Троицкая Сергиева лавра: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Троице-Сергиева Лавра – история обители

Троице-Сергиева Лавра основана одним из самых почитаемых на Руси святым – Сергием Радонежским. История обители связана со многими важными событиями Русского государства: Куликовская битва, тяжелый период монголо-татарского ига, борьба с иностранными интервентами и первые годы правления Петра Первого, – все эти страницы истории не прошли мимо монастыря.

Российские правители чтили Троице-Сергиеву лавру, приезжали сюда на богомолье и оказывали помощь монастырю. У стен Успенского собора похоронен царь Борис Годунов и члены его семьи – царица Мария, царевич Феодор и царевна Ксения, в монашестве Ольга.

Троице-Сергиева Лавра – это действующий мужской монастырь, расположен недалеко от Москвы, посетить его можно за однодневную поездку или во время тура по Золотому кольцу.

Троице-Сергиева лавра – основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так была основана ставшая позже знаменитой Троице-Сергиева Лавра.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Монастырь во время монголо-татарского ига

Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.

Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.

Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.

Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте – на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.

Возведение каменных храмов Троице-Сергиевой лавры в XV веке

В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, монастырь был украшен новыми каменными постройками.

Троицкий собор

На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич.

Троицкий собор – это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422-1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.

Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.

Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее, где и находится в настоящее время.

Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие в 5-7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.

В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV—XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе – от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиев монастырь, расположенный на подступах к Москве, стал важной крепостью, призванной защитить столицу.

Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540-1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен – шесть ярусов. Самые интересные из них – Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559-1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго – около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера – Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635-1638 годах
    • с юга – трехэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI-XVII веков
  • В 1686-1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692-1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Угрожала беда и Сергиевой обители.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Троице-Сергиева лавра в период правления Петра Первого

В конце XVII – начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи.

В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.

В начале XVIII века строительство каменных зданий было запрещено и сооружение монастырских построек было приостановлено. Вскоре Россия вступает в Северную войну и для военных нужд Петр Первый берет из монастырской казны 400 тысяч рублей.

В связи с угрозой похода на Россию шведского короля крепость укрепляется: дополнительно на угловых башнях были построены бастионы, поскольку современные для того времени орудия не могли разместиться на ранее построенных стенах и башнях.

Открытие духовной семинарии

В XVIII веке Троице-Сергиева обитель была богата и имела большие земельные владения. О высоком авторитете обители говорит тот факт, что в 1742 году на ее территории была открыта Духовная семинария, а позже здесь разместилась Московская Духовная академия. В 1744 году указом Елизаветы обители было присвоено почетное имя Лавры.

Троице-Сергиева Лавра в Советское время

В мае 1920 года состоялось последнее богослужение и вскоре в помещении обители был организован историко-археологический музей. Вся братия была выселена и стала жить в трудовых коммунах. Через девять лет большая часть монастырских колоколов была снята и переплавлена, уцелели лишь колокол «Лебедь» 1593 года и «Никоновский» 1420 года.

Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.

До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь.

Троице-Сергиева Лавра – одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV – XIX веков. С 1993 года Троице-Сергиева Лавра находится под охраной Юнеско.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Этот мужской монастырь — самый большой в России — удивителен тем, что наполнен не тишиной, а легким галдежем. Но он не раздражает, потому что это галдеж восхищения: туристы со всего мира искренне торопятся сделать панорамные фото монастыря, запечатлеть себя и на фоне Свято-Троицкого собора, где хранятся мощи Сергия Радонежского, и рядом со святым источником, который открыли еще в 17-м веке. Говорят, в тот день один из монахов тут же получил исцеление от слепоты.

Сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Петр Первый, а уж царица Елизавета Петровна — та вообще пешком шла несколько месяцев, таким важным представлялся ей этот поход.

Поговаривают, что умерший недавно духовник монастыря отец Кирилл, в миру Павлов, был «тем самым сержантом Павловым», который защищал знаменитый дом в Сталинграде. Однако почивший старец отец Кирилл все-таки был однофамильцем «того» сержанта. Хотя и сам действительно прошел Отечественную войну, и тоже (!) воевал в Сталинграде.

Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Координаты: 56.1837, 38.0746

Режим работы: ежедневно, 5:00–21:00

Официальный сайт: stsl.ru

Видеоэкскурсия по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

Видео: Рушан КАЮМОВ

История

Крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви начинался с того, что в 1337 году будущий Сергий Радонежский, а пока еще простой житель этих мест Варфоломей, поселился на холме Маковец. Со временем к нему примкнули другие монахи — так постепенно и образовался монастырь (статус Лавры он получит только в 18-м веке). Именно здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия на Куликовскую битву, за победу в которой Дмитрий будет прозван Донским. Вместе с ним воевали иноки монастыря — богатыри Пересвет и Ослябя.

