Тихвинский Богородичный монастырь в Тихвине: история и адрес монастыря

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Епархиальный мужской монастырь

История

В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.

Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И—о, чудо!—икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица. А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св. Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г. по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской

Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство. Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России. Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры.

При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584 г. царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора—жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы. Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и важную и опасную государственную «дозорную и связную» службу.

Конец XVI в. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII в. страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты. Во время тех трагических событий один из псковских епископов, получив вести о взятии Москвы и осаде Троице-Сергиевой Лавры, «умер от горя». Не один только Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти», но на его долю досталось поистине с лихвой. Летописец видел причины этих несчастий в «самонадеянии и нечистотах греховных».

В 1610 г.—«литовское разорение»: Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами. С 1608 по 1613 год—неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон. Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости.

Конец лета 1613 г. стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев. И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 г. защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско. Они «возмятошася, всколебашася и яшася бегства со студом, друг друга со зади биюще».

В июне 1812 г. архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери».

В середине 20-х годов ХХ в. монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители. В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу. Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории. Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.

Из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду.

Чудотворная икона, святыня мирового православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель.

В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа и сонма священнослужителей.

Тихвинский Успенский монастырь

Содержание:

Тихвинский Успенский монастырь представляет собой искусную архитектурную оправу для одной из величайших святынь России — Тихвинской иконы Божией Матери.

К югу от Ладожского озера, юго-восточнее легендарного поселения Старая Ладога лежит древний городок Тихвин. Голубой змейкой ползет-извивается через него обмелевшая речка Тихвинка. Лишь весной она подступает вплотную к невысоким стенам мужского Тихвинского монастыря.

Явление Тихвинской иконы Божией Матери

Связь с водой у монастыря не случайна и имеет отношение к древней его истории. Старинные летописи рассказывают, как в 1383 году промышлявшие на Ладоге рыбаки увидели чудесное видение. В ярком луче солнечного света, пробившегося сквозь пелену низких неласковых туч, на поверхности озера заблистала икона.

Дивный образ Богоматери словно плыл над водой и скрылся на берегу. Возле речки Тихвинки в честь этого чуда и была заложена деревянная церковь.

Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь — Тихвинскую икону Божией Матери, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую из Константинополя за 70 лет до взятия его турками, дивным образом она перенеслась по небу на берега Ладоги и Тихвинки.

Основание Тихвинского Успенского монастыря

Рождение Тихвинского Успенского Богородичного монастыря связано с именем Ивана Грозного. В 1558 году он начал Ливонскую войну, надеясь завладеть удобными гаванями на Балтике. Новгородские земли после этого превратились в «прифронтовую» полосу, таким образом, появилась причина для основания в Тихвине хорошо укрепленного монастыря; причина эта была сугубо оборонительного свойства. Соответствующее приказ царя последовал в 1560 году.

Тихвинский монастырь в Смутное время

В Смутное время стенам Тихвинского монастыря и его мужественным защитникам пришлось неоднократно отражать атаки шведских «гостей». Дело в том, что в 1608 году Лжедмитрий II, поддержанный поляками, двинул свои войска на Москву, и царь Василий Шуйский был вынужден позвать на помощь шведов (в обмен на некоторые северные территории). Но шведы повели себя на Руси как оккупанты.

Отряд шведского военачальника (француза по происхождению) Якоба Делагарди в 1610 году захватил Тихвинский монастырь, а также прилегающий к нему Тихвинский посад, и разграбил их. В мае 1613 года терпению тихвинцев пришел конец — они подняли восстание и уничтожили шведский гарнизон. Разъяренный Делагарди в ответ взял обитель в осаду. Она продолжалась более трех месяцев.

Делагарди грозился сровнять монастырь с землей, а саму чудотворную икону рассечь мечом. Тем временем в Москве венчался на царство Михаил Федорович Романов. Надежды на помощь из Москвы возрастали, но помощь медлила, а натиск шведов становился все ожесточеннее. В самый критический момент, 15 сентября, случилось чудо — Тихвинская икона Божией Матери защитила свой «дом».

Шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привиделось, будто со стороны Москвы идет огромное русское войско. Началась паника, оккупанты бежали, давя друг друга, их гнали, «секуще аки стеблие», брали в плен, сидевших во рвах засыпали землей.

В 1617 году неподалеку от Тихвина был заключен со шведами Столбовский мирный договор, причем порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного Тихвинского образа Божией Матери.

Мирная жизнь в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего XVII века — он хорошел, облекался в камень. Правда, этому устроению предшествовала еще одна беда — в 1623 году страшный пожар нанес тяжелые раны обители. В ходе последующего ремонта в соборном храме Тихвинского монастыря пришлось поновлять первоначальные росписи.

Венценосные гости Тихвинского монастыря

Романовы Тихвинскую обитель любили и навещали. В Успенском соборе молились перед чудотворным образом Петр I (1717 год), Елизавета Петровна (1747 год; она приезжала в монастырь с великим князем Петром Федоровичем, будущим императором Петром III, и его женой Екатериной Алексеевной), Павел I (1798 год), Александр I (сопровождал отца в 1798 году, а в 1823 году он уже в царском звании еще раз побывал в монастыре), Александр II (1858 год). Монаршие посещения, как водится, сопровождались богатыми пожертвованиями.

