Тверская епархия: священники, монастыри и храмы, духовенство и указы

«Сектанты захватывают храмы». Что на самом деле происходит в Твери

2 февраля в Твери с литургии в кафедральном Воскресенском соборе началась научно-практическая конференция, посвященная роли личности в истории православных братств. Организаторами конференции значились Тверской государственный университет, Тверская митрополия, Свято-Филаретовский институт. Участники, среди которых было много православных священников, съехались со всей России (Омск, Сыктывкар, Челябинск, Москва, Санкт-Петербург), а также из-за рубежа – были выступающие из Франции и Швеции.

Среди заявленных докладов – доклад об активном участнике православного братства тверском губернаторе фон Бюнтинге, убитом озверевшей толпой во время революции 1917 года. Или о почетном председателе православного братства тверском архиепископе Савве (Тихомирове), 200-летие которого в прошлом году отметила Тверская митрополия. Словом, ничего еретически-обновленческого не предвиделось.

Да, на конференцию ожидался ректор Свято-Филаретовского института иерей Георгий Кочетков, но, как известно, с него сняты все прещения, наложенные в 1990-х, и он является действующим священником Русской православной церкви. Участники конференции в священном сане участвовали в богослужении. После литургии на стене внутри кафедрального собора была повешена мемориальная доска в честь православного братства Святого князя Михаила Тверского, действовавшего в Тверской губернии с 1884 по 1916 год. Да, что важно – литургия служилась на церковнославянском, хотя братчики, как известно, сторонники русификации церковных служб. На русском, в синодальном переводе, только прочитали Евангелие.

Тем временем на паперти храма закипали страсти. Накануне литургии некоторые консервативно настроенные тверские священники выразили в соцсетях свое резкое несогласие с тем, что в Тверской митрополии принимаются православные братства и идет речь о церковной службе на русском языке. По мессенджерам полетело воззвание неких «рабов Божиих Павла и Анны», призывающих противостоять братствам, и всем прийти в кафедральный собор для защиты от сектантов.

И к воскресной литургии 2 февраля народ завелся. Некоторые даже в храм не вошли, чтобы убедиться, что звучит привычный ЦСЯ, сразу начали митинговать. Кадры несанкционированного митинга на паперти тверского кафедрального собора обошли весь православный Рунет. Некий Борис Бугаев из села Коровино, который заявил, что «православие – это вам не хухры-мухры», к сожалению, теперь многими воспринимается как лицо местной православной общественности.

Прихожане Воскресенского собора излагали свои представления о богословии на камеру ютьюб канала «Тверской прихожанин»: дескать, мы миряне, не должны ничего в Церкви решать, главный – епископ, а пресвитер – проводник его воли. Митрополит Савва (Михеев), возглавляющий Тверскую митрополию с 2018 года, как раз накануне взял отпуск. Весь скандал начался без него. И нелогичность апелляций к авторитету архиерея при полном игнорировании его воли в конкретном случае никого не смущала.

На следующий день в 10 утра конференция должна была начаться в здании исторического факультета Тверского государственного университета. Однако участников просто не пустили в корпус. Хотя конференция была запланирована за полгода до того, в университете внезапно случились какие-то более важные мероприятия. 4 февраля в помещении для конференции безо всякого повода отказал отель «Оснабрюк». Всех участников пришлось срочно эвакуировать в помещение Боголюбского центра, принадлежащего местному Боголюбскому братству. Со скрипом, но 100 с лишним человек в это помещение поместились. Епархиальный секретарь игумен Борис (Тулупов) зачитал приветствие собравшимся от митрополита Саввы.

В это самое время в Воскресенском соборе во время чтения Часов «незаметно» была свинчена мемориальная доска в память о предреволюционном братстве. Видимо, кто-то решил, что это нынешние братства сами себе доску повесили. Каменная 50-килограммовая доска была освящена, кроме того, она стоит немалых денег – за нее заплатил спонсор. В принципе, в соборе знают, чьих рук это дело. Но молчат.

Митрополит Савва прервал свой отпуск. Сначала он выступил с видеообращением к прихожанам, где призвал тверских православных к единству. Затем он отслужил литургию в Воскресенском соборе на День новомучеников и исповедников, и по всем храмам епархии прочитали его слово:

— Последние, печально известные, события в Твери всколыхнули народ, словно нарочно выводя многих людей из равновесия, сея при этом смуты и разногласия. Такие ситуации, особенно происходящие накануне Собора новомучеников, должны заставить задуматься прежде всего о более глубинном значении этого периода, вспомнить, с чего начались и к чему привели гонения в Церкви. Когда мы вернемся в русло исторического контекста, то обнаружим, сколь тонка на самом деле грань между отстаиванием истины любой ценой и фанатичным притеснением, а далее – гонением и даже предательством. Помните, что народ Божий един, он – тело Церкви Христовой, и горе тому, кто разъединяет его ложью и насилием.

А в мессенджерах ревнители тверского православия цитировали вовсе не владыку Савву. Рассылались страшилки о том, что некоторых уважаемых священников отправляют в запрет за то, что они против русского языка. Что 15 февраля все должны прийти в храм Александра Невского в Твери, потому что его будут захватывать «кочетковцы». И так далее. Складывалось впечатление, что народу это доставляет неподдельное удовольствие.

Да, конечно, происходящее явилось своеобразном выхлопом социального протеста, который копится в последние годы. Повышение пенсионного возраста, рост цен, проблемы с экологией ставят людей на грань нервного срыва. И тут подвернулся объект для ненависти, который точно не даст сдачи.

Новый митрополит начал непривычный для тверских верующих диалог с паствой. Прежний митрополит Виктор за активность в соцсетях мог отправить священника служить туда, где нет никакого интернета. Владыка Савва, напротив, вошел в контакт со священниками “из фейсбука и ютуба” и делать на них ставку во взаимодействии с обществом. Серьезным нововведением стали встречи митрополита с прихожанами, на которые могли прийти все желающие и задать любые вопросы.

К сожалению, люди не оценили этого. Как оказалось, культуры диалога у нас нет в принципе. Как сказал мне один умный тверской священник, люди поняли происходящее как покушение на свой «символьный капитал». В Твери в последние два-три года исчезло многое из того, что казалось незыблемым: рухнул Речной вокзал, ликвидированы трамваи, сняли митрополита Виктора, при котором начинали воцерковляться большинство нынешних тверских православных (он руководил епархией с 1988 года). Собор казался прихожанам местом, где уж точно ничего не должно меняться – однако новый митрополит убрал оттуда любимых батюшек (да, им дали свои приходские храмы, но ведь теперь к ним стало далеко ездить!). А тут еще заговорили о литургии на русском. Как написала одна прихожанка: «Когда поют по-церковнославянски, я молюсь в своей душе. А когда будут петь на русском, я не смогу молиться, придется слушать, что поют».

Надо сказать, что агрессивное противление реакционных внутрицерковных групп вызывают не только попытки адаптации богослужения к современным запросам верующих, но и даже возрождение исконно русских древнецерковных обычаев и традиций. В частности это касается богослужения, совершаемого в старообрядных приходах РПЦ. Несмотря на то, что Поместный Собор 1917 года разрешил приходам самостоятельно переходить на старый обряд и выбирать собственных епископов, а Собор 1971 года признал древнерусские обряды без сомнения равноспасительными, наблюдается пассивное, а иногда и вполне активное сопротивление возрождению русских национальных традиций.

