколений.

      Важным показателем в общей характеристике духовенства является социальное происхождение членов его. Законы Российской Империи напрямую не поощряли замкнутость корпорации духовенства. Теоретически доступ в него был открыт. Однако на практике вплоть до начала революции, возникало множество препятствий. Хотя и здесь есть некоторые особенности. Если вплоть до 70-х годов в число белого духовенства было сложно попасть в силу профессиональной корпоративности последнего, то с конца XIX – нач. XX веков, с устранением этого препятствия обнаружилось, что теперь слишком мало желающих связать свою жизнь со служением Церкви. В некотором роде хранителями корпоративной замкнутости сословия были сами священнослужители.

      Как показывает анализ имеющихся у нас документов среди белого духовенства ни в 1814 ни в 1836 ни в 1852 гг. не было представителей иных сословий. Нет их и в 1870 г., и в 1877 г. Однако мы можем заметить одну интересную деталь: священниками чаще становились именно дети священников или диаконов, а низшими членами причта дети причетников. Так по 2 Лебедянскому округу в 1870 г. среди 18 священников только 3 из причетнических семей. А среди 27 причетников нет ни одного из священнической или диаконской семьи. Следует также заметить, что в клировых ведомостях вплоть до 90-х годов в графе «происхождение» обязательно ставилось не общее слово «духовное», требовалось конкретно указать кем служил отец. Это правило стало необязательным после 90-х XIX в. А в XX веке уже и просто ограничивались указанием того, из какого сословия происходил священнослужитель.

      К концу века ситуация с социальным происхождением духовенства стала меняться. Среди членов причта появились представителей других сословий. Но все же, даже на 1917 г. их было незначительное количество. В городах по-прежнему подавляющее большинство выходцов из духовных сословий (например в Кирсанове в 1916 г. среди священников все из духовного сословия). В сельской местности представителей иных сословий несколько больше, все они в основном из крестьян (в 3-м Кирсановском округе среди священников 1, в 3-м Шацком округе также 1). Представителей двух недуховных сословий, крестьян и мещан, больше среди низших членов причта. В 3-м Шацком округе в 1916 г. из 8 диаконов 2 крестьяне, из 23 псаломщиков 7 из недуховных сословий. В 1917 г. в местной церковной прессе появилась характерная статья по поводу всё большего проникновения в среду духовенства представителей иных сословий. В статье под названием «Оскудение духовенства» священник Ст. Добровольский с обеспокоенностью писал о «вымирании духовного сословия» и о занятии их места питомцами низших школ или детьми из других сословий.

      Еще один показатель в общей характеристике сословия – это образование. От образованности во многом зависела способность священнослужителей реально влиять на религиозное настроение прихожан, а свою очередь уровень образования напрямую зависел от состояния епархиальных духовных школ, формирование системы которых в епархии закончилось к 30-м годам XIX в. Но и это не решило проблему низкого уровня образования духовенства, особенно причетников, так как не вполне была решена проблема материального обеспечения духовных школ. Вопрос этот в течение века постепенно решался и по мере его решения, менялся и образовательный уровень всего сословия. Это очень хорошо видно на примерах. В Шацком округе в 1814 г. из 12 священников 5 вообще без образования. 4 с неоконченным семинарским. Там же из 10 диаконов все без образования, из 24 причетников только 4 с неоконченным семинарским образованием, остальные вообще без всякого образования. Спустя 22 года положение меняется. По Кирсановскому округу в 1836 г. из 14 священников только 3 без образования, из 12 диаконов без образования 4, а из 30 причетников только 13 имели незаконченное начальное духовное образование. Несколько иная ситуация в городских приходах. Так в Моршанске в 1852 г. из 10 священников все выпускники духовной семинарии, причем 5 закончили по 1 разряду, а 1 духовную академию.

      Стремление духовного начальства обеспечить городские причты священнослужителями с высоким уровнем образования очевидно. И это было в некотором роде оправдано. В сельской местности в первой половине века духовенство, даже имея за плечами несколько классов семинарии или домашнее образование, всё равно было на голову выше в образовательном отношении, своих прихожан – крестьян. Того образования, которое они имели, было достаточно. В отдаленных округах, таких как Шацкий, возможность дать нормальное духовное образование представителем духовного сословия была ограничена, из-за удаленности образовательных центров. С открытием Шацкого духовного училища положение на севере епархии в этом отношении поменялось. Усилия, предпринимаемые в направлении совершенствования местной системы духовного образования, давали свои результаты. В 1870 г. во 2 Лебедянском округе все священники с семинарским образованием (трое закончили по 1-му разряду), все диаконы окончили духовное училище, а 11 и несколько классов семинарии, среди причетников также все имеют низшее духовное образование, и только 2 без образования. А уже в 1877 г. среди причетников Козловского округа (не говоря уже о священниках и диаконах) нет вообще тех, кто нигде не учился.

      Все это говорит о том, что при назначении на место образовательный ценз стал играть все большую роль. Если в первой половине века без образования можно было занять, даже место священника, то во второй половине века без образования сложно было стать и причетником. К концу века требования ужесточаются. Для священников необходимо было иметь, по крайней мере, среднее духовное образование. В 1891 г. из 1213 епархиальных священников 13 окончили академию, 1156 семинарию и только 44 были с неполным семинарским образованием. Из 806 диаконов 718 с неоконченным семинарским образованием, 88 семинарским. Из 1499 псаломщиков 2 с академическим. 1135 с неоконченным семинарским и 147 с семинарским.

      В 1911 г. среди всех членов причта уже не встретишь кого-либо вообще без образования. Но появились другие проблемы. Первая из них отсутствие в среде духовенства тяги к самообразованию. Об это, в своих отчетах, свидетельствуют благочинные. Так в отчете за 1911 г. благочинный 7 Тамбовского округа сетует: «Необходимо чтение современных религиозно-нравственных изданий и журналов, не говоря уж о творениях св. отцов».

