Тульская митрополия: храмы и монастыри, святыни, состав

Какая же это все-таки благодать, побывать в святых местах…

Группа прихожан храма Вознесения Воскресенского благочиния Московской епархии совершила паломническую поездку по святым местам Тульской митрополии: побывала в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре города Тулы, в женском монастыре Рождества Богородицы в поселке Горелки, а также в Казанском монастыре села Колюпаново.

Здесь великая чудотворная святыня

До Богородичной Щегловской обители паломники добрались почти сразу, хотя он расположен на окраине Тулы, и сразу найти его может только опытный водитель.

— Вошли в монастырские ворота и застыли в изумлении и восхищении, – делились впечатлением паломники.

Им все понравилось: белоснежные стены храмов, синие купола с золотыми звездами, аккуратные монастырские постройки, братские келии, возносящаяся к небу колокольня, с любовью ухоженная территория, усаженная цветами, небольшой прудик с греческими амфорами. Все говорит о Божией благодати, почивающей на этом месте, где находится святыня обители: чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница». Приложившись к иконе, помолились, попросили помощи.

— Особые слова хочется сказать об этом образе Божией Матери, – сказала паломница Галина. – Лики Богоматери и Богомладенца источают любовь и сострадание. От иконы не хочется отходить.

Для группы паломников провели интересную экскурсию, рассказали историю чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница», а также об истории создания сначала собора, потом всего монастыря.

Божьим Промыслом совпало стремление храмоздателя Василия Макарухина и тульского православного люда построить и украсить в Туле святую обитель.

После строительства храмов и учреждения монастыря его основатель Василий Иванович Макарухин обратился за помощью в известные всему миру своим духовным авторитетом монашеские обители — в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь и Глинскую пустынь. Эти святые обители славились не только строгим уставом, но и развитием старчества. С Афона в Щегловский монастырь были посланы святыни.

В 1870 году Глинская пустынь прислала в Тулу иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, некоторые были позже настоятелями, духовниками. В Щегловском монастыре был принят устав Глинской пустыни. Так было положено начало тульской линии старчества. Присутствие в Богородичном Щегловском мужском монастыре иеромонахов и иноков Глинской пустыни было благоприятным для формирования в нем духовной жизни, ведь все они прошли большой путь под старческим руководством в Глинской пустыни. Так созидалась здесь тульская линия старчества – учениками глинских старцев, делателей умной молитвы, соратников оптинских старцев, продолжателей дела преп. Паисия Величковского. Иеромонахи, монахи и иноки Глинской обители принесли на тульскую землю дух старчества, они духовно окормляли страждущих, и Богородичный Щегловский мужской монастырь в Туле по праву считался духовным центром.

Шли сюда и ехали из соседних областей Центральной России. Особенно был известен силой молитвы духовник обители, старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский и Тульский.

Паломники Воскресенского благочиния вошли в алтарную часть нижнего храма, где создано место поклонения святому преподобному Варсонофию – в год Тысячелетия Крещения Руси схимонах Варсонофий прославлен по решению Священного Синода в Соборе Тульских святых. Надгробие над его могилой – в виде резной раки с большой ростовой иконой св. Варсонофия.

XV век – вот такая здесь старина

Затем паломники отправились в Богородице-Рождественский женский монастырь, что расположен на севере Тулы в пос. Горелки. Здесь их радушно встретила игумения женского монастыря матушка Амвросия. Провела по монастырю, рассказала о святынях. Ее рассказ продолжила благочинная монастыря матушка Пиама.

Поселок Горелки находится в северной части Зареченского района. По писцовой книге 1587 года в этих местах располагалось село Окиншинское, где стояла церковь Рождества Богородицы и находилась деревня Горская, называемая в начале 17 века «селом Горельским». Деревянный храм в поселке Горелки, освященный в честь свт. Николая, существовал предположительно с XV века. Вот такая здесь старина.

В 1939 году церковь закрыли и тут же разорили. А потом из иконостаса, вынесенного из Богородице-Рождественской церкви, кощунственно в близлежащем овраге был сделан мост через ручей. Многие люди этот мост обходили стороной, переходя ручей вброд.

Известная святыня монастыря – чтимая икона Божией Матери «Тихвинская». Этот образ прихожане сохранили с дореволюционных времен. Икона прославилась чудесами избавления от воров и голода. В 2003 году образ отреставрирован, иконе вернули ее первоначальный облик. Из церковной утвари в Богородице-Рождественском храме сохранился напрестольный крест изящной работы, серебряный с позолотой.

Внутри храм расписан священными изображениями. Хороши росписи в восьмигранном куполе. В одной грани изображен Иисус Христос на троне, держащий раскрытое Евангелие, в остальных – «Силы небесные».

Иконостас пятиярусный. В пятом ряду расположена икона «Троица Ветхозаветная». Ниже – изображения ветхозаветных пророков с развернутыми свитками в руках, на которых написаны тексты из их пророчеств о Боговоплощении.

Очень красивы резные царские врата с традиционными для них сценой Благовещения и четырьмя евангелистами, а также северные и южные, выполненные из дерева. На царских вратах вырезаны виноградные лозы как символ Евхаристии, а на боковых – колосья. Непосредственно над царскими вратами – образ Спаса Нерукотворного.

— Как красиво у матушек в монастыре, – высказала мнение паломница Нина. – Кругом обилие цветов! Хороши резные беседки. Отрадное место!

Великий подвиг юродства Христа ради

Поклонились паломники Воскресенского благочиния святой блаженной старице Ефросинии. Ее надгробие установлено в храме Казанского женского монастыря села Колюпаново Алексинского района. Паломники помолились у мраморного надгробия и пошли к целебному колюпановскому источнику, чтобы набрать водички из святого родника и окунуться в купальне в прохладную воду.

