Тамбовская митрополия: храмы и монастыри, священники и духовенство

История Тамбовской епархии: документы, исследования, лица.

13. Тамбовское духовенство XIX – нач. XX вв.

Рубрика: Лекции по истории епархии

К белому духовенству в Российской Империи принадлежал достаточно большой крут людей: протопресвитеры, протоиереи, иереи, протодиаконы, диаконы, иподиаконы, причетники.

Духовенство, освобождалось от многих государственных повинностей и в этом смысле было привелигированной частью российского общества. Попасть в число белого духовенства мог представитель любого сословия Империи (до 1861 г. кроме крепостных крестьян).

Численность белого духовенства на протяжении изучаемого периода менялась следующим образом:

Как видно, что на протяжении века штаты духовенства увеличивались за счёт открытия новых вакансий священнических и уменьшения диаконских и причетнических.

Возраст принимающих ту или иную степень церковного посвящения определялся церковными правилами следующим образом: 25 летний возраст для посвящения в сан диакона и 30 летний возраст в сан иерея. Сравнивая возраст посвящения в сан для духовенства Кирсановского округа 1836 г. и 3-го Тамбовского округа за 1916 г. мы обнаруживаем, что как в начале XIX в., так и в начале XX в. возрастной ценз не был решающим фактором при посвящении. И хотя в 1836 г. всё же стремились соблюсти каноническую норму (число близких к 30 годам при посвящении 11, а в 1916 г. – 8), а в 1916 г. не допускали слишком раннего посвящения (в 1836 г. есть случаи посвящения в 18 лет), но общепризнанная норма для посвящения в священнический сан на практике равнялась 25 годам.

Возраст посвящения в диаконы в 1836 г. распределялся более равномерно (к 30-ти – 4, до 25 и в 25 – 5, после 30-ти – 4). В 1916 г. стремились посвящать во диаконы более молодых. Как правило, это были претенденты на священнический сан с семинарским образованием. Тем более, что раздавались голоса, что диаконов в церкви слишком много и функции они свои в основном не выполняют.

Что касается причетников, то подавляющее большинство их в пер. пол. XIX в. были в возрасте за 30 лет. Имеющиеся у нас сведения по Кирсановскому округу за 1836 г. показывают, что из 30 причетников 25 были поставлены на свои места в возрасте за 30 лет. Правда, в документах отмечалось только время посвящения в стихарь, а свою должность большая часть исполняла и без этого посвящения. Среди низшего состава причта находились и самые молодые среди служащего духовенства. В 1836 г. встречаются даже 14-летние дьячки.

Внутрипричтовая возрастная дифференциация была одним из факторов влиявших на положительный или отрицательный микроклимат внутри такого коллектива, как церковный причт. В некоторых случаях этот фактор становился определяющим в отношении священника и диакона. Хотя следует заметить, что всё же данный фактор, всегда выступал в комплексе с другими (характер членов причта, их наклонности, привычки, сложившиеся внутрипричтовые связи и. т. д.)

Влияние возраста больше заметно в отношениях священник (молодой) – диакон (старый) или священник (старый) – псаломщик (молодой).

Характерная черта для причтов Тамбовской епархии первой половины XIX в. это их семейственность. Самые ранние, имеющиеся у нас клировые ведомости за 1814 г. по Шацкому округу дают следующую картину: в селах Оксельмеево, Колтырино, Волосатово и Пятаково один из пары причетников являлись сыновьями в первых трёх случаях священников этих сел, в 4-м диакона.

В других селах округа нередко члены причта были близкими родственниками двоюродными братьями, зятьями, шуринами (как в с. Юрино).

Таким образом, фактически причт являлся своеобразной семьёй во главе, которой стоял священник и где иерархические должности разделялись в соответствии с возрастом.

Причины, по которым в 1-й половине XIX века сохранялся принцип семейного происхождения при формировании причтов следует искать в недостаточном образовании ставленников из причетнических семей, которое напрямую зависело от материального положения отца семейства. Проще говоря, отцы-священники имели более высокий доход и могли дать соответственное образование своим детям, а причетники такового, в редких исключениях, позволить себе не могли. Играла свою роль и традиция закрепления места за одним из сыновей. Т. е. если отец был священником его место наверняка займет сын или зять. Уже в 70-х годах, после проведения реформ духовно-учебной системы принцип семейного происхождения не был так распространен. Среди 10 священников Козловского округа в 1877 г. 6 были детьми причетников. А из 14 причетников 1 из священнической семьи, но здесь все теперь связано не с их семейным происхождением, а с образованием.

Примерно такая же ситуация и в городских приходах. По г. Моршанску в 1852 г. в трех случаях члены причта близкие родственники. По сравнению с сельскими приходами здесь более ранний возраст поставления на причетнические должности: 7 из 17 поставлены на эти места, будучи несовершеннолетними. Имеющиеся при городских церквах по две пары причетников всегда в сочетании младший-старший. Очевидно, что это связано с естественной сменой поколений.

Важным показателем в общей характеристике духовенства является социальное происхождение членов его. Законы Российской Империи напрямую не поощряли замкнутость корпорации духовенства. Теоретически доступ в него был открыт. Однако на практике вплоть до начала революции, возникало множество препятствий. Хотя и здесь есть некоторые особенности. Если вплоть до 70-х годов в число белого духовенства было сложно попасть в силу профессиональной корпоративности последнего, то с конца XIX – нач. XX веков, с устранением этого препятствия обнаружилось, что теперь слишком мало желающих связать свою жизнь со служением Церкви. В некотором роде хранителями корпоративной замкнутости сословия были сами священнослужители.

Как показывает анализ имеющихся у нас документов среди белого духовенства ни в 1814 ни в 1836 ни в 1852 гг. не было представителей иных сословий. Нет их и в 1870 г., и в 1877 г. Однако мы можем заметить одну интересную деталь: священниками чаще становились именно дети священников или диаконов, а низшими членами причта дети причетников. Так по 2 Лебедянскому округу в 1870 г. среди 18 священников только 3 из причетнических семей. А среди 27 причетников нет ни одного из священнической или диаконской семьи. Следует также заметить, что в клировых ведомостях вплоть до 90-х годов в графе «происхождение» обязательно ставилось не общее слово «духовное», требовалось конкретно указать кем служил отец. Это правило стало необязательным после 90-х XIX в. А в XX веке уже и просто ограничивались указанием того, из какого сословия происходил священнослужитель.

К концу века ситуация с социальным происхождением духовенства стала меняться. Среди членов причта появились представителей других сословий. Но все же, даже на 1917 г. их было незначительное количество. В городах по-прежнему подавляющее большинство выходцов из духовных сословий (например в Кирсанове в 1916 г. среди священников все из духовного сословия). В сельской местности представителей иных сословий несколько больше, все они в основном из крестьян (в 3-м Кирсановском округе среди священников 1, в 3-м Шацком округе также 1). Представителей двух недуховных сословий, крестьян и мещан, больше среди низших членов причта. В 3-м Шацком округе в 1916 г. из 8 диаконов 2 крестьяне, из 23 псаломщиков 7 из недуховных сословий. В 1917 г. в местной церковной прессе появилась характерная статья по поводу всё большего проникновения в среду духовенства представителей иных сословий. В статье под названием «Оскудение духовенства» священник Ст. Добровольский с обеспокоенностью писал о «вымирании духовного сословия» и о занятии их места питомцами низших школ или детьми из других сословий.