Русское знаменное пение, аналог григорианского хорала, получившего всемирное признание в последние десятилетия, зачастую не изучается, не поощряется и не приветствуется. Совершение Таинства крещения через погружение по-прежнему остается редкостью. Создается впечатление, что современные ретрограды застряли во временах позднесоветского и постсоветского «православия». «Что за за вой у вас вместо пения?», — спрашивают прихожане Воскресенского кафедрального собора, оказавшись, к примеру, в Савватьевской церкви под Тверью, где практикуется знаменный распев.

Очень любопытно, что в Николо-Малицком монастыре, тоже расположенном рядом с Тверью, поют вообще по-гречески, служат византийским чином. Видимо, туда ревнители благочестия образца 1990-х еще не добрались, не знают, что можно и так.

Литургическое возрождение, сторонником которого является митрополит Савва (Михеев), первым из архиереев год назад совершивший литургию на русском языке в Скорбященском храме при медицинском центре имени Аваева, где собираются тверские члены православных братств, подразумевает разнообразие. И вероятно, мы все же придем к ситуации, когда в городе можно будет выбрать между храмами, где служат литургию за час, и храмами, где литургия служится пять часов, с антифонным пением. Выбрать между храмами, где богослужение идет на церковнославянском, или с чтением Евангелия на русском, и службами на греческом (или на китайском). Для этого прихожанам придется тоже заняться самообразованием. А не брать за канонический образец то, что было, когда они принимали крещение.

ТВЕРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Тверской Воскресенский собор

Тверская и Кашинская епархия Тверской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 170006, г. Тверь, ул. Советская, 10
  • Тел./факс: (4822) 34-37-38, 32-12-08
  • Официальный сайт: http://tvereparhia.ru/
  • Каноническая территория: Бологовский, Вышневолоцкий, Калининский, Калязинский, Кашинский, Кимрский, Конаковский, Кувшиновский, Осташковский, Селижаровский, Старицкий, Торжокский и Фировский районы Тверской области
  • Кафедральные соборы: Воскресенский в г. Твери, Вознесенский в г. Кашине
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Тверская земля издавна “принадлежала к области Кривичей. Следственно и в делах церковных она должна была зависеть от иерархии учрежденной в Полоцке. ” [1]. Самостоятельная кафедра была учреждена между 1250 и 1271 годами [2], будучи выделена из Полоцкой епархии. Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор 1285-1290 годов в Тверском кремле стал первым монументальным сооружением, возведенным на Суздальской земле после нашествия татар.

    Архиепископия была установлена 26 января 1589 года. Соборы XVI-XVII неоднократно постановляли выделить из Тверской кафедры епископии Ржевскую и Кашинскую, но на деле это не выполнялось. В 1681 году, с назначением на нее митрополита Варсонофия (Еропкина), предполагалось возвести кафедру в степень митрополии, но это решение было отменено.

    Степенью Тверская епархия до 1669 года следовала после Рязанской, а затем Вологодской. С принятием духовных штатов в 1764 году епархия была определена двенадцатой, а с 1800 года и до упразднения епархиальных штатов – была одиннадцатой, следуя за Рязанской кафедрой.

    29 февраля 1836 года в епархии было учреждено Старицкое викариатство. Местное почитание Собора Тверских святых известно с начала XX века.

    В годы безбожных гонений епархия разделила повсеместную участь Церкви в СССР. Шло изъятие и уничтожение храмов, и в 1920-х годах епархия утратила свой вековой кафедральный Спасо-Преображенский собор. В 1920-1930-х годах существовали викаратства епархии Кашинское, Осташковское, Бежецкое, Кимрское, Ржевское, но все они пресеклись к 1937 году.

    В 1940-1990-х годах кафедральным стал Троицкий собор (“Белая Троица”) Твери.

    Епархия объединяла приходы и монастыри на территории Тверской области.

    28 декабря 2011 года из состава Тверской епархии были выделены самостоятельные Бежецкая и Ржевская епархии, которые вместе с Тверской епархией были включены в новообразованную Тверскую митрополию.

    Исторические названия

    • Тверская (с 1271)
    • Тверская и Кашинская (1289 – 1589) [3]
    • Тверская и Старицкая (1589) [4]
    • Тверская и Кашинская (1589 – упом. 1917)
    • Калининская и Старицкая (с 1931)
    • Калининская и Великолукская (с 29 января 1935) [5]
    • Калининская и Смоленская (1943 – 1944)
    • Калининская и Великолукская (1944 – кон. 1946/1947)
    • Калининская и Кашинская (кон. 1946/1947 – 19 июля 1990)
    • Тверская и Кашинская (c 19 июля 1990)

    Статистика

    • 1 января 1958 – 91 зарегистрированный храм/молитвенный дом [6] .
    • ок. 2004 – 197 приходов; 252 священнослужителя (231 священник, 21 диакон) [7].
    • 31 декабря 2006 – 214 приходов (из них 45 городских, 27 поселковых, 135 сельских, 7 подворий), 13 монастырей, 149 часовен (из них 13 домовых), 48 поклонных крестов; 260 священников (из них 34 монашествующие), 34 диакона (из них 8 монашествующих) [8].
    • ок. декабря 2011 – священнослужителей (не считая насельников монастырей в священном сане) – 302 [9].
    • нач. декабря 2011 – 14 монастырей (из них 10 женских); 315 приходов, 78 приписных храмов, 149 часовен (из них домовых – 13); 298 штатных священников, 48 штатных диаконов, 3 клирика др. епархий [10].