В начале XVI века в Тульской губернии образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Казанской Божией матери. Он просуществовал до 1779 г. и сгорел от удара молнии. Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили спасенную от пожара икону в своем доме. И стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Новый храм строился на средства М.А. Бобрищева-Пушкина. В начале 1783 г. постройка была окончена. Казанская икона Божией Матери с большим торжеством было перенесена в новый храм и помещена в иконостасе. Именно в этом храме в июле 1855 г. погребена блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая, княжна Вяземская.

Под вымышленным именем «дуры Евфросинии» старица начала свой великий подвиг юродства Христа ради, который продолжала до самой блаженной кончины своей.

Старица Евфросиния при жизни своей неоднократно предрекала, что в Колюпаново будет воздвигнута иноческая обитель для желающих посвятить себя служению Господу. 16 июля 1995 года при Казанской церкви был учрежден Казанской иконы Божией Матери женский монастырь. А немного раньше в 1988 г. Евфросиния Колюпановская была канонизирована в лике святых Тульской земли.

Паломники попили воды из источника. Умылись, набрали воды, затем окунулись в чистую, прозрачную, ледяную воду купальни и особенно ощутили благодатное влияние святого источника.

— Такой вкусной воды мы никогда не пили, – сказал юный паломник Миша.

Лица у всех паломников сияли.

— Какая же это все-таки благодать, – высказалась Марина, – побывать в святых местах, помолиться, поклониться, приложиться к святым мощам и почувствовать, что ты не один, тебя услышали, тебя любят и тебе помогут.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра.

Тульская митрополия: храмы и монастыри, святыни, состав

  • О центре. Слайдер с анонсами поездок
  • Новости
  • Председатель
  • Святыни Тульской митрополии
  • Монастыри Тульской митрополии
  • Храмы Тульской митрополии
  • Паломничество в Тульскую митрополию
  • Календарь паломничеств
  • Однодневные поездки
  • Многодневные поездки
  • Спецпредложения
  • Зарубежные паломничества
  • Фотоальбом поездок
  • Контакты

На территории древнейшего города Белева белевские князья в XV веке начали возводить мужской монастырь. В этой святой обители белевские князья посвящали свои молитвы Богу, а после их смерти монастырь, по замыслу, должен был стать усыпальницей белевских удельных князей. В этом монастыре и до сего времени находятся усыпальницы князей белевских.

Возобновление монашеской жизни в Белевском Спасо-Преображенском монастыре стало возможным после того, как ушла в небытие безбожная власть. В начале XXI в. были предприняты конкретные шаги по возобновлению монашеской жизни в Белевских Спасо-Преображенском и Кресто-Воздвиженском монастырях. Подробнее…

301530, Тульская область, г. Белев, ул. Преображенская, 1 http://tulaxram.ru/?p=2791

Паломническая поездка в Анастасов монастырь. Запись по телефону 8 920 765 12 12


301440, Тульская область, Одоевский район, сел. Анастасово; тел. (48736) 4-12-70 настоятель — игумен Парфений (Сачков). Духовник – старец Анастасий (о старце – здесь).

Когда поставлен Анастасов монастырь? – Несомненно, в первой половине XVI сто­летия князем Иваном Воротынским, вскоре после одержанной им победы над татарами под Тулой, в 1517-м году и, вероятно, в благодарность за эту победу. Посему, может быть, и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, подобно тому, как построены были многие храмы этого имени после Куликовской победы, также над татарами, совершившейся в незабвенный день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси, Анастасов монастырь воссоздан, и в его стенах начались строительные работы. Подробнее…

ЖЕНСКИЕ МОНАСТЫРИ БЕЛЕВСКОЙ ЕПАРХИИ:

Свято-Казанский женский монастырь в с. Колюпаново

Паломническая поездка в село Колюпаново в Казанский монастырь, чтобы поклониться св. Евфросинии, – 16 июля ср. (Крестный ход к источнику). Запись по телефону 8 920 765 12 12

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием II и является одним из молодых строящихся православных монастырей. Но все же история зарождения монастыря начинается в далеком прошлом. В начале шестнадцатого века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией матери Казанская. Подробнее.

301340, Алексинский район, сел. Колюпаново, пос. Авангард; тел. (48753) 6-11-98 настоятельница — игумения Евфросиния (Кушнир). Настоятель храма иерей Андрей Демин.

10 действующих монастырей в Тульской области

Тула – древний город, его история тесно связана с историей развития государства. Религиозное становление Тулы прошло все сложные этапы вместе со страной. Монастыри пережили реформу Екатерины II по уничтожению монастырских вотчин, разрушения церквей и храмов в советское время, разруху и запустение в конце XX века. Восстанавливать монастыри начали только в начале XXI века. Святыни, считавшиеся утерянными, сохранены прихожанами.

Действующие монастыри Тулы – это большие храмовые комплексы. На их территории есть жилые и хозяйственные постройки, часовни, дома-гостиницы для паломников. Разбиты красивые сады. Паломники со всей Тульской области приезжают поклониться мощам святых мучеников, чудодейственным иконам. Туристов может заинтересовать живопись на сводах монастырских храмов и церквей.

Читайте также:  Борисоглебский монастырь в Дмитрове: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Главные монастыри Тулы и Тульской области

Самые известные православные мужские и женские обители. Список, фото с названиями и описанием!