В ходе секуляризации, проведенной Екатериной II в 1764 году, монастырь потерял все свои земельные владения и почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей.

Проистекавшие от Тихвинского образа Божией Матери чудеса, которые продолжали множиться, привлекали в обитель огромное количество паломников.

Тихвинский монастырь после революции

Тихвинский монастырь в 1918 году был закрыт; в Успенском соборе устроили пересыльную тюрьму. Позже в нем размещался воинский продовольственный склад, в военные годы — госпиталь, после войны — цех Всесоюзного общества слепых. Реставрировать храм начали в конце 1960-х годов.

А Тихвинская икона Божией Матери в 1941 году, впервые за без малого шесть веков, покинула Тихвин. Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине недолго, но, тем не менее, успели вывезти «предметы искусства». В их числе оказался и чудотворный образ.

Немцы организовали в Пскове духовную миссию и выставляли икону в Троицком соборе, куда для поклонения святыне стекалась масса православного люда.

При их отступлении знаменитая икона была вывезена в Ригу. Оттуда рижский архиепископ Иоанн тайно вывез святыню в Америку, где долгие годы она хранилась в Чикаго, в скромном Свято-Троицком соборе. По завещанию отца Иоанна икона должна была вернуться в Россию после полного возрождения Тихвинского монастыря. Так оно и случилось.

Утром 4 июля 2004 г. по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге прошел крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери. Погостив еще четыре дня в знаменитом Казанском соборе, она вернулась в Тихвин и заняла свое привычное место в Успенском соборе — в киоте у юго-западного столпа.

Читайте также:  Феодосийский Введенский храм: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Тихвинский монастырь к тому времени давно уже был действующим; иноческая жизнь возобновилась в нем в 1995 году.

Архитектурный ансамбль Тихвинского монастыря

Тихвинский Успенский монастырь представляет собой искусную архитектурную оправу для одной из величайших святынь России — Тихвинской иконы Божией Матери. «Домонастырской» постройкой его ансамбля является лишь Успенский собор. Всё остальное строилось после 1560 года. Монастырские здания выстраиваются в каре, обрамляющее соборный храм.

История тихвинского Успенского собора началась в конце XIVвека, когда на берегах реки Тихвины явился чудотворный образ Божией Матери. Деревянная церковь, срубленная на этом месте, позже сгорела. Горели и следующие храмы — в начале XVI столетия здесь возвели каменный собор, сохранившийся до наших дней.

Летом 2015 года Успенский собор отметил свое пятисотлетие. Последние двадцать лет он является главным храмом действующей обители — монашеская жизнь здесь была возобновлена в 1995 году. Еще одной важнейшей вехой новейшей истории Успенского собора стало возвращение в 2004 году в его стены чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

Самая старая из других построек Тихвинского монастыря — теплая Покровская церковь, изначально освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Возведение ее относится к 1581 году. К церкви примыкает просторная двухэтажная трапезная. Второй ее этаж занимает одностолпная палата со сводчатым потолком. Эта «зала» интересна своей планировкой, весьма напоминающей планировку Грановитой палаты в Московском Кремле. Сохранились сведения, что здесь не только трапезничали монахи, но и собирались для обсуждения важных дел посадские люди. При храме было устроено два придела — в честь Старорусской иконы Божией Матери и во имя великомученицы Варвары.

Рядом с Покровской церковью высится характерная зубчатая звонница — своего рода «визитная карточка» Тихвинского монастыря. Ее очертания можно увидеть в проспекте любой туристической фирмы, предлагающей паломничество по святыням Русского Севера. Трехъярусное пятишатровое здание было построено в 1600 году на средства царя Бориса Годунова. В нижних ярусах колокольни в начале XVII века хранилось немало военных припасов. Это обстоятельство сыграло печальную роль во время пожара 1623 года — звонница попросту взорвалась. Спустя восемь лет ее возвели заново — с сохранением прежних пропорций.

В 1777 году колокольня Тихвинского монастыря была перестроена. Шатровое завершение убрали, увенчав колокольню фонариком с двумя шпилями по бокам. Во время Великой Отечественной войны «классическое убранство» оказалось утрачено. В 1960-е годы звоннице вернули первоначальный вид.

В монастырь богомольцы попадают через внутренние ворота, устроенные между келарским и архимандричьим корпусами, которые сейчас занимает Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей. Над воротами поднимается Вознесенская церковь с приделом великомученика Феодора Стратилата, построенная в 1590-х годах. Она имеет две главы; такой тип церквей встречается сравнительно редко в русском зодчестве, при этом двуглавыми как раз бывают преимущественно надвратные церкви.

К востоку от Успенского собора находится Крестовоздвиженская церковь — строго говоря, тоже надвратная; под нею — ворота на внешний двор. Еще совсем недавно в этом здании трудно было заподозрить церковь, построенную в конце XVII века (первоначально — Покровскую). Да и просто церковь, так как в советскую эпоху храм лишился барочного завершения, которое восстановили к 2014 году.