      Хотелось бы обратить внимание в общей характеристике образовательного уровня духовенства на то, что на протяжении всего изучаемого периода среди духовенства крайне мало выпускников нетамбовских духовных школ. Совокупное количество за все это время едва ли составляет 0,01%. В основном это священнослужители закончившие духовные школы в Воронежской, Пензенской и Рязанской епархиях и есть несколько из Украинских епархий (в частности Черниговской), что говорит о некоторых традиционных связях с Украиной (тамбовские представители на украинских кафедрах в разное время были: мтр. Киевский Арсений, архиепископ Черниговский Филарет, архиепископ Харьковский Нектарий).

      Еще один вопрос, который нельзя обойти при характеристике белого духовенства – это состав семей. Обычно в состав семей входили жена и дети. В это же число могли входить и другие родственники, живущие в семье священноцерковнослужителя: теща, сестра, племянники, престарелые родители. Среди священников и диаконов практически не встречаются неженатые, т.е. практика рукоположения целебатом в изучаемый период не была распространенна (нам известен только один случай за весь период, в 1916 г. в 3 Шацком округе священник с. Кашково был холост). Однако холостых немало среди причетников (в том же 3-м Шацком округе их в 1916 г. аж 8) Среди причетников есть те, кто был женат вторым или, даже третьим браком. Причем последних не так много (1 в 1877 г. в с. Сосновец Козловского округа пономарь был женат 3-й раз его возраст 27 лет). Среднее количество детей в семьях духовенства 3-4 человека, независимо от того городское или сельское. Многодетность была нормой, нередко количество детей доходило до 8 (максимальное количество встреченной нами в документах 12). Чаще всего дети были погодки, особенно первые три. В тех семьях, где было 5-6 человек детей, некоторый перерыв в деторождении обычно наступал после рождения 3-го ребенка.

      Обучение детей в первой трети XIX в. чаще осуществлялось в доме родителей, особенно это характерно для выходцев из семей сельского духовенства. В документах указывалось в таких случаях «при отце». После 1850 г. обучались в духовно-учебных заведениях в обязательном порядке, в светских очень редко. Обучающихся в светских учебных заведениях стало гораздо больше с конца XIX нач. XX вв. Среди детей священников городского Кирсановского округа в 1916 г. только 2 обучались в духовных школах (17 в светских). В сельских округах сохранялся некоторый паритет (во 2 Кирсановском округе 25 в светских и 34 в духовных). Однако тенденция была на лицо: все большее количество детей духовенства выбирало себе иные профессии: учителей, инженеров, врачей, юристов. Все это в большей мере касалось детей мужского пола. Но и дочери духовных лиц теперь уже не удовлетворялись только одним вариантом своей взрослой жизни: замужество за священноцерковнослужителем. Все больше девиц духовного звания учительствовало или работали медсестрами, акушерками (немало дочерей духовенства обучалось на высших женских курсах в Москве и Киеве).

      Ещё одна функция семьи в духовном сословии: забота о нетрудоспособных родственниках. Функция эта сохранялась на протяжении всего изучаемого периода. Несколько нивелировалась она только к концу века с совершенствованием системы церковных и государственных учреждений социальной защиты: попечительств, пенсионных и эмеритальных касс. В первой же половине века забота о престарелых родителях, несовершеннолетних братьях и сестрах, племянниках, оставшихся без родителей, лежала полностью на плечах старшего представителя рода служащего в какой-либо церкви. Или же, если не было такового, за призреваемым закреплялось место умершего кормильца. Например, если это была вдова, то тот человек, который поступал на место её умершего мужа, обязан был выплачивать вдове половину доходов получаемых им. Если же место занял зять, то он должен был содержать свою тещу. При сравнении источников содержания вдов и сирот за 1852 г. в г. Моршанске и за 1916 г. в 3 Шацком округе получается следующая картина: в 1852 г. только 4 жили на средства, даваемые попечительством о бедных духовного звания остальные 15 на содержании своих родственников или собственным трудом. В 1916 г. уже все 25 имеющихся в округе вдов и сиротствующих жили за счет попечительств и пенсий. Очевидно, что к концу века принцип семейного “собеса” себя уже не оправдывал. Во всяком случае, само духовное сословие стремилось избавиться от этой обременительной обязанности. В некотором смысле это свидетельствует об размывании патриархального уклада семейной жизни духовенства.

      Курс лекций по истории Тамбовской епархии, прочитанный в Тамбовской духовной семинарии в 2003-2006 гг. преподавателем О.Ю. Лёвиным.

      Источники и литература:

      1. Сборник законодательных актов Российской Империи относительно духовенство. 1860. С. 7, 14

      2. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 928. ЛЛ. 1-234

      3. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1.Д. 508.ЛЛ. 1-127.

      4. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1637. ЛЛ. 1-357

      5. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1276. ЛЛ. 1-252.

      6. ГАТО. Ф.181. Оп. 1. Д. 1559. ЛЛ. 1-257.

      7. Тамбовские епархиальные ведомости. 1917. №12-13.С. 316-123

      8. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1792. ЛЛ. 71-77.

      9. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 2137. ЛЛ. 7-8. Там же. ЛЛ. 99-101.

      Первый Тамбовский благочиннический округ

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392557, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Малиновка, ул. Школьная, д. 121

      Стулов Александр Владимирович

      Богоявления – Январь 19 [по н.с.]

      Храм вмц. Параскевы с. Солдатская Духовка

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392502, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Солдатская Духовка, ул. Школьная, д. 25

      вмц. Параскевы – Ноябрь 10 [по н.с.]