    Архиереи

    • Свт. Симеон I Полоцкий (упом. 1272 – 3 февраля 1289)
    • Андрей (Герденев) (1289 – 28 марта 1316)
    • Варсонофий I (1316 – 1328)
    • Феодор I (1330 – 1342)
    • Феодор II (1342 – 1360)
    • Василий (1361 – 1372)
    • Евфимий (Вислень) (9 марта 1374 – июль 1390)
    • Свт. Арсений (24 июля 1390 – 2 марта 1409)
    • Антоний (2 февраля 1411 – упом. 22 марта 1416)
    • Илия (1435 – упом. 1451)
    • Моисей (28 января 1458 – 1461)
    • Геннадий (Кожин) (25 марта 1461 – апрель 1477)
    • Вассиан (Стригин-Оболенский) (6 декабря 1477 – 23 мая 1508)
    • Нил Грек (24 августа 1509 – 3 апреля 1521)
    • Свт. Акакий (30 марта 1522 – 14 января 1567)
    • Свт. Варсонофий II (1567 – 1570)
    • Савва (1570 – упом. 1572)
    • Феодорит (1573 – ?)
    • Захарий (упом. 20 декабря 1578 – 1602)
    • Сщмч. Феоктист (15 января 1603 – 1609)
    • Свт. Арсений Элассонский (1613 – 1615)
    • Пафнутий (17 февраля 1620 – 1628)
    • Евфимий (26 октября 1628 – 1642)
    • Иона (24 декабря 1642 – 26 июля 1654)
    • Лаврентий (16 апреля 1654 – 26 июля 1657)
    • Иоасаф (август 1657 – 1676)
    • Симеон II (16 апреля 1676 – июль 1681)
    • Варсонофий III (Еропкин) (6 сентября – декабрь 1681)
    • Сергий (Велтахов) (5 февраля 1682 – 1702)
    • Каллист (Поборский) (21 февраля 1703 – 23 июня 1711)
    • Алексий (Титов) (9 ноября 1712 – 21 января 1714)
    • Варлаам (Косовский) (21 января 1714 – 3 марта 1720)
    • Сильвестр (Холмский-Волынец) (3 марта 1720 – 3 февраля 1723)
    • Феофилакт (Лопатинский) (1723 – 13 декабря 1738)
    • Митрофан (Слотвинский) (начало 1739 – 7 декабря 1752)
    • Вениамин (Пуцек-Григорович) (28 февраля 1753 – 2 апреля 1758)
    • Афанасий (Волховский) (23 апреля 1758 – 26 мая 1763)
    • Иннокентий (Нечаев) (28 мая – 4 октября 1763)
    • Гавриил (Петров) (6 декабря 1763 – 22 сентября 1770)
    • Платон (Левшин) (10 октября 1770 – 25 января 1775)
    • Арсений (Верещагин) (1 апреля 1775 – 22 сентября 1783)
    • Иоасаф (Заболотский) (22 сентября 1783 – 13 февраля 1788)
    • Тихон (Малинин) (6 мая 1788 – 18 мая 1792)
    • Ириней (Клементьевский) (6 июня 1792 – 17 октября 1798)
    • Павел (Пономарёв) (26 октября 1798 – 26 декабря 1799)
    • Павел (Зернов) (15 января 1800 – 18 декабря 1803)
    • Мефодий (Смирнов) (31 декабря 1803 – 30 августа 1814)
    • Серафим (Глаголевский) (30 августа 1814 – 15 марта 1819)
    • Свт. Филарет (Дроздов) (15 марта 1819 – 26 сентября 1820)
    • Симеон (Крылов-Платонов) (26 сентября 1820 – 3 июля 1821)
    • Иона (Павинский) (21 июля 1821 – 6 ноября 1826)
    • Амвросий (Протасов) (6 ноября 1826 – 1 июля 1831)
    • Григорий (Постников) (25 июля 1831 – 1 марта 1848)
    • Гавриил (Розанов) (1 марта 1848 – 15 февраля 1857)
    • Филофей (Успенский) (15 февраля 1857 – 5 мая 1876)
    • Алексий (Ржаницын) (9 сентября 1876 – 9 июня 1877)
    • Евсевий (Ильинский) (8 декабря 1877 – 12 марта 1879)
    • Савва (Тихомиров) (23 апреля 1879 – 18 сентября 1896)
    • Димитрий (Самбикин) (2 ноября 1896 – 26 марта 1905)
    • Николай (Зиоров) (26 марта – 8 апреля 1905)
    • Николай (Налимов) (8 апреля – 1 июля 1905)
    • Алексий (Опоцкий) (1 июля 1905 – 29 января 1910)
    • Антоний (Каржавин) (30 января 1910 – 16 марта 1914)
    • Сщмч. Серафим (Чичагов) (23 марта 1914 – кон. 1917)
      • Арсений (Смоленец) (1917 – 7 сентября 1917) в/у, еп. Старицкий
      • Сщмч. Петр (Зверев) (1921 – 1922) в/у, еп. Старицкий
    • Серафим (Александров) (1922 – 15 июня 1928)
      • Павел (Павловский) (1926) в/у
    • Фаддей (Успенский) (1928 – 18 октября 1936)
    • Никифор (Никольский) (7 декабря 1936 – 1937) (в заключении)
    • Палладий (Шерстенников) (29 декабря 1938 – 1940 (28 октября 1943))
    • Василий (Ратмиров) (кон. 1943 – сентябрь 1944)
    • Рафаил (Березин) (29 октября 1944 – 15 мая 1945)
    • Арсений (Крылов) (26 августа 1945 – 17 марта 1950)
    • Алексий (Сергеев) (17 марта 1950 – 29 июля 1954)
    • Варсонофий (Гриневич) (29 июля 1954 – 13 марта 1958)
      • Макарий (Даев) (1958) в/у, архиеп. Можайский
    • Феодосий (Погорский) (22 июня 1958 – 22 марта 1960)
      • Алексий (Коноплёв) (март – ноябрь 1960) в/у, еп. Лужский
    • Иннокентий (Леоферов) (23 ноября 1960 – 6 сентября 1971)
      • Филарет (Вахромеев) (6 сентября 1971 – август 1972) в/у, еп. Дмитровский
    • Гермоген (Орехов) (25 августа 1972 – 19 апреля 1978)
    • Алексий (Коноплёв) (19 апреля 1978 – 7 октября 1988)
    • Виктор (Олейник) (4 декабря 1988 – 14 июля 2018)
    • Савва (Михеев) (с 14 июля 2018)

    Викарные епархии

    География благочиний

    • I-е Тверское, II-е Тверское:
      • г. Тверь
    • Бологовское:
      • г. Бологое
    • Вышневолоцкое:
      • г. Вышний Волочек
    • I-е Калининское:
      • с. Васильевское
    • II-е Калининское
    • Кашинское:
      • г. Кашин
    • Кимрское ( http://www.kimry-blago.ru/ ):
      • г. Кимры
    • Конаковское:
      • г. Конаково, с. Завидово, д. Карачарово, д. Свердлово, с. Селихово, д. Тешилово
    • Осташковское ( http://sobor-ostashkov.ru/ ):
      • г. Осташков, п. Селижарово
    • Торжокское ( http://torblag.ru/ ):
      • г. Торжок, г. Старица
    • Храмы в ведении правящего архиерея
    • Благочиние монастырей, архиерейских и монастырских подворий

    Епархиальные отделы

    • по благоустройству и социальному служению
    • по делам молодежи

    Монастыри

    Учебные заведения

    • епархиальная общеобразовательная школа им. свт. Тихона Задонского(c 1993)
    • культурно-образовательный центр «Новая Корчева» при Ильинском храме г. Конаково
    • кафедра православного богословия Тверского ГУ (c 1997)
    • школа хорового пения при Вознесенском соборе Твери
    • православная гимназия, с. Городня-на-Волге
    • Вышневолоцкая православная общеобразовательная средняя школа им. прп. Сергия Радонежского
    • культурно-образовательный центр при Вознесенском соборе г. Твери
    • духовно-просветительский центр г. Удомля
    • Тверская православная общеобразовательная средняя школа им. свт. Тихона Задонского
    • общеобразовательное учреждение-комплекс начального и дошкольного образования «Русская школа» (с 1998)
    • Тверская духовная семинария (недейств.)
    • Кашинская духовная семинария (недейств.)
    • Вышневолоцкое духовное училище (недейств.)
    • Кашинское духовное училище (недейств.)
    • Новоторжское духовное училище (недейств.)
    • Осташковское духовное училище (недейств.)
    • Старицкое духовное училище (недейств.)
    • Тверское духовное училище (недейств.)
    • Тверское епархиальное училище (недейств.)

    Православные объединения и организации

    • Информационный центр свт. Марка Эфесского при епархиальном управлении
    • Тверской союз православных мирян (с 1999)
    • Тверской союз православной молодежи
    • детская общественная организация «Дружина православных следопытов им. св. блгв. вел. кн. Михаила Тверского»

    Церковные СМИ

    • газеты:
      • «Православная Тверь»
      • «Вознесение», г. Ржев
      • «Верхневолжье православное», г. Вышний Волочёк
    • журнал «Тверские епархиальные ведомости»
    • радиопередача «Спаси и сохрани», ГТРК «Тверь».

