Троицкий монастырь в Муроме: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

МУРОМСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Муромский Свято-Троицкий женский монастырь

Муромский женский Новодевичий монастырь во имя Троицы Живоначальной Муромской епархии

  • Адрес: Россия, 602267, Владимирская обл., г. Муром, пл. Крестьянина, 3а
  • Тел.: (8-49234) 2-26-48
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

  • Подворье: 602200, с. Малое Мишино Муромского р-на Владимирской области, Муромское Богородицкое подворье

Троицкий женский монастырь основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба.

В последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь. Опись 1636 г. сохранила ее описание:

В 1642 году на месте обветшалой деревянной Троицкой церкви закладывается каменная. Через год поднялся стройный собор во имя Живоначальной Троицы.

В 1643 г. Богдан Цветной получил разрешение от епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий монастырь.

В 1648 г. над Святыми воротами строится миниатюрная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложно шатровым завершением.

В 1652 году над монастырем вознеслась многоярусная колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика обители.

В 1663 году Троицкому монастырю дана грамота царя Алексея Михайловича “по челобитию из Муромского Троицкого монастыря игумении Акилине с сестрами. “, – о передаче во владение бобыльских дворов у монастыря и освобождении игумении от всяких податей за эти дворовые места.

В 1764 году в монастыре проживало 15 монахинь с во главе с игуменьей. В этом же году в обитель переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря (игуменья и казначей с четырнадцатью монахинями); Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда (настоятельница Александра и три схимонахини); Муромского девичьего монастыря (игуменья Мария, две монахини и две схимонахини).

В 1786 году с целью расширения перестраивается паперть и галерея Троицкого собора.

В 1792 г. монастырь пострадал от пожара уничтожившего все келии и деревянные кровельные связи.

В 1805 году в Муроме вновь произошел пожар, от которого в монастыре сгорела деревянная ограда.

1807 году на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой приступили к строительству новой каменной ограды. Через год строительство было завершено.

В 1810 г. развернулись работы по перестройке Трехсвятительского теплого придела Троицкого собора с пристройкой к нему нового придела во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости.

В 1865 году на средства муромского почетного гражданина Алексея Васильевича Ермакова на территории монастыря устроена каменная часовня, в которую провели воду из городского бассейна. В этом же году его усердием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а на пожертвования его жены Марии Ефимовны вызолочены главы на колокольне и надвратной Казанской церкви.

В 1885 году было получено разрешение возвести второй этаж над теплым Трехсвятительским приделом. К осени 1886 г. строительные работы завершились. Это была последняя церковь, построенная на территории монастыря.

В 1898 году сооружен каменный двухэтажный корпус, где 19 сентября 1899 г. открылась одноклассная женская церковно – приходская школа с уроками рукоделия. В 1902 году школа стала 2-х классной.

В 1918 г., 27 сентября по распоряжению Жилищного отдела г. Мурома три каменных корпуса заселены рабочими.

Монастырь закрыли в 1921 году.

В 1928 году Пантелеймоновский придел занят под архив. В 1930-1940 годах контроль за состоянием монастыря возлагался на музей. С 1933 г. монастырь находился в пользовании военного ведомства. Собор, надвратная церковь и колокольня были приспособлены под склады.

По решению горсовета 1936 г. придел Трех Святителей и Св. Пантелеимона были разрушены. Кирпич использован для строительства школы № 16.

В 1941 году здание Троицкого собора передано артели им. Крупской под сапожную мастерсткую на условиях ремонта. Ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. ремонт на территории монастыря не производился.

В послевоенные годы келейные корпуса превращены в коммунальные квартиры. В 1961-1962 годах в монастыре произведена косметическая реставрация. В 1970-х годах ансамбль Троицкого монастыря поставлен на государственную охрану как памятник республиканского значения.

15 мая 1991 года ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря по просьбе Владимиро-Суздальской епархии передан Русской Православной церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии.

В 2002 году в монастыре был открыт пансионат для несовершеннолетних детей «Надежда», где девочки получают среднее образование.

Данные весны 2006 года: в муромской обители живут 70 сестер. С 2001 года с благословения владыки Евлогия в Свято-Троицком монастыре был открыт пансионат «Надежда» для девочек из неблагополучных семей. В настоящее время монастырский пансионат стал домом для двадцати воспитанниц в возрасте от четырех до шестнадцати лет.

Святыни

В монастыре упокоиваются мощи святых Петра и Февронии, покровителей любви и брака.

Богослужение

Богослужения в Свято-Троицком монастыре совершаются ежедневно. Божественная Литургия начинается в 6.30, вечерняя служба – 16.00. После Литургии совершаются молебны и панихиды по усопшим. В воскресные дни Божественная Литургия начинается в 7.00, после которой перед гробницей с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом.

Храмы и архитектурные памятники

  • Троицкий собор (1642-1643 гг.),
  • надвратная Казанская церковь (1648 г.),
  • колокольня (1652 г.),
  • настоятельский корпус (XVII-XIX вв.),
  • стены и башни (1805-1807 гг.),
  • деревянная церковь Сергия Радонежского (начало XVIII в.).