      Храм Иоанна Предтечи п. Донское

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392501, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Донское, ул. Школьная, д. 1, кор.А

      Иоанна Предтечи – Январь 20 [по н.с.] (Собор), Март 9 [по н.с.] (Первое и второе обретение главы)), Июнь 7 [по н.с.] (Третье обретение главы), Октябрь 25 [по н.с.] (Перенесение десной руки)

      Храм Николая Чудотворца с.Горелое

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392504, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Горелое, ул. Ленина, д. 106 В

      Шальнев Алексий Викторович

      Николая Чудотворца – Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]

      Храм Николая Чудотворца с. Черняное

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392506, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Черняное, ул. Котовского, д. 34 А

      Замотаев Алексий Николаевич

      Николая Чудотворца – Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]

      Храм Преображения Господня с. Большая Талинка

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392517, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Большая Талинка, ул. Первомайская, д. 1 а

      Настоятель: в настоящее время нет. Окормляет священик протоирей Андрей Финаев.

      Преображения Господня – Август 19 [по н.с.]

      Храм Рождества Христова с. Куксово

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392502, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Куксово, ул. Интернацио нальная, д. 2А.

      Рождества Христова – Январь 7 [по н.с.]

      Храм Силуана Афонского р.п.Новая Ляда

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: Россия, Тамбовская область, Тамбовский район, Новолядинский поссовет

      Телефон: (915) 6683240, катехизатор

      Расписание богослужений (общее кратко): Суббота – 15:00 – Всенощное бдение.
      Воскресенье – 7:30 – Исповедь и Божественная Литургия.

      Настоятель: иерей Виктор Поздняков

      Контактный телефон: + (920) 2303028, телефон храма

      Силуана Афонского – Сентябрь 24 [по н.с.]

      Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Тулиновка

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392511, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Тулиновка, ул. Советская, д. 62

      Смольянинов Димитрий Вячеславович

      Успения Пресвятой Богородицы – Август 28 [по н.с.]

      Русская Православная Церковь

      Официальный сайт Московского Патриархата

      Главные новости

      Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

      В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

      Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

      Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

      Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

      Тамбовская епархия

      В 1636 г. одновременно с основанием города был заложен собор, ставший позже кафедральным. В 1682 г. была учреждена Тамбовская епархия.

      Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. (журнал № 127) из состава епархии выделены Мичуринская и Уваровская епархии. Тамбовская епархия включена в состав Тамбовской митрополии.

      Епархиальному архиерею Синод постановил иметь титул «Тамбовский и Рассказовский».

      Епархия сегодня
      (по состоянию на 1 января 2011 года)

      Благочиннические округа и благочинные

      • 1-й Тамбовский
      • 2-й Тамбовский
      • Богоявленский — протоиерей Александр Пронин
      • Кирсановский
      • Мичуринский
      • Мордовский — священник Владимир Полулях
      • Моршанский — протоиерей Андрей Рыбин
      • Рассказовский
      • Уваровский — священник Владислав Сысолятин

      Монастыри

      • Казанский мужской
        392000, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3; тел.: (4752) 75-99-89, 72-76-19, 72-04-84
      • Свято-Троицкий мужской
        393740, Тамбовская область, г. Мичуринск, ЦГЛ; тел. (47545) 5-78-93
      • Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской
        392518, Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Трегуляй, Архиерейское подворье-храм святителя Питирима; тел. (4752) 48-91-43 (храм), 57-60-39
      • Вознесенский женский
        392000, г. Тамбов, ул. Московская, 37; тел. (4752) 72-26-11
        настоятельница — игумения Тавифа (Ковылова)
      • Свято-Никольская Мамонтова женская пустынь
        Тамбовская область, Сосновский район, Отъясский сельский совет, сел. Мамонтово
      • Сухотинский Богородице-Знаменский женский
        393400, Тамбовская область, Знаменский район, сел. Сухотинка

      На конец 2010 года в мужских монастырях несли послушание 11 насельников, в женских монастырях — 20 насельниц. Общее число насельников монастырей Тамбовской епархии составляет 31 человек, из них монашествующих — 11 человек.

      В епархии зарегистрированы 172 местные православные религиозные организации, из них 162 прихода, 6 монастырей, 4 архиерейских подворья и храм Тамбовской духовной семинарии. Количество храмов — 138, часовен — 36.

      Количество клириков

      Образовательные учреждения

      • Тамбовская духовная семинария
        392000, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3; тел.: (4752) 75-99-89, 72-04-84; e-mail : info@eparhia-tmb.ru, admin@eparhia-tmb.ru; сайт seminaria.eparhia-tmb.ru

      В епархии зарегистрированы 84 церковно-приходские воскресные школы, действуют 65 православных духовно-просветительских центров, занимающихся исследовательской, поисковой, краеведческой, издательской, благотворительной, воспитательной и просветительской деятельностью.

      Социальное служение

      При храмах действуют 6 пунктов вещевой помощи, благотворительная столовая в г. Мичуринске и служба доставки благотворительных обедов на дом в г. Тамбове, две группы помощи на дому, три добровольческих группы прихожан.

      Тамбовская епархия: церкви, храмы и монастыри, священники и духовенство

      Седмица сплошная.
      Глас 1.

      Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311). Свт. Никиты , затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Мчч. Викторина , Виктора , Никифора , Клавдия , Диодора , Серапиона и Папия (251). Мц. Трифены Кизической (I).

      Новое на сайте

      Цитата дня

      Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

      Схиархим. Авраам (Рейдман)

    Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбя­щих Радость» на Новом кладбище г. Козлова (ныне г. Мичуринск) была построена на средства козловского купца Ивана Ивановича Воронова. В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» протоиерея Георгия Хитрова, вышедшем в 1861 году, годом постройки церкви назван 1803 год. До 1808 года церковь была приписной, то есть не имела своего причта. Это следует из записи в «Памятной книжке Тамбовской губернии, 1894 год», где Скорбященская церковь упомянута как самостоятельная с 1808 года.

    Протоиерей Георгий Хитров указывает также, что церковь была трех-престольная. Два других престола были: во имя Казанской иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи («Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год». Запись в «Памятной книжке Тамбовской епар­хии, 1902 г .» говорит о том, что к тому времени в церкви осталось лишь два престола – престол во имя Казанской иконы Божией Матери был упразднён. К 1911 году церковь стала однопрестольной («Историко-статисти­ческое описание Тамбовской епархии, 1911 год»).