Еще один показатель в общей характеристике сословия – это образование. От образованности во многом зависела способность священнослужителей реально влиять на религиозное настроение прихожан, а свою очередь уровень образования напрямую зависел от состояния епархиальных духовных школ, формирование системы которых в епархии закончилось к 30-м годам XIX в. Но и это не решило проблему низкого уровня образования духовенства, особенно причетников, так как не вполне была решена проблема материального обеспечения духовных школ. Вопрос этот в течение века постепенно решался и по мере его решения, менялся и образовательный уровень всего сословия. Это очень хорошо видно на примерах. В Шацком округе в 1814 г. из 12 священников 5 вообще без образования. 4 с неоконченным семинарским. Там же из 10 диаконов все без образования, из 24 причетников только 4 с неоконченным семинарским образованием, остальные вообще без всякого образования. Спустя 22 года положение меняется. По Кирсановскому округу в 1836 г. из 14 священников только 3 без образования, из 12 диаконов без образования 4, а из 30 причетников только 13 имели незаконченное начальное духовное образование. Несколько иная ситуация в городских приходах. Так в Моршанске в 1852 г. из 10 священников все выпускники духовной семинарии, причем 5 закончили по 1 разряду, а 1 духовную академию.

Стремление духовного начальства обеспечить городские причты священнослужителями с высоким уровнем образования очевидно. И это было в некотором роде оправдано. В сельской местности в первой половине века духовенство, даже имея за плечами несколько классов семинарии или домашнее образование, всё равно было на голову выше в образовательном отношении, своих прихожан – крестьян. Того образования, которое они имели, было достаточно. В отдаленных округах, таких как Шацкий, возможность дать нормальное духовное образование представителем духовного сословия была ограничена, из-за удаленности образовательных центров. С открытием Шацкого духовного училища положение на севере епархии в этом отношении поменялось. Усилия, предпринимаемые в направлении совершенствования местной системы духовного образования, давали свои результаты. В 1870 г. во 2 Лебедянском округе все священники с семинарским образованием (трое закончили по 1-му разряду), все диаконы окончили духовное училище, а 11 и несколько классов семинарии, среди причетников также все имеют низшее духовное образование, и только 2 без образования. А уже в 1877 г. среди причетников Козловского округа (не говоря уже о священниках и диаконах) нет вообще тех, кто нигде не учился.

Все это говорит о том, что при назначении на место образовательный ценз стал играть все большую роль. Если в первой половине века без образования можно было занять, даже место священника, то во второй половине века без образования сложно было стать и причетником. К концу века требования ужесточаются. Для священников необходимо было иметь, по крайней мере, среднее духовное образование. В 1891 г. из 1213 епархиальных священников 13 окончили академию, 1156 семинарию и только 44 были с неполным семинарским образованием. Из 806 диаконов 718 с неоконченным семинарским образованием, 88 семинарским. Из 1499 псаломщиков 2 с академическим. 1135 с неоконченным семинарским и 147 с семинарским.

В 1911 г. среди всех членов причта уже не встретишь кого-либо вообще без образования. Но появились другие проблемы. Первая из них отсутствие в среде духовенства тяги к самообразованию. Об это, в своих отчетах, свидетельствуют благочинные. Так в отчете за 1911 г. благочинный 7 Тамбовского округа сетует: «Необходимо чтение современных религиозно-нравственных изданий и журналов, не говоря уж о творениях св. отцов».

Хотелось бы обратить внимание в общей характеристике образовательного уровня духовенства на то, что на протяжении всего изучаемого периода среди духовенства крайне мало выпускников нетамбовских духовных школ. Совокупное количество за все это время едва ли составляет 0,01%. В основном это священнослужители закончившие духовные школы в Воронежской, Пензенской и Рязанской епархиях и есть несколько из Украинских епархий (в частности Черниговской), что говорит о некоторых традиционных связях с Украиной (тамбовские представители на украинских кафедрах в разное время были: мтр. Киевский Арсений, архиепископ Черниговский Филарет, архиепископ Харьковский Нектарий).

Еще один вопрос, который нельзя обойти при характеристике белого духовенства – это состав семей. Обычно в состав семей входили жена и дети. В это же число могли входить и другие родственники, живущие в семье священноцерковнослужителя: теща, сестра, племянники, престарелые родители. Среди священников и диаконов практически не встречаются неженатые, т.е. практика рукоположения целебатом в изучаемый период не была распространенна (нам известен только один случай за весь период, в 1916 г. в 3 Шацком округе священник с. Кашково был холост). Однако холостых немало среди причетников (в том же 3-м Шацком округе их в 1916 г. аж 8) Среди причетников есть те, кто был женат вторым или, даже третьим браком. Причем последних не так много (1 в 1877 г. в с. Сосновец Козловского округа пономарь был женат 3-й раз его возраст 27 лет). Среднее количество детей в семьях духовенства 3-4 человека, независимо от того городское или сельское. Многодетность была нормой, нередко количество детей доходило до 8 (максимальное количество встреченной нами в документах 12). Чаще всего дети были погодки, особенно первые три. В тех семьях, где было 5-6 человек детей, некоторый перерыв в деторождении обычно наступал после рождения 3-го ребенка.

Обучение детей в первой трети XIX в. чаще осуществлялось в доме родителей, особенно это характерно для выходцев из семей сельского духовенства. В документах указывалось в таких случаях «при отце». После 1850 г. обучались в духовно-учебных заведениях в обязательном порядке, в светских очень редко. Обучающихся в светских учебных заведениях стало гораздо больше с конца XIX нач. XX вв. Среди детей священников городского Кирсановского округа в 1916 г. только 2 обучались в духовных школах (17 в светских). В сельских округах сохранялся некоторый паритет (во 2 Кирсановском округе 25 в светских и 34 в духовных). Однако тенденция была на лицо: все большее количество детей духовенства выбирало себе иные профессии: учителей, инженеров, врачей, юристов. Все это в большей мере касалось детей мужского пола. Но и дочери духовных лиц теперь уже не удовлетворялись только одним вариантом своей взрослой жизни: замужество за священноцерковнослужителем. Все больше девиц духовного звания учительствовало или работали медсестрами, акушерками (немало дочерей духовенства обучалось на высших женских курсах в Москве и Киеве).

Ещё одна функция семьи в духовном сословии: забота о нетрудоспособных родственниках. Функция эта сохранялась на протяжении всего изучаемого периода. Несколько нивелировалась она только к концу века с совершенствованием системы церковных и государственных учреждений социальной защиты: попечительств, пенсионных и эмеритальных касс. В первой же половине века забота о престарелых родителях, несовершеннолетних братьях и сестрах, племянниках, оставшихся без родителей, лежала полностью на плечах старшего представителя рода служащего в какой-либо церкви. Или же, если не было такового, за призреваемым закреплялось место умершего кормильца. Например, если это была вдова, то тот человек, который поступал на место её умершего мужа, обязан был выплачивать вдове половину доходов получаемых им. Если же место занял зять, то он должен был содержать свою тещу. При сравнении источников содержания вдов и сирот за 1852 г. в г. Моршанске и за 1916 г. в 3 Шацком округе получается следующая картина: в 1852 г. только 4 жили на средства, даваемые попечительством о бедных духовного звания остальные 15 на содержании своих родственников или собственным трудом. В 1916 г. уже все 25 имеющихся в округе вдов и сиротствующих жили за счет попечительств и пенсий. Очевидно, что к концу века принцип семейного “собеса” себя уже не оправдывал. Во всяком случае, само духовное сословие стремилось избавиться от этой обременительной обязанности. В некотором смысле это свидетельствует об размывании патриархального уклада семейной жизни духовенства.

Читайте также:  Ипатьевский монастырь в Костроме: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Курс лекций по истории Тамбовской епархии, прочитанный в Тамбовской духовной семинарии в 2003-2006 гг. преподавателем О.Ю. Лёвиным.

Источники и литература:

1. Сборник законодательных актов Российской Империи относительно духовенство. 1860. С. 7, 14

2. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 928. ЛЛ. 1-234

3. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1.Д. 508.ЛЛ. 1-127.

4. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1637. ЛЛ. 1-357

5. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1276. ЛЛ. 1-252.

6. ГАТО. Ф.181. Оп. 1. Д. 1559. ЛЛ. 1-257.

7. Тамбовские епархиальные ведомости. 1917. №12-13.С. 316-123

8. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1792. ЛЛ. 71-77.

9. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 2137. ЛЛ. 7-8. Там же. ЛЛ. 99-101.

ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Тамбовский Преображенский собор

Тамбовская и Рассказовская епархия Тамбовской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Набережная, 80/2
  • Тел.: (4752) 71-84-99 (дежурный), 75-99-89 (приемная), 75-99-83 (факс), 75-99-84 (секретарь)
  • Официальный сайт: http://www.eparhia-tmb.ru/
  • Каноническая территория: Тамбовский, Бондарский, Знаменский, Мордовский, Пичаевский, Рассказовский, Сампурский, Токарёвский р-ны Тамбовской обл.
  • Кафедральные соборы: Преображенский в г. Тамбов
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Большой Московский Собор 1666-1667 годов принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий – Тамбовской и Воронежской. На деле Тамбовская епархия была основана лишь в 1682 году по указу царя Феодора Алексеевича. Первоначально в состав епархии входили города Тамбов, Козлов (ныне Мичуринск) и Павловск (ныне Борисоглебск).

    После занятия Тамбовской кафедры митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) в 1699 году её земли были на деле были присоединены к Рязанской епархии. В 1720 году епархия была закрыта и её земли отошли к Воронежской епархии, в 1721 году – к Московской части Синодальной области, в 1749 году частично вновь к Воронежской епархии.

    В 1758 году по указу императрицы Елизаветы Петровны епархия была восстановлена. В это время в состав Тамбовской епархии помимо Тамбова и Козлова входили города: Добрый, Керенск, Наровчат, Верхний и Нижний Ломов, Троицк. В 1764 году границы епархии расширились. В ее состав вошли города: Пенза, Борисоглебск, Инсар, Мокшанск. С 1779 года добавились города: Саранск, Моршанск, Кирсанов, Раненбург, Сердобск и Чембар.

    Окончательные границы епархии установились к 1803 году. Она административно не выходила из границ Тамбовской губернии, утвержденных в 1796 году.

    К концу 1930-х годов Тамбовская епархия была полностью уничтожена. На ее территории не осталось ни одного действующего прихода. Восстановление епархии началось в октябре 1943 года, когда был открыт первый храм в городе Тамбове. К концу советского периода епархия ограничивалась Тамбовской областью.

    26 декабря 2012 года из состава Тамбовской епархии были выделены самостоятельные Мичуринская и Уваровская епархии, после чего в ведении Тамбовской кафедры остались городские округа и Тамбовский, Бондарский, Знаменский, Мордовский, Пичаевский, Рассказовский, Сампурский и Токарёвский районы в средней части Тамбовской области. Одновременно Тамбовская епархия была определена центром новоучрежденной Тамбовской митрополии.

    Исторические названия

    • Тамбовская и Козловская (1682 – 1720)
    • Тамбовская и Пензенская (апрель 1758 – 16 октября 1799)
    • Тамбовская и Шацкая (16 октября 1799 – ?)
    • Тамбовская и Мичуринская (1927 – ?)
    • Тамбовская и Шацкая (упом. 9 апреля 1930)
    • Тамбовская и Козловская (упом. 30 сентября 1931)
    • Тамбовская и Мичуринская (упом. январь 1944 – 26 декабря 2012)
    • Тамбовская и Рассказовская (с 26 декабря 2012)

    Статистика

    • 1682 – 160 церквей [1]
    • 1803 – около 900 церквей [2]
    • 1912 – 1377 церквей, 29 часовен; 28 монастырей (12 женских), 4 женские общины, 1 монастырское подворье; 1 духовная семинария, 4 духовных училища, 1 епархиальное женское училище, 1094 церковные школы; 1175 библиотек при церквях; 5 больниц, 18 богаделен. [3]
    • 1917 – около 1500 церквей, более 3000 священнослужителей [2]
    • 1943 – 1 храм [2]
    • 1948 – 49 храмов, 109 священнослужителей [2]
    • 1 января 1958[4] – 48 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
    • 1988 – 37 храмов [2]
    • 2004 – 125 приходов; 145 священнослужителей (134 священника, 11 диаконов). [5]
    • 2006 – 146 зарегистрированных приходов в 10 благочинных округах, из них 24 прихода расположены в городах, 16 – в поселках городского типа и 106 – в селах. [6]
    • 1 января 2011 – 6 монастырей, число насельников – 31 (11 насельников, 20 насельниц), из них монашествующих – 11; 172 местные православные религиозные организации, из них 162 прихода, 6 монастырей, 4 архиерейских подворья и храм Тамбовской духовной семинарии. Количество храмов – 138, часовен – 36. Количество клириков: священников – 145, диаконов – 12. В епархии зарегистрированы 84 церковно-приходские воскресные школы, действуют 65 православных духовно-просветительских центров. [7]

    Архипастыри

    • Леонтий (26 марта 1682 – 1 июля 1684)
    • Свт. Питирим (15 февраля 1685 – 28 июля 1698)
    • Игнатий (Шангин) (21 ноября 1698 – 23 августа 1699)
      • Стефан (Яворский) (август 1699 – 1720) в/у, митр. Рязанский

      Викарные епархии

      География

      • Тамбовское городское ( http://tambov-gorod.blagochin.ru/ ):
        • г. Тамбов
      • 1-е Тамбовское ( http://www.eparhia-tmb.ru/blagochiniya/1-yj-tambovskij-blago. ug/ ):
        • с. Богословка
      • 2-е Тамбовское ( http://blagochinie.eparhia-tmb.ru/tambovskoe2 ):
        • с. Беломестная Криуша, с. Бокино, с. Большая Талинка, с. Горелое, с. Донское, с. Дубровка, с. Козьмодемьяновка, с. Куксово, с. Малиновка, с. Кузьмино-Гать, с. Пушкари, с. Селезни, с. Солдатская Духовка, с. Стрельцы, с. Тулиновка, с. Черняное
      • Бондарское ( http://bondari.cerkov.ru/ ):
        • р.п. Бондари, с. Вердеревщина, с. Верхнее Нащекино, с. Казывань, с. Керша, с. Комаровка, с. Коровино, с. Кривополянье, с. Максимовка, с. Пахотный угол, с. Прибытки
      • Знаменское:
        • г. Котовск, с. Александровка, с. Большие Пады, с. Воронцовка, с. Знаменка, с. Измайловка, с. Кариан, с. Покрово-Марфино, с. Сухотинка, с. Царевка, с. Шаховка
      • Мордовское ( http://blagochinie.eparhia-tmb.ru/mordovo/ ):
        • р.п. Мордово, с. Абакумовка, с. Борисовка, с. Васильевка, с. Калиновка, с. Лавровка, с. Лаврово, с. Павлодар, с. Петровское
      • Пичаевское
        • с. Пичаево, с. 2-Байловка, с. Большое Шереметьево, с. Вернадовка, с. Гагарино-1, с. Егоровка, с. Канищево, с. Липовка, с. Покрово-Васильево, с. Рудовка
      • Рассказовское ( http://rasskazovo.prihod.ru/ ):
        • г. Рассказово, с. Ахтырка, с. Большие Туляны, с. Верхнеспасское, с. Дмитриевщина, с. Керша, с. Коптево, с. Липовка, с. Нижнеспасское, с. Никольское, с. Новгородовка, с. Осиновка, с. Платоновка, с. Рождественское, с. Подоскляй, с. Саюкино, с. Телешовка
      • Сампурское:
        • с. Сампур, с. Бахарево, с. Беляевка, с. Верхоценье, с. Ивановка, с. Паново-Кусты, с. Петровка, р.п. Сатинка
      • Токаревское:
        • р. пос. Токаревка