Настоятельницы

  1. Акилина (1660 – 1673)
  2. Анисия (1673 – 1719)
  3. Александра (1719 – 1731)
  4. Адриана (1731 – 1742)
  5. Мария (1742 – ?)
  6. Неонила (1762 – ?)
  7. Маргаринта (1762 – 1766)
  8. Неонила (1766 – 1780)
  9. Мария (1780 – 1782)
  10. Евграфа (1782 – 1788)
  11. Мария (прежняя) (1788 – 1790)
  12. Евграфа (прежняя) (1790 – 1799)
  13. Апполинария (Золотарева) (1799 – 1800)
  14. Евгения (Пальтова) (1800 – 1817)
  15. Александра (Нейманова) (1817 – 1820)
  16. Варсанофия (1820 – 1822)
  17. Афанасия (1822 – 1831)
  18. Елизавета (1831 – 1841)
  19. Елизавета (1841 – 1842)
  20. Евгения (1842 – 1843)
  21. Елизавета (Лаврова) (1843 – 1844)
  22. Максимилла (1844 – 1845)
  23. Митрополия (1845 – 1846)
  24. Евпраксия (1846 – 1855)
  25. Евфросиния (Тюменева) (1845 – 1875)
  26. Евгения (Вышеславцева) (1875 – 1882)
  27. София (Шорина) (1882 – 1883)
  28. Персида (Ключарева) (1883 – 1906)
  29. Мария (Белаго) (1906 – 1909)
  30. Азария (1909 – 1917)
  31. Рипсимия (Слюняева)[1] (1918 – 1921)
  32. Тавифа (Горланова), в схиме Фамарь (1991 – 6 августа 2016)
  33. Арсения (Москокова) (с 6 октября 2017)

Использованные материалы

[1] Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца // Изд-во “Правило веры”, Москва, 2001, с. 724

Троицкий монастырь (Муром)

Контактная информация

Об истории и архитектурном ансамбле монастыря.

К середине XVII столетия в небольшом старинном городке Муроме, раскинувшемся на левом берегу Оки, уже существовали Благовещенский и Спасо-Преображенский мужские и Крестовоздвиженский женский монастыри и несколько православных храмов, но купец московской гостиной сотни и почётный житель Мурома Тарасий Борисович Цветнов, занимавшийся продажей лакокрасочных и других химических веществ, решил выстроить ещё одну церковь, посвятив её Святой Троице.

Интересно, что на возвышенности, выбранной купцом для нового храма, в древности располагалась, как указано в летописном церковном источнике XVI века «Повесть о водворении христианства в Муроме», княжеская резиденция на «старом вышнем (высоком) городище», включавшая в себя, помимо дворца князя Константина Святославича Муромского, кстати, известного только по житию, и хозяйственных построек, деревянный соборный храм в честь первых канонизированных церковью святых – князей Бориса и Глеба.

Видимо, со временем Борисоглебский собор обветшал и был разобран, а позднее на его месте появилась деревянная Свято-Троицкая церковь. Точно неизвестно, существовал ли этот храм в середине XVII столетия или к тому времени был за ветхостью разобран и о нём сохранились только воспоминания, но благодаря купцу Тарасию Цветнову он в 1642–1643 годах вновь был отстроен – уже в камне. Великолепный по своему декору трёхпрестольный пятиглавый красавец-храм с коваными золочёными крестами на яблочках стал не только украшением обители, но и первым храмом Мурома, выстроенном в стиле «русское узорочье».

Фасады четверика храма, с южной и западной стороны окружённые папертью, с восточной – трёхчастной апсидой, с северной – приделом, неизвестный зодчий украсил белокаменным пояском, кокошниками, оконные проёмы – висячими полуколонками, детали карнизов – поливными изразцами, архистрав – плитками цветных изразцов с изображёнными на них драконами, орлами, геометрическими и растительными орнаментами.

Строительством Свято-Троицкий церкви купец не ограничился – сразу после её освящения в 1643 году он подал прошение на имя архиепископа Рязанского и Муромского Моисея об основании при новом храме православной женской обители, на что и было получено великое архиепископское благословение. Тарасий Цветнов не только пожертвовал новой обители находящиеся в непосредственной близости к храму и принадлежавшие ему земли, но и на свои средства купил близлежащие земельные наделы, а новому храму подарил серебряную богослужебную утварь, серебряный с позолотой оклад Евангелия и напрестольный крест, богато украшенный жемчугом и драгоценными камнями.

В 1648 году архитектурный ансамбль монастыря пополнился шатровой надвратной Казанской церковью, в 1652 году – многоярусной колокольней, спустя время – корпусами иноческих и настоятельских келий и хозяйственными строениями, а весь комплекс был опоясан деревянной оградой.

