Татарстанская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Казанский Никольский кафедральный собор, 21 февраля 2010 г. Фото Андрея Петровича Сычева, с сайта sobory.ru

Казанская и Татарстанская епархия Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Миславского, д. 15/9
  • Тел.: (843) 292-02-13 (приемная, факс), 292-01-45 (секретарь Архиерейского совета), 292-01-75 (бухгалтерия), 292-01-84 (секретарь епархии, факс)
  • Официальный сайт: http://kazan-mitropolia.ru , архивы 2001-2012 – http://kazan.eparhia.ru
  • Каноническая территория: гг. Казань, Набережные Челны; Агрызский, Апастовский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тетюшский, Тукаевский, Тюлячинский р-ны респ. Татарстана
  • Кафедральные соборы: Благовещенский в г. Казани, Никольский в г. Казани, Петропавловский в г. Казани
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    В 1555 году по указу царя Ивана Грозного при Московском митрополите Макарии соборным определением была учреждена Казанская епархия, на которую в сане архиепископа Казанского и Свияжского был назначен игумен тверского Селижарова монастыря Гурий (Руготин), отправившийся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и “наказной памятью”: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). С 26 января 1589 года – митрополия.

    Территориально Казанскую епархию составили: на юго-западе – до реки Суры Нагорная сторона (Козьмодемьянск, Васильсурск, Чебоксары, Цивильск, Свияжск, Тетюши) и Луговая сторона (Санчурск, Царевококшайск); на северо-западе – все земли до реки Ветлуги; часть Вятских земель до середины течения реки Вятки, которые с 1658 года отходят к новоустроенной Вятской епархии; на востоке – земли Казанского, Астраханского, отчасти Сибирского царств (с 1586 года вошла Уфа и Бирск); на юге – земли Астраханского царства до Терского городка на реке Терек, которые с 1602 года отходят к новообразованной Астраханской епархии. К 1917 году территория Казанской епархии ограничивалась пределами Казанской губернии.

    11 июня 1993 года из состава Казанской епархии была выделена Йошкар-Олинская епархия в пределах республики Марий Эл.

    6 июня 2012 года были выделены самостоятельные Альметьевская и Чистопольская епархии, после чего в составе Казанской епархии осталась северо-восточная половина Татарстана – города Казань и Набережные Челны, а также Агрызский, Апастовский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тетюшский, Тукаевский и Тюлячинский районы. Тогда же Казанская кафедра была определена центром Татарстанской митрополии.

    Исторические названия

    • Казанская и Свияжская (3 февраля 1555 – 26 января 1589)
    • Казанская и Астраханская (26 января 1589 – 1602)
    • Казанская и Свияжская (1602 – 16 октября 1799)
    • Казанская и Симбирская (16 октября 1799 – 10 февраля 1832)
    • Казанская и Свияжская (10 февраля 1832 – упом. 14 декабря 1930)
    • Казанская и Татарская (упом. 25 февраля 1948)
    • Казанская и Чистопольская (1949 – 26 декабря 1957)
    • Казанская и Марийская (26 декабря 1957 – 11 июня 1993)
    • Казанская и Татарстанская (11 июня 1993)

    Статистика

    • 1904 – Церквей – 746, часовен и молитвенных домов – 326. Духовенство – 1521 (протоиереев – 40, священников – 713, дьяконов – 30, псаломщиков – 738). Православного населения – 1480216, старообрядцев – свыше 17399, иноверцев – 767238, протестантов – 735, католиков – 1203. Библиотек при церквях – 620.
    • 1912 – Архиерейских домов – 2. Церквей – 739, часовен – 336. Монастырей – 23 (10 женских), 2 женские общины. Духовная академия, Духовная семинария, 3 духовных училища, 589 церковных школ, центральная татарская школа при Братстве святого Гурия (1864).
    • 1 января 1958[1] – 31 зарегистрированный храм/молитвенный дом.
    • декабрь 2010 – приходов – 272, храмов – 221 (в т.ч. приписных – 36, монастырских – 23, часовен – 25, больничных – 4, тюремных – 8), священников – 330, диаконов – 68. В ряде населенных пунктов Татарстана действуют духовно-просветительские курсы. 13 печатных периодических изданий различного формата. 6 православных теле- и радиопередач [2].
    • 1 августа 2013 – 145 храмов, 35 часовен; 12 молитвенных домов, имеющих престол; 138 приходов, имеющих юридическую регистрацию, не имеющих – 9; молитвенных помещений любого вида на территории монастырей или при учреждениях (светских учебных заведениях, исправительных учреждениях, военных частях, больницах и т.п.) – 24; штатных клириков: 208 священников, 32 диакона; приходское духовенство: 152 священника, 26 диаконов; целибатных и вдовых священнослужителей: 36 священников, 5 диаконов; монашествующих приходских клириков (в мантии или рясофоре): 20 священников, 1 диакон; монашествующих, пребывающих в монастырях: мужское монашество без сана – 13, мужское монашество в сане – 49, женское монашество – 19. В ряде населенных пунктов Татарстана действуют духовно-просветительские курсы. 13 печатных периодических изданий различного формата. 6 православных теле- и радиопередач. [2]

