Троицкий собор в Саратове: история и описание, адрес, праздники и святыни

Троицкий собор в Саратове: история и описание, адрес, праздники и святыни

Впервые собор был освящен при Митрополите Астраханском и Терском Сампсоне (†1714) в первое десятилетие XIII века.

Впоследствии — 7 октября 1942 года Высокопреосвященнейшим Андреем (Комаровым, †1955), Архиепископом Саратовским и Сталинградским (1941–1942).

По окончании реставрационных работ 10 декабря 2006 года Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл в сослужении Архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна и Епископа Саратовского и Вольского Лонгина совершил чин Великого освящения нижнего Успенского храма.

2 ноября 2014 года, по окончании масштабных ремонтно-восстановительных работ, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин Великого освящения верхнего храма во имя Живоначальной Троицы.

В храме находятся чтимые иконы – Спас Нерукотворный, Казанская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его погребального облачения. Иконы с частицами мощей: святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, святителя Феодосия Черниговского, святителя Иннокентия Московского. Мощевик князя Голицина, содержащий 132 святыни; мощевик с частицей мощей сщмч. Гермогена, и мощевик святителя Иннокентия, еп. Саратовского и Пензенского.

С понедельника по субботу: Литургия в 08.00. В воскресенья и праздники: ранняя Литургия в 07.00, поздняя Литургия в 09.00. Ежедневно: вечернее богослужение в 17.00. Дежурный священник находится в храме с 08.00 до 15.00. Читаются акафисты (во время вечернего богослужения): по средам – Спасителю, по воскресеньям – Божией Матери.

Кафедра саратовских архиереев находилась в Свято-Троицком соборе с момента образования Саратовской епархии в 1799 году до 1826 года, когда был освящен новый Александро-Невский кафедральный собор. В ХХ веке, в период гонений на Церковь, Троицкий собор был закрыт в 1936 году, последним из саратовских храмов, и вновь стал действующим (первым в епархии) в конце 1942 года. С этого времени он вновь становится кафедральным.

К концу 1990-х годов собор пришел в аварийное состояние: прогрессирующая деформация фундамента стала причиной отклонения колокольни от своей оси.

По благословению Архиепископа Александра (Тимофеева †2003), управлявшего в то время Саратовской и Вольской епархией, в соборе было ограничено количество богослужений, которые совершались только в нижнем, Успенском храме. В марте 2001 года Архиепископ Александр обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с прошением перенести архиерейскую кафедру во второй из сохранившихся старинных храмов Саратова, также действовавший в советское время, ― Духосошественский собор ― «до восстановления разрушенного в 30-е годы кафедрального собора во имя святого благоверного князя Александра Невского или до полной реставрации Свято-Троицкого собора».

На основании Указа Святейшего Патриарха Алексия II от 16 марта 2001 года статус кафедрального был временно присвоен Духосошественскому храму.

С 2004 года в Троицком соборе проводилась масштабная реконструкция, которая включала в себя укрепление стен, фундамента и колокольни, полную замену коммуникаций, производство внешних и внутренних отделочных работ, благоустройство территории. Была проведена также реставрация старинных храмовых икон, наиболее почитаемой из которых является образ Спаса Нерукотворного.

Нижний Успенский храм

С 2004 года в течение трех лет производилась реставрация нижнего Успенского храма Троицкого собора. Были сделаны новые полы, заменены коммуникации. Потемневшие и осыпавшиеся настенные изображения 60-х годов XX века, не имеющие художественной ценности, были полностью удалены. Мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством Шуркуса Олега Романовича были заново расписаны стены храма. Росписи, выполненные в стиле XVII столетия, приблизили интерьер храма к стилю его архитектуры. Артелью иконописцев из Палеха изготовлен новый иконостас, сохранивший основные художественные формы прежнего иконостаса, к которому привыкли прихожане.

За несколько лет была произведена полная реставрация фасадов собора, был воссоздан его исторический архитектурный облик. Был открыт цоколь собора, скрывавшийся под культурным слоем. Были отремонтированы контрфорсы и основания стен, произведена вычинка кирпичной кладки, стены были вновь оштукатурены. Заново были выполнены утраченные элементы храмового декора: наличники, сандрики, карнизы. Архитекторами было предложено новое цветовое решение фасадов собора, учитывающее воссозданные элементы декора. Произведена замена стропильной конструкция кровли, выполнено ее медное покрытие. Также были покрыты медью выступающие части фасада храма: карнизы, контрфорсы. С северной стороны собора была изготовлена лестница, ведущая на галерею и колокольню.

10 декабря 2006 года, по окончании реставрационных работ в нижнем Успенском храме Свято-Троицкого собора, Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл в сослужении Архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна и Епископа Саратовского и Вольского Лонгина совершил чин Великого освящения нижнего Успенского храма.

В 2007 году на протяжении нескольких месяцев в соборе велась реставрация куполов. Были изготовлены позолоченные подзоры куполов и четверика.

После завершения реставрации фасадов, в 2007 году, начались работы по восстановлению открытой галереи. Осуществлена замена подшивки потолка, воссоздано мозаичное покрытие пола из керомогранита.

Параллельно с реставрацией фасадов проводились работы по благоустройству территории. Архитектором Еленой Ивановной Марченко был разработан подробный проект, который включал в себя не только наружное благоустройство, но и вертикальное планирование и водоотвод с территории. Были построены новая ограда храма и центральные ворота, ведущие на площадь перед собором. Благоустройство парка выполнено по проекту Нины Викторовны Фурман.