Надвратная церковь с колокольней дополнила монастырский ансамбль. Миниатюрный и изящный Казанский храм, выстроенный по типу «восьмерик на четверике», зодчий установил на основание Святых ворот, его южный фасад украсил спаренными колонками, узкие окна обрамил полуколонками, над оконными проёмами поместил декоративные вставки-клейма, карниз украсил рядом изразцов, а основание и верхнюю часть восьмерика – кокошниками. Каждую грань восьмерика архитектор декорировал разноцветными изразцовыми плитками, а верх шатра – небольшой луковичной главкой.

Не уступает Казанской церкви в красоте и изяществе колокольня. Три её четверика, поставленные друг на друга, мастер разделил поясами карнизов, углы декорировал пилястрами и полуколонками, фасады – резными балясинами с розетками и углублёнными нишами с керамическими вставками. Восьмерик колокольни зодчий выполнил в виде восьми высоких арочных проёмов с полуколонками и балясинами, шатёр украсил такой же луковичной главкой, что и на Казанской церкви.

На протяжении всей истории своего существования Свято-Троицкому монастырю всегда благоволили государи. Например, когда в 1663 году к царю Алексею Михайловичу обратилась настоятельница обители игуменья Акилина с прошением передать в бессрочное владение расположенные рядом с монастырём бобыльские дворы и освободить обитель от уплаты податей за них, то ей была дана на это соответствующая царская грамота.

К середине XVIII столетия Свято-Троицкий монастырь был довольно благоустроенным, в нём подвизались 15 инокинь во главе с игуменьей, а после секуляризационной реформы Екатерины II в него были переведены 19 монахинь и настоятельницы из трёх упразднённых женских обителей – Введенской в Вязниках (сейчас – город Вязники Владимирской области), Входоиерусалимской пустыни в Арефино (сейчас – село Арефино Вачского района Нижегородской области) и Воскресенской в Муроме.

Благоустройство монастырского комплекса велось и в XVIII, и в XIX столетиях. Так, в 1786 году были перестроены галерея и паперть Троицкого собора, а в 1810 году к нему пристроен новый Всехскорбященский и благоустроен Трёхсвятительский приделы.

В 1792 и 1805 годах Муром пострадал от масштабных пожаров, в результате которых выгорел практически весь город. Не обошёл огонь и Свято-Троицкий монастырь – его здания лишились деревянных кровельных перекрытий, полностью сгорела деревянная ограда, паперти и иноческие кельи.

Уже в 1800 году кельи насельниц и паперти были выстроены в камне, а 1807 году на средства одной из состоятельных жительниц города – вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой – взамен сгоревшей была устроена каменная ограда с изящными шатровыми башенками. Стоит отметить, что эта благодетельница долгое время была инокиней обители, а в 1817 году была назначена настоятельницей монастыря, подвизавшись в этом чине до 1820 года.

В 1809 году заменена железной черепичная кровля на главах Троицкого собора, к 1833 году устроены новые ризы на местные иконы и заменён на белокаменный кирпичный пол собора.

В 1865 году на территории обители была выстроена каменная надкладезная часовня, вода для которой поставлялась по водопроводу из городского бассейна, а также были позолочены главы на Троицком соборе, надвратной Казанской церкви и колокольне. Личные средства для проведения таких масштабных работ выделили лично городской голова Мурома Алексей Васильевич Ермаков и его супруга Мария Ефимовна.

В 1882 году был выстроен в камне настоятельский корпус и здание просфорной, в 1885–1886 годах над Трёхсвятительским приделом Троицкого собора был выстроен второй ярус, а в 1898 году архитектурный ансамбль монастыря пополнил двухэтажный каменный корпус одноклассной женской церковно-приходской школы, в 1902 году сделанной двухклассной. В этой школе девочки обучались не только грамоте, но и рукоделию.

После 1917 года для обители наступили трудные времена. Уже в 1918 году в монастырских корпусах были устроены квартиры для рабочих, а в 1921 (по другим данным – в 1923) году обитель была закрыта, её храмы разграблены и с их глав сброшены кресты.

В 1928 году в Пантелеймоновском приделе бывшего Троицкого собора обосновался архив, а с начала 1930-х годов здания монастырского комплекса были переданы военному ведомству, разместившему в соборе, надвратной Казанской церкви и колокольне склады. В 1936 году Пантелеймоновский и Трехсвятительский приделы были разрушены, причём кирпич впоследствии был использован для строительства городской общеобразовательной школы № 16, а в 1941 году здание самого Троицкого собора было отдано сапожной артели с условием проведения в нём ремонтных работ. Естественно, сапожная артель никаких работ не проводила и так бы здание собора со временем и разрушилось, если бы в 1970-х годах монастырский ансамбль не был взят на государственный учёт и охрану как памятник архитектуры республиканского значения. Правда, в 1961–1962 годах в зданиях упразднённой обители были проведены небольшие реставрационные работы, но их было недостаточно, да и келейный и настоятельский корпуса уже были перестроены под коммунальные квартиры, поэтому присвоение Свято-Троицкому монастырю статуса памятника архитектуры было очень кстати.

В 1975 году территория обители украсилась уникальным памятником русского деревянного зодчества XVII столетия – храмом Сергия Радонежского, перевезённым в Муром из одного из сёл Меленковского района Владимирской области.

