Толгский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

Свято-Введенский Толгский женский монастырь Официальный сайт

Обрати взоры ума на грехи твои, неведомые человекам, ведомые Богу: и сознаешься, что суды Божии праведны, а твое оправдание-бесстыдное лукавство.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Новости

Храмы

В настоящее время в Толгской обители пять действующих храмов. В летнее время богослужения совершаются в Введенском соборе, в осенне-зимнее время в Крестовоздвиженском храме. Одностолпная палата Крестовоздвиженского храма, в которой находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери открыта ежедневно. Остальные святыни монастыря (мощи свт. Игнатия Брянчанинова, мощевики) переносятся в летнее время в Введенский собор, в осенне-зимнее время в Крестовоздвиженский храм.

Введенский собор

Построен в 1681–1683 гг. Освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. (большей частью восстановлена).

Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.

Богослужения в Введенском соборе совершаются только в летнее время.

Храм в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня

Крестовоздвиженский храмПостроен в 1625 г. Самый древний из монастырских храмов.

Престолы: главный: Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, северный — Толгской иконы Божией Матери.

Святыни: В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери.

Богослужения в Крестовоздвиженском храме совершаются в осенне-зимнее время.

Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая

Построен в 1672 году.

Престол: главный — в честь святителя Николая Чудотворца.

Богослужения в храме совершаются по четвергам, если нет полиелея.

Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский)

Построен в конце XVII — начале XVIII века.

Престол: главный — в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

В храме круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.

Храм в честь святой великомученицы Варвары

Построен в 2006 году в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма.

Престол: главный — в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы Матушки Игумении.

Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)

Построена в 1893 г. на месте убиения поляками 46 иноков в Смутное время. Ежегодно в день убиения иноков 31 (18 ст. ст.) мая совершается панихида.

Колокольня

Построена в 1683 г.

© 2013—2020. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Официальный сайт.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле издавна называют “Жемчужиной” Ярославской земли. Именно там каждого пришедшего охватывает тёплое искреннее чувство, что дарует особое состояние души. Он – символ сокровенного и вечного, незыблемого и святого. Духовный воздух для православных людей, что открывает смысл бытия, верный путь к Богу.

История

Святая обитель, где человек может открыть своё сердце Господу в надежде получить долгожданную поддержку и помощь.

Основан был Монастырь женский в Ярославле в 1314 году на месте, где явилась людям чудотворная икона Толгской Божией Матери, которая благословила всю Ярославскую землю.

Несмотря на различные исторические события, что зачастую носили трагических характер, монастырь смог восстать из руин и сегодня всё так же привлекает огромное количество скорбящих. И они получают помощь и Божью благодать по своей вере.

Иконы Толгского монастыря

В стенах обители хранится великое множество различных церковных святынь, известных всему православному миру. Главной, конечно же, является Толгская икона Божией Матери. Поистине редкою реликвиею есть находящаяся в нём частица Ризы Иисуса Христа, к которой верующие прилаживаются во время проведения богослужений.

В 1988 году в обитель были перевезены мощи известного наставника всего монашества современности – святителя Игнатия Брянчанинова.

Там же находятся части следующих святых реликвий:

  • гвоздь с распятия Христа;
  • риза Пресвятой Богородицы;
  • хитон Крестителя Господня Иоанна;
  • Туринская плащаница.

Также в стенах обители хранятся частицы мощей таких святых:

  • 12-ти Апостолов;
  • Спиридона Тримифунтского;
  • Николая Чудотворца;
  • Григория Богослова;
  • Мучеников младенцев Вифлеемских;
  • Великомученицы Варвары;
  • преподобного Сергия Радонежского;
  • Космы и Дамиана;
  • благоверных князей Давида, Константина и Фёдора;
  • Чудотворцев Ярославских.

Иконы монастыря – это отдельная его гордость. Ведь именно они стали не только украшением строения, но и символами нерушимой веры человека в дела Господа, в его святое слово, что учит жить праведно и ведёт к вечной благодати.

Известные иконы Толгского храма:

  • Святой Феодосий Черниговский;
  • Лука Войно-Ясенецкий;
  • Питирим Тамбовский;
  • Иоанн Воин и великомученик Никита;
  • Иларион Троицкий;
  • мученица Наталия;
  • Варнава Гефсиманский;
  • преподобный Лаврентий Черниговский;
  • блаженная Матрона Московская;
  • царевич Димитрий Угличский.

Храмы

Сегодня монастырь Толгской Божьей Матери насчитывает 5 храмов, которые активно функционируют всё время. Также имеется часовня убиенных иноков и колокольня. Подробнее о каждом:

  • Введенский собор, построенный в честь Пресвятой Богородицы. Богослужения в нём проводятся только в летнее время;
  • самое древнее из всех строений – Крестовоздвиженский храм. Его уникальным элементом является пристройка – “Одностолпная палата”, где размещена главная святыня монастыря – Толгская икона Божией Матери.

Cлужбы проводятся в осенне-зимний период:

  • в храме имени Николая Чудотворца;
  • в Спасском Храме, где круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтырь;
  • великомученицы Варвары.

Как добраться

Обитель расположена в городе Ярославле, что на левом берегу Волги. Добраться до нужного места достаточно легко: от центра Ярославля до посёлка Толга любым видом транспорта (также постоянно ездит рейсовый автобус).

Адрес обители Божией: г. Ярославль, посёлок Толга, 1, Толгский монастырь.

Доехать можно от Ярославского вокзала г. Москва (станция метро «Комсомольская») до Ярославля в дневное время можно добраться на поездах. От Центрального Автовокзала ходят автобусы Москва — Ярославль, а сам же автовокзал находится всего 100 метрах от станции метро «Щелковская».