По своему внешнему виду здание мало соотносится с XVII столетием, и неспроста — в 1870-х годах оно было полностью перестроено по проекту И. Л. Бенуа (1813— 1898), представителя знаменитой династии архитекторов и художников.

Указанные постройки соединены друг с другом жилыми корпусами, это — северные братские, келарские, архимандричьи, архиерейские («казенные»), патриаршьи («Евфимиевские»), братские «житнические» кельи, а также больничный корпус с церковью Двенадцати апостолов, воздвигнутые в последней четверти XVII столетия.

Расположенные в виде почти сплошного прямоугольника, эти здания обозначает внутреннюю территорию монастыря. Есть и внешняя, с Сырковым озером и поварней конца XVI века; она ограничена крепостными стенами. При западных, Введенских, воротах имеется башня, возведенная в 1669 году усердием московского дьяка Богдана Силина. На внешней стороне башни, во втором ее ярусе, тогда поместили увеличенную копию Тихвинской иконы Божией Матери. Тому была причина — здесь чудотворный образ, согласно преданию, явился и провел 130 лет — до постройки каменного Успенского собора. К иконе богомольцы поднимались по лестнице, устроенной в виде крыльца.

Сейчас об архитектуре надвратной башни можно судить только по ее восточному, внутреннему, фасаду (хотя и он претерпел значительные изменения). С внешней стороны к ней пристроена церковь Тихвинской иконы Божией Матери, в народе именуемая «Крылечком». Возвели ее в начале 1860-х годов по проекту всё того же Н. Л. Бенуа в память о совершившемся незадолго до этого, в 1856 году, чуде исцеления тихвинского мещанина А. А. Боровского, — по окончании строительных работ чудотворная фреска оказалась внутри храма.

Что касается стен, то они достойны уважения, но вовсе не за «боевые заслуги», как думают многие посетители обители, знающие о героическом прошлом Тихвинского монастыря, о тех осадах, которые пришлось ему выдержать в начале XVII столетия. Вплоть до 1670-х годов монастырские стены оставались деревянными. Возведение их началось в 1560 году, а к 1608 году деревянные укрепления с «тарасами» (бревенчатыми срубами, наполненными землей) были готовы. Завершение строительства явилось чрезвычайно своевременным — уже через несколько лет стенам Тихвинской обители пришлось выдержать несколько жестоких приступов шведских войск.

В 1669 году начались работы по возведению каменных стен. К 1700 году отстроили в камне участки ограды, примыкающие к Никольской и Введенской башням (и сами башни также). На дальнейшее строительство средств тогда не хватило, и работы продолжились лишь в 1788 году.

Нарядная, с круглыми амбразурами, пробитыми поверху, каменная ограда Тихвинского монастыря строилась уже скорее не в оборонительных, а в декоративных целях. По внутренней стороне ее была проложена деревянная галерея, имевшая в основании кирпичные аркады нижнего яруса. Галерея эта использовалась для крестных ходов вокруг обители. Башни, в прежние лихие времена выполнявшие функцию военных и продовольственных складов на случай долгой осады, пустовали.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

Об истории Тихвинского Успенского монастыря и Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

8-9 июля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с Первосвятительским визитом пребывает в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре. Публикуемый материал посвящен истории обители и ее главной святыни — Тихвинской иконы Божией Матери.

По чину великих обителей…

В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, заступницы Земли Русской и путеводительницы православных христиан. Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи: «Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день». Торжественные службы по этому поводу прошли в присутствии царской семьи в московском Успенском и новгородском Софийском соборах. Весной-летом того же года срублен был монастырь, деревянный сначала, но добротный и вместительный «по чину великих обителей».

Монастырю суждено было стать домом для величайшей православной святыни, пережить времена и славные, и смутные, служить рубежом обороны от иноземных захватчиков, всегда при этом оставаясь источником чистого духовного сияния, на который стремились паломники со всей православной России.

… и по воле Владычицы нашей Богородицы

Предыстория и история монастыря неразрывно связаны с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого означает «путеводительница», «указующая путь»). Этот образ был написан, по преданию, Св. Апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Св. Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Св. Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее, уже в V в. икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий, ставшая хранилищем главных святынь Византии — первой христианской империи.

В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.

Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И — о, чудо! — икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица. А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св. Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г. по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской.

О каменной соборной церкви Успения, что и поныне украшает обитель, надо сказать особо. Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое. Строительство собора, грандиозного по тому времени для отдаленных, порубежных мест, имело государственное значение. Храм был свидетельством особого отношения великих князей к святыне, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с всемирной христианской историей.

Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство. Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России. Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры.

При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584 г. царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора — жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы. Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

Сребропозлаченный оклад для образа Богородицы украшенный жемчугом и самоцветами и изготовленный в 1718 г., тоже был «обетным подношением» к чудотворному образу от 67 «лучших торговых людей» тихвинских. Знатные граждане просили архимандрита монастыря Рувима о ходатайстве об их нуждах перед Петром I. Все описания монастыря подробно перечисляют бесконечное количество драгоценных камений, украшавших ризу иконы. Лучшие из них были вкладами русских императриц.