Обитель в наши дни

15 мая 1991 года для Свято-Троицкого женского монастыря стало самым светлым днём в его истории – обитель была передана Русской Православной Церкви и началось её постепенное возрождение. Уже спустя неделю после передачи комплекса РПЦ в обитель приехала его новая настоятельница – игуменья Тавифа (Горланова), управлявшая ею более 25 лет и преставившаяся в августе 2016 года. Именно в годы её настоятельства монастырь полностью возродился и в настоящее время является самой благоустроенной муромской обителью. С 2001 года при монастыре действует пансионат «Надежда», в котором проживают и получают среднее образование несовершеннолетние девочки. Попечительствуют насельницы над тюрьмами, колонией для несовершеннолетних, воинской частью и городским обществом инвалидов-колясочников.

К обители приписаны подворья: Крестовоздвиженское (г. Муром), Богородицкое (с. Мишино Муромского района) и Богородицкое (Камешковский район).

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно, а в воскресные дни совершается Божественная литургия и водосвятный молебен у гробницы с мощами Петра и Февронии.

Главными святынями обители являются мощи святых Петра и Февронии, до 1921 года находившиеся в городском Богородице-Рождественском соборе, после закрытия которого хранившиеся в Муромском историко-художественном музее до сентября 1992 года.

Особо почитается верующими Виленский восьмиконечный крест с частичками мощей многих святых, появившийся в обители сразу после её основания и считающийся одной из самых первых святынь обители. Об этой святыне купцом – основателем обители Тарасием Цветновым в конце XVII века написана «Повесть о Виленском кресте», являющаяся одним из произведений русской церковной литературы.

Путешествие в Муром по храмам, монастырям и святым местам

Во Владимирской области есть небольшой город – Муром, который славится многочисленными древними храмами, монастырями и святыми местами. Город этот необыкновенный! Попадая в него, точно окунаешься в атмосферу древности, попадаешь в сказку из детства. Ритм жизни здесь спокойный и размеренный, поэтому оставаться в городке, вдали от суеты, хочется как можно дольше. Красота пейзажей и архитектура, которая отлично сохранилась с древних времен, завораживают!

Мое пребывание здесь продлилось всего три дня, но даже за такой маленький срок город успел полюбиться, сюда хочется возвращаться снова и снова.

Самостоятельное путешествие в Муром

Поездка моя была самостоятельной и спонтанной. Готовясь к экзамену по древней литературе, я читала повесть о Петре и Февронии Муромских. История благоверных вряд ли оставит кого-то равнодушным, меня очень заинтересовала. Как только я сдала экзамены, купила билет до Москвы, а оттуда добралась поездом до Мурома.

Ехать от столицы около пяти-шести часов. Несмотря на то, что в дороге я очень устала, первым делом захотелось отправиться по святым местам и достопримечательностям. А посмотреть здесь есть на что!

Культура семьи и верности

Необычайной красоты Свято-Троицкий женский монастырь виден издалека. Не составит труда найти его, так как любой горожанин расскажет, как пройти к монастырю. К слову, люди здесь очень добрые, улыбчивые и отзывчивые, что усиливает ощущение того, будто ты попадаешь в сказочные времена. Я заметила, что здесь много влюбленных парочек, семей и детишек.

Жизнь сердца – это любовь, а смерть его – это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла в наше сердце: это цель нашего существования. Иоанн Кронштадтский.

Жители города как будто единогласно поддерживают культ семьи и верности. Из-за чего городской менталитет вызывает у приезжих туристов, вроде меня, удивление и восторг. Здесь хочется оставаться долго, такой светлый и чистый город!

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Основал его купец Тарасий Цветнов в 1643 году. Ранее здесь был собор Бориса и Глеба, затем открыт Свято-Троицкий храм. С момента основания купцом монастырь пребывает в неизменном виде, украшен коваными золочеными крестами.

Святые Петр и Феврония

Я не ехала сюда с целью просить любви у святых, но основной целью моей поездки был Свято-Троицкий женский монастырь, где находятся мощи святых Благоверных князя Петра и княгини Февронии. Они почитаются в России как покровители семьи и брака. Когда я попала внутрь монастыря, и вошла в храм, стали происходить необычные вещи, к которым я обычно отношусь скептически. Я сообщила всего лишь нескольким людям, что поеду в Муром. Конечно, меня попросили за них помолиться, поставить свечи и заказать молебен.

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Святые Петр и Феврония

Мощи святых Благоверных князя Петра и княгини Февронии

Женский монастырь в Муроме

Я держала в голове несколько имен, но когда стала молиться, в памяти начали вплывать имена тех, с кем я много лет не общаюсь и даже не вспоминаю о них. Или тех, кто не является мне близким, но если подумать, именно эти люди нуждаются в любви больше всех. Например, почти десять лет одна из моих знакомых страдает от безответного чувства, другая никак не может выйти замуж, несмотря на то, что уже «возраст такой». Мне вспомнилась совсем недавно образовавшаяся семья, где влюбленные перед браком вынуждены были жить в разлуке несколько лет.