Толгский монастырь в Ярославле – это место, где православный человек обретает веру и надежду, насыщается гармонией окружающего его духовного мира и возрождается, дабы спасти свою жизнь и посвятить её Господу.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой Ярославской обители:

Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

История Толгского монастыря в Ярославле

Свято-Введенская обитель была учреждена в начале XIV столетия святителем Прохором, носившим тогда сан епископа. По пути к Ярославлю преподобный остановился на ночь недалеко от города. Внезапно проснувшись ото сна, он увидел большой столп света, исходящий с другого берега Волги. Утром на том месте был обретен святой лик Пресвятой Девы Марии, а к полудню возведена первая церковь во имя Богородицы. Вскоре было дано благословение на построение Свято-Введенского монастыря и назначен настоятель.

Свято-Введенская обитель была основана в XIV столетии

16 сентября 1392 года образ Божьей Матери замироточил, и к нему потянулись паломники. Однако уже через несколько лет лавра сильно пострадала от пожара. Единственной сохранившейся святыней была чудотворная икона, которую повторно обрели за стенами обители в кедровой роще. Сам скит не упразднили, как многие с такой же судьбой, а отстроили заново.

В середине XVI столетия Толгский монастырь посетил Иоанн Грозный. Царь, у которого на тот момент были скованны болезнью ноги, долго молился перед святым образом, слезно прося Богородицу об исцелении. Вскоре он уже смог вставать, а его здоровье пошло на поправку. Благодарный владыка отчислил Свято-Введенской лавре немало денег из казны и велел возвести каменный собор на территории обители.

В первые десятилетия XVII века монастырь был почти полностью разорен, однако вновь святой лик Царицы Небесной остался нетронутым. После прихода игумена Гордиана (конец XVII ст.) скит снова начал процветать. Тогда был возведен Введенский собор и закончено строительство главных ворот. Вскоре лавра обзавелась еще одной церковью – во имя Нерукотворного Образа Христа. Рядом с ней построили двухэтажный жилой корпус. В середине XVIII столетия там было устроено офицерское общежитие, а потом из него сделали больницу. С 1806 года помещение отдали под духовную семинарию.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

На протяжении двух веков монастырь посещали царские и высокопоставленные особы. Сюда приезжала Екатерина Великая, Николай II, преподобный Игнатий. В 1914-м скит отметил свое 600-летие, а спустя 14 лет его закрыли, передав монашеские кельи под пользование горожанам.

Второе рождение Свято-Введенской лавры началось с 1987 года, когда ее начали активно восстанавливать.

Современное состояние храма

Через год (26 мая 1988 г.) обитель вновь обрела святые мощи прп. Игнатия, к которым до сих пор приходят поклониться паломники. Тогда же была проведена первая Божественная литургия, а через пару месяцев скит передали верующим.

Осенью 1988 года решением Патриарха Пимена и Священного Синода был учрежден первый на тот момент женский монастырь. Сейчас там проживает 120 насельниц вместе с игуменьей-настоятельницей.

Видео «Экскурсия по Толгскому женскому монастырю»

В этом видеосюжете показаны основные архитектурные памятники на территории святой обители.

Архитектурные памятники на территории

Самое старое здание на территории Толгской обители – Кресто-Воздвиженский собор вместе с трапезной (1625 г.). Здесь осенью и зимой регулярно справляют церковные богослужения.

Жемчужиной архитектурного ансамбля является Введенский храм конца XVII ст. Его стены богато расписаны фресками, сохранившимися еще с 1690 года. Службы в этом соборе проходят только летом.

Чуть позже была построена Спасская церковь (начало XVIII века). Ее заложили во имя Нерукотворного Образа Спасителя, подаренного монастырю Иоанном Грозным. Также на территории лавры сохранилось еще одно древнее здание – Никольский собор (1672 г.) вместе с часовней, возведенной двумя столетиями позже в честь погибших монахов.

Не менее известной является кедровая роща, расположенная на юго-восточной стороне. Самое старое дерево, сохранившееся до нашего времени, было высажено в 1810 году. Более старые экземпляры погибли во время многочисленных пожаров и войн. В лесу находится маленькая часовня, а сам кедровник с севера обнесен высокой каменной оградой.

Посетителей на территорию кедровой рощи пускают всего раз в год – 21 августа, когда празднуют обретение чудотворного образа Богородицы.

Святыни и престольные праздники обители

Свято-Введенская лавра хранит у себя большое количество церковных реликвий, к которым каждый год приезжает множество паломников. Из всех икон главной монастырской святыней является образ Толгской Богородицы. Кроме святых ликов и мощей свт. Игнатия (Брянчанинова), там же можно увидеть частички:

  • одежд Христа и Девы Марии;
  • Туринской плащаницы;
  • гвоздя, которым распяли на Кресте Спасителя;
  • хитона Иоанна Крестителя;
  • мощей многих святых (Николая Чудотворца, вмц. Варвары, Сергия Радонежского и др.).

На протяжении года обитель отмечает несколько престольных праздников:

  • 21 августа – обретение Толгского образа Богородицы;
  • 4 декабря – Введение Пресв. Девы Марии;
  • 27 сентября – Воздвижение Креста Господня;
  • 29 августа – Спас Нерукотворный;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря – празднование Николая Чудотворца;
  • 18 марта, 2 октября – во имя святого князя Феодора Смоленского и его сыновей.
Читайте также:  Никон Воробьев: биография и духовная жизнь, книги и письма

Расписание богослужений

Монастырь открыт для посетителей круглый год. Время работы может меняться в зависимости от сезона. Экскурсии пускают строго по расписанию, а вот церковные службы проводят ежедневно в одинаковые часы:

  • будние дни – 7:00 и 16:00 (летом 17:00);
  • воскресенья, праздники – 8:00 и 16:00.