      Монастыри

      Учебные заведения

      Средства массовой информации

      • Тамбовские епархиальные ведомости (газета)
      • Вестник Православия (журнал Вознесенского монастыря)
      • Тамбовский церковно-исторический сборник (журнал)

      Литература

      • Хитров, Г., Историко-статистическое описание Тамбовской епархии, Тамбов, 1861, 342 с.
      • Историко-статистическое описание Тамбовской епархии: С приложением алфавитного указателя, Тамбов, 1911, 909 с., разд. паг., 1 л. карт.
      • Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на. [1876, 1902] г., Тамбов, 1876-1902.
      • Димитрий (Самбикин), Списки лиц, окончивших курс в Тамбовской духовной семинарии (1790-1879), Тамбов, 1879, 218 с.
      • Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Под ред. А.Е. Андриевского, Тамбов, 1911

      Использованные материалы

      [1] Официальный сайт епархии, историческая страница: http://www.eparhia-tmb.ru/history/

      [4] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

      [6] официальный сайт епархии, страница о приходах: http://www.eparhia-tmb.ru/tempels/

      [8] С октября 1923 по 1924 год был в заключении, в ноябре 1924 года был выслан в Москву, в апреле 1926 г. выслан в г. Арзамас, с 21 сентября по 8 октября 1927 года – под арестом. В октябре 1927 г. по прошению уволен от управления епархией (находился в оппозиции митр. Сергию)

      Русская Православная Церковь

      Официальный сайт Московского Патриархата

      Главные новости

      Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

      В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

      Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

      Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

      Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

      Тамбовская епархия

      В 1636 г. одновременно с основанием города был заложен собор, ставший позже кафедральным. В 1682 г. была учреждена Тамбовская епархия.

      Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. (журнал № 127) из состава епархии выделены Мичуринская и Уваровская епархии. Тамбовская епархия включена в состав Тамбовской митрополии.

      Епархиальному архиерею Синод постановил иметь титул «Тамбовский и Рассказовский».

      Епархия сегодня
      (по состоянию на 1 января 2011 года)

      Благочиннические округа и благочинные

      • 1-й Тамбовский
      • 2-й Тамбовский
      • Богоявленский — протоиерей Александр Пронин
      • Кирсановский
      • Мичуринский
      • Мордовский — священник Владимир Полулях
      • Моршанский — протоиерей Андрей Рыбин
      • Рассказовский
      • Уваровский — священник Владислав Сысолятин

      Монастыри

      • Казанский мужской
        392000, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3; тел.: (4752) 75-99-89, 72-76-19, 72-04-84
      • Свято-Троицкий мужской
        393740, Тамбовская область, г. Мичуринск, ЦГЛ; тел. (47545) 5-78-93
      • Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской
        392518, Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Трегуляй, Архиерейское подворье-храм святителя Питирима; тел. (4752) 48-91-43 (храм), 57-60-39
      • Вознесенский женский
        392000, г. Тамбов, ул. Московская, 37; тел. (4752) 72-26-11
        настоятельница — игумения Тавифа (Ковылова)
      • Свято-Никольская Мамонтова женская пустынь
        Тамбовская область, Сосновский район, Отъясский сельский совет, сел. Мамонтово
      • Сухотинский Богородице-Знаменский женский
        393400, Тамбовская область, Знаменский район, сел. Сухотинка

      На конец 2010 года в мужских монастырях несли послушание 11 насельников, в женских монастырях — 20 насельниц. Общее число насельников монастырей Тамбовской епархии составляет 31 человек, из них монашествующих — 11 человек.

      В епархии зарегистрированы 172 местные православные религиозные организации, из них 162 прихода, 6 монастырей, 4 архиерейских подворья и храм Тамбовской духовной семинарии. Количество храмов — 138, часовен — 36.

      Количество клириков

      Образовательные учреждения

      • Тамбовская духовная семинария
        392000, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3; тел.: (4752) 75-99-89, 72-04-84; e-mail : info@eparhia-tmb.ru, admin@eparhia-tmb.ru; сайт seminaria.eparhia-tmb.ru

      В епархии зарегистрированы 84 церковно-приходские воскресные школы, действуют 65 православных духовно-просветительских центров, занимающихся исследовательской, поисковой, краеведческой, издательской, благотворительной, воспитательной и просветительской деятельностью.

      Социальное служение

      При храмах действуют 6 пунктов вещевой помощи, благотворительная столовая в г. Мичуринске и служба доставки благотворительных обедов на дом в г. Тамбове, две группы помощи на дому, три добровольческих группы прихожан.

      Первый Тамбовский благочиннический округ

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392557, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Малиновка, ул. Школьная, д. 121

      Стулов Александр Владимирович

      Богоявления – Январь 19 [по н.с.]

      Храм вмц. Параскевы с. Солдатская Духовка

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392502, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Солдатская Духовка, ул. Школьная, д. 25

      вмц. Параскевы – Ноябрь 10 [по н.с.]

      Храм Иоанна Предтечи п. Донское

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392501, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Донское, ул. Школьная, д. 1, кор.А

      Иоанна Предтечи – Январь 20 [по н.с.] (Собор), Март 9 [по н.с.] (Первое и второе обретение главы)), Июнь 7 [по н.с.] (Третье обретение главы), Октябрь 25 [по н.с.] (Перенесение десной руки)

      Храм Николая Чудотворца с.Горелое

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392504, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Горелое, ул. Ленина, д. 106 В

      Шальнев Алексий Викторович

      Николая Чудотворца – Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]

      Храм Николая Чудотворца с. Черняное

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392506, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Черняное, ул. Котовского, д. 34 А

      Замотаев Алексий Николаевич

      Николая Чудотворца – Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]

      Храм Преображения Господня с. Большая Талинка

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392517, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Большая Талинка, ул. Первомайская, д. 1 а

      Настоятель: в настоящее время нет. Окормляет священик протоирей Андрей Финаев.

      Преображения Господня – Август 19 [по н.с.]

      Храм Рождества Христова с. Куксово

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392502, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Куксово, ул. Интернацио нальная, д. 2А.

      Рождества Христова – Январь 7 [по н.с.]

      Храм Силуана Афонского р.п.Новая Ляда

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: Россия, Тамбовская область, Тамбовский район, Новолядинский поссовет

      Телефон: (915) 6683240, катехизатор

      Расписание богослужений (общее кратко): Суббота – 15:00 – Всенощное бдение.
      Воскресенье – 7:30 – Исповедь и Божественная Литургия.

      Настоятель: иерей Виктор Поздняков

      Контактный телефон: + (920) 2303028, телефон храма

      Силуана Афонского – Сентябрь 24 [по н.с.]

      Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Тулиновка

      Русская Православная Церковь, Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, 1-й Тамбовский благочиннический округ

      Язык богослужений: церковнославянский

      Адрес: 392511, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Тулиновка, ул. Советская, д. 62

      Смольянинов Димитрий Вячеславович

      Успения Пресвятой Богородицы – Август 28 [по н.с.]

      Московская Сретенская Духовная Семинария

      ГлавнаяНовостиНаучная жизнь СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ И С.

      СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ И СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА КРЫМСКИЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

      Русская Православная Церковь в годы войны наравне со своим народом несла тяготы и фронта, и тыла, и оккупации. Об этом можно рассказать на примере лишь одной из множества епархий — Тамбовской. Ее духовенство и прихожане в полной мере переживали все трудности войны, будучи защитниками Отечества, помогая раненым и т. д. А в 1944–1946 гг. в их числе находился и архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

      В годы тяжелых испытаний служители Церкви всегда вставали на патриотические позиции и призывали верующих к защите Отечества. Не стала исключением и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Церковь оказывала свою посильную помощь Отечеству в борьбе за освобождение. Не стала исключением и Тамбовская епархия.

