Троицкая епархия: храмы и монастыри, история, что нового

Из летописи монастыря


Вид Троицкого Сканова мужского монастыря с северо-запада. 1912 год.

Возникновение Свято-Троицкого Сканова монастыря следует отнести ко времени начала XVII века. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю. По преданиям старожилов, перешедших к потомству, эта обитель существует более 350 лет, ибо из патриарших Грамот, данных в 7184 (1676) году на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. Так в Грамотах патриарха Иоакима о построении церквей во имя Николая Чудотворца, Живоначальныя Троицы, между прочими говорится, что «в оном 7184 (1676) году апреля в 26-й день в Скановой пустыни сгорели три церкви, и монастырь мало не весь выгорел» (Грамоты между актами монастыря). На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал еще задолго до 1676 года и в это время уже имел вид благоустроенный.

Первоначально эта обитель находилась в ведении патриархов, в позднейшее же время перешла в ведение преосвященных тамбовского, нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г. Пензы в 1801 году губернским, упраздненное с. Наровчат было восстановлено и присоединено к Пензенской губернии. Из монастырских указов видно, что под ведением тамбовского преосвященного обитель состояла с 1748–1800 гг., нижегородского – с 1800–1804 гг. и с оного по настоящее время принадлежит Пензенской епархии. (Указы между актами монастыря). Вместе с селом Наровчат и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных преосвященных, в коем и доныне состоит.


Наровчатский уезд. План генерального межевания земель, где видна Сканова пустынь.

Название Сканова монастыря, как значится в истории Российской иерархии, произошло от речки Скановой. («История церковной Российской иерархии», т. 5, стр. 136). По преданию старожилов, местность пустыни вместе с селом, находящимся поблизости, принадлежала боярам Исканским, которые приняли участие в становлении монастыря. По правильному произношению обитель должна именоваться «Исканская пустынь», а слово «Сканова» есть уменьшенное впоследствии. В народе эта пустынь называлась «Скань».

Свято-Троицкий Сканов монастырь имел основательное устроение как в XVII веке, так и в последующее время. Он твердо сохранял свою жизнеспособность в течение XVIII века, когда многие монастыри, особенно после учреждения монастырских штатов (1764 год), упразднялись и приходили в запустение. Так, после 1764 года в Свято-Троицкий Сканов монастырь были переведены монашествующие упраздненных обителей: Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.

Около 1786 года в монастыре вводится Устав строгого общежития, как значится об этом в Представлении Святейшему Правительствующему Синоду Пензенского епископа Афанасия на предмет увеличения штатного числа монашествующих. В XIX веке штатное число монашествующих в обители еще более увеличилось. Хранение монашеских традиций и духовная жизнь в монастыре привлекали в обитель всех, ищущих вечного спасения.

Божественная служба совершалась в обители по общему Церковному Уставу неопустительно. Всенощное бдение было довольно продолжительное, потому что в продолжение его читалось постоянно Толковое Евангелие и житие святого по Прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра: зимою – в больничной, а летом – в кладбищенской церкви. В зимнее время, с Покрова Божией Матери, к Литургии благовест начинался в 9 часов в праздники и в летнее время – в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Пресвятой Богородице настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери.


Геометрический специальный план Троицкого Сканова монастыря. 25 ноября 1783 года.

На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило: канон Иисусу Сладчайшему, канон Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу – акафист Спасителю, на понедельник же, вторник, четверг и субботу – акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое повечерие, затем – помянник и вечерние молитвы.

Крестных ходов, кроме совершаемых по всей России в три известные дня, т. е. 6 января, 1 августа и в день Преполовения Пятидесятницы, совершалось в Скановом монастыре еще три: два – вокруг монастыря в храмовые праздники Святой Троицы и Успения Божией Матери (эти ходы введены издревле) и один – в честь Трубчевской иконы Божией Матери, во вновь построенную кладбищенскую церковь, в день освящения ея (3 октября). Этот ход введен по устному благословению епископа Амвросия II с 1854 года.

Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом. Среди архивных рукописей замечательны следующие восемь.

1. Две рукописи от 31 октября и 4 ноября 7181 (1673) года об отводе Скановой обители «земли пашенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете на семьсот копен», по Указу Царя Алексея Михайловича, вследствие «челобития черного попа Феодосия с братией да старца Кирилла».

2. Две выписки с писцовых 7187 (1679) и 7188 (1680) годов в книге Семена Секиотова на отведенную выше землю «20-ти десятин с полдесятиною»: первая – от 19 декабря 7189 (1681) года, данная «черным попом Феодосию и строителю Иоанну с братией», вторая – от 31 июля 7197 (1689) года, данная строителю иеромонаху Моисею с братией.

3. Два Указа Великих Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Государыни Софии Алексеевны. Содержание их изложено в Грамоте, из Приказа Большого двора: «против челобития Нижеломовского уезда Наровчатского городища, Живоначальные Троицыскановой пустыни строителя старца Кирилла с братиею, велено им в Наровчатском городище из пустого огороду, на котором, прежде всего севали на обиход Великих Государей анис, отвесть под двор и часовню 40 саженей в длину и 20 саженей в ширину». Первый дан строителю старцу Кириллу с братией 7192 (1684) года 19 февраля, второй – строителю иеромонаху Иоанну с братией 7196 (1688) года 10 февраля.

4. Две Грамоты патриарха Иоакима, данные по «челобитию черного попа Феодосия с братией, да казначея старца Кирилла»: первая от 28 августа 7184 (1676) года на построение деревянной церкви во имя Святителя Николая.


Указ Тамбовской Духовной консистории о закладке в монастыре колокольни. 1792 год.

После пожара 1676 года были вновь построены деревянные церкви во имя Святой Троицы и во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Свято-Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято-Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1792 году на северной стороне, среди ограды, была заложена, а затем построена высокая каменная колокольня. В ней над святыми вратами, с 1793 до 1796 года устроена была Свято-Никольская церковь, которая, по благословению епископа Тамбовского Феофила, строителем монастыря иеромонахом Назарием 23 апреля 1796 года была освящена.

С 1795 года посредине монастыря на месте разобранной одноэтажной каменной Свято-Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного, о пяти главах, Свято-Троицкого собора.

Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией Матери и Трех святителей был освящен 8 октября 1801 года строителем монастыря игуменом Корнилием.


Указ Тамбовской Духовной консистории о постройке нового Троицкого собора. 25 января 1795 год.