    Иван Иванович Воронов скончался в 1805 году и был погребен у алтаря построенной им церкви. Рядом с ним погребена его супруга, Мария Леонтьевна, скончавшаяся в 1808 году в возрасте 55 лет.

    В начале 20-го века Скорбященская церковь содержала церковную школу в одном из купеческих домов и выделяла на её содержание определённые годовые суммы (ГАТО.-Ф. 181, оп. 1, д. 2119).

    Утверждение советской власти на Тамбовщине сопровождалось упразднением церквей и закрытием монастырей. К концу 1918 года официально завершилась ликвидация тамбовских монастырей. Городские власти докладывали: «Монашествующие до 55-летнего возраста, как элемент паразитирующий, выселены, старые и больные переданы в ведение отдела социального обеспечения». Началось закрытие церквей. Особенно усиленно уничтожалась епархия в 20–30-х годах «в связи с фактами выступления против советской власти при вспышке кулацко-эссеровского мятежа в Тамбовской губернии в 1920–1921 годах». Не помогло и обновленческое движение, начавшееся здесь весной 1922 года. К концу 30-х годов в Тамбовской епархии не было ни одной действующей церкви. В Скорбященской церкви в эти годы размещалась тракторная мастерская. В 1939 г. церковь должны были разрушить, но успели разобрать только колокольню.

    В конце лета 1943 г. при церкви была создана община верующих Патриаршей юрисдикции во главе с митрофорным протоиреем Александром Лебедевым. Она стала первым православным приходом в Тамбовской епархии. Здание церкви было передано общине 30 сентября 1943 года решением исполкома Мичуринского горсовета. Состояние церкви было ужасающим.Вот как пишет об этом времени дочь протоиерея Александра Лебедева Вера Александровна Рябова:

    «Алтарь был пробит, стены облуплены, разрушены, холод, пола не было. Стройматериалы достать было невозможно. Папа, староста Изумрудов Леонид, его помощница Любовь Яковлевна с радостью принялись за работу.Народ ликовал. Несли в храм всё что у них было: кирпичики, дощечки, краски, железо. Нашлись рабочие-энтузиасты, те, что не годились на фронте, кровельщики, художники. Храм оживал очень быстро. Народ воспрял духом, радовался. С Божией помощью все было сделано. Запел хор, зазвенели колокола, художники сделали росписи. Появился иконостас».

    Уже к 20 октября храм был подготовлен к богослужению. О получении церкви и окончании ремонта было своевременно сообщено Священному Синоду, однако ответ Синода почему-то не был получен. Уступая просьбам верующих, протоирей Александр Лебедев, избранный настоятелем храма, совершив малое освящение церковного здания, приступил к общественному богослужению и исполнению треб без благословения Святейшего Патриарха. Кроме просьб верующих, начать службу его понудило опасение, что храм могут захватить обновленцы. В свое время в г.?Мичуринске было большое обновленческое движение, возглавляемое архиепископом Алексием Буем. Со дня передачи здания храма верующим «буемцы» подняли яростную агитацию против Патриарха Сергия, убеждая подписавших ходатайство об открытии церкви отказаться от своих подписей и выйти из состава религиозной общины. Учитывая это положение и возможные вредные последствия, протоирей Лебедев принял решение начать богослужения, о чем он сообщил 1 декабря в своем прошении к Святейшему Патриарху Сергию, прося благословения, получения указаний и распоряжений. К прошению были приложены заявления и послужные списки митрофорных протоиреев Александра Лебедева, Георгия Успенского и священника Иоанна Свищева. Святейший Патриарх Сергий 13 декабря благословил служение всем троим — Лебедеву, Успен­скому и Свищеву.

    «Храм содержал много семей фронтовиков, кормил, одевал их сирот, покупал беднякам дрова, картошку. Помогал детишкам учиться, заботился о больных и престарелых. Папа очень любил детей и они его любили, доверчиво льнули к нему.

    Папа без устали причащал, отпевал, служил на могилках панихиды, что было запрещено. Ходил в любую погоду, в дождь, метель, морозы по деревням с требами. Никогда не имел ни зимнего пальто, ни валенок. Отказа никогда не было ни кому.

    В деревнях была нищета, холод, голодные дети. Папа (о. Александр) никогда ничего не брал за труды. Оставлял что у него было и уходил. Возвращался домой замерший, с сосульками в бороде, но с душевной радостью.

    В Тамбовской епархии в это время был архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Он очень любил моего папу, был с ним очень дружен и ласков. Папа часто ездил к нему в Тамбов. У них было очень много общего. Даже места их ссылок были те же. » (Из письма дочери о. Александра Лебедева от 5 февраля 2005 г.)

    В конце 1943 года в Тамбовской епархии имелось лишь два действующих храма — Покровская церковь в г. Тамбове, где богослужения начались лишь в конце декабря, и Скорбященская Новокладбищенская церковь в г. Мичуринске.

    В тяжёлые годы войны, только за несколько месяцев 1944 г., прихожане Скорбященского храма, вместе с прихожанами двух других действующих церквей Тамбовской епархии (Покровская в г. Тамбове и Никольская в г. Моршанске), собрали более 250 тысяч рублей на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского. Всего же за неполных два года церквями Тамбовской епархии в фонд Победы было перечислено около миллиона рублей.

    О священнослужителях нашего храма

    К глубокому сожалению, данных о служивших в храме священнослужителях практически нет. Предлагаем Вашему вниманию то, что удалось установить на сегодняшний день по различным источникам:

    ? – 1876 год – ?

    Причт: священник, викарный диакон. и псаломщик.

    Священник: Петр Кириллович Троицкий, рукоположен в 1869 г.

    Церковный староста: козловский купеческий сын Прутцков, 1873 г.

    Источник: «Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год».

    ? – 1897 год

    Священник: протоиерей Феодор Шаров, рукоположен в 1857(?) г.

    1897 — 1930

    Священник: протоиерей Михаил Трофимович Богородицкий, рукоположен 7 июня 1898 г.