1. Анастасов монастырь

Назван в честь первого настоятеля после строительства монастыря игумена Анастасия. Возведен в XVI веке вместо деревянного храма на берегу реки Упы в древнем городе Одоеве. В XVIII веке в результате реформ Петра I обеднел, стал выполнять функции обычной церкви. Полностью закрыт в 1931 году. Но с 2002 года ведется реконструкция монастыря, добавлены новые элементы в стиле «допетровского» времени.

Адрес: с. Анастасово

2. Венев-Никольский монастырь

Этот монастырь один из самых старых в Тульской области. Некоторые источники говорят о том, что этот монастырь возведен еще во время первых веков распространения христианства на Руси. Из всего монастыря сохранилась только двухэтажная Николо-Успенская церковь. Все ее стены и своды расписаны растительными орнаментами. В монастыре находится много старинных икон, некоторые из них, такие как «Святая Елизавета» созданы в XVIII веке.

Адрес: Дедиловские выселки, с. Венев-монастырь

3. Свято-Казанский монастырь

Женский монастырь в селе Колюпаново. Считается одним из самых молодых монастырей России – учрежден в 1995 году. Его возвели на месте сгоревшего в конце XVIII века деревянного храма. Мощи блаженной Ефросинии, захороненные в монастыре, являются святынями монастыря. Святой источник блаженной Ефросинии рядом с монастырем по мнению верующих помогает в излечении даже самых тяжелых болезней.

Адрес: с. Колюпаново

4. Богородице-Рождественский монастырь

Предположительно основан в XV веке. Святыня монастыря – икона Божьей Матери «Тихвинская». В советское время монастырь был разорен и заброшен, восстановление его началось с 1988 года. Икону все это время хранили прихожане. А один из колоколов обнаружен в помещении ДК Машзавода. В дореволюционное время при храме основана церковно-приходская школа, а с 2008 года при монастыре работает детский приют.

Адрес: г. Тула, посёлок Горелки, ул. Мирная, 17 Б

5. Казанский Папоротский монастырь

Женский монастырь, находится в селе Папоротка. Возведен в 2001 году при храме в честь Казанской иконы Божией Матери в традиционном православном стиле – с восьмигранным куполом и высокой колокольней. Среди сводов, расписанных масляной живописью, есть композиция с изображением Страшного Суда. Монастырь принимает паломников, для их проживания сторожку переделали в гостевой домик. В монастыре есть интересные иконы начала XX века.

Адрес: с. Папоротка

6. Богородичный Щегловский монастырь

Заложен в 1860 году. Первой постройкой стал двухэтажный Соборный храм, а потом и остальные постройки монастыря – башня, жилые корпусы, колокольня над въездными воротами, стены длиной 550 метров. Разрешение на открытие монастыря было получено только в 1867 году. Монастырь является мужским. Единственный в России, который назван в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». При монастыре открыта воскресная школа.

Адрес: г. Тула, ул. Лизы Чайкиной, 1

7. Свято-Успенский монастырь

Мужской монастырь в городе Новомосковск. История его началась в конце XX века с создания первой православной общины в городе. Верующие со всей Тульской области приезжают в этот монастырь посмотреть икону «Взыскание погибших». В Свято-Успенский монастырь ее перенесли из Успенского храма села Себино. В монастыре также есть ковчежец с частицами мощей Матроны Московской, которая благословила написание чудотворной иконы.

Адрес: г. Новомосковск, проезд Парковый, 6

8. Белёвский Спасо-Преображенский монастырь

Предположительно основан в XV веке. В монастырской книге есть запись о посещении монастыря Иваном Грозным в 1557 году. Единственный в Туле монастырь, который пережил разрушения в советское время. Пострадали только купола, а помещения церкви были отданы под жилье. Восстановление началось в 2008 году и продолжается до сих пор. Монастырь является частью живописного пейзажа города Белева, его видно издалека еще до въезда в город.

Адрес: г. Белёв, ул. Преображенская, 1

9. Крестовоздвиженский Белёвский монастырь

У этого женского монастыря сложная судьба. Основан он предположительно в 1625 году, а упразднен уже в 1764 году Екатериной II. В 1768 году восстановлен в своем статусе. В 1920-ые годы снова закрыт, в этот раз Советской властью, а постройки монастыря стали обычными жилыми помещениями. В 90-ые годы прошлого века монастырь забросили совсем. Восстанавливать монастырь начали только в 2007 году.

10. Свято-Введенский Макарьевский Жабынский монастырь

Основан в XVI веке старцем Онифрием на месте древнего Жабынского городища. Это равнинная местность на берегу реки Оки. Основное развитие монастырь получил во времена управления игуменом Венедиктом с 1821 по 1851 года. Построены новые церкви, хозяйственные корпуса, купальни. Разбит плодовый сад и липовая аллея. Большинство этих построек были разрушены во время боевых действий Великой Отечественной Войны.

Тульская епархия торжественно прославляет святых, в земле Тульской просиявших

Тула, 4 октября 2005 г.

5 октября вся Тульская епархия торжественно прославляет святых, в земле Тульской просиявших, – всех Божиих угодников, которые своею верою и подвигами прославили Бога и обрели милость Его быть молитвенниками за нас, сообщается на сайте «Православный Новомосковск».

Как райские цветы, как зажженные светильники в Небесном Иерусалиме, как звезды, сошедшие с небес на землю, как земные Ангелы, сияют в нашей земле мученики, преподобные, исповедники, святители, Христа ради юродивые, затворники и праведники.

Первыми святыми, благодатью Божией прославленные на Тульской земле, были пришедшие из Киево-Печерской Лавры преподобные Кукша и Пимен. В этом краю они пострадали, приняв мученическую смерть от рук язычников в XIII веке.

Прославляя святых, в земле Тульской просиявших, мы также празднуем память благоверного князя Димитрия Донского, схимонахов Троице-Сергиевой Лавры Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) и других воинов-мучеников, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших на Куликовом поле.