Монастырь открыт для паломников круглый год

Добраться до места можно на автомобиле или поездом. Достаточно доехать до центра города, а оттуда пересесть на рейсовый автобус, паром или такси. Находится обитель по адресу: Ярославль, поселок Толга, 1.

Посетившие хоть раз Свято-Введенский монастырь рассказывают о благостном умиротворении и укреплении веры после паломничества. Там они могут приложиться ко многим святыням, а также попросить Всевышнего о помощи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Толгский монастырь в Ярославле: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Ярославский Толгский женский монастырь – удивительное и необычное место. В свое время он стал первым женским монастырем в России, восстановленным еще во времена Советского Союза.
Здесь хранится множество ценных святынь, его архитектура завораживает, а история создания монастыря – так же, как и множество чудес, происходивших здесь за времена его существования, – наталкивают на мысль, что это действительно Место Силы.
Если вы хотите узнать больше о достопримечательностях и святынях Свято-Введенского Толгского женского монастыря в Ярославле, мой рассказ поможет вам в этом.

Где находится Толгский монастырь

Как добраться (из Москвы, Ярославля)?

  • С помощью ж/д транспорта. Из Москвы с Ярославского вокзала (находится вблизи ст. м. «Комсомольская») ежедневно идут поезда по направлению к Ярославлю: №104Я, 102Я, 230Я, 264Я, 016М, 376Я, 080М, 070Ч, 224Ч, 034Я, 208З, 248Я. От ж/д вокзала в Ярославле вы можете сесть на маршрутное такси №93Г и доехать на нем до ост. «ул. Железнодорожная с. Толгоболь». Либо вы можете сесть на троллейбус №1, доехать до ост. «Красная площадь», здесь пересесть на автобус №21, 34, 21к или на маршрутное такси №93 и доехать до ост. «ул. Железнодорожная с. Толгоболь». Отсюда вам остается пройти 2 км пешком до монастырских ворот.

Особенности посещения монастыря

Толгский монастырь в Ярославле работает с раннего утра до позднего вечера, часы его работы для посетителей – с 5:00 до 23:00.

Расписание богослужений в Толгском монастыре

  • В будние дни утреннее богослужение начинается в 6:00, а если накануне была простая служба, то в 5:30.
  • В утреннее богослужение входят: утренние молитвы, полунощница и Акафист.
  • Затем в 7:00 читается Божественная Литургия.
  • Вечернее богослужение начинается в 16:00 (летом на час позже).
  • По воскресеньям утренние молитвы, полунощница и акафист читаются в 7:00.
  • В 8:00 проводят Божественную Литургию.
  • Вечернее богослужение начинается в 16:00 (летом в 17:00), как и в будние дни.
  • Исповедь совершается каждый день после Полунощницы.

Где можно остановиться рядом с монастырем?

На территории монастыря действуют паломнические корпуса, где приезжие могут остановиться в уютных 1-2-3-5-7-9-12-местных комнатах.

История Толгского монастыря

  • Монастырь был основан в 1314 году как мужской Ростовским епископом Прохором при удивительных обстоятельствах.

Достопримечательности монастыря

На монастырской территории располагаются два основных храма – Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм и Крестовоздвиженская церковь. Оба строения относятся к XVII веку. Это очень красивые здания со своеобразной архитектурой и богатым праздничным внутренним убранством. Во Введенском храме частично сохранились росписи XVII века.
Также обращают на себя внимание старинные и толстые крепостные стены, которые не раз спасали монастырь от вражеских набегов.
Другие интересные строения:

  • Церковь Спаса Нерукотворного;
  • Церковь Николая Чудотворца;
  • Часовня Трифона;
  • Часовня Пресвятой Богородицы;
  • Часовня Александра Невского.

Святыни монастыря

Женский монастырь в Ярославской области обязан своим существованием знаменитой чудотворной Толгской иконе. Именно она и является главной монастырской святыней.
С иконой связано много чудес. Само ее появление было необыкновенным, а за время пребывания в монастыре произошло еще несколько удивительных историй:

  • Икона невероятным образом уцелела при пожарах;
  • Несколько раз мироточила;
  • Воскресила мертвого ребенка;
  • Исцелила Ивана Грозного от болезни ног;
  • Спасла Ярославль от засухи.
  • Частица Ризы Иисуса Христа и Ризы Пресв. Богородицы;
  • Мощи свт. Игнатия Брянчанинова;
  • Мощи основателя Трифона;
  • Частица гвоздя, которым распяли Иисуса Христа;
  • Частица Туринскй плащаницы;
  • Частица Хитона Крестителя Иоанна;
  • Частицы мощей двенадцати апостолов, свтт. Николая Чудотворца, Григория Богослова и Спиридона Тримифунтского (вместе с его башмачком), вмч. Варвары и др.;
  • Иконы с частицами мощей свтт. Питирима Тамбовского, Феодосия Черниговского, мч. Иоанна Воина и Никиты, блаж. матроны Московской и др.

Фото Толгского монастыря в Ярославле

Монастырь в окружении старинных крепостных стен.

Главный монастырский храм.

А это внутри него – часть росписей принадлежит еще к XVII веку!

Недавно монастырь отпраздновал свое 700-летие!

Знаменитая Толгская икона Божьей Матери.

Кедровая роща в монастыре только начинает восстанавливаться после упадка Советских времен.

Толгский монастырь: описание и фото. Свято-Введенский Толгский женский монастырь: как добраться на машине

Путешествуя по Волге, невозможно не обратить внимание на белокаменные стены красивого монастыря, расположенного неподалеку от старинного города Ярославля.