В 2009 году велась реставрации закрытого гульбища. Были заменены подшивка потолка, напольное покрытие, штукатурка стен, витражи, проведено отопление, выложены гранитные лестницы.

Верхний Свято-Троицкий храм

В 2013 году были начаты масштабные ремонтно-восстановительные работы в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы Свято-Троицкого кафедрального собора.

В 2014 году работы были полностью завершены.

26 октября 2014 года, во время Первосвятительского визита в Саратов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Троицкий собор и огласил свой Указ: «В связи с завершением реставрационных работ присвоить Свято-Троицкому храму г. Саратова статус кафедрального собора. Церкви Сошествия Святого Духа г. Саратова, временно имевшей статус кафедрального собора, официально именоваться «Храм Сошествия Святого Духа»».

2 ноября 2014 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства совершил чин Великого освящения верхнего храма Свято-Троицкого кафедрального собора г.Саратова.

Здание административно-хозяйственного и культурно-просветительского назначения

В 2010 году на территории Троицкого кафедрального собора завершено строительство нового корпуса, в котором размещается Воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.

Воскресная школа для трех возрастных групп: младшей (с 6 до 10 лет), средней (с 10 до 13 лет), старшей (с 14 до 18 лет). Занятия проходят по воскресным дням. Изучаются Закон Божий, Ветхий и Новый завет, литургика, пение, рисование, рукоделие и ряд других предметов. Действует воскресная школа для взрослых. С 2014 года действует школа звонарей. С 2016 года действует молодежное общество «Ковчег».

Православная волонтерская служба «Добро» Свято-Троицкого собора г. Саратова окормляет Саратовский центр социальной адаптации для лиц определенного места жительства «БОМЖ» и православный Центр реабилитации бездомных и алкоголе- и наркозависимых и лиц без определенного места жительства и занятий, действующего при храме Александра Невского с. Афанасьевка Воскресенского района Саратовской области, помогает обращающимся бездомным.

При воскресной школе создана группа для детей из школы-интерната № 5 г. Саратова. С ними проводятся занятия по Основам Православия. Свято-Троицкий собор оказывает помощь в организации факультатива «Основы Православной культуры» интернату № 4 г. Саратова. На приходе организована помощь престарелым пенсионерам. Организовано бесплатное питание для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Просветительская и катехизаторская деятельность:

В 2012 году при Свято-Троицком соборе был создан Музей истории Троицкого собора, в котором собраны церковные предметы, представляющие историческую и художественную ценность, а также архивные документы, связанные с историей старейшего храма в контексте истории Саратова.

С 2007 года издается журнал для семейного чтения«Гимназический взвоз», газета «Троицкий листок».

История собора во имя Пресвятой Живоначальной Троицы

За время своего существования собор имел несколько названий – Троицкий, Свято-Троицкая церковь, Старо-Соборная церковь и Саратовский Троицкий (Старый) собор. Собор находится недалеко от Волги. Это самый ранний архитектурный памятник Саратова. Троицкий собор построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674-1675 годах.

Здание собора построено в стиле московского или “нарышкинского” барокко. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем – три: главный – в честь Успения Божией Матери, в правом приделе – во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом – во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии.

Что касается названия – Троицкий, то на этот счет имеется предположение о том, что собор построен стрельцами – коренными жителями Москвы, в окрестностях которой существовала величайшая на Руси святыня – Троице-Сергиева Лавра, с ее Троицким собором, построенным еще в 1422 году. “Тяготея душой и мыслями к Родине своей Москве и ее святыне, но живя вдали от них “ради службы Государевой” и в то же время не желая быть отчужденными от Родины, стрельцы дали новопостроенному на чужбине храму наименование “Троицкий собор”.

Изначально собор был деревянным. Он несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того, как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Но дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, с 1684 по 1689 год. Наконец, 13 октября 1695 года собор был освидетельствован. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней и подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон – небольшая галерея.

20 мая 1712 года сильнейший пожар в который уже раз уничтожил Саратов. Не пощадил огонь и Троицкого собора. Его пришлось почти весь перестраивать заново. В этот период было принято решение о его расширении – пристройке новых трапезных по обоим этажам и о строительстве каменной колокольни.

Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Летописцы отметили, что во время своего путешествия по Волге в Персидский поход, Петр I посетил Саратов (это было второе посещение города государем) с 3 по 4 июня 1722 года и даже осматривал собор. Троицкий собор тогда был окружен лесами, на которые, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали.

Первым было закончено строительство нижней церкви во имя Успения Божьей Матери. И хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих.

Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к 1701 году. 20 мая 1712 года большой пожар повредил уже каменный Троицкий собор. При восстановлении храм расширили путем пристройки новых трапезных. На уровне второго этажа фасада устраивается галерея на арках с широкими лестницами-всходами.

Возведенная позднее колокольня изначально стояла отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем.

Стихийные бедствия разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М. А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости.

Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского – В.И. Суранова и тамбовского – Н.В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен. Он дошел до наших дней с тех пор практически в неизменном виде, за исключением того, что в 1904 году по проекту саратовского архитектора В. А. Люкшина (1872 – 1945 гг.) была произведена переделка боковых входов собора.

В годы Советской власти: С 1936 года согласно постановлению Комитета по охране памятников старины и искусства при ЦИК нижний этаж здания собора использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт, но 8 октября 1942 года на основании решения Исполнительного Комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих.