    Архипастыри

    • Свт. Гурий (Руготин) (3 февраля 1555 – 5 декабря 1563) [3]
    • Свт. Герман (Садырев-Полевой) (12 марта 1564 – 6 ноября 1567)
    • Лаврентий I (9 февраля 1568 – ранее 13 июля 1574)
    • Вассиан (14 февраля – 21 мая 1575)
    • Тихон I (Хворостинин) (5 июля 1575 – 14 июня 1576)
    • Иеремия (1576 – 1581)
    • Косма (29 декабря 1581 – 1583)
    • Тихон II (1583 – 23 марта 1589)
    • Сщмч. Ермоген (13 мая 1589 – 3 июля 1606) [4]
    • Ефрем (Хвостов) (август 1606 – 26 декабря 1613)
    • Матфей (7 февраля 1615 – 13 января 1646) [5]
    • Симеон (или Симон) Серб (7 февраля 1646 – 26 сентября 1649)
    • Корнилий I (13 января 1650 – 17 августа 1656)
    • Лаврентий II (26 июля 1657 – 11 ноября 1672)
    • Корнилий II (16 марта 1673 – 6 августа 1674) [6]
    • Иоасаф (6 сентября 1674 – 30 января 1686) [7]
    • Адриан (21 марта 1686 – 24 августа 1690)
    • Маркелл (8 сентября 1690 – 21 августа 1698)
    • Тихон (Воинов) (25 марта 1699 – 23 марта 1724) [8]
    • Сильвестр (Холмский-Волынец) (25 июля 1725 – 30 декабря 1731)
    • Иларион (Рогалевский) (26 марта 1732 – 29 марта 1735)
    • Гавриил (Русской) (17 сентября 1735 – 9 марта 1738)
    • Лука (Конашевич) (9 марта 1738 – 9 октября 1755)
    • Гавриил (Кременецкий) (20 октября 1755 – 25 июля 1762) [9]
    • Вениамин (Пуцек-Григорович) (25 июля 1762 – 17 марта 1782) [10]
    • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (25 апреля 1782 – 5 марта 1785)
    • Амвросий (Подобедов) (27 марта 1785 – 16 октября 1799)
    • Серапион (Александровский) (21 октября 1799 – 11 декабря 1803)
    • Павел (Зернов) (18 декабря 1803 – 14 января 1815)
    • Амвросий (Протасов) (7 февраля 1816 – 6 ноября 1826)
    • Иона (Павинский) (6 ноября 1826 – 3 февраля 1828)
    • Свт. Филарет (Амфитеатров) (25 февраля 1828 – 19 сентября 1836) [11]
    • Владимир (Ужинский) (19 сентября 1836 – 1 марта 1848)
    • Григорий (Постников) (1 марта 1848 – 1 октября 1856)
    • Афанасий (Соколов) (3 ноября 1856 – 9 ноября 1866)
    • Антоний (Амфитеатров) (9 ноября 1866 – 8 ноября 1879)
    • Сергий (Ляпидевский) (11 января 1880 – 21 августа 1882)
    • Палладий (Раев-Писарев) (21 августа 1882 – 29 сентября 1887)
    • Павел (Лебедев) (29 сентября 1887 – 23 апреля 1892)
    • Владимир (Петров) (7 мая 1892 – 2 сентября 1897)
    • Арсений (Брянцев) (4 октября 1897 – 8 февраля 1903)
    • Димитрий (Ковальницкий) (8 февраля 1903 – 26 марта 1905)
    • Димитрий (Самбикин) (26 марта 1905 – 17 марта 1908)
    • Никанор (Каменский) (5 апреля 1908 – 27 ноября 1910)
    • Иаков (Пятницкий) (10 декабря 1910 – 1918) [12]
      • Алексий (Дородницын) (1911) в/у, еп. Чистопольский
    • Сщмч. Кирилл (Смирнов) (1920 – декабрь 1929, с 1922 года на кафедре не бывал, находясь в заключении и ссылках)
      • Сщмч. Иоасаф (Удалов) (21 марта 1921 – 4 января 1922) в/у, еп. Мамадышский [13]
      • Сщмч. Иоасаф (Удалов) (21 августа 1922 -15 мая 1923) в/у, еп. Чистопольский
      • Афанасий (Малинин) (декабрь 1923 – ?) еп. Спасский, затем Чебоксарский
      • Митрофан (Поликарпов) (1925) в/у, еп. Бугульминский
      • Иоанн (Широков) (1930) в/у, еп. Марийский
      • Ириней (Шульмин) (1930) в/у, еп. Елабужский
    • Афанасий (Малинин) (7 мая 1930 – 23 марта 1933)
      • Ириней (Шульмин), 2-й раз (1933) в/у, еп. Мамадышский
    • Серафим (Александров) (11 августа 1933 – 15 ноября 1936)
    • Венедикт (Плотников) (20 декабря 1936 – февраль 1937)
    • Никон (Пурлевский) (5 июня – 27 декабря 1937)
    • Андрей (Комаров) (26 августа 1942 – 14 апреля 1944) [14]
      • Иларий (Ильин) (1944 – 1945) в/у, еп. Ульяновский
    • Гермоген (Кожин) (18 февраля 1946 – 19 октября 1949)
    • Иустин (Мальцев) (20 октября 1949 – 4 апреля 1950)
      • Корнилий (Попов), в/у, еп. Горьковский [15]
    • Сергий (Королев) (26 сентября 1950 – 18 декабря 1952)
    • Иов (Кресович) (28 января 1953 – март 1960)
      • Михаил (Воскресенский) (июнь – 23 ноября 1960) в/у, еп. б. Чкаловский
    • Михаил (Воскресенский) (23 ноября 1960 – 7 октября 1967)
    • Сергий (Голубцов) (7 – 23 октября 1967) [16]
    • Михаил (Воскресенский), 2-й раз (23 октября 1967 – 25 июля 1975)
    • Пантелеимон (Митрюковский) (19 августа 1975 – 30 ноября 1988)
    • Анастасий (Меткин) (11 декабря 1988 – 13 июля 2015)
    • Феофан (Ашурков) (с 13 июля 2015)

    Викарные епархии

    География благочиний

    • Казанское:
      • г. Казань
    • Буинское
    • Верхне-Услонское
    • Елабужское
    • Закамское
    • Зеленодольское
    • Кайбицкое
    • Кукморское
    • Лаишевское
    • Мамадышское
    • Пестречинское
    • Спасское
    • Тетюшское

    Монастыри

    Епархиальные отделы

    • информационно-издательский
    • по работе с молодежью
    • миссионерский отдел
    • социального служения
    • религиозного образования и катехизации
    • по взаимоотношению с органами медицины и здравоохранения
    • по противодействию наркомании и алкоголизму
    • по взаимоотношения с вооруженными силами
    • по взаимоотношению с правохранительными органами
    • по канонизации святых
    • паломнический
    • православный центр глухих
    • Братство святителя Гурия

    Учебные заведения

    Миссии

    Библиография

    • Горталов, Н. К., Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555-1885 гг.), Казань, 1885, 36 с.
    • Никанор (Каменский), архиеп., Казанские архипастыри, Казань: тип. Г. М. Вячеслава, 1890.
    • Богословский, Г. К., свящ., Краткий исторический очерк Казанской епархии, с приложением биографических сведений о Казанских архипастырях, Казань, 1893.
    • Богословский, Г. К., Справочная книга для Казанской епархии, Казань, 1900, 612, XXI с.
    • Справочная книга Казанской епархии, Казань, 1909, 751, XXIV с.
    • Мануил (Лемешевский), архиеп., Каталог русских архиереев, 1897-1957.
    • Киреев, А., диакон, Архиерейские кафедры Русской Православной Церкви 59-1984, 1984.

    Использованные материалы

    [1] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

    [3] По Богословской Энциклопедии и Амвросию Орнатскому даты иные: 7 февраля 1555 – 4. декабря 1563. Вторая дата повторяется и в Словаре историческом о святых. .

    [4] Первый митрополит Казанский. По Амвросию Орнатскому – до 11.IV.1606. По архимандриту Иосифу (О Всероссийских Патриархах и патриаршей ризнице) – до 25.VI.1606.

    [7] По Амвросию Орнатскому (с. 100) титуловался “Казанским и Болгарским”.

    [8] По другим данным до 28 марта 1724

    [9] По другим данным – c 29.X.1755. По Амвросию Орнатскому – 29.IX.1755-26.VII.1762.

    [10] По Истории Нижегородской епархии и Амвросию Орнатскому – с 26.VII.1762.

    [11] По другим данным – с 20.II.1828.

    [14] По ММЛ “РПИ” (85) – до 28.I.1944. Позднейшая дата указана как дата подтвердительного указа о переводе в Днепропетровск.

    [15] Романовский А., прот. “Кончина епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева)”, Журнал Московской Патриархии, 1950, № 6, с. 6.

    [16] На епархии не был. Назначение отменено с оставлением предшественника на прежнем месте.

    Республика Татарстан

    Респу́блика Татарста́н — субъект Российской Федерации, республика (государство). Входит в Приволжский федеральный округ, является частью Поволжского экономического района. Образована на основании Декрета ВЦИК и СНК от 27 мая 1920 года как Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика. Согласно пункту 2 статьи 1 Конституции Республики Татарстан 1992 года, наименования «Республика Татарстан» и «Татарстан» равнозначны. Столица — город Казань.