    Литература

    • Энциклопедия Тверская область, 1994.
    • Покровский, В. И., Историко-статистическое описание Тверской губернии, т. 1-2, Тверь, 1879-1880.
    • Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г., Тверь, 1914, 554 с. разд. паг.
    • Первухин, Г. П., О тверских иерархах, Тверь, 1901, 175 с.
    • Ротермель, Б. Н., Тверь и тверские правители 1773-2003 гг., Тверь, 2006.
    • Сысоев, В. И., Тверской губернатор Александр Павлович Бакунин, Тверь, 2004.
    • “Синодик Тверских иерархов”, Тверские Епархиальные ведомсоти, № 1, 2003 [11]

    Использованные материалы

    [1] “Биографии Тверской Иерархии,” Тверь, 1859, 3.

    [3] Согласно Дурново, титул до 1521 года иногда включал “и Старицкие”, иногда был просто “Тверские”. Дурново, Иерархия. , 340.

    [4] Титул изменен по случаю предполагавшегося открытия Кашинской епископии, но в том же году это постановление было отменено. Дурново, Иерархия. , 340.

    [6] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

    [9] “ЖУРНАЛ № 174,” ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27-28 декабря 2011 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/1909396.html

    [11] См. в этой статье полный текст предложения епископа Димитрия (Самбикина) духовной консистории о поминовении в Бозе почивших архипастырей Тверской епархии, с приложением полного списка архиереев с датами смерти и местами упокоения. Список дополнен архиереями XX века, включая временно управляющих.

    Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

    Данный текст будет зачитан инициативной группой прихожан кафедрального собора города Твери в процессе видеосъемки 9 февраля 2020 года у кафедрального собора. Приглашаем всех тверских прихожан поддержать наше правое дело и поучаствовать в видеосъемке у кафедрального собора около 11:00.

    ОБРАЩЕНИЕ

    Ваше Святейшество, Великий Господин и Отец наш, Святейший Патриарх Кирилл!

    Ваши Высокопреосвященства, члены Священного Синода!

    Мы, прихожане храмов Тверской митрополии, собрались здесь, чтобы смиренно обратиться к Вам с отчаянной просьбой. В нас живет уверенность, что Вы, как мудрые и добрые пастыри, горячо переживаете за духовное состояние Русской Православной Церкви. Для нас очевидно также и то, что Вы в курсе происходящего на Тверской земле в последние дни. Однако, хотелось бы обратиться к Вам с особым прошением.

    В течение длительного времени наш архипастырь, митрополит Тверской и Кашинский Савва, использовал за Богослужением русские переводы богослужебных молитв неизвестного и сомнительного происхождения. Это не вызывало в среде прихожан радости, но и не вызывало глубокого отторжения. Мы смиренно терпели происходящее, благоговейно подчиняясь своему Архиерею.

    В течение всего времени своего служения в Твери, митрополит Тверской и Кашинский Савва постоянно пренебрегал общением с прихожанами кафедрального собора и других храмов, предпочитая регулярное и тесное общение с общиной храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при клинике Аваева города Твери, известными в простом народе как «кочетковцы», что также принималось прихожанами со смирением. По любым нашим вопросам он всегда предлагал записаться к нему на личный приём, который в абсолютном большинстве случаев просто не происходил или отменялся, в то время как общение с членами прихода при клинике Аваева происходило постоянно и на регулярной основе.

    Однако 2 февраля 2020 года в главном храме нашей митрополии произошло событие, которое окончательно подорвало наше доверие к митрополиту. В нашем храме по личному приглашению и безальтернативному требованию митрополита Тверского и Кашинского Саввы состоялось Богослужение, в котором принял участие небезызвестный священник Георгий Кочетков с членами своей общины. Ни для кого не секрет, что на Тверской земле очень нетерпимо относятся к реформам Богослужения и богословским мнениям самого Кочеткова и представителей его общины. И митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) через тверское духовенство был прекрасно и очень ясно осведомлен о настроениях в народе. К тому же мы знаем, что он является активным пользователем соцсетей и имел возможность проверить любые данные, предоставленные ему духовенством, в сети Интернет.

    Для нас не секрет, что священник Георгий Кочетков не запрещен в служении и не идентифицирован на официальном уровне как еретик. Однако исторически сложилось так, что его богослужебная практика и богословские мнения находят резкое неприятие у абсолютного большинства прихожан Тверской митрополии. Как свидетельствует Святой Апостол Павел в первом послании к Коринфянам: «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 16:12). То, что священнику Георгию Кочеткову «позволительно» невозбранно совершать Богослужение на всей канонической территории Русской Православной Церкви, вовсе не означает того, что его служение именно в кафедральном соборе города Твери может быть «полезным» для Матери-Церкви.

    Несмотря на обладание полной, даже исчерпывающей информацией о возможных негативных последствиях своего решения, митрополит Тверской и Кашинский Савва распорядился провести указанное Богослужение во что бы то ни стало и … исчез на длительный срок. Он не оставил никаких официальных разъяснений на сайте епархии, которые могли бы успокоить людей, что вполне соответствует его должностным обязанностям. После этого у нас появились обоснованные подозрения, что митрополит Савва имеет желание постепенно вытеснить общину собора для того, чтобы передать собор общине Кочеткова, и затем провести общее реформирование Богослужения на «кочетковский» лад на всей канонической территории Тверской митрополии.

    Мы не будем описывать все происходившее в Твери 2 февраля 2020 года и в последующие дни. Мы уверены, что Вы кропотливо отслеживали всю информацию об этом через Интернет и соответствующие церковные инстанции. Хочется обратить внимание только на то, что все последние дни прихожане всей Тверской митрополии ожидали лишь одного – появления своего митрополита или хотя бы публичных разъяснений его отсутствия в столь сложный для Тверского Православия момент. Нам необходимо было получить от него однозначные гарантии того, что он больше не будет нарушать соборные правила и использовать неутвержденные официально переводы богослужебных текстов. Таким образом мы бы смогли вновь доверять своему Владыке и не подозревать его в желании постепенно заменить общину храма общиной Кочеткова и провести реформу Богослужения. Но наши опасения только усилились, когда при отсутствии любых официальных разъяснений в адрес прихожан на сайте Тверской епархии появилось «Приветственное слово» митрополита в адрес той конференции, которая была организована членами общины Кочеткова.

    В итоге спустя лишь трое суток нестроений и народного смущения митрополит Тверской и Кашинский Савва обратился к своей пастве со специальном видеообращением, в котором сказал несколько общих слов и так и не опроверг ясно, однозначно и публично слухи о своих намерениях по реформе Богослужения. Это видеообращение показалось нам настолько неубедительным, что теперь у нас есть абсолютная уверенность в том, что митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) планирует проводить реформу, рискуя создать раскол в нашей епархии.

    Ваше Святейшество! Уважаемые члены Священного Синода!

    В связи со всем вышеописанным смиренно просим Вас рассмотреть возможность следующих действий:

    — принять соответствующие канонические, дисциплинарные и/или административные меры по отношению к митрополиту Тверскому и Кашинскому Савве (Михееву) за очевидные проступки. Под очевидными проступками мы имеем ввиду постоянное использование за Богослужением официально неутвержденных переводов молитв на современный русский язык (вопреки рекомендациям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и ясно выраженной воле прихожан, что и спровоцировало народное возмущение), неадекватные решения, порождающие угрозу реального раскола, вопиющее несоответствие его поведения занимаемому им положению и сану, пренебрежение им своими прямыми служебными обязанностями в критический для митрополии момент, и, наконец, оставление своей паствы без попечения при крайней необходимости последнего;

    — для установления факта возможных дополнительных нарушений прислать в нашу митрополию специальную, авторитетную и расширенную комиссию для проверки как богослужебной, так и финансово-хозяйственной деятельности Главы Тверской митрополии и назначенных им благочинных.