Предания о чудотворной иконе дошли до нас в «Сказании о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери». Наиболее пространная, «официальная» редакция «Сказания» была создана при царе Алексее Михайловиче в XVII в. Автор «Сказания» — иконописец Тихвинского монастыря Родион Сергеев. По указанию царя и в знак признания особой, общегосударственной важности этого документа, редактура «Сказания» была поручена знаменитому «труднику слова», духовному писателю и поэту XVII в. Симеону Полоцкому, для совместной работы с которым Родиона Сергеева специально вызвали в Москву.

На страже Святой Руси

Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и важную и опасную государственную «дозорную и связную» службу.

Конец XVI в. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII в. страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты. Во время тех трагических событий один из псковских епископов, получив вести о взятии Москвы и осаде Троице-Сергиевой Лавры, «умер от горя». Не один только Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти», но на его долю досталось поистине с лихвой. Летописец видел причины этих несчастий в «самонадеянии и нечистотах греховных».

Читайте также:  Софрониевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

В 1610 г. — «литовское разорение»: Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами. С 1608 по 1613 год — неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон. Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости.

Конец лета 1613 г. стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев. И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 г. защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско. Они «возмятошася, всколебашася и яшася бегства со студом, друг друга со зади биюще».

Так истерзанная интервентами, разоренная Смутой и предательствами, без законного царя, без регулярной армии Русь — Святая Русь — спаслась. Спасено же наше Отечество было тогда самой Царицей Небесной, благодатной силой Ее образа и верой народа в Ее заступничество.

Заступничество Божией Матери и чудеса Ее Тихвинского образа не прекращались на нашей земле. В июне 1812 г. архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери».

Тихвинская икона пользовалась и продолжает пользоваться такой славой, что списки с нее разошлись по России в огромном количестве. Мало в России храмов, где не было бы Тихвинской иконы Богородицы.

Век 20-й, век безумный

В середине 1920-х годов монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители. В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу. Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории. Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.

И вот из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду.

Чудотворная икона, святыня мирового Православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель.

Возрождение

В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Немногочисленна пока братия Тихвинской Успенской обители, но велико радение монахов и послушников о святом месте.

Возвращение иконы

Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь. Этот маршрут был одобрен и утвержден Патриархом, по благословению которого была также создана рабочая группа по организации возвращения. В группу вошли:

• Председатель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II;
• Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир;
• Губернатор Ленинградской области Валерий Павлович Сердюков;
• Начальник Главного управления ГИБДД МВД России Виктор Николаевич Кирьянов;
• Настоятель Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря игумен Евфимий (Шашорин);
• Секретарь митрополита С.-Петербургского и Ладожского иерей Сергий Иванович Куксевич;
• Советник генерального директора Российского Агентства государственных резервов Сергей Станиславович Драчёв;
• Секретарь-референт Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Николай Иванович Державин.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь — православный мужской монастырь, расположен в городе Тихвине, на берегу реки Тихвинки.

Содержание

История

Основан по указу Ивана Грозного от 10 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

В 1613 году монастырь был осаждён шведской армией под предводительством Якоба Делагарди, однако его защитники во главе с князем Семёном Прозоровским смогли отразить несколько штурмов и удержать обитель до прихода подкрепления.

В 1920-х годах храмы монастыря были переданы обновленцам, в 1930-х годах закрыты, а икона, почитавшаяся чудотворной, стала экспонатом местного краеведческого музея.

Во время Великой Отечественной войны город был лишь в течение недолгого времени оккупирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону в Псков, где передали православной духовной миссии, потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, оттуда епископ Иоанн (Гарклавс) вывез её в Чикаго (США). Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.

В 1945 году находившуюся в восточной башне монастырской ограды церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко», построенную по проекту Н. Л. Бенуа и освящённую в 1863 году, предоставили в пользование православной общине (более 40 лет это был единственный действовавший храм на территории Тихвинского и Бокситогорского районов).

В 1995 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён, а в 2004 году икона была возвращена в монастырь.

Список храмов и скитов Тихвинского монастыря

Храмы

Успенский собор. Самый древний, большой и красивый Успенский собор возведен в 1515 году, при Василии III; много раз перестраивался и обрастал пристройками, так что теперь сочетает элементы множества архитектурных стилей от XVI до XX веков. Здесь хранится Тихвинская икона Божией Матери.

Покровская церковь и звонница при ней. Храм был построен в XVI веке, в XIX веке получил новый облик, но в 1960-70-х годах реставраторы восстановили памятник таким, каким он появился на свет. В Покровском храме Тихвинская икона хранится зимой.

Надвратная церковь Вознесения Господня родом из XVI века (детище блаженного государя Феодора Иоанновича).

Церковь Двенадцати Апостолов возведена при монастырской больнице в конце XVII века, перестроена в XIX, а во время Великой Отечественной утратила всю алтарную часть и навершие. Сейчас в церкви иконная лавка монастыря.

Крестовоздвиженский собор построен на заре правления Петра Великого, а при Александре III был коронован пятью куполами. В нем совершаются богослужения зимой.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери “Крылечко”. В 1669 году на том месте, где пребывала Тихвинская икона до постройки Успенского собора, была возведена Надвратная башня. Фреска с изображением Богородицы на фасаде башни, к которой вела лесенка в 24 ступени (отсюда название «Крылечко») послужила к исцелению мещанина А. А. Боровского. В память об этом исцелении к башне была пристроена церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко», так что икона оказалась внутри алтаря. Храм был возвращен Церкви в 1944 году и еще в советские годы стал местом паломничества: многие приезжали сюда крестить или венчаться.