Однако на самом деле храм был передан верующим чуть ранее – первое богослужение в нем было совершено в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1942 года. Внутри храма не сохранилось никакого убранства – ни икон, ни иконостасов. В 1946 году из икон, переданных из запасников саратовских музеев, по проекту Николая Яковлевича Богачевского был устроен в нижнем храме новый иконостас.

Читайте также:  Нина Крыгина: биография монахини, лекции и проповеди, книги

В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора, который представляет собой хорошо выполненную репродукцию Нерукотворного Образа Спасителя кисти преподобного Андрея Рублева со стены Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Вплоть до 16 марта 2001 года Свято-Троицкий храм являлся кафедральным собором Саратовской епархии Русской Православной Церкви.

Видимо, тогда же, в 1947 году, Преосвященнейший Борис, епископ Саратовский и Вольский, который до назначения в Саратов занимал Черниговско-Нежинскую кафедру, передал в Свято-Троицкий собор ростовую икону святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (†1696), с частицей его святых мощей.

В 1942 году архиепископом Григорием (Чуковым; †1955) был совершен Чин Великого освящения верхнего, Троицкого, храма, в 1948 году епископом Борисом (Виком; †1965) – нижнего, Успенского. В 1948 году вокруг храма была выстроена кирпичная ограда. В 1954 году подвал собора был засыпан и перекрыт плитами.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года Свято-Троицкий храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В 1972 – 1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа.

Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора. Однако до 1988 года вход на колокольню был заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение. Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского; †1993), “в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку – не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол – целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: “Вот видите, им дали, а они до чего довели””.

В наши дни: 26 июня 1988 года в верхнем и нижнем храмах Троицкого собора при огромном стечении народа проходили торжества, связанные с празднованием в Саратове 1000-летия Крещения Руси. Руководил торжествами архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской).

27 апреля 1989 года собор приобрел в Воронеже четыре колокола для колокольни, затем еще два: один весом в 1200 кг и другой весом в 150 кг. 21 октября 1989 года эти колокола огласили город своим мощным звучанием. Это был первый колокольный звон, официально разрешенный в Саратове после десятилетий гонений и запретов.

В 1997 году, в дни, когда Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (†1879), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар кафедральному собору Саратовской епархии икону святителя Иннокентия с частицей его святых мощей.

30 октября 2001 года Постановлением мэра города Саратова № 790-405 приходу Свято-Троицкого кафедрального собора в бессрочное пользование был выделен земельный участок общей площадью 0,8871 га, из которого 0,5363 га занимает здание собора и 0,3508 га занимает сквер на Музейной площади. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2004 года комплекс зданий Свято-Троицкого кафедрального собора (здания собора, колокольни, крестильни) были признаны находящимися в собственности Саратовской епархии.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Свято троицкий собор в Саратове

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Троицкий кафедральный собор в Саратове является памятником архитектуры конца семнадцатого начала восемнадцатого столетия. Это старейшее здание в городе стиля московского барокко. Летописные сведения отмечают факт посещения храма Петром Первым. В те времена храм окружал лес, и государь ходил в него по утрам.

История

Саратов был возведен первоначально как крепость в конце шестнадцатого столетия московскими стрельцами. Изначально строение церкви в Саратове было деревянной конструкции, которое полностью сгорело в конце семнадцатого столетия. Существует предположение, что зодчим был крепостной графа Голицына. На его месте православные христиане решили построить строение из камня, которое без существенных потерь простояло до двадцатого столетия.

Стихии причиняли ущерб собору, появились трещины и его хотели разобрать. Но купец Устинов на собственные средства отремонтировал здание, укрепил стены контрфорсами и соединил колокольню и собор в единое целое. До этого строение колокольни находилось отдельно. После этого храм еще несколько раз страдал от пожаров. В начале девятнадцатого столетия его восстановили.

В тридцатые годы прошлого века здание передали краеведческому музею. В начале Великой отечественной войны здание передали общине верующих, в конце сороковых годов оно вернулось в лоно православной церкви.

Долгое время на колокольне находилась пожарная вышка, а в конце восьмидесятых годов храм приобрел четыре колокола, которые огласили свой звон на весь город. Только 2007 году начались ремонтные и реставрационные работы. Отреставрировали и позолотили купола и кресты, провели ремонт верхней части колокольни, отреставрировали кирпичную кладку, восстановили декор, осуществили штукатурные работы, нанесли грунтовка и покраску.

Архитектура

Троицкий собор построен в духе нарышкинского барочного стиля. Это строение корабельного вида: полукруглое, с алтарным выступом. В центре Восьмерик, устремляется ввысь, как бы ведет за собой четверик, роскошь и грациозность вида растет с высотой.

За несколько лет было проведено полное восстановление фасадов и возвращен его исторический внешний вид. Заново были оформлены детали храмового украшения: обрамления, перекладины, были покрыты позолотой купола. Внесена новая цветовая композиция, заменена кровля и выступающие стороны парадного фасада перекладин и контрфорсов собора на медный материал. Полностью заменены галерейные узоры, восстановлено мозаичное напольное покрытие и сооружена новая ограда.

Три года проводился капремонт внутреннего помещения, его расширили за счет углубления пола. Изображения шестидесятых годов двадцатого столетия не представляли ценностей и были удалены. Иконописцами Палехской мастерской были расписаны стены. Росписи на сводах, стенах, оконных проемах выполненные в духе семнадцатого века, позволили приблизить строение к архитектурному стилю и придают собору неописуемую красоту.