Легенда об основании

История Толгского монастыря началась в 1314 году и связана с очень интересной легендой. Это были тяжелые времена, когда русский народ страдал от татаро-монгольского ига, страдал не только физически, но и духовно. От постоянного вида крови и насилия люди становились равнодушнее и грубее, выжить и выстоять русскому человеку помогала лишь вера, духовное наследие его предков. В отчаянии люди молили Пресвятую Богородицу избавить их от пленения нечестивым народом.

При таких обстоятельствах 8 августа святителю Прохору (в схиме Трифону), возвращающемуся из пастырской поездки в Белоозеро, в дремучем лесу под Ярославлем явилось чудо. Епископ проснулся в полночь от яркого света, источника которого между тем видно не было. Посмотрев на противоположный берег Волги, он увидел поднимающийся из соснового леса столп лучезарного света, от которого через реку протянулся удивительный мост. Помолившись Богу и взяв свой посох, святитель перешел по этому мосту на противоположный берег и в воздухе возле кроны одного из деревьев увидел образ Матери Божьей. После долгой молитвы он тайком вернулся в свой шатер, решив утаить свое ночное видение ото всех. Однако утром, собираясь в путь, слуги епископа не смогли найти его посох, о чем и доложили самому Прохору. Тогда он понял, что Господь дает ему знак открыть виденное им чудо.

Указав на Волгу, святитель рассказал о том, свидетелем чего он стал, после приказал слугам переплыть реку и отыскать посох. Слуги нашли посох епископа, а рядом с ним среди деревьев стояла икона Пресвятой Богородицы. Тронуть святыню слуги побоялись, не имея на то благословения, и, взяв лишь посох, вернулись к епископу, которому и рассказали обо всем. Тогда святитель Прохор взял всех своих слуг, переплыл Волгу и, увидев икону, которая явилась ему ночью, буквально за один день выстроил и освятил деревянный храм, оправу для обретенной святыни. Так был основан Толгский монастырь, получивший название от реки Толги, впадающей в Волгу в этом месте.

История Толгской обители

К сожалению, о первых двух веках существования обители мало что известно. Источником немногочисленных фактов того времени являются записи летописцев в сказаниях об иконе Толгской Богоматери. Первое событие, зафиксированное в Сказаниях, – это чудо мироточения Богоматери и младенца в сентябре 1392 года, которое произошло во время утреннего молебна. Миро оказалось целебным, многие болеющие, помазавшись им, получили исцеление. С тех пор икону Толгской Богоматери почитают как мироточивую. Второе чудо – чудесное спасение иконы из пожара в начале 15-го века. Огонь, охвативший Толгский монастырь, мгновенно уничтожил деревянные строения, монахи даже не успели спасти ничего из церковной утвари. Более всего они горевали об утраченной иконе чудотворной. Но после ликвидации пожара в лесу на дереве монахи вновь обрели икону, совершенно от огня не пострадавшую. На месте этом заложили часовню, куда поместили копию Толгского образа Богоматери.

К середине 15-го века, устав от постоянных притеснений князей Засекиных, монахи обратились с просьбой о покровительстве к великому князю Василию Темному. Челобитная была князем удовлетворена, что и обеспечило монастырю внимание русских самодержцев на многие века. В 1553 году Толгский монастырь (Ярославль) впервые посетил Иван Грозный, которого принесли сюда на носилках, но после горячей молитвы у иконы царь исцелился. В благодарность за свершившееся чудо Иван Грозный велел выделить золото и драгоценности для украшения образа, а также выстроить храм каменный и заложить знаменитую ныне кедровую рощу. Введенский собор стал первым каменным строением в Толгском монастыре.

В годы великой Смуты обитель постигло тяжелое испытание. В 1609-м он был разграблен литовскими захватчиками, а после интервенты подожгли кельи, предав мученической смерти от огня 46 насельников, которые нашли укрытие в храме. В первой половине 1612 года Минин и Пожарский выбрали для размещения народного ополчения Толгский монастырь. Ярославль в те времена фактически выполнял функции столицы Русского государства, город был густонаселен, санитарные условия были ужасными, и началась эпидемия. В этой ситуации вокруг Ярославля по инициативе игумена монастыря был совершен крестный ход с Толгским образом, после чего эпидемия отступила.

С 1673 года и до начала 18-го века в монастыре началось активное каменное строительство, заложившее основу современного монастыря. Настоятель сумел найти богатых благотворителей, на пожертвования которых были построены: Святые врата с церковью Николая Чудотворца, башни и стены монастыря, настоятельский корпус, Введенский Собор. В 17-19-м веках монастырь неоднократно посещала царская семья. В 1763 году Екатерина Великая совершила сюда пешее паломничество, в 1863 году обитель посетил цесаревич Николай Александрович, а в 1913 году, в дни празднования трехсотлетия династии Романовых Толгский монастырь посетил последний император всея Руси Николай II с супругой и дочерьми.

В послереволюционные годы монастырь сильно пострадал. После восстания в Ярославле все имущество обители было описано и национализировано. В 10-15 годах 20-го века настоятелем монастыря был иеромонах Серафим, принявший впоследствии мученическую смерть от большевиков. В декабре 1918 года в Толгский монастырь переехали монахи из Казанского, который после ярославского восстания превратили в концлагерь. В конце 1928 года во Введенском соборе была проведена последняя служба, и в марте следующего года монастырь официально закрыли и сбросили с него колокола и кресты.