Подворья Тихвинского монастыря

  1. Домовый храм свт. Димитрия митрополита Ростовского. Подворье Тихвинского монастыря. Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 18А
  2. Подворье Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря в городе Пикалёво. Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, г. Пикалево
  3. Свято-Успенская Макарьевская пустынь, Ленинградская обл., Тосненский район
  4. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери в местечке Смоленский Шлюз. Ленинградская область. Тихвинский район, Лазаревическая волость, местечко Смоленский Шлюз.

Святыни

Чудесное явление иконы на берегах реки Тихвинки датируется 1383 г. Для нее на месте явления был построен деревянный храм Успения Богородицы, в 1515 г. перестроенный в каменный, вокруг которого и вырос Тихвинский монастырь. После революции икона находилась в Краеведческом музее, в 1941 г. была вывезена немцами во Псков и передана Псковской Духовной миссии. Она «отступала» вместе с немцами, затем пребывала в Германии, а в 1950 г. была вывезена в Свято-Троицкий собор в Чикаго. Ее хранителями были архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий Гарклавс. В 2004 г. икона возвращена в обитель.

Престольные праздники

  • Икона Пресвятой Богородицы “Тихвинская” – 9 июля
  • Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
  • Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября
  • Вознесение Господне – 40-й день после Пасхи
  • Петр и Павел, первоверховные апостолы – 12 июля
  • Воздвижение Животворящего Креста Господня – 27 сентября
  • 21 февраля (преставление в 319 году), 21 июня (перенесение мощей в 319 году). Вмч. Феодора Стратилата (319)

Видео

Как добраться

Адрес: 187555, Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Тихвинская д. 1.

Адрес для GPS-навигаторов: Ленинградская область, город Тихвин, улица Красноармейская д. 12

Телефон: 8(81367) 51-084, 8(81367) 35-084

Тихвин монастырь 🥝 Божией матери где находится сейчас

Русская Православная церковь старается не отставать от развития технологий и быть ближе к людям, поэтому Тихвинский монастырь, находящийся в Тихвине, имеет свой официальный сайт, на котором расположена вся необходимая для возможных посетителей информация. Однако мы хотим подробнее рассказать об этой православной обители.

Успенский Тихвинский монастырь – православный мужской монастырь, святая обитель, к стенам которой ежегодно приезжают десятки паломников, путешествующих по святым местам нашей Родины, люди, желающие отречься от мирской жизни и посвятить себя служению Богу и молитве, а также просто туристы, которых восхищает сам облик, история святого места и чудотворной иконы.

«Сестрой» Успенского мужского монастыря считается основанный с ним одновременно, по царскому указу от 11 февраля 1560 года, действующий и сейчас Введенский женский монастырь.

Описание и месторасположение

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — таково его полное название, как уже известно, предназначен для мужчин. Он создан архиепископом Новгородским Пименом в 1560 году, как указано было ему царём Иваном Грозным.

Здесь находятся Успенский собор, Покровская Церковь, Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери «Крылечко», звонница и келейные корпуса, в которых живут монахи. Настоятель — игумен и священноархимандрит Мстислав.

Местонахождение обители — Ленинградская область, в живописном городке Тихвин, названном так потому, что стоит на реке Тихвинке.

История обители

История общины насчитывает 457 лет со дня его основания по указу Иоанна Грозного 11 февраля в 1560-ом году. Главной святыней обители стала икона Тихвинской Божьей Матери, заступницы и путеводительницы земли русской. Лавра является не только святыней для всех православных людей и источником силы духа для всего русского народа. Когда-то служила оборонительным рубежом защиты от захватчиков.

Тихвинская обитель, находясь на северо-западе Руси, служила ещё и дозорным пунктом во время Ливонской войны, которую вёл Иван Грозный. Осаждали крепость и шведы в 1613 году, однако, благодаря храбрости тех, кто его защищал, так и не смогли взять неприступные стены. Пережил монастырь и страшные времена Смуты в начале 17-го века.

20 век был особенно тяжёлым для общины. Когда произошла революция, большевики монастырь разграбили, все ценности вынесли, обитель закрыли. Во время Великой Отечественной войны она стала ареной, где Красная армия вела жестокий бой с немецкими захватчиками.

В 1945 году состоялась передача церкви Тихвинской Божьей Матери «Крылечко» для богослужений русскому православному сообществу. Этот храм стал единственной действующей церковью на территории двух районов: Тихвинского и Бокситогорского. А в 1995 монастырь передали в полное владение Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановили.

История Тихвинской иконы

Тихвинская Икона Божьей Матери Одигитрия попала к нам из Царьграда. Согласно древней легенде, за несколько лет до падения этого города, в 1383 году, сия икона «испарилась» по воле Божьей и очутилась на Руси, где явился рыбакам образ Богоматери, парящей над гладью Ладожского озера. Важно, что патриарх Константинополя, услышав рассказы новгородских купцов и посмотрев на срисовки с иконы, подтвердил, что эта икона является той иконой, которая покинула Константинополь за кровь, распри и гордыню, воцарившиеся в нём. В Тихвин же икона попала после того, как Дмитрий Донской разбил войско Мамая.