Расписание богослужений Троицкого собора в Саратове

В православном храме службы проводятся ежедневно:

  • с понедельника по субботу песнопение в 08:00;
  • в воскресенья и праздничные дни песнопение в 07:00, в 09:00;
  • ежедневные вечерние службы в 17:00, дежурный священный служитель находится в здании с 08:00 до 15:00;
  • читаются акафисты: по средам Иисусу Христу, по воскресным дням Богоматери.

Уникальную святыню Троицкого собора представляет икона Нерукотворного образа Спасителя, которую привезли московские стрельцы основатели города.

Адрес Свято-Троицкого собора: Саратов, улица Московская, дом 6, музейная площадь.

Троицкий собор Саратов

Содержание:

Троицкий собор Саратова стоит уже более 3 веков. История храма начинается с основания самого города. У каменного собора было как минимум два деревянных предшественника. Может быть, и больше — ранняя история Саратова и его соборного храма довольно туманна.

Полное название — Собор во имя Живоначальной Троицы — православный собор на Музейной площади в Волжском районе города Саратова.

Строительство Троицкого собора в Саратове

Троицкий храм, судя по всему, существовал в Саратове изначально. Разумеется, деревянный. Население острога состояло по преимуществу из стрельцов — отсюда, возможно, посвящение собора Святой Троице.

Деревянных предшественников Троицкого собора в Саратове было несколько, последний из них в 1684 году сгорел. Архиерейское благословение строительства уже каменного храма приспело из Астрахани в 1689 году. Далее началось возведение Троицкого собора в камне.

В 1695 году освятили нижнюю Успенскую церковь; а потом очередной пожар опустошил город (собор, впрочем, почти не пострадал), и заготовленные на строительство верхней Троицкой церкви материалы пришлось отдать лишившимся крова погорельцам. Возобновлены же строительные работы в Троицком соборе были в 1697 году; полное освящение храма (с обеими церквами) датируется 1701 годом.

История Троицкого собора Саратова

Трехсотлетняя история саратовского Троицкого собора вместила в себя многое — и триумфы, и посещения высокими особами, и почти смертельную «болезнь» конца XVIII столетия, едва не приведшую храм к гибели, и трагические события богоборческой эпохи.

Новопостроенный и освященный Троицкий собор простоял «без приключений» недолго. Уже в 1712 году в Саратове разразился великий пожар, практически уничтоживший деревянный город. Сильно пострадал и соборный храм — в сущности, от него остались лишь почерневшие стены. Ремонт растянулся до 1723 года.

В конце XVIII века Троицкий собор чуть не разобрали. Многочисленные пожары и, видимо, некоторые ошибки при первоначальном проектировании сделали свое дело. После огненного вала, прокатившегося по Саратову в 1774 году, храм вовсе закрыли — на семь лет.

Для сохранения разрушающегося здания, укрепили нижние части стен храма контрфорсами, а над ними устроили крытую галерею, выходящую в западной части на двухэтажную паперть. Это спасло собор от обрушения. Трещины перестали увеличиваться, их закрыли кирпичами.

С момента освящения нового Александро-Невского собора в 1826 году Троицкий собор превратился в обычную приходскую церковь. Дальнейшая жизнь Троицкого собора в XIX столетии была тихой и почти бессобытийной.

После революции

В 1922 году новые власти ограбили Троицкий собор, однако еще двенадцать лет после этого в соборе звучала молитва, но в 1934 году церковь передали Краевому Музею для научных целей. Музей, в соответствии с советской практикой, решил разместить в храме отдел истории религии и атеизма.

В трудные военные годы отношение к религии в Советском Союзе изменилось, и спустя восемь лет, в 1942 году, Троицкий собор вернули верующим. До 2001 года Троицкий храм оставался кафедральным собором Саратовской епархии.

Возрождение

Новая эпоха в жизни Троицкого собора началась в 2004 году. Пребывавший в аварийном состоянии храм начали реставрировать. Капитальный ремонт включил в себя укрепление стен, фундамента и колокольни, полную замену коммуникаций, производство внешних и внутренних отделочных работ.

Одновременно реставрировались старинные иконы, в том числе издавна почитаемый в Саратове образ Спаса Нерукотворного. На благоустроенной храмовой территории вырос новый корпус.

В обеих церквах, нижней и верхней, мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» заново выполнены настенные росписи. Обновленный собор, и прежде являвшийся символом города, по окончании ремонта превратился в истинную жемчужину местной архитектуры.

Образ Спаса Нерукотворного в Троицком соборе Саратова

Образ Спаса Нерукотворного – главная святыня Троицкого собора, ровесница городу. Недавняя ее реставрация показала, что она была принесена стрельцами, основавшими Саратов, в виде хоругви.

Почитание саратовского образа Спаса Нерукотворного, хранившегося в Троицком соборе со времени его основания, началось лишь в начале XIX века; до этого он был практически «забыт».

Вот как это случилось. В 1812 году в собор пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сообщил, что его хозяин, исцелившийся от опасной болезни, просил отыскать образ Спасителя в саратовском Троицком соборе (уточнив при этом, что икона должна находиться над внешней южной дверью) и сделать на образ ризу.

Икону обнаружили на указанном месте, внесли в собор и отслужили перед ней благодарственный молебен. Вскоре она была украшена сребропозлащенной ризой.