    Священномученик . Канонизирован 24 декабря 2004 года.

    Дни памяти : Собор новомучеников и исповедников Российских
    (первое воскресение, начиная от 25.01/07.02);

    24 ноября / 7 декабря — день мученической кончины (1937 г.).

    ? – 1902 год – ?

    Диакон: Петр Иванович Полянский, 1847 г.р., рукоположен 6 декабря 1868 г.

    Псаломщик: Иван Алексеевич Данилов, 1851 г.р.

    Источник: «Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год».

    Церковный староста: личный почётный гражданин Козлова купец Михаил Николаевич Прудской.

    Источник: ГАТО.-Ф. 181, оп. 1, д. 2119.

    1913 год

    Настоятель: иерей Михаил Трофимович Богородицкий

    Священник: иерей Петр Иванович Полянский

    Источник: Адрес-календарь за 1913 год

    1943 – 1948 гг.

    – один из самых выдающихся церковных деятелей тамбовской истории этого периода (С. Чеботарев. Тамбовская епархия 40-60 гг. XX века.– Тамбов, 2004. С.147)
    В 1948 г. – вручена медаль «За доблестный труд в ВОВ» (ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 109. Лл. 98-100).
    Отношения с прибывшим на Тамбовскую кафедру епископом Иоасафом не сложились, в первую очередь из-за переписки о. Александра с архиепископом Лукой. Епископ Иоасаф, считая, что письма Луки в Тамбов подрывают его авторитет и настраивают против него определенную группу духовенства, обратился к уполномоченному с просьбой помочь прекратить эту переписку. По указанию Совета по делам РПЦ патриарх сделал соответствующее внушение архиепископу Луке, а в Тамбове тех, кто переписывался с ним, стали вызывать в НКВД и требовать прекратить переписку. В конце 1947-начале 1948 гг. патриарх Алексий I вызвал о. Александра в Москву, где о. Александр некоторое время служил со Святейшим в Богоявленском соборе.

    1943 – 1953 гг.

    Священник: митрофорный протоиерей Георгий Андреевич Успенский.

    1874 г. – †12 сентября 1953 г., Мичуринск, Тамбовская обл. Источник: ЖМП, 1953. №11. С.67-68.
    Родился в с. Головщино Грязинского района Липецкой обл. в семье диакона Иоанно-Богословского храма.

    В 1897 г. окончил Тамбовскую Духовную семинарию. Тотчас же по окончании Семинарии поступил на епархиальную службу, начав её псаломщиком и учителем церковно-приходской школы.

    В 1906 г. Г. А. Успенский был рукоположен во иерея и с тех пор беспрерывно служил алтарю Господню, в продолжение сорока семи лет.

    Он исполнял при этом различные послушания: был благочинным, окружным духовником.

    Судя по протоколам о захвате Спасо-Преображенского храма с. Донское Мичу­рин­ско­го района обновленцами, о. Георгий до сентября 1925 г. состоял в штате этого храма.

    В 1935 г. о. Георгий был награжден митрой.

    На момент ареста, в 1936 г., служил священником в церкви с. Донское Мичу­рин­ско­го района Тамбовской обл. Приговором выездной сессии специальной коллегии Воронежского обл. суда в г. Мичуринске от 6 июля 1936 г. приговорен по ст.58-10 УК РСФСР к 5 годам тюремного заключения. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской обл. 28 сентября 2001 г.

    C 4 октября 1949 г. – духовник Мичуринского округа (ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 109. Лл. 80-83).

    11 апреля 1953 г., вследствие слабости здоровья, уволен за штат.

    Скончался 12 сентября 1953 г. от кровоизлияния в мозг. 13 сентября, после литургии в Ильинском храме г. Мичуринска прибывшим в Мичуринск Преосвященным Иоасафом, епископом Тамбовским и Мичуринским, была совершена панихида по почившем. В 5 час. того же дня тело внесено в Ильинский храм и, при участии всего городского духовенства, был совершен парастас. 14 сентября заупокойную литургию и отпевание почившего совершал Владыка Иоасаф. При отпевании почившего, прежде чем воздать «последнее целование», Преосвященный Иоасаф произнес свое надгробное слово об умершем. Более часа продолжалось прощание переполнивших храм верующих с уважаемым пастырем. Когда тело покойного было вынесено из церкви, большая толпа верующих сопровождала его до кладбища.

    1943 – 1954 гг.

    Священник: иерей Иоанн Васильевич Свищев.

    1890 г. – †14 мая 1954 г., Мичуринск, Тамбовская обл.
    Родился в в семье псаломщика, духовное образование получил в Тамбовской духовной семинарии, а пастырскую деятельность начал в 1913 году.
    Во время Первой мировой войны о. Иоанн служил полковым священником в 20-м Галицком полку.
    По окончании войны он вернулся в свою родную Тамбовскую епархию и служил в Ильинской и Скорбященской церквях Мичуринска.
    С 1945 г. – протоиерей;
    с 1948 г. – настоятель Скорбященского храма и благочинный Мичуринского округа.
    В 1949 г. епископом Иоасафом был снят с должности благочинного за «поддержание контактов» с епископом Рязанским Филаретом (Лебедевым – бывшим настоятелем Скорбященского храма), с которым у епископа Иоасафа отношения так и не наладились (справку о святых источниках прот. Иоанн от 24 ноября 1953 г. подписывает лишь как настоятель) (в октябре 1949 г. на епархиальном Совете в качестве Мичуринского благочинного присутствует прот. Иван Руднев).

    1943 – 1949

    Церковный староста: Леонид Изумрудов.

    По настоянию епископа Иоасафа в 1949 г. церковный совет Скорбященского храма был полностью переизбран – за «поддержание контактов» с бывшим настоятелем храма, ныне – епископом Рязанским Филаретом (Лебедевым).

    1945 – 1974 гг.

    Диакон: протодиакон Митрофан Федорович Рыжкин.