При быстром отходе немцев образ был увезён в Псков, а оттуда переслан в Ригу, затем в Либаву, позже в Яблонцы, а уж оттуда он попал в зону оккупации американцами Германии. Оттуда образ был вывезен епископом Иоанном в Чикаго, в Соединённые Штаты Америки. Его сыну, Сергию, епископ завещал вернуть икону в Россию, как только в России наступят благополучные времена.

Храмы и сооружения

В стенах этого древнего монастыря всего находится шесть различных сооружений: две церкви, звонница, само здание монастыря, кельи, гостевой домик, ограда с башенками. Все они несут на своих стенах отпечаток истории, все они уже множество раз выдерживали натиск врага. Стены эти были не только вместилищем всего, что свято нашему народу, защитой для нашей веры, но и были и защитой для наших людей. Все здания сами по себе уникальны и имеют особу архитектурную ценность.

Успенский собор

Успенский собор является старейшим сооружением Тихвинской лавры, создан он был ещё в 1515 году. Это пятиглавый собор, там в основном и проходят богослужения, именно в нём хранится то самое сокровище – Тихвинская икона Божьей Матери.

Читайте также:  Казанский монастырь в Вышнем Волочеке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Однако и сам храм, центральное сооружение архитектурного ансамбля, можно по праву назвать достопримечательностью: великолепные росписи его сводов – фрески, созданные руками Родиона Сергеева, Петра Фаллиева и Ивана Шемушского, создают впечатление, словно в нём всегда солнечно. Великолепное убранство алтаря, множество икон, всё это радует глаз.

Покровская церковь

Покровская церковь – резная, лёгкая и изящная: высотой она в два этажа, основание составляет бесстолпный четвертак, украшенный горкой кокошников с главкой, и, вместо старого венчания, на церковь был установлен купол.

К церкви примыкает одностолпная трапезная палата. Смотришь на неё – и сразу же становится светло и легко на душе. Это второе по старшинству сооружение при общине, построенное в 1581 году. Храм находится к югу от Тихвинского Успенского собора, здесь также ведутся службы, а также располагаются трапезные палаты, в которых с древних времен проводятся обеды. Справа от неё находится звонница – ещё одна интересная достопримечательность этого места.

Звонница

Какой же храм может быть без звонницы? Звонница нашего монастыря расположена в стене, ограждающей территорию общины, она трёхъярусная и стоит под пятью шатрами, сверкая колоколами и маленькими смотровыми оконцами.

Раньше внутри неё находились склады продовольствия и оружия на случай осады. Местные называют её не звонницей, а «часозвоней», ведь колокола бьют по определённому времени. Каждый день, каждый праздник звонкие колокольные голоса озаряют округу, разлетаясь над царящей вокруг тишиной.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Церковь встроена в Западную надвратную башенку в начале 17-го века и устроена в 1791 году под попечением монахини Тавифы. Куб резной башенки увенчан срезанным четвертиком с куполом-луковичкой на нём.

Маленькая и уютная церковь, в которой велась служба даже тогда, когда монастырь был разрушен, очень полюбилась народу. Церковь пережила многое: с революции была закрыта до 1944 года, но затем по просьбе прихожан её всё же открыли и более никогда не закрывали.

Ограда с башнями

Монастырские земли окружает мощная ограда на столбах с проходом по стене. Есть четыре круглых каменных башенки, увенчанных остроносыми шпилями, в них есть маленькие слуховые окошечки внутри стен.

Изначально ограда храма была сделана из деревянных брёвен, как и сам храм, и лишь в начале 19-го века вся обитель полностью оделась в камень. В крепость встроены колокольни-звонницы и обе церкви.

Также особенностью ограды являются его двухпролётные «Святые ворота». Внутри них находится церковь «Вознесения Господня» и придел Фёдора Стратилата. Над вратами два святых образа — Тихвинской Божьей Матери и Святого Николая.

Музей-келья монаха Арсения

На территории обители есть ещё одна достопримечательность – это музей келья старца Арсения. Он находится в келейном корпусе, где проживал старец. В апреле 1899 года он пошёл послушником в монастырь. Арсений был острижен в монахи 8 ноября 1904 года, в 1913 году был возведён в сан иеромонаха.

В 1924, даже тогда, когда монастырь закрыли и разграбили, он служил в Тихвинской полковой церкви. Старец, несмотря на приход новой, богоотступнической власти, не отрёкся от веры и своих убеждений. Даже страх смерти не смог заставить его этого сделать. Игумен Арсений расстрелян большевиками в 1937. Монаха похоронили на Левашовском кладбище, в 2000 г. причислили к лику священномучеников.

Подворье в Санкт-Петербурге

Существует также монастырское подворье, которое располагается в Северной столице, это Храм святого Димитрия Ростовского подворья Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.

Регулярно, с самой первой литургии в 2003 году, здесь проводятся богослужения и молебен с Акафистом иконе Тихвинской Божьей Матери.