С тех пор у образа Спаса Нерукотворного стали происходить многочисленные исцеления. Люди, их получившие, передавали иконе серебряные «дары», исполненные в виде тех частей человеческого тела, болезни которых проходили после молитв перед нею. Этих «подвесов» оказалось в конце концов так много (общий их вес превышал килограмм), что часть их переплавили, чтобы сделать венцы для других чтимых икон.

С образа Спаса Нерукотворного в XIX веке выполнили список, который тоже хранился в Троицком соборе и немало почитался: его обычно носили на требы в дома саратовцев.

В 1934 году, после закрытия храма, обе иконы большевики изъяли и передали в краеведческий музей. В 1942 году, с возвращением Троицкого собора верующим, одна из них вернулась «домой», однако никто не знал — какая: та ли, что была принесена стрельцами в конце XVI века, или список с нее.

Читайте также:  Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Все сомнения разрешились в 2006 году, в процессе проведения реставрационных работ, на время которых икону, находившуюся в чрезвычайно плохом состоянии, никуда не вывозили, а пригласили к ней московских реставраторов.

После проведенных исследований стало ясно, что, хотя на иконе и обнаружили следы поновлений и доработок XVIII—XIX веков, сам по себе образ — гораздо более древний и, вероятнее всего, именно конца XVI столетия, то есть именно тот, с которым пришли в эти места стрельцы, чтобы основать новую русскую крепость. Более того, сама структура иконы, способ прикрепления крупнозернистого холста с изображением к доске подвигли реставраторов к выводу — первоначально она была воинской хоругвью.

Так разрешились загадки, связанные с главной иконой Саратова.

Троицкий собор Саратова архитектура

Главная часть Троицкого собора, имеющего две церкви, нижнюю и верхнюю, представляет собой барочный «восьмерик на четверике». Обе церкви продлены обширными трапезными. В верхнем этаже устроена крытая обходная галерея.
Длина собора — более сорока метров, ширина — около двадцати метров. При этом ширина внутренних «отсеков» значительно меньше и в каждой части храма варьируется. Если усреднить эти значения, то получится чуть более десяти метров.

Архитектурно Троицкий собор Саратова, несомненно, барочный храм, и хронологически его строительство совпадает с расцветом так называемого «нарышкинского», или «московского», барокко. В ряде исследований собор безоговорочно относят к этому стилю.

Вместе с тем, в Троицком соборе встречаются и с другие стили. Впрочем, само «нарышкинское барокко» являет собой причудливое сочетание западноевропейской традиции с древнерусским зодчеством:

  • «восьмерик на четверике», но в основе-то — кубическая форма с вполне узнаваемыми апсидами.
  • барочный декор, но при этом вполне сопоставимый с хорошо знакомым нам «русским узорочьем», выступающим ближайшим предшественником «московского барокко».
  • «храм-корабль», но пропорции-то его совершенно не соответствуют принятому «золотому сечению».

Признанный образец барочной архитектуры, саратовский Троицкий собор — это некий гармонический гибрид сразу нескольких — разновременных! — стилевых течений в отечественном зодчестве.

Интерьер Троицкого собора Саратова

Внутренняя структура Троицкого собора довольно необычна. Трапезные обеих церквей, нижней и верхней, увеличили во время ремонта собора, сильно обгоревшего в 1712 году, после чего храм приобрел дополнительные помещения в обоих уровнях, которые можно назвать притворами, хотя на классические притворы они не слишком похожи — очень уж просторны.

Росписи Троицкого собора

Главное внимание привлекает не столько структура сама по себе, сколько стенная живопись. Росписи выполняли мастера Палехской иконописной мастерской «Лик» в возрожденной палехской традиции иконописи — то есть в стилистике, ориентирующейся на XVII век, когда, собственно, был построен и сам собор. Другими словами, по завершении росписи экстерьер и интерьер Троицкого собора самым счастливым образом стилистически совпали.

Остановимся чуть подробнее на росписях нижней, Успенской церкви, выполненных в голубых тонах, что, вообще говоря, является решением концептуальным — именно голубой цвет есть цвет Богородичных праздников, включая Успение Божией Матери.

В алтарной части помещены композиции «Собор апостолов», «Великий вход» и «Служба святых отец» с изображением святителей. Росписи основного четверика посвящены Страстям Христовым. В трапезной — Богородичные праздники. Росписи притвора иллюстрируют ветхозаветные сюжеты; на западной стене — традиционный Страшный Суд.

САРАТОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ СОБОР

Собор во имя Пресвятой Живоначальной Троицы города Саратова (“Старый Собор”), 2009 г.

Саратовский (Старый) собор во имя Живоначальной Троицы, кафедральный собор Саратовской епархии

  • Престолы: Живоначальной Троицы (верхний), Успения Божией Матери (нижний), прп. Сергия Радонежского (нижний приставной)
  • Адрес: Россия, 410031, г. Саратов, ул. Московская, 6 (Музейная площадь)
  • Тел.: (845-2) 28-23-82
  • Официальный сайт: http://www.trsobor.ru/
  • Проезд: троллейбус №№ 1, 4, 5, автобус №№ 11, 33, маршрутное такси №№ 3, 32, 33, 82 (ост. Музейная площадь)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Первоначальный храм был построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Астраханского Парфения в 1674-1675 годах. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем – три: главный – в честь Успения Божией Матери, в правом приделе – во имя Трёх вселенских святителей, а в левом – во имя апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии. О посвящении Святой Троице имеется предположение, что собор был построен стрельцами – коренными москвичами, которые вдали от родной святыни назвали храм в память о Троице-Сергиевой Лавре.