    Содержание

    Православие в Татарстане

    На территории Татарстана православие получило широкое распространение после завоевания Русским государством Казанского ханства в 1552 году и дальнейшей колонизации края. В 1555 г. была учреждена Казанская епархия. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточнорусских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). В состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, вятская земля, в 1556 г. – территория бывшего Астраханского ханства и Сибирской епархии, затем были включены гг. Уфа, Симбирск, Сызрань, Елабуга. К 1917 г. территория К.Е. ограничилась пределами Казанской губернии, позднее – административно-территориальными границами Марийской, Чувашской АССР, с 1993 г. – Республики Татарстан. В республике православие исповедуют русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, а также небольшая часть татар.

    К началу 1917 года в Казанской епархии насчитывалось: церквей – 794, монастырей – 27, часовен – 419. В XX веке количество храмов существенно сократилось – до 1989 года, когда епархии был возвращен Петропавловский собор, в Казани действовало всего два храма. В настоящее время в Казанской епархии в 20 благочиниях зарегистрированы 226 православных организаций РПЦ (на 1 января 2005), действуют около 200 церквей, 8 монастырей, из них 6 мужских и 2 женских: Раифский Богородицкий мужской монастырь (Зеленодольский район, пос. Раифа); Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и Кизический мужской монастырь в г.Казани; Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь (Верхнеуслонский район); Семиозерский мужской монастырь (Высокогорский район), Свияжский мужской монастырь (Зеленодольский район), Казанско-Богородицкий женский монастырь в г.Елабуге и женский Зилантов монастырь в Кировском районе г.Казани.

    Населённые пункты

    Святыни Татарстана

    • Источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» (с. Билярск)

    Этот источник был известен еще до революции, даже татары-магометане, как свидетельствует описание конца XIX века, во множестве стекавшиеся из разных мест в начале весны и во все лето до поздней осени, каждую среду, находили воду целебной и считали святой. Над святым ключом была устроена с незапамятных времен деревянная часовня, вмещавшая в себе три резервуара для воды. В ней, по окончании общего молебна о дожде, по чину церковному освящалась родниковая вода, и затем, по желанию верующих, пелись по традиции молебны Спасителю, архистратигу Божию Михаилу, а также, преимущественно, Божией Матери «Живоносный Источник».

    • Чудотворная икона свв. девяти Кизических мучеников : Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Фавмасия, Феодота и Филимона с девятью частицами их св. мощей;
    • Кизический образ Божией Матери;
    • Виленская икона Божией Матери.
    • Частица мощей свт. Германа Казанского
    • Икона Божией Матери «Тихвинская»
    • Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
    • Образ Иоанна Предтечи
    • Казанская икона Божией Матери
    • Икона Св. Иоанна Предтечи
    • Иверская икона Божией Матери
    • Аналой с частичками мощей святых угодников (всего 39 мощевиков)
    • Иконы святых угодников с частичками их мощей
    • В отдельном ковчеге находятся: святыни из Иерусалима, частицы мощей Киево — Печерских Святых и других святых.
    • Икона Божьей Матери «Скоропослушница»
    • Мощевик с мощами святых
    • Икона Святителя Симферопольского Луки с частичкой мощей
    • Икона преподобного Сергия Радонежского с частичкой мощей
    • Икона преподобно-мученицы Маргариты Мензелинской
    • Иконы с мощами великомученика целителя Пантелеймона, преподобного Серафима Саровского, святителей Казанских: Гурия, Варсонофия, Германа, Святителя Симферопольского Луки.

    Монастыри Татарстана

    Раифский Богородицкий мужской монастырь

    Мужской монастырь, основанный в 1-й пол. XVII в. иером. Филаретом. Официально открыт в 1661. В 1689 уничтожен пожаром, после чего в период 1690-1717 большая часть построек заново выстроена в кирпиче, в том числе ограда с башнями и келейные корпуса. В XVIII-XIX вв. богатый и посещаемый монастырь, известный чудотворной Грузинской иконой Богоматери. Многие старые постройки сломаны и заменены новыми. Закрыт вскоре после революции, постройки переданы лесному факультету Казанского университета, богослужения окончательно прекращены в 1930. Здания заняты колонией несовершеннолетних, затем специальным ПТУ, но в основном сохранились. В 1991 возвращён верующим, постройки отремонтированы.

    В настоящее время крупнейший из сохранившихся монастырских ансамблей Татарстана, постоянно посещаемый многочисленными паломниками.

    Адрес: 422538; Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа.

    Телефон: (84371) 3-48-77, 3-48-78 («Дом паломника»).

    Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь

    Мужской монастырь, основанный в 1555, одновременно с созданием Казанской епархии, как миссионерский, архим. Германом (Садыревым-Полевым). Каменное строительство начато уже в 3-й четв. XVI в., наибольшего расцвета достиг в 1-й пол. XVIII в., когда являлся одним из богатейших в Среднем Поволжье. Помимо храмов уцелели келейные корпуса XVII-XVIII вв. и часть ограды XVIII в. В XVIII в. в монастыре действовали инородческая школа, до 1850-х в монастыре помещалось духовное училище. В 1923-1924 закрыт, постройки заняты под детскую колонию, затем тюрьму, с 1950-х – психбольницу. Вновь открыт в 1997.

    Адрес: 422500, Республика Татарстан, Зеленодольский район, Свияжск.

    Тел.: +7(84371) 3-89-50 (приемная настоятеля), +7(987) 401-33-22 (паломническая служба, экскурсии), +7(917) 919-03-95 (Дом паломника)

    Свято-Успенский Зилантов монастырь

    Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски – Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани.

    Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Зилантова гора, д. 1

    Проезд: Из центра Казани через Казанку по Кировской дамбе, после реки на перекрестке прямо, так чтобы железная дорога осталась параллельно слева. Через 750 метров, когда до поворота дороги налево останется метров 200, повернуть направо, на улицу Архангельская. Примерно через 200 с небольшим метров повернуть налево, по указателю к монастырю. Через 150 метров впереди начнется брусчатый подъем к монастырю.

    Храмы Татарстана

    Никольский кафедральный собор (Чистополь)

    Главным украшением и доминантой центральной части города Чистополя является Никольский собор, расположенный на берегу реки Кама. Трёхпрестольный каменный храм был построен в 1838 году по проекту архитектора П.Г. Пятницкого, ставшего известным зодчим после постройки Казанского университета.

    Собственно храм имеет центричную композицию с пятиглавым завершением, покрыт скатной крышей. По оси северного и южного фасадов размещены сильно выступающие вперед четырехколонные портики ионического ордера. За колоннами на стене расположены пилястры с ионическими капителями. На невысоком архитраве мощный фриз завершен карнизом с кронштейнами. Аналогично решен карниз фронтона портика.

    Адрес: Республика Татарстан, г. Чистополь, ул. К.Маркса, 2

    Телефон: 8 (242) 5-42-50, 5-42-60, 5-00-73

    Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Елабуга)

    Основание Покровской церкви г.Елабуги во второй половине XVI века предание связывает с именем царя ИоаннаIV Васильевича Грозного. В одном из них говорится, что царь Иоанн IVпосле покорения Казани отправился по р. Каме в Соликамск. Но из-за болезни вынужден был остановиться в устье р. Тоймы, на том месте, где стоит теперь Елабуга. По выздоровлении, желая ознаменовать место своего временного пребывания, Иоанн Васильевич приказал заложить тут церковь в честь Покрова Божией Матери.

    Другое предание гласит, что Царь Иоанн Васильевич Грозный, узнав об основании нового русского селения Трехсвятского, послал в него икону Трех Святителей, которая была поставлена в первой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, бывшей в то время единственной во всей Елабуге.Первым настоятелем этой церкви был священник походной церкви Государя Зотик, которому царь подарил икону Трех Святителей. Русское поселение оттого и получило название Трехсвятское. Икона Трех Святителей с надписью «От Царя Ивана IV Васильевича. XVI век» до начала XX века хранилась в Покровской церкви. Это была самая первая церковь, основанная в селе Трехсвятском.