В ряду незабываемых для русского сердца святых, мучеников и преподобных стоит также имя святого преподобного отца нашего Макария Жабынского, Белевского чудотворца. История свидетельствует, что преподобный Макарий, восстанавливая Жабынский монастырь, находившийся близ Белева, «собрал в него братию», для которой был не только мудрым наставником, но и любимым отцом, делая – учил и назидал не столько словом, сколько примером своей терпеливой, истинно подвижнической жизни. Вполне благоустроив монастырь, угодник Божий удалился в чащу лесных дебрей, окружавших обитель, и там, в тишине пустынной, один с Единым Богом, в аскетических подвигах и непрестанной молитве проводил свою жизнь в высшем иноческом чине схимника. Пустынь (ныне Жабынская Введенская Макариевская пустынь) стала для него храмом. Стенами этого храма были вековые деревья, взметнувшиеся ввысь к небу. Зажженными свечами – звезды, а хрустальным куполом – лазурное небо, окрашиваемое зарей восходов и закатов в пурпурные и золотые цвета. Жизненный путь преподобного Макария был живой проповедью Царствия Христова. Его праведная жизнь была живым доказательством этого Царствия, «уже существующего, уже пришедшего». Он не только звал к свету и обновлению духовному, он сам был «светильник горящий и святящий».

Особенно почитаются народом подвизавшиеся на нашей земле Христа ради юродивые – Иоанн Тульский и Евфросиния Алексинская. Блаженный Иоанн (Котельников) происходил из знатного и богатого купеческого рода. Святая Евфросиния (княжна Вяземская), получив образование в Смольном институте, была фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. Их сердца горели любовью ко Христу, а мирская слава, богатство и радости житейские тяготили как мучительное рабство. Каждый из них в свое время тайно покинул свои богатые чертоги, словно узник – темницу, и обменял богатые одеяния на нищенские рубища. Почему они отказались от богатства и славы? Пусть об этом скажет горный орел, который вырвался из позолоченной клетки и, раскинув могучие крылья, плывет теперь в лазурном океане. Города с великолепными дворцами и села в зеленой оправе полей кажутся ему с заоблачной высоты муравейниками.

Сияет дивным светом веры и добродетелей, подвигами любви и самоотвержения образ святой блаженной старицы Матроны. С детских лет душа Матроны горела, как светильник, ангельской любовью к Богу. Отрочество ее прошло в Себино Тульской губернии, затем она переселилась в Москву. По ее молитве люди непрестанно получали духовное и телесное исцеление. Как капли дождя собираются в ручьи и реки и непрестанно текут в море, так вереницы народа идут день и ночь помолиться в наш монастырь, к ковчегу с частицами святых мощей блаженной Матроны. Несут они свои скорби, тяжесть грехов своих, чтобы положить эту ношу к мощам старицы. Ее гробница окружена духовным невидимым пламенем, которое не сжигает, а наполняет благодатью души верующих, которое просвещает их сердце.

В сословии Тульских святых мы находим имена святителей, благоверных князей, преподобных мужей и жен – подвижников веры и благочестия, известных по святости жизни и в других местах. Наряду с древними святыми Тульская земля обогатилась и новыми подвижниками веры и благочестия.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий в прошлый свой пастырский визит в Тульскую епархию совершил канонизацию трех новомучеников и исповедников Российских: епископа Белевского Никиты (Прибыткова), епископа Тульского Онисима (Пылаева), протоиерея Петра Павлушкова, пострадавших за веру Христову в Тульской земле в годы гонений. Это достойнейшие священнослужители, своей жизнью и кровью писавшие историю нашей земли в самые страшные времена.

1937 год… Советская власть неуклонно следовала заветам В. И. Ленина: «Чем больше… представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам… расстрелять, тем лучше». Тогда в Белеве было арестовано 100 человек, затем еще 20. Из 20 арестованных только один человек был светским, остальные – монашествующие. Епископу Никите (Прибыткову) викарию Тульской епархии было сфабриковано обвинение в том, что он «систематически давал установку монашескому элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения». Епископу Никите в то время было 78 лет. Из материалов расследования 1957 г. стало известно, как проходило следствие. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Затем «тройка» вынесла приговор – расстрел, который и был приведен в исполнение 8 января 1938 г. Захоронения находятся в Тесницком лесу на 162 км шоссе Москва-Симферополь.

Епископ Онисим (Пылаев) родился в 1874 г. В 1926 г. рукоположен во епископа Красно-Бакинского. С декабря 1927 г. в заключении. После освобождения с 22 ноября 1933 г. – епископ Тульский. 6 июня 1936 г. «уволен на покой», т.е. арестован. Расстрелян 27 февраля 1937 г.

Протоиерей Петр Павлушков был Ректором Тульской Духовной семинарии и настоятелем храма 12 апостолов в Туле. Этот достойный пастырь, претерпевая гонения, также разделил страдания верных служителей Христовых.

Читайте также:  Десятинный монастырь в Киеве: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Прославляя всех святых, в земле Тульской просиявших, мы верим, что они являются молитвенниками за весь наш православный народ, и их святые молитвы у Престола Господня будут предстательствовать за всех нас.

В день праздника, 5 октября, во всех храмах Тульской епархии будут совершаться торжественные богослужения.