    Мы искренне и с любовью надеемся на понимание Вашего Святейшества. Если наше обращение останется без соответствующей реакции, это приведет нас, прихожан Русской Православной Церкви, к глубокой печали. Ведь бездействие Синода создаст устойчивое впечатление того, что безрассудная деятельность митрополита Тверского и Кашинского Саввы (Михеева) получает одобрение и благословение на самом высшем уровне церковной власти, что мы просто не можем себе представить.

    Мы не устраиваем многодневного и всенародного сбора подписей на всей территории Тверской митрополии лишь потому, что считаем это излишним. Мы уверены, что Вы и без этого можете оценить крайнюю степень народного возмущения, охватившую наш город и нашу епархию.

    9 февраля 2020 года.

    Смиренные послушники Вашего Святейшества, прихожане Воскресенского кафедрального собора города Твери и других храмов Тверской митрополии.

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

    В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

    Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

    Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Тверская епархия

    Учреждена не позднее 1271 г. как Тверская и Кашинская. В 1928-1943 гг. именовалась Калининская и Кашинская, в 1943-1944 гг. — Калининская и Смоленская, в 1944-1950 гг. — Калининская и Великолукская, в 1950-1990 гг. — Калининская и Кашинская, в 1990-2011 гг. — Тверская и Кашинская. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 года (журнал № 174) из состава Тверской епархии выделены Бежецкая и Ржевская епархия.

    Епархия сегодня
    (по состоянию на декабрь 2015 г.)

    Благочиния и благочинные

    • монастырей и архиерейских подворий — архимандрит Аркадий (Губанов)
    • I г. Твери — протоиерей Павел Сорочинский
    • II г. Твери — архимандрит Амфилохий (Желябовский)
    • Бологовское — протоиерей Василий Садженица
    • Вышневолоцкое — протоиерей Василий Киричук
    • I Калининское — протоиерей Виктор Савин
    • II Калининское — иеромонах Дионисий (Батраев)
    • Кашинское — протоиерей Димитрий Кунченко
    • Кимрское — протоиерей Евгений Морковин
    • Конаковское — протоиерей Валерий Ильин
    • Осташковское — иерей Димитрий Марковский
    • Торжокское — протоиерей Николай Алексеев

    Монастыри

    • Нило-Столобенская пустынь
      172750, Тверская область, Осташковский район, п/о Светлица; тел.: (48235) 5-80-40, 5-80-50; сайт http://nilostolobenskaja-pustyn.ru
      наместник — архимандрит Аркадий (Губанов)
    • Борисо-Глебский
      172060, Тверская область, г. Торжок, ул. Старицкая; тел. +7910 843-65-53; сайтновоторжский-борисоглебский-монастырь.рф
      наместник — игумен Арсений (Леонов)
    • Старицкий Успенский
      171361, Тверская область, г. Старица, ул. Пушкина, 1; тел. (48263) 2-36-35; сайт www.fondumstar.ru
      наместник — игумен Димитрий (Севостьянов)
    • Николо-Малицкий
      Тверская область, Калининский район, дер. Николо-Малица, 17; тел. +7910 841-19-92; сайт http://nikola-malica.ru
      наместник — игумен Борис (Тулупов)
    • Свято-Екатерининский
      170007, г. Тверь, ул. Кропоткина, 19/2; тел. (4822) 52-00-72; сайт http://aikaterina-mon.narod.ru
      настоятельница — игумения Иулиания (Кирси Ритониеми)
    • Христорождественский
      170001, г. Тверь, пос. Пролетарский, 1А; тел. (4822) 42-40-84; сайт http://xrm.tver.ru
      настоятельница — игумения Лариса (Лобанова)
    • Казанский
      171110, Тверская область, г. В. Волочек, Красный городок; тел. (48233) 6-43-55
      настоятельница — игумения Феодора (Пилипчук)
    • Николаевский Клобуков
      171600, Тверская область, г. Кашин, ул. Смычка, д. 6; тел. (48234) 2-35-00; сайт http://klobukov.ru/
      настоятельница — игумения Варвара (Иванова)
    • Вознесенский Оршин
      171313, Тверская область, Калининский район, с. Оршино, п/о Каблуково; тел. (4822) 38-26-84; сайт http://orshin.ru/
      настоятельница — игумения Евпраксия (Инбер)
    • Ольгин
      Тверская область, с. Верхневолжье, исток р. Волги; тел. (48255) 4-61-68
      настоятельница — монахиня София (Прощаева)
    • Богородицкий Житенный
      172750, Тверская область, г. Осташков, остров Житенный, Рабочий городок; тел.: (48235) 2-00-18, 5-51-69; сайт http://www.monastir-bogorodici.ru
      настоятельница — игумения Елисавета (Евдокимова)
    • Николо-Теребенская пустынь
      171900,Тверская область, Максатихинского район, с. Труженик; тел. (48253) 3-13-19
      настоятельница — монахиня Ольга (Назмутдинова)

    Количество приходов — 265. Часовен — 67.

    Количество клириков и монашествующих:

    • штатных священников — 295
    • штатных диаконов — 43
    • монашествующих в мужских монастырях — 47
    • монашествующих в женских монастырях — 79

    Социальные учреждения

    • Тверской филиал Общества православных врачей им. Е.М. Бакуниной
      170006, г. Тверь, наб. реки Тьмаки, 1; тел. +7905 601-40-05; сайтhttp://bakunina-fond.ru/?page_ >170036, Россия, г. Тверь, Петербургское шоссе, 105, Областная клиническая больница, храм в честь Михаила Архангела; тел.: +7960 702-69-89, +7961 144-94-56; e-mail m.tv.okb@mail.ru
    • Сестричество в честь вмц. Параскевы Пятницы при храме целителя Пантелеимона
      170036, Россия, г. Тверь, Петербургское шоссе, 105, корп.1, Областная клиническая больница; тел. +7904 027-03-00, e-mail 331071@mail.ru
    • Благотворительный фонд «Имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной»
      170100, г. Тверь, ул. Советская, 4; e-mail bakunina-fond@yandex.ru; сайт http://bakunina-fond.ru/

    Благотворительные столовые по Тверской епархии при храмах:

    • архиерейское подворье собора Вознесения Господня г. Тверь
    • Тверской округ, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери Бологовский округ, Свято-Троицкий храм
    • Тверской округ, Николо-Малицкий мужской монастырь
    • Бологовский округ, Свято-Троицкий храм
    • Конаковский округ, храм Рождества Богородицы
    • Осташковский округ, подворье храма Вознесения Господня
    • Осташковский округ, монастырь Нило-Столобенская пустынь

    (Нуждающихся также кормят при всех храмах епархии).