29 мая 1808 года, по благословению епископа Пензенского Моисея, архимандритом Израилем был освящен верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы.

На южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая игуменом монастыря Корнилием в 1812 году была освящена.

В 1853 году при игумене монастыря Филарете, по благословению епископа Пензенского Амвросия, была построена и тем же Преосвященным освящена каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.

В 7181 (1673) году по Указу Царей Алексея Михайловича, Феодора, Петра Алексеевича и Царицы Софии Алексеевны была отведена монастырю земля: «а по мере той земли в той округе, что отказано Сканову монастырю, пашенной и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете по семьсот копен, и как сказано в другом документе, распашные земли и редколесья сорок десятин с полутретью десятиною в поле, а в дву потому ж», т. е. как яснее выражено еще в ином акте, «распашной земли и редколесья сто двадцать десятин с полдесятиною подле черного большого леса около нея».

Земля, пожалованная в 7192 (1684) году в селе Наровчат и составляющая треть десятины, имела площадь в длину 40, а в ширину 20 сажень. Со времени же генерального межевания монастырь имел во владении 480 десятин, 820 квадратных сажень для посева ржи, овса и гречихи.


Вид Сканова монастыря с севера. Начало ХХ века.

В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаис, при селе Монастырское находилась пожалованная монастырю в 1797 году Императором Павлом I водяная деревянная мельница.

Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья.


Монастырская часовня в честь святителя Николая Чудотворца в г. Наровчате.

В поселке Наровчат, на углу базарной площади, на пожертвованной Царями: Иоанном, Петром и Софиею Алексеевичами, усадебной земле (40 саженей длины и 20 саженей ширины), где был ранее огород, на котором для обихода Царей сеяли анис, устроена была прежде деревянная, а затем – каменная часовня в честь Святителя Николая Чудотворца, покрыта железом, внутри коей был поставлен иконостас со святыми иконами, местами позлащенный. При часовне имелось две келлии для живущего из числа братии монаха. Рядом с часовней в 1857 году построен был двухэтажный с надворными строениями дом настоятеля монастыря архимандрита Амвросия, который после пожара в 1872 году вновь был возобновлен. Часовня, принадлежащая монастырю, сохранилась. В настоящее время в ней находится монастырская церковная лавка.

В двух километрах от обители монахи Сканова монастыря ископали пещеры, в которых подвизались. У подножия Плодской горы, в которой и расположены подземные ходы, находится источник в честь Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Здесь монахи устроили главный вход в пещеры и соорудили часовню. На вершине горы также были построены часовня и несколько келлий для братии.


Фотография-открытка начала ХХ века. Вид обители с севера.

В XIX веке на пещерах была построена каменная церковь с колокольней. Постройка этой церкви начата при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1866 году, а окончена в 1870 году, в котором 6 сентября и освящена. Один престол в ней – во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев (1870 год), второй – во имя св. вмц. Варвары (1886 год). При пещерах, кроме часовен, имелись 5 деревянных флигелей с келлиями для братий.

Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер побелили, в маленьких нишах перед каждой келлией в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была еще совсем молодая, – рассказывает одна из жительниц с. Сканова, – работала на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли: кругом чистота, побелено, свечи горят. Далеко вниз ушли. Там прямо в пещере был родник. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подошли к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».


Карта Наровчатского уезда. XIX век.

В годы разорения пещерный храм был полностью разрушен. Кирпич разбирали местные рабочие для ремонта своих печей, а также для совхозного коровника.

В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей.

Этот факт подтверждается и сведениями из «Пензенских епархиальных ведомостей» (№13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). «… Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, (строитель иеромонах Арсений II), который почти всегда и жил здесь».

На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестраивались, появились новые галереи и келлии. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и келлиями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. Везде зафиксирована устойчивая температура: 1-й ярус – 11-12º, 2-й – 8-9º, 3-й – 6-7º. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим, воздух там свежий и чистый.


Церковь в честь Киево-Печерской иконы Божией Матери на Плодской горе. 1912 год.

В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей – 670 м (нынешняя протяженность по причине многих завалов, составляет 590 м). Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры (507 м). Ученые-спелеологи утверждают, что Скановский пещерный комплекс аналогичен пещерам Киево- Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии.

На месте пещерного комплекса по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, открыт мужской монастырь в честь прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Наместником пещерного монастыря является игумен Серафим (Попов).

Братия совершают службы в деревянном храме, который освящен, как и прежде, во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери (празднование 3/16 мая).

Внутри пещер вековая тишина. Необъяснимая свежесть воздуха отгоняет мысль, что находишься в подземелье, нет чувства страха. Наоборот, на душе мир и спокойствие. И невольно склоняется голова в благоговейном молчании перед памятью подвизавшихся здесь ранее монахов-старцев высокой духовной жизни, аскетов, тружеников, молитвенников за Православную веру, за святую Русь, за весь мiр.

Читайте также:  Схиигумен Савва: биография старца, книги и проповеди, поучения

Храм святой Троицы

Храм Святой Троицы. Фото 1960-х гг.

Основание первого храма за р. Сосной относится к концу XVI в. Освящён он был в честь св. великомученика Димитрия Солунского — покровителя воинов. Казаки Беломестной слободы и стали основными его прихожанами. В конце XVIII столетия храм был перестроен на каменный, но к началу ХIХ в. уже явно не соответствовал количеству прихожан, которыми являлись жители Беломестной и Новой Ямской слобод, а также близлежащих деревень — Ольшанца, Ново-Ольшанца, Верхней и Нижней Сахаровки. К тому же весной во время по­ловодья вода часто заходила в церковь. Поэтому и было принято решение о строительстве нового приходского каменного храма на более высоком месте.