    Родился 30 мая 1887 (1877 ?) г. в с. Волхонщина Пичаевского р-на в семье крестьянина;
    1902 г. – окончил Волковскую второклассную школу
    1906 г. – окончил ТМПШ, псаломщик в Преображенском храме с. Б. Пичаево
    1914 г. – диакон, рукоположен архиепископом Тамбовским Кириллом (Смирновым) (†1941)
    1920 г. – диакон в Сретенской церкви с. Вяжли Пичаевского р-на
    1937 г. – судим заочно Тамбовской тройкой НКВД по ст. 58-10 на 10 лет ИТЛ, отпущен в 1942 г без поражения в правах.
    1945 г. – диакон Скорбященской церкви г. Мичуринска
    1951 г. – протодиакон
    1962 г. – камилавка
    1968 г. – умерла жена (венчался с Павлой Петровной Критской 1892 г.р. в 1910 г.)
    1972 г. – награжден патриаршей грамотой
    Умер 4 декабря 1974 г. в Мичуринске после непродолжительной тяжелой болезни.

    Отец протодиакон был требователен к себе, отличался благоговением в совершении богослужений. За ревностные диаконские труды был удостоен награждения камилавкой. За душевную теплоту, внимательное отношение к людям его любили и уважали и клирики, и прихожане. В день его отпевания, 6 декабря, храм был заполнен молящимися, пришедшими отдать последний молитвенный долг усопшему. После заупокойной литургии и отпевания, совершенных причтом Скорбященской церкви г. Мичуринска, тело покойного отца протодиакона было предано земле.

    ? – 1945 год – ?

    Диакон: В.Е. Асташев, 1877 г.р., рукоположен в 1920 г., закончил городское училище.

    1946 – 1973

    Священник: протоиерей Серафим Алексеевич Жданов.

    Родился 1 августа 1904 г. в г. Липецке в семье священника. По окончании Липецкого Питиримовского училища некоторое время служил псаломщиком в Покровском храме в г. Липецке. С 1941 года находился на фронтах Великой Отечественной войны. Был тяжело ранен.
    В 1946 году епископом Тамбовским и Мичуринским Иоасафом (Журмановым) был рукоположен во диакона, затем — во пресвитера Скорбященского храма г. Мичуринска, где и служил до выхода за штат в 1973 году.
    1964 г. – В Списке священников епархии по сост. на 1 января 1964 г. упоминается как протоиерей.
    Отец Серафим был отзывчив и мягок с сослужителями, безотказно совершал все службы, невзирая на болезнь, за что пользовался уважением и любовью прихожан.
    Ско­ропостижно скончался 14 августа 1975 года.
    Отпевание усопшего отца Серафима было совершено 17 августа после Божественной литургии в Скорбященском храме в г. Мичуринске при множестве молящихся. После отпевания гроб с телом покойного пастыря при пении ирмосов «Помощник и Покровитель…» был обнесен вокруг храма и предан земле на кладбище.

    1949 – 1960

    Священник: протоиерей Георгий Семенович Дарков.

    Родился 22 мая 1880 г. в с. Унсор Можарского р-на Рязанской области.
    1896-1900 гг. – обучение в Рязанской духовной семинарии. Окончил 4 класса.
    1900-1902 гг. – учитель церковно-приходской школы Новокрасной Слободы Рязанской обл.
    1902-1911 гг. – псаломщик Введенской церкви г. Рязани
    1911-1913 гг. – диакон Николо-Бавыкинского женского монастыря Сапожковского уезда Рязанской области.
    1913 г. – 6 сентября архиепископом Рязанским Димитрием рукоположен в иереи.
    1913-1929 гг. – священник Троицкой церкви с. Романовы Дарки Сапожковского уезда (Путятинского р-на) Рязанской обл.
    1929-1932 гг. – был репрессирован
    1932-1937 гг. – священник Покровской церкви с. Агро-Пустынь Рязанской обл.
    1937-1945 гг. – сторож фельдшерско-акушерской школы г. Тамбова
    1945-1947 гг. – священник Преображенской церкви с. Семеновское Высоковского р-на Московской обл.
    1947-1949 гг. – священник Покровской церкви с. Гавриловка Хоботовского р-на Тамбовской обл.
    1949-1960 гг. – священник Скорбященского храма г. Мичуринска
    1960 г. — почислен «за штат» по болезни

    Награды: 1934 г. – наперсный крест, 1948 г. – протоиерей, 1955 г. – палица.
    В списке священников Тамбовской епархии на 1 января 1964 г. не упоминается.

    1953 г.– ? (ранее 1964 г.)

    Настоятель: протоиерей Дмитрий Николаевич Нестеров.

    Родился в 1877 г. в г. Витебске. Рукоположен в 1905 г. Закончил семинарию.
    На момент ареста, в 1937 г., служил священником в одном из приходов Калининской области. Постановлением тройки УНКВД по Калининской области от 20 августа 1937 года приговорен по ст.58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Освобожден из Локчимлага Республики Коми досрочно 20 сентября 1943 г.
    В 1944 г. – протоиерей, настоятель Николаевской церкви г. Моршанска. В справке «О церковной жизни Моршанских горожан» читаем: «Особой популярностью пользуется протоиерей Дмитрий Николаевич Нестеров. Производит впечатление интеллигентного и корректного человека» (ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 37. Л. 44).
    В 1948 г. – протоиерей, благочинный Кирсановского округа;
    В 1948 г. вручена медаль «За доблестный труд в ВОВ»;
    В списке священников Тамбовской епархии на 1 января 1964 г. не упоминается.

    1957 г.– ?

    Священник: иерей Георгий Иванович Плужников.

    Родился в 1928 г. Прибыл на приход после окончания в 1957 г. Московской Духовной семинарии. В списке священников Тамбовской епархии на 1 января 1964 г. упоминается в сане иерея. Есть упоминание, что в 1967 г. о. Георгий продолжал служить в Скорбященском храме, но уже в сане протоиерея.

    Тамбовская епархия в XVIII в.