Читайте также:  Иосифо-Волоцкий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

В 1608-1610 годы к монастырю подошли польско-литовские войска. 16 месяцев длилась осада! Еле живой, подорванный голодом и эпидемией цинги, монастырь все-таки выстоял, став одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. А чуть позже развился до одного из богатейших в России. Одним из знаменитых настоятелей был святитель Филарет Московский — он состоял в переписке с Александром Пушкиным, он же основал близ Лавры Гефсиманский скит, в котором монахи-отшельники стали делать для себя подземные катакомбы, уходя в них доживать свой век в молитвах.

После революции в тот самый скит сгоняли монахов из Лавры, организуя артели. Лавра была превращена в антирелигиозный музей. Но уже после Великой Отечественной монастырь вернули церкви.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • В 1919-м советская власть решила вскрыть мощи Сергия Радонежского. Мол, вот сейчас мы докажем народу, как церковная власть его объегоривала: ведь в гробу наверняка все истлело! Вскрыли, увидели: останки есть, никуда не делись (священник Павел Флоренский вспоминал, что присутствующие вдруг почувствовали приятное благоухание). И… велели прикрыть их стеклом, сделав таким образом экспонат для открывшегося в Лавре антирелигиозного музея. Кстати, существует легенда, что накануне вскрытия, узнав о готовящейся акции и опасаясь, что нетленные останки пропадут, несколько священников тайно вытащили из гроба голову Сергия, заменив ее на голову князя Трубецкого, которую взяли из фамильного склепа на территории Лавры. И хранили ее по своим домам — до тех пор, пока в 1946-м Лавру не отдали обратно церкви. Тогда же передали и голову, и все вернулось на круги своя.
  • Свято-Троицкий собор, где хранятся мощи Сергия Радонежского, — самое древнее из сохранившихся сооружений монастыря и первое каменное (построено в 15-м веке).
  • 4 сентября 1530 года в Троицком соборе крестили будущего царя Ивана Грозного.
  • Борис Годунов в 1594 году подарил монастырю колокол «Лебедь», который сохранился до наших дней. Он весит более 10 тонн.
  • Статус Лавры (то есть, обители с особым историческим и духовным значением) монастырь получил в 1742 году по указу императрицы Елизаветы.

Что посмотреть на территории монастыря

Усыпальница семьи Годуновых

Усыпальница распoлoжена слева oт параднoгo крыльца Успенского сoбoра. Ее пoставили в 1782 г.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

На территории Лавры находится захоронение семьи Годуновых. Туфелька дочери боярина хранится в местном краеведческом музее напротив. Ее достали, когда вскрывали захоронение, изучали останки. При этом, к слову, так и не нашли голову Годунова.

Обелиск

С трех стoрoн oбелиска прикреплены сoлнечные часы, пo кoтoрым мoжнo oпределить не тoлькo время, нo и месяц.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

На Соборной площади возвышается обелиск в честь приезда сюда Петра I. Такой была традиция в царской России — в память о приезде венценосной особы ставить обелиск, и если не знать эту традицию, легко принять памятный знак за надгробие.

Кухня

Непременно попробуйте коврижку из ржаной муки с медом и корицей в палатках при монастыре. Она такая вкусная, что считается эталоном для хозяек (на кулинарных сайтах так и пишут: «коврижка, как в Троице-Сергиевой лавре»). Плюс купите безалкогольный сбитень с добавлением разных трав. Вкуснотища!

Какие святыни хранятся

  • Мощи Сергия Радонежского. К ним ежедневно стоит очередь — не пугайтесь, идет она быстро. Люди молятся об исцелении от недугов. Тут передают из уст в уста одну громкую историю: мол, до революции одна крестьянка, у которой отказали ноги, несколько раз приползала к мощам — и однажды встала на ноги! А ведь врачи на ней поставили «крест».
  • Мощи преподобных Никона и Михея Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека (того самого, который при царе Василии III впал в немилость за то, что пытался бороться против суеверий среди православных).

Монастырь в культуре и искусстве

Лавра вдохновила легендарного иконописца Андрея Рублева, который создал здесь свою знаменитую «Троицу». Позже она была многократно повторена на иконах и фресках внутри обители.

Монастырь вы увидите на картинах Михаила Нестерова «Юность преподобного Сергия Радонежского» и «Труды Сергия Радонежского». Горькую историю монастыря можно прочувствовать в его же труде «Три всадника», где запечатлен эпизод осады монастыря польско-литовскими войсками Лжедмитрия II, которая длилась 16 месяцев.

С особым трепетом к преподобному относился художник и путешественник Николай Рерих. В его работах «Сергий Радонежский» и «Святой Сергий Радонежский» старец изображен на фоне колокольни обители.

Фрагмент картины Н. Рериха «Сергий Радонежский» (1932)/Репродукция

Художник Борис Кустодиев считал, что писать Лавру надо крупно и непременно гуашью. Он уверял, что стены святыни при разном свете дня приобретает удивительные оттенки, которые можно передать только с помощью яркой краски.

Что касается кино, то о Лавре снят документальный фильм «Обитель», где рассказывается о прошлом и настоящем монастыря.