Паломничество к святыням Тульской земли

15-16 августа матушка игумения Иулиания с сестрами в составе комиссии Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству во главе с Председателем отдела Высокопреосвященного архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом совершили ознакомительную инспекционную поездку по монастырям Тульской епархии. Сразу по прибытию в пределы Тульской епархии члены комиссии направились к правящему архиерею, митрополиту Тульскому и Ефремовскому Алексию. Владыка с любовью принял гостей. Для матушки игумении и сестер Зачатьевской обители эта встреча имела особенное значение, так как владыка Алексий в свои молодые годы очень хорошо знал и близко общался с насельницами обители,после закрытия родного монастыря продолжавшими монашескую жизнь в миру. Владыка Алексий поделился своими воспоминаниями, а сестры с трепетом слушали про схимонахиню Иустиниану, звучным басом читавшую Апостол и получавшую за чтение от игумении Марии золотой, о схимонахине Филарете (Евгеше), близко общавшейся с иеромонахом Пименом, будущим Патриархом, усердной молитвеннице, умевшей находить общение с самыми разными людбми. Зачатьевские матушки в свое время оказали большое влияние на молодого Николая Фадеева, будущего митрополита Серапиона, всю свою жизнь хранившего почтительное общение с боголюбивыми монахинями. Все эти драгоценные воспоминания, как бусины нанизываясь на мысленную ниточку, восстанавливали затерянный в прошлом узор событий и судеб человеческих, сотканный не руками человеческими, но действием Божьего промысла. После запомнившейся на всю жизнь встречи с владыкой Алексием, члены комиссии в сопровождении игумении Амвросии, настоятельницы Богородице-Рождественского монастыря, отправились в Никольский Венев монастырь, где гостей уже ждала игумения Алексия. Монастырь поразил красотой старинного храма конца XVII века и звенящей тишиной уединенного места.

Свято-Никольский женский монастырь в с.Венев-монастырь имеет древнюю историю, первоначально существовал как мужской.

По преданию, основание монастыря относится к XIII веку. По печатным материалам Государственного архива Тульской области значится, что Венев Монастырь существовал уже в 1407г. В 1770 году монастырь был упразднен и преобразован в приход. Никольская церковь с верхним приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы продолжала быть действующим храмом, вокруг которого разрослось со временем кладбище

В нижнем приделе Никольского храма — место захоронения князя Юрия Смоленского(+ 1408 г), убившего князя Симеона Вяземского и его супругу, княгиню Иулианию Вяземскую. Князь Юрий, мучившийся после совершенного им злодеяния от обличений совести, убежал сначала в Орду, в затем вернулся на родину и пришел в Венев монастырь на покаяние, где после болезни вскоре скончался.

Здесь же – место заточения и гробница с мощами святителя Пимена Новгородского (+1571 г.), сосланного в Венев монастырь по распоряжению царя Иоанна Грозного, заподозрившего его в измене. В течение 1 года и 2 месяцев томился ссыльный святитель в тесной каменной нише с малым оконцем, в которое подавались лишь просфора и вода, а затем скончался от невыносимых лишений. Матушка Алексия рассказала удивительную историю из современной жизни монастыря, когда в храм пробрались злоумышленники и украли старинные иконы из иконостаса нижнего храма, утварь и ковчег с мощами святителя Пимена. Грабителям удалось уехать незамеченными, и они доехали уже до Воронежа, но почему-то решили проверить свою добычу и ковчег с мощами показался им ненужным, вследствие чего они выбросили его из машины на дорогу. Это решило их судьбу: на ближайшем посту ГАИ автомобиль был остановлен и досмотрен, и кощунники были обличены. Так святитель Пимен защитил церковное имущество. Матушки с сестрами спели заупокойную литию над местом захоронения князя Юрия, величание святителю Пимену, по-очереди побывали в тесной нише заточения святителя Пимена, представив себе ужасные условия, в которых пришлось ему томиться в течение долгого времени.

Далее гости продолжили знакомиться с монастырем. Крупных благотворителей, а также постоянной материальной поддержки со стороны областных государственных структур монастырь не имеет. Тем не менее в обители проводятся ремонтные работы, начато строительство кирпичного двухэтажного корпуса. Силами добрых людей, помогающих обители, выкопан пруд, где разводится рыба для нужд обители. Матушка Алексия показала гостям, как она кормит рыбок, и даже дала возможность их покормить и посмотреть, как мальки стайками собираются на месте прикорма и плещутся в воде.

Полюбовавшись красотой просторов, отведав чай со свежим медом, побеседовав о разных сторонах монастырской жизни, матушка игумения Иулиания с сестрами попрощались с гостеприимной настоятельницей и отправились в следующую обитель, где предстояло провести ночь.

Это оказался монастырь на окраине Тулы- Богородице-Рождественский, открывшийся в 2000 году как мужской, но в 2001 году преобразованный в женскую обитель. Деревянный храм в посёлке Горелки, освящённый в честь свт. Николая, существовал предположительно с XV века. В 1781 году на месте обветшавшей деревянной церкви был построен каменный храм и освящён в 1783 году. В советское время церковь была разорена (год закрытия неизвестен) и служила хранилищем кинопленок. В 1988 году храм возвращён Русской Православной Церкви и до 2000 года существовал как приходской. В настоящее время храм полностью отреставрирован, внутри выполнены настенные росписи, приделы освящены в честь Рождества Богородицы, святителя Алексия и свв.прпмцц.вел.кн.Елисаветы и ин.Варвары и Оптинских старцев. При въезде в монастырь гости были обрадованы дружной встречей всех насельниц и девочек-воспитанниц приюта, собравшихся перед храмом на встречу гостей. Радость сестер и особенно детей была однозначной: «Мама приехала!» Мамой называют здесь все настоятельницу, матушку Амвросию. В обители царит атмосфера любящей семьи, это чувствуется сразу. Матушка Амвросия провела гостям подробную экскурсию. Монастырь вполне благоустроен, кроме храм есть два корпуса для проживания и учебных занятий сестер и девочек. детский приют был создан по благословению владыки Алексия в 2008 году для призревания девочек-сирот. Сегодня в нем 12 воспитанниц от 5 до 16 лет. Для детского приюта возведен отдельный трехэтажный дом. На третьем этаже устроен небольшой домовый храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Здесь же имеется зал для собраний. Девочки обучаются в средней общеобразовательной школе г.Тулы, находятся на полном обеспечении монастыря. Над всеми воспитанницами оформлена опека, девочки получают социальные гарантии. В монастыре с девочками занимаются преподаватели по церковному пению, игре на музыкальных инструментах, художественному рисунку, рукоделиям. Судя по работам, среди воспитанниц приюта есть талантливые живописицы. Жизнь матушки и сестер неразрывно связана с жизнью воспитанниц приюта, и в этом их особое служение -воспитать юные души в любви к Богу,храму, развить их добрые качества и дарования. Зачатьевские сестры пообщались с местными насельницами, немного помогли им в подготовке праздничной трапезы, так как на следующий день ожидали владыку Алексия и многих гостей-монашествующих из других обителей Тульской епархии.