Восстанавливаются и строения Реконьского монастыря, что находится в Любытинском районе Новгородской области, некогда находящегося в ведении Тихвинского Успенского монастыря.

Информация для паломников и туристов

На святое место регулярно приезжает большое количество туристов и паломников, чтобы помолиться и приложиться к святыне, или чтобы полюбоваться красотами храма, узнать больше о монашеской жизни, об истории сего монастыря.

Здесь проводятся таинства, служат молебны, совершают заупокойные богослужения. Также в нём проводятся освящения, а ещё можно передать церковную записку о просьбе помолиться за здравие или за упокой.

В святой обители проводятся различные экскурсии, есть место для ночлега, если вы решите на некоторое время остановиться в обители. Большинство информации находится на официальном сайте монастыря http://tihvinskii-monastyr.ru.

Пожертвования

Братия собирает пожертвования на нужды обители, на которые затем и существует, а также содержится и реставрируется Успенский храм. На сайте есть подраздел «Благотворительность», здесь указано всё то, что требуется братии для того, чтобы восстановить в былом величии Тихвинский монастырь. Здесь вы сможете найти банковские реквизиты, на которые можно перечислить деньги.

В этом разделе также указаны контакты эконома монастыря, по которым вы сможете с ним связаться, чтобы сделать какие-то уточнения или договориться о передаче вещей, если вдруг решите что-то пожертвовать.

Как добраться

Добираться сюда лучше всего из Санкт-Петербурга.

Сделать это можно четырьмя способами:

  • На собственном автомобиле.

Если вы решили добраться на личном автотранспорте, то вбейте адрес для GPRS навигатора: Ленинградская область, город Тихвин, ул. Красноармейская, дом 12. Если такового не имеется, тогда нужно следовать следующим указаниям: по Мурманскому шоссе М118 едете до поста ДПС (Иссада), затем поворачиваете направо и выезжаете на трассу А118, ведущую на Вологду. По ней вы и доберётесь до Тихвина примерно за 3 часа;

  • На одном из рейсовых автобусов.

От одного из питерских автовокзалов (набережная Обводного канала, д. 36) каждый день отходят автобусы. Вы можете добраться при их помощи. Внимание: уточняйте расписание и рейсы автобусов на кассе или на сайте автовокзала;

Из Москвы или другого города можно доехать до Петербурга, а затем на электропоезде с Московского или Ладожского вокзалов до обители. Предварительно уточните расписание поездов на вокзале;

  • С паломническими группами.

Вы можете обратиться в одну из турфирм, организующих поездки для паломников на один-два дня в Тихвинский монастырь. Вместе с группой паломников вы будете доставлены в обитель на автобусе без пересадок. Организацией таких поездок занимаются несколько фирм, сотрудничающих с общиной, все контакты которых вы сможете найти на официальном сайте. Время поездки занимает от 3 до 7 часов, в зависимости от избранного вами транспорта и маршрута его пути.

Где остановиться

Переночевать можно в находящемся при братии Домике Паломника.

Это уютный и простой домик, рассчитанный на 70 человек, но спальные места могут добавляться. В домике есть всё необходимое: функционирующий душ и туалет, розетки, и телевизор, если кому-нибудь захочется посмотреть телепередачи.

Домик тёплый, спальные принадлежности паломникам предоставляет монастырь. За ночлег вы можете оставить пожертвование в размере около 500 рублей, если вы приезжаете и остаётесь ночевать группой, то пожертвования вносятся в Паломнической службе.

Контакты

Все необходимые контакты вы можете найти на официальном сайте http://tihvinskii-monastyr.ru. Это новый сайт, и на нём пока ещё нет всей необходимой информации, но вы можете перейти на старый, полностью заполненный сайт, где найдёте всё, что вам необходимо.

Тут вы найдёте все нужные номера телефонов и e-mail адреса, сможете связаться с настоятелем монастыря, задать какие-то дополнительные вопросы по поездкам или по организации служб и молебнов. И именно здесь вы сможете найти точное расписание всех богослужений.

Заключение

Успенский Тихвинский монастырь – это место, которое стоит посетить каждому, здесь любой паломник или турист найдёт что-то своё. Кто-то сможет помолиться перед святым чудотворным образом Тихвинской Божьей Матери, сможет восстановить свои духовные силы.

Кто-то сможет полюбоваться красотами монастыря, церквей и зданий, а также природой, окружающей его. А кому-то будет интересна история России, а значит и этого места, коснувшегося многих её периодов. Может быть кто-нибудь приедет, чтобы стать послушником и принять постриг.

Тихвинский Монастырь — это место силы, веками хранившее веру русского народа, его мудрость и его историю, место чистоты и душевного спокойствия, место подвига. Эту обитель можно с уверенностью назвать одним из символов нашей страны.

Предлагаем Вашему вниманию интересное и познавательное видео о Тихвинском монастыре в Тихвине:

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

История Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.