    Первоначальный вид Саратовского Троицкого собора 1695 г. постройки

    Изначально собор был деревянным. Несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того, как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, до 1689 года. 13 октября 1695 года собор был освидетельствован. Первым было закончено строительство нижней Успенской церкви и хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих. Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к 1701 году. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон – небольшая галерея.

    20 мая 1712 года сильнейший пожар в который уже раз уничтожил город. Собор также пришлось почти весь перестраивать заново. В этот период было принято решение о его расширении – пристройке новых трапезных по обоим этажам и о строительстве каменной колокольни. На уровне второго этажа фасада была устроена галерея на арках с широкими лестницами-всходами.

    Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Летописцы отметили, что во время своего путешествия по Волге в Персидский поход, Петр I посетил Саратов с 3 по 4 июня 1722 года и осматривал собор. Троицкий собор тогда был окружен лесами, на которые, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали.

    Колокольня изначально строилась стоящей отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем.

    Саратовский Троицкий собор. Фото 1850-х гг.

    С течением времени стихии разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М. А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм воедино. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы.

    После этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости. Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского – В. И. Суранова и тамбовского – Н. В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен.

    В 1904 году по проекту саратовского архитектора В. А. Люкшина была произведена переделка боковых входов собора.

    Саратовский Троицкий собор. Фото 1950-х гг.

    В годы Советской власти

    С 1936 года согласно постановлению Комитета по охране памятников старины и искусства при ЦИК нижний этаж здания собора использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт.

    8 октября 1942 года на основании решения исполнительного комитета Саратовского городского совета депутатов трудящихся соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих. На деле храм был передан верующим чуть ранее – первое богослужение в нем было совершено в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 1942 года. В том же году архиепископом Григорием (Чуковым) был совершен чин великого освящения верхнего, Троицкого, храма. Внутри храма не сохранилось никакого убранства – ни икон, ни иконостасов, сохранились лишь росписи по стенам. В 1946 году из икон, переданных из запасников саратовских музеев, по проекту Николая Яковлевича Богачевского был устроен в нижнем храме новый иконостас.

    В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передан чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора. С того времени храм служил кафедральным собором Саратовской епархии.

    В 1948 году епископом Борисом (Виком) был совершен чин великого освящения нижнего, Успенского, храма. В том же году вокруг храма была выстроена кирпичная ограда.

    В 1950 году под руководством настоятеля собора, протоиерея Иоанна Цветкова, в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П. Л. Париловым. Им же в том же стиле были исполнены 45 росписей трапезных верхнего храма. В 1954 году подвал собора был засыпан и перекрыт плитами. В конце того года был сооружен новый трехъярусный иконостас и в нижнем храме. Здесь также выдержан стиль XVII века и удачно воспроизведены некоторые детали иконостаса Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря.

    Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В 1972-1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа.

    Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора. До 1988 года вход на колокольню оставался заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение.

    Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского), “в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку – не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол – целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: «Вот видите, им дали, а они до чего довели».”

    26 июня 1988 года в верхнем и нижнем храмах при огромном стечении народа проходили торжества, связанные с празднованием в Саратове 1000-летия Крещения Руси. 27 апреля 1989 года собор приобрел в Воронеже четыре колокола для колокольни, затем еще два: один весом в 1200 кг и другой весом в 150 кг. 21 октября того же года эти колокола огласили город своим мощным звучанием. Это был первый колокольный звон, официально разрешенный в Саратове после десятилетий гонений и запретов.

    Интерьер верхнего храма в честь Святой Живоначальной Троицы.

    В наши дни

    16 марта 2001 года, в связи с аварийным состоянием, собор лишился статуса кафедрального. 30 октября того же года постановлением мэра города № 790-405 приходу в бессрочное пользование был выделен земельный участок общей площадью 0,8871 га, из которого 0,5363 га занимает здание собора и 0,3508 га занимает сквер на Музейной площади. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2004 года комплекс зданий собора были признаны находящимися в собственности Саратовской епархии.

    В 2007 году в храме велись ремонтно-восстановительные работы, в том числе: реконструкция бывшей крещальни с устройством на 1-м этаже административных помещений; реставрация и золочение куполов и крестов на куполах, подзорах; изготовление, позолота и подготовка к монтажу утраченые подзоры на четверик; реставрация четверика, восьмерика и верхней части колокольни (отбита штукатурка, отреставрирована кирпичная кладка, воссоздан утраченый декор, проведены штукатурные работы, произведена пропитка штукатурки укрепляющим составом, нанесены грунтовка и покрасочный слой). В 2008 году реставрационные работы были продолжены.

    Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 26 октября 2014 года собору присвоен статус кафедрального [1].

    Интерьер нижнего храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, 2009 г.

    Архитектура

    На начало XXI века – самый ранний архитектурный памятник Саратова. Здание построено в стиле московского или “нарышкинского” барокко.