16 августа, в четверг, состоялась архиерейская Литургия, после которой-трапеза, а затем- собрание монашествующих тульской епархии во главе с архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом и митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием.

По окончании собрания матушка Иулиания с сестрами посетила еще одну обитель Тульской земли- мужской Богородичный Пантелеимонов Щегловский монастырь, расположенный в черте города Тулы. Начало монастыря было положено в 1860 году,основателем обители является Василий Макарухин, впоследствии принявший в этой обители постриг и схиму с именем Варсонофий, упокоенный в возведенном на его средства храме.( В 1988 году основатель обители был прославлен в соборе Тульских святых как преподобный Варсонофий Щегловский )

Монастырь был утвержден решением Синода в 1868 году как общежительная мужская обитель. В формировании устройства внутренней монашеской жизни в монастыре приняли участие старцы Глинской пустыни, переведенные в Щегловский монастырь в 1870 году. Богородичный Щегловский монастырь был центром духовного окормления и просвещения для всей Тульской земли. В 20-е годы XX века обитель была закрыта властями, монахи изгнаны, строения разрушены. В 1991 году обитель была вновь открыта, сначала как женский монастырь. В 2001 году монастырь был вновь преобразован в мужской; начался новый этап в возрождении монастыря.

В настоящее время монастырский ансамбль практически восстановлен. Отреставрирован двухэтажный Собор, верхний храм которого освящен в честь чтимой иконы Божией Матери «Млекопитательница», а нижний- во имя св.великомученика и целителя Пантелеимона. В Соборе находятся чтимые святыни- образ Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» и рака над местом погребения основателя монастыря-преподобного схимонаха Василия Щегловского. В соборном храме имеются также мощевики и иконы с частицами мощей многих святых, в том числе Киево-Печерских старцев. Действует теплый Никандровский храм, в котором, как и в прежние времена, совершаются требы для верующих, в том числе отпевания и крещения младенцев. Отреставрирован двухэтажный архиерейский дом с домовым храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырю передан старинный липовый парк, в котором братией проведены первоочередные работы по его благоустройству. На территории обители действует епархиальный паломнический центр, в котором, кроме организации паломничество по святым местам, ведется просветительская работа, действует воскресная школа, где обучаются 72 учащихся. Монастырь издает свою газету «Щегловский благовест». Братия монастыря духовно окормляют расположенные по соседству с монастырем медицинские учреждения. Обитель опекает и детские образовательные учреждения-детские сады, городской детский дом и школы, где по приглашению руководства проводятся духовные беседы с детьми и подростками. Верующие миряне посещают обитель и в будние дни, и в праздничные. Особенно много прихожан по воскресным днм и великим праздникам, в эти дни совершаются по 2 Литургии, бывает по 300-400 причастников. Архимандрит Клавдиан с отеческой любовью заботится о вверенной ему братии. Наместник большое внимание уделяет предварительному испытанию перед приемом в обитель, а также перед принятием пострига. Побеседовав с радушным наместником, поблагодарив за любвеобильный прием, матушка Иулиания с сестрами отправились в обратный путь на Москву, в родную Зачатьевскую обитель. В сердцах сестер еще долго будут храниться вопоминания о просторах, тишине, маленькой каменной нише, счастливых девочках, святынях, а главное, о любви и подвиге тех, кто совершает а месте, где их поставил Господь, свое монашеское служение, и приносят добрые духовные плоды во спасение многих душ.

Тульская область

Ту́льская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный (областной) центр — город Тула. Расстояние от центра Тулы до центра Москвы — 185 км.

Граничит: на севере и северо-востоке — с Московской, на востоке — с Рязанской, на юго-востоке и юге — с Липецкой, на юге и юго-западе — с Орловской, на западе и северо-западе — с Калужской областями.

Читайте также:  Высоцкий монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Содержание

Православие в Тульской области

История

Начало христианской проповеди в этих местах относится к первой половине XII века.

В 1207-1622 гг. область входила в состав Рязанской, позже — Коломенской епархий. Самостоятельная кафедра была учреждена указом Святейшего Синода от 16 октября 1799 г.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. Тульская епархия включена в состав Тульской митрополии; из состава Тульской епархии выделена Белевская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Тульский и Ефремовский.

Настоящее время

В Тульской епархии 9 монастырей — 5 мужских (Свято-Успенский, Свято-Введенский Макариевский, Богородичный Щегловский, Рождества Богородицы Анастасовский, Спасо-Преображенский) и 3 женских (Свято-Казанский, Богородице-Рождественский, Свято-Никольский).