В 1947 году советские власти признали архитектурный ансамбль монастыря историко-культурным памятником, но это были лишь слова. С 1960 года рядом с ним разместилась колония для несовершеннолетних, обслуживающий ее персонал проживал в специально отстроенном для них доме на территории монастыря, возле березового парка. В последующие годы возле этого дома были построены и другие здания колонии, которые выросли в посёлок Толга. Кладбище монастыря было разграблено и разрушено, под Введенским собором была уничтожена усыпальница, а в самом соборе устроили псарню и конюшню. Такое положение дел сохранялось до 80-х годов. В конце осени 1987-го детская колония выехала с территории монастыря, обитель была возвращена Православной Церкви и возобновила свою деятельность как женская. Толгский женский монастырь стал первой вновь открытой в СССР обителью. Первые жительницы застали здесь настоящий ужас запустения и разрухи, о котором ныне ничего уже не напоминает.

Читайте также:  Казанский собор в Курске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храмы Толгского монастыря

На данный момент в Толгском монастыре действует пять храмов. В холодное время года богослужения совершаются в Крестовоздвиженском храме, а в летнее – во Введенском соборе. Палата с иконой Толгской Богоматери в Крестовоздвиженской церкви открыта каждый день. Остальные святыни Толгского монастыря переносятся из храма в храм. Стоит купить путеводитель на входе в Толгский монастырь, на карте указаны все здания монастыря, кратко изложена история каждого строения.

Введенский собор

Первое здание Введенской церкви было построено для помещения в нее главной святыни Толгского монастыря – чудотворной Толгской иконы Божьей Матери. Сооруженная за один день в 1314 году, церковь простояла до пожара, уничтожившего практически весь монастырь в начале 15-го века. Нынешнее пятиглавое здание собора было сооружено в 81-82 годах 17-го века. К 90-му году того же века на средства, полученные от царей, собор был украшен фресками, над которыми работали 26 искустных мастеров. Фресковая роспись разбита на 7 сюжетных ярусов. 48 сцен двух нижних ярусов раскрывают легенды об иконе Толгской Божьей Матери, третий ярус рассказывает про «Страсти Христовы», четвертый описывает молитву «Отче Наш», Заповеди блаженств и Символ Веры, а три верхних яруса иллюстрируют притчи и жизнь земную сына Божьего Иисуса Христа. На протяжении многих веков фрески периодически поновлялись (последний раз ко дню празднования 300-летия правления династии Романовых – в 1912 году). До наших дней уцелела лишь небольшая часть фресоковой росписи, большинство изображений было разрушено в советское время.

В годы Советского Союза собор Введения во храм Пресвятой Богородицы практически был разрушен. Сначала в нем проводились испытания гидроэлектростанции, которую предполагалось построить неподалеку от монастыря (к счастью, грунт оказался непригодным для этих целей, обитель была спасена). Затем, во времена нахождения возле монастыря детской колонии, в соборе были устроены конюшня и псарня.

Но и на этом не закончились испытания для фресковой росписи. К сожалению, недавно остатки великолепных фресок, чудом уцелевших на крыльце собора, были неудачно поновлены, в ходе чего их исказили практически до неузнаваемости, разрушив древнюю их красоту.

Введенский Кафедральный собор холодный, поэтому службы здесь проводятся только в теплое время – с мая по сентябрь.

Крестовоздвиженский храм

С южной стороны по крытой галерее Введенский собор соединяется с еще одним большим и красивым храмом – Крестовоздвиженским. Возведенный в 625 году на деньги царя Михаила Романова, он является самым старым каменным строением монастыря. Храм многократно перестраивался: в 70-х годах 17-го века, когда складывался архитектурный ансамбль обители, затем в 37-38 годах 19-го века с целью придания храму вида в модном в те времена стиле классицизма. В 1740 году к северной стороне храма был пристроен престол во имя Толгской иконы Божьей Матери.

После закрытия храма советскими властями в 1928 году здесь устроили клуб, затем в разное время в здании размещались кухня, школа и общежитие. Устроители клуба срезали опоры, которые поддерживали своды и уменьшали нагрузку на стены, вследствие такой эксплуатации своды со временем обрушились, храм начал постепенно разрушаться. Первые насельницы, приехавшие в Толгский женский монастырь в 1980 году, застали церковь в руинах и начали работы по ее восстановлению. К 1990 году реставрационные работы завершились, а в 1999 году храм вновь освятили. Сейчас в этом храме хранятся главные святыни обители – икона Толгской Божьей Матери и мощи св. Игнатия. В Крестовоздвиженской церкви проходят богослужения с октября по апрель.

В декабре 2006 года в нижнем храме архиепископом Ярославским был освящен храм во имя великомученницы Варвары. Роспись его сделана артелью Мухина, а монахини выполнили самостоятельно резной иконостас.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

В начале 18-го века церковь Спаса Нерукотворного дополнила Толгский монастырь. Как добраться до этого храма, показано на любом плане монастыря: нужно от Введенского собора повернуть на север и идти, никуда не сворачивая (находится храм возле одного из входов в обитель). Эта церковь является единственным значимым архитектурный памятником Толгского монастыря, выстроенным в стиле московского барокко. Раньше на месте нынешнего храма находилась деревянная церковь, возведенная в память о подаренном Иваном Грозным Нерукотворном Облике Спасителя.

Внешне этот храм очень примечателен: его центральная глава, гордо возвышающаяся над куполом, окружена восемью небольшими главами. В двухэтажной пристройке к храму находилась приходская больница, духовное и уездно-приходское училища и семинария. В 1812 году в трапезной Спасской церкви был упокоен герой Отечественной войны Николай Тучков. В советские годы в храме в разное время находились детский сад, мастерские, комната для работников детской колонии. После реставрации храм расписали сестры обители. Ныне в Спаском храме совершаются монашеские постриги.