      Например, с сентября 1943 г. Патриархия собирала средства на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской». Свой вклад в это благородное дело сделала и Тамбовская епархия. Всего три действующие церкви в епархии — Покровская в Тамбове, Скорбященская в Мичуринске и Никольская в Моршанске, — перечислили на строительство танковой колонны в первом полугодии 1944 года более 250 тысяч рублей.

      Кроме этого, перечислялись средства в фонды обороны, помощи раненым и на подарки бойцам на фронтах. Настоятель Покровской церкви Иоанн Леоферов в телеграмме Сталину сообщал, что два его сына защищают Родину на фронтах, а он в фонд обороны перечислил 10 000 рублей. Ответная телеграмма гласила: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии за Вашу заботу об обороне СССР»[1]. Всего духовенством и прихожанами Тамбовской епархии на патриотические цели в 1944-46 гг. был собран 1 493 581 рубль[2].

      Тамбовские священнослужители, сотрудники епархиального управления и члены церковных советов наравне со всем народом прошагали трудными военными верстами. Многие из них были награждены орденами и медалями и даже отмечались персональными благодарностями И.В. Сталина.

      Судьбы священнослужителей-участников войны удивительны и порой невероятны.

      Судьбы священнослужителей-участников войны удивительны и порой невероятны. В списке священнослужителей и церковных советов епархии числились участники обороны Ленинграда, освобождения Праги, Будапешта, Варшавы, Кенигсберга и Берлина. За фронтовые подвиги протоиерею Иоанну Засыпкину дважды адресованы персональные благодарности Сталина. Протоиерей Иоанн Васнев награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Последнюю из перечисленных награду получил и протоиерей Павел Торопцев. Протоирею И.М. Леоферову за патриотические проповеди и сбор пожертвований на танковую колонну была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»[3]. Кроме того, уполномоченный регулярно отмечал его деятельность и деятельность благочинного Мичуринского округа протоиерея А.М. Лебедева в своих отчетах и справках в Совет по делам РПЦ[4]. Также медалями за доблестный труд в годы войны были отмечены протоиреи Нестеров, Добров, Жданов, Лагутин и многие другие.

      Схиархимандрит Рафаил (Лукиан Иоакимович Брыксин, 1893–1976), воспитанник Вышенского монастыря, в 1916 году закончил военные фельдшерские курсы в Харькове и служил фельдшером в действующей армии. После демобилизации в 1920 году он вернулся в Вышенский монастырь и принял монашество. Но в 1941–1945 годах он снова проходил дорогой военного фельдшера. Прах его упокоен в Тамбове рядом с храмом Святых Апостолов Петра и Павла, а воинский подвиг отмечен скромной наградой — медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».

      Протоиерей Александр Ильич Бородин, в схиме — Питирим, прошел всю Великую Отечественную и закончил войну в Берлине. Он был награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы». После войны он служил в Михаило-Архангельском храме села Мордово до времени своей кончины в 1975 году[5].

      Отдельно хотелось бы отметить врачебную и педагогическую деятельность архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки (Войно-Ясенецкого), находившегося в Тамбовской епархии с 1944 г. до назначения на Крымскую кафедру в мае 1946 г. Ведь он, профессор медицины и выдающийся хирург, получил всего лишь медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» А ведь самоотверженный труд архипастыря и ученого мог быть оценен правительством гораздо выше. Но признать заслуги архиерея означало еще один шаг в признании Церкви, а этого государство допустить не могло.

      Архиепископ Лука был назначен хирургом-консультантом эвакогоспиталей, которые вслед за победоносным наступлением наших войск переехали в Тамбов.

      Деятельность святого архиепископа Луки можно по праву назвать патриотической. С октября 1941 года, будучи сосланным в Сибирь, профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. 27 декабря 1942 года епископу Луке, «не отрывая его от работы в военных госпиталях», было поручено управление Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского[6]. В феврале 1944 года владыка получил указ о назначении на Тамбовскую кафедру. Одновременно архиепископ Лука был назначен хирургом-консультантом эвакогоспиталей, которые вслед за победоносным наступлением наших войск переехали в Тамбов.

      Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Хирургической работы в Тамбове оказалось значительно больше, чем в Красноярске. Как главный хирург, архиепископ Лука (официально — В.Ф. Войно-Ясенецкий) курировал около 150 госпиталей, в каждом из которых было от 500 до 1000 коек, и, кроме этого, хирургическое отделение большой городской больницы. Тамбовская госпитальная база испытывала огромную потребность в профессионалах. Достаточно сказать, что в 1944 году в Тамбове было только 4 специалиста с 10-летним довоенным стажем хирургической работы, а госпитальная база на 90 % состояла из хирургических отделений. Третья часть врачебных штатов не была укомплектована, а многие врачи не имели необходимой практики. Между тем, только в 1944 году через тамбовские госпитали прошло более 72 000 раненых, при этом более 80 % из них после лечения вернулись на фронт. Это достигалось за счет четкой организации работы и многогранной консультативной деятельности местных специалистов и врачей московских бригад. В этот год в городе было проведено 190 врачебных конференций и прочитано значительное число лекций. В этих условия практический опыт прибывшего в Тамбов хирурга-консультанта в ранге профессора медицины был просто необходим.

      Новый хирург с первых дней включился в напряженную работу, читал лекции по гнойной хирургии, весной 1944 года сделал большой доклад на областном съезде медработников.

      В феврале 1944 года владыка развернул научно-практическую работу в эвакогоспиталях №5355 и № 5894. На материалах одного из лучших тамбовских госпиталей (№ 5894) им проводились исследования, результаты которых изложены в монографии «О течении хронической эмпиемы и хондратах». Этот труд требовал затраты огромных физических сил и времени. А насыщенность и обширность хирургической работы была колоссальна. Шестидесятисемилетний владыка работал по восемь-девять часов в сутки и делал четыре-пять операций ежедневно. Все это сказывалось на подорванном в ссылках и тюрьмах здоровье.

      Одновременно владыка осуществлял духовное служение в сане архиепископа: титул архиепископа Тамбовского и Мичуринского владыке был присвоен Указом Синода от 24 октября 1944 года. По данным тамбовского облисполкома, на 1 сентября 1942 года в области числилось 147 незакрытых церквей, однако действующими были только три. Подавляющее большинство использовалось как подсобные и складские помещения. Свое архипастырское служение святитель Лука совершал в Покровской церкви Тамбова. С первых же дней управления епархией владыка ходатайствовал об открытии в Тамбове большого двухэтажного Спасо-Преображенского собора, который вместил бы всех верующих, но местные власти всячески препятствовали этому.

      26 февраля 1944 года архиепископ Лука произнес свою первую проповедь, которая, как и все последующие, была отправлена под грифом «Сов. секретно» Председателю Совета по делам Церкви Карпову Г.Г. в Москву:

      «Пятнадцать лет были закрыты и связаны мои уста, но теперь они вновь раскрылись, чтобы благовествовать вам слова Божии. Примите мои утешения, мои бедные, голодные люди. Вы голодны отсутствием проповеди Слова Божия, храмы наши разрушены, они в пепле, угле и развалинах. Вы счастливы, что имеете хоть небольшой, но все же храм. Он грязен, загажен. Темен. Но зато в сердцах наших горит Свет Христов. Давайте сюда живописцев, художников. Пусть они пишут иконы, нам нужен ваш труд для восстановления уничтоженного, и вера засияет новым пламенем».

      В годы войны каждое слово проповеди владыки было проникнуто чувством гражданского долга, сыновней любви к Родине, отеческой заботой к многострадальному народу.