При Тульском епархиальном управлении действуют отделы: миссионерский, по религиозному образованию и катехизации, по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органам, по благотворительности и социальному служению, по делам молодежи, по сбору материалов о подвижниках веры и благочестия Тульского края, по связям с прессой, по взаимодействию с Департаментом образования и управлением образования г. Тулы, реставрационно-строительный отдел, паломнический центр.

В г. Тула находится Тульская духовная семинария. Духовная школа была образована вместе с епархией в 1799 году. В середине XIX века в ней уже обучались до 800 воспитанников. Из ее стен вышли 22 иерарха (5 митрополитов и 17 епископов) и около 40 видных деятелей русского Православия.

Тульская епархия осуществляет миссионерскую и просветительскую деятельность.

Населённые пункты

  • Тула
  • Новомосковск
  • Донской
  • Алексин
  • Щёкино
  • Узловая
  • Ефремов
  • Богородицк

Святые

Собор Тульских святых (список неполный, празднование – 5 октября н.ст.):

  • благоверный Александр Невский, великий князь
  • преподобный Александр Пересвет, воин
  • священномученик Александр (Щукин)
  • священномученик Алексий (Зиновьев)
  • священномученик Алексий Филатово-Глебовский
  • преподобный Андрей Ослябя, воин
  • благоверный Борис, страстотерпец, князь
  • благоверный Глеб, страстотерпец, князь
  • благоверный Димитрий Донской, великий Князь
  • благоверный Игорь Ольгович, Черниговский и Киевский, великий князь, чудотворец
  • благоверный Иоанн Калита, великий Князь
  • священномученик Исаакий Оптинский
  • преподобномученик Кукша Печерский
  • преподобный Макарий Жабынский, Белёвский, чудотворец
  • блаженная Матрона Московская
  • мученик Михаил Всеволодович, Черниговский, князь, чудотворец
  • священномученик Никита (Прибытков)
  • преподобный Никола Святоша, Черниговский, Печерский
  • святитель Николай Мирликийский, архиепископ, чудотворец
  • преподобномученик Никон, ученик преподобномученика Кукши Печерского
  • священномученик Онисим (Пылаев)
  • священномученик Пётр (Павлушков)
  • святитель Пимен (Черный), архиеп. Новгородский
  • святитель Феоктист Печерский

Святыни

  • Тула. Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь

Присланные с Афона в XIX веке в Богородичный Щегловский мужской монастырь, с дарственной грамотой Афонского Протата:

  • части Животворящего древа Креста Господня;
  • части камня от Гроба Господня;
  • частицы св. мощей Великомученика Пантелеимона Целителя;
  • частицы преподобных мучеников Игнатия, Акакия и Евфимия.
  • чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница» (в центральном монастырском соборе);
  • образ Божией Матери «Млекопитательница», сохранившийся с XIX века (в храме в честь Никандра Псковского);
  • чудотворные иконы с частицами мощей св. вмч и целителя Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца, свт. Спиридона Тримифунтского, св. блж. Матроны Московской и Тульской, Себинской, святого блж. Иоанна Тульского, преп. Амвросия и всех старцев Оптинских, Серафима и Феогноста Верненский, свт. Николая Алматинского и Казахстанского;
  • рака на месте захоронения основателя монастыря св. прп. Варсонофия, Щегловского и Тульского;
  • икона и ковчег-мощевик с частицами мощей всех Киево-печерских старцев, в Ближних пещерах почиваемых. Ковчег-мощевик с частицами мощей св. целителя Пантелеимона, свт. Луки Симферопольского, свт. Димитрия Ростовского, св. преп. Макария Унженского, св. блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Тульского чудотворца;
  • святой источник в честь св. целителя Пантелеимона и купальня.
  • Тула. Кафедральный Успенский собор: блаж. Иоанн Тульский (XIX в.). Благовещенский храм: «Иверская» икона Божией Матери.
  • Д. Жабынь, Белевского района. Белевская Свято-Введенская Макариевская пустынь: преп. Макарий Жабынский (XVII в.) (мощи под спудом, обозначены символической ракой).
  • С. Колюпаново, Алексинского района. Свято-Казанский женский монастырь: блаж. Евфросиния Колюпановская (XIX в.).
  • Новомосковск. Свято-Успенский монастырь: икона Божией Матери «Взыскание погибших».
  • Венев. Венев Никольский женский монастырь: свт. Пимен Новгородский (XVI в.) (часть мощей), чтимые могилы свящ. Афанасия Реутова (XIX) и схиархим. Христофора (Никольского) (ХХ в.).

Монастыри

Белевская Свято-Введенская Макариевская пустынь

Свято-Введенский Макариевский Жабынский мужской монастырь был основан в 1585 году при царе Фёдоре Иоанновиче. В 1585 году старцу Онуфрию была дана царская жалованная грамота, по которой ему предостовлялось «Жабынское городище под монастырь в Карманье». Старцу Онуфрию повелевалось: «На том городище храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить». Кто такой был старец Онуфрий — история умалчивает. Первоночально монастырь назывался — Белевская Жабынская Введенская пустынь. Введенская — по имени первого построенного храма, Белевская — по близ лежащему городу Белёву, а Жабынская — по названию древнего городища на месте которого она основана.