    • Вознесенский Оршин женский монастырь
    • Богородицкий Житенный женский монастырь

    Лазарет для бездомных, нуждающихся в специальном уходе (лежачих больных) в Нило-Столобенской пустыни

    • Пункт приема и раздачи вещей при Владимирской церкви г. Твери на 2-м этаже
      170003, Санкт-Петербурское шоссе, 4, корп. 2; тел. для справок: +7904 003-42-70, +7952 069-90-28; e-mail amvrosiy2012@mail.ru

    Средства массовой информации

    • «Верхневолжье православное» (ежемесячный официальный печатный орган Тверской митрополии)

    Благочиннические и приходские издания:

    • «Тверской спас» (Тверское благочиние, Воскресенский кафедральный собор и приход восстанавливающегося Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери)
    • «Лествица» (газета собора Вознесения Господня)
    • «Наш мастер-класс» (духовно-просветительский журнал для семейного чтения прихода Казанской церкви (Власьево), г. Тверь)
    • «Аллилуйя» (ежемесячная школьная газета НПОДО «Детская школа хорового пения»)
    • «Тверской мирянин» (ежемесячная газета, II Тверское благочиние, ТРОО «Тверской союз православных мирян»)
    • «Звонница» (газета Калининского благочиния)
    • «Родник Православия» с молодежным приложением «Мое поколение» (Кимрское благочиние, Преображенский собор)
    • «Благочиние» (газета Осташковского благочиния, собор в честь Вознесения Господня г. Осташков)
    • «Миссионерский листок» (Конаковское благочиние, Крестовоздвиженский приход с. Свердлово)
    • приходская газета Казанского храма с. Медное (Калининское благочиние)

    Присутствие епархии на постоянной основе в светских печатных СМИ:

    • рубрика «Православный вестник» (областная газета «Тверские ведомости»)
    • рубрика «Православная страница» (областная газета «Тверская жизнь»)
    • рубрика «Кимры Православный» (городская газета «Кимры сегодня»)
    • рубрика «Живу и верую» (районная газета «Старицкий вестник»)
    • «Троицкий вестник» (приложение к газете «Озерный край», г. Бологое)
    • приложение «Бог жив!» (районная «Кашинская газета» г. Кашина)
    • рубрика «Духовное наследие» (газета г. Торжка «Торжокская неделя»)
    • рубрика «Православный календарь» (газета г. Осташкова «Селигер»)
    • газета ЗАТО Озерный (Бологовский район, «Дни Озёрного»)
    • рубрика «Православная страница» (районная газета «Вперед» г. Калязина)

    Священники-дворяне

    Возведение православных священнослужителей в дворянское достоинство в XVIII – начале XX вв. (на примере духовенства Тверской епархии)

    Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника » Статьи » Священники-дворяне

    Поиск людей с помощью генеалогического сообщества

    Возведение православных священнослужителей в дворянское достоинство в XVIII – начале XX вв. (на примере духовенства Тверской епархии)
    Среди российских дворянских родов особую группу составляют фамилии, ведущие начало от православных священнослужителей, возведенных в «благородное достоинство» в конце XVIII – начале XX вв. Число их относительно невелико по сравнению с древними и новыми служилыми дворянскими родами.
    В подавляющем большинстве случаев получение представителями духовенства дворянского достоинства являлось следствием награждения одним из российских орденов. Едва ли не единственный пример прямого возведения относится к 1761 г., когда дворянства были удостоены Михайла, Фёдор, Захар и Яков Дубянские – за заслуги своего отца, протоиерея Фёдора Дубянского, бывшего духовником Императрицы Елизаветы Петровны .
    Право на получение орденов было распространено на православное духовенство в царствование Императора Павла I. 5 апреля 1797 г. было Высочайше утверждено установление о российских императорских орденах, в котором определялось, что заслуги и достоинство «при незазорном поведении» открывают путь к достижению орденов, «в следствие чего все духовные, военные, гражданские и придворные чины имеют к тому право» . При расписании орденских командорств часть из них была выделена награждённым лицам духовного звания, однако определено, что «духовные особы в управление деревень не вступаются, но получают из орденской казны доходы по примеру того, как государственная казна получает с крестьян своего ведомства» .
    В указе 19 января 1800 г. священнослужители, награждённые орденами, именовались кавалерами, но позднее они стали считаться «сопричисленными» к ордену .
    До 1845 г. каждый орден давал награждённому право на потомственное дворянство. В Дворянских депутатских собраниях не раз возникали сомнения, распространяется ли эта привилегия на сопричисленных так же, как на кавалеров. В 1821 г. последовало разъяснение Правительствующего Сената, что формулировка о «сопричислении» избрана «потому единственно, что она для духовных приличнее, нежели слово кавалер, в прямом смысле означающее рыцаря; но таковое изменение выражений не могло произвести никакого влияния на преимущества, дарованныя российским орденам» .
    27 февраля 1830 г. Высочайше было утверждено мнение Государственного Совета (подтверждённое в 1834 г.), согласно которому в дворянском достоинстве признавались все дети священнослужителей, пожалованных орденами (рождённые как до, так и после награждения) .
    Право на получение орденов имели не только представители белого духовенства, но и монашествующие, однако последние не возводились в дворянское достоинство. Во второй половине XIX в. священник Закавказского края Джанелидзе, овдовев, был пострижен в монашество и позднее удостоился ордена. Его сын обратился с прошением об утверждении в потомственном дворянстве, которое было удовлетворено местным дворянским депутатским собранием. Однако Сенат отменил решение собрания, поскольку орден был получен лицом, состоявшим в монашестве .
    Российское православное духовенство имело право на награждение любыми орденами, за исключением орденов Св. Станислава и Белого Орла (до 1831 г – наград Царства Польского). Известны случаи, когда священники получали в замену ордена Св. Станислава, пожалованного до рукоположения в сан, орден Св. Анны соответствующей степени .
    В первой половине XIX в. священнослужители в основном награждались орденом Св. Анны, что нашло отражение в его статуте 14 апреля 1829 г. В числе заслуг, за которые орден мог быть пожалован духовенству, назывались: обращение значительного числа лиц в православие; употребление наставлений, принесших «видимую тем государственную пользу» (на поле брани, при усмирении мятежей и т. п), «человеколюбивые подвиги», успехи по учёной части духовного и светского ведомств, отличное устройство «нужных» монастырей и церквей, устроение собственным иждивением церквей. Орден Св. Анны также мог быть получен за «долговременное отличное исправление» должностей, не приносящих жалования, присутствующего в консистории, дикастерии или духовном правлении, благочинного, духовного депутата . На практике в первой половине XIX в. орденом Св. Анны награждали преимущественно представителей придворного и столичного духовенства, а в провинции – настоятелей кафедральных соборов и некоторых членов духовных консисторий. В Тверской епархии одним из немногих награждённых стал штатный протоиерей кафедрального собора и присутствующий в духовной консистории Михаил Иванович Пешехонов. Он получил орден Св. Анны 3?й степени в 1840 г. и вскоре был утверждён в дворянстве .
    До 1845 г. все степени ордена Св. Анны давали награждённому право на потомственное дворянство, но с принятием 22 июля нового статута эта привилегия осталась лишь за получившими орден 1?й степени. Дети священнослужителей, награждённых орденами Св. Анны других степеней, теперь приобретали только права потомственного почётного гражданства . После 1845 г. низшей наградой, приносившей духовенству потомственное дворянство, стал орден Св. Владимира 4?й степени.
    Во второй половине XIX – начале XX вв. установилась следующая постепенность получения наград православными священниками (не закреплённая законодательно и допускавшая некоторые отклонения): 1) набедренник; 2) скуфья; 3) камилавка; 4) наперсный крест от Святейшего Синода; 5) орден Св. Анны 3?й степени ; 6) сан протоиерея ; 7) орден Св. Анны 2?й степени ; 8) орден Св. Владимира 4?й степени; 9) палица; 10) орден Св. Владимира 3?й степени; 11) наперсный крест из Кабинета Его Императорского Величества (с драгоценными украшениями или без них); 12) орден Св. Анны 1?й степени; 13) митра; 14) орден Св. Владимира 2?й степени; 15) орден Св. Александра Невского и алмазные знаки к нему; 16) орден Св. Владимира 1?й степени. Вероятно, единственное пожалование священнику ордена Св. Владимира 1?й степени относится к 1909 г., когда его удостоился протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский . Высшая награда Империи – орден Св. Андрея Первозванного, очевидно, не была пожалована ни одному из представителей белого духовенства, хотя юридических препятствий к этому не существовало.
    Для большинства рядовых священников во второй половине XIX в. наиболее высокой доступной наградой, получаемой в общем порядке, был наперсный крест от Святейшего Синода, реже – орден Св. Анны 3?й степени или сан протоиерея. На пожалование в качестве очередной награды орденов, приносивших потомственное дворянство, могли рассчитывать настоятели и ключари соборов, члены духовных консисторий, ректоры семинарий, смотрители духовных училищ и некоторые другие лица. В Тверской епархии подобные награды за служебные заслуги во второй половине XIX в. получили: штатные протоиереи кафедрального собора Козьма Кириллович Чередеев и Григорий Петрович Первухин, ключарь кафедрального собора протоиерей Иоанн Алексеевич Орлов, члены Тверской духовной консистории протоиереи Василий Фёдорович Владиславлев, Пётр Васильевич Грязнов, Иоанн Стефанович Васильевский, а также несколько настоятелей соборов в уездных городах. Большинство из них окончили духовные академии и имели степени магистра или кандидата богословия .
    Награда, дававшая право на потомственное дворянство, могла быть также получена по протекции высокопоставленных лиц. В 1884 г. президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович ходатайствовал о пожаловании священнику Тверской епархии Александру Поведскому ордена Св. Владимира 4?й степени за освящение здания для летнего пребывания учеников Академии. Архиепископ Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров), сочтя эту награду чрезмерной, предлагал ограничиться пожалованием наперсного креста от Святейшего Синода. Завязалась обширная переписка, но в результате мнение Великого князя оказалось решающим, и Поведский был удостоен ордена, принесшего ему потомственное дворянство. Архиепископ Савва с иронией отметил: «Вот к какой длинной переписке подал повод совершённый сельским священником подвиг освящения какого-то пустынного, устроенного в лесу, приюта для питомцев Академии художеств» .
    В 1870-е гг. установилась не закреплённая законодательно практика пожалования священникам ордена Св. Владимира 4?й степени, вне иерархии наград, за 50-летнюю службу («безпорочно и с похвалою») в священном сане . Первое найденное нами свидетельство о таком награждении относится к 16 августа 1871 г., когда ордена Св. Владимира 4?й степени за 50-летнюю службу удостоился протоиерей Корочанского собора Курской епархии Михаил Вирославский .
    В последней трети XIX в. для большинства рядовых священников получение подобной награды являлось единственной возможностью приобрести потомственное дворянство. Естественно, претендовать на неё могли только лица преклонного возраста. Так, в 1884 г. орденом Св. Владимира 4?й степени за 50-летнюю службу в священном сане в возрасте 75 лет был награждён сельский священник Тверской епархии Михаил Николаевич Первухин, не имевший до этого ни одного ордена . В том же году и на тех же основаниях к ордену Св. Владимира 4?й степени в возрасте 73 лет был сопричислен протоиерей Тверской епархии Григорий Алексеевич Новосёлов, награждённый ранее орденом Св. Анны 3?й степени за 12-летнее исполнение должности благочинного .
    В срок 50-летней выслуги, дававшей основания для получения ордена, включалась и служба по духовно-училищному ведомству в качестве светского лица. Например, протоиерей Василий Андреевич Рубцов, в 1885 г. в возрасте 74 лет сопричисленный к ордену Св. Владимира 4?й степени и внесённый в дворянскую родословную книгу Тверской губернии, был рукоположен в сан священника только в 1845 г. До этого он десять лет служил учителем в приходском и уездном духовных училищах .
    В более привилегированном положении находились священники военного ведомства, награждавшиеся орденом Св. Владимира 4?й степени за 35-летнюю (а бывшие в походах – за 25-летнюю) службу . Они, таким образом, имели преимущество перед приходскими священниками в правах на получение высшего сословного статуса. Так, сын дьячка Тверской епархии Николай Александрович Новосёлов, окончив семинарию, несколько лет служил в сельском приходе, а в 1855 г. был назначен священником лейб-гвардии Литовского полка. Вместе с полком он участвовал в боевых кампаниях и удостоился ордена Св. Анны 3?й степени (1866), сана протоиерея (1873), ордена Св. Владимира 4?й степени с мечами и бантом (1877), ордена Св. Анны 2?й степени с мечами (1878), палицы (1887) и других наград. В 1881 г. в возрасте 65 лет Новосёлов был утверждён в потомственном дворянстве .
    Тем не менее, число священнослужителей, получавших ордена, которые давали право на потомственное дворянство, было невелико по сравнению со светскими лицами. В 1875 г. орденом Св. Владимира 4?й степени были награждены 64 протоиерея и 7 священников (из них: 51 – к празднику Святой Пасхи (очередные награды), 17 – за 50-летнюю службу в священном сане, 3 – за другие заслуги) . К концу XIX в. число ежегодно получаемых священнослужителями наград возросло. В 1895 г. к ордену Св. Владимира 4?й степени были сопричислены уже 76 протоиереев и 58 священников (из них: 39 – к празднику Святой Пасхи (очередные награды), 89 – за 50-летнюю службу, 5 – за 35 и 25-летнюю службу (священнослужители военного ведомства) и 1 – за другие заслуги) .
    28 мая 1900 г. права награждённых орденами на получение потомственного дворянства были вновь ограничены: низшей наградой, приносившей его, стал орден Св. Владимира 3?й степени . Эта мера повлекла за собой резкое уменьшение числа священнослужителей, получавших потомственное дворянство по ордену. За 50-летнюю службу орденом Св. Владимира 3?й степени теперь награждались только протоиереи, уже имевшие орден Св. Владимира 4?й степени. В 1913 г. ордена Св. Владимира 3?й степени удостоились всего 35 протоиереев (из них: 27 – ко дню рождения Императора (очередные награды), 7 – за 50-летнюю службу, 1 – за другие заслуги) .
    После 1900 г. получение награды, дававшей право на потомственное дворянство, священником, не имевшим академического образования, становится исключительным случаем. Для этого необходимо было обладать особым долголетием и продолжать службу даже в глубокой старости (так как наград удостаивались только «действительные» священнослужители, а из числа заштатных – только занимавшие какую-либо должность: благочинного, сотрудника епархиального попечительства и т. п.). Ещё одну возможность открывало замещение наиболее важных должностей (настоятеля собора, члена духовной консистории и др.), сокращавшее, как правило, срок межнаградной выслуги. Эти места, однако, занимали в первую очередь выпускники духовных академий.
    В Тверской епархии в начале XX в. орден Св. Владимира 3?й степени смогли получить лишь несколько человек. В их числе был сельский священник Иоанн Петрович Рязанцев, рукоположенный в сан еще в 1856 г., по окончании семинарии. В 1876 г. он стал благочинным и через несколько лет был возведен в сан протоиерея. В 1907 г. Рязанцев получил орден Св. Владимира 4?й степени за 50-летнюю службу в священном сане (ранее награждён орденами Св. Анны 3?й и 2?й степеней) и в том же году вышел за штат, продолжая службу благочинным. Через три года он был награждён палицей, а в 1914 г. в возрасте 83 лет (!) оказался сопричислен к ордену Св. Владимира 3?й степени .
    В несколько более молодом возрасте такую же награду получил священник Фёдор Иванович Образцов. По окончании семинарии он в 1860 г. был рукоположен к Новоторжскому собору, а позднее стал приходским священником в Твери. Несмотря на отсутствие академического образования, Образцов в течение четырёх лет являлся председателем Тверского отделения Епархиального училищного совета, а с 1895 по 1910 гг. – членом Тверской духовной консистории. На протяжении службы он получил несколько орденов, был возведен в сан протоиерея и в 1907 г. в возрасте 75 лет – сопричислен к ордену Св. Владимира 3?й степени. В 1908 г. Образцов был внесен в дворянскую родословную книгу Тверской губернии .
    Больше возможностей в получении подобных наград имели священники с академическим образованием. В 1881 г. ректором Тверской духовной семинарии стал выпускник Московской духовной академии, магистр богословия Петр Александрович Соколов. Одновременно с назначением на ректорскую должность он был рукоположен во священника и возведен в сан протоиерея. В 1899 г. Соколов занял место кафедрального протоиерея в Твери и в 1905 г. в возрасте около 60 лет был награждён орденом св.Владимира 3-й степени .
    Таким образом, только в 1870-е – 1890-е гг. процесс приобретения потомственного дворянства православными священнослужителями носил хоть сколько-нибудь значительный характер. В другие периоды на это могли рассчитывать в основном представители придворного и отчасти военного духовенства, а также священники, имевшие академическое образование и занимавшие первенствующие места в системе епархиального управления или служившие по духовно-училищному ведомству Необходимо отметить, что даже в три последние десятилетия XIX в. число священников, претендовавших на награждение орденом Св. Владимира 4-й степени за 50-летнюю службу и получение дворянства, было ограничено возрастными причинами. В силу этого возможности приобретения православными священнослужителями потомственного дворянства были существенно ниже, чем у представителей офицерского корпуса и гражданских служащих, награждавшихся тем же орденом за 35-летнюю выслугу, а также имевших право на получение потомственного дворянства по классному чину.

    В Тверской епархии рассказали о доходах «модного» священника

    Протоиерей Вячеслав Баскаков опозорил свой приход публикацией фотографий дорогих аксессуаров и обуви мировых брендов, заявил РИА «Новости» пресс-секретарь Тверской и Кашинской епархии иерей Максим Мищенко.

    На прошлой неделе в сети обратили внимание на инстаграм-профиль «archpriesttver», в котором священник публиковал свои фотографии в брендовых вещах. В том числе на снимках фигурировали товары итальянского дома моды Gucci и французского Louis Vuitton.

    На снимках священнослужитель, в частности, демонстрировал лоферы стоимостью 50 тыс. рублей. Позже выяснилось, что владельцем аккаунта является протоиерей Вячеслав Баскаков. Эту информацию подтвердили в Тверской епархии, отметив, что обсуждаемым фотографиям не меньше года.

    Там не исключили создания дисциплинарной комиссии в связи с этой ситуацией. «Орган созывается периодически в случае возникновения экстраординарных ситуаций, не связанных с каноническими правонарушениями», — пояснил иерей Мищенко.

    Он добавил, что протоиерея вряд ли отстранят от священнослужения, однако решение остается за правящим архиереем. «В православии наказание — это не возмездие, но уврачевание и вразумление», — подчеркнул пресс-секретарь епархии.

    Отец Вячеслав уже подготовил объяснительную для дисциплинарной комиссии. Мищенко также сообщил, что в жизни Баскаков «человек неплохой», хотя и слегка инфантилен. В духовный сан он был посвящен еще 14 лет назад, добавил пресс-секретарь.

    По мнению Максима Мищенко, скандал вокруг протоирея продемонстрировал недостаток знаний россиян о церкви.

    «У населения существуют определенные мифы. Например, один из главных — церковь обеспечивается государством, что совершенно не так. К новостям о фото отца Вячеслава было довольно много едких комментариев, в которых люди так и писали: «Вот на что идут деньги налогоплательщиков». Это заблуждение! Мы не бюджетники. Добровольные пожертвования — вот наш единственный источник существования», — заявил пресс-секретарь епархии.

    Он отметил, что Баскаков является настоятелем «очень скромного» прихода, где не бывает крупных пожертвований. «Это больничный храм, фактически часовня. Окормляемые там — в основном пациенты этого лечебного учреждения. Так что могу однозначно сказать, что ничего из тех вещей, которые были на фотографиях, не куплены на пожертвования», — заверил Мищенко, добавив, что живет протоиерей в небольшой квартире, и машины у него нет.

    Основная часть пожертвований идет на оплату коммунальных услуг, а также зарплату сотрудников и внутрицерковные нужды. «Плюс очень важная статья расхода — поддержание храмового здания и внутреннего убранства церкви. А эта красота, византийский стиль требует значительных расходов», — пояснил иерей.

    Баскакова предупреждали об опасности публикации в инстаграме снимков дорогостоящих вещей, однако тот не прислушался к советам. «Практически весь контент от отца Вячеслава чересчур приватный, необычный, не для всеобщего обозрения, мог в любой момент искусить случайного пользователя», — отметил Мищенко.

    По его мнению, резонанс вокруг данной ситуации может отпугнуть людей от церкви. «Сложился новый мем «модного» священника, и, вероятно, теперь мы все будем ассоциироваться с этим. Прихожане знают ситуацию, и их это от церкви не отвернет. А вот захожане — люди, которые приходят в храм только несколько раз в году, и таких очень много — могут отвернуться», — сказал пресс-секретарь Тверской и Кашинской епархии. Он пояснил, что у людей сложится впечатление, что все пожертвования идут не на содержание храма, а на гардероб священнослужителей.

    Несколькими днями ранее, 11 декабря, сам Баскаков опубликовал заявление на портале «Ахилла», в котором заявил, что ему стыдно за свои поступки. Он попросил прощения у всех, кого задели его фотографии.

    «Я несу полную за это ответственность. Я понесу епитимию, закрою «Инстаграм», раз не умею вести себя скромно и адекватно», — заявил протоиерей.

    Он пояснил, что большинство вещей, запечатленных на фотографиях, не принадлежат ему. Их снимки были сделаны непосредственно в бутике. «Купить это не по карману никакому священнику. Да и незачем. Сейчас я считаю такие фотографии глупыми, ребяческими, даже греховными. А в те дни это было в формате социальной сети — ставить все, что нравится и не греховно. Старался быть открытым человеком. Меня предупреждали, но я боролся за эту «свободу»», — сообщил отец Вячеслав.

    Читайте также:  Храм Сергия Радонежского в Крапивниках: описание и адрес храма, история и святыни, расписание богослужений, как добраться
    Ссылка на основную публикацию