Эти истории просто были в моем сознании, но удивительным образом только самые нужные имена стали появляться в тот момент. Ну и конечно, я попросила достойных женихов своим подружкам, и себе, теперь за наше будущее я спокойна.

Бог ведет нас верной тропой. Мы, православные, верим ему, доверяем себя, свою жизнь. Поэтому мы под надежной защитой. Тихон Шевкунов, Несвятые святые.

Мощи святых Петра и Февронии Муромских

Я побывала на двух службах, но почему-то никак не решалась приложиться к мощам святых. Ведь мне пришлось проделать такой путь, я так мечтала об этом! Мне все казалось, момент должен быть особенным, торжественным, я не решалась просто взять и подойти. Когда я все же собралась с силами, меня захлестнуло чувство облегчения, что это произошло. Я приложилась к мощам святых и могу с осознанием завершенного дела отправляться дальше. Несколькими минутами позже в храм вошли паломники.

И тут вдруг сказали, что храм закрывается до вечера, к святым могут приложиться только незамужние и неженатые. Подумать только, неизвестно, сколько они проехали, какой путь проделали, но даже не приложились к мощам святых..

И с этими мыслями отправилась в Свято-Благовещенский мужской монастырь, который находится неподалеку.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Был построен в 1553 году Иваном Грозным при походе на Казань. Позднее его разрушали и грабили поляки, поэтому на протяжении последующего времени обитель год за годом восстанавливали. В монастыре покоятся мощи святого Василия Муромского.

Мое впечатление от монастыря было иным, нежели при входе в Свято-Троицкий монастырь. Здесь, в Благовещенском монастыре, намного больше паломников и прихожан. Возле монастыря множество автобусов и машин, у входа даже устроили ярмарку. Обрамляет монастырь громадная каменная стена с угловыми башнями, завершающими внешний облик архитектуры храма. Монастырь, на удивление, отлично сохранился, несмотря на то, что в 1979 году сильно пострадал от сильного пожара, уничтожившего город.

Свято-Троицкий женский монастырь (Муром)

Cвято-Троицкий женский монастырь основан XVII-XIX в. Муромская и Вязниковская епархия, Муромское монастырское благочиние. Год основания: не ранее 1643. Действует. Известен тем, что ныне в нём сохраняются мощи святых Петра и Февронии, которые почитаются в России как покровители семьи и брака.

Содержание

История

Свято-Троицкий женский монастырь был построен в середине XVII века на средства богатого муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова. На месте деревянной церкви Святой Троицы, построенной в 1351 году по велению князя Юрия Ярославича, в 1642-1643 гг. был воздвигнут каменный храм в честь Живоначальной Троицы. Небольшой пятиглавый Троицкий собор имеет изящные пропорции и богато украшен. Особую нарядность ему придают изразцы с изображениями трав, диковинных зверей и птиц.

Рядом с Троицким собором в 1648-1552 гг. на одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная церковь и колокольня. Казанская церковь также украшена изразцами, а колокольня, благодаря прорезным граням шатра и «кружевным» деталям убора, совершенно лишена тяжеловесности. Архитектура обеих построек настолько ажурна и воздушна, что кажется, будто они стоят без всякого фундамента.

В XIX веке ансамбль монастыря полностью сформировался: были построены каменные келейные корпуса, каменная ограда и здание церковно-приходской школы. В 1975 году на территорию монастыря был перевезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Купола этого храма покрыты лемехом из ольхи, которая на солнце отливает серебром. Богослужения в храме совершаются только летом.

Среди монастырских традиций было распространено искусство вышивки золотом, серебром и драгоценными камнями. Руками монахинь были украшены оклады многих икон обители. Один из старинных образов XVII века – икона Казанской Божией Матери с ризой, расшитой сестрами Троицкого монастыря, хранится в Муромском историко-художественном музее. В настоящее время вышитые иконы украшают и интерьер Троицкого собора.

Свято-Троицкий женский монастырь был закрыт в 1933 году. Его ансамбль считался памятником архитектуры и находился под охраной государства.

Современное состояние

По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. В монастырь приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа (Горланова), возглавившая позднее обитель по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в сане игумении.

При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское (в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района), Богородицкое (Камешковского района, Владимирской области).

С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних, где девочки получают среднее образование,.и престарелых.

Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс».

На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии.

В монастыре три действующих храма.

Храмы

Главный храм — Свято-Троицкий собор (1642/1643 гг.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской.

В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (1648 г.). В 1652 году рядом с надвратной церковью была построена шатровая многоярусная колокольня.

Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Эта деревянная церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда.

Архитектурные памятники

Колокольня Троицкого собора

Колокольня Троицкого монастыря

Часовня св. блгв. князя Петра и княгини Февронии

настоятельский корпус (XVII-XIX вв.)

стены и башни (1805-1807 гг.)

Приписные бесприходные храмы

Муром. Церковь Космы и Дамиана

Святыни

Святые мощи Петра и Февронии Муромских – покровителей любви и брака. День почитания – 8 июля.