    1. Проблемы и трудности церковной жизни. XVIII в. был сложным периодом в истории Русской православной церкви. С 1721 г. управление церковью осуществлял Святейший Синод во главе с назначавшимся императором светским чиновником – обер-прокурором. Подчинение государству и бюрократизация управления несли в себе угрозу утраты церковью традиционной роли, превращения её в придаток государственного аппарата.

    Настоящий натиск испытало монашество. В целях предотвращения массового ухода трудоспособного населения от исполнения государственных обязанностей в монахи запрещалось постригать мужчин до 30 лет и женщин до 50. Постриг запретили целым категориям населения, например, состоявшим на военной или гражданской службе. Основание новых обителей без разрешения императора и Синода также не допускалось; большое количество монастырей подлежало закрытию, а их имущество – изъятию. Борясь с распространением противоправительственной литературы, монахам запретили что-либо писать «без повеления начального» и даже держать в кельях бумагу, перья и чернила. Антимонастырская политика была продолжена и приемниками Петра, что привело к упадку обителей. Многие из них стояли пустыми, а большинство населяли дряхлые старики и инвалиды. Послабления для монастырей времен императрицы Елизаветы Петровны в начале 1760-х годов сменились секуляризацией, т.е. изъятием монастырского имущества и упразднением монастырей. В Тамбовской епархии осталось только шесть монастырей, из них лишь один в Тамбове.

    Упразднение в 1700 г. самостоятельной Тамбовской епархии привело к отсутствию должного руководства церковной жизнью на территории края на протяжении первой половины XVIII в. Лишь в 1758 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны Тамбовская епархия была восстановлена.

    В условиях быстрого роста населения края, появления новых сел серьезной проблемой являлась нехватка приходских священников. Епархиальному начальству приходилось заполнять церковные вакансии людьми малообразованными, а иногда и вовсе непригодными для священнослужения; к тому же правительство сдерживало открытие новых сельских приходов. Жители отдаленных деревень редко общались со священником, могли годами не участвовать в церковном богослужении. Неудивительно, что документы XVIII в. дают немало примеров дикого поведения представителей всех сословий, включая само духовенство, распространения невежества, суеверий, сектантства.

    Нехватка подготовленных служителей церкви послужила причиной открытия 23 сентября 1779 г. Тамбовской духовной семинарии. Новое учебное заведение первоначально расположилось в Нижнеломовском монастыре (ныне территория Пензенской области). В Тамбов семинарию перевели только в 1788 г. В обязанности церкви государство возложило ведение приходскими священниками метрических книг и записей в них фактов рождения, браков и смерти. В настоящее время это бесценный источник по изучению социально-демографической истории городов и сел края.

    В XVIII в. находилось немало людей, стремившихся к идеалу христианского образа жизни. Часто глубокая вера приводила этих людей к вратам монастыря. Некоторые из них заслужили признание как подвижники христианского благочестия.

    Примером религиозного подвижничества может служить жизнь Феодора Санаксарского (Ивана Игнатьевича Ушакова). Дядя известного русского адмирала Ф.Ф. Ушакова, он принадлежал к потомственному дворянскому роду, и в молодости служил в гвардейском Преображенском полку. Однако внезапная и, казалось, беспричинная смерть его товарища заставила гвардейца резко изменить образ жизни. Он самовольно оставил службу и удалился в уединенную пустынь, где в посте и молитве провел несколько лет. Императрица Елизавета Петровна, приняв объяснения молодого дворянина о том, что он «спасение души предпочитает всякому сокровищу в мире», разрешила ему стать монахом. В Александро-Невской лавре бывший военный принял постриг и получил новое имя Феодор. В 1757 г. Феодор оставил столичный монастырь и поселился в Саровской пустыни. Еще через два года он стал настоятелем пришедшей в упадок Санаксарской обители (Темниковский уезд Тамбовской губернии). Трудами Феодора обитель была возрождена и благоустроена; жизнь в ней приведена в соответствие со строгим монастырским уставом.

    Личность настоятеля, являвшаяся примером христианского служения, притягивала искавших духовной жизни мирян, и количество насельников монастыря возрастало. Однако о. Феодору пришлось испытать новые тяготы. По доносу местного воеводы, основанному на ложных обвинениях, он был сослан в Соловецкий монастырь, где пробыл 9 лет в строгом заключении.

    Лишь в 1784 г. по ходатайствам духовных и светских лиц Феодор получил свободу и возвратился обратно в Санаксарский монастырь к радости его обитателей и богомольцев. 19 февраля 1791 г. Феодор скончался. Его духовные поучения были записаны и впоследствии изданы. А в конце XX в. Феодор Санаксарский был прославлен церковью как святой.

    2. Распространение сектантства в Тамбовской губернии. Тамбовщина оказалась одним из центров и даже родиной некоторых направлений русского сектантства. Это было связано с вольнолюбивым характером тамбовчан, живущих тяжелой, часто беспросветной жизнью и, не желавших признавать государственную церковь.

    В начале 1730-х годов беглый проповедник Семен, проживший некоторое время в селе Горелом в доме Иллариона Побирохина, распространял «новое» учение, названное позже духоборчеством. От вновь обращенных требовалось в церковь не ходить, таинств и иерархии не признавать, не соблюдать постов, не почитать икон. Жестокие условия крепостничества и налогового бремени располагали к принятию и других положений учения – не признавать власти как притеснителей народа, бежать с военной службы. Дом Побирохина сделался рассадником учения, а его хозяин – активным сторонником новой веры. Вскоре Побирохину удалось организовать целое сообщество своих единоверцев, где ему отводилась роль «сына Божия», у которого имелось «12 апостолов» и «12 архангелов».

    Илларион Побирохин был арестован, предан суду и сослан с детьми и некоторыми «апостолами» на поселение в Сибирь. Но распространение духоборчества не остановилось. Сын Побирохина Савелий Капустин поселился в селе Сысоеве Моршанской округи, где духоборчество уже было распространено. Обладавший незаурядными способностями и прекрасными ораторскими качествами, он упорядочил духоборческое учение и стал непререкаемым авторитетом для единоверцев. Деятельность С. Капустина в Тамбовской губернии продолжалась до 1800 г., когда по распоряжению правительства он вместе с сотнями приверженцев духоборчества выселен на Молочные Воды (территория Украины).