Часовни монастыря

Помимо храмов в монастыре выстроено несколько часовень. Первая была возведена при епископе Ионафане, в 1893 году, над местом гибели иноков в страшном пожаре, устроенном литовскими захватчиками в 1609 году. Позже, в 1911 году, часовню украсили настенными росписями. Во времена Советского Союза в часовне устроили мусорную свалку. Реставрация часовни закончилась в 1994 году. Каждый год в день гибели иноков (31 мая) здесь совершается заупокойная служба.

В 2000 году во имя святителя Трифона, основателя монастыря, была построена накладезная часовня. Это единственное деревянное строение на территории Толгского монастыря.

Кедровая роща

В юго-восточной части обители находится великолепная кедровая роща, существованием которой монастырь обязан Иоанну Грозному, подарившему обители саженцы кедров. В кроне одного из деревьев находилась когда-то маленькая часовня со списком с главной святыни монастыря, напоминающая о чуде явления Божьей Матери святителю Трифону в 1314 году. Сейчас часовня в роще есть, но уже отдельно стоящая.

На протяжении многих веков монахи бережно оберегали кедровник, ухаживали за ним, посещали бор многие гости монастыря, в частности здесь гулял Николай 2-й с семьей во время своего последнего визита в обитель. После Октябрьской революции кедровник около 60 лет был заброшен, и лишь после возвращения Толгского монастыря Православной Церкви роща вновь получила надлежащий уход. На данный момент доступ в рощу имеют только обитатели монастыря, от монастырского двора она отделена стеной, это необходимое условие для сохранения кедровника.

Монастырь сегодня

07.12.1987 года, после возвращения монастыря церкви, началась его новейшая история. В следующем, 1988 году, по благословлению Ростовского и Ярославского архиепископа Платона из разрушенного Николо-Бабаевского монастыря в Толгскую обитель перенесли моща св. Игнатия Брянчанинова (рака с его мощами ныне хранится в Крестовоздвиженской церкви, у южной стены монастыря). 25 сентября 1988 года монахиня Варвара приняла сан игуменьи и была назначена настоятельницей первого женского монастыря, открывшегося в России после антирелигиозных гонений народа большевиками. До этого события монахиня Варвара жила в Киевском Покровском монастыре, в Горней обители на Святой земле, обучалась в регентской школе Троице-Сергиевой лавры, она была одной из первых насельниц, прибывших в разрушенный и оскверненный Толгский монастырь, как добраться сюда стало дозволительно.

За 27 лет настоятельства Варвары в монастыре произошли значительные перемены. В 1980 году обитель лежала в руинах, стены сохранились лишь местами, храмы были разорены и разрушены, везде лежали горы мусора. Предстояла долгая и трудная работа по восстановлению, которая потребовала от его насельниц поистине героического труда. В 1990 году в возрождающемся монастыре впервые с 1928 года зазвенел колокол, а в 2003-м ему была возвращена его главная и самая почитаемая святыня – Толгская икона Богоматери, которая хранилась в Ярославском художественном музее с момента закрытия монастыря.

Юбилей

20-21 августа 2014 года отпраздновали 700-летие Толгского монастыря. На торжество, которое возглавил патриарх России и всея Руси Кирилл, прибыли тысячи паломников со всей страны. Начало празднованию положил всеобщий крестный ход. В праздник Толгского образа Божьей Матери его святейшество отслужил Божественную литургию под открытым небом на соборной площади перед Введенским храмом. На богослужении присутствовали многие высокопоставленные лица Российской федерации, игумения Варвара с сестрами, игумении многих женских монастырей, представители Афонского монастыря и члены Попечительского совета Толгской обители. Пели хор московского Сретенского монастыря и хор Толгского монастыря под руководством монахини Иринархи.

Как добраться до Толгской обители?

Есть три способа посетить Толгский монастырь. Как добраться на машине: по Московской трассе (М8) двигаться через г. Ярославль, за пос. Лесная Поляна, расположенным сразу за окружной, свернуть налево и двигаться по трассе до пос. Толгоболь, затем повернуть налево и ехать, никуда не сворачивая, около 2 километров.

Можно добраться на общественном транспорте. К сожалению, прямой автобус до Толгского монастыря не ходит, но можно доехать на маршрутном такси (номера 93 и 91) или на автобусе № 21 добраться до остановки «Песочное», а от нее пешком дойти до места (идти около 25 минут).

Летом до монастыря можно добраться на речном трамвайчике, который отправляется от Ярославской пристани.

Желающие спросить совета у матушки-настоятельницы или сказать добрые слова поддержки могут написать в Толгский монастырь. Адрес для писем: монастырь, пос. Толга, г. Ярославль, Российская Федерация, 150027.

Толгская обитель – уникальный архитектурный и историко-культурный памятник, который известен в православных кругах всего мира. Для верующих Толгский монастырь – это удивительно “чистое” намоленное место, здесь душа раскрывается и наполняется божьей благодатью, а главная святыня, мироточащая икона Богоматери, дарует исцеление от болезней хворым.

История Казанского женского монастыря


В мае 1609 года, после неудачной осады польские интервенты вынуждены были оставить город, так и не заняв Кремль (территория современной Стрелки) и Спасо-Преображенского монастырь, героически оборонявшиеся ярославцами. В память об этом знаменательном событии и в честь иконы Казанской Божьей Матери, спасшей город от захватчиков, на месте ныне действующего Казанского собора была заложена деревянная церковь. Деревянный храм был сооружен «на болотце» всем миром. Вскоре близ церкви поселились 72 монахини из сожженного поляками Рождественского монастыря, который располагался близ церкви Богоявления. Эти события и положили начало истории Казанского женского монастыря.