На постройке нового храма на другом более высоком и сухом месте неоднократно настаивал и священник Преображенской церкви Ельца Иоанн Борисович Жданов, почитаемый ельчанами за свою подвижническую жизнь и обилие благодатных даров от Господа. Такое внимание уважаемого ельчанами пастыря к Димитриевскому храму объясняется, наверное, и тем, что в нём в это время служил зять о. Иоанна — священник Иоанн Григорьев. Однако жители Засосенской части города и причт храма ввиду скудости средств долго не решались приступить к постройке новой церкви. Тогда однажды о. Иоанн после литургии в Преображенском храме, в полном облачении, под колокольный звон, с крестным ходом, на своих руках принёс в Димитриевскую церковь икону Богоматери «Всех скорбящих радости» и, поставив её в храме, сказал прихожанам: «Матерь Божия сама будет помощницею вам в построении храма». После сего о. Иоанн своими руками и безо всякого разрешения со стороны епархиального начальства начал копать рвы для фундамента новой церкви. Полиция потребовала прекратить работы, начатые без разрешения, но после обращения о. Иоанна в Орловскую духовную консисторию в 1817 г. было получено благословение на постройку храма Преосвященного Аполлоса, епископа Орловского и Севского. [1]

Проект Троицкой церкви. 1828 г. Архитектор И.И. Шарлемань

Однако закладка храма и его строительство без проекта в конце концов привели к печальному результату. Когда постройка храмовой части подходила к завершению и кладка свода завершилась, главный купол его внезапно обвалился и повредил стены вплоть до основания. Сказалось, по-видимому, отсутствие необходимых расчетов по толщине стен и диаметру барабана. Необходимо было вновь начинать возведение храмовой части и делать это, предварительно рассчитав несущие способности существующих стен.

Дело об обрушении Троицкой церкви рассматривалось в Строительном комитете при Министерстве внутренних дел, одному из членов которого — известному петербургскому архитектору Иосифу Ивановичу Шарлеманю и было поручено подготовить проект на исправление Троицкой церкви.

В фондах РГИА сохранился чертёж, подписанный Шарлеманем, именуемый «План и фасад, исправленные в строительном комитете на постройку каменной церкви во имя Живоначальной Троицы в городе Ельце. Августа 1828 года». [2] Судя по нему, план церкви частично уже сложился к моменту обрушения. Цветом на плане отмечены два основных изменения: в храмовой части объём подпорных столбов, несущих главный барабан, увеличен в два раза, что изменило и размеры самого барабана: в трапезной части вместо широких окон — тройные итальянские окна. Переработав объём храмовой части в духе высокого классицизма, Шарлемань включил в общую композицию церкви одноэтажную, перекрытую единым сводом трапезную с полукруглыми в плане углами и с западной части — трёхъярусную колокольню с высоким шпилем. Простота и изящество, прекрасно прочувствованные пропорции всех объёмов отличают проект Троицкого храма, выполненный талантливым архитектором-классицистом. Проект церкви предусматривал три престола: главный — в храмовой части и два — в трапезной. Церковь была задумана стоящей на высоком каменном цоколе, с лестницами-всходами с запада, севера и юга. Фасады всех трёх основных объёмов носят ясный центрический характер и обработаны в едином архитектурном стиле.

Фрагмент плана города Ельца 1849 г. 1 — Троицкая церковь, 2 — Архангельская церковь, 3 — Сретенская церковь

Композиционный центр трапезной подчеркнут аттиком, выступающим над рустованным ризалитом с тройным окном посередине.

Строительство Троицкой церкви велось долго. Главным попечителем постройки храма стал священник Димитриевской церкви Константин Алексеевич Попов. [3] Его трудами и заботами собирались основные доброхотные пожертвования, благодаря которым к 1840 г. [4] было закончено возведение нового храма, главный престол которого решено было освятить в 1843 г. во имя Святой Троицы. [5] Кроме того, были устроены придельные алтари. В храмовой части — св. Николая Чудотворца (правый, устроен на средства купца Николая Андреева), св. царицы Александры (левый, устроен на средства купца Якова Зыкова); в трапезной — иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» (правый) и св. Димитрия Солунского (левый). Последний придел освящён в память прежней приходской Димитриевской церкви. [6]

Проект перестройки Троицкой церкви. План. Южный фасад и план. Середина XIX в.

Храм имел размеры в плане 58 х 26 м. Колокольня в три яруса высотой «до верха карниза 16 сажен 2 аршина», с притвором была пристроена позднее и окончательно отделана в 1860 г. стараниями ктитора храма купца Матвея Максимовича Гаврилова. [7] В 1864 г. храм украшен настенной живописью. Вокруг храма сооружена каменная ограда.

Материалы архивов и сохранившиеся обмеры и фотодокументы показывают, что окончательный облик выстроенной Троицкой церкви значительно отличался от идеи автора. Сказались смена архитектурных вкусов в послеклассическую эпоху 40-х годов XIX века и, по-видимому, отсутствие авторского надзора. Сочный белокаменный и кирпичный декор, упругость линий арок, ясно читаемых на проекте, сменились сухими и вялыми штукатурными профилями. Плоские, слабо выраженные карнизы, мелкие детали, выполненные в натуре, обезличили фасады церкви, сделали их маловыразительными. Вопреки проекту, церковь поставили на низкий цоколь, почти на землю, отчего потерялась монументальность всего образа храма. Трапезную удлинили против проектного плана и, более того, колокольню отодвинули от трапезной, соединив их узким притвором. Все эти отклонения от проекта коренным образом изменили пропорциональное соотношение двух основных объёмов — храма и колокольни. Это обстоятельство, вероятно, заставило безвестного архитектора, ведущего строительство, увеличить вертикаль колокольни, для чего вместо небольшого квадратного основания шпиля он запроектировал дополнительный ярус-восьмерик с круглыми оконцами. Такое решение лишь отчасти уравновесило композицию всей церкви. Все эти изменения как состоявшиеся зафиксированы в чертеже второй половины XIX в. «На перестройку существующей каменной церкви во имя Святой Троицы в городе Ельце Орловской губернии» за подписью А. Александрова. [8]

Вид на Засосенскую часть Ельца. Слева — Троицкая церковь. Открытка начала XX в.

Автор этого проекта пытался ещё более изменить облик церкви. Получив, по-видимому, заказ на расширение трапезной и пристройку к колокольне двух боковых помещений — сторожек, он пытался не просто механически присоединить новые объёмы к уже существующим, но и полностью заменить оконный декор и сами оконные проёмы всего нижнего яруса. Все окна по проекту растёсывались, получали полуциркульные завершения и килевидные наличники, что должно было, по мнению архитектора, соответствовать духу архитектурных представлений своего времени. Идее этой не суждено было осуществиться по причинам, нам не известным. В противном случае от первоначального проекта Шарлеманя не осталось бы и следа.

По страховой оценке 1910 г. стоимость Троицкой церкви составила 40 тыс. руб. Иконостасы оценены в 18 тыс. руб. Главный иконостас Троицкого алтаря «высотой 14,5 аршин и шириной 16 аршин. Придельные св. Николая и мученицы царицы Александры — высотой 10 аршин и шириной 8 аршин каждый. В трапезной во имя Божией Матери «Скорбящих радости» и св. великомученика Димитрия Солунского — высотой 10 аршин и шириной каждый 15 аршин» с боковыми сторонами. [9] Иконостасы в храмовой части были устроены вновь в 1884 г., за что священнослужители, прихожане и все граждане Ельца получили благодарность епархиального начальства [10], а в трапезной части храма иконостасы были возобновлены в 1900 и 1902 гг. на доброхотные пожертвования старанием ктитора купца Ивана Максимовича Степанова. В храме действовало «духовое, калориферное» отопление.

Фрагмент плана города Ельца 1908 г. 1 — Троицкая церковь, 2 — Вознесенский собор, 3 — Введенская церковь, 4 — Воскресенская церковь, 5 — Преображенская церковь, 6 — Архангельская церковь, 7 — Успенская церковь, 8 — Сретенская церковь

Достопримечательностями храма считались: местночтимая чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радости» (размером 10 х 8 вершков), украшенная сребропозлащённой ризой с жемчужными одеждами на Божией Матери и Богомладенце, принесённая ещё в Димитриевскую церковь о. Иоанном Ждановым; иконы Божий Матери «Троеручица» и святителя Димитрия Ростовского из старого храма; сребропозлащённый потир 1785 г., служебная минея на июнь 1693 г. и напрестольное Евангелие 1693 г. с надписью «В город Елец, в церковь св. великомученика Димитрия Солунского, что за рекою Сосною, в Беломестной слободе, думного дьяка Иакова Аверкиевича Кириллова жена и вдова Ирина Симонова, за спасение своё, а во блаженном успение во поминовение вечное по муже своем Иакове Аверкиевиче, а в схимонасех Иове, и по родителях его — Аверкие убиенном, Евфимии, и по сродницех их, по прошению отца своего духовного Троицкого иерея Наума Феодорова, что в Верхних Садовниках в Бересневки, при служащем тоя церкви святого великомученика Димитрия священнике Павле Максимове. Подписал сие св. Евангелие троицкий иерей Наум Феодоров властною рукою по ея, Ирины Симоновой, велению».

Троицкая церковь. Фото 1960-х гг.

Причт Троицкой церкви составляли два священника, диакон и два псаломщика. Храм в разное время посещали орловские архипастыри Макарий (Миролюбов), Симеон (Линьков), Мисаил (Крылов), Митрофан (Невский) и Митрофан (Афонский). В 1900 г. по случаю богослужений для воинских чинов драгунского Нежинского полка, которые состояли в приходе Троицкого храма с 1872 г., церковь посетил протопресвитер армии и флота А.А. Желобовский. В 1902 г. литургию в Троицком храме совершал протоиерей Иоанн Ильич Сергиев — будущий преподобный Иоанн Кронштадтский, прибывший по приглашению военного начальства для участия в церемонии закладки храма Нежинского драгунского полка. [11]

К засосенскому храму были приписаны три часовни — каменная на углу церковной ограды с юго-западной стороны, а также две деревянных — Скорбященская, на Воронежской улице, и Никольская возле моста через Сосну в конце той же улицы. В последней часовне находилась почитаемая ельчанами икона св. Николая Чудотворца, некогда обретённая на камне. [12]

Троицкая церковь. Фото 1960-х гг.

Троицкой церкви принадлежало 73 дес. пашенной земли, которая сдавалась в аренду. [13]

В 1889 г. при храме начала действовать церковно-приходская школа, которой заведовал настоятель, а законоучителями обычно состояли священники Троицкой церкви. В 1909 г. заведующим был протоиерей Пётр Гаврилович Шеховцев, законоучителем — священник Иоанн Димитриевич Руднев, учителями — диакон Фёдор Гаврилович Рождественский и Пётр Иванович Руднев, помощницей учителя — Серафима Ивановна Городецкая. [14]

После революции Троицкому храму, расположенному за рекой, в отдалении от центра города, довольно долго удавалось оставаться без внимания властей. Храм продолжал действовать, и его даже миновала громкая кампания по закрытию городских церквей по «требованию» рабочего класса.

Из писем Александры Ивановны Ростовцевой следует, что 23 апреля 1938 г. в церкви была служба и большое количество людей, в т. ч. из соседних сёл, пришло освятить пасху, а 7 августа 1938 г. она сообщает: «За Сосной церковь закрыли, теперь обновленец перешёл в кладбищенскую». [15] Из чего следует, что в последнее время перед закрытием в Троицком храме служил некий обновленческий священник, перешедший в Казанский храм.

Взрыв Троицкой церкви. Фото 1969 г.

В январе 1943 г. верующие Ельца в количестве 5 человек отправили письмо в Верховный Совет СССР с просьбой об открытии Троицкой церкви. Ответа они не получили и в марте т. г. отправили повторное письмо за 30 подписями, но вновь никакой реакции на их обращение не последовало. Третье письмо с 24 подписями также осталось без ответа. [16] До этого Троицкая церковь использовалась воинской частью как складское помещение, а во время войны здание пустовало, но сохранялась крыша, отсутствовали только полы.

В 1944 г. верующие вновь ходатайствовали об открытии Троицкой церкви, но вновь безрезультатно. [17]

В документах 1962 г. здание церкви на главной площади Засосенской части Ельца обозначено как рынок. [18] А в июле 1969 г. Троицкая церковь была взорвана в числе других трёх елецких храмов.

Икона св. Феодора Тирона из Троицкой церкви

Незадолго до сноса Троицкого храма была разобрана часовня, которая располагалась в юго-западном углу церковной ограды у перекрёстка улиц Орджоникидзе и Красноармейской. Решение исполкома о сносе часовни было принято 10 апреля 1968 г. Так жители Засосенской части Ельца лишились своего приходского храма. На месте Троицкого храма в настоящее время находится Засосенский рынок, а рядом, к югу от места, где находился алтарь храма, по эскизам архитектора А. Новосельцева, созданным в марте 1994 г., построена в 2004 г. каменная часовня. Но необходимость воссоздания всего комплекса Троицкой церкви осознаётся всеми ельчанами.

Священно- и церковнослужители храма Святой Троицы:

Священники:

Оболенский Матвей — ?
Селиверстов Пётр – 1864-1880
Шеховцев Пётр — 1865-1870
Соколов Михаил — 1870-1871
Вележев Николай Александрович – 1871-1885
Космодамианский Иоанн Максимович – 1880-1896
Руднев Иоанн Борисович — 1885-1904
Шеховцев Пётр Гаврилович – 1897-1909
Руднев Иоанн Иоаннович – 1905-1917
Некрасов Димитрий – 1915-1918
Орлов Алексей — 1915-1917
Игрицкий Николай – 1917-1918

Диаконы:

Вуколов Иоанн – 1868
Пятницкий Иосиф -1869-1871
Москвитин Иоанн Петрович – 1873-1887
Сокольский Александр Федорович – 1887-1898
Рождественский Фёдор Гаврилович – 1898-1916
Диесперов Константин – 1915-1917
Никольский Николай – 1916-1917

Пономари:

Гесперадский Андрей — 1870
Тихомиров Николай — 1873
Богоявленский Андрей Алексеевич – 1873-1883

Псаломщики:

Соколов Александр Иванович – 1874-1887
Попов Павел Иванович – 1883-1895
Петров Григорий Афанасьевич – 1888-1911
Минервин Владимир Н. – 1896-1909
Никольский Николай – 1911-1915
Игрицкий Николай – 1915-1917

Читайте также:  Храм Петра и Павла в Пензе: описание и адрес храма, телефон, расписание богослужений

Примечания:

1. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 161.
2. РГИА. Ф. 1488. Оп. 3. Д. 103.
3. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 20.
4. ГАЛО. Ф. 157. Оп. 8. Д. 68. Л. 93 об.
5. ГАЛО. Ф. 157. Oп. 1. Д. 17-20.
6. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 50-52.
7. РГИА. Ф. 1488. Оп. 3. Д. 103. Л. 1.
8. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 106. Л. 1.
9. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 50-52.
10. ОЕВ. 1884. № 12. С. 735.
11. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 164.
12. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 50-52; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 162.
13. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 18 об. 21.
14. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1909 год. — Орёл, 1909. С. 170.
15. Письма Ростовцевых. Собрание В.А. Заусайлова.
16. Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви г. Елец. Л. 24, 26.
17. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 43. Л. 17.
18. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 11. Л. 18.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

Троицкая епархия: храмы и монастыри, история, что нового

Троицкая церковь

Информация о Троицкой церкви построенной на месте монастыря.

История храма.

Троицкий храм построен в 1808 году по проекту архитектора Ф.М. Рослякова.

Истобенский монастырь прекратил существование в 70-е годы XVIII века по указу Екатерины II об упорядочении штатов монастырей. Церковь монастырская стала приходской. Губернский архитектор Росляков, осмотрев приходский деревянный храм, решил, что церковь “по великой ветхости в починку произвесть невозможно”. В 1799 году он сделал проект её в камне. Только в сентябре 1807 года материал для строительства был заготовлен, план и фасад утверждены, для строительства подрядили артель вятских каменщиков. Рослякова уже не было в живых, но храм созидался по его проекту, а в ноябре 1808 года был освящён южный придел тёплой церкви во имя Нерукотворённого Образа Спасителя.

В настоящее время эта церковь трёхпрестольная. Главный престол – в честь Живоначальной Троицы, правый, тёплый придел – Спасский, левый – Введенский. Храм развернулся длинным фасадом по течению реки Вятки. Церковь построена в классическом стиле. Огромная, но какая гармоничная, цельная вся. Главный храм – восьмерик на четверике. Увенчан куполом с люкарнами и лантернами (световой фонарик). Алтарная часть выступает гранёной апсидой. Очень обширная трапезная часть. А колокольня вообще удивительная! Глухой цилиндр, на нём – восьмигранные ярусы звонов. Окна – иллюминаторы. На куполе – люкарны (оконные проёмы). Длина церкви без паперти 45,16 метра, ширина 17,72 метра.

Церковь обнесена металлической оградой, которая имеет каменные столбы, они расположены на равном расстоянии друг от друга. С восточной стороны ограда повторяет очертания апсиды, с западной – имеются две воротные калитки.

Внутри стены церкви оштукатурены и покрыты росписью масляными красками с орнаментом и изображениями религиозного характера. В 1865 году иконы для тёплого храма расписывал вятский иконописец, мещанин, педагог Чернышев Николай Александрович.

Вятские епархиальные ведомости 1873 г. № 10 (16 Мая)
“Церкви и приходы в Вятской епархии.

(По клировым ведомостям 1872 г.)

В 1-М БЛАГОЧИННИЧЕСКОМ ОКРУГЕ ОРЛОВСКАГО УЕЗДА.

Троицкая в селе Истобенском. Построена в 1808 году, каменная. Престолов три: в холодном храме во имя Св. Троицы, в теплом в честь Нерукотвореннаго Образа Спасителя и Введения во храм Пресв. Богородицы. При церкви состоят священник, диакон и два дьячка. Дома у них собственные, кроме одного дьячка, проживающего в наемной квартире. Во владении причта 3 дес. усадебной земли, 17 дес. 468 саж. пахатной и 33 дес. 795 саж. сенокосной. Приход простирается на 10 верст от церкви; к нему принадлежат 34 деревни; прихожан – 1685 муж. п. и 1920 жен.”

Известно, что Росляков был очень лаконичен в выборе архитектурных деталей. Любимые его кассеты – углубления, в которых расположены окна, ширинки – выпуклые прямоугольники под окнами – и всё. Но при этом ритмический ряд очень чёткий, очень логичный. Никаких излишеств. Это храм для села, где живут речники. Что поразительно, прекрасные интерьеры сохранились.

Всего Троицкая церковь имеет 3 престола: Троицы Живоначальной, Спасский и Введенский. Внутренние стены храма покрыты росписями с христианскими мотивами, частично обновленными, частично написанными заново. В храме сохранилось старинные паникадила, хоругви. На территории церкви сохранилось старое кладбище. Службы в этом храме идут уже более 200 лет – церковь не закрывалась в советское время.

Как этот храм – корабль смотрится с реки, как отражается в воде – видеть надо. Белоснежное диво, плывущее по волнам!

1910 год. Подряд на роспись Троицкой церкви.

Кривошеина Наталья Викторовна. Храмовая декорация Вятки: иконографические программы и художественно-стилевые решения росписей. Екатеринбург, 2012 г.