Экспертное мнение

Константин Филимонов, историк, сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника:

«Изучая Сергиеву Лавру, подробнее знакомишься с историей страны»

— Еще в 1739 году Лавра была признана «первенствующим» монастырем России. Это школа русского монашества. Выдающийся архитектурный ансамбль, важнейшие памятники которого считаются лучшими в своем роде. Духовская церковь-звонница — древнейшая и самая изящная среди церквей-звонниц. Успенский собор здесь больше, чем одноименный в Кремле. Царь-колокол — самый большой и тяжелый среди действующих колоколов. Можно говорить бесконечно. Изучая историю Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изучаешь историю России.

Троице-Сергиева Лавра

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра – расположенный в Сергиевом Посаде крупнейший в стране православный мужской монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху. В основанной почти 7 столетий назад обители в настоящее время проживает около 200 монахов. Комплекс монастырских храмов, в 1993 году вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры XV-XVIII вв., открыт для паломников и туристов.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Троице-Сергиева Лавра

История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Судьба Лавры тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в 3 часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре к мужчинам присоединились другие верующие, а импровизированное поселение быстро обзавелось деревянным храмом Святой Троицы и хозяйственными службами. Впоследствии, когда Варфоломей стал монахом Сергием и занял пост игумена, вокруг монастыря образовался городок, ставший основой современного Сергиева Посада. Деревянные храмы были разрушены во время нашествия Едигея, в XV веке появились первые каменные сооружения. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная деятельность была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию.

Панорама Троице-Сергиевой Лавры Троицкий собор

Достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры

На территории монастыря расположено около 50 объектов, построенных в разное время. Чтобы осмотреть их, а тем более посетить церковные службы, одного скоротечного визита явно недостаточно. Туристам рекомендуется остановиться в гостиницах и хостелах в окрестностях обители и уделить знакомству с достопримечательностями монастыря несколько дней.

Троицкий собор

В старейшем культовом сооружении комплекса, возведенном в XV веке, хранится главная святыня монастыря, предмет поклонения православных паломников со всей страны – чудотворные мощи преподобного Сергия. Белокаменный храм с золотыми куполами был расписан Андреем Рублевым, но подлинники фресок не сохранились. О былой красоте изображения можно судить только по более поздним копиям. Одноглавая белая церковь, скромно замершая по соседству с собором, построена над могилой Никона Радонежского, верного ученика и преемника Сергия.

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Успенский собор

По замыслу крестившегося в Лавре Иоанна Грозного представительный Успенский собор должен был повторять очертания одноименного храма из ансамбля Московского Кремля. Однако новое здание стало не просто копией уже существующего, но самобытным произведением искусства: над оформлением иконостаса трудился знаменитый мастер Симон Ушаков, фрески выполнили выдающиеся представители московской иконописной школы. И здесь не обошлось без исторических захоронений: у стен Успенского собора сохранилась могила Бориса Годунова.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Ажурная пятиярусная колокольня, спроектированная архитектором Дмитрием Ухтомским в середине XVIII века, по праву считается самой красивой в России. Когда-то здесь звучали десятки колоколов, но после революции они были безжалостно уничтожены и восстановлены только в XXI веке. Самый крупный из них, Царь-колокол, весит более 70 тонн.

Малые церкви и другие сооружения

Миниатюрную Духовскую церковь возвели в XV веке заезжие мастера из Пскова. Ее звонница расположена прямо под куполом, что совершенно нетипично для московской архитектуры. Богато декорированный надвратный Предтеченский храм построен над восточным входом в монастырь по инициативе купцов Строгановых. Праздничное красно-белое здание стало выдающимся образцом барочной русской архитектуры. Самая миниатюрная церковь комплекса, Михеевская, появилась в XVIII веке на том месте, где Сергию Радонежскому когда-то явилась Богородица. Рядом с Успенским собором с 8 утра до 8 вечера открыта нарядная часовня: ее возвели над источником целебной воды.

Троице-Сергиева Лавра с высоты Белокаменные стены Лавры Усыпальница Годуновых План территории лавры с достопримечательностями

Информация для туристов

Благодаря удачному расположению ансамбль Лавры хорошо просматривается из разных точек Сергиева Посада. Добраться в город проще всего из Москвы на электричке, идущей с Ярославского вокзала, или на автобусе от Щелковского автовокзала. От сергиево-посадского железнодорожного вокзала до восточного входа в монастырь 15 минут пешком в северо-западном направлении, от автовокзала, расположенного на той же линии, путь еще короче. Вход на территорию комплекса бесплатный, но при посещении принято оставлять небольшие пожертвования.