Все первые постройки монастыря, включая стены, были деревянными. Только в 1649 году была сооружена каменная церковь, но большой городской пожар 1658 года уничтожил все деревянные постройки, существенно повредив и каменный храм, который вскоре был отстроен.

Читайте также:  Церковь святой Нины в Гаспре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Монастырь был известен и в Москве. Царскими грамотами подтверждалось жалование по 1 рублю в год старицам монастыря. За счет дарений, монастырь приобретал церковную утварь, иконы, колокола, обустраивал территорию. В 1750-60 гг. вокруг него была построена каменная ограда. В 1770 г. из казны было получено 500 рублей для строительства дополнительных деревянных келий.


В соответствии с Указом Екатерины II того же года (1770-го) было запрещено хоронить в приходах городов, а монастырское кладбище размещалось за его стенами, близ современного Первомайского переулка. В связи с чем, для захоронения насельниц Казанского монастыря отводилось место на кладбище Толгского. Исключения составляли лишь погребения настоятельниц, которые по-прежнему проводились в алтарной части собора.
К концу XVIII – началу XIX веков каменные монастырские постройки пришли в упадок: храмы потрескались, обветшали, а каменная ограда с угловыми башнями «обросла деревьями» и склонилась к падению.

В течение первой половины XIX века монастырь был отстроен заново: сооружены келейные корпуса, вместо старой «неблаговидной» каменной ограды была возведена новая, по-прежнему с четырьмя башнями по углам. В 1845 году был освещен Казанский собор, построенный по проекту столичного архитектора А. И. Мельникова на месте одноименной каменной церкви, построенной еще в 1649 году. Застройка монастыря продолжалась вплоть до I Мировой войны.

Рядом был сооружен Покровский храм (1828 г.). Значительный участок территории занимал трехэтажный корпус келий настоятельницы. К нему были пристроены больничные палаты с домовой церковью Сретенья (1808 г.). Вдоль ограды стояли 5 каменных и 6 деревянных зданий келий. У западной стены трапезной Покровского храма была одновременно сооружена высокая (60 метров) 4-ярусная колокольня в классическом стиле. Позднее всех в конце XIX века соорудили восточный корпус келий.

В западной части монастыря находился хозяйственный двор, на котором стояли конюшни, каретник, бани и другие бытовые постройки. К покоям настоятельницы с восточной стороны примыкал небольшой сад. Таким образом, на территории обители было очень мало свободного места, но расположение келейных корпусов по периметру стен создавало определенные удобства и строгий уют.


В 1764 году Казанский монастырь в соответствии с церковной реформой был причислен к трехклассному. В начале XIX века он становится общежительным (до этого насельницы всем необходимым, включая питание и жилье, обеспечивали себя сами). На его содержание тратилось 240 рублей из казны, а штат был утвержден в составе игуменьи, казначеи, 150-ти монахинь (с 1859 года добавилось еще 150). Казанский собор являлся и приходским храмом, что позволяло не только благоустраивать территорию но и довести число насельниц к началу XX века до 300 человек (по другим данным – до 400). Хозяйственная деятельность монастыря опиралась на большой участок собственной дачи за Волгой и мельницы на р. Лахости. Здесь были свои огороды, плодовые сады, строились даже каменные жилые дома.

Ярославская губерния славилась тем, что была на одном из первых мест в империи по грамотности населения. Свою лепту в дело народного образования вносил и Казанский монастырь. Еще в 1860-е годы при нем существовала школа грамоты, которая располагалась в юго-западном крыле (близ площади Волкова). Правда, в 1870-80 гг. здесь была устроена богодельня, но в 1896 году вновь начала действовать одноклассная, с 3-годичным сроком обучения школа. В ней работало 4 педагога (хотя по уставу монастыря полагалось только два). Все они имели хорошую подготовку и были из уважаемых в городе семей. Так, например, Ольга Корсунская, была дочерью известного ярославского краеведа Н. Н. Корсунского, преподавателя духовной семинарии (современный корпус ЯГПУ на Которосльной набережной, д. 46), редактора неофициальной части «Ярославских епархиальных ведомостей».

Ученицы в возрасте от семи до двенадцати лет были разделены на 3 группы (отделения). Учебники и школьные принадлежности выдавались бесплатно. Занятия начинались в 9 часов и заканчивались в 14 (для двух младших групп) и в 15 — для старших. День начинался и заканчивался молитвой. Изучали Закон Божий, русский и церковно-славянские языки, арифметику, чистописание. Девочки старшей группы обучались рукоделию. Плата за обучение не взималась.

Насельницы монастыря участвовали в патриотических начинаниях. Так в Отечественную войну 1812 года обитель пожертвовала 300 рублей, насельницы — 300 рублей, а настоятельница свое годовое жалование — 100 рублей. Монастырь принял беженцев из захваченных врагом территорий в т.ч. игумений и монахинь московских монастырей.
Во время эпидемий устраивались крестные ходы, в храме выставлялись кроме своей чудотворной иконы также и Толгская богоматерь и другие. В результате «по молитвам заступницы избавление города избавление от болезни происходило».


История появления в Ярославле иконы Казанской Божьей Матери весьма примечательна. Она была списком (копией) с чудотворного образа Казанской Богоматери. Житель города Романова (ныне Тутаев) Герасим Трофимов по делам приехал в Казань (а жители нашего края вели активную торговлю со многими областями), где недалеко от города, в местечке Тетюши, ему открылось видение. Следуя ему, Герасим купил в городе список с Большой Казанской Богоматери и привез его в Романов для помещения ее в специально построенный храм. Но жители города установили икону в уже действующую Никольскую церковь.