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме — обитель, где молятся о любви и браке

Адрес: Россия, Владимирская область, Муром, площадь Крестьянина, дом 3-а
Первые упоминания: 1643 год
Святыни: мощи святых Петра и Февронии, Виленский крест-мощевик
Основные достопримечательности: Троицкий собор с колокольней, церковь Казанской иконы Божией Матери надвратная с колокольней, церковь Сергия Радонежского
Координаты: 55°34’53.2″N 42°03’10.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Краткая история

Свято-Троицкий монастырь в Муроме посещают паломники со всей России, чтобы почтить память святых супругов Петра и Февронии, обвенчаться или помолиться об укреплении семейного союза.

История любви Петра и Февронии является одной из самых красивых легенд муромской земли. Живший в XIII веке князь Пётр заболел проказой, от которой его никто не мог излечить. Во сне князю было видение, будто исцелит его крестьянская девушка, дочь бортника, добывающего дикий мёд. Дева Феврония была мудрой, она умела лечить травами и понимала язык животных.

Троицкий собор с колокольней

После исцеления от недуга князь Пётр женился на Февронии, но вскоре супруги удалились в изгнание. Бояре не хотели мириться с простолюдинкой в княжеских хоромах. Князь и его жена сели на лодки и странствовали по Оке, пока наконец бояре не образумились и не взмолились о возвращении супругов в Муром.

Долго правила княжеская чета городом, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. В преклонном возрасте супруги приняли монашеский постриг и 25 июня 1228 года умерли в один день и час. Их тела поместили в отдельные гробы, но в утро похорон обнаружилось, что они лежат в одном саркофаге. С 1992 года мощи святых супругов покоятся в соборном храме Троицкого монастыря.

Церковь Сергия Радонежского

Храмы Свято-Троицкого монастыря

Свято-Троицкий монастырь основан в 1643 году богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте так называемого «старого городища», где в XII веке стояла деревянная церковь во имя Бориса и Глеба — первых русских святых. «Тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова был построен Свято-Троицкий собор, сохранившийся до наших дней.

На фоне аскетически строгих муромских храмов Троицкий собор выделяется изящными пропорциями и богатым декором. Некогда его стены украшали поливные изразцы с изображениями диковинных растений, птиц и зверей. Резные барабаны собора обрамлены кокошниками.

Главы увенчаны коваными золочёными крестами, выполненными лучшими муромскими кузнецами XVII века. В 1648 — 1652 годах к Троицкому собору была пристроена Церковь Казанской иконы Божией Матери с шатровой многоярусной колокольней. Благодаря прорезным граням шатра и «ажурной» отделке архитектура колокольни совершенно лишена тяжеловесности. Неповторимую прелесть храму придают резные детали из камня. Окна на фасаде обрамлены фигурными наличниками с завершением в виде высоких кокошников. Дополнительным украшением служит широкий карниз в верхней части фасада, на который опирается ряд глубоких кокошников.

Слева направо: Церковь Казанской иконы Божией Матери, колокольня Троицкого монастыря

В советское время (в 1975 году) на территории монастыря появилась Церковь преподобного Сергия Радонежского, привезенная сюда из села Красное Меленковского района. Купола этого деревянного храма увенчаны лемехом из ольхи, отливающей на солнце серебром. В настоящее время при монастыре действуют несколько подворий и пансионат «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых. На Богородицком подворье, расположенном в 16 км от Мурома, в 1955 году была освящена деревянная церковь в честь Муромской иконы Божией Матери.

Троицкий собор с колокольней

Виленский крест — одна из первых святынь Троицкого монастыря

В 1923 году Свято-Троицкий монастырь был закрыт. Открытие монастыря состоялось 15 мая 1991 года — в день памяти св. страстотерпцев Бориса и Глеба. 15 мая 1996 года к пятилетию возрождения обители городской музей возвратил монастырю его старейшую святыню — Виленский крест-мощевик. Этот крест был найден в 1657 году арзамасцем Василием Микулиным при взятии русскими войсками города Вильно (нынешнего Вильнюса). Василий хранил святыню у себя, пока небесный глас не приказал ему передать крест в Троицкий монастырь.

Свято-Воскресенский
женский монастырь (г.Муром)

История

Муром принадлежит к числу старейших городов России, наряду с Ростовом, Новгородом и Белоозером. Впервые о нём упоминается под 862 годом в «Повести временных лет». [1]

Духовная и культурная история Мурома вызывает уважение, на московском Стоглавом соборе прославлены муромские святые: повсеместно по всем церквам России было определено чтить память князя Петра и супруги его Февронии, благоверных князей Константина, Михаила и Федора (1547). С муромскими святыми прославляются семейные ценности и идеальные образы древнерусских жен: верной супруги святого князя Константина Ирины, мудрой Февронии, праведной Иулиании («Сказание об Иулиании Лазаревской»).

Каждый монастырь в Муроме имеет собственную историю, святыни, в каждом неповторимая атмосфера.

Свято-Воскресенский женский епархиальный монастырь расположился на высоком живописном холме реки Оки – северной окраине города Мурома. История основания обители является одной из самых загадочных и малоизученных и теряется в глубине веков.