    Святыни

    • Икона с частицей мощей свт. Иннокентия Пензенского
    • Икона с частицей мощей свт. Феодосия Черниговского
    • Икона с частицей мощей свт. Иннокентия Московского
    • Мощевик князя Голицына, содержащий 132 святыни [2]
    • Мощевик с частицей мощей и иконой сщмч. Гермогена (Долганева), еп. Тобольского
    • Икона с частицей погребального облачения прп. Серафима Саровского
    • Древняя чудотворная икона Спаса Нерукотворного – хорошо выполненная репродукция Нерукотворного Образа Спасителя кисти преподобного Андрея Рублева со стены Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
    • Иверская икона Божией Матери – привезена со Св. Горы Афон

    Настоятели

    • Иоанн Цветков (упом. 1950) прот.
    • Всеволод Васильцев (июль 1988 – 13 сентября 1989)
    • Лонгин (Корчагин) (с 13 декабря 2011), митр. Саратовский

    Литература

    • Соколов В. П., Саратовский Троицкий (старый) собор. Краткий исторический очерк, Изд. строительного комитета при Старом соборе в г. Саратове, Саратов: Паровая скоропечатня губернского правления, 1904.
    • Справочная книга Саратовской епархии, Саратов, 1912, 2.
    • Мосальская Е. А., Повесть о брате моем А. А. Шахматове. Ч. I. Легендарный мальчик, М., 1929.
    • Вениамин (Милов), еп., “Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (К 260-летию со времени освящения),” Журнал Московской Патриархии, № 7, 1955.
    • Валеев В. Х., Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник, Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990, 76-82.
    • Семенов Н. Н., Старый Саратов. Фотоальбом (из частной коллекции), 3-6.
    • Справка Управления по историко-культурному наследию Министерства культуры Саратовской области № 1-22/272 от 29.02.2000 г.
    • Максимов Е. К., “Троицкий собор в Саратове – памятник московского барокко,” Труды Саратовского историко-краеведческого общества, вып. 2, Саратов, 1992, 14-23.
    • Шошин С., “Наше достояние,” Православная вера, №10(39), 1995, 2.
    • Никон (Лысенко), архим., “Можно ли спасти Троицкий собор?”, Православная вера, №12(90), 1997, 1, 3.

    Свято-Троицкий кафедральный собор (Саратов)

    Свя́то-Тро́ицкий собо́р – самый древний храм Саратовской митрополии, живой памятник русской культуры и истории, духовный символ города. Находится на Музейной площади в Волжском районе города Саратова.

    Содержание

    История

    Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году. После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением.

    В 1964 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение. Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный.

    В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг.

    Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

    Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

    В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик.

    Современное состояние

    При храме действуют:

    • Воскресная школа
    • Любительский хор
    • Школа звонарей
    • Социальное служение

    Волонтерская служба «Добро» — координатор службы Уфимцева Екатерина, телефон: 8 986 985 7356

    • Молодежное общество
    • Воскресная школа для взрослых
    • Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
    • Музей Свято-Троицкого собора

    Желающим посетить музей Свято-Троицкого собора просьба обращаться по телефону: 89042445101 (Воронихина Ирина Васильевна).

    Святыни

    • Икона Спаса Нерукотворного
    • Казанская икона Божией Матери
    • Иверская икона Божией Матери

    • Икона Божией Матери «Августовская»
    • Икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
    • Икона святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
    • Икона святителя Спиридона Тримифунтского
    • Икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских
    • Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона
    • Икона святителя Николая Чудотворца
    • Икона преподобного Серафима Саровского
    • Икона святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского
    • Икона святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского
    • Иверская икона Божьей Матери, привезенная со св. горы Афон
    • Мощевик с частицей мощей и иконой священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского
    • Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих

    Престольные праздники

    Как добраться

    Адрес: 410031 г. Саратов, ул. Московская, 6

    Телефон: (8452) 236-251

    Электронная почта: trsobor@bk.ru

    Паломнику

    Видео




    Свято-Троицкий собор в Саратове: разбираемся по порядку

    Свято-Троицкий собор в Саратове (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

    Свято-Троицкий собор — главная православная церковь Саратова. Она была основана еще в 17 веке, и, как многие культовые сооружения в России, не единожды уничтожалась, отстраивалась заново, закрывалась и вновь открывалась. Сегодня один из древнейших храмов Нижнего Поволжья переживает рассвет: недавно здесь закончилась масштабная реставрация, работают воскресная школа, библиотека. Помимо саратовских верующих, частые гости Свято-Троицкого собора — паломники из других городов России и туристы, приезжающие сюда поклониться древним реликвиям и полюбоваться замечательной росписью.

    История

    Строительство первого предка Троицкого собора датируется 1675 г. Храм успел прослужить лишь 10 лет, так как был из дерева: церковь сгорела, ее еще несколько раз восстанавливали после пожаров. После очередного уничтожения в 17 веке было решено строить абсолютно новый храм, который в целом без потерь простоял до 20 века.

    В 1936 г. собор был национализирован, его здание передали Краевому музею. Это сыграло ключевую роль в сохранении церкви, музей приспособил здание под хранилище фондов. В 1939 г. в Троицком соборе планировалось открыть Музей истории религии и атеизма. Начавшаяся война эти планам помешала.

    В 1942 г. в соборе разместилось Главное архивное управление НКВД СССР. Осенью этого же года городские власти приняли историческое решение: Свято-Троицкий собор отдали в аренду верующим. Таким образом, в тяжелейший для города и страны 1942 г. собор стал духовной опорой для прихожан. Горожане приносили сюда деньги и вещи, которые затем отправлялись на фронт.

    После войны церковь была отреставрирована — специалисты выполнили ремонт фасада, воссоздали новые фрески.

    Архитектура

    На начало XXI века — самый ранний архитектурный памятник Саратова. Здание построено в стиле московского или «нарышкинского» барокко.