Тем не менее вскоре начались чудеса исцеления, которые были зафиксированы в записях этой церкви. Весной 1609 года «литовские люди и русские воры» захватили Романов. Один из них — православный литовец Яков Любский — взял эту икону в качестве трофея и вместе с войском принял участие в осаде Ярославля. Здесь он подарил (по другим данным — продал) ее городскому старосте Василию Лыткину с условием внести его имя в синодик и поминать по праздникам вечно. Сначала икона была помещена в церковь Дмитрия Солунского, а затем перенесена в церковь Рождества Христова на Волге. Во время осады Ярославля дьякону Воздвиженской церкви Елеазару случилось видение: в честь избавления города от врагов поставить храм во имя чудотворной иконы.

Деревянный храм был сооружен «на болотце» всем миром, где и была впоследствии помещена икона. Романовцы (ныне тутаевцы) пытались заполучить ее обратно, но по велению патриарха и царя получили лишь ее список, правда, богато украшенный за счет ярославцев.
Роковым в истории монастыря оказался 1918 год. Июльское городское восстание (мятеж) сопровождалось массированным обстрелом города, особенно колоколен, на которых были установлены пулеметы. Крепость старинных стен церквей и соборов позволили им выстоять, но высокая колокольня получила много повреждений, что позволило городским властям заявить об ее опасности для жизни горожан возможным разрушением и снести, хотя первоначально в ней предполагалось устроить обсерваторию.

В конце 1918 года монастырь как таковой перестал существовать. Монахинь изгнали из его стен без предоставления какого-либо жилья. Часть из них вынуждена была покинуть Ярославль, другая перешла в Толгский монастырь, третьи искали убежище у окрестных крестьян. После пожаров 1918 года город испытывал большую потребность в жилье, поэтому часть келий была отдана лишившимся крова горожанам.

С 1 сентября 1919 года до лета 1922 года территория монастыря была отведена под концлагерь. В нем находились люди, оказывавшие помощь восставшим, а также «нетрудовой элемент». Все они занимались разборкой разрушенных зданий, уборкой улиц от мусора и т.д. В это же время в соборе был организован склад церковных вещей, привезенных из разных церквей. В 1919 — 1921 гг. Покровский храм выполнял функции приходского и служил местом хранения святынь монастыря и церковного имущества. Впоследствии он был закрыт, а прихожане стали посещать Крестовоздвиженскую церковь, куда было перенесено и церковное имущество. Но в 1931 году и эта церковь была закрыта, судьба монастырских святынь и поныне неизвестна.

В условиях острой нехватки пригодных для жилья помещений, городские власти использовали игуменский корпус со Сретенской церковью как казарму для частей ГПУ, а с 1923 года — под Дом крестьянина. Часть келий была отдана бездомным горожанам.


Примечательно, что часть помещений келий, пристроенных к монастырской стене еще в конце XIX — начале XX веков со стороны театра им. Ф. Г. Волкова отдали актерам этого театра. Даже известные актеры и актрисы Волковского театра подолгу здесь жили, о чем свидетельствует в частности и мемориальная доска, установленная в честь жившего здесь первого народного артиста СССР в нашей области Г. А. Белова.


Северо-восточная стена монастыря (со стороны Первомайского переулка) была ветхой уже 1920-е годы, а в 30-е годы ее уже не существовало. В 1940 году это место занял 4-этажный дом (ул. Первомайская, 19).
В Покровской церкви (по ул. Трефолева) с 1930-года по лето 1948 года находилась центральная городская библиотека, а затем, вплоть до наших дней, планетарий и провинциальный колледж.


Большой переделке подвергся Казанский собор: он был разделен на этажи и с 1927 года до конца 1990-х использовался как главное архивохранилище области. Здесь же был читальный зал, библиотека, а в цокольном этаже — фотолаборатория.

Стены монастыря постепенно исчезали, уступая место городским постройкам. В 1959 году по ул. Трефолева горком партии построил для своих сотрудников 4-этажный дом. Была снесена и восточная стена — чтобы открыть вид на улицу жителям восточного корпуса обителей, перестроенного под квартиры. Вместе с ней снесли и северо-восточную башню. Юго-восточная «продержалась» до 1968 года. До нашего времени дошли только юго-западная и северо-западная башни, но они лишились своих купольных кровель и шпилей, замененных впоследствии на обычные крыши. Они давно потеряли свой башенный вид, зажатые другими домами.
В 1997 году собор был передан в введенье приходской общины, а с 1 августа 1990 года в ответ на ходатайство архиепископа Михея, патриарх Алексий II благословил открытие обители. Через 80 лет после того, как в 1918 году последние монахини ушли в Толгский монастырь, одна из его насельниц – Михаила — по благословлению игуменьи Варвары стала его настоятельницей.

Постепенно монастырь обретает новые святыни. Владыка Михей передал в дар монастырю икону Казанской богоматери, которую в начале XX века создали инокини этого монастыря. Икона была сохранена жительницей Ярославля Екатериной Бакаевой, которая в начале 1980-х годов и вручила ее Михею.

2 ноября 2000 года в монастырь были переданы мощи святителя Агафангела, архиепископа и митрополита Ярославского и Ростовского (1913-1922 гг.), местоблюстителя Патриаршего Престола (1922 г), активного борца против обновленческой церкви. Он был канонизирован в 2000 году как священноисповедник.


Возрождается и просветительская деятельность монастыря. В 2006 году на его базе была открыта первая православная гимназия имени Игнатия Бренчанинова, в которой кроме обязательных общеобразовательных дисциплин преподаются и православные, а среди преподавателей — доктора и кандидаты наук, ведущие специалисты в тех или иных областях знаний.

Сегодня Казанский монастырь являет взгляду тот облик, который сложился во 2-й половине XIX века, сохраняя уголок старого дореволюционного Ярославля.

Ссылка на основную публикацию