На страницы летописей информация об окраинных монастырях попадала редко, поэтому достоверно определить начало существования Воскресенского монастыря на данном этапе не представляется возможным. Историки, однако, полагают, что этот монастырь был первой женской обителью в Муроме и единственным муромским монастырем, расположенным за укрепленными стенами города: «По географическому положению, монастырь стал как бы надвратным храмом на северных и восточных воротах города на Оке. Покидая город, путник мог помолиться перед дальней дорогой, прибывший же – находил приют на монастырском постоялом дворе, а в случае надобности – и помощь в монастырской больничной палате».

Скорее всего, монастырь существовал уже в XII в.: «…Известно, что в сентябре 1198 г. в Муроме была учреждена епископская кафедра, и поставлен первый епископ Муромский и Рязанский Арсений. Это дает основание полагать, что в Муроме был не только мужской Спаса что на бору монастырь, но, по определению, имела место женская обитель, на которую возлагались определенные важные функции: распространение православия среди местного населения, жившего по законам матриархата».

Этой версии не противоречит предание, вошедшее в «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма, об обретении князем Петром Агрикова меча: «Имел Петр обыкновение ходить по церквам, уединяясь. Во время одной из поездок, за городом, в женском монастыре Петр обратился к Богу: как спасти брата и сокрушить Змея? К нему подошел отрок: «Князь, хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Петр, не раздумывая, ответил: «Да! Где он?» «Следуй за мной», – позвал отрок и «показал ему во алтарной стене между керемидами скважню, в ней же меч лежаше».

Существует предположение, что монастырь возник «вскоре после 1203 г., когда Пётр стал княжить в Муроме». Эта версия опирается на предание, согласно которому святые князья Пётр и Феврония, по изгнании их боярами из Мурома, поселились в загородном княжеском дворе, на котором ещё до этих событий они основали женский монастырь. Согласно тому же преданию, в этом женском монастыре княгиня Феврония в конце своей земной жизни приняла постриг в великую схиму с именем Ефросиния.

В другой интерпретации предание связывает эти три события – обретение Петром Агрикова меча в женском монастыре за городом, поселение святых князей после изгнания боярами и постриг святой Февронии. Тогда женский монастырь за городом существовал до начала княжения святых Петра и Февронии и не был создан ими. Это также не противоречит первой версии о наличии монастыря уже в XII веке.

На роль «женского монастыря за городом», существовавшего в Муроме в XIII в. претендовала также Крестовоздвиженская церковь недалеко от Спасо-Преображенского мужского монастыря (основан св. кн. Глебом в XI в.): «Местное предание относит начало Крестовоздвиженской церкви к глубокой древности. Церковь эта, говорит предание, построена на том самом месте, где во время княжения св. Петра и Февронии в первой половине XIII столетия находился девичий монастырь и где будто бы св. Петр получил меч для поражения волшебника. Насколько достоверно это предание, совершенно не известно. Первое достоверное указание на существование Крестовоздвиженской церкви в XVI столетии дает жалованная грамота царя Михаила Федоровича 1627 г. Из этой грамоты видно, что Крестовоздвиженской церкви дана была жалованная грамота еще царем Иваном Васильевичем Грозным, следовательно и тогда церковь уже существовала».

Известно также, что в монастыре св. Феврония вышивала золотом, это было – после молитвы – основным ее послушанием. При этом занятии она завершила свою земную жизнь, несколько раз прося супруга своего, св. Петра (схимонаха Давида), подождать пока она закончит вышивать воздух для святой Литургии, так как они дали обет Богу умереть в один день и один час. Свято-Воскресенский женский монастырь был известен своими золотошвейками по всей Руси на протяжении не одного столетия, чему остались письменные и вещественные свидетельства [2], тогда как о девичьем монастыре на месте Крестовоздвиженской церкви таких сведений нет.

2. Письменные свидетельства

Впервые в письменных источниках Свято-Воскресенский женский монастырь появляется в «Писцовой книге» 1566 г.

В «Писцовой книге Мурома» 1636 г. написано: «Да за ручьём на горе Воскресенский девичий монастырь. А на монастыре церковь Воскресения Христова древяна о трехъ верхахъ, на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом да с приделами: собор Архистратига Михаила, да другой придел – великого чудотворца Николы. Да тёплая церковь Введения Пресвятой Богородицы, древяна, на клетцахъ съ папертью». «На колокольнице 8 колоколов, а в церквах образы и свечи и книги и колокола строение Муромца Гостинныя Сотни Семена Семенова сына Черкасова с братьею, а около того монастыря ограда каменная в заметах; да на монастыре келья игуменская — старицы Пелагеи Кольцовой да 21 келья сестр, а земли под монастырем и церквами 43 саж. в длину 36 саж. поперег. На монастырской земле двор попа Симеона да брата его попа Тимофея да племянника его попа Ефрема. Пустое дворовое место, купленное С. Черкасовым после попа Ивана, котораго «убили литовские люди в 124 (1616) году, как приходил Лисовской». Да к тому ж монастырю по Государевой грамоте дано в руги место в Муроме сусло и квас на оброке».