      Проповеди Святителя производили на прихожан огромное впечатление. Их приходили послушать и верующие, и неверующие, в том числе представители интеллигенции. Их записывали прямо в храме, а затем перепечатывали на машинке, сохранилось 77 переписанных от руки проповедей архиепископа. Профессор гомилетики Московской Духовной Академии А. Ветелев считал проповеди архиепископа Луки исключительным событием в современной церковно-богословской жизни. Как проповедник он был самобытен по силе и искренности чувства, простоте и доходчивости изложения. Богослужения, совершаемые архиепископом, отличались высокой духовной молитвенностью. Следуя заветам Апостола Павла, он стремился к просвещению паствы. В годы войны каждое слово проповеди владыки было проникнуто чувством гражданского долга, сыновней любви к Родине, отеческой заботой к многострадальному народу.

      Прошло чуть больше двух месяцев после назначения на Тамбовскую кафедру, но эхо самоотверженной архипастырской деятельности Святителя Луки докатилось и до Москвы.

      Уполномоченный по делам религии Г.Г. Карпов выговаривал Патриарху Сергию, что «Тамбовский владыка в хирургическом госпитале в своем кабинете повесил икону, перед исполнением операций совершает молитвы, на совещании врачей эвакогоспиталя за столом президиума находится в архиерейском облачении, в дни Пасхи 1944 года делал попытки совершать Богослужения в нефункционирующих храмах, делал клеветнические выпады по отношению к обновленческому духовенству»[7].

      Святитель Лука, находясь на высоте своего архиерейского достоинства, никогда не угодничал перед властями, и это раздражало светских начальников всех рангов. Но, тем не менее, они не могли не отметить его огромный вклад в медицинскую науку и практическую хирургию. Нарком здравоохранения послал рукопись «Очерков гнойной хирургии» в комитет по Сталинским премиям, и комитет присудил Сталинскую премию 1 степени за 1944 год выдающемуся хирургу, доктору медицинских наук, профессору В.Ф. Войно-Ясенецкому. Из полученных 200 тысяч рублей 130 архиепископ передал в фонд помощи «сиротам жертвам фашистских извергов». В архивном фонде Тамбова — копии телеграмм, адресованных Сталину о передаче этих средств. На телеграммах подпись — «Тамбовский архиепископ Лука» и только после — «профессор хирургии»[8].

      В декабре 1945 года председатель облисполкома вручил хирургу-архипастырю медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

      Жители Тамбова и через сорок с лишним лет с благодарностью вспоминают труды Святителя-хирурга, 2-я городская больница названа его именем. При этой же больнице создан музей Архиепископа Луки, и в 1994 году в дни визита в Тамбовскую епархию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Святому исповеднику Луке установлен памятник.

      Таким образом, патриотическая деятельность священнослужителей Тамбовской епархии в годы войны была многогранна: они и воевали с оружием в руках, и поддерживали людей словом, и собирали пожертвования в фонд обороны, и оперировали. А архиепископ Лука совмещал архипастырское служение, деятельность хирурга-консультанта и научно-педагогическую работу.

      Иерей Александр Неплюев

      Ключевые слова: Церковь, война, патриотическая деятельность, духовенство, Тамбовская епархия, святитель Лука.

      [1] ГАТО. Ф. Р-5220, оп. 1, д. 26. — Л. 8, 10, 13.

      [2] Цыпин В., прот. История Русской Церкви. Кн. 9. — М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997. — С. 70.

      [3] Якунин В.Н. Церковные соборы периода Великой Отечественной войны // Татищевские чтения. — Тольятти, 2002. — С.292–298. — С.395.

      [4] Цыпин В., прот. История Русской Церкви. Кн. 9. — М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997. — С. 71.

      [5] Кученкова В.А. Церковь и Армия; Вера и Мужество. // Тамбовские епархиальные вести, 2000, №2.

      [6] Галкин А. К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года // Вестник церковной истории. 2008, № 2. — С. 90.

      [7] Крестный путь Патриарха Сергия: документы, письма, свидетельства современников (К 50-летию со дня кончины). — Отечественные архивы, 1994, №2. — С. 76.

      Тамбовская митрополия: храмы и монастыри, священники и духовенство

      Седмица сплошная.
      Глас 1.

      Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311). Свт. Никиты , затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Мчч. Викторина , Виктора , Никифора , Клавдия , Диодора , Серапиона и Папия (251). Мц. Трифены Кизической (I).

      Новое на сайте

      Цитата дня

      Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

      Схиархим. Авраам (Рейдман)

    Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбя­щих Радость» на Новом кладбище г. Козлова (ныне г. Мичуринск) была построена на средства козловского купца Ивана Ивановича Воронова. В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» протоиерея Георгия Хитрова, вышедшем в 1861 году, годом постройки церкви назван 1803 год. До 1808 года церковь была приписной, то есть не имела своего причта. Это следует из записи в «Памятной книжке Тамбовской губернии, 1894 год», где Скорбященская церковь упомянута как самостоятельная с 1808 года.

    Протоиерей Георгий Хитров указывает также, что церковь была трех-престольная. Два других престола были: во имя Казанской иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи («Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год». Запись в «Памятной книжке Тамбовской епар­хии, 1902 г .» говорит о том, что к тому времени в церкви осталось лишь два престола – престол во имя Казанской иконы Божией Матери был упразднён. К 1911 году церковь стала однопрестольной («Историко-статисти­ческое описание Тамбовской епархии, 1911 год»).

    Иван Иванович Воронов скончался в 1805 году и был погребен у алтаря построенной им церкви. Рядом с ним погребена его супруга, Мария Леонтьевна, скончавшаяся в 1808 году в возрасте 55 лет.

    В начале 20-го века Скорбященская церковь содержала церковную школу в одном из купеческих домов и выделяла на её содержание определённые годовые суммы (ГАТО.-Ф. 181, оп. 1, д. 2119).

    Утверждение советской власти на Тамбовщине сопровождалось упразднением церквей и закрытием монастырей. К концу 1918 года официально завершилась ликвидация тамбовских монастырей. Городские власти докладывали: «Монашествующие до 55-летнего возраста, как элемент паразитирующий, выселены, старые и больные переданы в ведение отдела социального обеспечения». Началось закрытие церквей. Особенно усиленно уничтожалась епархия в 20–30-х годах «в связи с фактами выступления против советской власти при вспышке кулацко-эссеровского мятежа в Тамбовской губернии в 1920–1921 годах». Не помогло и обновленческое движение, начавшееся здесь весной 1922 года. К концу 30-х годов в Тамбовской епархии не было ни одной действующей церкви. В Скорбященской церкви в эти годы размещалась тракторная мастерская. В 1939 г. церковь должны были разрушить, но успели разобрать только колокольню.

    В конце лета 1943 г. при церкви была создана община верующих Патриаршей юрисдикции во главе с митрофорным протоиреем Александром Лебедевым. Она стала первым православным приходом в Тамбовской епархии. Здание церкви было передано общине 30 сентября 1943 года решением исполкома Мичуринского горсовета. Состояние церкви было ужасающим.Вот как пишет об этом времени дочь протоиерея Александра Лебедева Вера Александровна Рябова:

    «Алтарь был пробит, стены облуплены, разрушены, холод, пола не было. Стройматериалы достать было невозможно. Папа, староста Изумрудов Леонид, его помощница Любовь Яковлевна с радостью принялись за работу.Народ ликовал. Несли в храм всё что у них было: кирпичики, дощечки, краски, железо. Нашлись рабочие-энтузиасты, те, что не годились на фронте, кровельщики, художники. Храм оживал очень быстро. Народ воспрял духом, радовался. С Божией помощью все было сделано. Запел хор, зазвенели колокола, художники сделали росписи. Появился иконостас».