Адрес: Россия, Тульская область, Белевский район, с. Жабынь

Телефон: +7 (910) 1517719

Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь

Дата основания: 1859

1860-1864: Бочарников А. Г. – строительство по собств. проекту

Адрес: г. Тула, ул. Лизы Чайкиной, 1

Телефон: 8 (4872) 41-30-24; 8 (4872) 41-64-96

В 1868г. по просьбе тульских горожан был заложен мужской монастырь”в память избавления императора от угрожавшей ему опасности” – покушения студента Дм.Каракозова на Александра II. Два храма, кельи и колокольня были построены на средства схимонаха Варсонофия (в миру – московского купца Василия Манарухина), внесшего еще и капитал в 30 тыс.рубл. на содержание обители. Тульский купец Струков пожертвовал монастырю 42 дес. земли в 4 верст. от Тулы, близ Щегловской архиерейной дачи, отчего монастырь и получил свое название.

Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь — единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII–XIX столетий.

Спасо-Преображенский монастырь был образован в XV веке. Окончание строительных работ относится к 1525 году. Предание гласит, что довольно продолжительное время супруги Михаил и Мария Белёвские (удельные князья и потомки князя Михаила Черниговского) не могли завести детей. Но супруги усердно молились, и у них появилось трое детей, которые, повзрослев, и заложили обитель, ставшей родовой усыпальницей.

Дата основания: 1-я пол. XVI в.

Адрес: Тульская обл., Белевский р-н, г. Белев

Храмы

Спасский храм (Спасское)

В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895 г.) написано, что «село Спасское расположено по берегам ручейков Ольховца и Лома-Ржавца, в 60 верстах от Тулы и в 30 верстах от Венева. Местность, где находится село, богата залежами торфа, который заставил обратить на себя внимание в последние неурожайные годы.

Название Спасского село носит по храму. Кроме села, в состав прихода входят деревни: Яковлевская или Новая деревня, Александровка и Гранские выселки; последние вошли в состав прихода только в 1878 г., а до этого времени были в приходе с. Гранок. Всех прихожан 1114 мужского пола и 1141 женского пола.

Храм в селе во имя Всемилостивого Спаса, каменный, выстроен в 1813 г. тщанием и иждивением помещика Сергея Михайловича Власова; при храме два придела во имя Александра Свирского и Димитрия Ростовского: первый был выстроен одновременно с самым храмом, а второй устроен княгиней Александрой Ивановной Багратион и освящен в 1834 г.

Адрес: 301686, Тульская область, Новомосковский район, с. Спасское, ул. Парковая 15, Корп.1

Телефон: 905 620 42 91

Воскресенский собор (Венев)

Воскресенская церковь была возведена на месте первой веневской церкви – в честь Параскевы Пятницы, упоминающейся в Писцовой книге Городенска 1751 года. Эту церковь сожгли крымские татары в 1633 году. Строительство Воскресенского собора относится к 1752 году.

Сначала церковь была каменной и имела пять куполов. В ней было два придела: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь святой великомученицы Параскевы (Пятницы).

В начале 19 века здание было решено расширить из-за тесноты предыдущего храма и по просьбам протоиерея Иоанна Пылаева и прихожан. Средства на строительство храма собрали прихожане и другие жертвователи. В 1805 году к храму была пристроена трапезная с приделами в честь Благовещения и в честь великомученицы Параскевы. В 1825 году церковь была достроена. Помощь в строительстве храма оказывал дворянин М. Картухов. Новое здание было выполнено в классическом стиле.

Адрес: 301320 Тульская область, г. Венев, ул. Володарского д.58

Телефон: 8-919-070-47-77 (настоятель Воскресенского собора, иерей Дионисий Ворсобин)

Храм Иоанна Предтечи (Венев)

Храм построен в 1773 году стараниями жителей города Венева. Сначала церковь была без колокольни, которую построили в 1795 году отдельно, на несколько метров восточнее самого храма. Спустя более полувека, в 1857 году стараниями церковного старосты И. В. Брежнева, церковь была соединена с колокольнею, вследствие чего образовалась теплая трапезная церковь. Таким образом, в 1857 году церковь обрела тот внешний вид, в котором находится и до наших дней.

Внутри храма, в его трапезной части произошли изменения: в 1859 году с левой стороны на средства врача Д. А. Поддубного был устроен придел во имя Божией Матери «Утоли моя печали», а спустя 6 лет, в 1865 году, был устроен придел во имя Апостолов Петра и Павла стараниями И. В. Брежнева. В 1872 году в церкви был заменен главный иконостас. С 1872 года до наших дней, за исключением косметических ремонтов внутренний вид церкви больше не изменялся. Церковь является единственная в районе, которая не закрывалась с момента построения и до наших дней, включая советский период и Отечественную войну.

Иоанно-Предтеченский храм находится на территории старого городского кладбища.

Адрес: 301620, г.Венев, ул. Бундурина, 7а

Телефон: +7 (48745) 5-23-85

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле — храм-памятник на предполагаемом месте Куликовской битвы. Является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном Холме, построенный еще до революции, входит сейчас в музейно-исторический и природный комплекс «Куликово поле», созданный на месте знаменитого сражения, состоявшегося 8 сентября 1380 года. Здесь, на Красном Холме около д. Ивановка, по преданию находилась ставка Мамая. Помимо храма в музейный комплекс входит и памятник-колонна в честь благоверного князя Московского Дмитрия Донского. Кроме этого, в 12 км от Красного холма (недалеко от п. Грибоедова), на берегу реки Дон, находится Прощеный колодец, где, по легенде, после битвы Дмитрий Донской омывал свои раны и прощался с погибшими воинами.

Адрес: Россия, Тульская обл., Куркинский район, д. Иваново.

Телефон: +7 (903) 697-57-87.

Богородичный Щегловский монастырь

Храм Рождества Христова в Туле

Храм преп. Сергия Радонежского в Туле

Храм Спаса Нерукотворного в Туле

Видео







Ссылка на основную публикацию