Правила поведения в Лавре

Поскольку Троице-Сергиева Лавра прежде всего действующий монастырь, к поведению и внешнему виду посетителей предъявляются строгие требования. Женщины должны быть одеты в юбки или платья без декольте, закрывающие колени. В этот день лучше обойтись без макияжа и повязать платок на голову. Мужчинам не следует появляться в храмах в шортах и бриджах. На территории Лавры, в ее ресторанах, кафе и гостиницах запрещено курить и употреблять алкоголь. Фотосъемка разрешена с некоторыми ограничениями: нельзя снимать службу и монахов, даже просто проходящих по двору, внутри зданий не используют фотовспышку, чтобы не повредить настенным росписям.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Где остановиться

Лавре принадлежит несколько недорогих гостиниц для паломников на территории Сергиева Посада. Гостиница «Вознесенская» с 4-8-местными номерами и удобствами на этаже открыта в 10 минутах ходьбы к юго-востоку от Лавры в заметном издалека ярко-красном здании на одноименной улице. Поток желающих поселиться в этом хостеле всего за 300-350 рублей в сутки всегда велик, поэтому места бронируют минимум за месяц. Примерно на таком же расстоянии к северо-востоку от Лавры, на проспекте Красной Армии, расположена гостиница «Старая Монастырская», построенная почти 200 лет назад на живописном берегу Белого пруда. Это классический отель со всеми удобствами с номерами от эконом-класса до люксов. В обоих корпусах можно полноценно пообедать, утолить легкий голод свежей монастырской выпечкой можно в кафе прямо в Лавре, во время экскурсий.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Религиозные службы

Православный канон запрещает монастырям проводить обряды отпевания, венчания, крещения, но в Лавре можно заказать заупокойные и заздравные молитвы за родных и близких. Ежедневные службы для паломников проходят в Троицком соборе: заутреня в 5-6 часов, затем каждые 2 часа акафисты преподобному Сергию. Дополнительную нагрузку в праздничные дни принимает на себя Успенский собор: в 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя, а в 8:30 – Поздняя Литургия. На Пасху и во время Великого Поста расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуется предварительно уточнять информацию в телефонной справочной монастыря.

Свято Троице-Сергиева Лавра

Вряд ли среди русских монастырей можно найти хотя бы один более известный, чем Троице-Сергиева Лавра, расположенная примерно в 80 км от Москвы, в городе Сергиев Посад, который с 1920 по 1992 года назывался Загорском.

История Сергиевой Лавры кратко

Монастырь был основан в середине 14 века святым Сергием Радонежским. Авторитет этого человека был поистине огромен. Он оказал очень серьезное влияние на духовную жизнь России как своего века, так и последующих времен. По мере того, как последователи преподобного Сергия развивали и распространяли его учение, монастырь пользовался все большим влиянием. Вплоть до 18 века включительно, он все время рос и застраивался. Практически все разновековые постройки сохранились до сегодняшних дней.

Цари и бояре частенько покидали свои роскошные дворцы и совершали пешее паломничество в Троицкий монастырь. Среди них был «ужасный и великий» Иван Грозный и Петр Первый и многие другие. Самая известная сторожевая башня называется «утичьей». Когда Петр Великий во время борьбы за власть со своей сестрой Софьей тайно находился в монастыре, он стрелял отсюда уток.

В 1920 году монастырь был закрыт. Монахи вынуждены были скрываться, многие из них были убиты. Некоторые нашли убежище в Черниговском скиту, находящемся неподалеку (Лавре тогда принадлежали многочисленные пустыши и небольшие обители, расположенные поблизости). После Второй Мировой войны религиозная жизнь в Троице-Сергиевой Лавре возобновилась.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Архитектурно-исторический вид Лавры, создаваемый в течение 15-19 веков, охраняется и нашим государством и ЮНЕСКО. Хотя кроме Лавры в Сергиевом Посаде есть и другие памятники, достойные созерцания и восхищения, но Лавра остается сердцем и основным ядром притяжения посетителей города.

Комплекс архитектурных строений Лавры расположен на довольно большой территории, обнесенной мощными кирпичными стенами, длина которых составляет 1,5 км. Высота же их доходит до 14 метров, ширина – до шести.

Здания, строившиеся здесь в течение целых четырех столетий, неоднократно видоизменялись: они разрушались и восстанавливались, менялся внешний облик их отдельных частей. Сегодня архитектурный ансамбль Лавры, приведенный реставраторами к общему знаменателю – восхищает туристов своей монументальностью, красотой и гармоничной соразмерностью.

Троицкий собор

Древнейший объект монастыря, который обязательно надо посетить – это Троицкий собор, сооруженный в самом начале 15 века при Никоне, продолжателе дела святого Сергия. До того времени здесь стояла деревянная церковка обители, которую соорудил сам Сергий, и в которой он впоследствии и был похоронен. Собираясь созидать каменный собор, открыли могилу Преподобного и обрели его мощи, которые не подверглись тлению. Впоследствии эти святые мощи были перемещены в богатую раку, прикоснуться к которой сегодня стремятся многочисленные верующие.

Троицкий собор – одна из вершин раннемосковского стиля древнерусского зодчества, которое соединяет в себе традиции Византии и особые качества русского мышления – поэтичность, образность, стремление к совершенству. Невысокий, четырехстолпный, белокаменный, с одной главой и тремя апсидами храм чем-то схож с богатырем из русской былины в золотом шлеме, мужественно стоящим на защите своего народа.

Внешний вид храма скромен и лаконичен, а все его богатство – росписи и украшения сосредоточены внутри. Иконостас в пять ярусов для Троицкой церкви расписывал сам Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным. Специально для него была создана знаменитая рублевская «Святая троица», являющаяся на сегодня величайшим произведением православной иконописи и хранящаяся в Третьяковской галерее.

Читайте также:  Успенский собор во Владимире: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

Время было безжалостно к внутренней росписи храма и, кроме иконостаса, почти вся она была уничтожена. Основная святыня храма – рака с мощами Преподобного Сергия.

Церковь Преподобного Никона Радоженского

Если посмотреть на юг от Троицкого собора, то перед вами предстанет, возведенная в начале 17 века, Церковь преподобного Никона Радонежского. Под основанием церкви находится захоронение продолжателя дела Сергия. Архитектурно храм являет с Троицким собором как бы единое целое. Внутри он оформлен фресками.

Церковь Сошествия Святого Духа

Духовную церковь, или же Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, можно увидеть в направлении на северо-восток от Троицкого собора. Построена она при Иване Третьем во второй половине 15 века псковскими мастерами. Это не просто церковь, а церковь-звонница, которая удивляет своей красотой и гармонией. Функционально в средние века она служила сторожевой башней. В оконных арках видны колокола, которые при угрозе нападения предупреждали братию об опасности.

Успенский собор

Успенский Собор – одно из значимых сооружений Лавры, начал строиться при Иване Грозном в 1559 году, после одержанных побед над Казанью и Астраханью, а окончание строительных работ пришлось на время правления Федора Иоанновича, т.е. спустя целых 26 лет. Храм, являющийся самым крупным на территории Лавры, превышает по габаритам московский Успенский собор, повторяя при этом его архитектурные формы. Для украшения строгих наружных стен храма использовался характерный элемент владимиро-суздальского зодчества – аркатурно-колончатый пояс.

Внутреннее убранство – богато и величественно. Оформление фресками за 3 месяца выполнила артель иконописцев, состоящая всего из 35 человек. Свод поддерживается прямоугольными пилонами, характерными для русских храмов. На пилонах – изображения святых в полный рост. Считается, что оформление Царских врат иконостаса, где изображены Святая Богородица и четыре евангелиста, выполнено Симоном Ушаковым. Основная святыня собора – первая рака Преподобного Сергия, которая была сооружена просто из дерева.

Западнее Успенского собора – усыпальница членов семьи и самого Бориса Годунова в виде низенького сооружения из белого камня.

Надкладезная часовня

Эта небольшая и аккуратная часовня, в которой бьет целительный источник, находится около Успенского собора. Сооружение часовни напоминает игрушечный четырёхъярусный храм, для декорирования которого использована цветная роспись и каменная резьба.

На фоне белокаменных стен монументального Успенского собора красно-белая часовня выглядит очень легкой и нарядной.

Больничная церковь

Это церковное сооружение с палатами сооружено во имя преподобных Зосимы и Савватия (основателей Соловецкого монастыря). Об этом нам напоминает шатровый купол храма, повторяющий такой же купол Соловецкого Преображенского собора. Наличие множественного декора делают внешний вид церкви и палат нарядными, что является отличительной чертой архитектуры 17 века.

Здесь доживали свою жизнь старые и больные монахи, а также тяжелораненые и искалеченные во время боев с польскими захватчиками. Позже церковь стала домовым храмом Наместника. В бывших больничных палатах ныне расположены библиотека, наместнические покои и Соборная палата.

Трапезная церковь

Грандиозная Трапезная церковь во имя Преподобного Сергия была сооружена к 300-летию его смерти при Петре Первом во второй половине 17 века. Это прекрасный образец модного тогда стиля русского барокко или, как его еще называли, «нарышкинского».

Такого нарядного внешнего оформления церковных строений в допетровской Руси еще не было. Внутренний интерьер также изобилует роскошной лепниной и росписью, выполненной, правда, только в 19 веке.

Храм занимает восточную часть здания, а западная его часть – это очень представительный трапезный зал, в котором после богослужений проходили торжественные обеды для царей и приближенных к ним лиц во время их паломничества в монастырь.

Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери

Также во второй половине 17 века возводятся Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери – здание из двух этажей для размещения знатных лиц на время их пребывания в Лавре.

В декоре здания использован белый камень и полихромные изразцы. По своим формам и шахматной раскраске оно повторяет Трапезную церковь, и создает вместе с ней законченную композицию. Позднее это здание было занято Духовной академией.

Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи

Вместе с Трапезной церковью и Царскими Чертогами, и с такими же элементами декора, возводится надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижняя часть Предтеченского храма – это въездные, так называемые, Святые врата. Над аркой находится Красная башня с пятью многогранными купольными главками в стиле барокко, очень небольшими по размеру.

Церковь явления Пресвятой Богородицы

Во времена правления Анны Иоанновны перед Трапезной церковью в 30-е годы 18 века была сооружена Церковь явления Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию. Дело в том, что Преподобный часто молился о спасении созданной им обители. Иногда молитвы его были обращены к Пресвятой Деве Марии, которая однажды и явилась праведному старцу, обещая не оставлять своим вниманием этого святого места. Свидетелем этого чудесного явления был преподобный Михей, чьи мощи теперь покоятся под церковью и дают ей второе название – Михеевская.

Это самая маленькая церковь Лавры. Небольшие ее размеры и скромный внешний вид оттеняют праздничность расположенной сзади Трапезной церкви.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии

Эта очень оригинальная церковь расположена позади колокольни. Она воздвигнута вместо бывшей поварни, стену которой ранее украшала эта чудотворная икона. Согласно легенде, одному увечному монастырскому псаломщику с иссохшими руками, было видение этой иконы, после которого наступило исцеление. О произошедшем чуде доложили Анне Иоанновне, и она приказала поварню преобразовать в церковь чудодейственной иконы. Но это сооружение простояло недолго, а существующее сейчас, построено была уже позже – в середине 18 века – графом А.Г.Разумовским (арх. Д.В. Ухтомский).

Это круглая церковь, созданная в стиле елизаветинского барокко и очень гармонично вошедшая в храмовый ансамбль Лавры. Очень примечательно внутреннее убранство храма, где присутствует и мрамор, и роспись голубой краской, и множество жемчужных, золотых и серебряных украшений, и даже несвойственные русской церкви скульптурные изображения святых.

Колокольня

В начале 40-х годов 18 века, при Елизавете Петровне, началось возведение величественной колокольни (арх. Д.В. Ухтомский), которая знаменита своей высотой (почти 90 метров) и красотой.

Она выше колокольни Ивана Великого, что стоит в Московском Кремле. Ранее эта колокольня имела более 40 колоколов, среди которых выделялся «Царь-колокол» – он был самым тяжелым из действующих колоколов (67 тонн). Его голос слышали даже в Мытищах. После революции «Царь-колокол», в числе многих других, был уничтожен большевиками. От первоначальной звонницы время уберегло до сегодняшнего дня только тринадцать колоколов, а всего их насчитывается более 30, среди которых новый «Царь-колокол», воссозданный на литейном заводе Петербурга в начале 21 века (более 70 тонн).

На центральной площади, именуемой Соборной, вы можете подойти к обелиску с солнечными часами и овальными досками, стороны которых заполнены текстами, рассказывающими о роли Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в событиях истории нашей страны, и еще раз с ними ознакомиться.

Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество

История монастыря

Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.

Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал « Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее «.

В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….

Святыни обители

  • В Троицком соборе: святые мощи преподобного Сергия.
  • Серапионова палата (находится в в приделе Троицкого собора): здесь покоятся останки главных настоятелей Троице-Сергиевой Лавры — святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата.
  • Две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая.
  • Образ святого мученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер погиб во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу.

Храмы и часовни

  1. Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
  2. Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
  3. Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
  4. Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
  5. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
  6. Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
  7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
  8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
  9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
  10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
  11. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.

Паломнику

как добраться

Н а автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

А втобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

П ригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.

В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).

где остановиться

1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.

Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.

2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00

богослужения Троице-Сергиевой Лавры

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00Ранняя Литургия – 06.0005.30Поздняя Литургия – 08.30После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.


ТРОИЦКИЙ СОБОР

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30
Средняя Литургия – 06.3006.30
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения).
В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения).
Освященное масло можно получить за свечным ящиком.

Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.

НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Читайте также:  Храм Рождества Христова в Измайлово: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Будние дниВоскресные и праздничные дни
Исповедь 1-я смена – с 06.00с 05.00
Исповедь 2-я смена – с 08.00с 07.30


ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 06.0007.00
Литургия – 06.2007.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20


ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ

(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нетИсповедь в притворе храма – 07.00
Литургия – 06.2007.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20


ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Ежедневно
Вечернее богослужение17.00
Литургия07.40
Таинство соборования12.00

Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.

трапезные

Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.

контакты

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru

Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45

Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)


СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ

Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Схема проезда

Интересные факты

  • 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем». В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
  • 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
  • 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
  • Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.

Троице-Сергиева лавра (Сергиев Посад).

Центр русского православия.

Еще в ХVII веке иноземный путешественник Павел Алеппский писал, что этот монастырь не имеет себе подобных не только в стране Московской, но и во всем мире .

История его началась в середине XIV века, когда сын ростовских бояр Варфоломей уговорил своего овдовевшего брата Стефана уйти пустынножительствовать. В глухом дремучем лесу на горе Маковец они срубили деревянные кельи и церквушку во имя Троицы. Но только Варфоломей выдержал отшельничество.

На Руси в то время существовали только городские монастыри, поэтому отшельничество было явлением новым и любопытным. Слава о Варфоломее быстро облетела окрестные земли, и уже через 3 года у него появились ученики и единомышленники.

К 1340 году здесь уже вырос монастырь, и по просьбе братии Варфоломей, в монашестве Сергий Радонежский, стал его игуменом.

Сергий Радонежский пользовался авторитетом у великих князей и царей. Его даже называли «игуменом земли русской». Преподобный улаживал отношения между князьями и активно поддерживал Дмитрия Донского. Он благословил князя перед Куликовской битвой и отправил в помощь двух монахов-воинов — Пересвета и Ослябя.

В 1408 году обитель дотла сожгли татары, но ее быстро восстановили. А в XV-XVII веках Троице-Сергиев монастырь стал крупнейшим землевладельцем после царя. Стала обитель и мощной крепостью. Особенно после того, как по приказу Ивана IV деревянную ограду монастыря заменили каменной.

В 1612 году Троице-Сергиев монастырь стал одним из центров организации борьбы с интервентами. Во все концы Руси обитель рассылала грамоты с призывом выступить против захватчиков. В ответ на это Козьма Минин начал собирать ополчение в Нижнем Новгороде. А Троицкий монастырь выделил деньги на снаряжение более 250 человек.

Неприступные стены Троице-Сергиевой обители не раз играли большую роль для Русской истории. Например, во время стрелецких бунтов стены обители дважды служили убежищем царственным особам. Первый раз, в 1682 году, царевна Софья с братьями Петром и Иоанном скрывались в нем от злоумышлявших против них стрельцов. А спустя 7 лет юный Петр спасался здесь уже от заговора, устроенного властолюбивой сестрой. Взойдя на престол, он щедро вознаградил обитель — тогда в монастыре построили Трапезную палату с церковью Сергия, Царские чертоги, надвратную церковь Иоанна Предтечи, Надкладезную часовню, Настоятельские покои. Но память самодержца оказалась короткой — во время Северной войны Петр I «позаимствовал» у Троицкого монастыря 400 тысяч рублей. Вернуть заем он, естественно, забыл.

В 1744 году обитель получила почетный титул лавры. В императорской России было 4 лавры: Троице-Сергиева, Киево-Печерская, Александро-Невская в Петербурге и Почаево-Успенская на Волыни.

В 1917 году имущество Троице-Сергиевой лавры национализировали, а в 1919 ее закрыли. От уничтожения монастырь спас декрет 1920 года об открытии там музея. Тогда на территории лавры разместились экспозиции, электротехническая академия, курсы, Институт народного образования. В бывших храмах открыли клубы, столовые и тир, а в корпусах монастыря устроили конторы и жилье.

В годы Великой Отечественной войны на территории Троице-Сергиевой лавры размещались военные госпитали. Но так как в окопах под огнем нет атеистов, летом 1945 года началось возрождение духовной жизни в обители. Уже в 1946 в Успенском соборе состоялось первое богослужение. А через 10 лет Троице-Сергиева лавра была восстановлена.

Сейчас это музей под открытым небом, над созданием которого трудились лучшие зодчие и живописцы XV-XVIII веков. По строениям Троице-Сергиева монастыря можно изучать историю русской архитектуры!

Сначала осмотрим обитель снаружи. Стены лавры, длинной 1 370 метров, строили по образу и подобию Китайгородской стены. Их разрезают 11 башен. Каждая имеет свое название. В южной стене — Луковая (рядом с монастырским огородом) и Водяная (с выходом к реке). В западной — Пивная башня, где хранили пиво и мед. На северо-западном углу — Плотничья башня (названа по плотницкой мастерской). Сторожевые башни — Каличья (рядом с бывшими конюшнями), Звонковая (названа так, потому что висевший на ней колокол звонил к началу занятий в Троицкой семинарии), Уточья (по легенде, из нее Петр I стрелял уток в окрестном придут). В основании Сушильной башни был подземный ход к реке. А Келарскую башню строили как парадные покои для келаря — второго, после настоятеля, человека в монастыре.

Войдем через главные Святые ворота Красной башни середины XVI века. Арка внутри расписана фресками из жития преподобного Сергия Радонежского. А над вратами в конце XVII века богатые промышленники Строгановы построили церковь Иоанна Предтечи.

Пройдем по главной левой аллее к самому древнему храму Троице-Сергиевой лавры — Троицкому собору. Его построили в 1422-1423 годах над гробом Сергия Радонежского, когда увидели, что его мощи нетленны. Поэтому Троицкий собор — один из первых мемориальных памятников Московской Руси. Это — храм мавзолей и один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного зодчества. Он совсем небольшой, скромно украшен и как-то даже теряется на фоне огромного Успенского собора. А внутри Троицкого храма — святыни земли Русской: мощи Святого Сергия и копия знаменитой «Троицы» Андрея Рублева. Иконописец создал этот образ специально для Троицкого собора. Но сейчас оригинал хранится в Третьяковской галерее, а лавре остается довольствоваться только копией.

Троицкий собор всегда выделяли особым почетом. В нем у гроба Сергия Радонежского «крестоцелованием» московские князья скрепляли договоры и союзы, совершали молебны перед походами. Троицкий собор служил крестильней для наследников московского престола — Василия III, Ивана IV, царевича Ивана, сына Грозного. По заказу Ивана IV устроили серебряную раку для мощей Сергия Радонежского. Желая переплюнуть его, Анна Иоанновна в 1737 году поставила вокруг нее еще одну серебряную раку.

Позади Троицкого собора расположена ризница. Ее построили в 1782 году по проекту В.С. Яковлева. Сейчас там хранятся и экспонируются произведения церковного искусства XIV–XVIII веков.