“Глубокий и подробный анализ сохранившегося подряда 1910 г. на роспись Троицкой церкви села Истобенского Орловского уезда, позволил представить процесс создания росписей, включая составление иконографической программы, обсуждение условий договорных обязательств и ответственности сторон. Роспись храма выполнял приехавший из города Чистополя Казанской губернии живописец П.Я. Щербаков “с мастерами”. Оригиналы договоров написаны на гербовой бумаге, составлены в нотариальной конторе, подписаны и заверены личной печатью нотариуса В.В. Вишневского г. Котельнича. При этом установлено, что в самом селе Истобенском был местный художник, специализирующийся на росписях в период 1900-1903 гг., что свидетельствует о возможности выбора приходом исполнителя. Щербаков писал своими красками, изготовлял леса силами своих мастеров, материал для лесов представлялся на месте. В договоре записывались сроки исполнения и поэтапная выплата вознаграждения. Особо оговаривалась ситуация возникновения несчастных случаев и смерти мастеров. Раздел “Постановление” по сути, является иконографической программой росписи храма. В деле составления композиционного размещения росписей принимали участие все “священно-церковно-смотрители, церковный староста, председатель и члены церковно-приходского попечительства”. анализ избранных ими “священных сюжетов” формирует иконографическую программу в концепции: общецерковная история – русская православная история – месточтимые святые.”

Чтимые иконы.

Краткий перечень местночтимых икон Вятской епархии в конце XIХ – начале ХХ в.

Владимирская икона Божией Матери.
Местночтимая икона в с. Истобенском, обретенная, по преданию у дер. Филимоновской. Была известная как Явленная Владимирская, величиной 3/4 вершка.

(Вятская епархия. с. 130).
Икона св. Троицы.
Находилась в Троицкой церкви с. Истобенского, “весьма чтимая прихожанами”, досталась от Троицкого Истобенского мужского монастыря.

(Вятская епархия. С. 391).
Икона преп. Трифона Вятского.
Иконе, находившейся в Троицкой церкви с. Истобенского, “не менее 200 лет”.

(Вятская епархия. с. 391).
Икона преп. Мирона.
Икона, “чтимая народом”, находилась в Троицкой церкви с. Истобенского.

История Свято-Троицкого собора

Культовые сооружения всегда были важной и необходимой принадлежностью каждого поселения в России. В русских поселениях в первую очередь строились православные храмы.

В небольших сёлах обычно была одна приходская православная церковь, в больших населённых пунктах – несколько. Главный храм назывался соборным.

Православные храмы, как правило, размещались на площадях или возвышениях и имели круговой обзор. Их красочные уборы задавали тон облику всей застройки и делали поселения нарядными и праздничными.

История Свято-Троицкой церкви Каменского завода

В конце XVII века Россия готовилась к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. В 1697—1700 годах последовал ряд царских указов Верхотурскому и Тобольскому воеводам о поисках железной руды и строительстве железных заводов на реках Нейве и Каменке.

В 1699 году царским указом повелено было Тобольским воеводам Михаилу Яковлевичу и Алексею Михайловичу Черкасским испытать железную руду, добываемую из рудников Далматовского монастыря. Присланный в Москву образец железа оказался весьма хорошим. Вслед за тем речка Железенка, называемая уже Каменкою, с окрестными железными рудниками взята была в казну, и начато строение большого казенного завода с настоящей уже доменной печью, из которой первый чугун пошел в конце 1701 года.

В 1703 году на Каменском чугуноплавильном заводе уже отливались большего размера пушки. Для строительства Каменского завода и выплавки чугуна требовалось много рабочих и деловых людей. Правительством к заводу было приписано более трех тысяч крестьян Катайского и Колчеданского острогов, Камышевской и Багарякской слобод.

В 1701 году при Каменском заводе был построен деревянный храм во имя Трех Святителей, с приделом во имя святого праведного Артемия Веркольского. Этот храм сгорел при пожаре в 1768 году. В 1770 году построен был второй храм с оставлением прежних антиминсов, который так же сгорел во время пожара в 1815 году.

Так как храм был построен из плохого соснового леса то еще в 1790 году было дано разрешение на строительство каменного трех престольного храма с главным престолом во имя Святой Троицы, и двух приделов: южного — в честь Трех Святителей, северного — в честь святого праведного Артемия Веркольского. Строительство церкви возобновилось по новому проекту, В 1805 году были построены и освящены придельные храмы. Освящение основного храма Святой Живоначальной Троицы состоялось в 1813 году.

Вскоре появилась угроза обрушения новой колокольни. Было принято решение произвести реконструкцию всей церкви с возведением новой колокольни на новом фундаменте.

Реконструкция Свято-Троицкой церкви архитектором М.П. Малаховым

За создание нового проекта и взялся главный архитектор Екатеринбургского управления горных заводов М.П. Малахов . Его талант и мастерство рабочих дали жизнь настоящему памятнику архитектуры, сохранившемуся до наших дней. Проект был выполнен в 1821 году. Архитектор обогатил пластику церкви двумя портиками с юга и с севера, надстроил трапезную вторым этажом. Но главное состояло в замене старой невыразительной колокольни новой, которая должна была стать символом и завода, и города. Новую колокольню украсили большие арочные трехчастные окна, величественная коринфская ротонда со сферическим куполом. Завершилась колокольня не шпилем, а четырхгранным обелиском.

В 1828 году в полном соответствии с ним были перестроены приделы и колокольня, вся церковь “совершенно окончена, внутри и снаружи оштукатурена”.

Свято-Троицкий храм, 1909 г., Фото: С.М. Прокудин-Горский

Церковь владела торговой площадью – лавками и весами, ей принадлежала довольно обширная территория, включавшая, по всей видимости, магазины по нынешней улице Ленина, часть Соборной площади, здание приюта – здесь были расположены конюшни, а также территория в сторону магазина “Кооператор”. Где-то здесь располагалось и небольшое церковное кладбище.

Заводская церковь во имя Святой Троицы, несомненно, являлась важным архитектурным элементом в ансамбле площади.

Свято-Троицкий собор, 1909 г., Фото: С.М. Прокудин-Горский

Внешний вид заводского храма хорошо виден на фотографиях конца ХIХ века.

По воспоминаниям нынешних стариков, которые бывали в церкви еще детьми, с южной стороны (“со стороны Большой Московской улицы”) у церкви были небольшие ворота, около которых стоял чугунный памятник. А с западной – большие ворота с двумя маленькими калитками по краям. Здесь же находились два монумента: один четырехметровый, мраморный, с четырьмя ангелами, трубящими на все стороны света, а второй – чугунный бюст императору Александру – освободителю от крепостного права.

“Сочетание старой, сохранившей раннеклассические черты, основной части храма с новой, решенной уже в период расцвета стиля, придают особое очарование, свойственное лучшим сооружениям школы Казакова. Сложный силуэт, разнообразие портиков, эскедры приделов, мощная, и вместе с тем, стройная ротонда колокольни с коринфскими колоннами на фоне пилонов аркады с высоким аттиком, облегченным полуциркульными проемами, которые развили сходный мотив Спасской церкви, а также мажорная тональность ставят Троицкую церковь в Каменске в ряд лучших произведений культового зодчества первой трети XIX в. не только на Урале, но и во всей России”.

Свято-Троицкая церковь получает статус собора

В 1912 году Свято-Троицкий храм Каменского завода, наряду еще с пятью приходскими храмами Екатеринбургской епархии, получил статус собора.

12 августа 1912 года Преосвященный Митрофан после Божественной литургии объявил Указ Священного Синода о возведении Свято-Троицкой церкви в степень штатного собора.

Свято-Троицкий собор в советское время

Весной 1918 года Совет постановил изъять из Свято-Троицкой церкви метрические книги, с регистрацией рождений, смертей и браков — так проводился в жизнь декрет об отделении церкви от государства.

Свято-Троицкий собор, 1920-е годы.

В это время, по-видимому, мученически погиб протоиерей Свято-Троицкого собора Василий Победоносцев . Он был зарублен на станции Синарской. Решением Освященного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года священник Василий Победоносцев причислен к лику святых в чине священномученика.

Свято-Троицкий собор, фото 1923 г.

Закрытие Свято-Троицкого прихода состоялось в декабре 1930 года. На жалобу прихожан против закрытия прихода в Москву властями было заведено дело «О закрытии Свято-Троицкого собора», 13 сентября 1930 года на очередном заседании Малого Президиума Уралоблисполкома было принято постановление: «Разрешить Каменскому Райисполкому использовать под культурно-просветительное учреждение здание церкви, закрытой по постановлению Президиума Облисполкома от 3 февраля 1930 года, с обязательным переоборудованием с месячный срок.

Колокольня Свято-Троицкого собора с середины 1930-х и до начала 40-х годов использовалась в качестве парашютной вышки.

3 декабря Каменский административный отдел направил сообщение в областной отдел, что «Свято-Троицкая церковь передана в распоряжение Каменского Исполнительного комитета…

“Иконы” новых советских “богов”

Переоборудование данного помещения — верхний этаж — пионер-клуба, нижний — под библиотеку и музей, позже здание церкви было передано на баланс местной швейной фабрики Маяк.

Читайте также:  Высоцкий монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Возрождение Свято-Троицкого храма

К моменту передачи собора верующим в 1990 году здание церкви находилось в аварийном состоянии: был разрушен купол с обелиском, не сохранилась роспись из-за забеливания стен, по зданию были проложены различные коммуникации.

13 июля 1990 года был принят документ — проект решения №231 «О передаче здания Свято-Троицкой церкви — памятника архитектуры XVIII века обществу православных христиан».

В 1998 году Свято-Троицкий собор получил статус Архиерейского подворья. В 1999 году настоятелем был назначен благочинный Южного Церковного округа протоиерей Иоанн Агафонов.

19 декабря 2001 года в день Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил престол в главном храме Каменска-Уральского — Свято-Троицком соборе.

Восстановление Свято-Троицкого собора

Последние два десятилетия Свято-Троицкий собор продолжает восстанавливаться, благоукрашаться, и ежедневно в нем совершаются Богослужения.

Свято-Троицкий собор сегодня

Сегодня Свято-Троицкий кафедральный собор — главный храм Каменской епархии.

Ежедневно здесь совершаются богослужения и требы.

При храме действует библиотека с широким выбором православной литературы, а также видео- и аудиодисков.

По воскресеньям проходят занятия в церковно-приходской школе для детей, а также проводит свои собрания молодежный православный клуб. .

Два раза в неделю проводятся катехизаторские курсы для взрослых.

Приделы храма

Главный Престол освящен в честь Святой Живоначальной Троицы.

Левый — в честь святой великомученицы Параскевы и святого праведного отрока Артемия Веркольского.

Правый — в честь Воздвижения Креста Господня и Трёх Святителей.

Святыни храма

В Свято-Троицком соборе постоянно хранится икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей мощей.

Троицкая епархия: храмы и монастыри, история, что нового

Новостная лента епархиальной жизни

Документы

Опубликованные официальные документы

Видео

Официальный канал митрополии на Youtube

Правящий архиерей

Отделы

Отделы костромского епархиального управления

Карта митрополии

Храмы и монастыри митрополии на карте

Благочиния

Храмы

Справка по храмам Костромской епархии

Монастыри

Образовательный и миссионерский отделы

Братства и сестричества

История митрополии

Костромской кремль

Святые и подвижники благочестия

Святые особо чтимые
в Костромской митроплии

Феодоровская икона Божией Матери

История обретения. Молитвы. Акафист

Святые иконы

Особо почитаемые в Костромском крае иконы

Святые источники

Святые источники и родники в Костромской митрополии

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

По преданию, основателем Ипатьевского монастыря был татарский мурза (вельможа) Чет, первоначальник рода Годуновых. В 1330 году на пути в Москву – для поступления на службу к московскому князю Ивану Калите – Чет остановился на месте, где река Кострома впадает в Волгу; здесь в ночном видении ему явились Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. После этого Чет принял крещение с именем Захария и основал на месте видения иноческую обитель во имя священномученика Ипатия.

Современные ученые полагают, что Ипатьевский монастырь был основан раньше – в середине или конце XIII века – новгородцами, особенно почитавшими священномученика Ипатия (как покровителя посадников Великого Новгорода) и апостола Филиппа; известно, что именно новгородцы использовали в древности реку Кострому для выхода к Волге. Однако участие Захарии-Чета в судьбе Ипатьевской обители несомненно: оно подтверждается вниманием, которое оказывал этому монастырю род Годуновых.

Первой монастырской церковью стал деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; не позднее 1558 года здесь был возведен каменный Троицкий собор с приделом во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Около 1564 года завершилось возведение второго каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Ипатьевской обители были погребены многие представители семьи Годуновых, покровительствовавших монастырю. С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость. В 1609 году в обители несколько месяцев укрывались воинские отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), разбитые ополчением северных городов.

14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда – к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе – прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание; с того времени Кострома получила именование «колыбели дома Романовых», а Феодоровский образ Царицы Небесной стал семейной святыней российских самодержцев. В память об этом Церковь установила особое празднование Феодоровской иконе, совершаемое 14/27 марта.

В 1642-1645 годах по повелению царя Михаила Феодоровича с западной стороны к обители пристроили прямоугольник стен так называемого «нового города» с тремя башнями. В 1649 году Троицкий собор монастыря был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете. Новый Троицкий собор возвели к 1652 году, а в последней четверти XVII века с юго-запада к нему пристроили придел во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила. Собор был расписан костромскими изографами под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. Под его сводами пребывала местночтимая чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери – вероятно, принесенная в монастырь царем Михаилом Феодоровичем в 1619 году при посещении им Костромы. До XVIII столетия в библиотеке обители хранилась уникальная летопись, названная впоследствии Ипатьевской – один из древнейших списков «Повести временных лет».

С 1744 года, когда была образована Костромская епархия, Ипатьевский монастырь стал резиденцией костромских архиереев, а его Троицкий собор – кафедральным храмом. В 1764 году здесь завершилось строительство нового собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1768 году в подклете Троицкого собора был устроен храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. В 1747-1754 годах в Ипатьевском монастыре размещалась Костромская духовная семинария.

После посещения Ипатьевской обители в 1834 году императором Николаем I началась новая эпоха монастырской истории. В 1835 году обитель получила статус первоклассного кафедрального монастыря (архиерейская же кафедра была перенесена в Успенский собор Костромы). Началась обширная перестройка зданий обители для возвращения ей, по словам царского распоряжения, «древнего вида»; руководителем работ стал архитектор К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве). В архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии; фактически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор; перестроили корпуса обители, в том числе и келарский, где, по преданию, в 1613 году жил будущий царь Михаил Феодорович (теперь это здание именуется «палатами бояр Романовых»; в 1913-1918 годах здесь размещался епархиальный музей – древнехранилище).

В 1919 году Ипатьевский монастырь претерпел закрытие, его насельников изгнали из стен обители (хотя богослужения в монастырских соборах, получивших приходской статус, продолжались до 1922 года). Богородице-Рождественский собор, в 1927 году превращенный в антирелигиозный музей, в тридцатых годах ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году бывший монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником.

18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.

Святыни монастыря:

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Праздники:
День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Справочная информация:

Адрес: 156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1.

Секретарь тел./факс: (4942) 37-22-41
Паломнический отдел тел./факс: (4942) 31-25-89
Музей (научные сотрудники) тел.: (4942) 31-75-91

E-mail: ipatievsky@yandex.ru
E-mail (Паломнический отдел): ipatii_palom@mail.ru

Проезд (по г. Костроме): автобус № 4, № 14, № 38 и маршрутное такси № 8, № 11 до остановки «Ипатьевская слобода».

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

История

По преданию, основателем Ипатьевского монастыря был татарский мурза (вельможа) Чет, первоначальник рода Годуновых. В 1330 году на пути в Москву – для поступления на службу к московскому князю Ивану Калите – Чет остановился на месте, где река Кострома впадает в Волгу; здесь в ночном видении ему явились Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. После этого Чет принял крещение с именем Захария и основал на месте видения иноческую обитель во имя священномученика Ипатия.

Современные ученые полагают, что Ипатьевский монастырь был основан раньше – в середине или конце XIII века – новгородцами, особенно почитавшими священномученика Ипатия (как покровителя посадников Великого Новгорода) и апостола Филиппа; известно, что именно новгородцы использовали в древности реку Кострому для выхода к Волге. Однако участие Захарии-Чета в судьбе Ипатьевской обители несомненно: оно подтверждается вниманием, которое оказывал этому монастырю род Годуновых.

Первой монастырской церковью стал деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; не позднее 1558 года здесь был возведен каменный Троицкий собор с приделом во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Около 1564 года завершилось возведение второго каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Ипатьевской обители были погребены многие представители семьи Годуновых, покровительствовавших монастырю. С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость. В 1609 году в обители несколько месяцев укрывались воинские отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), разбитые ополчением северных городов.

14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда – к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе – прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание; с того времени Кострома получила именование «колыбели дома Романовых», а Феодоровский образ Царицы Небесной стал семейной святыней российских самодержцев. В память об этом Церковь установила особое празднование Феодоровской иконе, совершаемое 14/27 марта.

В 1642-1645 годах по повелению царя Михаила Феодоровича с западной стороны к обители пристроили прямоугольник стен так называемого «нового города» с тремя башнями. В 1649 году Троицкий собор монастыря был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете. Новый Троицкий собор возвели к 1652 году, а в последней четверти XVII века с юго-запада к нему пристроили придел во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила. Собор был расписан костромскими изографами под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. Под его сводами пребывала местночтимая чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери – вероятно, принесенная в монастырь царем Михаилом Феодоровичем в 1619 году при посещении им Костромы. До XVIII столетия в библиотеке обители хранилась уникальная летопись, названная впоследствии Ипатьевской – один из древнейших списков «Повести временных лет».

С 1744 года, когда была образована Костромская епархия, Ипатьевский монастырь стал резиденцией костромских архиереев, а его Троицкий собор – кафедральным храмом. В 1764 году здесь завершилось строительство нового собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1768 году в подклете Троицкого собора был устроен храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. В 1747-1754 годах в Ипатьевском монастыре размещалась Костромская духовная семинария.

После посещения Ипатьевской обители в 1834 году императором Николаем I началась новая эпоха монастырской истории. В 1835 году обитель получила статус первоклассного кафедрального монастыря (архиерейская же кафедра была перенесена в Успенский собор Костромы). Началась обширная перестройка зданий обители для возвращения ей, по словам царского распоряжения, «древнего вида»; руководителем работ стал архитектор К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве). В архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии; фактически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор; перестроили корпуса обители, в том числе и келарский, где, по преданию, в 1613 году жил будущий царь Михаил Феодорович (теперь это здание именуется «палатами бояр Романовых»; в 1913-1918 годах здесь размещался епархиальный музей – древнехранилище).

В 1919 году Ипатьевский монастырь претерпел закрытие, его насельников изгнали из стен обители (хотя богослужения в монастырских соборах, получивших приходской статус, продолжались до 1922 года). Богородице-Рождественский собор, в 1927 году превращенный в антирелигиозный музей, в тридцатых годах ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году бывший монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником.

18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.

Ссылка на основную публикацию