    Адрес: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Большая Покровская, д. 42

    Телефон: +7 855 577‑58-55, +7 855 577‑56-67

    Казанский кафедральный собор (Бугульма)

    Храм построен в 1988-1993 гг. в честь 1000-летия крещения Руси.

    Живописная постройка с асимметрично встроенной с запада четырехъярусной колокольней под массивной главкой, с прямоугольными выступами с южной стороны. Вход решен двусветным объемом с высоким арочным порталом.

    По оси с ним над основным объемом церкви выступает мезонин в три арочных окна. В раскрепованный выступами восточный фасад врезана полукруглая апсида под высокой конхой, вписанной в глухой фронтон церкви.

    Вход на территорию церкви оформлен рамными арочными воротами. Слева от ворот — одноэтажный дом священника, углы которого раскрепованы лопатками. В простенках окон выложены декоративные пилястры.

    Адрес: Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Набережная, д.14

    Телефоны: (885594) 42338, (885594) 4327

    Где остановиться

    В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

    Путеводитель по православным достопримечательностям Татарстана

    Автор — Анастасия Тищенко

    Казань

    Петропавловский собор

    Храм является одним из главных духовных символов Казани и ценнейшим архитектурным памятником русского или так называемого «Нарышкинского» барокко первой половины XVIII века. Построен он был в 1723-1726 годах казанским купцом Иваном Михляевым в память о визите в Казань Петра I. Архитектура и убранство собора уникальны и не похожи ни на один другой архитектурный памятник. Двухъярусный храм 52 метра в высоту и стоит на горе, за счет чего его хорошо видно даже издалека. Внутри собор украшен лепниной с растительными мотивами — за это его прозвали «каменными висячими садами Казани». А ещё в галерее можно увидеть крупные старинные изразцы — это единственный храм в Казани, где сохранился такой вид уникальной плитки.

    Не удивительно, что полюбоваться храмом приезжали все российские императоры и императрицы, начиная с Екатерины II, государственные и общественные деятели. Ученый, натуралист и путешественник Александр Гумбольдт описывал собор в своих заметках о путешествии в Россию в 1829 году, Александр Дюма рассказал о нем в своей книге «Учитель фехтования», а Фёдор Шаляпин нередко пел в соборе за богослужением. В таком месте можно проникнуться атмосферой прошлых столетий и отдохнуть от городской суеты, а со смотровой площадки внимательно рассмотреть исторический центр Казани — оттуда открывается вид на Кремль и улицу Баумана.

    Адрес собора: ул. Мусы Джалиля, д. 21.

    Благовещенский собор

    Это старейшее сооружение ансамбля Казанского кремля и уникальный образец псковской архитектурной школы. В декабре 1552 года мастер Постник Яковлев и каменщик Иван Ширяев — строители Собора Василия Блаженного — по указанию Ивана Грозного приехали в Казань строить каменный кремль и Благовещенский собор. Храм строили 80 псковских мастеров с 1556 по 1562 года. Изначально он представлял собой белокаменный крестово-купольный храм, но из-за крупных пожаров старое здание так и не сохранилось, а в 1925 году храм закрыли. Собор начал заново свою работу только 21 июля 2005 года — в день празднования 450-летия Казанской епархии.

    Несмотря на большое количество реконструкций, храму удалось сохранить исконный псковский стиль и уникальные орнаменты. Также в Благовещенском соборе находится одна из самых известных святынь — келья архиепископа Гурия со старинным образом Спаса Нерукотворного XVI века. Именно тут можно почувствовать тесное сплетение культур и религий, ведь рядом с собором находится мусульманская мечеть Кул-Шариф. Именно такое доброе соседство характеризует Казанский Кремль и республику в целом.

    Адрес: Казань, Казанский Кремль, стр. 2

    Зилантов Свято-Успенский женский монастырь

    Монастырь был также построен по инициативе Ивана Грозного в день и год взятия Казани 15 октября 1552 года и является древнейшим из сохранившихся монастырей Поволжья. Изначально монастырь находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани, но из-за постоянного половодья в 1559 году его перенесли на Зилантову гору. Именно здесь в VII веке сложился основной ансамбль монастыря, включающий Успенский собор, храм во имя Алексия Митрополита Московского и Князь-Владимирскую церковь. Сейчас в монастыре находится женская община, сестры которой занимаются рукоделием, реставрируют иконы и проводят экскурсии для паломников.

    Монастырь находится в Кировском районе Казани — на другом берегу от шумного центра, поэтому ничто не помешает вам проникнуться особой духовной атмосферой и продолжить неспешную прогулку по тихим улицам города. А самый красивый вид на монастырь открывается с Волги и поездов железной дороги, проложенных мимо монастыря.

    Адрес: Архангельский переулок, д. 1

    Казанский Богородицкий монастырь

    Собор был основан в 1579 году и связан с обретением иконы Казанской Божьей матери. Согласно записям будущего патриарха Гермогена, девочке Матроне Богородица пришла во сне и показала местонахождение образа. 8 июня 1579 года Матрона обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома.

    Казанский Богородицкий монастырь на протяжении многих столетий оставался самым крупным и известным в Поволжье. Это был уникальный архитектурный комплекс, который занимал несколько гектаров земли и включал церкви, соборы, часовни, колокольню, жилые корпуса и здание церковно-приходской школы. Комплекс сильно пострадал от разрушений, но сегодня можно увидеть отреставрированный Крестовоздвиженский храм XIX века и Софийскую надвратную церковь. Сейчас в комплексе хранится список утерянной иконы Казанской Божьей матери, подаренной Папой Римским.

    Приходить сюда лучше утром, пока в монастыре нет больших очередей из желающих увидеть самую почитаемую икону. Также при храме работает пекарня, в которой можно будет позавтракать свежей выпечкой.

    Адрес: ул. Большая Красная, д. 5

    Свияжск

    Богородице-Успенский мужской монастырь

    Это важнейший центр распространения православия в Поволжье и объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь был построен в 1555 году — одновременно с учреждением Казанской епархии. На его территории сохранились постройки разных времен, которые образуют впечатляющий архитектурный ансамбль. Самые ценные из них — Успенский собор и церковь Николая Чудотворца. Они являются самыми древними постройками в Свияжске и признаны шедеврами русского зодчества XVI века.

    Успенский собор был построен в 1561 году в псковско-новгородском стиле, а в XVIII веке получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, которые немного смягчили суровое сооружение. Внутри храм украшен уникальными фресками общей площадью 1080 кв.метров. Это полный цикл многокрасочной стенной росписи эпохи Ивана Грозного.

    Еще один ценный памятник монастыря — Церковь Николая Чудотворца. Церковь является местом паломничества православных верующих со всей России. Она была построена в 1556 году под руководством зодчего Ивана Ширяя, который отразил в архитектуре традиционные черты псковской школы XVI века. Изначально стены храма были покрыты уникальными фресками, но до наших дней сохранился только фрагмент лика Николы Можайского на восточном фасаде в нише. Во времена Ивана Грозного в подвале колокольни рядом с храмом был потайной подземный ход, который вел к Щучьему озеру — оно снабжало служащих водой во время осады. После надстроек высота этой колокольни достигла 43 метров, и сейчас она является самым высоким сооружением в Свияжске.

    Самые красивые фотографии комплекса можно сделать на парковке и вертолетной площадке при въезде на остров — оттуда открывается панорама главных зданий монастыря, которую невозможно не запечатлеть. А на обратном пути у ворот монастыря вам откроется прекрасный вид на реку Свиягу и ближайшие острова.

    Адрес: Зеленодольский район, село Свияжск.

    Болгар

    Свято-Авраамиевская церковь

    Сегодня это голубое здание с посеребренными куполами у березовой рощи. Внутри церкви находится оригинальная православная роспись и иконы, а главные святыни храма — рака с мощами Авраамия Болгарского и целебный источник, бьющий на месте гибели покровителя церкви.

    А во дворе церкви есть подворье, в котором можно увидеть уменьшенные модели разных видов церквей — отличная возможность сделать фото с разными достопримечательностями не выезжая за пределы одного места.

    Адрес: Болгар, ул. Лихачева, д. 144.

    Зеленодольск

    Раифский Богородицкий мужской монастырь

    Монастырь является известным центром паломничества православных верующих и крупнейшим из действующих монастырей Татарстанской митрополии.

    Обитель была построена в середине XVII века отшельником Филаретом. До пожара 1689 года монастырь был полностью деревянным, а с XVII—XVIII начал сложился каменный ансамбль. Сейчас восстановленный после многочисленных пожаров монастырский комплекс является одним из самых величественных в среднем Поволжье, а особую живописность ему придают заповедный сосновый лес вокруг и Раифское озеро. На территории монастыря действуют четыре храма: собор в честь Грузинской иконы Божией Матери, храм в честь Преподобных отцов в Раифе и Синае избиенных, собор во имя Живоначальной Троицы и надвратный храм. Главная святыня Раифского монастыря — Грузинская икона Божией Матери, которая была возвращена из Казани 14 августа 1992 года.

    Адрес: Зеленодольский район, посёлок Раифа.

    Чистополь

    Никольский собор

    Собор является одним из главных архитектурных украшений и доминантой центра Чистополя.

    Никольский собор был построен в 1838 году по проекту архитектора Петра Пятницкого, прославившегося постройкой Казанского университета. Расположен собор на высоком берегу Камы на въезде в старый город и представляет собой яркий образец позднего классицизма, являясь одним из самых ценных памятников архитектуры в Казанском крае. Не зря именно с него начинается большинство обзорных экскурсий по городу. В интерьере церкви сохранилась уникальная фреска семьи Романовых, написанная еще до их канонизации, а на полу можно увидеть плитку дореволюционного производства.

    Адрес: г. Чистополь, ул. К.Маркса, д. 2

    Елабуга

    Собор Покрова Пресвятой Богородицы

    Церковь имеет высокую архитектурную ценность как уникальное сооружение со сложными формами, сочетающими элементы позднего барокко, ампира и раннего классицизма, а бирюзовые стены с белым убранством всегда выглядят празднично.

    Собор был построен в 1820 году на месте двух старых деревянных церквей и был освещён в честь Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Ворота расписывали два выдающихся художника — Карл Гун и Василий Верещагин. Покровителями церкви были состоятельные елабужские купцы, поэтому убранство храма было по тем временам роскошным — алтарь с богатой отделкой и позолоченные царские ворота всегда привлекали внимание посетителей. Главная святыня храма — древняя икона Трех Святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

    Татарстанская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

    Статья «ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ КАЗАНИ» (от 22 июля 2013)

    Моё знакомство с Казанью случилось в последнюю неделю перед Универсиадой. Не слишком удачное время. С одной стороны – город готовился к встрече множества гостей и уже блестел обновлёнными фасадами зданий. С другой – последние приготовления, последние (нескончаемые!) авральные работы: укладка асфальта, ремонт брусчатки на мостовых, кипящая смола, грохот каких-то камнедробильных устройств, подъёмники с кирпичами, грозящими обрушиться на головы пешеходов. И – изнуряющая жара при полном отсутствии киосков с питьевой водой.

    По центру старинного города, соединившего в себе культуру православной Руси и древнего Востока, мы с сыном бродили наугад, без гидов и без расспросов. Как говорится, куда глаза глядят. А глядели они, конечно, в первую очередь на главные красоты Казани – высокий холм со старинными крепостными стенами: Казанский Кремль. Центральное место в этом грандиозном архитектурном ансамбле занимает мечеть Кул Шариф, а в глубине кремлёвской площади виднеются сверкающие на солнце купола и кресты древнего Благовещенского собора. На мгновенье кольнула обида: мечеть явно главенствует. Но благоразумие победило: всё-таки Казань – столица Татарстана, республики по преимуществу мусульманской. А когда поднялись в гору и вошли под белокаменным сводом в Кремль, где нас встретила экскурсовод, всё и вовсе встало на свои места. Мечеть в Кремле – сооружение новое, современное, построенное на месте разрушенной мусульманской святыни ещё при взятии Казани нашим грозным царём Иоанном IV-м. Вместо неё – но несколько дальше, в северной части разрушенной крепости, на месте, лично выбранном Иваном Грозным, напротив ханского дворца, была в три дня построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, освящённая в октябре 1552 года. Она просуществовала недолго. В декабре 1555 года указом царя в Казань отправились псковские мастера Иван Постник и Иван Ширяй. Восемьдесят каменщиков, под наблюдением святителя Гурия (позже прославленного в лике святых), взяв за образец Успенский собор Московского Кремля, приступили к возведению белокаменного собора. Камень же добывали и привозили с противоположного берега Волги. Строительство завершилось в 1562 году, и Благовещенский собор был освящён. Изнутри он украшен фресковой живописью, остатки которой сохранились до наших дней несмотря на многочисленные в истории собора пожары и варварские разрушения ХХ века. В ходе реставрации в 1990-х годах было обнаружено изображение Казанской иконы Божией Матери XVII века. И это не случайно – у Бога вообще не бывает случайностей. Казанская икона Богородицы – пожалуй, самая известная и самая почитаемая на Руси – родом ведь из этого древнего города, из Казани, и у Матери Божией особое попечение об этом новоприобретённом острове Православия в мусульманском мире. Но о самой иконе разговор у нас впереди…

    Внутри Благовещенского собора – пятиярусный иконостас, роспись которого неоднократно подновлялась и возобновлялась после пожаров и разрушений, но всё так же выдержана в строгом византийском стиле; пол выложен узорчатой керамической плиткой начала XIX века, сохранившейся до наших дней. В былые времена рядом с собором возвышалась величественная колокольня, сначала деревянная, позже – каменная, поражавшая всякого, въезжавшего и входившего в Кремль, своими колоколами, самый большой из которых весил 1500 пудов (24000 кг). Колокольня была разрушена в 1928 году. Сегодня в дни больших праздников, когда в Благовещенском соборе проходят Богослужения, колокола звучат… внутри храма. Это – не временная мера, а совместное решение гражданских и церковных властей в духе сосуществования различных религиозных культур. В стоящей рядом мечети, где тоже службы проходят только по большим мусульманским праздникам (в остальные дни она открыта для осмотра как музей), муэдзин собирает приверженцев Аллаха на молитву криками не с минарета, а так же находясь внутри помещения. Такая вот толерантность в действии.

    Благовещенский собор Казанского Кремля издревле служил местом упокоения скончавшихся казанских архипастырей (из исторической литературы известно 17 погребений). В XIX веке в ходе перестройки Борисоглебского придела собора была обнаружена подземная келья святителя Гурия, в которой он уединённо молился при жизни.

    Кафедральный собор, каковым на протяжении столетий являлся Благовещенский храм, непременно посещали все известные в России люди, приезжавшие в Казань: император Пётр Великий, все наши цари от Екатерины II, почти все члены Императорского Дома, писатели, включая А.С. Пушкина, композиторы, художники… Многие из них описали эти посещения в мемуарах и письмах. В хоре собора пел великий Шаляпин, родившийся в Казани. Памятник великому певцу стоит сегодня неподалёку от Кремля, на улице Баумана (бывшая Проломная), возле другого старинного памятника Православной культуры – колокольни Богоявленской церкви. Эта величественная кирпичная колокольня высотой 74 метра, соединившая в себе элементы древнерусской и восточной архитектуры, и сегодня остаётся одним из символов Казани. Хотя сам Богоявленский храм, бывший в первые годы советской власти кафедральным собором, закрыт в 1939 году.

    Гуляя по центру Казани, мы с радостным удивлением убеждались, что этот город в религиозном отношении более православный, чем мусульманский – во всяком случае, в архитектурном плане. Хотя на улицах много мусульман, особенно женщин, одетых, несмотря на жару, в длинные платья, из-под которых виднеются изящные шаровары, и окутывающие голову и плечи большие платки-хиджабы. А в каждом магазинчике сувениров – великое разнообразие тюбетеек, хиджабов и прочей национальной одежды. И нигде – ни намёка на национальную неприязнь, коренные жители и гости Казани чувствуют себя в этом городе спокойно и уютно.

    Конечно, в нашем двухдневном пешем путешествии по Казани мы старались посетить как можно больше храмов. Петропавловский собор – пожалуй, самый красивый в Казани: богатство и обилие лепных украшений, узоры, выполненные в восточном стиле, подарили ему прозвище «Каменных висячих садов Казани». Очень высокий (52 метра), стоящий на горе, он виден по Волге за много километров. Построен этот величественный храм в память посещения Казани Петром Первым, направлявшемся в персидский поход. А закрыт – в советское время (последний настоятель, протоиерей Андрей Иванович Боголюбов, умер в лагере). С 1989 года Богослужения в соборе возобновились, храм отреставрирован…

    Конечно, невозможно описать здесь все православные святыни Казани. Но не упомянуть ещё об одной – нельзя. Это храм Ярославских чудотворцев – благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина. Не самый старый в городе (датой постройки считается 1796 год), он выделяется среди прочих обилием в нём православных святынь. Здесь находится рака с мощами первого архипастыря Казани святителя Гурия; сюда в 1930-е годы, когда большинство храмов было закрыто, а эта кладбищенская церковь оставалась действующей, «переехали» чудотворные иконы: Смоленско-Седмиезерский образ Божией Матери, Грузинская икона Богородицы (ныне она возвращена в Раифский монастырь), икона преподобного Сергия Радонежского из Свияжской Иоанно-Предтеченской обители, икона великомученицы Варвары и Тихвинская икона Богоматери… Сегодня главная иконописная святыня храма – список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, а также Нерукотворный образ Спасителя над ракой с мощами святителя Гурия – копия иконы со знамени Ивана Грозного при взятии Казани в 1552 году.

    …Уже совсем «под занавес» своего путешествия по Казани, потихоньку двигаясь в сторону вокзала по узкой тенистой улочке, мы вдруг увидели в конце её ещё один небольшой купол храма. Зайдём? – Конечно же, зайдём, а заодно и отдохнём на скамейке, которая непременно окажется в ограде. Подходим ближе – и замираем от радости и неожиданности. Над входными вратами – надпись: «Пресвятая Богородице, спаси нас» — и небольшая иконка Казанской Владычицы. Прежде чем зайти внутрь храма, обходим его вокруг. Позади храма – пустырь, окружённый жилыми домами, а на пустыре – небольшая беседка-сень и цветы, цветы… Арка с надписью: «Место обретения Казанской иконы Божией Матери». Вот так – неприметно, вдали от главных туристических троп. Так же, как и четыре с лишним столетия назад, когда в 1579 году девочке Матроне явилась во сне Матерь Божия и указала место пожарища, где в земле была сокрыта Её икона, получившая после обретения наименование Казанская. Исследователи считают, что её спрятал в земле ещё во времена Казанского ханства либо русский пленник, либо мусульманин, принявший Православие. Но это не столь важно. Чудотворные иконы являются так и тогда, когда этого хочет тот, чьё изображение они хранят. Казанская икона явила милость Матери Божией к этому краю и утвердила Православие на Волжских берегах. В обретении иконы принимал участие священник Гермоген – будущий Казанский митрополит, а затем и патриарх-мученик всея Руси, заморенный голодом оккупантами-поляками в 1612 году за отказ помазать на Русское Царство польского королевича. А на месте обретения иконы был устроен великолепный по своей архитектуре и размерам Казанский Богородицкий женский монастырь. Со времени царствования Алексея Михайловича Казанская икона стала одной из самых почитаемых в России и участвовала во всех знаменательных событиях русской истории. Список с неё находился в шатре Петра I во время Полтавской битвы; в 1812 году Михаил Илларионович Кутузов вынес её из Казанского собора на Красной площади, когда русские войска оставляли Москву, а после победы и в память её был воздвигнут Казанский собор на Невском проспекте Петербурга; во время последней страшной Великой Отечественной войны Божия Матерь явилась молившемуся за Россию патриарху Гор Ливанских Илие и через него передала советскому правительству повеление молиться перед Её Казанским образом! Что и было исполнено: многочисленные молебны, крестные ходы (в том числе на самолёте – вокруг блокадного Ленинграда), а колыбель городов русских – Киев – был освобождён в день празднования Казанской иконы 22 октября церковного календаря (4 ноября по новому стилю). Сегодня, когда история Великой Отечественной войны сознательно искажается даже в учебниках истории, явление Богоматери митрополиту Гор Ливанских Илие с последующим участием Казанской иконы в битве за Победу стали называть «мифом». Но есть ещё один исторический факт: после Победы митрополит Илия был приглашён Сталиным в Россию, он отслужил литургии в нескольких храмах Ленинграда и возложил свой дар – драгоценный венец на чудотворный список Казанской иконы.

    А судьба первообраза трагична, как и судьба Казанского Богородицкого монастыря. В 1904 году чудотворная икона была похищена из храма ночью. И хотя злоумышленники были быстро обнаружены, у них оказался только драгоценный оклад, саму икону они то ли сожгли, то ли продали старообрядцам. А в советские годы на территории закрытого властью монастыря расположились бараки, склады, табачная фабрика и – пустырь на месте взорванного собора. Сегодня обитель потихоньку возрождается, но уже как мужской монастырь, в котором пока всего лишь 7 монахов. В небольшом Крестовоздвиженском храме есть список чудотворной иконы XVIII века, подаренный монастырю патриархом Алексием II. И лишь полотно с рисунком собора Казанской иконы Божией Матери, натянутое по границе пустыря за местом обретения чудотворного образа, напоминает о былом величии. И всё же верится, что молитвами тысяч православных казанцев и усилиями добрых жертвователей, а главное – волей Заступницы Усердной рода христианского и собор, и монастырь будут восстановлены, как восстанавливается вера в наших сердцах.

    Путешествие к Табынской святыне

    Решение ехать в Башкирию к Табынской иконе Божией Матери, что находится неподалеку от Красноусольска, пришло довольно неожиданно. Странно даже как-то: предложили-то поездку мне давно, да вот я отнекивалась — мол, вряд ли получится. Действительно, у меня отпуск в июне, а родные ехать на своей машине собрались в июле. Однако, видимо, Пресвятая Богородица решила иначе, побаловав меня этой удивительной поездкой.

    Табынская икона Божией матери

    Наверное, паломнические поездки так и случаются — когда Господь, Богородица или святой угодник к себе позовет. О том, насколько мне нужна была эта поездка, я поняла потом, когда уже совсем ночью мы, наконец-то, добрались до Богородице-Табынского женского монастыря и, несмотря на позднее время, пошли к святым источникам и храму. Церковь Табынской иконы Божией Матери — величественная и завораживающая, а благодаря подсветке ночью, кажется будто храм, словно небесный корабль, парит в воздухе. Первое впечатление, возможно, останется самым сильным, потому что было очень острым от необъяснимой радости, наполнившей душу. Без мистики. Просто радостно, от того, что находишься рядом со святыней, с Самой Богородицей. Что может быть лучше? Проблемы, заботы, тяготы — они там, за пределами этого рая, а здесь только ты и Матерь Небесная, так благосклонно позволившая тебе совершить эту поездку.

    Такой вид на храм открылся нам ночью

    Мы поднялись к «дремлющему» в полночь храму, а затем спустились к пещерке со святым источником. В это же время подошли две женщины, установили фонарики на камнях и стали долго в полутьме на выступах пещерки расставлять свечи, тихонько молясь. Поставили свечки и мы, помолившись, перекрестились на образ Богоматери и пошли спать.

    Утром, конечно же, первым делом мы поспешили в храм, который ночью видели только снаружи в освещении ярких прожекторов. Выйдя из домика, который мы заранее забронировали еще из Челнов, я восхитилась прекрасным пейзажем, гостеприимно открывшимся нам. Мы находились в небольшом поселении, находящемся как бы в низине, окруженной высокими холмами, покрытыми по-башкирски густым лесом. Идя к церкви, мы прошли мимо келий монахинь, нескольких святых целебных источников и купелей с водой.

    Храм находится на краю возвышения, и чтобы добраться до святого места, необходимо преодолеть довольно длинную лестницу. Войдя внутрь, я огляделась и глубоко вдохнула церковный аромат. Храм оказался совсем небольшим. Справа располагалась большая икона с потемневшими ликами Пресвятой Богородицы и Младенца-Христа — совсем как Казанский образ, только непривычно темный, невозможно разобрать очертания глаз или губ. Есть предание, что Богоматерь сквозь темный слой «показывает» Свой пречистый лик, но только благочестивым людям с чистым сердцем. Внизу под иконой находится кусок камня, на котором икона была обретена. К этой святыне мы тоже приложились, испросив благословения Матушки Царицы Небесной и поблагодарив за Ее милости.

    Как всегда, когда заходишь в церковь в другом регионе и удаленном от родного города уголке России, начинается «знакомство» с новыми святыми, особо почитаемыми в этой области. Так было и на этот раз. Глядит на меня Ксения Петербуржская с иконы, подхожу поближе – оказывается, нет, это Варвара Скворчихинская. Заинтересовавшись, я прочитала о ней в интернете. Она подвизалась в тяжелейшем подвиге юродства, так же как и Ксеньюшка — отсюда и сходство в написании. Родилась святая в конце XIX века в семье сельского священника, работала учителем, пока не грянула революция…

    Святая Варвара Скворчихинская

    Времена поменялись: в школе Варваре Васильевне сказали, что теперь Бога нет, а значит, нельзя ученикам на уроках рассказывать о Нем как прежде. «Да как же так, куда ж это Он делся?», — возмутилась Варвара и навсегда ушла не только из школы, но и из дома, раздав все имущество бедным. Она повязала на голову красный платок, как бы свидетельствуя о том, что красное безумие овладело людьми. Юродивая вела строгую подвижническую жизнь, людей учила молиться, призывала ходить в церковь. Уже при жизни ее почитали святой, все знали о ее прозорливости. Упокоилась подвижница 27 февраля 1966 года, а в 2001-м — ее канонизировали в лике святых. Сегодня в родном для Варвары селении Скворчиха, которое находится в Ишимбайском районе, есть монастырь и храм в честь преподобной Варвары не так давно возведенные. В местной церкви и пребывают мощи святой.

    Храм в честь блаженной Варвары Скворчихинской

    Выйдя из храма, мы поднялись еще выше и дошли до поклонной горы, где под сводом установлен большой крест с Табынской иконой Пресвятой Богородицы. Здесь паломники любят читать акафист Богоматери. Помолившись, мы спустились обратно вниз — к пещерке со святым источником, где были ночью. В этом году, к сожалению, колодезь, который находится в углублении пещерки, был пуст. По преданию, именно в этом месте произошло обретение иконы в 1597 году. Один монах-чернец возвращался с покоса и услышал женский голос, который сказал: «Возьми Мою икону». Однако монах решил, что, возможно, это искушение, и решил не обращать внимания на голос. На третий день, проходя там же, он снова услышал: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители приятии Мя во храм Господа Моего». Монах осмотрелся и увидел икону Божией Матери на большом камне, который нависал над двумя источниками: соленым и пресным. Он поклонился образу и поспешил в свою обитель.

    Та самая пещерка

    Братия с великим благоговением перенесли икону в храм. Однако на утро обнаружилось, что образ вновь вернулся на прежнее место. Тогда было решено построить над вратами часовню и там молиться перед этим образом. Как гласит предание, икона была носима в разные города: в Уфу, в Казань, но не найдя себе нигде места, образ вновь чудесным образом оказался на прежнем месте. Далее теряется след Табынского образа, Пречистенская пустынь, где он находился, разрушается. Второе обретение произошло на том же месте в 1765 году. Три пастуха-башкира у соленых ключей набрели на икону, и с ненавистью стали ее рубить со словами «это русский Бог». За такое кощунство святотатцы ослепли. Они стали плакать, и самый молодой из башкир, сильно молился и каялся в содеянном, за что бы прощен и прозрел. Он подвел двоих своих приятелей к соленому ключу. Они омыли глаза и прозрели. Тем временем жители стали волноваться о своей скотине и побежали к источникам, там они и нашли вновь икону Пресвятой Богородицы «Табынская». Образ перенесли в ближайший храм, однако на утро святыня снова исчезла. Обнаружили ее в Вознесенском храме Табынской крепости, что находится неподалеку. Икона вновь пропала во время гражданской войны (в храмах находятся ее списки) и сейчас по разным мнениям находится либо в Китае, либо в Америке или Австралии, либо в у кого-то в частной коллекции. Хотя… кто знает, может, скоро икона вновь будет кем-то обретена рядом с соленым источником.

    На следующий день мы отправились в село Табынское — то самое, которое упоминается в истории. Ехали в Вознесенский храм, в котором икона чудесным образом оказалась по втором ее обретении. Церковь старинная, но несколько раз восстанавливаемая буквально из руин. В советское время здесь находился консервный завод. Сейчас — прекрасный храм с уникальным внутренним убранством. Справа от алтаря красуется довольно большой красивый белый корабль с парусами, на котором изображена Пресвятая Троица. Немного оглядевшись, я обомлела от радости, когда увидела большую икону святого Севастиана Карагандинского. Приложилась, словно родного человека обняла. А вот моего сына в этой церкви угостила сладостями Сама Пресвятая Богородица! Правда. Большой образ Богоматери стоял на подставке, и под ней было насыпано много конфет. На недоумение сына, я так же недоуменно пожала плечами, а храмовая работница подошла, взяла несколько конфеток, и дала моему ребенку, сказав: «Это тебе от Пресвятой Богородицы». Что тут можно сказать? Возможно, именно эти конфетки когда-нибудь в трудную минуту согреют душу и укрепят в вере моего сына…

    Корабль в Вознесенском храме села Табынское

    В это же день мы вернулись на территорию монастыря, чтобы окунуться в целебных источниках. Их тут несколько, они имеют разный минеральный состав. Нам рассказали, что один содержит глицерин, в другом сероводород, в третьем хлорид-натрия. Они, как и все природные ключи, очень холодные, но люди с радостью в них окунаются не только сами, но и своих грудных детей погружают в святые воды, надеясь на помощь Царицы Небесной в укреплении здоровья. Здесь есть несколько оборудованных купелей, есть и небольшие бассейны с водой, откуда можно черпать воду, чтобы обливаться из ведра. Запах сероводорода от источников, конечно, бьет в нос, но только в первый день. Потом к нему привыкаешь, и он уже не смущает. Главное, что ты находишься на святом месте, которое Матерь Божия Сама избрала. Окунаясь в источники с молитвой к Пречистой, получаешь исцеление и духовное, и телесное. Благодатное сочетание!

    Дни у Табынского образа Богородицы пролетели быстро, хотя ощущалось, что время здесь как бы тянется, течет медленней обычного. Но, так или иначе, засобирались мы в дорогу. Путь до дома неблизкий — более семи часов. В машине мы ехали сначала молча, а затем вспомнили, как нашли тот дом, в котором должны были остановиться на время путешествия к Табынской святыне. Мы знали название улицы и номер дома, а вот куда двигаться в развилках узеньких дорог было непонятно. Тихонько въехали в село, затем наобум свернули, потом еще раз — и встали у дома, чтобы спросить путь. Местная женщина, которая вышла из калитки, на наш вопрос ответила: «А это как раз здесь»…

    Архитектурный ликбез. 12 старинных казанских храмов

    Начало XX века в Казани было временем избавления от храмовой архитектуры. По данным автора книги «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани» Сергея Саначина, к 1932 году в Казани уничтожили 12 из 52 церквей. Среди них — Владимирский собор, Грузинская церковь, церковь Четырех Евангелистов и другие, на месте которых сейчас в основном стоят жилые дома. Некоторым старинным храмам удалось избежать грустной судьбы. В новом выпуске рубрики «Архитектурный ликбез» «Инде» попросил епархиального архитектора Степана Новикова кратко рассказать о русской православной архитектуре и выбрать 12 важных исторических казанских храмов.

    казанский епархиальный архитектор, преподаватель кафедры теории и практики архитектуры КГАСУ

    В Россию православная храмовая архитектура пришла вместе с православием. Русская архитектура исторически отличалась от византийской, хотя и многое из нее заимствовала. Русскую православную архитектуру можно разделить на три типологические группы — южную, среднерусскую и северорусскую, каждая из которых имела свои особенности.

    Южная больше тяготела к византийской, на севере в основном строили деревянные храмы, а в средней полосе происходил синтез различных архитектурных направлений, в котором могли проявляться в том числе и языческие элементы в виде росписей и резьбы. В период правления Петра Первого в Россию начали проникать европейские архитектурные течения — барокко, классицизм, эклектика и другие.

    Фасады русских храмов основаны на контрастном построении композиции. Крупные массы стен разбивали полукруглыми закомарами, украшали узкими окнами, куполами-маковками, кокошниками, резьбой и росписями. Объемно-пространственные решения применяли разные — строили трехнефные, однонефные, крестово-купольные храмы, но самой распространенной была композиция «корабль».

    Старорусские храмы внешне не всегда были симметричными, из-за того что их достраивали; для них характерны звонницы, а не колокольни. Позже стали активно строить колокольни, в период барокко они, как правило, были отдельно стоящими. Сейчас же колокольню строят в основном в структуре храма.

    Самым древним казанским собором считают Благовещенский, хотя православные храмы начали строить еще в Макарьевском монастыре до взятия Казани Иваном Грозным. Пик строительства храмов пришелся на середину XIX — начало XX века. По состоянию на 1917 год в городе насчитывалось более сотни церквей, включая монастырские и домовые (при учебных заведениях, тюрьмах, больницах) храмы.

    В 1930-е годы Казань лишилась крупных древних храмов, которые влияли на ее силуэт и панораму. Город во многом потерял свою идентичность. Были разрушены Спасо-Преображенский монастырь в Кремле (сейчас он в руинированном состоянии), стоявший рядом трехшатровый собор Иоанно-Предтеченского монастыря. Снесены храмы вокруг Кремля, находившиеся на месте цирка, «Пирамиды» и здания Академии наук Татарстана. В Старо-Татарской слободе снесли Борисоглебскую церковь.

    На месте церкви Четырех Евангелистов, которая была выстроена в стиле дворцового барокко, построили не менее помпезную сталинку ; то же случилось и с территорией, освободившейся после сноса Владимирской церкви на перекрестке улиц Чернышевского и Московской. В списке утраченных также значатся церковь Кирилла и Мефодия на перекрестке Айвазовского и Лесгафта, церковь Трех Святителей Казанских на перекрестке Качалова — Шаляпина, Воскресенский собор и Федоровский монастырь, на месте которых сегодня располагаются химический корпус КФУ и НКЦ «Казань» соответственно. Сильно пострадал Кизический монастырь, главный собор которого полностью уничтожили, а также многие другие храмы в центре города и окружающих его слободах.

    В 1990-е годы в городе начался ренессанс. На Сафиуллина по проекту Андрея Спориуса построили церковь Серафима Саровского, храмы возвели на Адоратского, Чистопольской, в Ягодной слободе. Старых действующих церквей оставалось мало, их начали реставрировать и восстанавливать. Из действующих сегодня исторических храмов можно выделить Петропавловский собор и Богоявленскую церковь на Баумана. В 2015 году завершилась реставрация Духосошественской церкви, где раньше находился театр кукол. Сегодня в городе никак не обозначены места, где когда-то стояли храмы, вероятно, это можно сделать с помощью мемориальных досок и стилизованных арт-объектов.

    Что до стилей, то в Казани представлены объекты периода барокко (Духосошественская церковь, Петропавловский собор), эклектики (церковь Святого Варсонофия), классицизма (Богородицкий монастырь). Есть примеры русско-византийского стиля (Варваринская церковь) и историзма с элементами модерна (старообрядческая церковь). В период модерна, ретроспективизма и активных архитектурных стилизаций строили много интересных культовых объектов. Но в 1917 году развитие культовой архитектуры прекратилось. Кто знает, если бы этого не случилось, как сегодня выглядели бы храмы. К сожалению, сейчас мы не можем скакнуть в ультрасовременную архитектуру. Поэтому нужно вернуться на 100 лет назад, посмотреть, на чем мы остановились, и продолжать развиваться в том же направлении. Сейчас же храмы — увы, не лучшие пародии прошлых лет и результаты попыток скопировать историческую архитектуру.

    Читайте также:  Никольский монастырь в Могочино: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение
    Ссылка на основную публикацию