Адрес Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря: 187550, Ленинградская область, Тихвинский район, г. Тихвин, ул. Тихвинская, д. 1.
Телефоны Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря: (81367) 5-10-84, 5-16-69.
Как проехать к Тихвинскому Богородичному Успенскому монастырю: с Московского вокзала г. Санкт-Петербурга на поездах северо-восточного направления или автобусом с автовокзала на набережной Обводного канала; личным автотранспортом: по Мурманскому шоссе М18 до пересечения с рекой Волхов, затем – направо по шоссе А114 (всего 218 км).
Для паломников: прежде чем предпринять паломническую поездку, следует связаться с монастырем по тел./факсу (81367) 5-10-84, (812) 274-55-86.
Сайт Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря: http://www.tihvinskii-monastyr.ru

Предыстория и история монастыря неразрывно связаны с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы.

В 1383 г., за 70 лет до падения Константинополя, «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием» и чудесно, по воздуху явилась рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края.

В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской.

В 1560 г. на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери. Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи: «Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и Тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день».

В конце XVI – начале XVII вв. обитель подвергалась нападениям шведских и польско-литовских войск, от последствий которых оправилась лишь к середине XVII в.

В период с 1669 г. по 1699 г. сформировался каменный ансамбль монастыря практически в нынешнем его виде.

В 1669 г. строится воротная каменная башня «Введенские ворота».

В 1791 г. в верхнем ярусе башни устраивается надвратная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери, в 1860-1865 гг. вместо деревянной лестницы, которая вела к образу на стене церкви, строится каменная часовня «Крылечко» (архитектор Н. Л. Бенуа).

В 1852 г. обитель была возведена в разряд первоклассных.

В первые же годы советской власти стала проводиться национализация монастырских ценностей, а к середине 1920-х годов монастырь и вовсе был закрыт и разорен.

В 1970-х годах монастырские постройки занял историко-краеведческий музей.

В октябре 1944 г. тихвинцы зарегистрировали религиозную общину и получили в пользование часовню «Крылечко» с надвратной башней, где вновь освятили престол Тихвинской иконы Божией Матери, и вплоть до 1989 г. это был единственный действующий храм на весь город и район.

Летом 1995 г. было принято решение о возобновлении монастыря. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре.

23 июня 2004 г. вернулась на Родину Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, и уже 9 июля, в день общецерковного празднования явления образа, торжественную Литургию отслужил в Успенском соборе монастыря Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке митрополита Германа, протоиерея Сергия Гарклавса, хранителя иконы, и сонма священнослужителей.

Статус монастыря утвержден постановлением Священного Синода от 16 июля 1995 г.

Главные праздники монастыря: 9 июля – явлениеТихвинской иконы Пресвятой Богородицы; 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.

Игум. Евфимий (Шашорин) – настоятель; игум. Игнатий (Бузин) – благочинный; иером. Герман (Кокачев) – казначей; иером. Александр (Зайцев) – эконом; иером. Венедикт (Шустов) – секретарь настоятеля, начальник паломнической службы; иеродиак. Давид (Титов) – служащий иеродиакон и ответственный за проведение работ по восстановлению Макарьевской пустыни в Тосненском р-не; иеродиак. Савва (Митю-хин) – служащий иеродиакон; иеродиак. Авель (Чепурнов) – служащий иеродиакон, ризничий монастыря, библиотекарь; иеродиак. Никита (Петухов) – служащий иеродиакон, управляющий приписным Антониево-Дымским скитом; иеродиак. Георгий (Аксенов) – начальник коммерческой службы; иер. Сергий Ремизов; иер. Михаил Владимиров.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Каменная Успенская церковь, пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая. », заложена в 1507 г. по указу царя Василия III и закончена постройкой в 1515 г. (строители Дм. Сырков, Фрязин).

Церковь ремонтировалась в 1624 г., 1740-1752 гг., 1795-1798 гг. Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое.

Храм был свидетельством особого отношения великих князей к святыне, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с всемирной христианской историей: после пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и икон для сгоревшего иконостаса собора; в 1630 г. Михаил Феодорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав Успенской церкви; князь Дмитрий Пожарский присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

Традиция не прекращалась и позднее.

При советской власти храм был закрыт (1936 г.) и разорен.

В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери.

С возобновлением монастыря началось восстановление Успенского собора. 9 июля 1997 г. в соборе состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Вновь освящен в 1998 г. священническим чином на праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Богослужения: ежедневно. Литургия: в будни – 6.00, в пятницу, субботу и воскресенье- 10.00. Вечерние богослужения: в будни -18.00, в пятницу, субботу и воскресенье -17.00. Исповедь: во время вечернего богослужения, а также в будни -5.30, в пятницу, субботу и воскресенье – 9.30. Акафист с молебном Божией Матери пред Ее иконой «Тихвинская» – ежедневно в 7.00.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезной

Около 1560 г. был построен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (строитель Дм. Сырков).

В 1581-1583 гг. построен каменный храм; перестраивался: в 1623 г., 1770 г., 1871-1876 гг. (архитектор Т. Т. Буланов). Переосвящен в честь Покрова, с приделами: Воздвижения (1817 г.; в 1871 г. – вмц. Варвары) и Старорусской иконы Божией Матери (1817 г.).

Церковь была закрыта в 1920-е годы.

В 1999 г. возобновлены богослужения. Здание отреставрировано.

Храм Вознесения Господня над Западными вратами

Домовый каменный храм построен в 1591-1593 гг., с приделом вмч. Феодора Стратилата.

Ссылка на основную публикацию