    Уже к 20 октября храм был подготовлен к богослужению. О получении церкви и окончании ремонта было своевременно сообщено Священному Синоду, однако ответ Синода почему-то не был получен. Уступая просьбам верующих, протоирей Александр Лебедев, избранный настоятелем храма, совершив малое освящение церковного здания, приступил к общественному богослужению и исполнению треб без благословения Святейшего Патриарха. Кроме просьб верующих, начать службу его понудило опасение, что храм могут захватить обновленцы. В свое время в г.?Мичуринске было большое обновленческое движение, возглавляемое архиепископом Алексием Буем. Со дня передачи здания храма верующим «буемцы» подняли яростную агитацию против Патриарха Сергия, убеждая подписавших ходатайство об открытии церкви отказаться от своих подписей и выйти из состава религиозной общины. Учитывая это положение и возможные вредные последствия, протоирей Лебедев принял решение начать богослужения, о чем он сообщил 1 декабря в своем прошении к Святейшему Патриарху Сергию, прося благословения, получения указаний и распоряжений. К прошению были приложены заявления и послужные списки митрофорных протоиреев Александра Лебедева, Георгия Успенского и священника Иоанна Свищева. Святейший Патриарх Сергий 13 декабря благословил служение всем троим — Лебедеву, Успен­скому и Свищеву.

    «Храм содержал много семей фронтовиков, кормил, одевал их сирот, покупал беднякам дрова, картошку. Помогал детишкам учиться, заботился о больных и престарелых. Папа очень любил детей и они его любили, доверчиво льнули к нему.

    Папа без устали причащал, отпевал, служил на могилках панихиды, что было запрещено. Ходил в любую погоду, в дождь, метель, морозы по деревням с требами. Никогда не имел ни зимнего пальто, ни валенок. Отказа никогда не было ни кому.

    В деревнях была нищета, холод, голодные дети. Папа (о. Александр) никогда ничего не брал за труды. Оставлял что у него было и уходил. Возвращался домой замерший, с сосульками в бороде, но с душевной радостью.

    В Тамбовской епархии в это время был архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Он очень любил моего папу, был с ним очень дружен и ласков. Папа часто ездил к нему в Тамбов. У них было очень много общего. Даже места их ссылок были те же. » (Из письма дочери о. Александра Лебедева от 5 февраля 2005 г.)

    В конце 1943 года в Тамбовской епархии имелось лишь два действующих храма — Покровская церковь в г. Тамбове, где богослужения начались лишь в конце декабря, и Скорбященская Новокладбищенская церковь в г. Мичуринске.

    В тяжёлые годы войны, только за несколько месяцев 1944 г., прихожане Скорбященского храма, вместе с прихожанами двух других действующих церквей Тамбовской епархии (Покровская в г. Тамбове и Никольская в г. Моршанске), собрали более 250 тысяч рублей на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского. Всего же за неполных два года церквями Тамбовской епархии в фонд Победы было перечислено около миллиона рублей.

    О священнослужителях нашего храма

    К глубокому сожалению, данных о служивших в храме священнослужителях практически нет. Предлагаем Вашему вниманию то, что удалось установить на сегодняшний день по различным источникам:

    ? – 1876 год – ?

    Причт: священник, викарный диакон. и псаломщик.

    Священник: Петр Кириллович Троицкий, рукоположен в 1869 г.

    Церковный староста: козловский купеческий сын Прутцков, 1873 г.

    Источник: «Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год».

    ? – 1897 год

    Священник: протоиерей Феодор Шаров, рукоположен в 1857(?) г.

    1897 — 1930

    Священник: протоиерей Михаил Трофимович Богородицкий, рукоположен 7 июня 1898 г.

    Священномученик . Канонизирован 24 декабря 2004 года.

    Дни памяти : Собор новомучеников и исповедников Российских
    (первое воскресение, начиная от 25.01/07.02);

    24 ноября / 7 декабря — день мученической кончины (1937 г.).

    ? – 1902 год – ?

    Диакон: Петр Иванович Полянский, 1847 г.р., рукоположен 6 декабря 1868 г.

    Псаломщик: Иван Алексеевич Данилов, 1851 г.р.

    Источник: «Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год».

    Церковный староста: личный почётный гражданин Козлова купец Михаил Николаевич Прудской.

    Источник: ГАТО.-Ф. 181, оп. 1, д. 2119.

    1913 год

    Настоятель: иерей Михаил Трофимович Богородицкий

    Священник: иерей Петр Иванович Полянский

    Источник: Адрес-календарь за 1913 год

    1943 – 1948 гг.

    – один из самых выдающихся церковных деятелей тамбовской истории этого периода (С. Чеботарев. Тамбовская епархия 40-60 гг. XX века.– Тамбов, 2004. С.147)
    В 1948 г. – вручена медаль «За доблестный труд в ВОВ» (ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 109. Лл. 98-100).
    Отношения с прибывшим на Тамбовскую кафедру епископом Иоасафом не сложились, в первую очередь из-за переписки о. Александра с архиепископом Лукой. Епископ Иоасаф, считая, что письма Луки в Тамбов подрывают его авторитет и настраивают против него определенную группу духовенства, обратился к уполномоченному с просьбой помочь прекратить эту переписку. По указанию Совета по делам РПЦ патриарх сделал соответствующее внушение архиепископу Луке, а в Тамбове тех, кто переписывался с ним, стали вызывать в НКВД и требовать прекратить переписку. В конце 1947-начале 1948 гг. патриарх Алексий I вызвал о. Александра в Москву, где о. Александр некоторое время служил со Святейшим в Богоявленском соборе.

    1943 – 1953 гг.

    Священник: митрофорный протоиерей Георгий Андреевич Успенский.

    1874 г. – †12 сентября 1953 г., Мичуринск, Тамбовская обл. Источник: ЖМП, 1953. №11. С.67-68.
    Родился в с. Головщино Грязинского района Липецкой обл. в семье диакона Иоанно-Богословского храма.

    В 1897 г. окончил Тамбовскую Духовную семинарию. Тотчас же по окончании Семинарии поступил на епархиальную службу, начав её псаломщиком и учителем церковно-приходской школы.

    В 1906 г. Г. А. Успенский был рукоположен во иерея и с тех пор беспрерывно служил алтарю Господню, в продолжение сорока семи лет.

    Он исполнял при этом различные послушания: был благочинным, окружным духовником.

    Судя по протоколам о захвате Спасо-Преображенского храма с. Донское Мичу­рин­ско­го района обновленцами, о. Георгий до сентября 1925 г. состоял в штате этого храма.

    В 1935 г. о. Георгий был награжден митрой.

    На момент ареста, в 1936 г., служил священником в церкви с. Донское Мичу­рин­ско­го района Тамбовской обл. Приговором выездной сессии специальной коллегии Воронежского обл. суда в г. Мичуринске от 6 июля 1936 г. приговорен по ст.58-10 УК РСФСР к 5 годам тюремного заключения. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской обл. 28 сентября 2001 г.

    C 4 октября 1949 г. – духовник Мичуринского округа (ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 109. Лл. 80-83).

    11 апреля 1953 г., вследствие слабости здоровья, уволен за штат.

    Скончался 12 сентября 1953 г. от кровоизлияния в мозг. 13 сентября, после литургии в Ильинском храме г. Мичуринска прибывшим в Мичуринск Преосвященным Иоасафом, епископом Тамбовским и Мичуринским, была совершена панихида по почившем. В 5 час. того же дня тело внесено в Ильинский храм и, при участии всего городского духовенства, был совершен парастас. 14 сентября заупокойную литургию и отпевание почившего совершал Владыка Иоасаф. При отпевании почившего, прежде чем воздать «последнее целование», Преосвященный Иоасаф произнес свое надгробное слово об умершем. Более часа продолжалось прощание переполнивших храм верующих с уважаемым пастырем. Когда тело покойного было вынесено из церкви, большая толпа верующих сопровождала его до кладбища.

    1943 – 1954 гг.

    Священник: иерей Иоанн Васильевич Свищев.

    1890 г. – †14 мая 1954 г., Мичуринск, Тамбовская обл.
    Родился в в семье псаломщика, духовное образование получил в Тамбовской духовной семинарии, а пастырскую деятельность начал в 1913 году.
    Во время Первой мировой войны о. Иоанн служил полковым священником в 20-м Галицком полку.
    По окончании войны он вернулся в свою родную Тамбовскую епархию и служил в Ильинской и Скорбященской церквях Мичуринска.
    С 1945 г. – протоиерей;
    с 1948 г. – настоятель Скорбященского храма и благочинный Мичуринского округа.
    В 1949 г. епископом Иоасафом был снят с должности благочинного за «поддержание контактов» с епископом Рязанским Филаретом (Лебедевым – бывшим настоятелем Скорбященского храма), с которым у епископа Иоасафа отношения так и не наладились (справку о святых источниках прот. Иоанн от 24 ноября 1953 г. подписывает лишь как настоятель) (в октябре 1949 г. на епархиальном Совете в качестве Мичуринского благочинного присутствует прот. Иван Руднев).

    1943 – 1949

    Церковный староста: Леонид Изумрудов.

    По настоянию епископа Иоасафа в 1949 г. церковный совет Скорбященского храма был полностью переизбран – за «поддержание контактов» с бывшим настоятелем храма, ныне – епископом Рязанским Филаретом (Лебедевым).

    1945 – 1974 гг.

    Диакон: протодиакон Митрофан Федорович Рыжкин.

    Родился 30 мая 1887 (1877 ?) г. в с. Волхонщина Пичаевского р-на в семье крестьянина;
    1902 г. – окончил Волковскую второклассную школу
    1906 г. – окончил ТМПШ, псаломщик в Преображенском храме с. Б. Пичаево
    1914 г. – диакон, рукоположен архиепископом Тамбовским Кириллом (Смирновым) (†1941)
    1920 г. – диакон в Сретенской церкви с. Вяжли Пичаевского р-на
    1937 г. – судим заочно Тамбовской тройкой НКВД по ст. 58-10 на 10 лет ИТЛ, отпущен в 1942 г без поражения в правах.
    1945 г. – диакон Скорбященской церкви г. Мичуринска
    1951 г. – протодиакон
    1962 г. – камилавка
    1968 г. – умерла жена (венчался с Павлой Петровной Критской 1892 г.р. в 1910 г.)
    1972 г. – награжден патриаршей грамотой
    Умер 4 декабря 1974 г. в Мичуринске после непродолжительной тяжелой болезни.

    Отец протодиакон был требователен к себе, отличался благоговением в совершении богослужений. За ревностные диаконские труды был удостоен награждения камилавкой. За душевную теплоту, внимательное отношение к людям его любили и уважали и клирики, и прихожане. В день его отпевания, 6 декабря, храм был заполнен молящимися, пришедшими отдать последний молитвенный долг усопшему. После заупокойной литургии и отпевания, совершенных причтом Скорбященской церкви г. Мичуринска, тело покойного отца протодиакона было предано земле.

    ? – 1945 год – ?

    Диакон: В.Е. Асташев, 1877 г.р., рукоположен в 1920 г., закончил городское училище.

    1946 – 1973

    Священник: протоиерей Серафим Алексеевич Жданов.

    Родился 1 августа 1904 г. в г. Липецке в семье священника. По окончании Липецкого Питиримовского училища некоторое время служил псаломщиком в Покровском храме в г. Липецке. С 1941 года находился на фронтах Великой Отечественной войны. Был тяжело ранен.
    В 1946 году епископом Тамбовским и Мичуринским Иоасафом (Журмановым) был рукоположен во диакона, затем — во пресвитера Скорбященского храма г. Мичуринска, где и служил до выхода за штат в 1973 году.
    1964 г. – В Списке священников епархии по сост. на 1 января 1964 г. упоминается как протоиерей.
    Отец Серафим был отзывчив и мягок с сослужителями, безотказно совершал все службы, невзирая на болезнь, за что пользовался уважением и любовью прихожан.
    Ско­ропостижно скончался 14 августа 1975 года.
    Отпевание усопшего отца Серафима было совершено 17 августа после Божественной литургии в Скорбященском храме в г. Мичуринске при множестве молящихся. После отпевания гроб с телом покойного пастыря при пении ирмосов «Помощник и Покровитель…» был обнесен вокруг храма и предан земле на кладбище.

    1949 – 1960

    Священник: протоиерей Георгий Семенович Дарков.

    Родился 22 мая 1880 г. в с. Унсор Можарского р-на Рязанской области.
    1896-1900 гг. – обучение в Рязанской духовной семинарии. Окончил 4 класса.
    1900-1902 гг. – учитель церковно-приходской школы Новокрасной Слободы Рязанской обл.
    1902-1911 гг. – псаломщик Введенской церкви г. Рязани
    1911-1913 гг. – диакон Николо-Бавыкинского женского монастыря Сапожковского уезда Рязанской области.
    1913 г. – 6 сентября архиепископом Рязанским Димитрием рукоположен в иереи.
    1913-1929 гг. – священник Троицкой церкви с. Романовы Дарки Сапожковского уезда (Путятинского р-на) Рязанской обл.
    1929-1932 гг. – был репрессирован
    1932-1937 гг. – священник Покровской церкви с. Агро-Пустынь Рязанской обл.
    1937-1945 гг. – сторож фельдшерско-акушерской школы г. Тамбова
    1945-1947 гг. – священник Преображенской церкви с. Семеновское Высоковского р-на Московской обл.
    1947-1949 гг. – священник Покровской церкви с. Гавриловка Хоботовского р-на Тамбовской обл.
    1949-1960 гг. – священник Скорбященского храма г. Мичуринска
    1960 г. — почислен «за штат» по болезни

    Награды: 1934 г. – наперсный крест, 1948 г. – протоиерей, 1955 г. – палица.
    В списке священников Тамбовской епархии на 1 января 1964 г. не упоминается.

    1953 г.– ? (ранее 1964 г.)

    Настоятель: протоиерей Дмитрий Николаевич Нестеров.

    Родился в 1877 г. в г. Витебске. Рукоположен в 1905 г. Закончил семинарию.
    На момент ареста, в 1937 г., служил священником в одном из приходов Калининской области. Постановлением тройки УНКВД по Калининской области от 20 августа 1937 года приговорен по ст.58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Освобожден из Локчимлага Республики Коми досрочно 20 сентября 1943 г.
    В 1944 г. – протоиерей, настоятель Николаевской церкви г. Моршанска. В справке «О церковной жизни Моршанских горожан» читаем: «Особой популярностью пользуется протоиерей Дмитрий Николаевич Нестеров. Производит впечатление интеллигентного и корректного человека» (ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 37. Л. 44).
    В 1948 г. – протоиерей, благочинный Кирсановского округа;
    В 1948 г. вручена медаль «За доблестный труд в ВОВ»;
    В списке священников Тамбовской епархии на 1 января 1964 г. не упоминается.

    1957 г.– ?

    Священник: иерей Георгий Иванович Плужников.

    Родился в 1928 г. Прибыл на приход после окончания в 1957 г. Московской Духовной семинарии. В списке священников Тамбовской епархии на 1 января 1964 г. упоминается в сане иерея. Есть упоминание, что в 1967 г. о. Георгий продолжал служить в Скорбященском храме, но уже в сане протоиерея.

    Читайте также:  Высоцкий монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки
Ссылка на основную публикацию