    Что посмотреть

    Свято-Троицкий собор — уникальный для Саратовской области памятник, созданный в редком стиле московского барокко.

    Покрывающие своды, проемы окон и стены росписи придают храму удивительную красоту. У алтаря размещены красивейшие композиции «Великий вход», «Собор апостолов» и «Служба святых отцов».

    Над царскими вратами расположена главная реликвия храма: образ Спаса Нерукотворного.

    В центральной части собора находится роспись, повествующая о последних днях земной жизни Иисуса: молитва о чаше, предательство Иуды, суд Пилата, восхождение на Голгофу и распятие. Притвор Успенского храма украшен ветхозаветными сценами. По традиции на западной стене изображен страшный суд.

    На паперти можно увидеть картину об истории Саратова: здесь иллюстрировано предание об основании города московскими стрельцами и принесении ими из Троице-Сергиевой лавры иконы Спаса Нерукотворного, по сей день пребывающей в Троицком соборе.

    При храме работает воскресная школа, выпускается газета. Чтобы сохранять и изучать церковные древности и исторические сведения о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора, при нем создан церковный музей. Посетить его может любой желающий.

    Образ Спаса Нерукотворного — главная святыня Троицкого собора, ровесница городу. Недавняя ее реставрация показала, что она была принесена стрельцами, основавшими Саратов, в виде хоругви

    Почитание саратовского образа Спаса Нерукотворного, хранившегося в Троицком соборе со времени его основания, началось лишь в начале XIX века; до этого он был практически «забыт».

    Вот как это случилось. В 1812 году в собор пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сообщил, что его хозяин, исцелившийся от опасной болезни, просил отыскать образ Спасителя в саратовском Троицком соборе (уточнив при этом, что икона должна находиться над внешней южной дверью) и сделать на образ ризу.

    Икону обнаружили на указанном месте, внесли в собор и отслужили перед ней благодарственный молебен. Вскоре она была украшена сребропозлащенной ризой.

    С тех пор у образа Спаса Нерукотворного стали происходить многочисленные исцеления. Люди, их получившие, передавали иконе серебряные «дары», исполненные в виде тех частей человеческого тела, болезни которых проходили после молитв перед нею. Этих «подвесов» оказалось в конце концов так много (общий их вес превышал килограмм), что часть их переплавили, чтобы сделать венцы для других чтимых икон.

    С образа Спаса Нерукотворного в XIX веке выполнили список, который тоже хранился в Троицком соборе и немало почитался: его обычно носили на требы в дома саратовцев.

    В 1934 году, после закрытия храма, обе иконы большевики изъяли и передали в краеведческий музей. В 1942 году, с возвращением Троицкого собора верующим, одна из них вернулась «домой», однако никто не знал — какая: та ли, что была принесена стрельцами в конце XVI века, или список с нее.

    Все сомнения разрешились в 2006 году, в процессе проведения реставрационных работ, на время которых икону, находившуюся в чрезвычайно плохом состоянии, никуда не вывозили, а пригласили к ней московских реставраторов.

    После проведенных исследований стало ясно, что, хотя на иконе и обнаружили следы поновлений и доработок XVIII—XIX веков, сам по себе образ — гораздо более древний и, вероятнее всего, именно конца XVI столетия, то есть именно тот, с которым пришли в эти места стрельцы, чтобы основать новую русскую крепость. Более того, сама структура иконы, способ прикрепления крупнозернистого холста с изображением к доске подвигли реставраторов к выводу — первоначально она была воинской хоругвью.

    Так разрешились загадки, связанные с главной иконой Саратова.

    При подготовке материала были использованы:

    1. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 2.
    2. В. Х. Валеев. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990. Стр. 76 – 82.
    3. В. П. Соколов. Саратовский Троицкий (старый) собор. Краткий исторический очерк. Издание Строительного Комитета при Старом Соборе в г. Саратове. Саратов. Паровая скоропечатня Губернского Правления. 1904.
    4. Епископ Вениамин (Милов). Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (К 260-летию со времени освящения). // Журнал Московской Патриархии, №7, 1955.
    5. Н. Н. Семенов. Старый Саратов. Фотоальбом. Из частной коллекции. Стр. 3 – 6.
    6. Справка Управления по историко-культурному наследию Министерства культуры Саратовской области № 1-22/272 от г.
    7. Е. К. Максимов. Троицкий собор в Саратове — памятник московского барокко. // Труды Саратовского историко-краеведческого общества. Вып. 2. Саратов, 1992. Стр. 14 – 23.
    8. С. Шошин. Наше достояние. // Православная вера, №10(39), 1995. Стр. 2.
    9. Никон (Лысенко), архимандрит. Можно ли спасти Троицкий собор? // Православная вера. №12(90), 1997. Стр. 1, 3.
    10. Е. А. Мосальская. Повесть о брате моем А. А. Шахматове. Ч. I. Легендарный мальчик. — М., 1929.

    Практическая информация

    Адрес: Саратов, ул. Московская, 6. Веб-сайт.

    Добраться до Свято-Троицкого собора можно на троллейбусах №№ 1, 4, 5, автобусах № 11, 33 и маршрутном такси № 3, 32, 33, 82 (остановка «Музейная площадь»).

    Литургии проводятся с понедельника по субботу в 8:00. По воскресеньям и церковным праздникам ранняя литургия начинается в 7:00, а поздняя — в 9:00.

    Читайте также:  Храм Сретения Господня на Гражданском проспекте, СПб: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию