Троицкий монастырь в Рязани: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Троицкий монастырь в Рязани: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Расписание богослужений в праздничные дни на февраль:

(будничное расписание богослужений расположено внизу страницы)

  • 7 февраля, пятница — свт. Григория Богослова,
    иконы Божией Матери «Утоли моя печали»,
    накануне, в четверг– полиелейное богослужение в 17.00,
    утро– Божественная литургия в 8.30 (исповедь, причастие), лития.
  • 9 февраля, воскресенье — Неделя о мытаре и фарисее (подготовка к посту),
    Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской,
    поминовение усопших, пострадавших в годы гонений,

    накануне, в субботу– всенощное бдение в 17.00,
    утро– две Божественных литургии: первая — в 6.00(исповедь, причастие),
    вторая — в 8.30 (исповедь, причастие), два водосвятных молебна, две литии.
  • 12 февраля, среда — память трех святителей: Василия Великого,
    Григория Богослова и Иоанна Златоустого,
    накануне, во вторник– полиелейное богослужение в 17.00,
    утро– Божественная литургия 8.30 (исповедь, причастие), водосвятный молебен, лития.
  • 15 февраля, суббота — СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА,
    накануне, в пятницу– всенощное бдение в 17.00,
    утро– две Божественных литургии: первая — в 6.00 (исповедь, причастие),
    вторая в 8.30 (исповедь, причастие), два водосвятных молебна, две литии.
  • 16 февраля, воскресенье — Неделя о блудном сыне (подготовка к посту),
    попразднство Сретению Господню, равноап. Николая Японского,
    накануне, в субботу– всенощное бдение в 17.00,
    утро– две Божественных литургии: первая — в 6.00 (исповедь, причастие),
    вторая в 8.30 (исповедь, причастие), два водосвятных молебна, две литии.

Общее расписание:

Богослужения совершаются ежедневно:

  • утром – Божественная литургия в 8.30 (исповедь, причастие) в Сергиевском храме; в субботы, воскресенья, дни двунадесятых, великих и чтимых праздников утром совершается добавочная, ранняя литургия в 6.00 в Феодоровском приделе Сергиевского храма; в обычные будничные дни в 6.00 совершается братский молебен и читается Псалтирь;
  • вечером – в 17.00 в Сергиевском храме,
  • братское правило – утром в 6.00, вечером — в 21.00.

В монастыре читаются акафисты:

  • еженедельно по воскресным дням за вечерним богослужением (начало в 17.00) –
    рязанским святителям Мелетию, Феодориту, Гавриилу и сщмч. Мисаилу с выносом их мощей;
  • в последнюю субботу месяца после второй литургии (примерно в 10.00) –
    преподобному Сергию, игумену Радонежскому перед иконой с частицей его мощей.

Также акафисты могут совершаться на вечернем богослужении накануне чтимых праздников — об этом особо указывается в расписании богослужений (см. выше).

В монастыре совершается соборование в дни Великого поста.

Ежедневно совершаются водосвятные молебны и служатся заупокойные литии.

Спасо-Преображенский монастырь, Рязань. Расписание богослужений, святыни, иконы, адрес

Спасо-Преображенский монастырь в Рязани – одна из старейших обителей России. По нению историков, впервые он принял иноков в конце XIII века, под охраной стен кремля старого города. После революции долгое время не функционировал. Возобновлена работа была только в 1996. Сейчас это небольшая обитель, где, вместе с настоятелем, служат всего 5 человек.

Адрес Спасо-Преображенского монастыря в Рязани

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) расположен в сердце исторической части областного центра, на территории историко-архитектурного заповедника «Рязанский Кремль», в окружении парковой зоны. Точное местонахождение: ул. Кремль, д.1.

Как добраться на машине

Спасо-Преображенский монастырь находится вблизи от Москвы. При путешествии на машине автомобилисту требуется ехатьот столицы по федеральной трассе М-5 «Урал». Расстояние до места назначения составит 180 км. Припарковать автомобиль можно на стоянке, расположенной слева от аллеи, ведущей к музею.

Как доехать на общественном транспорте

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) расположен в пешей доступности от Приокского автовокзала. От центрального автовокзала, на который приходят автобусы из Москвы, и одного из 2-х железнодорожных вокзалов Рязани необходимо ехать на троллейбусе №1,10, 17, автобусе или маршрутном такси №41 или 75, следующим до остановок «Площадь Ленина» или «Соборная».

Там уже можно увидеть колокольню и купола Успенского собора. Прогуливаясь по старинной Соборной улице, путешественник увидит памятник князю Олегу Рязанскому. За ним расположена арка, пройдя через которую он вступит на аллею, ведущую к мосту через рвы Кремля.

Далее потребуется обогнуть колокольню с правой стороны. Откроется часть стены с деревянными воротами. Рядом с ними посетитель найдет табличку с названием монастыря. Войдя на территорию, справа гость увидит Братский корпус, слева от дорожки расположены 2 основных храма обители.

История монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) создавался вместе с новым местом жительства горожан, бежавших из сожженной войсками Батыя прежней столицы В письменных источниках той эпохи уже упоминается монастырь, построенный в стенах крепости.

Важная веха развития обители связывается с именем князя Олега, памятник которому работы скульптора Зураба Церетели, стоит перед Кремлем. Во время правления князя город посещал Сергий Радонежский. Наибольший вклад в экономическое благосостояние иноков внес правивший в конце пятнадцатого века князь Иван Васильевич, он жаловал многочисленные земельные наделы.

Спасо-Преображенский монастырь, Рязань — история создания.

Обитель вскоре стала неотъемлемой частью жизни резанцев. По сложившемуся обычаю утренний призыв на молитву всегда начинался с колокольни Спасского собора. Тогда настоятели были архимандритами, этот чин дается руководителям наиболее крупных монастырей, что подчеркивало значимость обители для князя и горожан.

Со времен Ивана Грозного они призывались на проходившие в Москве соборы, первым из них стал проходивший в 1589 году, где был поставлен вопрос о возможности четвертого брака государя. 1653 год ознаменовался решением патриарха, которое сопровождалось указом царя Алексея Михайловича.

Грамотой настоятелям обители, а им тогда был Боголеп и Солотчинский Сергий, даровано право ношения белой шапки при проведении богослужений.

Чуть позже к этому праву добавилось и разрешение использовать в процессе службы ковер, так, как принят у архиереев. Уже во времена империи, в 1742 г. настоятелям была дарована еще одна привилегия. Они получили право ношения наперсного креста в повседневной жизни, что также выделяло их и подчеркивало значимость.

В 1757 году правящий архиепископ Рязанский издал указ, согласно которому обитель была причислена к первостепенным. Это привело к появлению здесь наместников. В этот же период настоятели по должности стали руководить епархиальной семинарией, что одновременно и подчеркивало статус монастыря, и повышало значение духовного училища.

С 1868 года обитель возглавляли викарные епископы. Штатная численность насельников всегда было невелико, перед революцией она составляла 16 человек. По решению советской власти в 20-х годах ХХ века обитель была уничтожена. В 1996 году началось ее возрождение, начало которому положило благословение архиепископа Павла.

Несколько зданий музея-заповедника были переданы братии. Сейчас он является действующим. Его территория не отделена от территории музея-заповедника.

Архитектор и внешняя отделка монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) является составной частью Рязанского Кремля. Единые стены опоясывают как здания, в которых расположены музейные экспозиции, так и корпуса обители. От былой архитектуры комплекса сохранилось немногое. В XIX веке территория с 3-х сторон была защищена каменной стеной.

С восточной стороны она была ограждена зданием Архиерейского Дома (сейчас он входит в состав музея как дворец князя Олега). В стенах было двое ворот, одни из них — северные, через которые и поныне входят в монастырь, сохранились полностью. Западные, выходящие к валам Кремля, позволяют полюбоваться на изящные башни, к которым крепились створки.

Их архитектура повторяет контуры защитных сооружений стен Кремля. После входа в Северные ворота справа можно было видеть братскую трапезную, за ней располагалась круглая башня и житница. Сейчас в это ряду построек сохранился только братский корпус и дом настоятеля, надстроенная над ним стеклянная галерея утрачена. На востоке от застроенной территории располагалось кладбище.

Архитектурный ансамбль монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) сегодня включает в себя несколько церквей и зданий хозяйственного назначения.

К его ведению относятся 3 храма:

  • Собор Спаса Преображения (передан в 2003 году). Возле него сохранилось несколько надгробий кладбища. В одной из могил похоронен русский поэт Плещеев;
  • Церковь Богоявления Господня. Первая постройка обители, сооруженная не из дерева. Сейчас реставрация ее окончательно не завершена. Она сооружена с 2 приделами — во имя Покрова Божией Матери и Иоанна Богослова, а также колокольней, на которой звонят 6 колоколов;
  • Церковь Иоанна Богослова в Гостинице Знати, относящейся к территории музея, не действует.

Также в одной из башен кремлевской стены, обращенной к сохранившимся защитным валам, расположена часовня Пантелеймона Целителя, сооруженная в 1904. Частично сохранилась северная стена, плавно переходящая в защитные сооружения Кремля.

Внутреннее убранство

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) позволяет оценить в полной мере внутреннее убранство действующего и открытого для прихожан Спасо-Преображенского собора. Братские корпуса закрыты для посещения, церковь Иоанна Богослова пока полностью не реконструирована. Храм возведен на рубеже XVII – XVIII веков, освящен в первые годы восемнадцатого столетия.

Средства на сооружение предоставил рязанский купец М.Немчинов. Здание возведено как бесстолпный четверик, дополненный на восточной стороне трехчастной апсидой, венчает его одна небольшая глава с голубым куполом. Убранство собора очень скромное, это карниз с поясом ложных абсид и тройные колонны по углам четверика.

То, что здание относится к стилю нарышкинского барокко, подчеркивается резными наличниками и многоцветными изразцами на окнах. Скромный изразцовый пояс украшает и апсиду. Воссоздан высокий иконостас, возобновлены старинные росписи.

Святыни и мощи монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) гордится тем, что в его стенах находится икона Матери Божией «Нечаянная радость», признанная чудотворной. С ней связана таинственная история обретения. Передана в дар храму она несколько лет назад москвичом Георгием. Однажды, столичный коммерсант зашел в случайный частный магазин и увидел лежащий рядом с мусором образ.

Желая спасти от поругания, коммерсант приобрел икону. Она была изуродована, лики были покрыты царапинами, у Матери Божией не было руки. После находки москвич получил травму во время занятий спортом, оказался почти полностью парализован. Он долгое время молился перед найдены образом и выздоровел, снова смог активно двигаться.

Образ был привезен игумену Евфимию для реставрации.

После Георгий не расставался с ней, возил ее с собой в паломничества в Иоанно-Богословский монастырь. На рождественские праздники в 2016 году икона замироточила, после чего была покрыта лаком, что повредило красочный слой. Вскоре ей снова понадобилась реставрация.

Тогда она заняла свое место в монастыре. После второй реставрации она начала мироточить еще более активно. В храме сделали для образа деревянный киот и завели тетрадь, в которую получившие помощь делают записи. Моление с акафистом проводится каждое воскресенье, в 7-45.

Также прихожане храма приходят сюда к таким образам, как:

  • Спас Нерукотворный. Он также иногда мироточит;
  • Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», у нее часто можно увидеть прихожанок, читающих акафист
  • Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского, в киоте которой находится часть рясы подвижника.
Читайте также:  Рафаил Карелин: биография отца, проповеди и книги, путь

О каждом из них рассказывают истории о помощи в беде, здоровье, семейных делах. Есть в монастыре и чудотворные мощи.

Это:

СвятыняОписание
святителя Феофана, Затворника ВышенскогоЕпископ Православной российской церкви, богослов. Родился в Орловской губернии. Канонизирован в 1988, как подвижник веры и благочестия.
святителя Луки КрымскогоЗнаменитый врач В.Войно-Ясенецкий. Родился в Керчи. Архиепископ Крымский. Целитель. Мощи хранятся в соборе во имя Святой Троицы в Симферополе.
святого праведного Иоанна КормянскогоРодился в Могилевской губернии в 1837 год. Служил в д. Огородня Гомельского уезда, где открылись его духовные способности. Не дожил до революции, но предсказал ее приход. Мощи покоятся в Свято-Иоанно-Кормянской обители в Гомельской области.
святой блаженной старицы Матроны МосковскойРодилась в Тульской губернии в 1881 году. Слепая девушка могла исцелять больных и предсказывать. Мощи хранятся в Покровском женском монастыре в Москве.
святой преподобной благоверной княгини Евфросинии ПолоцкойЕвфросиния Полоцкая, до пострига звавшаяся Предслава, праправнучка святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Основала монастыри и многие храмы, учила грамоте. Мощи покоятся в Полоцком Спасо—Евфросиниевском соборе.
святой преподобной Манефы ГомельскойРодилась в 1918 году в деревне Севруки под Гомелем. Схимомонахиня несла подвиг в миру, утешая страждущих во время ВОВ. Нетленные мощи хранятся в Свято-Петропавловском соборе г. Гомеля.

Ранее митрополит Рязанский и Михайловский Павел был направлен на служение в соседнюю страну, и стал митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси, благодаря чему в храме появились мощи белорусских святых.

Наставники

Спасо-Преображенский монастырь с 21.10.2015 возглавляет игумен Евфимий (Шапкин). Духовное образование он получил в Рязанской семинарии, светское ранее было получено в художественном училище. До перехода в обитель он был иноком в Иоанно-Богословском монастыре.

Хиротонисан во диакона — 13 апреля 1997 года, и, сразу после этого, во иерея — 24 апреля 1997 года. По своему послушанию он реставрирует иконы, используя навыки, полученные в художественном училище.

Расписание служб, режим работы

Спасо-Преображенский монастырь приглашает верующих на богослужения.

Они проводятся в обычные дни:

  • в будни (с понедельника по пятницу) вечерняя служба происходит в 16.45, утренняя начинается — в 6.40;
  • в субботу утреннее богослужение начинается в 8.00;
  • всенощное бдение проводится в праздничные дни в 17.00.

Также по воскресеньям, в Двунадесятые праздники и на чтимый прихожанами Покров Богородицы, а также в день памяти апостолов Петра и Павла монастырь проводит две литургии: в 6.15 – в реставрируемом Иоанно-Богословском храме и в 8.30 – в Преображенском соборе.

Обычно в эти дни на службе присутствует множество прихожан. Также каждое воскресенье после поздней литургии проводится молебен с освящением воды. Территория монастыря открыта для посещения круглосуточно.

Правила посещения монастыря

Спасо-Преображенский монастырь неотделим от территории музея, поэтому среди зданий обители можно ходить в том виде, который удобен паломнику и туристу. Общие правила посещения территории заповедника расположены у входа в него. Они стандартны, включают в себя традиционные нормы поведения в музее и в общественных местах.

При входе в храм требуется выключить мобильный телефон. Женщинам, если они пришли в брюках и с непокрытой головой, в храме предложат юбки и платки. Мужчинам придется обнажить голову.

Престольные праздники

Спасо-Преображенский монастырь призывает прихожан прийти на службу на основные престольные праздники, в честь которых освящены его церкви или приделы к ним.

Это:

  • Преображение Господне — 19 августа. Основной собор обители в этот день особенно многолюден;
  • Богоявление (Крещение Господне) — 19 января, на водосвятный молебен собирается несколько сот прихожан;
  • Иоанн Богослов, апостол — 9 декабря, службы происходят в реставрируемой церкви.

Посещение обители в эти дни позволит понять, насколько рязанцы почитают старейший из своих монастырей.

Интересные факты про монастырь

Спасо-Преображенский монастырь относился к числу монастырей второй категории. Насельники его жили скромно. В 1911 веке одну из келий описывают как 3 комнаты, к которым примыкает небольшая кладовая, где из вещей можно видеть только 2 кастрюли и 2 сковороды, все медные, керосиновую лампу, простой жестяной, без каких-либо излишеств, самовар.

200-300 лет жизни все здания комплекса были деревянными, и только после сожжения их войсками польского короля Владислава в 1647 году был возведен первый каменный храм. Сейчас при обители по традиции работает духовная семинария, ее возглавляет игумен монастыря.

Информация для паломников

Спасо-Преображенский монастырь расположен на территории Кремля в Рязани. Паломники могут встретить здесь многочисленные экскурсии, часто на территории музея проводятся городские праздники и концерты под открытым небом. Это не даст возможности ощутить монастырское уединение. Приобщиться к святыням можно в храмах.

Источника со святой водой на территории монастыря нет, как и общественной трапезной. Рядом с принадлежащим епархии и расположенным рядом с комплексом зданий обители Христовоздвиженским собором можно купить продукцию Иоанно-Богословского мужского монастыря, расположенного в селе Пощупово. Это хлеб, пирожки, пряники.

Утром выходного дня там же Рязанская епархия угощает прихожан и паломников горячим чаем.

Монастырь предлагает паломникам различные формы социального служения. О них и об экскурсиях по святым места, организованным епархией, можно узнать на стенде, расположенном у входа собор.

Посещение Спасо-Преображенского монастыря позволит приобщиться к святыням и ранним страницам истории Рязани. Обитель развивается, здания реставрируются, и участие в ее жизни станет важным делом для каждого христианина.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Спасо-Преображенском монастыре, Рязань

Внешний вид и обзор Спасо-Преображенского монастыря:

Троицкий монастырь в Рязани: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Контактная информация:

Почтовый адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10

Телефоны: 8-(4912) 34-81-71; 8-915-615-21-94. Факс:8-(4912) 34-81-71 доб. 203
Адрес сайта: http://trinityrzn.ru

Наместник: архимандрит Андрей (Крехов)

Справка:

Монастырь возник он не позднее первой половины XIV века, поскольку еще в 1386 году преподобный Сергий Радонежский, посещая Переяславль Рязанский с посольской миссией, останавливался на ночлег в обители, которая находилась на подступах к городу.

Монастырский ансамбль складывался на протяжении конца XVII – начала XX веков. Первой каменной постройкой на территории обители стал холодный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный на месте прежнего деревянного храма и освященный в 1695 г. Второй, Сергиевский храм был воздвигнут в 1752 году взамен деревянной Иоанно-Предтеченской церкви, и имел приделы в честь Крестителя Господня Иоанна и Федоровской иконы Божией Матери. С северной стороны над главными въездными вратами монастыря находилась трехъярусная колокольня (1697 г.), а довершали облик обители настоятельский (1855 г.) и братский (ныне трапезный; 1903 г.) корпуса и возведенная в 1858 г. в западных вратах двухэтажная каменная часовня, получившая впоследствии наименование «Святых Врат». Территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с пятью башнями, выстроенной еще в конце XVII века, внутри которой располагались многочисленные хозяйственные постройки. Снаружи находился монастырский огород, были посажены деревья и кустарники, разбиты цветочные клумбы, а с южной стороны простирался обширный фруктовый сад с пасекой. Неподалеку от монастыря располагались пойменные озерца, вода в которых отличалась чистотой и хорошим вкусом. На территории самой обители находилось несколько источников. В устье реки Павловки стояла монастырская мельница.

Главной святыней монастыря являлась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

От иконы совершались многочисленные исцеления, свидетельства о которых зафиксированы в монастырской летописи. После закрытия монастыря в годы советской власти образ оказался за пределами обители. В настоящее время он находится в Борисо-Глебском соборе г. Рязани, а в монастыре хранится список Феодоровской иконы, сделанный в 1998 г., также прославившийся чудотворениями. До сегодняшнего дня в обители пребывает чтимая Казанская икона Божией Матери, сохранившаяся с дореволюционного времени, перед которой еженедельно совершается акафист.

Храмы

Свято-Троицкий Собор. Самый древний храм в обители. Основание его относится к 1685 году. Он не отличается выдающейся архитектурой, но прочен по зданию, учитывая те нагрузки на него, которые были связаны с использованием во времена советской власти (перестройки, пристройки и т.н. реконструкции). Богослужение в нем начато в 2000 году.
Церковь преподобного Сергия Радонежского – это уникальный по зданию, теплый храм (заполнителем в стенах использован войлок). Богослужения в ней проводятся с 1995 года.
Малая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских находится на втором этаже в Святых Вратах. Богослужения в ней начаты с октября 2000 года.
Святыни

В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба Господня
Казанская икона Божией Матери
Икона святого апостола Андрея Первозванного
Икона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.
Частицы мощей Рязанских святителей:

священомученика Мисаила
святителя Феодорита
святителя Гавриила
святителя Мелетия
Честные останки рязанских епископов:

архиепископа Алексия Титова (1733-1750)
архиепископа Антония (1621-1637)
епископа Гурия Лужецкого (1554-1562)
епископа Михаила (1548-1551)
митрополита Стефана Яворского (1700-1722)
Современная жизнь монастыря

Богослужения совершаются ежедневно: утром – в 8.30, вечером – в 17.00. В субботы, воскресения и праздничные дни утром совершается ранняя обедня – в 6.15 (в седмичные дни) или в 6.30 (субботы и воскресения). По примеру Свято-Троице-Сергиевой Лавры читаются акафисты за вечерним богослужением еженедельно:

– в воскресение – преподобному Сергию, игумену Радонежскому;

– в пятницу – Божией Матери «Радуйся Невесто Неневестная»;

– в среду – иконе Божией Матери «Феодоровская».

В монастыре совершается соборование два раза в неделю: в пятницу вечером после вечернего богослужения и в субботу в 7.30.

Количество братии монастыря: в священном сане – 10 человек, послушников – 11 человек, трудников – 20 человек.

Имеется небольшая гостиница для паломников, приезжающим предлагается трапеза и, по возможности, размещение на ночлег. В монастыре действует библиотека, книжный фонд которой составляет около 1400 экземпляров. Имеются тексты Священного Писания, творения св. отцов, богослужебная литература, книги по различным областям богословского знания и другие книги для духовно-назидательного чтения, периодические издания.

Также монастырь имеет два храма-подворья: храм Рождества Богородицы в с. Абрютино и храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Плахино. Функционирует монастырский хозяйственный двор в с. Екимовка Рязанского района.

Важные события из жизни обители

Открытие св. обители 25 декабря 1995 г. указом Святейшего Патриарха и Св. Синода.

С июня 1998 г. по настоящее время в монастыре издается газета «Святые врата».

В сентябре 1999 г. при монастыре организована воскресная школа.

16.06.2000 г. Высокопреосвященнейшим Симоном освящен Троицкий Соборный храм.

В июле 2001 г. в Рязани пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская-Вышенская». Ее крестный ход по храмам Рязани начался со Свято-Троицкого монастыря.

Читайте также:  Тольяттинская епархия: адрес, храмы и монастыри, история и описание

8 октября – память прп. Сергия Радонежского;

18 июля – обретение мощей прп. Сергия Радонежского;

27 марта, 29 августа – иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная»;

8 июля – память свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Престольные праздники Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Проезд к монастырю.

Поблизости от монастыря, в пределах одной остановки, находятся два железнодорожных вокзала: Рязань-1 и Рязань-2; областной автовокзал «Центральный» (пос. Мервино), от которых до обители можно дойти или доехать на городском транспорте (остановка «ТД «Барс»»).

Рязанский Троицкий монастырь Епархиальный мужской монастырь

История

Главной святыней монастыря являлась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Древний список пожертвовал обители потомственный гражданин г. Рязани купец Григорий Гаврилович Анзимиров после чудесного случая, произошедшего с ним благодаря этому образу. 24 октября 1852 года икона была торжественно перенесена в обитель святителем Гавриилом Рязанским и помещена в северном приделе Сергиевского храма, освященном в тот же день в честь этого образа. От иконы совершались многочисленные исцеления, свидетельства о которых зафиксированы в монастырской летописи. После закрытия монастыря в годы советской власти образ оказался за пределами обители. В настоящее время он находится в Борисо-Глебском соборе г. Рязани, а в монастыре хранится список Феодоровской иконы, сделанный в 1998 г., также прославившийся чудотворениями. До сегодняшнего дня в обители пребывает чтимая Казанская икона Божией Матери, сохранившаяся с дореволюционного времени, перед которой еженедельно совершается акафист.

В ограде монастыря находился древний некрополь, на котором производились преимущественно почетные захоронения: духовных лиц, благотворителей, людей известных фамилий. Среди них: архиепископ Иринарх (Попов), архимандрит Иоанн (Оболенский), Вердеревские, Рюмины, Андрониковы, Нарышкины, Дубовицкие, Орловы, Медынцевы, Замятины, Живаго, княгиня М.И. Кропоткина, грузинская царица фрейлина Мария и другие.

Исторический статус Свято-Троицкому монастырю был возвращен Указом Святейшего Патриарха Алексия II († 2008) от 26 декабря 1995 г. В том же году наместником был назначен игумен Андрей (Крехов); ныне архимандрит.

На сегодняшний день действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы (освящен 16 июня 2000 г.), Сергиевский с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (главный придел освящен 8 апреля 1996 г.) и надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах (освящен в 10 декабря 2000 г.).

С июня 1998 г. в монастыре издается газета «Святые врата». Действуют просветительские курсы для взрослых «Основы Православия» и детская воскресная школа. Из собрания старопечатных книг, которым располагает монастырская библиотека, регулярно устраиваются выставки. В декабре 1996 г. при монастыре была устроена благотворительная столовая, ежедневно обслуживающая до 50 человек. Монастырь активно принимает паломников из разных регионов страны, проводятся экскурсии для школьников. У монастыря имеется два подворья, хозяйственный двор. Продолжается восстановление обители.

Наместник

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Сергиевская церковь расположена в 7 м южнее Троицкого собора. Построена в 1697 г. стольником Иваном Ивановичем Вердеревским. Новая каменная церковь сооружена на месте деревянной и первоначально называлась Иоанно-Предтеченской с приделом в честь св. Сергия Радонежского. В 1752 г. по обету на средства рязанского дворянина Алексея Петровича Вердеревского (внука И.И. Вердеревского), взамен прежней Иоанно-Предтеченской была построена каменная Сергиевская церковь, а прежний храм превращен в придел (разобран по ветхости в 1815 – 1819 г. архимандритом Мелхиседеком). В 1852 г. к Сергиевскому храму на средства потомственной почетной гражданки Александры Алексеевны Анзимировой пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери «Феодоровской», освященный 24.10.1852 г. свт. Гавриилом (Городковым). В 1888 г., параллельно Феодоровскому приделу на средства купца Димитрия Евдокимовича Юкина вновь был устроен придел в честь Иоанна Предтечи, освященный 12.11.1889 г. преосвященным Феоктистом (Поповым). Ввиду несоответствия Феодоровского придела главному храму по высоте и по ширине, он был разобран, и на его месте на средства Д.Е. Юкина выстроен новый (в 1902 – 1904 гг.), освященный 28.10.1904 г. настоятелем монастыря преосвященным Владимиром (Благоразумовым). Под этим приделом, вдоль всей северной стороны, расположен склеп площадью около 100 м? для погребения членов семейства Юкиных.

Кирпичный храм с продольно-осевой композицией принадлежит к типу
церквей русского барокко, восходящему к образцам I пол. XVIII в.
К бесстолпному двухсветному четверику храма с востока примыкал
прямоугольный алтарь, расширенный в 1913 г. по проекту рязанского
епархиального архитектора И. Цеханского. Трапезная перекрыта коробовым
сводом. С запада к трапезной примыкала паперть с плоским перекрытием.
Двухсветный четверик храма перекрыт пологим сводом, кровля четверика –
четырехгранным шатром по деревянным стропилам с железной кровлей,
увенчана деревянным глухим фонарем и луковичной главкой. Антаблемент
четверика сооружен из тесаного кирпича, расщепленный в виде фронтончиков
по сторонам фасадов. Окна церкви верхнего и нижнего яруса в 1809 г.
были соединены и, таким образом, вместо четырех окон на стенах сделано
два с полукруглым верхом. В том же году в западной стене устроен вход
для соединения с Предтеченским приделом. Полы церкви и приделов выложены
поливными орнаментальными плитками. После закрытия монастыря
в интерьере церкви росписи были заштукатурены. С южной стороны
Предтеченского придела имеется вход в подвальные помещения церкви.
Размеры: трапезная – 12х9 м; храм – 9х98м; алтарь – 7х9 м; левый
придел – 19х8,5 м; правый придел – 19х7,4 м.

Троицкий Рязанский мужской монастырь

Тро́ицкий монасты́рь (другие названия: Свя́то-Тро́ицкий или во и́мя Свято́й Живонача́льной Тро́ицы) — мужской монастырь в Рязани. Относится к Рязанской и Касимовской епархии Московского патриархата. В монастыре 11 насельников (2007).

В 1812 году на Михайловском кладбище, находящемся в стенах монастыря (ликвидировано в 1941 году), похоронен известный архитектор Матвей Казаков (1738—1812).

Наиболее почитаемой иконой монастыря была икона Феодоровской Божьей Матери, списанная с подлинной чудотворной Феодоровской—Костромской иконы Божьей Матери, переданная монастырю в качестве дара в 1852 году. Чудотворная икона названа в честь отца Александра Невского — великого князя Ярослава Всеволодовича, носившего во крещении имя Феодор. Икона постоянно находилась при Александре Невском, была его моленным образом. Считается, что в 1613 году подлинной иконой Феодоровской Богородицы архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит благословил на царство Михаила Романова и в честь этого события заказал находящийся в монастыре список. В настоящее время информации о месте нахождения иконы нет.

С 1998 года монастырём издаётся газета «Святые врата».

Содержание

История Троицкого монастыря

Документальных данных об основании и первых десятилетиях существования монастыря не сохранилось. Легенды связывают его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского, приезжавшего в Рязань в 1386 с целью примирения великого князя московского Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом. По другой версии, не подтверждённой летописными данными, монастырь был основан в 1208 году рязанским епископом Арсением I (†1212) при князе Романе Глебовиче, как одно из укреплений, создаваемых вокруг Переяславля Рязанского. Во время татаро-монгольского нашествия монастырь неоднократно подвергался разорениям. Храм Святой Живоначальной Троицы монастыря упоминается в документах 1595—1597 и 1628—1629 годов.

Стольник Иван Иванович Вердеревский возобновляет монастырь (1695) и начинает его восстановление: в 1695 году строит на месте деревянного новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в 1697 — церковь Иоанна Предтечи. Затем возводит каменную ограду с пятью угловыми башнями и трехъярусную колокольню с проезжими воротами, а также жилые и хозяйственные постройки. В 1752 году взамен церкви Иоанна Предтечи на средства А. П. Вердеревского (внука И. И. Вердеревского) строится каменный Сергиевский храм.

23 апреля 1919 года монастырь был лишён своего статуса. В 1934 году все основные здания, принадлежавшие ранее монастырю, были переданы машинно-тракторной мастерской и длительное время использовались ею, а в дальнейшем — паровозным депо, заводом автомобильной аппаратуры, автошколой.

В 1987 году Исполком Рязани принимает решение «О восстановлении памятника истории и архитектуры бывшего Троицкого монастыря и увековечении памяти зодчего М. Ф. Казакова».

С 1994 начал восстанавливаться Сергиевский храм. 17 декабря 1995 года освящен его Предтеченский придел. 22 декабря 1995 Священный Синод принимает решение о возрождении монастыря. 8 апреля 1996 освящен главный, Сергиевский придел Сергиевского храма, 27 ноября 1997 года — Феодоровский придел.

Основные строения монастыря

  • Троицкий собор с приделом святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси.
  • Сергиевский храм с Сергиевским, Феодоровским (имеются росписи XIX века) и Предтеченским приделами.
  • Часовня «Святые врата».
  • Братско-настоятельский корпус.
  • Корпус трапезной и монашеских келий.
  • Входные ворота.

Святые и святыни

  • Святитель Феодорит (1551—1617), архиепископ Рязанский и Муромский (1605—1617). Мощи святителя Феодорита находятся в Троицком монастыре. В 1999 году был причислен к Собору Рязанских святых. Дата памяти (празднования): 23 сентября (преставление).
  • Священномученик святитель Мисаил (†1655), архиепископ Рязанский и Муромский (1651—1655). В 1998 году его мощи перенесены в Троицкий монастырь. 12 января 1987 года Мисаил был причислен к лику местночтимых рязанских святых. Дата памяти (празднования): 23 апреля (преставление).
  • Святитель Гавриил (Городков) (1785—1862), настоятель Троицкого монастыря (1816—1817), архиепископ Рязанский и Зарайский (1837—1858). В 1999 году был прославлен в лике местночтимых святых. Мощи святителя Гавриила находятся в Троицком монастыре. Дата памяти (празднования): 20 апреля (преставление).
  • Святитель Мелетий (Якимов) (1835—1900), епископ Рязанский и Зарайский (1896—1900). В 1998 году его мощи перенесены в Троицкий монастырь. Даты памяти (празднования): 27 января (преставление); 18 июня (обретения мощей); 23 июня (день празднования Собора Рязанских святых).
  • Священномученик Василий (Цветков) (1867—1937), архимандрит. С 1899 по 1906 и с 1907 по 1911 годы иеромонах Василий занимал должности ризничего и казначея Троицкого монастыря, а в 1911 году недолгое время был наместником монастыря.
  • Исповедник Амвросий, католикос-патриарх Грузии. В 1909—1910 годах находился в монастыре в ссылке.

Почти все древние святыни обители были утрачены после закрытия монастыря. От дореволюционного времени до настоящего дня чудом сохранилась чтимая Казанская икона Божией Матери. После разорения обители она некоторое время пребывала в Серафимо-Дивеевском монастыре, после чего хранилась у протоиерея Виктора Шиповальникова, служившего в п. Удельный Московской области. В 1996 г. протоиерей Виктор передал чтимый Казанский образ в Свято-Троицкий монастырь. Бисерная риза иконы выполнена монахиней Василией (Шевченко) в 2000 г.

Особо почитаемые иконы:

  • Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей;
  • св. апостола Андрея Первозванного с частицей его мощей;
  • прп. Сергия Радонежского, предстоящего у гроба родителей, с частицей мощей преподобного и его родителей прпп. Кирилла и Марии;
  • святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских с частицей их мощей;
  • св. благоверных князя Даниила Московского;
  • чудотворный список с хранившейся в монастыре до его закрытия чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.
  • частица Гроба Господня в выносном деревянном резном кресте монастыря.
Читайте также:  Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, современное положение

Престольные праздники

Память святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси

Память прп. Сергия Радонежского

Память пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Видео

Как добраться

Адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10. Находится около места впадения речки Павловки в реку Трубеж, в 200 метрах от Московского шоссе.

Тел.: 8(4912)76-23-00, 8(4912)34-81-71, 8(915)615-21-94.

Свято-Троицкий мужской монастырь г. Рязани

Общие сведенияо монастыре

  • Почтовый адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10

    Телефоны: 8-(4912) 34-81-71; 8-915-615-21-94.

    Факс: 8-(4912) 34-81-71 доб. 203

    Действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы (освящен 16 июня 2000 г.), Сергиевский с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (главный придел освящен 8 апреля 1996 г.) и надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах (освящен в 10 декабря 2000 г.).

    Святыни

    • В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба ГосподняКазанская икона Божией МатериИкона святого апостола Андрея ПервозванногоИкона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.
    • Частицы мощей Рязанских святителей:
    • священомученика Мисаиласвятителя Феодоритасвятителя Гаврииласвятителя Мелетия
    • Честные останки рязанских епископов:
    • архиепископа Алексия Титова (1733-1750)архиепископа Антония (1621-1637)епископа Гурия Лужецкого (1554-1562)епископа Михаила (1548-1551)митрополита Стефана Яворского (1700-1722)

    Современная жизнь монастыря

    Богослужениясовершаются ежедневно:

    В субботы, воскресенья и праздничные дни утром совершается также ранняя обедня– в 6.00 (в седмичные дни) или в 6.15 (субботы и воскресения) в Сергиевском храме монастыря.

    С понедельника по пятницу совершаются ранние заупокойные обедни в 6.45 в храме в честь иконы Божией Матери “Знамение-Корчемная” и святых Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах. По окончании обедни в этом же храме еженедельно совершаются:

    • по средам – канон мученику Уару (об умерших некрещеными);
    • по четвергам – акафист иконе Божией Матери «Знамение-Корчемная»;
    • по пятницам – акафист святым благоверным Петру и Февронии Муромским.

    По примеру Свято-Троице-Сергиевой Лавры в монастыре читаются акафистыза вечерним богослужением еженедельно:

    • в среду – Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, с выносом иконы с частицей его мощей;
    • в пятницу – иконе Божией Матери «Феодоровская».
    • в воскресение – преподобному Сергию, игумену Радонежскому, с выносом иконы с частицей его мощей;

    В монастыре совершается соборование два раза в неделю: в пятницу вечером после вечернего богослужения и в субботу в 7.30.

    Ежедневно совершаются водосвятные молебны и служатся заупокойные литии.

    Престольные праздники обители:

    1. День Святой Троицы (переходящий праздник).
    2. Прп. Сергия, игум. Радонежского:5/18 июля– обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского;25/8 сентября/октября– преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея Россия чудотворца.
    3. Икона Божией Матери «Феодоровская» (14/27 марта; 16/29 августа).
    4. Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:7/20 января– Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;24/9 февраля/марта– первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи;25/7 мая/июня– третье обретение главы Иоанна Предтечи;24/7 июня/июля– рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;29/11 августа/сентября– усекновение главы Иоанна Предтечи;23/6 сентября/октября– зачатие Иоанна Предтечи.
    5. Иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» (27/10 ноября/декабря).
    6. Свв. блгв. кн. Петра и кн. Февронии Муромских (25/8 июня/июля; переходящее празднование в воскресенье перед 19 сентября – перенесение мощей святых Петра и Февронии Муромских).

    Проезд к монастырю.

    Поблизости от монастыря, в пределах одной остановки, находятся два железнодорожных вокзала: Рязань-1 и Рязань-2; областной автовокзал «Центральный» (пос. Мервино), от которых до обители можно дойти или доехать на городском транспорте (остановка «ТД «Барс»»).

    История обители

    Свято-Троицкий мужской монастырь, расположенный в западной части г. Рязани при впадении реки Павловки в Трубеж, является одним из древнейших на Рязанской земле. Хотя время его основанияв точности неизвестно, считается, что возник он не позднее первой половины XIV века, поскольку еще в 1386 году преподобный Сергий Радонежский, посещая Переяславль Рязанский с посольской миссией, останавливался на ночлег в обители, которая находилась на подступах к городу. «Обнощева» здесь, святой старец, исполняя просьбу великого князя Димитрия Донского, отправился на княжеский двор к Олегу Рязанскому и кроткими речами склонил его на установление долгожданного мира с Москвой. Символом нерушимости этого союза стал династический брак, заключенный между сыном Олега Ивановича Феодором и дочерью Димитрия Донского Софией.

    В древности Рязанское княжество подвергалось неоднократным набегам татаро-монгольских орд, поэтому все записи, относящиеся к древнейшей истории монастыря, были утрачены. Первое письменное упоминание о нем встречается лишь в конце XVI столетия в Платежных книгах Ивана Рогозина, а первым известным настоятелем является «строитель старец Симеон» (1628 – 1629 гг.).

    Монастырский ансамбль складывался на протяжении конца XVII – начала XX веков. Первой каменной постройкой на территории обители стал холодный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный на средства стольника И.И. Вердеревского на месте прежнего деревянного храма и освященный в 1695 г. Рязанским митрополитом Авраамием. Второй, Сергиевский храм был воздвигнут в 1752 году взамен деревянной Иоанно-Предтеченской церкви, и имел приделы в честь Крестителя Господня Иоанна и Федоровской иконы Божией Матери. С северной стороны над главными въездными вратами монастыря находилась трехъярусная колокольня (1697 г.), а довершали облик обители настоятельский (1855 г.) и братский (ныне трапезный; 1903 г.) корпуса и возведенная в 1858 г. в западных вратах двухэтажная каменная часовня, получившая впоследствии наименование «Святых Врат». Территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с пятью башнями, выстроенной еще в конце XVII века, внутри которой располагались многочисленные хозяйственные постройки. Снаружи находился монастырский огород, были посажены деревья и кустарники, разбиты цветочные клумбы, а с южной стороны простирался обширный фруктовый сад с пасекой. Неподалеку от монастыря располагались пойменные озерца, вода в которых отличалась чистотой и хорошим вкусом. На территории самой обители находилось несколько источников. В устье реки Павловки стояла монастырская мельница.

    Главной святыней монастыря являлась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Древний список пожертвовал обители потомственный гражданин г. Рязани купец Григорий Гаврилович Анзимиров после чудесного случая, произошедшего с ним благодаря этому образу. 24 октября 1852 года икона была торжественно перенесена в обитель святителем Гавриилом Рязанским и помещена в северном приделе Сергиевского храма, освященном в тот же день в честь этого образа. От иконы совершались многочисленные исцеления, свидетельства о которых зафиксированы в монастырской летописи. После закрытия монастыря в годы советской власти образ оказался за пределами обители. В настоящее время он находится в Борисо-Глебском соборе г. Рязани, а в монастыре хранится список Феодоровской иконы, сделанный в 1998 г., также прославившийся чудотворениями. До сегодняшнего дня в обители пребывает чтимая Казанская икона Божией Матери, сохранившаяся с дореволюционного времени, перед которой еженедельно совершается акафист.

    В ограде монастыря находилсядревний некрополь, на котором производились преимущественно почетные захоронения: духовных лиц, благотворителей, людей известных фамилий. Среди них: архиепископ Иринарх (Попов), архимандрит Иоанн (Оболенский), Вердеревские, Рюмины, Андрониковы, Нарышкины, Дубовицкие, Орловы, Медынцевы, Замятины, Живаго, княгиня М.И. Кропоткина, грузинская царица фрейлина Мария и другие.

    На кладбище Троицкого монастыря упокоился знаменитый зодчий конца XVIII – начала XIX века Матвей Федорович Казаков, архитектурный гений которого во многом определил облик Москвы. В 1812 г. при спасении от наполеоновского войска М.Ф. Казаков вместе с родственниками оказался в Рязани, где вскоре скончался и согласно записи в метрической книге Николаевской «что за Лыбедью» церкви, был «погребен всем причтом в Троицком монастыре». Предположительно захоронение было произведено за алтарем Сергиевского храма. В 1914 году при расширении алтарной части останки зодчего были перезахоронены в нескольких метрах восточнее, над могилой установили памятник в виде обелиска из черного мрамора с надписью: «Здесь покоится прах зодчего Казакова Матвея Федоровича (1738 – 1812)». При регистрации надгробий на Троицком кладбище в 1931 году под № 124 значился памятник Казакову. Однако в годы советской власти Троицкое кладбище так же, как и сам монастырь, подверглось разорению: решение о его ликвидации было принято Исполнительным комитетом Рязанского городского Совета депутатов трудящихся 13 марта 1941 г. Окончательно оно было уничтожено в 1974 году при закладке котлованов под фундаменты зданий завода автоаппаратуры. Так, место захоронения известного зодчего было утеряно. В 2002 году, в период празднования 190-летия со дня кончины М.Ф. Казакова была предпринята попытка отыскать останки выдающегося архитектора на основании архивных данных и показаний свидетелей, однако поиски не увенчались успехом.

    Троицкий монастырь быллишен своего статусав 1919 г., но оба его храма продолжали действовать в качестве приходских церквей. 23 апреля того же года было создано братство Свято-Троицкого монастыря, которое возглавил иеромонах Прокл (Кузнецов), в будущем архимандрит, наместник обители. Впоследствии он был арестован и дважды находился в ссылках. Полностью храмы были закрыты в 1940 г. В зданиях монастыря в различные годы размещались Учебный комбинат, мастерские завода автоаппаратуры, автошкола, использовались они и в качестве жилых помещений.

    Исторический статус Свято-Троицкому монастырю был возвращен Указом Святейшего Патриарха Алексия II († 2008) от 26 декабря 1995 г. В том же году наместником был назначен игумен Андрей (Крехов); ныне архимандрит.

    На сегодняшний день в монастыре – 12 человек братии. Действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы (освящен 16 июня 2000 г.), Сергиевский с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (главный придел освящен 8 апреля 1996 г.) и надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах (освящен в 10 декабря 2000 г.).

    С июня 1998 г. в монастыре издается газета «Святые врата». Действуют просветительские курсы для взрослых «Основы Православия» и детская воскресная школа. Из собрания старопечатных книг, которым располагает монастырская библиотека, регулярно устраиваются выставки. В декабре 1996 г. при монастыре была устроена благотворительная столовая, ежедневно обслуживающая до 50 человек. Монастырь активно принимает паломников из разных регионов страны, проводятся экскурсии для школьников. У монастыря имеется три подворья, хозяйственный двор. Продолжается восстановление обители. В 2012 году была возведена кирпичная ограда.

    Ссылка на основную публикацию