У южной стены Троицкого собора над местом погребения преподобного Никона в 1548 году построили придельную Никоновскую церковь. Она практически слилась с главным храмом. А уже к ней пристроили так называемую Серапионову палатку. Там находятся мощи святых-настоятелей обители — святителя Серапиона, святителя Иоасафа и преподобного Дионисия. По легенде, на этом самом месте была келья Сергия Радонежского.

Почти напротив Троицкого собора расположена Духовская церковь. Ее построили псковские мастера в 1476-1477 годах. По архитектуре Духовская церковь уникальна: барабан купола покоится на каменных столбах открытой звонницы. В далеком прошлом звон ее колоколов предупреждал жителей монастыря и ближайших поселений об опасности. А у северной стены этой церкви покоятся мощи преподобного Максима Грека. И это самая древняя из сохранившихся церквей типа «под колоколы».

В центре Троице-Сергиевой лавры стоит пятиглавый Успенский собор. Его построили в 1559-1585 годах по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля. Но если у оригинала все купола сверкают золотом, то в соборе Троицкого монастыря позолочен только центральный купол, а остальные покрашены в голубой цвет и украшены звездами. Внутри собора сохранился деревянный резной иконостас XVII века с иконами работы Симона Ушакова. Здесь же находятся захоронения старцев и настоятелей монастыря.

У входа в Успенский собор, справа, видна надкладезная часовня конца XVII века. А слева от входа в тени столетних лип прячется семейное погребение Годуновых. Это скромная каменная палатка с пологой шатровой кровлей.

С другой стороны аллеи нарядное здание трапезной с Сергиевской церковью. Ее построили в 1686-1692 годах в стиле «русское узорочье». Внутри огромный зал, перекрытый очень большим для своего времени сводом. Там проходили торжественные приемы и праздничные трапезы. Церковь от трапезной отделяет кованая решетка. Туда часто водят туристов, чтобы показать вызывающий восхищение резной иконостас из разрушенного московского храма Никола Большой Крест и пол из красно-коричневой яшмы. А в зимнее время это главный храм монастыря.

XVII век представлен в лавре еще двумя зданиями. Это Царские чертоги и Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. Царские чертоги — по сути путевой дворец. Поэтому настоящие сокровища скрыты внутри — сказочная печь из разноцветных изразцов и лепные плафоны работы скульптора Каменского. В 1814 году здание передали Московской духовной академии, и до сих пор оно служит целям религиозного образования.

Больничные палаты построили в 1635-1637 годах. Это был один из первых в России госпиталей.

С середины XVIII века сохранилась маленькая восьмиугольная Михеевская церковь. Ее построили в 1734 году над гробом преподобного Михея, ученика и келейника Сергия Радонежского. А рядом — церковь Смоленской Божией Матери. Ее построили в 1746-1748 годах по проекту Дмитрия Ухтомского.

Но, конечно, над всеми постройками Троице-Сергиевой лавры доминирует высокая и стройная барочная пятиярусная колокольня. Ее строили долго — с 1741 по 1770 год. Руку приложили аж три архитектора — И.Ф. Мичурин, И.Я. Шумахер и Д.В. Ухтомский. Зато она стала самой высокой колокольней в России. Ее высота — 88,04 метра. Это больше, чем у Ивана Великого в Московском Кремле и выше колокольни Новодевичьего монастыря.

А с 2004 года Троице-Сергиева лавра обладает самым крупным звучащим колоколом христианского мира. Его вес 72,2 тонны. Еще в 1759 году на колокольне появился Царь-колокол массой 64 тонны, но в 1930 году его сбросили и разбили. С того времени крупнейшим звонящим благовестником России был Успенский колокол Московского Кремля. Он также весит 64 тонны. Но это скорее музейный экспонат, поэтому звонят в него крайне редко. А в 2004 году в Санкт Петербурге отлили новый Царь-колокол с диаметром юбки 4 м 42 см. Когда его привезли в лавру, пришлось даже на время снять по 20 см кладки в нижней части Успенских ворот — никак иначе колокол не проходил. После этого ворота сразу же восстановили. И сейчас Царь-колокол служит в Троице-Сергиевой лавре праздничным благовестником — звучит в особо торжественные дни церковного года.

В 1792 году на монастырской площади появился обелиск. Это традиционное для эпохи классицизма сооружение установили в лавре по распоряжению митрополита Московского Платона для прославления заслуг обители. Поэтому на чугунных медальонах обелиска перечислены самые яркие события ее истории. И внезапно на южной, западной и восточной гранях находятся солнечные часы.

А самое позднее архитектурное сооружение монастыря — сень над чашей целебного источника. Ее устроили в 1873 году.

А еще Троице-Сергиева лавра — настоящая сокровищница. Все время существования монастыря в ней накапливались в виде вкладов произведения искусства. В ризнице обители собралась огромная коллекция произведений иконописи древнерусских, византийских, южнославянских, западноевропейских мастеров, ювелирного искусства, книжного дела, шитья. По сути, ризница стала одним из первых русских художественных музеев. Сейчас это десятки тысяч экспонатов, которые занимают несколько зданий в западной части монастыря.

Адрес: Московская область, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ссылка на основную публикацию