    Похожим на духоборчество учением являлось молоканство. Важнейшая роль в его распространении принадлежала Семену Уклеину. Крупным центром молоканства стало село Рыбное, расположенное недалеко от Моршанска, куда перебрался Уклеин. Согласно вере Уклеина, истинная церковь существовала только в первые века нашей эры. Затем христианство было извращено, поэтому следует отвергать решения соборов и писания учителей церкви, а исповедовать только то, что содержится в Библии. Толкователем же Библии выступал сам Уклеин, в подражание Христу окруживший себя 70-ю учениками. Первоначальное молоканство провозглашало независимость от государственных законов и установлений, так как «для духовных христиан, которые не от мира, мирские власти не нужны». Последователи Уклеина призывались «избегать исполнения тех законов, которые противоречат учению слова Божия… избегать рабства помещиков, войны, военной службы, присяги».

    Уверенный в скорой победе своего учения Семен Уклеин, окруженный своими учениками торжественно вошел в Тамбов для публичной проповеди, но местная полиция арестовала участников шествия. По повелению императрицы Екатерины II Уклеина отдали «на увещание» духовенства с угрозой предать суду, если не раскается. Уклеин притворно покаялся, и, получив свободу, переселился в село Рассказово. Здесь он продолжил проповедь. Скрываясь от надзора полиции, он переходил на жительство в разные места и везде распространял свое учение. Успеху проповеди способствовало и то, что основатель разрешал своим последователям официально числиться православными и даже внешне соблюдать церковные обряды, объясняя это тем, что «наружное богослужение без сердечного расположения не вменяется в грех».

    Во второй половине XVIII в. появилось немало новых проповедников молоканства из крестьян и купцов. Причем, купеческие связи помогали распространению молоканства, а капиталы щедро тратились на помощь единоверцам. «Зараженные молоканством» населенные пункты исчислялись десятками. Уже при жизни Уклеина в Тамбовской, Саратовской и Воронежской губерниях в них насчитывалось более 5 тысяч молокан.

    Начало 1770-х гг. отмечено появлением на Тамбовщине скопчества. Основателем и проповедником этого учения стал крестьянин Орловской губернии Кондратий Селиванов, поселившийся в с. Сосновка. Скопчество отрицало православное вероучение и обрядность, а пророком и живым богом почитало своего основателя. Примкнувшие к учению должны были пройти через тяжкое физическое испытание и наполнить свою жизнь ограничениями по заветам Селиванова. Несмотря на изуверский характер, скопчество нашло немало последователей в крестьянской и купеческой среде Тамбовского края. Сосновку и Моршанск называли даже «скопческим Иерусалимом».

    Предпринимаемые властями меры по борьбе с сектантством были суровы. Заключение под стражу и телесные наказания являлись обычными для того времени приемами воздействия. Уже в 1760-е годы несколько десятков сектантов отдали в военную службу, а их малолетних детей поместили для воспитания в семьи православных. Однако преследование не могло остановить проповеди сектантства и на практике приводило к сочувствию ему со стороны крестьян. Среди самих же последователей сект оно только усиливало неприязнь к православной церкви, духовенству и чиновникам.

    3. Деятельность епископа Феофила (Раева). Активизация церковно-общественной жизни Тамбовщины наметилась в конце XVIII столетия. Она связана с деятельностью епископа Феофила(1737-1811). Родившийся в Черниговской губернии, он рано осиротел, в детстве и юности бедствовал, перенес много лишений. Архиерейская школа и духовная семинария дали ему образование, продолженное им в Киевской духовной академии. Епископ Феофил, занимая в 1788-1811 годах Тамбовскую кафедру, упорядочил церковно-административное управление, епархиальные финансы. Рачительное использование средств и широкое привлечение благотворителей активизировало храмостроительство – при Феофиле в епархии было построено более 300 церквей.

    Любимым детищем владыки стала Тамбовская духовная семинария. Строительные работы по возведению необходимых для нее помещений шли под руководством епископа. Он наблюдал за ходом учения, жизнью воспитанников, разработал инструкцию для воспитанников и преподавателей. По инициативе епископа в семинарии стали практиковать публичные диспуты с участием преподавателей и лучших воспитанников. К 1798 г. в семинарии обучалось 500 человек.

    Заботился епископ Феофил и о развитии народного образования. Его указом в приходах организовывались церковно-приходские училища, преподавателями в которых становились окончившие курс семинарии священнослужители. Причем, в татарских и мордовских селах обучение должно было вестись на «природных языках».

    Заметив, что управление и внутренняя жизнь обителей часто не соответствовали должному, епископ Феофил разработал единый устав для монастырей по образцу Саровской пустыни. Он требовал от настоятелей точного и строгого исполнения их обязанностей, а за ослушание подвергал архиерейскому суду. При нем был полностью перестроен Тамбовский Казанский мужской монастырь, обустраивались Козловский Троицкий, Трегуляевский и другие монастыри епархии.

    Умер епископ Феофил 22 декабря 1811 г. и погребен в Тамбовском Казанском мужском монастыре.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

    1. Каковы были отношения государства и церкви в XVIII в.? Как эти отношения отражались на духовной жизни общества?

    2. Чем был вызван успех сектантской проповеди? Какие общие черты объединяли все сектантские учения?

    3. Почему правительство боролось с сектами?

    4. Какие перемены в жизни епархии связаны с именем епископа Феофила?

    5. Что в жизни подвижников веры и благочестия может быть примером для наших современников?

    6. Подготовьте сообщение на тему: «Памятники церковной архитектуры XVIII в. на Тамбовщине».

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

    Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

    Читайте также:  Амвросий Юрасов: биография священника, книги и труды
Ссылка на основную публикацию