Вскоре после 1637 г. в обители был построен каменный Воскресенский храм. Год построения храма с точностью не известен, так как нет письменных свидетельств. По преданию пятиглавый Воскресенский собор с трапезной и приделами святителя Николая и Архангела Михаила (то есть с тремя престолами, как это было и в деревянной церкви), открытой галереей и шатровыми крыльцами построен в 1646 г. на средства ктиторов монастыря – братьев Черкасовых.

Наружный вид собора до настоящего времени сохранился без существенных изменений, только тесовая крыша заменена железной, а прежде бывшие узкие окна расширены. Под сводами галереи находится подвал с отделениями, дверями и небольшими окнами. По преданию, здесь прежде размещались различные монастырские службы (монахини занимались вышиванием). Храм является хорошо сохранившимся памятником русского церковного зодчества первой пол. XVII в.

Время построения расположившейся рядом теплой Введенской церкви с пределом Иверской иконы Божией Матери также неизвестно, но полагают, что она была построена также в XVII в. (по другой версии –XVIII в). К западной стене этого храма пристроена каменная колокольня с шатровым верхом. По описи 1678 г., в монастыре проживали игуменья и 26 стариц. Так выглядел монастырь в ХVII в.

К восемнадцатому столетию Воскресенский женский монастырь, в древнее время игравший в жизни города немалую роль, вероятно, утратил свое значение, уступая свои социальные функции Свято-Троицкому новодевичьему монастырю, образованному на месте деревянной Троицкой церкви, отстроенной в камне в XVII в. (основан в 1643г.). Так, по описи 1723 г., составленной Г. Коробовым, к Воскресенскому монастырю было приписано всего 26 домов, тогда как ранее приход был значительно больше.

Свято-Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 г. и был упразднен по указу Екатерины II о секуляризации церковных земель. Игумения Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями были переведены в Троицкий монастырь. Монастырские храмы стали приходскими. К храмам прилегало одно из четырех городских кладбищ. На этом кладбище находились отдельные могилы и фамильные склепы почетных Муромских горожан, чиновников, купцов, священников, известных деятелей; в частности, здесь был похоронен директор Петербургской рисовальной школы Михаил Васильевич Дьяконов, учеником которого был известный русский художник И.Е.Репин.

В 1835 г. в Воскресенском соборе был устроен новый иконостас, в который перенесли почти все древние иконы. Описания, относящиеся к XIX веку дают представление о внутреннем убранстве Воскресенского собора и Введенской церкви, о наличии здесь древних богослужебных книг и церковной утвари, старинного колокола 1674 г. Сохранились некоторые вещественные исторические источники, принадлежащие прежде Воскресенскому монастырю. [2]

В 1930-е гг. Воскресенский приход был упразднен, храмы закрыты, колокола сброшены, безвозвратно утеряны настенные росписи и чудотворные фрески, городское кладбище разрушено, местами закатано в асфальт. После закрытия храмы поочерёдно занимали студенческое общежитие, автошкола и детская спортшкола. На месте кладбища была устроена спортивная площадка, под колокольней – сауна.

В 1998 г. 26 сентября в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме впервые после богоборческих десятилетий стены монастырского храма огласились монашеским пением. По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Евлогия, Архиепископа Владимирского и Суздальского накануне был отслужен молебен, а утром праздничная служба по пасхальному чину, которую совершил настоятель Спасо-Преображенского монастыря игумен Кирилл с братией.

20 ноября 1998 г. Воскресенский женский монастырь официально передан Православной Церкви и был приписан к Свято-Троицкому Новодевичьему монастырю.

7 марта 2000 г. Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный, и настоятельницей обители была назначена насельница Свято-Троицкого Муромского монастыря монахиня Иулиания (Подолянко), на её долю выпали все трудности, связанные с первыми шагами по возрождению обители.

С ноября 2003 г. настоятельница монастыря игумения Елена (Богдан). Матушка переведена из Суздаля. Первым насельницам достались полуразрушенные, сырые храмы, в которых находились сауна и боксерский ринг; отсутствие жилья, жить приходилось в сырой холодной церкви и топить печку «по-черному»; городская помойка на месте существующего сейчас огородного хозяйства, оскверненное кладбище и любопытствующая неприязнь к «монашкам» окрестных жителей. Но, несмотря на трудности, во многих сестрах вера в Бога и Его всесильную помощь превозмогла. «Верный в малом, во многом будет верен», сказано в Евангелии.

Со дня возрождения обители её духовно окормлял и оказывал помощь в возрождении монастырской жизни Его Высокопреосвященство архиепископ (ныне митрополит) Владимирский и Суздальский Евлогий. Благодаря его молитвам, неустанным заботам настоятельницы и нелегкому труду сестер обитель стала возрождаться.

С 16 июля 2013 года возобновлена Муромская епархия под управлением его Преосвященства Нила, епископа Муромского и Вязниковского, который так же немало заботится о нашем монастыре.

В подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Свято-Воскресенскому монастырю сотрудниками МИХМ.

Читайте также:  Церковь Петра и Павла в Лефортове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию